РЕСТАВРАЦИЯ. Картина лосенко


Описание картины Антона Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой»

Описание картины Антона Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой»

Картина «Прощание Гектора с Андромахой» принадлежит перу русского художника Антона Павловича Лосенко, который считается идейным вдохновителем и основоположником такого направления в искусстве XVIII века как историческая живопись. Написано это произведение было в 1773 году.

Автор, хоть и опирается на классический гомеровский сюжет, но не следует ему в точности. В своей работе Лосенко не стремился к воспроизведению атрибутов того далекого времени, посему практически не заботился об исторической достоверности того, что изображено на картине. Основная идея полотна заключается в патриотизме и самоотверженном служении Родине, выразителями которой являются главные персонажи картины – Гектор и Андромаха.

Место действия картины – город, из которого троянский герой Гектор отправляется на битву. Служащий фоном городской пейзаж обрамляет представленную на картине сцену по типу театральных кулис. Центральные персонажи картины – Гектор и его жена Андромаха выдвинуты немного вперед. Слева и справа находятся воины и пажи, которые, как в театре, представляют собой толпу не имеющих индивидуальности статистов, стоящих позади главных героев.

Поза Гектора исполнена трагического героизма – в эффектном красном плаще он стоит, подняв руку, и высокопарно обращаясь к небу, прощается с женой и всеми согражданами. Андромаха также захвачена патриотическим пылом мужа – как истинная жена героя, она не проливает горьких слез, а вдохновляет его на подвиг. При этом мы не видим никаких личных переживаний героев, целиком отдавшихся всепоглощающему чувству патриотизма.

В картине использованы строгие тона – никакой пышности и богатства одежд, буйной зелени, затейливо выписанных предметов обихода. Ничто не отвлекает зрителя от главной идеи – самопожертвования героя во имя Родины.

opisanie-kartin.com

ЛОСЕНКО АНТОН ПАВЛОВИЧ

ЛОСЕНКО АНТОН ПАВЛОВИЧ

Родился в украинской казачьей семье в 1737 г., рано осиротел. Когда ему было семнадцать его отправили в Санкт-Петербург в певческий хор при дворе. В 1753 году «спавший с голоса», со способностями к рисованию был взят в художественную мастерскую на обучение под руководством художника И.П. Аргунова, где А.П. Лосенко получил превосходную подготовку.

Так, пять с половиной лет спустя А.П. Лосенко зачисляют в Академии художников. В Академии он получает должность подмастерья.

В 1760 г. направляется, как талантливый живописец в Париж для дальнейшего обучения. Здесь он учится у Ж. Рету и пишет историческую картину по евангельскому сюжету «Чудесный улов». В этой картине А.П. Лосенко сочетает классицизм с образом Христа, пронизанного мягкостью и человечностью.

Антон Павлович Лосенко создал галерею портретов современников: граф И.И. Шувалов, поэт А.П. Сумароков, актёр Я.Д. Шумский. Они были написаны в 1760 году. Позднее в 1763 году – портрет Ф.Г. Волкова. В них отражена сила духа и человечность изображённых им людей.

В Италии в 1766-1769 годах русский художник изучал античность, копировал картины Рафаэля. Здесь его работой стало полотно на античный сюжет «Зевс и Фтида». Уделяя большое внимание строению обнажённого человеческого тела, создал такие картины «Авель» и «Каин». Художник хорошо передал анатомию человеческого тела в живописных оттенках, которые свойственны только живой натуре.

После возвращения из Италии в Петербург русский художник по заданию, как выпускник Академии, пишет картину на историческую тему под названием «Владимир и Рогнеда» в 1770 году. По древней легенде данного сюжета Новгородский князь Владимир, просивший руки дочери полоцкого князя Рогвольда получает отказ. Князь Владимир напал на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды, силой взял её в жёны. Картина запечатлела кульминационный момент, когда князь Владимир вторгся в покои Рогнеды и «невольно сочетался»с нею. «Прежалостная судьба Рогнеды» в картине и образ Владимира, раскаявшегося в содеянном отражает высокие идеалы гуманизма века Просвещения.

Картина приносит ошеломительный успех, А.П. Лосенко становится не только академиком, а ещё получает назначение адъюнкт-профессором. В 1772 году – директором Академии художеств. Давал практические занятия ученикам, им был создан курс «Изъяснение краткой пропорции человека…» — пособие для следующих поколений художников.

Вторая историческая картина А.П. Лосенко «Прощание Гектора с Андрамахой», начал писать это произведение в 1773 году, к сожалению картина не была окончена. Этим объясняется некоторая эскизность образов. Снова Античный сюжет – «Илиада» Гомера. Картина вызывает патриотические чувства, её сюжет показывает готовность принести себя в жертву во имя Родины. Просветительский классицизм пронизывает весь творческий путь художника. В картине – прощание сына троянского царя Приама с женой, с ребёнком на руках, перед сражением. Неизбежная гибель, трагический конец, предчувствие оного представлена художником. Патетичный образ Гектора и величавое суровое начало, гармоничная композиция и яркий колорит, наверное, так можно охарактеризовать произведение русского знаменитого художника.

Талантливый художник был вовлечён в академические и придворные интриги, что было чуждо А.П. Лосенко. Из письма скульптора Э.М. Фальконе Екатерине II: «Преследуемый, утомленный, опечаленный, измученный тьмою академических пустяков, <…> Лосенко не в состоянии коснуться кисти; его погубят несомненно. Он первый искусный художник нации, к этому остаются нечувствительны, им жертвуют…»

Обещания императрицы перевести А.П. Лосенко в Эрмитаж не были исполнены. Художник погибает от бессилия и недуга.

Источник тут

Случайные записи

k-a-r-t-i-n-a.ru

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ А.П.ЛОСЕНКО - РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ. XVIII-XIX ВЕКА. - ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ - ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РЕСТАВРАЦИЯ

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ А.П.ЛОСЕНКО

 

ЛОСЕНКО Антон Павлович (30.07.1737, Глухов, Малороссия – 23.11.1773, Санкт-Петербург)

Живописец, рисовальщик, автор картин на исторические, библейские, мифологические сюжеты, портретист, педагог, основоположник отечественной школы исторической живописи.

 

1844 – отправлен певчим в придворный хор в Петербург. Первоначальные навыки рисования и живописи получил у художника Ольховского.

1753 – по распоряжению Елизаветы Петровны отдан в обучение к И.П.Аргунову.

Между 1753 – 1758 – копия с картины неизвестного европейского художника «Товий и ангел».

1758 – определен в ИАХ, где он обучался у Л.-Ж. Ле Лоррена, Ж.Л.де Велли, Л.-Ж.-Ф Лагрене.

До сентября 1760 – репрезентативный портрет И.И.Шувалова, куратора Академии; изображение А.П.Сумарокова.

1760? 1763? – портрет Ф.Г.Волкова. По общему решению портрет не выходит за рамки барочной стилистики.

1760 – обучение в Париже под руководством Ж.Ресту (Младшего).

1762 – картина «Чудесный улов рыбы». Сложная многофигурная композиция является свободной копией одноименной картины французского живописца Ж.Жувене.

1763 – 1765 – II парижский период. Наставник – Ж.М.Вьен, превосходный рисовальщик, с именем которого связано неоклассицистическое направление в живописи.

1764 – штудии человеческого тела «Лежащий натурщик», «Натурщик, сидящий на камне». Картина «Андрей Первозванный».

 

Многочисленные этюды и рисунки парижского периода утрачены.

 

1765 – картина «Жертвоприношение Авраама (Авраам приносит в жертву сына своего Исаака)». Сочетание барочной экспрессии с присущим классицизму стремлением к правдивой передаче идеальной натуры.

1 декабря 1765 – переезд в Рим. Прославился как блестящий рисовальщик.

1768 – два превосходных изображения обнаженных натурщиков – «Каин» и «Авель» (названия даны в XIX в.)

1768-1769 – копия на холсте фрески Рафаэля «Правосудие» в станцах Ватикана

1769 – картина «Зевс и Фетида», выполненная по заказу И.И.Шувалова для графа К.Г.Разумовского. Это одна из самых антикизированных работ художника, первое оригинальное полотно в русской живописи, основанное на принципах классицизма.

1769 – возвращение в Петербург

1770 – картина «Владимир и Рогнеда». Это едва ли не самая первая в России картина на сюжет из отечественной истории, чем и обусловлено её особое место в истории русского искусства. По драматической коллизии и динамичной композиции работа ближе стилю барокко, нежели классицизму.

1772 – директор Императорской Академии Художеств. В числе учеников Лосенко были И.А.Акимов и П.И.Соколов.

1773 – картина «Прощание Гектора с Андромахой» (не завершена). Написана по заказу Екатерины II. До появления полотна Ф.А.Бруни «Смерть Камиллы, сестры Горация» (1824) картина Лосенко считалась эталоном исторической классицистической школы.

 

Главные работы:

 

«Портрет И.И.Шувалова» (1760, ГРМ)

 

«Портрет А.П.Сумарокова» (1760, ГРМ)

 

«Портрет Ф.Г.Волкова» (1760(?), 1763(?), ГРМ; гравирован Е.П.Чемесовым в 1764)

 

«Чудесный улов рыбы» (свободная копия одноименной картине Ж.Жувене (1705), 1762, ГРМ)

 

«Андрей Первозванный» (1764, ГРМ; гравирован И.А.Берсеневым в 1784)

 

«Жертвоприношение Авраама (Авраам приносит в жертву сына своего Исаака)» (1765, ГРМ)

 

«Каин» (1768, ГРМ; гравирован Г.И.Скородумовым)

 

«Авель» (1768; Харьковский ХМ)

 

«Зевс и Фетида» (1769, ГРМ)

 

«Владимир и Рогнеда» (1770, ГРМ)

 

«Прощание Гектора с Андромахой» (1773, ГТГ; эскиз – ГТГ).

 

______________________________________________________

Полный текст статьи чит. в книге: РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ. XVIII-XIX ВЕКА. Биографический словарь. Санкт-Петербург, 2008

Автор статьи: Е.Ф.Петинова, кандидат искусствоведения.

см. в сообществе "Реставрация": АЛЬБОМ "РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ. XVIII-XIX ВЕКА. (иллюстрации)

Также, читайте на нашем сайте ПЕРЕЧЕНЬ ИМЕН.

volrest.ucoz.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта