ПСИХОЛОГИЯ GOOD - Логика психолога Архипова и авторские статьи по психологии и философии. Психологическая картина мира
Картина мира. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников
Я думаю, я чувствую, я хочу… Кто или что скрывается под этим таинственным Я? Я – владелец внутреннего мира. При желании мы многое можем узнать о том, как устроено королевство нашего Я и как им грамотно управлять.
Благодаря работе внутреннего мира мы познаем внешний мир: с помощью разума постигаем закономерности его существования и развития, с помощью чувств наделяем его красками, насыщаем нашими личными отношениями и желаниями. У каждого из нас есть своя собственная картина окружающего мира (еще говорят – образ мира). Возникает и развивается личная картина мира благодаря различным источникам. Во-первых, благодаря той научной информации, которую мы приобретаем в школе, выуживаем из книг, телепередач и разговоров со знающими людьми. Физика и химия дают нам возможность понять основы мироустройства на молекулярном и атомном уровне; биология позволяет осмыслить законы живой природы; математика дает нам в руки инструмент для измерения свойств окружающего мира.
Во-вторых, личная картина мира формируется благодаря нашему личному опыту. Маленькому ребенку доступны для изучения его собственный дом и песочница во дворе. Именно информацией, полученной при их исследовании, он воспользуется для того, чтобы создать свою картину мира. Постепенно перед человеком открываются все большие и большие пространства: городской район или весь поселок, город, край, страна, континент, мир… Замечательно, если на уроке географии удалось посмотреть фильм про неизведанные леса в пойме реки Амазонки. Это, несомненно, пополнит нашу картину мира. Но если это удалось увидеть не на экране, а в жизни… В картине мира появится яркий, насыщенный экзотическими запахами и цветами фрагмент личной жизни.
В связи с этим третий источник создания собственного образа мира – чувства, переживания, личные смыслы, которые каждый из нас вкладывает в то или иное знание о мире. Без них наша картина мира была бы безжизненна. И вообще, она не имела бы никакого отношения лично к нам. Скажем, каждый из нас знает, что где-то в мире (а может быть, совсем рядом, в километре от дома) существует Тихий океан. Но для кого-то знание о нем – лишь абстрактная, блекло окрашенная точка на карте мира, для кого-то – часть личной биографии, элемент повседневности («да, каждую неделю я езжу с отцом на океан»), а для кого-то – яркая, всепоглощающая мечта. Для него само словосочетание «Тихий океан» вызывает множество чувств; с ним связаны грезы, сны, образы будущего. Возможно, что образ мира такого человека наполовину состоит из Тихого океана.
Человек – это восприимчивое, чувствующее, разумное и рассудительное существо, стремящееся к самосохранению и счастью.
Поль Анри Гольбах
Итак, вся известная нам информация о внешнем мире, весь наш опыт его познания, все переживания и чувства, объединяясь, позволяют нам создать свою, личную картину мира. Эта картина постоянно изменяется, пополняется новым знанием и новыми впечатлениями. Если мы учимся по одним учебникам и живем в схожих социальных условиях, наши картины мира будут близки. Но они все равно будут отличаться друг от друга! Каждый из нас, живя и развиваясь, создает свою вселенную.
Можно ли сказать, что есть «правильные» и «неправильные» картины мира?
Следующая глава >
psy.wikireading.ru
Картины мира. Психология подсознания
В соответствии с видами восприятия у человека формируется несколько картин мира: ментальная, эмоциональная и сущностная.
Ментальная картина мира - это тот образ мира, который останется в нашем сознании, если исключить энергетический аспект восприятия. Это наше сознательное "холодное" представление о мироустройстве. И одновременно - это основное средство, с помощью которого подсознание управляет сознанием, ибо сущностная и эмоциональная картины мира данного человека резко отличаются от ментальной, которая часто служит целям маскировки сущности от сознания.
Эмоциональная картина мира - это совокупность эмоционально значимых явлений мира. Эта картина гораздо уже ментальной, но одновременно она ближе к сущностной. В ментальной картине мира может быть несколько сотен людей, в эмоциональной же их обычно не более десяти (исключая ее глубокую периферию). Вообще, значимость одного и того же объекта в ментальной и эмоциональной картинах часто совершенно различна: понимая важность чего-либо, мы можем быть к нему совершенно равнодушны, и наоборот.
Совокупность сущностно значимых объектов составляет сущностную картину мира. Здесь следует иметь в виду, что сильные эмоции совсем не обязательно вызываются сущностно значимыми событиями, а эти последние человек обычно не склонен афишировать. Так что сущностно значимое будет обязательно и эмоционально и ментально значимым, однако обратное утверждение верно далеко не всегда. Сильные эмоции, как правило, поверхностны. То же относится и к мыслям: широко демонстрируемые человеком мысли часто поверхностны (для него).
Все три картины мира играют важную роль в восприятии информационно-энергетических потоков. Ориентируясь на них, подсознание создает сильнейшие фильтры, пропускающие только ту информацию, которая согласована с соответствующими картинами. Дело в том, что перестройка картины мира - вещь трудная и болезненная, и подсознание идет на это только под сильным давлением. Работу этих фильтров можно очень наглядно видеть в ситуации, когда человек (искренне!) не видит, не понимает, не чувствует вполне, казалось бы, простых и очевидных вещей. Просто даже не верится, что он не лукавит.
Жизнь, как хорошо известно, не влезает ни в какие рамки. В то же время картина мира - это дом для психики, и его стены должны быть хорошо укреплены. Поэтому подсознание располагает мощными программами защиты от информации, которая решительно не вмещается в картину мира человека, или, другими словами, от информации, к которой человек не подготовлен. При этом программы защиты ограждают человека от нежелательной информации как из внешнего мира, так и из мира внутреннего.
У подсознания есть несколько эффективных приемов для блокирования подобной нежелательной информации. Первый из них - это лишение информации энергетической составляющей. Тогда человеку просто становится скучно, хотя, казалось бы, тема (ментально) важна.
Другой прием - искажение сложности информации с целью переключения внимания. Тезис: "это для меня слишком сложно (вариант: тривиально), не буду даже слушать". Третий прием - сильная эмоциональная реакция, перекрывающая дорогу нежелательной информации, ее искажая или блокируя. Так, женщина может начать плакать, если сказать ей что-то одновременно неприятное и справедливое.
Против нежелательной эмоциональной информации есть такое мощное средство, как спокойный ментальный анализ, который резко уменьшает ее энергетическую составляющую.
Что же касается программы защиты сущностной картины мира, то она гораздо эффективнее и сложнее программ защиты ментальной и эмоциональной картин мира, и имеет в своем распоряжении очень тонкие средства. В первую очередь она, подобно мудрецу, который, как известно, не попадает в положение, из которого просто умный найдет выход, бдительно следит за тем, чтобы человек не попадал в ситуации, угрожающие его сущностной картине мира. При малейшей опасности (а часто и без нее) эта программа надевает на человека жесткую маску, определенную роль, и пока человек в ней находится, ему ничто не угрожает, так как маска - это не он. Другими словами, маска блокирует доступ к сущности; правда, и восприятие, и поведение человека в этот момент являются не сущностными, а поверхностными, формальными: он не живет, а играет роль, исполняет функцию. Одна из наиболее гибких масок - это ментальная маска "разумного" человека, рассуждающего с точки зрения разума, материи и здравого смысла. У него два основных лозунга: "Давайте не будем..." и "Давайте представим себе...". Такой человек может смоделировать в уме всю жизнь целиком: и ненависть, и любовь, и науку, и искусство, и даже смерть. Однако и жизнь свою он не проживет, а смоделирует, постоянно пытаясь защитить свое эго от посягательств как своего духа, так и от внешнего мира.
В случае, когда человек все же попадает в ситуацию, где появляется информация, угрожающая его сущностной картине мира, подсознание включает жесткие аварийные программы защиты. Они примитивнее и надежнее обычных программ подсознания, и обычно они более древние. При этом происходит следующее: человек словно на глазах деградирует, резко глупеет, перестает владеть собой, впадает в сильное эмоциональное состояние (ярость, гнев, отчаяние, истерика):
Стеснилась грудь его. Чело
К решетке хладной прилегло,
Глаза подернулись туманом,
По сердцу пламень пробежал,
Вскипела кровь. Он мрачен стал
Пред горделивым истуканом
И, зубы стиснув, пальцы сжав,
Как обуянный силой черной,
"Добро, строитель чудотворный! -
Шепнул он, злобно задрожав, -
Ужо тебе!.."
А. Пушкин.
Понятно, что в подобном состоянии подсознание, получив уже полную власть над человеком, отключив высшие программы регулировки, может сделать с поступившей нежелательной информацией все, что сочтет необходимым: проигнорировать, исказить до неузнаваемости, вытереть из памяти и т. д.
Но все же аварийные программы работают редко. Обычно подсознание включает программу, лишь слегка редактирующую, подвергающую слабой цензуре и затем адаптирующую поступившую информацию к виду, пригодному для восприятия сознанием, и согласованному с картиной мира. Человеку, чтобы не менять картины мира и жить спокойно, достаточно изредка закрыть на кое-что глаза и иногда себе прилгнуть. Все дело в том, что есть очень жесткие и отработанные (часто всем обществом) программы восприятия, которые всем доступны, абсолютно безопасны для сущностной картины мира и потому весьма распространенны. Это штампы восприятия.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru
Статья - этническая картина мира 2
Введение
Образ мира – предмет исследования многих наук, заинтересованных в человекознании. На протяжении веков образ мира выстраивался, раскрывался и обсуждался мыслителями, философами, учеными с различных точек зрения. Картина образа мира позволяет лучше понять человека во всех его связях и зависимостях от окружающего мира. Категория образа мира значима для раскрытия особенностей сознания человека через контекст этносов, культур, ментальностей и др. Различные подходы к пониманию образа мира раскрывают его зависимость от различных внешних и внутренних переменных. (9)
Образ и/или картина мира – достаточно разработанные категории отечественной психологии. Исследования в этом направлении проводили Е.Ю. Артемьева, Г.А. Берулава, Б.М. Величковский, В.П. Зинченко, Е.А. Климов, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, В.Ф. Петренко, В.В. Петухов, С.Д. Смирнов и многие другие.
1. Понятие этнической картины мира
Что представляет собой этнической картины мира, присущая тому или иному народу? Прежде всего, очевидно, что — это некоторое связное представление о бытии, присущее членам данного этноса. Это представление выражается через философию, литературу, мифологию (в том числе и современную), идеологию и т.п. Оно обнаруживает себя через поступки людей, а также через их объяснения своих поступков. Оно, собственно, и служит базой для объяснения людьми своих действий и своих намерений. Но при этом важно подчеркнуть, что картина мира осознается членами этноса лишь частично и фрагментарно. Фактом сознания является не ее содержание, а ее наличие и целостность. В этом смысле она является неким фантомом. Человеку скорее кажется, что он имеет некоторую упорядоченную систему представлений, тем более представлений общих с его социокультурным окружением, чем он имеет ее в действительности. Имеет он нечто совсем иное: ощущение наличия такой целостной, упорядоченной и гармоничной системой. Это закономерно. Ведь основная функция этнической культуры — это функция психологической защиты. В действительности же разрозненные элементы картины мира присутствуют в сознании человека в качестве фрагментов, не вполне стыкующихся между собой. Это становится ясно при попытке облечь картину мира в слова.
Однако это не означает, что опираясь на осознаваемые фрагменты, картину мира нельзя реконструировать как логическую целостность, мифологему реальности, стройную и взаимосвязанную. Но при попытке такой реконструкции окажется, что исходные пункты этой мифологемы, на которых, собственно, и держится весь каркас реконструкции, абсолютно необъяснимы изнутри ее самой и в них содержатся значительные внутренние противоречия. Более того, несмотря на то, что присутствующая в данной картине мира внутренняя логика может восприниматься членами этноса как нормативная, на деле она оказывается таковой лишь отчасти. В один и тот же период различные группы внутри этноса могут иметь разные картины мира, у которых имеется общий каркас, но различаются сами здания (схемы), и логика поведения, исходящая из одного источника, на практике проявляется совершенно различным, порой даже противоположным образом.
Кроме того, этническая картина мира сильно меняется с течением времени, причем люди не всегда осознают культурные разрывы, которые могут быть очевидны для исследователя. Неизменными оказываются лишь логически необъяснимые, принятые в этнической картине мира за аксиому, блоки, которые внешне могут выражаться в самой разнообразной форме. На их основе этнос выстраивает новые и новые картины мира — такие, которые обладают наибольшими адаптивными свойствами в данный период его существования. (10)
Этническая картина мира — единая когнитивная ориентация, являющаяся фактически невербализованным, имплицитным выражением понимания членами каждого общества (в том числе и этнической общности) «правил жизни», диктуемых им социальными, природными и «сверхъестественными» силами. Этническая картина мира представляет собой свод основных допущений и предположений, обычно не осознаваемых и не обсуждаемых, которые направляют и структурируют поведение представителей данной общности почти точно так же, как грамматические правила, неосознаваемые большинством людей, структурируют и направляют их лингвистическое поведение. Считается, что все нормативное поведение группы или общности есть функция особой этнической картины мира. Согласно Р. Рэдфилду, ни один человек не держит всего, что он знает о мире и чувствует, целиком в сознании, но в то же время осведомленный мыслящий информатор может описать свою этническую картину мира так, что исследователь в состоянии ее понять. А. Холлоуэл, напротив, рассматривал этническую картину мира в виде такой когнитивной ориентации, которую люди не осознают и не могут абстрактно сформулировать. В последнее время этническая картина мира обозначается и исследуется через понятие ценности и ценностной ориентации. Под ценностью в данном случае понимается серия предположений о мире, стимулирующая и регулирующая предпочтительный тип поведения. Попытка эмпирического изучения этнической картины мира через описание базовых ценностных ориентаций была предпринята Ф. Клакхон и Ф. Стродбеком. (8)
2. Образ мира – меняющаяся реальность
Образ мира – психологическая реальность
При взаимодействии человека с миром образуется особая психологическая реальность – образ мира или картина мира. Человек с древнейших времен обладал целостной системой представлений о себе и окружающем мире, о своей роли и месте в нем, о пространственной и временной последовательности событий, их причинах, значении и целях. Такой целостной системой мироустройства обладает каждая культура, внутри которой формируется мировоззрение отдельной личности. С развитием цивилизации и накоплением огромного объема разнородной информации посредством научных открытий, образ мира потерял свою внутрикультурную целостность и стал чрезвычайно вариативен. Образ мира стал представлять собой целостную конструкцию мира из выделенных сознанием элементов, актуально значимых, ценностных и относительно непротиворечивых для отдельной человеческой личности. Образов мира существует столько, сколько их носителей, и каждый человек является конструктором собственного мира. В обыденной жизни мир и образ мира слиты в единое целое.
Субъективный образ мира имеет базовую, инвариантную часть, общую для всех ее носителей, и вариативную, отражающую уникальный жизненный опыт субъекта. Инвариантная часть формируется в контексте культуры, отражая ее систему значений и смыслов. Изменчивость ее определяется той социокультурной реальностью, в которую погружен человек. Реалии современного мира затрудняют использование традиционных паттернов культуры вследствие его изменчивости. Поэтому каждое новое поколение «создает» такой образ мира, который позволяет ему адекватно адаптироваться в мире и адекватно воздействовать на этот мир. (11)
Образ мира – изменчивая реальность
Проблема специфичности образа «своего» мира у определенного поколения и возраста – постоянно меняющаяся реальность. Именно «свой» образ мира, включающий осознаваемый и неосознаваемый уровень, непосредственно влияет на регуляцию всей жизнедеятельности человека и играет определяющую роль в развитии личности.
Формирование и содержательное наполнение образа мира берет свое начало в ранние годы. Представления об окружающем мире зависят от комплекса социальных условий. «Какими сведениями о нашем мире обладает ребенок, зависит прежде всего от социального окружения: семьи или взрослых, заменивших семью; национальных традиций ближайшего окружения; места жительства (город, село, хутор и др.) и других факторов. <…> Благодаря особенностям той культуры, в которую вошел ребенок фактом своего рождения, у него формируется особенное представление о мире» (Мухина В.С.) (2). На протяжении жизни человека, оставаясь в своей основе достаточно устойчивым, образ мира претерпевает постоянные изменения в связи с объективными трансформациями реалий бытия и развитием внутренней позиции личности. Конкретика содержательного наполнения образа мира, помимо исторических и этнокультурных особенностей, имеет возрастную и субкультурную специфику.
Чем динамичнее культура, тем заметнее, что каждое новое поколение имеет отличный от других поколений свой образ мира. Понимание особенностей «своего» образа мира наиболее наглядно через противопоставление с другим (в первую очередь «чужим») образом мира. В этом контексте особенности образа мира более детально раскрываются через бинарную оппозицию «свой / чужой». (11)
3. Миф как способ построения образа мира
Период, в котором сложилась единая и стабильная картина мира, обычно называют космологическим или мифопоэтическим. Началом этого периода принято считать эпоху, непосредственно предшествующую возникновению цивилизаций Ближнего Востока, Средиземноморья, Индии и Китая. В этот период миф становится основным способом осмысления мира. Исследователи традиционных обществ (Леви-Строс К., Элиаде М., Франкфорт Г. и др.) отмечают, что миф надо понимать как особый тип мышления, хронологически и по существу противостоящий историческому и естественнонаучному типам мышления, и ритуал, ориентированный на непрерывное и целостное. (1)
В традиционных культурах образ мира имеет символическую природу и воплощен в мифологических представлениях о мире. В самом общем виде мифологическая картина мира (модель мира), определяется как сокращенное и упрощенное отображение всей суммы представлений о мире внутри конкретной традиции. Носители этой традиции могут не осознавать картину мира во всей ее полноте и системности. Под «миром» понимается человек и среда в их взаимодействии, т.е. мир есть результат переработки информации о среде и самом человеке с помощью знаковых систем. Картина мира реализуется в различных семиотических воплощениях, скоординированных между собой и образующих единую универсальную систему, которой они и подчинены. (1)
Люди традиционных культур имеют особую картину мира, в рамках которой они рассматривают человека как часть общества, а общество – включенным в природу и зависящим от космических сил. Природа и человек не противостоят друг другу: природные явления мыслятся в понятиях человеческого опыта, а человеческий опыт – в понятиях космических явлений. Мир для человека традиционной культуры «представляется не пустым или неодушевленным, но изобилующим жизнью. Эта жизнь проявляется в личностях – в человеке, звере и растении, в каждом явлении, с которым человек сталкивается <…>. В любой момент он может столкнуться с любым явлением не как с «Оно», а как с «Ты». В этом столкновении «Ты» проявляет свою личность, свои качества, свою волю» (2). Мир и человек, таким образом, единое целое, а не противопоставленные действительности.
Образ мира в мифе выражает попытку упорядочения актуально значимой для человека области. Установленный порядок в мире идентифицируется с закономерностями мира, в связи с чем картина мира подлежит постоянному воспроизведению: картина мира рассматривается и «каркасом» жизнедеятельности, и точкой опоры, от которой начинает отсчитывать свою жизнь человек.
4. Образ мира в пространстве этносов и культур. Этническая картина мира как основа менталитета
Мифологическое видение мира сохраняется в традиционных культурах различных этносов. Каждый этнос в своем историческом становлении выработал свою обособленную картину мира, объединяющую членов этноса воедино. «У разных этносов в мифах просматривается объединяющее начало, объясняющее общность психологического статуса индивидов древности. Картина мира формируется через этноцентрический взгляд на отдельного человека как собственность рода, но в то же время – как на субъекта, наделенного силами и духом людей и предметов, способного проникать в духовную суть сущего, обладающего потенциалом, который выходит за пределы видимых возможностей реального природного человека» (Мухина В.С.)(9). На основе этнической картины мира складывается традиционное сознание этноса (менталитет), это особая система мировоззрения, передающаяся в процессе социализации и включающая в себя представления о приоритетах, нормах и моделях поведения в конкретных обстоятельствах. Через описания этих представлений, в свою очередь, может быть описана культурная традиция, присущая этносу или какой-либо его части в данный период времени.
Благодаря этнической культуре человек получает такой образ окружающего, в котором все элементы мироздания структурированы и соотнесены с самим человеком, так что каждое человеческое действие является компонентом общей структуры. Этнос соотносит человека с конкретикой реального мира тем. Этнос поименует все значимые реалии мира для человека, определяет их значение и место в мироздании по отношению к человеку. Этническая картина мира определяет для человека систему взаимодействия с миром, характер отношения к различным реалиям мира.
Этническая картина мира сильно меняется с течением времени, причем люди не всегда осознают культурные разрывы, которые могут быть очевидны для исследователя. Неизменными оказываются лишь логически необъяснимые, принятые в этнической картине мира за аксиому, блоки, которые внешне могут выражаться в самой разнообразной форме. На их основе этнос выстраивает новые и новые картины мира – такие, которые обладают наибольшими адаптивными свойствами в данный период его существования и дают возможность человеку наиболее успешно выстраивать с ним взаимоотношения.
На современном этапе развития этнологии под этнической картиной мира понимают некоторое связное представление о бытии, присущее членам данного этноса. Это представление выражается через философию, литературу, мифологию (в том числе и современную), идеологию и т.п. Оно обнаруживает себя через поступки людей, а также через их объяснения своих поступков. Оно, собственно, и служит базой для объяснения людьми своих действий и своих намерений. По результатам экспедиционных исследований автора в различные регионы с относительно сохранными моноэтническими традиционными культурами отмечается, что картина мира зачастую осознается членами этноса лишь частично и фрагментарно. Фактом сознания скорее является не ее содержание, а ее наличие и целостность. Этническая картина мира в современных традиционных культурах во многом синкретична и имеет значительную вариативность у разных поколений и людей с различным социальным опытом. При этом этническая картина мира продолжает выполнять функцию упорядочения системы представлений, бытующих в реальном социокультурном окружении человека. Разрозненные элементы картины мира присутствуют в сознании человека в качестве фрагментов, внешне не вполне стыкующихся между собой. Это становится наглядным при попытке выявить и соотнести картины мира у разных людей одной этнической общности. Однако противоречивость и разнородность элементов картины мира, ее мозаичность, проявляемая в текстах, записываемых даже от одного исполнителя, во внутреннем плане представляются целостными. Парадоксальность и противоречивость элементов общей картины мира снимается во внутреннем плане личности во многом благодаря тому, что образ мира и взаимоотношение с ним имеет в основном нерефлексивный характер.
Зачастую, присутствующая в этнической картине мира внутренняя логика может восприниматься членами этноса как нормативная, но на деле таковой оказывается лишь отчасти. В один и тот же период различные группы внутри этноса могут иметь разные картины мира, у которых наблюдается общий каркас, но различаются сами схемы, и логика поведения, исходящая из одного источника, на практике проявляется совершенно различным, порой даже противоположным образом. В наибольшей степени это проявляется в современных этносах при рассмотрении межпоколенных различий, а также при детальном сопоставлении различий между образами мира и культурными традициями людей в селениях одного региона. (9)
Большое значение в этнической картине мира несет разделение окружающего человека пространства на «свое» и «чужое». По сути дела, как показал в своих исследованиях Б.Ф. Поршнев, родовой человек открыл самого себя в мире через разделение мира на «они» и «мы» (9). В настоящее время в традиционных культурах разделение мира на «свой» и «чужой» можно наблюдать в виде так называемого матрешечного принципа. При этом «чужому» пространству приписываются отчужденные от человека свойства, «хозяева», силы, с которыми необходимо уметь выстроить отношения, соблюдая систему существующих нормативов, за нарушение которых от «хозяев» или «высших сил» следует неминуемое наказание. «Свое» пространство определяется системой знаково-предметной опосредованности, своеобразной меточной системой. Человек ограждает «свой» мир от «чужого» различными знаковыми предметами и действиями, создавая своеобразные границы и пороги, определяющие точную границу между мирами.
Раскрытие образа мира методом бинарных оппозиций
В работах, посвященных воссозданию способов мировидения людей различных культур (исследования первобытного мышления методом бинарных оппозиций К. Леви-Строса, реконструкции модели мира славян В.И. Топорова, реконструкции средневекового образа мира А.Я. Гуревича и др.), модель мира представляется как набор взаимосвязанных универсальных понятий либо как ряд основных семантических противопоставлений, смысловых оппозиций. Их набор, необходимый и достаточный для описания мира (макро- и микрокосмоса), состоит из 10–20 пар противопоставленных признаков. Они связаны, прежде всего, со структурой пространства (верх/низ, правый/левый, близкий/далекий и др.), времени (день/ночь, вчера/сегодня, зима/лето, свет/мрак и др.). Среди других оппозиций существенны: жизнь/смерть, природа/культура, чет/нечет, белый/черный, мужской/женский, старший/младший, свой/чужой, я/другой, сакральный/мирской и др. Набор признаков проецируется на аксиологическую ось (оппозиции добро/зло, хороший/плохой). Ряд категорий имеет амбивалентный характер, включая в себя одновременно противопоставленные признаки (например, солнечное затмение, северное сияние). На основе набора двоичных признаков конструируются универсальные знаковые комплексы, с помощью которых усваивается и описывается мир. Эти комплексы реализуются в различных кодовых системах (астральный, вегетативный, зооморфный, числовой, акустический и др. коды). Весь этот сложный – но одновременно и простой – классификационный аппарат на семантическом уровне един, поскольку описывает один и тот же объект – мир – с точки зрения одного и того же субъекта – человека. Это есть своеобразная «сетка координат, при посредстве которых люди воспринимают действительность и строят образ мира, существующий в их сознании» (Шуклин В. В.). Таким образом, сложная и изменчивая система образа мира, имеющая этнокультурные детерминанты, становится доступна для сопоставительного исследования. (7)
5. Образ мира – мировоззрение человека в контексте реалий бытия
Особое место для понимания феномена образа мира для нас занимает концепция развития и бытия личности В.С. Мухиной. Проблема образа мира рассматривается здесь, с одной стороны, при обсуждении развития внутренней позиции личности и ее самосознания, а с другой стороны, при рассмотрении этнических особенностей картины мира. В любом случае эта проблема обсуждается в контексте соотношения внутреннего пространства и самосознания личности с особенностями реалий бытия. Согласно концепции В.С. Мухиной, человек строит свое мировоззрение, свою идеологию на основе внутренней позиции, через становление системы личностных смыслов в контексте особенностей реалий своей жизни. Исторически и культурно обусловленные реалии бытия человека разделяются на: 1 – реальность предметного мира; 2 – реальность образно-знаковых систем; 3 – реальность социального пространства; 4 – природную реальность. Мировоззрение в этом отношении представляется как обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на место человечества в мире и на свое индивидуальное место в нем. Мировоззрение В.С. Мухиной определяется как понимание человеком смысла его поведения, деятельности, позиции, а также истории и перспективы развития человеческого рода. Содержательное наполнение образа мира в процессе развития личности и ее самосознания опосредовано единым механизмом идентификации и обособления. Представление о мире формируется в контексте определенной культуры, в которой родился и вырос человек. Отмечается, что «картина мира строится в детском сознании прежде всего под влиянием тех позиций, которые свойственны взрослым, влияющим на сознание ребенка» (Мухина В.С.). Таким образом, рассмотрение особенностей образа мира необходимо проводить во взаимосвязи с реалиями развития и бытия человека. (4)
В.С. Мухиной выявлено, что во внутреннем психологическом пространстве рожденного в этот мир человека посредством идентификации выстраивается самосознание, имеющее универсальную для всех культур и социальных общностей структуру. «Структура самосознания личности строится внутри порождающей ее системы – той человеческой общности, к которой принадлежит эта личность» (Мухина В.С.). В процессе взросления структурные звенья самосознания благодаря единому механизму развития личности, идентификации и обособления обретают уникальное наполнение, несущее при этом специфику конкретной социокультурной общности. Структурные звенья самосознания, содержательное наполнение которых специфично в различных этнических, культурных, социальных и других условиях, по сути дела являются образом себя в мире и выступают основой видения мира в целом.
Происходящие в мире перемены, трансформации реалий бытия человека содержательно изменяют наполнение структурных звеньев самосознания личности и модифицируют образ мира. При этом структура самосознания и образ мира выступают устойчивой системой связей человека с миром, позволяющей ему сохранять целостность и тождественность самому себе и миру вокруг.(4)
Заключение
Обсуждая проблему образа мира в понимании различных областей знаний о человеке, можно выделить следующие наиболее существенные моменты. При исследовании традиционных культур и этносов образ мира обсуждается в связи со спецификой мифологического и этнического сознания. Образ мира в мифе рассматривается через его функцию упорядочения значимых для человека реалий бытия, определение места человека в мире и системы взаимодействий человека с миром. Отмечается, что формирование образа мира в различных этнокультурных условиях происходит во многом по единому механизму противопоставления «мы» – «они», на основе которого формируются образы «своего» и «чужого» мира. При исследовании особенностей образа мира в различных этносах и культурах в гуманитарных науках широко используется метод бинарных оппозиций.
В контексте обсуждения проблемы образа мира значимо понимание того, что каждая историческая эпоха порождала свои концепции образа мира. В процессе становления научного познания действительности в постоянном развитии находится так называемая научная картина мира, которая структурирует мир в системе понятий и идей, свойственных определенному этапу развития человечества.
В большинстве концепций «образ мира» понимается, прежде всего, как отображение реального мира, в котором живет и действует человек, одновременно являясь частью этого мира. Образ мира – субъективная реальность, неотрывно взаимосвязанная с объективными реалиями бытия человека. Образ мира, с одной стороны, исторически изменчивый процесс приспособления к меняющейся реальности, а с другой – основа выстраивания человеком адекватного взаимодействия с окружающей действительностью.(10)
Раскрытие особенностей содержательного наполнения образа мира дает возможность лучше понять внутренний мир человека во взаимосвязи с реалиями бытия. Для проведения исследований особенностей образа мира как психологической реальности в контексте бытия человека в мире важно учитывать обсужденные выше подходы к данной проблеме.
Список литературы:
1. Берулава Г.А. Образ мира как мифологический символ. М., 2001.
2. Мухина В.С. Картина мира: индивидуальные различия // Феноменология развития и бытия личности. Избранные психологич. труды. М.; Воронеж, 1999.
3. Петренко В.Ф. Личность человека – основа его картины мира // Модели мира / Отв. ред. Д.А. Поспелов. М., 1997. С. 9–24.
4. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб., 2003.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М., 2000.
6. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. – М.: Народное образование, 1999.
7. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий: Учебное пособие для вузов. – М., 2002.
8. Лурье С.В. Историческая этнология. – М.: Аспект Пресс, 1998.
9. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: Учебник для вузов – М.: Аспект Пресс,2004.
10. Крысько В. Г. Этническая психология – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
11. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.: Ключ-С, 1998.
12. Уорд Д. Азбука аккультурации // Психология культуры / Под ред. Д. Мацумото. Спб.: Питер, 2003.
www.ronl.ru
Картина мира
Картина мира – целостное восприятие и понимание человеком окружающего мира, а так же своего места в нем. Картина мира, во многом, субъективна, в ней существуют "дыры", возникающие из-за недостатка знаний. Эти дыры часто заполняются собственными представлениями и воображением.Хотя картина мира субъективна, существует множество коллективных мировоззрений, влияющих на личную картину мира, и, как следствие – индивид формирует собственную картину мира под влиянием коллективного мировоззрения. В качестве примеров коллективного мировоззрения можно привести – атеистическое мировоззрение, религиозное (тысячи видов), альтруизм и эгоизм – как преобладающая позиция по отношению к окружающим, принадлежность к субкультурам, различные профессиональные мировоззрения – например, точка зрения врачей на мир отличается от точки зрения военных, а взгляды стилистов, творческих личностей отличаются от взглядов представителей "рабочего класса", и т.п.С психологической точки зрения, важно осознавать свою картину мира и из чего она состоит, к каким коллективным мировоззрениям относится, а самое важное – нужно четко понимать положение своего Я в этой картине мира. Об этом и поговорим.
Чтобы понять о чем идет речь, проведем мысленный эксперимент:1) Вспомните себя в детстве, самом раннем. Постарайтесь осознать свое положение по отношению к родителям – какое оно, какие качества содержит, как вы на них смотрите;
2) Вспомните себя в школе, как вы воспринимаете учителя;
3) Вспомните своих друзей-ровесников, осознайте как вы их воспринимаете и чем восприятие ровесников отличается от восприятия учителей;
4) Вспомните свое отношение к тем, кто моложе вас, учится в младшем классе или "ниже" по социальной лестнице. Попробуйте понять чем отношение к ним отличается от отношения к "равным" или тем, кто старше, "выше" по социальной лестнице.
Если вы все это проделаете, то можете заметить несколько различных точек зрения, возникающих в вашем восприятии. Точка зрения ребенка во многом отличается от точки зрения взрослого, точка зрения подчиненного отличается от точки зрения начальника, и т.п. – то есть в каждом отдельном случае заметна разница в картине мира.
С психологической точки зрения, очень важно иметь здоровую картину мира.
Попробуем разобраться какие критерии здоровья картины мира можно выделить:
1. Адекватность действительности.Если мировоззрение сильно оторвано от действительности – будет преобладать неадекватное восприятие, чрезмерная идеализация, доминирование собственных представлений над тем, что есть на самом деле. Такое бывает у мыслителей, влюбленных, верующих, философов.Если мировоззрение чрезмерно конкретно и материалистично, картина мира человека становится слишком узкой и плоской, двумерной. Человек загоняет себя в рамки конкретной деятельности и больше ни о чем другом слышать не хочет. При этом отрицается все, что выходит за пределы "известного". Это тоже крайность, ведущая к фиксации определенной точки зрения и неадекватности восприятия. Такое бывает при длительной однообразной деятельности, на одной и той же работе длительное время. Может возникнуть профессиональная деформация, накладывающая отпечаток на всю жизнь человека, уже вне его работы.
2. Положение своего Я:Это та позиция, в которой человек воспринимает себя относительно других людей или психических явлений. Идеальная картина мира – когда "Я" находится "в центре мира" и имеет доверительные равные отношения ко всем его аспектам, может влиять на любой аспект картины мира и устойчиво противостоять любым негативным влияниям, если они возникли.
1) Горизонтальная плоскость, позиция "центр-периферия";В горизонтальной плоскости Я может воспринимать себя как "большее" или "меньшее". Например, мы с моим другом автомобилисты, и у моего друга машина лучше и новее, чем моя. И в этом отношении мое "я автомобилиста" чувствует себя меньше моего друга, но при этом мы качественно равны, т.к. оба автомобилисты. Но небольшая ущербность (или зависть) возникает. И "я" моего друга немного смещается в центр, вокруг которого вращается мое "я", как вокруг большой планеты вращается спутник, как вокруг лидера "вращается" аутсайдер. Но может быть и естественное положение своего "Я" на периферии. Например, мать ставит своего ребенка в центр своей картины мира (а до этого там мог быть муж) и "вращается" вокруг него. При этом, о своих потребностях она уже думает меньше, все ее внимание уделяется ребенку в ущерб себе.
2) Вертикальная плоскость, позиция "выше-ниже";В вертикальной плоскости картины мира, "Я" может чувствовать себя выше или ниже других. По отношению к людям это может быть подавление своего "я" неким Авторитетом или властной личностью. Например, "перед царем все падают ниц", перед министром или президентом чиновники превращаются в маленьких заискивающих людишек, а сами, перед обычными людьми – раздувают собственную важность и смотрят на "обычный народ" сверху вниз.
3. Идентичность.Это то, кем себя считает Я, кем человек является, как он себя самоидентифицирует в окружающем мире. Идентичностей на самом деле много, но в каждый конкретный момент всплывает специфическая идентичность, соответствующая ситуации. Например, дома человек может идентифицировать себя с семьянином, "я папа" и в этой идентичности его картина мира будет состоять из определенного доброго отношения к своей семье, привычке обращения к нему, как к "Васечке" и т.п. Но когда "Васечка" приходит на работу, всплывает другая идентичность "я - работник", он уже Василий Петрович, начальник цеха – и тут он уже относится к другим людям с этой позиции, более жесткой и конкретной. Или священник идетнифицирует себя с "батюшкой", в религиозном смысле у него уже есть идентичность "духовный отец", он привык так себя позиционировать на службе, так к нему обращаются прихожане. И вот он приходит домой – и уже ждет, что к нему будут обращаться как к батюшке тоже, т.к. он вошел в этот образ, слился с ним, не представляет себя "обычным грешником".
4. Изменяемость картины мира.Это обобщенная позиция, которая является следствием взаимодействия трех предыдущих аспектов картины мира. Может быть:- Конструктивная (созидательная) изменяемость. Обычно возникает, когда в картине мира "Я" воспринимает себя на равных в горизонтальной плоскости или признает авторитет в вертикальной, чтобы поучиться у него, при этом не теряется идентичность и адекватность восприятия действительности. В этом случае, "Я" чувствует, что картина мира расширяется, дополняется и обретает новые грани;- Деструктивная (разрушительная) изменяемость . "Я" чувствует свою ущербность в горизонтальной или вертикальной плоскости и его текущая идентичность начинает подавляться и разрушаться, включаются защитные механизмы и реакции в попытке сохранить психическую устойчивость.
Основываясь на вышесказанном, предлагаю психологическую практику:
1) Попробуйте в течение трех дней, в различных ситуациях жизни, отслеживать - как меняется ваша картина мира, в зависимости от изменения окружающей ситуации. Результаты желательно записать. Например, у вас плохое настроение – осознайте, какой образ вашего "я" возникает в уме, каково положение "я" по отношению к окружающему миру. Встретили хорошего друга и, отношение улучшилось – поймите, что изменилось в вашей картине мира и образе себя
2) Попробуйте сознательно изменять свою картину мира, с целью коррекции состояния, если оно ухудшилось под влиянием окружающего мира. Например, отругал начальник – осознайте, что изменилось в вашем образе себя, а затем измените его на комфортный через активное воображение. Или, встретили старого знакомого, с которым много плохих воспоминаний, страхов и боли – осознайте что изменилось в тот момент в вашей картине мира, то, как вы воспринимаете этого человека. Если он воспринимается вами в виде страшного пугающего образа, который больше вас – уменьшите этот образ, раскрасьте его в своем воображении посмешнее, как клоуна, или подарите цветы – представляйте что угодно, только позитивное и веселое и так, чтобы ваш образ себя изменялся в конструктивную сторону.
После такого действия – заметите сами, как изменится ваше отношение к этому человеку и общее психическое состояние станет комфортнее.
http://goodworkstudios.ru/
Автор: Психолог
Пересмотр → |
goodworkstudios.ru
Картина мира
Картина мира – целостное восприятие и понимание человеком окружающего мира, а так же своего места в нем. Картина мира, во многом, субъективна, в ней существуют "дыры", возникающие из-за недостатка знаний. Эти дыры часто заполняются собственными представлениями и воображением.Хотя картина мира субъективна, существует множество коллективных мировоззрений, влияющих на личную картину мира, и, как следствие – индивид формирует собственную картину мира под влиянием коллективного мировоззрения. В качестве примеров коллективного мировоззрения можно привести – атеистическое мировоззрение, религиозное (тысячи видов), альтруизм и эгоизм – как преобладающая позиция по отношению к окружающим, принадлежность к субкультурам, различные профессиональные мировоззрения – например, точка зрения врачей на мир отличается от точки зрения военных, а взгляды стилистов, творческих личностей отличаются от взглядов представителей "рабочего класса", и т.п.С психологической точки зрения, важно осознавать свою картину мира и из чего она состоит, к каким коллективным мировоззрениям относится, а самое важное – нужно четко понимать положение своего Я в этой картине мира. Об этом и поговорим.
Чтобы понять о чем идет речь, проведем мысленный эксперимент:1) Вспомните себя в детстве, самом раннем. Постарайтесь осознать свое положение по отношению к родителям – какое оно, какие качества содержит, как вы на них смотрите;
2) Вспомните себя в школе, как вы воспринимаете учителя;
3) Вспомните своих друзей-ровесников, осознайте как вы их воспринимаете и чем восприятие ровесников отличается от восприятия учителей;
4) Вспомните свое отношение к тем, кто моложе вас, учится в младшем классе или "ниже" по социальной лестнице. Попробуйте понять чем отношение к ним отличается от отношения к "равным" или тем, кто старше, "выше" по социальной лестнице.
Если вы все это проделаете, то можете заметить несколько различных точек зрения, возникающих в вашем восприятии. Точка зрения ребенка во многом отличается от точки зрения взрослого, точка зрения подчиненного отличается от точки зрения начальника, и т.п. – то есть в каждом отдельном случае заметна разница в картине мира.
С психологической точки зрения, очень важно иметь здоровую картину мира.
Попробуем разобраться какие критерии здоровья картины мира можно выделить:
1. Адекватность действительности.Если мировоззрение сильно оторвано от действительности – будет преобладать неадекватное восприятие, чрезмерная идеализация, доминирование собственных представлений над тем, что есть на самом деле. Такое бывает у мыслителей, влюбленных, верующих, философов.Если мировоззрение чрезмерно конкретно и материалистично, картина мира человека становится слишком узкой и плоской, двумерной. Человек загоняет себя в рамки конкретной деятельности и больше ни о чем другом слышать не хочет. При этом отрицается все, что выходит за пределы "известного". Это тоже крайность, ведущая к фиксации определенной точки зрения и неадекватности восприятия. Такое бывает при длительной однообразной деятельности, на одной и той же работе длительное время. Может возникнуть профессиональная деформация, накладывающая отпечаток на всю жизнь человека, уже вне его работы.
2. Положение своего Я:Это та позиция, в которой человек воспринимает себя относительно других людей или психических явлений. Идеальная картина мира – когда "Я" находится "в центре мира" и имеет доверительные равные отношения ко всем его аспектам, может влиять на любой аспект картины мира и устойчиво противостоять любым негативным влияниям, если они возникли.
1) Горизонтальная плоскость, позиция "центр-периферия";В горизонтальной плоскости Я может воспринимать себя как "большее" или "меньшее". Например, мы с моим другом автомобилисты, и у моего друга машина лучше и новее, чем моя. И в этом отношении мое "я автомобилиста" чувствует себя меньше моего друга, но при этом мы качественно равны, т.к. оба автомобилисты. Но небольшая ущербность (или зависть) возникает. И "я" моего друга немного смещается в центр, вокруг которого вращается мое "я", как вокруг большой планеты вращается спутник, как вокруг лидера "вращается" аутсайдер. Но может быть и естественное положение своего "Я" на периферии. Например, мать ставит своего ребенка в центр своей картины мира (а до этого там мог быть муж) и "вращается" вокруг него. При этом, о своих потребностях она уже думает меньше, все ее внимание уделяется ребенку в ущерб себе.
2) Вертикальная плоскость, позиция "выше-ниже";В вертикальной плоскости картины мира, "Я" может чувствовать себя выше или ниже других. По отношению к людям это может быть подавление своего "я" неким Авторитетом или властной личностью. Например, "перед царем все падают ниц", перед министром или президентом чиновники превращаются в маленьких заискивающих людишек, а сами, перед обычными людьми – раздувают собственную важность и смотрят на "обычный народ" сверху вниз.
3. Идентичность.Это то, кем себя считает Я, кем человек является, как он себя самоидентифицирует в окружающем мире. Идентичностей на самом деле много, но в каждый конкретный момент всплывает специфическая идентичность, соответствующая ситуации. Например, дома человек может идентифицировать себя с семьянином, "я папа" и в этой идентичности его картина мира будет состоять из определенного доброго отношения к своей семье, привычке обращения к нему, как к "Васечке" и т.п. Но когда "Васечка" приходит на работу, всплывает другая идентичность "я - работник", он уже Василий Петрович, начальник цеха – и тут он уже относится к другим людям с этой позиции, более жесткой и конкретной. Или священник идетнифицирует себя с "батюшкой", в религиозном смысле у него уже есть идентичность "духовный отец", он привык так себя позиционировать на службе, так к нему обращаются прихожане. И вот он приходит домой – и уже ждет, что к нему будут обращаться как к батюшке тоже, т.к. он вошел в этот образ, слился с ним, не представляет себя "обычным грешником".
4. Изменяемость картины мира.Это обобщенная позиция, которая является следствием взаимодействия трех предыдущих аспектов картины мира. Может быть:- Конструктивная (созидательная) изменяемость. Обычно возникает, когда в картине мира "Я" воспринимает себя на равных в горизонтальной плоскости или признает авторитет в вертикальной, чтобы поучиться у него, при этом не теряется идентичность и адекватность восприятия действительности. В этом случае, "Я" чувствует, что картина мира расширяется, дополняется и обретает новые грани;- Деструктивная (разрушительная) изменяемость . "Я" чувствует свою ущербность в горизонтальной или вертикальной плоскости и его текущая идентичность начинает подавляться и разрушаться, включаются защитные механизмы и реакции в попытке сохранить психическую устойчивость.
Основываясь на вышесказанном, предлагаю психологическую практику:
1) Попробуйте в течение трех дней, в различных ситуациях жизни, отслеживать - как меняется ваша картина мира, в зависимости от изменения окружающей ситуации. Результаты желательно записать. Например, у вас плохое настроение – осознайте, какой образ вашего "я" возникает в уме, каково положение "я" по отношению к окружающему миру. Встретили хорошего друга и, отношение улучшилось – поймите, что изменилось в вашей картине мира и образе себя
2) Попробуйте сознательно изменять свою картину мира, с целью коррекции состояния, если оно ухудшилось под влиянием окружающего мира. Например, отругал начальник – осознайте, что изменилось в вашем образе себя, а затем измените его на комфортный через активное воображение. Или, встретили старого знакомого, с которым много плохих воспоминаний, страхов и боли – осознайте что изменилось в тот момент в вашей картине мира, то, как вы воспринимаете этого человека. Если он воспринимается вами в виде страшного пугающего образа, который больше вас – уменьшите этот образ, раскрасьте его в своем воображении посмешнее, как клоуна, или подарите цветы – представляйте что угодно, только позитивное и веселое и так, чтобы ваш образ себя изменялся в конструктивную сторону.
После такого действия – заметите сами, как изменится ваше отношение к этому человеку и общее психическое состояние станет комфортнее.
http://goodworkstudios.ru/
Автор: Психолог
Пересмотр → |
goodworkstudios.ru
Исследование картины мира в психологии, Психология
Пример готового реферата по предмету: Психология
ПЛАН
Введение
1.Формирование понятия «картины мира» в психологии
2. Содержание картины мира
3. Классификация картины мира
4. Картина мира как предмет психологического
исследования
Заключение
Литература
Содержание
Выдержка из текста
На протяжении всей жизни она выступает регулятором развития человека, но его роль на разных возрастных этапах неодинакова, так как по степени насыщенности планами, надеждами, перспективами периоды жизни человека различаются.
В последнее время интерес к картине мира связан с интересом в целом к проблеме прогнозирования своего будущего и с социальными изменениями, происходящими в нашем обществе. «В современной ситуации социальных изменений изучение картины мира молодежи само по себе имеет определенную ценность, поскольку во время перемен предвидеть будущее гораздо сложнее, чем в обычные, стабильные времена». В связи с этим Н.Н. Толстых пишет: «Высокая степень неопределенности жизни, неясность перспектив социального развития общества, материальные трудности ведут к тому, что многие люди, и молодые в частности, с большой тревогой и опасениями смотрят в завтрашний день, не хотят или не могут самостоятельно решить, чего же они хотят от жизни». Из сказанного выше следует, что изучение картины мира имеет не только теоретическую значимость, но и большие практические возможности, связанные с поиском путей психологической помощи и, если необходимо, её коррекции.
Разделяя точку зрения о том, что период юности является тем возрастом, когда человек начинает выстраивать свою картину мира и картину будущего мира, мы полагаем, что именно на этом возрастом этапе он становится одним из регуляторов его дальнейшего развития.
В детские годы становление мира определяет становление его образа жизни ребенка. По мере развития ребенка, усложняется его представление о мире и вместе с тем усложняется его мир, как особое онтологическое образование. Постепенно ребенок становится способным менять свой образ жизни, влияя на собственное развитие. Это происходит в юношеском возрасте, когда многомерный мир уже сформирован, а «конструируемый им образ жизни будет определять дальнейшее развитие многомерного мира человека, содержание и качество сознания», т. е. определять развитие человека.
Итак, на современном этапе развития психологии многие исследователи отмечают фундаментальное значение картины мира для человека. Можно полагать, что подобная позиция формируется благодаря возросшему интересу как зарубежных, так и отечественных психологов к экзистенциальной проблематике и пониманию человека как «бесмасштабного существа, транцендирующего свои границы, не поддающегося конечным определениям».
Полученные в разных исследованиях данные рассматривают нарушения в становлении многомерного мира человека, который характеризируется несформированностью или деформацией ценностного сознания. Искажения в ценностно-смысловых полях приводят к изменениям, и даже деградации человека, наблюдается распад системы, так как картина мира начинает сокращаться, сжиматься.
Отсутствие идеала, который придает подлинный смысл картине мира, приводит к возникновению психологических проблем у человека, очень часто формируя различные формы отклоняющегося поведения. Все вышесказанное позволяет понять, что психолог должен уметь помочь человеку в формировании картины мира. Поэтому одной из важных задач психолога — консультанта является задача «раздвинуть мир, дать перспективу, вынуть из настоящего, показать настоящее как поле реализации оставшегося будущего».
Заключение
Итак, в современной научной литературе термин «картина мира» применяется для обозначения мировоззренческих структур, лежащих в фундаменте личности человека. Она характеризует ступень освоения мира (научного и обыденного), эволюцией которой реализуется мировоззренческо-информационное развитие духовно-практического освоения природы и общества.
Общим основанием, которое сформировало донаучную картину мира, была совокупность наиболее значимых условий внеисторического характера (геополитическое положение, ландшафт, биосфера и иные показатели среды обитания), фундаментальные свойства этноса и его ближайшего окружения. Картина мира — это представления человека о мире, своеобразная личностная призма, сквозь которую человек смотрит на мир и действует в рамках этой картины. Каждое человеческое действие, весь уклад жизни согласовывались с ней.
Объем знаний в психологии в настоящий момент стал настолько велик, что ученые ограничивают научные репрезентации мира исключительно содержанием той области исследований, которая представляет для них непосредственный интерес, что же касается всего выходящего за ее пределы, то этот массив информации охватывается присущими ученым обыденными представлениями о мире.
Философско-методологический подход к науке приводит к необходимости учета также и когнитивных репрезентаций обыденного познания мира, восприятия социумом его результатов.
Современные исследования картины мира в психологии лежат в русле когнитивного, деятельностного подхода, а также идут с позиций рассмотрения человека как психологической системы (В.Е. Клочко).
Литература
Абульханова — Славская К.А. Стратегия жизни. — М., 1991. — 231 с.
Асмолов А.Г. Историко-эволюционная парадигма конструирования разнообразия миров: деятельность как существование // Вопросы психологии. — 2008. — № 5. — С.3 -12.
Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Образ мира: когнитивный подход — М.: Альтекс, 2000. — 108 с.
Баксанский О.Е. Современные когнитивные репрезентации о мире // Философия науки. Вып.8. Синергетика человеческой реальности. — М.: ИФ РАН, 2002. — С.278- 296 // iph.ras.ru/page 49 682 148.htm.
Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Репрезентирование реальности: когнитивный подход — М.: Альтекс, 2001. — 140 с.
Башкова С.А. Представления о будущем у старшеклассников больших и малых городов // Вестник МГУ. Серия
14. Психология. — 1999. — № 3.
Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. — М.: Флинта: Наука, 1998. — 168 с.
Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии// Вопросы психологии. — 1997. — № 5. — С. 3 — 19.
Брылева О.А. Работа в ценностно-смысловых полях психолога и клиента как проблема психологического консультирования// Многомерный мир человека как предмет психологического исследования. — Бийск, НИЦ БГПУ им. В.М. Шукшина, 2002. — С.27 — 38.
Вайзер Г. А. XIV симпозиум «Психологические проблемы смысла жизни и акме» // Психологический журнал. — 2010. — Том 31. — № 1. — С.130−132.
Гачев Г. Национальные образы мира. Космо Психо Логос.- М., 1995.- 313 с.
Глинский Б.А., Баксанский О.Е. Методология науки: когнитивный анализ — М.: Альтекс, 2001. — 188 с.
Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности// Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб., Изд-во «Питер», 2000. — С. 256 — 269.
Гостев А.А. Образная сфера человека. — М.: Институт психологи РАН, 1992. — 194 с.
Жизненный путь личности. Вопросы теории и методологии исследования./ Отв. ред. Л.В. Сохань. — Киев, 1987.
Клочко В.Е. Предмет современной психологии: человекообразование и психологическое обеспечение смысловой педагогики // Образование и социальное развитие региона. — Баранул, 1996. — С. 104 — 112.
Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд/ Под ред. Г. В. Залевского. — Томск: Изд-во Томского ун-та, 2000. — 154 с.
Клочко В.Е. Методологические принципы теории психологических систем // Фиксированные формы поведения в образовании, науке и культуре. — Бийск, 2000. - С.15−23.
Клочко В.Е. Становление многомерного мира человека как сущности онтогенеза // СПЖ. — 1998. — № 8−9.
Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным // Философский журнал. — 1992. — № 2.
Коростылева Л.А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Крылова, Л.Н. Коростылевой. — СПб., 1997.
Кроник А.А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования // Психология личности и образ жизни. — М.: Наука, 1987. — С.120−145.
Леонтьев А.Н. Образ мира. Избранные психологические произведения. Т. 2.- М., 1983.- 334 с.
Матвеев Г. М. Основные смыслонесущие функции картины мира // Вест. Чуваш. гос. ун-та. Гуманитарные науки. — 2004. — № 1. — С. 54−65.
Матвеев, Г. М. Мифологическая модель мира // Вест. Чуваш. гос. ун-та. Гуманитарные науки. — 2006. — № 6. — С. 206−214.
Практическая психология образования./ Под ред. И.В.Дубровиной. — М., 1997. — 349 с.
Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А.В. Брушлинского. М., 1997. — 431 с.
Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии/ Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. — М.: Смысл, 1997. — 336 с.
Рубинштейн С.Л. Человек и мир. — М., 1973. - 439 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер Ком, 1999. — 720 с. — (Серия «Мастера психологии»).
Спиридонов И.А. Временная транспекция как методический прием при исследование разных форм патологии// Методы психологии. — Ростов-н/Д., 1994. — С. 212 — 214.
Степин В.С. Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 3.- М.: Мысль, 2001.- С. 33 — 35.
Степин В.С. Теоретическое знание (структура, историческая эволюция).
— М., 2000.- С. 188−231.
Феизов Э.З. Восприятие и реальность.- Чебоксары, 1992.- 238 с.
Франкл В. Человек в поисках смысла/ Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
См.: Вайзер Г. А. XIV симпозиум «Психологические проблемы смысла жизни и акме» // Психологический журнал. — 2010. — Том 31. — № 1. — С.130−132.
См.: Баксанский О.Е. Современные когнитивные репрезентации о мире // Философия науки. Вып.8. Синергетика человеческой реальности. — М.: ИФ РАН, 2002. — С.282 // iph.ras.ru/page 49 682 148.htm.
См.: Рубинштейн С.Л. Человек и мир. — М., 1973; Леонтьев А.Н. Образ мира. Избранные психологические произведения. Т. 2.- М., 1983.- С. 254; Гостев А.А. Образная сфера человека. — М.: Институт психологи РАН, 1992. — 194 с.; Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Образ мира: когнитивный подход — М.: Альтекс, 2000. — 108 с. и др.
Леонтьев А.Н. Образ мира. Избранные психологические произведения. Т. 2.- М., 1983.- С. 254.
См.: Асмолов А.Г. Историко-эволюционная парадигма конструирования разнообразия миров: деятельность как существование // Вопросы психологии. — 2008. — № 5. — С.3.
См.: Матвеев Г. М. Основные смыслонесущие функции картины мира / Г. М. Матвеев // Вест. Чуваш. гос. ун-та. Гуманитарные науки. — 2004. — № 1. — С. 54−65.
См.: Баксанский О.Е. Современные когнитивные репрезентации о мире. — С.282.
Там же. — С.283.
Там же.
Там же. — С.285.
См.: Рубинштейн С.Л. Человек и мир. — М., 1973. — С.45.
См.: Гостев А.А. Образная сфера человека. — М.: Институт психологи РАН, 1992. — 194 с.; Леонтьев А.Н. Образ мира. Избранные психологические произведения. Т. 2.- М., 1983.- С. 254 и др.
См.: Матвеев Г. М. Основные смыслонесущие функции картины мира // Вест. Чуваш. гос. ун-та. Гуманитарные науки. — 2004. — № 1. — С. 54−65.
См.: Матвеев Г. М. Мифологическая модель мира // Вест. Чуваш. гос. ун-та. Гуманитарные науки. — 2006. — № 6. — С. 206−214.
Там же.
См.: Феизов Э.З. Восприятие и реальность.- Чебоксары, 1992.- С. 38.
См.: Там же.
Степин В.С. Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 3.- М.: Мысль, 2001.- С.
33. См.: Степин В.С. Теоретическое знание (структура, историческая эволюция).
— М., 2000.- С. 188−231.
Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии.// Вопросы психологии. — 1997. — № 5. — С.5.
Абульханова — Славская К.А. Стратегия жизни. — М., 1991. — С.40.
Клочко В.Е. Становление многомерного мира человека как сущности онтогенеза.// СПЖ. — 1998. — № 8−9. — С.8.
См.: Гачев Г. Национальные образы мира. Космо Психо Логос.- М., 1995.- С. 13.
Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным.// Философский журнал. — 1992. — № 2. — С.3.
Клочко В.Е. Методологические принципы теории психологических систем.// Фиксированные формы поведения в образовании, науке и культуре. — Бийск, 2000. — С.10.
Башкова С.А. Представления о будущем у старшеклассников больших и малых городов.// Вестник МГУ. — Серия 14. — Психология. — 1999. — № 3. — С.84.
Практическая психология образования./ Под ред. И.В.Дубровиной. — М., 1997. — С.387.
Клочко В.Е. Становление многомерного мира человека как сущности онтогенеза. — С.10.
Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии/ Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. — М.: Смысл, 1997. — 336 с.; Франкл В. Человек в поисках смысла/ Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии// Вопросы психологии. — 1997. — № 5. — С. 3 — 19.
Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд/ Под ред. Г. В. Залевского. — Томск: Изд-во Томского ун-та, 2000. — 154 с.; Кроник А.А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования.// Психология личности и образ жизни. — М.: Наука, 1987.
Брылева О.А. Работа в ценностно-смысловых полях психолога и клиента как проблема психологического консультирования // Многомерный мир человека как предмет психологического исследования. — Бийск, НИЦ БГПУ им. В.М. Шукшина, 2002. — С.27 — 38.
2
Литература
1.Абульханова — Славская К.А. Стратегия жизни. — М., 1991. — 231 с.
2.Асмолов А.Г. Историко-эволюционная парадигма конструирования раз-нообразия миров: деятельность как существование // Вопросы психоло-гии. — 2008. — № 5. — С.3 -12.
2.Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Образ мира: когнитивный подход — М.: Аль-текс, 2000. — 108 с.
3.Баксанский О.Е. Современные когнитивные репрезентации о мире // Фи-лософия науки. Вып.8. Синергетика человеческой реальности. — М.: ИФ РАН, 2002. — С.278- 296 // iph.ras.ru/page 49 682 148.htm.
4.Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Репрезентирование реальности: когнитив-ный подход — М.: Альтекс, 2001. — 140 с.
5.Башкова С.А. Представления о будущем у старшеклассников больших и малых городов // Вестник МГУ. Серия
14. Психология. — 1999. — № 3.
6.Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. — М.: Флинта: Наука, 1998. — 168 с.
7.Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии// Вопросы психологии. — 1997. — № 5. — С. 3 — 19.
8.Брылева О.А. Работа в ценностно-смысловых полях психолога и клиента как проблема психологического консультирования// Многомерный мир человека как предмет психологического исследования. — Бийск, НИЦ БГПУ им. В.М. Шукшина, 2002. — С.27 — 38.
9.Вайзер Г. А. XIV симпозиум «Психологические проблемы смысла жизни и акме» // Психологический журнал. — 2010. — Том 31. — № 1. — С.130−132.
10.Гачев Г. Национальные образы мира. Космо Психо Логос.- М., 1995.- 313 с.
11.Глинский Б.А., Баксанский О.Е. Методология науки: когнитивный ана-лиз — М.: Альтекс, 2001. — 188 с.
12.Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации лично-сти// Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб., Изд-во «Питер», 2000. — С. 256 — 269.
13.Гостев А.А. Образная сфера человека. — М.: Институт психологи РАН, 1992. — 194 с.
14.Жизненный путь личности. Вопросы теории и методологии исследова-ния./ Отв. ред. Л.В. Сохань. — Киев, 1987.
15.Клочко В.Е. Предмет современной психологии: человекообразование и психологическое обеспечение смысловой педагогики // Образование и социальное развитие региона. — Баранул, 1996. — С. 104 — 112.
16.Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд/ Под ред. Г. В. Залевского. — Томск: Изд-во Томского ун-та, 2000. — 154 с.
17.Клочко В.Е. Методологические принципы теории психологических сис-тем // Фиксированные формы поведения в образовании, науке и культу-ре. — Бийск, 2000. - С.15−23.
18.Клочко В.Е. Становление многомерного мира человека как сущности он-тогенеза // СПЖ. — 1998. — № 8−9.
19.Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диа-лог с И. Пригожиным // Философский журнал. — 1992. — № 2.
20.Коростылева Л.А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Крылова, Л.Н. Коростылевой. — СПб., 1997.
21.Кроник А.А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психо-логического исследования // Психология личности и образ жизни. — М.: Наука, 1987. — С.120−145.
22.Леонтьев А.Н. Образ мира. Избранные психологические произведения. Т. 2.- М., 1983.- 334 с.
23.Матвеев Г. М. Основные смыслонесущие функции картины мира // Вест. Чуваш. гос. ун-та. Гуманитарные науки. — 2004. — № 1. — С. 54−65.
24.Матвеев, Г. М. Мифологическая модель мира // Вест. Чуваш. гос. ун-та. Гуманитарные науки. — 2006. — № 6. — С. 206−214.
25.Практическая психология образования./ Под ред. И.В.Дубровиной. — М., 1997. — 349 с.
26.Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и исто-рии / Под ред. А.В. Брушлинского. М., 1997. — 431 с.
27.Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в пост-советской психологии/ Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. — М.: Смысл, 1997. — 336 с.
28.Рубинштейн С.Л. Человек и мир. — М., 1973. - 439 с.
29.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер Ком, 1999. — 720 с. — (Серия «Мастера психологии»).
30.Спиридонов И.А. Временная транспекция как методический прием при исследование разных форм патологии// Методы психологии. — Ростов-н/Д., 1994. — С. 212 — 214.
31.Степин В.С. Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 3.- М.: Мысль, 2001.- С. 33 — 35.
32.Степин В.С. Теоретическое знание (структура, историческая эволюция).
— М., 2000.- С. 188−231.
33.Феизов Э.З. Восприятие и реальность.- Чебоксары, 1992.- 238 с.
34.Франкл В. Человек в поисках смысла/ Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Ле-онтьева. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
список литературы
referatbooks.ru
Картина мира, Человек и его Миры (начало), Глава 1. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников. Вачков И. В. Страница 6. Читать онлайн
Человек и его Миры (начало)
...
Картина мира
Я думаю, я чувствую, я хочу… Кто или что скрывается под этим таинственным Я? Я – владелец внутреннего мира. При желании мы многое можем узнать о том, как устроено королевство нашего Я и как им грамотно управлять.
Благодаря работе внутреннего мира мы познаем внешний мир: с помощью разума постигаем закономерности его существования и развития, с помощью чувств наделяем его красками, насыщаем нашими личными отношениями и желаниями. У каждого из нас есть своя собственная картина окружающего мира (еще говорят – образ мира). Возникает и развивается личная картина мира благодаря различным источникам. Во-первых, благодаря той научной информации, которую мы приобретаем в школе, выуживаем из книг, телепередач и разговоров со знающими людьми. Физика и химия дают нам возможность понять основы мироустройства на молекулярном и атомном уровне; биология позволяет осмыслить законы живой природы; математика дает нам в руки инструмент для измерения свойств окружающего мира.
Во-вторых, личная картина мира формируется благодаря нашему личному опыту. Маленькому ребенку доступны для изучения его собственный дом и песочница во дворе. Именно информацией, полученной при их исследовании, он воспользуется для того, чтобы создать свою картину мира. Постепенно перед человеком открываются все большие и большие пространства: городской район или весь поселок, город, край, страна, континент, мир… Замечательно, если на уроке географии удалось посмотреть фильм про неизведанные леса в пойме реки Амазонки. Это, несомненно, пополнит нашу картину мира. Но если это удалось увидеть не на экране, а в жизни… В картине мира появится яркий, насыщенный экзотическими запахами и цветами фрагмент личной жизни.
В связи с этим третий источник создания собственного образа мира – чувства, переживания, личные смыслы, которые каждый из нас вкладывает в то или иное знание о мире. Без них наша картина мира была бы безжизненна. И вообще, она не имела бы никакого отношения лично к нам. Скажем, каждый из нас знает, что где-то в мире (а может быть, совсем рядом, в километре от дома) существует Тихий океан. Но для кого-то знание о нем – лишь абстрактная, блекло окрашенная точка на карте мира, для кого-то – часть личной биографии, элемент повседневности («да, каждую неделю я езжу с отцом на океан»), а для кого-то – яркая, всепоглощающая мечта. Для него само словосочетание «Тихий океан» вызывает множество чувств; с ним связаны грезы, сны, образы будущего. Возможно, что образ мира такого человека наполовину состоит из Тихого океана.
Человек – это восприимчивое, чувствующее, разумное и рассудительное существо, стремящееся к самосохранению и счастью.
Поль Анри Гольбах
Итак, вся известная нам информация о внешнем мире, весь наш опыт его познания, все переживания и чувства, объединяясь, позволяют нам создать свою, личную картину мира. Эта картина постоянно изменяется, пополняется новым знанием и новыми впечатлениями. Если мы учимся по одним учебникам и живем в схожих социальных условиях, наши картины мира будут близки. Но они все равно будут отличаться друг от друга! Каждый из нас, живя и развиваясь, создает свою вселенную.
Можно ли сказать, что есть «правильные» и «неправильные» картины мира?
bookap.info