Рельеф (скульптура). Рельеф картина


Рельеф в скульптуре — Artrue

Что такое рельеф?

В пластическом искусстве любая выпуклая скульптура, прилегающая к определенной фоновой поверхности, называется рельефом. Рельеф сочетает в себе черты плоской и объемной статуи. Таким образом, рельеф представляет собой расширяющую пространство композицию, и, будучи созданный на плоской поверхности, имеет высокую степень схожести с обычными скульптурами.

Врата ада. Роден.Врата ада. Роден. Врата ада. Роден.

Барельефы применяются по ряду причин:

  • Рельефная скульптура может выразить более широкий круг идей и композиций. Например, при создании масштабной сцены битвы потребовалось бы огромное количество пространства и материалов, в то время как рельеф поможет изобразить композицию, сохранив масштаб и ресурсы.
  • При создании барельефа на плоской поверхности не возникает проблем организации равновесия произведения, в отличие от статуй, где вес и баланс фигур играют важную роль.
  • Специфика подобных скульптур делает их идеальными для архитектурных проектов. Рельефы, будучи размещенными на стенах, порталах, потолках и арках, выполняют декоративные и сюжетные функции.

Медальоны арки Константина.Медальоны арки Константина.Медальоны арки Константина, Рим.

Существует три основных типа барельефов:

  1. Низкий рельеф (барельеф), в котором элементы скульптуры лишь немного выделяются на поверхности фона.
  2. Высокий рельеф (горельеф), в котором фрагменты более чем на половину выступают над фоновой поверхностью.
  3. Углубленный рельеф (койланаглиф, контррельеф), представляющий собой утопленную ниже уровня фоновой поверхности композицию, не содержащую отступов, характерных для двух других типов.
Рельеф в Ангкор ВатРельеф в Ангкор Ват Рельеф в Ангкор Ват

Кроме того, существуют и другие типы резьбы, сочетающие в той или иной степени известные технологии и подходы. Например «сплющенный рельеф», авторство которого приписывают Донателло, является лишь подвидом барельефа, с тем исключением, что композиция в меньшей степени выделяется над фоновой поверхностью.

Пир Ирода. Гиберти.

Пир Ирода. Гиберти.Пир Ирода. Гиберти.

Рельефы создаются в абстрактном, изобразительном/образном стилях. Абстрактные рельефы, как правило, содержащие геометрические мотивы, создавались в различные времена и различными народами, в том числе греками, кельтами, викингами и т.д. Представителями изобразительного стиля можно считать греков, римлян, мастеров готической эпохи и Возрождения.

Алтарь Зевса. Фрагмент.Алтарь Зевса. Фрагмент.

Алтарь Зевса. Фрагмент рельефа.

История

Развитие рельефной скульптуры проходило неравномерно. В Греции, например, фигуры, изображаемые в композиции, ограничивались плоскостью фона, в то время как произведения Ренессанса демонстрируют объем и перспективу, построенную на соотношении фигур, глубине проработки. В Египте, некоторых культурах Ближнего Востока и некоторых цивилизациях Древнего мира (3500-600 до н.э.) рельефы обычно создавались на каменных зданиях, в декоративных целях. Популярна рельефная скульптура и в религиозном искусстве. В период 600-1100 годов, в скандинавской, исламской и мексиканской культурах, скульптурами создавались абстрактные рельефы.

Барельеф Александровской колонныБарельеф Александровской колонны

Барельеф пьедестала Александровской колонны

Рельеф Гёбекли ТепеРельеф Гёбекли Тепе Рельеф с кабаном. Гёбекли Тепе.

Итальянское Возрождение характеризуется заметным подъемом в реализации рельефов. Они максимально полно используют средства для создания сложной перспективы, прорабатывая текстурные контрасты поверхности, визуально изменяя пространство. В период 1530-1570 годов фантастические рельефы и лепнину создавали французские маньеристы. Рельефная скульптура барокко продолжает идеи ренессанса, а также увеличивает масштаб работ. Некоторые рельефные композиции становятся практически неотличимы от мраморных статуй (примером такого подхода отлично служит «Экстаз святой Терезы» Бернини). Среди неоклассических скульпторов, создававших рельефы, стоит выделить Антонио Канова и Бертела Торвалдсена, создававших работы с классической строгостью и чистотой.

Экстаз святой Терезы. Фото.Экстаз святой Терезы. Фото.Экстаз святой Терезы

artrue.ru

Рельеф в акварели | Живопись и рисунок

Рельеф в акварели

Рельеф – очевидный и важный элемент живописи. Он бывает двух видов:

Физический рельеф, который можно почувствовать наощупь. Это утолщение краски, скользкость пастели, слои коллажа – всё то, что меняет природу поверхности бумаги.

Визуальный рельеф – это иллюзия физического, созданная различными материалами. Для этого, например, работают с краской, чтобы придать ей рельефный вид, в то время как поверхность бумаги остается гладкой и ровной.

Традиционная акварель не особо позволяет использовать физический рельеф, кроме шероховатости бумаги. Смешанная техника позволяет работать как с физическим так и с визуальным рельефом.

На этой картине можно увидеть визуальный рельеф. Поверхность кажется сломанной, с трещинами, но все это – иллюзия, созданная красками. Бумага картины гладкая и ровная.

На этой картине мы видим выразительный трехмерный рельеф, созданный с помощью лоскутов японской рисовой бумаги, гипса и толстых мазков пастельной краски.

Понимание различий физического и визуального рельефа позволяет оптимально использовать его возможности.

О чем нужно помнить

Рельеф часто появляется в картинах незапланированно, особенно когда речь идет о смешанных техниках. Комочки, выпуклости и царапины появляются на поверхности и зачастую не имеют никакого отношения к изображению. Возьмите за правило всегда спрашивать себя, помогают ли эти отметины работе или только прибавляют беспорядка.

Иногда в акварельных рисунках бумага получается чересчур рельефной и это портит весь эффект.

Рельеф придает картине новое измерение благодаря контрасту грубых, шероховатых областей с узорчатыми и гладкими. Рисунок получается более интересным, чем плоская, гладкая поверхность от края до края.

Помните – создать рельефность легко, а хорошую картину от обычной отличает то, где и как вы эту рельефность создаёте.

Визуальная рельефность

На этой небольшой картине есть множество рельефных элементов, но все они – лишь «намёки», созданные краской. Бумага же гладкая, за исключением правого верхнего угла. Противопоставляя грубую текстуру кирпича с гладкой поверхностью железной крыши, художник придал картине особую выразительность. Гладкие же области рельефа позволяют глазам «отдохнуть» и препятствуют излишнему хаосу и перенасыщению картины.

Физическая рельефность

На этом примере можно увидеть техники, применявшиеся для создания физического рельефа. ПВА клей слегка разбавили и использовали для закрепления кусочков японской рисовой бумаги к поверхности. Потёки краски на двери и в окне показывают, как ведёт себя акварель на рисовой бумаге. Рваные края бумаги создают естественный, неровный край, хорошо подходящий этим предметам. Передний план был грубо затерт гипсом перед применением акварельной размывки.

По материалам www.johnlovett.com

Posted on 16 сентября 2012 | By vlad | Один комментарий | Posted in Урок рисования | Tags: акварель, Урок рисования

painting.eds.co.ua

Живописный рельеф - «Энциклопедия»

ЖИВОПИСНЫЙ РЕЛЬЕФ, разновидность скульптурного рельефа, уподобленного произведениям живописи благодаря снятию резкого противопоставления гладкой плоскости фона и объёма изображения. Выделяют три типа живописного рельефа. В искусстве эллинизма понятием «живописный рельеф» обозначают рельефные жанровые сцены, в которых, как и в живописи этого периода, фон заполнен элементами пространственной среды, при этом сама среда передана условно, иллюзия трёхмерного пространства отсутствует. В поздней античности появляется живописный рельеф, создающий эффект бурного движения: фон, целиком заполненный фигурами, не играет в нём самостоятельной художественной роли. Этот тип представлен пластикой римских саркофагов, иногда его использовали и художники Возрождения (кафедры Никколо и Джованни Пизано, «Битва кентавров» Микеланджело).

Живописный рельефВ искусстве итальянского Раннего Возрождения понятие живописного рельефа применяют по отношению к так называемому рельефу-картине, который сформировался в творчестве Донателло и Л. Гиберти. Его отличительные особенности - применение перспективы, ракурсов и чередования планов для создания иллюзии пространства, передачи архитектурной или пейзажной среды. Широкое использование линейного рисунка приближает ренессансный живописный рельеф  к графике и даёт возможность создавать многофигурные повествовательные сцены. Техникой, позволившей осуществить эти сложные многоплановые построения, стал сплющенный рельеф, создающий иллюзию глубокого пространства на реальной глубине в несколько миллиметров. Совершенствуясь, живописный рельеф  совместил изобразительные возможности сплющенного рельефа с пластикой барельефа. Такой рельеф использовался как часть крупных архитектурно-скульптурных ансамблей (алтарей, надгробий, кафедр и др.), но мог существовать и в качестве станкового, заключённого в раму, подобно картине. В дальнейшем выработанный Возрождением тип живописного рельефа стал неотъемлемой частью пластики барокко и Новейшего времени.

Реклама

knowledge.su

картина или рельеф, украшающие участок стены, потолка, 5 букв, сканворд

картина или рельеф, украшающие участок стены, потолка

Альтернативные описания

• аргент. шахматист

• картина на холсте, постоянно занимающая какой-нибудь участок стены

• картина, заполняющая часть стены, потолка

• обрамленная часть стены или потолка с картиной, мозаикой, барельефом; само это изображение

• седло для исполнения акробатических номеров во время верховой езды в цирке

• специальное седло для исполнения акробатических номеров на лошади

• украшенная поверхность стены, потолка

• часть стены или потолка, заполняемая изображением или орнаментом

• картина прямо на стене

• участок стены с рисунком

• картина, постоянно занимающая часть стены

• картина на потолке

• цирковое седло

• украшение стены

• орнамент на стене

• украшает стену

• настенное украшение

• стена с изображением

• лепное декоративное украшение

• украшенная стена

• интерьерная живопись

• лепное украшение стен или потолка

• стена с рисунком

• рельефная настенная «картина»

• художественность во всю стену

• лепное украшение интерьера

• эту картину со стены нельзя украсть

• настенное художество

• интерьерная лепнина

• настенная декорация

• настенная «картина»

• потолочная или настенная картина

• потолочное украшение

• рельеф на стене

• декоративная живопись

• декоративное украшение интерьера

• украшение на стене

• аргентинский шахматист

• изображение на стене

• лепной орнамент на стене

• Картина или рельеф, украшаюшие стену, потолок

• Специальное седло для исполнения акробатических номеров на лошади

• Участок стены с живописным изображением

• Аргентинский шахматист

• Поверхность на стене, потолке, обрамленная орнаментом, гладкая или с живописными, скульптурными изображениями

scanwordhelper.ru

Термины и понятия в искусстве — Рельеф

Просмотров: 39593

Рельеф, скульптурное изображение на плоскости

Рельеф (франц. relief, от лат. relevo - поднимаю), скульптурное изображение на плоскости. Неразрывная связь с плоскостью, являющейся физической основой и фоном изображения, составляет специфическую особенность рельефа как вида скульптуры. Важнейшие выразительные средства, присущие рельефу, - развёртывание композиции на плоскости, возможность перспективного построения пространственных планов и создания пространственных иллюзий - позволяют воспроизводить в рельефе сложные многофигурные сцены, а также архитектурные и пейзажные мотивы (составляющие характерную особенность многопланового, так называемого живописного, рельефа). Рельеф может включаться в композицию стены, свода, других частей архитектурного или скульптурного произведения, но может выступать и как самостоятельное станковое произведение.

По отношению изображения к плоскости фона различают углублённый и выпуклый рельеф. Углубленный рельеф (иначе койланоглиф, или рельеф "en creux" - анкрё, то есть вырезанный на плоскости контур) получил распространение главным образом в архитектуре Древнего Египта, а также в древневосточной и античной глиптике (см. Инталия). Разновидностью углубленного рельефа является так называемый контррельеф, также использовавшийся при изготовлении инталий; строго негативный по отношению к выпуклому рельефу, он рассчитан на пластический отпечаток в виде миниатюрного барельефа. Выпуклый рельеф, подразделяющийся, в свою очередь, на низкий - барельеф и высокий - горельеф, значительно более распространён: он известен уже в эпоху палеолита, позднее в Древнем Египте, Ассирии, Индии, Китае и получил особенное развитие в античном искусстве (рельеф на фронтонах, метопах и фризах древнегреческих храмов, на древнеримских триумфальных арках и колоннах и т. д.), в эпоху Возрождения и в скульптуре последующего времени. См. также Скульптура, Глиптика, Медальерное искусство.

Родительская категория: История | Культура Категория: Термины | Понятия

www.art-drawing.ru

Рельеф | Igor Marchenko - ukrainian artist

Дионис и Ариадна. Горельеф 120х220 см. гипсовая штукатурка.Дионис и Ариадна. Горельеф 120х220 см. гипсовая штукатурка.

Рельеф – промежуточный вид изобразительного искусства, его центр расположен там, где заканчивается живопись и начинается скульптура. По классической традиции рельеф относят к скульптуре, хотя в современном искусстве границы условны. Ведь бывает рельефная живопись и живописный рельеф.

В отличие от живописи, которая изображая на плоскости, создает иллюзорное пространство по ту сторону картинной плоскости, рельеф создает пластические объемы по эту сторону плоскости с намёком на «потустороннее» пространство. Кроме того у рельефа есть особенности которые могут плавно вытекать из живописи и материализоваться в скульптуру. Прежде всего: цвет, фактуры поверхностей, графика, подсветка.

В классической традиции разделяют 2 вида рельефа – барельеф и горельеф.

  1. Барельеф или низкий рельеф – это пластическое изображение, выступающее из картинной плоскости не более чем на половину объема.
  2. Горельеф или высокий рельеф – вид скульптуры, в котором пластическое изображение выступает из картинной плоскости более чем на половину объема.

Кроме того есть особенный вид рельефа — контррельеф, вогнутый рельеф в глубину за пределы картинной плоскости. Контррельеф, может сравним с негативом барельефа. Раньше, да и сейчас это форма для барельефов, печатей, архитектурного декора. В эпоху постмодерна это целое направление в искусстве, причем границы между видами растворяются.

Венеция.Рельеф-декорация.

 

facebooktwittergoogle_plusredditpinterestlinkedinmail

Похожее

www.igormarchenko.com

Рельеф (скульптура) - это... Что такое Рельеф (скульптура)?

Релье́ф — вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих над плоскостью фона. Выполняется с применением сокращений в перспективе, обыкновенно рассматривается фронтально. Рельеф таким образом противоположен круглой скульптуре. Фигурное или орнаментальное изображение выполняется на плоскости из камня, глины, металла, дерева с помощью лепки, резьбы и чеканки.

В зависимости от назначения различаются архитектурные рельефы (на фронтонах, фризах, плитах).

Виды рельефа:

  • Барельеф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объёма.
  • Горельеф (фр. haut-relief — высокий рельеф) — вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема.
  • Контррельеф (от лат. contra — против и «рельеф») — вид углублённого рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа. Применяется в печатях и в формах (матрицах) для создания барельефных изображений и инталий.
  • Койланаглиф (или en creux (анкрё)) — вид углублённого рельефа, т.е. вырезанный на плоскости контур. В основном, применялся в архитектуре Древнего Египта, а также в древневосточной и античной глиптике[1].

См. также

  • Маскарон — декоративный рельеф в виде маски, изображающий часто в гротескном или фантастическом облике человеческое лицо или голову животного.
  • Рельеф

Примечания

Литература

  • Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. — М.: Педагогика, 1983. — С. 327. — 416 с. — 500 000 экз.
  • "Архитектурный словарь"

Ссылки

Горельеф в геральдике

dic.academic.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта