«Мосфильм» выложил фильмы Тарковского для бесплатного просмотра. Тарковский картины
Андрей Тарковский. Запечатленные шедевры живописи
«Хорошую вещь могут сделать только на трёх вещах — на крови, культуре и истории»Андрей Тарковский
Валерий Елисеев «Апокалипсис» (Из цикла «Посвящение Андрею Тарковскому»)
Тарковский в своих фильмах не цитировал произведения искусства. Он составлял диалоги с музыкальными, литературными, философскими, и, конечно, живописными трудами мыслителей. Акцентируем внимание на работах Леонардо да Винчи, Андрея Рублева, Питера Брейгеля, Альбрехта Дюрера и других мастеров, которые присутствуют в фильмах и раскрывают смыслы и идеи творчества режиссера.✂…</font>">Иваново детствоФильм «Иваново детство» по-новому показал советским зрителям войну — как она воздействует на 12-летнего ребенка, лишив его семьи, детства и, в конце концов, жизни. Затянутый в её круговорот, этот в прошлом улыбчивый мальчик Иван превращается в одержимого ненавистью и кровью мстителя. В чудовище, как писал о таком Жан-Поль Сартр.Порой критики отмечали схожесть Ивана с отроком из «Видения отроку Варфоломею» Михаила Нестерова.
Михаил Васильевич Нестеров. Видение отроку Варфоломею1890, 160 × 211 см. Масло, ХолстНастрой Ивана виден даже в рассматривании трофейного альбома с репродукциями немецкого живописца и графика Альбрехта Дюрера. С любопытством листая альбом, Иван останавливает свой взгляд на знаменитой гравюре «Четыре всадника Апокалипсиса». Работа входит в серию «Апокалипсис», состоящую из 15 гравюр на дереве и выполненную художником в 1496—1498 годах.«Апокалипсис» (по-древнегречески — откровение, пророчество) — последняя книга Нового Завета, повествующая о конце мира и судьбах человечества.
Гравюра иллюстрирует отрывок из 6-й главы Откровения Иоанна Богослова о четырёх разноцветных конях и их всадниках — Болезнях (Мор), Войне, Голоде и Смерти.
Пророчества «Апокалипсиса» всегда особо остро начинали звучать в неблагоприятные периоды — войн, эпидемий, неурожаев. Ведь это всё суть апокалиптические явления.
Сам Дюрер создавал эту серию в период всплеска тревожных настроений в обществе из-за, распространившихся по всей Европе слухов о конце света. Тарковский для своей картины выбрал кульминационную гравюру серии. Её динамика и напряжённость созвучны с динамикой кадров в фильме. Кинолента подчинена монохромности произведения: черно-белая гамма делала более реальными ощущения войны, тревоги и напряжения.
Для искалеченной психики Ивана иной реальности, кроме войны, не существует. И гравюры Дюрера он трактует однозначно:
— Это немцы?— Да, старинная!— Всё равно фрицы!..
В этот момент Апокалипсис выходит за рамки окружающей войны, становясь духовной гибелью, личным Апокалипсисом мальчика.«Рыцарь, смерть и дьявол», как бы иносказательные портреты войны и юного рыцаря Ивана
Несмотря на всю фатальность происходящего, в фильме невероятно силен и важен душевный порыв юного героя, желание принести себя в жертву во имя спасения других. Начав с тем Апокалипсиса и жертвенности в своем творчестве, Тарковский будет всё глубже развивать их в последующих фильмах.
Андрей Рублев (Страсти по Андрею)Интерес к русской иконе Андрея Тарковского отразился в киноэпопее «Андрей Рублев». Андрей Арсеньевич говорил: «Искусство существует только потому, поскольку мир неблагополучен»
Творчество художника должно восполнить несовершенство мира, облегчить страсти — страдания, помочь людям обрести надежду, достоинство и смысл жизни. Режиссер видел схожесть сложного творческого пути иконописца со своим собственным путем. Поэтому его особенно интересовали преодоления художника на пути к воплощению своих замыслов.
Слово «страсти» в церковнославянском языке означает страдания. И Андрей Рублев в подаче Тарковского проходит этим мучительным путем страстей вместе со своей эпохой. Он пропускает через себя всё, что происходит вокруг: несправедливость, насилие, ужасающую жестокость средневековья. От них — гибель трудов и отчаяние Андрея. Ему предстоит осознать, что талант — это не только дар Божий, но и тяжкий труд, на который художник обречен. Это своего рода несение Креста.
Андрей Рублев (актер Анатолий Солоницын) на фоне иконостаса во Владимирском Успенском соборе.Работы Рублева, средняя часть: архангел Михаил, Богоматерь, Спас в Силах, Иоанн Предтеча, архангел Гавриил
И вот, под звук колокола, отлитого силой страсти юного Бориски, Андрей возрождается, понимает, что сейчас он и его искусство как никогда нужны людям.
В эпилоге черно-белой киноленты прорываются мягкие контуры ликов и светлые краски икон и фресок Андрея Рублева: «Вход в Иерусалим», «Спас в Силах», «Преображение», «Рождество Христово». И, наконец, «Троица» — венец творения Андрея.
Андрей Рублев. Троица1420-е , 141 × 114 см«Он прозрел утро в самый темный час ночи»Андрей Тарковский об Андрее Рублеве
Действительно, в христианской традиции икона «Троицы» рассматривалась как окно в небесный мир, который иконописец может увидеть своим духовным зрением.
Завершает эпизод фильма, под звуки раскатов грома, «Спас Вседержитель».Так живописал этот эпизод Лев Аннинский: «Есть прямой, безотказно работающий художественный результат фильма о Рублеве: световой удар в конце, страшный и очищающий взлет, взмыв, выход к солнцу — удар цвета, удар смысла. Это воспринимается как чудо, как раздрание завес, и именно затем, чтобы это чудо не „рождалось из“ и не „следовало по“, а взрывалось, ослепляло, — и нужна была Тарковскому долгая катакомбная преджизнь, где люди втаптывали друг друга в грязь».
Солярис
В своих фильмах Андрей Арсеньевич старался избегать приема «оживших картин», используя иносказательные связи живописи и кино. По воспоминаниям художника Михаила Ромадина, для фильма «Солярис» Андрей «предложил создать атмосферу, подобную картине художника раннего итальянского Возрождения Витторе Карпаччо. На картине — набережная Венеции, корабли, на переднем плане — много народу. Но самое главное то, что все персонажи погружены внутрь себя, не смотрят, ни друг на друга, ни на пейзаж, никак не взаимодействуют друг с другом». Вероятно, речь шла о картине «Прибытие английских послов».
Для этого был использован прием отстранения, когда Крис, прощаясь с Землей, сидит под дождем и никак на него не реагирует.
Как помним по сюжету романа, Океан будто бы материализовывал объекты земной культуры. Однако не желая нарушать свои принципы, режиссер отказался от одного эпизода, напрямую «цитировавшего» живопись:
«…длинный бездушный железный коридор на станции, в глубине появляется фигура святого Себастьяна с картины Антонелло да Мессина, на заднем плане развешаны ковры, как в картине, летят стрелы, образ разрушается».
Михаил Ромадин. Эскиз декорации
Антонелло да Мессина. Святой Себастьян
В другом эпизоде у Тарковского вместо прямой цитаты, подходящей к теме, живопись сыграла роль ключа к решению комплексного образа ностальгии по Земле. Ведь фильм, в отличие от романа Лема, — это взгляд не на космос, а из космоса на Землю.
И живописной аллегорией этого ностальгического воспоминания становятся работы гениального мастера Питера Брейгеля Старшего, а именно — картина «Охотники на снегу». Это и образ далекого дома, и сон-воспоминание о родной планете, о её зимних праздниках, домашнем уюте, о детстве.
Режиссер снова использует излюбленный приему с движением камеры и показом фрагментов картины. На этот раз зрители рассматривают полотно глазами Хари, на которую оно оказывает почти гипнотическое воздействие. Ведь девушка — порождение Океана Соляриса, ей трудно постичь земную жизнь.
Картина «Охотники на снегу» у Тарковского превратились практически в символ нашей цивилизации.
Ещё один живописец, чьи работы помогают нам проникнуть в задумку режиссера — Рембрандт ван Рейн. В конце фильма очевидна ассоциация со знаменитой картиной «Возвращение блудного сына».
Рембрандт ван Рейн «Возвращение блудного сына». ок. 1666—1669холст, масло. 260 × 203 смЭрмитаж, Санкт-ПетербургКадр из фильма
А во время упомянутого уже эпизода парения в невесомости на станции, Тарковский воспользовался другой картиной великого голландца — «Автопортретом с Саскией на коленях».Искусствоведы немало спорили, как же трактовать эту картину, и наиболее вероятна следующая версия: видимо, Рембрандт изобразил на ней себя в образе «блудного сына», а сам «Автопортрет» ранее назывался «Похождения блудного сына» (или «Блудный сын в таверне»).
Рембрандт ван Рейн «Автопортретом с Саскией на коленях»
Кадр из фильма
В сцене невесомости видны и другие картины Брейгеля: «Падение Икара» и работы из цикла «Сезоны» — «Жатва», «Пасмурный день».
Так в фильме выстраивается новозаветная притча о «блудном сыне». В фильме она становится назидательным рассказом о человеке и Космосе, познать который, по Тарковскому, можно только путем перехода на более высокий нравственный уровень. С другой стороны, здесь видится также притча о Человеке и Боге, об их примирении.Не случайно главный герой берет на станцию репродукцию рублевской «Троицы».
Крис Кельвин, как «блудный сын», после духовных скитаний, через стыд и покаяние в своих заблуждениях возвращается домой. Во всех смыслах.
Зеркало
«Зеркало» — очень личный, оттого сложный и важный фильм для Тарковского. Эта картина, а точнее — исповедь (одно из первоначальных названий фильма), — создана из воспоминаний, снов, чувств режиссера, связанных с самыми близкими людьми. Фильм пронизан эстетикой его любимого художника и духовного учителя — Леонардо да Винчи. Два раза в киноленте появляется старинный фолиант с работами великого живописца.Леонардо да Винчи. Голова Христа. Эскиз к «Тайной Вечере»
Леонардо да Винчи. Эскиз женской головы
В другом эпизоде книга остается раскрытой на репродукции «Туринского портрета» Леонардо да Винчи
Своеобразным символом фильма выступает также картина Леонардо — «Портрет Джиневры деи Бенчи». Дело тут, конечно, не только в схожести героини Маргариты Тереховой с изображенной женщиной. Андрей Арсеньевич сам объяснил свой выбор:«Возьмём для примера „Портрет молодой женщины с можжевельником“ Леонардо да Винчи… В ней что-то есть лежащее по ту сторону добра и зла… В „Зеркале“ этот портрет нам понадобится для того, чтобы сопоставить его с героиней… способной быть обаятельной и отталкивающей одновременно».Потому изначально он задумывал фильм как исповедь матери, принужденной отвечать на сыновнее вопрошание. Сестра Тарковского, Марина, говорила: «Нам кажется, что при всей любви к матери, в зрелые годы окрепшей и к тому же окрасившейся чувством вины перед нею, Андрей тем не менее, может и безотчетно, рос в постоянном сопротивлении правилам жизни, твердо сформулированным матерью. Это сопротивление обернулось позднее желанием вернуться в детство, постичь материнскую суть, что и отразилось в «Зеркале».
В «Зеркале» присутствуют «сквозные образы» из предыдущих фильмов. Как и в «Солярисе», детство вновь представляется через брейгелевскую атмосферу. Сцена с мальчиком на снежной возвышенности и позой, и пейзажем напоминает всё тех же «Охотников на снегу».
Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу. Цикл "Сезоны", январь1565, 117 × 162 смЭстетика и идеи Брейгеля были очень близки Тарковскому, восхищавшемуся его работами. Красота полотен художника не нарочитая, а та, что Андрей называл «гармоничной красотой, потаённой, красотой как таковой».Ассистент режиссера Мария Чугунова рассказывала, что Андрей Арсеньевич не любил, огда очень красиво. «Был такой совершенно саврасовский план подхода отца к Переделкину; кто-то сказал: „О, как красиво!“ — и он сразу „чик“ — и вырезал».
«Зеркало» имеет «живописную» перекличку ещё с одним фильмом режиссера — «Андрей Рублев». Снова в кадре мелькает образ «Троицы».В «Андрее Рублеве» Тарковский показал страсти великого иконописца, в «Зеркале» — свои. Так он надеялся «очиститься», освободиться от мучительных воспоминаний прошлого.
Сталкер
В своем последнем русском фильме Тарковский вновь возвращается к «троице». Только теперь она не живописная, а представленная в обликах трех главных героев киноленты. И нет в ней рублевской гармонии единства — наоборот, «троица» снедаема раздором.
Кадр из фильма «Сталкер»В «Сталкере» режиссер выступил и как художник фильма. Здесь почти ничего не осталось от фантастики, всё внимание уделено фундаментальным ценностям. Поэтому обстановка в фильме крайне аскетична, имена героев — аллегории (Сталкер, Писатель, Профессор), как и сама Зона с её святая святых — Комнатой, исполняющей желания. Реальный мир у Тарковского окрашен сепией. Лишь в Зоне появляется цвет, но и она хранит следы «катастрофы». Режиссер снова затрагивает тему Апокалипсиса, но теперь пытаясь ещё найти спасение из него. На это намекает сон Сталкера во время привала.Во время долгого пролета камеры над водой, сразу после прочтения закадровым голосом строк из Откровения Иоанна Богослова появляется фрагмент Гентского алтаря Яна Ван Эйка с изображением Иоанна Крестителя.
В Евангелии читаем: «Был человек от Бога; имя ему Иоанн. Он пришёл для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали через него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете».Юродивый проводник в Зону, подобно Иоанну Крестителю, является проводником к Свету (Спасению), старающимся уверить в нем Писателя и Профессора. Он так же, как и его живописный символ, становится посредником между Богом и человеком.
Ян ван Эйк. Рождества Иоанна ПредтечиВ «Сталкере» сильны христианские мотивы, они помогают режиссеру донести главную мысль: необходимость уравновесить духовное и материальное. Поэтому внимание уделяется не только живописному полотну, но и предметам, его окружающим.Какие-то пружины, шприцы, монеты рядом с религиозным изображением показывают, что духовные ценности людей отходят на второй план, уступая место вещам. Обстановка сна становится образом Апокалипсиса, а живописное полотно — Спасения.
Альберто Моравиа видел в «Сталкере» очень точную аллегорию кафкианского типа:
«Человечество загнало себя в тупик, но необходимо иметь веру, что, может быть, из него и удастся выбраться».
Впрочем, изображений Иоанна Крестителя много в мировой живописи, но для Тарковского всегда был важен человек. Поэтому он выбирает работу мастера эпохи Возрождения — периода, когда Европа меняла свои ориентиры в сторону антропоцентризма. Живопись Яна ван Эйка смогла совместить в себе любовь и к человеку, и к Богу.
Ностальгия
В поисках натуры для нового, уже зарубежного фильма, Тарковский отправляется в путешествие по Италии вместе со сценаристом Тонино Гуэрра. Так, попутно был создан документальный фильм «Время путешествия».Режиссер был уверен, что сильное чувство ностальгии присуще всем русским людям, находящимся далеко от родины. Во всей бесконечно прекрасной и любимой Италии Тарковский искал ту метафизическую красоту, которая скрывается за простотой русской природы.
За время путешествия было отвергнуто много икон и фресок, предложенных режиссеру. В фильм вошла только «Мадонна дель Парто» кисти Пьеро дела Франческа.
«Madonna del Parto». Снимали «Беременную Мадонну» Пьеро дела Франческа в Монтерки. Ни одна репродукция не в состоянии передать всю её красоту. Кладбище на границе Тосканы и Умбрии. Когда Мадонну хотели перевезти в музей, местные женщины стали протестовать и отстояли Мадонну».Запись в дневнике АндреяВ начале фильма «Ностальгия», когда и появляется фреска, герои говорят о ней только, как о произведении искусства. Русский писатель Андрей Горчаков отказывается от предложения пойти посмотреть картину, отвечая: «Надоели мне ваши красоты, хуже горькой редьки!»
Постепенно живописное полотно обретает свое культовое значение и глубокое религиозное содержание.
Фреска частично связана с Эудженией, желающей родить ребенка, но в первую очередь она относится к Горчакову. Намек на это содержится уже в начале. Во время съемки крупного плана лица Мадонны камера резко перескакивает на лицо Андрея, хотя живописное полотно и герой находятся в разных местах. Этот прием называется «подменой пространства».
Богородица, несмотря на отказ писателя посмотреть на нее, как бы отмечает героя знаком избранничества через слетающее белое перо (в фильме оно появится дважды). Снова, как в «Сталкере» живописное полотно указывает на особое предназначение героя, тем самым продолжая тему спасения человечества. Только теперь она представлена образом «Беременной Мадонны», уже ожидающей рождения Спасителя.«Будет жизнь, родится и Бог, и возродится вера»Искусствовед Франциска Фуртай
Жертвоприношение
Последний фильм Андрея Тарковского сразу открывается картиной «Поклонение волхвов» Леонардо да Винчи. Волхвы прибыли к Марии с младенцем, чтобы поклониться новорожденному и преподнести ему дары: золото, ладан и смирну. Из этой картины и будет развиваться весь духовный смысл фильма.
Леонардо да Винчи. Поклонение волхвов1481, 246 × 243 смСначала камера сосредотачивается на моменте, где один из волхвов на коленях протягивает младенцу золотую чашу, предвещая его муки и искупление.В этом фрагменте предписана и судьба главного героя Александра. Художественное полотно уже отсылает к его собственному жертвоприношению. Во имя спасения человечества от гибели Александр отказывается от самого дорогого: семьи, друзей, — всего, что связывало его с жизнью. Он сжигает свой дом и более не произносит ни слова.«Поклонение волхвов» Леонардо как бы продолжает тему, начатую ещё в «Сталкере», где Иоанн Креститель предсказывает появление Мессии. В «Ностальгии» Мадонна уже ожидает его рождения, и, наконец, в «Жертвоприношении» Спаситель родился и принимает дары волхвов.
Помимо духовной, картина несет в себе и сюжетную линию фильма. Её отдельные фрагменты как будто развиваются в самостоятельный сюжет киноленты. Дерево на картине, над головой Марии с младенцем, и дерево в реальности, посаженное Александром вместе с сыном… Дары волхвов родившемуся Христу и подарки Александру по случаю его дня рождения…Две лестницы полуразрушенного дворца на картине и похожие лестницы в видении Александра. В конце фильма эти лестницы с бегущими и толкающимися людьми появятся во сне героя, напоминая неразбериху на заднем плане «Поклонения».
Камера неоднократно возвращается к «Поклонению волхвов» и каждый раз в новом ракурсе, знаменуя собой поворотные, фатальные моменты.Сначала камера показывает только часть картины с динамичной группой людей позади Марии с младенцем. Их лица выражают удивление, у иных даже ужас от происходящего невероятного события. Отто говорит о картине: «Боже, какая ужасная! Я всегда очень боялся Леонардо». И уже в следующей сцене мы увидим таких же перепуганных людей, слушающих роковую телепередачу.
Для Тарковского дерево — символ веры, оно метафизически отражается в стекле репродукции (в реальности кроме интерьера комнаты в нем ничего отразиться не могло)В следующий раз репродукция появится в момент сурового обета Александра и рассказа Отто о «настоящей сути» Марии. Тут почтальон признается в предпочтении Пьеро дела Франческа. Вероятно, он намекает на «Поклонение Священному древу», где объектом поклонения выступает не младенец Иисус, как у Леонардо, а дерево (из которого был изготовлен Крест Господень).В киноленте герой с восхищением и сожалением рассматривает подаренный альбом по иконописи: «Какая мудрость и духовность, и такая чисто детская невинность. Это как молитва. И всё это утрачено! Утрачено! Теперь мы уже не умеем молиться».Посыл «Жертвоприношения» логически венчает размышления режиссера всех его предыдущих кинолент.
В этом фильме-завещании Тарковский пытается показать, что единственный путь к преодолению ядерной катастрофы, спасению мира лежит через веру и самопожертвование.
Непоставленное кино
У режиссера осталось много неосуществленных планов, но и в них можно было бы с уверенностью предположить наличие живописных полотен. Сохранился сценарий картины «Светлый ветер», написанный Тарковским вместе с Фридрихом Горенштейном по мотивам романа фантаста Александра Беляева «Ариэль». В самом начале, в сцене исповеди послушника отцом Григориусом упоминаются две гравюры Рафаэля.Известна любовь Андрея Арсеньевича к творчеству Достоевского и его желание снять фильм о жизни писателя, а также экранизировать роман «Идиот». В своем «Мартирологе» Тарковский делится идеями по поводу сценария экранизации, но стремление их осуществить постоянно натыкалось на препятствия и критику. А ведь там уже готовое живописное полотно величайшего мастера Ганса Гольбейна Младшего «Мертвый Христос».
Ганс Гольбейн Младший. Тело мертвого ХристаДостоевский видел картину в Базеле в 1867 году, где она произвела на писателя «подавляющее впечатление, и он остановился перед ней как бы пораженный». Для того времени изображение тела мертвого Христа было так натурально, что могла и пропасть вера в возможность воскрешения, в Мессию, который спасет души людей. Эту мысль о вере, о её силе, проявлении и проверке на прочность Федор Михайлович выразил в романе «Идиот». Так что, вероятно, полотно оказалась бы столь же значимо в экранизации, как и в жизни самого Достоевского.Живопись Андрея Тарковского
Тарковский не только страстно любил живопись, виртуозно использовал её в своих кинокартинах, но и сам в детстве учился в художественной школе и умело рисовал.Проект «Художник пространства» в Русском музее предоставил возможность познакомиться с собственной живописью и рисунками режиссера.
Автор: Ирина ФрыкинаИсточник: Артхив
kolybanov.livejournal.com
«Мосфильм» выложил фильмы Тарковского для бесплатного просмотра
Андрей Тарковский (1932-1986) – один лучших советских кинорежиссёров. Влияние его творчества распространилось далеко за пределы Советского Союза. Фильмы Тарковского относят к лучшим произведениям кинематографа всех времён.
Ингмар Бергман говорил: «Для меня Тарковский – величайший режиссёр, создатель нового языка, соответствующего природе кино, поскольку он фиксирует жизнь как отражение, жизнь как сон». Акира Куросава также признал его влияние: «Я люблю все фильмы Тарковского. Я люблю его как личность и все его работы. Каждый фрагмент в его фильмах – это чудесное изображение само по себе». Дэнни Бойл называет Тарковского «кинематографическим богом» и считает, что каждому кинематографисту необходимо посмотреть его работы.
Многие художественные фильмы Тарковского, снятые в период с 1962 по 1986 годы, затрагивают метафизические и духовные темы, используя своеобразный кинематографический стиль. Длинные кадры, размеренный темп повествования и метафорические образы – всё это фигурирует в его лентах.
В произведениях Тарковского много символизма. Он преследовал цель создать форму кино, которая «скульптурирует время», изменяет наши представления, и показывает, насколько относительно наше восприятие. Это не самый простой режиссёр, но как только вы погрузитесь в его творчество, кино Тарковского загипнотизирует вас, озадачит и зачарует.
Теперь картины великого режиссёра можно смотреть онлайн бесплатно. Киностудия «Мосфильм» разместила шедевры Андрея Тарковского на своём канале YouTube.
Иваново детство (1962)
Шедевр мирового кинематографа, пронзительная история о мире, войне, ненависти и смерти. Потеряв на войне своих родителей, одержимый желанием мстить, 12-летний Иван становится разведчиком в тылу врага.
Андрей Рублёв (1966)
Историческая кинодрама, вошедшая в число лучших произведений мирового кинематографа. Она охватывает широкий спектр тем и мотивов, а также даёт представление и некоторое понимание личной философии и идеологии самого Тарковского. Фильм снят по мотивам жизни художника Андрея Рублёва, почитаемого мастера иконописи и монументальной живописи XV века.
«Андрей Рублёв», серия 1:
«Андрей Рублёв», серия 2:
Солярис (1972)
Этот фильм Тарковского, как и другие его работы, озадачивает и гипнотизирует интимными размышлениями о человеческой природе, памяти и духовности.
История повествует о психологе Крисе Кельвине, который отправляется на орбитальную станцию далёкой планеты, чтобы принять решение о сворачивании её вялотекущей исследовательской деятельности. Прибыв в пункт назначения, он пытается выяснить, что сводит с ума учёных, которые здесь работают. Но вскоре его самого посещает материализовавшийся образ жены, погибшей 10 лет назад. По всей вероятности, учёных изучает загадочная планета Солярис.
«Солярис», серия 1:
«Солярис», серия 2:
Зеркало (1974)
«Зеркало» – нелинейная и во многом автобиографичная кинолента, повествующая о детстве Тарковского. Её принято считать одной из самых сложных, самых лучших и самых прекрасных кинокартин Андрея Арсеньевича. Великолепная, очень личная визуальная поэма.
Сталкер (1979)
Фильм снят по мотивам повести братьев Стругацких «Пикник на обочине». Трое мужчин с прозвищами Писатель, Профессор и Сталкер отправляются в охраняемую местность под названием Зона. Ходит легенда, что в ней есть Комната, где сбываются сокровенные желания каждого вошедшего в неё человека.
«Сталкер» – один из самых загадочных фильмом не только Тарковского, но и, возможно, во всей истории кинематографа. Это экстраординарное произведение, способное застрять в голове и не отпускать месяцами, подталкивая к размышлениям о природе веры, природе желаний и о том, как побуждения смягчаются в нашем подсознании.
Смотрите также:
Вконтакте
Google+
Одноклассники
cameralabs.org
фильмы, лучшие картины, факты из биографии
Если говорить о режиссерах, изменивших мир, то среди них обязательно должен быть упомянут Андрей Тарковский. Фильмы мастера получили широкое признание как в России, так и за границей. Имя Тарковского на устах у всех, кто в наши дни постигает азы киноискусства. Итак, как сложилась судьба легенды кинематографа и какие фильмы Тарковского обязательно стоит посмотреть?
Тарковский: ранние годы
Тарковский появился на свет в начале апреля 1932 г. Его отец был знаменитым поэтом, это Арсений Тарковский. К сожалению, он оставил семью, когда мальчику было всего три года. На руках у Марии Ивановны осталось двое детей – Андрюша и его младшая сестра Марина. Впоследствии этим непростым временам (довоенным и военным) будет посвящен не один фильм Андрея Тарковского. Матери режиссёр выразит отдельную благодарность за стойкость, сняв в её честь одну из лучших своих картин.
Мария Ивановна действительно отличалась завидной преданностью своей семье: несмотря на свою привлекательность, она не вышла повторно замуж и посвятила жизнь детям. Тарковский не раз повторял, что если он и состоялся в профессии, то только благодаря матери.
Военные годы Андрей с Мариной провёл в Ивановской области, в эвакуации.
После школы Андрей Арсеньевич избрал довольно экзотическую профессию для изучения: он стал студентом факультета востоковедения. До того как попасть в кино, Тарковский попробовал себя в роли геолога и коллектора (сотрудника института).
Начало карьеры
Андрей Тарковский, фильмы которого вошли в мировую сокровищницу киноискусства, только к 22 годам понял, кем он хочет быть на самом деле. Тогда он взял свои документы и отнес их во ВГИК. Тарковского приняли в мастерскую советского кинорежиссера Михаила Ромма.
К моменту выпуска режиссёра из ВГИКа советское киноискусство переживало новый виток в своём развитии. В связи с хрущевской «оттепелью» Тарковский смог, наконец, ознакомиться с творчеством своих будущих кумиров – Феллини, Акиры Куросавы и Эрнста Бергмана.
Первая короткометражная картина режиссёра называлась «Убийцы». Сценарий к мини-фильму был написан по мотивам произведения Эрнеста Хемингуэя. Эту работу высоко оценил художественный руководитель Тарковского – Ромм.
Следующей экранной постановкой стала короткометражка «Сегодня увольнения не будет», основанная на реальных событиях, которые происходили в Курске в годы войны.
Заключительной выпускной работой считается короткометражка «Каток и скрипка», сценарий к которой был написан в содружестве с Андреем Кончаловским. Этот фильм послужил началом долгой дружбы двух будущих известных мастеров кино.
Андрей Тарковский: фильмы. Лучшие картины режиссера
В общей сложности Андрей Арсеньевич снял более пятнадцати картин. Часть из них – в эмиграции (режиссёр эмигрировал во Францию в 80-х гг.).
Андрей Тарковский, фильмы которого довольно самобытны и больше похоже на искусство в духе артхаус, получил множество кинонаград и премий. Самый первый его полнометражный фильм под названием «Иваново детство» сходу стал призёром Венецианского кинофестиваля.
Вторая по счету полнометражная лента - «Андрей Рублёв» - получила признание у зрителей, но вошла в список так называемых полузапрещенных фильмов: то есть официально цензура их не запретила, но и по центральному телевидению они не демонстрировались. Зато картина вошла в десятку лучших фильмов мира по версии английского журнала Sight & Sound.
Так уж получилось, что каждое творение Тарковского вызывало ажиотаж в обществе: «Солярис», «Зеркало», «Сталкер» и т. д. Сам режиссёр объяснял свой успех тем, что снимал «глубоко личное» кино, что, естественно, находило отзыв в сердцах зрителей.
Фильм Андрея Тарковского – память о матери
Самым дорогим человеком в жизни Андрея Арсеньевича всегда была мать. Особенно остро он это почувствовал после ее смерти в конце 70-х. Кое-как пережив свою потерю, режиссёр приступил к созданию нового сценария под кодовым названием «Ностальгия». Так появился фильм Андрея Тарковского, посвященный матери.
Сюжет «Ностальгии» развивается в декорациях Италии. Главный герой (Олег Янковский) – русский писатель, который приехал в Италию по работе. В этой прекрасной стране его ничего не радует. Он тоскует по России и хочет вернуться домой, однако ему мешают некие обстоятельства. Фильм похож больше на эмоциональный этюд, поскольку сюжет его не насыщен событиями.
загрузка...
worldfb.ru
Живопись Андрея Тарковского покажут в Русском музее
На аукционном рынке творчество Андрея Тарковского представлено только полародными снимками. Поэтому проект «Художник пространства» в Русском музее – это очень редкая возможность познакомиться с картинами и рисунками мастера20 сентября—20 ноября 2017Андрей Тарковский. Художник пространстваСанкт-Петербург. Русский музей. Строгановский дворец
В этом году Тарковскому могло бы исполнится 85 лет, поэтому к юбилею сразу несколько музеев подготовили тематические выставки. Особенность выставки «Андрей Тарковский. Художник пространства» в том, что на ней покажут не только фото и документы, но также живописные абстракции и экспрессионистские картины знаменитого режиссера.
Материалы для выставки предоставили киноконцерн «Мосфильм» (Москва), Государственный центральный музей кино (Москва), Областной музей «Музеи города Юрьевца» (Юрьевец), Центр фотографии имени братьев Люмьер (Москва), галерея «Дом Нащокина» (Москва), агентство «Magnum Photos» (Франция), кинокомпания Curzon Artificial Eye (Великобритания), фонд «Nostalghia» (Канада), Фонд Тонино Гуэрры (Италия), Шведский киноинститут (Швеция), Марина Тарковская, Лейла Александер-Гарретт, Анастасия Александрова, Гаянэ Амбарцумян, Николай Алхазов, Сергей Бессмертный, Евгений Борзов, Григорий Верховский, Эббо Демант, Александр Гордон, Дмитрий Горохов, Наталья Григорьева-Литвинская, Лора Гуэрра, Игорь Евлампиев, Арво Ихо, Джеймс Кинг, Александр Карпельсон, Кристер Коллин, Юрий Мечитов, Мария Миловзорова, Иван Морозов, Анастасия Никитина, Георгий Пинхасов, Борис Прозоров, Дмитрий Салынский, Лариса Солоницына, Тронд Трондсен, Нэлли Фомина, Виктор Филимонов, Андреа Хольцхерр, Евгений Цымбал, Карен Шахназаров, Екатерина Шейн, и другие.
Открытие выставки состоится 20 сентября в 16:00
Источник: http://www.rusmuseum.ru/stroganov-palace/exhibitions/andrey-tarkovsky-artist-space/
Что еще почитать по теме:https://artinvestment.ru/news/exhibitions/201706021_Andrey_Tarkovsky_Dmitry_Plavinsky_exhibition.htmlhttps://artinvestment.ru/news/auctnews/20161012_bonhams_tarkovsky.html
artinvestment.ru
Календарь "Сплетника": творчество Андрея Тарковского
Сегодня христиане отмечают Пасху, так что поздравляем тех, кому не безразличен этот праздник! В этот день личное торжество непременно устроит именинник Роберт Дауни-младший. И еще четвертого апреля мог бы исполниться 31 год Хиту Леджеру.
О Хите и о Роберте мы рассказывали в прошлом году, так что в этом у нас будет другой герой.
Четвертого апреля 1932-го года в селе Завражье Юрьевецкого района Ивановской области родился Андрей Арсеньевич Тарковский. Он появился на свет в литературной семье. Его отец Арсений Александрович был поэтом и переводчиком. У матери Марии Ивановны было литературное образование, она писала прозу, однако все свои произведения сама же и уничтожила, написав позднее в своем дневнике, что причиной тому стало "отсутствие таланта".
В 1935-м Арсений Александрович ушел из семьи, а в 1941-м отправился на фронт, где его серьезно ранили, из-за чего он лишился ноги. Мария Ивановна после расставания с мужем устроилась работать в московскую типографию. А Андрей Арсеньевич в 1939-м начал учиться в столичной школе. Однако с началом войны мама увезла Андрея вместе с его младшей сестрой в Юрьевец, но уже в 1943-м они вернулись в Москву. Хотя как родину Андрей Арсеньевич всегда воспринимал именно Ивановскую область, что легко можно проследить по его творчеству.
Детство, по воспоминаниям Тарковского, у него было непростым. Ему не хватало отца, но, в то же время, за все, что у него есть, он всю жизнь благодарил мать.
Помимо общеобразовательной школы, Андрей Арсеньевич учился и в музыкальной, а также занимался живописью. Но первая его профессия не была связана с искусством. Он учился в Московском институте востоковедения на арабском отделении. Позднее Тарковский признал, что выбор профессии сделал слишком скоропалительно, что недостаточно на тот момент еще знал жизнь, чтобы принимать столь серьезные решения.
В 1953-м Андрей Арсеньевич устроился на работу в ВНИИ цветных металлов и золота и в мае того же года отправился почти на год в экспедицию Туруханский район Красноярского края. И именно этот необычный опыт, по его же словам, в итоге окончательно сформировал решение стать режиссером.
По возвращении из экспедиции Тарковский подал документы во ВГИК и успешно поступил на курс легендарного Михаила Ромма.
Ромм был для своих студентов настоящим учителем. Пусть он в своем творчестве относился к соцреалистам, ученикам он давал творческую свободу, воспитывал индивидуальность. Более того, он очень помогал будущим режиссерам - говорят, вплоть до того, что денег взаймы давал.
Тарковский начал снимать в 1957-м году. Его первым короткометражным фильмом стала драма "Сегодня увольнения не будет". Это очень напряженная картина. Сюжет вкратце таков: во время земельных работ коммунальщики обнаружили склад немецких боеприпасов - 30 тонн взрывчатки. Разминировать его слишком опасно, взрывать тоже невозможно, так как кругом жилые дома. Решено вызвать спецбригаду. И на следующий день, после эвакуации жителей близлежащих кварталов, семь человек начали свою маленькую войну, в которой одно лишнее движение может привести к катастрофе.
Над своими студенческими фильмами Тарковский работал в соавторстве с Александром Гордоном (разве что, "Концентрат" он снял без его участия). А с "Убийцами", получившими высокую оценку Михаила Ромма, ему помогал не только Гордон, но и Марика Бейку. Это короткометражка по рассказу Эрнеста Хемингуэя.
"Убийцы"
Будучи студентом третьего курса, Андрей Арсеньевич познакомился с первокурсником Андреем Кончаловским. Так начались их дружба и соавторство. Забегая вперед скажем, что Кончаловский не раз помогал Тарковскому, в первую очередь, в сценарной работе.
Первым их совместным проектом стала дипломная работа Траковского "Каток и скрипка" - о дружбе мальчика-скрипача и водителя катка. В 1961-м она получила приз на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке. Съемки этого фильма стали первой совместной работой Тарковского еще с одним своим соратником - оператором Вадимом Юсовым.
В 1962-м Андрей Арсеньевич снял свой первый "большой" полнометражный фильм - "Иваново детство". У фильма достаточно интересная история - изначально картину по мотивам произведения Владимира Богомолова должен был снимать режиссер Эдуард Абалов с другой командой. Однако на каком-то промежуточном этапе худсовет решил, что фильм получается слабым и вообще незачем его снимать. Тогда-то и появился Тарковский и предложил за короткий срок все-таки сделать кино, но с другими актерами, другой группой и другой концепцией. Прежним остался только сценарий, но даже его Андрей Арсеньевич переработал вместе с Кончаловским. В частности, в сценарий были включены реальные сны Тарковского. Кроме того, Андрей Арсеньевич в картине сумел как бы "процитировать" собственного отца и его стихотворение "Иванова ива", создав схожие с поэтическими визуальные образы.
Фильм стал мировой сенсацией, получив "Золотого льва" на кинофестивале в Венеции. Жан-Поль Сартр вдохновился им на написание эссе. А Джим Джармуш через 30 с лишним лет включил в своего "Мертвеца" аллюзию на эту ленту.
"Иваново детство"
В следующие четыре года Тарковский работал над фильмом, который считается, пожалуй, самым значимым в его жизни - хотя бы потому, что им восхищаются даже те, кто не приемлет остальное творчество Андрея Арсеньевича (впрочем, и здесь находятся люди, называющие эту картину "русофобской"). Это лента "Андрей Рублев". Весь мир знаком именно с этим названием и именно под ним фильм шел в прокате, однако изначально имя у него было другое - "Страсти по Андрею". Сейчас так называют режиссерскую, полную версию картины, традиционную прокатную же все знают как "Андрея Рублева".
Эта картина - взгляд Тарковского на русскую историю, власть, церковь; и, как итог, - размышление о судьбе художника в этой стране. Взгляд нестандартный и новый. Его фильм предельно "реалистичен" - создается впечатление хроники. Андрей Арсеньевич вообще выступал за максимальный реализм вплоть до отсутствия грима. В кино, по его мнению, все должно быть настоящим, и все должно быть видно - даже трещинки на стене.
Режиссерская версия картины составляет 205 минут, но в прокате ее значительно "урезали". Кстати, на советские экраны лента вышла в 1971-м. Но еще в 1969-м фильм показали в Каннах, где получил приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ).
"Андрей Рублев"
"Андрей Рублев"
"Андрей Рублев"
"Андрей Рублев" стал пограничной картиной всего творчества Тарковского, своеобразным переходом от раннего творчества к позднему - более образному и, как считают многие критики, гораздо менее понятному широкой аудитории. Впрочем, Тарковский никогда не был режиссером для массового зрителя.
После окончания работы над "Андреем Рублевым" Тарковский начал писать сценарий под названием "Исповедь". Впоследствии он не раз переименовывался (было и название "Белый день" - по стихотворению Арсения Тарковского 1942-го года), получив окончательное название "Зеркало". Однако вовсе не этот фильм стал следующим в твочестве Андрея Арсеньевича.
В 1969-м он приступил к написанию сценария по роману Станислава Лема "Солярис", а уже в 1970-м начал снимать фильм. У Тарковского с Лемом было немало разногласий в трактовке романа. У Андрея Арсеньевича получился, скорее фильм не про неизвестность, которая ждет нас в космосе (именно о ней немало говаривал Лем), а о необходимости оставаться человеком в любых условиях. В картине даже звучат эти слова:
Человеку нужен человек.
В 1972-м работа над картиной была завершена, и Андрей Арсеньевич отвез фильм в Канны. Там он получил большой приз жюри и приз ассоциации критиков (ФИПРЕССИ).
"Солярис"
"Солярис"
"Солярис"
На следующий год Тарковский взялся за автобиографическую картину, сценарий к которой писал уже довольно давно - стартовали съемки "Зеркала". Это - максимально метафорическая работа Тарковского о самом себе. Ею он не просто рассказал собственную историю, но еще и обозначил свою творческую самостоятельность - именно это критики увидели в эпизоде, где мальчика лечат от заикания. Слова "я могу говорить" относятся, в первую очередь, к самому режиссеру.
По опросу международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) "Зеркало" входит в сотню лучших фильмов за всю историю кино.
"Зеркало"
"Зеркало"
"Зеркало"
В 1977-м Андрей Арсеньевич вернулся к фантастике (вернее, к ее собственным интерпретациям). По сценарию, написанному в соавторстве с Аркадием и Борисом Стругацкими, он начал снимать фильм "Сталкер" по мотивам произведения знаменитых фантастов "Пикник на обочине". По своему обыкновению, Тарковский очень отдалился от литературной версии - у него совсем другая история и другие акценты, нежели в повести.
"Сталкер" стал не просто великим произведением киноискусства. Для своих создателей он имел даже несколько фатальные нотки. В фильме дважды появляется листок с датой 28 декабря. Режиссер никому не смог объяснить, что это за дата и зачем нужен этот эпизод. День смерти Тарковского - 29 декабря. Три члена съемочной группы "Сталкера" умерли от одной и той же страшной болехни - рака. Это сам Тарковский, его супруга Лариса (она была вторым режиссером) и актер Анатолий Солоницын.
"Сталкер" демонстрировался в Каннах. На фестивале он получил приз экуменического жюри.
"Сталкер"
"Сталкер"
В 1980-м году Андрей Арсеньевич отправился в Италию. Там вместе с Тонино Гуэрра он написал сценарий своего следующего фильма "Ностальгия". В 1982-м, вернувшись в эту страну, Тарковский создал документальный телефильм "Время путешествия" и приступил к съемкам "Ностальгии".
"Ностальгия" - практически совершенный с визуальной точки зрения фильм. Каждый кадр кажется застывшей фотографией, визуально не перегруженной, а, скорее даже аскетичной. Музыкальное сопровождение картины также восхитительно - Дебюсси, Верди, Вагнер. И актерский состав великолепен - главную роль сыграл Олег Иванович Янковский.
Картина рассказывает о путешествующем по Италии русском писателе. Компанию ему составляет переводчица, которая увлекается стихами Арсения Тарковского (надо сказать, что в позднем творчестве Андрей Арсеньевич напрямую обращается к произведениям отца - его стихи звучат, к примеру, в "Зеркале"). Писатель работает над биографией своего соотечественника, крепостного композитора, вырвавшегося в эти места. Со временем автор находит параллели между собой и героем: оба они чувствовали себя чужими в этих местах, оба от этого страдали. Тоска по родине у писателя переросла в смертельную болезнь.
"Ностальгия"
"Ностальгия"
Олег Янковский и Андрей Тарковский на съемках
"Ностальгия" получила приз ФИПРЕССИ и приз экуменического жюри в Каннах. Сам Тарковский же был наконец-то признан лучшим режиссером.
Завершив съемки "Ностальгии", Тарковский начал сценарий своего следующего фильма - "Жертвоприношение". Шел 1983-й год.
10 июля 1984-го на пресс-конференции Андрей Арсеньевич заявил, что остается в Европе. Советские власти не дали режиссеру разрешения на дальнейшее прибывание за границей, и он решил не возвращаться с СССР.
Тарковский снимал "Жертвоприношение" уже без какого-либо участия Советского Союза - фильм ставили в Швеции, с европейскими актерами и съемочной группой.
"Жертвоприношение" - последний фильм Андрея Тарковского. Вероятно, режиссер каким-то чутьем ощущал, что эта лента может стать его "заключительным словом" в искусстве. Во всяком случае, именно в ней будто бы подведен итог философских исканий Тарковского. Этой картиной Андрей Арсеньевич дал ответ на вопрос, на что человек готов пойти ради того, чтобы предотвратить катастрофу? Какую катастрофу - не суть важно. Важно само ощущение чего-то страшного и неотвратимого.
Съемки "Жертвоприношения" не обошлись без происшествий. Сцену, где главный герой сжигает дом, пришлось переснимать. В первый раз дом сожгли "зря" - из-за неполадок с камерой ничего не записалось на пленку. Во второй раз команда оказалась предусмотрительнее и снимала с трех камер.
"Жертвоприношение"
"Жертвоприношение"
"Жертвоприношение"
"Жертвоприношение" удостоилось четырех призов на Каннском кинофестивале, в том числе Большого приза жюри. А Британская киноакадемия признала картину лучшей лентой на иностранном языке.
Помимо кино, Тарковский немного занимался театром - поставил "Гамлета" в Ленкоме. Кроме того, в Ковент-Гардене под его началом шла опера "Борис Годунов".
По окончании съемок "Жертвоприношения" Тарковский узнал страшный диагноз - выяснилось, что у него рак. Его вторая супруга, Лариса Тарковская, вспоминала, что Андрей Арсеньевич не обращал внимания на свой кашель - в детстве он перенес туберкулез и кашлял постоянно. Однако во время монтажа "Жертвоприношения" у него долго держалась повышенная температура. Лишь тогда он обратился к врачу.
На момент, когда Андрей Арсеньевич узнал диагноз, его семья находилась в непростом финансовом положении. Но на помощь пришли друзья. Марина Влади оплатила лечение, а ее муж Леон Шварценберг стал лечащим врачом Тарковского.
До последнего дня своей жизни режиссер оставался собранным. Более того, из воспоминаний родных следует, что он пребывал в полном сознании, несмотря на то, что для обезболивания принимал морфий. Он продолжал радоваться, шутить, смеяться. Особенно его обрадовал визит сына Андрея.
Заключительную главу своей книги "Запечатленное время" он закончил за девять дней до смерти. Андрей Тарковский умер 29 декабря 1986-го года. Он похоронен на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Проститься с великим режиссером пришли сотни людей. На ступенях часовни, где отпевали Тарковского, играл сам Мстислав Ростропович. В тот день он исполнял "Сарабанду" Баха.
www.spletnik.ru
Андрей Тарковский. Запечатленные шедевры живописи
Тарковский в своих фильмах не цитировал произведения искусства. Он составлял диалоги с музыкальными, литературными, философскими,и, конечно, живописными трудами мыслителей. Акцентируем внимание на работах Леонардо да Винчи, Андрея Рублева, Питера Брейгеля,Альбрехта Дюрера и других мастеров, которые присутствуют в фильмах и раскрывают смыслы и идеи творчества режиссера.
«Хорошую вещь могут сделать только на трёх вещах — на крови, культуре и истории»
Андрей Тарковский
Иваново детство
Фильм «Иваново детство» по-новому показал советским зрителям войну — как она воздействует на 12-летнего ребенка, лишив его семьи, детства и, в конце концов, жизни. Затянутый в её круговорот, этот в прошлом улыбчивый мальчик Иван превращается в одержимого ненавистью и кровью мстителя. В чудовище, как писал о таком Жан-Поль Сартр. Настрой Ивана виден даже в рассматривании трофейного альбома с репродукциями немецкого живописца и графика Альбрехта Дюрера. С любопытством листая альбом,Иван останавливает свой взгляд на знаменитой гравюре «Четыре всадника Апокалипсиса». Работа входит в серию «Апокалипсис», состоящую из 15 гравюр на дереве и выполненную художником в 1496—1498 годах.«Апокалипсис» (по-древнегречески — откровение, пророчество) — последняя книга Нового Завета, повествующая о конце мира и судьбах человечества.
иллюстрирует отрывок из 6-й главы Откровения Иоанна Богослова о четырёх разноцветных конях и их всадниках — Болезнях (Мор), Войне, Голоде и Смерти.
С появлением всадников Дюрера возникает связь времен, связь переживаний людей разных поколений.Пророчества «Апокалипсиса» всегда особо остро начинали звучать в неблагоприятные периоды — войн, эпидемий, неурожаев. Ведь это всё суть апокалиптические явления.
Сам Дюрер создавал эту серию в период всплеска тревожных настроений в обществе из-за, распространившихся по всей Европе слухов о конце света. Тарковский для своей картины выбрал кульминационную гравюру серии. Её динамика и напряжённость созвучны с динамикой кадров в фильме. Кинолента подчинена монохромности произведения: черно-белая гамма делала более реальными ощущения войны, тревоги и напряжения.Для искалеченной психики Ивана иной реальности, кроме войны,не существует. И гравюры Дюрера он трактует однозначно: — Это немцы?— Да, старинная!— Всё равно фрицы!..
В этот момент Апокалипсис выходит за рамки окружающей войны, становясь духовной гибелью, личным Апокалипсисом мальчика.Вслед за всадниками в альбоме оказывается «Портрет Ульриха Варнблюлера», которого лейтенант Гальцев называет «не то врач, не то писатель немецкий», чем вызывает протест Ивана: «Да у них нет писателей!» И следом — «Рыцарь,смерть и дьявол».
Ульрих Варнблюлер, советник императора Максимилиана I
«Рыцарь, смерть и дьявол», как бы иносказательные портреты войны и юного рыцаря Ивана
Несмотря на всю фатальность происходящего, в фильме невероятно силен и важен душевный порыв юного героя, желание принести себя в жертву во имя спасения других. Начав с тем Апокалипсиса и жертвенности в своем творчестве, Тарковский будет всё глубже развивать их в последующих фильмах.
Андрей Рублев (Страсти по Андрею)
Интерес к русской иконе Андрея Тарковского отразился в киноэпопее «Андрей Рублев». Андрей Арсеньевич говорил:«Искусство существует только потому, поскольку мир неблагополучен»
Творчество художника должно восполнить несовершенство мира, облегчить страсти — страдания, помочь людям обрести надежду, достоинство и смысл жизни. Режиссер видел схожесть сложного творческого пути иконописца со своим собственным путем. Поэтому его особенно интересовали преодоления художника на пути к воплощению своих замыслов. Андрей Тарковский и кинооператор Вадим Юсов в Русском музее слушают рассказ о чудесном «ферапонтовском явлении». Ленинград. 1964 г. фотоСлово «страсти» в церковнославянском языке означает страдания. И Андрей Рублев в подаче Тарковского проходит этим мучительным путем страстей вместе со своей эпохой. Он пропускает через себя всё, что происходит вокруг: несправедливость,насилие, ужасающую жестокость средневековья. От них — гибель трудов и отчаяние Андрея. Ему предстоит осознать, что талант — это не только дар Божий, но и тяжкий труд, на который художник обречен. Это своего рода несение Креста.
Андрей Рублев (актер Анатолий Солоницын) на фоне иконостаса во Владимирском Успенском соборе.Работы Рублева, средняя часть: архангел Михаил, Богоматерь, Спас в Силах, Иоанн Предтеча, архангел Гавриил
И вот, под звук колокола, отлитого силой страсти юного Бориски, Андрей возрождается,понимает, что сейчас он и его искусство как никогда нужны людям. В эпилоге черно-белой киноленты прорываются мягкие контуры ликов и светлые краски икон и фресок Андрея Рублева: «Вход в Иерусалим», «Спас в Силах», «Преображение», «Рождество Христово». И, наконец, «Троица» — венец творения Андрея.
«Он прозрел утро в самый темный час ночи»
Андрей Тарковский об Андрее Рублеве
Действительно, в христианской традиции икона «Троицы» рассматривалась как окно в небесный мир, который иконописец может увидеть своим духовным зрением.Завершает эпизод фильма, под звуки раскатов грома, «Спас Вседержитель».Так живописал этот эпизод Лев Аннинский: «Есть прямой, безотказно работающий художественный результат фильма о Рублеве: световой удар в конце, страшный и очищающий взлет, взмыв, выход к солнцу — удар цвета, удар смысла. Это воспринимается как чудо, как раздрание завес, и именно затем, чтобы это чудо не „рождалось из“ и не „следовало по“, а взрывалось, ослепляло, — и нужна была Тарковскому долгая катакомбная преджизнь, где люди втаптывали друг друга в грязь».
Солярис
В своих фильмах Андрей Арсеньевич старался избегать приема «оживших картин», используя иносказательные связи живописи и кино. По воспоминаниям художника Михаила Ромадина, для фильма «Солярис» Андрей «предложил создать атмосферу,подобную картине художника раннего итальянского Возрождения Витторе Карпаччо. На картине — набережная Венеции, корабли, на переднем плане — много народу. Но самое главное то, что все персонажи погружены внутрь себя, не смотрят,ни друг на друга, ни на пейзаж, никак не взаимодействуют друг с другом». Вероятно,речь шла о картине «Прибытие английских послов».Для этого был использован прием отстранения, когда Крис, прощаясь с Землей, сидит под дождем и никак на него не реагирует.
Как помним по сюжету романа, Океан будто бы материализовывал объекты земной культуры. Однако не желая нарушать свои принципы, режиссер отказался от одного эпизода, напрямую «цитировавшего» живопись: «…длинный бездушный железный коридор на станции, в глубине появляется фигура святого Себастьяна с картины Антонелло да Мессина, на заднем плане развешаны ковры, как в картине, летят стрелы, образ разрушается».Кадр из фильма
Михаил Ромадин. Эскиз декорации
Картина «Охотники на снегу» у Тарковского превратились практически в символ нашей цивилизации.
Ещё один живописец, чьи работы помогают нам проникнуть в задумку режиссера — Рембрандт ван Рейн. В конце фильма очевидна ассоциация со знаменитой картиной«Возвращение блудного сына».Рембрандт ван Рейн «Возвращение блудного сына»
Кадр из фильма
Искусствоведы немало спорили, как же трактовать эту картину, и наиболее вероятна следующая версия: видимо, Рембрандт изобразил на ней себя в образе «блудного сына», а сам «Автопортрет» ранее назывался «Похождения блудного сына» (или«Блудный сын в таверне»).
Рембрандт ван Рейн «Автопортретом с Саскией на коленях»
Кадр из фильма
Так в фильме выстраивается новозаветная притча о «блудном сыне». В фильме она становится назидательным рассказом о человеке и Космосе, познать который,по Тарковскому, можно только путем перехода на более высокий нравственный уровень. С другой стороны, здесь видится также притча о Человеке и Боге, об их примирении.
Не случайно главный герой берет на станцию репродукцию рублевской«Троицы».
Крис Кельвин, как «блудный сын», после духовных скитаний, через стыд и покаяние в своих заблуждениях возвращается домой. Во всех смыслах.
Зеркало
«Зеркало» — очень личный, оттого сложный и важный фильм для Тарковского. Эта картина, а точнее — исповедь (одно из первоначальных названий фильма), — создана из воспоминаний, снов, чувств режиссера, связанных с самыми близкими людьми. Фильм пронизан эстетикой его любимого художника и духовного учителя — Леонардо да Винчи. Два раза в киноленте появляется старинный фолиант с работами великого живописца.Леонардо да Винчи. Голова Христа. Эскиз к «Тайной Вечере»
Леонардо да Винчи. Эскиз женской головы
В другом эпизоде книга остается раскрытой на репродукции «Туринского портрета» Леонардо да Винчи
Своеобразным символом фильма выступает также картина Леонардо — «Портрет Джиневры деи Бенчи». Дело тут, конечно, не только в схожести героини Маргариты Тереховой с изображенной женщиной. Андрей Арсеньевич сам объяснил свой выбор:
«Возьмём для примера „Портрет молодой женщины с можжевельником“ Леонардо да Винчи… В ней что-то есть лежащее по ту сторону добра и зла… В „Зеркале“ этот портрет нам понадобится для того, чтобы сопоставить его с героиней… способной быть обаятельной и отталкивающей одновременно».
Такую же двойственную способность Андрей видел в собственной матери.
Потому изначально он задумывал фильм как исповедь матери, принужденной отвечать на сыновнее вопрошание. Сестра Тарковского, , говорила: «Нам кажется, что при всей любви к матери, в зрелые годы окрепшей и к тому же окрасившейся чувством вины перед нею, Андрей тем не менее, может и безотчетно, рос в постоянном сопротивлении правилам жизни, твердо сформулированным матерью. Это сопротивление обернулось позднее желанием вернуться в детство, постичь материнскую суть, что и отразилось в «Зеркале».В «Зеркале» присутствуют «сквозные образы» из предыдущих фильмов. Как и в «Солярисе», детство вновь представляется через брейгелевскую атмосферу. Сцена с мальчиком на снежной возвышенности и позой, и пейзажем напоминает всё тех же «Охотников на снегу».
Эстетика и идеи Брейгеля были очень близки Тарковскому, восхищавшемуся его работами. Красота полотен художника не нарочитая, а та, что Андрей называл «гармоничной красотой, потаённой, красотой как таковой». Ассистент режиссера Мария Чугунова рассказывала, что Андрей Арсеньевич не любил,огда очень красиво. «Был такой совершенно саврасовский план подхода отца к Переделкину; кто-то сказал: „О, как красиво!“ — и он сразу „чик“ — и вырезал».
«Зеркало» имеет «живописную» перекличку ещё с одним фильмом режиссера — «Андрей Рублев». Снова в кадре мелькает образ «Троицы». В «Андрее Рублеве» Тарковский показал страсти великого иконописца,в «Зеркале» — свои. Так он надеялся«очиститься», освободиться от мучительных воспоминаний прошлого.
Сталкер
В своем последнем русском фильме Тарковский вновь возвращается к «троице». Только теперь она не живописная, а представленная в обликах трех главных героев киноленты. И нет в ней рублевской гармонии единства — наоборот, «троица» снедаема раздором.Кадр из фильма «Сталкер»
В «Сталкере» режиссер выступил и как художник фильма. Здесь почти ничего не осталось от фантастики, всё внимание уделено фундаментальным ценностям. Поэтому обстановка в фильме крайне аскетична, имена героев — аллегории (Сталкер,Писатель, Профессор), как и сама Зона с её святая святых — Комнатой, исполняющей желания. Реальный мир у Тарковского окрашен сепией. Лишь в Зоне появляется цвет,но и она хранит следы «катастрофы». Режиссер снова затрагивает тему Апокалипсиса,но теперь пытаясь ещё найти спасение из него. На это намекает сон Сталкера во время привала.
Во время долгого пролета камеры над водой, сразу после прочтения закадровым голосом строк из Откровения Иоанна Богослова появляется фрагмент Гентского алтаря Яна Ван Эйка с изображением Иоанна Крестителя.В Евангелии читаем: «Был человек от Бога; имя ему Иоанн. Он пришёл для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали через него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете». Юродивый проводник в Зону, подобно Иоанну Крестителю, является проводником к Свету (Спасению), старающимся уверить в нем Писателя и Профессора. Он так же,как и его живописный символ, становится посредником между Богом и человеком.
В «Сталкере» сильны христианские мотивы, они помогают режиссеру донести главную мысль: необходимость уравновесить духовное и материальное. Поэтому внимание уделяется не только живописному полотну, но и предметам, его окружающим. Какие-то пружины, шприцы, монеты рядом с религиозным изображением показывают,что духовные ценности людей отходят на второй план, уступая место вещам. Обстановка сна становится образом Апокалипсиса, а живописное полотно — Спасения. Альберто Моравиа видел в «Сталкере» очень точную аллегорию кафкианского типа:«Человечество загнало себя в тупик, но необходимо иметь веру, что, может быть,из него и удастся выбраться».
Впрочем, изображений Иоанна Крестителя много в мировой живописи, но для Тарковского всегда был важен человек. Поэтому он выбирает работу мастера эпохи Возрождения — периода, когда Европа меняла свои ориентиры в сторону антропоцентризма. Живопись Яна ван Эйка смогла совместить в себе любовь и к человеку, и к Богу.Ностальгия
В поисках натуры для нового, уже зарубежного фильма, Тарковский отправляется в путешествие по Италии вместе со сценаристом Тонино Гуэрра. Так, попутно был создан документальный фильм «Время путешествия». Режиссер был уверен, что сильное чувство ностальгии присуще всем русским людям,находящимся далеко от родины. Во всей бесконечно прекрасной и любимой Италии Тарковский искал ту метафизическую красоту, которая скрывается за простотой русской природы. За время путешествия было отвергнуто много икон и фресок, предложенных режиссеру. В фильм вошла только «Мадонна дель Парто» кисти Пьеро дела Франческа.«Madonna del Parto». Снимали«Беременную Мадонну» Пьеро дела Франческа в Монтерки. Ни одна репродукция не в состоянии передать всю её красоту. Кладбище на границе Тосканы и Умбрии. Когда Мадонну хотели перевезти в музей, местные женщины стали протестовать и отстояли Мадонну".
Запись в дневнике Андрея
В начале фильма «Ностальгия», когда и появляется , герои говорят о ней только,как о произведении искусства. Русский писатель Андрей Горчаков отказывается от предложения пойти посмотреть картину, отвечая: «Надоели мне ваши красоты, хуже горькой редьки!»Постепенно живописное полотно обретает свое культовое значение и глубокое религиозное содержание. частично связана с Эудженией, желающей родить ребенка, но в первую очередь она относится к Горчакову. Намек на это содержится уже в начале. Во время съемки крупного плана лица Мадонны камера резко перескакивает на лицо Андрея, хотя живописное полотно и герой находятся в разных местах. Этот прием называется«подменой пространства».
Богородица, несмотря на отказ писателя посмотреть на нее, как бы отмечает героя знаком избранничества через слетающее белое перо (в фильме оно появится дважды). Снова, как в «Сталкере» живописное полотно указывает на особое предназначение героя, тем самым продолжая тему спасения человечества. Только теперь она представлена образом «Беременной Мадонны», уже ожидающей рождения Спасителя.«Будет жизнь, родится и Бог, и возродится вера»
Искусствовед Франциска Фуртай
Жертвоприношение
Последний фильм Андрея Тарковского сразу открывается картиной «Поклонение волхвов» Леонардо да Винчи. Волхвы прибыли к Марии с младенцем, чтобы поклониться новорожденному и преподнести ему дары: золото, ладан и смирну. Из этой картины и будет развиваться весь духовный смысл фильма.Сначала камера сосредотачивается на моменте, где один из волхвов на коленях протягивает младенцу золотую чашу, предвещая его муки и искупление.
В этом фрагменте предписана и судьба главного героя Александра. Художественное полотно уже отсылает к его собственному жертвоприношению. Во имя спасения человечества от гибели Александр отказывается от самого дорогого: семьи, друзей, — всего, что связывало его с жизнью. Он сжигает свой дом и более не произносит ни слова. «Поклонение волхвов» Леонардо как бы продолжает тему, начатую ещё в «Сталкере», где Иоанн Креститель предсказывает появление Мессии. В «Ностальгии» Мадонна уже ожидает его рождения, и, наконец, в «Жертвоприношении» Спаситель родился и принимает дары волхвов.
Помимо духовной, картина несет в себе и сюжетную линию фильма. Её отдельные фрагменты как будто развиваются в самостоятельный сюжет киноленты. Дерево на картине, над головой Марии с младенцем, и дерево в реальности, посаженное Александром вместе с сыном… Дары волхвов родившемуся Христу и подарки Александру по случаю его дня рождения…
Две лестницы полуразрушенного дворца на картине и похожие лестницы в видении Александра. В конце фильма эти лестницы с бегущими и толкающимися людьми появятся во сне героя, напоминая неразбериху на заднем плане «Поклонения».
Камера неоднократно возвращается к «Поклонению волхвов» и каждый раз в новом ракурсе, знаменуя собой поворотные, фатальные моменты.Сначала камера показывает только часть картины с динамичной группой людей позади Марии с младенцем. Их лица выражают удивление, у иных даже ужас от происходящего невероятного события. Отто говорит о картине: «Боже, какая ужасная! Я всегда очень боялся Леонардо». И уже в следующей сцене мы увидим таких же перепуганных людей,слушающих роковую телепередачу.
Для Тарковского дерево — символ веры, оно метафизически отражается в стекле репродукции (в реальности кроме интерьера комнаты в нем ничего отразиться не могло)
В следующий раз репродукция появится в момент сурового обета Александра и рассказа Отто о «настоящей сути» Марии. Тут почтальон признается в предпочтении Пьеро дела Франческа. Вероятно, он намекает на «Поклонение Священному древу», где объектом поклонения выступает не младенец Иисус, как у Леонардо, а дерево(из которого был изготовлен Крест Господень).В киноленте герой с восхищением и сожалением рассматривает подаренный альбом по иконописи: «Какая мудрость и духовность,и такая чисто детская невинность. Это как молитва. И всё это утрачено! Утрачено! Теперь мы уже не умеем молиться»
Посыл «Жертвоприношения» логически венчает размышления режиссера всех его предыдущих кинолент. В этом фильме-завещании Тарковский пытается показать, что единственный путь к преодолению ядерной катастрофы, спасению мира лежит через веру и самопожертвование.
Непоставленное кино
У режиссера осталось много неосуществленных планов, но и в них можно было бы с уверенностью предположить наличие живописных полотен. Сохранился сценарий картины «Светлый ветер», написанный Тарковским вместе с Фридрихом Горенштейном по мотивам романа фантаста Александра Беляева «Ариэль». В самом начале, в сцене исповеди послушника отцом Григориусом упоминаются две гравюры Рафаэля. Известна любовь Андрея Арсеньевича к творчеству Достоевского и его желание снять фильм о жизни писателя, а также экранизировать роман «Идиот». В своем«Мартирологе» Тарковский делится идеями по поводу сценария экранизации,но стремление их осуществить постоянно натыкалось на препятствия и критику. А ведь там уже готовое живописное полотно величайшего мастера Ганса Гольбейна Младшего«Мертвый Христос».Достоевский видел картину в Базеле в 1867 году, где она произвела на писателя «подавляющее впечатление, и он остановился перед ней как бы пораженный». Для того времени изображение тела мертвого Христа было так натурально, что могла и пропасть вера в возможность воскрешения, в Мессию, который спасет души людей. Эту мысль о вере, о её силе, проявлении и проверке на прочность Федор Михайлович выразил в романе «Идиот». Так что, вероятно, полотно оказалась бы столь же значимо в экранизации, как и в жизни самого Достоевского.
Живопись Андрея Тарковского
Тарковский не только страстно любил живопись, виртуозно использовал её в своих кинокартинах, но и сам в детстве учился в художественной школе и умело рисовал. Проект «Художник пространства» в Русском музее предоставил возможность познакомиться с собственной живописью и рисунками режиссераАвтор: Ирина Фрыкина. Главная иллюстрация: Валерий Елисеев «Апокалипсис»(Из цикла «Посвящение Андрею Тарковскому»)
a.kras.cc
фильмы, лучшие картины, факты из биографии
Искусство и развлечения 31 марта 2016Если говорить о режиссерах, изменивших мир, то среди них обязательно должен быть упомянут Андрей Тарковский. Фильмы мастера получили широкое признание как в России, так и за границей. Имя Тарковского на устах у всех, кто в наши дни постигает азы киноискусства. Итак, как сложилась судьба легенды кинематографа и какие фильмы Тарковского обязательно стоит посмотреть?
Тарковский: ранние годы
Тарковский появился на свет в начале апреля 1932 г. Его отец был знаменитым поэтом, это Арсений Тарковский. К сожалению, он оставил семью, когда мальчику было всего три года. На руках у Марии Ивановны осталось двое детей – Андрюша и его младшая сестра Марина. Впоследствии этим непростым временам (довоенным и военным) будет посвящен не один фильм Андрея Тарковского. Матери режиссёр выразит отдельную благодарность за стойкость, сняв в её честь одну из лучших своих картин.
Мария Ивановна действительно отличалась завидной преданностью своей семье: несмотря на свою привлекательность, она не вышла повторно замуж и посвятила жизнь детям. Тарковский не раз повторял, что если он и состоялся в профессии, то только благодаря матери.
Военные годы Андрей с Мариной провёл в Ивановской области, в эвакуации.
После школы Андрей Арсеньевич избрал довольно экзотическую профессию для изучения: он стал студентом факультета востоковедения. До того как попасть в кино, Тарковский попробовал себя в роли геолога и коллектора (сотрудника института).
Начало карьеры
Андрей Тарковский, фильмы которого вошли в мировую сокровищницу киноискусства, только к 22 годам понял, кем он хочет быть на самом деле. Тогда он взял свои документы и отнес их во ВГИК. Тарковского приняли в мастерскую советского кинорежиссера Михаила Ромма.
К моменту выпуска режиссёра из ВГИКа советское киноискусство переживало новый виток в своём развитии. В связи с хрущевской «оттепелью» Тарковский смог, наконец, ознакомиться с творчеством своих будущих кумиров – Феллини, Акиры Куросавы и Эрнста Бергмана.
Первая короткометражная картина режиссёра называлась «Убийцы». Сценарий к мини-фильму был написан по мотивам произведения Эрнеста Хемингуэя. Эту работу высоко оценил художественный руководитель Тарковского – Ромм.
Следующей экранной постановкой стала короткометражка «Сегодня увольнения не будет», основанная на реальных событиях, которые происходили в Курске в годы войны.
Заключительной выпускной работой считается короткометражка «Каток и скрипка», сценарий к которой был написан в содружестве с Андреем Кончаловским. Этот фильм послужил началом долгой дружбы двух будущих известных мастеров кино.
Видео по теме
Андрей Тарковский: фильмы. Лучшие картины режиссера
В общей сложности Андрей Арсеньевич снял более пятнадцати картин. Часть из них – в эмиграции (режиссёр эмигрировал во Францию в 80-х гг.).
Андрей Тарковский, фильмы которого довольно самобытны и больше похоже на искусство в духе артхаус, получил множество кинонаград и премий. Самый первый его полнометражный фильм под названием «Иваново детство» сходу стал призёром Венецианского кинофестиваля.
Вторая по счету полнометражная лента - «Андрей Рублёв» - получила признание у зрителей, но вошла в список так называемых полузапрещенных фильмов: то есть официально цензура их не запретила, но и по центральному телевидению они не демонстрировались. Зато картина вошла в десятку лучших фильмов мира по версии английского журнала Sight & Sound.
Так уж получилось, что каждое творение Тарковского вызывало ажиотаж в обществе: «Солярис», «Зеркало», «Сталкер» и т. д. Сам режиссёр объяснял свой успех тем, что снимал «глубоко личное» кино, что, естественно, находило отзыв в сердцах зрителей.
Фильм Андрея Тарковского – память о матери
Самым дорогим человеком в жизни Андрея Арсеньевича всегда была мать. Особенно остро он это почувствовал после ее смерти в конце 70-х. Кое-как пережив свою потерю, режиссёр приступил к созданию нового сценария под кодовым названием «Ностальгия». Так появился фильм Андрея Тарковского, посвященный матери.
Сюжет «Ностальгии» развивается в декорациях Италии. Главный герой (Олег Янковский) – русский писатель, который приехал в Италию по работе. В этой прекрасной стране его ничего не радует. Он тоскует по России и хочет вернуться домой, однако ему мешают некие обстоятельства. Фильм похож больше на эмоциональный этюд, поскольку сюжет его не насыщен событиями.
Источник: fb.ruКомментарии
Идёт загрузка...Похожие материалы
Искусство и развлечения Мелани Лински: биография новозеландской актрисы, лучшие роли, факты из жизниМелани Лински – малоизвестная новозеландская актриса. Её имя знакомо разве что поклонникам кинофильмов «Хорошо быть тихоней» и «Информатор». Какие еще работы входят в фильмографию исполни...
Искусство и развлечения Джули Уайт. Фильмография и факты из биографииДжули Уайт - американская актриса, которая с детства мечтала о кинокарьере. На сегодняшний день на её счету около 40 фильмов и сериалов. Начинала она как театральный актер, но потом решила попробовать себя в кино, сна...
Искусство и развлечения Лидер группы "Крематорий" Григорян Армен: факты из биографииАрмен Григорян - один из основателей русского рока. Его группе "Крематорий" больше 30 лет, и она по-прежнему выпускает альбомы и гастролирует по России. Армен скромно называет себя не солистом группы, а просто музыкан...
Искусство и развлечения Актер Евгений Цыганов: интересные факты из биографииЕвгений Цыганов родился 15 марта 1979 года. Он занимался творчеством с детства: играл в театре и в рок-группе. Даже создал свою музыкальную группу - "Гренки", полюбившуюся московской публике.Актер Евгений Цыга...
Искусство и развлечения Елена Подкаминская: рост и вес, факты из биографииАктриса Елена Подкаминская известна нам по сериалам и полнометражным фильмам. Она играет уверенных в себе и сильных духом женщин. Но такая ли в жизни Елена Подкаминская? Рост и вес, семейное положение – все это ...
Искусство и развлечения Известная польская актриса Магдалена Мельцаж: факты из биографииЛичность, которой будет посвящена данная статья, до недавнего времени была неизвестна российской публике. Магдалена Мельцаж — популярная польская актриса и модель, которая прославилась в России благодаря роли па...
Искусство и развлечения Актриса Дарья Мельникова: роли в кино и факты из биографииПопулярная российская актриса Дарья Мельникова (фото представлено ниже), которая прославилась благодаря роли Васнецовой Евгении в фильме «Папины дочки», за свои двадцать два года уже многое успела: стать т...
Искусство и развлечения Австралийская актриса Эстер Джудит Роуз Бирн: факты из биографииПопулярная ныне австралийская актриса Роуз Бирн, как и многие другие, начинала с небольших эпизод...
Искусство и развлечения Джейсон Момоа (Jason Momoa): фильмография, личная жизнь, интересные факты из биографииДжейсона Момоа с уверенностью можно назвать одним из самых эпатажных и запоминающихся актеров...
Искусство и развлечения Биография Достоевского. Интересные факты из биографии ДостоевскогоФедор Михайлович Достоевский появился на свет в 1821 году. Он стал вторым ребенком в многодетной семье (всего их было шестеро).Занятия с учителями, переезд в ПетербургС 1832 года Достоевский вместе со ...
monateka.com