Василий Семенович САДОВНИКОВ(1800-1879). Садовников картины
Крепостной художник. Как Василий Садовников превращал Петербург в шедевры | Персона | КУЛЬТУРА
Один из известнейших акварелистов Петербурга Василий Семёнович Садовников ушел из жизни 137 лет назад – 10 марта 1879 года. Талантливый художник, которому пришлось самостоятельно развивать свой талант, всю жизнь работал над тем, чтобы как можно подробнее изобразить город на Неве.
SPB.AIF.RU рассказывает, как сложилась судьба Василия Садовникова, вышедшего из крепостных крестьян и завоевавшего своими картинами всероссийскую славу.
Портрет Василия Садовникова. Фото: Commons.wikimedia.orgВольная в 38 лет
Будущий художник появился на свет в Петербурге в 1800 году. Его мать и отец были крепостными княгини Натальи Голицыной, с которой Александр Пушкин списал старую графиню в «Пиковой даме». Василий Садовников в числе домашней челяди проживал в княжеском доме в городе на Неве. У художника был старший брат Пётр. Его отдали ещё в юном возрасте на обучение известному архитектору. Пётр Садовников в итоге стал академиком архитектуры, и, невольно, оказывал определённое влияние и на брата. С ранних лет у Василия Семёновича проявились большие способности к рисованию. При помощи рисунков он, пристально наблюдая за городом, пытался самостоятельно воспроизводить наиболее интересные для себя детали Петербурга.
В период с 1823 по 1827 годы Императорское общество поощрения художеств занималось, в том числе, изданием литографированных городских видов и окрестностей. В ту пору многим крепостным, не обделённым талантом, оказывалась поддержка. Общество предлагало оплачиваемые работы по раскрашиванию видов Санкт-Петербурга. Садовников принял участие в труде, что впоследствии для него самого имело большое значение.
Вышло так, что во время выполнения программной работы на звание художника Академии художеств в 1837 году перспективный класс для вольноприходящих возглавлял Максим Никифорович Воробьев, руководивший работами по раскрашиванию литографий. Тогда Садовников показал своё мастерство и завязал с наставником близкое знакомство.
Крепостным же Василий Семёнович оставался вплоть до конца 1830-х годов, имея статус известного художника. Вольная была получена после смерти Голицыной. К тому моменту Садовникову было уже 38 лет.
Рисуя город
Василий Семёнович посвятил большую часть своего творчества изображению Петербурга. Эта тема была для него самой любимой. Уже в ранних произведениях Садовников показывал столицу, какой она была во времена Пушкина и Гоголя.
До настоящего момента сохранились работы художника «Вид набережной и Мраморного дворца», «Придворный выезд от главного подъезда Большого дворца в Петергофе», «Фельдмаршальский зал», «Отправление дилижанса с Исаакиевской площади».
Самой же известной картиной Садовникова является «Панорама Невского проспекта, представленная в 1830 году. В истории искусства она осталась под другим названием – «Панорама Садовникова». Мастер исполнил картину 16-метровой длины в акварели. Уже затем её перевели на литографский камень. Современники восхищались тем, как точно Садовников передал главную улицу города. В целом, несмотря на то, что в русском искусстве XIX века отмечена принадлежность картин художника к стилям как жанровой живописи, так и видовой в равной степени, известность он заслужил именно как мастер точного воспроизведения архитектуры и интерьеров зданий Петербурга.
На протяжении всей жизни творческая манера исполнения Садовникова менялась. Свои самые удачные акварели он выполнили ещё в 1840-х годах, а уже к концу следующего десятилетия работал иначе – без ювелирной проработки мельчайших деталей. При этом рисунок Василия Семёновича стал излишне открытым, а манера исполнения цветовой гаммы смелее и активнее.
Последней работой мастера в 1873 году стал «Тамбов», на котором изображен интерьер крестьянской избы XVIII века.
Многие картины Садовникова Василия Семеновича в настоящее время хранятся в Картинной галерее Эрмитажа, несколько произведений выставлено в Музее Академии художеств и в других музеях страны. Мастера, самостоятельно выучившегося ремеслу, принесшему ему славу и признание даже в приближенных к царскому престолу кругах, не стало весной 1879 году. Садовников не смог справиться с недугом в силу возраста. Его похоронили на Митрофаньевском кладбище, однако до наших дней могила акварелиста не сохранилась.
www.spb.aif.ru
Василий Семенович САДОВНИКОВ(1800-1879)
Придворный выезд в Петергофе
Имя В. С. Садовникова занимает одно из центральных мест в ряду художников, посвятивших свои работы изображению Санкт-Петербурга.
Он прожил долгую жизнь. И если ранние его акварели и литографии запечатлели русскую столицу времен А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, то на поздних предстает Петербург Ф. М. Достоевского, Н. Г. Помяловского.
Самая знаменитая работа художника, "Панорама Невского проспекта" (1830-е), известная в истории искусства как "Панорама Садовникова", первоначально было выполнена в акварели почти 16-метровой длины, затем переведена на литографский камень и выпущена издателем А. М. Прево. Правую (теневую) сторону Невского литографировал в 1830 г. И. А. Иванов, левую (солнечную) - П. Иванов в 1835 г.
Парад перед зимним дворцом
Точность, с которой Садовников запечатлел главную улицу столицы, вызывала восхищение современников, считавших, что художник создал "самый похожий портрет... красавца Невского проспекта". В этой зрелой работе Садовникова проявились главные особенности его творчества. Точность, можно сказать, документальность в изображении городского пейзажа не лишает его виды поэтического настроения. Петербург в передаче Садовникова - живой город, населенный множеством людей разных сословий. Поэтому правы те, кто считает художника в равной степени видописцем и жанристом.
Панорамма Невского проспекта1830
Жизнь столичного города художник наблюдал с детства. Крепостной княгини Н. П. Голицыной, послужившей Пушкину прообразом старой графини в "Пиковой даме", Садовников в числе домашней челяди жил в ее петербургском доме. Вольную он получил лишь в начале 1830-х гг., после смерти княгини.В то время тридцативосьмилетний Садовников был уже известным художником. Способности к рисованию у Садовникова проявились рано. По-видимому, определенное влияние оказал на него старший брат Петр, будущий академик архитектуры, мальчиком отданный в обучение к А. Н. Воронихину, известному архитектору и академику перспективной живописи.
25.06.1859г.
Огромное значение для Садовникова имело его участие в 1823-27 гг. в раскрашивании литографированных видов Петербурга и окрестностей, издаваемых ОПХ. Благодаря этому обществу, оказывавшему поддержку многим талантливым крепостным, Садовников познакомился с художниками и литографами, которые в дальнейшем сыграли немаловажную роль в его судьбе.
Кавалергарды при Николае.
Садовников был неплохим жанристом и мастером изображения интерьеров. Кроме того, он много путешествовал по России: бывал в Москве, Ревеле, Вильно, Гельсингфорсе, Новгороде и Тамбове. Последний известный ныне лист Садовникова, изображающий интерьер крестьянской избы, датирован 1873 г. и имеет надпись: "Тамбов".
Наследие Садовникова насчитывает несколько сотен листов. Среди них не только законченные композиции, но и множество подготовительных рисунков, а также натурные зарисовки с такими, например, пометками художника: "День был ясный, солнечный". На протяжении десятилетий творческая манера Садовникова менялась. В 1840-х гг. им написаны самые удачные акварели. Для них характерны ювелирная проработка деталей и тонкое, гармоничное цветовое решение. К концу 1850-х гг. Садовников уже работал иначе: рисунок его стал свободнее, смелее, цвет - активнее. Отдельные листы отличаются излишне открытым цветом, почти пестротой.
Арка главного штаба
Вместе с тем мастерство художника заметно выросло. Некоторый упадок наблюдается лишь в 1860-х гг., но Садовников тем не менее продолжал активно работать. Так, в 1862 г. он выполнил панораму Петербурга с Пулковских высот для конкурсного альбома акварелей к 100-летнему юбилею АХ. Скончался художник в почтенном возрасте и был похоронен в Петербурге на Митрофаньевском кладбище.
Двор Аничкова дворца.
Зимний дворец в белые ночи
Садовников Василий Семенович (1800-1879)Нева и Петропавловская крепость в Петербурге. 1847
Ивановская площадь Кремля
Благовещенский мост
Отправление дилижанса на Исакиевской площади1841
Мраморный дворец и дворцовая набережная
Фельдмаршальский зал в Зимнем дворце
Николаевский зал
Помпейская галерея
Зал монет и камей(новый Эрмитаж)
Вид на Аничков дворец от реки Фонтанки1838г.
Вид Дворцовой площади и здания Главного штаба в Санкт-Петербурге
Вид Дворцовой площади и Зимнего дворца в Санкт-Петербурге
Ворота"любезным моим сослуживцам"_1857г
Вид на Исаакиевский мост ,1830
Новый Эрмитаж и Миллионная улица
Балаганы на Адмиралтейской площади. 1849
Зимний дворц ночью (1856 год).
Аничков мост
Собор Казанской Богоматери
Пассаж
Каменный остров
Приезд высоконареченной невесты
Парад на Невском проспекте
Панорама Невского проспекта
Фрагменти города Вильнюса. Литва
Парад лейб-гвардии Конного полка, 1840
Вильнюсский Кафедральный собор
Интерьер Бернардинского костела
Рыцарский зал в Вяркяйском дворце
Панорама города с улицы Субачяус
Восточное крыло Вяркяйского дворца
Школа для крестьянских детей в Вяркяй
Въезд в Вяркяйский дворец
Интерьер костела Тринитариев
art.mirtesen.ru
Виды Петербурга. Акварели В. С. Садовникова
В. С. Садовников«Вид Дворцовой площади и здания Главного штаба в Санкт-Петербурге»
✂…</font>">Родился В. С. Садовников 16 декабря 1800 года и был крепостным дворовым человеком княгини Н. П. Голицыной из ее деревни Местничи Мещевского уезда Калужской губернии. В Петербург попал, по-видимому, в юности и рано проявил интерес к рисованию. Княгиня Наталья Петровна Голицына, послужившая Пушкину прообразом старой графини в "Пиковой даме", была, несомненно, примечательной фигурой своего времени. Благодаря знатности, уму и богатству она занимала в Петербурге исключительное положение. По свидетельству современника, к ней приезжали представляться все "...начиная с юнкера, впервые надевшего эполеты, и кончая посланником в золотом мундире".
Чрезвычайно суровая и властная, она приводила в трепет окружающих. Ее сын, всесильный московский генерал-губернатор князь Д. В. Голицын, не позволял себе без особого разрешения сесть в ее присутствии.
Вероятно, именно благодаря особенностям характера своей владелицы В. С. Садовников, уже в начале 30-х годов известный художник, получил освобождение от крепостной зависимости только тридцати восьми лет от роду, после смерти старой княгини, от ее сына князя Д. В. Голицына, известного своим покровительством искусству и художникам. В этом же 1838 году Садовников получает от Академии художеств звание "свободного неклассного художника".
Из документов, связанных с освобождением Садовникова, мы узнаем, что в это время он был уже давно семейным человеком. Вместе с ним были освобождены его жена Маргарита Екимовна, дочери Татьяна и Анна и сын Сергей, впоследствии ученик Академии художеств, получивший звание архитектора в 1859 году, а звание академика в 1881 году.
Кто были первые учителя В. С. Садовникова, установить пока не удалось. Возможно, первым толчком к занятиям искусством явилось влияние брата художника - Петра Семеновича Садовникова, впоследствии академика архитектуры, тоже крепостного Н. П. Голицыной, который был на четыре года старше Василия и мальчиком находился в обучении у профессора А. Н. Воронихина, знаменитого русского архитектора и академика перспективной акварельной живописи. Возможно также, что В. С. Садовников начальное художественное образование получил у какого-то профессионального живописца, к которому он, так же как и его брат, мог быть отдан Голицыной. Известно, что в конце XVIII и в первой половине XIX века помещики были заинтересованы в обучении своих художественно одаренных крепостных, работавших затем над украшением их домов или приносивших им немалый доход в виде оброка
Некоторые нити связывают В. С. Садовникова с творчеством известного пейзажиста М. Н. Воробьева, в частности об этом свидетельствуют сохранившиеся копии, выполненные Садовниковым с работ этого мастера. Но вряд ли можно предположить, что В. С. Садовников постоянно пользовался педагогическими указаниями какого-либо учителя, так как в поданном в 1838 году прошении в Совет Академии художеств о присвоении ему звания художника он подчеркивает, что "занимался перспективною живописью сам собою".
О том, что Садовников задолго до освобождения являлся уже художником с известным именем, свидетельствует статья в "Литературной газете" за 1830 год, объявляющая подписчикам о предстоящем издании литографированной панорамы Невского проспекта. В этой статье говорится, что выполнение панорамы поручено двум молодым художникам - "гг. Садовникову и Иванову".
Наследие художника насчитывает несколько сотен листов. Среди них не только законченные композиции, но и множество подготовительных рисунков, а также натурные зарисовки с такими, например, пометками художника: "День был ясный, солнечный". Скончался В.С. Садовников в 1879 году и был похоронен в Петербурге на Митрофаньевском кладбище.
Вид Дворцовой площади и Зимнего дворца в Санкт-Петербурге»
Вид Дворцовой площади со стороны Миллионной улицы
Вид Зимнего дворца со стороны Адмиралтейства. Развод караула
Вид пристани около Зимнего дворца
Виды залов Зимнего дворца. Николаевский зал
Фельдмаршальский зал
Зимний дворец в праздничный вечер.1851
Зимний дворец ночью 1856 год
«Арка Главного штаба» работы Василия Садовникова. Акварель. 1830
Вид набережной и Мраморного дворца
Вахт-парад Кавалергардского полка перед Зимним дворцом
Вид Аничкова дворца 1862
Вид Аничкова дворца и Невского проспекта зимой
Вид Аничкова дворца с парадного входа
Вид Аничкова дворца с Фонтанки (1838)
Вид Аничкова дворца со стороны Невского проспекта
Вид Аничкова моста
Вид Исаакиевской площади с Малой Морской улицы
Вид на Исаакиевский мост ,1830
Вид площади между Исаакиевским собором и Адмиралтейством
Вид строящегося Исаакиевского собора и площади
Отправление дилижанса с Исаакиевской площади. 1841. Акварель
Парад лейб-гвардии Конного полка, 1840
Балаганы на Адмиралтейской площади. 1849
Иллюминация на набережной Мойки в Санкт-Петербурге
Вид Благовещенского моста с набережной Васильевского острова
Вид Елагина дворца со стороны Средней Невки
Вид Нового Эрмитажа и Миллионной улицы
Вид Казанского собора
Каменноостровский мост, 1830-е
Открытие памятника Николаю I на Мариинской площади
Придворный выезд от главного подъезда Большого дворца в Петергофе
Вид Екатерининского дворца в Царской селе (г.Пушкин) со стороны парадного двора
Вид Мариинского дворца от Синего моста 1847 г.
Вид Каменноостровского дворца.
Вид на Благовещенский мост (Лейтенанта Шмидта)
«Парад на Невском проспекте (возле дворца Белосельских-Белозерских)» 1859
Самая знаменитая работа художника, "Панорама Невского проспекта" (1830-е), известная в истории искусства как "Панорама Садовникова", первоначально было выполнена в акварели почти 16-метровой длины, затем переведена на литографский камень и выпущена издателем А.М. Прево серией в 30 листов. Правую (теневую) сторону Невского литографировал в 1830 г. И.А. Иванов, левую (солнечную) - П. Иванов в 1835 г. Точность, с которой Садовников запечатлел главную улицу столицы, вызывала восхищение современников, считавших, что художник создал "самый похожий портрет... красавца Невского проспекта".
Панорама Невского проспекта 1830 г. Фрагмент
Панорама Невского проспекта 1830 г. Фрагмент
Панорама Невского проспекта 1830 г. Фрагмент
kolybanov.livejournal.com
Петербург в творчестве крепостного художника Василия Садовникова
Мастер самостоятельно обучился живописи и стал одним из самых известных творцов своего времени.В. С. Садовников. Вид Невы и Петропавловской крепости (акварель, 1847, Государственный Эрмитаж). © /Commons.wikimedia.org
Один из известнейших акварелистов Петербурга Василий Семёнович Садовников ушел из жизни 10 марта 1879 года. Талантливый художник, которому пришлось самостоятельно развивать свой талант, всю жизнь работал над тем, чтобы как можно подробнее изобразить город на Неве.
Это рассказ о том, как сложилась судьба Василия Садовникова, вышедшего из крепостных крестьян и завоевавшего своими картинами всероссийскую славу.
Портрет Василия Садовникова. Фото:Commons.wikimedia.org
Вольная в 38 лет
Будущий художник появился на свет в Петербурге в 1800 году. Его мать и отец были крепостными княгини Натальи Голицыной, с которой Александр Пушкин списал старую графиню в «Пиковой даме». Василий Садовников в числе домашней челяди проживал в княжеском доме в городе на Неве. У художника был старший брат Пётр. Его отдали ещё в юном возрасте на обучение известному архитектору. Пётр Садовников в итоге стал академиком архитектуры, и, невольно, оказывал определённое влияние и на брата. С ранних лет у Василия Семёновича проявились большие способности к рисованию. При помощи рисунков он, пристально наблюдая за городом, пытался самостоятельно воспроизводить наиболее интересные для себя детали Петербурга.
В период с 1823 по 1827 годы Императорское общество поощрения художеств занималось, в том числе, изданием литографированных городских видов и окрестностей. В ту пору многим крепостным, не обделённым талантом, оказывалась поддержка. Общество предлагало оплачиваемые работы по раскрашиванию видов Санкт-Петербурга. Садовников принял участие в труде, что впоследствии для него самого имело большое значение.
Вышло так, что во время выполнения программной работы на звание художника Академии художеств в 1837 году перспективный класс для вольноприходящих возглавлял Максим Никифорович Воробьев, руководивший работами по раскрашиванию литографий. Тогда Садовников показал своё мастерство и завязал с наставником близкое знакомство.
«Арка Главного штаба», 1930-е. Фото: Commons.wikimedia.org
Крепостным же Василий Семёнович оставался вплоть до конца 1830-х годов, имея статус известного художника. Вольная была получена после смерти Голицыной. К тому моменту Садовникову было уже 38 лет.
Рисуя город
Василий Семёнович посвятил большую часть своего творчества изображению Петербурга. Эта тема была для него самой любимой. Уже в ранних произведениях Садовников показывал столицу, какой она была во времена Пушкина и Гоголя.
До настоящего момента сохранились работы художника «Вид набережной и Мраморного дворца», «Придворный выезд от главного подъезда Большого дворца в Петергофе», «Фельдмаршальский зал», «Отправление дилижанса с Исаакиевской площади».
Самой же известной картиной Садовникова является «Панорама Невского проспекта, представленная в 1830 году. В истории искусства она осталась под другим названием – «Панорама Садовникова». Мастер исполнил картину 16-метровой длины в акварели. Уже затем её перевели на литографский камень. Современники восхищались тем, как точно Садовников передал главную улицу города. В целом, несмотря на то, что в русском искусстве XIX века отмечена принадлежность картин художника к стилям как жанровой живописи, так и видовой в равной степени, известность он заслужил именно как мастер точного воспроизведения архитектуры и интерьеров зданий Петербурга.
Фрагмент панорамы Невского проспекта. Фото: Commons.wikimedia.org
На протяжении всей жизни творческая манера исполнения Садовникова менялась. Свои самые удачные акварели он выполнили ещё в 1840-х годах, а уже к концу следующего десятилетия работал иначе – без ювелирной проработки мельчайших деталей. При этом рисунок Василия Семёновича стал излишне открытым, а манера исполнения цветовой гаммы смелее и активнее.
Последней работой мастера в 1873 году стал «Тамбов», на котором изображен интерьер крестьянской избы XVIII века.
Многие картины Садовникова Василия Семеновича в настоящее время хранятся в Картинной галерее Эрмитажа, несколько произведений выставлено в Музее Академии художеств и в других музеях страны. Мастера, самостоятельно выучившегося ремеслу, принесшему ему славу и признание даже в приближенных к царскому престолу кругах, не стало весной 1879 году. Садовников не смог справиться с недугом в силу возраста. Его похоронили на Митрофаньевском кладбище, однако до наших дней могила акварелиста не сохранилась.
«Отправление дилижанса с Исаакиевской площади», 1841. Фото: Commons.wikimedia.org
Автор статьи: Денис Данилов
Источник: http://www.spb.aif.ru/culture/person/krepostnoy_hudozhnik_kak_vasiliy_sadovnikov_prevrashchal_peterburg_v_shedevry
slavynka88.livejournal.com
Садовников Василий Семенович — русский художник
Русский художник Садовников Василий Семенович . Автор картин: Арка Главного штаба; Отправление дилижанса с Исаакиевской площади; Панорама Невского проспекта; и многих других.
Садовников Василий Семенович (1800-1879)
Имя В. С. Садовникова занимает одно из центральных мест в ряду художников, посвятивших свои работы изображению Санкт-Петербурга.
Он прожил долгую жизнь. И если ранние его акварели и литографии запечатлели русскую столицу времен А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, то на поздних предстает Петербург Ф. М. Достоевского, Н. Г. Помяловского.
Самая знаменитая работа художника, "Панорама Невского проспекта" (1830-е), известная в истории искусства как "Панорама Садовникова", первоначально было выполнена в акварели почти 16-метровой длины, затем переведена на литографский камень и выпущена издателем А. М. Прево. Правую (теневую) сторону Невского литографировал в 1830 г. И. А. Иванов, левую (солнечную) - П. Иванов в 1835 г.
Точность, с которой Садовников запечатлел главную улицу столицы, вызывала восхищение современников, считавших, что художник создал "самый похожий портрет... красавца Невского проспекта". В этой зрелой работе Садовникова проявились главные особенности его творчества. Точность, можно сказать, документальность в изображении городского пейзажа не лишает его виды поэтического настроения. Петербург в передаче Садовникова - живой город, населенный множеством людей разных сословий. Поэтому правы те, кто считает художника в равной степени видописцем и жанристом.
Жизнь столичного города художник наблюдал с детства. Крепостной княгини Н. П. Голицыной, послужившей Пушкину прообразом старой графини в "Пиковой даме", Садовников в числе домашней челяди жил в ее петербургском доме. Вольную он получил лишь в начале 1830-х гг., после смерти княгини. В то время тридцативосьмилетний Садовников был уже известным художником. Способности к рисованию у Садовникова проявились рано. По-видимому, определенное влияние оказал на него старший брат Петр, будущий академик архитектуры, мальчиком отданный в обучение к А. Н. Воронихину, известному архитектору и академику перспективной живописи.
Огромное значение для Садовникова имело его участие в 1823-27 гг. в раскрашивании литографированных видов Петербурга и окрестностей, издаваемых ОПХ. Благодаря этому обществу, оказывавшему поддержку многим талантливым крепостным, Садовников познакомился с художниками и литографами, которые в дальнейшем сыграли немаловажную роль в его судьбе. Так, К. П. Беггров в 1830-х гг. литографировал многие оригиналы Садовникова, живописец М. Н. Воробьев, руководивший совместно с А. Г. Венециановым работами по раскрашиванию литографий в ОПХ, в 1837 г. возглавлял в АХ перспективный класс для вольноприходящих, - именно в это время Садовников готовил свою программную работу на звание художника.
Садовников был неплохим жанристом и мастером изображения интерьеров. Кроме того, он много путешествовал по России: бывал в Москве, Ревеле, Вильно, Гельсингфорсе, Новгороде и Тамбове. Последний известный ныне лист Садовникова, изображающий интерьер крестьянской избы, датирован 1873 г. и имеет надпись: "Тамбов".
Наследие Садовникова насчитывает несколько сотен листов. Среди них не только законченные композиции, но и множество подготовительных рисунков, а также натурные зарисовки с такими, например, пометками художника: "День был ясный, солнечный". На протяжении десятилетий творческая манера Садовникова менялась. В 1840-х гг. им написаны самые удачные акварели. Для них характерны ювелирная проработка деталей и тонкое, гармоничное цветовое решение. К концу 1850-х гг. Садовников уже работал иначе: рисунок его стал свободнее, смелее, цвет - активнее. Отдельные листы отличаются излишне открытым цветом, почти пестротой.
Вместе с тем мастерство художника заметно выросло. Некоторый упадок наблюдается лишь в 1860-х гг., но Садовников тем не менее продолжал активно работать. Так, в 1862 г. он выполнил панораму Петербурга с Пулковских высот для конкурсного альбома акварелей к 100-летнему юбилею АХ. Скончался художник в почтенном возрасте и был похоронен в Петербурге на Митрофаньевском кладбище.
Картины художника
Арка Главного штаба
Отправление дилижанса с Исаакиевской площади
Панорама Невского проспекта
wearts.ru
Василий Семенович Садовников - Биография художника, известные произведения, выставки
Самоучка из крепостных крестьян, принадлежал княгине Н. П. Голицыной — прообразу старой графини в «Пиковой даме» А. С. Пушкина. Вольную получил в 1838, после смерти княгини, уже будучи весьма известным художником. По некоторым данным, в Академии художеств всё-таки не учился, но звание свободного неклассного художника получил в том же 1838 году «Перспективный вид Академической лестницы с натуры».
Имя В. С. Садовникова занимает одно из центральных мест в ряду художников, посвятивших свои работы изображению Санкт-Петербурга. Он прожил долгую жизнь. И если ранние его акварели и литографии запечатлели русскую столицу времен А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, то на поздних предстает Петербург Ф. М. Достоевского, Н. Г. Помяловского. Самая знаменитая работа художника, «Панорама Невского проспекта» (1830-е), известная в истории искусства как «Панорама Садовникова», первоначально было выполнена в акварели почти 16-метровой длины, затем переведена на литографский камень и выпущена издателем А. М. Прево. Правую (теневую) сторону Невского литографировал в 1830 г. И. А. Иванов, левую (солнечную) — П. Иванов в 1835 г. Точность, с которой Садовников запечатлел главную улицу столицы, вызывала восхищение современников, считавших, что художник создал «самый похожий портрет… красавца Невского проспекта». В этой зрелой работе Садовникова проявились главные особенности его творчества. Точность, можно сказать, документальность в изображении городского пейзажа не лишает его виды поэтического настроения. Петербург в передаче Садовникова — живой город, населенный множеством людей разных сословий. Поэтому правы те, кто считает художника в равной степени видописцем и жанристом. Жизнь столичного города художник наблюдал с детства. Крепостной княгини Н. П. Голицыной, послужившей Пушкину прообразом старой графини в «Пиковой даме», Садовников в числе домашней челяди жил в ее петербургском доме. Вольную он получил лишь в начале 1830-х гг., после смерти княгини. В то время тридцативосьмилетний Садовников был уже известным художником. Способности к рисованию у Садовникова проявились рано. По-видимому, определенное влияние оказал на него старший брат Петр, будущий академик архитектуры, мальчиком отданный в обучение к А. Н. Воронихину, известному архитектору и академику перспективной живописи. Огромное значение для Садовникова имело его участие в 1823−27 гг. в раскрашивании литографированных видов Петербурга и окрестностей, издаваемых ОПХ. Благодаря этому обществу, оказывавшему поддержку многим талантливым крепостным, Садовников познакомился с художниками и литографами, которые в дальнейшем сыграли немаловажную роль в его судьбе. Так, К. П. Беггров в 1830-х гг. литографировал многие оригиналы Садовникова, живописец М. Н. Воробьев, руководивший совместно с А. Г. Венециановым работами по раскрашиванию литографий в ОПХ, в 1837 г. возглавлял в АХ перспективный класс для вольноприходящих, — именно в это время Садовников готовил свою программную работу на звание художника. Садовников был неплохим жанристом и мастером изображения интерьеров. Кроме того, он много путешествовал по России: бывал в Москве, Ревеле, Вильно, Гельсингфорсе, Новгороде и Тамбове. Последний известный ныне лист Садовникова, изображающий интерьер крестьянской избы, датирован 1873 г. и имеет надпись: «Тамбов». Наследие Садовникова насчитывает несколько сотен листов. Среди них не только законченные композиции, но и множество подготовительных рисунков, а также натурные зарисовки с такими, например, пометками художника: «День был ясный, солнечный». На протяжении десятилетий творческая манера Садовникова менялась. В 1840-х гг. им написаны самые удачные акварели. Для них характерны ювелирная проработка деталей и тонкое, гармоничное цветовое решение. К концу 1850-х гг. Садовников уже работал иначе: рисунок его стал свободнее, смелее, цвет — активнее. Отдельные листы отличаются излишне открытым цветом, почти пестротой. Вместе с тем мастерство художника заметно выросло. Некоторый упадок наблюдается лишь в 1860-х гг., но Садовников тем не менее продолжал активно работать. Так, в 1862 г. он выполнил панораму Петербурга с Пулковских высот для конкурсного альбома акварелей к 100-летнему юбилею А. Х. Скончался художник в почтенном возрасте и был похоронен в Петербурге на Митрофаньевском кладбище.
artchive.ru
Василий Семенович Садовников. - Кусочки моей жизни...
Предлагаю Вам мои дорогие друзья, прогуляться по улицам Санкт-Петербурга, ХIХ века. И поможет нам в этом Василий Семенович Садовников."Arch of General Stuff Building",1830. "Панорама Невского проспекта (фрагмент)", 1830."Панорама Невского проспекта (фрагмент)", 1830.
"Панорама Невского проспекта (фрагмент)", 1830.
"Каменноостровский Мост",1830.
"Вид Аничкова дворца с Фонтанки", 1838.
"Отправление дилижанса с Исаакиевской площади", 1841.
"Вид Невы и Петропавловской крепости",акварель, 1847, Государственный Эрмитаж.
"Вид Мариинского дворца от Синего моста",1847.
"Вид Пассажа в 1848 г."
"Парадный фасад Екатерининского дворца", 1850. Акварель. ГМЗ «Царское Село». Вид из окон Зубовского флигеля Большого Царскосельского дворца.
"Зимний дворец в праздничный вечер",акварель, 1851г., ГЭ.
"The Field Marshal's Hall of the Winter Palace",1852.
"Придворный выезд от главного подъезда Большого дворца в Петергофе",1852.
"Вид Аничкова дворца",1862.
"Вид набережной и Мраморного дворца".
"Аничков мост".
Василий Семенович Садовников (16 (28) декабря 1800, Санкт-Петербург — 26 февраля (10 марта) 1879, Санкт-Петербург) — акварелист и график. Брат архитектора П. С. Садовникова (1796—1877). Самоучка из крепостных крестьян, принадлежал княгине Н. П. Голицыной — прообразу старой графини в «Пиковой даме» А. С. Пушкина. Вольную получил в 1838, после смерти княгини, уже будучи весьма известным художником. По некоторым данным, в Академии художеств всё-таки не учился, но звание свободного неклассного художника получил в том же 1838 году. Самоучка, «занимался перспективной живописью сам собою».Мастерство акварелиста приобрел, раскрашивая чужие гравюры и литографии. Позднее в Академии художеств ученик М. Н. Воробьёва. Академик Академии художеств (1852). По поручениям императоров Николая I и Александра II исполнил множество видов Зимнего дворца, с происходившими перед ним парадами и смотрами, зал этого дворца, а также загородных дворцов с их парками.Много работал для «Памятной книжки», издаваемой Главным Штабом; рисовал на камне для издателей литографии. Широко известна его серия литографий, изображающих обе стороны Невского проспекта от Адмиралтейской площади до Аничкова моста (1835 г.), известная как «Панорама Невского проспекта» (1830—1835). Выполненная в акварели почти 16-метровой длины, она была переведена на литографский камень и выпущена издателем А. М. Прево серией в 30 листов.Мастер точного в деталях городского пейзажа и изображения интерьеров. Исполнил множество видов Санкт-Петербурга, Москвы, Ревеля, Вильны, Гельсингфорса, Новгорода, Тамбова.Похоронен в Санкт-Петербурге на Митрофаниевском кладбище, могила не сохранилась.Работы художника хранятся в Эрмитаже, Государственном Русском музее и др.
yassena.livejournal.com