Художник Михаил Шибанов: биография и картины. Шибанов картины


Михаил Шибанов: жизнь и творчество художника

Михаил Шибанов (отчество и год рождения неизвестны, родился в селе Мясоедово — умер после 1789) — русский художник второй половины XVIII века, живописец из крепостных крестьян. С 1783 года — «вольный живописец». Портретист, зачинатель крестьянского бытового жанра в русском искусстве.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество

Интересные факты из жизни художника

Картины Михаила Шибанова

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Сведения о жизни и творчестве Михаила Шибанова чрезвычайно скудны. Неизвестны ни его происхождение, ни год рождения. Известно, что работал художник по частным заказам в Петербурге и Москве. Видимо, его приметил и забрал с собой в новые российские земли всесильный граф Потемкин, были обнаружены документы, в которых Михаил Шибанов прозывается «живописцем его светлости». Доподлинно известно, что художник выполнял образа и писал иконостасы для церквей южных городов России. Известны некоторые картины М. Шибанова второй половины XVIII века.

Прежде всего речь идет о двух полотнах художника, на которых он изобразил две сцены из жизни крестьян: «Крестьянский обед» (1774) и «Празднество свадебного договора» (1777). Картины не только несут явные художественные достоинства, но и уникальны для своего времени по тематике изображаемого — в XVIII веке в отечественном изобразительном искусстве крестьян просто не писали.

В 1770-1780 годы русский художник обучался в Академии художеств, в классе бытовой живописи.

Последнее свидетельство о жизни М. Шибанова относится к 1789 году: художник обращается в канцелярию Екатерины II с просьбой о назначении ему жалования. Об ответе или действиях императорской администрации история молчит — быть может, и назначили.

ТВОРЧЕСТВО

Портреты Спиридовых являются началом живописной деятельности Шибанова.

Они писаны еще робко, неуверенно и вяло. Головы как-то неестественно приставлены к туловищам, одной и той же манерой сделаны глаза с большими темными зрачками, у всех схож рисунок пальцев и одинаковое движение рук, держащих книгу. И вместе с тем наиболее ранний портрет Алексея Григорьевича Спиридова с его пристальным взглядом живет своей углубленной жизнью и свидетельствует о проникновении художника в человеческую психологию.

Портрет Матвея Григорьевича Спиридова Портрет Матвея Григорьевича Спиридова Портрет Алексея Григорьевича Спиридова Портрет Алексея Григорьевича Спиридова Портрет Григория Григорьевича Спиридова Портрет Григория Григорьевича Спиридова

Прочие портреты неравноценны по своим художественным качествам. Лучше других портреты А.М. Спиридовой и Матвея Спиридова. В живописи их чувствуется связь с живописью Рокотова. И вообще из всех художников XVIII века наибольшую близость Шибанов имеет лишь к творчеству Рокотова. Это чувствуется и в лучших его произведениях — портретах Екатерины II и Дмитриева-Мамонова.

Портрет Екатерины II в дорожном костюме

В 1917 году были открыты два неизвестных его произведения, которые показали художника с новой стороны и сразу выдвинули его на почетное место родоначальника нашей жанровой живописи. Более того, этими двумя своими картинами Шибанов почти на пятьдесят лет предвосхитил крестьянские жанры знаменитого А.Г. Венецианова.

Одна из этих картин называется «Крестьянский обед» (Третьяковская галерея). На обороте холста тем же почерком, что и на портретах Спиридовых, написано: «Сия картина представляет суздалской провинцыи крестьян. Писал в 1774 году Михаил Шибанов». Вторая, большего размера (также находится в Третьяковской галерее) изображает «Празднество свадебного договора» в крестьянской семье и имеет следующую надпись на обороте: «Картина представляющая суздалской провинцы крестьян празднество свадебнаго договору, писал в тойже провинцы вселе татарове в 1777 году. Михаил Шибанов». Эти две картины на сюжеты русской крестьянской жизни стоят совершенно особняком среди всего живописного наследия XVIII века.

Крестьянский обед

Картина «Обед» изображает внутренность избы, причем художник ограничивается показом лишь одной бревенчатой стены, служащей фоном, на котором выделяются фигуры. Слева, в центре, за столом сидят два бородатых почтенных крестьянина в русских рубахах, справа — молодая женщина в сарафане и рубахе из тонкой материи. На голове ее богатый кокошник, украшенный позументом и жемчужными подвесками, спускающимися на лоб. Левой рукой она держит ребенка, а правой расстегивает пуговицу сарафана, собираясь кормить его грудью. Между ней и крестьянином в центре стоит пожилая женщина. Она ставит на стол миску с едой, в то время как крестьянин слева режет большой каравай хлеба. Пожилая крестьянка одета в рубаху с засученными рукавами; поверх рубахи — темнозеленая телогрея с часто посаженными серебряными пуговицами, а на голове богато расшитый повойник.

Сцена исполнена серьезности, как серьезен момент принятия пищи в крестьянской среде; лица всех ее участников сосредоточенны и спокойны; молодая крестьянка любовно смотрит на своего ребенка.

Если в этой картине изображен повседневный момент крестьянской жизни, то другая («Празднество свадебного договора») дает представление о ее праздничной стороне. В жизни крестьянской девушки замужество играло, конечно, огромную роль и сопровождалось целым рядом торжественных церемоний, шедших от глубокой старины. Среди них первостепенное значение имел предшествовавший венчанию сговор, когда устанавливался срок свадьбы. В описаниях быта русского народа XVIII века о сговоре сказано: «Сговор состоит в обменивании колец и в небольших подарках. Жених приезжает смотреть невесту. Сговор сей бывает свят и нерушим, и нарушивший платит бесчестье». Вот этот момент и изображен Шибановым в картине, причем действие происходит также в избе, в которой на этот раз показана не только ее задняя стена, но пол и справа боковая сторона в виде спускающегося с карниза полога кровати.

Художник уже не ограничивается плоскостным развертыванием сцены, как в «Обеде», а углубляет пространство, стремясь к показу всего интерьера.

Празднество свадебного договора

Этнографическая точность праздничных костюмов подтверждается показаниями старинных описаний народов России. Тип кокошников, надетых на молодых женщинах, характерен для Москвы и близлежащих к ней областей. Все это говорит, насколько Шибанов хорошо знал подробности крестьянского быта. Его наблюдательность доходила до того, что можно распознать сорт материи, например, в фате невесты, а по парче ее душегреи и сарафана — что эта парча русского производства. Эти обстоятельства сообщают доподлинность картине.

Шибанов мастерски владел искусством композиции, что не удивительно при предположении об иконописных истоках его творчества. В сцене крестьянского обеда расположение фигур за столом дышит непринужденностью и естественностью своей реалистической трактовки.

Значительно сложнее композиция «Празднество свадебного договора». Сам сюжет, относившийся к изображению праздничной, торжественной стороны крестьянской жизни, влек за собой усложнение композиции. Художник в общем справился с этой задачей, но не избежал некоторой условности и театральности. Излишняя приподнятость жестов сообщает театральный характер всей сцене. Так, преувеличен жест молодого парня в красном зипуне и особенно благословляющее движение рук девушки, соединяющей жениха и невесту. Во всем этом чувствуется стиль эпохи, наложившей свою печать на композицию «Празднество свадебного договора».

В крестьянах Шибанова мы угадываем эти прекрасные национальные черты, помогшие им перенести весь гнет и ужас крепостного права и построить свою русскую культуру с ее самобытными национальными чертами.

Творения Шибанова пронизаны оптимизмом. Он ощущает радость бытия, передавая простые и мужественные лица своих крестьян в обыденной ли, торжественной ли обстановке. В ту раннюю пору зарождения национального искусства он сумел оценить и передать духовную красоту и величие русского народа.

Реалистическое отношение художника к действительности сказалось и в психологической трактовке изображаемых им персонажей. Все богатство русской натуры вложил он в образы своих крестьян.

Крестьянин для Шибанова не был Этнографическим типом, а живым человеком с индивидуальными особенностями характера.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Крепостной Потемкина.

Первый русский живописец, изображавший жизнь крестьян.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Жидков Г. В. М. Шибанов: Художник второй половины XVIII века / Под общ. ред. М. В. Алпатова. — М.: Искусство, 1954. — 60, [6] с. — (Живопись. Скульптура. Графика: Монографии). — 15 000 экз. (в пер.)
  • Алексеева Т. В. Михаил Шибанов по новым материалам // Исследования и находки / Т. В. Алексеева. — М.: Искусство, 1976. — С. 7-35. — 160 с. (в пер.)
  • Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников XVIII века. Под ред. А.И. Леонова. — М., «Искусство», 1952.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: art19.info, ru.wikipedia.org, artlibrary.ru, dic.academic.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Михаил Шибанов: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Михаил Шибанов: жизнь и творчество художника

2.7 (53.33%) 3 голос(ов)

allpainters.ru

Шибанов Михаил Картины биография Shibanov Mihail

Шибанов Михаил — русский живописец, художник-портретист, автор этюдов и картин крестьянской тематики, зачинатель крестьянского бытового жанра в русском искусстве. Отчество, годы рождения и смерти художника неизвестны. Родился в семье крепостных крестьян Переславль-Залесского уезда. Исследование творчества Шибанова позволяет предположить, что он испытал влияние Дмитрия Григорьевича Левицкого.

Адмирал Спиридов Алексей Григорьевич Адмирал Алексей ГригорьевичСпиридов, 1772, ГТГ Шибанов Крестьянский обед Крестьянский обед,1774, Третьяковская галерея Шибанов Празднество свадебного договора Празднество свадебного договора,1777, Третьяковская галерея Спиридов Григорий Григорьевич Григорий Григорьевич Спиридов, 1776, художественный музей, Иваново

Художник Михаил Шибанов считается создателем крестьянского бытового жанра в русской живописи. Полотна "Крестьянский обед" (1774) и "Празднество свадебного договора" (1777), на которых изображены крепостные крестьяне Суздальского уезда Владимирской губернии, отличаются конкретностью сюжета и выразительностью портретных характеристик.

Картина "Крестьянский обед" представляет собою внимательный и точный этюд с натуры, в котором правдиво и метко переданы характерные типы крестьян. Художник стремился здесь прежде всего к живой естественности изображения. Картина "Празднество свадебного договора" гораздо сложнее и значительнее. Здесь перед нами уже не натурный этюд, а законченная картина с хорошо найденным типажем, с обстоятельно продуманной многофигурной композицией.

В картине "Празднество свадебного договора" сознательно поставлены и удачно решены нравоописательные и психологические задачи. На обратной стороне этого полотна сохранилась авторская надпись, поясняющая выбранный Шибановым сюжет: "картина представляющая суздальской провынцы крестьянъ на празднестве свадебнаго договору, писалъ в тойже провшцы вселв татарове в 1777 году. Михаилъ Шибанов".

Зрелый период деятельности Шибанова связан с семьей адмирала, героя Чесменского сражения Григория Андреевича Спиридова, который после Кучук-Кайнарджийского мира вышел в отставку. В 1770-х годах Михаилом Шибановым в Петербурге были написаны портреты жены, сыновей, племянников Спиридова. Покровители художника Спиридовы являлись представителями дворянского рода, восходящего к концу XVI века. Род Спиридовых внесен в VI часть родословной книги Московской губернии (Гербовник, II, 101).

Спиридов Матвей Григорьевич Матвей Григорьевич Спиридов, сенатори генеалог, 1776, Третьяковская галерея Граф Дмитриев-Мамонов Александр Матвеевич Граф Александр Матвеевич Дмитриев-Мамонов, 1787, Нижегородский художественный музей Портрет Екатерины II Екатерина II в дорожном костюме,1787, Русский музей

В 1783 году Шибанов благодаря ходатайствам семьи Спиридовых освободился от крепостной зависимости и стал "вольным живописцем". В середине 1780-х Шибанов был назначен живописцем при штабе светлейшего князя Григория Александровича Потемкина, выполнял работы в Екатерининской церкви в Херсоне. На юге России им были написаны портреты Екатерины II в дорожном костюме и ее фаворита графа Александра Матвеевича Дмитриева-Мамонова (оба 1787), портрет Василия Степановича Попова — чиновника особых поручений и управляющего походной канцелярией Потемкина. Портрет Екатерины II в дорожном костюме замечателен тем, что изображает стареющую императрицу во время ее путешествия в Таврический край. Картина с изображением монаршей особы была написана в Киеве. Один из вариантов шибановского портрета императрицы был отправлен в Лондон в качестве подарка английской королевской семье.

Портрет Екатерины, написанный Шибановым, пользовался большим успехом еще в XVIII веке; по приказанию императрицы он был воспроизведен в гравюре Джеймсом Уокером, и несколько миниатюрных копий с него исполнил придворный миниатюрист Жарков. Но к самому Шибанову Екатерина проявила глубокое пренебрежение. Русский живописец из крепостных крестьян казался императрице недостойным даже простого упоминания. Но в истории навсегда останутся полотна Шибанова "Крестьянский обед" и "Празднество свадебного договора", которые заложили традиции крестьянского бытового жанра, впоследствии широко развитые в русской реалистической живописи XIX столетия.

smallbay.ru

Шибанов Михаил. Биография, картины художника

Из биографии Михаила Шибанова мало что известно, пожалуй, даже меньше чем обо всех других знаменитых русских художников XVIII века. Его работы появились около 1770 годов, первыми его работами были портреты. Михаил Шибанов художник портретист, художник реалист, новатор в бытовом жанре, написавший произведения на сюжет из жизни крестьян, что в те времена не дало ему успеха.

В 1770-1780 годы русский художник обучался в Академии художеств, в классе бытовой живописи.

В 1774 году Михаил Шибанов написал произведение бытового жанра, картину «Крестьянский обед», а в 1777 году – «Празднество свадебного договора». Картины отличаются высоким мастерством исполнения, сложная многофигурная композиция, раскрыта психология сцены. По этим картинам можно понять насколько тонко и точно художник видит окружающий его мир, мир простых крестьян. Картина «Крестьянский обед» - это этюд с натуры, передающий живость картины. Картина «Празднество свадебного договора» являет собой полноценную картину, с продуманным типажом героев. Эти картины выполнены в стиле реализма, с его торжественностью и праздничностью, декоративным построением композиции.

Михаил Шибанов состоял при знаменитом вельможе Екатерины II – Потёмкине. Так художник получал заказы от знатных особ и самой императрице.

В 1787 году в Киеве М. Шибанов написал портрет императрицы Екатерины II и генерала Дмитриева-Мамонова. По приказу Екатерины II благодаря Джорджу Уокеру сделана гравюра портрета государыни, однако, она не считает М. Шибанова достойным живописцем. В письме Гриму императрица упоминает имя другого художника - Жаркова.

Празднество свадебного договора
  • Празднество свадебного договора
Крестьянский обед
  • Крестьянский обед
Портрет Екатерины II в дорожном костюме
  • Портрет Екатерины II в дорожном костюме
Портрет графа Александра Матвеевича Дмитриева-Мамонова
  • Портрет графа Александра Матвеевича Дмитриева-Мамонова
Портрет Александра Григорьевича Спиридова
  • Портрет Александра Григорьевича Спиридова
Портрет Григория Григорьевича Спиридова
  • Портрет Григория Григорьевича Спиридова
Портрет Матвея Григорьевича Спиридова
  • Портрет Матвея Григорьевича Спиридова

rus-artist.ru

М. Шибанов: Празднество свадебного договора

Факты из биографии художника. Если у своих современников Михаил Шибанов, крепостной живописец князя Потемкина, не пользовался какой-то особой известностью, то ближайшие потомки просто-напросто не подозревали о его существовании. А тем временем весь XIX век два лучших портрета его кисти продолжали гравировать для книжных иллюстраций и отдельных оттисков. Портреты Екатерины II в дорожном костюме и ее фаворита, графа Дмитриева-Мамонова, становились все более знаменитыми, а память о мастере совершенно исчезла. Вначале лишь слегка переиначивали фамилию, не представляя за ней никакой определенной личности — некто Шебанов, вот и все, что могли сказать издатели старинных портретов. Но потом имя художника подверглось новой переделке, и обе его знаменитые работы стали приписываться совершенно конкретному человеку — питомцу Академии художеств Алексею Петровичу Шабанову, ученику Дмитрия Левицкого.

Лишь XX век возвратил Шибанову знаменитые работы. На обороте вновь открытого портрета сына адмирала Григория Андреевича Свиридова, героя Чесменской баталии, исследователи впервые увидели автограф загадочного мастера конца XVIII века: «Писал Михаил Шибанов».

Картины Михаила Шибанова

Казалось, шибановская загадка получила полное разрешение и знатоки могут отвести новооткрытому художнику приличествующее ему место портретиста средней руки, который однажды — в портрете Дмитриева-Мамонова — сумел подняться до высот подлинного искусства. Об этом полотне справедливо писали, что оно «выдерживает сравнение с наиболее знаменитыми произведениями изысканного искусства XVIII века как по тонкости рисунка, так и по своей уверенной нежной технике».

И оставаться бы Михаилу Шибанову хрестоматийным примером одной-единственной творческой удачи, одного взлета, одного счастливого напряжения сил, если бы новое открытие не перевернуло только что сложившееся представление специалистов — Третьяковская галерея приобрела два старинных полотна, на обороте одного из которых стояло: «Сия картина представляет суздальской провинцыи крестьян. Писал в 1774 году Михаил Шибанов», а на обороте другой — «Картина представляющая… празднество свадебного договору, писал в той же провинцыи в селе Татарове в 1777 году Михаил Шибанов».

Две эти работы почти на пятьдесят лет предвосхищали крестьянские жанры Алексея Гавриловича Венецианова, которого было принято считать «первым по времени русским живописцем натурального направления и родоначальником русской бытовой живописи».

Но история русского жанра ничуть не потеряла в своем достоинстве от того, что теперь у ее истоков уже не стоял выдающийся талант Венецианова — своим первенством Михаил Шибанов обязан не только счастливой находке новой темы, но и незаурядной технике, удивительной у крепостного мастера, не прошедшего академической школы.

И «Крестьянский обед» и «Свадебный договор» написаны отнюдь не средним портретистом, а зрелым, первоклассным мастером, правда, в полотнах чувствуется скованность, статичность, и это вполне естественно — так вообще писали в его время. Но композиция законченна и продуманна, типы выразительны, колорит глубок и полнозвучен. И подлинно удивительны для России конца XVIII века — когда у самых передовых ее ученых только-только пробуждалась мысль о необходимости серьезного описания народного быта — серьезные этнографические интересы крепостного художника.

М. Шибанов: картина «Празднество свадебного договора»

12015-11-06_110830

Картина сговора, с научной добросовестностью переданная художником, намного опередила первые словесные описания крестьянского свадебного обряда. В этом ее особенная ценность.

Шибановское окно в 1777 год уникально не только для истории русской живописи, но и для отечественной науки. Возможно, Татарово было родным селом художника — Потемкин владел землями и в «суздальской провинцыи», — и тогда становится понятным не только его прекрасное знание народного быта, но и труднообъяснимое в другом случае богатство техники: суздальские иконописцы издавна славились своим переходящим из рода в род мастерством.

Свадебный договор (в разных местностях его называли по-своему — сговор, рукобитье, заручины, пропоины) следовал за удачным сватовством и играл в деревенской свадьбе ту же роль, что помолвка в более позднем городском обряде.

Церковное обручение почти полностью поглотило древний языческий ритуал, а в XIX веке исследователям приходилось записывать уже полустертые особенности церемонии и неосознаваемые самими певцами образы «сговорных» песен. Исконный смысл символики сговора был потерян задолго до времени Шибанова, но форма обряда, которой каждое поколение находило все новые объяснения, хранилась тщательно и ревностно.

Шибанов отметил и это традиционное отношение к древнему ритуалу. Посмотрите, с каким вниманием следят за течением церемонии женщины, толпящиеся за плечами невесты, как трепетно они стерегут возможную ошибку, способную, по старинным поверьям, перевернуть всю судьбу молодых.

2015-11-06_111111

Очень удачно и естественно Шибанов выделил основные символы сговорного обряда, и сделал это не в силу знания их открытой сути — ведь ее не сознавали и сами участники церемонии, а из-за творческой чуткости и настороженности: художник сумел уловить ту инстинктивную уважительность, с какой относились к этим, самым главным некогда, атрибутам действующие лица сцены. Художник выделил каравай на столе, перстень на пальце жениха и заставил нас — невольно продолжающих жест молодого мужчины в красном зипуне — подумать о лавке в углу («на куте»), куда тот зовет присесть жениха и невесту. И все это не случайно, подтверждают гипотезы, возникшие позже, чем через столетие.

Во времена матриархата (кстати, именно поэтому церемонией руководят женщины) и позже, в патриархальную эпоху, суть сговора, по-видимому, состояла в том, чтобы испросить разрешения божества-предка выйти из рода, получить благословение и в его незримом присутствии скрепить договор магическими неразрушимыми узами.

В восточнославянской свадебной обрядности символом божества рода бывал либо «столб» у печи, заменивший священный огонь древнего семейного очага, либо каравай. У Шибанова изображен «коровайный ритуал» (печь вообще не фигурирует в композиции)— наиболее древний, сложный и многозначный.

Зрителю не видна лавка на картине Шибанова, но, вернее всего, в тот вечер 1777 года она была покрыта вывернутым овчинным тулупом, заменившим на крестьянских церемониях шкуру тотемного животного восточных славян — бурого медведя.

«Посад» на шкуру, который позже — на самой свадьбе, происходил еще с большей торжественностью, должен был передать жениху силу общего предка и обеспечить невесте многочисленное и счастливее потомство. Но до этого момента невесте надо было получить от более близкого предка — родоначальника ее собственного семейства — разрешение уйти к очагу жениха, под защиту и покровительство нового божества. И расставаясь с духом-охранителем, ей, конечно же не пристало радоваться — поэтому так грустны русские невесты, поэтому причитают и плачут, старательно изображая неохоту и принужденность.

Напряженное ожидание, охватившее всех присутствующих, заставляет предположить, что еще не прошел самый важный момент сговора — «связывание» молодых. На столе расстилался платок (на картине он еще в руке у невесты), в него клали кольца, трижды поднимали над головами, потом жених и невеста менялись кольцами и, в заключение обряда, платок связывал руки суженого и ряженой.

Жениху и невесте — сто лет, да вместе!

По материалам старинного журнала…

Похожие статьи:

mamotvet.ru

Михаил Шибанов - Биография художника, известные произведения, выставки

Шибанов Михаил (ск. после 1789), живописец. Из крепостных крестьян Переславль-Залесского у. С 1783 Шибанов «вольный живописец». Творчество Шибанова позволяет предположить, что он испытал влияние Д. Г. Левицкого (возможно, учился у него).

Ранний период деятельности Шибанова связан с семьей адмирала Г. А. Спиридова, героя Чесменского боя. В 1770-х Шибановым в Петербурге были написаны портреты жены, сыновей, племянников Спиридова.

В сер. 1780-х Шибанов состоял живописцем при Г. А. Потемкине, выполнял работы в Екатерининской церкви в Херсоне. Тогда же им были написаны портреты Екатерины II в дорожном костюме и ее фаворита А. М. Дмитриева-Мамонова (оба 1787), портрет В. С. Попова — управляющего походной канцелярией Потемкина.

Шибанова называют создателем крестьянского бытового жанра в русской живописи.

Крепостной художник Михаил Шибанов принадлежит к числу самых своеобразных и вместе с тем загадочных фигур в русском искусстве XVIII века.

О жизни русских художников этого времени, даже самых прославленных, мы знаем вообще очень мало, но о Шибанове известно еще меньше, чем о ком-либо из современных ему мастеров. Архивные документы не дают о нем почти никаких сведений, а мемуаристы не удостаивают крепостного живописца хотя бы беглым упоминанием. Неизвестны даже даты его рождения и смерти. Мы не знаем, как сложилась его судьба, как он стал художником, где и у кого учился. Количество его работ, сохранившихся до нашего времени, слишком недостаточно для того, чтобы ясно представить себе развитие его творчества. Если бы он не подписывал своих произведений, самое имя Шибанова вряд ли стало бы известно потомству. А между тем с этим именем связаны выдающиеся по своим художественным достоинствам вещи — несколько прекрасных портретов и две картины, принадлежащие к лучшему среди того, что создало русское искусство в XVIII веке.

Из биографии Шибанова мы знаем только то, что его господином был знаменитый екатерининский вельможа Потемкин. По-видимому, это обстоятельство облегчило художнику доступ к знатным заказчикам, среди которых была сама императрица. Шибанов сопровождал ее во время путешествия в Новороссию и написал ее портрет в Киеве в 1787 году. В том же году был написан портрет генерала А. Дмитриева-Мамонова, одно из прекраснейших произведений портретной живописи XVIII века, «портрет, достойный европейской славы», как отзывались о нем позднейшие критики.

Портрет Екатерины, написанный Шибановым, пользовался большим успехом еще в XVIII веке; по приказанию императрицы он был воспроизведен в гравюре Дж. Уокером, и несколько миниатюрных копий с него исполнил придворный миниатюрист Жарков. Но к самому Шибанову Екатерина проявила глубокое пренебрежение. Крепостной живописец казался ей недостойным даже простого упоминания, и в письме к Гримму она пишет об этом портрете, как о произведении Жаркова.

В портретных работах 1787 года Шибанов выступает уже как вполне сложившийся и зрелый художник, занимающий самостоятельное место в искусстве своего времени.

Значительно менее мастерскими являются портреты, написанные Шибановым ранее, еще в 1770-х годах. Здесь он делает лишь первые шаги к овладению портретным искусством, и можно было бы думать, что эти портреты относятся к периоду его ученичества, если бы теми же годами не были датированы обе его замечательные картины — «Крестьянский обед» (1774) и «Празднество свадебного договора» (1777). Высокие живописные качества этих картин ставят их в один ряд с наиболее выдающимися произведениями русского искусства XVIII века, а продуманность и оригинальность их замысла, меткая наблюдательность, острый психологизм и совершенное умение справиться со сложной многофигурной композицией свидетельствуют о большом художественном опыте и творческой зрелости мастера.

Тематика этих картин совершенно необычна для живописи XVIII века: обе они изображают бытовые сцены из крестьянской жизни.

В эстетике того времени бытовому жанру отводилось самое низшее, подчиненное место. Изображение современной действительности не признавалось задачей, достойной кисти художника. Народные образы были, в сущности, изгнаны из сферы официального искусства. Правда, в Академии художеств в 1770—1780-х годах существовал так называемый класс домашних упражнений, где изучали бытовую живопись. Но сцены из «грубой» жизни простого народа, разумеется, не допускались и там.

Шибанов первым среди русских художников обратился к народным образам и темам, взятым из крестьянской жизни.

То, что было сделано в этой области до Шибанова, едва заслуживает упоминания. Русских крестьян изображали заезжие художники-иностранцы— француз Лепренс, в 1758—1762 годах сделавший ряд рисунков (повторенных впоследствии в гравюре) на русские бытовые темы, и датчанин Эриксен, автор группового крестьянского портрета. Лепренс воспринял русскую жизнь как «восточную экзотику», непонятную и неправдоподобную, а натуралистическая картина Эриксена не имеет ни познавательного, ни художественного значения. Иноземцы, не знакомые с русской жизнью, не могли, конечно, заложить основы прочной традиции. Если Шибанов и знал их работы, то, во всяком случае, имел право с ними не считаться.

Единственным его предшественником был А. Лосенко, использовавший крестьянский типаж в исторической картине «Владимир и Рогнеда». Бородатые воины в шлемах, изображенные Лосенко, производят впечатление написанных с натуры русских крестьян. Но, вводя в свою картину народные образы, художник-академик был вынужден прибегнуть к «исторической» мотивировке. А Шибанов, не связанный нормами академической эстетики, непосредственно воспроизвел в своих картинах живые сцены современной народной жизни.

«Крестьянский обед» представляет собою внимательный и точный этюд с натуры, в котором правдиво и метко переданы характерные типы крестьян. Художник стремился здесь прежде всего к живой естественности изображения.

«Празднество свадебного договора» гораздо сложнее и значительнее. Здесь перед нами уже не натурный этюд, а законченная картина с хорошо найденным типажем, с обстоятельно продуманной многофигурной композицией, картина, в которой сознательно поставлены и удачно. решены нравоописательные и психологические задачи.

На обратной стороне картины сохранилась авторская надпись, поясняющая выбранный Шибановым сюжет:

«Картина представляющая суздальской провынцы крестьянъ. празднество свадебнаго договору, писалъ в тойже провшцы вселв татарове в. 1777. году. Михаилъ Шибанов».

О сущности этого празднества мы узнаем из старинных описаний русского крестьянского быта: «Сговор состоит в обменивании колеи, и в небольших подарках. Жених приезжает смотреть невесту. Сговор сей бывает свят и нерушим».

Но, наряду с чертами острого и проникновенного реализма, в «Празднестве свадебного договора», несомненно, присутствуют и черты идеализации крестьянского быта. Они находят свое воплощение в декоративном строе самой композиции, в подчеркивании элементов торжественности и праздничности, пронизывающих всю картину Шибанова.

artchive.ru

Михаил Шибанов. Из серии «Массовая библиотека» :: Артпоиск

Михаил Шибанов. Из серии «Массовая библиотека».

Среди русских художников XVIII в. совершенно особое место занимает , жизнь и деятельность которого, по выражению одного критика начала XX в., окружены «ореолом таинственной прелести».

Долгое время были известны только два произведения а: портрет Екатерины II в дорожном костюме и меховой шапке, писанный им в Киеве в апреле 1787 г. во время путешествия царицы в только что завоеванную Новороссию, и портрет ее фаворита графа Дмитриева-Мамонова (1787), тоже в дорожном платье. Оба портрета находятся в Русском музее.

Эти произведения были такой высокой художественности, что вызвали исключительный интерес как к ним самим, так и к написавшему их мастеру.

«Один из этих русских портретов достоин европейской славы, — отзывались о портрете Дмитриева-Мамонова. — Он выдерживает сравнение с наиболее знаменитыми произведениями изысканного искусства XVIII в. как по тонкости рисунка, так и по своей уверенной и нежной технике».

В связи с портретом Екатерины II писали: « появляется, как фантастический метеор, на горизонте русского искусства».

Высокая оценка этих произведений выдержала испытание времени. Как по тонкости живописного выполнения, так и по углубленной психологической характеристике они до сих пор выделяются среди блестящих произведений таких русских портретистов XVIII в., как , и .

Облик «фантастического метеора», однако, не был разгадан.

Биографии русских художников XVIII в. вообще мало известны. Сведений же о е, его жизни, художественном образовании, творческом росте до нас никаких не дошло.

С лепкой руки одного из первых-исследователей русского искусства, П.Н. Петрова, вышеназванные портреты были приписаны воспитаннику Академии художеств, ученику Левицкого. Алексею Петровичу Шабанову (род. 1764). Этот Шабанов за успехи в исторической живописи получил заграничную командировку и в период между 1785 и 1790 гг. жил с другим пенсионером Академии, впоследствии известным историческим живописцем, Г.И. Угрюмовым в Риме, откуда прислал целый ряд донесений о своей работе.

Известный художественный деятель С.П. Дягилев доказал, что художник А.П. Шабанов не мог быть автором портретов Екатерины II и Дмитриева-Мамонова, писанных в 1787 г., так как в это время он жил за границей.

Открытые примерно в то же время портреты сыновей известного героя Чесменского боя, адмирала Григория Андреевича Спиридова, Алексеея Григорьевича (1772), будущего адмирала, и Матвея Григорьевича (1776 г., Третьяковская галлерея), историка и генеалога, имеют на обороте подписи, причем одна из них гласит: «Писал Михаил ».

Таким образом, выяснилось, что исторический живописец Алексей Шабанов, от которого не дошло до нас ни одного произведения, и портретист Михаил — два совершенно различных мастера.

Из биографии Михаила а известно лишь, что он был крепостным князя Потемкина-Таврического и сопровождал его во время путешествия Екатерины II на юг России, когда и были им написаны оба прославленных портрета. То, что он был крепостным человеком Потем кина, подтверждается дошедшими до нас косвенными сведениями. Екатерине II нравился написанный им ее портрет, и она заказывала с него миниатюрные копии своему придворному миниатюристу, советнику Академии художеств, П.Г. Жаркову. Кроме того, оба портрета были гравированы английским художником Дж. Уокером.

Секретарь царицы, А.В. Храповицкий, своих «Памятных записках» отмечает: «1787 г. 5 декабря. Приказано изготовить в отсылку к барону Гримму гравированный портрет с писанного в Киеве живописцем князя Потемкина-Таврического и один пожаловать мне».

Фамилию художника Храповицкий даже не упоминает: крепостной яе доетоин именования. Еще пренебрежительнее поступает сама Екатерина II: довольная портретом, она пишет о нем Гримму, как о произведении Жаркова.

Единственно, кто сохранил имя автора, — был гравер, англичанин Дж. Уокер. Он указал на своей гравюре, что гравировал с портрета, писанного художником по фамилии „Schebanoff". Кроме двух портретов братьев Опиридовых, несколько позже были обнаружены еще четыре ских произведения. Это были портреты жены адмирала Спиридова, Анны Матвеевны, урожденной Нестеровой, и ее двух племянниц И племянника, детей ее брата: Александры Александровны и Варвары Александровны (девочки в возрасте 8—9 лет) и Афанасия Александровича Нестеровых.

Портреты Спиридовых и Нестеровых все имеют подписи на обороте холста с указанием времени и места их написания: А.М. Спиридова и ее сын Матвей были написаны в 1776 г. в Петербурге, а ее племянницы и племянник в 1777 и 1778 гг. в Москве.

Увеличивая круг подлинных произведений художника, эти произведения, однако, не много дали для раскрытия его загадочного облика. Они говорят лишь о том, что за десятилетие, протекшее от времени их написания до создания мировых шедевров-портретов Дмитриева-Мамонова и Екатерины II, художник проделал большой творческий путь.

Портреты Спиридовых и Нестеровых являются началом живописной деятельности а. Они писаны еще робко, неуверенно и вяло. Головы как-то неестественно приставлены к туловищам, одной и той же манерой сделаны глаза с большими темными зрачками, у всех схож рисунок пальцев и одинаковое движение рук, держащих книгу. И вместе с тем наиболее ранний портрет Алексея Григорьевича Спиридова с его пристальным взглядом живет своей углубленной жизнью и свидетельствует о проникновении художника в человеческую психологию.

Прочие портреты неравноценны по своим художественным качествам. Лучше других портрет А.М. Спиридовой и Матвея Спиридова. В живописи их чувствуется связь с живописью а. И вообще из всех художников XVIII в. наибольшую близость имеет лишь к творчеству а. Это чувствуется и в лучших его произведениях — портретах Екатерины II и Дмитриева-Мамонова.

В начале XX в., помимо перечисленных достоверных произведений а, приписывали ему еще два находившихся в собрании Академии художеств портрета: один — И.И. Шувалова, другой — Потемкина.

Но были ли они оригинальны или являлись вольными копиями с портретов французской художницы Виже-Лебрен и австрийца Лампи-старшего, так и осталось невыясненным.

Вот и все крайне ограниченное художественное наследство Михаила а, которое было известно до революции.

В 1917 г. были открыты два неизвестных его произведения, которые показали художника с новой стороны и сразу выдвинули его на почетное место родоначальника нашей жанровой живописи. Более того, этими двумя своими картинами почти на пятьдесят лет предвосхитил крестьянские жанры знаменитого А.Г. Венецианова.

Одна из этих картин называется «Крестьянский обед» (Третьяковская галлерея). На обороте холста тем же почерком, что и на портретах Спиридовых и Нестеровых написано: «Сия картина представляет суздалской провинции крестьян. Писал в 1774 году. Михаил ».

artpoisk.info

Русская живопись. Статьи. Жанровые картины Михаила Шибанова

Среди русских художников XVIII века совершенно особое место занимает Михаил Шибанов. Долгое время были известны только два произведения Шибанова: портрет Екатерины II в дорожном костюме и меховой шапке, писанный им в Киеве в апреле 1787 года во время путешествия царицы в только что завоеванную Новороссию, и портрет ее фаворита графа А.М. Дмитриева-Мамонова (1787) тоже в дорожном платье. Оба портрета находятся в Русском музее.

Эти произведения были такой высокой художественности, что вызвали исключительный интерес как к ним самим, так и к написавшему их мастеру. «Один из этих русских портретов достоин европейской славы, - отзывались о портрете Дмитриева-Мамонова. - Он выдерживает сравнение с наиболее знаменитыми произведениями изысканного искусства XVIII века как по тонкости рисунка, так и по своей уверенной и нежной технике».

В связи с портретом Екатерины II писали: «Шибанов появляется, как фантастический метеор, на горизонте русского искусства». Высокая оценка этих произведений выдержала испытание временем. Они до сих пор выделяются среди блестящих произведений русских портретистов XVIII века. Облик «фантастического метеора», однако, не был разгадан.

Из биографии Михаила Шибанова известно лишь, что он был крепостным князя Потемкина-Таврического и сопровождал его во время путешествия Екатерины II на юг России, когда и были им написаны оба прославленных портрета.

То, что он был крепостным человеком Потемкина, подтверждается дошедшими до нас косвенными сведениями. Екатерине II нравился написанный им ее портрет, и она заказывала с него миниатюрные копии своему придворному миниатюристу, советнику Академии художеств П.Г. Жаркову. Кроме того, оба портрета были гравированы английским художником Дж. Уокером.

Секретарь царицы А.В. Храповицкий в своих «Памятных записках» отмечает: «1787 г. 5 декабря. Приказано изготовить в отсылку к барону Гримму гравированный портрет с писанного в Киеве живописцем князя Потемкина-Таврического и один пожаловать мне».

Фамилию художника Храповицкий даже не упоминает: крепостной недостоин именования. Еще пренебрежительнее поступает сама Екатерина II: довольная портретом, она пишет о нем Гримму как о произведении Жаркова. Но на гравюре англичанина Дж. Уокера указано, что гравировал он с портрета, писанного художником по фамилии «Schebanoff».

Кроме двух портретов братьев Спиридовых, несколько позже были обнаружены еще четыре шибановских произведения. Это были портреты жены адмирала Спиридова Анны Матвеевны, урожденной Нестеровой, и ее двух племянниц и племянника, детей ее брата: Александры Александровны, Варвары Александровны (девочки в возрасте восьми-девяти лет) и Афанасия Александровича Нестеровых.

Портреты Спиридовых и Нестеровых все имеют подписи на обороте холста с указанием времени и места их написания: А.М. Спиридова и ее сын Матвей были написаны в 1776 году в Петербурге, а ее племянницы и племянник - в 1777 и 1778 годах в Москве.

Увеличивая круг подлинных произведений художника, эти произведения, однако, немного дали для раскрытия его облика. Они говорят лишь о том, что за десятилетие, протекшее от времени их написания до создания мировых шедевров-портретов Дмитриева-Мамонова и Екатерины II, художник проделал большой творческий путь.

Портреты Спиридовых и Нестеровых являются началом живописной деятельности Шибанова. Они писаны еще робко, неуверенно и вяло. Головы как-то неестественно приставлены к туловищам, одной и той же манерой сделаны глаза с большими темными зрачками, у всех схож рисунок пальцев и одинаковое движение рук, держащих книгу. И вместе с тем наиболее ранний портрет Алексея Григорьевича Спиридова с его пристальным взглядом живет своей углубленной жизнью и свидетельствует о проникновении художника в человеческую психологию.

Прочие портреты неравноценны по своим художественным качествам. Лучше других портреты А.М. Спиридовой и Матвея Спиридова. В живописи их чувствуется связь с живописью Рокотова. И вообще из всех художников XVIII века наибольшую близость Шибанов имеет лишь к творчеству Рокотова. Это чувствуется и в лучших его произведениях - портретах Екатерины II и Дмитриева-Мамонова.

В начале XX века, помимо перечисленных достоверных произведений Шибанова, ему приписывали еще два находившихся в собрании Академии художеств портрета: один - И.И. Шувалова, другой - Потемкина. Но были ли они оригинальны или являлись вольными копиями с портретов французской художницы Виже-Лебрен и австрийца Лампи-старшего, так и осталось невыясненным. Вот и все крайне ограниченное художественное наследство Михаила Шибанова, которое было известно до революции.

В 1917 году были открыты два неизвестных его произведения, которые показали художника с новой стороны и сразу выдвинули его на почетное место родоначальника нашей жанровой живописи. Более того, этими двумя своими картинами Шибанов почти на пятьдесят лет предвосхитил крестьянские жанры знаменитого А.Г. Венецианова.

Одна из этих картин называется «Крестьянский обед» (Третьяковская галерея). На обороте холста тем же почерком, что и на портретах Спиридовых и Нестеровых, написано: «Сия картина представляет суздалской провинцыи крестьян. Писал в 1774 году Михаил Шибанов».

Вторая, большего размера (также находится в Третьяковской галерее) изображает «Сговор» в крестьянской семье и имеет следующую надпись на обороте: «Картина представляющая суздалской провинцы крестьян празднество свадебнаго договору, писал в тойже провинцы вселе татарове в 1777 году. Михаил Шибанов». Эти две картины на сюжеты русской крестьянской жизни стоят совершенно особняком среди всего живописного наследия XVIII века.

Академия художеств того времени, казалось бы, открывала широкий доступ всем «свободным художествам», но в действительности это было не так. У влиятельных любителей и покровителей искусства рассчитывать на материальную обеспеченность и почет могли лишь художники исторической и отчасти портретной живописи.

Исторический живописец обладал среди своих собратьев по искусству большими преимуществами в том отношении, что он непосредственно должен был принимать участие в росписи дворцов и церквей торжественными историческими и мифологическими композициями. Таковы были эстетические и практические потребности времени.

За историческим родом живописи следовал портретный, развитие и существование которого вызывалось насущной практической необходимостью. Потребность в портрете, в оставлении на память потомству своей личности, была как в придворных, так и вообще в дворянских кругах очень велика, и потому портретные живописцы представляли преобладающую группу. В этом отношении Академия делала уступку времени, почему в систему преподавания и был введен класс портретной живописи. Такой же уступкой было введение класса «живописи проспектов» для изображения знаменитых городов.

Однако, несмотря на такое положение, мы имеем данные, указывающие на то, что параллельно с господствующими академическими течениями существовало искусство и независимое от Академии. Доказательством являются крестьянские жанры Шибанова.

Михаил Шибанов. Крестьянский обед

Михаил Шибанов. Крестьянский обед

Что же дало Шибанову повод к изображению презираемых в его время сюжетов из крестьянской жизни? На этот вопрос ответ нужно искать, несомненно, в его личных симпатиях к крестьянству. Происходя из крепостных, художник знал и любил крестьянскую жизнь, а отсюда стремление запечатлеть ее в ярких художественных образах, навсегда сохранить ее черты.

Нам неизвестно, откуда, из какой местности России происходил Шибанов. Был ли он уроженец Суздальской провинции и села Татарова, где написаны его крестьянские сцены, или там были родственные связи с его обитателями, или просто знакомство? На эти вопросы пока нет никакого ответа. Но, судя по его картинам, можно лишь утверждать, что художник знал обстановку крестьянской жизни и многие частности ее быта. При всем этом он чувствовал огромную любовь к своему народу.

Село Татарово - не выдумка художника. По «Географическому словарю» Семенова еще во второй половине XIX века село Татарово существовало, как «село Владимирской губ., Вязниковского уезда в 23 в. от уездного города при речке Мстерке».

Картина «Обед» изображает внутренность избы, причем художник ограничивается показом лишь одной бревенчатой стены, служащей фоном, на котором выделяются фигуры. Слева, в центре, за столом сидят два бородатых почтенных крестьянина в русских рубахах, справа - молодая женщина в сарафане и рубахе из тонкой материи. На голове ее богатый кокошник, украшенный позументом и жемчужными подвесками, спускающимися на лоб. Левой рукой она держит ребенка, а правой расстегивает пуговицу сарафана, собираясь кормить его грудью. Между ней и крестьянином в центре стоит пожилая женщина. Она ставит на стол миску с едой, в то время как крестьянин слева режет большой каравай хлеба. Пожилая крестьянка одета в рубаху с засученными рукавами; поверх рубахи - темнозеленая телогрея с часто посаженными серебряными пуговицами, а на голове богато расшитый повойник. Сцена исполнена серьезности, как серьезен момент принятия пищи в крестьянской среде; лица всех ее участников сосредоточенны и спокойны; молодая крестьянка любовно смотрит на своего ребенка.

Если в этой картине изображен повседневный момент крестьянской жизни, то другая («Сговор») дает представление о ее праздничной стороне. В жизни крестьянской девушки замужество играло, конечно, огромную роль и сопровождалось целым рядом торжественных церемоний, шедших от глубокой старины. Среди них первостепенное значение имел предшествовавший венчанию сговор, когда устанавливался срок свадьбы. В описаниях быта русского народа XVIII века о сговоре сказано: «Сговор состоит в обменивании колец и в небольших подарках. Жених приезжает смотреть невесту. Сговор сей бывает свят и нерушим, и нарушивший платит бесчестье».

Вот этот момент и изображен Шибановым в картине, причем действие происходит также в избе, в которой на этот раз показана не только ее задняя стена, но пол и справа боковая сторона в виде спускающегося с карниза полога кровати. Художник уже не ограничивается плоскостным развертыванием сцены, как в «Обеде», а углубляет пространство, стремясь к показу всего интерьера.

У накрытого белоснежной скатертью стола, на котором расставлено угощение, стоят, держась за руки, жених и невеста. Слева от них - группа мужчин. За невестой, очевидно, одна из ближайших ее подруг положила свои руки - правую на плечо жениха, левую на руку невесты, как бы соединяя их. За ней стоит вторая подруга, с любопытством всматривающаяся во все происходящее, а в глубине - еще ряд женщин, вероятно родных невесты, проявляющих также крайнее внимание к совершающемуся событию. Композиция замыкается в правом углу фигурой женщины, у колен которой стоит ребенок. Она разговаривает с молодым человеком, сидящим в непринужденной позе Па стуле, спиной к зрителю, и широким жестом руки указывающим на жениха и невесту. Из-за его протянутой руки видна необыкновенно реалистически написанная голова старухи в платке.

Все действующие лица изображены в парадных нарядах, причем особенно богато одета невеста. На ней белая полотняная рубашка, завязывающаяся у самой шеи, и белый парчевый, доходящий до пола сарафан, поверх которого надета парчевая, золотая с красными цветами душегрея. На шее у нее повязка, вышитая жемчугом, на грудь спускается ожерелье из крупных каменьев, в ушах - серьги. Голову и часть лба закрывает золотая повязка - принадлежность девичьего головного убора. На повязку наброшена спускающаяся до кисти руки фата из материи, вырабатывавшейся в XVIII веке и носившей название «коноватка». В руках у нее платок-ширинка.Все прочно молодые женщины также богато одеты: они в сарафанах и кокошниках. На женихе голубоватый кафтан, из-под которого видно зеленоватое полукафтанье с пуговицами; раскрытый его ворот позволяет видеть розовую, вышитую по краю рубаху. Прочие мужчины в длинных, тонкого сукна зипунах.

Этнографическая точность всех этих праздничных костюмов подтверждается показаниями старинных описаний народов России. Тип кокошников, надетых на молодых женщинах, характерен для Москвы и близлежащих к ней областей. Все это говорит, насколько Шибанов хорошо знал подробности крестьянского быта. Его наблюдательность доходила до того, что можно распознать сорт материи, например, в фате невесты, а по парче ее душегреи и сарафана - что эта парча русского производства. Эти обстоятельства сообщают доподлинность картине.

Достаток и даже богатство крестьянских семей в обеих картинах Шибанова калится стоящими в противоречии с ужасающим положением крестьянства того времени. Гневные страницы книги Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», его несчастные обитатели деревни Разореной и другие выведенные им крестьяне - яркое свидетельство злосчастной доли крепостного крестьянства екатерининского времени.

Но вместе с тем Радищев и в этих условиях видит красоту русских людей. Так, например, в главе «Едрово» он пишет про русских женщин: «Толпа сия состояла более нежели из тридцати женщин. Все они были в праздничной одежде... рубахи белые, взоры веселые, здоровье на щеках начертанное... красота юности в полном блеске, в устах улыбка, или смех сердечной».

Симпатичный образ невесты Анюты в той же главе «Едрово» очень близок к образу шибановской невесты. Влюбленный в Анюту жених также соответствует жениху из «Сговора», нежно глядящему на свою невесту. Светлые образы этой радищевской встречи с крестьянами вызывают его восторженный возглас: «Анюта, Анюта, ты мне голову скружила. Для чего я тебя не узнал лет 15 тому назад». Эти слова возникают в памяти при рассмотрении шибановской картины.

Всю свою любовь к народу Шибанов стремился утвердить, изображая крестьянина во всем его внутреннем и внешнем человеческом достоинстве. Поэтому он и одевал действующих лиц своих картин в их праздничные наряды, показывая свой народ с его лучшей стороны, в наиболее торжественные моменты жизни, любуясь его красотой. И в этом отношении он не отходил от правды. Не надо забывать, что многочисленные коллекции старой русской крестьянской одежды, главным образом парадной, хранящиеся в наших исторических и этнографических музеях, собраны по деревням и селам, где она лежала в сундуках и надевалась лишь в самых торжественных случаях.

Изображая, однако, наиболее красивую, праздничную сторону крестьянской жизни, художник, конечно, несколько идеализировал тот крестьянский мир, к которому он сам принадлежал. Но ведь то же восторженное состояние, в которое этот мир приводил его, чувствуется и у Радищева в тех строках, где он повествует о цельной, красивой и здоровой жизни крестьянства. Кроме того, надо думать, что на идеализацию крестьянских образов наложил свой отпечаток и дух времени, когда жил и работал Шибанов. Стиль эпохи требовал торжественности композиции, пышности складок, эффектности жестов и поз.

Шибанов написал обе свои крестьянские картины в 1774 и 1777 годах, то-есть в то время, когда были им писаны портреты Спиридовых и Нестеровых. И какая громадная разница между теми и другими! Здесь создаются большие многофигурные композиции, где художник выступает как вполне зрелый, уверенный в себе мастер. Любовь к крестьянским сюжетам, знание изображаемой им жизни помогли ему создать совершенные произведения и, наоборот, очевидно, холодной рукой писались заказные портреты дворянской знати.

По этим картинам Шибанов представляется нам художником, умело и тонко справлявшимся с колористическими задачами. Его гамма красок очень сдержанна. В «Обеде» на коричневатом общем фоне картины, в котором выдержана задняя стена избы, играющая роль фона, выступают бледнорозовые пятна: розовая рубаха на крестьянине, слева розовая фата за спиной молодой женщины, розовая рубашечка ребенка. Даже в лицах и руках действующих лиц преобладают эти бледно- розовые тона. И лишь единственным, более ярким пятном является белый цвет рубахи молодой женщины да жемчуга ее кокошника. Вся достаточно скупая гамма красок звучит гармоничным мощным аккордом.

В «Сговоре» преобладают те же коричневатые тона, на которых выступают розоватые оттенки лиц и рук. Из сумерек коричневатого фона выходит вся затемненная левая группа, у которой свет играет только на лицах. Наоборот, вся правая группа, и в особенности сама невеста как центр картины, озарена светом. И здесь, как и в «Обеде», красочная гамма очень сдержанна. Белая парча сарафана невесты, ее золотая с красными цветами душегрея, золотая повязка на голове, голубоватый костюм жениха, из-под которого выглядывают зеленоватое полукафтанье и розовая рубашка, приглушенные тона нарядов всех прочих женщин приведены в прекрасную торжественную гармонию, которую не нарушает большое пятно красного цвета - зипун молодого парня справа и его огненно-рыжие волосы.

Богатая одежда невесты и ее подруг, парча, золотые вышивки, жемчуга, камни ожерелья, полотно рубах, сукно мужских костюмов писаны с поразительно искусной передачей материалов. При взгляде на детали картины бросается в глаза огромное умение художника писать не только одежды, но и руки и полные выразительности лица. Широкой кистью, свободным, непринужденным мазком написаны фигуры. Особенно хорошо технически сделаны кисти и пальцы рук. Таким образом, в лице Шибанова мы имеем вполне законченного мастера, обладающего присущей только ему техникой и блестящим колоритом.

Откуда получил он все это умение? Где лежат истоки его творчества? Кто были его учителя? На все эти вопросы, к сожалению, сейчас нет ответа. Художественная биография Шибанова нам пока совершенно неизвестна.

Некоторые технические детали его письма позволяют, однако, выдвинуть следующие предположения. Всматриваясь в лица обоих крестьян «Обеда», замечаем, что наряду с широкими мазками они моделированы резкими, светлыми, крупными и мелкими штрихами, создающими впечатление круглоты в сопоставлении с тенями. Тот же прием штриховки виден и в волосах и одежде крестьянина слева, головке ребенка. В противоположность этому приему объем лица молодой крестьянки выполнен путем мягкого наложения теней. Всё это приемы, издревле шедшие еще от русской иконописи.

Вполне возможно предположить, что сам художник был уроженцем Суздальского края, так как у его господина (Потемкина) поместья были разбросаны решительно во всех местностях государства.

Суздаль всегда был центром иконописания. До нашего времени села Палех и Мстера донесли приемы и навыки древней живописи в прекрасных изделиях народного творчества. И не был ли Шибанов, таким образом, представителем одной из тех крестьянских семей, у которых из рода в род передавалось это искусство.

Шибанов мастерски владел искусством композиции, что не удивительно при предположении об иконописных истоках его творчества. В сцене крестьянского обеда расположение фигур за столом дышит непринужденностью и естественностью своей реалистической трактовки.

Значительно сложнее композиция «Сговора». Сам сюжет, относившийся к изображению праздничной, торжественной стороны крестьянской жизни, влек за собой усложнение композиции. Художник в общем справился с этой задачей, но не избежал некоторой условности и театральности. Излишняя приподнятость жестов сообщает театральный характер всей сцене. Так, преувеличен жест молодого парня в красном зипуне и особенно благословляющее движение рук девушки, соединяющей жениха и невесту. Во всем этом чувствуется стиль эпохи, наложившей свою печать на композицию «Сговора».

Михаил Шибанов. Свадебный сговор

Михаил Шибанов. Свадебный сговор

Реалистическое отношение художника к действительности сказалось и в психологической трактовке изображаемых им персонажей. Все богатство русской натуры вложил он в образы своих крестьян. Крестьянин для Шибанова не был Этнографическим типом, а живым человеком с индивидуальными особенностями характера.

Как благодушно-серьезны степенные лица обоих бородатых крестьян в сцене «Обеда». С каким благоговейным вниманием относятся эти оба труженика к часу своего обеденного отдыха! Их лица исполнены собственного достоинства без малейшей доли забитости. На таких людях стояла и крепла Русь.

Таковы же серьезное лицо пожилой крестьянки - образ хозяйки, в руках которой находится все благополучие семьи, и лицо молодой женщины, погрузившейся в созерцание своего ребенка. Сколько мужественной красоты в лице молодого человека - жениха, с любовью глядящего на невесту! Невольно вспоминается образ Ивана из упоминавшегося уже Эпизода «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева.

Среди остальных лиц сцены выделяется бледное простое лицо невесты, лицо самой обыкновенной крестьянской девушки. И эта бледность и как бы скованность выражения характеризуют ее волнение в связи с предстоящим замужеством, долженствующим сыграть такую исключительную роль во всей ее будущей жизни. Психологический момент здесь с большой тонкостью наблюден и передан художником.

О широкой русской натуре, о всем богатстве ее внутреннего содержания говорит лицо сидящего на первом плане крестьянина. Его прямой благодушный взор, крупные, простые, но необычайно благородные черты лица, рот под большими усами, крупная, массивная голова, обрамленная окладистой бородой, величаво сидящая на широких плечах, свидетельствуют о мужестве и сильной воле. И о такой же непреклонности характера говорит голова седого крестьянина, сидящего за спиной предыдущего. Это голова Ивана Сусанина, простого русского человека, способного на героические поступки.

Но по своему реализму едва ли не лучшее во всей картине - это лицо старушки в платке. Своей глубокой правдивостью оно напоминает о многотрудном жизненном пути этой женщины, сохранившей, однако, глубоко оптимистические взгляды на жизнь и благодушно созерцающей ее молодые ростки. Лица других женщин - типичные русские лица.

Известны ли нам до Шибанова картины из народной жизни?

Есть одно произведение - картина датчанина Эриксена «Столетняя царскосельская обывательница с семьей», - относящееся к 1768 году. Это погрудное изображение крестьянской семьи написано достаточно правдоподобно. Но каким холодным натурализмом веет от него! Для иностранца изображение столетней старухи и ее обросших бородами сыновей было только любопытным курьезом.

Как для датчанина Эриксена, так и для француза Лепренса, путешествовавшего по России между 1758 и 1762 годами и зарисовывавшего бытовые народные сцены, изображение русского народа и его жизни являлось экзотикой. Таким образом, предшественников у Шибанова не было, за исключением, пожалуй, А.П. Лосенко, у которого в картине «Владимир и Рогнеда» (1770) жизненно и правдиво написаны бородатые лица русских крестьян.

Свидетельством о проявлявшемся интересе со стороны русских художников XVIII века к жанровой живописи является упоминавшаяся картина И. Фирсова, о котором до сих пор ничего неизвестно, кроме того, что он в 1748 - 1756 годах учился в Академии художеств в Париже. Картина эта находится в Третьяковской галерее.

Имел ли в XVIII веке последователей наш художник? Может быть, прямых последователей у него и не было. Но независимые от академических течений пути искусства прокладывались и после него. Вспомним высокоодаренную личность Ивана Ерменева, тоже жанриста XVIII века и тоже изображавшего сцены из крестьянской жизни.

Сведения о личной жизни Ерменева крайне скудны. Мы знаем, что он был воспитанником Академии художеств, где в 1764 году обучался в архитектурном классе, а в 1767 году значился историческим живописцем, выдающимся своими способностями. Перед самым получением аттестата он с некоторыми из товарищей замешан был в какую-то историю, грозившую исключением из Академии. В конце концов он за это пострадал, получив аттестат четвертого разряда. Однако, несмотря на это, мы находим его с 1774 года в заграничной командировке в Париже. Видимо, в Париже он жил долго. В июле 1789 года он присутствовал при взятии и разрушении Бастилии. Ерменев сделал зарисовку этого события, которая впоследствии была гравирована.

От начала XIX века дошел до нас приписываемый ему рисунок, изображающий художника пожилых лет, с изнуренным лицом, лежащего на одре, сколоченном из досок. Он покрыт лохмотьями, левая рука его п ноги забинтованы. Вверху на полке стоят гипсовые слепки, а на перегородке дрожащей рукой художник выводит надпись: «Выгоднее быть цеховым малером, нежели историческим живописцем без покровителей». Заканчивает художник свою жалобу так: «Испытал, но жалею, что поздно».

Видимо, судьба Ерменева была плачевна. Оппозиционный взгляд художника на жизнь нашел свое отражение в дошедших до нас его восьми акварелях из крестьянской жизни. Эти акварели относятся к 70-м годам XVIII века. Они изображают нищих крестьян, калек перехожих, исполненных большой выразительности. Такой же силой обладают акварели, суммирующие творчество Ерменева, - «Поющие слепцы» и «Крестьянский обед». Аналогичная по своему сюжету с картиной Шибанова, она носит совершенно другой характер. В крестьянах Ерменева нет того довольства, которое мы видели в картинах Шибанова.

Все крестьянские сцены Ерменева полны жестокого реализма, лишены всяких прикрас. Видимо, впечатления переживались с болью и мукой, подобно его собственной трагической судьбе. Созданные им угрюмые, сосредоточенные образы крестьян, слепцов, нищих по своей силе и остроте соответствуют гневным образам Радищева, изобразившего забитых и измученных крестьян. Творчество Ерменева содержит резкую критику социальных контрастов в России XVIII века. Михаил Шибанов показывает другую сторону быта крестьянства. Он раскрывает моральную красоту народа, изображает его в немногие светлые минуты жизни.

Творения Шибанова пронизаны оптимизмом. Он ощущает радость бытия, передавая простые и мужественные лица своих крестьян в обыденной ли, торжественной ли обстановке. В ту раннюю пору зарождения национального искусства он сумел оценить и передать духовную красоту и величие русского народа. Он изображал крестьян Суздальского края - коренных русских людей. Сочувственное, любовное отношение художника к своим родичам, художника, обладающего большой русской душой, помогло ему выявить национальные черты русского человека.

В крестьянах Шибанова мы угадываем эти прекрасные национальные черты, помогшие им перенести весь гнет и ужас крепостного права и построить свою русскую культуру с ее самобытными национальными чертами.

В своей трактовке крестьян Михаил Шибанов намного опередил свое время. Он по своему подлинному реализму и крестьянскому жанру стоит, как и Иван Ерменев, особняком среди художников XVIII века. И мы чтим этих художников главным образом за их понимание крестьянской жизни и благоговейную любовь к своему народу, в чем заложены начала будущей жанровой живописи, приведшие к Венецианову, Федотову, Перову и передвижникам.

А.М. Скворцов

Литература: Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников XVIII века. Под ред. А.И. Леонова. - М., "Искусство", 1952.



mail.art19.info


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта