Оттенки синего в живописи: подборка из 30 прекрасных картин. Синяя картина
гармония цвета в картинах художников прошлого и современности – Ярмарка Мастеров
Синий цвет — специфический оттенок, если рассматривать его с точки зрения оформления интерьеров. Не каждый отважится привнести его в свой дом, ведь он потребует от вас долгой и кропотливой работы с продумыванием всех возможных нюансов обстановки. А вот с деталями этого дерзкого цвета дело обстоит уже проще, да и психологическая нагрузка на нас будет значительно меньше. И нагрузка ли?
Речь пойдет о картинах — бессменных атрибутах каждого уважающего себя дома. Как часто они выручают нас после долгих напряженных будней, являясь отдохновением и радостью для глаз. В психологии насыщенный синий цвет, как ни странно, считается универсальным средством для снятия стресса и успокоения сознания. Его созерцание, словно некое эфемерное охлаждение, замедляет сердцебиение и стабилизирует кровяное давление. Главное, выбрать ту синеву, которая придется по душе. Для кого-то это будет простор цветущего василькового луга, а кому-то ближе неспешное течение венецианского времени.
Полотно в ярких синих тонах может также стать стильным декором, привлекающем внимание и говорящем о безупречности вкуса. Так, повесив все лишь одну картину на светлую стену рабочего кабинета, можно сделать ее точкой отсчета всего интерьера. Такое решение будет не только источником красоты, но и, возвращаясь к психологии, ясности мыслей, чистоты сознания и прилива новых сил и энергии.
Итак, для кого-то оттенок ультрамарина по-прежнему останется неприемлемым и невозможным для соседства. А кто-то взглянет на него по-новому и создаст свой собственный «синий уголок», черпая в нем необходимое. Важно найти меру и гармонию в таком непростом, но бесконечно прекрасном цвете.
www.livemaster.ru
Все оттенки синего – цвет символ в искусстве: vakin
Всякий цвет хорош, особенно если его использует мастер. И, хотя присутствие в живописи богатой палитры кажется естественным, однако так было далеко не всегда, и в иконографии прекрасный синий занял почетное место относительно недавно. Что ж, рассмотрим всю гамму оттенков синего с точки зрения символики.Пабло Пикассо. Голубая обнаженная. 1902.
А был ли синий?
Возлюбленная большинством эстетов синева неба и воды не всегда была в фаворе: древние греки и римляне ее не особо различали. Так полагали филологи XVIII века, отметив, что синие тона относительно редко встречаются в искусстве античности, а главное — в лексике древнегреческого и латинского языков. Более того, как свидетельствуют источники, у римлян синий ассоциировался с варварскими племенами кельтов и германцев, раскрашивающих тело синей краской для устрашения врага. Вероятно, именно поэтому в Риме синюю одежду не любили, к тому же она символизировала траур.
Фрески Виллы Мистерий, одной из помпейских вилл, наиболее сохранившихся при извержении Везувия в 79 г. Заказчики предпочитали красный, впоследствие получивший название «помпейский»
«И горний ангелов полет…»
Истинные художники обойтись без синего цвета все же не могли: и в раннехристианской мозаике, да и на миниатюрах он использовался достаточно часто, хотя до XII века его еще не воспринимали на равных с красным, белым и черным.
Четыре всадника Апокалипсис из Сен-Севера. 1028 г. Париж, Национальная библиотека.
Преображение. Византийская икона XII века из собрания Государственного Эрмитажа
В XIII веке все изменилось: художники, наконец, научились получать синюю краску из лазурита, кобальта и индиго. Синий вошел в моду, и аристократия уже не могла без него жить. Красильщики с усердием принялись изобретать различные оттенки синего, и он занял почетное место в искусстве Средневековья. Если раньше небеса были черными или белыми, то теперь стали синими, а прежде зеленое море на гравюрах тоже набрало синевы.
Джотто ди Бондоне. Оплакивание Христа (Сцены жития Христова).1304, 200×185 см
Созерцание «божественных» и «царственных» цветов возвышало дух средневекового человека, внушая ему благочестивый строй мыслей. И тут все осознали, что бездонная синева неба — не что иное, как обиталище высших сил, символ иного вечного мира, неразрывно связанный с откровением, Божественной непостижимостью.
Джотто ди Бондоне. Вход Господень в Иерусалим, деталь1304
Постепенно из тусклого и угрюмого, каким синий оставался долгие столетия, цвет на кистях художников начал светлеть и превратился в ясный и жизнерадостный. Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнились небесной синевой. Даже Богоматерь уже изображалась в синих одеждах. И потому, что она вознеслась на небеса, и потому, что синий считался предшественником черного, цвета траура. Голубой соединил в себе и земное, и небесное, воплотил духовную чистоту и целомудрие Божией Матери.
Фра Беато Анджелико. Страшный суд1431, 210×105 см
Фра Беато Анджелико. Коронование Марии со сценами из жизни св. Доминика211×213 см
Роскошь ультрамарина
Натуральный ультрамарин стали использовать в западноевропейской масляной живописи сравнительно поздно, на рубеже XIV—XV вв. Но Мадонна достойна лучшего! И одеяния Богоматери отныне полагалось рисовать, используя только драгоценный ультрамарин. Правда, художники использовали его только в тех картинах, которые выполняли на заказ. Недаром многие картины XV—XVI вв. оплачивались по количеству изображенных фигур, и заранее — отдельно за количество ультрамарина необходимого художнику.
Алтарь Девы Марии, Дрезденский триптих, правая створка: св. Екатерина Александрийская, оборотная сторона: Благовещение Предложить название1437, 8×27 см. Масло, Дерево
Ян ван Эйк. БлаговещениеМасло, Холст
Ян ван Эйк. Мадонна у фонтанаМадонна у фонтана
Ян ван Эйк. Дева
У Микеланджело, например, есть картина, не законченная потому, что у заказчика не хватило денег на ляпис лазурь для одеяния Богоматери. Выполняя условие контракта, Микеланджело выстроил всю цветовую композицию вокруг пронзительно синей фигуры Богоматери, и когда оказалось, что ее нечем писать — мастер бросил картину.
Синюю краску в основном добывали из индигоносных растений, но она не была стойкой и не давала нужного цвета и оттенка, который так ценился священнослужителями. Наилучший результат давала ляпис лазурь (природный ультрамарин). Лазоревый камень можно было обменять на золото 1:1. После обработки из 100 грамм камня получали лишь 3 грамма красочного пигмента.
Ультрамарин низкого качества использовался и в византийских рукописях уже в VII в., и, конечно, в работах средневековых миниатюристов. Манускрипты XV — начала XVI столетия производили впечатление подлинной драгоценности во многом благодаря пигментам, изготовлявшимся на основе драгоценных и полудрагоценных минералов. Для изображения неба, например, использовалась водяная краска на основе ляпис-лазури.
Братья Лимбург. Астрологическая анатомия человека. Великолепный часослов герцога Беррийского. 1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Братья Лимбург. Доставление Христа в преторию. Великолепный часослов герцога Беррийского. 1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Братья Лимбург. Времена года. Май
Братья Лимбург. Времена года. Апрель
Братья Лимбург. Времена года. Июнь
В средневековых Франции и Италии употребление синей краски контролировалось государством. В Германии была популярна не такая дорогая «немецкая синяя», изготавливаемая из менее дорогого материала — азурита. Но этот цвет был более холодным. Поэтому во Флоренции в XIV употребление в алтарных образах «немецкой синей» было запрещено. Нужен был только ультрамарин, который не выходил из фавора еще не одно столетие.
Сандро БоттичеллиМадонна с поющими ангелами Предложить название1477. Темпера, Дерево
Во Флоренции в XIV в. употребление в алтарных образах «немецкой синей» было запрещено.
Драгоценный пигмент любил использовать представитель «золотой плеяды» голландцев — Ян Вермеер (1632−1675). Еще в начале карьеры художник осознал, что, добавляя ультрамарин даже в черный, он может добиться уникальной передачи дневного света на холсте. В этом ему не было равных.
Ян Вермеер. Молочница1660-е , 45.5×41 см. Масло, Холст
Дама, стоящая у вирджиналя Предложить название1670-е , 51.7×45.2 см. Масло, Холст
Мятежная палитра
Со временем цвет утратил символику, но не утратил своего значения как способ выражения художником и своего внутреннего состояния, а также эмоций своих героев.
Эмоциональную силу всех оттенков синего активно использовал испанский художник XVI века Эль Греко (1541−1614). Художник предпочитал пронзительный голубовато-стальной тон, посредством которого выражал взволнованные чувства героев, создавал атмосферу мистицизма на полотнах.
Эль Греко (Доменико Теотокопули). Вид Толедо1599, 121.3×108.6 см
Использование экспрессивного свойства синего цвета стало отличительной особенностью палитры голландца Винсента ван Гога (1853—1890). Чувство тревоги и смятения переполняют все его работы, будь то портрет, пейзаж, натюрморт или жанровые сцена. В картине «Звёздная ночь» контрастом желтого и синего, сгущенного до черного, живописец выразил свое душевное смятение, страх, граничащий с криком отчаяния.
Винсент Ван Гог. Звездная ночьИюнь 1889, 73.1×92.1 см
Еще один безумный гений был увлечен темно-синими красками — Михаил Врубель. От его погруженного в синь Демона веет одиночеством и безысходностью.
Михаил Александрович Врубель. Демон сидящий1890, 213.8×116.5 см
Голубой одиночества и печали закрепился в истории мировой культуры творчеством Пабло Пикассо в его, так называемом «Голубом периоде» (1901 — 1904). Мастером завладели темы старости и смерти, меланхолии и печали. В полотнах этого периода доминирует пронзительный по своему эмоциональному настрою голубой цвет. Его переполняли горечь потери, чувство вины, ощущение близости смерти. Депрессивные мотивы возникли в его творчестве после самоубийства друга — художника Карлоса Касагемаса. Позже Пикассо говорил: «Я погрузился в синий цвет, когда понял, что Касагемас мертв».
Пабло Пикассо. Две сестры
Пабло Пикассо. Сидящая женщина в голубом
Пабло Пикассо. Материнская любовь
Пабло Пикассо. Мать с ребенком на берегу реки1902, 60×82 см
Вдали от мирской суеты
Определеннно, цвета влияют на наше подсознание. Тёмно-синий может вызывать беспокойство, чувство безысходности и печали. Однако, становясь светлее, — передает покой. Именно за это свойство голубой и полюбили символисты, для которых он ассоциировался с водными гладями и бесконечностью небес, находящимися за пределами мирской суеты. Так на сцене русской художественной жизни начала XX века появилось объединение «Голубая роза». (П. Кузнецов и М. Сарьян, Н. Сапунов и С. Судейкин, П. Уткин и Н. Крымов, А. Фонвизин и др.).
Павел Варфоломеевич Кузнецов. Голубой фонтан1905, 131×127 см. Темпера, Холст
Павел Варфоломеевич Кузнецов. Мираж в степи1912, 103×95 см. Масло, Холст
Мартирос Сергеевич Сарьян. Озеро фей1905, 24×24 см
Сергей Юрьевич Судейкин. Натюрморт с фарфоровыми фигурками и розами1909, 53×44 см
Навстречу эпохе Великой Духовности
Еще со времен немецкого романтизма синий считался символом духовных стремлений человека, духа в целом. В преддверии Первой мировой войны Василий Кандинский и Франц Марк с энтузиазмом надеялись на грядущую «эпоху Великой Духовности», которая объединит все виды искусства и культуры. Носителем такого универсального смысла для них стал «Синий всадник», изображенный на обложке альманаха (1911), давшему название группе. Марк разработал собственную теорию цвета, где придавал каждому из основных цветов особый духовный смысл — синий воплощал для него «мужское» и «аскетическое» начало.
Франц Марк. Башня из синих коней9×14 см
Франц Марк. Косуля в лесу81×110 см
В поисках идеала
Прекрасный синий не давал покоя художникам ХХ столетия. Найти абсолютный, идеальный цвет, который бы стал воплощением духовности и бесконечности вознамерился художник Ив Кляйн. Как он сам признавался, на поиски его вдохновило небо на картинах Джотто и именно через цвет он и познал нематериальное…
Свои изыскания он начал в конце пятидесятых. В 1957 году в Милане: одиннадцать синих картин одинакового размера. Это был знаменитый «Синий Ива Кляйна» («Международный Синий Цвет Кляйна» — англ. International Klein Blue или IKB), формулу которого художник запатентовал в 1960 году.То ли античный бог, то ли мессия в божественном сиянии. Портрет коллеги-художника из группы «Новых реалистов», сплошь покрашенный IKB.
Ив Кляйн. «Арман» (1962) Центр Помпиду. Париж
Впрочем, «неофициальная» палитра, свободная от патентованных территорий и доступная для использования без оглядки, от этого беднее не стала. Ведь у синего — бесконечное множество оттенков.
Автор Елена НастюкИсточник - Артхив
vakin.livejournal.com
Набралось несколько ссылок на работы разных художников, и я решила - пусть будет Синяя художественная галерея! Художники: 1) Светлана Валуева (о ней -1, 2, 3, 4; галереи работ: 1, 2, 3, 4).«Вы родились позже на целый век», - говорили Светлане Валуевой педагоги по живописи в МГХИ им. Сурикова. Герои ее картин – женщины, которым суждено жить во времена Серебряного века, Арт Нуво. Одни – реальные, другие – плод воображения. И все они в окружении странных форм, предметов и знаков погружены в фантазийный мистический мир.1. 2. 1. Зазеркалье.2. Муза (1996) - холст, масло, 80х120. 2) Дмитрий Кравцов (о нем - 1; галереи работ - 1, 2; персональный сайт Bezobraz).Живет художник в Севастополе. Работы Кравцова находятся во многих частных коллекциях по всему миру. И неудивительно...1. 2. 3. 4. Названия и техника неизвестны. 3) Елена Маркова (о ней - 1; галерея живописных работ - 1; персональный сайт, выставка в ЦДХ №1, выставка в ЦДХ №2).Работы Елены Марковой содержат в себе силу добра и заставляют душу раскрыться навстречу ему. Трактовка символов, которые автор использует в своих работах, - это всего лишь один из вариантов раскрытия смысла, так как эти произведения несут, прежде всего, подсознательную мистическую направленность. Со временем тема материнства стала одной из основных, что вполне логично, ведь у художника четверо детей. 1. Дни и секунды до конца времени (холст, акрил, 40x40).2. Ангел Рождества 1917 года (80x60).3. Луна и одинокий тапир (холст, акрил, 40x40).4. Идущий по водам (холст, масло, 45x60).5. Времени больше не будет (холст, масло, 80x60).6. Лунные тени (холст, акрил, 40x40).7. Спящий Ангел (холст, масло, 45x60).8. Два и одно дерево (холст, акрил, 50x50).9. Слиться с ночью.10. Сумрак и последний день лета (холст, акрил, 50x50).11. Рождественские коляды.12. Свобода дерева в гармонии мира.4) Елена Адам (галерея живописных работ - персональный сайт Adamarts, Живой Журнал - misaeva).Художница о себе: "Я - непрофессиональный художник, никогда, нигде не училась живописи и рисунку. Родилась в Азербайджане, в 1969 году, закончила МГУ, факультет журналистики, работала в журнале "7Дней" в Москве до отъезда в США в 2001 году. Люблю море, синие сумерки, голубой снег, поэтому, наверное, и синюю живопись. Себя в ней пробовала совсем мало, это какое-то сокровенное, подхожу к синему тихим шагом". 1. Подводная царевна (бумага, гуашь, тушь).2. Хризантемы (холст, масло).3. Синий клоун (холст, масло, 40х50, февраль 2007).4. Натюрморт с синими цветами (холст, масло, 2007).5. Шут в голубом (пастель, 2005).6. Волшебная луна (пастель, 2005). 5) Douglas Walker (галерея живописных работ, персональный сайт). Каждую картину можно рассмотреть как следует с помощью специальной zoom-панели.Дуглас Уокер - канадский современный художник, живет и работает в Торонто. Его выставки с успехом проходили во многих государственных и частных галереях мира, включая Музей канадского современного искусства и лондонский Институт современных искусств. В творчестве художника просматриваются мотивы пейзажей китайского фарфора, основ ботанической иллюстрации, а также архитектурного рисунка. Дуглас Уокер особенно любит использовать в работе синие и белые краски.</p> 1. Untitled №954 (масло, панель, 32x44).2. Untitled №960 (масло, панель, 32x44).3. Untitled №785 (масло, панель, 32x44). 6) Orestes Bouzon (персональный сайт).Орестес Бузон родился на Кубе в 1963 г. С самого детства свои чувства он лучше умел передавать на бумаге. Постепенно такая форма самовыражения стала смыслом его жизни. Он учился в школе искусств в Сан-Алехандро, там же сформировался его стиль, чувственный, но немного резкий. С помощью ярких цветов и выразительных линий ему удается выразить различную палитру настроений и чувств. В 1994 он решил покинуть свою родину (попросту, бежать). Так он оказался в американской военно-морской базе Гуантанамо. 14 месяцев он рисовал картины и портреты морских пехотинцев в обмен на пропитание.Сейчас Бузон живет в Майями, штат Флорида. Его картины получили признание во всех странах Латинской Америки и Карибских островов, а также в США. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 1. Butterfly Hat in Yellow (2003; холст, масло, 12x16)2. By the Fish's Tail (2004; холст, масло, 30x40)3. The Flower's Message (2004; холст, масло, 24x30)4. The Fish of Desires (2004; холст, масло, 30x40)5. The Messengers (2004; холст, масло, 48x60)6. Untitled (2004; холст, масло, 24x36)7. Traveling Mind (2004; холст, масло, 24x36)8. Sentido Celeste (2004; холст, масло, 24x36)9. A Feeling Among An Angel (2005; холст, масло, 36x48)10. Artesana Y La Orquidea (2006; холст, масло, 24x30)11. Your Majesty Azure (2006; холст, масло, 36x48)12. Artesana De La Caridad (2007; холст, масло, 24x30) Если вам встречалась другая интересная "синяя живопись", поделитесь ссылками!Отдельная благодарность brizella, ulman и kometa_blue. |
colors-blue.livejournal.com
Синие картины. |
Талантливый современный художник Евгений Лушпин живет и работает в Москве. Художник постоянно участвует в международных арт выставках, а его картины приобретают коллекционеры России и других стран. Евгений Лушпин пишет в разной технике и разные по жанру картины. Это и натюрморт , и портрет, и пейзаж.
Особенно красив городской пейзаж в сине- сиреневых тонах.
И хотя синий цвет считается холодным цветом, "синие картины" удивительно теплые и живые. Даже дождь не нарушает романтичности и уюта этих синих сумерек.
Свет сумеречный синий пролился за окном, В узор холодных линий, на хрупкое стекло. Владыка дня и ночи синеющий исход Подмешивает в строчки и гасит небосвод. В притворе дня размытом, где грань миров тонка, Таинственно разлита, прозрачна и легка, Клубочка звёздной пряжи сверкающая нить, Ей суждено однажды покровы сна творить. Шагну к провалу ночи на отголоске дня, За тайну многоточий, в завесу бытия. За светлым окоёмом проложен путь иной, Забытый, но знакомый, мой звёздный путь домой. ..
Нелли Егошина
kalejdoskopphotoshopa.ru
синий на картинах известных художников
•
Великолепная жанровая картина, да только кто захотел бы повесить подобное в офисе или кабинете? Несомненно, это должен быть тонкий ценитель искусства, понимающий авангард. Сочинение о картине Полотеры Казимира Малевича →
Произведение живописи, не следующее канонам природы, становится гротеском.Джон Драйден•
У Леонардо множество рисунков, посвященных разработке сюжета Мадонны с младенцем, особенно так называемой Млекопитательницы, т.е. кормящей грудью. Но представить его сентиментальным художником, глубоко и благоговейно размышляющим о материнской любви (как часто пишут в рецензиях, посвященных эрмитажной «Мадонне Литта»), совершенно невозможно. Увольте, пожалуйста! Нежность, сентиментальность и прочее мимими – это то, чего точно нет у Леонардо, и никогда не было. Сочинение о картине Мадонна Литта Леонардо да Винчи →
•
Многие известные картины известны в нескольких вариантах. Это, с нашей точки зрения, намного лучше, чем «разработка темы» в сотнях однотипных полотен — тем не менее, настоящие гиганты живописи были способны написать тысячи картин, морей и гор — или портретов. А у Мунка в «Крике» все есть — и человек, зажавший уши, и горы и воды. И этого достаточно — ну разве что четырежды повторено в масле и в пастели. Для закрепления материала. Какие-то бесчувственные фигуры прогуливаются вдоль берега. Но единственный услышавший тяжелую гремящую ноту, взятую природой — заходится в уже своём крике. Сочинение о картине Крик Эдварда Мунка →
•
Картину Вермеера увидеть у нас непросто. Какое-то впечатление вы можете составить по репродукциям, и, конечно же, по вдохновенным описаниям очевидцев. До нынешнего времени дошли считанные десятки работ мастера, хранимая в Амстердаме «Молочница» — одна из них. Сочинение о картине Молочница Вермеера Дельфтского →
•
Картина знаменитого русского художника, прожившего большую часть жизни в Индии, прошедшего с экспедицией Центральную Азию, изображает не менее великого тибетского отшельника, странствующего учителя и практика Йоги Миларепу. Что он услышал?.. Сочинение о картине Миларепа Услышавший Николая Рериха →
•
Превосходная по композиции и исполнению разноцветная кубистическая картина Марка Шагала центром своим имеет давший полотну имя Синий Дом. Город и дом, колокольни и заброшенность, холмы и стены. Гениально и наполнено эмоциями. Сочинение о картине Синий дом Марка Шагала →
•
Березы, березы, березы — Грабарь нарисовал русскую весну. Поразительно. Сочинение о картине Февральская лазурь Игоря Грабаря →
•
Автопортрет Пабло Пикассо 1972 года исполнен восковыми мелками на бумаге и представляет широкий простор для истолкования, равно как для поиска и анализа побудительных мотивов и причин — а художник просто реализовал себя. Сочинение о картине Автопортрет Пабло Пикассо →
•
…И здесь Левитан, о том не заботившийся (не факт), оказывается первооткрывателем. Март Левитана, солнечный и цветной, жизнеутверждающий и яркий. Необходимое пренебрежение к деталям и внимание к цвету, доведенному до звонкой чистоты — и приглушенному на хвое и в тенях. Сочинение о картине Март Исаака Левитана →
1001kartina.su
подборка из 30 прекрасных картин – Ярмарка Мастеров
Предлагаю вашему вниманию небольшую подборку классических картин в палитре оттенков синего цвета. Подборка, конечно, слишком субъективная. Синий настолько многообразен и очень любим художниками, поэтому картин очень много. Здесь лишь небольшая подборка женских образов.
Я тоже люблю синий цвет. Глубокий синий. Может быть, это связано с тем, что, когда я была маленькой, мне подарили мишку именно синего цвета, может, это связано с чем-то другим. Надеюсь, вам понравится подборка.
Tom Edwin MostynAn enchanted evening, Venice
William Merritt Chase Making Her Toilet
Harriette Bowdoin[ Morning Shadow and Sunlight
Charles CamoinPortrait de femme au chapeau
Enrico della LeonessaLADY WITH A ROSE
Ulisse Caputo Die Klavierspielerin
Frederick C Frieseke Venetian Blind
Fontana FortunatoDonna in maschera
Фешин НиколайПортрет женщины в голубомRogelio de EgusquizaOSEFA DE OCHOA
LUCIEN LÉVY-DHURMER YOUNG MOTHER AND HER DAUGHTER
Darío de Regoyos y ValdésThe Concha, Night-time
William Russell Flint
Frederick C Frieseke
Luks GeorgeTEAPARTY
Jessie Edwards The pet
Frank BramleyWhen the blue evening slowly falls
Paolo GhigliaВиноградов Сергей АрсеньевичДама на балконе
Thomas Edward MostynA Viennese Memory
Miloslava Vrbova-Štefková DANCER
Danish school, c. 1920 Romance under the full moon
Lucien Lévy-DhurmerMinerva
Arthur J. LyonsPierrette
Lawton Silas ParkerAUTUMN SUNLIGHT
Aleardo Terzi Summer Morning
Julius LeBlanc StewartLe Kimono Blue
Paul Cesar Helleu Parisian Elegant
Jacqueline WilliamsVermeers lady with letter
Arthur VentnorThe Angel of Hope looking over the Face of the World
www.livemaster.ru
Любимый цвет Винсента Ван Гога – Ярмарка Мастеров
Жёлтый — любимый цвет Винсента Ван Гога. Жёлтый цвет живёт в его картинах в жёлтых подсолнухах, в желтизне колосьев, в жёлтом цвете всего ландшафта во время сбора урожая, в свете солнца.
Начиная с пребывания в Арле, жёлтый цвет приобретает все большее значение в картинах художника. С одной стороны, он был задан ей самой природой юга Франции, с другой, он задавался эксцентричностью художника.В Арле Ван Гог снял небольшой дом, который он хотел и в реальной действительности покрасить в желтый цвет.
“Под серо-жёлтым солнцем... вся земля жёлтая...”, а дом “должен был быть снаружи покрашен жёлтым, побелен изнутри белым, везде солнечно... Снаружи жёлтый цвет, внутри белый, много солнца, наконец-то, я увижу свои картины в действительно светлом помещении; пол из красного кирпича.”
Для украшения своего жёлтого дома Ван Гог создал композицию подсолнухов — несколько картин жёлто-оранжевых цветов на сине-голубом фоне, которые сам Ван Гог называл “симфонией синего и жёлтого цвета”. Ван Гог приписывал жёлтому цвету магическое свойство вызывать в человеке чувство радости и жизнелюбия. Эмиль Бернар писал:
"Жёлтый — это был его любимый цвет, символ того света, который он мечтал увидеть не только на картинах, но и в сердцах."
Ван Гог широко использовал жёлтый цвет и для создания фона своих портретов. Например, в картине “Итальянка” Винсент как бы провозглашает здесь почти языческий культ солнца и связанного с ним жёлтого цвета.
В картинах Ван Гога есть сверхсветлые, обжигающие оттенки жёлтого цвета — в его знаменитом автопортрете в яркой серожёлтой соломенной шляпе.
В последний год своей жизни, Ван Гог пишет картину “Жнец”. В письме брату Тео он пишет: “Я задумал "Жнеца" неясную, дьвольски надрывающуюся под раскаленным солнцем над нескончаемой работой фигуру как воплощение смерти в том смысле, что человечество — это хлеб, который предстоит сжать. Следовательно, "Жнец" является. так сказать, противоположностью "Сеятелю", которого я пробовал написать раньше. Но в этом олицитворении смерти нет ничего печального — всё происходит на ярком свете под солнцем, заливающим всё своими лучами цвета червонного золота.”
Ван Гог любил также изображать контраст фиолетового и желтого цвета в картинах ночи. Ван Гог писал: “Заход солнца. Восход луны. Во всяком случае летнее солнце. Фиолетовый город, желтая звезда, синий цвет неба, зелёный цвет. Колосья всех оттенков, древнее золото, медь, зеленое или красное золото, золотой желтый цвет, желтый цвет бронзы". В картинах художника жёлтый цвет присутствует в свете вечерних огней, в свете жёлтой лампы, освещающей террасу.
В картинах Ван Гога жёлтый цвет служит выражением жаркого лета, жатвы и урожая, подсолнухов, зрелых колосьев. В то же время это символ зенита и жатвы жизни. Жёлтый цвет выражает для Ван Гога энергию света, которая в то же время означает для него творческую энергию.
По материалам из Интернета.
www.livemaster.ru