Нико Пиросмани, художник: биография, картины. Пиросмани картины
Нико Пиросмани, художник: биография, картины :: SYL.ru
Грузинский художник Пиросмани прожил недолгую жизнь, приблизительно 55-56 лет. На него мало обращали внимания. Факты подтверждаются не документально, а приблизительными рассказами очевидцев. Поэтому биография Пиросмани обросла вымыслами, и нам ничего не остается, как следовать по легендарному абрису. Стиль его работ называется примитивизм. Уничижительного значения в этом слове нет. Оно просто означает «первичный». Ведь он всего лишь гениальный художник-самоучка, который нигде не учился, а просто брал краски и рисовал, как это делают дети.
Вывеска
Посмотрим на один из шедевров Пиросмани. Художник нарисовал вывеску для пивной «Закатала». Она написана маслом по клеенке в неизвестное время. Произведение полно неясного очарования. То ли за счет колорита, то ли благодаря фаэтону и повозке с пассажирами, запряженными лошадками на первом плане, а, может быть, из-за самой крупной надписи, выполненной красными выпуклыми буквами на белом фоне.
По зеленой траве едут навстречу друг другу два экипажа. За ними разливается как озеро белый фон надписи. В отдалении на фоне гор едет крестьянская тележка, в которую впряжены волы, еще дальше виднеется джигит на коне. И над всем темным, но радостным пейзажем на заднем плане голубеет небо с полной луной. Она освещает дальний город, залитый ее серебристым светом. Однако на фоне гор сияет красное солнце с отходящими от него лучами. Можно думать, что пивная открыта круглосуточно. Восхищение – вот главное, что можно сказать об этой вывеске.
Что мы знаем о детстве и юности Нико
Перевернув все архивы, искусствоведы предположили, что Нико Пиросмани родился в 1862 году. Ничего достоверно по датам сказать о нем нельзя, это только предположение. Это событие произошло в большой крестьянской семье в селе Мирзаани. Нико был самым младшим из четырех детей. Ему было лет семь-восемь, когда умер отец, затем – мать и старший брат. Возможно, в живых остались две сестры. Маленького мальчика взяла в соседнее село Шулавери вдова фабриканта из Баку Э. Калантарова. В этой семье он провел примерно 15 лет, научился читать и писать по-грузински и по-русски. Предполагают, что ненадолго он возвращался к сестре в Мирзаани и был пастухом. Вместе с сыном Калантаровой Георгием Нико уехал в Тифлис, где учился работать в типографии. Затем ушел оттуда и жил в доме брата Калантаровой. У бродячих художников он учился обращаться с красками и расписывать вывески духанов и лавок. А еще посещал зоопарк. Посмотрим, как работал Пиросмани. Художник часто рисовал животных. Есть у него царь зверей, благородный олень на фоне пейзажа, простая петушиная семейка в деревне, чистенькая свинка с поросятами. За наивностью работ Пиросмани картины скрывают грусть и печаль, радость и тревогу.
«Жираф»
Художник мечтал предоставить всем волю, и жирафа он написал без клетки. Как тут не вспомнить Н. Гумилева.
Где-то далеко-далеко на озере Чад бродит изысканный жираф. Он строен и грациозен. Шкура его украшена волшебным узором. Только луна осмеливается с ней равняться, когда она дробится и покачивается в водах глубоких озер. Печален, грустен и полон немого вопроса взгляд больших глаз жирафа Пиросмани. Художник написал, что он помнит про запах немыслимых трав, про свой плавный и радостный бег среди них – этот цветной корабль саванн. Одно лишь лазурное небо напоминает пойманному и посаженному в клетку жирафу его родину.
Самостоятельные заработки
Четыре года Нико работал на железной дороге кондуктором и в ремонтных мастерских. В это время туда пришел великолепный рассказчик-бродяга. Его звали Алеша Пешков. Его рассказы увлекали всех, кто его слышал. Ему подсказали, чтобы он записал свои истории. Так и появился в печати «Макар Чудра», и родился большой русский писатель. Нико нарушал правила: опаздывал и прогуливал. Его штрафовали, наконец, он сам уволился. Ему дали выходное пособие, и вместе с другом начинающий художник, еще полностью не нашедший себя, открыл лавку по продаже молока. В это же время он накопил немного денег и выстроил домик в Мирзаани. Для лавки Нико нарисовал две вывески с черной и белой коровами. Шесть лет Нико мучился с торговлей, почти бросая ее. Компаньон выдавал ему каждый день по одному рублю. Наконец, он насовсем забросил торговлю и стал делать то, к чему тянулась душа – заниматься живописью. Это произошло в 1900 году.
Свободный художник
Наступила долгожданная, пусть и полунищая свобода для Пиросмани. Картины, которые он быстро рисовал для духанщиков, он продавал очень дешево. Всего за тридцать рублей, иной раз за обед, ужин или просто за рюмку чачи.
Чаще всего он рисовал для Бего Яксиева. У него он жил несколько лет.
Позже Пиросмани напишет картину «Компания Бего» – пир за накрытым столом. По одному из предположений, человек, который высоко поднял рыбу – это автопортрет.
Для сына духанщика «Эльдорадо», который стоял в большом парке развлечений, Нико Пиросмани написал на черной клеенке великолепного льва.
Черный царственный лев
Он поражает величием и сдержанностью красок. Их немного: всего четыре-пять. Черная клеенка служит фоном, а белилами выполнены все оттенки сияющего в закатных лучах солнца царя зверей. Живописец от Бога понимал цвет не хуже художников, закончивших академии.
Налитое нерастраченной мощью бронзовеющее тело, грозные клыки, великолепная грива, и при этом самые печальные глаза. Эта картина – шедевр Пиросмани, связана в наши дни с кражами и скандалами, исками в суд наследников. Пока она еще находится в Москве. Когда она вернется на родину, неизвестно, а по аукционным оценкам она стоит не один миллион долларов. Вот какой был дар у Пиросмани. Картины при его жизни мало кто ценил, а тем более – понимал. Исключение составляет коллекционер Кирилл Зданевич, но о нем мы скажем несколько позже.
Фантастическая история любви
В 1905 году, а может быть, в 1909 в Тифлис на гастроли приехала красавица француженка Маргарита де Севр. Она развлекала своим пением и танцами столичную публику. Это исторический персонаж. Сохранились ее фотографии, афиши. Правда, в современной Франции о ней ничего не знают. Предполагают также, что красивую историю любви к ней Пиросмани придумал романтик К. Паустовский. Он приехал в Тифлис, когда самого художника уже не было в живых. Но, так или иначе, придется рассказать эту историю, похожую на прекрасный сон, пробуждение от которого было трагичным. Пиросмани посетил представление Маргариты. Он был потрясен. Где он взял деньги, неизвестно, но на утро вся мостовая и тротуар перед домом, где жила Маргарита, были завалены цветами всех видов: сиренью, акацией, анемонами, маками, пионами, лилиями, жимолостью, бегониями, боярышниками.
Пораженная Маргарита отправила поклоннику записку и билет на представление, а беспечный художник прогулял весь вечер с друзьями. Когда он вспомнил о приглашении, то Маргариты в городе уже не было. Песня Паулса «Миллион алых роз» – тоже красивая вариация на эту тему, не более. Портрет Маргариты, представленный выше, как предполагают искусствоведы, срисован с афиши. А рядом стоит немолодая женщина, которая пришла в Лувр в 1969 году на выставку Пиросмани, чтобы увидеть свой портрет. Была эта сказочная история или нет, но она очень поэтична и красива.
Известность и признание
К 1912 году все лавки и духаны были завешаны работами Пиросмани. Художник написал более двух тысяч картин. За годы войны и революции их количество сократилось до трехсот. Художники Кирилл Зданевич и его брат Илья стали первыми, кто им заинтересовался как исследователи и коллекционеры.
Перед вами портрет Ильи, написанный Пиросмани. В 16-м году братья устроили небольшую выставку из его картин. Художник сразу размечтался о постройке большого дома, где можно собираться, пить чай и разговаривать об искусстве.
Суровая действительность
Мечтам было не суждено сбыться. Наступил голодный и холодный 1918 год. Художник жестоко простудился, провел полуживой три дня в подвале, где его случайно нашли, и умер в больнице. Он был похоронен в общей могиле для бедняков, и место его упокоения неизвестно.
Творчество художника
Живопись Пиросмани – это гимн постоянному празднику, который он создавал изо дня в день вопреки своему полуголодному существованию. Это преимущественно изобильные застолья и пиры на вывесках. Большое место в его творчестве занимают изображения животных. Ослики с крестьянами, лани, олени, красивые сытые коровы, свинки. У всех образов печальные глаза самого художника. Во всех картинах присутствует черный фон, поскольку художник использовал не холст, а черную клеенку, часто снятую со стола в духане, где он работал.
Дом-музей Пиросмани
Он находится в селе Мирзаани в доме, который построил сам художник. Это одноэтажное здание имеет террасу и погреб. В нем выставлено 13 ранних работ мастера.
Неподалеку в Кахетии располагается краеведческий музей в Сигнахи, где экспонируется 15 картин Пиросмани.
Третье крупное собрание картин живописца находится в Тбилиси в музее искусств. Его работы перенесли в филиал на проспекте Руставели в Голубую галерею. Здесь находятся самые известные картины мастера.
www.syl.ru
Грузинский художник Пиросмани – галерея работ
Грузинский художник Пиросмани долгое время был непризнанным. Разработав свою собственную, для некоторых прямо-таки невообразимую технику живописи, он творчество ставил превыше всего. И, несмотря на свою нелегкую жизнь, наполненную тяготами и лишениями, возможно, он с помощью своих картин находил временное утешение. Будучи тифлисским бедняком, с помощью простых материалов и дешевых красок собственного изготовления он порой создавал творения с остросоциальным смыслом.
Непростая жизнь художника, повлиявшая на формирование стилистики картин
Николай Асланович Пиросманашвили или Нико ПиросманиНиколай Асланович Пиросманашвили или Нико Пиросмани (как он сам себя предпочитал называть) родился приблизительно в 1862 году в простой крестьянской семье в кахетском селе Мирзаани. Будучи еще мальчишкой, он осиротел, затем потерял и сестру.
В молодости он вынужден был некоторое время заниматься торговлей и работать в товарных поездах тормозным кондуктором. Незаметно для самого себя он увлекается живописью, расписывая стены своей лавки.
Пожалуй, чуть ли не вся жизнь Пиросманашвили – это испытания бедностью и голодом. Часто он зарабатывал себе буквально на ужин и стакан вина тем, что расписывал вывески для увеселительных заведений. Но, возможно, если бы его судьба была легкой и сытой, то мы бы и не познали творческую натуру этого художника.
Удивительно простая, но уникальная техника творчества
Поразительно то, что живя впроголодь и испытывая тяжкую нужду, художник Пиросмани часто писал картины, олицетворяющие пиры, гуляния, богатые застолья. Кое-кто находит в его творениях схожесть с древнегрузинскими фресками. И, действительно, есть в его работах что-то величественное, но при этом простое и душевное.
Пиросмани Н.А. Грузинка с бубномСемья оленей
Пейзаж
Являясь художником-самоучкой, он самостоятельно выработал свой стиль, который в художестве именуют примитивизмом. Писал Пиросманашвили быстро, легко, не желая исправлять неточности. Самостоятельно выучив грузинский и русский языки, он на вывесках делал надписи и на одном, и на другом языке. При этом, нередко он делал ошибки в русских словах, но, по-видимому, не очень переживал по этому поводу.
Прежде всего, Нико Пиросмани проявил себя как анималист и создатель портретов, отлично писал по фотографиям.
Женщина с кружкой пива
Баран (Пиросмани)
Ягненок и парящие ангелы
Саркис разливает вино
Кому-то может показаться странным, что художник писал на картоне, обычной белой или черной клеенке. Это объясняется тем, что клеенка была в любом, даже самом бедном грузинском доме, а для талантливого художника даже этот материал и несколько дешевых красок не станут препятствием на пути создания шедевра. К сожалению, и смерть настигла творца в бедности: умер он голодным и больным в 1918 году в подвале, пробыв там три дня в тяжелом состоянии.
Сегодня имя Нико Пиросмани – это олицетворение национального грузинского искусства живописи. Его чтят и помнят.
allforcreate.ru
Нико Пиросмани (ок. 1860-1918)Биография Пиросмани«Изредка, по вечерам, я всматривался в картины Пиросмана при свете высоко поднятой керосиновой лампы. Они вызывали тревогу. Древние краски, серый пепел зари, изломанные спины черных гор, примитивный, лубочный подчас, рисунок, одутловатые лица князей, призрачный мир духанщиков, кофейных мушей, робких бедняков с собачьими глазами, кинто и дворников, ишаков и мацонщиков, пирующих крестьян и жалких артисток из загородных театров вставал на его клеенках...» — так писал о Нико Пиросманашвили, или как он любил себя называть Пиросмани, К. Г. Паустовский еще в 1924 году. Нико Пиросманашвили был художником-самоучкой. В картинах Пиросмани — душа грузинского народа, его жизнь, горестная и радостная, его представления о красоте мира и мечты о лучшем будущем. Не имея хороших материалов и холста, двумя-тремя дешевыми красками на куске черной клеенки или белой жести художник добивался поразительной убедительности всего изображенного. В работах его есть огромная сила непосредственного и в то же «время очень мудрого восприятия жизни» Нико Пиросмани родился в Кахетии, в селе Мирзаани. Ему едва сравнялось восемь лет, когда умерли родители. Вскоре маленький Нико с сестрой уехали в Тбилиси. Там его поджидало новое горе — через несколько лет умерла и сестра. В молодости Пиросманашвили работал тормозным кондуктором товарных поездов, потом стал торговать молочными товарами. Иногда Нико навещая свою деревню. Как-то незаметно для себя он увлекается искусством: начинает писать портреты сослуживцев, а затем на стенах своей лавки пишет коров и собаку. Рисовал он и «карточки» на картоне, одна из них до сих пор сохранилась в краеведческом музее города Сигнахи (Девушка Соня играет на гармонии)... Выше всего Пиросмани ставил искусство. Он испытывал невиданные трудности, жил впроголодь — лишь бы можно было работать. За бесценок, а то просто за ужин и стакан вина, он расписывал духаны, делал вывески. Так появляются его «Пиры», великолепные натюрморты на вывесках. В Пиросмани чувствуется прирожденный монументалист. Его картины часто напоминают древнегрузинские фрески. В них та же мощь, умение передать простыми средствами величие человека. Пиросмани был художником тифлисской бедноты. В его искусстве очень сильно социальное начало. Для мышления Пиросмани очень характерны поэтические сопоставления, неожиданные метафоры. Он всегда ищет наикратчайший путь выражения чувств... У Пиросманашвили есть целая серия, условно говоря «типических портретов», среди них и «Дворник» (1904). С какой цепкостью, точностью передан жестокий и угрюмый характер этого стража тифлисских улиц. И совсем иного плана портрет актрисы Маргариты, где выражено восхищение художника своей моделью. Пиросмани — одаренный анималист. Он писал верблюдов, медведей, ланей и невиданных диковинных львов. Это фантастические звери, выдуманные Пиросмани, и, что важно, он рисует их по-человечески одухотворенными. Пиросмани любили бедняки. Его произведения создавались для них и радовали их. И они были благодарны своему художнику. «Культурный» же Тифлис тех лет по-разному отнесся к его работам, «открытым» в 1912 году молодыми художниками — братьями Зданевичами. Большинство считало картины Пиросмани слишком грубыми, недостойными «тонкого» вкуса знатоков. Но молодые художники Ладо Гудиашвили, Давид Какабадзе и другие по достоинству оценили его талант. Умер Нико Пиросмани в 1918 году в бедности, в закутке под лестницей. Имя его стало символом национальных традиций грузинского искусства. Как сказал поэт Робикидзе: «Видишь Пиросмани и веришь в Грузию». Картины Пиросмани
Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение. Последние материалы в этом разделе:↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
www.artcontext.info
жизнь, любовь, картины. Репродукции работ любимого художника от Арт Холст
Нико Пиросманашвили (Пиросмани) – грузинский художник-примитивист, чье творчество продолжает вызывать горячие споры. Художник – самоучка прожил трагическую жизнь, умер голодной смертью, а признание получил лишь в последние годы. О нём известно немного: точно не установлена дата его рождения, сохранилось лишь три его фотографии, не более трёхсот работ из более чем двух тысяч, не уцелела ни одна настенная живопись. Зато более века по всей стране и за ее пределами рассказывается история о его трагической любви, о поступке, который оказал огромное влияние на всю его и без того непростую судьбу.
Нико Пиросмани
Песня «Миллион алых роз» - практически реальная история из жизни художника, легенда, которая вдохновила А. Вознесенского на написание всем известных строк. Как же было на самом деле?
Жизнь до…
Родившись в бедной семье в небольшой маленькой кахетинской деревне Мирзаани, еще ребёнком был отдан в услужение в богатую тифлисскую семью, после была работа на железной дороге и торговля в молочной лавке. На протяжении всего этого времени Нико много рисовал, расписывал вывески для духанов, а картины дарил своим покупателям и друзьям.
Денег на холсты не было, поэтому в ход шло всё, что было под рукой: трактирные клеенки со столов, жестяные листы и доски. Странный выбор материалов во многом определил стиль его живописи, например, знаменитая картина "Черный Лев" была написана на чёрной клеенке.
Чёрный лев
Его работы – это природа, животные, весёлые застолья, повседневная жизнь Грузии и её жителей, как она представлялась простому торговцу из народа.
Праздник, 1906 г.
Свадьба в Кахетии, 1916 г.
Женщина с кружкой пива, 1905 г.
Рыбак в красной рубахе, 1908 г.
Нико и Маргарита
Маргариту де Севр – французскую актрису и певицу, которая приехала с гастролями в Тифлис в начале ХХ века, Пиросмани впервые увидел на афише и по легенде уже тогда влюбился в нее. Её расположения добивались самые богатые и влиятельные люди, но даже для них она оставалась недоступной, что уж говорить про нищего художника. Нико часто подстерегал ее у гостиницы, всячески искал с ней встреч, но его любовь была в тягость для актрисы.
Маргарита де Севр
История про невероятный поступок Пиросмани обросла легендами и догадками, мы расскажем самую распространённую версию событий.
Утром в день рождения писателя к дому, где жила актриса, стали съезжаться погонщики с арбами, груженными всевозможными цветами. Аробщики сваливали охапки цветов прямо на мостовую и тротуар перед домом актрисы, казалось, что в то утро на этой улочке были все цветы не только из Тифлиса, но и из всей Грузии. По легенде всевозможными цветами была усыпана вся улица перед окнами Маргариты, кстати, роз там почти не было!Маргарита выбежала из дома навстречу бедному Пиросмани, обняла его больные плечи и в первый и последний раз крепко поцеловала в губы. Как ни печально, но такой жест не покорил красавицу, по слухам, она сбежала из Тифлиса с богатым поклонником и больше никогда не бывала в Грузии.Актриса Маргарита, 1909 г.
В память о девушке художник написал ее портрет. «Актриса Маргарита» - девушка с белым лицом, в белом платье с букетом белых цветов …
«Белым я прощаю», – говорил ПиросманиХодит красивая легенда о том, как на выставке картин Нико Пиросмани в Лувре в 1968 г. перед портретом актрисы часто подолгу стояла пожилая женщина…та самая Маргарита де Севр.
Жизнь после Маргариты
Чтобы покорить сердце любимой, Нико пришлось продать свою лавку и всё, что он имел. Пиросмани становится бродячим художником, работающим за еду и кров. Художник уже был достаточно популярным в городе, ему предлагали официальную работу и жилье, но он постоянно отказывался, продолжая расписывать стены и рисовать картины для духанов, принимая в качестве вознаграждения обеды и ужины, небольшие деньги для оплаты ночлега и покупок красок.
Пикник
Друзья Бегоса
Кутёж во время сбора винограда, 1906 г.
«Мне говорят – нарисуй зайца. Я думаю, зачем тут заяц, но из уважения рисую»Признание
Славу о художнике за пределами города и страны разнесли братья Зданевичи и Михаил Ле-Дантю. Неудивительно, что народное творчество художника было замечено ими в одном из городских трактиров. Именно они впервые заговорили о художнике, после чего к нему пришло признание, но, к сожалению посмертно. Его работы выставлены в музеях, в честь него названо вино и улицы в разных городах, а его прекрасный поступок для любимой стал легендой, которая вдохновляла и продолжает вдохновлять поэтов, писателей и простых людей по всему миру.
В современной Грузии любят и помнят Пиросмани: репродукциями его картин украшают стены в заведениях, его имя используют знаменитые бренды и производители, а история его любви – красивая легенда для туристов, которую так любят рассказывать местные жители.
Лев и Солнце
art-holst.com.ua
Нико Пиросмани: "Актриса Маргарита." - Журнал "Культурная Столица"
Автопортрет.Нико Пиросмани.
Героиня прекрасной легенды, вдохновившей Андрея Вознесенского на написание хита «Миллион алых роз», актриса парижского театра миниатюр «Бель Вю» Маргарита де Севр. В начале 1900-х она гастролировала в Тифлисе, где покорила сердце бедного художника Нико Пиросмани. Тогда и произошла эта чудесная история с цветами, которую спустя десять лет после смерти Нико записал со слов тифлисцев Константин Паустовский. В Тифлисе он влюбился в картинки Пиросмани и рассказал о бродячем грузинском живописце в своей книге «Повесть о жизни».
«Казалось, арбы свозили сюда цветы не только со всего Тифлиса, но и со всей Грузии…Никто не решался первым ступить на этот цветущий ковер, доходивший людям до самых колен…Он шел к дому Маргариты, прикасаясь рукой к стенам. Все видели, как навстречу ему выбежала из дома Маргарита - еще никогда никто не видел ее в таком блеске красоты, - обняла Пиросмани за плечи и прижалась к нему.- Почему, - спросила Маргарита, - почему ты подарил мне эти горы цветов? Я ничего не понимаю, Нико. Пиросмани не ответил. Но Маргарита поняла и без его ответа силу его любви и крепко поцеловала Нико в губы. Поцеловала перед лицом солнца, неба и простых людей - жителей тифлисского квартала Сололаки.Некоторые люди отворачивались, чтобы скрыть слезы. Люди думали, что большая любовь всегда найдет дорогу к любимому, хотя бы и холодному сердцу. Потому что все знали, что Пиросмани любил Маргариту, но она совсем не любила его, а только жалела за его горькую и неудачную жизнь»...
Дом художника. Государственный музей Нико Пиросманишвили в селе Мирзаани.
Он родился в 1862-м, в крестьянской семье. Его родина - маленькое село Мирзаани в Кахетии. Мальчик рано осиротел, и его взяли на воспитание зажиточные тифлисские армяне Калантаровы. Разве могли они знать, что угловатый грузинский подросток, малевавший вывески, работавший кондуктором и торговавший в лавке, станет великим художником?..
Интерьер комнаты в Государственном музее Нико Пиросманишвили в селе Мирзаани.
Но слава пришла к Нико очень поздно. Живописец умер в полной нищете. Лишь в 1962 году журнал «Курьер ЮНЕСКО» напишет: «Значение этого художника выходит за пределы Грузии. Пиросмани принадлежит всему человечеству». Впрочем, многие искусствоведы и по сию пору недоуменно пожимают плечами: что в нем?.. Картины писаны на клеенке... композицию не выдерживает... колорит разрабатывает не по правилам... И все же - когда в Лувре открылась его выставка, французская пресса в течение полутора месяцев сравнивала Нико то с Джотто, то с Анри Руссо...
Ладо Гудиашвили.Смерть Нико Пиросмани.
Многие факты биографии Пиросманашвили не подтверждены документально, а известны либо с его слов, либо восстановлены уже после его смерти. И одна из них, история о его любви.Вся его жизнь была страшным испытанием.Но в его жизни была и большая любовь. Это в первую очередь страстная любовь к живописи. Он нигде и никогда не учился. Его учителями были странствующие маляры-художники, которые расписывали в селах и городках духаны.В начале XX века он был просто бродячим художником, неустанно и увлеченно писавшим картины и не смущался, что берут их на вывески для лавок, трактиров и винных погребов...Он был так беден, что покупать холсты ему не мог себе позволить – рисовал на старой клеенке из столовых и магазинов, которую отдавали ему духанщики. Он был высок и худ, с волосами, подернутыми ранней сединой. Лицом приятен - потому что «имело оно выражение мягкости и спокойствия...».
«Когда я пишу падших ортачальских красавиц, я помещаю их на черном фоне черной жизни, но у них есть любовь к жизни – это цветы, помещенные вокруг фигур, и птичка у плеча. Я пишу их на белых простынях, я их жалею, белым цветом я прощаю им их грех».
Кто-то сказал, что люди на картинах Пиросмани имеют выражение «тайной радости и большого удивления». Это правда. И эти чувства очень заразительны - обычно зрители отходят от полотен Нико именно с такими лицами: радостными и удивленными. Так действуют его неповторимые полотна на всех - на министра культуры или простого каменотеса.Француженка и его единственная любовь - Маргарита. Разве могла она понять, кто бросает к ее ногам розы?! Влюбленный в Пиросмани Пабло Пикассо создал его портрет - из воображения, им ведь не довелось встретиться. Это была, скорее, фантазия на тему «великий Нико». Он умер, как беспризорный, и похоронен, как неизвестный. Бродячий художник, признанный гением, спит вечным сном на планете Земля...
В одной из больниц для бедняков 5 мая 1918 года умирал бедный художник Нико Пиросмани. Днём раньше соседи ,узнав, что Нико вот уже неделю не появляется на людях, выломали дверь в коморке, где ютился художник. Пред ними предстала картина: Нико лежал в глубоком голодном обмороке, у него не было сил даже на то, чтобы открыть глаза.Умирающего отвезли в больницу, надеялись что произойдет чудо, но увы...На следующий день Пиросмани скончался. Перед самой кончиной он на несколько минут пришёл в себя, но не молвил ни слова, и только скупая мужская слеза тихонько сползла на щеку...
Нико Пиросмани. Актриса Маргарита.
"Актриса Маргарита" остаётся жить в веках, она свидетель прекрасной любви. Эта картина одно из лучших творений Пиросмани. Портрет актрисы Маргариты одна из тех загадок, которые невозможно разгадать до конца. Говорили,что когда в Лувре на выставке примитивистов экспонировались картины Пиросмани, к картине "Актриса Маргарита" каждый день приходила одна старая женщина. Гид выставки заметила сходство её глаз с глазами на портрете, подошла к ней.Женщина назвала себя. Это была Маргарита де Севр.Эта история легла в основу стихотворения Андрея Вознесенского "Миллион алых роз"...В популярной песне про «миллион-миллион-миллион алых роз» допущена невинная, но досадная ошибка. Именно белые розы подарил Пиросмани актрисе - Нико считал идеалом красоты белые розы.
Это маленький подвальчик под лестницей, дворницкая, где жил и умер великий примитивист Нико Пиросманашвили. Размер комнатушки около 6 квадратов. Музей был открыт в 1982 году.Тбилиси, на ул. Пиросмани, 29.
kstolica.ru
Нико Пиросмани - художник-примитивист. Биография, картины, интересные факты из жизни
Нико Пиросмани – художник, жизнь которого практически нигде не задокументирована, будто и не было вовсе такого человека. Но он был. Был и творил свои незамысловатые и пронзительные картины так же просто, как жил.
Детство и юность
Пока точно не удалось установить, в каком году родился грузинский художник Пиросмани. Искусствоведы предполагают, что это произошло в 1862-м. Нико Пироманошвили жил в бедной крестьянской семье в селе Мирзаани. Он был самым младшим ребенком и помогал отцу по хозяйству. Однако работа на земле не захватывала его. Каждую свободную минуту он посвящал рисованию. Воссоздавал на старой оберточной бумаге с помощью огрызка карандаша все, что его окружало: гроздья винограда, треснувший кувшин, куцего пса…
В восьмилетнем возрасте мальчик теряет отца, а вскоре и мать со старшим братом. С тех пор он зарабатывал себе на жизнь сам. Ходит по окрестным селам и перебивается мелкими подработками. Естественно, что в такой сложной жизненной ситуации ни о каком образовании, а уж тем более художественном, и речи быть не могло. Однако Нико все же обучился читать на русском и грузинском языках.
Путь к искусству
Еще с юности будущий художник Нико Пиросмани брал уроки живописи у странствующих мастеров. У них он перенял умение разрисовывать вывески для магазинов и трактиров. В восьмидесятых годах Нико предпринял попытку открыть мастерскую художественной росписи вместе со своим другом, тоже художником. Однако эта идея с треском провалилась: заказов практически не было и мастерскую пришлось закрыть.
Скопив небольшой капитал, работая кондуктором на железной дороге, Пиросмани вкладывает деньги в молочную торговлю. Однако Нико был человеком творческим, торговля была ему чужда. Но он получал небольшой доход от молочной лавки, на том и закончились его предпринимательские попытки.
Начало XX века стало целой эпохой в творчестве Пиросмани. Художник полностью посвящает себя искусству. Он вновь возвращается к изготовлению вывесок, а также увлекается созданием декоративных панно. Именно в этот период Нико много рисует на клеенке с помощью самостоятельно изготовленных красок. Особенно удачно ему удавалась черная. Пиросмани добавлял в золу печную копоть, настой коры дуба и пару капель масла. Клеенки были белого или черного цвета. И там, где нужно было отобразить эти оттенки, он просто оставлял незакрашенные участки. Так художник выработал один из своих уникальных приемов. Особенно впечатляюще он смотрится на портретах, придавая картине необычайную глубину и пронзительность.
Первые успехи
В десятых годах XX века на Нико обращают внимание в профессиональных кругах. Художник-футурист Кирилл Зданевич приобретает большое количество картин Пиросмани, некоторые из них были написаны на заказ. Брат Кирилла, Илья, опубликовал о Нико статью «Художник-самородок» в местной газете. И уже в марте 1913 года картины самоучки были выставлены на выставке в Москве. Конечно, это была не персональная выставка, но тем не менее личный грандиозный успех для бедного крестьянина из грузинского села.
В 1916 году наконец удалось устроить выставку, где были представлены исключительно работы Пиросмани. Самородок получил определенную известность. Он был приглашен в Общество грузинских художников, его произведения стали покупать для частных коллекций. Однако, несмотря на это, художник Пиросмани, имя которого стало ассоциироваться с аутентичным творчеством, умер в нищете и бедности.
След в искусстве
Примитивизм - стиль живописи, характерный для художника Пиросмани, – это художественное воплощение детских рисунков. Наивные по своему исполнению и честные по эмоциональной составляющей, эти картины не несут в себе ничего напыщенного, лишнего, наносного. Лишь простота восприятия жизни, какой бы она ни была. Рисовал Нико быстро. Мог создать картину всего за несколько дней. Он не любил что-либо исправлять или дорабатывать в произведении – как вышло, так и вышло.
Основные мотивы в творчестве Нико Пиросмани анималистические. Животных художник изображал со взглядом человеческих глаз, трогательных, на которые, кажется, вот-вот навернутся слезы. Друзья Нико утверждали, что, изображая животных, Пиросмани на самом деле больше рисует самого себя, нежели жирафа или барашка. Из-за того что они были исполнены в самобытной технике, животные выглядели особенно беззащитными и одинокими.
Также одной из излюбленных тем было изображение пиров и застолий. Богатые столы ломятся от яств, вино льется рекой, люди веселятся, забывая о тяготах жизни. Все это имело огромный контраст с реалиями жизни художника – бедной, голодной, одинокой. Рисовал Пиросмани и портреты, но зачастую не с натуры, а просто перерисовывал изображение с фотографии.
Сохранилось не так уж и много работ руки художника-самоучки. В основном мы можем оценить творчество Пиросмани по его вывескам для магазинов и таверен.
Самые известные картины
Нико Пиросмани – художник, картины которого поражают своей пронзительностью. «Актриса Маргарита» – это произведение, которое однажды было выставлено в Лувре. Говорят, что на выставку приходила даже сама француженка, изображенная на полотне, и долго смотрела на картину, не отрывая глаз. Художник подчеркнул изящность ножки актрисы, тонкую талию девушки. С большой любовью он изобразил Маргариту, ради которой однажды пошел на отчаянный шаг.
Произведение «Бездетный миллионер и бедная с детьми» как будто показывает, в чем истинное богатство. Сухие пеньки деревьев на заднем плане подчеркивают бессмысленность жизни, которую невозможно увековечить в потомках.
В картине «Сбор винограда» можно видеть художественное развитие Пиросмани. Он применил прием изображения перспективы – виноградники, уходящие вдаль, подчеркивающие плодородную, богатую грузинскую землю. Художник также нарисовал пробивающийся свет сквозь листья – попытка поиграть светом и тенью.
Каким он был?
Художник Пиросмани, имя которого теперь известно на весь мир, был загадкой для современников и остался неразгаданной тайной и для нас. В конце 1910 годов поклонники творчества художника начали ходить по деревне и собирать о нем информацию, чтобы составить если не биографию, то хотя бы приблизительный портрет Нико. Из отзывов крестьян мы знаем, что Пиросмани обладал взрывным характером и неуравновешенным нравом. Прямолинейный, эмоциональный, отчаянный. Соседи говорили, что у художника семь пятниц на неделе, будто он не от мира сего. Такие пересуды подкрепляли рассказы самого Нико о том, что он видит святых и кисть его «сама пишет».
Запутанный след
Известно, что художник вел переписку со своей сестрой, но письма эти не сохранились. Их сожгла сама девушка, видимо, напуганная тем, что в близлежащих селах незнакомые люди все больше стали расспрашивать о брате.
Говорят, что у Нико была тетрадь, с которой он никогда не расставался и постоянно делал в ней записи. Но еще при жизни художника эти заметки где-то затерялись. И только незадолго до смерти Пиросмани встретил образованных людей, которые понимали ценность жизни Нико и зафиксировали события встречи с ним и личные впечатления.
Интересные факты о Нико Пиросмани
- В 1969 году в Лувре состоялась персональная выставка Нико Пиросмани.
- История несчастливой любви бедного художника из песни «Миллион алых роз» была взята из жизни Нико Пиросмани. Художник потратил все свои сбережения, чтобы одарить приехавшую в Тифлис французскую актрису Маргариту де Севр.
- Картина «Арсенальская гора ночью» была продана за 1,2 млн долларов на аукционе Christie’s. Работа была представлена в разделе «Русское искусство», что вызвало недовольство грузинского сообщества.
- Художник Пиросмани, биография которого наполнена трагическими моментами, вдохновил на творчество многих творцов. О нем снято три фильма (один из них короткометражный). Нико посвящали стихи Булат Окуджава, Андрей Вознесенский, Ярослав Смеляков.
fb.ru
Нико Пиросмани (Пиросманашвили) Актриса Маргарита: Описание произведения
Потрет женщины, к ногам которой Нико Пиросмани бросил «миллион алых роз», выполнен на черной клеенке, как и многие работы грузинского самоучки. История этой картины "Актриса Маргарита" широко известна. Именно о Пиросмани Андрей Вознесенский написал, а Алла Пугачева спела «Миллион алых роз».Маргарита де Севр – французская певица и танцовщица кафешантана. Пиросмани увидел ее выступление в тифлисском дукане (трактире) и потерял голову. Но Маргарита привыкла к совершенно другим кавалерам… Когда в ее номер день за днем приносили огромные букеты цветов, она решила, что покорила местного богатея. Худой, изможденный, измученный страстью художник, разрисовывающий вывески дуканов, ее совершенно не заинтересовал. И даже самый широкий жест – огромное количество цветов, которое Нико Пиросмани отправил Маргарите в собственный день рождения, не смягчил ее сердце. Впрочем, по одной из легенд, за это он был вознагражден единственным поцелуем.
Из Тбилиси Маргарита уехала, не попрощавшись с Нико. По слухам, сбежала с заезжим военным. Больше они не виделись. Но история имела удивительное продолжение. В 1969 году «Актриса Маргарита» выставлялась в Лувре. И день за днем к ней приходила немолодая женщина, подолгу простаивая перед картиной. Позднее женщина призналась, что она и есть Маргарита де Севр. Была проведена экспертиза, подтвердившая, что на портрете с высокой долей вероятности изображена она. Письмо о любви дошло до адресата…
Пиросмани нечасто изображал женщин. И если уж писал, то они на его картинах оказывались практически лишены сексуального подтекста. Даже полуобнаженные женщины на диптихе «Ортачальские красавицы». Хоть точно известно, что позировали для них падшие женщины – сессия проходила в Эльдорадо, увеселительном саду тифлисского богатея Титичева. При соблюдении формата – поза, грудь, обнаженное тело, едва прикрытое накидкой - красавицы не соответствовали требования заказчика о «чем-то эротичном». Иное дело, что Титичев уже тогда хорошо знал цену работам Пиросмани, поэтому с удовольствием принимал всё, что тот писал.
«Женщина с кружкой пива» – редкий случай, когда художник активно использовал красный цвет. Героиня изображена в ярко-красном платье, у нее подчеркнуто алые губы и низко открыта грудь. Все атрибуты сексуальности представлены. Но каким-то удивительным образом от картины исходит в первую очередь спокойствие, а не сексуальный призыв.
Так же и «Актриса Маргарита» лишена какого бы то ни было чувственного подтекста. Формальности «низкого жанра» тут тоже соблюдены: смелое декольте и игривая опушка на нем, довольно короткая по тем временам, позволительная только для певички из ресторана, юбка, полосатые чулки, обнаженные руки и плечи. Скорее всего, в подобном наряде актриса и выступала. Но на картине Пиросмани он утратил всякую фривольность.
Маргарита старательно выписана белым, она словно противостоит темноте, из которой создана, над ней – сияющее голубое небо. И сама она выглядит лучом света. Это – не танцовщица кафешантана, это сама невинность. Подтверждают такую трактовку воспоминания художника Кирилла Зданевича, благодаря которому мир узнал о Пиросмани: «Белый цвет Нико почитал цветом любви, доброты, символом душевной чистоты. Белая Маргарита ожила на черном фоне. Чувство злобы и мести были чужды Нико. Он простил Маргарите зло, ему причиненное».
Автор: Алена Эсаулова
artchive.ru