Химона Николай Петрович1865–1929. Николай химона картины
Искусство и архитектура русского зарубежья
25 сентября 1864 (Евпатория, Крым) – июль 1929 (о. Скирос, Греция). Живописец.
Отец – Петр Павлович Химона, грек, служил унтер-офицером Балаклавского греческого пехотного батальона (с 1846), в Крымскую войну участвовал в обороне Севастополя; мать – Фотинья Николаевна Василькиоти, родом из крымской греческой деревни Карань. Детство прошло в Евпатории, где семья занималась коммерцией. Получил хорошее домашнее образование, играл на скрипке, знал иностранные языки.
Живописное мастерство изучал в Петербурге. Сначала поступил в головной класс ЦУТР, а с 1889 стал вольнослушателем ИАХ. Учился в пейзажном классе у И. И. Шишкина, затем у А. И. Куинджи, с которым сохранял дружбу все последующие годы. Окончил курс в 1897 со званием классного художника за пейзаж «Весенняя гроза». На следующий год в группе учеников А. И. Куинджи на средства учителя побывал в Берлине, Дрездене, Вене и Париже. В 1902 женился на Ольге Алексеевне Хитрово дворянского происхождения. Супруги поселились в Павловске (ул. Обводная, 4). В 1904–1905 совершил первое путешествие на родину предков в Грецию.
Писал пейзажи, отдавая предпочтение видам южной России и Крыма. Интересовался световыми эффектами, любил изображать облака, море, большие пространства. С годами в работах усиливалась экспрессия.
С 1897 участвовал в Весенних выставках в залах ИАХ и выставках Общества русских акварелистов. В 1902 выставленная на Весенней выставке картина «Финляндия» была приобретена Музеем Александра III. В 1903 получил 1-ю премию ОПХ за картину «Мельница» («Зима»), в 1907 – 1-ю премию им. Александра III из Фонда А. И. Куинджи за картину «К весне» (в 1908 она была отмечена малой золотой медалью на Международной выставке в Мюнхене). Акварели приобретались вдовствующей императрицей Марией Федоровной и вел. князем Владимиром Александровичем. Работы репродуцировались в журналах «Солнце России», «Вершины», «Нива», «Огонек», в приложениях к газете «Новое время» и на открытках Общины св. Евгении.
В 1897–1919 преподавал в Рисовальной школе ОПХ, где руководил декоративно-малярной мастерской, вел общерисовальный и этюдный классы, с 1900 – инспектор школы. В 1904 был избран действительным членом ОПХ. В 1909 стал одним из учредителей Общества имени А. И. Куинджи. В 1916 был удостоен звания академика.
После революции участвовал в 1-й и 2-й выставках Общества им. А. И. Куинджи (Пг., 1917, 1918), 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств (Пг., 1919) и др.
В период Красного террора жена художника Ольга Химона по доносу была арестована новой властью за передачу посланий политическим заключенным. Попытки освободить жену не увенчались успехом, оставаться в Петрограде было опасным, и художник уезжает в Крым к родственникам, а оттуда в 1919 эмигрирует в Грецию, где с его творчеством были уже знакомы по публикациям.
В Греции, пытаясь оправиться от пережитых ужасов в России, первое время жил на знаменитой горе Парнас вместе с пастухами. Парнас вдохновил на серию картин, изображающих «нетуристскую» Элладу. Вскоре в Грецию приехала и Ольга Химона, сумевшая все-таки выбраться из России. Обладая организаторскими способностями она стала менеджером художника. Успех первой же выставки в Афинах позволил им приобрести дом в пригороде Афин Сеполья. В течение 1920-х много путешествовал по стране, создал серии картин Пелопонесса, Крита, Санторини, Левкады, Керкера.
Почти ежегодно проводил персональные выставки в Афинах: 1921, 1925/1926, 1926/1927 – в культурном центре «Парнассос», в 1923 – в выставочном зале Министерства сельского хозяйства, в 1928 – в галерее Стратигопулу. В 1924 с помощью друзей устроил первую выставку в Лондоне; там выставки повторялись и в последующие годы.
Скончался от малярии на острове Скирос, куда приехал для работы; там же был похоронен (могила не сохранилась). В декабре 1929 Ольга Химона устроила посмертную ретроспективную выставку художника в афинской галерее Синтактон (118 работ), а в 1930 в лондонской галерее Arlington.
Собрание работ Н. Химоны оставалось в руках вдовы вплоть до ее смерти в 1963 в Лондоне, где она была на лечении. В дальнейшем собрание находилось у ее ближайшей подруги баронессы Елизаветы фон Рейски, а после смерти баронессы, было перевезено ее племянницей во Францию.
В настоящее время наследие Н. П. Химоны находится в основном в Греции: 22 картины – в Национальной картинной галерее в Афинах, по несколько работ в галерее на острове Родос, в собрании Национального банка, в галерее Аверов и в других частных коллекциях, а также во Франции и США. В России представлен в ГТГ, ГРМ, в Саратовском гос. художественном музее имени А. Н. Радищева, в краеведческом музее Евпатории и в частных коллекциях.
Библиография: |
* ХРЗ; AI 1/692; Bénézit-1 2/487; Johnson–Greutzner; Vollmer 2/447. РГИА Ф. 789. Оп. 11. 1889. Д. 71. Автобиография Николая Химоны (рукопись на греческом языке). Архив семьи Василькиоти. Греция. Жалнина-Василькиоти И. Л. Николай Химона: путь на Парнас // Собрание шедевров (Москва). 2010, июнь. № 2 (25). С.46-55. Калед. Во Дворце искусств // С.-Петерб. ведомости. 1911. 5 апр. Макаренко Н. Школа Императорского Общества поощрения художеств. 1839–1914. Пг., 1914. С. 56, 58, 115. Яремич Р. Живая художественная школа // Биржевые ведомости. 1915. 8 мая. Возрождение. 1929. 1 авг. (№ 1521). Рерих Н. К. Из литературного наследия / Под ред. М. Т. Кузнецовой. М., 1974. С. 611. Рылов А. А. Воспоминания. Л., 1977. С. 283 (указ.). Daily Telegraphe (London). No 4. June 1924. Apollo. (London). 1930. Vol. 11. P. 489. Colour. (London). 1930. Vol. 2, May. P. 28. |
Произведения: | |
Приложения: | |
География: | |
Составители: | |
Дата ввода: |
www.artrz.ru
Биография художника Химона Николай Петрович
25 сентября 1865 (Евпатория, Крым) — 1929 (Лондон)
Живописец, график.
Происходил из семьи греческих коммерсантов. В 1889 приехал в Санкт-Петербург. Занимался в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица. В 1889–1897 в качестве вольнослушателя учился в ИАХ и Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ в мастерских И. И. Шишкина и А. И. Куинджи. В 1892 был награжден малой поощрительной медалью. В 1895 получил звание классного художника 3-й степени, в 1897 за пейзаж «Весенняя гроза» удостоен звания классного художника. Во время учебы ежегодно выезжал для работы в Крым, Малороссию, на Кавказ. Жил в Петербурге.
С 1893 (до 1918, с перерывами) принимал участие в выставках Общества русских акварелистов, с 1897 — в Весенних выставках в ИАХ. В 1898 вместе с другими учениками Куинджи совершил поездку в Берлин, Дрезден, Вену и Париж, которая была организована и профинансирована Куинджи. Путешествовал также по Финляндии, Греции, Средиземноморью, выполнив в поездках множество картин и этюдов. С 1897 (по 1919) преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, руководил декоративно-малярной мастерской, вел общерисовальный и этюдный классы, являлся инспектором Школы.
В 1903 был награжден первой премией Общества поощрения художеств за картину «Мельница», в 1907 получил первую премию им. Александра III из фонда Куинджи за работу «К весне», которая впоследствии была отмечена также малой золотой медалью на Международной выставке в Мюнхене. В 1908 экспонировал свои произведения в Мюнхенском Сецессионе. В 1909 стал одним из учредителей Общества им. А. И. Куинджи. В 1910 вместе с Куинджи работал в Ялте. В том же году принял участие в Салоне В. А. Издебского. В 1912 по рекомендации Ф. Г. Бернштама, Н. П. Богданова-Бельского и Н. Н. Дубовского был выдвинут в академики, однако звания не получил. Картины и акварели Химоны часто репродуцировались в журналах «Солнце России», «Вершины», «Нива», «Огонек».
После революции принимал участие в выставках Общества Куинджи, ТПХВ (1917–1918), а также в Первой государственной свободной выставке произведений искусств в Петрограде в 1919. В 1919 эмигрировал, поселился в Лондоне. Поздний период его биографии почти не изучен. В 1930 в галерее «Арлингтон» состоялась мемориальная выставка мастера.
В своем творчестве Химона придерживался традиций русской пейзажной школы. Излюбленной темой работ художника была весна в Южной России и Крыму. Он имел репутацию превосходного колориста, добиваясь в своих картинах гармоничного звучания цветовых сочетаний и свежести восприятия.
Произведения Химоны находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и других.
Показать цены на работы художника
artinvestment.ru
Николай Петрович Химона
Николай Петрович Химона (25 сентября 1864 — июль 1929) — русский и греческий художник и педагог, ученик Куинджи, член общества русских акварелистов.
Родился 25 сентября 1864 года в греческой семье. Его родителями были мещане города Евпатории: отставной унтер-офицер Пётр Павлович и Фотиния Николаевна. Отец будущего художника — Петр Павлович Химона служил унтер-офицером Балаклавского греческого пехотного батальона (с 1846 года), в Крымскую войну участвовал в обороне Севастополя. За ратные подвиги был удостоен ордена Св. Георгия. Мать — Фотиния Николаевна Василикиоти, родом из крымской греческой деревни Карань, жители которой были потомками греков, получивших убежище в России после неудачного восстания против турок в 1774 году.Детство Николая прошло в Евпатории, где семья занималась коммерцией. Он получил хорошее домашнее образование, играл на скрипке, знал иностранные языки.
Живописное мастерство изучал в Петербурге. Сначала поступил в головной класс Центрального училища технического рисования (ЦУТР), а с 1889 года стал вольнослушателем Императорской академии художеств (ИАХ). Учился в пейзажном классе у Ивана Шишкина, затем у Архипа Куинджи, с которым сохранял дружбу все последующие годы. Окончил курс в 1897 году со званием классного художника за пейзаж «Весенняя гроза». На следующий год в группе учеников Архипа Куинджи на средства учителя побывал в Берлине, Дрездене, Вене и Париже.
С 1897 участвовал в Весенних выставках в залах ИАХ и выставках Общества русских акварелистов.В 1902 году Химона женился на Ольге Алексеевне Хитрово дворянского происхождения, супруги поселились в Павловске. В 1904–1905 годах он совершил первое путешествие на родину предков в Грецию.
Ольга Алексеевна Хитрово
Писал пейзажи, отдавая предпочтение видам южной России и Крыма. Интересовался световыми эффектами, любил изображать облака, море, большие пространства. С годами в работах усиливалась экспрессия.
В 1902 выставленная на Весенней выставке картина Николая Химона «Финляндия» была приобретена Музеем Александра III.
"Финляндия. Закат солнца", 1901 г.
В 1903 получил 1-ю премию Императорского общества поощрения художеств за картину «Мельница» («Зима»), в 1907 — 1-ю премию им. Александра III из Фонда А. И. Куинджи за картину «К весне» (в 1908 она была отмечена малой золотой медалью на Международной выставке в Мюнхене). Акварели приобретались вдовствующей императрицей Марией Федоровной и Великим князем Владимиром Александровичем. Работы репродуцировались в журналах «Солнце России», «Вершины», «Нива», «Огонек», в приложениях к газете «Новое время» и на открытках Общины Св. Евгении.
"К весне"
В 1897–1919 годах преподавал в Рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств (ОПХ), где руководил декоративно-малярной мастерской, вел общерисовальный и этюдный классы, с 1900 года — инспектор школы.
В 1904 году был избран действительным членом ОПХ, в 1909 году стал одним из учредителей Общества имени Архипа Куинджи, в 1916 году был удостоен звания академика.
После Октябрьской революции Химона участвовал в 1-й и 2-й выставках Общества им. Архипа Куинджи (1917, 1918), 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств (1919) и других.
В годы Гражданской войны жена художника по доносу была арестована новой властью за передачу посланий политическим заключенным. Попытки освободить жену не увенчались успехом, оставаться в Петрограде было опасным, и художник уехал в Крым к родственникам, а оттуда в 1919 году эмигрировал в Грецию.
В Греции, пытаясь оправиться от пережитых в России ужасов, первое время жил на знаменитой горе Парнас вместе с пастухами. Парнас вдохновил на серию картин, изображающих «нетуристскую» Элладу.
"Руины греческого храма"
Вскоре в Грецию приехала и Ольга Химона, сумевшая все-таки выбраться из России. Обладая организаторскими способностями, она стала менеджером художника. Успех первой же выставки в Афинах позволил им приобрести дом в пригороде Афин — Сеполья. В течение 1920-х много путешествовал по стране, создал серии картин Пелопонесса, Крита, Санторини, Левкады, Керкера.
Почти ежегодно проводил персональные выставки в Афинах. В 1924 с помощью друзей устроил первую выставку в Лондоне, выставки повторялись и в последующие годы.
Скончался Николай Химона от малярии на острове Скирос, куда приехал для работы, там же был похоронен (могила не сохранилась).
В декабре 1929 Ольга Химона устроила посмертную ретроспективную выставку художника в афинской галерее Синтактон (118 работ), а в 1930 в лондонской галерее Arlington.
"Лодки в море", 1919 г.
Собрание работ Николая Химоны оставалось в руках вдовы вплоть до ее смерти в 1963 в Лондоне, где она находилась на лечении. В дальнейшем собрание находилось у ее ближайшей подруги баронессы Елизаветы фон Рейски, а после смерти баронессы, было перевезено ее племянницей во Францию.
В настоящее время наследие Николая Химоны находится, в основном, в Греции: 22 картины — в Национальной картинной галерее в Афинах, по нескольку работ в галерее на острове Родос, собрании Национального банка, галерее Аверов и в других частных коллекциях, а также во Франции и США. В России работы художника представлены в Русском музее, Третьяковской галерее, в Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева, в краеведческом музее Евпатории и в частных коллекциях.
При написании статьи были использованы источники: Автобиография Николая Химоны (рукопись на греческом языке). Архив семьи Василькиоти. Греция.; Жалнина-ВасилькиотиИ. Л. Николай Химона: путь на Парнас // Собрание шедевров (Москва). 2010, июнь. № 2 (25). С.46–55.; Калед. Во Дворце искусств // С.-Петерб. ведомости. 1911. 5 апр.; Макаренко Н. Школа Императорского Общества поощрения художеств. 1839–1914. Пг., 1914. С. 56, 58, 115.; Яремич Р. Живая художественная школа // Биржевые ведомости. 1915. 8 мая; Рерих Н. К. Из литературного наследия / Под ред. М. Т. Кузнецовой. М., 1974. С. 611.; Рылов А. А. Воспоминания. Л., 1977. С. 283.
rusgreek.ru
Серия постов "Ученики Архипа Куинджи". НИКОЛАЙ ХИМОНА – ЖИВОПИСЕЦ И ПЕДАГОГ / Новости / Мариупольское общество греков
ХИМОНА Николай Петрович (25/09/1865, город Евпатория - 1929, остров Скирос, Греция) – живописец, педагог.Имя этого живописца ничего не скажет рядовым любителям художеств: о нем не писали монографии, обходили статьями в «Огоньках» и «Работницах», практически не сохранились репродукции его картин. Объясняется это тем, что Николай Химона эмигрировал из большевистской России. И страна предпочла забыть о своем блудном сыне.А вспомнили о нем только в 1972 году: по случаю 130-летия со дня рождения А. Куинджи в залах Научно-исследовательского музея Академии художеств состоялась выставка «А.И. Куинджи и его ученики».
В каталоге выставки мы видим фотографию юноши: студенческая тужурка, усы, бородка. Похож немного на Гаршина, немного на молодого Чехова. И с трудом верится, что этот паренек со взвихренным чубом не поэт, не разночинец, а выходец из семьи обрусевших греческих коммерсантов.
Из сохранившихся документов в архивах г. Севастополя и Российского Государственного исторического архива Санкт-Петербурга следует, что отец будущего художника - Петр Павлович Химона был сначала рядовым Балаклавского греческого пехотного батальона, а с 1846 года – унтер-офицером. Участвовал в 1-й обороне Севастополя. После окончания Крымской войны, женившись на Фотиньи Николаевне Василькиоти (родом из крымской греческой деревни Карань), переехал в Евпаторию.Здесь у супругов 25 сентября 1864 года родился сын Николай, а 1 октября 1864 года младенца крестили в Николаевском соборе города. Детство прошло в Евпатории, где се. Получил хорошее домашнее образование, играл на скрипке, знал иностранные языки.
Большинство родственников Николая Химоны успешно занимались коммерцией, у него же были свои планы. Рано проявившаяся тяга к рисованию влекла его в Петербург, где он поступил сначала в головной класс Центрального училища технического рисования барона Штиглица вольнослушателем, а в 1890 году - вольнослушателем в Императорскую Академию художеств, где обучался до 1897 года.Учителями Н. Химоны в пейзажном классе Академии художеств были два великих русских пейзажиста, сначала И.И. Шишкин, а после его ухода из Академии, А.И. Куинджи. Общение с последним переросло в дружбу, верность которой Химона сохранил и после смерти мастера.Николай Химона окончил курс Академии художеств в 1897 г. со званием классного художника за пейзаж «Весенняя гроза»; в том же году принял участие в качестве члена общества в «Выставке общества русских акварелистов», прошедшей в Москве.Дань любви акварели отдали многие выдающиеся мастера Х1Х века: Илья Репин, Валентин Серов, Михаил Врубель, Лев Бакст и многие другие.Среди этого многообразие, работы крымского художника не потерялись. Напротив, их охотно приобретали члены Императорской семьи, и в частности большую коллекцию акварелей Николая Химоны для музея Александра Ш приобрели Вдовствующая Императрица Мария Федоровна и Великий Князь Владимир Александрович, президент Академии художеств.В 1898 г. Н. Химона в группе учеников А. Куинджи побывал в Берлине, Дрездене, Вене и Париже.
Как известно, вторая половина 19 столетия – золотой век русского пейзажа, созданного гением Левитана, Саврасова, Айвазовского, Васильева, Шишкина, Куинджи. Найти свою «нишу» в ярком созвездии выдающихся дарований было достаточно сложно, но Николаю Химоне это удалось, т.к. он сумел избежать подражания и имел свою манеру письма.Химона особенно любил писать край, в котором вырос, и который хорошо знал. В поисках тем его манила южная Россия, Крым, с его морем, ярким голубым небом, остатками древних античных развалин, традиционной народной архитектурой, с колоритной жизнью местного населения.В его пейзажах с развалинами генуэзской крепости, с караимскими домами, монастырями прослеживается, ностальгия по древним ушедшим цивилизациям. Наверное, поэтому никакая древняя деталь не кажется в его пейзажах искусственной или театральной.Как и у Куинджи, его полотна полны романтизма, отличаются поисками исключительного момента в состоянии природы. Их обоих интересовали световые эффекты, оба любили облака, море, большие пространства, и у обоих с годами в работах усиливалась экспрессия.Николай Химона был замечен как публикой, так и критикой еще в годы обучения в Академии художеств. В 1897 году он начал преподавать в рисовальной школе Императорского Общества поощрения художеств, где он вел общерисовальный и этюдный классы. Со временем Химона стал инспектором школы. В 1899 году о нем пишут в № 4 «Живописного обозрения» и тогда же он вместе с А.Н. Бенуа, И.Я. Гинсбургом, В.В. Матэ, В.Э. Борисовым-Мусатовым и другими принял участие в художественной выставке в городе Саратове, показав работу маслом «Отшельник на ступенях храма». И одновременно участвует в 4-й выставке «Общества Русских акварелистов».В 1902 г. произошло несколько важных событий в жизни Химоны. Выставленная на Весенней выставке Академии художеств картина «Финляндия» была приобретена Музеем Александра III в Санкт-Петербурге. И второе событие – он по большой любви женился на 17-летней дворянке Ольге Алексеевне Хитрово. Несмотря на 20-летнюю разницу в возрасте, брак оказался очень удачным и гармоничным.Круг общения супругов Николая и Ольги Химона не ограничивался только средой художников. Они дружили с поэтами, артистами, издателями (в частности, с Анной Ахматовой). Н. Химона, получив хорошее домашнее образование, прекрасно играл на скрипке, знал иностранные языки. Ольга перевела с французского собрание сочинений А. Франса для издательства Саблина; играла в «Новом театре» на сцене Яворской в «Плодах Просвещения».В 1904-1905 гг. Химона совершил первое путешествие на родину предков в Грецию. Результатом поездки стала серия пейзажных работ, среди них «Микенские ворота» (ГРМ),«В бухте. Аттика» (ГРМ), «Вид на Акрополь из Пирея» (частное собрание, Москва), «Эрехтейон» (частное собрание, Москва), «Руины греческого храма» (ГРМ),«Виноградник» и т.д. Развалины древних античных храмов, сохранившие через тысячелетия величие и гармонию, завораживают Химону. Его картины полны света и пронизаны «лучезарной гармонией». Слоновой кости мрамор на фоне лазурного неба – это архитектурные пейзажи, где природа служит лишь фоном величию человеческого гения.Вместе с другими учениками и друзьям А.И. Куинджи Н.П. Химона принял активное участие в создании Общества им. А.И. Куинджи. Общество ставило целью «оказывать как материальную, так и нравственную поддержку всем художественным обществам, кружкам, а также отдельным художникам; содействовать им, устраивать выставки, как в Петербурге, так и в других городах и за границей».Лето 1910 года, последнее лето в жизни А.И. Куинджи, Николай Химона провел рядом со своим учителем, отправившись в Ялту на пленер. Жили они в соседних номерах и работали также вместе.Первыми шагами в деятельности общества стало увековечение памяти великого художника. По проекту А.В. Щусева на Смоленском кладбище был установлен памятник Архипу Ивановичу; был разобран архив, подготавливалась монография с подробным списком наследия мастера. В 1913 и 1914 годах прошли мемориальные выставки А.И. Куинджи.Николай Химона принимал во всем этом самое деятельное участие.Одновременно он продолжал практически каждый год участвовать в весенних выставках Академии художеств, Императорского общества акварелистов, входил в Комитет Общества поощрения художников.В 1915 г. за заслуги в искусстве общее собрание Академия Художеств присудила Н. Химоне звание Академика; он был награжден высшими наградами России вплоть до Ордена святого Владимира.Первые годы революции Химона продолжал активно участвовать в художественной жизни России, но у семьи начались неприятности. Многие друзья и знакомые были арестованы. Вскоре по доносу арестовали и жену художника.Все попытки Николая Химоны освободить жену не увенчались успехом. Друзья советовали и ему покинуть большевистский Петроград. Многие из знакомых бежали, другие – были арестованы, третьи – расстреляны. Химона начинает прятаться, потом уезжает в Крым к родственникам, а уже оттуда в 1919 г. – в Грецию.В Элладе, чтобы забыться от страха за близких, оставшихся в России, Химона отправляется на знаменитую гору Парнас, которая вдохновляет его на серию картин. Восхитительные пейзажи античного Парнаса пронизаны ностальгическими цветами петербургской осени, словно тоска об утраченном рае. Его стихией становится небо. Он, словно язычник, в природных катаклизмах ищет отгадку бытия. Химона обретает удивительную свободу и монументализм. Его картины, как писали критики, полны света и «лучезарной гармонии». На Парнасе его находит жена Ольга, сумевшая выбраться из России. Больше они не разлучаются до его смерти.О появление в Афинах Химоны быстро стало известно. Среди греческих богатых семей - эмигрантов из России было много его бывших почитателей. Супруги Химоны приобрели новых знакомых и друзей. Среди них - известный коллекционер Антоний Бенаки, поэт Паламас (бывший в то время ученым секретарем Афинского Университета), дипломаты. На вырученные от первой выставки средства Химона купил домик в живописнейшем пригороде Афин Сеполья, рядом с местом, где когда-то в античность существовала академия Платона.Химоны начинают активно путешествовать по стране. Появляются серии картин, созданных на Пелопонессе, на Крите, на Санторини, в Левкаде, на Керкере. Ольга активно поддерживает связи с друзьями в Европе и Америке. Обладавшая большими организаторскими способностями, она по существу стала его менеджером.Практически каждый год, попеременно в Афинах и Лондоне проходили персональные выставки художника.В декабре 1929 года состоялась посмертная выставка художника, скончавшегося от малярии на острове Скирос, куда он приехал для работы (похоронен там же, могила не сохранилась).Разбросанные по всему миру птенцы гнезда А.И. Куинджи следили за судьбой друг друга. Из далекой Индии после смерти художника его друг и соученик Николай Рерих написал: «Николай Химона подтвердил собою лучшие основы Греции. И с ним мы работали шестнадцать лет в лучшем согласии. Он умел хранить заветы Учителя. В 1930 году в Лондоне прошла его посмертная выставка. Сильны и свежи были его пейзажи. Снега, реки, весенние холмы, а также знаки дальней его родины Греции. Привет Химоне. Рерих».
Ольга Химона пережила мужа более чем на 30 лет. Водила экскурсии на Акрополь (и была, по существу первым экскурсоводом в Афинах), продавала работы мужа. фон Рейски. Уехав в Лондон на лечение, Ольга Химона там и скончалась в 1963 году. Работы Н. Химоны, оставленные Ольгой на хранение у ближайшей подруги баронессы Елизавета фон Рейски, после смерти фон Рейски были перевезены племянницей последней во Францию.Сегодня наследие Николая Химоны находится в основном в Греции: в Национальной Афинской картинной галерее (22 картины), в галерее на острове Родос, в собрании Национального банка, в галерее Аверов и в многочисленных частных коллекциях. В СНГ - в Государственной Третьяковской Галерее, в Государственном Русском Музее, в Картинной галерее им. Радищева в г. Саратов, в краеведческом музее г. Евпатория и в многочисленных частных коллекциях.О большинстве работ Н. Химоны можно судить по многочисленным открыткам, воспроизводящим произведения художника, издававшимся «Общиной св. Евгении», известным Петербургским издательством «Ришар» и репродукциям в журналах «Нива», «Огонек», «Вершины», «Солнце России».
Источник: Жалнина-Василькиоти И. Л. Николай Химона: путь на Парнас // Собрание шедевров (Москва). 2010, июнь. № 2 (25). С.46-55.
www.greeks.in.ua
Крымские художники — Николай Химона
от Yulia Samarina - Октябрь, 29th 2012Его картины можно увидеть в Русском музее, в Третьяковской галерее, Национальной галерее Греции, Евпаторийском музее, а также в частных собраниях. А еще у многих коллекционеров из тех, кто собирает дореволюционные открытки: там непременно найдется несколько с художественными видами Крыма, Петербурга и его пригородов, и на их обороте будет подписано: «Художник Н.П.Химона» (их во множестве выпускали известные петербургские издательства «Ришар» и «Община Св.Евгении»).
К счастью, к нам постепенно возвращается память, а с нею возвращаются и вычеркнутые совсем не заслуженно имена наших соотечественников…Николай Химона, достаточно хорошо известный художник в Греции и Европе, сегодня, пока еще не так хорошо известен у нас, ибо покинувший Родину в 1919 году, в отместку за это не был упоминаем долгие годы в истории русского искусства.
А ведь в свое время в дореволюционном Петрограде он имел множество наград и знаков отличия вплоть до ордена Св.Владимира, был профессором и даже имел звание академика. К слову сказать, он один из немногих, чье имя как имя русского художника упоминается в знаменитой французской энциклопедии «Безит».
Родиной его был наш благословенный Крым. Родители происходили из-под Севастополя: мать гречанка Фотинья Василькиоти из деревни Карань, отец Петр Павлович Химона родился в семье военнослужащего известного Балаклавского греческого пехотного батальона и сам, став военным, в чине унтер-офицера участвовал в обороне Севастополя в годы Крымской войны. После переезда семьи в Евпаторию, где на ту пору проживало немало греков (в том числе их родственники – известная в городе большая семья Василькиоти), 25 сентября 1864 года у них родился сын Николай, крещенный в евпаторийском Николаевском соборе. Все детство и юность Коли прошли в Евпатории – небольшом приморском городке рыбаков и торговцев, многонациональном, дружном и постепенно ставшим довольно известным в России курортным и лечебным местечком. Его родные были людьми достаточно обеспеченными и смогли не только дать мальчику образование, но и развить проявившиеся в нем художественные способности. Но мечтой Николая, рисовавшего все свободное время море, городские улочки, дома, природу вокруг был, конечно же, Петербург – центр империи и всей культурной жизни России.
Там он поступает сначала вольным слушателем в художественно-техническое училище барона Штиглица, а затем и в саму Императорскую академию художеств. А через три года он сам уже преподает в одной из художественных школ и пишет, пишет… В 1902 году, на 38-м году его жизни, происходят два очень важных для него события: фактическое признание его как хорошего художника – Музей Александра III покупает его работу «Финляндия»; и еще его женитьба по большой и взаимной любви на 17-летней очаровательной Оленьке Хитрово. Отец Ольги – очень богатый и известный человек не только в Петербурге, но и в России, был просто взбешен этим браком: какой-то художник, грек, гораздо старше его дочери, да еще и низкого сословия… Хитрово отказал дочери в своем благословении и в дворянском титуле. Но это была настоящая любовь, и никакие титулы, никакая недвижимость в Петербурге и Нижнем Новгороде, никакой гнев отца не могли остановить ее! И какие это были пустяки по сравнению с теми другими, куда более страшными испытаниями, что ждали их впереди… А пока, совершенно счастливые, в 1904-1905 гг. они отправляются в путешествие в Грецию, в Элладу – на родину предков Николая Петровича, в которой он никогда еще до этого не был и совершенно был очарован ею: ее природой, ее историей, античным обаянием, сохранившимся еще вполне в те времена.
Большинство работ, выполненных художником за этот год его жизни после успешной выставки в Петербурге, были сразу же раскуплены, в том числе и главными музеями России. В 1907 году Академия художеств присудила Химоне первую премию за картину «Начало весны». Она была приобретена самой Академией и на следующий год демонстрировалась ею уже на художественной выставке в Мюнхене, где была удостоена Малой золотой медали. Многие музеи теперь охотно приобретали работы Н.П.Химоны, появились покупатели в Европе и Америке, в Петрограде многие работы его были воспроизведены в виде почтовых открыток, так что имя художника стало широко известным. Наконец в 1915 году собрание Академии художеств присудило ему звание академика (тогда же появилось и профессорское звание).
Нужно сказать, что начиная с первых лет обучения и всю свою последующую жизнь в России он был связан сначала со своим учителем и большим другом – художником Куинджи. Они часто работали вместе в Крыму. Работы обоих полны света и романтизма и объединены поиском одного исключительного момента в состоянии природы, гениально схваченного и переданного ими так, что долго не можешь отойти от картины, а после –забыть эти чудные места…
Грянул 1917 год. Кто-то успел уехать за границу, но многие их друзья были арестованы, и Ольга, веря, что может им чем-то помочь, посещала их в тюрьмах, тайно передавая деньги и корреспонденцию. Но через некоторое время по доносу была арестована сама. Все попытки Николая Химоны освободить жену не увенчались успехом. Друзья советовали ему покинуть большевистский Петроград, так как, вероятнее всего, совершенно не приспособленный не только к борьбе, но и вообще к подобной жизни художник не только не поможет жене, но и пропадет сам. Отчаявшись помочь любимой женщине и разрываемый чувствами, Николай Петрович едет в начале в Крым к родственникам, а оттуда – в Грецию. Там, чтобы забыться, отрешиться от всего, он отправляется на знаменитую гору Парнас, где живет просто вместе с пастухами. И в это время он пишет удивительно-пронзительные работы: пейзажи античного Парнаса цвета осеннего Петербурга – цвета тоски об утраченном навсегда… Некоторые из этих работ считаются и сегодня лучшими в его творчестве.
А между тем в России Ольгу чудом освободили из тюрьмы (возможно, с помощью отчима, близкого к революционным кругам). Она возвратилась в их опустевший дом в Павловске (под Петроградом) и, не застав в нем любимого мужа, отправилась по его следам так же — сначала в Крым, а потом с его родственниками Василькиоти в 1919 году в Афины. Все это на фоне Гражданской войны, отступления белой армии и бесконечных опасностей. Ольга искала мужа в Греции и, о чудо, наконец, нашла его в горной деревушке Агорья. Больше они не расставались до самой смерти. Однако средств к существованию не было, и его чудная нежная Оленька стала коммерческим агентом. Она организует выставки мужа, приглашает высокопоставленную публику, заключает сделки. Благодаря ее энергии вырученных денег достает даже на покупку небольшого домика с земельным участком близ реки Кифиссос, неподалеку от места, где в древности была академия знаменитого Платона. Отсюда Химона совершал почти ежедневно длительные прогулки к Акрополю; отсюда совершил путешествие на Пелопоннес, в Мистру, на острова Миконас и Крит. А его Оленька все эти годы она была ему верной помощницей и «добытчицей»: преподавала французский, немецкий и английский языки; работала с иностранными туристами, приезжавшими в Грецию – была одним из первых гидов в Элладе, а еще… продавала свежие яйца с их фермы, которые сама развозила на велосипеде по знакомым.Жизнь мало-помалу налаживалась.
За 10 лет супруги успели привыкнуть к солнечной Греции и уже печально свыклись с той мыслью, что более никогда не увидят ни Крыма, ни Петербурга. Творчество Николая Химоны несколько изменилось – приобрело ярко выраженную экспрессию, смелость, эксперимент со светом, а после его выставки в Англии в 1924 году газеты писали: «Техника работы «Последние лучи солнца» невероятно трудна, но господин Химона сумел найти поразительное решение этой проблемы, достойное кисти Тернера или Козенса». Позднее, в 1928 году, он сделал еще одну выставку в Англии, после которой известный критик-искусствовед сэр Валентай Чирел написал: «Возможно, греческая кровь в его жилах помогла ему уловить в этих произведениях неспокойную душу греческого пейзажа… от темных грозовых облаков, плывущих в греческих горах, до спокойного гладкого цветистого моря. Горы Аттики голы и открыты ветрам, когда скрытый свет освещает их, но в какой части мира есть горы, которые так излучают блеск, нежность и дикость природы… Благородные линии этих гор, когда они темны от облаков или от тени огромных сосен, когда они блестят цветом аметиста, сапфира, топаза или затухающим в тени цветом маргариток…».
1929 году супруги Химона отправились пожить на очаровавший их остров Скирос. Здесь Николай вдруг слег будто бы от обычной простуды, оказавшейся на деле опасной в те времена малярией, от которой художник и умер. Похоронен был там же – на Скиросе, а вдруг овдовевшая Ольга стала жить в одиночестве в Афинах, изредка общаясь лишь с некоторыми старыми друзьями. Затем она переехала в Лондон, где дожила до 1963 года.
Так закончилась эта история художника, родившегося в Крыму, встретившего свою судьбу в Петербурге и окончившего свой путь в Элладе… Детей у них не было, но были и есть его чудо-картины, и если вы их увидите (или теперь захотите увидеть), то вспомните смуглого художника-грека Николая Химону, а с ним и его верную Оленьку.
Автор: Юлия Самарина
Вам также будет интересно
На Перекоп.инфо можно прочитать про:
www.perekop.info
Отечества достойные сыны. Творческая интеллигенция. Николай Химона – художник, ученик Архипа Куинджи
25 июля 2017
Новое на сайте: Отечества достойные сыны. Творческая интеллигенция. Николай Химона – художник, ученик Архипа Куинджи
Картины Николая Химоны можно увидеть в Русском музее, в Третьяковской галерее, Национальной галерее Греции, музее города Евпатория, а также в частных собраниях. А еще у многих коллекционеров, кто собирает дореволюционные открытки: там непременно найдется несколько с художественными видами Крыма, Петербурга и его пригородов, с подписью на обороте: «Художник Н.П. Химона»
К счастью, к нам постепенно возвращается память, а с нею возвращаются и вычеркнутые совсем незаслуженно имена наших соотечественников…
Николай Химона, достаточно хорошо известный художник в Греции и Европе, сегодня пока еще не так хорошо известен у нас, ибо покинувший Родину в 1919 году, в отместку за это не был упоминаем долгие годы в истории русского искусства.
А ведь в свое время в дореволюционном Петербурге он имел множество наград и знаков отличия, вплоть до ордена Святого Владимира, был профессором и даже имел звание академика.
Подробнее о жизни художника Николая Петровича Химоны читайте здесь
Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.rusgreek.ru
Искусство и архитектура русского зарубежья
25 сентября 1864 (Евпатория, Крым) – июль 1929 (о. Скирос, Греция). Живописец.
Отец – Петр Павлович Химона, грек, служил унтер-офицером Балаклавского греческого пехотного батальона (с 1846), в Крымскую войну участвовал в обороне Севастополя; мать – Фотинья Николаевна Василькиоти, родом из крымской греческой деревни Карань. Детство прошло в Евпатории, где семья занималась коммерцией. Получил хорошее домашнее образование, играл на скрипке, знал иностранные языки.
Живописное мастерство изучал в Петербурге. Сначала поступил в головной класс ЦУТР, а с 1889 стал вольнослушателем ИАХ. Учился в пейзажном классе у И. И. Шишкина, затем у А. И. Куинджи, с которым сохранял дружбу все последующие годы. Окончил курс в 1897 со званием классного художника за пейзаж «Весенняя гроза». На следующий год в группе учеников А. И. Куинджи на средства учителя побывал в Берлине, Дрездене, Вене и Париже. В 1902 женился на Ольге Алексеевне Хитрово дворянского происхождения. Супруги поселились в Павловске (ул. Обводная, 4). В 1904–1905 совершил первое путешествие на родину предков в Грецию.
Писал пейзажи, отдавая предпочтение видам южной России и Крыма. Интересовался световыми эффектами, любил изображать облака, море, большие пространства. С годами в работах усиливалась экспрессия.
С 1897 участвовал в Весенних выставках в залах ИАХ и выставках Общества русских акварелистов. В 1902 выставленная на Весенней выставке картина «Финляндия» была приобретена Музеем Александра III. В 1903 получил 1-ю премию ОПХ за картину «Мельница» («Зима»), в 1907 – 1-ю премию им. Александра III из Фонда А. И. Куинджи за картину «К весне» (в 1908 она была отмечена малой золотой медалью на Международной выставке в Мюнхене). Акварели приобретались вдовствующей императрицей Марией Федоровной и вел. князем Владимиром Александровичем. Работы репродуцировались в журналах «Солнце России», «Вершины», «Нива», «Огонек», в приложениях к газете «Новое время» и на открытках Общины св. Евгении.
В 1897–1919 преподавал в Рисовальной школе ОПХ, где руководил декоративно-малярной мастерской, вел общерисовальный и этюдный классы, с 1900 – инспектор школы. В 1904 был избран действительным членом ОПХ. В 1909 стал одним из учредителей Общества имени А. И. Куинджи. В 1916 был удостоен звания академика.
После революции участвовал в 1-й и 2-й выставках Общества им. А. И. Куинджи (Пг., 1917, 1918), 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств (Пг., 1919) и др.
В период Красного террора жена художника Ольга Химона по доносу была арестована новой властью за передачу посланий политическим заключенным. Попытки освободить жену не увенчались успехом, оставаться в Петрограде было опасным, и художник уезжает в Крым к родственникам, а оттуда в 1919 эмигрирует в Грецию, где с его творчеством были уже знакомы по публикациям.
В Греции, пытаясь оправиться от пережитых ужасов в России, первое время жил на знаменитой горе Парнас вместе с пастухами. Парнас вдохновил на серию картин, изображающих «нетуристскую» Элладу. Вскоре в Грецию приехала и Ольга Химона, сумевшая все-таки выбраться из России. Обладая организаторскими способностями она стала менеджером художника. Успех первой же выставки в Афинах позволил им приобрести дом в пригороде Афин Сеполья. В течение 1920-х много путешествовал по стране, создал серии картин Пелопонесса, Крита, Санторини, Левкады, Керкера.
Почти ежегодно проводил персональные выставки в Афинах: 1921, 1925/1926, 1926/1927 – в культурном центре «Парнассос», в 1923 – в выставочном зале Министерства сельского хозяйства, в 1928 – в галерее Стратигопулу. В 1924 с помощью друзей устроил первую выставку в Лондоне; там выставки повторялись и в последующие годы.
Скончался от малярии на острове Скирос, куда приехал для работы; там же был похоронен (могила не сохранилась). В декабре 1929 Ольга Химона устроила посмертную ретроспективную выставку художника в афинской галерее Синтактон (118 работ), а в 1930 в лондонской галерее Arlington.
Собрание работ Н. Химоны оставалось в руках вдовы вплоть до ее смерти в 1963 в Лондоне, где она была на лечении. В дальнейшем собрание находилось у ее ближайшей подруги баронессы Елизаветы фон Рейски, а после смерти баронессы, было перевезено ее племянницей во Францию.
В настоящее время наследие Н. П. Химоны находится в основном в Греции: 22 картины – в Национальной картинной галерее в Афинах, по несколько работ в галерее на острове Родос, в собрании Национального банка, в галерее Аверов и в других частных коллекциях, а также во Франции и США. В России представлен в ГТГ, ГРМ, в Саратовском гос. художественном музее имени А. Н. Радищева, в краеведческом музее Евпатории и в частных коллекциях.
Библиография: |
* ХРЗ; AI 1/692; Bénézit-1 2/487; Johnson–Greutzner; Vollmer 2/447. РГИА Ф. 789. Оп. 11. 1889. Д. 71. Автобиография Николая Химоны (рукопись на греческом языке). Архив семьи Василькиоти. Греция. Жалнина-Василькиоти И. Л. Николай Химона: путь на Парнас // Собрание шедевров (Москва). 2010, июнь. № 2 (25). С.46-55. Калед. Во Дворце искусств // С.-Петерб. ведомости. 1911. 5 апр. Макаренко Н. Школа Императорского Общества поощрения художеств. 1839–1914. Пг., 1914. С. 56, 58, 115. Яремич Р. Живая художественная школа // Биржевые ведомости. 1915. 8 мая. Возрождение. 1929. 1 авг. (№ 1521). Рерих Н. К. Из литературного наследия / Под ред. М. Т. Кузнецовой. М., 1974. С. 611. Рылов А. А. Воспоминания. Л., 1977. С. 283 (указ.). Daily Telegraphe (London). No 4. June 1924. Apollo. (London). 1930. Vol. 11. P. 489. Colour. (London). 1930. Vol. 2, May. P. 28. |
Произведения: | |
Приложения: | |
География: | |
Составители: | |
Дата ввода: |
www.artrz.ru