Великая Русская художница Елена Поленова. Картины елены поленовой
Елена Дмитриевна Поленова картины
Елена Дмитриевна Поленова — известная русская художница. Е. Д. Поленова родилась 27 ноября 1850 года. Является родной сестрой художника Василия Дмитриевича Поленова (1844-1927). Русская художница стала известна, как великолепный живописец, а также как одна из самых первых художников-иллюстраторов детской книги. Елену Дмитриевну Поленову по-праву считают одним из основоположников русского модерна в изобразительном искусстве. Используя совершенно новые методы изображения, она создала массу великолепных иллюстраций русских сказок, которые перепечатываются и сегодня.
Елена Поленова родилась в 1850 году в Петербурге в семье чиновника. С раннего детства приобщилась к миру искусства, так как многие члены её семьи, как по материнской линии, так и по отцовской, были связаны в живописью и творчеством. Елена Поленова стала одним из самых изобретательных художников своей семьи. Её творчество по-настоящему многопланово. Она писала пейзажи, исторические картины, а также занималась графикой и декоративно-прикладным искусством.
Наиболее популярными стали её иллюстрации для сказок и детских книг. Искусство для людей, которое доступно каждому, кто любит читать книги, сделало её талант знаменитым на всю Россию и далеко за её пределами. Последователями Поленовой считают таких знаменитых иллюстраторов, как И.Билибин, С.Малютин, Г.Нарбут, Д.Митрохин. За свою жизнь она создала иллюстрации к таким русским народным сказкам, как: «Белая уточка», «Война грибов», «Морозко», «Избушка на курьих ножках», «Лисичка сестричка и волк», «Сивка-бурка», «Маша и Ваня», «Сынко-Филипко», «Жадный мужик», «Рыжий и красный», «Отчего медведь стал куцый», «Злая мачеха», «Сорока-ворона», «Козлихина семья», «Сказка о царе Берендее», «Жар-птица».
Елена Дмитриевна Поленова умерла 19 ноября 1898 года в Москве. Причиной её кончины считают серьёзную травму головы, которую она получила двумя годами ранее, когда оказалась в перевернувшейся повозке и ударилась головой о мостовую. В настоящее время её картины хранятся в нескольких музеях России, в том числе в Государственном русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном мемориальном историко-художественном и природном музее-заповеднике В. Д. Поленова и других.
Зверь (Змий)
Иконописная XVI столетия
Иллюстрация к сказке «Белая уточка»
Иллюстрация к сказке «Война грибов»
Иллюстрация к сказке «Избушка на курьих ножках»
Иллюстрация к сказке «Война грибов»
Иллюстрация к сказке Морозко
На дворе зимой
На опушке
Пейзаж с воронами
Старый сад
Улица в Костроме
Художница на пленере в Абрамцево
Мебель, изготовленная по эскизам Е.Д.Поленовой
Абрамцево. Теремок-мастерская, в которой изготавливали мебель по эскизам Е.Д.Поленовой
Ваганьковское кладбище. Могила Е.Д.Поленовой.
Давно мечтаете заменить в своём доме двери? Полезные и ценные советы по интересующей вас теме вы можете узнать на vidydveri.ru. Виды дверей, как выбрать, где купить и многое другое.
art-assorty.ru
Елена Дмитриевна Поленова - История красоты
«Её занимало всё русское, национальное, народное. Как известно, не только её. Ибо это и было время, как бы сказали позднее, «пробуждения национального сознания» в среде творческой интеллигенции, потребности возвращения к истокам чисто русской культуры.
Елена Дмитриевна, первая из русских художников обратила внимание, что русские дети растут на немецких и английских сказках. Она с огорчением обнаружила, как писала В.В. Стасову, что «не знает ни одного детского издания, где бы иллюстрации передавали поэзию и аромат древнерусского склада». И она решила попробовать себя в книжной иллюстрации для детей.» Лидия Кудрявцева
Иллюстрации Елены Дмитриевны Поленовой
Елена Дмитриевна Поленова (1850 — 1898) — сестра художника В.Д.Поленова, одна из первых русских художниц-иллюстраторов, график, живописец, мастер декоративно-прикладного искусства.
Елена Дмитриевна родилась в семье, все члены которой так или иначе были связаны с научным и художественным миром.
Отец Дмитрий Васильевич Поленов был уважаемым учёным, археологом, историком. А брат Василий Дмитриевич Поленов, как известно, прославленный живописец, замечательный пейзажист. Мария Александровна Поленова, мать Елены Дмитриевны, была художницей и детской писательницей. Из её книги «Лето в Царском Селе» узнаёшь, как замечательно воспитывала она своих детей, уделяла внимание занятиям русской и мировой истории, подолгу и умно беседовала с ними, занималась рисованием. Дети не знали праздности.
В 1877-м Поленова поехала в Киев к сестре. Шла русско-турецкая война. Сёстры работали в госпитале, собирались открыть свою амбулаторию, ходили на женские медицинские курсы. Здесь же, в Киеве, Елена Дмитриевна влюбилась в талантливого врача, профессора киевского университета А.С.Шкляревского. Чувство было взаимным, но семья Елены Дмитриевны категорически возражала против этого брака и сделала всё, чтобы он не состоялся…
В результате этой личной трагедии Поленова, по воспоминаниям друзей, очень изменилась. Стала более замкнутой, холодной, как будто затаился на время маленький яркий огонёк в её душе. Она решила оставшуюся жизнь посвятить общественной деятельности и занятиям искусством. Поступила в рисовальную школу при Обществе Поощрения Художеств (1878-1880). Училась сразу в двух классах: акварельном и керамическом. На экзаменах была удостоена серебряных медалей (золотых в школе при ОПХ не давали) и — случай весьма необычный для того времени — получила предложение поехать на стажировку в Париж. «Какой скандал, Вася, — писала она брату, — меня посылают в командировку за границу от О-ва поощрения. Я думаю, это первый пример в истории, по крайней мере в русской, чтобы особа нашего бабьего сословия получала поручение и отправляема была в командировку с целью изучения и т.д.»«На дворе зимой» 1886г.
Приехав в 1882 году в Москву, Елена Дмитриевна вместе с братом В. Д. Поленовым оказалась в центре кружка талантливой молодежи, который составляли: К. А. Коровин, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, А. Я. Головин, С. В. Иванов, М. В. Якунчикова, И. С. Остроухов.
Тёплая, дружественная, творческая атмосфера, царившая в кружке, воскресила её от тяжёлого сна, в котором она жила после трагедии в личной жизни; разбудила дремавшие до этого времени силы художницы — вновь зажгла огонёк в её душе и жажду не только общественной работы, но и творчества.«Заводь в Абрамцеве» 1888г.
Поленова принимала активное участие в творческих вечерах кружка. Шила костюмы для театральных постановок. Подолгу гостила в имении Мамонтовых Абрамцево. Ходила на этюды вместе с Константином Коровиным. Здесь же Поленова познакомилась и с Виктором Васнецовым. «Кто дал мне толчок к уразумению древнерусской жизни — так это Васнецов, — писала она Стасову, — у Васнецова я не училась в прямом смысле слова, т.е. уроков у него не брала, но как-то набиралась около него понимания русского народного духа».Это общение во многом определило народный дух её дальнейших творческих исканий. Стихийно сложившийся «абрамцевский художественный кружок» сыграл большую роль в развитии национальной художественной культуры, во многом определив особенности стиля модерн в России.
Не правда ли, в работе «Зверь» уже чувствуется влияние нового стиля Модерн.
Всё больше увлекаясь русским народным искусством, Поленова вместе с Елизаветой Григорьевной Мамонтовой начала создавать в Абрамцеве музей народного искусства, собирая по деревням предметы быта, образцы ткачества, вышивки, зарисовывая орнаменты. Чтобы пополнить коллекцию, дамы даже ездили в специальные экспедиции за предметами быта по Ярославской, Владимирской и Ростовской губерниям. Экспонаты коллекции служили образцами для столярно-резчицкой мастерской, управляемой Е. Д. Поленовой и Е. Г. Мамонтовой. С 1885 по 1894 год Елена Дмитриевна выполнила свыше 100 проектов мебели и предметов декоративно-прикладного искусства (мебель, расписные фарфоровые блюда).
На навесных шкафчиках и полочках, стульях, лавках, изготовленных по проекту Поленовой, можно видеть, как она преображала мотивы пейзажа в орнамент и узор для резьбы.
Мебель по эскизам Е.Д. Поленовой. 1880-1885-е годы.
Елена Дмитриевна с увлечением создавала орнаменты для мебели и утвари по мотивам русских народных орнаментов. «…У нас условие: по возможности не прибегать к помощи изданий и вообще печатного материала. Например, не заимствовать форм и рисунков в памятниках общеизвестных или находящихся в открытых музеях… наша цель — подхватить ещё живущее народное творчество и дать ему возможность развернуться…», — писала художница.У мастерской было много заказов, а в Москве был даже открыт специальный магазин.
Буфет в доме архитектора Кузнецова, выполненного по эскизам Поленовой.
Эта «способность к русскому стилю», внимательнейшее и кропотливое изучение русского народного искусства, «страсть к национальному складу» не могли не подвести художницу к знакомству с фольклором. Поленова заинтересовалась иллюстрированием сказок.
Иллюстрация к сказке «Война грибов»
«Вы спрашиваете, как мне пришло в голову иллюстрировать «грибной поход». Я начала не с него, а с других сказочных сюжетов, заимствованных из сборника Афанасьева, по правде сказать, рисовала я их без определённой цели, потому что мне нравились мотивы русских сказок (я всегда любила русскую жизнь в её прошлом). Эти рисунки видели у меня кое-кто из приятелей, стали говорить об издании — мысль мне улыбнулась — я начала иллюстрировать афанасьевскую «Белую уточку». Потом, когда сцены с человеческими фигурами показались мне однообразными, мне захотелось другого, и тогда я вспомнила «войну грибов» в той редакции, как я слышала её от своей бабушки в очень раннем детстве, редакцию с вариантом об волнушечьем монастыре, которого я потом нигде не встречала. Так как издание предназначалось для детей, то я постаралась перенестись в то далёкое время, когда, слушая этот рассказ, я представляла себе в лесу миниатюрные посёлки, монастыри и города, выстроенные, так сказать, в грибном масштабе, в которых живут и действуют эти удивительные существа, так как в детском разумении гриб — это существо совсем живое и очень привлекательное…»
Иллюстрация к сказке «Война грибов» Иллюстрации к сказке «Белая уточка».
Для иллюстрирования она брала не только уже опубликованные сказки из сборника Афанасьева, но и активно собирала сказки сама, ходя по окрестным деревням. В деревнях за художницей обычно шла вереница ребятишек. Чтобы «удержать их в спокойствии», она просила рассказывать ей сказки и тут же записывала текст. «Избушку на курьих ножках» записал по просьбе художницы грамотный крестьянский мальчик, – «мастер сказки сказывать», как говорили о нем его товарищи. Слышал он эту сказку в своей же деревне.
Иллюстрации к сказке «Избушка на курьих ножках».
Здесь ее ждало не одно открытие. Так, записав в глухой северной деревне текст народной сказки «Сынко-Филипко», рассказывающей о мальчике, вырезанном из чурбанчика и оживленном любовью и теплом матери, она убедительно доказала, что данный сюжет является архетипическим для русской культуры, то есть не был заимствован из западноевропейских литературных источников.
Первые иллюстрации к сказкам Елена Дмитриевна сделала в 1886 году. С этого времени до конца своей жизни она не бросала любимого занятия. За двенадцать лет Поленова сделала иллюстрации более чем к двадцати русским народным сказкам и поговоркам.
Баня-теремок в Абрамцево. В ней находится очень оригинальная комната - "шкатулка". На стенах - иллюстрации Е.Д. Поленовой к "Сказке о Маше и Ване".
В последствии, такие мастера, как И.Билибин, С.Малютин, Г.Нарбут, Д.Митрохин, считали себя её учениками и последователями.
Поленова собиралась и дальше продолжать работу над сказками… Увы, её мечтам не суждено было осуществиться. В апреле 1896 года, когда она ехала на извозчике по крутому спуску к Трубной площади, пролётка налетела на рельсы конки и перевернулась. Поленова ударилась головой о мостовую, и её болезнь и смерть спустя два года были следствием этого удара. Потрясённый Василий Поленов писал: «Она неутомимо работала, можно сказать, всю свою жизнь и всё время шла вперёд, и вот, когда талант её развился и окреп, когда полная творческих замыслов она могла бы дать ещё много высокодаровитого и интересного, жестокая судьба её убивает…»
А.Н.Бенуа сказал уже после смерти Елены Дмитриевны: «Поленова заслужила себе вечную благодарность русского общества тем, что она первая из русских художников обратила внимание на самую художественную область в жизни – на детский мир, на его странную, глубоко поэтическую фантастику. Она нежный, чуткий и истинно добрый человек, проникла в этот замкнутый детский мир и угадала его своеобразную эстетику».
Источники:http://bibliogid.ru/articles/2563http://www.mosjour.ru/index.php?id=470http://polenovousadba.ru/11-komnata-e-d-polenovojФото:http://otkritka-reprodukzija.blogspot.ru/2008/07/1850-1898.htmlhttp://starina-rus.ru/kartinki/70.phphttp://rezbaderevo.ru/topic.php?topic_id=480
bellezza-storia.livejournal.com
Поленова
Е.Д.Поленова Иллюстрация к сказке "Война грибов"
Елена Поленова пропадает в тени своего известного брата Василия Дмитриевича Поленова, первого русского импрессиониста. Только недавно имя Елены Дмитриевны Поленовой привлекло внимание специалистов: в 2012 году в Третьяковской галерее была организована ее персональная выставка, первая после 1902 года.
Выставка была приурочена к сто шестидесятилетию со дня рождения художницы. К этой дате была подготовлена и книга о ее жизни и творчестве. В 2015 году Елене Поленовой исполняется 165 лет (1850 г.) со дня рождения.
Любителям русского искусства Елена Дмитриевна известна как подвижница и последовательница Виктора Васнецова, стоявшая у истоков русского неоромантического стиля, во многом способствовавшая разрушению засилья «западного» стиля. Но к самой себе, в свой сокровенный внутренний мир, она прорывалась мучительно долго.
Люстра по эскизам Е.Д.Поленовой
Первый сбой произошел в двадцать семь лет, когда она решила выйти замуж по любви за врача, с которым познакомилась, работая в госпитале во время русско-турецкой войны. Но родители оказались категорически против брака и сделали все, чтобы свадьба не состоялась.
Странная история, о которой упоминается вскользь, хотя эта трагедия выбила Елену Дмитриевну Поленову из жизни на долгих пять лет. Она стала замкнутой, нервной, раздражительной, налицо были все признаки психического заболевания.
Из этого тупика художницу вывел брат, уже известный к тому времени художник, пригласивший ее вместе с матерью к себе в Москву. Здесь Елена Поленова попала в новый для себя мир энтузиастов и подвижников всего русского, которых объединил Савва Мамонтов, купец и промышленник, искренне любивший театр, музыку и все русское.
Абрамцево. Теремок-мастерская, в которой изготавливали мебель по эскизам Е.Д.Поленовой
Он собрал у себя в имении все лучшее, что было тогда в русском искусстве, построив в своем Абрамцево настоящий городок искусства. Здесь все кипело, здесь невозможно было не рисовать, не писать, не музицировать. Павел Флоренский писал:
«Абрамцево, прежде всего, есть духовная идея, которая неуничтожаема; если будет жива идея Абрамцева, то не всё погибло».
Вот в этот удивительный мир искусства и ввел Елену Дмитриевну ее знаменитый брат, чем спас, выведя из спячки и полураспада, из депрессии и болезни. Здесь Поленова подружилась с хозяйкой Абрамцево, женой Мамонтова.
Вместе они стали ездить по деревням, собирая все русское: бытовую утварь, расшитые узорами и орнаментами полотенца, скатерти, народные костюмы, которые Савва Мамонтов использовал в своих театральных постановках.
Мебель, изготовленная по эскизам Е.Д.Поленовой
Так в Абрамцево был создан первый настоящий русский музей, душой и сердцем которого стала Елена Дмитриевна. Здесь была открыта столярная мастерская, где по эскизам Поленовой создавалась уникальная и поистине сказочная мебель.
Она и сейчас смотрится как сошедшая со страниц любимых сказок, а по ее эскизам продолжают делать мебель русские умельцы. А еще здесь бесплатно учили детей рисованию, грамоте и ремеслу, чтобы дети могли себе зарабатывать на хлеб.
Поленова с ее душевной добротой, нежностью, любовью к людям, скромностью и талантом обладала огромной работоспособностью, привлекая к себе всеми этими качествами. Елена Дмитриевна была человеком тонких душевных качеств и очень ранимой.
Е.Д.Поленова. На дворе зимой. 1886 г.
За недолгие годы жизни в искусстве она прошла путь от увлечения реализмом до национально-романтического русского модерна и символизма. Елена Поленова родилась в художественно-артистической среде: отец – государственный чиновник и ученый, мать – художница и детская писательница.
Дети не ходили в школу, но получили блестящее домашнее образование, о котором заботилась мать будущих художников - брата и сестры Поленовых. Детство прошло в основном на севере, в Корелии, откуда у Елены на всю жизнь осталась любовь к северной природе.
Юг она не любила. На лето дети уезжали к бабушке в Тамбовскую область. Бабушка, пока они ехали к ней в имение, рассказывала детям сказки, которые потом стали источником вдохновения Поленовой. Она первая увидела и поняла, что русские дети воспитываются на немецких и английских сказках, но не на русских, что ее очень удивило.
Иллюстрации Е.Д.Поленовой к сказкам
Тогда она начала рисовать иллюстрации к русским сказкам. Это потом были Билибин, Добужинский и Зворыкин, во многом повторяющие ее находки. Она иллюстрировала такие известные русские сказки, как «Морозко», «Кот и лиса», «Война грибов», «Белая уточка», «Волк и лиса», «Избушка на курьих ножках».
Русские сказки стали с ее легкой руки визитной карточкой неорусского стиля. В конце восьмидесятых годов она собрала русские сказки и поговорки со своими иллюстрациями в отдельную книжку. Александр Бенуа, с восхищением писал о ней:
«Поленова заслужила себе вечную благодарность русского общества тем, что она, первая из русских художников, обратила внимание на самую художественную область в жизни - на детский мир, на его странную, глубоко поэтическую фантастику. Она, нежный, чуткий и истинно добрый человек, проникла в этот замкнутый, столь у нас заброшенный детский мир, угадала его своеобразную эстетику, вся заразилась пленительным "безумием" детской фантазии».
Е.Д.Поленова. Иллюстрация к сказке "Морозко". 1886-1889 гг.
Но через тринадцать лет активной жизни случилось несчастье: в 1896 году она упала с пролетки, ударилась головой о рельсы конки, получив тяжелейшую черепно-мозговую травму. После этого трагического случая стиль Поленовой постепенно меняется.
Он становится более тонким и сверхчувственным, хотя и раньше Елена Дмитриевна любила таинственность, уединенность и мистику, больше соответствовавшие ее душевному настрою и ее пониманию русской души.
В необычных декоративных работах Поленовой последних лет перемешались сон и реальность, жизнь и мечта, красота и гармония, ставшие ее личным откровением и прорывом в неведомый мир своей души, который невозможно было передать напрямую в ярких и живописных формах, как раньше.
Е.Д.Поленова. Жар-птица. 1896-1898 гг.
В ее последних работах все на полутонах, полунамеках, в полу-жесте и полуслове, примером тому могут служить ее эскизы для декоративного панно по мотивам сказки о Жар-птице. Они являются образцом ее нового мистического языка.
На эскизе чудо-птица выглядит совсем иначе, чем у Леона Бакста или Константина Сомова. Здесь нет пурпурно-огненных и солнечно-ярких цветов, нет определенности мифического образа, как в эскизах упомянутых художников.
У нее Жар-птица – это существо, материализующееся из ночного мрака. Очертания мифической птицы размыты и сливаются с таинственным чудо-деревом, цветущим сказочными цветами. Сизые облака, ночной туман, яркие ночные звезды создают таинственно-сказочную атмосферу, в которой рождаются таинственные существа.
Е.Д.Поленова. Зверь (Змий). 1895-1898 гг.
Жар-птица Поленовой – это воплощение мечты об иных мирах, тоска по высшей гармонии, стремление в сказочную страну, где все сбывается и добро побеждает зло. Сизо-серые полустертые цвета потустороннего мира – цвета пограничья, разделяющие фантастический мир и реальный и в то же время соединяющие их.
Образ ее Жар-птицы - это тонкий сон художника, в котором рождаются необыкновенные поэтические образы. Неслучайно она говорила о своих последних работах, что они все привиделись ей во сне, оставалось только успеть их зарисовать, пока они не улетучились и не забылись.
Это была жизнь на цыпочках, зыбкая и на грани миров, подобная той, что запечатлена в картине «Зверь (Змей)», написанной в последние годы. Сюжет картины сказочный, но в нем отразилась та реальность, в которой Елена Поленова жила: на грани между сказкой и былью, жизнью и смертью, зверем, стерегущем ее, и древом жизни, с которого она срывает плоды.
Ваганьковское кладбище. Крест на могиле Е.Д.Поленовой.
Она умерла от болезни мозга через два года после трагедии с пролеткой. Болезнь была следствием травмы. Ей не исполнилось и сорока восьми. В 2002 году на Ваганьковском кладбище на месте ее предполагаемой могилы установили новый резной крест. Место захоронения Елены Дмитриевны Поленовой удалось установить лишь по чудом сохранившейся резной ограде.
Тина Гай
Related posts
coded by nessussotvori-sebia-sam.ru
«BersoАнтик» - Елена Поленова - первая женщина русского модерна
Елена Дмитриевна Поленова не менее известна, чем ее родной брат - художник Василий Поленов. Искусствоведы называют ее одной из основоположниц русского модерна. Большинство знает Поленову именно благодаря иллюстрациям к сказкам. Ее опыт переняли знаменитые иллюстраторы - С. Малютин, Г. Нарбут, Д. Митрохин и И. Билибин. Сегодня работы Поленовой хранятся во многих музеях, в том числе и в Государственной Третьяковской галерее, Государственном русском музее, Государственном мемориальном историко-художественном музее, музее-заповеднике В. Д. Поленова.
Но иллюстрация - далеко не единственная сфера, где художница смогла реализовать себя. Поленова унаследовала от родителей таланты в разных областях: она писала портреты, пейзажи, исторические картины, занималась керамической живописью и создавала дизайн мебели. Несмотря на то, что в те времена женщины воспринимались скорее, как хранительницы очага, Поленова смогла занять достойное место и в художественной среде, и в истории модерна.
Елена Поленова родилась и выросла среди ученых и художников: ее мать Мария Александровна была художницей и писала детские рассказы, а отец Дмитрий Васильевич - был археологом и историком. Брат художницы - Василий Дмитриевич стал известным пейзажистом. Оба родителя активно занимались образованием детей: сначала самостоятельно, а потом стали нанимать учителей. Так Елена брала уроки у известного художника, выпускника Академии художеств Павла Чистякова, которого в шутку называли «всеобщим педагогом русских художников». В разное время он занимался с Серовым, Васнецовым, Врубелем, Суриковым и Репиным.
Елена в 14 лет поступила в рисовальную школу Общества поощрения художеств, а потом поехала на стажировку в Париж. Последнее было редкостью, а в случае Поленовой – первым случаем в истории образования. Позднее она писала брату: «Какой скандал, Вася, меня посылают в командировку за границу от О-ва поощрения. Я думаю, это первый пример в истории, по крайней мере в русской, чтобы особа нашего бабьего сословия получала поручение и отправляема была в командировку с целью изучения…».
В 1877 году началась русско-турецкая война – и 22-летняя Поленова, переехавшая в Киев, окончила курсы медсестер и занялась уходом на раненными. В то же время она влюбилась в профессора киевского университета А. С. Шклерявского. Чувства были взаимны, но семья была категорически против такого брака. Елена тяжело переживала разрыв с женихом – и решила сосредоточиться на работе.
В 1882 году Елена приезжает к брату и попала в кружок молодых и перспективных художников: так она познакомилась с Коровиным, Левитаном и Нестеровым. Это знакомство помогло Елене реализовать весь свой потенциал. Елена заинтересовалась декоративно-прикладным искусством: она рисовала эскизы и шила костюмы для театральных представлений, занималась керамикой и мебелью. В тот же период она познакомилась с меценатом Саввой Мамонтовым и стала частой гостьей в его усадьбе в Абрамцево. Именно Абрамцево Поленова встретилась с художником Виктором Васнецовым, который помог ей сформировать свой стиль и «дал толчок к уразумению древнерусской жизни». Елена вернулась в рисовальную школу Общества поощрения художеств и сразу пошла на два класса: акварельный и керамический.
В 1884 году Елена вместе со своей подругой Прасковьей Антиповой поехала в путешествие по России. Целью художницы было не много не мало – «выразить поэтический взгляд русского народа на русскую природу». Из поездки Поленова привезла целую серию этюдов на Волге и на Дону, а также пейзажи Кавказа и Крыма.
Поленова продолжала ездить в Абрамцево. Там она сдружилась с Елизаветой Мамонтовой – супругой мецената - и вместе они начали собирать основу музея народного искусства в Абрамцеве: вышивки, орнаменты и предметы быта. При музее было несколько мастерских, где эскизы Поленовой превращались в шкафы, буфеты, серванты, стулья, лавки и навесные полки. За десять лет работы в Абрамцево с 1885 по 1894 год Поленова выполнила порядка 100 проектов мебели.
Елена не только копировала старые орнаменты, но и создавала свои формы, опиравшиеся на древнерусские образцы. У абрамцевской мастерской появилось настолько много заказов, что пришлось открыть отдельный магазин, чтобы посетители не отвлекали мастеров от работы.
После 1895 года Поленова решает сосредоточиться на иллюстрации. Поленова решает заняться русскими сказками и напомнить поколениям, воспитанным на «английских и немецких чудно иллюстрированных сказках» о богатстве художественно-вымышленных образах Древней Руси.
bersoantik.com
Живопись Елены Поленовой
Елена Поленова пропадает в тени своего известного брата Василия Дмитриевича Поленова, первого русского импрессиониста. Только недавно имя Елены Дмитриевны Поленовой привлекло внимание специалистов: в 2012 году в Третьяковской галерее была организована ее персональная выставка, первая после 1902 года.
Выставка была приурочена к сто шестидесятилетию со дня рождения художницы. К этой дате была подготовлена и книга о ее жизни и творчестве. В 2015 году Елене Поленовой исполняется 165 лет (1850 г.) со дня рождения.
Любителям русского искусства Елена Дмитриевна известна как подвижница и последовательница Виктора Васнецова, стоявшая у истоков русского неоромантического стиля, во многом способствовавшая разрушению засилья «западного» стиля. Но к самой себе, в свой сокровенный внутренний мир, она прорывалась мучительно долго.
Люстра по эскизам Е.Д.Поленовой
Первый сбой произошел в двадцать семь лет, когда она решила выйти замуж по любви за врача, с которым познакомилась, работая в госпитале во время русско-турецкой войны. Но родители оказались категорически против брака и сделали все, чтобы свадьба не состоялась.
Странная история, о которой упоминается вскользь, хотя эта трагедия выбила Елену Дмитриевну Поленову из жизни на долгих пять лет. Она стала замкнутой, нервной, раздражительной, налицо были все признаки психического заболевания.
Из этого тупика художницу вывел брат, уже известный к тому времени художник, пригласивший ее вместе с матерью к себе в Москву. Здесь Елена Поленова попала в новый для себя мир энтузиастов и подвижников всего русского, которых объединил Савва Мамонтов, купец и промышленник, искренне любивший театр, музыку и все русское.
Абрамцево. Теремок-мастерская, в которой изготавливали мебель по эскизам Е.Д.Поленовой
Он собрал у себя в имении все лучшее, что было тогда в русском искусстве, построив в своем Абрамцево настоящий городок искусства. Здесь все кипело, здесь невозможно было не рисовать, не писать, не музицировать. Павел Флоренский писал:
«Абрамцево, прежде всего, есть духовная идея, которая неуничтожаема; если будет жива идея Абрамцева, то не всё погибло».
Вот в этот удивительный мир искусства и ввел Елену Дмитриевну ее знаменитый брат, чем спас, выведя из спячки и полураспада, из депрессии и болезни. Здесь Поленова подружилась с хозяйкой Абрамцево, женой Мамонтова.
Вместе они стали ездить по деревням, собирая все русское: бытовую утварь, расшитые узорами и орнаментами полотенца, скатерти, народные костюмы, которые Савва Мамонтов использовал в своих театральных постановках.
Мебель, изготовленная по эскизам Е.Д.Поленовой
Так в Абрамцево был создан первый настоящий русский музей, душой и сердцем которого стала Елена Дмитриевна. Здесь была открыта столярная мастерская, где по эскизам Поленовой создавалась уникальная и поистине сказочная мебель.
Она и сейчас смотрится как сошедшая со страниц любимых сказок, а по ее эскизам продолжают делать мебель русские умельцы. А еще здесь бесплатно учили детей рисованию, грамоте и ремеслу, чтобы дети могли себе зарабатывать на хлеб.
Поленова с ее душевной добротой, нежностью, любовью к людям, скромностью и талантом обладала огромной работоспособностью, привлекая к себе всеми этими качествами. Елена Дмитриевна была человеком тонких душевных качеств и очень ранимой.
Е.Д.Поленова. На дворе зимой. 1886 г.
За недолгие годы жизни в искусстве она прошла путь от увлечения реализмом до национально-романтического русского модерна и символизма. Елена Поленова родилась в художественно-артистической среде: отец – государственный чиновник и ученый, мать – художница и детская писательница.
Дети не ходили в школу, но получили блестящее домашнее образование, о котором заботилась мать будущих художников - брата и сестры Поленовых. Детство прошло в основном на севере, в Корелии, откуда у Елены на всю жизнь осталась любовь к северной природе.
Юг она не любила. На лето дети уезжали к бабушке в Тамбовскую область. Бабушка, пока они ехали к ней в имение, рассказывала детям сказки, которые потом стали источником вдохновения Поленовой. Она первая увидела и поняла, что русские дети воспитываются на немецких и английских сказках, но не на русских, что ее очень удивило.
Иллюстрации Е.Д.Поленовой к сказкам
Тогда она начала рисовать иллюстрации к русским сказкам. Это потом были Билибин, Добужинский и Зворыкин, во многом повторяющие ее находки. Она иллюстрировала такие известные русские сказки, как «Морозко», «Кот и лиса», «Война грибов», «Белая уточка», «Волк и лиса», «Избушка на курьих ножках».
Русские сказки стали с ее легкой руки визитной карточкой неорусского стиля. В конце восьмидесятых годов она собрала русские сказки и поговорки со своими иллюстрациями в отдельную книжку. Александр Бенуа, с восхищением писал о ней:
«Поленова заслужила себе вечную благодарность русского общества тем, что она, первая из русских художников, обратила внимание на самую художественную область в жизни - на детский мир, на его странную, глубоко поэтическую фантастику. Она, нежный, чуткий и истинно добрый человек, проникла в этот замкнутый, столь у нас заброшенный детский мир, угадала его своеобразную эстетику, вся заразилась пленительным "безумием" детской фантазии».
Е.Д.Поленова. Иллюстрация к сказке "Морозко". 1886-1889 гг.
Но через тринадцать лет активной жизни случилось несчастье: в 1896 году она упала с пролетки, ударилась головой о рельсы конки, получив тяжелейшую черепно-мозговую травму. После этого трагического случая стиль Поленовой постепенно меняется.
Он становится более тонким и сверхчувственным, хотя и раньше Елена Дмитриевна любила таинственность, уединенность и мистику, больше соответствовавшие ее душевному настрою и ее пониманию русской души.
В необычных декоративных работах Поленовой последних лет перемешались сон и реальность, жизнь и мечта, красота и гармония, ставшие ее личным откровением и прорывом в неведомый мир своей души, который невозможно было передать напрямую в ярких и живописных формах, как раньше.
Е.Д.Поленова. Жар-птица. 1896-1898 гг.
В ее последних работах все на полутонах, полунамеках, в полу-жесте и полуслове, примером тому могут служить ее эскизы для декоративного панно по мотивам сказки о Жар-птице. Они являются образцом ее нового мистического языка.
На эскизе чудо-птица выглядит совсем иначе, чем у Леона Бакста или Константина Сомова. Здесь нет пурпурно-огненных и солнечно-ярких цветов, нет определенности мифического образа, как в эскизах упомянутых художников.
У нее Жар-птица – это существо, материализующееся из ночного мрака. Очертания мифической птицы размыты и сливаются с таинственным чудо-деревом, цветущим сказочными цветами. Сизые облака, ночной туман, яркие ночные звезды создают таинственно-сказочную атмосферу, в которой рождаются таинственные существа.
Е.Д.Поленова. Зверь (Змий). 1895-1898 гг.
Жар-птица Поленовой – это воплощение мечты об иных мирах, тоска по высшей гармонии, стремление в сказочную страну, где все сбывается и добро побеждает зло. Сизо-серые полустертые цвета потустороннего мира – цвета пограничья, разделяющие фантастический мир и реальный и в то же время соединяющие их.
Образ ее Жар-птицы - это тонкий сон художника, в котором рождаются необыкновенные поэтические образы. Неслучайно она говорила о своих последних работах, что они все привиделись ей во сне, оставалось только успеть их зарисовать, пока они не улетучились и не забылись.
Это была жизнь на цыпочках, зыбкая и на грани миров, подобная той, что запечатлена в картине «Зверь (Змей)», написанной в последние годы. Сюжет картины сказочный, но в нем отразилась та реальность, в которой Елена Поленова жила: на грани между сказкой и былью, жизнью и смертью, зверем, стерегущем ее, и древом жизни, с которого она срывает плоды.
Ваганьковское кладбище. Крест на могиле Е.Д.Поленовой.
Она умерла от болезни мозга через два года после трагедии с пролеткой. Болезнь была следствием травмы. Ей не исполнилось и сорока восьми. В 2002 году на Ваганьковском кладбище на месте ее предполагаемой могилы установили новый резной крест. Место захоронения Елены Дмитриевны Поленовой удалось установить лишь по чудом сохранившейся резной ограде.
Тина Гай
subscribe.ru
Великая Русская художница Елена Поленова
Елена Поленова
«Зверь (Змий)»
«Иконописная XVI столетия»
Иллюстрация к сказке «Война грибов»
В детской
Заводь в Абрамцеве
Зимний пейзаж. Опушка леса
Иван Царевич и жар-птица
Иллюстрация к присказке «За тридевять земель»
Иллюстрация к сказке «Волк и лиса»
Иллюстрация к сказке «Волк и лиса»
Кострома. Улица
На дворе зимой
Пейзаж с воронами
Подсолнухи
Е.Д. Поленову , занимало всё русское, национальное, народное. Это было время потребности возвращения к истокам чисто русской культуры.
1 Елена родилась 15 ноября 1850 года, в семье, все члены которой так или иначе были связаны с научным и художественным миром.
2 Отец Дмитрий Васильевич Поленов был уважаемым учёным, археологом, историком. А брат Василий Дмитриевич Поленов, как известно, живописец, пейзажист.
3 Мария Александровна Поленова, мать Елены, была художницей и детской писательницей.
4 Е.Д. Поленова не была студенткой Академии Художеств, поскольку в те годы женщины к учебе в высших учебных заведениях не допускались. Но она училась у замечательного русского художника и педагога П.П.Чистякова, позже у И.Н.Крамского и далее уже в Париже, в мастерской Ш.Шаплена.
5 В 1877-м Поленова поехала в Киев к сестре. Шла русско-турецкая война. Сёстры работали в госпитале, собирались открыть свою амбулаторию, ходили на женские медицинские курсы.
6 Поступила в рисовальную школу при Обществе Поощрения Художеств (1878-1880). Училась сразу в двух классах: акварельном и керамическом. На экзаменах была удостоена серебряных медалей (золотых в школе не давали).
7 Она получила предложение поехать на стажировку в Париж.
8 Вернувшись в 1882 году в Москву, Елена вместе с братом В. Д. Поленовым оказалась в центре кружка талантливой молодежи, который составляли: К. А. Коровин, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, А. Я. Головин, С. В. Иванов, М. В. Якунчикова, И. С. Остроухов.
9 Поленова принимала активное участие в творческих вечерах кружка. Шила костюмы для театральных постановок. Подолгу гостила в имении Мамонтовых Абрамцево. Ходила на этюды вместе с К. Коровиным. Здесь же Поленова познакомилась и с Виктором Васнецовым.
10 Всё больше увлекаясь русским народным искусством, Поленова вместе с Елизаветой Мамонтовой начала создавать в Абрамцеве музей народного искусства, собирая по деревням предметы быта, образцы ткачества, вышивки, зарисовывая орнаменты.
11 Е.Д. Поленова, первая из русских художников обратила внимание, что русские дети растут на немецких и английских сказках. Она с огорчением обнаружила, что «не знает ни одного детского издания, где бы иллюстрации передавали поэзию и аромат древнерусского склада». И она решила попробовать себя в книжной иллюстрации для детей.
12 Первые иллюстрации к сказкам Елена сделала в 1886 году. С этого времени до конца своей жизни она не бросала любимого занятия. За двенадцать лет Поленова сделала иллюстрации более чем к двадцати русским народным сказкам и поговоркам.
13 В апреле 1896 года, когда она ехала на извозчике по крутому спуску к Трубной площади, пролётка налетела на рельсы конки и перевернулась. Поленова ударилась головой о мостовую, и её болезнь и смерть спустя два года были следствием этого удара, она умерла 7 ноября 1898 года.
Для того, чтобы оставить комментарий необходимо зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином и паролем
www.filipoc.ru
Елена Дмитриевна Поленова. Художник «древнерусского склада»
«Её занимало всё русское, национальное, народное. Как известно, не только её. Ибо это и было время, как бы сказали позднее, «пробуждения национального сознания» в среде творческой интеллигенции, потребности возвращения к истокам чисто русской культуры.
Елена Дмитриевна, первая из русских художников обратила внимание, что русские дети растут на немецких и английских сказках. Она с огорчением обнаружила, как писала В.В. Стасову, что «не знает ни одного детского издания, где бы иллюстрации передавали поэзию и аромат древнерусского склада». И она решила попробовать себя в книжной иллюстрации для детей.» Искусствовед, заслуженный работник культуры РФ Лидия Кудрявцева
Иллюстрации Елены Дмитриевны Поленовой
Елена Дмитриевна Поленова (1850 — 1898) — сестра художника В.Д.Поленова, одна из первых русских художниц-иллюстраторов, график, живописец, мастер декоративно-прикладного искусства.
Елена Дмитриевна родилась в семье, все члены которой так или иначе были связаны с научным и художественным миром.
Отец Дмитрий Васильевич Поленов был уважаемым учёным, археологом, историком. А брат Василий Дмитриевич Поленов, как известно, прославленный живописец, замечательный пейзажист.
Мария Александровна Поленова, мать Елены Дмитриевны, была художницей и детской писательницей. Из её книги «Лето в Царском Селе» узнаёшь, как замечательно воспитывала она своих детей, уделяла внимание занятиям русской и мировой истории, подолгу и умно беседовала с ними, занималась рисованием. Дети не знали праздности.
Однако Елена Дмитриевна не была студенткой Академии Художеств, поскольку в те годы женщины к учёбе в высших учебных заведениях не допускались. Но она училась у замечательного русского художника и педагога П.П.Чистякова, позже у И.Н.Крамского и далее уже в Париже, в мастерской Ш.Шаплена.
«Пейзаж с воронами».1880-е.
В 1877-м Поленова поехала в Киев к сестре. Шла русско-турецкая война. Сёстры работали в госпитале, собирались открыть свою амбулаторию, ходили на женские медицинские курсы. Здесь же, в Киеве, Елена Дмитриевна влюбилась в талантливого врача, профессора киевского университета А.С.Шкляревского. Чувство было взаимным, но семья Елены Дмитриевны категорически возражала против этого брака и сделала всё, чтобы он не состоялся…
В результате этой личной трагедии Поленова, по воспоминаниям друзей, очень изменилась. Стала более замкнутой, холодной, как будто затаился на время маленький яркий огонёк в её душе.
Она решила оставшуюся жизнь посвятить общественной деятельности и занятиям искусством. Поступила в рисовальную школу при Обществе Поощрения Художеств (1878-1880). Училась сразу в двух классах: акварельном и керамическом.
На экзаменах была удостоена серебряных медалей (золотых в школе при ОПХ не давали) и — случай весьма необычный для того времени — получила предложение поехать на стажировку в Париж. «Какой скандал, Вася, — писала она брату, — меня посылают в командировку за границу от О-ва поощрения. Я думаю, это первый пример в истории, по крайней мере в русской, чтобы особа нашего бабьего сословия получала поручение и отправляема была в командировку с целью изучения и т.д.»
«На дворе зимой» 1886 г.
Приехав в 1882 году в Москву, Елена Дмитриевна вместе с братом В. Д. Поленовым оказалась в центре кружка талантливой молодежи, который составляли: К. А. Коровин, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, А. Я. Головин, С. В. Иванов, М. В. Якунчикова, И. С. Остроухов.
Тёплая, дружественная, творческая атмосфера, царившая в кружке, воскресила её от тяжёлого сна, в котором она жила после трагедии в личной жизни; разбудила дремавшие до этого времени силы художницы — вновь зажгла огонёк в её душе и жажду не только общественной работы, но и творчества.
«Заводь в Абрамцеве» 1888 г.
Поленова принимала активное участие в творческих вечерах кружка. Шила костюмы для театральных постановок. Подолгу гостила в имении Мамонтовых Абрамцево. Ходила на этюды вместе с Константином Коровиным.
Здесь же Поленова познакомилась и с Виктором Васнецовым. «Кто дал мне толчок к уразумению древнерусской жизни — так это Васнецов, — писала она Стасову, — у Васнецова я не училась в прямом смысле слова, т.е. уроков у него не брала, но как-то набиралась около него понимания русского народного духа».
Это общение во многом определило народный дух её дальнейших творческих исканий. Стихийно сложившийся «абрамцевский художественный кружок» сыграл большую роль в развитии национальной художественной культуры, во многом определив особенности стиля модерн в России.
«Зверь (Змий)»
Не правда ли, в работе «Зверь» уже чувствуется влияние нового стиля модерн.
Всё больше увлекаясь русским народным искусством, Поленова вместе с Елизаветой Григорьевной Мамонтовой начала создавать в Абрамцеве музей народного искусства, собирая по деревням предметы быта, образцы ткачества, вышивки, зарисовывая орнаменты. Чтобы пополнить коллекцию, дамы даже ездили в специальные экспедиции за предметами быта по Ярославской, Владимирской и Ростовской губерниям.
Экспонаты коллекции служили образцами для столярно-резчицкой мастерской, управляемой Е. Д. Поленовой и Е. Г. Мамонтовой. С 1885 по 1894 год Елена Дмитриевна выполнила свыше 100 проектов мебели и предметов декоративно-прикладного искусства (мебель, расписные фарфоровые блюда).
Тарелочки «Времена года».
На навесных шкафчиках и полочках, стульях, лавках, изготовленных по проекту Поленовой, можно видеть, как она преображала мотивы пейзажа в орнамент и узор для резьбы.
Мебель по эскизам Е.Д. Поленовой. 1880-1885-е годы.
Елена Дмитриевна с увлечением создавала орнаменты для мебели и утвари по мотивам русских народных орнаментов. «…У нас условие: по возможности не прибегать к помощи изданий и вообще печатного материала. Например, не заимствовать форм и рисунков в памятниках общеизвестных или находящихся в открытых музеях… наша цель — подхватить ещё живущее народное творчество и дать ему возможность развернуться…», — писала художница.
У мастерской было много заказов, а в Москве был даже открыт специальный магазин.
Буфет в доме архитектора Кузнецова, выполненного по эскизам Поленовой.
Эта «способность к русскому стилю», внимательнейшее и кропотливое изучение русского народного искусства, «страсть к национальному складу» не могли не подвести художницу к знакомству с фольклором. Поленова заинтересовалась иллюстрированием сказок.
Иллюстрация к сказке «Война грибов»
«Вы спрашиваете, как мне пришло в голову иллюстрировать «грибной поход». Я начала не с него, а с других сказочных сюжетов, заимствованных из сборника Афанасьева, по правде сказать, рисовала я их без определённой цели, потому что мне нравились мотивы русских сказок (я всегда любила русскую жизнь в её прошлом). Эти рисунки видели у меня кое-кто из приятелей, стали говорить об издании — мысль мне улыбнулась — я начала иллюстрировать афанасьевскую «Белую уточку».
Потом, когда сцены с человеческими фигурами показались мне однообразными, мне захотелось другого, и тогда я вспомнила «войну грибов» в той редакции, как я слышала её от своей бабушки в очень раннем детстве, редакцию с вариантом об волнушечьем монастыре, которого я потом нигде не встречала.
Так как издание предназначалось для детей, то я постаралась перенестись в то далёкое время, когда, слушая этот рассказ, я представляла себе в лесу миниатюрные посёлки, монастыри и города, выстроенные, так сказать, в грибном масштабе, в которых живут и действуют эти удивительные существа, так как в детском разумении гриб — это существо совсем живое и очень привлекательное…»
Иллюстрация к сказке «Война грибов»
Иллюстрация к сказке «Белая уточка».
Для иллюстрирования она брала не только уже опубликованные сказки из сборника Афанасьева, но и активно собирала сказки сама, ходя по окрестным деревням. В деревнях за художницей обычно шла вереница ребятишек. Чтобы «удержать их в спокойствии», она просила рассказывать ей сказки и тут же записывала текст.
«Избушку на курьих ножках» записал по просьбе художницы грамотный крестьянский мальчик, – «мастер сказки сказывать», как говорили о нём его товарищи. Слышал он эту сказку в своей же деревне.
Иллюстрация к сказке «Избушка на курьих ножках».
Здесь её ждало не одно открытие. Так, записав в глухой северной деревне текст народной сказки «Сынко-Филипко», рассказывающей о мальчике, вырезанном из чурбанчика и оживлённом любовью и теплом матери, она убедительно доказала, что данный сюжет является архетипическим для русской культуры, то есть не был заимствован из западноевропейских литературных источников.
Первые иллюстрации к сказкам Елена Дмитриевна сделала в 1886 году. С этого времени до конца своей жизни она не бросала любимого занятия. За двенадцать лет Поленова сделала иллюстрации более чем к двадцати русским народным сказкам и поговоркам.
Баня-теремок в Абрамцево. В ней находится очень оригинальная комната – «шкатулка». На стенах – иллюстрации Е.Д. Поленовой к «Сказке о Маше и Ване».
В последствии, такие мастера, как И.Билибин, С.Малютин, Г.Нарбут, Д.Митрохин, считали себя её учениками и последователями.
Поленова собиралась и дальше продолжать работу над сказками… Увы, её мечтам не суждено было осуществиться. В апреле 1896 года, когда она ехала на извозчике по крутому спуску к Трубной площади, пролётка налетела на рельсы конки и перевернулась. Поленова ударилась головой о мостовую, и её болезнь и смерть спустя два года были следствием этого удара. Потрясённый Василий Поленов писал: «Она неутомимо работала, можно сказать, всю свою жизнь и всё время шла вперёд, и вот, когда талант её развился и окреп, когда полная творческих замыслов она могла бы дать ещё много высокодаровитого и интересного, жестокая судьба её убивает…»
А.Н.Бенуа сказал уже после смерти Елены Дмитриевны: «Поленова заслужила себе вечную благодарность русского общества тем, что она первая из русских художников обратила внимание на самую художественную область в жизни – на детский мир, на его странную, глубоко поэтическую фантастику. Она нежный, чуткий и истинно добрый человек, проникла в этот замкнутый детский мир и угадала его своеобразную эстетику».
Больше почитать об этой удивительной женщине можно в книге Веры Кошелевой «Елена Поленова». Сделать замечательный подарок себе и своим детям, можно, купив Русские народные сказки, иллюстрированные Еленой Дмитриевной.
rusantik.ru