Шаляпин федор картина
Фёдор Шаляпин в портретах Константина Коровина
Константин Алексеевич Коровин блестящий живописец – станковист и декоратор. Талант яркий и самобытный, глубоко национальный и уловивший важнейшие искания импрессионистов, стремления живописцев нового времени к чистоте цвета. Сотрудничал с журналом «Мир искусства», создал панно для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде, писал декорации для Большого театра и Частной оперы С.И. Мамонтова. Тонкий колорист, «Моцарт живописи», как назвал Коровина Б.В. Иогансон. Пейзажист, портретист, жанрист, Коровин писал на пленэре, желая добиться максимальной цветовой точности изображаемого. Его работы поражали современников яркостью палитры, красотой верного тона и цвета, звучностью красок. Коровин большое внимание уделял технической стороне живописи, благодаря чему работы Коровина великолепно сохранились до наших дней.
Русский художник и писатель Константин Коровин. Галерея живописи и графики. Портрет Ф.И.Шаляпина. 1911
…Правил для построения композиции нет, и художники обычно говорят: композиции научить нельзя, она «является сама собой» (Крамской). Это действительно так. Коровин был из тех художников, которые компонуют сразу, даже без предварительных набросков.
…«В тенистом саду стоял уютный особняк. В нем помещался отель.<…> Константину Алексеевичу была предложена лучшая комната в отеле, с окнами в сад, светлая и просторная <…>. Плодотворным было это лето для Коровина. «Какой здесь замечательный свет!» – повторял он и работал с раннего утра до вечера <…>. В Виши им был написан один из лучших портретов Шаляпина. На низком соломенном стуле в белом костюме сидит Шаляпин. Через раскрытое окно видны зеленые кусты деревьев. На столе розы, красное вино в бокале».
Коровин уехал на юг Франции в Виши лечиться, позже приехал туда же Шаляпин. Написав портрет, Коровин продал его коллекционеру М.И. Терещенко, чем огорчил Шаляпина. Пресса сразу объявила, что Шаляпин намерен привлечь Коровина к третейскому суду, так как портрет продан без его разрешения, на что сам Шаляпин отвечал: «К Коровину мои дружеские отношения такие же, как и прежде. Мне, действительно, было жаль, что мой портрет, который так удался, попал не ко мне. Помните, я так долго позировал и старался делать «приятное» лицо. Я, действительно, был огорчен, но ни о каком третейском суде я не помышлял». Коровин писал портрет Шаляпина, уже пройдя большой творческий путь, найдя свой стиль, утвердив за собой право широкого «коровинского» письма. Ко времени создания портрета Шаляпина в Виши Коровин уже написал портреты Морозова, Любатович, Чигарова и другие; был написан портрет Шаляпина совместно с Серовым (1904 г.), портрет Шаляпина 1905 года.
И в портрете Шаляпина (1911) Коровин не отошел от своего принципа. Шаляпин изображен сидящим возле стола. Поза его свободна, изящна, вместе с тем спокойна. Лицо обращено к зрителю в три четверти; Шаляпин смотрит вглубь комнаты, возможно, беседует с невидимым собеседником. Свет падает слева, из открытой двери. Летний день или утро, настроение, должно быть, и у певца и у портретирующего его художника, превосходное. «Портрет удивительно передает ощущение силы, свежести и здоровья,
Шаляпин хорошо посажен, поза его удобна, но, создается впечатление, будто он сидит на диване, а не на непрочной, кажущейся детской под его широкой фигурой, табуретке (или стуле). Да и комната кажется небольшой, и Шаляпину в ней тесновато. Он бы в ней совсем задыхался, если бы не двери в сад. Несмотря на то, что за окном плотная стена зелени, неба не видно - пространство ощущается. Но конечно, и воздух и свет в картине создала не композиция, а колорит. Главная ценность картины – ее живописность. Композиция важна, но ее во главу угла ставили передвижники, так как у них она несла идею. У Коровина несет идею живопись – идею света, жизни, добра. Нельзя же назвать художника безыдейным, если своими работами он хочет приносить людям радость.
Отдельно и, вместе с тем, в едином строе картины, скомпонован натюрморт. К нему существовал этюд, написанный в одно время с портретом. Наиболее живая часть натюрморта – букет цветов, написанный более плотно (пастозно), чем остальная часть картины. Возможно, художник экспериментировал прямо на холсте, накладывая один цвет за другим. Вазочка с фруктами сливается с фоновым пейзажем в окне. Отдельная, ученически простая часть натюрморта слева, состоящая из трех предметов, своим силуэтом образуют треугольник с основанием внизу. В подобный же треугольник можно вписать и саму фигуру Шаляпина.
…Портрет Шаляпина построен по живописным законам импрессионистов – по мгновенному состоянию натуры, вместе с тем целен, образ и характер артиста ясно читаются. Перед нами живой человек в нарядном костюме. Он еще молод, но уже прославлен. Коровину нет до этого дела. Изображая «суть», он не ищет конкретного образа, не типизирует Шаляпина, как Серов в своем графическом портрете (1905 г.), где Шаляпин изображен с лицом вдохновенным, поэтичным и надменным. Даже сама поза уже показывает его недоступность.
Серов, как и Головин, изображают артиста, то есть ставят перед собой задачу написать конкретный образ, у обоих тон, колорит подчинены содержанию, идее картины. У Коровина – наоборот. В «Автобиографической рукописи» он пишет: «Чувствовать красоту краски, света – вот в чем художество выражается немного, но правдиво, верно брать, наслаждаться свободно, отношения тонов. Тона, тона правдивей и трезвей – они содержание. Надо сюжет искать для тона»
Портрет Шаляпина (1911) уже современниками назывался одним из лучших произведений Коровина. Коровин привлекал и привлекает ярким колоритом, убедительной живописью. Как теплое, солнечное привлекает глаз больше пасмурного, так и живопись Коровина влечет своей радостностью. Вначале радостных красок Коровина не понимали, как не понимали, например, импрессионистов. Но время все расставило по своим местам.
******
Коровин ценился далеко не всегда. Много огорчений доставляло ему непонимание публики, критиков. Над его работами – «мазней», смеялись; известна карикатура В. Боровкова «Художник К. Коровин пишет сапогом картину» (1902). Репин и передвижники были недовольны Коровиным, так как он не создавал ничего серьезного, идейного, только «этюдики». И даже ученик Коровина – Б.В. Иогансон, столь ценивший учителя, пишет: «Он обещал поразительно много и, в конце концов, не оправдал ожиданий»1. То есть ожиданий большой серьезной работы, которую, по мнению многих, должен создать настоящий художник. М.В. Нестеров считал, что К. Коровин «срывает «цветы удовольствия», «работает, как бы играючи». Таким образом, Коровина ругают все: те, кто любит – за безыдейность, набросочность работ; те, кто завидуют славе или не понимают его – за широкую манеру письма, опять же за безыдейность. Хвалебные отзывы слышны крайне редко.
1921 год. Портрет Шаляпина. Художник К. Коровин.
Долгие годы Коровин общался и дружил с Ф.И. Шаляпиным. Оба талантливые, близкие по характеру, они и в творческой деятельности перенимали мастерство друг друга. Коровин неплохо пел, а Шаляпин под влиянием Коровина и его друзей, начал рисовать и лепить. Даже слепил собственный бюст.
Многие художники писали Шаляпина. На портретах одних он сумрачен, других - озарен вдохновением или изображен в какой-нибудь роли, например, Бориса Годунова на портрете Головина. Коровин же изобразил друга, общительного человека. Особенно ему удался портрет 1911 года, где Шаляпин показан как бы продолжающим беседу в непосредственной, изящной позе.
Как и большинство художников, К.Коровин писал портреты на заказ. Хотя более предпочитал рисовать портреты друзей. Шаляпина Коровин пишет именно как друга.
Художник К. Коровин. Портрет Шаляпина. 1905 г.
…Много горечи доставляло Коровину непонимание его людьми, особенно прессой. А именно, невнимательность журналистов, их поверхностность и привычка толпы хватать, «что кинут», привела к порицанию Коровина, к сравниванию его то с декадентами, то с натуралистами, то с импрессионистами, непониманию его самобытности, его русского сердца.
Коровин обижался на критику, в «Автобиографических рукописях» он пишет: «Критика наша, за малым исключением, только и занимается колебанием треножника артиста, совершенно ясно выражая собой страшную психологию унтера Пришибеева, легкомысленно относясь к служению художественной цивилизации, давая оценку ценностям совершенно и почти всегда мимо <…>. Пользуясь несознательной массой, с невероятной похотливостью к словоизвержениям, с фальшиво честным взором, они убеждают всеми способами собраться и оплевать художника. Они беспокоятся: если он хорошо пишет, то лентяй, он мало работает или плохо живет с женой - и клевета без конца. Все, заботясь о вас, вашу музу, чистую и невинную, всегда хотят отправить в места не столь отдаленные»
Редко позволяющий себе грубое слово, обычно радушный художник, так безапелляционно пишет о газетчиках. Нет сомнения, что они доставляли ему большие страдания. И записки художника, вышедшие под названием «К. Коровин вспоминает…» – это утверждение своего коровинского «я», искренности перед народом, действительной любви к людям, к Богу, к искусству. «Люди, вы такие дикие! В вас нет бога. Я художник, вся зависимость моя есть от общества, а вы не хотите обратить ваше внимание».
Портрет Шаляпина с дочерью Ириной. 1914 год. Художник К. Коровин.
Коровин был превосходным театральным декоратором, театр принес ему славу и доход, но он оставался верен станковой живописи. «Этюдник – вечный его спутник во всех прогулках и путешествиях, неотъемлемая принадлежность его существования» Коровин всегда и везде писал с натуры. Это особенное восприятие красоты мира, желание изображать прекрасное, а бытовое сделать красивым через живопись. Любовь Коровина изображать «все, что вижу», без четко компоновки, верность натуре, давала повод некоторым современникам называть его натуралистом. Долгое время Коровина считали художником неглубоким, поверхностным и удивлялись его замечательно удававшимся портретам. Художник, который основную свою задачу видит в цвете, в передаче колорита – так хорошо, с психологической оценкой пишет портреты, конечно, не может быть натуралистом, принципы которых заключаются в передаче натуры до мельчайших подробностей, передаче внешнего, а не внутреннего содержания.
Это портрет Шаляпина художника Серова.Тут виден прославленный певец.
А это Шаляпин у Кустодиева. Как мне кажется, парадный, неприступный, величавый, барственный.
Шаляпин Федор Иванович
Федор Иванович Шаляпин
Фотоальбом
Ф.И.Шаляпин. 1893 г.
Ф.И.Шаляпин и И.И. Торнаги. 1897 г.
Ф.И.Шаляпин. 1898 г.
Ф.И.Шаляпин с отцом И.Я.Шаляпиным и братом Василием. 1898 г.
Ф.И.Шаляпин. 1900 г.
Ф.И.Шаляпин.
Прибытие Ф.И. Шаляпина в Шанхай. С ним его дочь Дася.
Ф. И. Шаляпин с сыном Борисом.
Ф.И.Шаляпин. 1936 г.
А.М. Горький и Ф.И.Шаляпин. 1901 г.
С.Лобовиков. А.М. Горький и Ф.И.Шаляпин.
С.Лобовиков. Отец Фёдора Шаляпина – И.Я.Шаляпин.
Шаляпин в живописи:
Б.М.Кустодиев. Портрет Ф.И.Шаляпина. 1922 г.
К.Коровин. Федор Шаляпин.
Борис Шаляпин. Федор Иванович Шаляпин, 1934 г.
Борис Шаляпин. Портрет отца, артиста Федора Шаляпина, 1931 г.
Борис Шаляпин. Ф.И. Шаляпин в роли Мельника.
Портрет Ф.Шаляпина. 1916. Фрагмент. Н.Харитонов.
Ф.Шаляпин. Автопротрет.
П.П. Трубецкой. Портрет Шаляпина. !899-1900.Гипс тонированный.
Вернуться на основную страницу Ф.И. Шаляпина
www.hrono.info
Шаляпин Федор Иванович
Федор Иванович Шаляпин
Фотоальбом
Ф.И.Шаляпин. 1893 г.
Ф.И.Шаляпин. 1898 г.
Ф.И.Шаляпин с отцом И.Я.Шаляпиным и братом Василием. 1898 г.
Ф.И.Шаляпин. 1900 г.
Ф.И.Шаляпин.
Прибытие Ф.И. Шаляпина в Шанхай. С ним его дочь Дася.
Ф. И. Шаляпин с сыном Борисом.
Ф.И.Шаляпин. 1936 г.
А.М. Горький и Ф.И.Шаляпин. 1901 г.
С.Лобовиков. А.М. Горький и Ф.И.Шаляпин.
С.Лобовиков. Отец Фёдора Шаляпина – И.Я.Шаляпин.
Шаляпин в живописи:
Б.М.Кустодиев. Портрет Ф.И.Шаляпина. 1922 г.
К.Коровин. Федор Шаляпин.
Борис Шаляпин. Федор Иванович Шаляпин, 1934 г.
Борис Шаляпин. Портрет отца, артиста Федора Шаляпина, 1931 г.
Борис Шаляпин. Ф.И. Шаляпин в роли Мельника.
Портрет Ф.Шаляпина. 1916. Фрагмент. Н.Харитонов.
Ф.Шаляпин. Автопротрет.
П.П. Трубецкой. Портрет Шаляпина. !899-1900.Гипс тонированный.
Вернуться на основную страницу Ф.И. Шаляпина
www.hrono.ru
ФотоГалерея | Опера | Шаляпин Фёдор Иванович
Борис Годунов – Фёдор Шаляпин.Опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского.Русская частная опера (театр Саввы Мамонтова), Москва, 1898-1899.
Борис Годунов – Фёдор Шаляпин.Опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского.Гранд Опера, Париж, 1908.
Борис Годунов – Фёдор Шаляпин.Опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского.
Борис Годунов – Фёдор Шаляпин.Опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского.Большой театр, Москва, 1912.
Борис Годунов - Фёдор Шаляпин.Опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского.Фотостудия К. А. Фишера.
Борис Годунов – Фёдор Шаляпин.Опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского.Большой театр, Москва, 1911.
Борис Годунов – Фёдор Шаляпин.Опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского.Большой театр, Москва, 1911.
Борис Годунов – Фёдор Шаляпин.Опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского.Большой театр, Москва, 1911.
Борис Годунов – Фёдор Шаляпин.Опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского.Большой театр, Москва, 1913.
Борис Годунов – Фёдор Шаляпин.Опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского.Большой театр, Москва, 1913.
Борис Годунов – Фёдор Шаляпин.Опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского.Мариинский театр, 1912.
Борис Годунов – Фёдор Шаляпин.Опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского.Фотография начала 1920-х годов.
Борис Годунов – Фёдор Шаляпин.Опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского.
Борис Годунов – Фёдор Шаляпин.Опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского.
Борис Годунов – Фёдор Шаляпин.Опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского.
Шуйский – Василий Шкафер, Борис Годунов – Фёдор Шаляпин.Опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского.Фотостудия К. А. Фишера.
Борис Годунов – Фёдор Шаляпин.Опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского.Антреприза С. П. Дягилева, театр «Дрюри-Лейн», Лондон, июнь 1913.
Борис Годунов – Фёдор Шаляпин, Шуйский – Хосе Мохика (José Mojica).Опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского.Турне по США с Чикагской городской оперой (Chicago Civic Opera), 1924-25.
gallery-mt.narod.ru