Андрей Бартенев: поэтика совмещения 0. Картины андрей бартенев
Андрей Бартенев - биография, фото, личная жизнь, "Модный приговор" и последние новости 2018
Андрей Бартенев: биография
Знаменитый художник современности Андрей Бартенев появился на свет в северном городе Норильске в начале октября 1965 года. Его родители были обычными рабочими, семья жила в коммунальной квартире в небольшой комнате. Мальчик рано заинтересовался музыкой, ему хотелось научиться играть на фортепиано, но дома громоздкий инструмент негде было поставить. Тяга к творчеству оставалась, и Андрей начал лепить, рисовать, что-то резать и клеить из бумаги.
Художник Андрей БартеневПосле окончания 10 класса юноша решил сменить обстановку и из Заполярья направился на юг России в Краснодарский край, где поступил в институт культуры на факультет режиссуры. Буйство южных красок поразило молодого человека, который привык к полярной ночи, вечному снежному покрову и северному сиянию.
Эмоциональное переживание цвета вылилось в творчестве художника в нечто большее, чем просто написание картин. Движение, а не статика - вот что стало основным направлением для него. Это совпало с веянием эпохи, в которую Бартенев органично вписался.
Творчество
В возрасте 20 лет молодой человек уезжает в Москву по приглашению Жанны Агузаровой и ее директора. В столице Андрей начинает активно работать с молодыми коллективами. Он ставит первые перформансы, на которые с удовольствием начинают ходить как критики, так и обычные зеваки. Равнодушных не остается.
Вместе с Петлюрой Бартенев создает в галерее «Марс» свои первые работы: «Буйство на горе Ана-Дырь под пение никитинских рыбок» и «Великая корякская чайка». Вскоре с представлением «Ботанический балет» он едет на фестиваль в Ригу, где получает Гран-при.
Андрей Бартенев любит эпатажЗарубежная пресса 90-х, наблюдая за творчеством необычного русского, была в восторге от стилистики его акций, которая напоминала эпоху русского авангарда и футуризма. Перформансы Бартенева - словно ожившие фигуры из картин художников начала XX столетия, которые под музыку современной классики перемещались по пространству с точностью взаимодействия планет.
Сам художник замечает, что круг, вращение - это основные ключи к пониманию его творчества. На родине в середине 90-х Бартенева принимают в ряды Союза московских художников.
В начале 2000-х Андрей Бартенев работал по приглашению Роберта Уилсона в его центре Watermill в Хэмптонсе. Русский дизайнер поставил в США одну из запоминающихся своих работ «Лестница красного». В представлении участвовали настоящие оперные певцы и оркестранты, которые вместо симфонических инструментов для создания звукового фона использовали пустые железные банки. Особый эффект произвели на публику макаронные блюда, которые исполнители кидали с балкона прямо на сцену.
Эпатажный модельер Андрей БартеневАндрей Бартенев считает себя прирожденным педагогом. Он рано начал обзаводиться учениками, почти с самого начала своей творческой биографии. Тому поспособствовал его юношеский опыт работы пионервожатым в советских детских лагерях.
В настоящий момент художник преподает не только на Западе. Он собирает молодых творческих ребят в Москве на свои лекции по искусству, а также привлекает особо одаренных в свои перформансы. Наиболее известной российской ученицей мастера стала Саша Фролова, которая уже прославилась своим проектом «Аквааэробика».
Саша Фролова и Андрей БартеневБывшие студенты Бартенева получают высокие оценки мастеров современности, и работают сценографами и артистами в знаменитых коллективах Европы и США.
Одна из последних акций дизайнера «Я тебя люблю» - современная скульптурная композиция, представленная множеством динамиков и микрофонов. Она была создана для первой Московской биеннале, а сейчас выставлена в Музее современности в Москве. Суть ее заключается в том, чтобы сказать в микрофон фразу «Я тебя люблю», которая тут же отзовется пятикратным эхом со спецэффектами, а вслед за этим прозвучит записанный на пленку ответ предыдущего участника акции.
Картины
Как художник, Бартенев создает картины, выполненные в смешанных техниках: декупажа, пастельной живописи, графики, коллажа. Наиболее известными работами Бартенева считаются «Девочка с двумя фейерверками», «Автопортрет в свадебном наряде райской птицы», «Портрет в сапогах», «Спокойствие двух клоунесс», «Я фей, я - фей прекрасный», «Автопортрет в роли Арнольда Нижинского».
Картины Андрея БартеневаСтилистически его картины представляют собой крайнюю степень абстракции. Помимо художественных работ Андрей воссоздает зрелищные представления. Это такие акции, как «Спящие красавицы», «Снежная Королева», «Фауст», «Нижнее белье для Африки», фестиваль иллюстрации «Институт Улыбки», выставка «Люби кутюр!».
Драматический театр
Неутомимый Андрей Бартенев попробовал себя и в качестве театрального актера. В начале 2000-х годов он принял участие в постановке «Shlem.com» по произведению Виктора Пелевина. Экспериментальный спектакль, в котором авторы попытались соединить представление, видеопроекцию и общение зрителей в интернет-пространстве, принял участие в Фестивале современного искусства «NET», однако данное действо не произвело впечатления на критиков. Но этот опыт характеризует Бартенева как художника, который находится в поиске новых форм.
Сейчас Андрей много работает в Европе. Он преподает в Норвежской академии театрального искусства. На Западе проведение перформансов выделено в самостоятельный вид искусства, и такая дисциплина преподается отдельно. Российский дизайнер общается со многими представителями западной художественной элиты: Эндрю Логаном, Пако Рабанном, Кельвином Кляйном, Жан-Полем Готье, Робертом Уилсоном, Зандрой Роуз.
Модельер
Андрей Бартенев - регулярный участник светских мероприятий. На различных встречах мастера эпатажа можно увидеть в самых необычных костюмах.
Андрей Бартенев в костюме малинкиСкандалы
С именем Бартенева связано немало скандалов, хотя в сущности он безобидный художник-пацифист. Так, например, на одной частной вечеринке для богатого клиента Бартеневу было заказано проведение вечера. Каково же было удивление представителей высшего общества, когда им в качестве развлечения было представлено шоу из нескольких десятков кошек и собак, которые занимались процессом размножения. В тот вечер для Андрея и его друзей все закончилось плачевно.
Личная жизнь
О личной жизни Бартенева известно немного. В своих интервью художник шутя или всерьез говорит, что в параллельной реальности у него есть дружная семья, которая состоит из трех мужей и одной жены. Но детей у эксцентрика нет даже там. Известно, что не так давно Андрей потерял свою маму, которая была самым близким для него человеком.
Андрей Бартенев сейчас
Современные художественные акции Бартенева проводятся в Москве, и все чаще в развлекательных центрах. Художник использует много цвета, воздушных шаров, световых эффектов. Костюмы последних работ отличаются своей простотой, что помогает свободному передвижению актеров.
Новый ведущий шоу “Модный приговор” Андрей БартеневВ 2016 году успешно прошло несколько акций Бартенева: «Дайте любви!», «Ногами в воде, головой в облаках» и «Портреты счастливых людей». А в начале 2017 года было объявлено, что современный дизайнер с 1 марта начинает вести программу Первого канала «Модный приговор», в которой он на время заменит предыдущего ведущего Александра Васильева.
Поклонники историка моды недоумевали - с чем могут быть связаны столько резкие изменения в программе? Васильев поспешил успокоить общественность, сообщив, что Бартенев станет ведущим “Модного приговора” на несколько выпусков, пока Александр будет занят своими сторонними проектами.
Фото
биография, личная жизнь. Картины и костюмы / Биографии / Его-Жена. Жены знаменитостей
Российский художник, модельер, скульптор стал известен благодаря своим провокационным перформансам и интерактивным инсталляциям, а еще необычным костюмам, которые сложно назвать простой одеждой. Наверняка, нет ни одного человека, который хотя бы раз не удивился, глядя на его яркие невообразимых расцветок костюмы, которые дизайнер, нередко демонстрирует на себе, привлекая всеобщее внимание.
Несмотря на то, что он фигура достаточно заметная в столичной тусовке, о его личной жизни и биографии почти ничего неизвестно – эти сферы художник предпочитает держать в тайне.
Биография Андрея Бартенева
Бартенев родился в 1965 году далеко от российской столицы – в северном Норильске в простой рабочей семье, а его детство прошло в обычной советской коммуналке. Из-за стесненных жилищных условий Андрею не удалось осуществить свою детскую мечту - научиться играть на фортепьяно, поскольку разместить инструмент в небольшой комнате было просто невозможно.
В шестнадцать лет Андрей уехал в Краснодар и поступил в Художественный институт, окончив который, получил специальность театрального режиссера. Из Краснодара Андрей перебрался в Сочи, где познакомился с Жанной Агузаровой, директор которой Сергей Гагарин посоветовал ему отправляться в Москву, что он и сделал, и дальнейшее развитие его творческая биография получила в российской столице, где он быстро заинтересовал публику своими необычными творениями.
В качестве материалов для своих первых произведений Андрей Бартенев использовал светодиоды, которыми подсвечивал инсталляции из стеклянных банок и пластиковых бутылок. В 1992 году он получил свою первую награду – Гран-При за представленную на фестивале авангардной моды в Юрмале композицию «Ботанический балет», а через четыре года был принят в члены Союза художников Москвы.
Его первый выезд за границу состоялся в 1993 году – на арт-фестиваль во Франкфурт-на-Майне, и после этого Бартенев стал завсегдатаем многих европейских выставок и фестивалей, куда периодически вывозит свои скульптуры и картины.
В начале нулевых Андрей Бартенев поехал в США, чтобы работать и творить в центре Watermill в Хэмптоне. В настоящее время Андрей читает лекции в российских и европейских учебных заведениях, сотрудничает с такими известнейшими представителями мировой моды, как Жан-Поль Готье, Кельвин Кляйн, Роберт Уилсон и многими другими.
Картины и костюмы Андрея Бартенева
Произведения Бартенева отличает буйство красок, а его картины представляют собой не застывшую на полотнах реальность, а воплощение постоянного движения. Свои первые работы – «Буйство красок на горе Ана-Дырь под пение никитинских рыбок» и «Великая корякская чайка» Андрей создал вместе с Петлюрой и представил в галерее «М’АРС».
Одну из своих известнейших работ, Андрей Бартенев создал в центре Watermill – это было целое представление под названием «Лестница красного», в котором были задействованы музыканты и оперные певцы, а вместо традиционных музыкальных инструментов оркестранты использовали пустые железные банки. Во время представления прямо на сцену сбрасывались с балкона вареные макароны.
Из более поздних, но не менее знаменитых перформансов Бартенева – постановка «Снежная королева», в которой участвовали движущиеся скульптуры, украшенные разнообразными геометрическими фигурами ярких цветов, напоминающими палитру Малевича и Кандинского. Кроме того, российский художник создал такие далекие по стилистике от пределов реализма произведения, как «Автопортрет в свадебном наряде райской птицы», «Девочка с двумя фейерверками», «Портрет в сапогах», «Монпансье в зоопарке», «Я фей, я – фей прекрасный», а одна из них – «Спокойствие двух клоунесс», была приобретена на аукционе Сотбис в частную коллекцию в Торонто.
Андрей Бартенев работает в самых разнообразных жанрах – он известен своими работами в стилях декупажа, линейной графики, коллажа, инсталляции, пастели. На различных тусовках Андрей Бартенев неизменно появляется в костюмах собственного изготовления, привлекающими внимание необычными формами и яркими расцветками.
Он любит эпатировать публику, и его ни с кем не перепутаешь. Бартенев не раз говорил, что всегда одевается так, как хочет, хотя в России порой его яркая необычная внешность вызывает агрессию, и только за рубежом реакцией на его образы служит любопытная доброжелательность.
Художник любит устраивать выставки своих работ и фестивали в больших общественных пространствах – в торговых центрах, аэропортах, на стадионах. Так, в 2016 году Бартенев открыл выставку «Дайте любви!» в торгово-развлекательном центре Москвы Кунцево Плаза. Кроме того, в этом же году он провел выставки «Портреты счастливых людей», «Ногами в воде, головой в облаках», пользовавшиеся огромной популярностью у посетителей.
Личная жизнь Андрея Бартенева
Во всех интервью на вопросы о своей личной жизни Бартенев старается отшучиваться и не посвящать аудиторию в ее подробности. Известно, что в свои пятьдесят два года он ни разу не был женат, хотя говорит, что серьезные отношения у него случались. Андрей признается, что чем старше он становится, тем меньше у него шансов испытать сильное чувство, поскольку настоящая любовь – это удел молодых.
Рекомендуем
ego-zhena.ru
Андрей Бартенев — арт-объект / фото 2018
Благодаря развлекательным каналам ТВ я представляла Андрея Бартенева обыкновенным эпатажным кривлякой. Он появлялся в нескольких выпусках «Comedy», в своих инопланетных костюмах, где его с легкостью обсмеивали тамошние шутники. Проходился он и по ковровой дорожке muz-а в костюме с шарами над головой, чем шокировал окружающих. Но оказалось, что не так-то он прост, как кажется на первый взгляд. Помимо фриковских появлений на публике Андрея Бартенева можно отметить как талантливого модельера, инсталлятора, создателя перфомансов, звукокинетического скульптора.
Андрей родился в Норильске, окончил Краснодарский художественный институт и работал театральным режиссером. Но вскоре понял, что хочет двигаться дальше и отправился в Москву.
Знакомство с Жанной Агузаровой определило его взгляды на многие вещи, в том числе на арт-ориентацию.
Андрей Бертенев работал над созданием разнообразных инсталяций. Это могли быть звуковые, акустические скульптуры, бутафорские формы. Они имели успех в Лондоне, Нью-Йорке и Москве.
Над созданием своих нарядов он трудится особо усердно. Часто они состоят из необычных материалов — целлофана, фольги, имеют дополнительные крупные вшитые детали, закрывают все лицо. Сам Андрей отмечает, что не так-то просто в них ходить. Тело под синтетическими материалами потеет, а приходится выдерживать по несколько часов шоу.
vev.ru
Андрей Бартенев. Художник сенсаций | СОБРАНИЕ
Андрей Бартенев. Все реплики про чудаковатость и непонятность его работ уже не имеют никакой силы. Упреки в эпатажности потеряли актуальность, а грустные отзывы постсоветских искусствоведов давно никому не интересны. Сегодня Он в десятке самых покупаемых современных художников. Территория разговоров о нем - Independen и The Times. Его работы живут в крупнейших центрах современного искусства, а он сам - в самолетах между Москвой, Лондоном и Нью-Йорком.
Андрей Бартенев родился в заполярном Норильске в 1969-ом году. Всегда мечтал заниматься музыкой, но, как сам вспоминал «в коммунальной реальности для пианино места не нашлось, и все, что ему осталось из искусства, - это краски и пластилин». Окончив Краснодарский художественный институт, он приехал в Москву в самом начале 90-х, когда отечественный культурный мир, захлебываясь свалившейся на него свободой, вступал и открывал новую для себя эпоху – свободы и всевозможностей.
Назвать Бартенева мастером одного жанра было бы неправильно и даже обидно. Он и художник, и режиссер, и график, и дизайнер, и модельер, и даже писатель. В российское художественное сообщество Бартенев ворвался в 1992-ом году, поставив перфоманс «Ботанический балет», который получил Гран-При на фестивале в Риге. В нем участвовали движущиеся скульптуры, которые выстраивались в бесконечное количество картин, и зрителю казалось, будто перед ним разворачивается длинное полотно форм. Это было начало карьеры, и кто бы что ни говорил, стартовал Андрей Бартенев под тихие признания критиков в том, что «такого второго больше нет».
Сам Бартенев говорит о себе: «Делаю, что хочу!» И в этом радость современного художника. Не ему отвечать на вопрос, что он имел в виду или о чем хотел рассказать. Визуализация - его конек, трактовка – удел зрителей и специалистов.
Об его перфомансе «Снежная королева» искусствоведы говорят: «Работы Бартенева, соединившие мир моды, мир изобразительных искусств и мир перформанса, возрождают дух русского авангардного театра 20-х годов. Объекты и движущиеся скульптуры, разрисованные геометрическими фигурами розового, зеленого и оранжевого цвета, напоминают о Кандинском, Малевиче и Клее, в то время как энергия самой акции «Снежная королева» перекликается с энергией знаменитых сезонов Русского балета».
Лондонская пресса захлебывается от восторга: «Искусство перфоманса Бартенева восходит к переднему краю российского художественного авангарда. Он - Damien Hirst Северного Полярного Круга... Это наше визуальное искусство. Ни один Британский мастер перфоманса не достиг репутации, соответствующей художнику Сенсации...»
Бартенев и правда сенсация для искушенных зрителей, в каком бы городе они ни проживали. И для самых обычных людей, случайно увидевших его на улице или в аэропорту. И если первых у него всегда есть возможность удивить безупречностью своей фантазии, то вторым вполне хватает нарядов Бартенева. На внешний облик он тратит много сил, ведь это часть его образа, это он сам. Невероятные цвета и покрой, сочетание самых разных элементов одежды повергает в шок обывателя, «врастающего в землю» при виде человека в оранжевом пальто «в яблоко», странной шляпе и очках вполне неожиданной формы. Бартенев немного расстраивается, что за границей его облик вызывает позитивное любопытство, а у нас скорее агрессию.
Но это наши реальности. И сами работы художника, по старой советской традиции, если не были поняты, то, скорее всего, будут поруганы. Но уж это его точно не трогает. Раз в год он улетает в Штаты только для того, чтобы на правах мастера принимать участие в знаменитых программах Роберта Уилсона — одного из самых высокооплачиваемых оперных режиссеров нашей планеты. Каждое лето Роберт Уилсон проводит мастерские, куда со всего мира съезжаются самые красивые и талантливые люди планеты. Среди них много детей знаменитостей. Богатые родители — актеры, режиссеры, музыканты и художники — отправляют своих чад на перевоспитание. Бартенев называет это бойскаутским лагерем, члены которого занимаются физическим трудом и искусством. Они перекапывают сад, разрабатывают планы оперных постановок, занимаются скульптурными и архитектурными проектами. Перфомансы Бартенева пользуются там особой популярностью, и на их организацию Роберт Уилсон не жалеет денег, зная как художник, что настоящее искусство, а современное особенно, требует серьезных затрат. Они окупаются восторгом и удовлетворением зрителей, которые, кстати сказать, часто являются еще и участниками разворачивающегося действия. Например, в Варшаве в роскошном дворце над мраморной лестницей однажды прикрепили к потолку множество серебряных труб, наполненных рисом. Когда один из актеров надрезал сверкающие концы ножницами, на ступени обрушился рисовый водопад. А на первом Московском биеннале Андрей Бартенев представил уже успевшую стать всемирно известной работу «Я тебя люблю!» - конструкцию из множества динамиков, расположенных на извивающейся линии. Говоря вначале заветные слова, зритель мог наблюдать как, проживая короткую жизнь в путешествии, они возвращаются к нему ответным признанием.
Как истинный художник, Бартенев не ищет темы для работ, они к нему приходят сами: «Летом 2007-го в Америке я сделал перфомансы для сотрудников журнала «Нью-Йоркер» и компании, производящей реактивные самолеты VIP-класса. Они проходили на огромном полуострове в частных владениях. Красивейшее место, самое окончание мыса, с одной стороны которого шел берег океана, а с другой разворачивался залив. Дом построен в английском стиле XVII века, а окружавший его парк подобен гигантскому цветнику. Все вокруг покрывали кусты цветов, а на спускавшемся к заливу склоне стояло множество маленьких домиков для птиц, сделанных в виде белых яиц. При въезде в поместье я увидел табличку «Осторожно: кошки и собаки на дороге» и решил именно так назвать свой перфоманс. Я сделал объекты в виде кошек, собак, ходячие цветы. В огромном бассейне у меня плавала большая маска белого кота с вращающимися электрическими глазами. Другого «белого кота» я посадил на дерево — его играл индонезийский принц...»
Андрей Бартенев работает в жанре Contemporary art, творя самое наиактуальнейшее из актуальных искусств. Понять это искусство чрезвычайно сложно, скорее, его можно почувствовать, если, конечно, не уходить в снобизм и рассуждения о том, что искусство должно быть понятным и буквальным, как тонущий корабль на картинах Айвазовского. Современное искусство зачастую живет недолго, имея выражения в работах иногда совсем нематериальных. Те же перфомансы Бартенева, после того, как случились, останутся жить дальше только на фото и в памяти тех, кто в них участвовал. Но вот тот сиюминутный эффект, исчезающий через секунду после появления, случается со зрителем ровно для того, чтобы через эмоции достичь эффекта понимания вещей - иногда очень глубоких и философских, о которых, может быть, и сам художник понятия не имел!
На вопрос о том, за что можно любить современное искусство, Бартенев отвечает: «Мне помогает мой безумный эгоизм. То есть я настолько люблю себя, что если вдруг вижу вещь или предмет современного искусства, который меня удивляет, радует, насыщает, то я готов отдать все ради этого наслаждения. Потому что думаю: я столько живу, я столько видел и вдруг встречаюсь с этим экспериментом, который вообще не мог предположить в своей жизни. Душа сразу же душа распахивается. И все. Я считаю, что это самый шедевральный момент в современном искусстве, и понять его помогает интуиция и мера удивления».
Как ни крути и не предъявляй претензии к малопонятности жанра, Бартенев - величина, которой уже ничего никому доказывать не надо. Он дружит с Зандрой Роуз, Жаном Полем Готье, Кельвином Кляйном и Пако Робаном, находя в общении с ними вдохновение и удовольствие. Они отвечают ему взаимностью. Он, по собственному признанию, не стремится к славе Сальвадора Дали и не хочет соревноваться в популярности с Майклом Джексоном. Ему просто это не интересно. Он из другого мира. Как его представляет всегда Роберт Уилсон: «Знакомьтесь, Андрей Бартенев. Он русский, и он с Луны». Это то, что Бертенева вполне устраивает.
Текст: Виктор Шалай
Апрель, 2009
sobranie.vl.ru
Андрей Бартенев. Космический
- Заха Хадид в Эрмитаже
- Брюссель дворцовый
В Москве во всю идет шестая биеннале. Ее осмотр начну с ретроспективной выставки Андрея Бартенева «Скажи: я тебя люблю!» в ММОМА. Бартенев — это человек-вселенная и главный перформансист девяностых. Я узнала о нем лет в тринадцать, кажется, из программы «До 16 и старше» (кто-нибудь помнит такую?).
Экспонаты собраны в бело-мятных пространствах. В первом зале проект «Ботанический балет». Сильный черно-белый контраст плюс сложные формы.
Хотя был один лаконичный костюм.
В переходе между залами стоит объект «Курящие губы на асфальте».
Напротив на лавочке сидят ребята, которые в девяностые, скорее всего, еще не родились.
В следующей комнате на подиуме стоят (а некоторые вращаются) костюмы перформанса «Снежная королева», собранные из потребительского трэша. Не понятно, как можно передвигаться в этих штуках.
В зале с разноцветным неоном и звуковым шумом все костюмы, картины и предметы плотно посадили на узкий подиум. Кажется, что вся эта кислотная масса несется из одной параллельной реальности в другую.
Инсталляция этого года «Облепиха». Стальной каркас какого-то космического аппарата облепили белые шарики.
В пространстве рядом белые пики пронзили стену, а два прожектора светят то слева, то справа.
Еще немного костюмов в стиле кэжуал. Наверное в таких более-менее удобно.
Инопланетяне в ящике и световые скульптуры в черной-черной комнате.
Целый зал заняла звуковая скульптура «Скажи: я люблю тебя!». В микрофон говоришь, например: «Я люблю тебя, жареная картошка», а щупальца с сотнями динамиков оповестят об этом остальных посетителей.
В соседнем корпусе выставляются последователи Бартенева под названием «Андрей Бартенев. Фабрика».
Вдохновленные ученики натворили инсталляций, костюмов, объектов.
Мы тоже вдохновились и страшно проголодались (искусство почему-то всегда доводит до голода). Бежим заедать впечатления бургерами. А потом можно и на основную программу биеннале заглянуть.
comments powered by HyperComments- Заха Хадид в Эрмитаже
- Брюссель дворцовый
olgaterekhova.ru
Андрей Бартенев: поэтика совмещения :: Arterritory.com
Крайний Север и контрастные цвета в эстетике одного из самых известных российских художников, чей международный успех начался когда-то с Ассамблеи неукрощённой моды Бруно Бирманиса
14/10/2015 Надежда Лялина
До 8 ноября в Московском музее современного искусства проходит масштабная ретроспектива ставшего известным ещё в начале 90-х российского художника Андрея Бартенева. В ходе подготовки этой экспозиции Надежда Лялина провела почти два месяца в одной мастерской с произведениями Андрея Бартенева. Реставрационная мастерская на это время превратилась в настоящий художественный сквот из тех самых легендарных 90-х. Этот материал – результат знакомства с личностью и работами художника, попытка обрисовать некоторые контуры его яркого и фантазийного универсума.
«Ботанический балет» в Москве. 1992. Фото: Ханс-Юрген Буркарт
Эстетика Крайнего Севера
Андрей Бартенев родился в крае «вечной мерзлоты» – в Норильске, где лето слишком короткое, чтобы прожить и пережить его по-настоящему. Зато летом здесь два месяца длится полярный день, когда солнце вообще не садится, а постоянно ходит по кругу. Возможно, именно поэтому в перформансах и костюмах Бартенева столько «кругов» – так в объектах «Лестницы красного» (Watermill Center Of Robert Wilson, Нью-Йорк, 2002) за основу действа была взята теория «формообразующего свойства цвета» Михаила Матюшина, согласно которой красные импульсы от солнца имеют круглую форму. От того же северного солнечного круговорота, вполне возможно, ведут своё происхождение костюмы, составленные из шаров – яркие и динамичные «Пузыри надежды» («Альтернативная мисс мира», Лондон, 2007), перформанс «Воздушный поцелуй деревьев» (фестиваль «Архстояние», Россия, 2012) и «LALALAMOSCOW» на «Альтернативной неделе моды» в Берлине (2014).
Фрагмент перформанса «LALALAMOSCOW» на «Альтернативной неделе моды» в Берлине (2014). Фото: Kowa-Berlin.com
Фрагмент экспозиции в Московском музее современного искусства. Костюмы к перформансу «Пузыри надежды» (2007). Фото: Арсений Кунцевич
Да и особенности цветового арсенала художника были заложены ещё в детстве, на Севере. Андрей рассказывал, что на занятиях в художественной школе ему было сложно делать цветовые переходы, лессировки, так как мир вокруг был сугубо контрастным: любой цвет, попадающий в бело-снежное пространство, выделяется чётко и ярко. Поэтому в своих работах он использует только так называемые комплиментарные цвета (т.е. те, которые находятся в цветовом круге друг напротив друга и при соположении усиливают друг друга). Из чёрно-белого контраста полярной ночи появляется основная гамма первых перформансов Бартенева: «Укутанная куколка» (Театр имени М. Н. Ермоловой, 1991), «Полёты чаек в чистом небе» (Галерея «М'АРС», 1992), знаменитый «Ботанический балет» (ЦДХ, 1992).
Андрей Бартенев в начале 90-х. Фото: Олег Чумаченко
Другая важная визуальная чёрта заполярного пейзажа – фантастические северные сияния. Тут, безусловно, вспоминается любовь Бартенева к флуоресцентным краскам, а позднее – и к светодиодам. Когда в 1993 году в Москве начинают появляться первые флуоресцентные краски, Андрей сразу применяет их в цветовом решении своих перформансов: «Минеральные воды» (сквот Александра Петлюры на Петровке,1993), «Снежная королева» (Третьяковская галерея на Крымском валу, 1994). Позднее, когда художник приходит к проектам технологичным, мультимедийным, у него появляются светодиодные скульптуры: «Лондон под снегом» (Арт-Москва, 2004), «Cоnnection Lost. Field of Lonely Hearts» (российский павильон на 52-й Венецианской биеннале, 2007), «Светомузыка» (2-я Московская биеннале современного искусства, ММОМА, 2007). А для полувиртуального перформанса «Электрические инопланетяне» Бартенев шьёт костюмы из самосветящейся оптоволоконной ткани («Альтернативная мисс мира», Лондон, 2004).
«Cоnnection Lost. Field of Lonely Hearts» (российский павильон на 52-й Венецианской биеннале, 2007). Фото: Анна Питич
«Лондон под снегом» (Арт-Москва, 2004). Фото: Александр Волоховский
Красота падения
Город Норильск стоит посреди обледенелой пустыни, там часто дуют сильные ветра. Из своего окна Андрей не раз видел, как надвигается снежная пурга. Снежинки бесконечно, рой за роем, стремительно врезаются в землю. Целый день, а то и несколько, может продолжаться такое непрерывное и завораживающее падение. Его эстетика увлекает Андрея, и в своих перформансах 90-х годов он часто использует бумажный «снег», который в большом количестве методично рвут его помощники. Персонажи рассыпающие хлопья «снега» были задействованы и в «Полётах чаек в чистом небе» (галерея «МАРС», 1992), и в «Ботаническом балете» (ЦДХ, 1992), и в «Фаусте» (Московский ТЮЗ, 1998). Именно в 90-е Бартенев использует распылители жидкостей, которые образуют мимолётную «водяную пыль» («Минеральные воды» и «Мытые окна», оба – 1993).
«Гоголь-моголь, или Приключение невидимых червяков в России». Фото из архива Андрея Бартенева
Этот приём постепенно перерастает в отдельную концепцию «падающей скульптуры». В 2000-м году Андрей придумывает перформанс «Гоголь-моголь, или Приключение невидимых червяков в России», где перед глазами зрителей рушатся тонны мусора и летят тысячи яиц из специальных пушек. 70 перформеров устраивают на сцене столпотворение: постоянно кто-то появляется, все костюмы снимаются и «летят» к зрителям, кто-то подскальзывается на разбитых яйцах и «летит» в своём падении к зрителям. При этом происходит трансформация объектов за секунды, мгновенное создание и разрушение форм.
«Гоголь-моголь, или Приключение невидимых червяков в России». Фото: Роман Фрог
Появление «Гоголя-моголя» можно связать и с желанием избавиться от обременяющего реквизита перформансов, реализовывать акции «без остатка», которое появилось у Бартенева в результате поистине мучительных транспортировок громоздких костюмов-объектов 90-х. Всё началось с масштабного перформанса «Ботанический балет», когда Андрей повёз свои объекты на обычном поезде в Юрмалу на Ассамблею неукрощённой моды (1992). После успешного выступления и заслуженного Гран-при «Ботанический балет» до конца 90-х отправляется в нескончаемое турне по Европе. Потом в 1994-м появляется масштабная «Снежная королева», которую тоже приглашают в разные страны. И тут в ход идут все средства передвижения: машина, поезд, самолет, корабль. Причём все объекты были достаточно хрупкими и сложными в сборке. В 1998-м переживает премьеру последний перформанс из этой «скульптурной» серии – «Фауст». Множество костюмов копится, и всё это нужно где-то хранить: Андрей специально арендует склады в Подмосковье, объекты лежат в больших деревянных ящиках, обёрнутые в поролон и полиэтилен.
И вот тогда в 2000-м году появляется перформанс-освобождение, перформанс-очищение: «Гоголь-моголь». На сцену в общем потоке мусора летели разнообразные вещи Андрея, перформеры срывали с себя костюмы, как будто освобождаясь от обязательного и поднадоевшего груза. Если что-то выбрасывать, так со сцены – и на радость публике. Этот принцип Бартенев сохраняет в своих клубных, интерактивных работах. Так, в 2014 году Бартенев реализует перформанс «Я была атакована летающим сахаром», когда со сцены московского кафе Microb зрителю в подарок летят костюмы, белый сахар и – как говорит сам Андрей – всякая «рвака-шмяка». При этом зрители улыбаются и радуются, сопереживая процессу освобождения на сцене и получая в подарок целые горы «сувениров».
Фрагмент перформанса «Я была атакована летающим сахаром» (2014). Фото: C.L.U.M.B.A.
Коллажный подход
Андрей рассказывает, что коллажи он делает с самого детства. Как только научился орудовать ножницами, он изрезал все журналы дома и начал комбинировать части фигур на плоскости пола. Из привычных форм рождались необыкновенные существа. Коллаж остаётся с Андреем на всю жизнь – и как приём творчества, и как способ медитации. На нынешней выставке в МОММА широкой публике представлены коллажи периода 1990–2011 годов. Ироничные и психоделичные – «Морковный мальчик» (1994), «Годзилла Алёнушка» (2011), работы с уклоном в минимализм – «Чёрный мир – белый мир» (1996) и «Суперпрыжок» (2001). Во многом именно благодаря «коллажному видению» Бартенев создаёт и свои костюмы для перформансов. Это заметно и в «Снежной королеве» (1994), где орнамент составлен из конкретных предметов, а детали использованы в неожиданных комбинациях. Элементы коллажа «Я фей! Я фей прекрасный!» (1991) как раз напоминают фактуру объектов «Снежной королевы» (1994). Коллаж становится источником идей для самых разных воплощений. Специфическое мышление Бартенева – стремление сочетать несочетаемое, поэзия неожиданных совмещений – позволяет ему открывать всё новые формы и варианты.
Коллаж Андрея Бартенева «Годзилла Алёнушка» (2011)
Фрагмент экспозиции в Московском музее современного искусства. Фото: Арсений Кунцевич
Наследие авангарда
Костюмированный перформанс неслучайно становится важнейшим выразительным средством Бартенева. По образованию Андрей – театральный режиссёр, он окончил Краснодарский государственный институт культуры. Конечно, он знает историю театра, историю театрального костюма, может сам создавать костюмы, продумывать сценографические решения, осуществлять постановки. Профессиональные навыки в области театрального искусства позволяют художнику строить экспериментальные перформансы, поражающие буйством объёмов и красок, но при этом глубоко продуманные и организованные по внутренней структуре.
В Советском Союзе не преподавали историю мирового перформанса, мало что было известно о развитии contemporary art вообще, доходили какие-то обрывочные сведения, слухи, просачивались «нелегальные» книги и журналы. Но для Бартенева была открыта история театра – и он выбрал оттуда самое близкое для себя: театр авангарда. Вдохновлённый экспериментами русского искусства того времени, Андрей берёт за основу своих работ принципы футуристического театра: бессюжетность – есть только общий мотив или ритм, «отсутствие» актёра – костюм создает персонажа-форму и говорит за него, костюмы-объекты взрывают пространство и создают новое измерение. Как и футуристы, Бартенев своими работами разрушает границы привычного восприятия. Но делает это не агрессивно, а заволакивая зрителей волнами своей энергии, вызывая у них восторг и ощущение праздника. В своих работах Андрей побуждает людей перестроиться на другую волну, позабыть о повседневности и отправится в беспечную прогулку к иному фантазийному измерению.
Андрей Бартенев и Эндрю Логан на открытии ретроспективы Бартенева. На фоне – инсталляция «Курящие губы на асфальте» (1998). Фото: Арсений Кунцевич
Модификация костюма
По сравнению с громоздкими объектами 90-х в 2000-е формообразующие костюмы Бартенева становятся конструктивно более простыми, лёгкими, компактными в сборке, при их создании используются только современные качественные материалы. Объёмный перформанс «Пузыри надежды» строится из надувных шаров, спрятанных в эластичную ткань. Благодаря подобным изменениям персонажи Андрея из неповоротливых и медленных становятся вполне энергичными. Если раньше основную динамику представлений задавала музыка, то теперь появляется поле для работы с хореографией персонажей.
Репитиция перформанса «Трясущиеся углы» (National Arts Club, Нью-Йорк, 2008)
В 2008 году неожиданно Андрей возвращается к авангардному костюму-объекту в перформансе «Трясущиеся углы» (National Arts Club, Нью-Йорк, 2008). Намеренно громоздкие, пусть не слишком тяжёлые по весу, но сложные для передвижения костюмы были призваны продемонстрировать беззащитность и хрупкость художника, место «творца» среди осуждающего его общества. Перформанс происходил в узком коридоре между стеной и зрителями. Действие в трёх актах рассказывало о жизни художника в Нью-Йорке. В первом акте здесь оживают части интерьера квартиры художника: кусок оторванных обоев, полиэтиленовый мусор, серебристый кухонный комбайн со шкафом, книжная полка. Во втором акте разворачивается чёрно-белый футуристический балет, воплощается город в виде больших прямоугольников-небоскрёбов. В третьем акте выходит шеренга «арт-критиков» – это приглашённые актеры. И вот в импровизированном коридоре между «критиками» и зрителями одно за другим проходят невообразимые воплощения художника. «Критики» начинают их толкать в сторону зрителей как на некий суд, пытаясь окунуть в реальный «человеческий» мир. Публика реагирует – кто-то отталкивает «пришельцев», кто-то, наоборот, поддерживает. В конце всё превращается в какофонию, персонажи смешиваются, начинают сдирать с себя костюмы, и в финале со стены снимают белый покров, за которым оказываются картины – натюрморты. Персонажи уходят, оставляя зрителя наедине с более привычными для них «классическими» полотнами.
Ключевые перформансы Бартенева:
1992 год. «Ботанический балет»
Перформанс «Ботанический балет, безусловно, наиболее плотно насыщен образами Крайнего Севера. В нём переплетаются детские воспоминания художника, образы этнической культуры народов Севера и московские реалии 1992 года. В созданных для «Ботанического балета» костюмах-объектах мы видим чёрное полярное небо и белый снег, имитацию северных орнаментов, архаичные «рваные» линии, скульптурные формы, «вылепленные из снега». Это костюмы сложные и по форме, и по составу: самая объёмная часть – туловище, обязательно головной убор – «кокошник», на руках – длинные трубы с разными окончаниями. Перформеры в чёрном, в чёрных очках, с белым лицом – максимальное обезличивание. Главный персонаж «Дядька Чернослив» весь состоит из слив: это отголосок воспоминания Андрея о том, как в детстве за неимением настоящих фруктов норильские дети лепили их сами – из снега. Тут есть «Оленевод», у которого много ног, чтобы быстро бегать по снегу. Есть «Восьминогая собака для быстрой езды» – персонаж из старой сказки. И как же на Севере без «ТЭЦ»? Ещё здесь появляются «Девушки Пурга», «Чумы», «Карякские зайчики» и таинственная «Северная подводная лодка».
«Ботанический балет» в Москве в Центральном доме художника (ЦДХ). 1992
Некоторые образы взяты из московской жизни художника, реалий того времени, когда создавался перформанс: «Халат Виолетты» Бартенев делает специально для своей подруги и перформансистки Виолетты Литвиновой. Реагируя на актуальную тему «гласности» и коммуникации с властью, Андрей делает «Будку гласности»: она стоит в пустынной тундре, любой может зайти туда и сказать всё, что думает, – но никто его никогда не услышит.
Костюмы-объекты сделаны из плотного картона и папье-маше – они тяжелые, поэтому персонажи способны только на минимальные движения: поднимать руки, медленно шагать и слегка кружиться в «балете». Но они сами настолько выразительны, что эта медлительность придаёт им загадочности. После своего выхода и некоторых «па» основные герои перформанса выстраиваются в круг. Посредине стоит «Цветок севера». Вокруг цветка исполняют ритуальный танец «Арнольды Нижинские», синтез Вацлава Нижинского и Арнольда Шварценеггера.
«Ботанический балет» в Москве в Центральном доме художника (ЦДХ). 1992. Фото из архива Андрея Бартенева
Перед нами разворачивается что-то похожее на шаманский обряд: около таинственного цветка «Арнольды» исполняют ритуальный танец, а вокруг как древние духи собрались невероятных форм существа – то ли ожившие тотемы, то ли просто фигуры из снега. Потом «Девушки Пурга» начинают сыпать хлопья снега, чтобы оплодотворить «цветок». Чем-то он должен разродиться, и один из «Арнольдов Нижинских» запускает в лепестки руку и достаёт настоящего белого кролика по кличке Бонч-Бруевич.
«Ботанический балет» рассказывает нам о вымышленном мифе, созданном фантазией художника. Но когда этот перформанс в 90-х гастролировал по Европе, его часто воспринимали как олицетворение «русской дикости» и ставили в один ряд с африканским искусством.
1994 год. «Снежная королева»
Северную чистоту и наивность «Ботанического балета» сменяет пластмассовая эпоха «Снежной королевы». Бартенев берет за основу действа одноимённую сказку Андерсена и перерабатывает персонажей по-своему – даёт им новое пластическое воплощение. Он создаёт их из современного мусора, детских советских игрушек и флуоресцентных красок. Мотив продиктован окружающей реальностью: в 1994 году полки магазинов уже заполонили «западные» товары, люди как дикари сметали яркие и блестящие упаковки, а потом не могли с ними расстаться – копили дома. Радостно меняя «скучный совок» на «прогрессивную западную культуру», российское общество одновременно теряло что-то уникальное, самобытное.
«Снежная королева». 1994. Видео снято в Юрмале для передачи Константина Эрнста «Матадор»
Костюм «Кая» весь создан из актуальных товаров начала 90-х. Объёмный плащ, рукава, брюки и обувь представляют собой уже историческую документацию быта того времени. Спереди у «Кая» в руках санки, на которых он катал «Герду». Слуги королевы, персонажи, взятые из других сказок, тоже собраны из мусора: «Царевна-Лебедь» и «Царевна-лягушка». Их костюмы напоминают сверкающий лёд: на голове серебряные конусообразные многоэтажные «кокошники», а на туловище – халаты из серебристых и темных коррексов для конфет с вкраплениями других полиэтиленовых упаковок. Ещё одни слуги королевы, самые активные из всех персонажей – «Прокофьевы». Это отголосок детских воспоминаний Бартенева о том, как в норильской школе учительница два года подряд заставляла их на уроках музыки слушать и разбирать балет «Золушка» Сергея Прокофьева. Комбинезоны персонажей сделаны из цветных брендовых пакетов, голова вытянута наподобие клюва, руки исполнены как петли, а на ногах лыжи, чтобы бегать по снегу. Крутящийся «Чебурашка» с жёлто-оранжевыми «ушами» и клоунским гримом по конструкции представляет из себя карусель. Верхний и нижний диски сделаны на деревянном каркасе и покрыты «тетрапаками», упаковками от детских игрушек и сладостей. Они заманивают своим ярким и «сладким» видом детей в разноцветный, но бездушный мир Снежной королевы.
Герои «Снежной королевы» в Юрмале. Фото из архива Андрея Бартенева
Интересны персонажи, олицетворяющие холодное царство: «Первая снежинка, упавшая на землю», «Сосулька», «Морозко». Основную фактуру «Снежинки» Андрей собрал из открыток работы известных британских художников и перформеров – Гилберта и Джорджа. Эти гармоничные панно из повторяющихся принтов покрывают комбинезон, ботинки и «крылья» костюма. Следуя какой-то неизвестной внутренней органике, «Снежинка» то раскрывается, то закрывается своими широкими «крыльями».
Фото: Ханс-Юрген Буркарт
Бартенев ищет выразительные средства в окружающем мире, использует то, что существует вокруг него. Чтобы в 1994 году создать голубой глянцевый цвет костюма «Сосульки», были использованы мусорные пакеты, а цветной орнамент собрали из советских игрушек.«Сосулька» собирается из трёх частей, это цилиндрический скафандр высотой 3,5 метра. Отверстие предусмотрено только для лица, поэтому перформер не может задействовать руки, чтобы поддерживать равновесие высокого и тяжелого костюма, а на ногах ещё лыжи.
Кто еще может обитать в холодном царстве? Персонаж «Морозко» был навеян историей о древнем способе смертной казни: преступника выводили на мороз и поливали водой, пока он не превращался в лёд. Верхнюю часть костюма венчает настоящая советская кукла, которая выкрашена флуоресцентным жёлтым. В более поздних вариантах появляется нижняя часть объекта – торс и поножи, украшенные железными банками из-под чёрной икры, шипастые огромные нарукавники и такие же невероятные ботинки. Во всю высоту костюма висят «ледяные» гирлянды. Гирлянды сделаны из нарезанных пластиковых бутылок, и этот материал не случаен. В 1993 году начинает в большом количестве появляться пластиковая тара – это ещё одна черта эпохи.
Монтаж выставки Андрея Бартенева в Лондоне.Фото: Ханс-Юрген Буркарт
Но главный персонаж здесь – сама «Снежная королева». Она создана из голов красных советских неваляшек, которые олицетворяют похищенные души детей. Это самый большой, сложный и тяжёлый костюм из всего перформанса, носить его получалось только у Бартенева. Костюм-объект размером примерно 3,5 на 3,5 метра сделан по форме песочных часов и разделяется по горизонтали на две части.
Перед нами пугающий, загадочный мир, со своими законами, со своей историей, настоящее «снежное царство». Но при этом все эти образы – большие яркие скульптуры, такие медленные и беззащитные существа. Они надолго притягивают взгляд, потому что шокируют своей неожиданной формой, цветовым решением и сложной фактурой. И требуется время, чтобы разглядеть мусор или игрушки на их поверхности.
1998 год. «Фауст»
Последний свой перформанс с большими скульптурными объёмами Бартенев представляет в Вальпургиеву ночь 1998 года. Для фестиваля «Гёте & Пушкин» Андрей создаёт перформанс «Фауст». Представление строится на основе пяти букв самого слова «Фауст» и состоит из 5 частей: «Ф» – форма, «А» – анатомия, «У» – узор, «С» – слово, «Т» – танец Мефистофеля. На каждую из этих букв Андрей написал на табличках русские и немецкие слова, которые у него ассоциируются с «Фаустом», персонажи «Дворники» в белых халатах выносили их в нужном порядке и выкладывали на краю сцены. В конце перформанса «Дворники» лопатами сметали и выносили все эти таблички.
Перформанс «Фауст». 1998. Фото: Ханс-Юрген Буркарт
Для каждой из пяти букв были созданы персонажи и своя музыка (над ней поработал Олег Костров). Например, было два разных воплощения буквы «Ф» – прописная и строчная, оба костюма с большими «крыльями» по бокам и большими «ботинками-трамплинами». Эти «скафандры» были настолько тяжелые, что передвигаться им помогали «Дворники» или треугольные «Чумы». Следующая буква – «А», персонаж «Анатомия». На «У» – объекты «Улей», на букву «С» – «Семьянин», на плечах которого пирамидой сидит вся семья от мала до велика, «Т» – «Теннисные мячи», которыми обнажённый актёр прикрывает паховую область, а потом подходит к краю сцены и на секунду убирает свои руки в боксёрских перчатках – и мячики тут же улетают к зрителям. На глазах у него чёрная табличка «инкогнито». Были еще персонажи: «Музыкальный аппарат для чистки полов», сделанный по образу машины для уборки в метро, «Малинка» в высоких валенках, «Рыбья кость».
Перформанс «Фауст». 1998. Фото: Ханс-Юрген Буркарт
Все костюмы-объекты создавались в белой тональности с тонкими чёрными линиями или сдержанным орнаментом. Только «Мефистофель» здесь красного цвета: олицетворение зла Андрей полностью собрал из светоотражателей от «Запорожцев». Этот костюм напоминает робота-осьминога, способного дотянуться своими щупальцами до любой души.
С помощью контраста агрессивно массивных костюмов-объектов и хрупкого человеческого тела, художник показывает слабость человеческой плоти. Высокая, тяжёлая обувь превращает любое передвижение в настоящее физическое испытание.
Внутри скульптур
Вообще все движущиеся скульптуры перформансов 90-х были невероятно тяжёлые и неудобные. Их детали было сложно надевать, сложно снимать. Костюмы давили везде, оставляли синяки. Носить их могли только парни или крепкие девушки. Андрей каждый раз покупал всем участникам компрессионные чулки для профилактики варикоза. Кому когда-нибудь доводилось надеть на себя хоть часть костюма-объекта Бартенева периода 90-х, обязательно прочувствовал, что преобразование происходит не только внешнее. Персонаж как будто замещает тебя, ты по-другому физически чувствуешь мир: искажены привычные движения и действия, тело утяжелено, обычные точки равновесия потеряны. Человек исчезает в этой арт-оболочке, становясь только биологическим двигателем другого существа. Самое поразительное видеть, как скульптуры из «Ботанического балета», «Снежной королевы», «Фауста» оживают. Спустя два десятилетия, после реставрации, их жизненность настолько убедительна, что ещё интереснее становится пробовать разгадать эту загадку – из какого они пришли мира и как именно обрели плоть.
www.arterritory.com
Андрей Бартенев. Биография, творчество, личная жизнь
Что вы знаете о современном художнике по имени Андрей Бартенев? Мы не исключаем, что нашим читателям пока мало что известно об этом оригинальном творце. Несмотря на то что он достаточно часто появляется на экранах телевизоров в качестве именитого гостя какого-нибудь ток-шоу, обычные люди, далекие от жизни художественной богемы, в большинстве своем совершенно не знакомы ни с его творчеством, ни с биографией. Мы предлагаем восполнить пробелы в знаниях и познакомиться поближе с личностью этого неординарного, ни на кого не похожего человека.
Кто он?
Если говорить о принадлежности к какой-то определенной профессии, то так вот просто, одним словом и не определишь. Художник? Да, пожалуй, можно сказать и так. А еще Бартенев является режиссером, дизайнером, модельером, скульптором и даже немного писателем. Все перечисленные творческие интересы входят в круг профессиональной деятельности Андрея Бартенева.
Он обладает уникальной работоспособностью и талантом, одевается в яркие эпатажные костюмы, носит на голове разноцветные шарики и другие необычные предметы. Говорит, что по ночам видит фантастические сны и обладает способностью перемещаться в соседние галактики. Он никогда не изменяет своему творческому кредо и делает что хочет. Причем Андрей не пытается объяснить окружающим, что он хотел сказать или показать в своих инсталляциях, говоря, что его конек - визуализация, а вот трактовка увиденного - это уже удел зрителей.
Сегодня работы Андрея Бартенева находятся в экспозициях лучших зарубежных галерей. Да и сам он чаще бывает за рубежом, чем дома в России. Здесь он, как уже было сказано, мало известен широкой публике, а вот за границей нашего непризнанного гения буквально носят на руках.
Краткая биография
Родился Андрей Бартенев в городе Норильске в 1969 г. Он рассказывает журналистам, что в детстве мечтал учиться играть на пианино, но, увы, стесненные условия советской коммуналки не позволяли разместить в квартире громоздкий музыкальный инструмент.
Когда юноше исполнилось 16 лет, он покинул родной Норильск и поступил учиться в Художественный институт г. Краснодара. Там он приобрел профессию театрального режиссера. Ну а потом будущий мастер эпатажа поехал завоевывать столицу. Его художественная карьера началась в Москве в конце восьмидесятых.
Быть может оттого, что Андрей все свое детство провел на севере в окружении белых снегов, он стал использовать в своем творчестве только яркие цвета. А материалами для первых арт-работ становились стеклянные банки и пластиковые бутылки, подсвеченные светодиодами. В начале 90-х годов он, что называется, "попал в струю" - отечественный культурный мир, ошалевший от неожиданно нахлынувшей свободы, открывал для себя новые возможности и имена.
Первую известность Андрей Бартенев получил в 1992 году, благодаря поставленному им перфомансу под названием "Ботанический балет". Эта работа получила Гран-При на рижском фестивале. В 1996 году Бартенев становится членом Союза художников г. Москвы.
Перфомансы Андрея Бартенева
Особенной популярностью у зрителей пользуются необычные динамичные перфомансы мастера. Видя его нашумевшую постановку "Снежная королева", зарубежные искусствоведы писали, что его работы объединяют в себе моду, изобразительное искусство и искусство перфоманса и возрождают дух русского театрального авангарда 20-х годов. В перфомансе "Снежная королева" участвовали движущиеся скульптуры и объекты, украшенные геометрическими фигурами зеленого, розового и ярко-оранжевого цвета. Это напомнило зарубежной публике о Малевиче и Кандинском и вызвало восторг.
Еще один всемирно известный перфоманс Андрея носит название "Я тебя люблю!". Он представляет собой некую конструкцию из множества огромных динамиков, расположенных друг за другом по извивающейся линии. Зрителю предлагается произнести заветные слова и затем наблюдать, как они, проживая недолгую жизнь, ответным признанием возвращаются к нему.
Андрей Бартенев: выставка в Москве
В 2015 году в московском Музее современного искусства на суд зрителей была представлена ретроспектива работ Андрея Бартенева. Выставка располагалась в двух корпусах - так много понадобилось места, чтобы показать творческую вселенную мастера, создаваемую им на протяжении 25 лет.
Как и всегда, арт-инсталляции Бартенева не были статичны. Объединяющим элементом на той запоминающейся выставке стало движение - мерцающие, вращающиеся и звучащие предметы превратили пространство экспозиции в единый механизм под управлением автора сего великолепия.
Андрей Бартенев: личная жизнь
Журналисты неоднократно пытались выяснить у Андрея Бартенева о его личной жизни, но художник всегда отделывается шутливыми фразами и никого не пускает в личное пространство. Наш герой утверждает, что по-настоящему он был влюблен всего один раз в жизни, и это было в детском саду.
Однажды Бартенев даже поучаствовал в передаче "Давай поженимся" в качестве жениха. Но, как обычно, в шутку. Самого Андрея невозможно было разглядеть под костюмом желтой огромной кукурузы, нахлобученной на него сверху. Да и выпуск той передачи был новогодний и развлекательный.
"Белая ворона"
Андрей Бартенев, фото которого вы можете оценить в нашей статье, всегда ощущал себя "белой вороной" в сообществе людей. Он становится сенсацией всегда и везде, где бы ни появился, - так неординарны все его творческие проекты и необычен весь вид.
На поддержание своего внешнего облика Андрею приходится тратить чрезвычайно много сил, ведь это одна из главных частей его образа. Сочетание самых немыслимых элементов в одежде вкупе с невероятными цветами и покроем - его фирменный стиль. Обыватель буквально повергается в шок при виде человека в странной шляпе, оранжевом пальто в яблоках и очках чудной формы.
Сам художник немного расстроен, что за границей его внешний вид вызывает у окружающих позитив и любопытство, а в России зачастую - агрессию (несколько раз на художника нападали на улице с целью избиения).
Заключительное слово
Как все-таки хорошо, что среди нас иногда встречаются такие личности, как Андрей Бартенев - художник, не боящийся свободного самовыражения. Часто за странным эпатажным внешним видом скрываются очень талантливые люди, которые просто не могут быть такими, как все.
fb.ru