Касаткин Николай Алексеевич (1859-1930). Картины касаткин


Касаткин Н.А. «Соперницы». Описание картины.. Художники-передвижники

1890 г. Холст, масло. 71 x 106 см.Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

 Описание картины Касаткина Н.А. «Соперницы» 

На своей картине «Соперницы» Н.А. Касаткин изображает  зимний деревенский пейзаж. В центре произведения – две молодые девушки. Они идут с коромыслами за водой по протоптанной небольшой дорожке.  Вокруг бесконечные сугробы снега. Судя по авторскому названию картины, они соперничают между собой по поводу того, кто быстрее наберёт воду и донесёт ее, не расплескавши.

На самом деле, эти девушки подруги, но им захотелось немного посоревноваться. Обе девушки одеты достаточно ярко. Одна из них, держащая коромысло на правом плече одета просторный чёрный полушубок, расклешённый к низу. Из под него выглядывает подол тёмной юбки и жёлтого расписного передника. На голове у девушки плотно завязана красная косынка. Другая девушка что-то говорит первой, упёрши одну руку в бок.

Судя по её пронзительному и заискивающему взгляду, она, возможно, говорит подруге: «Спорим, что я первая доберусь до колодца?».  На ней надет тёмно-синий платок, а её полушубок украшает толстый ворот из натурального меха, и рукава тоже пушистой полосой обшиты мехом. Снизу полушубка просматривается белое платье с розовыми цветами и поверх него красный передник.

Позади девушек с одной и другой стороны стройными рядами возвышаются деревянные дома. Крыши избушек мягким покрывалом свежего снега. Казалось бы, деревня необитаема и полностью безлюдна, если бы не стоял молодой парень возле одной из избушек, да ещё несколько людей позади девушек.

Лучшие картины Касаткина Н.А.

www.hudojnik-peredvijnik.ru

Русская живопись. Художник Касаткин Николай Алексеевич. Биография. Картины

Касаткин Николай Алексеевич

Работал в области жанровой живописи. Приверженец традиций демократического искусства. Картины носят социальный характер. Персонажи его картин – люди из народа. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Участник Товарищества Передвижников и Ассоциации художников революционной России. Народный художник РСФСР. Просмотреть картины Касаткина

Биография и творческая деятельность

Николай Алексеевич Касаткин родился в Москве в 1859 году. В 1873 году поступил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Одним из преподавателей в училище у Касаткина был известный русский художник В.Г. Перов. Закончил обучение Николай в 1882 году.

С самого начала самостоятельного творческого пути художник был привержен традициям демократического искусства. В 1891 году Касаткина принимают в ряды Товарищества передвижных художественных выставок, после чего художник становится одним из его активных деятелей. С 1890 по 1922 годы художник принимает участие в выставках товарищества.

Персонажи произведений Касаткина — люди из народа. В своих жанровых картинах художник ярко и непосредственно изображал народный быт: «Соперницы» (1890), «Осиротели» (1891), «Шутка» (1892), «Клевета» (1893), «Трамвай пришел» (1894). В 1890-е годы тема борьбы русского рабочего класса против нечеловеческой эксплуатации стала ведущей в творчестве художника. С 1892 году Касаткин совершил несколько поездок на Донбасс. Результатом стало создание цикла картин, посвященных шахтерам, среди которых «Буревестник», или «Тяжело» (1892), «Сбор угля бедными на выработанной шахте» (1894), «Шахтерка» (1894), «Шахтер-угольщик» (1896). Одно из лучших произведений Касаткина этого периода «Углекопы — смена» (1895). Произведения художника конца 1890-х годов носят социальный характер. Наиболее известные картины этого периода - «В коридоре окружного суда» 1897, «Арестантки на свидании» 1898.

События революции 1905-1907 годов оказали влияние на творчество Касаткина. Художник откликнулся на эти события картинами «Атака завода работницами» (1906) «Рабочий боевик» (1905), а также «9 января», «После обыска», «Последний путь шпиона». В период между двумя революциями (1907—17) Касаткин занимался педагогической деятельностью в Московском училище живописи ваяния и зодчества (до 1918 года) и в художественной школе при издательстве Сытина, организованной самим художником.

После Октябрьской революции творчество Касаткина стало одним из звеньев, связавших русский реализм XIX века с новым советским искусством. Художник первым открыл историю индустриальной темы, исполнив серию зарисовок этюдов на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде в 1919 году. Стал членом только что созданной Ассоциации художников революционной России (АХРР). Касаткин активно занимался общественной деятельностью, что выразилось в работе по организации нескольких музеев. В середине 1920-х годов художник много работал в портретном жанре, особое внимание уделяя портретам молодежи, в которой живописец видел строителей нового советского общества. В 1923 г. Николаю Алексеевичу Касаткину было присвоено звание народного художника РСФСР.

Картины Касаткина  

mail.art19.info

Художник Николай Касаткин / Блоги / eNews

Неделя за неделей, четверг за четвергом незаметно тАят, исчезая вдали уходящего времени, словно вода в песок. Заметными вехами являются лишь те, что глубоко врезаются в память и остаются в ней навсегда. Такими вехами для меня являются блоги о великих русских художниках (и не только русских - ближайшее время позволит убедиться в этом), навсегда вошедших в историю. И никакие сиюминутные политические дрязги, суета сует и банальная бытовуха не затмят, не занесут пылью времён эти вехи, словно маяки расставленные на пути человека, небезразличного к прекрасному ...

Николай Касаткин работал в области жанровой живописи. Приверженец традиций демократического искусства. Его картины носят социальный характер. Персонажи картин – люди из народа. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Участник Товарищества Передвижников и Ассоциации художников революционной России. Народный художник РСФСР.

Биография и творческая деятельность

Николай Алексеевич Касаткин родился в Москве в 1859 году. Его отцом был известный гравер А.А. Касаткин, мать была крепостной крестьянкой. В 1873 году он поступил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Одним из преподавателей в училище у Касаткина был известный русский художник В.Г. Перов http://enews.md/blogs/view/7119/. Закончил обучение Николай в 1882 году.

В 1883 году за картину "Нищие на церковной площади" он был удостоен большой серебряной медали. В 1891 году художник становится постоянным участником Товарищества Передвижных Художественных Выставок, а в  1900 году за картину "В коридоре окружного суда" получает серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже.

В становлении художника огромную роль играли другие члены Товарищества, а также Л.Н. Толстой. С писателем Касаткин состоял в дружеских отношениях, их объединяла общность мировоззрения.  Не случайно в своих работах художник обращается именно к изображению жизни простых рабочих. Эта тема стала центральной в творчестве Касаткина. Он создает полотна "Семья рабочего", " Вкоридоре окружного суда", "Арестантки на свидани". Главные герои этих картин – люди из народа.

Впервые в истории традиционной живописи он создал своеобразную галерею образов городской бедноты, рабочих и революционеров-пролетариев, и при советской власти был одним из первых удостоен звания народного художника республики.

С самого начала самостоятельного творческого пути художник был привержен традициям демократического искусства. В 1891 году Касаткина принимают в ряды Товарищества передвижных художественных выставок, после чего художник становится одним из его активных деятелей. С 1890 по 1922 годы художник принимает участие в выставках товарищества.

Персонажи произведений Касаткина — люди из народа. В своих жанровых картинах художник ярко и непосредственно изображал народный быт: «Соперницы» (1890), «Осиротели» (1891), «Шутка» (1892), «Клевета» (1893), «Трамвай пришел» (1894). В 1890-е годы тема борьбы русского рабочего класса против нечеловеческой эксплуатации стала ведущей в творчестве художника. С 1892 году Касаткин совершил несколько поездок на Донбасс. Результатом стало создание цикла картин, посвященных шахтерам, среди которых «Буревестник», или «Тяжело» (1892), «Сбор угля бедными на выработанной шахте» (1894), «Шахтерка» (1894), «Шахтер-угольщик» (1896). Одно из лучших произведений Касаткина этого периода «Углекопы — смена» (1895). Произведения художника конца 1890-х годов носят социальный характер. Наиболее известные картины этого периода - «В коридоре окружного суда» 1897, «Арестантки на свидании» 1898.

События революции 1905-1907 годов оказали влияние на творчество Касаткина. Художник откликнулся на эти события картинами «Атака завода работницами» (1906) «Рабочий боевик» (1905), а также «9 января», «После обыска», «Последний путь шпиона». В период между двумя революциями (1907—17) Касаткин занимался педагогической деятельностью в Московском училище живописи ваяния и зодчества (до 1918 года) и в художественной школе при издательстве Сытина, организованной самим художником.

После Октябрьской революции творчество Касаткина стало одним из звеньев, связавших русский реализм XIX века с новым советским искусством. Художник первым открыл историю индустриальной темы, исполнив серию зарисовок этюдов на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде в 1919 году. Стал членом только что созданной Ассоциации художников революционной России (АХРР).

Касаткин активно занимался общественной деятельностью, что выразилось в работе по организации нескольких музеев. В середине 1920-х годов художник много работал в портретном жанре, особое внимание уделяя портретам молодежи, в которой живописец видел строителей нового советского общества. В 1923 г. Николаю Алексеевичу Касаткину было присвоено звание народного художника РСФСР.

Любопытным и познавательным с точки зрения истории, мне показалось описание картины "Крепостная актриса кормит грудью барского щенка", сделанное большим любителем русской живописи Олегом Гомозовым.

"...Среди сокровищ русской живописи "Шахтерка" Николая Касаткина, представляющая собой написанный с натуры этюд, занимает весьма почетное место. А вот другая его работа "Крепостная актриса в опале, кормящая грудью барского щенка" настолько малоизвестна, что упоминание о ней найдешь далеко не в каждой биографической справке художника. В 1931 году музей Революции выпустил почтовую карточку с редкой репродукцией народного художника РСФСР Николая Касаткина "Крепостная актриса в опале, кормящая грудью барского щенка". При этом из соображений нравственности обнаженную грудь молодой женщины целомудренно прикрыли сарафаном, к которому и припал носом щенок. http://s019.radikal.ru/i622/1504/95/259fd5ea5d5b.jpg

Название картины помимо русского было указано еще на пяти языках народов СССР. Так советское государство посредством работ мастеров реалистического искусства пыталось напомнить молодому поколению о былых ужасах царизма и крепостничества. Действительно, что может быть чудовищней, чем изображение красивой молодой женщины, прикованной цепью в подвале, которая кормит грудью барского щенка, а ее собственный ребенок в это время лежит у нее в ногах? На открытках с репродукцией, вышедших в  шестидесятых годах, все так и воспроизведено. Но в тридцатые годы натурализм этой сцены показался советским идеологам чрезмерно откровенным, и обнаженная женская грудь была целомудренно прикрыта сарафаном, в который и жмется носом щенок.Отечественная история полна сцен издевательства помещиков над своими крепостными. В труде историка Василия Ивановича Семеновского "Крестьяне в царствование Екатерины II", изданном в 1903 году, приводится историческое свидетельство о помещике, который приказал "жечь углями подошвы ног дворового за то, что тот утопил двух барских щенков, которых его жене было велено выкормить своею грудью". Подобный сюжет мы находим и в очерке Владимира Короленко "В облачный день". Там помещик Панкратов женился на красивой крестьянке из своих крепостных, которая потом от него сбежала с офицером. С тех пор помещик возненавидел своих крепостных и полюбил собак. Построил для своих любимых десяти сук псарню вроде господского дома, и заставлял крепостных женщин вскармливать их щенят грудным молоком. Крестьянин Алексей, увидев, как его молодая жена вместо младенца вскармливает щенков, "примял" их, а барину заявил: "Ребенок, хоть и мужицкое дитя, все у бога человеческая душа считается... а вы у бабы груди псиной пакостите..." И тогда взбешенный помещик толкнул его в кипящий котел с собачьей похлебкой..." 

В 1929 году в Москве прошла первая и единственная прижизненная персональная выставках работ мастера. Через год в музее Революции при объяснении одной из своих картин Касаткин нагнулся и упал, чтобы больше не подняться... Произведения Николая Алексеевича Касаткина хранятся в Государственной Третьяковской галерее,  Государственном Русском музее и других музеях страны, но самая скандальная его работа, которой коснулась советская цензура, находится в Музее Революции. Источник: "With the world on a string - to the curious man shirt". Leils

enews.md

Русская живопись. Художник Касаткин Николай Алексеевич. Биография. Картины

Касаткин Николай Алексеевич

Работал в области жанровой живописи. Приверженец традиций демократического искусства. Картины носят социальный характер. Персонажи его картин – люди из народа. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Участник Товарищества Передвижников и Ассоциации художников революционной России. Народный художник РСФСР. Просмотреть картины Касаткина

Биография и творческая деятельность

Николай Алексеевич Касаткин родился в Москве в 1859 году. В 1873 году поступил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Одним из преподавателей в училище у Касаткина был известный русский художник В.Г. Перов. Закончил обучение Николай в 1882 году.

С самого начала самостоятельного творческого пути художник был привержен традициям демократического искусства. В 1891 году Касаткина принимают в ряды Товарищества передвижных художественных выставок, после чего художник становится одним из его активных деятелей. С 1890 по 1922 годы художник принимает участие в выставках товарищества.

Персонажи произведений Касаткина — люди из народа. В своих жанровых картинах художник ярко и непосредственно изображал народный быт: «Соперницы» (1890), «Осиротели» (1891), «Шутка» (1892), «Клевета» (1893), «Трамвай пришел» (1894). В 1890-е годы тема борьбы русского рабочего класса против нечеловеческой эксплуатации стала ведущей в творчестве художника. С 1892 году Касаткин совершил несколько поездок на Донбасс. Результатом стало создание цикла картин, посвященных шахтерам, среди которых «Буревестник», или «Тяжело» (1892), «Сбор угля бедными на выработанной шахте» (1894), «Шахтерка» (1894), «Шахтер-угольщик» (1896). Одно из лучших произведений Касаткина этого периода «Углекопы — смена» (1895). Произведения художника конца 1890-х годов носят социальный характер. Наиболее известные картины этого периода - «В коридоре окружного суда» 1897, «Арестантки на свидании» 1898.

События революции 1905-1907 годов оказали влияние на творчество Касаткина. Художник откликнулся на эти события картинами «Атака завода работницами» (1906) «Рабочий боевик» (1905), а также «9 января», «После обыска», «Последний путь шпиона». В период между двумя революциями (1907—17) Касаткин занимался педагогической деятельностью в Московском училище живописи ваяния и зодчества (до 1918 года) и в художественной школе при издательстве Сытина, организованной самим художником.

После Октябрьской революции творчество Касаткина стало одним из звеньев, связавших русский реализм XIX века с новым советским искусством. Художник первым открыл историю индустриальной темы, исполнив серию зарисовок этюдов на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде в 1919 году. Стал членом только что созданной Ассоциации художников революционной России (АХРР). Касаткин активно занимался общественной деятельностью, что выразилось в работе по организации нескольких музеев. В середине 1920-х годов художник много работал в портретном жанре, особое внимание уделяя портретам молодежи, в которой живописец видел строителей нового советского общества. В 1923 г. Николаю Алексеевичу Касаткину было присвоено звание народного художника РСФСР.

Картины Касаткина  

art19.info

Culture and art

Творчество Касаткина

И. Касаткин (1859—1930) Автопортрет

Творчество Касаткина Николая Алексеевича

Картины Касаткина так прекрасны и задушевны! И. Е. РепинПрироды не было. Только голубое небо пламенело в высоте. Но отражалось небо не в струях реки и не в глянце листвы тополей — небо отражалось в огромных кусках каменного угля.«Такая уродливая сторона… страшная страна…» — думал заехавший в Донбасс в 1892 году приезжий.Донбасс давал уголь России. Но семьи тех, кто добывал уголь под землей, сидели без топлива. Немощные старухи, матери с крошечными детьми, белоголовые девочки с утра до вечера копались в горах выработанной породы — они искали кусочки угля, кусочки тепла, уюта и света…

Творчество Касаткина

Н. Касаткин Комсомолка-рабфаковка Сангина, уголь. 1925.

Цветы здесь не цвели, бабочки не летали. На всем лежала отливающая металлом угольная пыль.Два раза в сутки словно разверзалась земля и выбрасывала наверх шахтеров. Шахтеры шли угрюмые, чернолицые, чернорукие, смертельно усталые. На темных лицах — лишь белки утомленных, покрасневших глаз.И тогда появлялся городской человек с чемоданчиком.— Тикай, вот он! — кричали мальчишки.Шахтеры останавливались. Размыкались губы, казавшиеся белыми на черном лице, и шахтер угрюмо бросал человеку с чемоданчиком:— Ты тут не хо-ди-и-и!..— Почему? — беспомощно спрашивал человек. — Почему?! Разве этим делаю что дурное?!— Не желаем!..Человек с чемоданчиком поворачивался и брел к себе в комнату, которую снимал. Он вытаскивал листок бумаги и писал письма о горе и страдании шахтеров.Человек тяжело задумывался. Он раскрывал чемоданчик. По правде говоря, это был этюдник, и в нем лежали палитра, масляные краски, холстики, растворитель и кисти. Человек был художником. Раскрыв этюдник, он смотрел на заготовленные холстики, на которых хотел писать шахтеров. Он мечтал о картинах, которые пробудят в людях совесть, заставят их изменить жизнь, принести в эту черную, уродливую страну бабочек и цветы, построить шахтерам удобные светлые дома, облегчить их труд. Но чтобы написать картину, нужно было согласие шахтеров. Надо уговорить шахтеров позировать, надо спускаться с ними в шахту и рисовать их во время работы, художнику нужна была дружба шахтеров. Но его встречала ненависть.Человек с чутким сердцем, он отлично понимал шахтеров. «Испытывая к себе только враждебное или унизительное отношение других классов, — писал он, — ив художнике углекопы видели человека, который также хочет посмеяться над их лохмотьями, над грязными лицами». Художник не знал, что в Донбассе, где часто происходили бунты и волнения, где царское правительство в страхе запретило шахтерам собираться группами, было много шпиков и полицейских шпионов, и художник, городской человек с белыми руками, с непонятным чемоданчиком был принят за царского шпиона. Его даже собирались сбросить в шахту…

Творчество Касаткина

Н. Касаткин Горнорабочие. Смена Масло.

Так встретил трудовой люд Донбасса Николая Алексеевича Касаткина, приехавшего в 1892 году в Грушевский район написать пламенную картину, подобную пушке, «бьющей на сто верст». И Касаткин написал такую картину.Девять лет подряд приезжал он в Донбасс. Он выставлял на передвижных выставках «черные» картины и «черные» этюды шахтеров. Художник «пришел к мысли, что надо взять такую форму жизни, где бы самый цвет, самые краски тоже выражали бы протест, тоже уклонялись бы от общепринятых традиций, как и сама тема». И краски его выражали протест. Его картины появлялись на выставках, как куски угля — подлинные, весомые, неподкупные, часто обагренные кровью шахтеров.Газеты писали о зачерненных углем фигурах на картинах Касаткина, которые «остаются в памяти и как бы идут дальше, вместе со зрителем».Картины Касаткина были «как пушка, стреляющая на сто верст».И шахтеры полюбили Касаткина. Они приходили к художнику и просили писать с них портреты.— Идите к фотографу! — отсылал их занятый своими творческими планами художник.

Творчество Касаткина

Н. Касаткин Рисует на полу. Этюд к картине «Стенная газета» Масло. 1926—1927.

— Нет, Николай Алексеевич, — рассудительно говорили шахтеры, — это не то, не как есть, а у тебя — мы настоящие!..Настоящий русский рабочий пришел в мировую живопись с картинами Касаткина. Буревестником революции в литературе мы называем Максима Горького. Певцом пролетариата в живописи стал Николай Алексеевич Касаткин. И до него художники писали рабочих. Но чаще всего художники писали рабочих покорных, забитых. Они писали одиночек. Касаткин же в картине «Углекопы. Смена» вывел к русскому зрителю целую армию шахтеров.Две группы людей перед нами: одни, засыпанные углем, окрашенные им в трагически черный цвет, поднимаются из-под земли. Другие, кое- как отдохнувшие, кое-как отмытые, идут под землю на двенадцатичасовую работу, требующую мужества, находчивости, смекалки, требующую нечеловеческого напряжения всех сил.Первым идет из шахты горняк-богатырь. Ярко сверкают его глаза. Поступь его тяжела и величественна. Склянка с маслом висит на его груди, как орден. Можно думать, что на картине «Смена» поднимается из земли весь рабочий народ — тут и человек на деревянной ноге, тут и старик в очках. Тут и дети, которым бы запускать змеев, купаться в реке, листать буквари, но и их клеть унесет на двенадцать часов в страшное подземное царство — они тоже работают!Касаткин написал правду, он ни в чем не погрешил против истины, но зритель угадал в его картине рабочих — будущих завоевателей жизни. Картина ударила по русскому обществу конца прошлого века, как пушка, — она разбудила многих, она рассказала о мужестве, стойкости и красоте шахтеров. «Черные» этюды вошли в залы музеев как протест против внешней живописной красивости. И с ними вошли рабочие.

Творчество Касаткина

Н. Касаткин Рабочий-боевик Масло. 1905.

В 1895 году, за десять лет до революции 1905 года, написал Касаткин свою «Смену».Через два года он выставил картину «Шахтер-тяголыцик». В низкой шахте, где можно двигаться только ползком, на четвереньках, как животное, тащит за собою шахтер салазки с углем. При чадном мерцании лампочки он почти не виден, поза его тягостна, на лице страдание. «Это уродливое четвероногое из апокалипсиса!..» — в ужасе писала критика. Но это было правдой. Правдой старого мира. Правдой, которую говорить было опасно и которую мог сказать только бесстрашный и самоотверженный человек.Революцию 1905 года Касаткин встретил как исполнение желаний. Он давно предчувствовал ее.После расстрела 9 января гнев рабочих выплеснулся на улицы городов России. Те мускулистые руки, которые поворачивали колеса станков, мешали кипящий металл, трудясь по двенадцать часов под землею, откалывали из сердцевины земли куски сверкающего металлическим блеском угля, — ныне эти сильные руки выламывали из мостовых булыжники, «оружие пролетариата», валили на бок трамваи и сооружали из них баррикады, оттягивали затвор ружья. Пороховым дымом окутались улицы…

Творчество Касаткина

Н. Касаткин Пионер с рисунком в руке. Этюд к картине «Стенная газета» Масло. 1927.

Сколько обывателей закрыли двери, окна и ждали конца пламенной бури, которая гремела над Россией!Но Касаткина в эти дни нельзя было застать дома — он был в гуще боев. Он рисовал. Он наблюдал. Отец десятерых детей, он не препятствовал им принимать участие в революции: его сыновья боролись с рабочими бок о бок. Один из сыновей был арестован и четыре месяца просидел в Бутырской тюрьме. А отец в это время писал Революцию.Кто бы мог подумать, что этот человек так храбр!..Гражданским мужеством было его постоянное пребывание на улицах восставшей Москвы.Гражданским мужеством были проникнуты и его этюды. .Бродя по охваченной классовыми сражениями Москве, художник старался увидеть и понять как можно больше. Красная Пресня стояла в восставшем городе как крепость. И, возможно, именно здесь, в промежутках между баррикадными боями, и разглядел Касаткин «Рабочего-боевика» : черноглазого, черноусого, смело шагнувшего прямо на зрителя, заряженного до предела той «праздничной энергией масс», о которой с восхищением говорил Ленин.Но революция 1905 года была побеждена. Она была потоплена в крови. И с удивительным прозрением, словно предвидя будущее, вопреки поражению революции художник изобразил рабочего- боевика — закаленного, зрелого, победоносного бойца, которому знамя победы было вручено самой историей.

Творчество Касаткина

Н. Касаткин Знамя революции в крепких руках комсомола Масло. 1925.

До революции «искусство, посвященное трудящимся, было так же угнетено и придавлено, как и они сами», — писал Касаткин. Серию картин о революции 1905 года русский зритель не видел. Часть из них даже не была выставлена, некоторые были сняты с выставок и запрещены. Рабочие на картинах Касаткина были «настоящими». И настоящей, увиденной взглядом мужественного художника, была революция. Касаткин писал жену рабочего, ждущую мужа, ушедшего девятого января с мирной просьбой к царю, — просящие, как известно, были расстреляны. Мертвую девушку на мостовой, убитую полицейской пулей, — лицо ее еще сохранило вдохновение гражданственного порыва. Толпу работниц, штурмующих фабрику и падающих под пулями вместе с детьми. Разгромленную обыском квартиру: окна распахнуты, бумаги покрывают стол и пол, и только, как огонек революционного пламени, горит на столе несдающаяся, колеблемая ветром свеча…Всем своим искусством Касаткин служил рабочему классу. До 1917 года не появилось в печати ни одной статьи, посвященной специально ему, — его картины разбирали, хвалили или ругали только в общих обзорах. У него никогда не было персональной выставки. Многие его картины, как заключенные, томились в мастерской.Октябрьская революция сбила оковы и с этой темницы. Касаткин испытал чувство освобождения и огромной человеческой благодарности «с такой силой и яркостью, как у человека, с которого сдвинули сырую могильную плиту, и он поднялся на свет божий».Ему было почти уже шестьдесят лет. Но с новой силой охватила его жажда творчества и жизни.Он идет преподавать, учит искусству рабочих и детей. Он работает в костно-туберкулезном санатории, где лежат больные дети, пишет для них огромные картины на стенах. Он, столько месяцев проведший в Донбассе, где не было бабочек и цветов, создает трогательные рисунки — «Ребенок-сосенка», «Сосенка-«пионер» на песках». Он оформляет революционные праздники.Он учит всех рисовать. Его вера в таланты детей рабочих неиссякаема. «Всякий, кто умеет видеть, умеет и рисовать. В каждом ребенке скрывается душа художника…» — говорит он.Он по-новому влюбляется в мощные и умные машины.Раньше машина была страшна: она выжимала пот и кровь из трудящегося, она копила сокровища для богача. Теперь сила машины стала счастьем народным.Но еще красивее отдельных машин огромный завод: «В нем клокочет дивная, увлекательная энергия, созданная человеческим мозгом и физическим трудом целого коллектива людей — прошлого и настоящего времени. Есть перед чем преклоняться и художнику…»И он преклоняется. Пишет огнедышащие заводские цехи, где огонь работает на людей. Необычайно бережно и уважительно он пишет рабочих.На закате своих дней он увидел юную красоту первого рабочего государства. Для него гостеприимно раскрывались все двери. 29 марта 1925 года Президиум ВЦСПС выдал ему удостоверение:«Дано сие тов. Касаткину Николаю Алексеевичу в том, что ему как художнику разрешается посещение фабрик, заводов, всевозможных предприятий, а равно и жилых помещений рабочих как в городе Москве и ее окрестностях, так и по всей Республике, с целью осмотра и зарисовки быта и жизни рабочих…»Самое прекрасное, что увидел Касаткин в молодой стране, — это ее будущее, ее пионерская и комсомольская юность.Вот перед нами молодая девушка. Она унеслась мыслями в будущее. Ей и тревожно, и радостно, и хочется поторопить время: «Время, вперед!» Это «Комсомолка-пионервожатая». «Думы» —такое второе название дал художник этому портрету-картине.А вот и ее воспитанники: «Пионер с рисунком в руке» — мальчик показывает нам рисунок. Он весело смеется. В руках его только что была кисть — он рисовал. Куда деть кисть? И мальчик, недолго думая, зажал кисть в зубах. Так художник его и нарисовал…Вот другой мальчик. Лежа на полу, он рисует. В комнате холодно: мальчик в меховой шапке и в валенках. Наверное, рисунок идет хорошо: мальчик от удовольствия задрал ногу в валенке кверху.Вот «Герой обороны СССР» — рабочий-металлист. У него умное, решительное, счастливое лицо… «Комсомолка-раб1факовка» в кепке…Но, самая, может быть, лучшая работа Касаткина советских лет — это «За учебу. Пионерка с книгами». Пионерка одета в блузу. Лицо ее очень серьезно — долгие годы учебы лежат перед ней. И, как языки костра, заря будущего, пламя революции, ее озаряет красный свет, может быть, идущий действительно от костра, у которого остановилась девочка. Эта картина похожа на песню — нежную, счастливую, звонкую.«Реализм — враг лжи и друг прогрессивного человечества». «Истинный реализм есть истинный друг трудящихся», — писал Касаткин. Он писал всегда правду, и только правду. И тогда, когда это было трудно, опасно для свободы и даже для жизни, и тогда, когда это стало легко. Всегда правдиво писал он народ, среди которого жил и который любил.И когда в 1923 году было введено в Советской стране особое почетное звание для художников — «народный художник республики», — Касаткин получил это звание. Первый.

АРИАДНА ЖУКОВА

culture-art.ru

Выставка › Живопись Николай Касаткин. Пространства картины

Выставка «Николай Касаткин. Пространства картины»

Персональная выставка произведений Николая Касаткина (р. 1932), известного современного автора, одного из художников, переосмысливающих в новом контексте традиционные формы отечественной живописи, а точнее – реалистическое направление в русском искусстве. На выставке будет представлено более 30 живописных работ из ключевых серий художника из частных коллекций и собрания автора, в том числе ранее не экспонировавшиеся произведения.

Опираясь на опыт фотореализма и концептуальных практик второй половины ХХ века, Николай Касаткин пересматривает традиции пейзажного жанра и принципы натурного восприятия, создает ситуацию «двойной оптики». Его индивидуальный творческий мир сложился в кругу московских авторов «другого искусства», прежде всего Э. Булатова и О. Васильева. Касаткин исследовал воздействие на живопись фотографии и произведений китча, но основным жанром в его творчестве с начала 70-х годов становится «концептуальный пейзаж», основанный на принципе комбинирования узнаваемых пейзажных структур как в природе, так и в истории искусства. Так же, как Эрик Булатов и Олег Васильев, Касаткин работает с пространством картины, объективными принципами её построения, учитывая достижения как искусства авангарда, так и реалистической живописи (в особенности пейзажа XIX столетия), за счёт чего вырабатывает собственную, узнаваемую и неповторимую линию в искусстве. В формах от натурного этюда до «программной» картины художник свободно комбинирует мотивы, восходящие к традиции передвижников, и собственные пространственные идеи. Сложносоставная художественная реальность его произведений многослойна и подразумевает сосуществование разных миров и пространств. Таким образом в его произведениях возникает эффект двойной оптики или двойной картины, когда каждая работа включает в себя еще одну.

Николай Иванович Касаткин родился в 1932 в деревне Жуково Смоленской области, с 1933 года живёт в Москве. В 1959 году окончил МГХИ им. В.И. Сурикова, с 1973 года – член Московского Союза художников. Работы Касаткина находятся во множестве музейных собраний: Зиммерли-музее (Университет Ратгерс, Нью-Брансвик, США), Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственной Третьяковской галерее (оба – Москва), Московском музее современного искусства, региональных художественных музеях (Ярославль, Вологда, Белгород, Новый Иерусалим и др.), в крупных частных собраниях в России и за рубежом (Германия, Франция и др.). Крупные персональные выставки Николая Касаткина прошли в 2015 году в Государственной Третьяковской галерее и в Новом Манеже.

Выставка в Костромском музее-заповеднике приурочена к 85-летнему юбилею мастера и станет первый этапом уникального тревел-проекта, в рамках которого в течение 2018-2019 гг. персональные выставки Николая Касаткина будут показаны в художественных музеях Красноярска, Екатеринбурга, Перми, Нижнего Новгорода и ряде других.

like44.ru

Касаткин Н.А. «Шутка». Художники-передвижники

«Шутка» 1892 г. Холст, масло. 65,4 x 45 см.Государственная Третьяковская галерея Москва, Москва, Россия

 

Лучшие картины Касаткина Н.А.

 

www.hudojnik-peredvijnik.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта