«По соображениям совести». Картина о верности обещанию. Совесть картина


Описание картины Николая Ге «Совесть. Иуда»

Описание картины Николая Ге «Совесть. Иуда»

1891; холст, масло; 149×210; Третьяковская галерея.

Картина "Совесть. Иуда" Николая Николаевича Ге отсылает зрителя к библейскому сюжету о тринадцатом апостоле, продавшем своего Учителя за тридцать серебряных монет. Очень своеобразно выбрана экспозиция, тона и краски, которые использованы в создании данного полотна: темная, почти черная картина подавляет и тревожит своей мрачной, гнетущей атмосферой, и только крохотный отблеск живого теплого света мерцает вдали. Там, куда ушли прочь по каменной дороге едва различимые фигуры людей.

Центральный персонаж картины, в котором обозначен Иуда, стоит на переднем плане, спиной к зрителю, целиком завернувшись в длинное одеяние. Он полностью сокрыт, но даже поза его выражает опустошение разбитых надежд. Сделка не принесла ему обогащения, Иуда одинок и покинут. Он стоит в блеклых лучах луны, устремив взгляд вдаль, на жизнь, которая медленно покидает его вместе с группой людей, уводящих Христа на предстоящий суд и распятие. Кажется, в эти мгновения он остро переживает душевный слом, вспоминает о том, чем владел, и что ныне для него окончательно потеряно. Иуда отринут от общества людей, что видно в каждой небольшой детали картины.

Его одиночество и чуждость подчеркнуты игрой света и тени. Выразительность композиции особенно ярка противопоставлением выбранного художником освещения. Эти две точки, на которые взгляд, против воли, обращает внимание. Большое пятно белесого ночного света, призрачного и холодного, в котором купается Иуда, как бы противопоставлено теплому, живому, хотя и тревожному отблеску огня, который несут люди в дальней части картины.

Интересно выстроена композиция этюда: дорога и две точки освещения создают прямой тоннель, путешествую по которому, взгляд зрителя как бы погружается в мир, созданный кистью художника.

opisanie-kartin.com

Николай Николаевич Ге Совесть. Иуда: Описание произведения

Эту позднюю картину Николая Ге, примыкающую к его так называемому «Страстному циклу» (1, 2, 3, 4, 5), совершенно не поняли современники. Художник Павел Чистяков, в ироническом соответствии с собственной фамилией, оценил «Совесть» словами «выдумано и кое-как напачкано». Разочарован был и искренне любивший Ге Василий Поленов: «Очень и очень слабая вещь. На черно-синем фоне стоит длинная и мягкая тумба, завёрнутая в простыню и освещённая голубым светом, вроде бенгальского огня…»

Между тем, Ге признавался в письмах, что этот сюжет чрезвычайно дорог для него, а над живописным решением картины он работал мучительно долго, дважды бросал, потом опять возвращался к ней и найденную композицию считает удачной и вполне отвечающей его замыслу. Иуду, после длительных размышлений, художник считал первообразом (или, как сказали бы в ХХ веке – архетипом) предательства. В письме А.С.Рождествену от объяснял: «Такой Иуда – в каждом из нас, когда мы остановились и не можем бежать за тем, кто наш Идеал, наша жизнь, смысл нашей жизни. Вот эта связь зрителя с положением Иуды и дала название этой картине «Совесть»».

Мы все, так или иначе, уподобляемся Иуде, объяснял Ге в письме другому своему корреспонденту, П.И.Бирюкову, когда «низшие потребности, плотские делают бунт и восстают из человека».

Иуда – не единственная человеческая фигура на полотне. На большом отдалении от него едва различимые люди с факелами уводят Христа. За этой группой людей, которая вот-вот исчезнет из виду, спешат любимые ученики Христа – Пётр, Иоанн. А Иуда движется столь медленно, что всё больше отдаляется от них. Так происходит, объясняет Ге, потому что чувства, испытываемые Иудой, двойственны: он знает, что должен идти и одновременно – что после совершённого ему идти нельзя. Ссутулившаяся спина Иуды выражает его мучительную нерешительность. «И побежать не может, и бросить не может», – пояснял Ге мотивы поведения Иуды в письме дочери Толстого Татьяне Львовне.

Коллеги-современники не понимали поисков «живой формы», затеянных Ге. Они по старинке советуют ему «прибавить работы с натуры», объясняя, что зритель не поймёт и не оценит нереалистических форм: «глаза привыкли». Но Ге продолжает упорствовать, утрировать рисунок, экспериментировать с красками. О картине «Иуда. Совесть» он говорит: «Я сам чувствую, что правдиво, просто и вероятно».

Бросается в глаза, что Иуду Николай Ге уже не в первый раз изобразил «без лица». Сходным образом он поступил с предателем в более ранней и гораздо более приязненно воспринятой публикой картине «Тайная вечеря» (1863). «Лицо Иуды не важно и все попытки его выразить бесцельны и ни к чему не привели», – писал Ге в 1892-м году А.С.Рожествену, объясняя, что дело не в том, чтобы передать на картине выражение лица Иуды – оно ничего не даст для понимания его личности, а в том, чтобы поставить его лицом к лицу с преступлением, которое он совершил. Спина Иуды, как видим, оказывается для Ге более выразительной и говорящей, чем могло бы оказаться его лицо.

Понадобилось целое ХХ столетие с его опытом постклассического искусства, чтобы зрители в полной мере смогли оценить экспрессию Ге и удивительный «лунный грунт» под ногами его Иуды.

Автор: Анна Вчерашняя

artchive.ru

Страстной цикл Н. Ге. До Голгофы

Тайная вечеря.На евангельский сюжет (Мф.26:20–29; Мк. 14:17–25; Лк. 22:14–38; Ин. 13:1-17)Н.Н.Ге. 1863 г. Холст, масло. 283х382.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Не без влияния А. А. Иванова, Николай Николаевич Ге обратился к евангельским легендам для выражения своих представлений о добре и зле, о нравственных проблемах человечества. В ряду этих произведений находится,,Тайная вечеря" (1863, ГРМ, уменьшенное повторение 1866 -ГТГ). Противопоставление Христа и Иуды, трагедия человека, предвидящего предательство ученика, но готового к самопожертвованию, составляют основу драматического конфликта. Он осмыслен художником не в каноническом, религиозном, а в нравственно-психологическом плане. Картина имела в России огромный успех. Передовая критика уделила ей первостепенное внимание, отмечала и глубокую интерпретацию традиционного сюжета, понимавшуюся современниками в связи с социальными проблемами своей эпохи. Наиболее глубокий анализ картины был дан М. Е. Салтыковым-Щедриным. Знаменательно, что реакционный лагерь увидел в произведении недопустимый «материализм», картину было запрещено репродуцировать. После демонстрации ее в Петербурге Ге возвратился во Флоренцию. Шумова М. Н. Русская живопись середины XIX века. М., Искусство. 1984

Художник выбрал сюжет, к которому обращались многие мастера прошлого. Однако вместо трапезы, на которой Иисус предсказывает, что один из двенадцати учеников, сидящих рядом, предаст Его, Ге изобразил момент разрыва Иуды с Христом. Резким движением набрасывая плащ, Иуда уходит от Учителя. Напряжённый конфликт подчёркнут резким освещением. Светильник, стоящий на полу, заслонён тёмным зловещим силуэтом Иуды. Фигуры апостолов освещены снизу и отбрасывают на стену огромные тени; поднялся потрясённый Пётр, страдание написано на лице юного Иоанна, нахмурился возлежащий Христос. Создавалась эта работа основательно, в ней чувствуется убедительность деталей. Картина была восторженно встречена в России. Энциклопедия искусств

Картина была куплена у самого художника цесаревичем Николаем Александровичем, во Флоренции, в 1864 году. 

Голова Иуды.Н.Н.Ге. 1863 г. Холст, масло. 48,5×38,2. Этюд для картины "Тайная вечеря" (1863, ГРМ)Государственная Третьяковская галерея, Москва

***

Омовение ног Иуде.Николай Ге. 1890–1892 гг. Бумага, уголь. 50,5×67,5.Собрание Кристофа Болльманна, Женева 

***

Христос с учениками выходит в Гефсиманский сад. Эскиз.Н. Н. Ге. 1888 г. Холст, масло. 65,3×85.Государственная Третьяковская галерея, Москва

Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад.Н. Н. Ге. 1989 г. Холст, масло. 142×192Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Яснее по композиции был его эскиз небольшого размера: Христос после тайной вечери сходит по ступенькам террасы; его сопровождают апостолы. На террасе, освещенной луной, он взглянул на звездное небо. Жаль, и этот прекрасный мотив остался без всякой обработки. И. Репин "Н.Н. Ге и наши претензии к искусству" ("Нива", 1899, приложения № 15)

***

В Гефсиманском саду.Н. Н. Ге. 1869–1880 гг. Холст, масло, 258×198,5.Государственная Третьяковская галерея, Москва

В Гефсиманском саду.Н.Н.Ге

И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. Мк. 14: 35-36

***

Совесть. Иуда.Николай Николаевич Ге. 1891 г. Холст, масло. 149х210.На евангельский сюжет (Ин. 18:3,12-13).Государственная Третьяковская галерея, Москва

Иногда он как бы украдкой брался за холсты и писал сцены при лунном свете, без композиции, без обработки, определив интересно только название картины, например, — «Совесть». Без комментария ничего нельзя было понять в этом холсте среднего размера. Плохо нарисованная, бесформенная спина; примитивно протянутая наискось дорога, под черным фоном пригорка, в глубине красные кляксы и черные черточки. Это должно было изображать Иуду, прикованного взором мучительной совести к жертве своего предательства — Христу, уводимому толпою с дрекольями и факелами. И. Репин «Н. Н. Ге и наши претензии к искусству» («Нива», 1899, приложения № 15)

Сам художник писал: «Лицо Иуды не важно (…) Нельзя Иуду понять, ежели не будет перед нами его преступления, смысл которого для него удаление [от] Идеала».

… Картина «Совесть» — единственная из картин Ге последнего периода, на которой не изображен Христос. О содержании этой картины Ге рассказывает так: Иуда, предавши Христа, идет следом за толпой, уводящей его. Толпа идет скоро; ученики — Иоанн и Петр — бегут следом. Иуда идет медленно: и побежать не может, и совсем отстать тоже не может. Душа его разрывается. Он вдруг понял всю гнусность своего поступка и ужаснулся перед ним. Что делать? Куда идти? Вперед нельзя, назад — некуда. «Иуда настоящий предатель, — пишет Ге в одном из своих писем к нам, — тихий, на вид спокойный, но потерявший спокойствие, потерявший то, чем жил, что любил. И отстать не может от него и быть с ним нельзя, — сам себя отрезал навсегда. Один выход такому мертвецу — умереть; он и умер».

Эта картина подверглась таким же восхвалениям и нападкам, как и „Что есть истина?“. Н. К. Михайловский в „Русских Ведомостях“ написал статью, в которой жестоко критикует картину „Совесть“ и глумится над ней. Но нашлись и страстные защитники этой картины, и некоторое время в печати шла оживленная полемика по ее поводу. Вот как описывает в одной газете впечатление, произведенное на него этой картиной, один из ее сторонников:

„Дышащие бесконечной любовью слова, которыми он (Иисус Христос) встретил своего предателя и своих врагов, резко звучали в ушах грешного Иуды. Безгрешная личность Спасителя предстала теперь перед Иудой во всем своем величии. Пробудившееся сознание более и более открывало его грех. Тяжелая дума сильнее и сильнее овладевала им, что он предал кровь неповинную. В душе Иуды поднимается ряд самых разнообразных мыслей и чувств. Его тяготит и сознание своего преступления, и злоба на своих союзников, и стыд перед людьми. Ночной мрак и тишина еще более усиливают в нем тягостное чувство. Ни одного слова сочувствия не слышит Иуда: все от него отвернулись. Он один, совершенно один среди этого мира. Адские муки, поднявшиеся в душе Иуды, доводят его до оцепенения. Смотря вслед за грубою и жестокою толпою иудеев и воинов, ведших Иисуса и уже почти скрывшихся из вида, Иуда размышляет, что теперь ему делать? И вот этот-то интересный момент Ге и изобразил на своей картине. „Фигура Иуды, закутанного в плащ, производит на внимательного зрителя глубокое впечатление: художник с поразительным искусством выразил в этой фигуре угнетенное душевное состояние предателя. Смотря на эту фигуру, ясно представляешь себе те адские муки, которые переживал Иуда в момент пробуждения совести“… Сухотина-Толстая. Николай Николаевич Ге. 1923

…Через много лет Николай Ге напишет картину «Совесть. Иуда», изобразив ученика, предавшего своего Учителя, как невнятную, закутанную фигуру со спины: Иуда смотрит в одиночестве на пропадающие во тьме, едва заметные силуэты удаляющихся апостолов и стражников, ведущих Христа. Перед нами не человек, а некое существо на пороге страшного решения – самоубийства. «Иуда мне представляется предателем, первообразом предательства при прогрессе, часто при совершенствовании, а оно есть у всякого желающего быть человеком. Старые низшие потребности, плотские, делают бунт и восстают на человека, и вот он по слабости уступает – вот и предательство. Я сделал так. Христа повели и ведут с факелами; группа эта очень далеко и скоро исчезнет; за ней бегут Петр и Иоанн. В большом расстоянии идет тихо Иуда. Он не может бросить, должен идти, но вместе с тем ему нельзя идти, и вот эта нерешительность выражается вполне в этой одинокой фигуре, идущей по той же дороге. Он и дорога залиты лунным светом, а группа удаляющегося Христа вдали по дороге освещена факелами. Ученики же бегут, еще освещенные луной, вот картина. Сегодня окончательно устроил; и все, и я сам чувствую, что правдиво, просто и вероятно…» – писал Николай Ге своему знакомому в конце января 1891 года, работая над картиной в уединении на своем хуторе.С. Степанова «Тень материалиста Иуды» 

***

Иуда.Н. Н. Ге. 1870–1880-е гг. Холст, масло. 50,5×43.Художественная Галерея Фонда поколений Ханты-Мансийского автономного округа ЮгрыПоступление: 1997 г. 

На рубеже 1870-х и 1880-х гг. в творчестве Н. Н. Ге возобладали евангельские темы. Он отказался от канонов академизма и исторической конкретности. Историю Христа, особенно ее заключительную часть, художник воспринимал как один из эпизодов вечной борьбы Добра со Злом и неизменного торжества Зла, неприглядностью которого стремился поразить зрителя. Живопись Ге приобрела лихорадочную и пугающую взволнованность. Полотно «Иуда» характерно представляет поздний период творчества Ге, его {искания в решении евангельских сюжетов}. Художника прежде всего волновал моральный, этический аспект. Одна из его главных тем — предательство, состояние человека, остающегося наедине со своей совестью. Работа носит эскизный характер и прекрасно иллюстрирует творческий метод Ге. Драматическая трактовка образа Иуды подчеркнута колористическими находками художника, тяготеющего к экспрессионистическому осмыслению натурных впечатлений. Художественная Галерея Фонда поколений ХМАО Югры

***

Христос перед Анной.Н. Н. Ге. 1868 г. Эскиз. Холст, масло, 44,7х67.Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Тогда воины и тысяченачальник и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его, и отвели Его сперва к Анне, ибо он был тесть Каиафе, который был на тот год первосвященником. Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его. Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил. Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня? Анна послал Его связанного к первосвященнику Каиафе». Ин.18:12–13, 19–24.

***

«Что есть истина?». Христос и Пилат.Н. Н. Ге. 1890 г. Холст, масло. 233х171На евангельский сюжет, указанный в авторской надписи на картине (Ин. 18:38).Государственная Третьяковская галерея, Москва (повторение в Одесском художественном музее)

Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем. Ин.18:33-38

В поздний период творчества Ге обращается к теме Страстей Христовых. Сюжет картины заимствован из 18-й главы Евангелия от Иоанна. В ответ на слова Христа: «Я… на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине…» Пилат пренебрежительно бросает: «Что есть истина?» Христос изображен на фоне стены монолитно, как колонна или ствол дерева, а лежащие на полу концы веревок будто его корни. Фигура Пилата на освещенном солнцем полу выглядит неустойчивой, она кажется языческим идолом. Героев разделяет яркая полоса света. Л. Н. Толстой восторженно писал о картине: «Мира не может быть между Христом и миром…» и «…это верно исторически, и верно современно». ГТГ

На картине «Что есть истина?» (1890 г.) измученный Христос, стоящий со связанными руками перед Понтием Пилатом, римским правителем Иудеи, угрюм и сосредоточен. Он только что произнёс в ответ: «Я на то родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать об истине». Пилат усмехается в ответ. Этот римлянин с мощной фигурой и свободными движениями уверен в себе, его жест выглядит издевательским. Драматический конфликт выражен отчётливо, резко и психологически убедительно. Энциклопедия искусств

Картина написана на холсте, на котором до этого была написана в 1879 году картина "Милосердие (Не Христос ли это?)". На нем была изображена женщина, подающая нищему воды. Были изображены две фигуры, пейзажный фон, палитра была более светлой и благостной. Картина Ге была выставлена в 1880 году на восьмой передвижной выставке, но автор был ею не удовлетворен и уничтожил ее, записав новым сюжетом. От предыдущей картины осталась только фотография, и на холсте между Понтием Пилатом и Христом проступает голова, похожая на тень.

Как видно, в это время в глубине души Ге все еще жил художник, вечно забиваемый доктринами, но рвавшийся к свободе и безотчетной любви к свету, к эффектным иллюзиям искусства. Это совпало у него с общим возбуждением его философского ума. Он увлекался тогда философом Ницше [Ницше Фридрих (1844 — 1900) — немецкий философ, апологет жестокой силы, сокрушающей слабых; проповедовал “религию господ”, прославлял сверхчеловека, могучая воля которого — единственный критерий добра и зла. В Германии его философия была использована для обоснования фашизма.] и везде громко и восторженно говорил о нем. Невероятным казалось слышать из уст толстовца этот искренний энтузиазм перед анархистом мысли, дерзкая смелость которого соперничает подчас с идеями самого падшего ангела.

У Ге снова появились краски, эта излишняя роскошь аскетического искусства. Заходящий свет солнца блеснул живым лучом в его картину и совершенно случайно, то есть вполне художественно, как природа, как бог, осветил беспристрастно спину Пилата, коридор римского характера, а Христа оставил в тени, тронув только часть его ноги и подол хитона. Этот горячий луч залил ярко квадратики пола из белого и черного мрамора и рефлексом отсюда, снизу, осветил все тени пыльным теплом. Художника прорвало, он искусился и закутил своим искусством, заиграл светом и тонами. Это было бесполезно для его строгой идеи, он грешил против пуританской доктрины, но, видимо, наслаждался и отдыхал в искусстве. Так писалась его картина “Что есть истина”.

В 1890 году Ге привез ее на передвижную выставку. Передвижники встретили его с большой радостью. В своих обычных годовых собраниях они избрали его председателем. Картину поставили на лучшее, какое только автор пожелал, место. На общем обеде и в собраниях Ге был оживлен и много и прекрасно говорил. Особенно много толков возбуждала теперь его последняя картина. Хвалили свет, общее построение картины, живую связь двух фигур — Христа и Пилата. Но много было недовольных фигурой и лицом Христа. Никто не желал узнать Христа в этом тощем облике с бледным лицом, укоряющим взглядом и особенно с трепаными волосами.

Ге очень серьезно и веско защищал свое произведение. Он указывал на многие трактаты святых отцов церкви, занимавшихся разрешением вопроса о внешности Христа. Большинство их утверждало, что Христос как явный протест против языческих идеалов внешности взял на себя самый смиренный и ничтожный образ человека, чтобы показать людям, что важна в человеке только душа и что самая заурядная, некрасивая личность может носить в себе великие нравственные сокровища.

Картина эта в отношении форм довольно слаба, но у людей, живущих принципами и понимающих только идейную сторону искусства, она имела большой успех; особенно высоко ставили ее те, кому посчастливилось услышать от автора картины комментарии к ней. Это были в высшей степени художественные образчики объяснений картин, и можно пожалеть, что они не стенографировались.

Во всяком случае, у картины был успех, он окрылил художника. Даже то, что картину с выставки сняли, как не отвечающую традиционным началам религиозной живописи, только возвысило картину, придало ей особый ореол гонимой и возбудило интерес к ней даже на Западе. Картина отправилась путешествовать по Европе по инициативе платонического поклонника Ге, его картины и учения — Л. Толстого. Ге заказывали повторение картины здесь и в Гамбурге. Сопровождавший выставку присылал сюда из-за границы восторженные отзывы европейских газет о картине “Что есть истина” и сведения о громадном (нравственном, но не материальном) успехе ее, особенно в массах рабочего люда.

Еще не окончила выставка курса по Европе, как картину пригласили в Америку, но с Америкой вышла неудача. Антрепренер стал жаловаться на дороговизну переезда, жизни, пошлины; требовал от автора все больше и больше денег, даже от П. М. Третьякова, которому картина была продана. Вернувшись в Россию, странный мечтатель выпустил целую книгу, изобличающую в чем-то Ге, да, кстати, и Л. Толстого, которому он, так же как и самому Ге, восторженно поклонялся прежде (см. “Дневник толстовца” Н. Д. Ильина).

Но и это не бросало уже ни малейшей тени на внутренний свет стоика. Ге не желал произнести ни одного слова в свое оправдание против целой книги обличителя. И. Репин "Н.Н. Ге и наши претензии к искусству" ("Нива", 1899, приложения № 15)

«Как могло случиться, что правительство позволило выставить публично картину кощунственную, глубоко оскорбляющую религиозные чувства, и при этом несомненно тенденциозную», – писал обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев Александру III. Однозначно принял картину Толстой и уговорил Третьякова приобрести ее.

***

Суд Синедриона. «Повинен смерти!».Н. Н. Ге. 1892 г.Государственная Третьяковская галерея, Москва

Огромное, примерно два на три метра, полотно недавно отреставрировано по уникальной технологии. «Суд Синедриона. „Повинен смерти!“ – одна из самых оригинальных, но и наименее понятых картин „страстного цикла“. Созданный в поздний период творчества Николая Николаевича Ге (1831–1894) „страстной цикл“ включает также произведения „Что есть истина?“ (1890, ГТГ), „Совесть. Иуда“ (1891, ГТГ), „Голгофа“ (1893, ГТГ), „Распятие“ (1892, Музей Орсе, Париж), „Распятие“ (1894, местонахождение неизвестно). ГТГ

.. В картине „Повинен смерти“ Ге хотел изобразить Христа, который мысленно молится за своих врагов и просит бога дать ему сил простить их, так как они „не ведают, что творят“. Он изображен стоящим в углу картины, прислоненным к стене и рукой придерживающим бороду. Мимо него проходит синедрион во всем своем величии. Первосвященники Анна и Каиафа идут торжественно, поддерживаемые слугами, с сознанием исполненного долга и справедливо решенного суда. Только Никодим, понимая то, что происходит, сидит, закрывши лицо руками, в левом углу картины. Какой-то старик, проходя мимо Христа, поднимает дряхлый палец кверху, чем-то грозя ему. Другой плюет ему в лицо. За ними — открытая дверь, через которую видно темно-синее южное небо. Сухотина-Толстая. Николай Николаевич Ге. 1923

Огромное, примерно два на три метра, полотно недавно отреставрировано по уникальной технологии. «Суд Синедриона. „Повинен смерти!“ – одна из самых оригинальных, но и наименее понятых картин „страстного цикла“. Созданный в поздний период творчества Николая Николаевича Ге (1831–1894) „страстной цикл“ включает также произведения „Что есть истина?“ (1890, ГТГ), „Совесть. Иуда“ (1891, ГТГ), „Голгофа“ (1893, ГТГ), „Распятие“ (1892, Музей Орсе, Париж), „Распятие“ (1894, местонахождение неизвестно).

Судьба картины полна превратностей, сказавшихся на ее состоянии. По цензурным соображениям «Суд Синедриона», написанный к ХХ Передвижной художественной выставке 1892 года, был сразу же запрещен к экспонированию президентом Императорской Академии художеств великим князем Владимиром Александровичем. Лишь немногие могли видеть картину в конференц-зале Академии в канун открытия выставки. После наложения запрета автор увез «Суд Синедриона» в свое имение на хутор Ивановский Черниговской губернии, где продолжал работать над полотном. Как следует из писем художника Л.Н.Толстому, Ге много раз переписал фигуру и лицо Христа.

После смерти Н.Н.Ге в 1894 году сын художника Н.Н.Ге-младший послал две его последние картины – «Суд Синедриона» и «Распятие» (1892) – Л.Н.Толстому в Ясную Поляну. Для перевозки холсты были сняты с подрамников и свернуты в рулон, который был обернут газетами. Дочь писателя Т.Л.Сухотина-Толстая, занимавшаяся живописью, вновь натянула холсты на подрамники и постаралась удалить фрагменты газет, влипшие в красочный слой, но удалось это лишь частично. В нескольких местах газетный шрифт отпечатался на живописи. В 1897 году Н.Н.Ге-младший передал картину «Суд Синедриона» в дар Третьяковской галерее. Очень недолго она входила в экспозицию, что подтверждают фотоснимки 1898 года, а затем была перенесена в фонды Галереи.

В ХХ веке полотно Н.Н.Ге мало выставлялось уже не из-за цензуры, а в силу плохой сохранности. Холст обветшал и деформировался, пленка лака пожелтела и помутнела, многочисленные тонировки изменились в цвете. Это сильно искажало авторский колорит и мешало восприятию произведения. В последний раз картина экспонировалась на монографической выставке художника, прошедшей в Третьяковской галерее в 1981 году, и с тех пор находилась в запаснике. Несколько поколений реставраторов и хранителей Третьяковской галереи долгие годы пытались разрешить проблему восстановления картины, осложненную большими размерами холста (201,3х297,5 см). Реставрация ветхого полотна с многослойной живописью, вздутиями красочного слоя, сеткой кракелюра и значительными утратами являлась сложной технологической задачей. Методику для ее решения разрабатывали на протяжении ряда лет. После реконструкции зала Н.Н.Ге картина займет место в постоянной экспозиции. ГТГ

См. о реставрации полотна видеосюжет на канале Культура 

www.ippo.ru

Репродукция картины "Совесть. Иуда" Николая Ге

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Николая Ге. Вы можете выбрать и купить  понравившиеся репродукции картин  Николая Ге на натуральном  холсте.

Николай Николаевич Ге родился в 1831 году в Воронеже в семье помещика. Необычность фамилии для средней полосы России объясняется тем, что его дед эмигрировал из Франции в Россию в конце 18 века, и по-французски фамилия звучит Gay.

Воспитывался няней, крепостной женщиной, так как его мать умерла от холеры, когда мальчику было три месяца. В 10-летнем возрасте его привезли в Киев, где он поступил в Первую киевскую гимназию. Несмотря на то что преподаватели прочили ему будущность художника, заметив его способности к рисунку, он после окончания гимназии по совету отца поступил в Киевский университет на физико-математический факультет. Вскоре перевелся на математический факультет Петербургского университета, переехав жить к старшему брату. Посещая Эрмитаж, продолжает самостоятельно учиться рисованию.

В 1850 году он оставляет университет и поступает в Императорскую Академию художеств в класс Петра Басина.

В 1855 году за картину «Ахиллес оплакивает Патрокла» он получил Малую золотую медаль Академии. За картину «Саул у Аэндорской волшебницы» в 1857 году ему присвоили Большую золотую медаль, что давало право на поездку за границу за счет Академии.

Ге посетил Германию, Швейцарию, Францию, Италию.

В 1863 году по возвращении в Петербург он выставил на осенней выставке в Академии Художеств картину «Тайная вечеря». Эта картина была приобретена российским императором в личную коллекцию.

За «Тайную вечерю» Академия присвоила Николаю Ге звание профессора. И, минуя звание академика, он был избран также и Действительным членом Императорской Академии художеств.

После недолгого пребывания в России, в начале 1864 года Ге возвращается во Флоренцию, где пишет много эскизов на евангельские сюжеты. В это пребывание во Флоренции Ге знакомится и сближается с Герценом. По мнению критиков, портрет Герцена — лучший в творческом наследии Николая Ге.

В конце 1869 года Николай Ге возвращается в Россию, где принимает участие в организации «Товарищества передвижных художественных выставок».

С 1869 по 1875 год Николай Ге живет и работает в Петербурге. Здесь им написаны блестящие портреты известнейших интеллигентов России: писателя Ивана Тургенева, поэта Николая Некрасова, писателя-сатирика Михаила Салтыкова-Щедрина, историка Николая Костомарова, скульптора Михаила Антокольского и других.

В «петербургский период» творчества Ге также написал картины на исторические темы.

Но неудовлетворенность собственным творчеством и материальное неблагополучие заставляют Николая Ге в 1875 году покинуть Петербург и переселиться на Украину. В Черниговской губернии ему удалось купить небольшой хутор.

До 1879 года художник почти не работал. Он занялся вопросами религии и морали, сделав вывод, что надо жить сельским трудом, что искусство не может служить средством к жизни, что им нельзя торговать.

Крайняя нужда, однако, заставила художника ради получения средств к существованию и выплаты накопившихся долгов писать много «заказных» портретов местных богачей.

В 1882 году Ге в Москве познакомился с Л. Н. Толстым, а в 1884 году написал его портрет.

Затем последовал новый ряд картин на религиозные сюжеты «Выход с Тайной вечери», «Что есть истина?», «Иуда», «Суд Синедриона», «Повинен смерти», «Распятие» В них он «нашёл» себя, выработав как независимый взгляд на окружающую действительность, так и собственную виртуозную по выразительности и внутренней экспрессии манеру живописного письма.

За год до своей кончины художник пишет «Автопортрет»

Николай Николаевич Ге скончался на своём хуторе Ивановский 1 (13 июня) 1894 года.

По мнению критиков, Ге первым среди русских художников уловил новое реалистическое направление в библейских сюжетах.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Николая Ге не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

bigartshop.ru

«По соображениям совести». Картина о верности обещанию.

Есть фильмы, которые стоит посмотреть не за красоту съёмок, не за масштабные спецэффекты, не за изящный сценарий, а за поднимаемые в них вопросы. В настоящее время вопрос пацифизма весьма актуален, опыт самого кровавого за всю историю человечества – 21 века – казалось бы, должен был научить людей решать вопросы путём диалога, а не с использованием силы. Однако, урок не пошёл впрок, в 2015 году количество вооружённых конфликтов в мире достигло уровня конца 80-х-начала 90-х[1], на которые приходится трагедия в Руанде, унесшая жизни около полумиллиона человек, война в Югославии, конфликты, связанные с распадом СССР, война в Афганистане. Число погибших в вооружённых конфликтах с начала 21 века неумолимо растёт, и куда мы придём в итоге, непонятно.

На этом фоне идея пацифизма уже не выглядит такой уж странной, какой она казалась раньше, и надо сказать, что появилась она не сто и не тысячу лет назад, а гораздо раньше. Над принципом «подставь другую щёку» любят позубоскалить, и человека, принципиально отказывающегося рассматривать насильственные методы, как приемлемые, считают сумасшедшим. Нередко в истории такие люди расплачивались жизнями со свои убеждения[2], порой попадали в психиатрические лечебницы. И, конечно, это путь не для всех, а только для тех, кто действительно убеждён по тем или иным причинам. Многим известны имена Махатмы Ганди и Мартина Лютера, которые добились потрясающих результатов своими идеями (чего не скажешь о некоторых их последователях), но Мэл Гибсон предлагает зрителям историю менее масштабную в смысле количества вовлечённых людей, но не менее сильную в смысле характера человека.

Картина «По соображениям совести» (Hacksaw Ridge) – это осмысление истории реального человека, Десмонда Досса, который обещал Богу никогда не брать в руки оружие после одного случая, когда он мог совершить непоправимое. Биографические фильмы часто имеют мало общего с реальностью, например, история Криса Гарднера («В погоне за счастьем») рассказана весьма эмоционально, но с умолчанием многих нелицеприятных фактов его биографии. Так и в этом фильме, история излишне выпукла, уж очень похожа на сказку, как в мирной части (первая половина картины), так и в военной (вторая половина). Как и в случае с картиной «Страсти Христовы» режиссёр делает акцент на натуралистичность, многие отметили удивительную реалистичность батальных сцен, причём без использования спецэффектов. Неадекватный сержант (пародия на сержанта Хартмана[3]), уж слишком правильная романтическая история, прекрасные природные планы, дым и грязь Окинавы. Всё какое-то слишком выпуклое и словно царапает глаз своей правильностью и реальностью.

И как же смотрится наш герой на этом фоне? Сначала он никак не смотрится, кажется, что ещё чуть-чуть, и он сломается, типаж Эндрю Гарфилда этому очень способствует. Но постепенно зритель видит, что неуверенный паренёк имеет внутри такой стержень, которого нет у других персонажей. Он лишь молит Бога, чтобы сделать ещё один шаг, спасти ещё одного сослуживца, он даже не молит о том, чтобы самому спастись от смерти, которая несколько раз проходит мимо. Конечно, он проходит через сомнения, ему даже хочется отказаться от своего решения, но всё-таки он не отступает.

Известно, что он стал первым «отказником совести» (то есть, человеком, отказавшимся от участия в боевых действиях по убеждениям), который получил высшую военную награду США – Медаль Почёта – ни разу не использовав оружие. И можно сколько угодно рассуждать о том, что за родину нужно воевать только с оружием в руках, но пример этого парня говорит об обратном. Надо сказать, что он пошёл на войну добровольцем, хотя мог остаться дома, тем более у него была девушка, на которой он собирался жениться. И дело не в том, что пацифизм — это единственная верная позиция, а в том, что надо держать обещания, данные Богу.

И порой вместо того, чтобы говорить правильные, даже религиозные слова или осуществлять ритуалы, стоит сделать что-то настоящее. Апостол Иаков говорит о том, что вера без дел мертва (Иак.2:17), и слова эти говорятся после того, как описываются нуждающиеся, которым нужны не слова, а еда и одежда. Делаете ли вы что-то, за что люди прославляют Бога или вашей веры хватает только на то, чтобы обсуждать религиозные вопросы в интернете?

[1] Людские потери в вооружённых конфликтах в мире: 1946-2015 гг. Екатерина Щербакова

[2] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%82%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8

[3] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0

Почитайте ещё

Отправить через мессенджер:

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

Похожее

jcml.ru

Описание картины Сальвадора Дали «Угрызения совести» (Вариант 2)

Описание картины Сальвадора Дали «Угрызения совести» (Вариант 2)

Шедевр Сальвадора Дали «Угрызения совести» на данный момент находится в США, штате Флорида, городе Петербурге, в одной из частных коллекций.

Сальвадор Дали на многих своих картинах изображает кисти рук. «Угрызения совести» одна из самых известных картин Дали, где фигурирует рука. Полотно написано мастером в 1930 году, тогда он еще не был никому известен. Разве что одна Елена Дьяконова в те времена верила в него и считала, что он станет известным всему миру творцом. Именно в год создания этого шедевра она бросает мужа и уходит к Дали.

Дали редко страдал от угрызений совести, такое состояние не было ему свойственно. Искусствоведы считают, что это полотно как раз отражает редкое для мастера состояние. Этому находятся и доказательства: у одной из многочисленных фигурок, которые разбросаны по полотну, лицо Елены Дьяконовой. Она изображена сидящей на своеобразном знаке доллара, на линии где проходит граница между кубическим серым городом и песчаным пустынным хаосом.

Крупная фигура, бросающаяся в глаза при взгляде на картину, скорее всего сам мастер, Сальвадор Дали. Лицо его показано мрачным, подходящим под цвет большой тучи, к которой он протягивает свою огромных размеров руку. Непонятно, чего он пытается добиться, то ли хочет словить первые капли дождя, то ли не хочет допустить пробуждения пустыни и заслоняет от нее желанную влагу.

Дали и Гала, хоть и сидят совсем близко, не смотрят друг на друга, их головы повернуты в противоположные стороны. Это говорит не только об угрызениях совести автора картины, но и о его страхе перед женским полом.

Картина заполнена синим цветом глубокого оттенка. Зелено-желтая пустыня, центральный персонаж, изображенный карикатурично, строгость границы пустыни и города, все это гипнотизирует зрителя, заставляет вглядываться в полотно еще пристальней.

opisanie-kartin.com

Александр Шилов: «Мои картины пробуждают совесть» - Художники

Александр Шилов Картины

Лицо этого человека известно даже людям, далеким от искусства. Столичные улицы и московская подземка пестрят многочисленными постерами, плакатами, календарями...

И даже муниципальный транспорт украшают портреты московского художника Александра Шилова. Что скрывается за благородной внешностью?      — Моя мать не любит печальных воспоминаний… Но куда ж от них деться? Жили мы «колхозом»: трое детей, две бабушки и мама.   Вся наша жилплощадь — комната в тринадцать метров. Поэтому одна из бабушек спала под столом. Все женщины работали: мама — воспитательницей в детском саду, бабушки — то сторожихами, то подсобными рабочими. Уверяю вас, что садиться за стол, сознавая, что тебя кормят женщины, в 16 лет очень стыдно. Поэтому я пошел работать.

   Первая запись в трудовой книжке — лаборант электротехнического института. Сорок рублей погоды в семейном бюджете не делали. Поэтому устроился на швейную фабрику, что на Палихе, — таскал из машины в цех и по цеху тюки с тканями по 70 килограммов весом.   Достаточно теплые воспоминания сохранил я о мебельной фабрике № 2. Мало того что в перерывах я мог рисовать, один из моих новых приятелей, деревенский парень, всегда угощал меня салом.

   Самая тяжелая работа досталась мне на винном заводе, что на проспекте Мира: длинный бетонный коридор без окон и дверей, четыре ящика на грудь — и вперед. Тут уж было не до зарисовок. Дома брал в руки карандаш, но после тяжестей его не чувствовал. Я напрягал кисть, но от этого только отупение дикое наваливалось, а карандаш упрямо вываливался из пальцев. И спать хотелось смертельно.   Все мысли были только о том, чтобы выспаться…

   — Но кроме заработка, наверняка вы стремились к общению с профессиональными художниками?

   — Мне повезло, что я познакомился с художником Лактионовым, он посмотрел мои работы. И сначала даже не поверил, что я делаю такие тонкие карандашные рисунки. Он сказал: «Немедленно уходи из грузчиков, не то ты себя погубишь!» И привел меня к действительному члену АХ СССР Владимиру Александровичу Серову. Я позировал ему для жанровых картин, рисовал гипсы, он оценивал мои работы, кое-что подправлял, подсказывал. К сожалению, этот сладостный период ученичества закончился быстро: в 57 лет Серов скончался.   Предчувствуя свою кончину, он попросил заняться мной Томского. Даже взял с него слово, что тот поможет мне поступить в институт.

   — А неудачи были?

   — В Суриковский два раза не принимали. Тогда моя манера письма не приветствовалась. Кумирами той поры были Ван Гог, Гоген, Шагал. А имена Брюллова, Иванова, Поленова даже называть было опасно. Но Александр Васильевич Мызин и Алексей Михайлович Грицай говорили мне: «Не обращай внимания на тройки, которые тебе ставят: ты идешь верным путем».   Я досрочно защитил диплом. И одновременно написал семь портретов космонавтов, за эту серию позднее получил премию Ленинского комсомола. Учиться мне безумно хотелось, но преподаватели уже не могли мне дать то новое, о чем я грезил: реалистическую манеру.

   — Рассказываете вы легко, а на деле, наверное, приходилось тяжко?

   — Тяжело, с кровью. Впрочем, как и до сих пор. Но именно классическое направление любит народ. Люди едут в мою галерею, несмотря на дороговизну железнодорожных билетов. Многих это чрезвычайно злит.

   — Какими качествами должен обладать художник-реалист?

   — Человек, который сознательно пошел в творчество, должен в первую очередь самому себе ответить на вопрос: способен ли он жить без этого? Если не способен — тогда надо идти в серьезное искусство. Но для этого потребуется глубинное изучение «науки искусства». И тут на быстрый успех рассчитывать нельзя. Но если ты любишь свое дело, наделен талантом, трудолюбием, ты сможешь достичь серьезных результатов.

   — Сколько для этого надо работать?

   — Каждый божий день! Пример тому — биографии великих художников прошлых лет, которые мастерски могли донести до зрителя содержание через форму. Цитируя Микеланджело: «Кто овладел рисунком, тот беседует с Богом: ему подвластно все». У нас же сегодня взял резец в руку — и он уже почти Микеланджело, а если кисть — так сразу Рафаэль.   Главное — вовремя произнести магическую фразу: «А я так вижу!» И скрыть за ней свое неумение и нежелание трудиться. Этим самым обманув людей. Учиться по-настоящему мало кто хочет. Ведь для того чтобы стать настоящим художником, надо отказаться от многого, в том числе и от богемных настроений.

   — Насколько, по вашему мнению, ценится современная российская живопись?

   — Я не знаю, как обстоят дела на мировой арене. Я плевать хотел на эту самую арену, где кроме «почеркушек» ничего нет. У них на Западе искусства практически нет. И когда я туда приезжаю с выставкой, они удивляются: как там вам удалось сохранить реалистическое начало в живописи. Наша российская школа — величайшая мастерская реалистического искусства.

   — Обычно ваши картины бесконечно красивы. Почему же вы решили написать страдания чеченского мальчика-инвалида Алихана?

   — Они с отцом, который был учителем, пошли за водой. Отца убили боевики, мальчик выжил, но остался инвалидом. Ему ампутировали руку и ногу. Но природу не убить — обрубки растут, и каждый год протезы надо менять.   Пострадал невинный человек. Это огромное горе — его и его матери. То же горе у афганских детей: у меня есть портреты и слепых ребят, и безруких. Когда родина отправляет на войну молодых, здоровых мужчин, она говорит: за вами Россия. А когда они возвращаются оттуда, им выдают мизерную пенсию, при этом нещадно унижая и шпыняя на каждом шагу. Родина должна защищать своих героев, помогать тем, кто отстаивал ее интересы. А не вынуждать их побираться в электричках, в подземных переходах. Это преступление. И я пишу эти картины, пытаясь воззвать к совести тех, от кого зависит судьба таких людей.

   — И их совесть просыпается?

   — Я думаю, что да. Равнодушных к этим полотнам людей в галерее я не встречал.

   — Компьютерная графика развивает или останавливает развитие человека?

   — Я считаю, что техника вообще уничтожает душу человека. Еще русский писатель Александр Куприн в начале прошлого века заметил: «Все зло в цивилизации, вся прелесть — в природе». Я с этим согласен, ведь никакая техника не заменит человеческой души, сердца и ума. Никакая! А искусство создается сердцем плюс величайшим мастерством. На это никакая техника не способна.

   — Нужна ли классика современному обществу?

   — Именно такое искусство создало когда-то Петербург, Москву, Кремль, Эрмитаж. Величайшая музыка Чайковского, Баха, Генделя воспитала человеческую душу и сотворила духовные ценности. Боровиковский, Серов, Васильев создавали образцы чистоты и красоты, глядя на которые, человек хочет расти и очищаться. Я за такое искусство, которое находится над временем. Только оно созидает, остальное разрушает человеческую душу, а значит, уничтожает человечество.

         МНЕНИЯ:

   Нужна ли современному миру классика?

   Депутат Валерий СКОБИНОВ:   — Классика необходима во всем. Это понятие можно рассматривать не только с точки зрения искусства, но как выдержанный и размеренный стиль во всем.   Мне кажется, что классика — это главный меридиан, от которого расходятся разные направления других, новых, течений. Так что любое из сегодняшних направлений и тенденций, на мой взгляд — лишь измененный, модернизированный и усовершенствованный классический стиль в сфере моды, литературы, живописи и любой другой.      Депутат Иван НОВИЦКИЙ:   — Потому она и классика, что всегда нужна обществу, уже зарекомендовав себя за многие годы и десятилетия. Она существовала раньше и никуда не исчезнет в будущем. Появляются новые стили и веяния, которые влияют на наш сегодняшний, сиюминутный выбор. Но прежде чем они тоже станут классикой, должно пройти много лет. Тогда само время «отсечет все лишнее», а самые ценные, возможно — совсем крохотные частички этих произведений и стилей станут классическим наследием для новых поколений.      Депутат Людмила СТЕБЕНКОВА:   — Безусловно, классика нам нужна. Без нее мы потеряем все ориентиры. Это точка отсчета, то, на чем держится вся культура. Именно исходя из представлений о классике, мы можем судить о современном искусстве.      Депутат Степан ОРЛОВ:   — Если говорить о классическом стиле в произведениях искусства, я считаю, он имеет полное право на существование. Настоящая классика всегда остается современной и актуальной. И пример тому — классические произведения литературы, которые читают и перечитывают по сей день. Это относится и к музыке, и к изобразительному искусству.   Но это не отменяет необходимости развивать новые стили. И пусть сначала они могут показаться нам смешными и даже странными. Но спустя годы и эти стили могут стать классикой.      Депутат Антон ПАЛЕЕВ:   — Академическая школа в литературе, архитектуре, живописи и в культуре в целом имеет огромное значение. Потому что это фундамент, на котором основываются другие многочисленные направления в искусстве.   Деятели культуры, которых мы знаем как новаторов и создателей новых стилей, были учениками не менее известных художников и скульпторов-классиков. И мы уже привыкли к тому, что в современном мире традиционные направления получают новую интерпретацию, возникают новые тенденции. Люди ищут нестандартные пути развития собственного творчества.   Кстати, такое направление как неоклассическое искусство существует скорее как идея, чем реальная часть нашей жизни. Прежде всего я имею в виду живописные произведения, скрытый смысл которых понятен только самому художнику, а зритель при просмотре не получает никакого удовольствия. Классическое искусство, наоборот, универсально, понятно каждому и органично в любом времени, в любой стране.      Депутат Александр СЕМЕННИКОВ:   — Классика вызывает уважение и интерес новых поколений, потому что прошла серьезное испытание временем. Меняется власть, меняются люди, но то, что мы сегодня называем классикой, остается на века.   Это явление не субъективное, а объективное. Оно существует вне зависимости от мнения и желания людей. Настоящим классическим произведениям доказывать ничего не надо, они уже все доказали: в разные периоды жизни люди продолжают обращаться к ним, если не в молодости, то в зрелом возрасте.   Классические каноны и традиции периодически выходят из моды. Но также периодически в нее и возвращаются. В отличие от новых тенденций и веяний, которые порой просто исчезают. Собственно, классика тем и ценна, что всегда становится точкой возврата к истинным ценностям, не давая нам заблудиться в переменчивых водах современности.      Депутат Николай ГУБЕНКО:   — Классика нам крайне необходима. Потому что без нее мы не увидим связи прошлого с настоящим и будущим. И это касается не только искусства, будь то живопись, литература, музыка, но и вообще любой деятельности человека, даже инженерии или воздухоплавания, где тоже есть своя классика. Я убежден, что у человечества нет будущего без классики.

Источник: Вечерняя Москва

 

rupo.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта