Картина Василия Поленова Бабушкин сад 1878 г. Сад картина


Сады и художники - История красоты

Новость из мира искусства

Auguste Renoir. Monet Painting in His Garden at Argenteuil, 1873. Oil on canvas.  Bequest of Anne Parrish Titzell

В лондонской Королевской Академии искусств проходит чудесная выставка "Изображая современный сад: от Моне до Матисса". Образ сада относится к "вечным сюжетам" европейской живописи. И этот образ преображался вместе с развитием изобразительного искусства. Во второй половине XIX века именно образ сада, полного ярких цветов и красок, вдохновлял как импрессионистов, так и художников авангарда.Клод Моне - один из величайших художников, изображавших сады. Известно, что он сам был весьма квалифицированным садоводом, он отлично разбирался в ботанике и сам проектировал сады. Его сад в Живерни до сих пор считается шедевром. В одном из писем Моне признался: "Наверное, именно цветам я обязан тем, что стал художником".

Клод Моне в саду своего дома в Живерни, 1926

Основу для выставки создают картины Клода Моне разных периодов. По "садовым" картинам Моне и его современников можно не только проследить, как менялось изобразительное искусство, но и узнать о модных тенденциях в садоводстве второй половины XIX века.

Claude Monet. Water Lilies with Weeping Willows, 1916-19. Oil on canvas. Lycée Claude Monet, Paris

Достаточно узкая тематика выставки позволила специалистам Королевской академии искусств и музея изобразительных искусств Кливленда собрать и повесить рядом по несколько версий одного и того же пейзажа. Так, на двух стенах выставки можно увидеть сразу четыре варианта знаменитейших водяных лилий Моне и три его мостика через пруд.

Claude Monet. Le bassin aux nymphéas, harmonie verte, 1899. Oil on canvas. Musée d'Orsay, Paris

Claude Monet. The Artist's Garden at Giverny, 1900. Oil on canvas. Yale University Art Gallery

Среди картин выставлены знаменитые «Водяные лилии» и известный «Пруд с лилиями», который Моне писал многократно на разные лады. В 1883 году Клод Моне купил дом в Живерни. Картины Моне к тому времени стали продаваться, у него появились деньги, и он приступил к устройству сада. Сохранились письма, в которых Моне дает садовнику подробные инструкции по поводу того, что и где сажать. В конце сада пролегала железная дорога. За железной дорогой была недорогая земля, по которой протекала небольшая речка Эпте, приток Сены. Так появилась мысль вырыть пруд, а через него поставить мост. Лилии дались Клоду Моне с большим трудом из-за проблем с городской администрацией, наложившей запрет на эти цветы.

Claude Mone. Water Lilies, 1914-15. Oil on canvas. Portland Art Museum, Oregon.

Для выставки "Изображая современный сад: от Моне до Матисса" десятки музеев предоставили картины, в том числе санкт-петербургский Государственный Эрмитаж и московский Музей изобразительных искусств имени Пушкина.

Claude Monet. Lady in the Garden, 1867. Hermitage Museum, St. Petersburg

Однако образами райских садов был вдохновлен не только Моне. В экспозиции также представлены полотна Ренуара, Сезанна, Писарро, Мане, Кандинского, Ван Гога, Матисса, Климта и Клее . Всего экспонируются более 120 шедевров, созданных в период с 1860 по 1920 годы.

Emil Nolde. Flower Garden (O), 1922. Nolde Stiftung Seebüll

Joaquin Sorolla, Louis Comfort Tiffany, 1911 Oil on canvas.  The Hispanic Society of America, New York

Edouard Manet. Young Woman Among Flowers, 1879. Oil on canvas. Private collection

Камиль Писсарро любил рисовать огороды, по его собственному признанию, они напоминали ему о детстве, а Пьер-Огюст Ренуар предпочитал заросшие, романтические сады.

Camille Pissarro. Kitchen Gardens at L’Hermitage, Pontoise, 1874. Oil on canvas. National Galleries of Scotland, Edinburgh

Тогда как большая часть выставки посвящена французским садам и французским художникам, отдельная секция отведена садам в других странах. На рубеже веков среди художников стало модным проектировать сады. Скандинавские, американские, немецкие художники создавали собственные "райские уголки", которые потом служили для них же постоянными источниками вдохновения.

Max Liebermann. Flower Terrace in the Garden, Wannsee, 1915. Oil on canvas. Die Lübecker Museen. Museum Benhaus Drägerhaus

Pierre Bonnard. Resting in the Garden, 1914. Nasjonalgalleriet, Oslo

Edouard Vuillard. Woman Seated in an Armchair, 1898. Glue-based distemper on canvas. Private collection

Wassily Kandinsky. Murnau The Garden II, 1910. Oil on cardboard. Merzbacher Kunststiftung

Claude Monet. The Artist's Garden at Vétheuil, 1881. Oil on canvas. Private collection, California

Claude Monet. Spring Flowers, 1864. Oil on fabric.The Cleveland Museum of Art

В одном из последних залов выставки на стенах развешаны фотографии художников в садах: пожилые Анри и Амели Матисс во время неспешной прогулки, Василий Кандинский с лопатой и в рубашке с засученными рукавами и многие другие. Продлится выставка до 20 апреля.

bellezza-storia.livejournal.com

Бабушкин сад (картина) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Бабушкин.

«Бабушкин сад» — картина русского художника-передвижника Василия Поленова, созданная в 1878 году. Относится к известным произведениям автора и экспонируется в Третьяковской галерее.

Жизненный контекст

После переезда в июне 1877 года из Санкт-Петербурга в Москву молодой художник Василий Поленов снимал квартиру в центре первопрестольной столицы, недалеко от старого Арбата, близ Храма Спаса Преображения, на углу Трубниковского переулка.

В картине «Бабушкин сад» изображен тот же усадебный дом, окружённый садом, что и в «Московском дворике». Появились обе эти работы в одном и том же 1878 году[1].

Московский особняк и сад вокруг него играют в картине важную роль, давая зрителю наглядное представление о центре города того времени. После опустошительного пожара 1812 года Москва застраивалась дворянскими особняками в стиле классицизма. Представительность деревянным строениям придавали лепные украшения, штукатурка под каменную кладку, портик с колоннами и фронтоном. На картине, правда, усадебный дом выглядит уже несколько обветшало, штукатурка с изъянами, колонны и каменные ступени выщерблены[2].

В русской живописи Василий Поленов считается одним из зачинателей «пейзажей настроения» вслед за А. К. Саврасовым, перед И. И. Левитаном и К. А. Коровиным.

Если в «Московском дворике» открытое пространство, залитое солнечным светом, создаёт радостное настроение, то в «Бабушкином саду» замкнутость внутри затенённого сада вызывает у зрителя иные ассоциации.

В сюжет своих картин В. Поленов вводит не только природные и архитектурные мотивы, но и сценки повседневной жизни, называя это «пейзажным бытовым жанром». Будучи потомком дворянского рода, художник создает убедительные образы обитательниц «дворянского гнезда», что придает настроению картины ностальгический характер и вносит оттенок литературности. Композиционное решение перекликается с театральными постановками, посвящёнными уходящему миру российского дворянства, по произведениям русских классиков от И. С. Тургенева до А. П. Чехова. Тургенев располагал собранием произведений «барбизонской группы», друживший с ним Поленов воспринял принципы работы этой группы с цветом. Его живописная виртуозность сочетается с романтической настроенностью сюжета и так называемыми «тургеневскими мотивами»[1][2].

Внимание и любовь к природе художник проявлял с раннего детства. Принципы пленэрной живописи Василий Поленов во многом воспринял от импрессионистов, с картинами которых знакомился во время зарубежной стажировки в качестве пенсионера Академии художеств[1][3].

Своё отношение к творчеству художник выразил кратко[4]:

« Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит. »

Комментарии

Полотна, созданные Василием Поленовым в конце 1870-х годов и показанные на передвижных художественных выставках 1878—1879 годов, обратили на себя внимание критиков[2].

Новаторские особенности живописи Василия Поленова были отмечены в Московских ведомостях:

Такие картины рассчитаны на то, чтобы дать вам прежде всего «настроение», и составляют в живописи приблизительно то же самое, что в поэзии составляет элегия.

Илья Остроухов, тогда ещё только мечтавший о карьере художника, оставил свои впечатления от посещения Передвижных выставок 1878—1879 годов[5]:

Одним из неожиданно больших праздников было появление на них первых интимных пейзажей Поленова в самом конце семидесятых годов. Меня поразило исключительно: Московский дворик, Бабушкин сад, Заросший пруд, У мельницы, Серый день, и ряд других «тургеневских» интимных мотивов явились мне неожиданно, ново, свежо, проникнуто правдой, тонким музыкальным лиризмом и изящной техникой.

Элегичность картины «Бабушкин сад» вызывала ассоциации с лирикой А. А. Фета[2].

Галерея

Вид на особняк и сад с двух разных точек зрения
Moscow Courtyard (Polenov, 1878).jpg Wassilij Dimitriewitsch Polenow 001.jpg
Московский дворик Бабушкин сад

Примечания

wikiredia.ru

Бабушкин сад (картина) — Циклопедия

Картина В. Д. Поленова «Бабушкин сад», 1878 г.

«Бабушкин сад» — картина русского художника Василия Дмитриевича Поленова.

Время создания: лето 1877—1878 гг.[1]

Холст, масло. 54,7 × 65 см[2]

Современное местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Российская Федерация[3].

В 1872 году художник В. Д. Поленов получил от Академии художества пенсионерскую заграничную командировку на шесть лет[4][5]. Он побывал в Германии, ознакомившись с произведениями немецких художников; затем уехал в Италию, посетил музеи Рима, Флоренции, Неаполя и Венеции, копировал некоторые произведения мастеров Возрождения и сам писал с натуры[6].

Вернувшись в Россию в 1876 году — раньше намеченного срока, он вскоре отправился на русско-турецкую войну и состоял официальным художником при наследнике-цесаревиче, будущем Александре III[7]. После окончания войны, пробыв некоторое время в Санкт-Петербурге, в 1877 году В. Д. Поленов решил поселиться в Москве и, просмотрев объявления о сдаче в наём жилья, выбрал район Арбата[8], на углу Малого Толстовского и Трубниковского переулков[6], по адресу Дурновский переулок (ныне Дурновский переулок называется Композиторская улица) близ Спаса на Песках, дом Баумгартен[9][10].

Теперь от него, получившего европейский опыт, требовали новых работ. И художник, безусловно, оправдывал эти ожидания — в его последовавших друг за другом произведениях «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Лето», «Заросший пруд» и других появилось такое ощущение света и воздуха, трогательной пейзажной лиричности, что он был назван «мастером интимного пейзажа»[6]. Определение это дал начинающий в те годы художник Илья Семенович Остроухов, который писал: «Одним из неожиданно больших праздников было появление на выставках первых интимных пейзажей Поленова в середине 70-х годов. <…> „Московский дворик“, „Бабушкин сад“, „У мельницы“, „Серый день“ и ряд других тургеневских интимных мотивов явились мне неожиданно ново, свежо, проникнуто правдой, тонким музыкальным лиризмом и изящной техникой»[11][12].

Картина «Бабушкин сад» появилась после оглушительного успеха «Московского дворика» и продолжила жанр, названный «интимным пейзажем», явившись частью некоей картинной трилогии, куда вошли «Московский дворик», «Бабушкин сад» и «Заросший пруд»[3][10].

Картина «Бабушкин сад» создавалась в Москве, где художник проживал в снимаемой квартире на углу Трубниковского и Дурновского переулков, и изображала типичный московский усадебный дом, где квартировал сам художник[2]. Такими классицисткими особняками Москва застраивалась после наполеоновского пожара[2].

Это тот самый дом Баумгартен, угол Трубниковского и Дурновского переулков возле Арбата[3].

Чуть раньше, в начале лета того же 1878 года Поленов создал картину «Московский дворик», где изобразил этот же дворянский дом, но выходящий во двор, с другого ракурса[10].

По стилистике «Бабушкин сад» повторяет созданный до того «Московский дворик», в полотне тоже объединены два вида живописи — пейзаж и жанровая сценка. Однако, если «Московский дворик» полон объемности и за этим московским двориком угадывается иная жизнь, то действие «Бабушкиного сада» разворачивается в замкнутом пространстве[4], где нет иной жизни, кроме этого разросшегося сада.

Художник создает атмосферу старого дворянского поместья второй половины 19 века[2]. Это было время, когда некогда розданные новому сословию — дворянству — земли, выпестованные первыми хозяевами-дворянами, пройдя через пару поколений, превратились в старинные запущенные усадьбы. Всё в этой картине говорит о старине: буйная неухоженная растительность на переднем плане — деревья, кусты, травы, растущий свободно, вразнобой, без бдительного ока строгого садовника[3]; проступающий сквозь эту пышную зелень старый особняк[2][13] — он еще не ветхий, но о его давнишней постройке говорят и еще не разбитые, но уже выщербленные и потемневшие от времени ступени крыльца и колонны, и пооблупившаяся штукатурка, и несвежая, давно утерявшая яркость краска самого дома…

И всю эту старину словно подчеркивает сама старая хозяйка, одетая в стародавний наряд: темно-коричневый салоп и белый нарядный чепец[2][4] — бабушка, уже с трудом выходящая в свой сад, опираясь на клюку и молодую женщину рядом с ней, образ которой — единственное напоминание о другой жизни, существующей вне этого старого сада. Контраст между бабушкой и модной по понятиям конца 1870-х годов женщиной философски напоминает о времени[13]: всё отживает, уходит в невозвратимое прошлое…

Есть данные, что художник изобразил конкретных людей. Князь Г. Е. Львов, живший в этом доме приблизительно в то же время, что и Поленов, писал в своих воспоминаниях: «Наш дом Юрьевой, потом Баумгартен, увековечен Поленовым, который тоже жил в нем, в его картине „Бабушкин сад“. Старушка — это Юрьева, а ведет ее под руку замужняя дочь ее Баумгартен…»[1]. Это же подчеркивает и сам Поленов — отправляя картину на выставку, Поленов 1 февраля 1879 года писал Крамскому: «„Садик“ писан прямо с натуры…»[1].

Художник дает целый спектр явных и скрытых цветовых и смысловых перекличек между зеленью деревьев, кустов, травы, тонкими гибкими стеблями цветов и женскими фигурами, их лицами, осанкой, одеждой. «Бабушкин сад» Поленова — один из самых душевно утонченных и красивых по живописи пейзажей настроения[4][10].

В «Бабушкином саде» эмоциональное напряжение мира уходящего, мира упадка и запустения, разрешается в красоте выражения этого мира, в строе чувств старушки, как бы воплощающей собой время, и молодой задумчивой женщины, в слитности женских фигур с окружающей природой[1]. Картина полна эмоциональной насыщенностью и проникновенным лиризмом, делающих ее близкой по духу лирике Фета и романам Тургенева — современникам Поленова, воспевавшим уходящий патриархальный уклад дворянского гнезда[2].

Эта картина была показана на VII передвижной выставке в 1879 году (вместе с другой поленовской картиной «Заросший пруд») и произвела необыкновенный эффект[3].

Через много лет, вспоминая об этом, ученик Поленова Михаил Нестеров говорил, обращаясь к учителю на 80-летнем юбилее художника (1924 г.): «Вы с таким молодым, непосредственным чувством, с такой красочной полнотой показали поэзию старого, родного быта, неисчерпаемые тайны нашей родины. Вы как бы заново открыли волшебное обаяние красок»[3].

  1. ↑ 1,01,11,21,3 Москва, как много в этом звуке… (автор Элеонора Пастон) // ШЕДЕВРЫ РУССКОГО ИСКУССТВА #3 2013 (40)
  2. ↑ 2,02,12,22,32,42,52,6 Бабушкин сад
  3. ↑ 3,03,13,23,33,43,5 Бабушкин сад. Описание картины Поленова
  4. ↑ 4,04,14,24,3 Василий Поленов. Галерея картин и рисунков художника — Бабушкин сад
  5. ↑ Русский художник Василий Поленов. Московский дворик
  6. ↑ 6,06,16,2 Рассказы о шедеврах живописи // Поленов В. «Московский дворик»
  7. ↑ Василий Дмитриевич Поленов
  8. ↑ Краткое описание картины Поленова Московский дворик.
  9. ↑ Московский дворик
  10. ↑ 10,010,110,210,3 Краткое описание картины Поленова Бабушкин сад
  11. ↑ Биография Василия Дмитриевича Поленова (1844—1927)
  12. ↑ Василий Поленов. 1844—1927
  13. ↑ 13,013,1 Описание картины Василия Поленова «Бабушкин сад»

cyclowiki.org

Картина «В саду» — Artrue

Дата создания: 1885 год.Тип: Холст, масло.Габариты: 170,5 * 112,5 см.Месторасположение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Ренуар В садуРенуар В саду

В саду

Главными героями картины являются молодые парень и девушка, отдыхающие в тихом красочном саду в ясный день. Молодой человек в светло-сером костюме нежно держит девушку за руку, а другая его рука находится на ее талии. Он любуется ее красотой, смотря на ее милое лицо жаждущим взглядом. Девушка же наоборот смотрит в сторону зрителя. Ее взгляд немного задумчив, ведь она только что получила предложение стать женой своего возлюбленного, этим и заняты все ее мысли. Картина пропитана романтикой: сорванные цветы, чувственные взгляды, нежные прикосновения…

Танец в городеТанец в городе Танец в городе

Творческий путь

Пьер Огюст Ренуар был одним из самых ярких представителей импрессионизма, к тому же еще и основателем. Он мастерски писал портреты, изображал жизнь светскую и жизнь простых людей, был истинным ценителем прекрасного, начиная от женской красоты, заканчивая великолепием природы.

Художник был очень популярен, его творчеством восхищались. Ренуар завоевывал симпатию зрителей завораживающей красотой героев своих картин. То большое количество картин с изображением нежных и красивых девушек, конечно же, не могло оставить равнодушным ни одного мужчину того времени. Многие картины художника изображают какие-либо светлые чувства, главным из которых, без сомнения, является любовь. Именно ею окутаны герои картины «В саду».

Пьер РенуарПьер Ренуар Альфред Сислей с женой

 

История картины

Картина «В саду» была написана Пьером Ренуаром в 1885 году. На данный момент полотно входит в коллекцию Санкт-Петербургского Эрмитажа. Картина написана маслом на внушительных размеров холсте. Многие годы об этом произведении искусства практически никто не знал, так как художник почему-то решил не показывать его на выставках.

При создании данной картины Ренуар немного отошел от стандартных правил импрессионистов. На этот раз картина является не просто портретом, она имеет еще и сюжетную линию, которую автор всегда старался не показывать. Данная работа не рассчитана на то, чтобы задеть за душу и растрогать зрителя, она наоборот несет в себе дух умиротворенности. Импрессионисты считали безвкусными картины, выполненные строго в рамках конкретного жанра живописи.

artrue.ru

Бабушкин сад (картина) — ALL

Картина В. Д. Поленова «Бабушкин сад», 1878 г.

«Бабушкин сад» — картина русского художника Василия Дмитриевича Поленова.

Время создания: лето 1877—1878 гг.[1]

Холст, масло. 54,7 × 65 см[2]

Современное местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Российская Федерация[3].

В 1872 году художник В. Д. Поленов получил от Академии художества пенсионерскую заграничную командировку на шесть лет[4][5]. Он побывал в Германии, ознакомившись с произведениями немецких художников; затем уехал в Италию, посетил музеи Рима, Флоренции, Неаполя и Венеции, копировал некоторые произведения мастеров Возрождения и сам писал с натуры[6].

Вернувшись в Россию в 1876 году — раньше намеченного срока, он вскоре отправился на русско-турецкую войну и состоял официальным художником при наследнике-цесаревиче, будущем Александре III[7]. После окончания войны, пробыв некоторое время в Санкт-Петербурге, в 1877 году В. Д. Поленов решил поселиться в Москве и, просмотрев объявления о сдаче в наём жилья, выбрал район Арбата[8], на углу Малого Толстовского и Трубниковского переулков[6], по адресу Дурновский переулок (ныне Дурновский переулок называется Композиторская улица) близ Спаса на Песках, дом Баумгартен[9][10].

Теперь от него, получившего европейский опыт, требовали новых работ. И художник, безусловно, оправдывал эти ожидания — в его последовавших друг за другом произведениях «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Лето», «Заросший пруд» и других появилось такое ощущение света и воздуха, трогательной пейзажной лиричности, что он был назван «мастером интимного пейзажа»[6]. Определение это дал начинающий в те годы художник Илья Семенович Остроухов, который писал: «Одним из неожиданно больших праздников было появление на выставках первых интимных пейзажей Поленова в середине 70-х годов. <…> „Московский дворик“, „Бабушкин сад“, „У мельницы“, „Серый день“ и ряд других тургеневских интимных мотивов явились мне неожиданно ново, свежо, проникнуто правдой, тонким музыкальным лиризмом и изящной техникой»[11][12].

Картина «Бабушкин сад» появилась после оглушительного успеха «Московского дворика» и продолжила жанр, названный «интимным пейзажем», явившись частью некоей картинной трилогии, куда вошли «Московский дворик», «Бабушкин сад» и «Заросший пруд»[3][10].

Картина «Бабушкин сад» создавалась в Москве, где художник проживал в снимаемой квартире на углу Трубниковского и Дурновского переулков, и изображала типичный московский усадебный дом, где квартировал сам художник[2]. Такими классицисткими особняками Москва застраивалась после наполеоновского пожара[2].

Это тот самый дом Баумгартен, угол Трубниковского и Дурновского переулков возле Арбата[3].

Чуть раньше, в начале лета того же 1878 года Поленов создал картину «Московский дворик», где изобразил этот же дворянский дом, но выходящий во двор, с другого ракурса[10].

По стилистике «Бабушкин сад» повторяет созданный до того «Московский дворик», в полотне тоже объединены два вида живописи — пейзаж и жанровая сценка. Однако, если «Московский дворик» полон объемности и за этим московским двориком угадывается иная жизнь, то действие «Бабушкиного сада» разворачивается в замкнутом пространстве[4], где нет иной жизни, кроме этого разросшегося сада.

Художник создает атмосферу старого дворянского поместья второй половины 19 века[2]. Это было время, когда некогда розданные новому сословию — дворянству — земли, выпестованные первыми хозяевами-дворянами, пройдя через пару поколений, превратились в старинные запущенные усадьбы. Всё в этой картине говорит о старине: буйная неухоженная растительность на переднем плане — деревья, кусты, травы, растущий свободно, вразнобой, без бдительного ока строгого садовника[3]; проступающий сквозь эту пышную зелень старый особняк[2][13] — он еще не ветхий, но о его давнишней постройке говорят и еще не разбитые, но уже выщербленные и потемневшие от времени ступени крыльца и колонны, и пооблупившаяся штукатурка, и несвежая, давно утерявшая яркость

allll.net

Картина Василия Поленова Бабушкин сад 1878 г. Описание картины

Поленов БиографияЭто полотно, созданное Поленовым в 1878 году, представляет собой одну часть трилогии, куда также входят и 2 другие работы художника «Московский дворик» и «Заросший пруд». При этом прослеживается явная аналогия между произведениями «Бабушкин сад» и «Московский дворик».

При внимательном изучении этих двух полотен создается ощущение, что в картине запечатлен похожий особняк с разных ракурсов. Известно, что это дом Баумгартен, расположенный на Арбате, а именно на углу Дурноского и Трубниковского переулков.

Поленов – это один из величайших художников России, который прославился созданием «пейзажей настроения». Он не просто следовал лучшим традициям А. Саврасова, но и создавал свое.

Произведение «Бабушкин сад» представляет собой тот самый «пейзаж настроения» Поленова. Такую особенность заметили многие. В одной из газет рецензенты писали, что такая картина дарит определенное настроение. При этом очевидно, что художник не стремился целенаправленно передать конкретные эмоции. Более того он даже не пользуется социальными мотивировками, к которым нередко прибегали его современники. Поленов был уверен, что искусство должно радовать людей и дарить им ощущение гармонии.

На переднем плане изображена бабушка и внучка. Это главная антитеза данной картины. В целом вся картина – это противопоставление старости и молодости. Об этом свидетельствуют не только одежда, но и поза дам.

На заднем плане высится особняк, типичный для того времени. Главная особенность таких дворянских домов состоит в том, что их обычно делали из дерева, но штукатурили под каменную кладку. Это заметно на полотне: штукатурка со стен со временем облупилась, и бревна стали открыты взору.

В целом дом производит впечатление чего-то строгого и простого, но вместе с тем изящного. Это и порождает ностальгию по тому, что навсегда уходит прямо на глазах. Достаточно обратить внимание на ржавый карниз и лепнину, которая почти полностью облупилась, чтобы ощутить неумолимость времени. Лестница, ведущая от дома к садовой дорожке, вся выщерблена. Посмотрев на нее, кажется, что много лет назад по ней бегало множество молодых счастливых людей, а теперь здесь доживает свои дни старушка.

Дорожка также выглядит заброшенной. Она образует на полотне яркое пятно, которое отлично вписывается в цветовую гамму. Разросшийся сад, изображенный по обе стороны от дорожки, дополняет ощущение запущенности. Кажется, что он давно растет по своей прихоти. Этот пейзаж нельзя назвать декорацией к основному сюжету. Напротив, это его полноправный участник, отображающий основной мотив и настроение картины.

Эту прекрасную картину можно посмотреть в оригинале в Третьяковской Галерее в Москве

www.art-portrets.ru

Описание картины Василия Поленова «Бабушкин сад»

Описание картины Василия Поленова «Бабушкин сад»

Поленов славился среди прочих художников тем, что в своих пейзажах он лучше других умел передать то или иное настроение. Примером такой картины является его работа «Бабушкин сад», соединяющая в себе пейзаж с жанровой сценой. На полотне представлено дворянское гнездо XIX столетия. Большую часть холста заняло изображение одичавшего густого сада. На заднем плане виден старый запущенный особняк.

Сам дом хотя и деревянный, но украшенный портиком, колоннами, фронтоном и лепниной. Это был типичный прием в дворянской архитектуре того времени: дома строили из дерева, а поверх него для представительности наносили штукатурку, создавая видимость каменной кладки. Но старая штукатурка на доме уже заметно облупилась, открыв нашему взору старые бревна, карниз проржавел, лепнина, колонны и ступени также потеряли былое великолепие. А ведь когда-то по этим ступеням бегали детские ножки и шелестели полы платьев молодых красавиц, спешивших на балы.

На переднем плане картины мы видим старую женщину – владелицу особняка, и ее внучку. Они медленно прогуливаются по залитой солнцем песчаной дорожке вдоль заброшенного разросшегося сада – молчаливого свидетеля юных лет своей хозяйки. Бабушка одета в старомодный салоп темно-коричневого цвета и белый чепец, а на девушке красивое нежно-розовое платье – такое, какое было в тогдашней моде. Одежда и поза женщин служат в качестве некоего противопоставления старого и нового, которое, по сути, является главным мотивом картины. Пожилая дама кажется такой же дряхлой, как и ее жилище. Неумолимый бег времени не щадит никого. На наших глазах уходит в небытие целая эпоха и ее культура.

Однако подобные размышления, возникающие при взоре на картину, не порождают чувства печали. Скорее, настроение, которое создает это творение Поленова, можно охарактеризовать как ностальгию или светлую грусть. Старое отживает свой век, но на смену ему приходит новое и это вселяет в сердце надежду.

Палитра красок, используемая художником, весьма разнообразна. Это и буйная зелень сада, и яркой желтизны дорожка, и контрастирующие друг с другом цвета одежды героинь картины. Но вся эта гамма красок сосуществует на холсте весьма гармонично.

opisanie-kartin.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта