Павел Корин. «Реквием». К истории «Руси уходящей». Реквием картина


Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов Реквием: Описание произведения

«Реквием» Борисова-Мусатова сравнивают с «Реквиемом» Моцарта. Как оказалось, художник его тоже написал себе самому. Впрочем, создавал он эту акварель, будучи глубоко взволнован смертью Надежды Станюкевич, жены его друга, бывшей одной из его немногочисленных моделей. «Что же это, как не доведение собственной жизни до религии?» – воскликнул Владимир Станюкевич, увидев эту работу.

Надежда Станюкевич напоминала художнику возлюбленную Джулиано Медичи Симонетту Веспуччи, с которой написана легендарная картина Боттичелли «Рождение Венеры»  (1, 2, 3). В каком-то смысле художник подтолкнул ее к гибели, вернее, не удержал от рокового шага. Ее муж, Владимир Станюкевич, был призван на фронт, в военный госпиталь, как военный врач. Надежда хотела отправиться с ним в качестве сестры милосердия. Супруги приехали к Борисову-Мусатову, Владимир надеялся, что тот поможет ему отговорить жену, которая обладала слабым здоровьем. Но художник восторженно воспринял готовность Надежды Станюкевич следовать за мужем и ее самопожертвование. Увы, ни к чему хорошему это не привело. В госпитале было очень тяжело и физически, и морально. Надежда просто не выдержала и сломалась в этой обстановке. Ее перевезли в Москву.

Оказалось, что она не только ослабла, но и основательно пошатнулось ее душевное здоровье. Надежда Станюкевич попала в лечебницу для душевнобольных доктора Усольцева (кстати, в это же время там находился Врубель). Борисов-Мусатов часто навещал ее, она умерла практически на руках у своего друга.

На посвященной ей акварели мы видим прозрачные, почти призрачные фигуры восьми печальных женщин. В центре – сама Надежда Станюкевич. Ее образ соединяет две группы девушек. Она «уже не здесь, но еще не там», между жизнью и – смертью? иной жизнью? Большинство исследователей считает, что в этих восьми фигурах воплотились его три главные натурщицы. Помимо Станюкевич, там фигурируют жена и сестра Борисова-Мусатова. Облик жены безоговорочно опознаваем в повернутой в профиль высокой фигуре слева. Рядом с ней, похоже, сестра художника Лена. Замыкает цепочку слева еще одна фигура, в которой можно опознать саму Надежду Станюкевич. Впрочем, есть и другая версия. Изображенные на акварели женщины вызывают в памяти разные картины Борисова-Мусатова, «Реквием» – словно своеобразный «коллаж» из его героинь. Все они имели свои прообразы, иногда конкретные, иногда – смутно угадываемые. Скорее уместно говорить о том, что все женщины этой акварели воплощают в разных ипостасях некий женский обобщенный образ в творчестве Борисова-Мусатова.

Всем работам художника присуща особая музыкальность, мелодичность, и эта картина – не исключение. Один из исследователей провел тонкую аналогию: отличающиеся по росту, расположенные на разных уровнях вокруг центральной фигуры, эти девушки – словно ноты на импровизированном нотном листе.

Без труда опознается место действия, это любимая Борисовым-Мусатовым усадьба в Зубриловке. И здесь не обошлось без мистики – реквием написан и по усадьбе, хотя тогда художник не мог об этом знать. За неделю до его смерти взбунтовавшиеся крестьяне разгромили имение.

Многие считают, что «Реквием» – последняя картина Борисова-Мусатова. Это не так. Но, безусловно, эта акварель оказалась очень символична и стала реквиемом не только по близкому другу, но и по столь милой его сердцу усадьбе, и по нему самому.

После смерти Борисова-Мусатова была организована посмертная персональная выставка, чтобы помочь его семье. Но расставаться с «Реквиемом» жена не захотела. Она всегда возила с собой эту картину при любых перемещениях. Однажды Елена попала в сильный шторм на Черном море. Упакованная в специальный чемоданчик картина оказалась единственным не поврежденным предметом на борту. Но, опасаясь, что следующий подобный случай может быть не столь удачным, вдова художника приняла решение подарить картину Третьяковской галерее.

Автор: Алена Эсаулова

artchive.ru

"Реквием" Павла Корина. Памяти патриарха Тихона.

7 апреля не только праздник Благовещения, но и день памяти патриарха Тихона. В память о патриархе в день его похорон Павел Корин задумал написать большую картину "Реквием". Когда-то я писала статью об этой картине и вот сейчас решила выложить её в сокращённом и несколько изменённом виде.

О возникновении замысла картины Прасковья Тихоновна Корина, жена художника, пишет: "Намерение написать трагичный "Реквием" зародилось в 1925 году во время похорон патриарха Тихона в Донском монастыре. На похоронах Корин увидел невероятное стечение калик перехожих, странников, слепых с поводырями, нищих, монахов. Точно ожила картина XVI-XVII вв". Впечатления от того, что он увидел на похоронах, Корин заносил в записную книжку. "Москва. 12 апреля 1925. Донской монастырь. Отпевание патриарха Тихона. С высокого входа собора видно было: вдали по ограде монастыря несли гроб, шло духовенство. Народа было великое множество. Был вечер перед сумерками, тихий, ясный. Народ стоял с зажженными свечами, плач, заупокойное пение. Прошел старичок схимник, <...>Когда выходили из ограды монастыря, были сумерки. Около ограды стояли ряды женщин. В стороне сидел слепой и с ним мальчишка лет 13, мальчишка держал чашку, куда ему клали пятаки. Они пели какой-то старинный стих, каким-то странным старинным напевом; мальчик концы каждого стиха подвывал диким резким альтом. Мордочка из-под шапки выглядывала острая, волчья. Помню слова: "Сердца на копья поднимем". Это же картина из Данте! Это "Страшный суд" Микеланджело, Синьорелли! Написать все это, не дать уйти. Это реквием!" Но в этих эпитетах есть смысловая разница. Реквием - это заупокойное католическое богослужение и музыкальное произведение траурного характера. Заупокойное богослужение - событие только для частного лица, а Страшный суд - это глобальное событие для всего мира. Похоже, что в смерти и похоронах патриарха Тихона художник увидел глобальное событие для истории Руси, сравнимое только со Страшным судом.

На похоронах патриарха Тихона ярко проявилась боль всего церковного народа: умер “печальник земли русской” и ничего хорошего впереди ожидать не приходилось. Но оказалось, что это было ещё только начало той великой трагедии, которая постигла Русскую Церковь и русский народ. Уже были осквернены мощи святых и изъяты церковные ценности, но православные храмы ещё стояли, и в них ещё совершалась бескровная жертва. А через некоторое время повсеместно начнут закрывать и разрушать храмы, и начнётся поголовное истребление священства и мирян. Художник воспринимал современные ему события как личную трагедию, по этому поводу он писал в письме одному знакомому: "Мне трудно Вам объяснить, почему я писал это, но все-таки скажу, что трагедия моих персонажей была моей бедой. Я не смотрел на них со стороны, я жил с ними и сердце мое обливалось кровью".

Важно отметить, что похороны патриарха Тихона дали только первый импульс, создав некий зрительный образ, который Корин соотносит со Страшным судом, но сначала, вовсе не с событием Страшного суда, которое будет реально иметь место как Второе пришествие Христа, а с изображениями Страшного Суда в живописи итальянского возрождения. Кроме того, они дали ему музыкальный образ – мотив “Святый Боже”, который пелся на похоронах. Вот цитата из записной книжки художника, относящаясяся к 1933 году: "Картина моя на похоронный мотив "Святый Боже". Помню вынос креста в Дорогомиловском соборе на Крестопоклонной неделе, после великого славословия - Шествие под похоронный мотив "Святый Боже". Удары колокола. Мрачно, безнадежно... Торжественный трагизм". У Корина уже давно было желание написать большую картину. И вот эти образы и зрительный, и музыкальный так потрясли его, что он решает писать картину на эту тему. Но тема – не похороны патриарха Тихона, а Страшный суд Микеланджело, Синьорелли, с ориентиром на трагедию из Данте, и реквием, как музыкальная тема. Ни сюжета, ни композиции у Корина тогда не было. Зато сразу было название – “Реквием”.

Первоначальное название картины - "Реквием" поясняется также цитатами из записных книжек художника: "3 апреля 1935 г. Вечер. Колокольный звон. "Реквием" Берлиоза. Помни День гнева", Какое величие! Вот так бы написать картину. День гнева, день суда, который превратит мир в пепел. Какая музыка!" "Март 1936. 9 и 10 марта слушал подряд два раза в Большом зале консерватории "Реквием" Берлиоза. Этот пафос и стон должен быть в моей картине, гром, медные трубы и басы. Этот почерк должен быть".Эти записи свидетельствуют о большом воздействии музыкальных произведений, особенно "Реквиема", и что в музыке, отчасти, он черпал свое вдохновение. Возможно, художник искал в музыке нужные ему оттенки для его картины. Что касается записи Корина: "Картина моя на похоронный мотив "Святый Боже", то тут опять появляется двоякий смысл. "Святый Боже" поют как на отпевании - тогда это действительно похоронная песнь, так и во время Всенощного бдения на Крестопоклонной недели. Священник выносит крест из алтаря именно под пение "Святый Боже". Он проходит с ним вокруг всего храма, после чего крест возлагается посредине храма на аналое и дальше начинается чин поклонения кресту, когда поют "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим". В этом-то и есть разгадка слов Корина. Поклонение кресту - это поклонение Распятому за грехи всех людей, поклонение Его страданиям. В тот момент русская Церковь тоже подобно Христу была на Голгофе. К моменту написания портретов уже прошли ссылку архимандрит Никита, схиигуменья Фамарь, митрополит Арсений Стадницкий. К началу работы над последним эскизом картины находились в тюрьмах, лагерях или ссылках протоиерей Митрофан Серебрянский, монах Фёдор, а в скором времени там и погибли митрополит Крутицкий и Коломенский Петр Полянский, схиигумен Агафон (Игнатий) Лебедев, в 1937 был расстрелян отец Сергий Успенский-младший. Во время войны погиб в тюрьме от пыток молодой иеромонах отец Федор, умер в заключении схиигумен Митрофан. Поэтому картину можно воспринимать как поклонение кресту Русской Церкви. Но кроме мучеников и исповедников у Корина есть портрет одного монаха с отталкивающей внешностью, этот человек – предатель. Задаваясь вопросом, почему он здесь, можно предположить – возможно, в качестве плевел, которые Господь оставляет среди пшеницы до Страшного суда (Мф. 13; 25-40). Но в этом песнопении поется не только о поклонении кресту, но и о славословии Воскресению. Если бы Христос не умер на кресте, Он бы и не воскрес. Этим проповедуется величайший оптимизм - вера в воскресение. Сохранилась запись проповеди митрополита Трифона Туркестанова, сказанной им на всенощной Крестопоклонной недели. Заканчивается она так: "Укрепи в нас веру, Милосердый Господи, и даруй нам, поклоняясь Кресту, увидеть и славное Твое воскресение". За крестной смертью следует воскресение. Поклоняясь кресту мы уже знаем, что будет воскресение. Вера в воскресение Русской Церкви несомненно присутствует в этой картине. Но воскресения не может быть без смерти. Христос воистину воскрес, потому что воистину умер. О присутствии идеи смерти в картине Корина говорит исследователь Александр Каменский : "В сущности, почти все персонажи, запечатленные в этюдах к "Реквиему" воплощают предстояние перед смертью. И оттенки этого предстояния многолики» . Но у героев Корина нет страха смерти, потому что они верят в будущее воскресение ,более того, они глубоко уверенны в “жизни будущего века”. Поэтому картина Корина глубоко символична, ее можно уподобить символу веры: "Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века".

Нужно сказать, что все эти разные грани замысла развивались со временем. Для начала, художнику было необходимо найти своих будущих героев. Большая галерея портретов, выполненных как подготовительные этюды, одновременно являет собой и конкретных исторических персонажей, и художественно-поэтические образы, причём последнее явно перевешивает, т. к. именно созданные художественные образы выражают суть коринского замысла. Именно поэтому, художник не любил, когда его спрашивали, кто изображён на том или ином портрете. Но всё-таки очень важно, что художник написал реальных живых людей, плоть от плоти Церкви, а не натурщиков в театральных костюмах. Для Корина наиболее важна натура, её конкретные психофизические особенности. Он заостряет, присущие только данной модели черты, где-то доводя их до гротеска. Создавая образ, художник отталкивается непосредственно от личности данного человека, ведь он и ищет для своей картины именно Личности. Но нужно особо отметить, что Корин пишет именно образы, а не портреты конкретных людей. Хотя он и берёт характерные черты конкретного человека, но создаёт не его портрет, а образ, работающий на идею картины. Первые натурные зарисовки и наброски в записной книжке Корин делает на похоронах. Портреты художник стал писать не сразу и сначала писал их довольно редко: первый в 1925, второй в 1926, а третий только в 1929. Сам художник говорил об этом периоде в нескольких словах: “Ещё в 1925 году я начал делать зарисовки и писать небольшие этюды, а с 1929 года начал в больших масштабах работу по написанию этюдов-фрагментов с натуры к задуманной мной большой картине. Образ, туманный и неопределённый, стал приобретать реальность”.

Первый портретный этюд 1925 года “Старик” – это образ путника, странника, богоискателя, который является совершенно неотъемлемой частью не только русского православия, но и всемирной истории богоискательства. Такой образ странника присутствует, например, в картине Александра Иванова “Явление Христа народу” и Сурикова “Боярыня Морозова”. У этих художников образ странника имеет автопортретные черты и ему отводится важная, хотя и не первостепенная роль в картине. Важно обратить внимание на некоторые детали портрета, которые указывают на смысл этого образа: Глаза Старика с покрасневшими веками широко раскрыты и подняты вверх, брови чуть приподняты, от чего надбровные дуги стали выпуклыми, - всё это передаёт удивление и некоторую взволнованность человека. Большие уши вместе с широко раскрытыми глазами создают впечатление, что человек превратился весь в зрение и слух, так сосредоточенно он смотрит и слушает. Развевающиеся тонкие прядки и отдельные волоски бороды непосредственно перед ухом, невольно вызывают сравнение с развевающимися слухами у ангелов на иконах, с помощью которых ангелы воспринимают (чувствуют, слышат) волю Божию. Конечно, в данном случае это не прямая аналогия, а ск

nedovolnay.livejournal.com

"Уходящая Русь" или "Реквием" - Русский Вавилон

 Я хорошо помню часть триптиха Павла Дмитриевича Корина - "Александр Невский", который был на обложке учебника по истории за шестой класс, это изображение вызывало во мне тогда двоякую внутреннюю реакцию - с одной стороны я видел монументальную строгость, мощь и силу, но видел я и что-то отталкивающее, серость, унылость и безысходность. Особенно пугали меня глаза Спасителя...С коринской "Русью уходящей" все уже сложнее, увидел я ее осознанно буквально в этом году.

все картинки кликабельны, постарался найти изображения в лучшем качестве из доступных в сети.Из записи в дневнике Павла Корина: 12 апреля 1925 года: «Донской монастырь. Отпевание Патриарха Тихона.Народа было великое множество. Был вечер перед сумерками, тихий, ясный. Народ стоял с зажженными свечами, плач, заупокойное пение. Прошел старичок-схимник. Около ограды стояли ряды нищих. В стороне сидел слепой и с ним мальчишка лет тринадцати,пели какой-то старинный стих. Помню слова: «Сердца на копья поднимем». Это же картина из Данте! Это «Страшный суд» Микеланджело, Синьорелли! Написать всё это, не дать уйти. Это – реквием!»

«Картина моя – на похоронный мотив «Святой Боже». Удары колокола. Мрачно, безнадежно… Торжественный трагизм». Корин хотел показать «последний парад православия». Но получилось по-другому. Почему? В конце жизни художник скажет: «Писал я людей большой веры и убеждений, а не фанатиков». Значит, Корин, спеша запечатлеть Русь, безвозвратно, как казалось многим, да и ему самому, уходящую, внутренне преклонялся перед ней.

«3 апреля 1935. Вечер. Колонный зал. «Реквием» Берлиоза. Помни «День гнева», какое величие! Вот так бы написать картину. «День гнева, день суда, который превратит весь мир в пепел». Какая музыка!Этот пафос и стон должен быть в моей картине. Гром, медные трубы и басы. Этот почерк должен быть».

 Чтобы лучше понять замысел картины, нужно прослушать это произведение, особенно – «Dies irae».

Должно сказать, что работа над картиной шла во многом благодаря протекции А.М.Горького, придумавшего кстати название "Русь уходящая", как более прямолинейное и позволяющее жить картине дал именно он. Но после того как Горький умер в 1936 г. Корин был беззащитен и донос не заставил себя ждать:

«Секретарю ЦК ВКП (б) – т. Сталину И.В. т. Андрееву А.А.Подготовка П. Корина к основной картине выражается в сотне эскизов, натурщиками для которых служат махровые изуверы, сохранившиеся в Москве, обломки духовенства, аристократических фамилий, бывшего купечества и пр. Он утверждает, но весьма неуверенно, что вся эта коллекция мракобесов собрана им для того, чтобы показать их обреченность. Между тем никакого впечатления обреченности, судя по эскизам, он не создает. Мастерски выписанные фанатики и темные личности явно превращаются в героев, христиан-мучеников, гонимых, но не сдающихся поборников религии.

Наши попытки доказать ему ложность взятой им темы пока не имели успеха, так как он находил поддержку у некоторых авторитетных товарищей. Прошу Вашего указания по этому вопросу. Зам. Зав. Культпросветотдела ЦК ВКП (б): А. Ангаров. 8.XII. 36».

После этого Газета «Известия» в апреле 1937 года опубликовала подряд две статьи о Корине, где говорилось, что он «отгородился от советской художественной общественности», «работает над антисоветским произведением» и даже что в его мастерской «троцкистско-фашистская нечисть создала… лабораторию мракобесия». В том же направлении усердствовали коллеги-художники. Но дальше этого дело, к счастью, не пошло. Тем не менее, дальнейшая работа над этюдами прекратилась. Маленький акварельный эскиз картины за все 24 года работы над ним (с 1935 по 1959-й) пополнился лишь несколькими фигурами, оставшись практически без изменений в композиции. А на огромном холсте (941 х 551 см), сделанным по специальному заказу и растянутому уже в мастерской, так и не появилось ни одного мазка. Остался лишь маленький эскиз.

Ему пришлось почти полностью скрыть свой внутренний мир от окружающих. Зажигая дома лампадку перед иконами, собранными им с огромной любовью и пониманием их духовной и художественной ценности, знакомым, знавшим, что он верующий, православный, церковный человек, он говорил: «Зажжешь, сядешь напротив, и как-то приятно и легко станет на душе. Сверкнет этаким светлячком свет тихо и красиво…»

14715комната в доме-музее Павла Корина

Даже когда времена уже стали более терпимыми и казалось бы были все возможности вернуться к картине, Павел Корин не сделал этого. О причинах этого искусствоведы спорят до сих пор.

19150421_news_bigpic (1)

Очевидно, что духовная сила и мощь коринских героев светилась из портретов-этюдов. Корин мастерски передал внутреннюю суть основы нашей Церкви, возможно сам того не желая, он не смог скрыть ту силу, которая смогла пережить самые тяжелые годы гонений. Все было столь явно, что это видели даже доносчики. На самом деле, немудрено, ведь Корин готовился к судьбе иконописца, и именно иконописной основой он открыл внутреннюю суть образов. Так или иначе, Павел Корин был верующим человеком и поэтому не удалось ему изобразить последний парад уходящей Руси. Смотря в глаза этих людей не видишь обреченности, безысходности и угасания. Даже если переложить все действо на "похоронный мотив", "реквием", то ведь для Церкви это все радость! Радость сочетания с Господом Иисусом Христом!

Получился уникальный случай, картины нет, но она существует! Каждый портрет, каждый этюд стал самостоятельным произведением, а если собрать их все воедино, то эти люди являют собой "единую святую соборную и апостольскую Церковь", где исторический сюжет утратил свою конкретность и обрел предельную силу обобщения, тут мы ощущаем  крепкий духовный стержень каждого героя картины и видим торжество Православия!

30_710987028403_e46311f079_bРанние эскизы

415510

Епископ Трифон, в миру князь Туркестанов. 1929 г.

Князь Борис Петрович Туркестанов, (1861–1934 гг). владыка Трифон освятил храм в Марфо-Мариинской обители в Москве, посвятил в звание крестовых сестер милосердия ее основательницу Великую княгиню Елизавету Фёдоровну и сестер; в начале Первой мировой войны добровольцем ушел в действующую армию, а после контузии стал настоятелем Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Славился своим даром слова. Является автором известного акафиста "Слава Богу за все", с этими словами многие умирали в лагерях.

20131121_korin9KMO_116350_03803_1_t218_174118art_43_02_07 (1)

Митрополит Сергий. 1937 г.

Будущий Патриарх Сергий (Страгородский), по сути он возглавлял церковь после смерти Патриарха Тихона, будучи сначала заместителем местоблюстителя патриаршего престола, а потом и самим местоблюстителем, а в годы Велий Отечественной Войны стал патриархом. Именно при нем выстроились взаимоотношения между руководством Советского Союза и Церкови.

20131121_korin3KMO_116350_03811_1_t218_174117 (1)

Отец Сергий Успенский (старший) 1929 г.

Сергей Васильевич Успенский служил 50 лет в церкви Спаса Преображения на Песках. Как и многие согласился позировать Корину, узнав, что ему позировал сам владыка Трифон.

art_43_01_01

Отец Сергий Успенский (младший), племянник отца Сергия Успенского Старшего. 1931 г.

После революции неоднократно арестовывался и ссылался, в 1937 году был расстрелян на Бутовском полигоне, причислен к сонму новомучеников и исповедников Российских.

20131121_korin5 (1)KMO_116350_03805_1_t218_174117 (1)

Протоиерей Василий Фёдорович Соболев. 1930 г.

Настоятель храма Преподобного Сергия у Рогожской заставы.

20131121_korin8KMO_116350_03804_1_t218_174117

Архимандрит (Отец Никита). 1936 г.

отец Никита (Курочкин 1889–1937гг). Духовный сын старца схиархимандрита Мелхиседека, иеромонах Зосимовой пустыни. После ее закрытия – старец Высоко-Петровского монастыря.Был в ссылке, по возвращении из ссылки служил в селе Ивановском под Волоколамском. Окормляя многие общины. Скончался в Волоколамске в 1937 г.

«Арсений, митрополит Новгородский» 1933Арсений, митрополит Новгородский. 1933 г.

Арсений (Авксентий Георгиевич Стадницкий, 1862–1936), выдающийся историк, богослов, прозванный «строгим архипастырем» духовник Алексия Симанского – патриарха Алексия I. В 1918 году митрополит Арсений стал одним из трех кандидатов в патриархи, а в начале 1920-х был арестован и с тех пор почти постоянно находился в тюрьме или ссылке. В 1936-м скончался в Ташкенте на руках своего духовного сына – хирурга и архиепископа Луки Войно-Ясенецкого.Архиепископ Владимир (Соколовский). 1926 г.

Архиепископ Владимир (Соколовский) 193137010Архиепископ Владимир (Соколовский) 1931 г.

На сколько я понял, оба портрета, размещенные выше, несмотря на их различия, являются изображениями одного человека, - в миру - Василия Григорьевича Соколовского-Автономова (1852-1931).

Владыка был большим знатоком знаменного пения. Что интересно для нашей местности, дак это то, что он был в 1903 г. переведен на Екатеринбургскую и Ирбитскую кафедру. В 1904 г. возглавил юбилейные торжества по случаю 300-летия основания Верхотурского монастыря во имя свт. Николая Чудотворца и 200-летия со времени перенесения в монастырь мощей прав. Симеона Верхотурского. Под его непосредственным наблюдением был возведен Крестовоздвиженский собор Верхотурского монастыря. Во время своего посещения Екатеринбурга в июне 1905 г. прав. Иоанн Кронштадтский после совместного служения с владыкой записал в дневнике: «Божий он человек: умный, наблюдательный, твердый в правде, скромный, кроткий, благолепный». Отошел ко Господу в 1931 году в нищите и аскезе.

13237544210987045233_4a2b78c78d_b (1)_Молодой иеромонах Алексий (Виктор Сергеев)

В будущем Архиепископ Алексий.

1032Иеродиакон Федор (Олег Богоявленский 1905-1943 гг.)  в будущем преподобномученик иеромонах Феодор. Когда  арестовали его духовного отца, игумена Высоко-петровского

30494971_Shiigumen_Mitrofan_i_Ieromonah_Germogen37019Схиигумен Митрофан (с крестом) (1869-1943?) и иеромонах Гермоген.art_43_01_12patriarh-pimen-foto-korin (1)Иеромонах Пимен (Извеков), который почти через сорок лет после написания этого портрета станет патриархом. Второй человек на картине -  епископ Антонин (Грановский), один из видных деятелей обновленческой церкви.

Схимонах Агафон. В миру - Лебедев Александр Александрович. В будущем - Преподобномученик схиархимандрит Игнатий (Лебедев) (1884- 1938 гг.). Изначально являлся насельником Зосимовой пустыни. После ее закрытия стал наместником Высокопетровского монастыря. Имел очень большое количество духовных детей, был опытным духовником, многоопытным старцем, несмотря на то что по возрасту не был стар, он умер в 54 года, в исправительно-трудовой колонии близ города Алатырь.Отец Иван (Рождественский), священник из Палеха. 1931 г.

Этот портрет был написан Павлом Кориным по ранним наброскам, или по памяти, т.к. о. Иоанн был расстрелян еще в 1922 году. Ныне же он прославлен в лике священномучеников.

Отец Алексий из Палеха 1931

Настоятель церкви Иоанна Златоуста в селе Краснове недалеко от Палеха. Он видел, как разрушаются храмы, точнее — их разрушают самые обычные люди, в том числе те, кто вчера еще приходил на службу, как рушатся родственные связи. «Добрый пастырь (…), переживший в этой жизни крушение всех земных идеалов: самоубийство сына, посрамленного за свое родство с отцом-священником, измену собственной паствы», — пишет о герое Корина искусствовед Вадим Валентинович Нарциссов.Священник у аналоя со свечой. 1931 г.

korin-holmogorovart_43_01_11 (1)

art_43_02_11

simeonn.livejournal.com

Описание картины Виктора Борисова-Мусатова «Реквием»

Описание картины Виктора Борисова Мусатова «Реквием»Еще одна картина Борисова-Мусатова «Реквием» продолжает идеи, начатые в «Изумрудном ожерелье». Огромная, проработанная до тончайших деталей станковая акварель, была посвящена трагической смерти близкого друга художника – Н.Ю. Станюкович.

Художник невероятно скорбел по прекрасному и близкому для него человеку. Скорбь причиненная такой неожиданной смертью выразилась в изображении “Реквиема”. Вся картина отвечает классическому стилю и формам. Тщательно прорисованные детали, однако не помогли художнику оживить персонажей картины. Все женщины изображены плоско, словно они тени ужасной скорби и отчаянья.

Изображенное сзади здание и парк, точно также как в «Ожерелье» выступает больше фоном, чем объёмным пространством. Несмотря на тематику грусти и скорби, а также пессимистическое настроение, автор предпочитает светлые тона и оттенки. Они плавно переходят от стен здания, к костюмам и нарядам женщин, светлой плитки, а также облику античной статуи.

В своем творении художник Борисов-Мусатов смог заменить живых героев символами, и таким образом необыкновенно близко придвинуться к символизму, в образе мистики. Картину свою автор написал в городишке Тарус, расположенным на берегу речки Ока. Там художник проводит с марта по ноябрь 1905 года. Его не интересовала общественность и все события, которые там происходили, если они соприкасались с его творческими интересами.

Однако находясь в тишине обычного села, куда едва ли доходили слухи о протестах, крестьянских забастовках и волнениях, он с нетерпением ждал новых газет, а также прихода “Российской республики”.

Все эти события перекликаются с творчеством художника. Именно в этот год он начинает работать на пейзажами, представляющими в его понимании облик новой России республики.

opisanie-kartin.com

Павел Корин. "Реквием". К истории "Руси уходящей"

Открыть доступ

До 30.03.2014 в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу.

На протяжении нескольких лет Третьяковская галерея готовилась к реализации крупного и сложного спецпроекта, посвященного картине Павла Корина «Реквием. Русь уходящая«, одному из самых грандиозных и загадочных художественных замыслов 20 века, который так и остался незавершенным. Впервые после проведения больших реставрационных работ Третьяковская галерея экспонирует весь корпус портретов, этюдов и эскизов к картине, включая предназначавшийся для нее крупноформатный холст.

Павел Дмитриевич Корин (1892–1967) – выдающийся живописец, жизнь и творчество которого полны трагических парадоксов. Потомственный палехский иконописец, ученик и близкий друг М.В.Нестерова, П.Д.Корин был известен современникам в первую очередь как мастер портрета. Его кисти принадлежат ставшие классическими изображения художников С.Т.Коненкова, М.С.Сарьяна, М.В.Нестерова, Кукрыниксов, выполненные в 1940–1960-е годы. Знаковыми для советского искусства воспринимаются монументальные работы Павла Корина – мозаики станций метро «Комсомольская» и «Смоленская», витражи станции «Новослободская». Благодаря им мастер получил официальное признание. Но главным делом его жизни стала работа над картиной «Реквием«.

Замысел произведения возник в марте 1925 года под впечатлением от всенародного прощания с патриархом Тихоном, в котором Корин принимал участие. Потрясенный увиденным, он решил написать большое полотно, на котором главными героями стали бы реальные участники церемонии отпевания патриарха. За конкретным событием художник увидел обобщение – «церковь выходит на последний парад» (П.Д.Корин). Назвав будущую картину «Реквием«, мастер определил ее содержание как заупокойную литургию, траурное прощание. Второе, широко известное в советское время название – «Уходящая Русь» («Русь уходящая«) – было дано произведению А.М.Горьким и стало для Павла Корина своеобразной «охранной грамотой».

Общая идея «Реквиема» с годами трансформировалась: первоначальный вариант – уход подвижников, гибель духовной традиции – в окончательной версии преобразился в свидетельство «неиссякающего множества» Церкви как вечного источника духа. Соответственно менялась и композиция. Если в ранних вариантах эскизов художник выстраивал ее по принципу шествия, крестного хода (работа 1927 года), то на последнем эскизе (1959) Корин пришел к идее предстояния, избрав местом действия центральное пространство Успенского собора Московского Кремля.

В результате подготовительных работ к картине сформировался цикл из 29 портретов, эскизов-вариантов композиции, этюдов интерьеров Успенского собора Московского Кремля. Загрунтованный холст (551 × 941 см), помещенный в экспозиции, на протяжении десятилетий стоял нетронутым в мастерской художника. Ныне он воспринимается своеобразным камертоном, благодаря которому становится понятна грандиозность замысла, свидетельствующая о Корине как о продолжателе традиции создания «большой» исторической картины, важнейшей для национального искусства, а весь ряд произведений, созданных к «Руси уходящей«, читается наиболее значительно.

Реальные персонажи портретов – митрополиты, архиепископы, игумены, схимницы, нищие, слепые, монахи и монахини, пришедшие проститься со своим патриархом, – на холстах художника превращаются в символы трагических событий в истории России 20 века. Многие из действующих лиц «Реквиема» служили для Корина примерами нравственного и духовного выбора. Увековечение их облика средствами изобразительного искусства было одной из основных задач мастера. Четкие силуэты, выразительные, но сдержанные жесты и позы свидетельствуют о значительной внутренней силе героев картины, лучших представителей Церкви Земной перед ликами Церкви Небесной.

Павел Корин продолжал трудиться над проектом более 30 лет, так и не приступив к написанию большого полотна. Однако нереализованность главного замысла не воспринимается как его крах. Идея «Реквиема» и процесс работы над ним были беспрецедентны в советском искусстве. В настоящее время цикл произведений, связанных с воплощением этой идеи, представляется целостным творческим проектом. Входящие в него работы выстраиваются в единое и мощное полифоническое полотно. О картине Павла Корина ходили легенды. Мастерская живописца превратилась в место паломничества художников, литераторов, артистов, дипломатов; сохранились воспоминания о посещении ее наркомами, священнослужителями. Так «Реквием» превратился в значимое явление неофициальной художественной жизни Москвы.

Работа над «Реквиемом» стала лабораторией мастера, в которой формировались творческие принципы и живописные приемы, во многом предопределившие будущие пластические открытия в отечественном искусстве 1960-х годов.

С момента своего создания полотна хранились в доме П.Д.Корина на Малой Пироговской улице. Впоследствии по завещанию художника дом был передан Третьяковской галерее и стал одним из научных отделов музея. Однако здание мастерской – бывшая прачечная доходного дома – оказалось неприспособленным для экспонатов. В неблагоприятных условиях хранения у всех полотен изменился цвет, так как авторский лак утратил прозрачность. В 2009 году холсты поступили в запасники Третьяковской галереи из закрывшегося на реконструкцию Дома-музея П.Д.Корина.

На протяжении нескольких лет специалисты музея с помощью уникальных авторских методик выравнивали лаковую пленку, проводили регенерацию лака, удаляли провисание холстов. Два полотна отреставрированы благодаря финансовой поддержке ОАО «ТВЭЛ». В результате проведенных работ на многих полотнах открылись не читавшиеся ранее детали, вернулась глубина и прозрачность колористической гаммы. Проявившаяся интенсивная цветность живописи стала настоящим открытием даже для самих исследователей творчества Корина. Современному зрителю впервые предоставлена возможность увидеть эти полотна в первозданном состоянии.

Подготовлен альбом-каталог, включающий статью об истории работы над картиной, краткие биографии портретируемых, хронологию жизни и творчества П.Д.Корина. Дизайн-проект экспозиции создан архитектором и художником Юрием Аввакумовым.

 

 

Информация (на 21.11.2013):

Государственная Третьяковская Галерея, здание на Крымском Валу

Адрес: улица Крымский Вал, дом 10. Ближайшие станции метро «Октябрьская» и «Парк Культуры»

Режим работы: вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье – с 10.00 до 19.30, четверг и пятница с 10:00 до 21:00, выходной день – понедельник

Стоимость билетов – 350 рублей, льготные категории – 150 рублей.

 

cultobzor.ru

Павел Корин. «Русь уходящая»

В 1925 году в своей московской резиденции (тогда это был Донской монастырь) умер патриарх Тихон. Смерть святителя Русской православной церкви вызвала массовое паломничество народа к одру умершего. По всем дорогам к Москве, к стенам Донского монастыря, потекли потоки людские. Безмолвно, день и ночь, шла вся православная Русь. Торжественная церемония отпевания, духовенство всех степеней и рангов, толпы верующих, среди которых были фанатики и юродивые...

*кликабельно"Реквием. Русь уходящая. 1935-1959

Побывали там и писатели, и композиторы, и ученые, и художники - все, кто мог тогда осознать значение происходящего. Среди художников оказался искренний певец "Святой Руси" М.В. Нестеров, а с ним ученик и к тому времени самый уже близкий друг его Павел Корин. Он и увидел, как эта Русь, убогая в повседневной жизни, в эти последние - трагические для нее и одновременно звездные мгновения - проявила всю силу своего характера. Эта Русь и уходила по-русски, уходом своим являя знак вечности.

Разные персонажи - молодые и старые, мужчины и женщины, епископы и монахи, игуменьи и молодые монашенки, калеки и нищие на каменных ступенях церквей и просто миряне. Все они уходили в прошлое с непреклонной верой, что уход этот временный, с надеждой на возвращение и убежденностью в правоте и святости своего дела. Сам художник плакал, когда вслед за ушедшими из храма служителями культа стали рушить прекрасные памятники зодчества, украшенные фресками талантливых мастеров.

Павел Корин сделал тогда для памяти несколько карандашных набросков. А на одном из рисунков подписал: "Встретились два схимника, как будто бы вышли из земли... Из-под нависшей седой брови смотрит глаз, одичало смотрит". Именно тогда и зародилась у молодого художника идея написать большую картину, которой он дал название "Реквием".

Сначала это были просто этюды, которые он писал самозабвенно, с вдохновением, доходящим до отчаяния. Еще не до конца были ясны сюжет и композиция картины, а характеры действующих лиц уже рождались на полотне. Они были живые - со своими страстями, верой, смятением. Иногда некоторые коллеги забрасывали семена сомнения в душу художника, но не охлаждали его творческого пыла, хотя и сильно терзали.

В Палехе, а затем в Москве, в иконописной мастерской, П. Корин часто соприкасался со служителями Русской православной церкви, и этот мир стал ему хорошо знаком. Впечатлительный художник с большой остротой почувствовал и понял всю глубину трагического положения церкви, вступившей в конфликт с молодой советской властью. Эта борьба носила ожесточенный характер, и когда в стране началось уничтожение духовенства, П. Корин понял: уходит со сцены общественной жизни великая сила. Именно в этом уходе виделось ему глубокое, полное внутреннего драматизма художественное полотно.

Когда П. Корин решил написать большую картину, увековечивающую уходящую старую Русь, он говорил: "За всю Церковь нашу переживал, за Русь, за русскую душу. Тут больше меня, чем всех этих людей; я старался их видеть просветленными и сам быть в приподнятом состоянии... Для меня заключено нечто невероятно русское в понятии "уходящее". Когда все пройдет, то самое хорошее и главное - оно все останется".

Не считая себя портретистом, П. Корин задумал создать многофигурную композицию с ярко выраженной сюжетной основой: "Церковь выходит на последний парад". Этюды к задуманной картине были сделаны им задолго до окончательного эскиза ее композиции. Это были уже вполне самостоятельные, мастерские портреты, общее число которых достигало нескольких десятков.

Отец и сын. (С.М. и Ст.С. Чураковы). 1931

Одним из самых ранних (некоторые исследователи считают его и самым лучшим) был этюд "Отец и сын". Это парный портрет скульптора-самоучки СМ. Чуракова и его сына, впоследствии известного художника-реставратора. Они представлены почти в полный рост. Изображенная на первом плане фигура Чуракова-старшего - высокого, крепкого сложения старика с бородой микеланджеловского пророка - поражает зрителя необычайной силой. Уверенно стоит он на широко расставленных ногах, приподняв правое плечо и заложив за спину руки, держащие клюку. Голова его склоняется долу; красивое лицо с высоким открытым лбом, изборожденным резкими морщинами, осенено глубокой думой.

Стоящий позади него сын как бы дополняет этот образ, развивая и варьируя тему глубокого раздумья. Внешне фигура юноши напоминает фигуру отца. Правда, она значительно меньше и тоньше, но и здесь та же глубоко сосредоточенная поза с опущенной головой и сомкнутыми руками. При всем том зрителю ясно, что перед ним совершенно разные, во многом даже контрастные фигуры.

Тонкое, нервное лицо молодого человека, обрамленное густыми темно-каштановыми волосами, закрывающими лоб; жиденькая юношеская бородка, судорожно сплетенные пальцы рук - все говорит о более сложной и одновременно более слабой внутренней организации.

Через несколько лет П. Корин написал этюд "Трое". Три женские фигуры, являющие три разных возраста, отразили три разных подхода мастера к решению портретного образа. Центральная фигура - приземистая, сгорбленная старуха-монахиня, тяжело опирающаяся на клюку... Перед зрителем предстает одна из главенствующих церковных особ, может быть, в прошлом - настоятельница какого-нибудь монастыря. Длинная черная ряса с накидкой облекает эту мрачную фигуру. Из-под огромной, надвинутой на лоб шапки с меховой опушкой и прикрывающего щеки черного платка рельефно выделяются мастерски вылепленные цветом детали старческого лица. С первого взгляда на нее зрителю ясно, что перед ним личность властная, решительная, мужественная.

За спиной старухи, справа, стоит пожилая женщина в полумонашеской одежде. Ее красивое лицо в обрамлении черного платка, с высоким открытым лбом и добрыми, печальными глазами овеяно какой-то особой душевной теплотой и тихим спокойствием, говорит о трудной, многострадальной судьбе, мудром терпении и стойкости русской женщины.

Третья фигура - молодая большеглазая красавица, стройная и высокая - олицетворяет героико-романтическое направление в творчестве П. Корина. Она в таком же темном полумонашеском одеянии, как и ее соседка, но горделиво приподнятая голова ее не покрыта.

Протодьякон М.К. Холмогоров

В 1935 году последовал еще один этюд - портрет протодьякона М.К. Холмогорова, а потом еще и другие. Когда появились еще первые этюды к "Реквиему", многие встретили их просто в штыки. Признавая бесспорную одаренность П. Корина, его упрекали за уход от действительности, поэтизацию мрачных сторон "наследия прошлого", апологию религиозности и за многое другое. Однако уже в этих этюдах было своеобразное отражение революции, пусть пока и косвенное. Суть такого отражения заключалась, в предельном накале страстей человеческих, в могучей стихии веры. "Реквием" в этюдах постепенно вырастал до символического "реквиема" уходящему старому миру.

Митрополит Трифон

В конце 1930-х годов П. Корин перестал писать этюды к своей картине, объясняя это чисто внешними фактами - нападками недоброжелателей и т.д. Но были и более глубокие причины мировоззренческого характера и творческого порядка. Стремительно развивалась новая жизнь, требовавшая от художника обновления и расширения тематики творчества. Обращение к новым героям (портреты замечательных деятелей советской культуры) заметно притормозило работу над задуманной картиной, но не остановило ее.

Молодой иеромонах. Отец Федор. 1932

Приехавший однажды к художнику A.M. Горький подробно расспрашивал о композиции будущего полотна, поинтересовался и названием. "Реквием", - не очень уверенно ответил художник. - "Адреса не вижу. Название должно определять содержание. - А потом писатель проговорил, взглянув на этюды: - Они все эти - уходящие. Уходят из жизни. Уходящая Русь. Я бы так и назвал: "Русь уходящая". И как-то сразу после этих слов все определилось у П. Корина. Все стало на свои места, идея и замысел картины приобрели ясную и четкую стройность.

Схимница мать Серафима из Ивановского монастыря в Москве

Схимница из Ивановского монастыря. Этюд к картине «Реквием». 1930-е.

Почти четверть века (хотя и со значительными перерывами) писал Павел Корин окончательный эскиз картины, который и завершил в 1959 году. Этот эскиз был уменьшенным вариантом задуманного полотна, он не просто дает представление о его композиции и художественном строе, но и раскрывает конкретное содержание каждого образа. Это эскиз многофигурного группового портрета, созданного по примеру лучших образцов этого жанра.

Нищий. 1933

Действие своей картины П. Корин развернул в глубине Успенского собора Московского Кремля. Многоликая толпа, заполнив собор, готовится к торжественному выходу. Такое решение сюжета позволило художнику обратить всех героев картины лицом к зрителю, что в свою очередь способствует наиболее многогранному раскрытию портретных характеристик.

В центре картины П. Корин расположил высшее духовенство. В одном храме одновременно вместе сошлись четыре патриарха, последовательно возглавлявшие Русскую православную церковь. Уже одно только это обстоятельство говорит в пользу того, что замысел всего полотна не сводится лишь к отображению трагически уходящей Святой Руси. Долгое время некоторые искусствоведы (например, Г. Васильев) рассматривали картину П. Корина как "последний парад осужденных историей на небытие". Критик отмечал, что "их отчужденность от жизни безжалостно подчеркнута безлюдием огромного собора. Художник задумал свою картину как "Реквием" - отходную могучему общественному явлению, именуемому православием".

Молодая монахиня. 1935

Да, мысль о происходящей трагедии читается и в композиции картины, и в лицах ее персонажей. Но лица большинства из них омрачены не только скорбью, они отмечены и глубокими сосредоточенными раздумьями. В картине и намека нет, что перед нами представлены жертвы великой исторической ломки, смиренно принимающие приговор эпохи. Поэтому среди персонажей очень мало склоненных фигур и людей с поникшим взором. Слева от амвона зритель видит высокого, гордо откинувшего голову иеромонаха. Рядом с ним представлены два народных типа: древний, но еще полный неугасимых сил старик и нищий-слепец. На переднем плане уже называвшиеся выше три женские фигуры. Богата разнообразными типами и характерами правая часть композиции. Общий красновато-синий колорит полотна с обильными вкраплениями золота, строгая величавость фона, заполненного чудесно интерпретированной художником русской живописью, таинственное мерцание свечей - все усиливает суровую, напряженную торжественность этой монументальной сцены.

Задуманная П. Кориным "Русь уходящая" - полотно крупного историко-философского плана. Но художник так и не перенес готовую в сущности картину на большой холст. Натянутый на гигантский подрамник, холст этот и поныне стоит в мастерской-музее художника. Почему же его не коснулись ни кисть, ни даже уголь?

Некоторые считают, что художник почувствовал непреодолимое противоречие между замыслом и выбранным им путем его воплощения. А. Каменский, например, писал: "Корин задумал свою огромную картину как торжественный реквием, как высокую трагедию. Но трагедия лишь тогда обретает настоящую жизненную силу и величие страстей, когда при конкретном столкновении погибающая сторона обладает своей исторической справедливостью и человеческой красотой. У персонажей "Руси уходящей" этих качеств нет. Лучше всех это доказал сам Корин в своих этюдах. Он изобразил с... психологической силой вереницу духовных и физических калек, упорствующих фанатиков, слепорожденных, умирающих без прозрения... И вот когда Корин стал компоновать из своих этюдов картину, намереваясь создать трагическую композицию, объективное содержание созданных им же самим отдельных образов стало противоречить общему замыслу. У Корина хватило душевной зоркости, чтобы это понять, и мужества, чтобы отказаться от создания полотна".

Однако, как уже говорилось выше, факты противоречат утверждению, будто художник пришел к выводу о нецелесообразности завершения своей картины. Л. Зингер, например, отмечает, что в эскизе есть просто прекрасные персонажи: тот же старик-богатырь из пары "Отец и сын", некоторые женские типы - плоть от плоти тех вечных прообразов, что в свое время породили боярыню Морозову и стрельцов у В. Сурикова, Марфу и Досифея у Мусоргского, отца Сергия у Л. Толстого.

Но картина оказалась незавершенной не столько по воле самого художника. Партийные функционеры стояли на страже принципа социалистического реализма в литературе и искусстве, ревностно следили за тем, чтобы "идейно вредные" и "чуждые народу" произведения никогда не увидели свет.Еще в 1936 году от одного из них, А. Ангарова, поступило письмо на имя И.В. Сталина: "Подготовка Корина к основной картине выражается в сотне эскизов, натурщиками для которых служат махровые изуверы, сохранившиеся в Москве остатки духовенства, аристократических фамилий, купечества и т.д. Так, например, среди натурщиков Корина имеется человек, окончивший два высших учебных заведения и в 1932 году постригшийся в монахи. Корину позируют бывшие княгини, ныне ставшие монахинями, попы всех рангов и положений, протодьяконы, юродивые и прочие подонки...

Наши попытки доказать ему ложность взятой им темы пока не имели успеха... Прошу Вашего указания по этому вопросу".

Сам П. Корин в последние годы страстно хотел завершить свою картину. Единственным серьезным препятствием стали возраст и резкое ухудшение здоровья художника. Ему было уже около семидесяти лет, он перенес два инфаркта, а работа требовала много сил. И все же мастер не хотел сдаваться.П.Д. Корин собирался даже заказать специальное подъемное кресло и начать работы. Но силы убывали, и незадолго до кончины художник с горечью произнес: "Не успел".

Сам П. Корин никогда не верил в окончательный уход Святой Руси, в исчезновение православной духовности. Он страстно верил: "Русь была, есть и будет. Все ложное и искажающее ее подлинное лицо может быть пусть затянувшимся, пусть трагическим, но только эпизодом в истории этого великого народа".

***

Моя Родина

Старинный сказ — правая часть триптиха Александр Невский. 1943

Александр Невский. Центральная часть триптиха. 1942

Спас Ярое Око. 1932

Левая часть эскиза неосуществленного триптиха Сполохи. 1966

Правая часть эскиза неосуществленного триптиха Сполохи. 1966

Центральная часть эскиза неосуществленного триптиха Сполохи. 1966

Архимандрит Отец Никита.

Пересвет и Ослябя — правая часть эскиза-варианта неосуществленного триптихаДмитрий Донской. 1944

Дмитрий Донской и Сергий Радонежский — центральная часть эскиза-варианта неосуществленного триптихаДмитрий Донской. 1944

Дмитрий Донской. Утро Куликова поля. 1951

Иеромонах Митрофан. Фрагмент

Отец Иван, священник из Палеха. 1931

Схиигумен Митрофан и Иеромонах Гермоген. 1933На обороте на верхней планке подрамника авторская надпись: Схиигумен О. Митрофан (с крестом) из «Зосимовой пустыни»

Собор Святого Петра в Риме. 1932.

Корин Павел Дмитриевич : Портрет КукрыниксовПортрет Кукрыниксов

Портрет Н.А. Пешковой. 1940

Портрет М.В. Нестерова. 1939

Портрет К.Н. Игумнова. 1941-1943

Портрет маршала Г.К. Жукова. 1945

***

Корин Павел Дмитриевич(25 июня (7 июля) 1892 - 22 ноября 1967 (75 лет)

Корин, Павел Дмитриевич

П.Д. Корин - одна из самых крупных, сложных и трагических фигур в русском искусстве XX в.

Родился он в знаменитом селе Палех в семье потомственных иконописцев. Жизненная стезя была предопределена. Однако талант требовал развития. Корин перебирается в Москву, в 1911 г. становится помощником М. В. Нестерова в работе над росписью церкви Марфо-Мариинской обители.

Встреча с Нестеровым, понимавшим искусство как духовный подвиг, а также другая "встреча" - с творчеством А. А. Иванова, преклонение перед его подвижнической жизнью укрепили в Корине мечту отдать всю жизнь служению искусству, достичь высот мастерства, стать продолжателем великих традиций русской живописи.

В 1916 г. Корин заканчивает МУЖВЗ, но, неудовлетворенный своими первыми самостоятельными работами, осознает, сколь далек заветный идеал, сколь труден путь к намеченной цели.В 1918-25 гг., в самый разгар смуты в стране и в искусстве, Корин словно несет добровольное послушание: много рисует, копирует, изучает анатомию. Он убежден, что новые и новейшие художественные течения не расширяют, а резко сужают возможности художника, не дают ему в руки достаточных пластических средств, что это движение не вверх, а вниз.

В 1925 г. Корин, как некогда А. А. Иванов, обретает свою тему. В апреле этого года умирает патриарх Тихон. В Москву на его похороны собирается вся православная Россия. Потрясенный увиденным ученик Нестерова, православный русский человек, Павел Корин осознает себя художником этой России, казалось бы обреченной, но продолжающей жить, уверенной в своей духовной правоте. Он задумывает изобразить крестный ход во время похорон патриарха.

Вскоре началась работа над подготовительными этюдами к картине, которую Корин назвал "Реквием". Одновременно художник создает первую крупную работу - панорамный пейзаж "Моя родина" (1928). Это вид на Палех издали. Корин словно прикасается к родной земле, набираясь сил для воплощения грандиозного замысла. Он вновь словно клянется в верности великой национальной традиции, своим постоянным учителям - А. А. Иванову и М. В. Нестерову. Работа над этюдами к большой картине заняла десять лет.

Последний портрет - митрополита Сергия, будущего патриарха - написан в 1937 г. Исполненные с редкой для искусства XX в. пластической мощью этюды вместе составляют уникальную портретную серию. Православная Русь - от нищего до высших церковных иерархов - предстает перед зрителем. Персонажи объединены общим состоянием, полны внутреннего духовного огня, но при этом каждый обладает индивидуальным характером.

В 1931 г. мастерскую Корина неожиданно посещает М. Горький. От него картина получила новое название - "Русь уходящая", что исказило первоначальный замысел, но и "прикрыло" художника от возможных нападок. Благодаря Горькому, братья Павел и Александр Корины едут в Италию. Там они изучают работы старых мастеров, Павел Дмитриевич пишет пейзажи и известный портрет Горького (1932). В это время окончательно складывается живописный стиль Корина: мощная пластическая лепка, чеканная и обобщенная форма, сдержанная и одновременно насыщенная цветовая гамма с введением отдельных цветовых акцентов, живопись плотная, многослойная, с использованием лессировок (Корин - блестящий знаток техники живописи).

После смерти Горького в 1936 г. обстоятельства жизни художника резко изменились, он фактически был вынужден прекратить работу над картиной. Уже подготовленный огромный холст так и остался нетронутым. Эскиз (1935-37) показывает, что "Русь уходящая" могла стать самым значительным произведением русской живописи после 1917 г., исполненным мощи и символического значения. Это Церковь, выходящая на бой. В центре - три патриарха, Тихон, Сергий и Алексий, современником которых был Корин. Перед ними митрополит в красном пасхальном облачении (Пасха - праздник Воскресения и вечной жизни). Огромный архидиакон непомерно (и намеренно) длинной рукой вздымает вверх кадило жестом, означающим начало литургии: "Благослови кадило, Владыка!" - но обращается не к патриархам, как того требует обряд, а как бы прямо к Богу. Это Церковь, "уходящая" в вечность.По сути, те же качества духовного подвижничества подчеркивает Корин в портретах деятелей культуры и науки, заказ на которые художник получает в 1939 г. Среди портретируемых - М. В. Нестеров, А. Н. Толстой, актеры В. И. Качалов, Л. М. Леонидов, пианист К. Н. Игумнов; после войны к ним добавились портреты М. С. Сарьяна, С. Т. Конёнкова, Кукрыниксов, итальянского живописца Р. Гуттузо.

При всем мастерстве и силе этих произведений, в самой их живописи есть ощущение трагического надрыва, живопись как бы замыкается и кристаллизуется, уходит непосредственность, картины словно закованы в броню гладких, плотных мазков. Это естественно. И сам Корин чувствует себя воином, постоянно отражающим натиск враждебных сил.

В годы Великой Отечественной войны художник обращается к исторической теме, работать над которой он продолжал до самой смерти. Образы воинов - защитников не просто родной земли, но духовных идеалов России - привлекают Корина. Таков Александр Невский - центральная фигура знаменитого одноименного триптиха (1942), - в котором живут черты и святых с древнерусских икон, и могучих героев итальянского Возрождения.

Всю жизнь Корин вел бой. Как художник. Как собиратель обреченных на гибель произведений древнерусского искусства. Как выдающийся реставратор, которому человечество обязано спасением многих великих произведений, в том числе шедевров Дрезденской галереи. Как общественный деятель - защитник культурных памятников России. Но одержать главную победу - завершить труд, к которому он сознавал себя призванным, - Корину не удалось.

 

liveinternet.ru

subscribe.ru

Описание картины Виктора Борисова-Мусатова «Реквием» Картины художников

Описание картины Виктора Борисова-Мусатова «Реквием»Еще одна картина Борисова-Мусатова «Реквием» продолжает идеи, начатые в «Изумрудном ожерелье». Огромная, проработанная до тончайших деталей станковая акварель, была посвящена трагической смерти близкого друга художника — Н.Ю. Станюкович.

Художник невероятно скорбел по прекрасному и близкому для него человеку. Скорбь причиненная такой неожиданной смертью выразилась в изображении “Реквиема”. Вся картина отвечает классическому стилю и формам. Тщательно прорисованные детали, однако не помогли художнику оживить персонажей картины. Все женщины изображены плоско, словно они тени ужасной скорби и отчаянья.

Изображенное сзади здание и парк, точно также как в «Ожерелье» выступает больше фоном, чем объёмным пространством. Несмотря на тематику грусти и скорби, а также пессимистическое настроение, автор предпочитает светлые тона и оттенки. Они плавно переходят

от стен здания, к костюмам и нарядам женщин, светлой плитки, а также облику античной статуи.

В своем творении художник Борисов-Мусатов смог заменить живых героев символами, и таким образом необыкновенно близко придвинуться к символизму, в образе мистики. Картину свою автор написал в городишке Тарус, расположенным на берегу речки Ока. Там художник проводит с марта по ноябрь 1905 года. Его не интересовала общественность и все события, которые там происходили, если они соприкасались с его творческими интересами.

Однако находясь в тишине обычного села, куда едва ли доходили слухи о протестах, крестьянских забастовках и волнениях, он с нетерпением ждал новых газет, а также прихода “Российской республики”.

Все эти события перекликаются с творчеством художника. Именно в этот год он начинает работать на пейзажами, представляющими в его понимании облик новой России республики.

Прислал: Сорокина Лидия . 2017-10-08 21:58:25

opisanie-kartin.iusite.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта