Параджанов, Сергей Иосифович. Параджанов картины
Сергей Параджанов (Режиссер, Люди за кадром): фото, биография, фильмография, новости
Сергей Параджанов – знаменитый во всём мире советский режиссёр-авангардист, прославившийся своим уникальным изобразительным языком.
Родилсяв 1924 году в столице Грузии Тифлисе (Тбилиси) в семье этнического армянина, антиквара Иосифа Параджанова. Отец Сергея до революции был одним из самых богатых людей Тифлиса, владел крупным антикварным магазином. Мать будущего режиссёра, Сиран Бежанова, была весьма артистичной женщиной, любила эксцентрично наряжаться и разыгрывать с друзьями дома театральные сценки – именно от неё Сергей унаследовал свой нестандартный склад ума и богатую фантазию.
В школе будущий великий режиссёр учился весьма посредственно, что, впрочем, не помешало ему продолжить образование: в начале 40-х годов он поступил одновременно на вокальный факультет Тбилисской консерватории и в хореографическое училище при оперном театре, а после войны перевёлся в Московскую консерваторию. В 1946 году он сдал вступительные экзамены на режиссёрский факультет ВГИКа, где сначала учился в мастерской Игоря Савченко («Гармонь», «Тарас Шевченко»), а затем – у Александра Довженко («Поэма о море», «Земля», «Щорс»), на одном курсе со знаменитыми теперь деятелями отечественного кино: Марленом Хуциевым и Юрием Озеровым. Параджанов закончил ВГИК в 1951 году, его дипломной работой была короткометражная лента «Андриеш» (названная по имени пастушка из молдавской сказки). А спустя четыре года молодой режиссёр снял на киностудии имени А.П. Довженко полнометражный вариант этой картины с тем же названием.
Тему молдавского фольклора Параджанов избрал для своего дебюта в кино не случайно. Первая жена Параджанова, девушка по имени Нигяр, с которой он познакомился ещё в период учёбы во ВГИКе, была татаркой молдавского происхождения. Любовь закончилась чудовищной трагедией: родственники Нигяр, взбешённые её браком с иноверцем, приехали в Москву и потребовали с Параджанова крупный выкуп. Денег у Сергея не было, достать их было негде. Братья Нигяр потребовали, чтобы она бросила нищего мужа и вернулась с ними домой, а когда девушка ответила отказом, сбросили её под электричку… Во второй раз Параджанов женился только в середине 50-х на украинке, прожившей два года в Канаде, красавице-блондинке Светлане Щербатюк. У них родился сын, которого назвали Суреном. Впрочем, Светлана недолго смогла выдерживать причуды эксцентричного мужа, и в 1961 году ушла от него, забрав с собой ребёнка.
С 50-х по 60-е годы Параджанов жил и работал на Украине. Первые четыре картины режиссёра – «Андриеш», «Первый парень», «Украинская рапсодия», «Цветок на камне» – критиками были оценены как посредственные. Параджанов проработал в кинематографе целых десять лет, не снискав ни престижных наград, ни признания у зрителей. Никто и подумать не мог, что скоро он станет одним из самых значительных режиссёров Советского Союза. Прорыв наступил, когда в 1966 году Параджанов снял картину «Тени ушедших предков» о жизни украинских горцев – гуцулов. Фильм произвёл эффект разорвавшейся бомбы. Он стал одним из самых ярких событий советского кинематографа 60-х годов, его сравнивали с такими шедеврами, как «Летят журавли»Михаила Калатозова, «Баллада о солдате»Григория Чухрая, «Иваново детство» Андрея Тарковского…
Фильм «Тени забытых предков» получил приз на Всесоюзном кинофестивале в Киеве, но основное количество наград картина собрала за рубежом, где до сих пор считается одной из самых значительных советских кинолент.
Режиссёр Эмир Кустурица в одном из своих интервью назвал «Тени забытых предков» лучшим фильмом за всю историю мирового кинематографа.
Вдохновлённый успехом, Параджанов начал работу над своей следующей картиной – «Киевские фрески». К сожалению, руководители Госкино к тому моменту уже были настроены к Параджанову резко отрицательно (режиссёр был диссидентом, активно боролся за свободу слова в СССР), обвинили его в «химеризме и сюрреализме», и фильм выпустить не дали. Параджанову пришлось переехать в Ереван, где в 1968 году он снял свой главный шедевр, картину, которая за рубежом считается одним из самых значительных произведений мирового кинематографа – «Цвет граната».
Картина «Цвет граната» состоит из серии новелл, «оживших картин», раскрывающих внутренний мир армянского поэта Саят-Нова и рассказывающих о его взрослении, любви, уходе в монастырь и смерти. В этом авангардистском произведении, где нет ни диалогов, ни привычной для нас работы оператора, актриса Софико Чиаурели играет сразу пять ролей – мима, поэта в юности, возлюбленной поэта, монашки и ангела Воскресения.
Режиссёр Микеланджело Антониони: «“Цвет граната” Параджанова поражает своей совершенной, неземной красотой».
В прокат картина была выпущена только спустя пять лет, и в том же 1973 году Параджанов был арестован по сфабрикованному обвинению в гомосексуализме (в СССР за однополую любовь полагался немаленький срок). Поводом для ареста стало эпатажное интервью режиссёра датской газете, в котором он заявил, что его благосклонности якобы домогались два десятка членов ЦК КПСС. Само собой, это была шутка, но в Кремле чувство юмора режиссёра не оценили, и Сергей Параджанов был осуждён на пять лет в колонии строгого режима. Освободили его в 1977 году стараниями Лили Брик, возлюбленной Маяковского, которая обратилась за помощью к известному писателю Луи Арагону, попросив его замолвить за Параджанова слово перед генсеком Брежневым.
После освобождения режиссёр переехал в Тбилиси. Работать ему не давали. В кино он смог вернуться только в 1984 году с фильмом «Легенда о Сурамской крепости», снятом по сюжетам грузинского фольклора. Здоровье режиссёра было подорвано тюремным заключением, но до своей смерти в 1990 году он успел выпустить ещё два фильма – «Арабески на тему Пиросмани» (1986), «Ашик-Кериб» (1988). Последняя работа режиссёра, «Исповедь», так и осталась неоконченной.
Фильмография:
- Режиссёрские работы
- 1951 — «Молдавская сказка»
- 1955 — «Андриеш»
- 1957 — «Наталия Ужвий»
- 1957 — «Золотые руки»
- 1957 — «Думка»
- 1958 — «Первый парень»
- 1961 — «Украинская рапсодия»
- 1962 — «Цветок на камне»
- 1964 — «Тени забытых предков»
- 1966 — «Киевские фрески»
- 1967 — «Акоп Овнатанян»
- 1968 — «Дети — Комитасу»
- 1969 — «Цвет граната»
- 1984 — «Легенда о Сурамской крепости»
- 1986 — «Арабески на тему Пиросмани»
- 1988 — «Ашик-кериб»
- 1990 — «Исповедь»
- Сценарии
- 1964 — «Тени забытых предков»
- 1965 — «Исповедь»
- 1969 — «Цвет граната»
- 1989 — «Этюды о Врубеле»
- 1990 — «Лебединое озеро. Зона»
www.vokrug.tv
5 лучших фильмов гениального сумасшедшего режиссера
- Источник:
- КиноПоиск
Андрей Туренко
12:00 9.01.20169 января одному из самых выдающихся режиссеров Сергею Параджанову исполнилось бы 92 года! В день рождения гениального режиссера мы вспоминаем наиболее интересные картины. Устрой себе День кино!
Сергей Параджанов снимал совершенно волшебное, фантастическое кино. Его фантазия, воображение и отношение к жизни позволяли ему делать то, что другим в советские времена и в голову не пришло бы... Устроить день рождения, пригласив 100 постронних человек с улицы и рассадив их на ступеньках по всему подъезду, выкрасить скалы в синий цвет для съемок фильма "Тени забытых предков", оказаться в тюрьме по обвинению в мужеложестве и сделать там чеканки на крышках от бутылок из-под молока, которые потом Феллини отлил в серебре (и сегодня медалью награждают победителей фестиваля в Римини).
Режиссер был помешан на красивых старинных вещах и интересной народной утвари. Интерьер дома Параджанова походил на театральную декорацию, но каждая деталь этой декорации была настоящей, подпитывала вдохновение гения, служила средством для самовыражения. И если ты остановишь его фильм практически на любом кадре, то увидишь полноценную картину художника.
Даже его родные называли его "сумасшедшим на свободе", что уж говорить о добропорядочных гражданах — поклонниках "Девчат" и "Поднятой целины". Образы советских людей у него были слишком неидельными, слишком человечными... А изображение самобытного гуцульского народа поражает обилием мощной символики, эмоций, экспрессивной манерой подачи каждого кадра, каждого персонажа. В память о режиссере предлагаем вспомнить его картины.
"Цветок на камне"
"Цветок на камне" — один из первых известных фильмов Сергея Параджанова, который при этом называют неудачным. Отчасти из-за социальной нарочитости сюжета: действие картины разворачивается в разрастающемся шахтерском городке, который с энтузиазмом строят комсомольцы. Но в нем столько деталей, необычных для фильма на производственную тему, что даже эта "неудача" заслуживает внимания.
В донецкой степи построен шахтерский городок. Бригадир молодежной шахты Григорий Грива влюблен в комсорга Люду — и потому часто открыто иронизирует над ее организаторскими способностями. Но когда остается с ней наедине, становится робким и застенчивым, за что злится на себя и выдумывает новые шалости…
В ТЕМУ: "Золотой глобус 2016": Леонардо ДиКаприо, Леди Гага и другие номинанты премии
"Тени забытых предков"
В 1964 году по мотивам произведений М. М. Коцюбинского Сергей Параджанов поставил фильм "Тени забытых предков" о жизни гуцула Ивана. Эта картина поражает накалом страстей и изобразительной выразительностью.
Два гуцульских рода враждуют многие годы. Озлобленность и месть семей не может помешать чистой, светлой любви Ивана и Марички, относящихся к враждующим родам. Иван вынужден уйти на заработки, в это время Маричка погибает. Иван пытается забыть любимую, но у него это не получается. Не помогает и женитьба на красивой Палагне.
Интересна работа со старинными обрядами в этом фильме о трагической обреченной любви. Параджанов смело "развивал тему", украшал традиции и обычаи так, что, скажем, ритуал "впряжения в ярмо", который он показал в фильме, прижился и стал традиционным на гуцульских свадьбах. "Возрождение" обычаев предков стало возможно только благодаря гению Параджанова, который создал ритуал по мотивам исторических записок и воспоминаний.
"Цвет граната"
Еще более новаторской с точки зрения изобразительного ряда стала другая работа Сергея Параджанова — "Цвет граната". В фильме режиссер воссоздал биографию тбилисского армянского поэта Саят-Новы на колоритном историческом фоне средневекового Кавказа.
В фильме сделана попытка показать духовный мир средневекового армянского поэта Саят-Новы писавшего на армянском, грузинском и азербайджанском языках, историю его любви, отношение поэта к религии, светской власти, народу. При отсутствии обычного литературного монолога все решения автора фильма лежат в чисто изобразительной сфере. Каждый кадр — полноценное живописное полотно.
В ТЕМУ: "Оскар 2016": опубликован шорт-лист лучших иностранных фильмов
"Легенда о Сурамской крепости"
В 1984 году Сергей Параджанов, по мотивам грузинской народной легенды, снял фильм "Легенда о Сурамской крепости".
Фильм посвящен грузинским воинам всех времен, отдавшим жизнь за Отечество. В основе его лежит древняя грузинская легенда: готовясь к защите своей страны от нападения иноземных поработителей, народ возводил крепость, но каждый раз, когда стена достигала уровня крыши, она обрушивалась.
— "Стена выстоит, если в нее будет замурован самый прекрасный юноша", — сказала гадалка.
И нашелся юноша, который совершил самопожертвование ради спасения Отечества. Благодаря этой жертве крепость была воздвигнута, и никто и ничто уже больше не могло ее разрушить.
"Ашик-Кериб"
Романтическая драма "Ашик-Кериб" по мотивам одноименной поэмы великого русского поэта Михаила Лермонтова.
Ашик-Кериб был беден, но у него было доброе сердце и прекрасный голос. Он играл на саазе — турецкой балалайке, прославляя древних витязей Туркестана, выступал на празднествах и свадьбах. Однажды увидел он красавицу Магуль-Мегери, дочь турецкого богача, и полюбил ее. Но разве выдаст богач свою дочь за бедняка? Ашик-Кериб поклялся семь лет странствовать, чтобы нажить богатство или умереть. Если к назначенному сроку он не вернется, Магуль-Мегери выйдет замуж за другого...
Фото в тексте: КиноПоиск
edinstvennaya.ua
Сергей Параджанов.: sadovnik_rus
В Новом Манеже выставка Параджанова. Там недорогие билеты и милейшая дама в гардеробе. У нее 17 самодельных шалей. Фотоотчет здесь: http://aroundtree.livejournal.com/120974.html (дамы с шалями в фотоотчете нет)Экспонаты привезены из музея Параджанова в Ереване, я нашла в сети фото из этого музея: http://www.myjourneys.ru/world/SergeiParajanov.html. Очень много фото, интерьеры советую смотреть там. Себе сохранила, в основном, коллажи.Спасибо фотографу!Голгофа
Лиля Брик
"Я часто пухну от голода. Лиля Брик прислала мне колбасу салями и конфеты французские. Все съели начальник зоны и начальник режима. Как это смешно. Мне прислали французскую колбасу салями в зону. А я мечтаю о 50 граммах в день маргарина «Дружба». Я нюхал обертку из-под конфет.Работаю уборщиком цеха. Недавно кто-то специально залил водой цех. Всю ночь, стоя в ледяной воде, ведрами выгребал воду. Харкаю кровью. Неужели это мой конец?" читать дальше
Этот снимок сделан в квартире Лили Брик. Она сидит в платье от Ив Сен Лорана на фоне подаренного ей Маяковским коврика, который держат ее муж Василий Катанян и освобожденный из тюрьмы Сергей Параджанов
Плащаница для умершего соседа по нарам
Тюремный гербарий.
"В Тбилиси жара, а тут уже дожди! Сыро. Кожа на ногах в плесени и волдырях. В лагере полторы тысячи человек, у всех не менее трех судимостей. Меня окружают кровавые судьбы, многие потеряли человеческий облик. Меня бросили к ним сознательно, чтобы они меня уничтожили. Блатного языка я не знаю, чифирь не пью, наколок нет. Они меня презирали, думали - я подсадная утка, изучаю жизнь зоны, чтобы снять фильм. Но, слава богу, поверили. Многие исповедуются..."
По словам очевидцев, первое время в неволе Параджанов был раздавлен, сломлен и униженНад ним издевались все: и начальство колонии, и некоторые из заключенных. Вдобавок ко всему у Параджанова было плохо со здоровьем: болело сердце, мучил диабет. В колонии ему сделали операцию на легком. Но, даже пребывая в этих нечеловеческих условиях, Параджанов оставался верен себе. Невзирая на насмешки других заключенных, он собирал на тюремном дворе выброшенные кем-то цветы, делал из них гербарии и отсылал в письмах друзьям. Однажды он подобрал крышку от кефира и гвоздем выдавил на ней портретик Пушкина. Зэки, обнаружив у него этот "медальон", похабно пошутили на этот счет, но вещицу не отобрали. Спустя десятилетие этот "медальон" попал к режиссеру Федерико Феллини, и он отлил из него серебряную медаль, которой с тех пор награждают лучший фильм на фестивале в Римини.
Не только Лиля Брик присылала ему подарки в зону. Однажды Параджанов совместно с лагерным банщиком Зозулей смастерил из колючей проволоки и собственных носков букет и отправил своей поклоннице ко дню 8 Марта. Лиля была в восторге и поставила подарок Параджанова в вазу, которую подарил ей Маяковский! Пришлось, правда, чтобы отбить тюремный запах, обрызгать букет одеколоном "Мустанг"...
Во всех зонах, где сидел, "выполнял заказы заключенных. Рисовал для любимых, заждавшихся на свободе, портреты их избранников, мастерил коллажи. Своему умершему соседу по нарам изготовил из мешковины плащаницу с библейскими сюжетами (она сейчас в музее в Ереване).
В одной из колоний открыл школу живописи. Но лагерному начальству не понравились работы новоявленных "Малевичей", не в лучшем свете выставляющие лагерный быт и нравы. Сергея перевели в другую зону..."
Я привожу именно эти выдержки, потому что сидел Параджанов за гомосексуализм, потому что работы его вполне оскорбительны для верующих (он вставлял коллажи в киоты и фотографировался в терновом венце), потому что тюрьма - это страшно, потому что всё возвращается или никуда не уходило.
1924 - 09 января. Тбилиси. Родился в армянской семье1941 - Тбилиси. Закончил десятилетку1941 - Тбилиси. Институт железнодорожного транспорта. Студент1942 - Тбилиси. Хореографическое училище при оперном театре. Студент1943 - Тбилиси. Консерватория. Студент вокального факультета1945 - Москва. Московская консерватория. Переведён из Тбилиси. Студент1945 - Москва. ВГИК. Режисерский факультет. Мастерская И. Савченко. Студент1947 - Тбилиси. Попал в тюрьму за мужеложство1949 - Киев. Киностудия имени А. Довженко. ассистент режиссера1952 - ВГИК. Режисерский факультет. Мастерская И. Савченко. Дипломная работа - фильм "Молдавская сказка".1953 - Канада. Иван Щербатюк, отец Свтланы, работал представителем УССР при посольстве СССР1954 - Киев. Киностудия имени А. Довженко. Режиссер-постановщик кинокомедии "Андриеш"1955 - Киев. Киностудия имени А. Довженко. Документальные и научно-популярные картины: "Наталия Ужвий", "Думка", "Золотые руки"1955 - Женился на украинке, два года прожившей с отцом в Канаде, Светлане Щербатюк1959 - Киев. Киностудия имени А. Довженко. Поставил свой первый игровой фильм "Первый парень"1961 - Киев. Киностудия имени А. Довженко. Киноповесть "Украинская рапсодия"1961 - Киев. Жена Светлана Щербатюк вместе с сыном Суреном покидает эсцентричного режиссера1962 - Киев. Киностудия имени А. Довженко. Фильм "Цветок на камне"1964 - Фильм "Теней забытых предков" ("Огненные кони") принёс мировую славу1965 - Премия за лучшую режиссуру и приз на кинофестивале в Мар-дель-Плато, Аргентина1965 - Кубок I Фестиваля Фестивалей в Риме, Италия1966 - Начал фильм "Киевские фрески". Съемки очень быстро закрыли1967 - Ереван. Студия документальных фильмов. Фильм "Акоп Овнатанян"1969 - Ереван. Студия "Арменфильм". Фильм "Цвет граната" ("Саят-Нова")1973 - Киев. Киностудия имени А. Довженко. Работает над фильмом по мотивам сказок Ханса Кристиана Андерсона "Чудо в Оденсе"1973 - 17 декабря. Арестован по обвинению в мужеложстве с применением насилия, распространении порнографии (статья 211)1973 - Киев. Этапирован в Лукъяновскую тюрьму1974 - Киев. Июнь. Закрытый суд. Получил пять лет лишения свободы. ...посадили за изнасилование члена КПСС1977 - 30 декабря. Перевальская колония. Под давлением кинематографической общественности мира досрочно освобожден1977 - Поселился в Тбилиси. В режиссерской работе отказано1982 - Вновь был привлечен к уголовной ответственности. В ожидании суда 11 месяцев провел в тюрьме и был признан невиновным1983 - Тбилиси. Киностудия "Грузия-фильм". Режиссер1985 - Тбилиси. Дом кино. Первая выставка художественных работ: коллажи, керамика, куклы, рисунки, ассамбляжи1984 - Тбилиси. Киностудия "Грузия-фильм". Фильм "Легенда о Сурамской крепости"1986 - Тбилиси. Документальный фильм "Арабески на тему Пиросмани"1988 - Тбилиси. Киностудия "Грузия-фильм". Фильм по сказке М. Ю. Лермонтова "Ашик-Кериб"1988 - Ереван. Музей Народного искусства Армении. Вторая выставка художественных работ: коллажи, керамика, куклы, рисунки, ассамбляжи1989 - Ереван. Музей Народного искусства Армении. Вторая выставка художественных работ: коллажи, керамика, куклы, рисунки, ассамбляжи1989 - Ереван. Съемки автобиографического фильма "Исповедь" прерваны из-за сильного ухудшения здоровья1990 - Народный артист Армении1990 - 20 июля. Ереван. Умер от рака легкого1991 - Ереван. Открыт музей великого режиссера и художника
http://chtoby-pomnili.livejournal.com/398161.htmlhttp://chtoby-pomnili.livejournal.com/398475.html
sadovnik-rus.livejournal.com
Параджанов. - katyaardi
Здесь я приведу важные отрывки из книги Левона Григоряна "Сергей Параджанов". Он подробно описывает его биографию, его творческую жизнь, годы нечеловеческого заключения и возвращение в профессию.Хочу, чтобы эти отрывки остались у меня как то пронзительное, к чему возвращаются, оживляют в памяти, обдумывают, переживают.Из истории «Саят-Новы»«Подобно тому, как многие представители русской интеллигенции, включая даже Солженицына, обвинили Тарковского в том, что «Андрей Рублев» это антирусский фильм, так и Параджанова многие в Армении обвиняли в том, что он исказил образ Саят-Новы. Тогда опытный аппаратчик, председатель Госкино Армении Геворк Айриян предложил: а давайте, от греха подальше, дадим фильму новое название — «Цвет граната»; никакой тут не Саят-Нова, о нем фильм мы и не думали снимать, просто рассказ о каком-то средневековом поэте.Было сделано всего пять копий фильма. Одна уехала на хранение в Госфильмофонд СССР, другая осталась на киностудии «Арменфильм», оставшиеся три копии были выпущены в прокат только в Ереване, их подержали пару дней на экране, а затем просто смыли…Решение выпустить картину только на местный экран было тяжелым ударом и для Параджанова, и для студии «Арменфильм». Студия оказалась в большом долгу перед государством, несколько месяцев люди не получали зарплату. Все это сказалось на моральном состоянии Параджанова, он чувствовал свою вину перед водителями, осветителями и другими служащими, с которыми всегда поддерживал дружеские отношения.Наконец в Москве пошли навстречу и поручили перемонтировать картину Сергею Юткевичу, известному своей Ленинианой — «Человек с ружьем», «Ленин в Польше» и другими идейно правильными фильмами.Юткевич несколько сократил фильм, переставил некоторые эпизоды и сделал более простые, поясняющие действие титры. В начало фильма также было поставлено пространное объяснение, о чем рассказывает картина, а в конце возникла замечательная концовка: «Поэт умер, но дело его живет». Поэт воскресал и шел по светлой дороге к будущему.Зато в этой версии фильм был принят на союзный экран и долги студии были списаны. Впрочем, такая легализация носила чисто формальный характер. Фильм был и не был, его не показывали, о нем не говорили…Авторский вариант картины существовал только десять дней. Среди немногих счастливчиков, успевших посмотреть фильм таким, каким его задумал Параджанов, оказался и я. Картина тогда называлась «Саят-Нова», она была еще не озвучена, местами растянута, не очень точно смонтирована, но… она потрясала! Это было удивительный рассказ о поэте, ищущем смысл жизни. Для чего мы приходим в этот мир? Что хотим услышать от Бога? Как и почему запутываются наши дороги?Именно потому, что мне удалось посмотреть картину до того, как ее жестоко порезала цензура, после долгожданной премьеры осталось чувство разочарования. То, что задумывалось в первых поездках по Армении, читалось в дружеском кругу в первых версиях сценария, что представало потом в процессе работы на съемочной площадке, было ярче, страстней и намного глубже того, что возникло в конечном счете на экране…И вдруг, спустя годы…Уже после смерти Параджанова, после развала империи, после эйфории перестроечных лет, в конце 90-х я узнаю о чуде! Узнаю о том, что не поддается объяснению, чего не бывает никогда, потому что так не может быть! Нашелся рабочий материал фильма «Саят-Нова»! Весь или почти весь…Как только я узнал об этом чуде, сразу родилась мечта увидеть на экране уничтоженные, вырезанные цензурой эпизоды. У советской цензуры был хороший вкус, вырезанные эпизоды были действительно лучшими.»
Авторская версия «Саят-Новы», вырезанные фрагменты картины в фильме Л.Григоряна «Код Параджанова», в 2х частях:https://www.youtube.com/watch?v=KH62dAFXfZ4https://www.youtube.com/watch?v=qgQdEbLjEC4
!!! «Саят-Нова». Финал«Готовясь к смерти, Саят-Нова снимает черную сутану и остается в белой рубашке.И в эту минуту поэт видит того, кого искал всю жизнь! Высоко-высоко, под самым куполом храма, узрел он наконец заветный лик… Но кто он?.. К кому вывел Параджанов своего героя, проведя через все испытания? Кто тот, кого он искал? Там, под куполом, он видит каменщика. С мужицкой основательностью замешивая раствор, он продолжает строительство.Вокруг война, насилие, смерть, истекают стены храма живой кровью, а он работает!Внезапно каменщик, протянув к нему руку, приказывает: «Пой!»Поднимается с каменных плит Саят-Нова, поет одну из своих любимых песен. А каменщик, держа большой кувшин, ловит в него песню Саят-Новы и затем вмуровывает в стены храма. Так усиливаются звуки, громче резонанс под куполом. И снова, протянув руку, приказывает: «Пой!» И снова из последних сил поднимается умирающий Саят-Нова и поет. Летит его голос высоко, под самый купол.И снова каменщик крутит широкое горло кувшина, снова вбирает в него звук, чтобы лег кувшин в стены храма, чтобы подхватывал малейший шепот, чтобы даже самая тихая молитва была услышана под самым куполом. Убедившись, что полон кувшин, что вобрал, принял в себя и стих, и лад, и вздох, каменщик закладывает кувшин с голосом поэта в кладку стены, дабы вошел дух в мертвую глину и живым стал храм. Затем, убедившись, что песня поэта, подобно кирпичу, навсегда впечатана в стены храма, подняв руку, приказывает: «Умри!» Но может ли человек отдать такой приказ? Нет, перед нами иная сила, иная власть! Это — Божественная Воля.Первые слова, прозвучавшие в фильме, — библейское предание о том, как Бог в трудах создал мир.Теперь Параджанов заканчивает свою «стройку», свой фильм великолепной кодой: Бог продолжает работу, мир — его храм, и храм этот строится всегда. Строится, несмотря на войны, набеги, разрушения, насилие. Созидание — вечно.Долго искал истину и смысл жизни Саят-Нова, запутывались его дороги. Не находил он ответа ни во дворцах, ни в монастырях. И все же в последнюю минуту нашел ответ.Человек, сотворенный Богом по образу и подобию своему, приходит в этот мир, чтобы созидать. Бог открылся ему, но явился он не из горящего куста и не из облака в громе и молнии. Не могучий всевластный Царь Небесный предстал ему. Мужицкие, красивые в простоте своей черты Вечного Созидателя — Стехцарара увидел Саят-Нова.Долгожданный ответ найден им уже в последние мгновения жизни. И, утолив наконец свою жажду, он, послушно следуя велению этой могучей длани, ложится на каменные плиты и принимает Смерть… Она слетает к нему в образе десятков белых жертвенных петушков. В образе высокой истины матаха!..Именно жертвенность одухотворяет этот мир, и не было бы без нее ни одного великого деяния, и не было бы восхождения на Голгофу, ибо все великие деяния всегда и Жертва, и Созидание…»
«Тарковский — Параджанову. «Не станет хлеба — человек умрет. Не станет искусства — человек умрет. Разница в том только, что человек знает о возможности умереть от голода, а о том, что он может умереть от отсутствия искусства, — не знает».
«Рассказывает Виктор Бескорский:«…Параджанову пришла бандероль весом в полагаемый килограмм, и там среди вещей оказались медикаменты и прополис, который был ему очень необходим.Так вот, Параджанов получил этот прополис, и буквально через несколько дней по „зоне“ прошел шум: Параджанов развел этот прополис в ведре и стал кружкой отпаивать больных. Он все лекарства отдал людям! В стационаре лежали заключенные из разных отрядов. И вскоре весь лагерь узнал об этом…»
«Подобно тому, как в годы «мертвой зыби», последовавшей после «Цвета граната», он целиком ушел в работу над сценариями, в зоне его по-прежнему мощная творческая энергия нашла выход в изобразительных поисках. Именно здесь Параджанов создал свой непревзойденный шедевр — иллюстрации к Евангелию. Цикл этих рисунков он посвятил Пазолини. Именно фильмы Тарковского и Пазолини он готов был смотреть бесконечно, именно их искания были ближе всего ему. И именно к этим своим духовным собратьям он обращался снова и снова, идя по кругам своего ада. Смерть Пазолини его глубоко потрясла, так родился его своеобразный реквием по Пазолини. Помня его шедевр — фильм «Евангелие от Матфея», он назвал цикл своих иллюстраций «Евангелием от Пазолини».
«Письма Параджанова из «зоны», возможно, самый точный рентгеновский снимок его души и происходящих в ней сложных духовных процессов. Даже в своих фильмах он так откровенно не обнажает себя, свою подлинную суть. Поражает и то, насколько здесь, в этой абсолютно неинтеллектуальной среде, он по-прежнему доказывает свою глубокую приобщенность и любовь к всемирной культуре, которая всегда была смыслом его жизни. Вот некоторые выдержки из его письма сыну:«Суренчик, дорогой! Рад, что ты будешь в Москве и увидишь удивительный мир столицы и русского зодчества… Я хотел бы, чтобы ты увидел:1. Останкинский дворец Шереметева:а) крепостной театрб) картинную галерею (Платцер — худ.)в) Аргунов. Портреты и оформление комнат.2. Дом музей Толстого в Хамовниках — метро „Парк культуры“.3. Донской монастырь — выставку стульев, кладбище и т. д.4. Муз. Им. Пушкина (Египет, Ассирия, Италия, античность и т. д.).5. Грановитую палату.6. Снова — Загорск (Рублев).7. Снова — Кусково (мы там были, метро „Курская“).8. Архангельское — усадьба.9. Мураново — усадьба Тютчева.10. Музей архитектуры (метро „Дзержинская“).11. Кремль — всё.12. Андронов монастырь — около Курского вокзала.13. Загорск. Музей игрушки.14. Музей Восточного искусства.15. ВДНХ — это очень интересно.16. Кафе „Арарат“ — около Большого театра.17. Елисеевский магазин (конфеты для ба.)18. Новый Арбат („Вставная челюсть“ Москвы).19. Памятник Шевченко (около Л. Ю. Брик — работы Фуженко, Грицюка и Синкевича).20. Панорама и Арка 1812 года (Можайское шоссе).21. Бахрушинский музей (театр).22. Французское посольство и церковь напротив (Иван-воин).23. Новодевичий монастырь (могилы Чехова, Довженко, Шукшина и Хрущева).24. И главное — все это познать, а не созерцать, как дешевый турист.Это и есть жизнь — познать и преломить в себе…А что среда, которая меня окружает?Что я ни скажу, они хохочут и говорят: „Вот суккк-а гонит!..“ Это страшно. Какой удивительный мир порождает свобода и как страшно ее потерять».
«Писем из последней тюрьмы сохранилось меньше. Сыграло роль то обстоятельство, что здесь стражи закона были более сговорчивы и свидания, а значит, и живые общения были более частыми и регулярными. И все же одно из писем приведем.Оно обращено к Гарику, которого он напутствует перед поездкой в Киев (студенты везли туда учебный спектакль) и снова, как когда-то в письме сыну, предлагает подробную культурную программу:«Гарик! Читай! Вслух! Работай над речью. Пластикой…Гарик!Итак — гастроли. Первые!!! Перед тобой Киев!!!1. София Киевская (рядом с трапезной Сорочинский алтарь).2. Андреевская церковь (арх. Растрелли).3. Кирилловская церковь (Подол — Врубель).4. Музей Русского искусства.5. Музей Западного искусства.6. Музей Украинского искусства.7. Музей исторический.8. Музей Ленина (новый, на площади Комсомола).9. Лавра — вся!!!10. Лавра. Золото — кладовая.11. Лавра — Музей народного искусства.12. Комиссионный магазин. Угол Саксаганского и Толстого (Интерес!!!).Посети все или ничего.Гарик! Ты не владеешь языком, гримом, позой, костюмом, голосом, артикуляцией, дыханием. Как жить дальше! Смешным надо быть до поры до времени…Женись, соберись, думай, читай, пиши, смотри выставки, рисуй. Может быть, в сумме потом, после усердия, возникнешь ты…»
«Легенда о Сурамской крепости» - первая картина, созданная Параджановым после 15тилетнего отлучения от профессии. О смыслах:«Пытаясь понять скрытые мотивы, приведшие Параджанова к этой работе, нельзя пройти мимо интересной параллели. В то самое время, когда Параджанов снова вышел на съемочную площадку, здесь же, в Тбилиси, шла работа над еще одним замечательным фильмом, ставшим мировой сенсацией. Речь идет о фильме Тенгиза Абуладзе «Покаяние». На экраны его выпустить разрешили через два года, когда перестройка была уже в разгаре. Если когда-то на «Чапаева» ходили организованными коллективами, то на «Покаяние» ходили индивидуально, но столь же массово. Это был один из немногих фильмов, который посмотрели, наверное, все…Несмотря на уважение и симпатию друг к другу, Абуладзе и Параджанов (как истинно индивидуальные художники) вряд ли обсуждали проблемы своих творческих поисков, и тем примечательней выглядит конечный результат. Они оба приходят к единому заключению: за все надо платить. И цена этой платы очень высока… Нельзя посвятить жизнь построению личного блага… Нельзя даже для благополучия своей семьи преступать законы совести и чести.»
«Арабески на тему Пиросмани». Трудно определить жанр этого фильма. Это действительно своеобразные арабески, сплетенные в сложный орнамент. С одной стороны, фильм документальный, неигровой. С другой — явно художественный.Точно так же, в сложной смеси игрового и документального жанров, перед тем как приступить к съемкам картины «Цвет граната», Параджанов снял в 1967 году в Ереване на документальной студии фильм «Акоп Овнатанян», посвященный выдающемуся армянскому художнику, жившему в Тифлисе, но, к сожалению, в отличие от Пиросмани далеко не такому известному.»
По поводу последней законченной кинокартины режиссера «Ашик-Кериб»:«…Сняв молдавский, украинский, армянский, грузинский фильмы (все фольклорные, народные), он теперь обратился к миру исламской культуры.Понять Восток непросто, подражать ему легко. Отсюда так много имитаций, всевозможной декоративно-подражатель-ной «ориенталистики». Культура ислама и его менталитет удивительно противоречивы и парадоксальны, и, быть может, в этом секрет их притягательности для многих художников. Могла ли такая яркая культура не будоражить воображение Параджанова, всю жизнь испытывавшего страсть к парадоксам? Его новый фильм вызвал восторг и стал «своим» во всем мире ислама. Получил приз на фестивале в Стамбуле. Параджанова считают своим учителем лучшие иранские кинорежиссеры. Иранская кинематография, напомним, сегодня считается одной из самых интересных в мире.»
О создании сценария «Исповедь», над созданием фильма по которому началась работа в последние месяцы жизни Параджанова:«С.Параджанов. «В 1969 году у меня было двухстороннее воспаление легких.Я умирал в больнице и просил врача продлить мне жизнь хоть на шесть дней. За эти шесть дней я написал сценарий. В нем идет речь о моем детстве. Когда Тифлис разросся, то старые кладбища стали частью города. И тогда наше светлое, ясное, солнечное правительство решило убрать кладбища и сделать из них парки культуры, то есть деревья, аллеи оставить, а могилы и надгробья убрать. Приезжают бульдозеристы и уничтожают кладбище. Тогда ко мне в дом приходят духи — мои предки, потому что они стали бездомными. Мой дед, и моя бабка, и та женщина-соседка, которая сшила мне первую рубашку, тот мужчина-сосед, который первый искупал меня в серной бане. В конце я умираю у них на руках, и они, мои предки, меня хоронят.Из всех моих ненаписанных и непоставленных сценариев я бы хотел поставить сначала этот. Я должен вернуться в свое детство, чтобы умереть в нем».
Фильм «Исповедь»«Приведем еще один фрагмент сценария — конец этого так и не законченного фильма. В нем тоже весь Параджанов.«Они — бабушки — все в черном шуршащем муаре и крепе…Они выходят на нейтральную зону чистоты и тишины… и на цыпочках вступают в сиреневый предрассветный туман Тбилиси. Крадучись идут по сонному Тбилиси…Идут по трамвайным линиям проспектов, и по их следу на трамвайных путях остаются растерянные ими золотые монеты…Они как одна подходят к шкафу, который висит на металлическом тросе. Они, боящиеся грозы, электричества, газа, пультов ракет и бульдозеров, смеются над пультом и бьют его кулаками…И пульт гудит! И натягивается трос! И плывет в гору шкаф с незакрытой дверью.И наши предки — хохочут над городом…И в абсолютной тишине на верхнюю станцию фуникулера приходит и останавливается с открытой дверью пустой шкаф!»
Интервью:https://www.youtube.com/watch?v=wTEccToXBGE
katyaardi.livejournal.com
Параджанов, Сергей Иосифович — WiKi
Детство
Сергей Иосифович (Саргис Овсепович) Параджанов родился в Тифлисе (ныне Тбилиси) 9 января 1924 года в армянской семье Иосифа (Овсепа) Сергеевича (1890—1962) и Сиран (Сирануш) Давыдовны (в девичестве Бежанова, 1894—1975) Параджановых. Он был третьим ребёнком в семье после старших сестер Анны и Рузанны[1].
В 1932—1942 годах Сергей Параджанов учился в средней русской школе № 42. Учился плохо, однако проявлял склонность к некоторым предметам (история, естествознание, химия, рисование). Увлекался музыкой и пением («Травиата», «Евгений Онегин»), литературой («Ашик-Гариб» и «Демон» М. Ю. Лермонтова, «Бахчисарайский фонтан» А. С. Пушкина). После окончания школы некоторое время работал на тбилисской фабрике «Советская игрушка». Это наложило отпечаток на его дальнейшее творчество — он часто использовал кукол[1][2]. Отец Сергея Параджанова занимался торговлей антиквариатом, в результате чего тот с детства хорошо разбирался в старинных вещах и приобрел определённое эстетическое восприятие[1]. Атмосферу своего детства Параджанов отразил в нереализованном сценарии «Исповедь», а также в фильме «Цвет граната»[1].
Студенческие годы
В 1942 году Сергей Параджанов поступил на строительный факультет Тбилисского института инженеров железнодорожного транспорта. Однако вскоре он оставил этот вуз и в 1943 году поступил на вокальный факультет Тбилисской консерватории. В это же время брал уроки танца при Тбилисском оперном театре имени Палиашвили. Во время Второй мировой войны в составе концертной группы выступал в военных госпиталях[1][3].
После войны в 1945 году Сергей Параджанов перевёлся в Московскую государственную консерваторию, учился вокалу у известного педагога Н. Л. Дорлиак. Но его привлек кинематограф, и в 1946 году он поступил на режиссёрский факультет ВГИКа, где учился в мастерской И. А. Савченко[1]. В период обучения Параджанова во ВГИКе этот вуз имел славу «окна в Европу». В институте преподавали такие выдающиеся кинематографисты, как С. М. Эйзенштейн, Г. М. Козинцев, М. И. Ромм и др. Курс Параджанова считается одним из наиболее успешных за всю историю ВГИКа, на нём учились М. М. Хуциев, В. Н. Наумов, А. А. Алов, Ю. Н. Озеров, Г. С. Габай, Г. Г. Мелик-Аваков и др.[1]. В 1948 году ученики И. А. Савченко приняли активное участие в съёмках его фильма «Третий удар»[1]. В этом же году ученики И. А. Савченко вместе с учителем приступили к работе над фильмом «Тарас Шевченко». По воспоминаниям Г. Г. Мелик-Авакова, именно Параджанов предложил на роль Шевченко тогда ещё молодого актёра С. Ф. Бондарчука[1].
Во время съёмок фильма Сергей Параджанов в августе уехал в Тбилиси, где был арестован по делу главы Грузинского общества культурных связей (ГОКС) Н. М. Микавы. По свидетельству Г. Г. Мелик-Авакова, это произошло в рамках разгрома этой организации, члены которой обвинялись в «идеологическом отступлении», а сам Параджанов якобы попал в поле зрение МГБ из-за предложения разрисовать стены ГОКСа фресками с изображением святых. Однако формально обвиняемым вменялись однополые отношения. Параджанов свою гомосексуальность на допросах не отрицал. 8 октября 1948 года вместе с семью другими обвиняемыми он был осужден на закрытом судебном заседании Военным трибуналом войск МВД ГССР на 5 лет за «мужеложство». За Параджанова вступился его учитель И. А. Савченко, он также привлёк А. Е. Корнейчука, В. Л. Василевскую и Н. С. Рыбака. В результате после рассмотрения кассационной жалобы Военной коллегией Верховного суда СССР молодой режиссёр был освобождён в декабре 1948 года[1][4][5].
В январе 1951 года Сергей Параджанов женился на татарской девушке Нигяр Сераевой[К 1]. Однако 13 февраля он сообщил друзьям, что его жена была убита своими родственниками за вероотступничество. По свидетельству друзей Параджанова, это событие стало одним из сильнейших потрясений в его жизни[1][6].
В конце 1950 года И. А. Савченко внезапно умер. Фильм «Тарас Шевченко» оказался незаконченным, и руководством было принято неожиданное решение позволить ученикам режиссёра закончить работу учителя. Фильм вышел в 1951 году[1]. Курс Параджанова во ВГИКе возглавил А. П. Довженко. Он предложил молодому режиссёру в качестве дипломной работы экранизировать молдавскую сказку «Андриеш». Под его руководством в 1952 году был снят короткометражный фильм (не сохранился), за который Параджанов получил диплом с отличием. Это этнографическая история, отличавшаяся декоративностью изобразительного ряда, во многом определила и отразила стиль нового режиссёра[1]. После окончания ВГИКа Параджанов был распределён в Киев[1].
Киев
В 1952 году в Киеве Сергей Параджанов начал работать в качестве ассистента режиссёра В. А. Брауна на съёмках фильма «Максимка»[1]. Жил в общежитии при киностудии в одной комнате с А. А. Аловым, В. Н. Наумовым и Г. Н. Чухраем[7]. Режиссёрский дебют Сергея Параджанова состоялся для тех времён рано: в 1954—1955 годах вместе с таким же начинающим кинематографистом Я. Л. Базеляном он снял на Киевской киностудии свою первую полнометражную картину «Андриеш», повторив сюжет дипломной работы. Однако картина не получила признания публики и критиков[1]. В последующие годы Сергей Параджанов снял ряд документальных фильмов («Думка» (1957), «Наталия Ужвий» (1959), «Золотые руки»(1960)), а также художественных картин («Первый парень» (1958), «Украинская рапсодия» (1961), «Цветок на камне» (1962)). Однако эти киноленты, выдержанные в стиле соцреализма, не получили известности. Киноведы упрекали режиссёра в конформизме, идеологической сервильности в отношении партийного и студийного руководства, а также в поверхностности и трафаретности творческой составляющей[1].
В ноябре 1955 года Сергей Параджанов женился на семнадцатилетней дочери успешного советского дипломата Светлане Щербатюк. 10 ноября 1958 года у них родился сын Сурен. В доме супругов Сергей Параджанов открыл своеобразный интеллектуальный салон, где бывали в гостях самые разные люди. Здесь режиссёр играл свои импровизированные спектакли, показывал отечественные и зарубежные фильмы, недоступные простым смертным. Тут же происходило откровенное, без идеологических купюр обсуждение художественных и общественно-политических вопросов. Уже тогда Параджанов попал в поле зрение КГБ[1]. Жизнь супругов не заладилась. Параджанов, по наблюдениям друзей, был деспотичен в отношениях. Регулярные ссоры закончились в 1961 году разводом, хотя в последующие годы бывшие супруги продолжали сохранять близкие отношения[1][8].
В 1962 году на экраны вышел фильм А. А. Тарковского «Иваново детство», который произвёл сильное впечатление на Параджанова. А вскоре состоялось их знакомство, давшее начало близкой дружбе[1].
Судьба режиссёра резко изменилась в 1964 году: на Киевской киностудии Сергей Параджанов снял фильм «Тени забытых предков» по мотивам произведений М. М. Коцюбинского. Этот «эпический сказ» повествовал о жизни гуцула Ивана, о его любви к Маричке, принадлежащей к соседнему враждебному клану. В фильме поднимаются основные философские вопросы, к которым Параджанов вернётся не раз: рок, жизнь и смерть, любовь, телесное и душевное. Идею картины подсказал режиссёру его друг художник Г. И. Гавриленко. Для съёмок фильма Сергей Параджанов отказался от студийной сервильной политики и собрал совершенно новую команду. Например, он взял на главную роль тогда ещё студента И. В. Миколайчука; оператором был утверждён молодой Ю. Г. Ильенко, а главной героиней — его жена Л. В. Кадочникова, случайно встреченная на улице; художником был приглашён Г. В. Якутович. Эта кинолента стала первым самостоятельным крупным творческим успехом режиссёра. В ней впервые в полной мере проявились многие характерные черты его творчества: этнографичность, мистичность, изобразительная выразительность, живописность, пластика, образность, тонкий психологизм, ёмкая лаконичность, поэтичность. Также были применены технические новшества: смена цветных и черно-белых эпизодов, применение фильтров, эффектов соляризации, съёмка на инфракрасной плёнке и т. д.
Особенностью фильма было и то, что он был выпущен на украинском языке без русского дубляжа — случай для СССР уникальный. Хотя такое решение было продиктовано художественной необходимостью (чтобы не потерять характерный гуцульский говор и связанную с ним этническую атмосферу), оно было истолковано как националистический политический жест и партийным руководством, и оппозиционной украинской интеллигенцией[1].
В то же время фильм стал ярким образчиком «Новой советской волны», «поэтического кинематографа». Картина вышла в прокат в 1965 году и была представлена на многих кинофестивалях, на некоторых (в том числе международных) она удостоилась премий (Фестиваля фестивалей в Риме (1965), Мар-дель-Плата (1965), Всесоюзный кинофестиваль (1966), Салоники (1966)). Имя Параджанова приобрело мировую известность. В это время значительно расширился круг его общения: он познакомился с Лилией Брик и В. А. Катаняном, В. Б. Шкловским[9], В. С. Высоцким, Ю. Н. Григоровичем, Г. Л. Хачатурян (которая считала его своим учителем[10]) и др.[1].
Донесение КГБ о премьере фильма. |
4 сентября 1965 года диссиденты И. М. Дзюба, В. М. Черновол и В. С. Стус выступили на премьере фильма «Тени забытых предков» в кинотеатре «Украина» с протестом против прошедшей накануне волны арестов представителей украинской национальной интеллигенции («шестидесятников»). Эта акция стала одним из первых публичных антисоветских выступлений в Киеве. Их поддержали многие присутствующие, в том числе М. Ф. Коцюбинская. Поддержку арестованным открыто высказывал и Параджанов[11].
Данное выступление обернулось новой волной репрессий. Многие представители украинской интеллигенции были уволены с работы. Параджанова не выпустили за границу на мировые премьеры фильма, а прокат самого фильма в СССР был ограничен[1][12]. В конце 1965 года Параджанов подписал «письмо Дзюбы» к ЦК КПУ, в котором осуждалась русификация Украины и притеснения национальной культуры[13].
После успеха фильма «Тени забытых предков» Сергей Параджанов замыслил снять кино совершенно иного формата. Сюрреалистичный проект картины «Киевские фрески», которая должна была рассказать о современной режиссёру украинской столице, предполагал аскетизм во всем: отказ от динамичности, от экспериментирования с техникой, от живописности кадра, даже от диалогов актёров. Съёмки были начаты 1 июня 1965 года, однако уже 1 ноября картина была закрыта. Руководство обвинило Параджанова в «мистически-субъективном отношении к современной действительности». Но Параджанов не отказался от своей задумки. По совету своего друга В. Б. Шкловского он решил перенести действие нового фильма-«фрески» из современности в прошлое, а конкретно — снять историю жизни армянского поэта Саят-Новы. Параджанов написал предложение на киностудию в Ереван, где его с радостью приняли[1].
Ереван
12 апреля 1966 году Сергей Параджанов уехал в Ереван и приступил к работе над фильмом «Сая́т-Нова́». В сценарии к нему он реализовал свои предыдущие задумки: лаконичность, скупость средств выражения, практически полное отсутствие речи. При этом одновременно фильм наполнился этнографичностью, психологизмом, символизмом и аллегориями. Режиссёр, как и прежде, поднял глубинные философские вопросы: жизнь и смерть, любовь, плотское и духовное, путь поэта[1].
В этом же году неоднозначный сценарий получает одобрение Госкино СССР, что некоторые киноведы связывают с ещё бытовавшими тогда либеральными порядками «хрущёвской оттепели». В 1967 году фильм «Саят-Нова» запущен в производство на киностудии «Арменфильм». В ходе подготовки к съемкам весной были созданы две короткометражки: «Страсти по Саят-Нове» и «Акоп Овнатанян» (о знаменитом армянском художнике). В августе после многих производственных проблем начались съемки фильма «Саят-Нова»[1].
В это же время Параджанов выступил в поддержку Тарковского в связи с цензурой его фильма «Андрей Рублёв». Весной 1968 года он присоединился к обращению «Письма-протеста 139», в котором представители интеллигенции, обращаясь к руководству страны, выступили против происходивших на Украине политических судебных процессов. При этом Параджанов настоял, чтобы его фамилия шла первой в списке подписантов[1].
Осенью 1968 года фильм «Саят-Нова» в черновом монтаже был представлен художественному совету студии «Арменфильм», а затем Госкино СССР. Премьера цензорам совпала с периодом реакции на ввод советских войск в Чехословакию для подавления «Пражской весны». Параджанов подвергся жёсткой критике, его обвинили в порнографии и мистицизме. В картину были внесены многочисленные цензурные правки. Чиновники обвинили Параджанова в грубом искажении образа Саят-Новы и потребовали убрать его имя, в результате чего фильм обрёл новое название «Цвет граната». После этого картина была формально допущена к прокату, но только на территории Армении. Во всесоюзный прокат фильм вышел позднее в монтажной версии С. И. Юткевича, которая была негативно оценена автором[1].
Возвращение в Киев
В 1969 году Сергей Параджанов возвратился в Киев, однако снимать кино ему не давали. Начался «сценарный период» его творчества. В это время Параджанов написал сценарии для автобиографии «Исповедь», «Ара Прекрасный» (о легендарном армянском царе и ассирийской правительнице Семирамиде, страстно в него влюбившейся), «Давид Сасунский» (на основе армянского эпоса о богатырях), «Дремлющий дворец» (по мотивам пушкинского «Бахчисарайского фонтана»), «Демон» (по одноименной лермонтовской поэме), «Икар», «Золотой обрез» и другие[1].
В 1970 году Сергей Параджанов снова обратился к творчеству М. М. Коцюбинского. Он написал сценарий «Интермеццо» по одноименной автобиографической новелле украинского классика. Режиссёр хотел создать не историю — жизнеописание писателя, а раскрыть его внутренний мир, как в фильме «Саят-Нова». Картину сначала приняли к производству, однако вскоре сценарий подвергся серьёзной критике со стороны как литераторов, так украинского партийного руководства, обвинивших Параджанова в «искажении образа классика», отсутствии освещения революции и увлечении «антикварными аксессуарами». В это же время к власти в УССР пришел В. В. Щербицкий, который, по ряду свидетельств, лично недолюбливал режиссёра. 1 декабря 1971 года на творческой встрече в Минске после показа студентам фильма «Цвет граната» Сергей Параджанов раскритиковал советское партийное и кинематографическое руководство, выступил в поддержку Тарковского и с осуждением цензуры. Об этом демарше было доложено председателю КГБ Ю. В. Андропову, а тем, в свою очередь, ЦК КПСС, и в феврале 1972 года подготовку к съёмкам фильма «Интермеццо» остановили, а сам режиссёр попал в опалу[1][14].
В 1973 году Сергей Параджанов, опять по совету В. Б. Шкловского, создал проект новогоднего фильма «Чудо в Оденсе» по мотивам сказок Андерсена. Друзья-сценаристы решили воспользоваться конкуренцией Госкино СССР и Гостелерадио СССР и под прикрытием соавторства пролоббировать съёмку фильма для телевидения, остро нуждавшегося в заполнении эфира. Эта затея практически удалась, и в декабре 1973 года сценарий «Чуда в Оденсе» по заказу творческого объединения «Экран» был запущен на киностудии «Арменфильм» (киностудии прибалтийских республик отказались от сотрудничества с «проблемным» режиссёром). Однако работа прервалась из-за внезапного ареста Параджанова[1].
Уголовное преследование
5 февраля 1973 года председатель украинского КГБ В. В. Федорчук направил первому секретарю ЦК КПУ В. В. Щербицкому «информационное сообщение», в котором указал, что Параджанов пытался помешать политической расправе над диссидентом И. М. Дзюбой. В более поздних записках говорилось, что режиссёр открыто критиковал советскую власть, призывал «вырыть могилу соцреализму» и «выгнать красных комиссаров из кино», «клеветал о притеснениях свободы творчества». Председатель КГБ особо отмечал дружбу Параджанова с украинскими писателями-диссидентами И. М. Дзюбой, Е. А. Сверстюком, И. А. Светличным, Н. К. Холодным и другими, а также то, что режиссёр пытался организовать массовые протесты против развёрнутых в 1972—1973 годах политических судебных процессов над ними[15][16].
В декабре в Москве на похоронах художника Я. Н. Ривоша Параджанов произнес очередную «крамольную» речь[17].
Фотография арестанта |
В результате Сергей Параджанов не успел уехать на съёмки своего нового фильма в Армении — 17 декабря 1973 года во время визита к больному брюшным тифом сыну в Киев его арестовали и поместили в Лукьяновскую тюрьму. Параджанову были предъявлены обвинения в «совращении мужчин» и «организации притона разврата»[1][17][16].
Историки и биографы режиссёра отмечают явный политический характер этого судебного процесса. Они, не отвергая гомосексуальности Параджанова, указывают на необычайную скорость следствия, слабость и нестыковки его доказательной части. Так, расследование было начато младшим лейтенантом Артёменко, вопреки процессуальным нормам, на основании зарегистрированного 9 декабря анонимного доноса, в котором режиссёр обвинялся в гомосексуальных связях. Как донос попал в милицию, неизвестно, а личность его автора следствию установить «не удалось». В результате «подтвердившихся фактов» Артёменко написал датированный 12 декабря рапорт о возбуждении уголовного дела. При этом резолюция полковника Хряпы на данном рапорте датирована 11 декабря. А уже 13 декабря был «найден» первый «пострадавший» — некий механик А. Воробьёв, который дал показания о якобы имевшем месте изнасиловании его Параджановым. В этот же день дали показания 21-летний актёр Ф. Десятник и архитектор М. И. Сенин, потом добавились «свидетельства» И. Пискового и студента В. Паращука. 16 декабря М. И. Сенин, приходившийся сыном экс-члену ЦК КПСС И. С. Сенину, покончил жизнь самоубийством, не выдержав давления следователя. Через некоторое время дело было передано от следователя УВД следователю по особо важным делам при прокуроре УССР Е. В. Макашову. Он добавил режиссёру обвинения в порнографии и спекуляции, а также предложил ему принести «покаяние», обещая смягчение приговора. На следствии Параджанов свою бисексуальность не скрывал, но эпизод изнасилования отрицал. 9 апреля прокурор УССР Ф. К. Глух утвердил обвинительное заключение и направил его в Киевский областной суд[1][17][4][5][13][15][16][18].
25 апреля 1974 года после двух дней закрытого заседания Киевский областной суд приговорил Сергея Параджанова к пяти годам заключения в лагере строгого режима с конфискацией личного имущества: 1 год по ст. 122, ч. 1 («мужеложство»), один год по ст. 211 («порнография»), 5 лет по ст. 122, ч. 2. («мужеложство с применением насилия»). Арестованные вместе с режиссёром В. Кондратьев (на которого указал покончивший с собой М. И. Сенин) и И. Писковой были приговорены к году условно с испытательных сроком на 3 года[1][13].
Сергей Параджанов.Фотография «За решёткой», 1984 год |
Сергей Параджанов был этапирован в Ладыжинскую исправительную колонию (Винницкая область, село Губник). В тюрьме он подвергался жестоким пыткам, поскольку в лагерной кастовой системе его гомосексуальность подразумевала самый унижаемый статус парии, «опущенного». В письме своему другу режиссёру Р. Г. Балаяну Параджанов писал: «Рома! Прочти, пожалуйста, Корнея Чуковского третий том — Оскар Уайльд, — ты всё поймешь. Прочти два раза и дай прочесть Светлане. Это просто страшно — аналогия во всём…». В письме племяннику Георгию: «…Часто пухну от голода. Лиля Брик прислала мне колбасу салями, конфеты французские. Все съели начальник зоны и начальник режима, я же нюхал обертки. Работаю уборщиком в цехе. Недавно кто-то специально залил водой цех. Всю ночь, стоя в ледяной воде, ведрами выгребал воду. Харкаю кровью. Неужели это мой конец? Я скучаю по свободе. Где я — это страшно!». Из-за издевательств Параджанов совершил попытку суицида. В тюрьме режиссёр заболел сахарным диабетом. Затем началась череда изнурительных переводов из лагеря в лагерь: Стрижавская ИК, Перевальская ИК. В 1975 году умерла мать режиссёра, он тяжело переживал эту трагедию. Из лагеря Параджанов вёл переписку не только с родными, но и с Тарковским, Лилей Брик и т. д.. Постепенно режиссёр освоился в тюрьме и даже приобрёл некоторый «авторитет», связанный с его творческим талантом. Параджанов продолжал в тюрьме свои художественные поиски: делал различные рисунки и поделки, нарисовал серии иллюстраций «Евангелие от Пазолини» (посвятив её убитому коллеге, творчество которого высоко ценил), «Джоконда» (интерпретации картины Леонардо да Винчи), написал ряд новелл, легших в основу сценария фильма «Лебединое озеро. Зона»[1][13][16][19].
Во время и после суда над Параджановым поднялась широкая общественная кампания за его освобождение. Её поддержали многие известные люди: А. А. Тарковский, В. Б. Шкловский, Л. Ю. Брик, Ю. В. Никулин, С. А. Герасимов, Л. А. Кулиджанов, Эльдар и Георгий Шенгелая, Софико Чиаурели, М. М. Вартанов, Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Федерико Феллини, Лукино Висконти, Роберто Росселлини, Микеланджело Антониони, Тонино Гуэрра, Луис Буньюэль, Ален Рене, Луи Маль, Коста-Гаврас, Бернардо Бертолуччи, Карлос Саура, Роберт де Ниро, Берт Ланкастер, Джин Келли, Джон Апдайк, Ирвинг Стоун и другие. Однако власти игнорировали эти обращения. Считается, что в итоге ведущую роль в освобождении Параджанова сыграла Лиля Брик. Её родная сестра, французская писательница Эльза Триоле, была замужем за французским писателем Луи Арагоном, пользовавшимся в СССР большим авторитетом, однако критиковавшим его за тоталитаризм. По просьбе Лили Брик он согласился в 1977 году посетить Москву и принять Орден Дружбы народов. Во время визита Луи Арагон лично попросил Л. И. Брежнева освободить Параджанова. В результате режиссёр был выпущен на свободу за год до конца срока. Ему было запрещено жить в Москве, Киеве, Ленинграде и Ереване, поэтому он уехал в родной Тбилиси[1][20][21].
Жизнь в Тбилиси
В Тбилиси Сергей Параджанов поселился в доме детства. Первым делом он посетил могилу матери, с которой не успел проститься. В своём доме Параджанов снова открыл своеобразный салон, где постоянно были гости и происходили творческие вечера, где он поражал людей ежедневными «представлениями-шоу». Он также продолжил свои художественные поиски, создавая коллажи, инсталляции, кукол, аксессуары, скульптуру и т. д. Параджанов возвратился и к написанию сценариев, однако их никто не рассматривал. В 1978 году он написал руководству «Арменфильма» с просьбой реализации проектов «Ара Прекрасный» или «Давид Сасунский», однако ответа не последовало. Жил режиссёр на средства, вырученные от продажи антиквариата[1].
31 октября 1981 года, находясь в Москве, Параджанов выступил в театре на Таганке на обсуждении скандального спектакля гонимого тогда Ю. П. Любимова «Владимир Высоцкий». В своей речи он опять подверг критике власть и её культурную политику. В январе 1982 года в Тбилиси приехал опальный Тарковский — это была последняя встреча друзей. Позднее, в 1984 году, и Тарковский, и Любимов вынуждены были покинуть СССР[1].
В результате Сергей Параджанов снова попал в поле зрение КГБ. Было открыто дело якобы о даче им в 1978 году взятки при поступлении племянника Георгия в Тбилисский театральный университет. Следователи стали вымогать у режиссёра взятку за якобы закрытие расследования. 11 февраля 1982 года при попытке передачи денег Сергей Параджанов был опять арестован и помещён в Ортачальскую тюрьму. Новый арест вызвал большой резонанс, последовали ходатайства об освобождении от известных деятелей культуры: А. А. Тарковского, Беллы Ахмадулиной, Резо Чхеидзе, Тенгиза Абуладзе, Эльдара и Георгия Шенгелая, Софико Чиаурели, Тонино Гуэрра, Микеланджело Антониони, Федерико Феллини и других. В результате, пробыв в тюрьме 9 месяцев, 5 октября на последнем судебном заседании Параджанов получил условный срок и был освобождён в зале суда[1].
После этого жизнь Сергея Параджанова неожиданно изменилась. Заступничество итальянского литератора Тонино Гуэрра и грузинского режиссёра Резо Чхеидзе перед первым секретарём ЦК КПГ Э. А. Шеварднадзе не только привело к освобождению режиссёра, но и вновь открыло ему путь в кинематограф. 15 сентября 1983 года на студии «Грузия-фильм» состоялась защита проекта фильма «Легенда о Сурамской крепости» по мотивам повести Д. Г. Чонкадзе. Чтобы не вызывать недовольства Москвы, режиссёром картины был номинально объявлен Д. И. Абашидзе, а в его «помощники» утверждён Параджанов. Картина, сценарий которой был значительно переписан режиссёром, повествует о развитии, смысле жизни, расплате и саморазрушении, покаянии, самопожертвовании и гражданском долге. Съёмки состоялись в 1984 году, а в 1985 году прошли премьеры в Москве (в ЦДК) и Ереване. Фильм был представлен на ряде международных кинофестивалей и получил мировое признание[1].
В 1985 году в СССР была провозглашена перестройка. В этом году Параджанов снял короткометражный художественно-документальный фильм «Арабески на тему Пиросмани», повествующем об известном грузинском художнике. Однако вскоре режиссёр подвергся острой критике грузинских националистов за «искажение образа Пиросмани и национальных традиций» в фильме «Легенда о Сурамской крепости»[1].
В декабре в гости к режиссёру приезжает известный американский поэт, основатель битничества Аллен Гинзберг[1].
В 1986 году Сергей Параджанов приступил к работе над сценарием «Мученичество Шушаник» (по мотивам произведения Иакова Цуртавели), создал серию эскизов для постановки «Гамлета», написал сценарий «Сокровища горы Арарат»[1].
В 1987 году в Союзе кинематографистов Грузии состоялась первая выставка живописных работ Сергея Параджанова «Бал в мастерской кинорежиссёра», которая имела большой успех. В 1988 году выставка прошла и в Ереване, в Музее народных искусств. Как её итог, было принято решение о создании Музея Параджанова в Ереване[1].
В 1987 году Сергей Параджанов приступил к работе над фильмом «Ашик-Кериб» по мотивам сказки М. Ю. Лермонтова. Первоначально режиссёр собирался экранизировать другое его произведение, сценарий по которому написал ещё в 1960-х («Демон»). Однако в ходе подготовки планы поменялись. Эту фантасмагоричную сказку о трудном жизненном пути художника Параджанов посвятил памяти своего друга Тарковского, умершего в эмиграции[1].
В 1987 году Параджанов принял участие в Роттердамском кинофестивале, где ему вручили приз за лучший инновационный фильм. В этом же году посетил Мюнхен, Венецию и Нью-Йорк. Гостями его дома в Тбилиси были Марчелло Мастроянни, Ив Сен-Лоран и другие. К Параджанову приходит мировая слава. В апреле 1989 года на Стамбульском кинофестивале он получил за фильм «Ашик-Кериб» Почётный приз жюри, в своей речи он выступил за мир и дружбу между армянами и азербайджанцами, против разгорающегося карабахского конфликта. В этом же году Юрий Ильенко снял по совместному сценарию с Параджановым фильм «Лебединое озеро. Зона» по мотивам новелл, посвященных тюремному заключению режиссёра[1].
В 1989 году Фрунзе Довлатян предложил Параджанову работу на киностудии «Арменфильм». В результате 7 июня состоялся первый день съёмок параджановского фильма-автобиографии «Исповедь», сценарий к которому был начат ещё в 1969 году. Было отснято 300 метров рабочей плёнки. Это оказался последним съёмочным днём в жизни режиссёра — на следующий день он начал кашлять кровью. Параджанову диагностировали рак лёгких, он был госпитализирован и прооперирован в Москве, однако опухоль дала метастазы. Режиссёр возвратился в Тбилиси, где состояние его постепенно ухудшалось. Ему поступали различные предложения и приглашения, однако сил у него оставалось мало. В конце года Параджанов всё-таки поехал на кинофестиваль в Лиссабон. Оттуда он возвратился уже в Ереван, в дом своей университетской подруги Галины Мисакян, которая стала ухаживать за ним. 27 февраля Параджанову присвоено звание народного артиста Украинской ССР, 19 июня — народного артиста Армянской ССР. 22 мая по приглашению президента Франции Франсуа Миттерана режиссёр вылетел для лечения в Париж (хотя опасался этого, поскольку его друг Тарковский умер от рака лёгких именно в этом городе). Однако спасти Параджанова было уже невозможно — состояние его стремительно ухудшалось. 20 июля медицинский борт доставил режиссёра из Парижа в Ереван, где он умер в тот же день в республиканской больнице[1].
Прощание с Параджановым прошло 25 июля в Армянском театре оперы и балета. Похоронен после многотысячного шествия в Пантеоне парка имени Комитаса[1].
ru-wiki.org
ПАРАДЖАНОВ, СЕРГЕЙ ИОСИФОВИЧ | Энциклопедия Кругосвет
ПАРАДЖАНОВ, СЕРГЕЙ ИОСИФОВИЧ (1924–1990), русский кинорежиссер. Родился 9 января 1924 в Тбилиси. Учился на вокальном отделении Тбилисской консерватории, в Тбилисском институте инженеров транспорта. В 1949 переехал в Киев и стал работать ассистентом режиссера, а затем режиссером Киевской киностудии им. А.П.Довженко.
В 1952 Параджанов окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская И.Савченко) и через два года поставил фильм-сказку Андриеш, где впервые обозначилось его стремление к поискам в области цветовой экспрессии и поэтической метафоры. Снятые по повести М.Коцюбинского Тени забытых предков произвели подлинную сенсацию. Близкий к украинскому фольклору сюжет обрел романтически-экспрессивное решение в области цвета, монтажа, построения кадра, музыки. Картина была восторженно встречена за рубежом (приз за лучшую режиссуру Международного кинофестиваля в Мар-дель-Плато, 1965; Кубок «Фестиваля фестивалей» в Риме, 1965; премия Британской киноакадемии, 1965), была отмечена призом Всесоюзного кинофестиваля в Киеве, но в официальных кругах режиссер завоевал репутацию «формалиста».
Свой принцип «живописной» экспрессии Параджанов развил в фильме об армянском поэте Саят-Нова Цвет граната (1969). Лишенный диалогов и сюжета в обычном значении этого слова, фильм представлял собой несколько миниатюр, каждая из которых, словно коллаж, была сложена из причудливых, порой загадочных кадров-метафор. Опасаясь, что новый замысел режиссера (кинопоэма Интермеццо) вновь будет примером «аполитичного» и неприемлемого для проката кинематографа, партийное руководство Украины предложило Параджанову взяться за «заказную» картину на сельскую тему. Из-за его отказа Интермеццо было закрыто, а вскоре (1973) по весьма шаткому обвинению в изнасиловании малознакомого мужчины Параджанов был осужден и попал в тюрьму.
Вернувшись в кино в середине 1980-х годов, режиссер вновь обратился к теме Кавказа и подтвердил свое виртуозное мастерство киноживописца в фильме Легенда о Сурамской крепости (Приз за лучшую режиссуру МКФ в Ситхесе, 1986; приз МКФ в Безансоне, 1986), хотя и эта поэтическая интерпретация старинной грузинской легенды имела ничтожные показатели в прокате. Примером «фестивального» кино стал последний фильм Параджанова – Ашик-Кериб (по мотивам одноименного произведения М.Ю.Лермонтова).
Творчество Параджанова признано одной из вершин бессюжетного поэтического кинематографа, где актер, наряду с костюмом, декорацией и реквизитом, является конструктивным элементом сложного звукозрительного коллажа.
Умер Параджанов в Москве 23 июля 1990.
Проверь себя!Ответь на вопросы викторины «Американское кино»
На каком инструменте играет Вуди Аллен в ночных клубах Нью-Йорка?
www.krugosvet.ru
"МИРЫ ПАРАДЖАНОВА ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННИКОВ". ДОМ КИНО - Художник Иван Крутояров
16.01.2017 международный выставочный проект «Миры Параджанова глазами современников», представил обновленную экспозицию в Доме Кино Союза кинематографистов России. Проект, успешно стартовавший в ноябре 2016 года в армянском музее "ТАПАН" и собравший немало восторженных откликов в прессе, от любителей искусства и в профессиональной среде, был представлен Союзом кинематографистов России в знаковом месте московской культурной элиты - Центральном Доме Кино. Выставочный проект, являющийся преддверием фестиваля "PARAJANOV ART FEST", торжественно открылся кино-театральным дивертисментом "Параджанов" в исполнении московского художественного театра им.С.Параджанова под руководством Владимира Габбе.На вернисаже присутствовало более 1200 гостей, в том числе официальные лица Министерства культуры России, Министерства культуры Армении, Посольства Армении в России, Союза театральных деятелей России, Киноконцерна «Мосфильм», Союза журналистов России, Союза художников России, Союза кинематографистов России, представители СМИ.
На выставке представлены культовые фотографы советского, российского театра и кино Виктор Баженов, Микола Гнисюк, Юрий Рост, Игорь Гневашев, Валерий Плотников, художники России, Армении, Беларуси, Испании, Греции: Павел Антипов, Костас Ефимидис, Сергей Игнатов, Михаил Кабан-Петров, Юрий Кравцов, Иван Крутояров, Сергей Лепешкин, Ольга Налетова, Владимир Рябчиков, Анна Серобян, СУРО, Елена Шумахер и многие другие.
Организаторы не ставили рамок ни в жанрах, ни в стилях, ни в направлениях изобразительного искусства, не старались повторить стилистику фильмов Параджанова. Основной задачей было показать современное прочтение творческого пространства Мастера, в котором умеют ВИДЕТЬ, ДУМАТЬ и ЧУВСТВОВАТЬ. Видеть в песчинке космос, думать не так, как все, чувствовать по-особенному.
Это выставка о душе Параджанова и о душе человека в целом, о многообразии творческих миров, об индивидуальности в искусстве и в жизни, о борьбе и надежде, о чувствах и о любви, о мечтах, которые превращаются в осуществимые планы, о вере в чудо, которое можно ждать всю жизнь и которое обязательно произойдет.
Очередная крупная выставочная площадка проекта – выставочный зал ТРЦ "Ривьера" с 15.04.2017 до 10.06.2017. В рамках проекта планируется новая большая коллективная экспозиция, широкий репертуар театральных перформансов, авторский киноклуб, мастер-классы и творческие встречи художников.
Инициатор проекта - Творческое объединение "ART Бульвар"
Организаторы проекта: Московский Художественный театр им.С.Параджанова, Творческое объединение «ART Бульвар», Благотворительный Фонд фотографа Миколы Гнисюка.Кураторы проекта: Иван Крутояров (живопись, графика), Надежда Майданская (фотография). Координатор проекта - Анна Серобян.
Сайт проекта
Режим работы выставки: Москва, ул.Васильевская -13, Дом Кино Союза Кинематографистов России. Ежедневно 18.00 – 21.00 Вход свободный. Тел. +7-495-760-7411 Фотографии: Ефим Яковлев, Всеволод Осиповwww.ivankrutoyarov.com