Смирнов-Русецкий Картины. Смирнов русецкий картины
Мир Культуры » Борис Смирнов-Русецкий
Краткая биография
Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий родился 21 января 1905г. в Санкт-Петербурге. В 1917г. вместе с семьей переезжает в Москву. В юности испытал сильное духовное влияние со стороны дяди, искусствоведа А. П. Иванова, познакомившего племянника с художниками «Мира искусства» и «Бубнового валета». Особую роль сыграли рассказы А. П. Иванова о Н. К. Рерихе, которого он близко знал. Именно это знакомство облегчило встречу с Н. К. Рерихом в 1926 г., когда он был проездом в Москве. В период с 1922-1927 гг. активно переписывался с В. В. Кандинским. Участник «Выставки пяти». В 1927 г. принял участие в выставке общества «Корона Мунди» в Нью-Йорке: экспозиция «Амаравеллы» была развернута в здании Рериховского музея. В 1928 году вместе с другими художниками «Амаравеллы» экспонировал свои произведения в Чикаго. В 1929 г. принял участие в 6-й выставке группы художников «Жизнь — Творчество» (Москва). В 1941 г. был незаконно репрессирован. В период с 1962 по 1988 гг. в Москве, Ленинграде, Киеве, Новосибирске, Выборге, Пскове состоялись персональные выставки произведений художника. 7августа 1993 года Борис Смирнов-Русецкий умер в Санкт-Петербурге.
Морозный вечер. 1989
Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий родился 21 января 1905 года в Петербурге. Очень рано он оказался в атмосфере, благоприятной для развития эстетических задатков. Первые импульсы Борис Алексеевич получил от природы, каждое лето он уезжал с родителями в приморскую эстонскую деревушку, где ему впервые открылась красота неисчерпаемого мира. Художник пишет в своих мемуарах: “Начало весны, появление первых цветов и бабочек было всегда большим радостным событием детской жизни. Вспоминаю радость ежегодной встречи с морем, песни жаворонков над весенними полями, сосновые рощи на берегу моря и чистый журчащий по камням ручеек среди прохладных зарослей ольхи.Творчество Б. А. Смирнова-Русецкого продолжает и развивает романтические традиции, заложенные школой Куинджи. Подобно своим учителям, среди которых ведущее место принадлежит Н. К. Рериху, художник стремится воплотить не только красоту пейзажа в ее объективности и безусловности, он передает еще и тетрспеты, отсветы, оттенки, которые накладываются на пейзаж нашим восприятием, нашими чувствами. Отвечая на призыв Рериха осознать и принять красоту Космоса, Б. А. Смирнов-Русецкий стремится передать в своих циклах картин единство Космоса, выразить беспредельность в великом и малом. Человек незримо присутствует во всех пейзажах художника: человек уже здесь, на Земле, приобщенный к величию и беспредельности Вселенной.
Но больше всего пленяла бескрайняя ширь моря, открывавшаяся с глипта, моря бесконечно разнообразного, вечно изменчивого, с валунами, залегшими стадами на берегу.
Позже, на картинах Рериха, эти валуны показались мне снова родственно-близкими, живыми и немного жуткими существами”.
Облако над озером
В пору становления приобщился Б. А. Смирнов-Русецкий к стихии музыки. В кусковском летнем саду “Гай” часто устраивались музыкальные концерты, особенно сильное впечатление на молодого художника произвел Вагнер. Н. К. Рерих писал, что в “Кольце Нибелунгов” даны “многие космические моменты”. Именно этот космизм в музыкальном мышлении Вагнера привлек внимание начинающего живописца. В 10-е и 20-е годы много писалось о “космическом сознании”, духовное освоение Вселенной стало насущной потребностью времени. Поэтому обращение к теме Космоса явилось органичным звеном в эволюции Б. А. Смирнова-Русецкого.Впечатления детства во многом оказались для художника определяющими: он сохранил дар очеловечивать природу, сталь свойстеснныи детскому мировосприятию. Но наряду с великолепием природы ему очень рано открылась и красота искусства. Ранняя юность Смирнова-Русецкого прошла в Кусково, архитектурный ансамбль этой усадьбы исподволь закреплял в юном художнике его природную склонность к гармонии. Огромное значение для будущего мастера имело общение с родным дядей, известный искусствовед А. П. Иванов прививал своему духовному ученику тягу к высокому искусству. Благодаря этому влиянию Б. А. Смирнов-Русецкий еще на пороге юности ощутил всю значительность творчества Н. К. Рериха, великий художник стал для него не только маяком в искусстве, но и высшим нравственным авторитетам: почитание Красоты и Служение Добру неотрывны друг от друга.
Этому способствовали и рано оформившиеся научные интересы художника, в течение всей жизни Б.А.Смирнов-Русецкий служение искусству совмещает с исследовательской деятельностью ученого. Окончив в 1926 году инженерно-экономический институт, художник продолжает образование во ВХУТЕМДСЕ. В 1930 году Б. А. Смирнов-Русецкий поступает в аспирантуру: изучение кристаллической структуры металлов дает ему возможность совместить эстетические и научные интересы, в гармонии кристаллических структур художнику-ученому открывается красота Космоса. Результатом научных студий Б. А. Смирнова-Русецкого стала диссертация, защищенная им в 1956 году.
Кирьявалахти. 1981
В те годы широко развернулась деятельность Н. К. Рериха, она проходила под знаком идей синтеза: понятие единства является главной категорией в эстетической философии Н. К. Рериха. Не случайно великий художник обратил внимание на творчество “Амаравеллы”, во время своего посещения России в 1926 году он оказал существенную , поддержку своим молодым сотоварищам. Высокая духовность вот что импонировало Рериху в творчестве “Амаравеллы”. Б. А. Смирнов-Русецкий неоднократно встречался с Николаем Константиновичем, беседы с ним ознаменовали новый поворот в духовной эволюции молодого живописца. Н. К. Рерих писал в записке к А. Б. Щусеву: “Рекомендую Вам моего молодого друга Смирнова. Талантливый! Ему нужно окончить художественный курс ВХУТЕМАС…”. Добрую память о заботе великого мастера Б. Л. Смирнов-Русецкий сохранил на всю жизнь.Художник активно участвует в различных выставках, впервые его картины экспонировались в 1923 году на “Выставке пяти” (Д. Г. Соболев, Лев Лозовский, Анатолий Микули, П.П. Фатеев, Б. А. Смирнов-Русецкий). Развернутая в залах Музея изобразительного искусства, эта выставка оставила след в художественной жизни того времени. Художников объединяла не столько манера, сколько общее для них космическое восприятие, их интуиция проникала в звездную беспредельность. Но и земные реалии воспринимались космически: лесные пейзажи на ранних полотнах Б. А. Смирнова-Русецкого связуют земное и небесное, они кажутся высвеченными лучевой энергией Космоса. Такой космизм был созвучен эпохе, в эту пору начался процесс космизации сознания: его пионерами стали К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л.Чижевский. Творчество молодых художников, впоследствии объединившихся в группу “Амаравелла”, является замечательной параллелью к этим исканиям науки; Художников и ученых сближало чувство гармонии Космоса: ощущение красоты бытия является подлинной основой для того синтеза искусства и науки, о котором сейчас так много пишут, ведь именно в этом ощущении конвертируют язык образов и язык формул.
Облако над озером. (Пирос). 1966
Н. К. Рерих решил привлечь международное внимание к искусству молодой России, в 1927 году большое количество картин “Амаравеллы” было экспонировано на интернациональной выставке в Нью-Йорке, устроенной под эгидой рерихонскоги центра искусств “Корона Мунди”. Работы русских художников получили широкий резонанс в прессе. Один из отзывов имел характерное название: “Искусство Советской России привлекает”, в нем мы находим добрые слова и о творчестве Б. А. Смирнова-Русецкого: “Другой очень одаренный художник Борис Смирнов, картины которого “Дерево”, “Гора света” просты, драматичны и привлекают зрителя внутренней глубиной”.Группа “Амаравелла” существовала в 1924-1930 годах. В нее входили П. П. Фатеев, А. П. Сардан, В. Н. Пшесецкая, Б. А. Смирнов-Русецкий, С. И. Шитоев, В. Т. Черноволенко.
Жизнь Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого складывалась нелегко. В тридцатые годы невозможно было сосредоточиться на одной живописи, приходилось напряженно заниматься преподавательской деятельностью.. Тем не менее каждое лето художник с этюдником путешествует по стране, особенно его влекут места, связанные с именем Н. К. Рериха. Б. А. Смирнов-Русецкий повторяет многие маршруты своего учителя. Особенно магнитен для него русский Север, художник прошел его от Углича до Хибин: всюду он открывал, новые аспекты в красоте северной природы.
Приближение ночи. 1981.
Художник находит широкий выход к зрителю, постоянно организуются его выставки. Они проводятся не только в Москве, с творчеством Б. А. Смирнова-Русецкого имели возможность познакомиться жители Ленинграда, Новосибирска, Киева, Пскова, Сортаваллы. Работы художника приобретаются крупными музеями, о нем тепло пишет пресса. Все возрастающий интерес к творчеству мастера не случаен, он обусловлен прежде всего огромным духовным потенциалом картин Б. А. Смирнова-Русецкого: зритель находит :в его картинах своеобразную концепцию мира, созвучную лучшим исканиям времени. Обратимся к творчеству мастера. Б. А. Смирнов-Русецкий объединяет свои картины в цикл, располагаясь в закономерной последовательности, полотна всесторонне раскрывают ту или иную тему. Циклы — это своего рода целостные сверхорганизмы: как в гармоничных многогранниках, в них связано и цельно отражается Космос. Цикличность очень характерна для русской поэзии XX века, после Чюрлениса и Рериха тенденция к объединению картин в циклы стала характерна и для живописи. Б. А. Смирнов-Русецкий в полной мере освоил сложную технику цикла, выстраиваясь в органичный музыкальный ряд, холсты художника воспринимаются как непрерывное целое. Поэтому в них есть что-то от процессности музыкального произведения: созерцать картины мастера — как слушать прекрасную музыку.Благоприятные условия для творческой работы сложились у Б. А. Смириова-Русецкого лишь во второй половине пятидесятых годов. Художник переживает яркий творческий взлет. Он работает много и плодотворно: реализуется многое из того, что было задумано в двадцатые и тридцатые годы; рождаются новые замечательные циклы картин, совершенствуется живописный язык мастера) его письмо становится все более тонким и одухотворенным.
Таков цикл “Прозрачность”: подобно шопеновским этюдам, картины как бы набегают друг на друга, одна продолжается в другой. И при этом каждая неповторима, индивидуальна’ Но все же лишь в контексте всей серии она воспринимается со всей полнотой.
Снегурочка. Зима. 1955.
Луч интуиции высвечивает небывалые дали! и нигде не встречает преград па своем пути: он беспрепятственно проходит сквозь кроны деревьев, сквозь камень. Перспектива наслаивается на перспективу; пространство просвечивает сквозь пространство; за нашей вселенной брезжат иные вселенные. Художник мастерски передаст это чередование планов, сквозящих Друг в Друге, перед нами прозрачный образ прозрачной бесконечности. В нее хочется глядеть долго-долго, она зовет, примагничивает: вон еще один план открылся в глубине бездонной картины: а за ним пробрезжил следующий. Пока еще едва различимый он притягивает, манит к себе. Но мы уже предчувствуем: это не последняя грань бытия, в прозрачный миг открывается нам неисчерпаемость мира.Цикл “Прозрачность” не только внутренне музыкален, он еще и по-настоящему философичен. Конечно, философию этого цикла нельзя изложить на дискурсивном языке, многое тут раскрывается через молчаливое сопонимание, через озарение.
Многие циклы художника родились в его странствиях, здесь можно назвать такие живописные сюиты, как “Алтай”, “Коктебель”, “Забайкалье”, “Валдай”, “Псков”, “Новгород”, “Старый Вильнюс”. Переосмысление архитектурных образов определяет содержание трех последних циклов, в древнем зодчестве художник хочет найти меру красоты и гармонии. Возводя прекрасные храмы, старые мастера полагались прежде всего на интуицию, природное чувство подсказывало им безошибочный выбор пропорций: расчет приходил позже. Архитектурные циклы Б. А. Смирнова-Русецкого выявляют интуитивное начало, заложенное в архитектуре Северной Руси, в этом их исключительная особенность: храмы на картинах мастера как бы светятся изнутри, это уловлена бессмертная душа их создателя. Прекрасное бессмертно, Доброе неразрушимо! в этой простой и вечной мысли утверждаешься после знакомства с архитектурными циклами Б. А. Смирнова-Русецкого. Таинственное самосвечение храмов на его картинах глубоко символично, художник выявляет духоносные пласты бытия, первичные для творения процесса.
Зеленая фантазия.
Музыкальность вот что свойственно многим заонежским полотнам художника. В разбросе островов его интуиция угадывает гармоничную стройность, а валунный хаос открывается мастеру как чудо композиции: тут все организовано тонким ритмом, который внятен лишь для опытного и чуткого взгляда.Особое место в творчестве Б. А. Смирнова-Русецкого занимает Карелия. Впервые этот край он посетил в 1931 году, и с тех пор заложенные на Севере магниты держат мастера в своей доброй власти. Первое карельское путешествие Б. А. Смирнов-Русецкий посвятил в основном Заонежью, путь от Кузаранды до Медвежьей горы подарил ему много картин. Великолепны на полотнах мастера образы Онего! Синее зеркало, облака, ладьи, цепи островов. Эти реалии природы художник связывает тонкими композиционными соотношениями: ели, валуны, часовни — образуя контрапункт, они как бы рифмуются друг с другом.
На Руси мир назывался Лагодой, это слово аналогично греческому понятию “космос”: в нем закреплено представление о ладе и мере как основах мироздания. Мир как Лагода! таким он предстает в северном цикле мастера. Сколько мудрости в этих пейзажах, сколько гармонии! Север помогает человеку сосредоточиться на главном, сама природа тут отключает нас от всего внешнего, преходящего. Она словно медитирует на полотнах мастера: воды, скалы, облака, все размышляет о вечном, о сущностном. Таково мироощущение художника, оно соответствует характеру северной природы. А такое соответствие всегда сулит удачу! природное и человеческое здесь совпадает на глубинном уровне: пейзаж становится автопортретом, облака и скалы насыщаются сложной семантикой.
После всех жизненных перипетий художник снова встретился с Карелией, в 1967 году, он впервые увидел Сортаваллу. Об этой встрече мастер мечтал многие годы, ведь здесь два года жил его учитель Н. К. Рерих. Художник писал о своей свершившейся мечте: “После первого посещения Сортаваллы я понял, что именно здесь в Карелии я нашел тот характер природы, который наиболее глубоко соответствовал самому сокровенному в душе, выражал с наибольшей полнотой те настроения н переживания, которые, доселе непроявленые, жили во мне”.
Почти каждый год художник приезжает в Карелию. Северная природа на его полотнах полна особой философичности, это прозрачная и лиричная философия: мера, гармония, совершенство — вот ее главные категории. Эта философия растворена повсюду, ее выражают и плавные линии приладожских холмов, и живописные укшезерские скалы, и фантасмагория северных закатов. Причудливый мох; складки камня; силуэты сосен, повсюду художник находит глубокое содержание, скрытое от поверхностного взгляда. Поэтому его картинам присуща серьезность, торжественность, они учат нас угадывать великое в малом, они воспитывают в нас качество сосредоточенного внимания.
Не случайно к творчеству Б. А. Смирнова-Русецкого особенный интерес испытывают ученые, картины мастера помогают сфокусироваться на основном, на главном. А это так важно для работы ученого! Б. А. Смирнов-Русецкий пользуется большой популярностью в новосибирском Академгородке. Каталог его выставки, развернутой в этом центре науки, сопровожден статьей известного искусствоведа Е. Горячкиной-Полякорой, привлекают внимание следующие ее строки: “Вот цикл Космос”, столь закономерный для художника, который еще в двадцатые годы выставлял картины на эту огромную тему. В этом цикле он славит беспредельность космических просторов силу человека, который идет сквозь пространства и времена, покоряя их”. Эти слова отчасти объясняют интерес ученых к творчеству Б. А. Смирнова-Русецкого: в замечательном цикле “Космос” ему удалось осуществить синтез художественного и научною виденья природы. Но хочется отметить, что этот гармонический синтез характерен и для других работ мастера, простые лютики и одуванчики он может подать так, что мы живо ощутим космизм земной природы: биосфера на этих полотнах ответствует ритмам вечного Космоса!
Без названия. 1976.
Когда-то Н. К. Рерих повторил на весь мир пророческие слова Достоевского: “Красота спасет мир”. Б. А. Смирнов-Русецкий верен великому смыслу этих слов.Каждая эпоха выражает свое виденье природы. Б. А. Смирнов-Русецкий — пейзажист но преимуществу, через его пейзажи себя выразило время. Отсеивая зерна от плевел, мастер воплотил лучшие духовные искания века. Его искусство непреложно доказывает: красота, интуиция, прозрачность это непреходящие ценности. В эпоху преобладающего аналитизма они имеют особое значение. Ведь мы все острее чувствуем недостаточность так увлекших нас формул и алгоритмов. Замечательно, что художники “Амаравеллы” в том числе и Б. А. Смирнов-Русецкий еще в двадцатые годы ощутили определенную односторонность в развитии нации. Один из тезисов своей эстетики художники сформулировали так: “Восприятие наших картин должно идти не путем рассудочно-формальното анализа, а путем вчувствования и внутреннего сопереживания тогда их цель будет достигнута”. Или другое, не менее современно звучащее положение.: “Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов Космоса”. Невольно вспоминаются созвучные слова В. И. Вернадского: “Интуиция, вдохновенна основа величайших научных открытий”. Симптоматично, что быстро прогрессирующий интерес к космическому мышлению В. И. Вернадского наблюдается одновременно с ростом популярности “Амаравеллы”. Сейчас лишь один Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий представляет своих товарищей. Мастер продолжает плодотворно работать. Образ Космоса на его полотнах становится все более полным и гармоничным.
Источник: Танаис Галерея
Поделиться с друзьями:: - напишите текст, Ваше имя и эл.адрес - вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой - и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"
mirkultura.ru
Смирнов-Русецкий Б.А.
Светящиеся миры
1977 г. Цикл "Космос"
Туманность Лиры
1978 г. Цикл "Космос"
Кормчие звёзды
1965 г. Цикл "Космос"
Млечный Путь
1985 г. Цикл "Космос"
Древние ступени
1980 г.
Воздушные замки
1988 г. Цикл "Космос"
НЛО над озером
1987 г. Цикл "Космос"
Лесная корона
1986 г. Цикл "Космос"
Созвучие
1990 г. Цикл "Космос"
Восход над планетой
1993 г. Цикл "Космос"
Пропасть
1990 г. Цикл "Космос"
Звездный сад
1991 г. Цикл "Космос"
Рассвет
1964 г. Цикл "Север"
Деревня на озере (Онежское озеро)
1939 г. Цикл "Север"
Сортавала. Арфа глухого леса (Сосна)
1978 г. Цикл "Север"
Белое море
1977 г. Цикл "Север"
Сортавала. Пасмурный вечер
1979 г. Цикл "Север"
Сортавала. Озарённые закатом
1977 г. Цикл "Север"
Сортавала. Сумерки в лесу
1979 г. Цикл "Север"
Сортавала. Лодки на берегу залива
1978 г. Цикл "Север"
Зеркало воды
1980 г. Цикл "Север"
Косалма. Сосна над берегом. Скалистые берега
1978 г. Цикл "Север"
Кижи
1977 г. Цикл "Север"
Роза на камне
1980 г. Цикл "Север"
Валаам
1983 г. Цикл "Север"
Кирьявалахти
1981 г. Цикл "Сортавала"
Луг зелёный
1981 г. Цикл "Север"
Утренний туман. Две берёзы
1981 г. Цикл "Север"
Весенние берёзки
1983 г. Цикл "Север"
Валаам. Монастырская бухта
1982 г. Цикл "Север"
Валаам
1983 г. Цикл "Север"
Гроза
1983 г. Цикл "Север"
Зелень берёз
1984 г. Цикл "Север"
Ладога
1987 г. Цикл "Север"
Древние камни
1984 г. Цикл "Север"
Тучи над озером
1991 г. Цикл "Север"
Лягушка-царевна
1985 г. Цикл "Север"
Синева
1991 г. Цикл "Север"
Север. Остров Ворона
1988 г. Цикл "Север"
Зимний сон
1987 г. Цикл "Север"
Белая ночь
1988 г. Цикл "Север"
Просторы Ладоги
1991 г. Цикл "Север"
Тихая вода
1991 г. Цикл "Север"
Радуга
1991 г. Цикл "Север"
Валаам. Этюд № 36
1985 г.
Валаам
1986 г. Цикл "Валаам"
Валаам № 27
1986 г. Цикл "Валаам"
Звенигород
1982 г.
Звенигород № 5
1986 г. Цикл "Звенигород"
Звенигород № 1
1985 г. Цикл "Звенигород"
Звенигород № 9
1987 г.
Звенигород № 2
1986 г. Цикл "Звенигород"
Забереги
1987 г. Цикл "Сортавала"
Звенигород № 10
1987 г.
Звенигород № 14
1987 г.
Сумрачный день
1980 г. Цикл "Сортавала"
Звенигород № 15
1987 г.
Сортавала
1981 г. Цикл "Сортавала"
Сортавала. Начало пробуждения весны
1977 г.
Одинокий камень
1981 г. Цикл "Сортавала"
Крутой берег. Валуны
1982 г. Цикл "Сортавала"
Гроза приближается
1983 г. Цикл "Сортавала"
Лесная речка (Живая вода)
1978 г. Цикл "Сортавала"
Сортавала № 20
1988 г. Цикл "Сортавала"
Мшистые скалы
1980 г. Цикл "Сортавала"
Сортавала № 7
1988 г. Цикл "Сортавала"
Синева (Озеро Рачье)
1981 г. Цикл "Сортавала"
Сортавала № 4
1991 г. Цикл "Сортавала"
Сортавала № 3
1986 г. Цикл "Сортавала"
Сортавала № 7
1992 г. Цикл "Сортавала"
Север
1982 г. Цикл "Север"
Сортавала № 12
1992 г. Цикл "Сортавала"
Сортавала № 2
1991 г. Цикл "Сортавала"
Сортавала № 15
1991 г. Цикл "Сортавала"
Сортавала № 12
1991 г. Цикл "Сортавала"
Сортавала № 30
1992 г. Цикл "Сортавала"
Сортавала № 16
1992 г. Цикл "Сортавала"
Сосна у воды
1993 г.
Сортавала № 25
1992 г. Цикл "Сортавала"
Берёзки голубые
1964 г. Цикл "Прозрачность"
Весенние мечты. Март
1963 г. Цикл "Прозрачность"
Берёзовые колки
1977 г. Цикл "Прозрачность"
Зимние травы
1979 г. Цикл "Прозрачность"
Светлое небо заката
1976 г. Цикл "Прозрачность"
Закат. Ветви берёзы
1983 г. Цикл "Прозрачность"
Холмы, озарённые солнцем
1986 г. Цикл "Прозрачность"
Розовеющие снега
1988 г. Цикл "Прозрачность"
Серебристые облака
1990 г. Цикл "Прозрачность"
Зеркала весны
1991 г.
Хоровод
1993 г. Цикл "Прозрачность"
Призыв весны
1992 г. Цикл "Прозрачность"
Весеннее утро
1966 г. Цикл "Валдай"
Плывут облака
1966 г. Цикл "Валдай"
Снопы
1966 г. Цикл "Валдай"
Церковь Анастасии во Пскове
1970 г. Цикл "Псковская земля"
Весть
1977 г. Цикл "Псковская земля"
Страж вечности
1991 г. Цикл "Север"
Старый монастырь с северным сиянием
1978 г. Цикл "Север"
Зима
1980 г. Цикл "Снегурочка"
Весна
1981 г. Цикл "Снегурочка"
Ярилина долина
1978 г. Цикл "Снегурочка"
Осенний вечер
1965 г. Цикл "Осенние раздумья"
Дождь идёт
1976 г. Цикл "Осенние раздумья"
Лесные силуэты
1964 г. Цикл "Осенние раздумья"
Берёзки и ели
1980 г. Цикл "Осенние раздумья"
Утро туманное
1981 г. Цикл "Осенние раздумья"
Осенний туман
1983 г. Цикл "Осенние раздумья"
Лесные силуэты
1987 г. Цикл "Осенние раздумья"
Гармония осени
1990 г. Цикл "Осенние раздумья"
Ночные силуэты
1971 г. Цикл "Старый Вильнюс"
Старый дворик. Вильнюс
1971 г. Цикл "Старый Вильнюс"
Силуэты
1971 г. Цикл "Старый Вильнюс"
Переулок с аркой
1971 г. Цикл "Старый Вильнюс"
Поэма солнечного дня. Триптих. Утро
1976 г.
Поэма солнечного дня. Триптих. Полдень
1976 г.
Поэма солнечного дня. Триптих. Вечер
1976 г.
Гроза над горами
1981 г. Цикл "Алтай"
Утров Уймонской долине
1981 г. Цикл "Алтай"
Утро в Курае
1983 г. Цикл "Алтай"
Белуха. Туман
1983 г. Цикл "Алтай"
Излучина реки Сновь
1982 г. Цикл "Седнев"
Вид Седнева
1982 г. Цикл "Седнев"
Церковь в Седневе
1982 г. Цикл "Седнев"
Зелёный гай
1982 г. Цикл "Седнев"
На опушке леса
1982 г. Цикл "Седнев"
Панорама реки
1982 г. Цикл "Седнев"
Вдали Дом творчества
1982 г. Цикл "Седнев"
Утренний час
1982 г. Цикл "Седнев"
Отражения
1982 г. Цикл "Седнев"
Долина реки
1982 г. Цикл "Седнев"
Суханово. Весна
1992 г.
Тучи над зелёй
1986 г. Цикл "Приокские дали"
Карадаг
1993 г. Цикл "Крымская сюита"
Солнце над морем
1983 г. Цикл "Крымская сюита"
Судак. Прибой
1985 г. Цикл "Крымская сюита"
Озеро Ороно (Себеж)
1984 г. Цикл "Псковская земля"
Вершина
1989 г. Цикл "Кавказ"
Башня Печорского монастыря
1986 г.
Церковь Преподобного Сергия в Изборске
1986 г.
Зима в Запсковье
1988 г. Цикл "Псковская земля"
Псков. Башни у решёток
1988 г. Цикл "Псковская земля"
Труворово городище
1988 г. Цикл "Псковская земля"
Двор "Псково-Печорского монастыря"
1988 г. Цикл "Псковская земля"
Городище Велье
1988 г. Цикл "Псковская земля"
Тусклое зимнее солнце
1990 г. Цикл "Псковская земля"
Кремль
1957 г. Цикл "Новгород"
Осенний туман
1973 г. Цикл "Забайкалье"
Русская поляна
1985 г. Цикл "Домбай"
Горная речка
1985 г. Цикл "Домбай"
Урал № 24
1989 г. Цикл "Урал"
Вид с балкона
1985 г. Цикл "Домбай"
Миасовое озеро
1990 г. Цикл "Урал"
Утро на Кисегаче. Урал № 5
1990 г. Цикл "Урал"
Озеро Кисегач
1990 г. Цикл "Урал"
Высокие сосны
1990 г. Цикл "Урал"
На пути в Швецию
1991 г. Цикл "Балтика"
Таинственный закат
1991 г. Цикл "Балтика"
Ручей
1991 г. Цикл "Балтика"
Балтика № 14
1991 г. Цикл "Балтика"
Залив Перьятси
1991 г. Цикл "Балтика"
Старый Таллин
1991 г. Цикл "Балтика"
Серебристые ивы. Шадрино № 5
1992 г. Цикл "Селигер"
Тепло заката. Шадрино № 7
1992 г. Цикл "Селигер"
Синева далей
1992 г. Цикл "Селигер"
Белый дом
1992 г. Цикл "Селигер"
Дорога среди ив. Шадрино № 1
1992 г. Цикл "Селигер"
Поля и леса. Шадрино № 2
1992 г. Цикл "Селигер"
Отражения. Остров Кличен. Селигер № 3
1992 г. Цикл "Селигер"
Облачные строения
1982 г. Цикл "Жизнь неба"
Последние лучи
1982 г. Цикл "Жизнь неба"
Воздушный океан
1976 г. Цикл "Острова в пространстве"
Сказочный остров
1984 г.
Возвращение
1983 г.
Ледяное царство
1986 г.
Зимняя дорога
1989 г.
Каменные острова
1978 г. Цикл "Север"
Беспокойные мысли
1990 г.
Реквием. Памяти безвинно погибших
1988 г.
Чёрный знак
1988 г.
Дерево в цвету
1992 г.
smirnov-rusetsky.ru
Солнечный Сад - официальный сайт - Б.А.Смирнов-Русецкий: Незримое
Я очень люблю творчество Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого. Это настоящее чудо. Он рисовал души деревьев, озёр. Именно – не внешность, а внутреннее состояние. Душу. И у него получалось!
Его картины прекрасны. Сердце поёт от них. Можно смотреть на них бесконечно.
Я счастлив, что знаком с ним, видел, как он относится к людям, к жизни. Это было так же красиво, как его картины.
Он прожил трудную жизнь. Но сумел создать поток красоты, который поит душу отрадой и благодатью.
Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий родился 21 января 1905 года в Петербурге. Очень рано он оказался в атмосфере, благоприятной для развития эстетических задатков. Первые импульсы Борис Алексеевич получил от природы, каждое лето он уезжал с родителями в приморскую эстонскую деревушку, где ему впервые открылась красота неисчерпаемого мира. Художник пишет в своих мемуарах:
«Переезд на дачу в начале мая - важнейшее из радостных событий года. Дача снималась в Вайваре, за двести верст от Петербурга по Балтийской дороге. Там были старые эстонские хутора. У одного и того же хозяина мы жили много лет подряд. Когда приезжали на станцию, все садились в экипаж, а мы с отцом шагали пешком напрямик через поле. Пели жаворонки. Отец декламировал латинский стих: "Птицы, взмывая вверх и падая вниз, возносят хвалу Богу". Мелькали сперва полоской, а потом открывались все ближе и ближе морские просторы. Это были самые прекрасные, восторженные мгновения.
В восемь-десять лет я много бродил один. Охотился за бабочками, особенно нравились мне сумеречные ленточницы и большие бражники. На закате золотились стволы сосен. Над болотцем туман. С высоты глинта распахивалась широкая панорама моря, в волны которого медленно опускалось солнце. Вспоминаю радость ежегодной встречи с морем, песни жаворонков над весенними полями, сосновые рощи на берегу моря и чистый журчащий по камням ручеек среди прохладных зарослей ольхи.Но больше всего пленяла бескрайняя ширь моря, открывавшаяся с глинта, моря бесконечно разнообразного, вечно изменчивого, с валунами, залегшими стадами на берегу. Позже, на картинах Рериха, эти валуны показались мне снова родственно-близкими, живыми и немного жуткими существами.
Не помню, рисовал ли я в первые годы детства. Во всяком случае, серьезным увлечением рисование тогда не было. Но склонность к созерцанию, чувство гармонии и ясности в отношении к природе пробудились еще в ту далекую пору и никогда меня не покидали».
"Главная задача, – писал художник, – углубление духовности в жизни и в искусстве".
solnechniysad.my1.ru
Смирнов-Русецкий Б.А. - Каталог картин. Биография. Цены
Смирнов-Русецкий Борис Алексеевич (1905 - 1993 гг.) - российский и советский художник, писатель, ученый, общественный деятель, продолжатель традиции русского космизма в России. Кандидат технических наук.Смирнов-Русецкий родился 21 января 1905 года в Петербурге в семье офицера. Художник получал домашнее образование, а также учился в Тенишевском реальном училище. В 1917 году семья художника переезжает в Москву, в 1919 году - в московский пригород Кусково. Именно в Кусково у Смирнова-Русецкого появилась тяга к искусству и рисованию. Не последнюю роль в проснувшейся любви к живописи сыграл его дядя, известный искусствовед А.П.Иванов, познакомивший Бориса Алексеевича с художниками "Мира искусства" и "Бубнового валета". В 1921 году Смирнов-Русецкий окончил среднюю школу и поступил на службу в Российское телеграфное агентство. С 1922 года учился на вечернем отделении в Московском инженерно-экономическом институте. В том же 1922 году Борис Смирнов-Русецкий познакомился с художником с П.П.Фатеевым и впоследствии вступил в организованную Фатеевым художественную группу "Амаравелла". В своих смелых и прогрессивных работах художники группы "Амаравелла" воплощали то, о чем говорили ученые К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский, пытались совместить земное и небесное, реалистическое и фантастическое. В 1923 году посещает студию художника Ф.И.Рерберга и участвует в "Выставке пяти" в Музее изящных искусств. Летом 1926 года Смирнов-Русецкий познакомился с Н.К.Рерихом, оказавшим значительное влияние на все последующее творчество художника. Осенью 1926 года Борис Алексеевич поступил во ВХУТЕМАС, где его учителями стали знаменитые графики И.Нивинский, В.Фаворский и Н.Купреянов. Н.К.Рерих, желавший привлечь внимание международной общественности к молодому русскому искусству, способствовал организации выставок "Амаравеллы" в Нью-Йорке и Чикаго в 1927 и 1928 годах. Именно эти выставки положили начало мировой известности художников-космистов. В 1930 году Смирнов-Русецкий поступил в аспирантуру инженерно-экономического института по теме металловедения, но по результатам "чистки" был направлен на производство. С февраля 1931 года работал преподавателем металловедения автогенно-сварочного техникума. 24 июня 1941 года Борис Алексеевич был арестован. Основанием ареста послужили связь с Н.К.Рерихом, переписка с эмигрантом В.В.Кандинским, поездка в 1928 году в Нью-Йорк. За "антисоветскую пропаганду" и "связь с русским эмигрантом Рерихом Н.К." художник получил 10 лет исполнительно-трудовых лагерей. Отбыв срок, был сослан в Акмолинскую область. Освободился в 1954 году, а в 1956 году, получив справку о реабилитации "за отсутствием состава преступления", вернулся в Москву. В 1957 году поступил в Институт металлургии имени А.А.Байкова, где защитил кандидатскую диссертацию. Затем работал в институте ВНИИМонтажспецстрой в качестве заведующего лабораторией сварки специальных сталей и цветных металлов, вышел на пенсию в 1973 году. В 1967, 1969 годах у художника прошли персональные выставки картин в Москве, в последующие годы — в музеях Пскова, Костромы, Киева, Новосибирска, Загорска, Звенигорода, Ленинграда. За границей — в Монголии, Финляндии, Германии. Борис-Алексеевич Смирнов-Русецкий оставил огромное художественное наследие - 1800 картин и около 2000 этюдов. 7августа 1993 года Борис Смирнов-Русецкий умер в Санкт-Петербурге.
Антикварный магазин предлагает Вам ознакомится с Русскими художниками в разделе Энциклопедия.
rus-gal.ru
Именной указатель • Artist Index • • • • • • • russian version • • • • • • • Айвазовский, Иван Бенуа, Александр Бенуа, Альберт Богаевский, Константин Борисов-Мусатов, Виктор Брюллов, Карл Васильев, Константин Васильев, Федор Васнецов, Виктор Венецианов, Алексей Верещагин, Василий Врубель, Михаил Высоцкий, Олег Ге, Николай Глазунов, Илья Грабарь, Игорь Григорьев, Борис Иваненко, Михаил Иванов, Александр Кандинский, Василий Кипренский, Орест Клодт, Михаил К. Клодт, Михаил П. Коровин, Константин Крамской, Иван Клевер, Юлий Куинджи, Архип Кустанович, Дмитрий Кустодиев, Борис Левитан, Исаак Маковский, Константин Малевич, Казимир Маранов, Александр Мясоедов, Григорий Нестеров, Михаил Перов, Василий Поленов, Василий Репин, Илья Рерих, Николай Рерих, Святослав Рублев, Андрей Русская икона Рылов, Аркадий Саврасов, Алексей Сафронов, Никас Серов, Валентин Смирнов-Русецкий,Борис Суриков, Василий Тропинин, Василий Филонов, Павел Черноволенко, Виктор Шагал, Марк Шилов, Александр Шишкин, Иван Ярошенко, Николай • • • • • • • english version • • • • • • • Aivazovsky, Ivan Benois, Albert Benois, Alexander Bogaevsky, Konstantin Borisov-Musatov, Victor Brulloff, Karl Chagall, Marc Chernovolenko, Victor Clodt, Mikhail K. Clodt, Mikhail P. Filonov, Pavel Gay, Nikolay Glazunov, Ilya Grabar, Igor Grigoriev, Boris Ivanenko, Mikhail Ivanov, Alexander Kandinsky, Wassily Kiprensky, Orest Klever, Julius Korovin, Konstantin Kramskoy, Ivan Kuindzhi, Arkhip Kustanovich, Dmitry Kustodiev, Boris Levitan, Isaac Makovsky, Konstantin Malevich, Kazimir Мaranov, Alexander Myasoyedov, Grigory Nesterov, Mikhail Perov, Vasily Petrov-Vodkin, Kuzma Polenov, Vasiliy Repin, Ilya Roerich, Nicholas Roerich, Svetoslav Rublev, Andrei Russian icon Rylov, Arkady Safronov, Nikas Savrasov, Alexey Serov, Valentin Shilov, Alexander Shishkin, Ivan Smirnov-Rusetsky, Boris Surikov, Vasily Tropinin, Vasily Vasilyev, Feodor Vasilyev, Konstantín Vasnetsov, Victor Venetsianov, Alexey Vereshchagin, Vasily Vrubel, Mikhail Vysotski, Oleg Yaroshenko, Nikolay |
www.tanais.info
«Б.А. Смирнов-Русецкий. Путями Рериха» - Выставки
«Б.А. Смирнов-Русецкий. Путями Рериха»
25 сентября 2013 – 13 октября 2013Министерство Культуры Российской Федерации Государственный музей Востока
с 25 сентября по 13 октября 2013 года
Творчество Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого продолжает традиции русской пейзажной школы, заложенной Левитаном, Куинджи, Рерихом, Рыловым, Богаевским. Картины художника складываются в циклы, которые создают гармоническую картину окружающей природы.
Б.А.Смирнов-Русецкий родился в Петербурге в 1905 году. Начало художественного образования было положено в студии академика Ф.И.Рерберга в 1921-1924 гг. В 1926 году окончил Московский инженерно-экономический институт. Осенью 1923 года в музее изящных искусств имени А.С.Пушкина участвует в «выставке пяти» - это было началом группы «Амаравелла», которая окончательно была сформирована к концу 1924 года как художественное объединение первых в России художников-космистов.
|
|
||
Б.А. Смирнов-Русецкий. Солнце над морем. 1983. Цикл Крымская сюита. Бумага, пастель. 27,6х39,5. ГМВ |
Б.А. Смирнов-Русецкий. Деревня на озере (Онежское озеро). 1939. Цикл Север. Бумага, пастель. 23х34,6. ГМВ. |
В 1926 году произошла знаменательная встреча с семьей Рерихов, приехавших в Москву и имевшая столь важные последствия для мировоззрения Б.А.Смирнова-Русецкого. По совету Н.К.Рериха поступает во Вхутеин на графический факультет и учится у выдающихся графиков – В.Фаворского, И.Нивинского, Н.Куприянова; оканчивает его в 1930 году. После окончания Вхутеина молодой художник снова обратился к инженерно-технической специальности. Началась его научная и педагогическая деятельность в области металловедения (аспирантура Института металлов, МВТУ имени Баумана).
В 1941 году Смирнов-Русецкий был репрессирован и находился в заключении и в ссылке. В 1957 году вернулся в Москву после реабилитации, а в 1962 защитил кандидатскую диссертацию в области кристаллической структуры металлов. Но все годы, даже в лагерях и на ссыльном поселении продолжал рисовать. С 1974 года, оставив научную деятельность, целиком отдался искусству и работал как художник. Персональные выставки Б.А.Смирнова-Русецкого были организованы в Москве, Пскове, Сортавале, Киеве, Новосибирске, Одессе, Барнауле.
|
|
|
|||
Б.А. Смирнов-Русецкий. Кижи. 1977. Цикл Север. Бумага, пастель. 39х29. ГМВ. |
Б.А. Смирнов-Русецкий. Кирьявалахти. 1981. Цикл Сортавала. Картон, пастель. 25х35. ГМВ |
Б.А. Смирнов-Русецкий. Синева (Озеро Рачье). 1981. Цикл Сортавала. Бумага, пастель. 35х24,8. ГМВ |
С 1986 года он возглавлял первое в стране Московское Рериховское общество при мемориальном кабинете Н.К.Рериха в Государственном музее Востока и был членом Комиссии по культурно-художественному наследию семьи Рерихов, с 1982 года основанной при музее.
Живя в Москве, Смирнов-Русецкий до самых преклонных лет совершал творческие поездки по стране и создал пейзажные циклы, которые хранятся во многих музеях нашей страны. Большим успехом пользовались его персональные выставки за рубежом (в Швеции).
Цикл «Север» показывает величественную и суровую красоту Карелии, особенно близкую художнику. Сибирь с ее многообразием бескрайних просторов, девственных лесов, горных хребтов отражена в цикле «Алтай». Среднерусская природа с ее неяркой задушевной красотой показана в циклах «Валдай», «Псковская земля», «Углич». Великое прошлое Руси, гениальные творения безвестных зодчих отражены в архитектурном цикле, посвященном древнему Новгороду, Пскову, Угличу, Ростову Великому. С большой любовью написаны прибалтийские сюжеты.
|
|
||
Б.А. Смирнов-Русецкий. Сказочный остров. 1984. Картон, пастель. 54х79. ГМВ |
Б.А. Смирнов-Русецкий. Лесная корона. 1986. Цикл Космос. Картон, пастель. 54х80. ГМВ. |
Особое место в творчестве Смирнова-Русецкого занимают лирико-музыкальные циклы «Прозрачность». «Весенние раздумья», навеянные юношескими настроениями, поэзией Блока, музыкой Шопена, Шумана, Листа. В этих циклах природа не связана с приметами определенных мест, она служит лишь «выражением состояния души». В циклах «Космос» и «Острова в пространстве» сделана попытка передать те состояния, которые охватывают человека при созерцании величия Вселенной. Всего художником создано более пятнадцати циклов, отражающих все богатство его духовного мира, умение в малом одуванчике увидеть весь космос.
Художественное наследие Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого передано в дар Государственному музею Востока вдовой художника Верой Леонидовной Яснопольской и попечительским советом по наследию художника.
www.orientmuseum.ru
Смирнов-Русецкий Борис Алексеевич — Интернет-журнал «Лицей»
Полимусейон. Группа «Амаравелла»
Лес, вода, камень: их триединство определяет облик Севера. Каждая из этих трех граней исследована в картинах Смирнова-Русецкого.
Дмитрий Москин продолжает знакомить с лучшими работами художников, которые хранятся в коллекции Юрия Линника.
Б.А. Смирнов-Русецкий. 1989 год
* Борис Смирнов (1905 – 1993) родился в Санкт-Петербурге в семье штабс-капитана А.А. Смирнова. Его семья жила в доме на Дворцовой площади. Мать, урожденная Русецкая, была женщиной образованной, знала несколько языков, обладала многочисленными талантами, в том числе музыкальным, любила изобразительное искусство.
Уже в детстве у маленького Бориса обнаружилась склонность к созерцанию, любовь к природе. Первые уроки художественного воспитания ему дала мать. В юношеские годы на формирование его духовного мира влияние оказала тетя – Евгения Смирнова, художница, и ее муж искусствовед Александр Иванов.
* После окончания школы в 1921 году Борис сообщил родителям о своем желании стать художником, но не нашел поддержки. Они хотели, чтобы сын в тяжелые времена приобрел более практичную специальность. В 1922 году Смирнов становится студентом промышленного факультета Московского промышленно-экономического института. В это время он познакомился с А. Сарданом на выставке Фатеева, а позже и с самим Фатеевым. Таким образом, было создано ядро будущей группы «Амаравелла». В 1924 году Борис знакомится еще с одним будущим членом группы – Руной (В.Н. Пшесецкой). Позже он писал: «Руна стала для меня духовной матерью».
* Осенью 1923 года Смирнов-Русецкий впервые принимает участие в художественной выставке в Московском музее изящных искусств. Уже тогда у него появляются работы, вошедшие в серии «Прозрачность» и «Осенние раздумья», – циклы, к которым художник возвращался на протяжении всей жизни. Поворотным событием для Смирнова-Русецкого стала его встреча в 1926 году с Н.К. Рерихом. Он вспоминал: «Проповедь действенности искусства, его объединяющей силы, была нам чрезвычайно близка. Мы чувствовали родство идей Рериха с нашими собственными мыслями и задачами».
* С этого времени Смирнов-Русецкий окончательно избирает для себя многотрудный путь художника. Его работы появляются на московских выставках. В 1930 году НКВД обратило внимание на членов группы. Руна была осуждена на три года. Смирнов-Русецкий, чтобы не идти против своих убеждений и не писать «что требуется», занялся научной работой. В 1937 году он становится доцентом МВТУ им. Баумана. Каждый летний отпуск художник проводит с мольбертом в поездках по Северу.
* И все же чекисты добрались и до него. Летом 1941 года его арестовали, обвинив в антисоветской пропаганде. Одной из причин ареста была связь с Рерихом. После десятилетия лагерей еще четыре года он находился в ссылках. Лишь в 1956 году его реабилитировали. В конце 1950-х – начале 1960-х гг. он переживает яркий творческий взлет. Работает много и плодотворно. В 1967 году прошла его первая большая выставка (60 работ), на которой были показаны картины как старых циклов («Прозрачность», «Север»), так и новых: «Снегурочка», «Крымская сюита» и др.
* Как художник-пейзажист Борис Алексеевич тяготел к традиции романтического пейзажа, поднятой на новый уровень А.И. Куинджи и его учениками. Нередко субъективный момент у него выходит на первый план, и здесь он идет гораздо дальше пейзажистов XIX — начала XX века. «Понятие духовности очень рано вошло в сознание Смирнова-Русецкого. Сфера духовного для него – это не только мир сознания, но и проекция этого мира вовне: на природу, на космос… Начало духовности в его творчестве неразрывно связано с началом памяти. Устремление к будущему у него уравновешено вниманием к прошлому. Художник создал несколько циклов на темы памятников архитектуры», – писал Юрий Линник.
* Вот перечень его основных циклов: «Прозрачность», «Осенние раздумья», «Север», «Валдай», «Лунная соната», «Египетские мотивы», «Знаки древности», «Древние лики», «Видения гор», «Углич», «Атлантида», «Крымская сюита» и др. Особо необходимо отметить цикл его сортавальских работ. В 1960-е годы художник осуществил свою мечту – пройти по северному маршруту своего учителя Н.К. Рериха, который с 1916-го по 1918 год жил в Приладожье. Лес, вода, камень: их триединство определяет облик Севера. Каждая из этих трех граней исследована в картинах Смирнова-Русецкого.
* Работы художника находятся в многочисленных музеях в России и за границей, в частных коллекциях. Последние годы жизни он был председателем Московского Рериховского общества, стараясь на всех путях совершенствования утверждать красоту жизни и радость созидательного труда.
В коллекции Юрия Линника находятся около 300 картин и рисунков художника, а также значительная часть документов, связанных с его жизнью.
Б.А. Смирнов-Русецкий, Ю.В. Линник, жена художника. Окрестности Сортавалы (места Н.К. Рериха).1982 год. Фото Д. Москина Б.А.Смирнов-Русецкий в квартире-музее Ю.В. Линника рядом с картиной П. Фатеева. 1988 год. Фото Д. Москина Ангелы. 1920 год Композиция. 1923 год Устремление. 1924 год Отражения. 1970 год Осирис. 1970-е годы Полусферы. 1980 год Изумрудный замок. 1983 год Ю.В. Линник и Б.А. Смирнов-Русецкий на выставке художника. Музей ИЗО РК. 3 марта 1987 г. Фото Д. Москина Ю.В.Линник и Б.А.Смирнов-Русецкий на Карельском ТВ. 1987 год Обложка книги Ю. Линника о Б. Смирнове-Русецком. 1995 годЛитература о Борисе Смирнове-Русецком:
- Ю.В.Линник. «Хрусталь водолея. «Амаравелла». Петрозаводск. «Святой остров». 1995
- Грибова З.П. «Путь длиною в век». Художник и время. Жизнь и творчество. Б.А.Смирнов-Русецкий. Издательский дом «Агни», Самара. 2003
- Художественный альбом «Прощание с Сортавалой». 32 этюда русского художника Б.А.Смирнова-Русецкого. Одесса. «Астропринт». 2005
- Б.А.Смирнов-Русецкий. «Письма художника». Одесса. «Астропринт». 2008
- В.П.Грибова. Г.В.Галутва. «Художники «Амаравеллы». Судьбы и творчество». Издательство МБА. Москва. 2009
Заинтересовал материал? Поделитесь в социальных сетях и оставьте комментарий ниже:
Похожее
gazeta-licey.ru