История одного шедевра: «Новая Москва» Пименова. Пименова картины


История одного шедевра: «Новая Москва» Пименова

Вторая половина 1930-х. Москва бурлит: с одной стороны, — закручивание гаек, репрессии и ужасы застенок, с другой, — обновление, бурное строительство, прогресс. Идеологически, конечно, все это шло под одним лозунгом созидания светлого будущего. Это нашло отражение в одном из самых известных полотен советских художников — «Новая Москва» кисти Юрия Пименова. Как создавалась картина и что хотел сказать автор, рассказывает Снежана Петрова.

Ю. Пименов. Новая Москва 1937.jpgЮ.Пименов. Новая Москва. 1937

Сюжет

Москва. Лето. Утро. Молодая девушка едет по своим делам. Это сегодня мы спокойно воспринимаем женщин за рулем. Но в середине 1930-х — это был вызов, бунтарство и символ не только новой Москвы, но и новой жизни.

Героиня — за рулем первого легкового советского автомобиля Газ-А. Его выпускали с 1932-го по 1936-й, пока на смену не пришла новая модель — Газ-М, модернизированная машина собственной конструкции, созданная на базе лицензионного «Форда» типа «фаэтон».

Девушка едет в сторону Манежной площади, откуда в 1935-м началась сталинская реконструкция Москвы. Масштабная перестройка охватила центр города: улицы расширялись, дома передвигались, на месте ветхих зданий вырастали могучие исполины.

Героиня «Новой Москвы» Пименова — за рулем первой советской легковушки

Найденное Пименовым композиционное решение, когда изображение похоже на кадр, было своего рода новаторством. Художник как бы приглашает зрителя посмотреть на утренний город глазами девушки. Быстрый бег автомобиля, светлые краски, обилие воздуха, широта пространства — картина источает оптимизм и надежду на светлое будущее.

Символическое искусствоведение однозначно связывает линию горизонта с темой будущего. В «Новой Москве» такой, вынесенной вдаль, линии горизонта нет. Будущее сконцентрировано на близком плане. Это — комплекс ближайших задач, которые призвано решить общество. А монументальность, высота новых зданий соответствует монументальности и высоте этих задач.

Интересно, что в советском искусствоведении картина Пименова рассматривалась как эталон социалистического реализма, хотя сам художник тяготел скорее к импрессионистам.

Кстати, в середине 1940-х художник вновь использует это композиционное решение, но уже с иным посылом — на картине «Фронтовая дорога» (1944).

«Новая Москва» пропагандировала сталинскую реконструкцию столицы

Ю. Пименов. Фронтовая дорога. 1944 г..jpgЮ.Пименов. Фронтовая дорога. 1944

Контекст

К моменту написания картину уже вовсю шла сталинская реконструкция Москвы. Работа над концепцией города будущего, столицы первого социалистического государства, велась с конца 1920-х.

Вот как описывал Лазарь Каганович город до реконструкции: «Пролетариату в наследство осталась весьма запутанная система лабиринтов, закоулков, тупичков, переулков старой купеческо-помещичьей Москвы. Идёт улица как улица, и неожиданно посредине стоит нелепый дом: какому-нибудь Тит Титычу взбрело на ум взгромоздить свой дом как раз посредине улицы или оттяпать у улицы по крайней мере добрых 5−10 метров на выступы своего особняка. С увеличением населения у нас город вырастет до 5 миллионов, с быстрым ростом в городе числа автомобилей и других видов городского транспорта жить будет невозможно, если не перепланировать город, не расширить и выпрямить улицы, не создать новые площади».

В конкурсе на разработку стратегии развития Москвы принимали участие крупнейшие функционалисты со всего мира — Ле Корбюзье, Ханнес Майер, Эрнст Май, Николай Ладовский. К 1935-му был подготовлен и утвержден генеральный план реконструкции города, на реализацию которого отвели 10 лет. Документ предусматривал строительство новых транспортных магистралей и расширение имеющихся, обновление мостов, строительство метрополитена, создание новых парков и пространств для отдыха уровня парка Горького и ВДНХ.

Пименов строил сюжеты картин вокруг примет XX столетия

Расширение улицы Горького около 1934-36 года.jpgРасширение улицы Горького (сейчас Тверская), середина 1930-х

Практически все культовые сооружения в районе новостроек были уничтожены, невзирая на их историко-культурную ценность. Всё, что не подлежало переносу и могло мешать движению транспорта, сносили. Сталинская реконструкция Москвы, которую еще называют «градостроительной мясорубкой» должна была сделать столицу витриной коммунистических идеалов и социалистического образа жизни.

Параллельно с этим в СССР шла кампания массовых репрессий и политических преследований. Активно искали и, конечно, находили «врагов народа», которых затем уничтожали или изолировали от достойных представителей пролетариата. Количество жертв за 1937−1938 годы составило около 1 млн человек.

Судьба художника

Кем был Юрий Пименов? Достойным творческим работником Отечества. Закончив ВХУТЕМАС (за этой аббревиатурой, которыми так славился Союз 1920-х, скрывается Высшие художественно-технические мастерские), он вместе с единомышленниками учредил Общество станковистов. Эта организация объединила художников, которые транслировали в своем творчестве идеи социализма и коммунизма, а также связанного с ними грядущего, обязательно светлого, оптимистичного. Прославление трудовых подвигов рабочих и крестьян, бесспорно правильная линия партии, счастливые, сильные, сытые люди — вот это все.

Пименов писал светлый образ Москвы на фоне «большого террора» 1937-го

ОСТ не бралось за революционные темы Гражданской войны, предпочитая «приметы XX столетия»: жизнь индустриального города, промышленное производство, занятия спортом. При этом использовались приемы современного европейского экспрессионизма и импрессионизма, несмотря на то, что они были объявлены формальным искусством буржуазного общества.

Юрии Пименов в мастерскои.jpgЮрий Пименов в мастерской

Пименов в ОСТ был одним из тех, кто призывал пропагандировать в искусстве идеи борьбы за задачи рабочего класса. После распада ОСТ тематика большинства произведений художника связана с повседневной жизнью Москвы, за что в 1960-х он получил Ленинскую премию.

2 апреля в рамках проекта «Смотритель» состоится онлайн-экскурсия с выставки «Россия в пути», которая проходит в Институте русского реалистического искусства. Именно там сейчас находится картина Пименова, и, безусловно, мы не обойдем её вниманием.

Рекомендовано вам

diletant.media

Описание картины Юрия Пименова «Таня Пименова» Картины художников

Описание картины Юрия Пименова «Таня Пименова»

Советский художник Юрий Пименов за свою творческую жизнь успел написать множество картин. Особенно нежной вышла его картина «Таня Пименова», на которой он изобразил свою любимую и единственную дочь. Это не первый женский портрет художника, написанный легкими ровными мазками, но именно это полотно вызывало у него яркие чувства.

Таня, изображенная на картине, сидит без движения, ее взгляд устремлен в сторону. Кажется, будто художник поймал ее внезапно, неожиданно запечатлев обыденный завтрак. Скорее всего, девочка не так давно проснулась, мысли ее еще витают где-то далеко. У Тани нежная светлая кожа, едва виднеющийся румянец на щеках. Художник четко прорисовывает черты ее лица: большие глаза, темные брови, яркие губы и слегка курносый носик. Волосы девочки коротко стрижены, светло-русого оттенка. Одета она в

легкую футболку с бело-розовыми полосками.

Таня Пименова изображена сидящей за столом во время завтрака. На столе, покрытом белоснежной скатертью, стоит молоко, на тарелке с голубой каймой разложены бутерброды из белого хлеба с вареньем. Ягоды изображены натуралистично, они круглые, одинаковой формы и вызывают аппетит у зрителя картины. Девочка не ест, она задумчиво смотрит вперед, скрестив руки перед собой.

Задний фон полотна темнее переднего плана, он изображен с помощью коричневого оттенка. Сзади сидящей девочки находится деревянная стена. Прямо за головой Тани на этой стене висит бело-синяя прихватка. Вся картина написана с помощью теплых тонов краски, Пименов хотел сделать портрет мягким и нежным, ведь дочь он очень любил.

Этот портрет пользуется популярностей зрителей. После просмотра картина оставляет приятные впечатления. Она гармонична, свежа, ярка и очень жизненна. В руках талантливого живописца образ девочки заиграл новыми лучезарными красками.

Прислал: Веселова Кристина . 2017-10-08 21:48:21

opisanie-kartin.iusite.ru

Описание картины Юрия Пименова «Новая Москва» Картины художников

Описание картины Юрия Пименова «Новая Москва»

Советский художник Юрий Иванович Пименов написал «Новую Москву» в 1937 году. Она создана в стилистике классического реализма. Картина перекликается с его работой «Фронтовая дорога», которая изображает аналогичную композицию, но с другим фоном и персонажами.

Сам холст называют продолжением серии работ на московскую тематику. Мы видим экспозицию площади Свердлова, находящуюся неподалеку от центра города, перед взором предстают размытые силуэты величественной гостиницы «Москва» и Дома Союзов.

На первом плане – кабина водителя открытого кабриолета, который управляется белокурой, коротко подстриженной женщиной в голубом платье. Впереди распростерта широкая дорога, на которой разъезжает масса других автомобилей. По аллеям проходят толпы жителей, изображенных в виде нечетких теней далеко впереди. Такая панорама весьма

необычная для советского творчества, автор словно изображает фотографический снимок. Как полотно, написанное в тридцатых годах двадцатого века, его, пожалуй, можно считать революционный.

Все окружение показано художником легко, живо и даже воздушно использованы полупрозрачные оттенки голубого и коричневого. Такое сочетание теплых и холодных тонов привносит в работу сильную гармонию. Мастерски изображена дорога, по которой движутся машины. Она привлекает внимание своей абсолютной чистотой и даже зеркальным блеском. Она как будто отражает все происходящее на ней, переписывая формы в безликие тени.

Общий вид очень благороден, искусно прописаны люди, мы можем посмотреть даже на неясные детали их одежды, уловить легкие движения при ходьбе. Персонажи картины, кроме главное героини, не кажутся настоящими. Они обличены в призрачные силуэты и это придает картине некоторую мистичность и безвременность.

Прислал: Веселова Кристина . 2017-10-08 21:36:59

opisanie-kartin.iusite.ru

Репродукция картины "Новая Москва" Юрия Пименова

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Юрия Пименова.Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Юрия Пименова на натуральном холсте.

 

Юрий Иванович Пименов родился в 1903 году в Москве в семье юриста.

В детстве все свободное время Пименов проводил в находившейся недалеко от дома Третьяковской галерее, внимательно изучал картины великих русских мастеров. Первые уроки рисования получил от отца —художника-любителя.

В 17 лет поступил учиться в ВХУТЕМАС. Получив художественное образование, в 1925 году стал одним из учредителей Общества станковистов, воспевающих в своем творчестве советскую действительность, используя приемы европейского экспрессионизма.

Впоследствии приобщился к обновленному импрессионизму, запечатлевая «прекрасные мгновения», легкие образы-впечатления.

Одной из главных тем произведений художника стала тема Москвы.

50 лет своей жизни он отдал работе в театре: оформил множество классических и современных спектаклей.

За оформление спектакля «За тех, кто в море!» Бориса Лавренёва, поставленного на сцене ГАМТ (1946) удостоен Сталинской премии второй степени. Также получил Сталинскую премию второй степени в 1950 году за оформление спектакля «Степь широкая» Николая Винникова, поставленного на сцене ЦТСА.

В 1957 году получил звание заслуженного деятеля искусств. В 1962 – народного художника РСФСР, в 1970- народного художника СССР,

Также всю жизнь художник занимался графикой.

Одна из его последних работ — рисунки к роману Михаила Булгакова«Мастер и Маргарита».

Умер Юрий Пименов в 1977 году. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

 

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Юрия Пименова не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.

bigartshop.ru

Описание картины Юрия Пименова «Спор»

Описание картины Юрия Пименова «Спор»

Картина «Спор» принадлежит кисти советского художника Юрия Пименова. В своих произведениях художник пытался отобразить действительность настоящего времени. Картина чрезвычайно легка для восприятия. При этом она наделена неким очарованием и лирическими нотками. Холст был создан в 1968 году.

Художник изобразил на полотне пару молодых людей. Предположительно, что парень с девушкой находятся в столовой. Возможно даже это обеденный перерыв. Пименов более чем точно передал холсту облик советского времени. На картине изображены характерные для этой эпохи стол и тарелки, самые простые стулья и абсолютно голые стены, которые покрашены странной краской серого оттенка. На полу уложена плитка из кафеля. В месте с этим обстановка излучает непосредственную чистоту и свет.

Исходя из названия картины, изображенные люди о чем-то спорят. Зрителю остается только догадываться кто они. Возможно это школьники или студенты, которые зашли в столовую пообщаться и перекусить. На них простая не вызывающая одежда.

С первого взгляда заметно, что девушка и парень интеллигентны, хорошо воспитаны. Об этом говорят их жесты, пронизанные взаимным уважением. На молодом человеке одет скромный костюм. А девушка облачена в коричневую юбку и такой же пиджак.

Посетители столовой ведут оживленную дискуссию. Вот только на какую тему, остается только мучиться домыслами. Парень пытается девушку в чем-то убедить. Видимо он приводит веские доводы. Она призадумалась. Кажется, вот-вот девушка согласится с его мнением.

Художник изобразил на холсте молодежь из 60-х годов. Отношения между парнем и девушкой не враждебные, а скорее дружеские. Они оба заинтересованы в предмете спора. У них общий интерес. Это заметно в их позах и жестах. Хоть лицо молодого человека и не видно, за то заметно как заинтересована девушка. Их объединяет их общее дело.

opisanie-kartin.com

Описание картины Юрия Пименова «Актриса»

Описание картины Юрия Пименова «Актриса»

Пименов – импрессионист, и, как и все его коллеги, ставит во главу угла мгновение. Сияющий миг, вмещающий в себя весь мир и множество смыслов. Как и у большинства импрессионистов картины его очень жизнерадостны, очень светлы, ловят в свою застывшую вечность какие-то секунды из жизни простых людей и показывают их другим.

«Актриса» – прекрасный представитель этого жанра. На ней – пестрый, переливающийся бардак в гримерке актрисы перед выступлением. Чашка с чаем или кофе, высокий бокал из-под выпитого после вчерашней премьеры вина. Белые перчатки. Флакончик с духами.

Небрежно брошенный на спинку стула сценический костюм – золотой, яркий, притягивающий взгляд. Конечно, здесь же и зеркало, без которого не загримироваться правильно, здесь же и баночки с гримом – аляповатые, разбросанные по столу в беспорядке. От самой актрисы на картине руки и часть подбородка, но уже по ним видно, насколько выразителен её образ. Она склоняется к зеркалу, придирчиво смотрит на себя – не нужно ли чего добавить? Из всего этого – из предметов, из движения женщины, лица которой мы даже не видим – складывается ощущение театрального ажиотажа, беготни за кулисами, последних приготовлений.

Скоро выходить на сцену – дадут третий звонок, поползет вверх занавес, и снова придет пора стать кем-то другим, не собой. Будут аплодировать зрители, будут лететь на сцену цветы.

Будут забываться и тут же вспоминаться реплики, и против воли, при взгляде на картину, зритель начинает гадать – что же ставят сегодня в этом театре? Кого играет сегодня женщина с полными изящными руками, и чей костюм свисает со спинки стула? Будут ли её аплодировать? Встанет ли зал в едином порыве, чтобы вознаградить её за игру? Как она пришла к этому и всегда ли хотела стать актрисой? Как и было задумано – в одном мгновении – весь мир.

opisanie-kartin.com

Описание картины Юрия Пименова «Даешь тяжелую индустрию!»

Описание картины Юрия Пименова «Даешь тяжелую индустрию!»

Картина-лозунг, картина призыв, это живописное полотно Юрия Пименова кто-то оценивает как нагроможденное, а кто-то говорит о гениальной структуре композиции. Нет никаких сомнений в том, что картина была написана художником Юрием Пименовым по заказу Совнархоза, а за великолепное исполнение получила престижную премию Советского Союза на Выставке Государственных Заказов. Считается, что именно с этой выставки был запущен процесс «реновации» советского искусства. По мотивам картины Пименовым позднее был создан агитационный плакат.

Простые рабочие сталелитейного завода находятся в центре внимания на данном полотне. Выстроившись в ряд пятеро рабочих тянут стальную арматуру, их действия изображены в динамике, крепкие тела величаво трудящихся фигур пылают не только от обжигающего жара машин, но и от той великой идеи, взращённой Советским Союзом, ради которой они и трудятся. Высветленные фигуры двух работников на втором плане, навались всем своим телом, толкают чугунную телегу вперед, по строительным лесам.

Критики справедливо отмечают, что картины Пименова лишены пластики, в них все – двухмерно, плоско, однако эти «изъяны» уже можно считать исправленными картиной «Даешь тяжелую индустрию!». Мысленно можно представить себе механизированные движения рабочих, однако не заметить, что главный «винтик» в огромной машине индустриализации, конечно же, живой человек – кровь и плоть.

Измазанные в золе, их тела ярко выделяются на фоне машинного зарева, находясь у огромной печи они контрастно выделяются художником. Каждая из внутренних композиций картины могут служить самостоятельными полотнами, но сочетание человеческого труда и заводских построек, дыма, локомотивов, точно передают атмосферу невероятного темпа наработки, заданного той эпохой.

opisanie-kartin.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта