Картина Смерть Пелопида Александра Иванова. Смерть пелопида картина
Репродукция картины "Смерть Пелопида" Александра Иванова
Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Александра Иванова. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Александра Иванова на натуральном холсте.
Иванов Александр Андреевич известен как русский художник – создатель произведений на библейские и мифологические сюжеты. Главным его наставником во время учебы в Академии художеств был отец, профессор живописи Андрей Иванович Иванов. А поступил Александр учиться вольноприходящим учеником в возрасте 11 лет. В годы учебы за успехи в рисовании был награжден двумя серебряными медалями, в 1824 году получил малую золотую медаль за картину «Приам испрашивает у Ахиллеса труп Гектора», в 1827 году за картину «Иосиф в темнице истолковывает сны царедворцам фараона» награжден большой золотой медалью и удостоен звания художника XIV класса. Уже в раннем своем творчестве молодому художнику удалось открыть потаенный смысл природы. Общество покровительствовало Иванову и решило послать его за границу для дальнейшего усовершенствования. Иванов побывал в Австрии, Германии, с 1831 года поселился в Риме и прожил там до конца своей жизни.
Им сделаны копии «Сотворения человека» Микеланджело в Сикстинской капелле, он придумывал эскизы на сюжеты из Библии, изучал Священное писание, задумывая написать большую картину о первом явлении Мессии людям. Решил попробовать свои силы на меньшем по объему произведении «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». Картина, созданная в академическом духе, отличалась благородством стиля и рисунка, превосходством по красоте композиции и имела огромный успех в Италии и в России, за нее художник в Санкт-Петербурге в 1836 году был удостоен звания академика. Успех окрылил художника на создание монументального произведения «Явление Христа народу». В нем он стремился осмыслить основные вопросы бытия человека, выдвинуть проблемы всемирно-исторического значения. Эта картина стала его жизненным подвигом, над ней он работал целых 20 лет. Основное содержание сюжета картины – начало освобождения и нравственного возрождения человечества. Но после революционных событий в Италии 1848 года Иванов перестал верить в возможность преобразования человечества путем религиозно-нравственной проповеди посредством искусства. Он переосмыслил образы Христа и его учеников, евангельские чудеса стали им трактоваться как миф. Таким образом, сохраняя связь с традициями классицистического монументализма, Иванов закладывает черты реалистического метода.
В мае 1858 года, после долгих хлопот автора картина была доставлена в Россию, вместе с нею в Санкт-Петербург прибыл и художник. В официальных кругах картину не приняли, считая, что автор не оправдал ожиданий. Но все же для многих картина стала замечательным явлением, настоящим откровением и в дальнейшем повлияла на развитие творчества молодых художников в реалистическом направлении.
В июле стало известно, что картину «Явление Христа народу» царь пожелал приобрести вместо 30 предполагавшихся тысяч только за 10 или даже дешевле. Александр Андреевич, здоровье которого было ослаблено бессмысленными хлопотами в России, равнодушием и унижением, заразился холерой и через три дня умер, так и не узнав, что «Явление Мессии» все же было приобретено императором за 15 тысяч, а Иванов награжден орденом Святого Владимира.
Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Александра Иванова не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.
bigartshop.ru
Пелопид - это... Что такое Пелопид?
Пелопид (др.-греч. Πελοπίδας, Pelopidas) — фиванский государственный и военный деятель, полководец времён Беотийской войны (378—362 гг.
до н. э.).Происходил из богатой и уважаемой семьи, получил хорошее воспитание; рано приучился к лишениям, выносливости и простоте жизни, относясь весьма равнодушно к богатству. Дружеские отношения Пелопида с Эпаминондом начались с битвы при Мантинее (385 г. до н. э.), в которой Эпаминонд спас ему жизнь. Порывистый и необузданный Пелопид представлял контраст со спокойным и сдержанным Эпаминондом; но оба были одинаково честны, стойки в своих стремлениях и убеждениях и патриотично настроены: им обоим Фивы были обязаны своим кратковременным возвышением и гегемонией.
По взятии Кадмеи спартанцами (383 г. до н. э.) Пелопид в числе 400 демократов бежал в Афины, где беглецы нашли радушный приём и покровительство. Когда один из них, Андроклид, пал от руки подосланного фиванскими олигархами убийцы, Пелопид склонил своих товарищей по изгнанию к мести и стал душой заговора. С помощью остававшегося в Фивах Филлида и некоторых сторонников их партии заговорщики проникли в Фивы, перебили тиранов и восстановили свободу города (379 г. до н. э.). Пелопид был избран одним из беотархов и оставался в этой должности почти бессменно. Спартанский гарнизон, несмотря на отчаянное сопротивление, вынужден был оставить Кадмею и выйти из города. Походы спартанцев (378—371 гг. до н. э.) не вернули потерянного. В 377 г. до н. э. Пелопид победил спартанцев при Танагре, в следующем году — при Тегирах; обе победы были результатом храбрости и прекрасной военной организации так называемого «священного отряда», состоявшего из 300 гоплитов и небольшого числа всадников.
Решительное поражение было нанесено спартанцам при Левктрах (371 г. до н. э.), после чего фиванцы уже сами начинают наступательную войну и с Эпаминондом во главе открывают ряд победоносных вторжений в Пелопоннес. В 369 г. до н. э. Пелопид был отправлен с войском на помощь фессалийцам против ферского тирана Александра (см.Александр Ферский). Заняв Ларису и вытеснив оттуда македонский гарнизон, Пелопид заставил Александра ферского дать свободу некоторым фессалийским городам, после чего явился в Македонию как посредник в споре из-за престола между Александром, сыном Аминты, и Птолемеем Алоритом. Решив дело в пользу Александра, Пелопид заключил с ним союз и взял от него 30 заложников в обеспечение мира; в числе их находился Филипп, будущий царь Македонии, отец Александра Великого.
В 368 г. до н. э. фессалийцы снова призвали Пелопида против Александра Ферского; на этот раз он отправился в Фессалию в качестве посла, без войска. Узнав, что Птолемей убил своего соперника Александра и овладел престолом, Пелопид во главе небольшого отряда фессалийских наемников двинулся против Птолемея, но, покинутый войском, был принужден согласиться на условия Птолемея, который был объявлен регентом вместо братьев убитого царя, и в обеспечение мира представил Пелопиду 50 заложников. Отослав заложников в Фивы, Пелопид вернулся в Фессалию, чтобы отомстить фарсалийцам, из которых он набрал покинувшее его наёмное войско. Сюда же явился Александр Ферский. Пригласив Пелопида как бы для переговоров, он велел схватить его, но Пелопид был освобождён подоспевшим на помощь Эпаминондом. В 368 г. до н. э.. Пелопид был одним из послов, отправленных фиванцами к персидскому царю. Результатом переговоров было признание царём фиванской гегемонии и устранение лакедемонян от союза с персами.
В 364 г. до н. э. Пелопид опять отправился против Александра Ферского по приглашению стеснённых тираном фессалийцев. В сражении при Киноскефалах победили фиванцы, но ценой смерти Пелопида.
Ср. Плутарх, биография Пелопида.
Источники
dic.academic.ru
Иванов Андрей Иванович / Ivanov Andrey Ivanovich
О его родителях ничего не известно, свое детство провел в Воспитательном доме в Москве, так что скорее всего был незаконнорожденным подкидышем. В 1782-97 годах учился у Угрюмова, а также Егорова и Шебуева в петербургской Академии Художеств. В 1797 году за картину «Ной по выходе из ковчега приносит жертву Богу» (местонахождение неизвестно) получил большую золотую медаль и в следующем году был зачислен в академический штат. В 1803 году получил звание академика за картину «Адам и Ева с детьми под деревом после изгнания из рая» и в том же году вступил Академии художеств в должность адьюнкт-профессора. С 1802 года состоял членом Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, вдохновителем которого был один из выдающихся мыслителей и деятелей века Просвещения в России, соратник А.Н. Радищева И.Н. Пнин. После смерти Пнина в Вольном обществе возникла идея мемориального монумента в его честь. Именно этими настроениями, вполне в духе аллегорической поэтики, свойственной просветительскому классицизму, продиктован замысел исполненной в 1805–1806 годах картины «Смерть Пелопида». Один из героев жизнеописаний Плутарха, древнегреческий философ и воин, сторонник народовластия в родных Фивах, Пелопид погиб (в 364 году до н.э.) в окончившейся победой Фив битве против спартанцев. Картина «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году» представляет сюжет из начальной русской летописи. В числе прочих исторических сюжетов он фигурирует в книге еще одного члена Вольного общества А.А. Писарева, кратко именуемой (она имеет весьма пространное наименование) «Предметы для художников». Во время осады некий юноша под видом одного из печенегов, ищущего пропавшего коня, прошел сквозь стан неприятеля, дабы донести нужные вести о положении киевлян воеводе, находившемуся с войском на другом берегу Днепра. Юный герой изображен обнаженным, в беге, с развевающейся алой накидкой через плечо. У его ног повержен печенег, сраженный стрелой, предназначавшейся для смельчака. Русские воины тогда, когда задумывалось и исполнялось это полотно, уже несколько лет сражались с Наполеоном на полях Европы, и картина Андрея Иванова стала эхом этих событий, опять-таки сообразно правилам классицистической риторики, призванной указывать современности примеры из героического прошлого. Еще более красноречиво в этом смысле следующее произведение «Единоборство князя Мстислава Удалого с косожским князем Редедею». Чуть раньше для картины на звание профессора Иванов выбрал традиционный библейский сюжет «Смерть Голиафа»: предполагалось изображение юного Давида, сразившего филистимлянина Голиафа камнем из пращи и собирающегося, попирая громадного Голиафа, отсечь ему голову. Сюжет этот издавна служил пластической эмблемой подвига – доблестной отваги, когда, вооруженная умной ловкостью, она торжествует над грубой силой. Однако события 1812 года подвигли художника обратить библейский сюжет в сюжет из русской истории, но так, чтобы изображение сохраняло узнаваемую конфигурацию этой известнейшей мизансцены из репертуара библейских тем, трактовавшихся в европейском искусстве. Любопытна в том же самом смысле перекличка источников: сюжет о единоборстве Мстислава с Редедею (событие относится к 1022 году) содержится в качестве рекомендуемых предметов для исторических живописцев в упоминавшейся книге Писарева. Однако же этот сюжет фигурирует еще у М.В.Ломоносова в составленной им в 1764 году и предназначавшейся для Академии художеств программе «Идеи для живописных картин из Российской истории», без сомнения, известной А.И.Иванову: «Редедя, князь косожский, вызвал на поединок князя Мстислава Владимировича с тем, чтобы победителю достались войска с женою и с детьми… Мстислав поборол. Войско стояло по обеим сторонам близ Дону. Кроме усилования борцов, разные страсти обеих сторон смотрителей изобразить требует искусства». Хотя на дальнем плане Иванов показывает с обеих сторон взирающих на схватку «смотрителей», однако в первопланной группе главных персонажей он изображает не «усилования борцов», а безусловный триумф Мстислава, попирающего коленом поверженного Редедю. Знаменательно в этой связи, как Иванов реагирует на отмеченные Ломоносовым «живописные подробности»: «Мстислав был, как описывают, тучен, бел и красноволос. Редедя, натурально рассудить, должен быть смугл, как азиатец». Однако, согласно идеальной программе произведения – восславить триумф героя – Иванов, «натурально рассудить», не должен был изображать Мстислава тучным: это не соответствовало классицистическому канону прекрасного, ориентированного на образы и образцы античной скульптурной пластики, и вносило бы в картину момент неуместного – художественно неуместного – прозаизма. Но кроме того, такого рода следование исторической, то есть житейской достоверности устранило бы во всех смыслах более существенное, а именно – возможность припомнить, различить в контурах изображаемого события его библейский прототип – ибо Давид в истории с Голиафом «был молод, белокур и красив лицем». Итак, прошлое вызывает в памяти древнейшее, тогда как оно, в свою очередь, оживает в современности, в поднимающих героический дух событиях 1812 года – и таким образом совершающееся сейчас оказывается причастным непреходящему, вечному. Такие «мгновения вечности» всегда мыслились как то, что отмечено благословением свыше. Сей риторической фигуре – «герой, венчанный небесами» – буквально соответствует фигура Славы: она изображена так, будто плывет по воздуху и, остановившись прямо над головой Мстислава, ловит падающий, словно ниспосланный сверху, с небес, лавровый венок, предназначенный герою; тогда как другой рукой она обнимает древко знамени, обвитое пальмовой ветвью, чем знаменуется мир, который небеса даруют в финале схватки как истинный венец победы. Если «Битва Мстислава с Редедею» все же оставалась аллегорией торжества над Наполеоном, то (не сохранившаяся) картина «Смерть генерала Кульнева» изображала действительное событие «славной памяти двенадцатого года» года, произошедшее еще до Бородина, в июне, при переправе через реку Дриссу у села Клястицы, вблизи имения, где Кульнев появился на свет. В отзыве на выставку один из современников писал: «Художник изобразил ту минуту, когда герой, сраженный смертельным ударом, просит горестных сподвижников своих оставить его на поле битвы, и в то же время, снимая с шеи георгиевский крест, отдает его одному из окружающих, чтобы неприятель не узнал по сему знаку отличия, что Русское войско лишилось генерала». Я.П.Кульнев, личность знаменитая среди героев 1812 года (о нем писал Денис Давыдов в очерке «Воспоминания о Кульневе в Финляндии»; изумительная поэтическая картина его гибели нарисована В.А.Жуковским в строках поэмы «Певец во стане русских воинов»; в 1817 году анонимным автором опубликована книга «Дух Кульнева»). В составе всего, произведенного Андреем Ивановым, эта картина имеет в качестве симметричной себе пары «Смерть Пелопида». Здесь уместно иметь в виду бытовавший в образованной среде, к которой и обращалось тогда искусство, навык понимать и прочитывать аллегорический подтекст изображаемых сцен, то есть навык помещать эти сцены в более широкий и протяженный исторический контекст. Ведь, скажем, Кульнев у Жуковского, вместе со многими славными именами великой военной эпопеи, оказывается в ряду, который начинается со Святослава и Дмитрия Донского. И тогда получается, что контекстуально Иванов размыкает этот ряд во всемирное пространство, где «Смерть Кульнева» рифмуется со «Смертью Пелопида». И тогда существенным окажется, что в памяти о Кульневе сохранились такие, например, его черты: он «ничем не отличал себя от простых солдат», был, как писал Денис Давыдов «постоянным покровителем разжалованных в рядовые штаб-офицеров, служивших в его отрядах…», то есть в Кульневе отмечались те черты, которые привычно определяются словом и понятием демократизм. А ведь само это понятие исторически восходит к временам противостояния демократии и тирании в древнегреческих полисах, – поэтому существенным становится то, что Пелопид был именно демократ и погиб в бою против тирана. И тогда обретает смысл то обстоятельство, что, словно бы повинуясь «духу Кульнева», Андрей Иванов на первом плане своей картины поместил фигуру погибшего солдата, небезразличным оказывается и то, что картина появилась на академической выставке 1827 года – едва прошел год от казни вождей декабрьского восстания. К тому же Иванов решился выставить еще незавершенное полотно, и это беспрецедентное обстоятельство превращало предъявление этого произведения публике из обычного события, продиктованного художественными соображениями, в гражданский поступок. В 1830 году Иванов выставил «Смерть генерала Кульнева» вторично. Картина категорически не понравилась императору Николаю I – в следующем году он объявит себя единоличным цензором академических выставок, а годом ранее Академия художеств была передана в ведение Министерства императорского двора. В таких-то условиях это произведение, вернее, художник, создавший это произведение, пришлись в буквальном и переносном смысле «не ко двору». Не художественные достоинства или недостатки, а сам факт напоминания о Кульневе в апологетическом ореоле был неугоден. Тогда как сама по себе апология в академических сочинениях – это вполне традиционный и даже рутинный жанр, а вовсе не характеристика авторской концепции и позиции, что было способно лишь усиливать недовольство самодержца, поскольку с этой стороны произведение Иванова было безупречным. Уважаемый, недавно отмеченный наградами за беспорочную тридцатидвухлетнюю службу профессор был отправлен в отставку, то есть, в сущности, изгнан из Академии, лишившись многих связанных с академической службой привилегий. «Горчайшее несчастье, сразившее наш дом» – так назвал это Александр Иванов, сын Андрея Иванова, получивший известие о происшедшем в начале 1831 года, сразу по прибытии в Рим, куда он, получив золотую медаль по окончании Академии, отправился пенсионером Общества поощрения художников. В 1836 году в честь уже стяжавшего мировую славу автора «Последнего дня Помпеи» в стенах выпестовавшей Брюллова школы по случаю его возвращения в Россию было устроено «торжество, какому не было еще примера в летописях С.-Петербургской Академии художеств». В кульминации празднества ему был преподнесен лавровый венок, который он, сняв его со своей головы, возложил на голову оказавшегося рядом Андрея Иванова, выделив его тем самым среди своих академических наставников. Это был не только понятный трогательный жест признательности Учителю, но смелый поступок, поскольку это было свободное волеизъявление гения, выразившего свою признательность профессору, выпровоженному в отставку, находившемуся в опале по немилости императора. Но вместе с тем это красноречивое свидетельство того, что, быть может, главным творческим деянием Андрея Иванова были не придуманные им живописные сочинения, а он сам, его отношение к художественному ремеслу как «умному деланию», как самоотверженному усилию ума и воли, направленному к совершенствованию человеческих добродетелей и доблести. Доблести, не чуждой рискованной отваги – как это произошло с картиной «Смерть генерала Кульнева», как это подтвердилось удивительным (в том числе и для самого Андрея Иванова) жестом Брюллова, увенчавшего предназначавшимися ему лаврами не себя, а своего Учителя. Наконец, свидетельством тому является его, без сомнения, главное произведение – его сын Александр Иванов, о чем позволяет судить сохранившаяся переписка Андрея Иванова и пребывавшего в Италии Александра Иванова. Все это заново обращает к личности Андрея Иванова с вопросом, каково же было его собственное представление о себе, каким он видел себя и свое призвание. Ответ на подобный вопрос естественно искать, обратившись в автопортретам художника, разумеется, если они есть. У Андрея Иванова «Автопортрет» – пожалуй, лучшее из его художественных высказываний. В 1800 году он женился, что, согласно академическому Уставу, лишало его права заграничного пенсионерства. Как раз тогда им написаны «Автопортрет» и парный к нему «Портрет Е.И. Ивановой», жены художника. По действовавшим тогда классицистическим правилам, портретные изображения сопровождались аллегорическими атрибутами: это в прямом и переносном смысле знаки отличия, возводящие в степень, выделяющую изображенное лицо среди «простых смертных», превращая житейский облик в образ-олицетворение общечеловеческих доблестей и добродетелей. Женский персонаж предстает здесь в образе римской матроны, держащей в руке светильник из святилища храма Весты – покровительницы домашнего очага. Изнутри портрета, искоса, застенчиво и робко взирая в пространство зрителя, она словно ищет того, кому могла бы вручить этот светоч – знак любви и семейной привязанности. Тогда как юноша (ему здесь двадцать пять лет) в мундире с высоким шитым воротником и плащом через плечо, с мягкими чертами спокойного, ясного лица, энергично, словно окликнутый, обернувшись из глубины к зрителю, держит в руке кисть, острием обернув ее к груди, словно указуя на себя: да, это я, я тот избранник! Но ведь он не только молодой муж и, очевидно, «добрый малый» с выражением, о котором обычно говорится «честное и открытое лицо», он одновременно человек, поприще которого – академическая служба, предстающая здесь равновеликой семейной добродетели и долгу. Таков и был Андрей Иванов при исполнении своей творческой миссии. Скончался Андрей Иванович от холеры.Единоборство князя Мстислава Владимировича Удалого с косожским князем Редедей
motumimages.blogspot.com
С.Я. Лурье. История Греции : Смерть Пелопида и Эпаминонда
516
8. СМЕРТЬ ПЕЛОПИДА И ЭПАМИНОНДА
Пелопид в Фессалии. Заговор в Орхомене
В Ферах (в Фессалии) с 369 г. власть захватил Александр, который, помня об убийстве Ясона, ввел здесь террористический режим. Ряд аристократических государств Фессалии, возглавляемых Лариссой, не пожелал подчиниться Александру и обратился за помощью к Беотии. Александр со своей стороны обратился к Афинам и привлек их к себе обещанием больших экономических выгод: он обязался поставлять им хлеб и мясо по дешевой цене— 1 мину мяса за 1/2 обола (т. е. по 9 коп. золотом за 1 кг мяса). Это сближение Александра с Афинами еще более обострило антагонизм между Беотией и Афинами. Пелопид дважды приходил со своей армией на помощь фессалийским аристократам. Он прошел со своим войском в Македонию, откуда взял заложниками царевичей Филоксена и Филиппа24 и пятьдесят македонских аристократов. На обратном пути из Македонии Пелопид был, однако, захвачен в плен Александром, и Эпаминонду пришлось самому пойти походом в Фессалию, чтобы его освободить. После этого Александр снова начал жестокую и беспощадную борьбу с фессалийскими городами. Пелопид в третий раз пошел походом против Александра: в этом походе, в 364 г., он пал в бою при Киноскефалах.Во время этого последнего похода Пелопида в Фессалию в Беотии был открыт большой олигархический заговор с центром в Орхомене. Фиванское демократическое правительство казнило попавших в его руки заговорщиков, а затем объявило поход против Орхомена, который с 379 г. стал средоточием олигархических элементов в Беотии. Город был взят и разрушен, уцелевшие жители бежали в различные греческие государства.К этому же времени относится первая попытка Фив добиться гегемонии на море. В 364 г. Эпаминонд выступил в море
24 Это — будущий царь Македонии Филипп II, отец Александра Великого.517
с только что сооруженным беотийским флотом из ста триер. Результатом похода было отложение ряда островов и городов, в частности — Византия, от Афинского союза. Потеря Византия была тяжелым ударом по хлебному снабжению Афин; поэтому поход Эпаминонда привел к непримиримой вражде между Афинами и Беотией.
Битва при Мантинее и смерть Эпаминонда
Между тем в среде демократических государств Пелопоннеса произошло расслоение. Демократическая часть аркадских городов продолжала настаивать на сохранении союза с Фивами и выполнении обязательств по этому союзу. Но аристократы не желали быть в подчинении у Беотии: беотийское правительство проводило демократические преобразования в городах Пелопоннеса, причем в некоторых из них, важных для Беотии в стратегическом отношении, были оставлены фиванские гарнизоны и гармосты. Поэтому аркадские города с аристократическим строем, группировавшиеся вокруг Мантинеи, после неудачной попытки организовать самостоятельное государство, заключили союз со Спартой, Ахайей и Афинами. До нас дошла афинская надпись с текстом военного договора между афинянами, с одной стороны, а аркадянами (очевидно, группировавшимися вокруг Мантинеи), ахейцами, элидцами и флиунтцами — с другой, начертанная в 362 г. (Ditt. Syll. I3, № 181). Тогда беотийцы пришли на помощь союзникам. Образовалось, таким образом, два лагеря: с одной стороны, Спарта, Афины и часть пелопоннесских государств, главным образом с аристократическим и умеренно-демократическим строем, в том числе Мантинея, с другой стороны, Фивы, большая часть аркадян и все государства с радикально-демократическим строем. Наиболее важными из последних были Аргос, Мессена, Мегалополь и Тегея. Эпаминонд, явившийся в Пелопоннес во главе беотийской армии, сделал попытку взять неожиданным нападением Спарту. Однако эта попытка не удалась, и вскоре обе стороны встретились в битве при Мантинее (362 г.), причем фиванской армией командовал Эпаминонд. В этой битве Эпаминонд проявил себя замечательным полководцем. Из сообщения Ксенофонта о Мантинейской битве можно заключить, что победа была на стороне фиванцев, хотя она и не была решительной, так как обе стороны после этой битвы просили друг друга выдать трупы воинов, оказавшихся на территории врага. Между тем, по греческим обычаям, тот, кто просит выдать трупы, считается побежденным, так как тот, кто отступает, вынужден оставлять трупы своих соратников на территории врага. Но на этот раз армии столько раз двигались вперед и назад, что обе стороны просили выдать трупы, так что с формальной точки зрения обе стороны были и побежденными и победителями. Но
518
самым ужасным для беотийцев было то, что в битве при Мантинее пал сам Эпаминонд, ставший во главе Фив после смерти Пелопида, и Фивы остались без вождя. Смерть его так поразила фиванцев, что они не воспользовались одержанной победой. Вскоре Фивы потеряли все свои позиции в Пелопоннесе; только в средней Греции они продолжали еще в течение нескольких лет играть ведущую роль. Мантинейской битвой Ксенофонт кончает свою «Греческую историю». Он констатирует, что после этой битвы в Греции создалось очень тяжелое положение: не было ни одного греческого государства, которое было бы сильнее всех других, царила общая растерянность, неизвестно было, на кого опереться. Произошел, в сущности, крах попыток объединения греческих полисов вокруг одного из них. Однако необходимы были новые пути объединения. По этим путям прежде всего пошли в Сицилии, где старинные полисные традиции были гораздо слабее, чем в материковой Греции.
Подготовлено по изданию:
Лурье С. Я.История Греции/Сост., авт. вступ. статьи Э.Д.Фролов.— СПб.: Издательство С.-Петербургского ун-та. 1993. —680 с.ISBN 5—288—00645—8© С. Я. Лурье, 1993Вступ. статья © Э. Д. Фролов, 1993www.sno.pro1.ru
Как князь Владимир помог императору Феодосию — Блоги — Эхо Москвы, 18.10.2017
В Третьяковской галерее представили после реставрации картину живописца эпохи классицизма Андрея Иванова.
Реставрация была сложной, и реставраторам респект – а подробности процесса с фотофиксацией можно посмотреть прямо в зале в мультимедийной презентации.
Но вся прелесть истории не в этом.
Полотно попало в Третьяковку в конце 1960-х годов, а до этого находилось в Москве в частном собрании. И поступило с названием «Крещение князя Владимира в Корсуни». С тех пор, будучи в состоянии неэкспозиционном, и пребывало в фондах галереи. Пока…
Пока – года так три назад – внезапно не повысился интерес к указанному сюжету. И Третьяковской галерее дали деньги на реставрацию работы – причем деньги бюджетные, даже искать спонсоров, как в ряде других случаев, не пришлось.
Ну, а пока шла реставрационная работа, научные сотрудники картину изучали. И надо сказать, привязка ее к биографии князя Владимира стала у них вызывать сомнения.
Действительно, говорят музейщики, эмоции персонажей, как и их жесты, явно не слишком соответствуют обряду крещения.
А вот что это действительно напоминает – так это совсем другой сюжет, хорошо известный к тому времени в западноевропейской живописи: а именно эпизод из жизни епископа Амвросия Медиоланского (IV век), не допустившего в храм римского императора Феодосия за жестокую расправу того с восставшим населением. К сюжету обращались многие, в том числе Ван Дейк и Рубенс, и в России начала XIX века (а картина датирована 1829 годом) эти работы были неплохо известны по воспроизведению в гравюрах.
Так что ко времени экспонирования картина получила не только первозданный вид, но и новое название: «Амвросий Медиоланский воспрещает императору Феодосию вход в храм».
Но к истории следует добавить и еще кое-какие детали. Третьяковским музейщикам удалось выяснить, по какому поводу эта картина была написана. Это была одна из восемнадцати работ, заказанных художнику во второй половине 1820-х годов для… храма православной духовной миссии в Пекине. Где, собственно, и находилась долгое время – пока в Китае в ХХ столетии не начались гонения на религию. Когда и при каких в точности обстоятельствах полотно вернулось оттуда в СССР – на данный момент неизвестно.
Ну, а что касается нынешней экспозиции – зритель получил заодно возможность увидеть и еще несколько произведений Иванова-старшего (да, профессор Академии художеств Андрей Иванов – отец более известного, вероятно, широкой публике Александра Иванова) из фондов Третьяковки.
Во-первых, это автопортрет живописца, а также написанный им портрет супруги.
А также картина на античный сюжет – «Смерть Пелопида».
Где все это искать: в главном здании Третьяковки. Как войдете в зал с «Явлением Христа» сына Александра – так оттуда в соседний зал направо.
echo.msk.ru
Иванов Андрей Иванович — русский художник
Русский художник Иванов Андрей Иванович . Автор картин: Адам и Ева с детьми под деревом; Единоборство князя Мстислава Владимировича Удалого с косожским князем Редедей; Крещение Спасителя; Крещение князя Владимира в Корсуни; Подвиг молодого киевляника при осаде Киева печенегами в 968 году; и многих других.
Иванов Андрей Иванович (1775-1848)
Талантливым представителем русского классицизма первых десятилетий XIX века является Андрей Иванович Иванов, который с детства, в стенах Академии художеств, впитал уважение к рисунку, композиции, темам, колориту создаваемых картин.
Воспитанник Академии (1782—1797), ученик Г.И. Угрюмова, Андрей Иванов талантливо воплотил в своих полотнах сцены библейских и мифологических сюжетов, русской истории.
В 1803 году он получает звание академика за картину "Адам и Ева с детьми под деревом". В 1812 ему присваивают звание профессора Академии за картину "Единоборство Мстислава Удалого с косожским князем Редедей в 1022 году".
Преподавательский талант А.И. Иванова едва ли не превышает талант живописца, ибо среди его учеников — два гиганта русской академической живописи: сын Александр Иванов и Карл Брюллов.
Но, как водится не только на Руси, талант не есть синоним преуспевания. Картина Иванова "Смерть генерала Кульнева" (1827—1830) явилась причиной монаршего гнева. По приказу императора Николая I профессора живописи А.И. Иванова увольняют (1831) из Академии художеств. Однако живописец не изменяет себе. Он неустанно работает: пишет картины, делает много рисунков, участвует в оформлении храмов и церквей. Жизнь А.И. Иванова — достойное служение избранному в детстве предназначению и любезной Отчизне.
Картины художника
Адам и Ева с детьми под деревом
Единоборство князя Мстислава Владимировича Удалого с косожским князем Редедей
Крещение Спасителя
Крещение князя Владимира в Корсуни
Подвиг молодого киевляника при осаде Киева печенегами в 968 году
Преображение
Смерть Пелопида
Сретение Господне
wearts.ru
définition de Пелопид et synonymes de Пелопид (russe)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Пелопид (Πελοπιδας, Pelopidas) — сын Гиппокла, выдающийся греческий деятель.
Происходил из богатой и уважаемой семьи, получил хорошее воспитание; рано приучился к лишениям, выносливости и простоте жизни, относясь весьма равнодушно к богатству. Дружеские отношения Пелопида с Эпаминондом начались с битвы при Мантинее (385), в которой Эпаминонд спас ему жизнь. Порывистый и необузданный Пелопид представлял контраст со спокойным и сдержанным Эпаминондом; но оба были одинаково честны, стойки в своих стремлениях и убеждениях и патриотично настроены: им обоим Фивы были обязаны своим кратковременным возвышением и гегемонией.
По взятии Кадмеи спартанцами (383) Пелопид в числе 400 демократов бежал в Афины, где беглецы нашли радушный прием и покровительство. Когда один из них, Андроклид, пал от руки подосланного фиванскими олигархами убийцы, Пелопид склонил своих товарищей по изгнанию к мести и стал душой заговора. С помощью остававшегося в Фивах Филлида и некоторых сторонников их партии заговорщики проникли в Фивы, перебили тиранов и восстановили свободу города (379). Пелопид был избран одним из беотархов и оставался в этой должности почти бессменно. Спартанский гарнизон, несмотря на отчаянное сопротивление, вынужден был оставить Кадмею и выйти из города. Походы спартанцев (378—371) не вернули потерянного. В 377 г. Пелопид победил спартанцев при Танагре, в следующем году — при Тегире; обе победы были результатом храбрости и прекрасной военной организации так называемого «священного отряда», состоявшего из 300 гоплитов и небольшого числа всадников.
Решительное поражение было нанесено спартанцам при Левктрах (371), после чего фиванцы уже сами начинают наступательную войну и с Эпаминондом во главе открывают ряд победоносных вторжений в Пелопоннес. В 369 г. Пелопид был отправлен с войском на помощь фессалийцам против ферского тирана Александра. Заняв Ларису и вытеснив оттуда македонский гарнизон, Пелопид заставил Александра ферского дать свободу некоторым фессалийским городам, после чего явился в Македонию как посредник в споре из-за престола между Александром, сыном Аминты, и Птолемеем Алоритом. Решив дело в пользу Александра, Пелопид заключил с ним союз и взял от него 30 заложников в обеспечение мира; в числе их находился Филипп, будущий царь Македонии, отец Александра Великого.
В 368 г. фессалийцы снова призвали Пелопида против Александра ферского; на этот раз он отправился в Фессалию в качестве посла, без войска. Узнав, что Птолемей убил своего соперника Александра и овладел престолом, Пелопид во главе небольшого отряда фессалийских наемников двинулся против Птолемея, но, покинутый войском, был принужден согласиться на условия Птолемея, который был объявлен регентом вместо братьев убитого царя и в обеспечение мира представил Пелопиду 50 заложников. Отослав заложников в Фивы, Пелопид вернулся в Фессалию, чтобы отомстить фарсалийцам, из которых он набрал покинувшее его наемное войско. Сюда же явился Александр ферский. Пригласив Пелопида как бы для переговоров, он велел схватить его, но Пелопид был освобожден подоспевшим на помощь Эпаминондом. В 368 г. Пелопид был одним из послов, отправленных фиванцами к персидскому царю. Результатом переговоров было признание царем фиванской гегемонии и устранение лакедемонян от союза с персами.
В 364 г. Пелопид опять отправился против Александра ферского по приглашению стесненных тираном фессалийцев. В сражении при Киноскефалах победили фиванцы, но ценой смерти Пелопида.
Ср. Плутарх, биография Пелопида.
Источники
dictionnaire.sensagent.leparisien.fr