Лука Синьорелли. Проповедь и дела антихриста, ок. 1500 г. Синьорелли лука картины


Лука Синьорелли (Luca Signorelli) - Живописный склад monpansie

Лука Синьорелли (Luca Signorelli) (1445(50?) — 16 октября 1523г.)

Его настоящее имя - Лука д'Эджидио ди Вентура (Luca d'Egidio di Ventura). Точная дата рождения неизвестна, предположительно художник родился между 1441 и 1450 годами. Родился в Кортоне, там же умер, там же и похоронен. Его творчество относится к тосканской школе, хотя художник весьма активно работал и в Умбрии и в Риме.

Автопортрет. Деталь фрески "Проповедь и деяния Антихриста" 1500 г.Лука Синьорелли. Капелла ди Сан Брицио, Орвьето.

Синьорелли учился в Ареццо в мастерской художника Пьеро делла Франческа, о чем свидетельствует Лука Пачоли* (в 1494), а позднее и вездесущий Джорджо Вазари. На юного Луку как на художника большое впечатление произвел стиль Бенедетто Бонфильи (Benedetto Bonfigli)*, Фьоренцо ди Лоренцо* (Fiorenzo di Lorenzo) и Пинтуриккьо (Pinturicchio). В 1472 году молодой художник еще работал в Ареццо, а в 1474 уже в Читта-ди-Кастелло.Вазари так же сообщает, что Лука помогал Пьеро делла Франческа в его работе над последним произведением художника - "Полиптихом святого Августина" (1460г).

Аттрибуция ранних работ мастера - дело нелегкое, так как его индивидуальная манера к тому времени еще не выработалась, но некоторые считают, что так называемая "Мадонна Чини" в фонде Джорджо Чини ( Венеция) принадлежит кисти юного Луки. Но большинство все же склоняется к тому, что это работа Пьеро.

Мадонна Чини. 2-я половина 15 в. Школа Пьеро делла Франческа Лука Синьорелли (?). Фонд Джорджо Чини, Венеция.

Даже самые первые произведения Синьорелли дают о нем представление как о вполне зрелом художнике, который уже осознает свои возможности, использует необходимые ему средства выражения, который усвоил опыт переданный ему Пьеро делла Франческа, ассимилировал этот опыт, превратил в нечто новое. Это полностью относится к работе "Бичевание Христа" - эта работа подписана, но не датирована - ее принято относить к концу 70-х годов 15 века. Это произведение - явная дань уважения к "Бичеванию Христа" Пьеро делла Франческа.*

Бичевание Христа. 1480г. Лука Синьорелли., темпера, Пинакотека Брера, Милан

Между 1477 и 1480 годами Синьорелли отправляется в Лорето, где расписывает Sagrestia della Cura nel Santuario della Santa Casa - восемь больших работ с Евангелистами, Учителями церкви и ангелами. Самыми оригинальными можно считать изображения апостолов и эпизоды "Неверие Фомы" и "Обращение Савла" - они выглядят драматично и театрально, что весьма характерно собственно для Синьорелли.

" ...Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим.Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь [сказал] ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил."

Обращение Павла (Савла) 1477-82 гг. Лука Синьорелли. . Фреска, Базилика Санта Каза, Лорето.

"Иисус Христос после воскресения уже являлся ученикам, среди которых не было апостола Фомы. Но узнав об этом из рассказа других учеников, Фома проявил неверие, сказав: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» .После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие."

Неверие Фомы.1477-82 гг. Лука Синьорелли. . Фреска, Базилика Санта Каза, Лорето.

Весьма примечательны и "Апостолы за беседой" - они разделены по парам и каждая пара имеет свой оттенок разговора - порой общение происходит не так благостно и спокойно как можно было бы ожидать от столь уважаемых персон - конечно, иногда они согласно обращены друг к другу лицами, но вот один отворачивается от собеседника, другой высказывает явное сомнение в сказанном, кто-то явно переубеждается в ходе беседы, кто-то погружен в свои мысли и мало интересуется сторонними доводами - собеседник ему как бы и не нужен. Замечательное разнообразие!

Апостолы за беседой. 1477-82 гг.Лука Синьорелли. . Фреска, Базилика Санта Каза, Лорето.

Лука Синьорелли является так же автором работы в знаменитой Сикстинской капелле - сначала Лука там появился как помощник Перуджино, но после отъезда умбрийского живописца остался уже в статусе самостоятельного художника. Работой Луки Синьорелли является фреска "Завещание и Смерть Моисея".

Пять сцен из жизни Моисея - в каждой сцене Моисея легко узнать благодаря желтому одеянию и зеленому плащу.

На заднем плане, Моисей на горе Нево получает от ангела жезл власти, позволяющий ему вести свой народ в Землю Обетованную. Ниже, Моисей спускается с горы с жезлом в руках. Справа на переднем плане Моисей обращается к толпе с жезлом и книгой в руках, от его головы исходят лучи света. У его ног Ковчег Завета, в нём Скрижали Завета и сосуд с манной. Слева коленопреклонённому Иисусу Навину Моисей передаёт свой жезл, то есть власть и ответственность за людей. На заднем плане слева изображено тело Моисея, окружённое скорбящими людьми.

Моисей умер перед самым входом в Землю Обетованную. Господь перед смертью призвал его на хребет Аварим: «И взошёл Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана» (Втор. 34:1). Там он и умер. «Погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает [места] погребения его даже до сего дня» (Втор. 34:6).

Завещание и смерть Моисея. 1481-82. Лука Синьорелли.. Фреска. Сикстинская капелла, Ватикан.

Весьма примечательны второстепенные действующие лица - их позы, выражения - от просветленного и спокойного до немного сомневающегося и почти равнодушного.

Завещание и смерть Моисея. Деталь. 1481-82. Лука Синьорелли.. Фреска. Сикстинская капелла, Ватикан.

Завещание и смерть Моисея. Деталь. 1481-82. Лука Синьорелли.. Фреска. Сикстинская капелла, Ватикан.

Синьорелли работал в Риме с 1478-1484, а потом вернулся в родную Кортону. В монастыре Монте Оливьето Маджоре (Сиена) он написал восемь фресок из жизни Святого Бенедикта - в настоящее время они сильно повреждены, а во дворце Пандольфо Петруччи он работал над некоторыми классическими и мифологическими сюжетами.

Святой Бенедикт — реформатор западноевропейского монашества, основатель первого в Европе (529 год, на горе Кассино) монастырского ордена со строгим уставом - Ордена Бенедектинцев. Орден получил широкое распространение в Западной Европе.

Житие святого Бенедикта. Сцена 23, Бенедикт прогоняет дьявола с камня 1499-1502гг. Лука Синьорелли. Аббатство, Монте Оливьето Маджоре.

Здесь изображен эпизод, связанный с первым из построенных святым Бенедиктом монастырей на горе Кассино. Монахи не могли поднять каменную плиту, нужную им для постройки, потому что на плите сидел дьявол. Святой Бенедикт прогнал беса.

Житие святого Бенедикта. Сцена 27, Бенедикт разоблачает обман короля Тотилы 1499-1502гг. Лука Синьорелли. Аббатство Монте Oливьето Маджоре.

Когда отряд варваров остановился в окрестностях Неаполя, в монастырь Монте-Кассино пришло известие, что Тотила идет к ним. И король остготов, облаченный в царские доспехи действительно явился в монастырь в сопровождении свиты из телохранителей и слуг. Святой Бенедикт, едва взглянув на украшенное драгоценными камнями облачение короля, воскликнул,"Отложи, сын мой, отложи, что несешь: это не твое!". И действительно, это был не король а переодетый в короля оруженосец Ригго. Король Тотила хотел убедиться в прозорливости святого и поэтому сначала послал своего передетого оруженосца, но Святой Бенедикт немедленно распознал обман короля.

Житие святого Бенедикта. Сцена 27, Бенедикт признает и принимает короля Тотилу 1499-1502гг. Лука Синьорелли. Аббатство Монте Oливьето Маджоре.

Во время духовной беседы святой Бенедикт упрекнул Тотилу в жестокостях и предсказал, что тот отобьёт обратно Рим, который на тот момент находился в руках византийцев, и умрет на десятый год своего правления. Все эти предсказания в точности сбылись. Существуют свидетельства, что после той встречи Тотила, помня о словах святого Бенедикта, несколько укротил свою жестокость.

В Риме Синьорелли получил огромный опыт и знания о новейших приемах живописи во Флоренции и Умбрии, оказался в курсе всего самого передового в живописи последней четверти 15 века. Алтарь Святого Онуфрия для собора Перуджи выглядит просто набором стилистических цитат! - Эрколе де Роберти и другие феррарцы в общей композиции, Донателло и Филиппо Липпи - в лице Святого Лоренцо (на верхней ступени, справа), Перуджино в патетическом жесте святого Иоанна, Боттичелли - в ангеле, Хьюго ван дер Гус и фламандский натюрморт представлены в вазе с цветами на переднем плане. Не забыт и Пьеро делла Франческа - в Мадонне и Геркулафле (справа, на нижней ступени). Святой Геркулафл (Herculaflus) был епископом Перуджи. Обезглавлен Тотилой, королём остроготов, уже нам известным. Старец в набедренной повязке справа - собственно святой Онуфрий — раннехристианский святой, египетский пустынник IV века.

Мадонна с младенцем в окружении святых. 1484г.Лука Синьорелли. Музей Собора, Перуджа

Световые эффекты в "Рождестве Иоанна Крестителя" из Лувре - опять напоминают нам о Филиппо Липпи .Рождество Иоанна Крестителя. 1485-1490 гг.Лука Синьорелли. Лувр, Париж.

Капелла Мадонны ди Сан Брицио была построена в начале 16 века. В 1477 году роспись двух крестовых сводов капеллы поручили Фра Анжелико, который вместе с Беноццо Гоццоли (ссылка) выполнил две фрески - "Христос-Судия" и "Пророки". С 1499 года в завершению росписи был привлечен и Лука Синьорелли. Две фрески одного свода он выполнин по картонам Фра Анжелико ("Ангелы с эмблемами страстей" и "Апостолы"), а другие - по своим эскизам - "Мученики", "Святая Дева", "Патриархи" и "Отцы церкви". В архивах Кафедрального собора Орвьето сохранился контракт на выполнение Синьорелли работ, датированный 5 апреля 1499 года. Согласно этому документу художник получил за выполненную работу на потолке двести дукатов, на стенах - шестьсот дукатов, полный пансион на время выполнения работ, а также, за каждый месяц работ - по две меры вина и две кварты пшеницы. По контракту Синьорелли также обязался консультировать других мастеров в области сюжетов на религиозные темы. В истории живописи это первый документ подобного рода с условиями руководства другими мастерами.

Патриархи. 499-1502гг.Лука Синьорелли.. Фреска. Капелла Сан Брицио, собор Орвьето.

Люнету и верхнюю часть каждой их стен украшаютзнаменитые композиции из цикла Проповедь и деяния Антихриста и Страшный суд. Тема Страшного суда столь популярная в Средневековье была достаточно редкой для художников 16 века, но Синьорелли удалось создать нечто уникальное - Вазари называл эти фрески вершиной художественного соврешенства

Мотивы росписи заимствованы из Апокалипсиса, апокрифических Евангелий, из "Золотой легенды" Якоба Ворагинского, "Откровений" святой Бригитты, "Божественной комедии" Данте. Фрески "Проповедь и деяния Антихриста", "Конец света", "Рай" расположены на левой стене капеллы. "Восстание из мертвых" и "Ад" - на правой стене в люнетах. Если смотреть "изнутри" картины - наоборот - "Одесную Господа – праведники, ошую – грешники".

На фреске Луки Синьорелли "Проповедь и деяния Антихриста" остановимся поподробнее.

"Проповедь и деяния Антихриста" 1500 г.Лука Синьорелли. Капелла ди Сан Брицио, Орвьето.

Миф об Антихристе не существует как целостный текст. Само представление об Антихристе имеет очень древние корни. Оно восходит к дуалистическим идеям Востока о борьбе за власть над миром между дьяволом и богом, причем в предпоследний момент одолевает дьявол, а в последний — бог. Оно получило разработку у иудейских пророков, учивших, что за предельным унижением праведных последует предельное их торжество; отголоски этих представлений имеются в Новом Завете. Дохристианская традиция подчеркивала в лжемессии воинственность и жестокость, христианская стала подчеркивать в нем коварство и соблазн, представляя его как антипода истинного Мессии, Христа. В IV в. к легенде об Антихристе добавилась деталь из сивиллиного пророчества: последний римский император перед Антихристом должен овладеть всем миром, а потом сложить с себя венец в Иерусалиме. В таком виде и была изложена легенда об Антихристе в основном источнике эсхатологических сведений западного средневековья — в небольшой книжке Адсона* "Об Антихристе" (X в.). По Адсону, Антихрист будет из евреев, родится в Вавилоне, волхвы обучат его волхвованию; тотчас после отречения последнего императора он придет в Иерусалим, нетвердых в вере соблазнит, твердых сокрушит и займет престол в храме. Его гонцы разойдутся по всему миру, страхом, дарами и ложными чудесами обращая к вере в Антихриста христиан, иудеев и язычников и ставя им знак на лбу. Срок его власти будет три с половиной года; потом его станут изобличать пророки Енох и Илия, их и поверивших им побьют камнями, но на третий день они воскреснут; потом господь поразит Антихриста и установит царствие свое.

К средневековью сложилась целая традиция, по которой отцы церкви, крупные богословы писали многочисленные "Слова" или "Толкования" о пришествии Антихриста, его деяниях, установлении Антихристова царства, борьбе с ним и его гибели. Подобные толкования выстраивали последовательную сюжетику мифа, формировали его образный ряд, наглядно представленный в иконографической традиции изображения Антихриста.Иконографические типы Антихриста в средневековом искусстве в большинстве своем были ориентированы либо на образ "зверя", выходящего из бездны – звероподобное четвероногое существо с копытами, огромными зубами, хвостом, торчащими ушами, либо на образ "царя и воина" со щитом и мечом, в короне, демоническим добавлением к которому служили крылья. Именно зооморфная символика из видений Даниила или Апокалипсиса стала традиционной в изображении Антихриста в культуре средневековья.Лука Синьорелли в своей работе значительно расширил рамки живописных традиций и представил новый облик Антихриста - в образе человека.

Если дьявол, по средневековому выражению, – "обезьяна Бога", то Антихрист – "обезьяна Христа", его фальшивый двойник. Богословы стремились выявить как можно больше параллелей между Христом и Антихристом, дабы довести картину их антиномичного соответствия до абсолютной полноты. Подтверждение сказанному находим в "Слове о Христе и антихристе" Ипполита Римского: "Искуситель, он во всем хочет выглядеть подобным Сыну Божьему. Христос – лев, и Антихрист – лев; Христос – царь, и Антихрист – царь. Спаситель явлен как агнец; и тот является подобным агнцу, хотя внутри – волк".

Своеобразное пародирование облика Христа прослеживается и в деталях живописного образа Антихриста. Так, традиционно в иконографии красным пишутся одежды Спасителя. Красный цвет символизирует земную, человеческую природу, кровь, жизнь, мученичество, страдание, но одновременно это и царский цвет (пурпур). В Библии указывается на красный как символ огня Духа, которым Господь крестит избранных (Лк 12:49; Мф 3:11). В соответствии с создаваемым образом Антихриста как "обезьяны Христа" на фреске Синьорелли красной оказывается накидка Антихриста, подчеркивающая тем самым его лжебожественную природу.

Параллельно с рядом видимых сходств Христа и Антихриста в трудах богословов выстраивается и ряд отличий. Так, Христос во имя других пролил свою кровь, Антихрист же во имя себя проливает кровь других. Если явлению Христа предшествовал мир, то рождение Антихриста предваряется раздором и смертью. "Люди будут горды, надменны, злоречивы, нечестивы, немилостивы, безжалостны, чужды любви к добру, предатели, наглы, любящие наслаждение больше бога» – сказано в Библии о времени Антихриста.

Следуя библейскому тексту, Синьорелли представляет время наступления царства Антихриста как время жестокости и насилия. На фреске это реализуется в картинах священного храма, занятого вооруженными людьми, происходящей казни, а также изображением тел убитых и убиваемых, расположенных в правой части фрески.

Важным элементом мифа об Антихристе является мысль о том, что Антихрист усвоит себе Божественное достоинство и потребует поклонения и служения: «...в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога». На фреске Синьорелли виден восстановленный для этой цели Иерусалимский храм. По традиционному представлению, храм будет отстроен Антихристом, который возобновит там службы, что станет одним из признаков близости Второго Пришествия Иисуса Христа.Согласно традиционной точке зрения, храм должен быть устроен по образцу храма, подробно описанного в пророческом видении Иезекииля. Храм в видении Иезекииля походит на своих предшественников лишь своим общим видом, в нем также присутствуют: Притвор (Улам), Святилище (Хейхал), Святая святых (Двир) и Двор (Азара). В остальном же этот Храм существенно отличается от Первого и Второго храмов как формой, так и размерами. Внешний двор в Третьем Храме имеет дополнительные сто локтей с севера и с юга, что придает ему форму квадрата. Характерно, что храм на фреске Синьорелли также имеет форму квадрата и внушительные размеры. Перед храмом на фреске Синьорелли седобородые старцы, символизирующие духовных вождей, верных истинному Христу, подвергаются казни. Ослепленная проповедями Антихриста толпа не видит этого, как и того, что священные сосуды уже свалены у ног Антихриста.

В перспективе фрески представлен фрагмент, показывающий чудо исцеления, совершившееся на глазах толпы. Источником визуализации этого элемента мифа можно считать слова апостола Павла, когда он говорит, что Антихрист "будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными".

 photo f00d40d19e86f575d6247ab50ceaaacd_zps6cqtjgsp.jpg"Проповедь и деяния Антихриста". Деталь. 1500 г. Лука Синьорелли. Капелла ди Сан Брицио, Орвьето.

Рядом с Антихристом на фреске Л.Синьорелли изображен дьявол. Эта пара сливается в единый торс, даже левая рука Антихриста с указующим перстом является продолжением аналогичной конечности Дьявола – наглядное доказательство того, что они – единое целое. Дьявол что-то шепчет на ухо Антихристу.

Все действие, связанное с Антихристом, размещается в нижней части фрески; в верхней части помещено изображение небесного ангела, поражающего Антихриста. Такое разделение фрески было традиционным в христианской иконографической живописи - оно восходило к представлениям о вертикальной и горизонтальной моделях мира.

Таким расположением сцен Синьорелли выстраивает своеобразное бинарное членение фрески: одно – жизнь Антихриста, другое – его гибель. Разновременные пласты на фреске оказываются соединенными. Прошлое, настоящее и будущее как бы сконцентрированы и существуют одновременно. Совмещены не только разновременные эпизоды, связанные с тем или иным фрагментом мифа, но собраны вместе действия, происходящие в разных местах. Сцены как бы перетекают друг в друга, образуя единую композицию – от проповедей и деяний Антихриста, от царства морального падения и жестокости (передний и средний план) к гибели лжемессии (задний план).

Кульминационной в иконографии является сцена гибели Антихриста. Традиционно она изображалась как смерть Антихриста от удара молнии или от камня, падающего с неба; либо Антихрист просто падает с трона, а корона сползает с его головы; иногда ангел поражает Антихриста мечом. Фреска Луки Синьорелли изображает смерть Антихриста как совершившееся древнее пророчество, картина его гибели буквально следует библейскому тексту, повествующему: «Господь Иисус убьет духом уст Своих» , "будет сокрушен – не рукою".

Фигура Антихриста и дьявола симметрична фигурам двух людей в черном, находящихся в левом нижнем углу картины. Считается, что это сам художник и его предшественник Фра Анджелико. Живописцы в темных одеждах (что резко выделяет их из всех остальных фигур) - Фра Анжелико спокойно взирает на "происходящее" - внутрь фрески, Лука Синьорелли пристально смотрит на зрителя - вовне. Тело Фра Анжелико также образует единый торс с Синьорелли.

"Проповедь и деяния Антихриста". Деталь. 1500 г. Лука Синьорелли. Капелла ди Сан Брицио, Орвьето.

Кстати, некоторые исследователи склонны считать прообразом Антихриста у Синьорелли Джироламо Савонаролу - знаменитого флорентийского монаха-реформатора.

А теперь полюбуемся Апокалипсисом. Нет, не самим Апокалипсисом, о, нет - прекрасным и уникальным произведением искусства!

 photo Einde-der-tijden-Luca-Signorelli_zpsz4wrhsma.jpgАрокалипсис. 1499-1502 </b>Лука Синьорелли. Капелла ди Сан Брицио, Орвьето.

 photo 2apocal2_zpsztkcfcwe.jpgАрокалипсис. Деталь. 1499-1502 </b>Лука Синьорелли. Капелла ди Сан Брицио, Орвьето.

 photo 2apocal3_zpspd5xjije.jpgАрокалипсис. Деталь. 1499-1502 </b>Лука Синьорелли. Капелла ди Сан Брицио, Орвьето.

 photo 2apocal6_zpslrzkge9t.jpgАрокалипсис. Деталь. 1499-1502 </b>Лука Синьорелли. Капелла ди Сан Брицио, Орвьето.

Проклятые.1499-1502 </b>Лука Синьорелли. Капелла ди Сан Брицио, Орвьето.

Проклятые отправляемые в ад.1499-1502 </b>Лука Синьорелли. Капелла ди Сан Брицио, Орвьето.

Избранные. 1499-1502 </b>Лука Синьорелли. Капелла ди Сан Брицио, Орвьето.

Избранные призываемые в рай. 1499-1502 </b>Лука Синьорелли. Капелла ди Сан Брицио, Орвьето.

 photo 3resurr1_zps9dhwptml.jpgВоскресение из мертвых. 1499-1502 </b>Лука Синьорелли. Капелла ди Сан Брицио, Орвьето.

Мертвые выступают из своих гробов или из расселин и трещин в земле, а также из морской пучины. Порой они изображаются преображающимися: имея форму скелета в момент появления, они постепенно, по мере выхода из земли, обрастают плотью. Святой Августин выразил мнение, что во всеобщем воскресении все окажутся в возрасте Христа: он воскрес, как считалось, тридцатилетним. Они обычно изображаются соответствующим образом. (Августин, "О граде Божием")

 photo 3resurr6_zpsmvo5u083.jpgВоскресение из мертвых. Деталь. 1499-1502 </b>Лука Синьорелли. Капелла ди Сан Брицио, Орвьето.

 photo 3resurr5_zpsiwjqcgpz.jpgВоскресение из мертвых. Деталь. 1499-1502 </b>Лука Синьорелли. Капелла ди Сан Брицио, Орвьето.

На цоколях стен - декоративные панели с гротесками, в центре каждой панели - портрет философа или поэта - Данте, Вергилий, Овидий, Гораций, Гомер, Эмпедокл. Каждый портрет окружен четырьмя тондо со сценами из их произведений.

Овидий. 1499-1502гг.Лука Синьорелли.. Фреска. Капелла Сан Брицио, собор Орвьето.

Данте Алигьери. 1499-1502гг.Лука Синьорелли.. Фреска. Капелла Сан Брицио, собор Орвьето.

Данте и Вергилий у входа в Чистилище.1499-1502гг.Лука Синьорелли.. Фреска. Капелла Сан Брицио, собор Орвьето.

После завершения работы в Орвьето Синьорелли в дальнейшем часто посещает Сиену. В 1507 году он выполняет главный алтарь в соборе святого Медарда, состоящий из нескольких эпизодов из жизни Мадонны и Младенца.

В 1508 году Папа Юлий II пригласил нескольких художников в Рим, включая Синьорелли, Перуджино и Пентуриккьо для росписи большой комнаты Ватиканского Дворца, но вдруг поменял своё мнение уже после того как художники приступили к работе и отдал всю работу Рафаэлю. Всё сделанное было переписано. Лука вернулся в Сиену, но большую часть времени проводил дома в Кортоне. Он постоянно работал.

Синьорелли всегда уделял большое внимание анатомии. Злые языки говорили, что его школа прошла на похоронах. Художник внимательно изучал поведение обнаженного тела человека, его реакции на различные воздействия. "... ибо в живописных своих произведениях он указал способ изображать нагое тело так хорошо, с таким искусством и с разрешением таких трудностей, что оно кажется живым" (Вазари). Прекрасно демонстрируют эти исследования рисунки Синьорелли - они очень "роднят" Синьорелли и Микеланджело, влияние первого на второго достаточно заметно.

Наброски.1500г. Лука Синьорелли. Карандаш, уголь. Галерея Уффици, Флоренция.

Четыре демона с книгой. Лука Синьорелли. Черный карандаш. The Morgan Library and Museum, Нью-Йорк

Голова поэта в шапочке. Лука Синьорелли. Черный карандаш. Staatliche Museen, Берлин.

Во время работы в Кафедральном соборе Пассерини близ Кортоны художника внезапно частично парализовало. В 1523 году мастера не стало.

Луке Синьорелли можно только аплодировать, им можно только восхищаться. Великолепный художник, великолепный даже своей театральностью, которую все и всегда у него отмечают - это стиль, по которому безошибочно узнаешь его работы. Переходный период - переход к Высокому Возрождению - чрезвычайно богат на уникальных мастеров - титаны Ренессанса заслонили их совершенно незаслуженно - Лука Синьорелли один из них. Довольно смелые решения, переработка старых сюжетов в новом ключе, собственно мастерство - все достойно похвалы. А его рисунки! Посмотрите на его рисунки - на грустного поэта в шапочке - у него в глазах, в глубоких морщинах и в мелких морщинках, в опущенных уголках губ, в чуть приподнятых бровях - жизнь. - das_gift.

*1.Фра Лука Бартоломео де Пачоли ( Fra Luca Bartolomeo de Pacioli), (Борго Сан Сеполькро, 1445 — Борго Сан Сеполькро, 19 июня 1517) — итальянский математик, один из основоположников современных принципов бухгалтерии. Крупнейший европейский алгебраист XV в.

2. Benedetto Bonfigli (c. 1420 – July 8, 1496) - итальянский художник, активно работавший в Умбрии. Так же известен как Buonfiglio (Буонфильо). photo magi_zps29tumvkm.jpg

 photo annunci_zpsoaixd1pm.jpgБлаговещение. 1455 г. Бенедетто Бонфильи. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид

3. Fiorenzo di Lorenzo (c. 1440 – 1522) - итальянский художник, умбрийская школа.

 photo magi_zps29tumvkm.jpgПоклонение волхвов. 1490 г. Фьоренцо ди Лоренцо. Национальная галерея Умбрии, Перуджа.

4.  photo 15_zpsvcwikgbq.jpgБичевание Христа.1455-1460 Пьеро делла Франческа. Дерево, масло, темпера. Национальная галерея Марке, Урбино.

5. Адсон (Adso) (910 или 915 -992) - средневековый педагог и писатель. Происходил из знатного франкского рода. Ребенком был отдан на воспитание в монастырь Люксёй. С 934 г. руководил школой в мон-ре Сент-Эвр (Туль), с 968 г. аббат монастыря Монтье-ан-Дер. Был дружен с Гербертом Аурилакским (папа Сильвестр II). Собирал античные рукописи, составлял сборники житий и сказаний о чудесах святых, 6 из этих сборников сохранились. Наиболее значительное его сочинение- «О месте и времени антихриста» (949-954), написанное по заказу Герберги, жены западнофранкского короля Лотаря, сестры римско-германского императора Оттона I Великого.

das-gift.livejournal.com

Синьорелли Лука Картины биография Signorelli Luca

Синьорелли Лука (Signorelli Luca) (между 1445 и 1450-1523), итальянский живописец, представитель умбрийской школы Раннего Возрождения. Увлекался изображением обнаженных фигур в сложных ракурсах, резком порывистом движении (фрески собора в Орвьето, 1499-1504). Учился у Пьеро делла Франческа, испытал влияние А. дель Поллайоло и Перуджино; работал в Кортоне, Флоренции, Лорето, Риме, Орвьето и других городах Италии.

Фрески (в Сикстинской капелле Ватикана, 1481-1483; “Антихрист с дьяволом”, “Преисподняя”, “Ад” и “Страшный Суд” в капелле Сан-Бридзио собора в Орвьето, 1499-1504) и станковые произведения (“Мадонна со святыми и ангелами”, 1484, Музей собора Перуджа) Синьорелли с их сложными ракурсами, подчеркнутой четкостью пластической моделировки, резкостью напряженного контурного рисунка отмечены суровой мужественностью образного строя. Сильный боковой свет и отбрасываемые фигурами тени подчеркивают пространственную глубину картины “Бичевание Христа”.

Картина художника изображает бичевание Христа по приказу Понтия Пилата, не верившего в его божественное происхождение. Скульптурные рельефы на заднем плане, коринфская капитель колонны, к которой привязан Христос, и декоративный фриз в нижней части картины - все это отражает интерес ренессансного художника к античным мотивам.

Мускулистые ноги и строгая композиционная симметрия - характерные признаки живописного стиля Синьорелли, большое влияние на формирование которого оказал его учитель, Пьеро делла Франческа, и братья Антонио и Пьеро Поллайоло.

Прекрасные рисунки Лука Синьорелли с изображением движущихся фигур были самыми строгими штудиями обнаженной натуры до Микеланджело. Синьорелли Лука писал великолепные рисунки и этюды: “Два обнаженных борца” (Британский музей, Лондон), “Четверо борющихся обнаженных” (Лувр, Париж). Этюды Синьорелли отличаются микеланджеловской динамичностью и пластичностью. Они выполнен художником в связи с оформлением Капеллы Сан-Бридзио собора в Орвьето.

smallbay.ru

Лука Синьорелли: жизнь и творчество художника

Лука Синьорелли (1445(50?) — 16 октября 1523) — итальянский живописец раннего Возрождения.

Содержание

Биография Луки Синьорелли

Творчество Синьорелли

Работы художника

Картины Луки Синьорелли

Библиография

Биография Луки Синьорелли

Родился и умер в Кортоне, в связи с чем некоторые источники называют его Лука из Кортоны.

Ученик Пьеро делла Франческа, он испытал также влияние Антонио Поллайоло в передаче анатомии человека и движения.

Работал во многих городах Средней Италии, как в центрах Возрождения, при дворах Лоренцо Медичи во Флоренции и Федериго да Монтефельтро в Урбино, так и в провинциальных.

Творчество Синьорелли

В 1481—1482 годах принимал участие в оформлении Сикстинской капеллы в Риме, написав совместно с Бартоломео делла Гатта фреску «Сцены из жизни Моисея».

В Сикстинской капелле работал в одно время с Перуджино, влияние которого историки искусства отмечают во фресках Сеньорелли, исполненных для сакристии святилища в Лорето, а также в алтаре Святого Онуфрия для собора Перуджи (1484).

Часто бывал во Флоренции, в 1490 году написал для Лоренцо Великолепного знаменитую картину «Воспитание Пана» (погибла в Берлине во время Второй мировой войны) и тондо «Мадонна с младенцем» (Уффици).

Наибольшую известность Синьорелли принесли фрески в монастыре аббатства Монте Оливето Маджоре (Тоскана, 1496—1498) «История Святого Бенедикта» и «Конец мира» для капеллы Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502).

Фрески капеллы Сан Брицио, один из самых впечатляющих циклов на тему Апокалипсиса, представляют собой переход к живописи XVI века.

В полной мере здесь раскрылся талант Синьорелли — одного из блестящих рисовальщиков Ренессанса.

Согласно источникам, Микеланджело вдохновился именно этим произведением, создавая свой «Страшный суд».

В 1512 году был назначен послом Кортоны во Флоренции.

Последние годы жизни провёл в родном городе, где являлся главой мастерской.

Работы художника

  • Распятие Христа
  • Коронование Богоматери
  • Смерть Моисея
  • Троицы, Богородицы и святых
  • The Holy Family
  • The Circumcision
  • The Adoration of the Shepherds

Библиография

  • Дзуффи С. Возрождение. XV век. Кватроченто. — М.: Омега, 2008. — (Художественные эпохи). — ISBN 978-5-465-01772-5.
  • Salmi М., Luca Signorelli, Novara, 1953.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

allpainters.ru

Лука Синьорелли. Проповедь и дела антихриста, ок. 1500 г.: philologist

В своей книге "Сокровища Италии. Ренессанс" искусствовед Витторио Згарби писал о Луке Синьорелли: "Самым выдающимся последователем Синьорелли стал Микеланджело: он, несомненно, вспоминал эти телесное напряжение и динамизм, как и другие зрелищные образы, когда создавал собственный "Страшный суд". В новом веке Синьорелли так и не смог сравниться с новыми мастерами, оставшись приверженцем отживших, шаблонных форм. Но уже в XIX столетии широкую популярность приобрела визионерская фантазия Синьорелли - Уильяма Блейка итальянского Ренессанса, как воспринимали его прерафаэлиты. Для английских литераторов XIX в. посещение Орвьето и вдумчивое созерцание фресок собора стали обязательным этапом становления личности".

Оригинал взят у av_seliverstov в Лука Синьорелли. Проповедь и дела антихриста

Лука Синьорелли (ок. 1445/1450–1523), итальянский художник эпохи раннего Возрождения умбрийской школы. Родился в Кортоне. Кроме занятий искусством, принимал активное участие в общественных делах, занимал ряд гражданских должностей в Кортоне. В 1512 был назначен послом Кортоны во Флоренции. Его произведения, главным образом фрески, а также несколько станковых композиций, находятся в Риме, Флоренции, Кортоне, Орвьето и др. В последние годы жизни он возглавлял мастерскую в Кортоне, где по его эскизам было создано несколько алтарей. Умер Синьорелли в Кортоне 16 октября 1523.

SIGNORELLI, Luca. Frescoes in the Chapel of San Brizio. 1499-1502Frescoes. Chapel of San Brizio, Duomo, Orvieto

На первом изображении общий вид росписей в капелле ди Сан Брицио (капелла Нуова) собора в Орвието. На стенах капеллы 7 больших сцен, написанных Лукой Синьорелли:

Проповедь и дела антихристаГибель мираВоскресение плотиПроклятыеИзбранныеРайАд

Фрески на потолке, изображающие Апостолов, ангелов, патриархов, учителей Церкви и мучеников, были написаны Фра Анджелико. У стен капеллы установлены бюсты философов и поэтов.

SIGNORELLI, Luca. Sermon and Deeds of the Antichrist. 1499-1502. Fresco. Chapel of San Brizio, Duomo, Orvieto

Существует мнение, что под антихристом на фреске Проповедь и дела антихриста следует понимать Савонаролу, доминиканского монаха, повешенного и сожжённого во Флоренции 23 мая 1498 года. Сравнение Савонаролы с лжехристом это не новость, оно встречается, например, в «Апологии» Марсилио Фисино, которая была опубликована в том же 1498 году. Сам Синьорелли был любимцем Медичи, считал себя жертвой преследований флорентийского республиканского правительства (об этом писал Микеланджело), поэтому то, что под изображённым на фреске лжехристом им понимался именно этот монах, действительно допустимо.

На заднем плане этой фрески изображены творящиеся беззакония, а также чудеса, которые сопровождают явление лжемессии. Видна группа священников, сгрудившихся вместе и сопротивляющихся соблазнам последних времён с помощью молитвы. Наконец, на заднем плане слева показано неизбежное завершение времени лжепророка; ангел свергает его оземь; его последователи также поражены гневом Божьим.

На переднем плане мы видим антихриста, распространяющего свою ложь; он имеет черты Христа; сатана нашёптывает ему, что нужно говорить; у подножия его трона поднесённые дары; люди, окружившие его, уже развращены и обмануты его проповедью.

Эта сцена считается одной из самых любопытных во всём цикле фресок в капелле ди Сан Брицио. Человек, который смотрит на нас с фрески, это сам Синьорелли, а другой монах, стоящий рядом с ним, традиционно определяется как Фра Анджелико. Вазари примерно таким и описывает Синьорелли в эти годы.

А в этой сцене мы видим молодую женщину, которая продаёт себя старому торговцу.

Интересно отметить вот ещё какую деталь. На другой своей фреске в этой же капелле, фреске, которая носит название Проклятые, мы снова видим самого мастера. Теперь он изобразил себя в виде однорогого демона, обхватывающего молодую женщину, которая пытается вырваться из его объятий.

Более того, женщина, в которую вцепился Синьорелли-демон – та же, которую мы видим и в образе грешницы, уносимой крылатым бесом на этой же фреске:

и даже в образе вышеизображённой блудницы, торгующей своим телом.

Некоторые исследователи полагают, что все эти детали указывают на неизвестный нам теперь, но совершенно понятный жителям Орвието и Кортоны того времени эпизод из личной жизни художника. Возможно, уточняют они, это история женщины, которая была неверна художнику.

Осужденные грешники

Лука Синьорелли. Воскрешение плоти.

Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky

philologist.livejournal.com

Лука Синьорелли. Проповедь и дела антихриста

09:45 pm - Лука Синьорелли. Проповедь и дела антихриста

Иллюстрации к темеО том, что должно вызывать неприязнь.

Photobucket

Лука Синьорелли (ок. 1445/1450–1523), итальянский художник эпохи раннего Возрождения умбрийской школы.Родился в Кортоне.Кроме занятий искусством, принимал активное участие в общественных делах, занимал ряд гражданских должностей в Кортоне.В 1512 был назначен послом Кортоны во Флоренции.Его произведения, главным образом фрески, а также несколько станковых композиций, находятся в Риме, Флоренции, Кортоне, Орвьето и др.В последние годы жизни он возглавлял мастерскую в Кортоне, где по его эскизам было создано несколько алтарей.Умер Синьорелли в Кортоне 16 октября 1523.

SIGNORELLI, LucaFrescoes in the Chapel of San Brizio. 1499-1502Frescoes. Chapel of San Brizio, Duomo, OrvietoPhotobucket

На первом изображении общий вид росписей в капелле ди Сан Брицио (капелла Нуова) собора в Орвието.На стенах капеллы 7 больших сцен, написанных Лукой Синьорелли:Проповедь и дела антихристаГибель мираВоскресение плотиПроклятыеИзбранныеРайАд

Фрески на потолке, изображающие Апостолов, ангелов, патриархов, учителей Церкви и мучеников, были написаны Фра Анджелико.У стен капеллы установлены бюсты философов и поэтов.

SIGNORELLI, LucaSermon and Deeds of the Antichrist. 1499-1502Fresco. Chapel of San Brizio, Duomo, OrvietoPhotobucket

Существует мнение, что под антихристом на фреске Проповедь и дела антихриста следует понимать Савонаролу, доминиканского монаха, повешенного и сожжённого во Флоренции 23 мая 1498 года.Сравнение Савонаролы с лжехристом это не новость, оно встречается, например, в «Апологии» Марсилио Фисино, которая была опубликована в том же 1498 году.Сам Синьорелли был любимцем Медичи, считал себя жертвой преследований флорентийского республиканского правительства (об этом писал Микеланджело), поэтому то, что под изображённым на фреске лжехристом им понимался именно этот монах, действительно допустимо.

На заднем плане этой фрески изображены творящиеся беззакония, а также чудеса, которые сопровождают явление лжемессии.Видна группа священников, сгрудившихся вместе и сопротивляющихся соблазнам последних времён с помощью молитвы.Наконец, на заднем плане слева показано неизбежное завершение времени лжепророка; ангел свергает его оземь; его последователи также поражены гневом Божьим.

Photobucket

На переднем плане мы видим антихриста, распространяющего свою ложь;он имеет черты Христа;сатана нашёптывает ему, что нужно говорить;у подножия его трона поднесённые дары;люди, окружившие его, уже развращены и обмануты его проповедью.

Photobucket

Эта сцена считается одной из самых любопытных во всём цикле фресок в капелле ди Сан Брицио.Человек, который смотрит на нас с фрески, это сам Синьорелли, а другой монах, стоящий рядом с ним, традиционно определяется как Фра Анджелико.Вазари примерно таким и описывает Синьорелли в эти годы.

Photobucket

А в этой сцене мы видим молодую женщину, которая продаёт себя старому торговцу.

Интересно отметить вот ещё какую деталь.На другой своей фреске в этой же капелле, фреске, которая носит название Проклятые, мы снова видим самого мастера.

Теперь он изобразил себя в виде однорогого демона, обхватывающего молодую женщину, которая пытается вырваться из его объятий.

Photobucket

Более того,женщина, в которую вцепился Синьорелли-демон –та же, которую мы видим и в образе грешницы, уносимой крылатым бесом на этой же фреске:

Photobucket

и даже в образе вышеизображённой блудницы, торгующей своим телом.

Некоторые исследователи полагают, что все эти детали указывают на неизвестный нам теперь, но совершенно понятный жителям Орвието и Кортоны того времени эпизод из личной жизни художника. Возможно, уточняют они, это история женщины, которая была неверна художнику.

av-seliverstov.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта