Импрессионистические картины Глущенко в Чернигове. Картины глущенко


Глущенко Николай Петрович - Биография :: Артпоиск

Родился 17.09.1901 г. в Новомосковске Днепропетровской обл., умер 31.10.1977 г. в Киеве.

Занимался в Школе-студии Ганса Балушека в Берлине. В 1920-24 гг. учился в Берлинской высшей школе изобразительных искусств.

Живя в Берлине и Париже, Глущенко с 1926 года начал сотрудничать с советской разведкой. При его жизни о работе на СССР никто из знакомых и коллег по творчеству не знал. Он был одним из тех, кто заблаговременно (в январе 1940) проинформировал советское правительство о готовящемся нападении фашистской Германии. Эту информацию он получил во время выставки народного творчества СССР в Берлине, на которой он был организатором.

В 1925 г. переехал в Париж, где испытал влияние французских импрессионистов: К. Моне, Э. Дега, А. Матисса, Ван Гога. Создал портреты Ромена Ролана и Анри Барбюса и др.; оформил советский павильон Лионской ярмарки.

К началу 1930-х годов творческий облик Н. Глущенко окончательно сформировался, он выступил как талантливый мастер с собственным оригинальным лицом. Его живописи присуща импрессионистичность, тонкое ощущение декоративной выразительности цвета и свобода выражения. В 1934 году художник совершил творческую поездку в Испанию на Балерские острова и Майорку.

В 1936 году возвратился в Москву, а в 1944 году переехал в Киев. Н. Глущенко работал в различных живописных жанрах, но излюбленной его темой был пейзаж. Такова, например, ранняя серия «Берлинские этюды» (1939), циклы документальных пейзажей послевоенного Киева (1944), картины: «Март на Днепре» (1947), «Киевская осень» (1950), «Оттепель» (1956), «Зимнее солнце» (1956), «Весна в Карпатах» (1957), «Весна под Киевом» (1961), «Майский цвет» (1971), «Май», «Солнце на море» (1974), циклы пейзажей из путешествий по Италии, Франции, Бельгии, Швейцарии и многие другие.

Более тридцати лет искусство Николая Петровича Глущенко было непосредственно связано с Украиной. Чарующая красота родной земли, труд людей – были постоянным и мощным источником его вдохновения. Множество картин, этюдов, рисунков посвятил он родной природе, ее чарующей неповторимой красоте.

Его труд был по достоинству оценен и признан. Он был награжден орденом Трудового Красного Знамени, имел звание Народного художника Украины и Народного художника СССР, был лауреатом Гос. премии им. Т.Г. Шевченко.

Картины мастера находятся во многих украинских и зарубежных музеях и частных коллекциях. В 1970-е годы художник увлекался техникой монотипии и создал в ней целый ряд прекрасных цветочных натюрмортов. Данное произведение стоит в ряду подобных работ этого цикла. Букет цветов написан в обобщенной, яркой и декоративной манере. Это живая натурная зарисовка, превращенная волшебной кистью художника в красочный музыкальный аккорд. Произведение представляет высокую музейно-художественную и коллекционную ценность.

Литература: 1. Шпаков А.П. Микола Петрович Глущенко. – К., 1962. 2. Микола Петрович Глущенко. Каталог виставки. – К., 1986. 

artpoisk.info

Николай Глущенко: художник и разведчик

Н. П. Глущенко. Киев, улица Лютеранская. 1945 г.

Николай Петрович Глущенко – выдающийся украинский художник и талантливый советский разведчик ушел из жизни 31 октября 1977 г. И хотя этот человек всегда был на виду, общественности после его смерти стали известны тайные страницы биографии художника. Выяснилось, что народный художник СССР и Украины лауреат Государственной премии имени Т. Г. Шевченко Н. Глущенко долгие годы работал на советскую разведку и одним из первых проинформировал правительство СССР о готовящемся нападении фашистской Германии.

Н. П. Глущенко

* * *

Николай Глущенко родился 17 сентября 1901 г. в Новомосковске Екатеринославской губернии (ныне Днепропетровская обл.). Будущий художник провел детство в селе Борисовка.

Там мальчик получил первые яркие художественные впечатления: он видел, как работают богомазы, артелями трудившиеся над созданием икон. Процесс появления иконы стал для Николая одним из ярчайших воспоминаний детства.Он видел волшебство в том, как постепенно один художник писал одежду, другой прорисовывал лик, третий наносил на доску мелкие детали…

В 1918 г. он окончил коммерческое училище в Донецке (тогда это был поселок Юзовка). Вскоре молодого человека мобилизовали в ряды деникинской армии. С этого момента начались его скитания: когда армия была разбита, Н. Глущенко с остатками белогвардейских частей попал в Польшу, а оттуда сбежал в Германию.

Первое время ему приходилось ночевать в подвалах, скитаться в поисках заработка и даже голодать. Но на помощь талантливому юноше пришли состоятельные украинские эмигранты. Гетман П. Скоропадский оплатил учебу Глущенко — сначала в школе-студии Ганса Балушека, а затем — с 1920 по 1924 гг. — в Берлинской высшей школе изобразительного искусства. Там же, в Берлине, состоялась судьбоносная встреча художника с писателем и кинорежиссером А. Довженко, который тогда работал в консульстве УССР. Именно Довженко впоследствии помог Глущенко получить советский паспорт. Утверждают даже, что он сыграл определенную роль в том, что художник стал работать на советскую разведку.

Н. П. Глущенко. Городок во Франции. 1930-е гг.

* * *

В 1925 г. Глущенко переехал в Париж, где сразу был вовлечен в бурлящую художественную жизнь французской столицы. Конечно же, молодой художник не смог устоять перед обаянием работ импрессионистов и, может быть, в большей мере — постимпрессионистов, и впитал присущее им жизнелюбие, полнокровие, восхищение окружающим миром.

В его работах отчетливо ощущается влияние в первую очередь фовистов — Андре Дерена, Мориса Вламинка и, конечно же, Анри Матисса, а также Уильяма Тернера, «предтечи импрессионизма».

Н. П. Глущенко. Катер на Днепре. 1967 г.

К Глущенко достаточно быстро пришел успех, он стал неплохо зарабатывать и постоянно участвовать в выставках, его работы экспонировались рядом с картинами Матисса и Пикассо. В парижской газете «Нувель Журналь Литерер» можно было прочесть: «Глущенко с замечательным телосложением, весь из мышц — не только художник, но и чемпион по легкой атлетике. Он заплывает в море так далеко, что с обратной дорогой расстояние может составить до восьми километров. А вечером, надевая смокинг, он превращается в светского человека на обедах в международном обществе».

Художественное ателье, которое Глущенко открыл на улице Волонтеров, стало точкой встреч самой разношерстной публики. Среди его посетителей были местные жители и туристы, интеллигенция, чиновники, лидеры белоэмигрантских и украинских эмигрантских группировок.

* * *

Широкий и разнообразный круг общения художника привлек к нему внимание советских спецслужб. В 1926 г. ателье «навестил» загадочный гость, после чего в Москву было отправлено шифрованное сообщение: «Письмо № 20, параграф № 16. Нами вовлечен в разведывательную работу художник Глущенко Николай Петрович. Общее впечатление позитивно. Считаем целесообразным на первом этапе ориентировать Глущенко на добывание информации о враждебной деятельности и намерениях заграничных антисоветских и националистических организаций, а также расширении контактов с их руководителями». Новоиспеченный разведчик получил псевдоним «Ярема».

Сейчас уже не узнаешь, были ли портреты Р. Роллана, А. Барбюса и П. Синьяка сделаны по заказу советских разведслужб или созданы по сугубо творческим причинам. Зато доподлинно известно, что карандашные зарисовки с изображениями С. Шварцбада (ликвидировавшего С. Петлюру) и его адвоката Торреса, сделанные художником во время судебного процесса, были заказаны «сверху».

Удачей для советской разведки стало появление в ателье бельгийца Андре Мирабо, успешного коммерсанта, занимавшегося внедрением в производство новых разработок, в том числе военных. Он оказался большим ценителем живописи, к тому же сам неплохо рисовал. Мирабо стал часто навещать Глущенко, и в процессе длительных бесед о живописи и на иные темы разведчику удалось выведать немало ценных сведений. В архивных материалах сказано следующее: «...выполнил ряд сложных заданий по добыванию научно-технической информации оборонного характера. В результате советская разведка получила секретные чертежи двухсот пяти видов военной техники, в частности авиационных моторов для истребителей».

В 1936 г. Глущенко обратился в советское посольство с просьбой разрешить ему вернуться на родину, уверяя, что не выдержит заграницей более двух месяцев. Однако его убедили остаться в Париже еще на год.

При поддержке А. Довженко, работавшего в то время в советском консульстве в Берлине, художник, наконец, получил паспорт гражданина СССР и в июле 1936 г. вернулся в Советский Союз. Несколько месяцев вместе с женой и ребенком прожил в Москве, им выделили в коммунальной квартире комнатку площадью 9 квадратных метров. В 1937 г. он переехал в Киев, где и остался до конца жизни.

С переездом в Союз специальные задания для художника не закончились: в 1940 г. перед Глущенко была поставлена задача — организовать выставку немецкого изобразительного искусства в Москве и выставку народного творчества СССР в Берлине.

Попутно художник добывал чрезвычайно ценную информацию, на основе которой был подготовлен доклад на имя Сталина и Молотова: «Посланный ГУГБ НКВД СССР в Берлин разведчик «Ярема» сообщил: «Невзирая на заключенный с СССР договор о дружбе, правительство Германии активно готовится к войне против Советского Союза. Всеми средствами гитлеровцы маскируют приготовление с целью не дать повода к недовольству со стороны Правительства нашей страны. В подготовке агрессии Германия широко использует украинские националистические организации под флагом борьбы за создание «самостоятельной Украины». Для националистических ячеек создан ряд материальных правовых льгот, среди украинской эмиграции проводится значительная пропагандистская работа. Националисты назначаются на разные должности в министерстве внутренних дел, армии, полиции и пограничных войсках под предлогом подготовки государственных, политических и военных деятелей для будущей соборной Украины. Украинский научный институт, который работает в Берлине под руководством министерства пропаганды, в последнее время значительно активизировал свою деятельность и стал центром научно-исследовательской работы украинских националистических организаций, призванных научно обосновать антисоветскую работу. С 1939 г. институт фактически подчинен немецкой администрации, но персонал остался украинским. Это научное заведение развило бурную издательскую и исследовательскую деятельность специфического характера. В течение 1939-1940 годов им был издан военный немецко-украинский словарь для инфантерии, аналогичный словарь для пилотов и большой немецко-украинский словарь специально для военно-топографических, экономических и политических обзоров отдельных регионов Украины. Готовятся к печати карманные военные словари и детальные карты территории Украины. Научно-исследовательской работой института руководит профессор Кузеля, прежний «гетманец», связанный с бюро Розенберга. В разговоре с «Яремой» относительно немецко-оуновских планов в ближайшее время он сказал: «Я общаюсь со многими немецкими политическими деятелями и скажу со всей ответственностью — война с СССР не за горами. Мы и в настоящий момент много работаем, но пытаемся быть незаметными, потому что немцы заинтересованы, чтобы не заострять отношений с Советским Союзом. Для украинской национальной эмиграции Гитлером создан режим наибольшего благоприятствования».

Характеризуя разнообразные политические группировки эмиграции, их антагонизм, Кузеля отметил: «В сущности, споры между ними имеют формальный характер. Такое состояние временно устраивает немцев, но главная цель одна и хозяин один»».

С момента заключения договора СССР и Германией о ненападении прошло лишь десять месяцев.

В последний день берлинской выставки «нагрянуло» высшее руководство Третьего рейха во главе с министром иностранных дел И. Риббентропом, который вручил организаторам выставки грамоты и ценные подарки. Обращаясь к Глущенко, Риббентроп отметил, что Гитлер высоко ценит талант художника и оценивает его как одного из лучших пейзажистов Европы своего времени, в связи с чем — на память о пребывании в Берлине — дарит ему альбом с собственными акварельными рисунками.

Вернувшись в Москву, Глущенко передал этот альбом руководству разведки. Вскоре с акварелями Гитлера захотел ознакомиться Сталин. Альбом вернули художнику, когда началась война...

Глущенко долгое время «ходил по лезвию бритвы», ведь перед войной многие советские разведчики были репрессированы. К счастью, несмотря на доносы и провокации, к нему было сохранено доверие.

* * *

После войны Глущенко больше не пришлось заниматься разведывательной деятельностью, и он полностью посвятил себя живописи. А как художник он был плодовит: в его наследии — более 10 тыс. работ, которые сегодня хранятся в частных коллекциях и экспонируются в музеях Украины, России, Франции, Германии, США, Канады.

Н. П. Глущенко. Автопортрет. 1969 г.

Обнажённая с полотенцем», 1970-е гг. картон, масло

Глущенко работал в различных живописных жанрах, но излюбленной его темой был пейзаж. Такова, например, ранняя серия «Берлинские этюды» (1939), циклы документальных пейзажей послевоенного Киева (1944), картины: «Март на Днепре» (1947), «Киевская осень» (1950), «Оттепель» (1956), «Зимнее солнце» (1956), «Весна в Карпатах» (1957), «Весна под Киевом» (1961), «Майский цвет» (1971), «Май», «Солнце на море» (1974), циклы пейзажей из путешествий по Италии, Франции, Бельгии, Швейцарии и многие другие.

Генеральный директор украинского канала «Культура» Т. Бойко, общавшаяся с художником на протяжении трех десятилетий, вспоминала: «Пейзаж был для него всем. Николай Петрович стремился оставить украинскую природу на полотне такой, какой потомки ее не увидят, и считал, что не может быть в мире прекраснее натуры, чем берега Днепра. Поэтому он оставил для потомков серию пейзажей тех днепровских берегов, которые оказались на дне искусственного Кировоградского моря. Это море было для него личной болью. Где бы он ни был, он рисовал пейзажи. Он так стремился вернуться из Франции на Украину, потому что был частью этого пейзажа. Каждый клочок земли для него был темой для работы. И вместе с тем его картины приобретали философское содержание».

Н. П. Глущенко. Цветущий сад. 1975 г.

О личных качествах художника Т. Бойко говорила следующее: «Это был человек, который очень выделялся своей одеждой, манерой держаться, выражением лица. Прекрасная осанка, больше похож на спортсмена (кстати, в семьдесят лет он переплывал Днепр). Тогда впервые Глущенко меня поразил своей чрезвычайностью. По отношению к женщинам он был парижанином. Николай Петрович так умел говорить с женщиной и на нее смотреть, что каждая чувствовала себя первой красавицей. Он и по-украински разговаривал как иностранец. Он любил свои работы, но всем дарил их очень щедро. В мастерской обязательно угощал кофе. У него был удивительный шоколад и альбомы по изобразительному искусству, а также украинский уголок — диван, тканый коврик, опишнянская и косивская вазы и очень много сухих цветов. Когда ему дарили цветы, он их не выбрасывал, поэтому вся мастерская была в цветах».

Долгие годы художник строго придерживался распорядка дня. Вне зависимости от дня недели и времени года он начинал работу в мастерской в 9 утра, обедал в 19.00, а в 22.00 ложился спать. Каждый понедельник по дороге в мастерскую Глущенко заходил поздороваться в Министерство культуры. Уверяют, что из кармана его твидового пиджака всегда выглядывал свежий номер газеты «Юманите».

Художник завершил свой земной путь в Киеве и был похоронен на Байковом кладбище. Незадолго до смерти он отобрал 250 полотен, написанных в 1950-х, и попросил жену их сжечь. Картины нашли позже на антресолях в мастерской, и Министерство культуры передало их для хранения в музей, но без права экспонирования.

* * *.

Сразу после смерти художника его вдова передала в дар Госархиву 54 полотна, а также его мольберты, краски, кисти и личные вещи. В 2012 г., после двухлетнего судебного процесса внучки художника Ларисы Глущенко и Госархива, апелляционная судебная инстанция вынесла вердикт о принадлежности картин всемирно известного украинского советского художника Глущенко в пользу Центрального государственного архива-музея литературы и искусства Украины.

Стоимость картин Глущенко колеблется от 20 до 150 тысяч долларов. Благодаря упорству сотрудников и юристов архивной службы историческое и культурное достояние Украины удалось отстоять и сохранить. Ангелина ДЕМЬЯНОК © Одна Родина

art-links.livejournal.com

Николай Петрович Глущенко - Биография художника, известные произведения, выставки

В 1919—1924 гг. учился в Берлине в П. Балушека, потом окончил Берлинскую высшую школу изобразительных искусств в Шарлотенбурге (1921−1924). В 1925—1935 работал в Париже, где выставлялся в «Осеннем салоне», «Салоне независимых». Преподавал в КХШ, профессор КХИ с 1939 года. Писал пейзажи, натюрморты, портреты.

Родился 17.09.1901 г. в Новомосковске Днепропетровской обл., умер 31.10.1977 г. в Киеве. Занимался в Школе-студии Ганса Балушека в Берлине. В 1920−24 гг. учился в Берлинской высшей школе изобразительных искусств. В 1925 г. переехал в Париж, где испытал влияние французских импрессионистов: К. Моне, Э. Дега, А. Матисса, Ван Гога. Создал портреты Ромена Ролана и Анри Барбюса и др.; оформил советский павильон Лионской ярмарки. К началу 1930-х годов творческий облик Н. Глущенко окончательно сформировался, он выступил как талантливый мастер с собственным оригинальным лицом. Его живописи присуща импрессионистичность, тонкое ощущение декоративной выразительности цвета и свобода выражения. В 1934 году художник совершил творческую поездку в Испанию на Балерские острова и Майорку. В 1936 году возвратился в Москву, а в 1944 году переехал в Киев. Н. Глущенко работал в различных живописных жанрах, но излюбленной его темой был пейзаж. Такова, например, ранняя серия «Берлинские этюды» (1939), циклы документальных пейзажей послевоенного Киева (1944), картины: «Март на Днепре» (1947), «Киевская осень» (1950), «Оттепель» (1956), «Зимнее солнце» (1956), «Весна в Карпатах» (1957), «Весна под Киевом» (1961), «Майский цвет» (1971), «Май», «Солнце на море» (1974), циклы пейзажей из путешествий по Италии, Франции, Бельгии, Швейцарии и многие другие. Более тридцати лет искусство Николая Петровича Глущенко было непосредственно связано с Украиной. Чарующая красота родной земли, труд людей — были постоянным и мощным источником его вдохновения. Множество картин, этюдов, рисунков посвятил он родной природе, ее чарующей неповторимой красоте. Его труд был по достоинству оценен и признан. Он был награжден орденом Трудового Красного Знамени, имел звание Народного художника Украины и Народного художника СССР, был лауреатом Гос. премии им. Т. Г. Шевченко. Картины мастера находятся во многих украинских и зарубежных музеях и частных коллекциях. В 1970-е годы художник увлекался техникой монотипии и создал в ней целый ряд прекрасных цветочных натюрмортов. Данное произведение стоит в ряду подобных работ этого цикла. Букет цветов написан в обобщенной, яркой и декоративной манере. Это живая натурная зарисовка, превращенная волшебной кистью художника в красочный музыкальный аккорд. Произведение представляет высокую музейно-художественную и коллекционную ценность. Литература: 1. Шпаков А. П. Микола Петрович Глущенко. — К., 1962. 2. Микола Петрович Глущенко. Каталог виставки. — К., 1986.

artchive.ru

В Днепре открылась выставка картин Николая Глущенко (ФОТО) |

%d0%b3%d0%bb%d1%83%d1%89%d0%b5%d0%bd%d0%ba%d0%beВ художественном музее открылась выставка произведений живописи нашего земляка — всемирно известного художника Николая Петровича Глущенко «Жить в цвете»

Приурочена она к 115-летию со дня рождения мастера. Несколько экспозиций разных периодов расположились одновременно в пяти залах. В основном это пейзажи и натюрморты. Особенность выставки в том, что на ней нет привычных аннотаций, рассказывающих о произведениях художника. Вместо них — высказывания самого автора.

Родился Глущенко в Новомосковске в семье бухгалтера. С 1910 по 1948 год учился в Коммерческом училище в Донецке. Затем окончил Берлинскую высшую школу изобразительных искусств. В 1924 году в Германии состоялась его первая персональная выставка. За ней последовал ряд выставок на территории СССР, во Франции, Италии, Бельгии, Румынии, Чехии, Швеции, Польше, Канаде, Нидерландах, Югославии и Англии. Вскоре мастер переехал в Париж, где работал над рисунками для журнала “Le Monde”. В 1944 году стал членом Союза советских художников Украины. Был награжден медалью “За доблесный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.”. Далее последовало множество выставок и творческих работ в разных странах мира.

Как отмечают искусствоведы, у Николая Петровича не было ни одной “провальной” работы. Главный жанр, в котором он работал — пейзаж. Художник объездил всю Украину в поисках великолепных сюжетов для своих картин. В ярких красках изобразил природу Крыма, Западной и Центральной Украины.

В 40-х – 50-х годах мастер находился в состоянии «испытания» соцреализмом. Работы того периода отличаются «подробностью» изображенных деталей и особым настроением. Глущенко 60-х – 70-х годов – точный в ритме и более откровенный в цвете. Эти работы отличаются яркостью и теплотой красок. Даже те, которые изображают холодные времена года — осень и зиму. Недаром коллеги прозвали его певцом контрастов, последователем теории диалектической связи человека, истории, природы и нации.

Друзьям и коллегам Николай Петрович запомнился как очень щедрый, искренний и открытый человек. На всех выставках, встречах и творческих вечерах он обязательно всем что-нибудь дарил. То акварельные краски, то свои работы. В Украине нет ни одного музея, где бы не было хотя бы одной картины мастера.

Искусствовед Людмила Тверская была знакома с художником лично.

%d0%bb%d1%8e%d0%b4%d0%bc%d0%b8%d0%bb%d0%b0-%d1%82%d0%b2%d0%b5%d1%80%d1%81%d0%ba%d0%b0%d1%8f— На выставке произведений Глущенко ты понимаешь: искусство приносит человеку радость, дарит позитивные эмоции, — говорит она. — Впервые я познакомилась с ним в 1974 году, когда он подарил свои работы музею к 60-летию. Его приезд стал довольно громким событием, поскольку художник уже был известен во всем мире… Мастер психологического настроя в своем творчестве был многолик. Его пейзажи — это классика украинского искусства. Помимо этого, он писал натюрморты и обнаженную женскую натуру. Тонко чувствовал пластику женской фигуры, искусно передавал характер и настроение натурщицы. Кроме того, художник работал и в жанре графика, и в технике монотипия.

С открытием выставки ее гостей поздравили председатель Днепропетровского областного совета Глеб Пригунов, глава Соборного районного совета Артем Тимарев и начальник управления культуры, национальностей и религий облгосадминистрации Наталья Першина. Артем Тимарев пообещал помочь в издании каталога экспозиции.

— Творчество Николая Петровича — настоящая жемчужина нашего города, — отметил Глеб Пригунов. — Очень приятно, что на Днепропетровщине мы ценим тех людей, которые сделали огромный вклад в развитие искусства Украины.

О своем творчестве Николай Глущенко писал следующее:

“Меня волнует природа. Не могу быть спокойным, когда вижу пейзаж. Больше всего люблю весну, голубой март, снег, который набрался влажности, отяжелел и словно дышит. А сквозь него пробивается жизнь… Убежден: пейзаж — это самый патриотический жанр. В природе кроется частичка истории народа, его моральность. Мы должны передавать следующим поколениям красоту, которой так щедро нас наградила земля”.

Марианна Стец, фото автора

nashemisto.dp.ua

Импрессионистические картины Глущенко в Чернигове

9 декабря в 15-00 в Черниговском областном художественном музее имени Григория Галагана по случаю 115-летия со дня рождения народного художника Украины, лауреата Государственной премии им.Т.Г.Шевченко Николая Глущенко состоялось открытие выставки «Николай Глущенко. Метаморфозы живописи».

Выдающимся явлением в истории мирового изобразительного искусства последней трети ХІХ – начале ХХ века стал импрессионизм. Он завершил начатую Ренессансом реалистическую традицию и открыл эпоху модернизма с безудержными новациями, переосмыслением основ живописи и самих измерений художественного произведения.

Ярким представителем этого течения был Николай Глущенко (1901-1977), народный художник Украины и СССР, лауреат Государственной премии Украины им. Т.Г. Шевченко. Он выбрал любимым жанром пейзаж, на чем акцентировали внимание исследователи современного искусства. Сам мастер кисти неоднократно отмечал, что постоянный контакт с природой помогал ему сохранить энергию творчества, искренне и непосредственно воспринимать вечно прекрасные, поэтические, вдохновляющие образы. Николай Петрович старался передать в пейзажных произведениях собственные чувства, настроение удовлетворить эстетические потребности. Однако излишне ограничивать, искусственно упрощать масштабность и значимость творчества художника, ведь в нем присутствуют и портреты, натюрморты, жанровые сцены.

Становление Николая Глущенко как творческой личности произошло в первой трети ХХ века за рубежом. В Германии, в частных студиях живописца и графика Ганса Балушека, затем – у профессора Артура Кампфа и Берлинской высшей школе изобразительных искусств в Шарлоттенбурге (мастерская Эриха Вольфсфельда) он получил профессиональное художественное образование. Увлекаясь живописью Рубенса и Менцеля, классическим рисунком мастеров европейского Ренессанса – Альбрехта Дюрера, Ганса Гольбейна, Луки Кранаха, Николай Петрович искал собственную пластическую язык. А искусство известных экспрессионистов Георга Гросса и Отто Дикса значительно повлияло на графическую основу его работ.

У Чернігівському художньому музеї відкрили виставку «Микола Глущенко. Метаморфози живопису»

Своеобразная образно-пластическая манера Николая Глущенко является итогом роста незаурядной одаренности на образцах европейского, прежде всего французского, живописи конца ХІХ – начала ХХ веков. Париж с его разнообразными художественными школами, течениями и направлениями сыграл большую роль в творческой жизни художника. Под влиянием импрессионистов Клода Моне, Анри Матисса, постимпрессионистов Поля Сезана и члена группы «Наби» Пьера Боннара постепенно сложился оригинальный «глущенківський» колорит.

Николай Петрович уделял должное внимание графике, рисунке, ілюструванню книг Николая Гоголя «Мертвые души» и Михаила Коцюбинского «Fata morgana». Французское издательство «Кузен Понс» выпустило альбом литографий художника под названием «12 ню», которым было учреждено серию о выдающихся художников «Избранное». Свидетельством таланта Николая Глущенко стали монографии Анри Пулея, Святослава Гординского и Павла Ковжуна, вышедшие в 1930-х годах, многочисленные газетные и журнальные статьи в мировой прессе. Ведущие художественные галереи Европы и США представили довоенное наследие художника.

В 1940-х – начале 1950-х годов он создавал портреты, сюжетно-тематические полотна и пейзажи, в которых перешел от этюда до картины, изменил любимый прием письма «за один сеанс». Николай Петрович подолгу работал над каждым произведением, тщательно прорабатывал детали, использовал мелкий мазок и сдержанную цветовую гамму. Именно такие черты присущи полотну «Морозный туман» (1947). Полна тишины, душевного умиротворения, скованная морозом природа, словно отражает внутреннее состояние мастера кисти. Большинство работ тех лет не соответствовали имиджу художника, который должен был считаться с требованиями господствующего на то время направления в искусстве – соцреализма.

Николай Петрович много путешествовал по украине. Он восхищался ее безграничными просторами, живописными пейзажами, пытался сохранить хотя бы в пейзажной живописи, который считал политически незаангажированным, свою независимость. Так, художник нашел в произведении «Днепровская даль» (1957) наиболее убедительные и выразительные формы для воплощением собственного замысла.

Писатель Савва Голованивский назвал «Путем к самому себе» период «хрущевской оттепели» (конец 1950-х – начало 1960-х годов), когда Николай Глущенко лишился идеологического давления, дал полную волю своему художественному темпераметру. Совершенствуя мастерство, художник снова стал использовать присущие ему с парижских времен контрастные краски, декоративные средства, новые цветовые сочетания. Образцом этого являются пейзажи «Возле Владимирской горки», «Черниговская даль» (ХХ века), «Старый осокорь» (1960), в которых передано чистыми красками, пастозными мазками разнообразие интонаций и нюансов природы. Средствами живописи мастер кисти решал не только проблемы пейзажного жанра, но и стремился раскрыть темы женской красоты, поэзии любви, человеческих чувств. Смело, легко, раскованно с применением широкого арсенала образно-пластических приемов был написан произведение «Девушка в гостиной» (ХХ века).

Оригинальным композиционным строем, сочной, мажорной цветовой гаммой, виртуозной широтой письма отмечается натюрморт «Осенние цветы» (1965). Его составные элементы образуют целостность содержания за счет тщательно подобранной светоносной и гармоничной колористики.

IMG_7045_resized

Значительную часть художественного наследия художника составляют его впечатления от путешествий по миру. Среди них произведение «Площадь Согласия (Фонтан ночью)» (ХХ века), что дает возможность погрузиться в таинственную приманку ночной жизни французского города. Николая Глущенко сравнивали с Константином Коровиным за любовь к Парижу и умение передать вместе с эмоциональным состоянием ощутимую материальность предметов.

Последнее десятилетие творчества Николая Петровича считается высшей ступенью расцвета его таланта. Непохожий ни на одного из советских художников, он чутко относился к различным воздействиям, имел собственный подход к заимствованиям. Так, под впечатлением от многих работ Пьера Боннара в жанре «ню» появилась картина «У зеркала» (1971). И хотя в определенных официальных кругах подобные произведения воспринимались как нечто неприличное, автор решался показывать их на выставках.

Экспонируемые на выставке ретроспективные произведения известного представителя европейского и украинского живописи является ценным достоянием фондового собрания Черниговского областного художественного музея имени Григория Галагана. Сквозь призму веков они побуждают пережить определенные эмоции от своеобразного авторского видения окружающего мира.

Смотрите также

ukraineartnews.com

17 сентября 1901: Родился художник Глущенко по кличке Ярема

В жизни нашего знаменитого художника был Париж, живя в котором он, водил дружбу с Пикассо и Матиссом, был Гитлер, который, говорят, брал уроки рисования у мастера, был Сталин, которому Николай Глущенко передал самое первое послание о готовящейся немцами войне!

Родина Глущенко - Новомосковск – ныне Днепропетровщина, а тогда – Российская империя. Прославил этот городок Свято-Троицкий храм - деревянное чудо, которому посвятил Олесь Гончар свой роман «Собор». Образование Николай начал с постижения азов коммерции в Юзовком училище (ныне Донецк). Служил в добровольческой армии генерала Антона Деникина. После поражения белой гвардии сбежал из польского лагеря для военнопленных в Германию.

Он поехал в Берлин, где окончил изостудию и высшую школу изобразительных искусств. Во время учебы материально поддерживал соотечественника гетман Скоропадский. Ходатайствовал за него и Александр Довженко. Именно благодаря режиссеру в 1923 годуНиколаю дали советское гражданство, а с ним пост главного художника торгово-промышленных выставок СССР за рубежом. Чепез два года Глущенко сменил «прописку» - покинул Берлин и обосновался в Париже, открыв художественное ателье на улице Волонтеров, 23, где любили бывать не только русские эмигранты, а и дипломаты, бизнесмены, политики. Крепкий красавец был и светским львом и прекрасным спортсменом – чемпионом в легкой атлетике и плавании. Знакомство со множеством знаменитостей Глущенко было очень кстати в его агентурной работе – с 1926 года он был завербован советской разведкой и носил кличку Ярема.

Сферой интересов была оборонка. В результате 205 секретных чертежей военной техники, в частности авиамоторов для истребителей, были переданы в СССР. По заданию КГБ Глущенко сделал рисунки убийцы Симона Петлюры Самуила Шварцбада и его адвоката во время суда над ними. И именно Глущенко первым, еще до Зорге, передал информацию в Москву о том, что вопреки договору о дружбе, Германия готовится к войне с СССР.

В 1944 году Николай Глущенко с женой и сыном стали киевлянами. Он преподавал в Киевской Художественной Школе. Как вдруг в НКВД СССР поступила депеша: "По сообщению Агафона, Глущенко конспиративно связался с участниками украинской национал-фашистской организации художников. Украинское фашистское подполье через Глущенко поддерживает связь с заграничными украинскими контрреволюционными группами. В Москве Глущенко должен установить контакты с российскими антисоветскими группировками, а также с троцкистами. Имеет их адреса и явки. Изучение контрреволюционных связей Глущенко продолжаем. Капитан госбезопасности Рахлис". В Киеве не знали о работе Глущенко в разведке и хотели просто выслужиться ценою жизни очередного "врага народа". На сфабрикованном донесении напротив псевдонима Агафон сохранилась надпись: "Расстрелян как провокатор".

Мастерская Николая Глущенко находилась на чердаке дома со звездой на Крещатике. И в будни, и в выходные в 9.00 он был на рабочем месте, в 19.00 обедал, в 22.00 ложился спать. Каждый понедельник из кармана его твидового пиджака выглядывал свежий номер "Юманите". В последние годы Николай Петрович плохо слышал, нередко пользовался этим во время торга за картины. Когда его спрашивали, продаст ли он полотно за 300 рублей, Глущенко переспрашивал: "За сколько? За 500? Забирайте". Сегодня каждый холст Глущенко стоит более чем 5000 долларов, а ранние работы в стиле импрессионизма - в десятки раз дороже. Может потому, что написано на них - не увиденное, а прочувствованное. «Ніколи не пишіть того, що бачите, тільки те, що відчуваєте», - говорил мастер. Его называли поэтом живописи. «Я люблю природу, бо це ж – вічність».

olli-li.livejournal.com

Живопись Николая Глущенко советского периода. Опыт комплексного исследования

В данной статье приводятся сведения о технико-технологических аспектах живописи Николая Петровича Глущенко (1901—1977) — выдающегося мастера XX ст., — полученные при реставрации работ художника и в результате изучения материалов живописи (определении состава грунтов и пигментов) различными физико-химическими методами анализа.

Исследовано 53 картины из собрания Национального художественного музея Украины, созданные художником за 40-летний период творчества (1937-1977).

Фонды Национального художественного музея Украины насчитывают свыше трехсот произведений Н.П. Глущенко.

Работы Н. Глущенко имели большой успех еще при жизни художника, мно­гократно экспонировались на персональных выставках, признаны не только в нашей стране, но далеко за ее пределами. Произведения Н. Глущенко хранятся во многих самых престижных собраниях мира.

С годами интерес к работам мастера растет. Каждый коллекционер, антиквар, любитель искусства считает престижным иметь в своем собрании произведение ху­дожника. Антикварный рынок поднимает интерес к личности художника. К сожале­нию, подлинных картин на всех желающих не хватает, поэтому на рынке появляются все «новые и новые» работы Н. Глущенко. Среди них есть грубые, легко узнаваемые подделки, но есть и такие, которые визуально распознать не под силу даже специа­листу, хорошо знакомому с творчеством художника. Идентифицировать подлинные работы мастера помогают технико-технологические исследования.

Возможность тщательного ознакомления с технологией создания произведе­ния живописи становится реальной во время реставрации картин художника. Во- первых, это необходимо для успешной реставрации, во-вторых, систематизируя полученные результаты исследований, можно собрать сравнительный материал, называемый «банком данных».

В отделе охраны памятников истории и культуры при подготовке к выставке 2009 г., посвященной 110-летию НХМ Украины, было отреставрировано 36 работ Н. Глущенко. В процессе реставрации выявлена сложная структура красочного слоя. Много произведений написано в несколько приемов «по-сухому». Толщина красочных слоев и структура отдельных мазков менялась во времени. Обогаща­лась новыми пигментами палитра мастера.

В процессе реставрации изучались и анализировались подписи художника разных периодов его творчества. Эта работа будет продолжена.

В отделе физико-химических исследований ННИРЦУ вот уже несколько лет проводится систематическое изучение живописи украинских художников - опре­деляются состав грунта, состав пигментов и их смесей, исследуется структура кра­сочных слоев. Очевидно, что надежность полученных результатов напрямую связана с числом изученных произведений одного мастера — чем больше, тем луч­ше. Сведения о составе материалов, которыми работал художник, а также о спо­собах их нанесения, важны прежде всего для понимания стиля мастера, его художественного почерка, а также могут быть использованы при экспертизе.

ОСНОВА ЖИВОПИСИ Н.П. ГЛУЩЕНКО

Основа живописи Н. Глущенко — холсты и картон. Холсты в качестве основы для живописи использовались художником чаще, чем картон, отношение холст/картон в изученных нами работах составляет примерно 3:1.

Одна из исследованных картин («Обнаженная», х., м., 71x90,5, 40-е годы) на­писана на проклеенном, негрунтованном холсте, остальные - на холстах с эмульси­онным грунтом (наполнитель грунта - цинковые белила). Большинство работ написано на рулонных фабричных грунтованных холстах. В таких картинах кром­ки холста загрунтованы. В ряде картин 40-х годов кромки холста чистые — грунто­валась только рабочая поверхность полотна, грунтовка производилась на подрамниках. Вначале мы предположили, что холсты на подрамнике грунтовал сам художник, но затем на двух картинах этого периода на обороте холста обнару­жили штамп — «Фабрика «Палитра», Москва, эмульсионный, 10\Ш-41».

По-видимому, наряду с изготовлением фабричных рулонных грунтованных холстов, в 40-е годы существовал и такой полукустарный способ грунтовки холс­тов для живописи.

ПИГМЕНТЫ

БЕЛИЛА - в живописи Н. Глущенко идентифицированы в основном три типа белил: практически чистые цинковые белила (содержание: примесь свинцовых белил менее 1%), цинковые белила с примесью свинцовых (1-10 %) и свинцово- цинковые белила (более 10% свинцовых).

В одной из исследованных работ («Сидящая обнаженная», х., м., 73x54,5,1941 г.) обнаружены баритово-цинковые белила. Чистые свинцовые белила в картинах советского периода творчества художника (1937—1977 гг.) не выявлены. В белилах некоторых картин идентифицирована примесь титана, однако белила с сущест­венным содержанием титана, которые можно было бы отнести к титановым или смешанным (титаново-цинковым, титаново-баритово-цинковым и др.), в иссле­дованных картинах не обнаружены.

Из приведенных данных следует, что корреляция между типом исполь­зованных художником белил и временем создания произведения отсутствует. Чистые цинковые белила идентифицированы как в ранних работах исследован­ного периода, так и в поздних. То же относится к цинковым белилам, содержащим примесь свинцовых, и к свинцово-цинковым белилам.

КРАСНЫЕ ПИГМЕНТЫ - киноварь, красный кадмий, разного оттенка орга­нические светлые и темные красные пигменты. Киноварь обнаружена в небольших количествах в картинах, созданных в 40-е гг. XX века. Разных оттенков красный кадмий широко использовался художником на протяжении всего периода его творчества — в исследованной серии работ, начи­ная с конца 30-х гг. и до конца жизни. Также широко использовались художником органические красные пигменты (темные и светлые, люминесцирующие и не люминесцирующие) как в чистом виде, так и в смеси с красным кадмием.

ЗЕЛЕНЫЕ ПИГМЕНТЫ — изумрудная зеленая, зеленый кобальт, марганце­вая зеленая, ФЦ зеленая, фабричные составные зеленые — берлинская лазурь со свинцовым кроном, стронциановой желтой или желтым кадмиемНаиболее часто художник использовал изумрудную зеленую, несколько реже — зеленый кобальт. С середины 50-х гг. — начала 60-х гг. в употребление входят марганцевая зеленая и ФЦ зеленая. Последняя широко использовалась художни­ком в последнее десятилетие его творчества.

ЖЕЛТЫЕ И ОРАНЖЕВЫЕ ПИГМЕНТЫ - желтый кадмий, стронциановая желтая, свинцовый крон, неаполитанская желтая, оранжевый кадмий и оранже­вый хром. Желтый кадмий — доминирующий желтый пигмент в живописи Н.П. Глущен­ко на протяжении всего периода его творчества. Желтому кадмию «несколько ус­тупает» стронциановая желтая. Часто оба пигмента используются вместе, т.е. обнаруживаются в одной и той же картине. Значительно реже художник исполь­зовал свинцовый крон, а неаполитанская желтая идентифицирована как примесь в двух картинах 40-х гг.

СИНИЕ ПИГМЕНТЫ — синий кобальт, церулеум, ультрамарин, берлинская лазурь, марганцевая голубая, ФЦ голубая.

Синий кобальт, церулеум и ультрамарин идентифицированы в большинстве исследованных работ на протяжении всего периода творчества художника. Отно­сительно редко использовалась берлинcкая лазурь. С середины 50-х - начала 60-х гг. в употребление входят марганцевая и ФЦ го­лубые (как и аналогичные зеленые).

ФИОЛЕТОВЫЕ ПИГМЕНТЫ - кобальт фиолетовый и краплак. Оба пигмента использовались художником на протяжении всего исследован­ного периода творчества.

В картинах Н.П. Глущенко последних лет обнаружена смешанная техника - в масляной живописи отдельные мазки выполнены красками на полимерном свя­зующем.

Таким образом, палитра Н. Глущенко исключительно богата. Примерно с конца 50-х гг. художник «берет на вооружение» новые для его живописи пигменты: марганце­вые и фталоцианиновые синие и зеленые), которые частично вытесня­ют широко применявшиеся ранее изумрудную зеленую и синий кобальт. В 60—70-х гг. живопись Н. Глущенко становится ярче, выразительнее, причем не только за счет изменения стиля и художественной манеры, но и за счет использо­вания большего числа пигментов и их смесей.

Демидчук-Демчук И.Ф., Чамлай Н.С.Национальный художественный музей Украины

Лугина Л Л.Национальный научно-исследовательский реставрационный центр Украиныг. Киев, Украина

art-lab.com.ua


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта