Андрей Рябушкин: картины, биография. Рябушкин картины
Творчество художника Андрея Рябушкина (1861-1904)Андрей Петрович Рябушкин принадлежал к числу замечательных мастеров русской исторической живописи. Исключительность дарования художника заключалась в поэтическом видении прошлого, в тонком проникновении в поэтику и стилистику старины. Андрей Петрович Рябушкин родился в селе Борисоглебском близ Воронежа в семье иконописца. В 1875 году Рябушкин поступает в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавали такие яркие и самобытные художники, как В. Г. Перов, И. М. Прянишников, Е. С. Сорокин, сразу оценившие талант юноши, его работоспособность. На ученических выставках появляются первые работы Рябушкина. Одна из них — «Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии» (1880) — была приобретена П. М. Третьяковым для своей галереи. Первые успехи окрыляют молодого художника, и в 1882 году он поступает в Академию художеств в Петербурге. В эти годы он работает легко и быстро, но тяжелая болезнь и слабое здоровье затянули его пребывание в Академии художеств, которую он окончил только в 1890 году. Ёще будучи учеником Академии художеств, Рябушкин с удовольствием начинает работать как иллюстратор в популярных журналах «Нива», «Всемирная иллюстрация», «Исторический вестник». Его увлекают картины далекого прошлого русского народа, бытовая жизнь XVII века. После окончания Академии художеств Рябушкин хотя и получил право на заграничную командировку, но отправился в путешествие по России. Он побывал в Москве, Ростове, Ярославле, Новгороде, Пскове, Киеве. Художник открывает для себя очарование старинных русских городов, одухотворенную красоту средневековых фресок. Он интересовался «каждой мелкой подробностью, каждым старинным костюмом, старинной песней, старинной грамотой, старинной утварью, резьбой на избе, старинным узором на тканях, вышивками на полотенцах», он запоминал «каждую интересную мелодию, каждое местное выражение, одним словом, жил и дышал только своим, народным, русским». После окончания командировки художник живет и работает в Петербурге. Талант Рябушкина развивается медленно, постепенно. Как художник он сформировался в демократических традициях московской живописи, поэтому бытовой жанр и особенно сцены из крестьянской жизни занимают большое место в творческом наследии мастера. Картины проникнуты светлым радостным настроением, мягким лиризмом. Таковы «Возвращение с ярмарки» (1886), «Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии» (1891), неоконченная картина «Праздник в деревне» (1892). Для своих картин художник выбирает продолговатый, довольно вытянутый по горизонтали формат, что позволяет вместить в композицию большое количество фигур, размещенных свободно и естественно. В этих сценах отсутствует развернутая сюжетная повествовательность, они бессобытийны, но с удивительной выразительностью воссоздается атмосфера, настроение праздника или его ожидания. В 1892 году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок появилась картина «Потешные Петра I в кружале». Художнику удалось точно передать суровый дух петровского времени, показать драматическое столкновение двух сил; история постигается не только через кульминационные трагические события в жизни народа или личности, но через события каждодневные, обыденные. Эта картина была высоко оценена И. Е. Репиным и по его совету приобретена П. М. Третьяковым для своей галереи. Наиболее плодотворным стало для художника обращение к русскому XVII веку, к освоению художественного наследия прошлого. Прошлое становится источником вдохновения, дает импульс художническому переживанию эпохи, поэтизации ушедшей культуры. В картине «Московская улица XVII века в праздничный день» (1895) передана атмосфера праздничного, шумного дня. Каждому персонажу найдена тонкая психологическая характеристика: здесь и простодушный парень, и кокетливо потупившая очи красавица, и уверенный в себе удалой молодец. Особенно выразительна в своей отрешенности от праздничной толпы фигура молодой женщины на первом плане. Яркая красочность одежд, энергичный цветовой ритм создают ощущение движения, биения жизни. Очень интересна картина «Семья купца XVII века» (1897). Купец и члены его семьи откровенно позируют художнику. В этой картине есть многое от семейной фотографии XIX века, от парадного репрезентативного портрета и от парсуны, что придает художественному образу многослойную ассоциативность. Созданные воображением художника типы людей поразительны по своей убедительности, по своей правдивости. Одно из самых поэтичных и гармоничных произведений А. П. Рябушкина — небольшая картина «Русские женщины XVII в. в церкви» (1899). Тонкая согласованность красочного узорочья одежд и росписи церковного интерьера выдержана в мажорной цветовой гамме. Цвет определяет эмоциональную выразительностью художественного образа, полного просветленной радости, внутренней успокоенности, душевной чистоты. По поводу этой картины художник отметил: «Вот теперь только я выучился». В 1900 году эти картины были выставлены на Всемирной выставке в Париже, и Рябушкину была присуждена награда. Последние годы жизни художника — период расцвета его творчества, период больших художественных завоеваний. Новое понимание картины как целостного и замкнутого единства композиции, цвета и ритма активизирует средства художественной выразительности. В картине «Едут. (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII.века)» (1901) используется узкий вертикальный формат, края картины срезают фигуры, что создает впечатление большой толпы, часть которой изображена на полотне. Яркие локальные цветовые пятна одежд уравновешивают композицию, придают ей законченность. Рябушкин соединяет приемы средневековых русских фресок и новаторский для русской живописи этого времени прием фрагментарности в композиции и добивается впечатления торжественной декоративности. Эмоциональное и декоративное качества цвета создают тонкий поэтический образ одного из лучших произведений Рябушкина — картины «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)» (1901). По широкой улице, мимо проулка проносится яркий пестрый свадебный поезд, спешат за ним парадно одетые люди. Красочная процессия движется по белому снегу на фоне темных деревянных строений. Интенсивные цветовые пятна красного, малинового, золотистого, синего написаны тонким слоем краски, что придает цвету сияющую светозарность. Особенно выразительна одинокая фигура молодой женщины на первом плане. Глубоко задумавшись, женщина медленно уходит от праздничной процессии. Рождается чувство грусти, сожаления. Душевное состояние персонажа художник выражает в мягкой, приглушенной цветовой гамме. Многие картины Рябушкина впервые появлялись на выставках художественного объединения «Мир искусства», которое активно выступало за новые формы творчества и новые эстетические задачи, вставшие в 1900-е годы перед русской художественной культурой. Картина «Чаепитие» (1903) появилась на выставке «Мир искусства» в год смерти художника. Небольшому произведению художник придал характер монументального полотна. Крестьяне, чинно восседая за столом, совершают обряд чаепития, которое напоминает по своей торжественной значимости ритуальное действо. Яркие и лаконичные характеристики персонажей, фронтальное расположение фигур, неглубокое пространство, строгий рисунок, тонкая, деликатная живопись и скрытое внутреннее напряжение создают сложный и неоднозначный в своем постижении художественный образ. Тяжелая болезнь оборвала жизнь художника, многие творческие замыслы остались невыполненными. В творчестве Рябушкина проявились искания подлинного художника, воплотившего свои представления о прекрасном в замечательных произведениях живописи. Галерея картин Андрея РябушкинаКомментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение. Последние материалы в этом разделе:↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
Русский художник Рябушкин А.П. Биография. Описание картин. . Художники-передвижники
Андрей Петрович Рябушкин родился 17 октября 1861 года в селе Станичная Слобода Тамбовской губернии. Его отец был крестьянином. Вместе со старшим сыном он занимался иконописью. Андрей также участвовал в этой работе. Материальное положение семьи ухудшилось, когда в 1875 году мальчики осиротели. Андрей с раннего детства проявлял не только художественные, но и музыкальные способности. А.Х. Преображенский заметил способного мальчика и помог ему поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Преподавателями Рябушкина стали Е.С. Сорокин, В.Г. Перов и И.М. Прянишников. Первые работы юного художника появились уже во время обучения в училище. В основном Рябушкин работал над жанровыми полотнами: «Крестьянская свадьба», «Сцена у дьячка». Картина «Крестьянская свадьба» имела большой успех. Для своей коллекции ее приобрел П.М. Третьяков.
В 1882 году художник отправляется в Санкт-Петербург, чтобы продолжить обучение в Академии художеств. Он учился у Б.П. Виллевальде, П.П. Чистякова, К.Б. Венига, В.П. Верещагина. Главным преподавателем, оказавшим на становление художника значительное влияние, стал Ф.Г. Солнцев. Именно от него Рябушкин унаследовал постоянное стремление понять прошлое родной страны, донести до современников дух русской истории. Вдохновение художник черпает во время поездок по городам России. Среди них посещение Нижнего Новгорода, Костромы, Ростова, Ярославля, Углича, Рязани, Орла, Тулы. В музеях художник тщательно изучает старинное оружие, костюмы, предметы быта. Однако в своих работах Рябушкин умело делает историю живой и правдивой. В 1890 году художник оканчивает Академию, написав дипломную работу «Снятие с креста».
Живопись Рябушкина поразительным образом сочетает в себе московское и петербургское начало, красочность, свободу мазка и стилизаторскую игру, уравновешенность графической линии.
На Всемирной выставке во Франции особый успех имели работы Рябушкина «Московская улица XVII века в праздничный день», «Русские женщины XVII века в церкви» и «Семья купца в XVII веке». Мастерство художника высоко оценивают В.Д. Поленов, И.Е. Репин.
Среди поздних работ самой известной стала картина «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)», а символической картиной стало полотно «Новгородская церковь». Последней работой художника стало произведение «Князь Ухтомский в битве с татарами на Волге в 1469 году».
Рябушкин умер 27 апреля 1904 года в усадьбе Дидвино недалеко от Санкт-Петербурга. Причиной смерти стал туберкулез.
Лучшие картины Рябушкина А.П.
www.hudojnik-peredvijnik.ru
Андрей Рябушкин: жизнь и творчество художника
Андре́й Петро́вич Ря́бушкин (17 октября 1861, село Станичная слобода — 27 апреля 1904, усадьба Дидвино) — русский живописец. Мастер жанровых и исторических картин, в основном воссоздающих московский быт XVII века.
СОДЕРЖАНИЕ
Биография художника
Творчество
Интересные факты из жизни художника
Картины Андрея Рябушкина
Библиография
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Рябушкин родился 29 октября 1861 года в селе Станичная слобода Тамбовской губернии. Его отец и старший брат занимались иконописью, и он помогал им в работе.
В четырнадцать лет Рябушкин осиротел.
Случайно его способности заметил гостивший в селе студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества А. Х. Преображенский. Он увез юного Рябушкина в Москву, определил его в училище.
Училище Рябушкин не закончил, уехал в Петербург, где поступил в 1882 году в Академию художеств. Во время обучения, в частности в натурном классе П. П. Чистякова, он раскрыл себя как индивидуального, смелого художника. Его дипломной работой стало произведение на религиозную тему — «Снятие с креста» (1890 г).
В ходе своих путешествий по России Рябушкин серьёзно увлекся русской историей и народным эпосом. В 1890-х годах художник писал различные заказные работы, рисунки и акварели для разного рода изданий и альбомов, эскизы композиций для предполагавшейся росписи Софийского собора в Новгороде. Его крупной исторической картиной в этот период стала «Московская улица XVII века» (1896 г).
Значительная роль в произведениях художника посвящена русскому пейзажу. В декоративном решении полотна Рябушкин идёт от традиции русской иконописи и фресковых росписей.
В 1901 году им была написана одна из лучших картин художника «Свадебный поезд в Москве». На ней изображена Москва XVII века.
В 1913 году картина была продана коллекционером С. А. Щербатовым Третьяковской галерее.
В последние годы жизни Рябушкин увлекается созданием иллюстраций к русским былинам и к деревенским темам. В это время им написаны картины: «За водой» (1898), «В деревне» (1902), «Втёрся парень в хоровод…» (1902), «В деревне. К обедне» (1903). Скончался художник в имении своего друга художника В. В. Беляева усадьбе Дидвино Новгородской губернии и уезда и был погребен на ближайшем кладбище в Добром Селе. Прах перезахоронен в 1957 году на Любанском городском кладбище, на могиле поставлен памятник.
ТВОРЧЕСТВО
Андрей Петрович Рябушкин — один из самых ярких русских исторических живописцев той эпохи, когда историко-бытовая живопись поставила перед собой задачу — возрождать и доносить большие эстетические ценности прошлого, утверждать, как совершенно точно подметила А. Верещагина, «своими специфическими средствами положительное: красоту иной далекой жизни, жизни, противостоящей суетности, стяжательству, пошлости современности». Друзьям и потомкам А.П. Рябушкин «успел оставить мир, который нашел в своей душе среди воспоминаний о русском прошлом».
Старина стала для художника «живым свидетельством исконной художественной одаренности народа, связывающей современность с историей». В его картинах под его кистью «бытовой жанр потерял свой бытовизм».
Картина А.П. Рябушкина «Семья купца» перевернула художественное сознание современной ему эпохи. В ней художник и теоретик искусства А.Н. Бенуа при размышлениях о путях развития русской живописи на рубеже XIX–XX вв. «воочию увидел» запечатленные на полотне и «таинственно ожившие образы Древней Московии». Александр Бенуа написал об авторе картины следующее: «Рябушкин именно не «исторический живописец» мертвенного академического характера, а ясновидец и правдолюбец минувших жизней. Но как тяжело давался ему этот культ прошлого, как мало кто понимал его в этих исканиях…».
Одним из элементов, связующих прошлое и настоящее, и одним из способов ухода от бытовизма для А.П. Рябушкина стали рукописная и старопечатная книжные традиции, обращение к книжной графике. Он сам попытал свои силы в написании нескольких книг, в создании книжных и журнальных иллюстраций с опорой на древнерусские традиции, использовал в своих работах различные типы древнерусского письма. Умелое владение древнерусской каллиграфией, иконографией и изографией, знание традиций иконописи и древнерусской монументальной живописи, книжной культуры помогло Рябушкину создать свой, удивительно неповторимый язык исторического художественного повествования.
Как самостоятельный живописец А.П. Рябушкин впервые выступил в 90-х гг. XIX в. В 1891 г. А.П. Рябушкин написал замечательную по своему построению, по верности изображения крестьянского быта картину «Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии». Это было своего рода продолжение того жанра, к которому он обращался в годы учебы в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества и во время обучения в Академии. Но в его первых жанровых картинах запечатлены обрядовые, праздничные стороны деревенской жизни. У Рябушкина постепенно складывался новый тип жанровой картины, характеризующийся отсутствием сюжетного конфликта. В них нет развернутого психологического повествования о поступках героев. Характеристика явления в них строится прежде всего при помощи выразительных деталей обстановки и тонко подмеченных особенностей в поведении и облике людей. Создавая «настроение» торжественности, душевной ясности, художник решает свою главную задачу, связанную с его убежденностью в извечной красоте народа, его обрядов и обычаев.
Первые большие исторические картины «Потешные Петра I в Кружале» и «Сидение о делах царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате» были созданы соответственно в 1892 и 1893 гг. под впечатлением полотен В.И. Сурикова. История России XVII столетия увлекла художника, и он надолго остался в этой эпохе, воспевая не «бунташный» век, а размеренную, освященную традициями жизнь, в которой было свое очарование. Художник отдал предпочтение допетровскому периоду русской истории, разделяя убеждение в относительной целостности его национальной характеристики. У Рябушкина XVII век — век мирный, патриархальный. Прошлое показано им с бытовой стороны, сюжет сведен к описанию будней людей XVII в. Соответственно и герои произведений превращены в рядовых обитателей Московии: это люди разных слоев, как бы случайно оказавшиеся в поле зрения художника. На первый план вынесены сцены мирной жизни. В характерах людей XVII в., как и в самом темпе их давно ушедшей жизни, отражен своеобразный этический идеал: нравственная цельность и душевное здоровье. И Рябушкину удалось воссоздать Русь не видоизмененную, а ту эпоху, когда быт был устойчив, традиции незыблемы, а столицей была Москва.
Среди самых известных исторических полотен А.П. Рябушкина «Боярин» (1896), «В гости» (1896), «Русские женщины XVII столетия в церкви» (1899), «Свадебный поезд в Москве» (1901), «Пожалован шубой с царского плеча» (1902), «Московская девушка XVII века» (1903), «Стрелецкий дозор у Ильинских ворот в старой Москве» (1897), «Едут!» (1901). В этих произведениях, созданных мастером, пленяет сплетение вымысла и точного знания исторического материала, веселой насмешливости и мечтательной грусти, чувства восхищения и легкой иронии. В его жажде подлинности, точности деталей сокрылась страстная любовь ко всему художественно выразительному в народной жизни, к ее пестрым контрастам, сочной красочности. Именно это чувство заставило его идти от документальной точности к правде художественной, вскрывая в каждой изображаемой детали ее образный и поэтический смысл. Отсюда и присутствие в картинах А.П. Рябушкина свободы образной интерпретации прошлого, не позволяющей «превратить историческую картину в наглядное пособие» .
Едут! 1901 Свадебный поезд в Москве 1901 Пожалован шубой с царского плеча 1902Живопись А.П. Рябушкина в его последующих произведениях необыкновенно нарядна и имеет изысканное цветовое звучание, роднящее ее с русской иконой, фреской и народным искусством. И в этом цветовом звучании присутствует понимание христианской символики цвета. «Цвет в народных произведениях служит не только характеристике предмета, он еще сам обладает известной реальностью, — писал М.В. Алпатов, — поэтому он всегда интенсивен: краски звонкие, яркие, без примесей, без промежуточных тонов». Многие исторические полотна А.П. Рябушкина воспринимаются как некое красочное видение, возникшее перед взором. Они проникнуты настроением поэтичности, таинственности, почти сказочности.
Цвет, сюжеты, композиционное построение — все это вместе создает впечатление изменчивости, мимолетности изображения, напоминающего о навсегда ушедшей красоте.
Проявляя «глубокий и чрезвычайно редкий в те годы интерес к древнерусской архитектуре», неоднократно бывая в Новгороде, А.П. Рябушкин создает картину «Церковь» («Новгородская церковь», 1903) — строгий, простой, значительный и печально-торжественный образ.
Об этой небольшой работе написано немало. При этом при описании этой картины каждый из исследователей находил подходящие поэтические строки (у Тютчева, Майкова, Бунина), раскрывающие ту или иную сторону этого произведения. В контексте диссертационного исследования лежит вывод, сделанный Н.Н. Третьяковым в его исследовании «Образ в искусстве». Анализируя образ времени, он написал: «В этой небольшой по размеру картине изображается изба — дом человека, следовательно, и его краткая земная жизнь. А над ней — дом Божий, образ вечности. Невысокий холм, увенчанный древним храмом, является его своеобразным подножием. В композиции ощутимо выступает глубокая мысль художника о Божественном единстве мира русской жизни.
Такого уровня высоты символизма и смыслозначимости художник, безусловно, достиг благодаря постоянному соприкосновению с русской древностью, с древнерусским церковным искусством и умению увидеть в нем глубину художественного образа.
Художник стал автором разнообразнейших произведений, среди которых журнальные рисунки, иконы, декоративные панно. Последним произведением живописца является картина «Князь Ухтомский в битве с татарами на Волге в 1469 году» (1904). Оно небольшое, но поразительно монументальное и по характеру композиции, и по колориту, и даже по стремительному движению коня и всадника, заносящего свой меч.
С лучшими произведениями древнерусского искусства его роднят лаконизм и колорит.
При виде его вспоминаются миниатюры Лицевого Летописного свода, икона «Церковь воинствующая» образ Георгия Победоносца, русский лубок «Битва Еруслана Лазаревича со змеем». Ростиславов увидел в «Князе Ухтомском» образы «Слова о полку Игореве» и старинных русских сказаний о битвах. «В стиль Рябушкина это чрезвычайно тонкое и легкое по выполнению произведение вносит совсем новые черты — своеобразно переработанную лубочность, выраженную в нежных, светлых красках». Картина «Князь Ухтомский» синтезировала в себе все находки и наработки А.П. Рябушкина в монументальной и станковой живописи, в книжной графике. Свободно выплеснулось на холст и его умение использовать древнерусские традиции, традиции книжной культуры и русского народного лубка. Само композиционное построение картины напоминает одновременно и фреску, и лубок. Основную часть полотна занимает изображение: стремительно движущийся всадник, занесший меч над убегающим врагом. По нижнему полю на белом фоне расположена подпись, комментирующая изображение (как принято в лубочном построении): «Князь Ухтомский въ битве съ татарами въ 1469 г. на Волге билъ поганыхъ, скачючи по судамъ ослопомъ».
Для подписи картины художник выбрал стилизованный печатный шрифт, напоминающий плохой, непрофессиональный устав. Выбором подобного типа письма А.П. Рябушкин, хорошо владевший всеми типами письма, по-видимому, хотел подчеркнуть идейную близость полотна народной картине, народному искусству, воспевавшему подвиги своих героев, подчеркнуть значение подвига и его всенародное почитание.
В картине «Князь Ухтомский» ярко прослеживаются корни искусства Рябушкина, которые лежат «частью в народном искусстве, в древней церковной иконописи, в чистой их художественности.
Картина осталась незавершенной.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ
А.П. Рябушкин с уверенностью справился с поставленной перед собой задачей создания художественного стиля, синтезировавшего не только завоевания национальной живописи, но и собственные наблюдения, почерпнутые из скрупулезного изучения предметов народного быта, резьбы по дереву, архитектуры, старинного костюма, древнерусской фрески и книжной миниатюры.
Рябушкин умер в 1904 году от туберкулеза.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Мурина Елена. Рябушкин. — М.: Советский художник, 1961
- Кузнецов Б. М. Андрей Петрович Рябушкин / Оформление Э. И. Копеляна. — Л.: Художник РСФСР, 1969
- Андрей Петрович Рябушкин: Альбом / Авт.-сост. Н. Г. Машковцев. — М.: Изобразительное искусство, 1976
- Механикова В. М. Андрей Петрович Рябушкин. — Л.: Художник РСФСР, 1989
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, portal-slovo.ru
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Андрей Рябушкин: картины художника
Творчество. Свобода. Живопись.Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Андрей Рябушкин: жизнь и творчество художника
Проголосуйтеallpainters.ru
РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ. Рябушкин Андрей Петрович (1861-1904).
Хрупкий и болезненный, "словно носящий в себе какую-то тайну", "человек большого таланта и больших, скрытых страстей" (М. В. Нестеров), А. П. Рябушкин создал картины, в которых в поэтической форме и со свойственным ему природным чувством декоративности представил быт Древней Руси.
Матэ Василий ВасильевичПортрет А.П.РябушкинаГосударственный Русский музей, Санкт-Петербург
Родился Рябушкин в семье крестьянина-иконописца. Четырнадцати лет остался сиротой. Художественные и музыкальные способности его проявились очень рано. Благодаря счастливому случаю, он оказался в МУЖВЗ (1875-82).
«Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии»1880Эскиз-вариантХолст, масло. 25.2 x 57.2 смГосударственная Третьяковская галерея
«Ноев ковчег»1882Государственный Русский музейПосле смерти своего учителя, В. Г. Перова, Рябушкин продолжил обучение в Петербургской АХ (1882-90).
«Голгофа (Снятие с креста)»1890Холст, масло. 240 x 429 смГосударственная Третьяковская галерея
Работы его неизменно отмечались наградами, однако за дипломную картину "Снятие с креста" (1890) Рябушкин не получил большой золотой медали по той причине, что отступил от первоначально утвержденного Советом АХ эскиза. Расстроенный художник уже намеревался разрезать огромный (129 см) холст на части и использовать для других работ, но тут его мастерскую посетил П. М. Третьяков и купил картину. Президент АХ великий князь Владимир Александрович счел нужным предоставить Рябушкину из своих личных средств сумму, полагающуюся золотым медалистам на заграничную поездку, правда, сроком не на три, а на два года.
«Возвращение с ярмарки»1886Этюд для неосуществленной картины "Возвращение с ярмарки"Холст, масло. 26.5 x 69.8 смГосударственная Третьяковская галерея
И Рябушкин отправился по старым городам России. Он побывал в Новгороде, заново объездил Москву и Подмосковье, затем посмотрел Киев, Тулу, Орел, Рязань, Углич, Ярославль, Ростов, Кострому, Нижний Новгород.
«Воскресный день»1889Холст, масло. 38.8 x 60.7 смНовгородский государственный объединенный музей-заповедник, Новгород
Везде он пишет этюды церквей, копирует фрагменты древних фресок, зарисовывает орнаменты. Изучает в музеях старинные ткани, предметы быта, костюмы, оружие. С увлечением читает литературу по истории Руси, летописи, народные сказания. Все это интересует его давно: еще с 1880-х гг. вынужденный все время подрабатывать студент Рябушкин постоянно публикует в разных иллюстрированных журналах композиции на темы из истории Древней Руси, а также бытовые зарисовки из жизни современной русской деревни (журнальной и книжной графикой он будет заниматься и дальше). Нужно признать, что серьезное изучение исторических реалий не повлекло за собой стилизации. История у Рябушкина оставляет впечатление живой жизни. Этим редким даром он напоминает В. И. Сурикова.
«Кабак»1891Картон, масло. 39 x 64 смГосударственная Третьяковская галерея
Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии. 1890-1891
Художник поселяется под Петербургом, недалеко от станции Любань, в имении Приволье своего друга И. Ф. Тюменева. Здесь в специально для него построенном доме с мастерской он начинает самостоятельный путь с двух вариантов жанровой картины "Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии" (1891) и исторической композиции "Потешные в кружале" (1892; изображены солдаты потешных полков Петра 1 и стрельцы в кабаке).
«Потешные Петра I в кружале»1892Холст, масло. 105 x 237 смГосударственная Третьяковская галерея
Живопись этих полотен еще по-передвижнически темная. Но появляется новое - отсутствие развернутого действия. Драматические столкновения не по сердцу Рябушкину. Так будет и в дальнейшем. Эти произведения были приняты на выставки передвижников.
Но следующую картину, в которой художник наконец нашел себя, - яркое, красочное "Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате" (1893) - передвижники взять отказались. Почему? Слишком непривычна. Опять нет действия, вернее, все действие заключается в бездействии - в "думании" о государственных делах, изображенном весьма иронично. Предметы обстановки оказываются здесь важнее людей, почти заснувших от скуки. Рябушкин с наслаждением изображает жизнерадостное узорочье расписных стен и потолка, богатых парчовых одежд, изразцовой печки, витой люстры, изукрашенного вставками из драгоценных каменьев трона.
«Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате»1893Холст, масло 146,8 х 233Государственная Третьяковская галереяМосква
В 1895 г. художник показывает большое полотно "Московская улица XVII века в праздничный день". Среди старинной архитектуры, наряженные в старинные костюмы, бредут по колено в грязи непролазной мужчины и женщины, списанные Рябушкиным с крестьян деревни, где он жил.
«Московская улица XVII века в праздничный день»1895.Холст, масло 204 х 390Государственный Русский музейСанкт-Петербург
На лицах - печать извечных житейских проблем. Обычный холодный осенний денек. Обычное передвижническое противопоставление нищеты одних и бездушного эгоизма других. Рябушкин то более склоняется к жанру, как в этой картине, то к внешней красоте старого быта - "Русские женщины XVII века в церкви" (1899). Здесь необыкновенно красивое цветовое соединение ярких узорчатых тканей - синих, желтых, разных оттенков красного; золото волос, венцов, парчовых головных уборов сопоставляется с охристо-зелено-синей росписью стен церкви, с узорами цветных стекол в окнах.
«Русские женщины 17 столетия в церкви»1899Холст, масло 53,5 х 68,8Государственная Третьяковская галереяМосква
Эти две картины и "Семья купца в XVII веке" (1896) получили почетный отзыв на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.
«Семья купца в XVII веке»1896.Холст, масло 143 х 213Государственный Русский музейСанкт-Петербург
Рябушкин приобретает большую известность. Его ценят и И. Е. Репин, В. Д. Поленов, и "мирискусники", на выставках которых он какое-то время показывает свои работы. Правда, у них он не прижился и примкнул впоследствии к объединению "36 художников".
«Девушка-чернавушка побивает мужиков новгородских»1898Эскиз иллюстрации к былине о Василии Буслаеве для журнала "Шут"Бумага, акварель, тушь, перо. 19.7 x 27.2 смГосударственный Русский музей
«Михайловская улица в Новгороде»1899ЭтюдХолст, масло. 13.8 x 21.6 смГосударственная Третьяковская галерея
«Едут. Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце 17 века»1901Холст, масло 36,6 х 54,4Государственный Русский музейСанкт-Петербург
Самая известная из поздних работ Рябушкина - "Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)" (1901).
«Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)»1901.Холст, масло 90 х 206,5Государственная Третьяковская галереяМосква
Подобно сказочному видению проносится по улице красный свадебный возок, сопровождаемый скороходами и всадниками. Вокруг - нарядные прохожие, привыкшие к такому зрелищу. Пейзаж почти саврасовский: ранняя весна, маленькая белая, вся в кокошниках церковь вдали освещена закатным солнцем, темные деревянные постройки вокруг, лужа на переднем плане, тронутая тонким льдом. Изображал Рябушкин и современную деревню, но без былой поэтизации, - он хорошо видел, как разрушается старый уклад ("Втерся парень в хоровод, ну старуха охать...", 1902)
«Втерся парень в хоровод...»1902Холст, масло 82 х 103,5Государственная Третьяковская галереяМосква
В гуаши "Чаепитие" (1903) члены одной семьи навеки отделены друг от друга соперничеством, завистью, денежными интересами, эгоизмом.
«Чаепитие»1903Холст, маслоЧастное собрание
«Московская девушка XVII века»1903.Картон, масло 48 х 26Государственный Русский музейСанкт-Петербург
«Зимнее утро»1903Картон, гуашь. 21.6 x 43.9 смНаучно-исследовательский музей Российской Академии художеств
Среди последних работ художника есть одна, которую можно назвать символической. Это крошечный пейзаж "Новгородская церковь". На голом холме, открытом всем ветрам, стоит, как одинокий воин, старинный храм. Ветхие избы, словно вросшие в землю, даже не поднимаются над линией горизонта.
«Церковь»1903Холст, масло 31 х 48Государственный Русский музейСанкт-Петербург
Умер Рябушкин всего сорока трех лет от туберкулеза легких в усадьбе родственника Тюменева - В. В. Беляева, где художник прожил последние три года. Ему удалось сделать много, но возникает ощущение, что он сказал не все, что мог.
https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3664629http://www.artsait.ru/art/r/rybushkin/main.htmhttps://gallerix.ru/storeroom/1974404551/
to-priz.livejournal.com
Андрей Петрович Рябушкин (1861–1904). Мастера исторической живописи
Андрей Петрович Рябушкин
(1861–1904)
Программное полотно Рябушкина на Большую золотую медаль «Снятие с креста» («Голгофа») получилось удачным и сильным по живописному мастерству. Но совет Академии художеств не присудил художнику медали, мотивировав свое решение тем, что автор отошел от первоначального эскиза. П. М. Третьяков, приехавший посмотреть картину молодого мастера, спросил, как Рябушкин собирается поступить со своей работой. Последний ответил: «Разрежу на куски, на этюды». Тогда Третьяков предложил художнику продать ему полотно за 500 рублей. Молодой живописец, не имевший в то время ни гроша, очень обрадовался этому предложению.
Русский живописец Андрей Рябушкин родился в крестьянской семье в селе Борисоглебском недалеко от Воронежа. Свои первые уроки живописи мальчик получил, помогая отцу и брату, художникам-иконописцам. Родители Андрея рано умерли, и неизвестно, как сложилась бы его дальнейшая судьба, если бы не случилась встреча с художником А. Х. Преображенским, который повез его в Москву и помог поступить в Училище живописи, ваяния и зодчества.
Учителями Рябушкина стали И. М. Прянишников и В. Г. Перов. Последний, отдававший воспитанникам все свои душевные силы, сразу же полюбил способного ученика. Перов часто приглашал его в гости, но Рябушкин, живший в ужасающей бедности, приходил редко. Застенчивый, легко ранимый, он не хотел, чтобы его жалели.
Молодой художник очень много и старательно работал, и вскоре к нему пришел первый успех. В 1880 году его небольшую картину «Крестьянская свадьба», представленную на ученической выставке, заметил П. М. Третьяков и приобрел для своей галереи.
В 1882 году Рябушкин оставил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и поступил в Петербургскую академию художеств. В отличие от многих других художников, ушедших из академии из-за неудовлетворенности рутинным преподаванием, Рябушкин доучился до конца, принимая участие во всех академических конкурсах. Он не получил золотой медали за дипломную работу, но деньги на заграничную командировку для талантливого художника все же были выделены из личных средств президента Академии.
А. П. Рябушкин «Московская улица XVII века в праздничный день», 1895, Русский музей, Санкт-Петербург
Чужие страны не привлекали Рябушкина, ему было дорого и интересно лишь все родное, русское. Поэтому вместо поездки за границу художник совершил путешествие по России. Он посетил старинные города — Ярославль, Псков, Ростов, Воронеж, Новгород, Киев, восхищался резными украшениями деревянных изб, старинной утварью, чудесными вышивками и домотканными одеждами. Чтобы проникнуться духом русской старины, Рябушкин собирал народные песни, сказания, меткие выражения.
В этот период художник написал несколько картин на темы современности и истории («Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии», 1891, Русский музей, Санкт-Петербург; «Потешные Петра I в кружале», 1892; «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате», 1893 — обе в Третьяковской галерее, Москва). Хотя цветовая гамма этих работ по академической традиции темная, приглушенная, вызывает восхищение своеобразный композиционный строй этих полотен, проникновенность и поэтичность образов.
Главная тема картин художника — Россия XVII столетия. В отличие от исторических полотен Сурикова, где важную роль играет конфликт, драматизм действия, страдания человеческой личности, произведения Рябушкина передают спокойное, неторопливое движение жизни. Такова композиция «Потешные Петра I в кружале». В тесном и темном кабаке (кружале) сидят самые разные посетители. Одни одеты в старые кафтаны и зипуны, другие — важные и самоуверенные — в мундиры, сшитые на иноземный лад. Все внимание людей обращено на офицера в треугольной шляпе. Хотя ничего волнующего и драматичного не происходит, чувствуется, что в душах стрельцов зреет недовольство новыми «потешными» войсками Петра.
Вскоре это недовольство выльется в стрелецкие бунты и крестьянские восстания, но пока все внешне тихо и чинно.
«Потешные Петра I в кружале», пожалуй, самая острая по своей направленности историческая картина Рябушкина. Позднее он будет брать более спокойные, мирные сюжеты, показывающие патриархальную жизнь Древней Руси без бунтов, казней и социальных потрясений. Именно такой предстает Московская Русь XVII века на картине «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате». Зритель видит расписанные яркими декоративными узорами царские палаты, где с важным видом восседают бородатые бояре в расшитых одеждах. Перед ними на золоченом троне, инкрустированном драгоценными камнями, сидит царь. Слева от него стоит стряпчий, не имевший права сидеть в присутствии бояр. Изображая обычное заседание боярской думы, художник знакомит зрителя с маленьким эпизодом жизни царского двора, его этикетом.
А. П. Рябушкин «Семья купца в XVII веке», 1896, Русский музей, Санкт-Петербург
Мастер очень внимательно изучал исторические костюмы, предметы быта XVII века, но он не слепо копировал их, а вносил что-то свое, неповторимое. Главное для Рябушкина — передать дух эпохи, запечатлеть ее красоту и поэзию. В его работах гармонично сочетаются правда и вымысел, историческая достоверность и авторская фантазия. В то же время в них нет ничего неискреннего, фальшивого.
Одно из самых известных произведений Рябушкина — «Московская улица XVII века в праздничный день» (1895, Русский музей, Санкт-Петербург). Автор настолько правдиво, ярко и свежо передает реалии московской улочки давно минувшей эпохи, что кажется: эту сцену он увидел наяву и написал ее с натуры. Привлекает внимание фигура женщины в красной одежде. Подобрав юбки, женщина пробирается через непролазную грязь улицы, не обращая внимания на окружающих ее людей: боярина на коне, нищего перед иконой. В руке молодой горожанки — тонкая свеча, на губах играет легкая улыбка. Кажется, что героиня Рябушкина думает о чем-то своем, приятном и важном для нее.
А. П. Рябушкин. «Едут!», 1901, Русский музей, Санкт-Петербург
Напоминает провинциальную семейную фотографию картина «Семья купца в XVII веке» (1896, Русский музей, Санкт-Петербург). С простодушным видом все члены семьи как будто позируют художнику. Похожая на групповой портрет, эта композиция в то же время не является им. В лицах изображенных на полотне людей отсутствуют черты индивидуальной неповторимости. Это свойственно и другим портретным работам Рябушкина. Такова и «Московская девушка XVII века» (1903, Третьяковская галерея, Москва). Лишая своих героев личностных свойств, художник, вероятно, стремится показать, что человек XVII столетия не сосредоточен на себе так, как современный, он экстравертивен (т. е. обращен вовне) и неразрывно связан со своим народом.
Интересны женские лица на картинах Рябушкина, покрытые толстым слоем «декоративной косметики» той эпохи. Исторические источники свидетельствуют: «Боярыня или боярышня, бросившая бельма выкатывать, белиться, румяниться, сурьмить ресницы и подводить брови, подвергалась заточению в монастырь или домашнему истязанию».
С искренней симпатией художник изображает женщин на полотне «Русские женщины XVII столетия в церкви» (1899, Третьяковская галерея, Москва). Картина поражает своим красочным великолепием: розовые, красные, желтые оттенки расшитых одежд, многоцветье витражных узоров и фресок, покрывающих стены храма. Кажется, что под высокими церковными сводами звучит нежная музыка. Рябушкин сам был доволен написанным. Окончив работу над полотном, он сказал: «Вот теперь я только выучился». Картины «Русские женщины XVII столетия в церкви» и «Семья купца» были показаны на Международной выставке в Париже и принесли автору почетные дипломы.
А. П. Рябушкин. «Свадебный поезд в Москве». Фрагмент, 1901, Третьяковская галерея, Москва
А. П. Рябушкин. «Московская девушка XVII века», 1903, Третьяковская галерея, Москва
Непреодолимое чувство любопытства объединяет людей, изображенных на полотне «Едут!» (1901, Русский музей, Санкт-Петербург). Второе название картины — «Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века». Жгучий интерес принимает на лицах самые разнообразные формы: страх, ожидание, жажда чего-то нового и необычного. Стрельцы сдерживают напирающую толпу, но сами не отрывают взгляда от того места, где должны появиться иноземцы.
Добиваясь большей выразительности, жизненной убедительности, Рябушкин делает изображение фрагментарным — фигуры и предметы не умещаются на полотне. Современники художника вспоминали, что для усиления подобного эффекта мастер срезал края уже готовой картины.
Такой прием характерен и для картины «Свадебный поезд в Москве» (1901, Третьяковская галерея, Москва). Горизонтально вытянутая композиция создает ощущение быстрого движения процессии по застроенной одноэтажными деревянными домами московской улице. Скользят по снегу полозья саней, летят кони с нарядными всадниками. Яркие краски костюмов, в которые одеты персонажи, купола церквей, сверкающие золотом в последних лучах заходящего солнца, вызывают у зрителя праздничное настроение.
Спиной к пышному поезду повернулась молодая девушка в нарядной одежде. Художник не дает пояснений, почему она так печальна и торопится скорей уйти от красочного зрелища: каждый воспримет картину по-своему.
Рябушкин прожил недолгую жизнь. В возрасте 43 лет он умер от туберкулеза. Замечательный мастер исторического жанра, автор прекрасных картин, открывших зрителю очарование прошлого, был мало известен при жизни и незаслуженно забыт после смерти.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
design.wikireading.ru
Художник Андрей Рябушкин: vakin
Андре́й Петро́вич Ря́бушкин (17 [29] октября 1861, село Станичная слобода — 27 апреля [10 мая] 1904, усадьба Дидвино) — русский живописец. Мастер жанровых и исторических картин, в основном воссоздающих московский быт XVII века.Новгородская церковь. 1903Рябушкин родился 29 октября 1861 года в селе Станичная слобода Тамбовской губернии. Его отец и старший брат занимались иконописью, и он помогал им в работе. В четырнадцать лет Рябушкин осиротел. Случайно его способности заметил гостивший в селе студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества А. Х. Преображенский. Он увез юного Рябушкина в Москву, определил его в училище.
Училище Рябушкин не закончил, уехал в Петербург, где поступил в 1882 году в Академию художеств. Во время обучения, в частности в натурном классе П. П. Чистякова, он раскрыл себя как индивидуального, смелого художника.
Его дипломной работой стало произведение на религиозную тему — «Снятие с креста» (1890 г). В ходе своих путешествий по России Рябушкин серьёзно увлекся русской историей и народным эпосом.
В 1890-х годах художник писал различные заказные работы, рисунки и акварели для разного рода изданий и альбомов, эскизы композиций для предполагавшейся росписи Софийского собора в Новгороде. Его крупной исторической картиной в этот период стала «Московская улица XVII века» (1896 г).
Значительная роль в произведениях художника посвящена русскому пейзажу. В декоративном решении полотна Рябушкин идёт от традиции русской иконописи и фресковых росписей. В 1901 году им была написана одна из лучших картин художника «Свадебный поезд в Москве». На ней изображена Москва XVII века. В 1913 году картина была продана коллекционером С. А. Щербатовым Третьяковской галерее.
В последние годы жизни Рябушкин увлекается созданием иллюстраций к русским былинам и к деревенским темам. В это время им написаны картины: «За водой» (1898), «В деревне» (1902), «Втёрся парень в хоровод…» (1902), «В деревне. К обедне» (1903).
Скончался художник в имении своего родственника И. Ф. Тюменева усадьбе Дидвино Санкт-Петербургской губернии. Прах перезахоронен в 1949 году на Любанском кладбище, на могиле поставлен памятник.
Источник - Википедия
Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии. 1880
Возвращение с ярмарки. 1886
Эсфирь перед Артаксерксом. 1887
Портрет И. Ф. Тюменева. 1886-1888
Воскресный день. 1889
Красная палата. 1889
Девочка с куклой. Первая половина. 1890-х
Кабак. 1891
Московская улица XVII века в праздничный день. 1895
Чурило Пленкович. 1895
Святогор. 1895
В гости. 1896
Семья купца в XVII веке. 1896
В деревне. Девушка с ведрами. 1898
Князь Глеб Святославович убивает волхва на Новгородском вече (Княжий суд). 1898
Михайловская улица в Новгороде. 1899
Русские женщины XVII столетия в церкви. 1899
Едут! (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века). 1901
Свадебный поезд в Москве (XVII столетие). 1901
Втерся парень в хоровод, ну старуха охать. 1902
Пожалован шубой с царского плеча. 1902
Зимнее утро. 1903
Иоанн Грозный с приближенными. 1903
Чаепитие. 1903
Московская девушка XVII века (В праздничный день). 1903
Хождение по водам (Софийский собор в Новгород)
Брак в Кане (Софийский собор в Новгород)
Призвание апостола Матфея (Софийский собор в Новгород)
Полностью fotki.com
vakin.livejournal.com
Историческая живопись Андрея Рябушкина - История красоты
Андрей Петрович Рябушкин (1861–1904), мастер исторической композиции, родился в семье крестьянина-иконописца Тамбовской губернии, в селе Станичная Слобода Борисоглебского уезда (ныне Борисоглебский район Воронежской области). Следуя династической традиции, он тоже начинал заниматься живописью как иконописец, выполняя станковые и монументальные работы.Благодаря своим способностям Рябушкин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, откуда взял культуру цвета и интерес к сюжетной картине, а потом учился в Академии художеств, где в совершенстве освоил рисунок и увлекся исторической темой. В совокупности эти профессиональные качества дали прекрасные результаты.
Свадебный поезд в Москве (XVII столетие). 1901. ГТГРябушкин побывал во многих старинных русских городах, где писал этюды церквей, копировал древние фрески, зарисовывал народные орнаменты. В музеях он изучал старинные ткани, бытовые предметы, костюмы, оружие. Рябушкина увлекала литература по истории Руси, летописи, народные сказания. Большое значение в его творчестве имели книги Ивана Забелина об истории XVII века, рассказанной через бытовую культуру. Еще в период учебы в Академии художник стал публиковать в иллюстрированных журналах композиции на темы из истории Древней Руси и бытовые зарисовки из жизни современной русской деревни.
Главной темой творчества Андрея Рябушкина была допетровская Россия, XVII век. Однако первые шаги в общественной художественной жизни он делал с деревенской темой, особенности которой хорошо знал по своей малой родине – южному уезду Тамбовской губернии.
Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии. 1880. ГТГРябушкин А. Возвращение с ярмарки. 1886. ГТГ
Воскресный день. 1889. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник
Из ранних исторических работ Рябушкина – картина «Потешные Петра I в кружале» (солдаты потешных полков Петра I и стрельцы в кабаке).
Потешные Петра I в кружале. 1892. ГТГПо-настоящему художник нашел себя и свою тему в картине «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате», которая была написана под впечатлением от проводившейся тогда реконструкции Теремного дворца Московского Кремля.
Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате. 1893. ГТГЕдут. Народ московскийво время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века.1901. ГРМ
СтрелецУлица старой Москвы. 1890-е годы
Московская улица XVII века в праздничный день. 1895. ГРМ
В гости. 1896. ГРМРаботы «Московская улица XVII века в праздничный день», «Русские женщины XVII века в церкви» и «Семья купца в XVII веке» получили почетный отзыв на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.
Русские женщины XVII столетия в церкви. 1899. ГТГСамая известная из поздних работ Рябушкина – «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)» (см. иллюстрацию № 1).
Рябушкина более привлекала светлая сторона истории, показанная через архитектуру старинного города, костюмы, ткани и другие предметы быта. Однако его работы не представляются стилизацией, а создают ощущение настоящей жизни. Они декоративны по живописи и точны в рисунке.
Н.Н. Третьяков на своих лекциях во ВГИКе и в Суриковском художественном институте говорил о кинематографичности картин Рябушкина, который строил композиции как своего рода кадры движения, стоп-кадры какой-то одной киноленты.
bellezza-storia.livejournal.com