Большая Энциклопедия Нефти и Газа. Картина волна


Большая волна близ Канагавы - Мир Японии

Это я точно не могла НЕ утащить, особенно если учесть, кто автор поста :)

Прославленная гора Фудзияма в композициях Хокусая редко занимала центральное положение — чаще она присутствовала на заднем плане, порой совсем незаметно, а на переднем разворачивалась обычная жизнь японцев. Но самим фактом своего тихого постоянного присутствия священная гора задавала некий камертон — вечности, красоты, стабильности… Рассмотрим одну из гравюр художника, знаменитую «Большую волну», чтобы поближе подойти и к Фудзияме, и к манере японцев понимать вещи.

«Большую волну близ Канагавы» (神奈 川沖 浪裏)знают все, даже те, кто практически ничего больше не знает о японском искусстве. Тем не менее знание контекста способно радикально изменить наше восприятие этой гравюры или, по меньшей мере, значительно обогатить и углубить удовольствие от ее разглядывания. Проведем краткую деконструкцию. Эскиз был создан Хокусаем около 1830–1831 гг. для серии «36 видов горы Фудзи». С тех пор «Большая волна» вызывает восхищение многих поколений — от импрессионистов и художников ар-нуво, вводивших этот мотив в свои композиции, до коммерческого использования образа современной массовой культурой — в календарях, корпоративных логотипах и пластиковых пакетах разных фирм и магазинов. Приведем сначала типичные описания гравюры западными искусствоведами.«Человечество представлено несчастными моряками в их утлых, годящихся только на прибрежное плавание лодчонках. Они отчаянно за них цепляются, в то время, как суденышки бросает как спички [Bennet J., Uhlenbeck C., Hutt J. Ukiyo-e: The Art of Japanese Woodblock Prints. 1994, c. 81.]. «Наши чувства поглощены движением огромной волны, мы впадаем в ее воздымающееся движение, мы чувствуем напряжение между ее вершиной и силой тяготения, и, когда ее гребень рассыпается в пену, мы чувствуем, как мы сами притягиваем яростные когти к чуждым предметам под нами» [Read H. The Meaning of Art. London, 1933].

Интересно, что книга прославленного критика и поэта Герберта Рида, откуда взята эта цитата, называется «Смысл искусства». Применительно к данной гравюре смысл передан радикально неверно. Начать следует с того, что в японском искусстве движение в картине идет справа налево. Соответственно, рыбачьи лодки являют собой активное начало, они двигаются и внедряются в волну, в податливое аморфное начало, а некоторые уже прошли ее насквозь. Несмотря на асимметрию, композиция являет собой гармоническую картину Вселенной. Вода — один из основных космогонических принципов — представляет ее изменчивое, текучее начало. Другой принцип — земля — представлен горой Фудзи на заднем плане. Это символ постоянства и незыблемости. Хокусай здесь воспроизводит инвариантную схему универсальной картины мира как сочетание «гор и вод» (сансуй — так по-японски называется пейзаж). Большая волна, если мысленно продолжить ее силуэт справа, оказывается чрезвычайно похожей по абрису на гору Фудзи. На переднем плане другая волна, поменьше, также повторяет собою очертания горы.

Вряд ли Хокусай сделал это просто ради абстрактной графической выразительности; скорее всего он исходил из конкретной идеи. Нередко он записывал название горы Фудзи не стандартными иероглифами (富士), а другими, более простыми графически и так же произносимыми: 不二. Буквальное значение этих иероглифов — «не два». Это частый эпитет горы Фудзи, долженствующий передать ее исключительность, уникальность, единственность. Показывая водяные подобия Фудзи, Хокусай делает графическую аллюзию, ее визуальный омоним, если так можно выразиться, шутливо опровергает единственность священной горы. Известно, сколь велика роль словесных омонимов и вызванного ими двусмысленного юмора в японской поэзии. Художник Хокусай следовал этой поэтике своими визуальными средствами. При этом зрительное подобие работает на контрасте: сопоставляются вечная твердь горы и лишь краткий миг — живущая зыбучая стихия воды. Этот сущностный контраст под формальным подобием провоцирует задуматься: а так ли уж противоположны вода и гора?Те же иероглифы «не два» (不二), несколько в другом чтении (фуни — перевод санскритского термина адвайта), представляют собой один из ключевых концептов буддийской философии — недвойственность, недуальность мира, что восходит к индийскому учению о единстве всего. Мир един и представляет собой манифестацию дхарм — элементарных сущностей. Их можно было бы приблизительно назвать атомами, будь они разделенными, как в западной философии, на материальные и духовные. Дхармы постоянно появляются и исчезают, проявляясь в различных комбинациях, что наиболее наглядно выражено волнообразным движением воды. Но, в сущности, такова же природа и горы: она, пусть не в столь очевидной форме, также подлежит закону вечной изменчивости мира — закону колеса дхармы. Понятие дхарма, кстати, в определенных контекстах должно переводиться словом «закон» — закон устройства мира. Поскольку основной характер действия этого закона — движение, но не последовательное, а циклическое, оно выражается символом колеса. В композиции Хокусая это колесо наглядно выражено округлым абрисом волны. В центре круга — маленькая Фудзи, как ось или втулка. Этот вид напоминает выражение древнего китайского мудреца: «Колесо вращается, но втулка его неподвижна — это мой образ».

Таким образом, можно сказать, что эта картинка является визуальной репрезентацией буддийской картины мира — мира как колеса дхармы, вечно изменчивой подвижной стихии. Человек в такой картине мира оказывается не швыряемой щепкой, умирающей от страха и отчаяния, а естественным элементом непостоянства природы. Рыбаки Хокусая почтительно кланяются мощи стихии; они как бы поддаются, склоняясь и замирая в бездействии, но на деле они просто стараются вписаться в ситуацию и выйти победителями. То есть на лицо картина гармоничных и подвижно-гибких взаимоотношений. «Большая волна» может быть названа воплощением японского представления о философии жизни — о быстротекучей, бренной и прекрасной переменчивости мира (укиё).

Источник: Штейнер Е. С. Приближение к Фудзияме. М., 2011, с. 11-13.

world-japan.livejournal.com

Картина - волна - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Картина - волна

Cтраница 1

Картина волны, представленная на рис. 19, относится к случаю, когда при нагреве в каждой точке имеет место активная пластическая деформация.  [2]

Картина волн на воде осложняется тем, что пловец создает волны не только руками, но и ногами. Кроме того, на поверхности воды скорость волны несколько зависит от ее длины.  [3]

Картины волн типов Н0т и Е0т похожи на указанные и характеризуются нулевой интенсивностью на оси и т максимумами между осью и поверхностью жилы. Первые два члена описывают распределение интенсивности, возникающее от чисто поперечной магнитной волны; последние - от чисто поперечной электрической волны. Из уравнения ( 9) видно, что такие распределения приблизительно одинаковы, когда абсолютная величина Апт значительно больше или значительно меньше единицы. Однако даже когда величина Апт удовлетворяет указанному условию, трудно описать распределение интенсивности в поперечном сечении волокна в общем виде. Ниже приводится приближенное описание.  [4]

Оценим теперь качественно картину волн в зависимости от скорости пловца. Если пловец барахтается на месте, он создает концентрические кольца волн. Если он движется, то волны сгущаются в том направлении, куда он плывет, и разрежаются в противоположном направлении.  [5]

Физически: бросим в воду один камень, получим некоторую картину волн; бросим другой камень, получим другую картину волн. Бросим оба камня вместе.  [7]

Напротив, висцеральные нарушения ( например, го-лод) влияют на картину волны ожидания. Кроме того, с настройкой меняются многочисленные функции органов чувств, модифицирующие прием раздражителей.  [8]

Как и в случае с фотонными явленими, рассмотренными в предшествующих разделах, вся картина волн вещества предстает более убедительной и доказательной, нежели любая другая небольшая часть курса.  [9]

Волнистая слоистость характеризуется наличием серий слойков, имеющих выпукло-вогнутую форму; в разрезе это создает картину волны или полуволны. Различают пологоволнистую ( при небольшом отклонении от горизонтальной линии), линзовидную и мульдообразную ( если развита лишь вогнутая часть волны), слоистости.  [10]

При замыкании выходных зажимов цепи, имеющей конечную длину, на сопротивление, равное волновому, картина волн напряжения и тока в цепи остается такой же, какой она была бы в цепи бесконечно большой длины. При этом входное сопротивление цепи не зависит от ее длины и равно ее волновому сопротивлению.  [11]

Тот факт, что скорость волны изменяется с ее длиной, в значительной мере определяет неупорядоченность и изменчивость картины волн на глубокой воде. Одни волны догоняют другие, волны сливаются друг с другом и волны распадаются, волны складываются в фазе и волны складываются в про-тивофазе - в итоге создается впечатление общей неразберихи. Взаимодействие волн друг с другом приводит к тому, что одна волна оказывается непохожей на другую; время от времени возникают особо высокие волны. Что же касается волн на мелководье, то эти волны, независимо от своей длины, бегут с одной и той же скоростью. Поэтому картина волн вблизи берега становится упорядоченной.  [12]

Наблюдая за водой возле причальных тумб или стоящих в воде свай, на которых построена пристань, мы видим, что крупные полны, не отражаясь, проходят через ряд свай, тогда как мелкая рябь, отражаясь от каждого столба, дает причудливые картины переплетающихся волн и отраженную рябь, распространяющуюся в обратную сторону.  [13]

Поскольку, однако, свойства частиц и волн не только слишком различны, но и во многих отношениях исключают друг друга, а электроны, несомненно, имеют единую природу, приходится заключить, что электроны на самом деле не являются ни тем, ни другим, так что картины волн и частиц в в одних случаях подходят, а в других оказываются непригодными. Свойства микрочастиц настолько своеобразны, поведение их в такой степени не похоже на поведение окружающих-нас в обыденной жизни макроскопических тел, что у нас нет для них подходящих образов. Однако ясно, что, поскольку мы вынуждены для описания одних и тех же объектов пользоваться и волновой, и корпускулярной картинами, мы уже не можем приписывать этим объектам все свойства частиц и все свойства волн. Например, наличие волновых свойств у электронов неизбежно должно внести какие-то ограничения в применимости к этим микрочастицам понятий, характеризующих частицу в классической механике.  [14]

Другим видом групп волн являются волны, возникающие на поверхности воды при движении корабля. Картину волн, очень похожую на корабельные волны, легко получить, если на поверхности покоящейся глубокой воды заставить двигаться с постоянной скоростью точечный очаг возмущения давления. Возникающее при этом движение может быть исследовано математически. Том-сона ( lord Kelvin), Экмана ( Ekman) и других, получается система волн, изображенная на рис. 83, на котором наклонными линиями обозначены гребни волн. Эта система волн перемещается вместе с очагом возмущения.  [15]

Страницы:      1    2    3

www.ngpedia.ru

Самые красивые фотографии волны, которые вы когда-либо видели

Эти невероятно красивые фотографии захватывают потрясающие моменты закручивание волны на тропическом пляже. Захватывающие изображения сняты за доли секунды перед обрушиванием волны на берег. Эта работа фотографа Ник Селуэй, который стремятся  напомнить людям, насколько красивой может быть природа.

(8 фото гавайских волн)

Fotografija krasivoj rassekajuwej volny

1. Рассекающая волна: Эту удивительную фотографию, сделал фотограф  Ник Селуэй на Гавайях. 2012

Kristal'no chetkaja sinjaja volna na fone gavajskogo pljazha.

2. Кристально четкая синяя волна на фоне гавайского пляжа. Фотограф Ник Селуэй использует обычную фотокамеру с водонепроницаемым корпусом. 2012

Krasivaja volna na fone zakata na gavajskom pljazhe

3. Красивая волна на фоне заката и один человек вдалеке на гавайском пляже. 2012

Fotograf Nik Selujej v rabote

4. Представление о фотографии: простой водонепроницаемый футляр позволяет фотографу запечатлеть эти изображения. 2012

Volna smeshivaetsja s peskom obrazuja penu

5. Ближе к берегу волна смешивается с песком образуя пену, что приводит к широкому сочетание цветов на снимке. 2012Zahvatyvajuwie izobrazhenija zakruchivanija volny na gavajskom pljazhe6. Захватывающие изображения закручивания волны на гавайском пляже. 2012

Volny razbivajutsja o bereg na krasivyh gavajskih ostrovah

7. Волны разбиваются о берег на красивых гавайских островах, на фоне пробивающегося солнца через холмы. 2012

Volna razbivaetsja o bereg gavajskogo ostrova na fone zakata

8. Волна разбивается о берег гавайского острова на фоне заката. 2012

Похожие записи:

picslife.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта