Баня (картина). Серебрякова картина баня
Баня (картина) - Вики
«Баня» — картина русской художницы Зинаиды Серебряковой (1884—1967), оконченная в 1913 году. Принадлежит Государственному Русскому музею в Санкт-Петербурге ( Ж-1907). Размер картины — 135 × 174 см[1]. Также употребляется название «В бане»[2]. Полотно «Баня» считается первой большой картиной Серебряковой[3]. Его относят к ряду основных произведений художницы, наряду с автопортретом «За туалетом» (1909, ГТГ), а также картинами «Жатва» (1915, ОХМ) и «Беление холста» (1917, ГТГ)[4].
Зинаида Серебрякова работала над полотном «Баня» в 1912—1913 годах — в основном в Санкт-Петербурге, в своей мастерской, расположенной на Васильевском острове[5][6]. Работа над картиной была завершена осенью 1913 года. После этого полотно было представлено на выставке объединения «Мир искусства», которая проходила в Санкт-Петербурге и Москве в ноябре — декабре 1913 года[7][8].
Искусствовед Сергей Эрнст писал, что в картине «Баня», написанной Серебряковой, «мечта её о гармонической живописи нашла полное воплощение». Он отмечал, что в этом произведении художнице «дано было почувствовать и передать выражение женственности, весь узор её, мягкий и простой»[9]. По словам искусствоведа Валентины Князевой, в картине «Баня» Серебрякова «приблизилась к созданию возвышенного образа, к монументализации, и в этом заключалась оригинальность интерпретации ею крестьянской темы»[10].
Зинаида Серебрякова (урождённая Лансере) работала над картиной «Баня» в 1912—1913 годах. В этот период она жила в Царском Селе, иногда выезжая в Крым, а также в семейное имение Нескучное, которое располагалось рядом с одноимённым селом Курской губернии[7]. 22 января 1912 года у Серебряковой в дополнение к двум сыновьям родилась дочь Татьяна, а 28 июня 1913 года — вторая дочь, Екатерина[8]. Часть времени художница проводила в Санкт-Петербурге[5]; там же, в её мастерской на Васильевском острове, и проходила основная работа над картиной[5][6].
З. Е. Серебрякова. Купальщица (1911, ГРМ)Много лет спустя, в письме к искусствоведу Алексею Савинову от 14 июля 1957 года, Серебрякова писала: «Что привлекало меня к теме „Баня“ и вообще к писанию нагого тела? Я всегда увлекалась темой „ню“ и сюжет „Бани“ был лишь предлогом для этого, и Вы правы, что это просто „потому, что хорошо человеческое юное и чистое тело“»[11][12]. Первой картиной Серебряковой в жанре «ню» считается написанная в 1911 году «Купальщица» (холст, масло, 98 × 89 см, ГРМ), для которой ей позировала её сест
ru.wikiredia.com
Баня (картина) — ВиКи
«Баня» — картина русской художницы Зинаиды Серебряковой (1884—1967), оконченная в 1913 году. Принадлежит Государственному Русскому музею в Санкт-Петербурге ( Ж-1907). Размер картины — 135 × 174 см[1]. Также употребляется название «В бане»[2]. Полотно «Баня» считается первой большой картиной Серебряковой[3]. Его относят к ряду основных произведений художницы, наряду с автопортретом «За туалетом» (1909, ГТГ), а также картинами «Жатва» (1915, ОХМ) и «Беление холста» (1917, ГТГ)[4].
Зинаида Серебрякова работала над полотном «Баня» в 1912—1913 годах — в основном в Санкт-Петербурге, в своей мастерской, расположенной на Васильевском острове[5][6]. Работа над картиной была завершена осенью 1913 года. После этого полотно было представлено на выставке объединения «Мир искусства», которая проходила в Санкт-Петербурге и Москве в ноябре — декабре 1913 года[7][8].
Искусствовед Сергей Эрнст писал, что в картине «Баня», написанной Серебряковой, «мечта её о гармонической живописи нашла полное воплощение». Он отмечал, что в этом произведении художнице «дано было почувствовать и передать выражение женственности, весь узор её, мягкий и простой»[9]. По словам искусствоведа Валентины Князевой, в картине «Баня» Серебрякова «приблизилась к созданию возвышенного образа, к монументализации, и в этом заключалась оригинальность интерпретации ею крестьянской темы»[10].
История
Зинаида Серебрякова (урождённая Лансере) работала над картиной «Баня» в 1912—1913 годах. В этот период она жила в Царском Селе, иногда выезжая в Крым, а также в семейное имение Нескучное, которое располагалось рядом с одноимённым селом Курской губернии[7]. 22 января 1912 года у Серебряковой в дополнение к двум сыновьям родилась дочь Татьяна, а 28 июня 1913 года — вторая дочь, Екатерина[8]. Часть времени художница проводила в Санкт-Петербурге[5]; там же, в её мастерской на Васильевском острове, и проходила основная работа над картиной[5][6].
Много лет спустя, в письме к искусствоведу Алексею Савинову от 14 июля 1957 года, Серебрякова писала: «Что привлекало меня к теме „Баня“ и вообще к писанию нагого тела? Я всегда увлекалась темой „ню“ и сюжет „Бани“ был лишь предлогом для этого, и Вы правы, что это просто „потому, что хорошо человеческое юное и чистое тело“»[11][12]. Первой картиной Серебряковой в жанре «ню» считается написанная в 1911 году «Купальщица» (холст, масло, 98 × 89 см, ГРМ), для которой ей позировала её сестра Катя, которая, кстати, была очень похожа на саму художницу[13][14]. После этого Серебрякова увлеклась идеей создания полотна, изображающего русскую баню[13].
В процессе работы над картиной «Баня» Серебрякова создала много этюдов и набросков с натуры[15]. Среди них наиболее известен одноимённый этюд, также принадлежащий Государственному Русскому музею (холст, масло, 102 × 82,5 см, Ж-1909)[1]. На этюде изображены шесть женских фигур — две на переднем плане и ещё четыре в глубине[16]. По словам искусствоведа Валентины Князевой, «этюд пленяет женственностью и поэтичностью образов, живой передачей натуры»; в то же время она отмечает его камерный характер, связанный с жанровой трактовкой темы[13]. Серебрякова начала работу над этим этюдом летом 1912 года, иногда его называют первым, неоконченным вариантом картины «Баня»[8].
В Русском музее также хранятся большие картоны Серебряковой, созданные ею при работе над картиной «Баня»[17]. В этих натурных этюдах, выполненных углём на картоне, художница пытается передать разнообразные позы и движения натурщиц. Значительное внимание она уделяет «светотеневой моделировке форм, облагораживанию пропорций, выявлению плавных „женственных“ линий»[18].
З. Е. Серебрякова. Баня (этюд, 1912, ГРМ)Одной из моделей для второго, основного варианта картины «Баня» была — крестьянка из села Нескучное, в течение ряда лет работавшая кухаркой в семье Лансере — Серебряковых[5][19]. В своих воспоминаниях Дудченко писала: «Я позировала ей. Я там в центре стою, нагнувшись, но лицо моё закрыто женщиной, сидящей с тазиком»[6]. Остальные натурщицы были выбраны из девушек, которые служили домработницами в знакомых семьях[5]. По-видимому, многие из них были крестьянского происхождения, и вообще подразумевалась деревенская баня — по словам Алексея Савинова, эта картина «была существенно важным шагом в приближении Серебряковой к темам деревни и её людей»[20].
Работа над основным вариантом картины «Баня» была закончена осенью 1913 года. После этого полотно было представлено на выставке объединения «Мир искусства», которая проходила в Санкт-Петербурге и Москве в ноябре — декабре 1913 года[7][8]. Картина поступила в Государственный Русский музей в 1937 году от коллекционера [1].
Впоследствии картина «Баня» экспонировалась на ряде выставок, в том числе на экспозициях «Зинаида Серебрякова. „Обнажённые“» (октябрь — ноябрь 2007 года)[14][21] и «Неоклассицизм в России» (октябрь 2008 года — январь 2009 года), организованных в корпусе Бенуа Русского музея[22]. Она также была одним из экспонатов ретроспективной выставки работ Серебряковой, проходившей в апреле — июле 2017 года в Инженерном корпусе Третьяковской галереи[23].
Описание
В отличие от первого варианта (этюда), в котором Серебрякова использовала вертикальный формат холста, в основном варианте картины художница выбрала горизонтальный формат. На полотне изображены одиннадцать молодых женщин[16]. По сравнению с подготовительными материалами, художница смягчила остроиндивидуальные особенности натурщиц, «облагородила лица, удлинила пропорции». В трактовке обнажённых тел появилась определённая идеализация, связанная с мечтой художницы о прекрасном в человеке, — «образ русской крестьянки здесь возвышен, в нём синтезировано конкретное, изученное в натуре, и черты искомого идеала»[5].
Особое внимание Серебрякова уделяет «взаиморасположению и ритмической согласованности превосходно пластически проработанных женских тел»[24]. Женские фигуры показаны в разных позах и ракурсах, плотно заполняя собой пространство полотна[25]. Они занимаются обычными делами — моют головы, несут воду, обливаются из шаек, выжимают волосы, сидят на полках, некоторые погружены в созерцание, но, несмотря на обыденность их действий, «мнится, что изображён торжественный ритуал»[26]. При переходе от переднего к заднему плану размеры фигур постепенно уменьшаются, создавая иллюзию пространственной глубины[25].
При расстановке женских фигур центральной группы используется треугольная схема, которая позволяет расположить их так, чтобы они не заслоняли друг друга. В нарушение академических канонов композиция срезана краями полотна, что «вносит ощущение фрагментарно увиденной и живо запечатлённой сцены» — такой приём был характерен для живописи начала XX века[27]. Сильные, красивые женщины, изображённые на переднем плане, хорошо освещены и, насколько это возможно, приближены к зрителю. Этим они отличаются от других фигур, которые написаны в характерных для мытья в бане позах. Центральные персонажи выглядят будто бы непричастными к происходящему действию, на что указывает их облик, «с лёгкой таинственной улыбкой на губах и отстранённым взглядом выразительных глаз»[3].
Искусствовед Алексей Савинов, обсуждая эту картину, отмечал, что, при всей правдивости, полная точность не была главной целью Серебряковой — «в воздухе нет пара, помещение деревенской бани неоправданно велико, тела обливающихся водой девушек остаются сухими». Савинов полагал, что художница использовала этот сюжет, чтобы показать обнажённые женские фигуры при различных движениях и поворотах[2].
Отзывы
Искусствовед Сергей Эрнст, автор первой монографии о Серебряковой[28], писал, что в картине «Баня», законченной художницей в 1913 году, «мечта её о гармонической живописи нашла полное воплощение». Об этом свидетельствует «и общий спокойный колорит полотна, выдержанного в искусно варьируемом и обогащаемом розово-золотом тоне смуглого нагого тела, и несложность композиции, столь приятной спокойными положениями фигур». По словам Эрнста, в этом произведении Серебряковой «дано было почувствовать и передать выражение женственности, весь узор её, мягкий и простой»[9].
Искусствовед Алексей Савинов писал, что в начале XX века в русской живописи часто можно было встретить наготу на картинах, но во многих случаях она выглядела либо соблазнительно до пошлости, либо идеализированно до безразличия. Обсуждая картину «Баня», Савинов отмечал, что перед произведением Серебряковой таких ощущений не возникает — «девушки её картины окрепли в труде и чужды изнеженности, их нагота здорова и спокойна». По его словам, сильные фигуры девушек, изображённых на картине, и их неторопливые движения вызывают «ощущение целомудренного покоя», а их лица — «милые, иногда курносые и скуластые» — свидетельствуют об их независимости и скромности[29].
В своей монографии о Серебряковой искусствовед Валентина Князева пишет, что в картине «Баня» художница «приблизилась к созданию возвышенного образа, к монументализации, и в этом заключалась оригинальность интерпретации ею крестьянской темы»[10]. Князева отмечает, что в этом произведении присутствуют приёмы старого академизма, а также то, что в нём заметно следование традициям Алексея Венецианова — в первую очередь, его картины «Купальщицы», написанной в 1829 году[30]. Близкую связь между произведениями Серебряковой и Венецианова также отмечал Алексей Савинов — он писал, что «оба они были родственны друг другу в утверждении русской красоты, воплощённой в девушке-крестьянке»[20]. Художественный критик Михаил Боде, проводя параллель между картиной «Баня» и творчеством французского художника-академиста Жана-Огюста-Доминика Энгра (автора «Турецкой бани» и ряда других картин в жанре «ню»), называет стиль Серебряковой «энгризмом с поправкой на российские типажи и память о Венецианове»[31].
В статье, посвящённой столетию со дня рождения Серебряковой, искусствовед Александра Амшинская писала, что в картине «Баня» «осознание человеком себя, своего тела, своей физической природы проходит через изображение чрезвычайно важного ритуала русской крестьянской жизни». Именно отсюда, по её мнению, и проистекают «целомудренная красота и душевная чистота, которыми пронизано изображение обнажённого тела». По словам Амшинской, в картине «Баня» нет сиюминутной конкретной сюжетности, зато есть обобщённость. Женские фигуры, изображённые на полотне, неподвижны, они замерли в достаточно условных позах, и такое отсутствие движения делает эту картину похожей на панно[32].
Примечания
- ↑ 1 2 3 Каталог ГРМ, 1980, с. 297.
- ↑ 1 2 А. Н. Савинов, 1973, с. 23.
- ↑ 1 2 Е. В. Ефремова, 2006, с. 41.
- ↑ В. П. Князева, 1979, с. 7.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 В. П. Князева, 1979, с. 81.
- ↑ 1 2 3 А. А. Русакова, 2008, с. 187.
- ↑ 1 2 3 Е. В. Ефремова, 2006, с. 94.
- ↑ 1 2 3 4 А. А. Русакова, 2008, с. 218.
- ↑ 1 2 С. Р. Эрнст, 1922, с. 19.
- ↑ 1 2 В. П. Князева, 1979, с. 85.
- ↑ А. А. Русакова, 2008, с. 53—54.
- ↑ З. Е. Серебрякова, 1987, с. 204.
- ↑ 1 2 3 В. П. Князева, 1979, с. 76.
- ↑ 1 2 Зинаида Серебрякова. Обнажённые. 11 октября 2007 — 26 ноября 2007 (HTML). Государственный Русский музей — rusmuseum.ru. Проверено 29 июня 2017.
- ↑ В. П. Князева, 1979, с. 78.
- ↑ 1 2 А. А. Русакова, 2008, с. 54.
- ↑ Н. Н. Александрова, 2001, с. 17.
- ↑ В. П. Князева, 1979, с. 79.
- ↑ А. А. Русакова, 2008, с. 73.
- ↑ 1 2 А. Н. Савинов, 1973, с. 24.
- ↑ Вероника Чернышёва. О русском «ню» в Русском музее (HTML). Независимая газета — www.ng.ru (19 октября 2017). Проверено 24 июня 2017.
- ↑ Неоклассицизм в России. 23 октября 2008 — 15 января 2009 (HTML). Государственный Русский музей — rusmuseum.ru. Проверено 1 июля 2017.
- ↑ Жанна Васильева. Нездешний век. В Третьяковской галерее открылась ещё одна громкая выставка (HTML). Российская газета — rg.ru (4 апреля 2017). Проверено 24 июня 2017.
- ↑ А. А. Русакова, 2008, с. 55.
- ↑ 1 2 Е. Ф. Петинова, 2001, с. 319.
- ↑ XX век в Русском музее, 2008, с. 102.
- ↑ В. П. Князева, 1979, с. 81—82.
- ↑ Владимир Воропанов. Сергей Эрнст — первый вологодский искусствовед (HTML). Красный Север — www.krassever.ru (1 января 2009). Проверено 6 июля 2018. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ А. Н. Савинов, 1973, с. 23—24.
- ↑ В. П. Князева, 1979, с. 82.
- ↑ М. Ю. Боде. Зинаида Серебрякова: несгибаемая гармония (HTML). The Art Newspaper — www.theartnewspaper.ru (3 апреля 2017). Проверено 30 июня 2017.
- ↑ А. М. Амшинская, 1985.
Литература
- Зинаида Серебрякова. — М.: Белый город, 2001. — 48 с. — (Мастера живописи). — ISBN 5-7793-0290-1.
- Зинаида Серебрякова. К 100-летию со дня рождения // Искусство. — 1985. — Вып. 2. — С. 58—64.
- Зинаида Серебрякова. — М.: Арт-Родник, 2006. — 96 с. — (Малая серия искусств). — ISBN 5-9561-0176-8.
- Князева В. П. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. — М.: Изобразительное искусство, 1979. — 256 с.
- Русские художники XVIII — начала XX века. — СПб.: Аврора, 2001. — 345 с. — ISBN 978-5-7300-0714-7.
- Зинаида Серебрякова. — М.: Молодая гвардия, 2008. — 227 с. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03108-1.
- Савинов А. Н. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. — М.: Художник РСФСР, 1973. — 54 с.
- Эрнст С. Р. З. Е. Серебрякова. — Пг.: Аквилон, 1922. — 31 с.
- Государственный Русский музей — Живопись, XVIII — начало XX века (каталог). — Л.: Аврора и Искусство, 1980. — 448 с.
- Зинаида Серебрякова: письма, современники о художнице / В. П. Князева. — М.: Изобразительное искусство, 1987. — 301 с.
- XX век в Русском музее / . — СПб.: Palace Editions, 2008. — 392 с. — ISBN 978-5-93332-287-0.
Ссылки
xn--b1aeclack5b4j.xn--j1aef.xn--p1ai
Баня (картина) - Gpedia, Your Encyclopedia
«Баня» — картина русской художницы Зинаиды Серебряковой (1884—1967), оконченная в 1913 году. Принадлежит Государственному Русскому музею в Санкт-Петербурге ( Ж-1907). Размер картины — 135 × 174 см[1]. Также употребляется название «В бане»[2]. Полотно «Баня» считается первой большой картиной Серебряковой[3]. Его относят к ряду основных произведений художницы, наряду с автопортретом «За туалетом» (1909, ГТГ), а также картинами «Жатва» (1915, ОХМ) и «Беление холста» (1917, ГТГ)[4].
Зинаида Серебрякова работала над полотном «Баня» в 1912—1913 годах — в основном в Санкт-Петербурге, в своей мастерской, расположенной на Васильевском острове[5][6]. Работа над картиной была завершена осенью 1913 года. После этого полотно было представлено на выставке объединения «Мир искусства», которая проходила в Санкт-Петербурге и Москве в ноябре — декабре 1913 года[7][8].
Искусствовед Сергей Эрнст писал, что в картине «Баня», написанной Серебряковой, «мечта её о гармонической живописи нашла полное воплощение». Он отмечал, что в этом произведении художнице «дано было почувствовать и передать выражение женственности, весь узор её, мягкий и простой»[9]. По словам искусствоведа Валентины Князевой, в картине «Баня» Серебрякова «приблизилась к созданию возвышенного образа, к монументализации, и в этом заключалась оригинальность интерпретации ею крестьянской темы»[10].
История
Зинаида Серебрякова (урождённая Лансере) работала над картиной «Баня» в 1912—1913 годах. В этот период она жила в Царском Селе, иногда выезжая в Крым, а также в семейное имение Нескучное, которое располагалось рядом с одноимённым селом Курской губернии[7]. 22 января 1912 года у Серебряковой в дополнение к двум сыновьям родилась дочь Татьяна, а 28 июня 1913 года — вторая дочь, Екатерина[8]. Часть времени художница проводила в Санкт-Петербурге[5]; там же, в её мастерской на Васильевском острове, и проходила основная работа над картиной[5][6].
З. Е. Серебрякова. Купальщица (1911, ГРМ)Много лет спустя, в письме к искусствоведу Алексею Савинову от 14 июля 1957 года, Серебрякова писала: «Что привлекало меня к теме „Баня“ и вообще к писанию нагого тела? Я всегда увлекалась темой „ню“ и сюжет „Бани“ был лишь предлогом для этого, и Вы правы, что это просто „потому, что хорошо человеческое юное и чистое тело“»[11][12]. Первой картиной Серебряковой в жанре «ню» считается написанная в 1911 году «Купальщица» (холст, масло, 98 × 89 см, ГРМ), для которой ей позировала её сестра Катя, которая, кстати, была очень похожа на саму художницу[13][14]. После этого Серебрякова увлеклась идеей создания полотна, изображающего русскую баню[13].
В процессе работы над картиной «Баня» Серебрякова создала много этюдов и набросков с натуры[15]. Среди них наиболее известен одноимённый этюд, также принадлежащий Государственному Русскому музею (холст, масло, 102 × 82,5 см, Ж-1909)[1]. На этюде изображены шесть женских фигур — две на переднем плане и ещё четыре в глубине[16]. По словам искусствоведа Валентины Князевой, «этюд пленяет женственностью и поэтичностью образов, живой передачей натуры»; в то же время она отмечает его камерный характер, связанный с жанровой трактовкой темы[13]. Серебрякова начала работу над этим этюдом летом 1912 года, иногда его называют первым, неоконченным вариантом картины «Баня»[8].
В Русском музее также хранятся большие картоны Серебряковой, созданные ею при работе над картиной «Баня»[17]. В этих натурных этюдах, выполненных углём на картоне, художница пытается передать разнообразные позы и движения натурщиц. Значительное внимание она уделяет «светотеневой моделировке форм, облагораживанию пропорций, выявлению плавных „женственных“ линий»[18].
З. Е. Серебрякова. Баня (этюд, 1912, ГРМ)Одной из моделей для второго, основного варианта картины «Баня» была — крестьянка из села Нескучное, в течение ряда лет работавшая кухаркой в семье Лансере — Серебряковых[5][19]. В своих воспоминаниях Дудченко писала: «Я позировала ей. Я там в центре стою, нагнувшись, но лицо моё закрыто женщиной, сидящей с тазиком»[6]. Остальные натурщицы были выбраны из девушек, которые служили домработницами в знакомых семьях[5]. По-видимому, многие из них были крестьянского происхождения, и вообще подразумевалась деревенская баня — по словам Алексея Савинова, эта картина «была существенно важным шагом в приближении Серебряковой к темам деревни и её людей»[20].
Работа над основным вариантом картины «Баня» была закончена осенью 1913 года. После этого полотно было представлено на выставке объединения «Мир искусства», которая проходила в Санкт-Петербурге и Москве в ноябре — декабре 1913 года[7][8]. Картина поступила в Государственный Русский музей в 1937 году от коллекционера [1].
Впоследствии картина «Баня» экспонировалась на ряде выставок, в том числе на экспозициях «Зинаида Серебрякова. „Обнажённые“» (октябрь — ноябрь 2007 года)[14][21] и «Неоклассицизм в России» (октябрь 2008 года — январь 2009 года), организованных в корпусе Бенуа Русского музея[22]. Она также была одним из экспонатов ретроспективной выставки работ Серебряковой, проходившей в апреле — июле 2017 года в Инженерном корпусе Третьяковской галереи[23].
Описание
В отличие от первого варианта (этюда), в котором Серебрякова использовала вертикальный формат холста, в основном варианте картины художница выбрала горизонтальный формат. На полотне изображены одиннадцать молодых женщин[16]. По сравнению с подготовительными материалами, художница смягчила остроиндивидуальные особенности натурщиц, «облагородила лица, удлинила пропорции». В трактовке обнажённых тел появилась определённая идеализация, связанная с мечтой художницы о прекрасном в человеке, — «образ русской крестьянки здесь возвышен, в нём синтезировано конкретное, изученное в натуре, и черты искомого идеала»[5].
З. Е. Серебрякова. Баня (эскиз, бумага, акварель, белила, 15,8 × 22,7 см, 1912—1913, Петергоф)Особое внимание Серебрякова уделяет «взаиморасположению и ритмической согласованности превосходно пластически проработанных женских тел»[24]. Женские фигуры показаны в разных позах и ракурсах, плотно заполняя собой пространство полотна[25]. Они занимаются обычными делами — моют головы, несут воду, обливаются из шаек, выжимают волосы, сидят на полках, некоторые погружены в созерцание, но, несмотря на обыденность их действий, «мнится, что изображён торжественный ритуал»[26]. При переходе от переднего к заднему плану размеры фигур постепенно уменьшаются, создавая иллюзию пространственной глубины[25].
При расстановке женских фигур центральной группы используется треугольная схема, которая позволяет расположить их так, чтобы они не заслоняли друг друга. В нарушение академических канонов композиция срезана краями полотна, что «вносит ощущение фрагментарно увиденной и живо запечатлённой сцены» — такой приём был характерен для живописи начала XX века[27]. Сильные, красивые женщины, изображённые на переднем плане, хорошо освещены и, насколько это возможно, приближены к зрителю. Этим они отличаются от других фигур, которые написаны в характерных для мытья в бане позах. Центральные персонажи выглядят будто бы непричастными к происходящему действию, на что указывает их облик, «с лёгкой таинственной улыбкой на губах и отстранённым взглядом выразительных глаз»[3].
Искусствовед Алексей Савинов, обсуждая эту картину, отмечал, что, при всей правдивости, полная точность не была главной целью Серебряковой — «в воздухе нет пара, помещение деревенской бани неоправданно велико, тела обливающихся водой девушек остаются сухими». Савинов полагал, что художница использовала этот сюжет, чтобы показать обнажённые женские фигуры при различных движениях и поворотах[2].
Отзывы
Искусствовед Сергей Эрнст, автор первой монографии о Серебряковой[28], писал, что в картине «Баня», законченной художницей в 1913 году, «мечта её о гармонической живописи нашла полное воплощение». Об этом свидетельствует «и общий спокойный колорит полотна, выдержанного в искусно варьируемом и обогащаемом розово-золотом тоне смуглого нагого тела, и несложность композиции, столь приятной спокойными положениями фигур». По словам Эрнста, в этом произведении Серебряковой «дано было почувствовать и передать выражение женственности, весь узор её, мягкий и простой»[9].
А. Г. Венецианов. Купальщицы (холст, масло, 52 × 36 см, 1829, ГРМ)Искусствовед Алексей Савинов писал, что в начале XX века в русской живописи часто можно было встретить наготу на картинах, но во многих случаях она выглядела либо соблазнительно до пошлости, либо идеализированно до безразличия. Обсуждая картину «Баня», Савинов отмечал, что перед произведением Серебряковой таких ощущений не возникает — «девушки её картины окрепли в труде и чужды изнеженности, их нагота здорова и спокойна». По его словам, сильные фигуры девушек, изображённых на картине, и их неторопливые движения вызывают «ощущение целомудренного покоя», а их лица — «милые, иногда курносые и скуластые» — свидетельствуют об их независимости и скромности[29].
В своей монографии о Серебряковой искусствовед Валентина Князева пишет, что в картине «Баня» художница «приблизилась к созданию возвышенного образа, к монументализации, и в этом заключалась оригинальность интерпретации ею крестьянской темы»[10]. Князева отмечает, что в этом произведении присутствуют приёмы старого академизма, а также то, что в нём заметно следование традициям Алексея Венецианова — в первую очередь, его картины «Купальщицы», написанной в 1829 году[30]. Близкую связь между произведениями Серебряковой и Венецианова также отмечал Алексей Савинов — он писал, что «оба они были родственны друг другу в утверждении русской красоты, воплощённой в девушке-крестьянке»[20]. Художественный критик Михаил Боде, проводя параллель между картиной «Баня» и творчеством французского художника-академиста Жана-Огюста-Доминика Энгра (автора «Турецкой бани» и ряда других картин в жанре «ню»), называет стиль Серебряковой «энгризмом с поправкой на российские типажи и память о Венецианове»[31].
В статье, посвящённой столетию со дня рождения Серебряковой, искусствовед Александра Амшинская писала, что в картине «Баня» «осознание человеком себя, своего тела, своей физической природы проходит через изображение чрезвычайно важного ритуала русской крестьянской жизни». Именно отсюда, по её мнению, и проистекают «целомудренная красота и душевная чистота, которыми пронизано изображение обнажённого тела». По словам Амшинской, в картине «Баня» нет сиюминутной конкретной сюжетности, зато есть обобщённость. Женские фигуры, изображённые на полотне, неподвижны, они замерли в достаточно условных позах, и такое отсутствие движения делает эту картину похожей на панно[32].
Примечания
- ↑ 1 2 3 Каталог ГРМ, 1980, с. 297.
- ↑ 1 2 А. Н. Савинов, 1973, с. 23.
- ↑ 1 2 Е. В. Ефремова, 2006, с. 41.
- ↑ В. П. Князева, 1979, с. 7.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 В. П. Князева, 1979, с. 81.
- ↑ 1 2 3 А. А. Русакова, 2008, с. 187.
- ↑ 1 2 3 Е. В. Ефремова, 2006, с. 94.
- ↑ 1 2 3 4 А. А. Русакова, 2008, с. 218.
- ↑ 1 2 С. Р. Эрнст, 1922, с. 19.
- ↑ 1 2 В. П. Князева, 1979, с. 85.
- ↑ А. А. Русакова, 2008, с. 53—54.
- ↑ З. Е. Серебрякова, 1987, с. 204.
- ↑ 1 2 3 В. П. Князева, 1979, с. 76.
- ↑ 1 2 Зинаида Серебрякова. Обнажённые. 11 октября 2007 — 26 ноября 2007 (HTML). Государственный Русский музей — rusmuseum.ru. Проверено 29 июня 2017.
- ↑ В. П. Князева, 1979, с. 78.
- ↑ 1 2 А. А. Русакова, 2008, с. 54.
- ↑ Н. Н. Александрова, 2001, с. 17.
- ↑ В. П. Князева, 1979, с. 79.
- ↑ А. А. Русакова, 2008, с. 73.
- ↑ 1 2 А. Н. Савинов, 1973, с. 24.
- ↑ Вероника Чернышёва. О русском «ню» в Русском музее (HTML). Независимая газета — www.ng.ru (19 октября 2017). Проверено 24 июня 2017.
- ↑ Неоклассицизм в России. 23 октября 2008 — 15 января 2009 (HTML). Государственный Русский музей — rusmuseum.ru. Проверено 1 июля 2017.
- ↑ Жанна Васильева. Нездешний век. В Третьяковской галерее открылась ещё одна громкая выставка (HTML). Российская газета — rg.ru (4 апреля 2017). Проверено 24 июня 2017.
- ↑ А. А. Русакова, 2008, с. 55.
- ↑ 1 2 Е. Ф. Петинова, 2001, с. 319.
- ↑ XX век в Русском музее, 2008, с. 102.
- ↑ В. П. Князева, 1979, с. 81—82.
- ↑ Владимир Воропанов. Сергей Эрнст — первый вологодский искусствовед (HTML). Красный Север — www.krassever.ru (1 января 2009). Проверено 6 июля 2018. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ А. Н. Савинов, 1973, с. 23—24.
- ↑ В. П. Князева, 1979, с. 82.
- ↑ М. Ю. Боде. Зинаида Серебрякова: несгибаемая гармония (HTML). The Art Newspaper — www.theartnewspaper.ru (3 апреля 2017). Проверено 30 июня 2017.
- ↑ А. М. Амшинская, 1985.
Литература
- Зинаида Серебрякова. — М.: Белый город, 2001. — 48 с. — (Мастера живописи). — ISBN 5-7793-0290-1.
- Зинаида Серебрякова. К 100-летию со дня рождения // Искусство. — 1985. — Вып. 2. — С. 58—64.
- Зинаида Серебрякова. — М.: Арт-Родник, 2006. — 96 с. — (Малая серия искусств). — ISBN 5-9561-0176-8.
- Князева В. П. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. — М.: Изобразительное искусство, 1979. — 256 с.
- Русские художники XVIII — начала XX века. — СПб.: Аврора, 2001. — 345 с. — ISBN 978-5-7300-0714-7.
- Зинаида Серебрякова. — М.: Молодая гвардия, 2008. — 227 с. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03108-1.
- Савинов А. Н. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. — М.: Художник РСФСР, 1973. — 54 с.
- Эрнст С. Р. З. Е. Серебрякова. — Пг.: Аквилон, 1922. — 31 с.
- Государственный Русский музей — Живопись, XVIII — начало XX века (каталог). — Л.: Аврора и Искусство, 1980. — 448 с.
- Зинаида Серебрякова: письма, современники о художнице / В. П. Князева. — М.: Изобразительное искусство, 1987. — 301 с.
- XX век в Русском музее / . — СПб.: Palace Editions, 2008. — 392 с. — ISBN 978-5-93332-287-0.
Ссылки
www.gpedia.com
Баня (картина) - Википедия
«Баня» — картина русской художницы Зинаиды Серебряковой (1884—1967), оконченная в 1913 году. Принадлежит Государственному Русскому музею в Санкт-Петербурге (инв. Ж-1907). Размер картины — 135 × 174 см[1]. Также употребляется название «В бане»[2]. Полотно «Баня» считается первой большой картиной Серебряковой[3]. Его относят к ряду основных произведений художницы, наряду с автопортретом «За туалетом» (1909, ГТГ), а также картинами «Жатва» (1915, ОХМ) и «Беление холста» (1917, ГТГ)[4].
Зинаида Серебрякова работала над полотном «Баня» в 1912—1913 годах — в основном в Санкт-Петербурге, в своей мастерской, расположенной на Васильевском острове[5][6]. Работа над картиной была завершена осенью 1913 года. После этого полотно было представлено на выставке объединения «Мир искусства», которая проходила в Санкт-Петербурге и Москве в ноябре — декабре 1913 года[7][8].
Искусствовед Сергей Эрнст писал, что в картине «Баня», написанной Серебряковой, «мечта её о гармонической живописи нашла полное воплощение». Он отмечал, что в этом произведении художнице «дано было почувствовать и передать выражение женственности, весь узор её, мягкий и простой»[9]. По словам искусствоведа Валентины Князевой, в картине «Баня» Серебрякова «приблизилась к созданию возвышенного образа, к монументализации, и в этом заключалась оригинальность интерпретации ею крестьянской темы»[10].
История[ | ]
Зинаида Серебрякова (урождённая Лансере) работала над картиной «Баня» в 1912—1913 годах. В этот период она жила в Царском Селе, иногда выезжая в Крым, а также в семейное имение Нескучное, которое располагалось рядом с одноимённым селом Курской губернии[7]. 22 января 1912 года у Серебряковой в дополнение к двум сыновьям родилась дочь Татьяна, а 28 июня 1913 года — вторая дочь, Екатерина[8]. Часть времени художница проводила в Санкт-Петербурге[5]; там же, в её мастерской на Васильевском острове, и проходила основная работа над картиной[5][6].
З. Е. Серебрякова. Купальщица (1911, ГРМ)Много лет спустя, в письме к искусствоведу Алексею Савинову от 14 июля 1957 года, Серебрякова писала: «Что привлекало меня к теме „Баня“ и вообще к писанию нагого тела? Я всегда увлекалась темой „ню“ и сюжет „Бани“ был лишь предлогом для этого, и Вы правы, что это просто „потому, что хорошо человеческое юное и чистое тело“»[11][12]. Первой картиной Серебряковой в жанре «ню» считается написанная в 1911 году «Купальщица» (холст, масло, 98 × 89 см, ГРМ), для которой ей позировала её сестра Катя, которая, кстати, была очень похожа на саму художницу[13][14]. После этого Серебрякова увлеклась идеей создания полотна, изображающего русскую баню[13].
В процессе работы над картиной «Баня» Серебрякова создала много этюдов и набросков с натуры[15]. Среди них наиболее известен одноимённый этюд, также принадлежащий Государственному Русскому музею (холст, масло, 102 × 82,5 см, инв. Ж-1909)[1]. На этюде изображены шесть женских фигур — две на переднем плане и ещё четыре в глубине[16]. По словам искусствоведа Валентины Князевой, «этюд пленяет женственностью и поэтичностью образов, живой передачей натуры»; в то же время она отмечает его камерный характер, связанный с жанровой трактовкой темы[13]. Серебрякова начала работу над этим этюдом летом 1912 года, иногда его называют первым, неоконченным вариантом картины «Баня»[8].
В Русском музее также хранятся большие картоны Серебряковой, созданные ею при работе над картиной «Баня»[17]. В этих натурных этюдах, выполненных углём на картоне, художница пытается передать разнообразные позы и движения натурщиц. Значительное внимание она уделяет «светотеневой моделировке форм, облагораживанию пропорций, выявлению плавных „женственных“ линий»[18].
З. Е. Серебрякова. Баня (этюд, 1912, ГРМ)Одной из моделей для второго, основного варианта картины «Баня» была Василиса Дудченко — крестьянка из села Нескучное, в течение ряда лет работавшая кухаркой в семье Лансере — Серебряковых[5][19]. В своих воспоминаниях Дудченко писала: «Я позировала ей. Я там в центре стою, нагнувшись, но лицо моё закрыто женщиной, сидящей с тазиком»[6]. Остальные натурщицы были выбраны из девушек, которые служили домработницами в знакомых семьях[5]. По-видимому, многие из них были крестьянского происхождения, и вообще подразумевалась деревенская баня — по словам Алексея Савинова, эта картина «была существенно важным шагом в приближении Серебряковой к темам деревни и её людей»[20].
Работа над основным вариантом картины «Баня» была закончена осенью 1913 года. После этого полотно было представлено на выставке объединения «Мир искусства», которая проходила в Санкт-Петербурге и Москве в ноябре — декабре 1913 года[7][8]. Картина поступила в Государственный Русский музей в 1937 году от коллекционера Григория Гринштейна[1].
Впоследствии картина «Баня» экспонировалась на ряде выставок, в том числе на экспозициях «Зинаида Серебрякова. „Обнажённые“» (октябрь — ноябрь 2007 года)[14][21] и «Неоклассицизм в России» (октябрь 2008 года — январь 2009 года), организованных в корпусе Бенуа Русского музея[22]. Она также была одним из экспонатов ретроспективной выставки работ Серебряковой, проходившей в апреле — июле 2017 года в Инженерном корпусе Третьяковской галереи[23].
Описание[ | ]
В отличие от первого варианта (этюда), в котором Серебрякова использовала вертикальный формат холста, в основном варианте картины художница выбрала горизонтальный формат. На полотне изображены одиннадцать молодых женщин[16]. По сравнению с подготовительными материалами, художница смягчила остроиндивидуальные особенности натурщиц, «облагородила лица, удлинила пропорции». В трактовке обнажённых тел появилась определённая идеализация, связанная с мечтой художницы о прекрасном в человеке, — «образ русской крестьянки здесь возвышен, в нём синтезировано конкретное, изученное в натуре, и черты искомого идеала»[5].
З. Е. Серебрякова. Баня (эскиз, бумага, акварель, белила, 15,8 × 22,7 см, 1912—1913, Петергоф)Особое внимание Серебрякова уделяет «взаиморасположению и ритмической согласованности превосходно пластически проработанных женских тел»[24]. Женские фигуры показаны в разных позах и ракурсах, плотно заполняя собой пространство полотна[25]. Они занимаются обычными делами — моют головы, несут воду, обливаются из шаек, выжимают волосы, сидят на полках, некоторые погружены в созерцание, но, несмотря на обыденность их действий, «мнится, что изображён торжественный ритуал»[26]. При переходе от переднего к заднему плану размеры фигур постепенно уменьшаются, создавая иллюзию пространственной глубины[25].
При расстановке женских фигур центральной группы используется треугольная схема, которая позволяет расположить их так, чтобы они не заслоняли друг друга. В нарушение академических канонов композиция срезана краями полотна, что «вносит ощущение фрагментарно увиденной и живо запечатлённой сцены» — такой приём был характерен для живописи начала XX века[27]. Сильные, красивые женщины, изображённые на переднем плане, хорошо освещены и, насколько это возможно, приближены к зрителю. Этим они отличаются от других фигур, которые написаны в характерных для мытья в бане позах. Центральные персонажи выглядят будто бы непричастными к происходящему действию, на что указывает их облик, «с лёгкой таинственной улыбкой на губах и отстранённым взглядом выразительных глаз»[3].
Искусствовед Алексей Савинов, обсуждая эту картину, отмечал, что, при всей правдивости, полная точность не была главной целью Серебряковой — «в воздухе нет пара, помещение деревенской бани неоправданно велико, тела обливающихся водой девушек остаются сухими». Савинов полагал, что художница использовала этот сюжет, чтобы показать обнажённые женские фигуры при различных движениях и поворотах[2].
Отзывы[ | ]
Искусствовед Сергей Эрнст, автор первой монографии о Серебряковой[28], писал, что в картине «Баня», законченной художницей в 1913 году, «мечта её о гармонической живописи нашла полное воплощение». Об этом свидетельствует «и общий спокойный колорит полотна, выдержанного в искусно варьируемом и обогащаемом розово-золотом тоне смуглого нагого тела, и несложность композиции, столь приятной спокойными положениями фигур». По словам Эрнста, в этом произведении Серебряковой «дано было почувствовать и передать выражение женственности, весь узор её, мягкий и простой»[9].
А. Г. Венецианов. Купальщицы (холст, масло, 52 × 36 см, 1829, ГРМ)Искусствовед Алексей Савинов писал, что в начале XX века в русской живописи часто можно было встретить наготу на картинах, но во многих случаях она выглядела либо соблазнительно до пошлости, либо идеализированно до безразличия. Обсуждая картину «Баня», Савинов отмечал, что перед произведением Серебряковой таких ощущений не возникает — «девушки её картины окрепли в труде и чужды изнеженности, их нагота здорова и спокойна». По его словам, сильные фигуры девушек, изображённых на картине, и их неторопливые движения вызывают «ощущение целомудренного покоя», а их лица — «милые, иногда курносые и скуластые» — свидетельствуют об их независимости и скромности[29].
В своей монографии о Серебряковой искусствовед Валентина Князева пишет, что в картине «Баня» художница «приблизилась к созданию возвышенного образа, к монументализации, и в этом заключалась оригинальность интерпретации ею крестьянской темы»[10]. Князева отмечает, что в этом произведении присутствуют приёмы старого академизма, а также то, что в нём заметно следование традициям Алексея Венецианова — в первую очередь, его картины «Купальщицы», написанной в 1829 году[30]. Близкую связь между произведениями Серебряковой и Венецианова также отмечал Алексей Савинов — он писал, что «оба они были родственны друг другу в утверждении русской красоты, воплощённой в девушке-крестьянке»[20]. Художественный критик Михаил Боде, проводя параллель между картиной «Баня» и творчеством французского художника-академиста Жана-Огюста-Доминика Энгра (автора «Турецкой бани» и ряда других картин в жанре «ню»), называет стиль Серебряковой «энгризмом с поправкой на российские типажи и память о Венецианове»[31].
В статье, посвящённой столетию со дня рождения Серебряковой, искусствовед писала, что в картине «Баня» «осознание человеком себя, своего тела, своей физической природы проходит через изображение чрезвычайно важного ритуала русской крестьянской жизни». Именно отсюда, по её мнению, и проистекают «целомудренная красота и душевная чистота, которыми пронизано изображение обнажённого тела». По словам Амшинской, в картине «Баня» нет сиюминутной конкретной сюжетности, зато есть обобщённость. Женские фигуры, изображённые на полотне, неподвижны, они замерли в достаточно условных позах, и такое отсутствие движения делает эту картину похожей на панно[32].
Примечания[ | ]
- ↑ 1 2 3 Каталог ГРМ, 1980, с. 297.
- ↑ 1 2 А. Н. Савинов, 1973, с. 23.
- ↑ 1 2 Е. В. Ефремова, 2006, с. 41.
- ↑ В. П. Князева, 1979, с. 7.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 В. П. Князева, 1979, с. 81.
- ↑ 1 2 3 А. А. Русакова, 2008, с. 187.
- ↑ 1 2 3 Е. В. Ефремова, 2006, с. 94.
- ↑ 1 2 3 4 А. А. Русакова, 2008, с. 218.
- ↑ 1 2 С. Р. Эрнст, 1922, с. 19.
- ↑ 1 2 В. П. Князева, 1979, с. 85.
- ↑ А. А. Русакова, 2008, с. 53—54.
- ↑ З. Е. Серебрякова, 1987, с. 204.
- ↑ 1 2 3 В. П. Князева, 1979, с. 76.
- ↑ 1 2 Зинаида Серебрякова. Обнажённые. 11 октября 2007 — 26 ноября 2007 (HTML). Государственный Русский музей — rusmuseum.ru. Проверено 29 июня 2017.
- ↑ В. П. Князева, 1979, с. 78.
- ↑ 1 2 А. А. Русакова, 2008, с. 54.
- ↑ Н. Н. Александрова, 2001, с. 17.
- ↑ В. П. Князева, 1979, с. 79.
- ↑ А. А. Русакова, 2008, с. 73.
- ↑ 1 2 А. Н. Савинов, 1973, с. 24.
- ↑ Вероника Чернышёва. О русском «ню» в Русском музее (HTML). Независимая газета — www.ng.ru (19 октября 2017). Проверено 24 июня 2017.
- ↑ Неоклассицизм в России. 23 октября 2008 — 15 января 2009 (HTML). Государственный Русский музей — rusmuseum.ru. Проверено 1 июля 2017.
- ↑ Жанна Васильева. Нездешний век. В Третьяковской галерее открылась ещё одна громкая выставка (HTML). Российская газета — rg.ru (4 апреля 2017). Проверено 24 июня 2017.
- ↑ А. А. Русакова, 2008, с. 55.
- ↑ 1 2 Е. Ф. Петинова, 2001, с. 319.
- ↑ XX век в Русском музее, 2008, с. 102.
- ↑ В. П. Князева, 1979, с. 81—82.
- ↑ Владимир Воропанов. Сергей Эрнст — первый вологодский искусствовед (HTML). Красный Север — www.krassever.ru (1 января 2009). Проверено 29 июня 2017.
- ↑ А. Н. Савинов, 1973, с. 23—24.
- ↑ В. П. Князева, 1979, с. 82.
- ↑ М. Ю. Боде. Зинаида Серебрякова: несгибаемая гармония (HTML). The Art Newspaper — www.theartnewspaper.ru (3 апреля 2017). Проверено 30 июня 2017.
- ↑ А. М. Амшинская, 1985.
Литература[ | ]
- Александрова Н. Н. Зинаида Серебрякова. — Москва: Белый город, 2001. — 48 с. — (Мастера живописи). — ISBN 5-7793-0290-1.
- Амшинская А. М. Зинаида Серебрякова. К 100-летию со дня рождения // Искусство. — 1985. — Вып. 2. — С. 58—64.
- Ефремова Е. В. Зинаида Серебрякова. — М.: Арт-Родник, 2006. — 96 с. — (Малая серия искусств). — ISBN 5-9561-0176-8.
- Князева В. П. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. — М.: Изобразительное искусство, 1979. — 256 с.
- Петинова Е. Ф. Русские художники XVIII — начала XX века. — СПб.: Аврора, 2001. — 345 с. — ISBN 978-5-7300-0714-7.
- Русакова А. А. Зинаида Серебрякова. — М.: Молодая гвардия, 2008. — 227 с. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03108-1.
- Савинов А. Н. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. — М.: Художник РСФСР, 1973. — 54 с.
- Эрнст С. Р. З. Е. Серебрякова. — Пг.: Аквилон, 1922. — 31 с.
- Государственный Русский музей — Живопись, XVIII — начало XX века (каталог). — Л.: Аврора и Искусство, 1980. — 448 с.
- Зинаида Серебрякова: письма, современники о художнице / В. П. Князева. — М.: Изобразительное искусство, 1987. — 301 с.
- XX век в Русском музее / А. В. Лакс. — СПб.: Palace Editions, 2008. — 392 с. — ISBN 978-5-93332-287-0.
Ссылки[ | ]
encyclopaedia.bid
Живопись.Избранное: Зинаида Евгеньевна Серебрякова (12.12.1884 - 19.09.1967)
Все альбомы серии находятся здесь: Живопись.Избранное.Альбомы.Зинаида Серебрякова без преувеличений - выдающаяся русская художница (если не сказать больше: выдающийся русский художник )).В силу разных причин и обстоятельств (война, революция, эмиграция, затянувшаяся мода на абстрактное искусство и прочее декадентство) её талант не был по достоинству оценён современниками. Впрочем, и до сих пор положение дел здесь изменилось не сильно. Но, без сомнения, когда-нибудь всё встанет на свои места.Отмечу у Серебряковой прекрасное чувство света и нехарактерное для художниц внимание к обнаженной женской натуре, которая, кстати, ей особенно удаётся, на некоторых картинах тела будто светятся.
Автопортрет, 1900
Терраса, 1900
Веранда весной, 1900
Портрет Б.А.Серебрякова, 1904
Портрет Б.А.Серебрякова, 1905
Зеленя осенью, 1908
Так заснул Бинька (Женя Серебряков), 1908
Портрет Б.А.Серебрякова, 1908
Портрет Жени Серебрякова, 1909
Зинаида Серебрякова. За туалетом. Автопортрет, 1909.
Яблоки на ветках, 1910
Зимний пейзаж. Нескучное, 1910.
Озими, 1910
Портрет Ольги Константиновны Лансере, 1910
Этюд к женскому портрету, 1910
Автопортрет в шарфе, 1911
Девушка со свечой. Автопортрет, 1911
Пьеро (Автопортрет в костюме Пьеро), 1911
Купальщица, 1911
Баня, 1912
Баня, 1913
Портрет Б.А.Серебрякова, 1913
Девочки. Нескучное, 1913
Семейный портрет, 1914
Self-Portrait, 1914
За завтраком, 1914
Портрет крестьянина И.Д.Голубева, 1914
Портрет Е.Е.Лансере в папахе, 1915
Портрет Б.А.Серебрякова, 1915
Портрет молодой женщины, 1915
Япония (Одалиска), 1916
Турция, 1915 1916
Индия, 1916
Индия, 1916
Tурция (Две одалиски), 1916
Сиам, 1916
Сидящая обнаженная, 1916-1917
Диана и Актеон, 1916-1917
Нарцисс и Нимфа Эхо. Этюд, 1916-1917
Обнаженная. Эскиз, 1916-1917
Купание, 1917
Спящая крестьянка, 1917
Тата и Катя (У зеркала), 1917
Карточный домик, 1919
На террасе в Харькове, 1919
Обнаженная девочка, 1920
Обнаженная, 1920
Зинаида Серебрякова. «Лежащая обнаженная». 1920-е. Холст, масло. 71×88 см. Частная коллекция
Вид на Петропавловскую крепость, 1921
Автопортрет с дочерьми, 1921
Self-portrait, 1921
Автопортрет в красном, 1921
Девочка с куклой, 1921
Портрет С.Р.Эрнста, 1921
Портрет Сергея Ростиславовича Эрнста, 1921
Портрет Таты в костюме Арлекина, 1921
Портрет Мариэтты Франгопуло, 1922.
Портрет Е.И.Золотаревского в детстве, 1922
Натюрморт Атрибуты искусства, 1922
Натюрморт с атрибутами искусства, 1922
Камеронова галерея в Царском селе, 1922
Автопортрет в белой кофточке, 1922
Гатчина. Интерьер, 1922
Анна Ахматова, 1922
Девочки у рояля, 1922
Портрет А.А.Черкесовой Бенуа с сыном Александром, 1922
Дочка Катя с куклами, 1923
Снежинки, 1923
Спящая девочка на синем (Катюша на одеяле), 1923
Селедка и лимон, 1923
Катя с натюрмортом, 1923
На кухне, 1923
Тата с овощами, 1923
Девочки сильфиды (Балет Шопениана), 1924
Балетная уборная, 1924
Автопортрет с кистью, 1924
Портрет А.Н.Бенуа, 1924
В гримерной, 1924
Портрет В. К. Ивановой в костюме испанки, 1924
Тата в танцевальном костюме, 1924
Портрет сына Александра, 1925
Княгиня Ирина Юсупова, 1925
Князь Феликс Юсупов, 1925
Баня, 1926
Бретань. Пляж в Комаре, 1926
Портрет композитора С.С.Прокофьева, 1926
На пляже, 1927
Обнаженная натура, 1927
Купающаяся обнаженная, 1927
Водонос. Марокко, 1928
Монахиня из Кассиса, 1928
Марокко. Фигуры в дверях, 1928
Отдыхающая негритянка. Марракеш, 1928
Выходящая из ванны, 1928
Портрет дочери Кати, 1929
Лежащая обнаженная, 1929
Обнаженная натура, 1930
Лежащая обнаженная, 1930
Спящая обнаженная с красной шалью, 1930
Автопортрет, 1930Коллиур. Катя на террасе, 1930
Заплетающая косу, 1930
Коллиур. Катя на террасе, 1930
Спящая обнажённая, 1931
Обнаженная натура, 1932
Марракеш, 1932
Лежащая обнаженная, 1932
Девочка в розовом, 1932
Еврейская девушка из Сефру, 1932
Обнаженная спиной, 1932
Спящая обнаженая, 1932
Марокканская девушка. Марракеш, 1932
Одалиска, 1932
Рынок с верблюдами. Марракеш, 1932
Натюрморт со спаржей и земляникой, 1932
Улица в Марракеш, 1932
Альпы. Деревня в Савойе, 1933
Уборная балерины Ирины Барановой, 1933
Елена Браславская, 1934
Мечтающая обнажённая, 1934
Лежащая обнаженная с вишневой накидкой, 1934
Лежащая обнаженная, 1935
Reclining Nude, 1935
Натюрморт с фруктами, 1935
Автопортрет, 1938
Портрет А.Б.Серебрякова, 1938
Портрет Е.И.Шапиро, 1940
Натурщица, опирающаяся на локоть, 1940
Обнаженная с книгой, 1940
Обнаженная натурщица, 1941
Спящая натурщица, 1941
Спящая Катя, 1945
Автопортрет, 1946
Александр Серебряков, читающий книгу, 1946
Портрет С.М.Лукомской, 1947
Швейцарский пейзаж близ Женевы, 1951
Александр в карнавальном костюме, 1952
Англия, 1953
Self-portrait, 1956
Portrait of Dick Hunter, son of Ekaterina Cavos Hunter
Portrait of Vera Fokine
Reclining Nude
Портрет Г.М.Баланчивадзе (Дж.Баланчина) в костюме Вакха
Автопортрет
Автопортрет
Источники:http://gallerix.ru/storeroom/2054753045/
http://www.wikiart.org/ru/zinaida-serebriakovaВсе альбомы серии находятся здесь: Живопись.Избранное.Альбомы.russlink-art.livejournal.com
Описание картины Зинаиды Серебряковой «Баня» Картины художников
Зинаида Евгеньевна Серебрякова, урожденная Лансере, родилась в семье известного русского скульптора. Долгое время имение ее семьи являлось центром художественной жизни Санкт-Петербурга. Способность к живописи проявилась у девочки еще в годы обучения в женской гимназии, позже она продолжила образование в художественной школе, а выйдя замуж, уехала во Францию и уже там оттачивала мастерство на написании портретов.
Картина «Баня» написана художницей в 1913 году. Для написания картины были созданы десятки набросков, многие из которых и поныне хранятся в запасниках музеев. При создании полотна наиболее ярко проявился монументальный стиль, использовавшийся художницей в более ранних работах, и проявившийся с особым напряжением и чистотой. Для написания картины использованы золотистые тона, подчеркивающие загорелость, скульптурность и пластику, свойственную
женскому телу.
Большую часть полотна занимают обнаженные женские тела. Женщины ничуть не смущены своей наготой, они совершают вполне привычный и даже обыденный процесс омовения. В этом нет ничего таинственного и запретного, но имеется нечто притягательное.
Следуя традициям Венецианова, художница не стремится скрыть природные недостатки, но и не подчеркивает их. С присущей ей любовью к выписыванию портретов, она уделяет особое внимание каждой черточке женского тела. Совершенство представленных деталей было по достоинству оценено зарубежными и российскими критиками. В 1913 году картина «Баня» стала частью выставки «Мир искусства».
Многие критики полагали, что ни до, ни после Серебряковой, не было в русской живописи художника, способного столь естественно и просто передать красоту женской фигуры. Картина лишена какой-либо пошлости, она передает жизнь и женскую красоту так, как создала ее природа.
Прислал: Беляева Екатерина . 2017-10-08 22:25:57
opisanie-kartin.iusite.ru
Серебрякова Зинаида Евгеньевна (1884-1967) - В картинной галерее - Каталог статей
Зинаида Евгеньевна Лансере была последним, шестым, ребенком в семье известного скульптора Евгения Александровича Лансере и его жены Екатерины Николаевны, рожденной Бенуа. Она родилась десятого декабря 1884 года в Нескучном, имении своего отца, расположенном в Курской губернии, в 30 верстах от Харькова. Екатерина Николаевна, которой в ту пору было 36 лет, покинула Нескучное вместе с шестью детьми. Она уехала в Санкт-Петербург и поселилась в доме своих родителей, на Никольской улице. Знаменитый дом Бенуа сохранился до наших дней. В конце 1880-х - 1890-х годах этот дом был своего рода центром молодой художественной жизни Санкт-Петербурга. В четырехэтажном доме, один из фасадов которого выходил на Екатерингофский проспект, жила большая семья Бенуа. Духовная атмосфера, в которой росла Зина, была насыщена искусством: постоянно звучащей музыкой, философскими разговорами, спорами о театральных новинках, о выставках, о назначении искусства. Именно здесь, в доме на Никольской, стал собираться кружок друзей младшего из братьев Бенуа, Александра Николаевича, будущих членов художественного объединения «Мир искусства». Александр Бенуа читал своим друзьям лекции по истории живописи. Это был поистине Серебряный век.Зина росла болезненным ребенком и, в отличие от своих сестер и братьев, была необщительна и замкнута. Она поступила в Коломенскую женскую гимназию и, конечно, рисовала, как все в этой семье - как ее мать, ее братья, ее дед, братья матери. Летом 1899 года, Екатерина Николаевна вместе с младшими детьми решилась снова посетить Нескучное. Они не были здесь тринадцать лет. Теперь Зине пятнадцать. И она влюбилась в этот край. Через двадцать лет крестьяне сожгут этот екатерининского времени длинный дом с высокими стрельчатыми. Но до этого еще далеко. А пока она дышала «благодатью» деревни, всматривалась в новые для нее крестьянские лица, столь отличные от городских. И, конечно же, вспоминала крестьянские картины своего любимого художника Алексея Гавриловича Венецианова. Именно здесь в Нескучном нашла Серебрякова тему для своего творчества, его пафос.
Через год она закончила Коломенскую гимназию в Санкт-Петербурге и поступила в Художественную школу М.К. Тенишевой, где преподавал знаменитый Илья Репин, но проучилась там меньше месяца. С осени 1902 по весну 1903 (ей 18 лет) она жила в Италии. Осенью 1903 года Зина Лансере поступила в мастерскую Осипа Браза. Занятия в мастерской продолжались две зимы, одновременно с постоянной работой в Эрмитаже, где можно было копировать картины старых мастеров. В так ей полюбившейся деревне она встретила и своего будущего мужа Бориса Анатольевича Серебрякова, инженера путей сообщения, приходившегося ей родственником со стороны отца. В 1905 году состоялась их свадьба, разрешение на которую Борис Анатольевич добыл с большим трудом. Сразу после свадьбы Зинаида Евгеньевна уехала в Париж для продолжения своего художественного образования. Она посещала занятия в Академии де ла Гранд-Шомьер и, как два года назад в Италии, восхищалась картинами старых мастеров, особенно итальянских художников XIV-XV веков. Отзвук этого увлечения итальянцами можно будет увидеть спустя десять лет в четкой профильности лиц молоденьких русских крестьянок в картине «Жатва», особенно же - в эскизах к росписям для Казанского вокзала в Москве.
По возвращении из Парижа Серебряковы жили в Санкт-Петербурге, но более всего - в Нескучном, даже в зимние месяцы. Здесь, в деревне, родились их сыновья Евгений и Александр (в 1906 и в 1907 годах соответственно). Размеренный неторопливый ритм усадебной жизни, чистые краски деревенского пейзажа, свобода и раскованность - все это вошло в творчество Серебряковой своими ритмами и своими образами. Художница достаточно скоро нашла и свой стиль, и свое место в русском искусстве. Ей нравился определенный строй женского лица, который она увидела у нескучанских молодых крестьянок. Те же особенности она подчеркивала и в своем лице - широко поставленные большие глаза, тонкие очертания удлиненного овала лица, чуть заметная улыбка большого рта. Она много рисовала, постоянно рисовала своих детей, особенно любила рисовать женские лица. В стремлении к положительному идеалу в искусстве начала XX века Серебрякова не была одинока, но ни один художник этой поры не пришел к этому идеалу так просто и естественно, с таким благородным достоинством, как Зинаида Серебрякова. Как бы воплощением этого идеала явилась первая большая картина «За туалетом (Автопортрет)» (1909). Серебрякова изобразила себя в яркое зимнее утро перед зеркалом. «Автопортрет» был показан на выставке Союза русских художников в Петербурге в 1910 году и тогда же приобретен для Третьяковской галереи. Жанр портрета стал одним из значительных в творчестве Серебряковой.
В дальнейшем именно область портрета позволит ей зарабатывать на жизнь и в Петрограде в голодные 1920-е годы, и позже в эмиграции, в Париже. Теперь же, в 1910-е годы, вдохновленная успехом на выставке, Серебрякова создает ряд портретов своих родных и близких. Изображая людей, близких ей по духу, Серебрякова выражала свое высокое представление о человеке, о его благородстве и высоких помыслах. Однако основная тема ее творчества - та, где она создала свой стиль и где более всего выразилось своеобразие ее чувства формы, - это пластика женского тела. Никто в русском искусстве 1910-х годов, а может быть, и просто во всей истории русской живописи, не сумел передать тот простой «узор женственности» женской фигуры, как Серебрякова.
Работая над картинами «Купальщица» (1911) и «Баня» (1912-1913), Серебрякова выполнила огромное количество набросков. В большого размера картонах к картине «Баня» (хранятся в ГРМ) монументальный стиль Серебряковой достиг особенного напряжения и чистоты. В 1913 году Серебрякова завершила композицию «Баня». Решая картину в золотистых тонах загорелого тела, она еще явственнее подчеркивает скульптурность формы и пластику сильных женских фигур. Пожалуй, в этой картине наиболее очевидны традиции Венецианова. «Баня» была показана на выставке «Мир искусства» в 1913 году. Членом этого объединения Серебрякова была с 1911 года. Художники «Мира искусства» ценили в творчестве прежде всего искренность и свободу выражения, именно этим и привлекало их искусство Серебряковой. Совершая поездки в Крым, в пригороды Петербурга, Серебрякова создавала множество пейзажей, которые она и в дальнейшем писала постоянно. Изображала ли она поля любимого Нескучного или горы Швейцарии, побережье Крыма или строгую архитектуру Санкт-Петербурга и его пригородов, она писала быстро, «в один раз», очень точно и тонко улавливая «настроение природы». Лето 1914 года Серебрякова провела в Италии, в Милане, во Флоренции, в Падуе, Венеции. Итальянские художники помогли ей найти путь к ее дальнейшим монументальным полотнам. По возвращении в Россию она выбрала темой своего большого полотна время жатвы в Нескучном. Она работала над ним целый год. К этому времени у нее было уже четверо детей: младшая дочь Катя родилась в Царском Селе в 1913 году. Композиция «Жатва» имеет несколько вариантов, среди из них – «Крестьяне. Обед» (1914) и «Две крестьянки». Любовь к деревне, к ее пейзажам; любование деревенскими женщинами; их лицами с тонким профилем, - эта любовь у Серебряковой как прозрение, как удар молнии. Она-то и составляет пафос ее искусства. Как жаль, что всего пять лет (1914-1917) было отпущено Серебряковой, чтобы выразить ее, эту любовь, в больших композиционных картинах. В 1915 году она получила предложение от Александра Бенуа написать четыре панно в люнетах интерьера Казанского вокзала в Москве, построенного по проекту архитектора Алексея Щусева. Александру Бенуа было поручено руководство по оформлению всех росписей Казанского вокзала. Серебрякова должна была разработать композиции, олицетворяющие четыре страны Востока: Турцию, Японию, Индию и Сиам. Задача не из легких. И Серебрякова использовала при ее решении опыт Микеланджело в росписи потолка Сикстинской капеллы в Ватикане. По существу, среди других художников, вовлеченных в работу по росписям интерьера Казанского вокзала, одна Серебрякова успешно справилась со своей задачей. И чрезвычайно обидно, что весь замысел Бенуа остался неосуществленным. Дар обобщения, дар монументально-декоративный - это то замечательное качество, которым отличалось искусство этой хрупкой, маленькой женщины. В России этот ее дар не нашел воплощения в настенных росписях. Лишь много позже, через двадцать лет (в 1934 году), уже в эмиграции, она вместе со своим сыном Александром исполнила декоративные панно для дома Браувера в Бельгии. На этот раз она написала обнаженные женские фигуры, олицетворяющие времена года, в углах географических карт, исполненных ее сыном. В следующем 1916 году она нашла тему для своей новой картины – «Беление холста». Уже летом этого года она сообщала в письме к мужу о начале работы над картиной. Она рисовала крестьянок на лугу около реки - по утрам они расстилали на траве сотканные холсты, оставляя их «выбеливаться» под лучами солнца. В окончательном варианте Серебрякова совсем отказалась от повествовательной бытовой стороны в трактовке сюжета. Нет индивидуальных конкретных черт и в образах крестьянок, что так пленяет нас в картине «Жатва». «Беление холста» смотрится как фреска. Определенность и четкость силуэтов фигур, локальные красочные пятна, объединенные единым золотистым тоном, - все говорит о рождении большого художника-монументалиста. К сожалению, эта картина была последним большим полотном Серебряковой. Одновременно Серебрякова не оставляла своего постоянного интереса к пейзажу и портрету. В эти годы она особенно часто рисовала и писала своих детей.. В 1914 году она создала групповой портрет троих своих детей – «За обедом». Через пять лет, в 1919 году, Зинаида Евгеньевна написала другой групповой портрет своих четверых детей – «Карточный домик». Как все изменилось за эти годы. Куда девался домашний уют, мирное тихое течение времени? Все неустойчиво, хрупко и тревожно. Подросшие, серьезные дети строят из игральных карт домик, который через минуту развалится. К этому времени дом в Нескучном сгорел вместе с множеством рисунков и холстов, в 1919 году Борис Анатольевич Серебряков умер на руках у Зинаиды Евгеньевны от сыпного тифа. Она с детьми и матерью жила в Харькове, небольшие средства к существованию давала работа в Археологическом музее при Харьковском университете, где она зарисовывала предметы археологических раскопок (бусы, кольца, посуду), делала таблицы, иногда писала портреты сотрудников музея. Все заботы по хозяйству лежали на бабушке, на Екатерине Николаевне. Из деревни, где их застали революционные события 1917 года, Серебрякова с детьми и матерью добиралась до города Харькова долго и трудно. С этого времени она навсегда потеряла связь с русской деревней, любовь к которой пронизывает ее творчество 1910-х годов. Только в декабре 1920 года Зинаиде Евгеньевне с помощью Александра Бенуа удалось выехать из Харькова в Петроград: Бенуа добился назначения Серебряковой профессором Академии художеств в Петрограде. Она снова поселилась в том же доме на Никольской, в квартире ее деда, как тридцать четыре года тому назад, когда двухлетняя Зина со своими сестрами, братьями и матерью вернулась из Нескучного после смерти их отца, Евгения Александровича Лансере. Ей тридцать шесть лет (как было ее матери в 1886 году), у нее на руках четверо детей и впереди - ничего определенного. Она очень тосковала о муже, тревожилась о судьбе детей, ее съедали постоянные заботы буквально о куске хлеба, о дровах и - где взять краски и холсты? Она ведь не могла жить без своего творчества. Она писала портреты своих родных и близких, и, конечно же, автопортреты. Много рисовала и писала своих детей, особенно девочек.. Писала пейзажи и натюрморты. Тогда же Серебрякова начала рисовать пастельными мелками. Сопоставляя различные нежные оттенки пастели, художница добилась в этой технике больших достижений, особенно в детских портретах и знаменитой балетной серии. Старшая дочь Серебряковой Татьяна стала заниматься в хореографическом училище. И красочный мир театра увлек Зинаиду Евгеньевну. Она получила возможность бывать в Мариинском театре за кулисами, и она приходила туда постоянно, и именно там делала свои наброски с одевающихся и гримирующихся танцовщиц. В новой теме балета Серебрякову привлекало поэтическое состояние человека, вступившего в волшебный мир музыки и танца. Музыкальным ритмам подчиняется в ее пастелях не только линия, но и цвет. Заказные портреты давали Серебряковой небольшие деньги, но ей не удавалось справиться с трудностями быта. Александр Бенуа рекомендовал ей поехать в Париж: ему кажется, что Зина сможет там получить заказы. Деньги на поездку неожиданно нашлись в 1924 году от продажи двух картин в Америке, где была устроена выставка русского искусства. Зинаида Евгеньевна уехала одна, оставив детей на попечение своей матери, надеясь устроить в Париже выставку, продать картины и вернуться в Петроград. Но все обернулось по-другому. С четвертого сентября 1924 года - дня ее приезда в Париж - начался длительный эмигрантский период ее жизни. Будучи человеком непрактичным и очень застенчивым, она не умела наладить нужные отношения с заказчиками, а также с теми людьми, которые могли помочь с устройством выставки. Серебрякова снимала комнату в дешевых гостиницах. В 1925 году в Париж приехал ее младший сын Александр (ему было 18 лет), а через три года удалось с помощью Красного креста переправить к ней младшую дочь Катю (ей в ту пору было 15). Женя и Таня остались с бабушкой, которая начала слепнуть. В 1933 году, уже совершенно ослепшая, Екатерина Николаевна умерла. Серебрякова не представляла своей жизни без того, чтобы каждый день не начинать со своего «святого ремесла». Это было единственное, что она умела и для чего была предназначена ее жизнь. А что в Париже? Несмотря на то, что со второй половины 1920-х годов город стал центром русской эмиграции, что здесь жили многие известные и знакомые ей по Петрограду русские художники, писатели, артисты, Зинаида Евгеньевна ни с кем не виделась - разве что с семьей «дяди Шуры» (Александра Николаевича Бенуа). Ее творчество не испытывало влияния новой французской живописи. Она продолжала писать портреты и пейзажи в прежней реалистической манере. Серебрякова никогда не приноравливалась к спросу на «русскую экзотику», хотя такая ее позиция не обещала ей материального достатка. В 1925-1926 годах она написала много удачных портретов русских. Это все близкие, милые ее сердцу люди. Писала она и французских крестьян, и уличные парижские типы. Особую область творчества составляют картины и пастели конца 1920-х - 1940-х годов с изображением обнаженных. Особенно часто она изображала Катю, которая сопровождала ее во всех поездках на юг Франции, в Бретань, в горы Швейцарии. В мае 1928 года в Брюсселе во Дворце искусств была открыта большая экспозиция русского искусства, в которой Серебрякова принимала участие. «Нескольким бельгийцам понравились мои этюды, и один из них заказал мне портреты своей жены и дочерей. А затем устроил мне поездку в Марокко, на один месяц (где у него были обширные плантации), с условием, чтобы я дала ему затем выбрать из моих этюдов все, что ему понравится... По возвращении я снова была в Брюсселе, где нарисовала семью этого барона de Brouwer'a, а затем он просил меня (и моего сына) написать декоративные панно для его только что выстроенного дома около границы Франции». Поездка в Марокко доставила художнице большую радость. Этюды, привезенные после шестинедельного пребывания в городе Марракеш, сделанные пастельными мелками, полны «радостного возбуждения», которое так ценила художница. Она побывала в «сказочной стране», где все «так пленительно для художника». В 1932 году Серебрякова снова побывала в Марокко. Две марокканские поездки - по существу, единственные радостные, полные художественного азарта месяцы за все сорок лет, проведенных на чужбине. Ее не покидало чувство обиды за то разорение семейного очага, что принесла в ее жизнь русская революция, обиды на то, что она оказалась оторванной от своих корней, от своей земли, от родного дома, своих детей и старой больной матери, которая так в ней нуждалась. Конечно, жившие с ней Шура и Катя, как могли, помогали ей. В своей парижской квартире на улице Кампань Премьер (они жили там с 1939 года) она не была одинокой. Но в своем творчестве? Сколько раз она сетовала на то, что ее художество никому во Франции не нужно. Чувство постоянной неуверенности в завтрашнем дне угнетало художницу. Не раз она задумывалась о возвращении на родину, но страх новой перемены, болезни и возраст вставали непреодолимым препятствием. В конце жизни судьба подарила ей несколько радостных моментов. Она встретилась со своим старшим сыном Евгением и старшей дочерью Татьяной: в 1960-е годы стал возможным их приезд в Париж. А в 1965 году Союзом художников СССР была организована ее большая выставка в Москве, Киеве и Ленинграде. На выставке были показаны и картины, написанные в эмиграции. Успех выставки был огромный, и большей радости для русской художницы трудно себе представить. Она умерла 19 сентября 1967 года, почти 83 лет от роду (как и ее мать). Похоронили Зинаиду Евгеньевну на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа под Парижем.
likonsta1.ucoz.ru