Художник в кино: 5 сказочных фильмов Сергея Параджанова. Картины параджанов


биография, личная жизнь, фильмы :: SYL.ru

Жизнь этого уникального режиссера была всегда полна парадоксов. По происхождению Сергей Иосифович Параджанов был армянином, однако родился и детство провел в Грузии, а в тюрьму был отправлен из-за обвинения в украинском национализме. Итак, что же сделал Параджанов, чтобы попасть в тюрьму? И почему самые известные европейские режиссеры лично просили у властей СССР дать ему свободу?

Происхождение

Сергей Иосифович Параджанов появился на свет в январе 1924 года в Тбилиси. Он происходил из старинного рода армянских антикваров. сергей параджанов Его отец, Иосиф Сергеевич, надеялся, что единственный сын (у режиссера было еще 2 сестры: Рузанна и Анна) продолжит семейное дело. Однако юноша отказался, что навсегда испортило его отношения с родителем.

Сергей Параджанов: биография ранних лет и выбор профессии

Во время учебы в школе будущий режиссер получал весьма посредственные оценки, особенно по точным наукам. Единственные пятерки в его школьном аттестате были поставлены за природоведение и рисование. Несмотря на натянутые отношения с точными науками, после школы Параджанов поступил на строительный факультет Тбилисского института железнодорожного транспорта, но смог проучиться там лишь год. Параллельно Сергей Параджанов 2 года проработал художником-технологом на тбилисской фабрике «Советская игрушка». Обладая приятным от природы голосом, в 1942 году он перевелся на вокальное отделение Тбилисской консерватории, где учился на протяжении 3 лет.

Эти годы совпали с периодом Великой Отечественной войны. Не желая оставаться в стороне, Параджанов все это время выступал в военных госпиталям и в общей сложности дал около 600 концертов. Кстати, воспоминания об этих годах будут им использованы при работе над кинолентой «Украинская рапсодия».

Параджанов в Москве

После войны Сергей Параджанов отправился учиться в консерваторию г. Москвы. Здесь он обучался в классе Нины Дорлеак. Пребывая в Москве, стал задумываться о карьере режиссера молодой студент консерватории. Поэтому через год Параджанов поступил на режиссерский факультет ВГИКа, в мастерскую Игоря Савченко.

сергей иосифович параджанов

Этот педагог быстро рассмотрел талант своего ученика, поэтому в конце III курса пригласил его ассистировать ему при съемках картины «Третий удар». В следующем году Параджанов уже ассистировал Савченко в «Тарасе Шевченко». К несчастью, Игорь Андреевич внезапно скончался, не успев закончить картину, поэтому Параджанов вместе с сокурсниками завершил работу своего учителя.

В последние годы учебы педагогом начинающего режиссера стал Александр Довженко. Возможно, именно поэтому он и заинтересовал юношу украинской культурой и поспособствовал тому, что после ВГИКа Параджанов попал на Киевскую студию художественных фильмов.

Первые режиссерские работы

Первым проектом, снятым режиссером, была расширенная версия его дипломной работы – лента «Молдавская сказка». Через несколько лет на основе материала, собранного для нее, был снят детский кинофильм «Андриеш». В будущие годы работал над документальными и научно-популярными лентами Сергей Параджанов. Фильмы этого периода – «Наталия Ужвий», «Думка», «Золотые руки». В 1958 году режиссер выпускает комедию «Первый парень», а через несколько лет – военную мелодраму «Украинская рапсодия». В 1962 году совместно с Анатолием Слесаренко Параджанов снимает лирическую ленту о любви – «Цветок на камне».

Наиболее известные ленты режиссера: «Тени забытых предков» и «Цвет граната»

В 1964 году Параджанов пишет сценарий кинокартины «Тени забытых предков» на основе одноименного произведения Михаила Коцюбинского, чье творчество Параджанову очень нравилось. История любви гуцулов, снятая на украинском языке, была с восторгом принята в УССР и завоевала приз Всесоюзного кинофестиваля 1966 года. Однако в остальных советских республиках к ней отнеслись прохладно. Зато в Европе ленту встретили с восторгом. В 21 стране, где демонстрировалась эта картина, она завоевала 39 наград, 24 гран-при и 4 приза. Фактически этой работой Параджанов сделал себе мировое имя.

сергей параджанов фильмы

Проблемы с властями как раз совпали с приглашением Параджанова поработать на Ереванской киностудии. Поэтому он с радостью согласился и уехал в Армению. Здесь режиссер снимает свою вторую великую картину – «Цвет граната». Сергей Параджанов в этом проекте продолжает использовать народные мотивы (на этот раз армянские) и создавать красочное фантасмагорическое действие.

Новая работа гения рассказывает о судьбе поэта из Армении по имени Саят-Нова, в честь которого режиссер и хотел назвать проект. К сожалению, советская критика не оценила новаторский стиль Параджанова, точнее сказать, не поняла. Поэтому выход картины отложили почти на 4 года, по истечении которых заняться монтажом поручили другому режиссеру – Сергею Юткевичу. И хотя его работа не совсем соответствовала авторскому замыслу, армянские зрители с восторгом приняли ленту своего соотечественника.

Тюремное заключение режиссера

Несмотря на свое происхождение, с переездом в Киев Сергей Параджанов стал частью украинской культурной элиты. Когда со средины 60-х начались политические репрессии против многих ученых, поэтов, музыкантов и других деятелей культуры УССР, режиссер активно протестовал против этого и требовал честных и открытых судебных процессов. Также он боролся за свободу и честность подаваемой в прессе информации.

цвет граната сергей параджанов

Из-за его активной позиции в 1966 году его сценарий ленты «Киевские фрески» был раскритикован, а самого режиссера готовились арестовать. Чтобы избежать этого, он оставил Украину и переехал в Армению. После того как шумиха улеглась, в 1971 году режиссер вернулся в Киев, но через 2 года был арестован. Ему инкриминировали гомосексуализм, изнасилование, спекуляцию и украинский национализм.

После ускоренного процесса режиссера осудили на 5 лет строгого режима. Гомосексуальная статья обвинения была равносильна смертному приговору на зоне. Однако Бог был милостив к Параджанову. По неизвестным причинам заключенные отнеслись к нему с уважением и не издевались над ним. Несмотря на голод, тяжелую работу и издевательство тюремного начальства, мужчина смог постепенно приспособиться. Тем более что некоторые из его «коллег» были такими же жертвами режима.

Участие Лили Брик в судьбе великого режиссера

Муза Маяковского заинтересовалась творчеством Параджанова, когда увидела его картину «Тени забытых предков». Во время следующего визита режиссера в Москву Лиля пригласила его к себе в гости. Это стало началом многолетней дружбы.

Узнав о заключении своего друга, Брик использовала все свое влияние, чтобы помочь ему. Она подняла шумиху в европейской прессе, и известнейшие режиссеры (Франсуа Трюффо, Федерико Феллини, Жан-Люк Годар, Роберто Росселлини и многие другие, включая Андрея Тарковского) начали кампанию за освобождение создателя «Теней забытых предков».

сергей параджанов биография

Кроме того, Лиля Брик, которой на тот момент было далеко за 80, самолично отправилась в Париж и попросила помощи у писателя Луи Арагона. Будучи коммунистом, Арагон был любим в СССР. Воспользовавшись этим, он приехал в Москву и встретился с Брежневым, который согласился уменьшить на год срок заключения Параджанова.

Все время пребывания режиссера за решеткой его верная подруга присылала ему продукты, лекарства и одежду. К сожалению, большая часть из них «оседала» у лагерного начальства. Через несколько лет после смерти Лили Брик ее самоотверженную заботу о Параджанове литературный критик Юрий Карабчиевский назвал тайной влюбленностью в режиссера. Однако сам Сергей Иосифович выступил с официальным опровержением этого факта, искажающего саму суть отношений между ними.

Освобождение и последние годы

После освобождения несколько лет режиссер вынужденно бездействовал, но с приходом перестройки ему вновь разрешили снимать кинокартины. В 1984 году на студии «Грузия-фильм» вышла его историческая драма «Легенда о Сурамской крепости». Через 2 года Параджанов уже ездил с ней по Европе и собирал призы на различных кинофестивалях.

На той же студии в 1988 году он снял свой последний законченный кинофильм «Ашик-Кериб», который снова удостоился массы европейских премий. Также среди работ Параджанова в последние годы – биографическая лента о художнике Нино Пиросмани: «Арабески на тему Пиросмани».

картины сергея параджанова

В начале 90-х у маэстро был обнаружен рак легкого. Осознавая, что он обречен, решил снять автобиографичный кинофильм «Исповедь» Сергей Параджанов. Однако ему удалось отснять лишь 300 метров пленки. 20 июля 1990 года сердце великого армяно-украинского режиссера остановилось. Через 5 дней Сергея Параджанова похоронили в Пантеоне гениев армянского духа, где нашли свое последнее пристанище многие деятели культуры и искусства Армении.

Сергей Параджанов: личная жизнь

По официальным данным, режиссер был женат один раз на украинке Светлане Щербатюк, с которой расписался в 1955 году. Через 3 года у них родился сын Сурен, в котором отец души не чаял. Однако брак продлился всего 7 лет, после которых супруги развелись. Что стало причиной этому – неизвестно. Возможно, Параджанов и его жена поняли, что не созданы друг для друга. Может быть, кто-то из них полюбил другого человека. А еще есть вероятность, что уход из семьи был способом защитить ее от преследования властей. Несмотря на развод, Сергей Параджанов не прекращал общение с сыном, как раз во время одного из визитов к нему в Киев и был арестован. Сурен Параджанов, когда подрос, выбрал профессию архитектора.

исповедь сергей параджанов

Один из близких друзей режиссера – Георгий Мелик-Авакян - рассказывал, что Параджанов был недолго женат в годы своей учебы во ВГИКе. Родители его избранницы были против их союза, однако девушка не побоялась без их благословения выйти за Параджанова. Однако через некоторое время она стала жертвой несчастного случая. Режиссер очень тяжело перенес смерть любимой, поэтому предпочитал не говорить о своем первом браке.

Вопрос о гомосексуализме Параджанова

Впервые серьезные неприятности с законом у режиссера были в 23 года – его тогда обвинили в гомосексуализме и арестовали. К счастью, тогда обвиняемый отделался легким испугом – его оправдали. Однако через 26 лет именно эта статья станет официальным поводом его осуждения и отправки в тюрьму.

Так был ли режиссер гомосексуалистом? На этот вопрос нет однозначного ответа. Сам Параджанов не делал заявлений об этом. А единственный, кто официально утверждал, что имел секс с режиссером, был некий член КПСС Воробьев, выступавший главным свидетелем обвинения по делу Параджанова. Понятно, насколько «правдивы» его показания.

сергей параджанов коллажи

Близкие друзья режиссера по этому вопросу придерживаются разных точек зрения. Одни свято уверены в ложности обвинений и в качестве подтверждения напоминают о наличии у режиссера двух жен и сына. Другие верят, что Сергей Параджанов действительно был представителем нетрадиционной ориентации, а его семья – это лишь прикрытие, которое, к слову, не помогло. Третьи полагают, что режиссер был гетеросексуальным, однако, как всякий человек искусства, любил экспериментировать.

Коллажи Сергея Параджанова

Этот человек был не просто уникальным режиссером, но и настоящим художником-авангардистом. Умея неплохо рисовать, из зарисовок кадров для будущих кинокартин часто делал Сергей Параджанов коллажи. Он использовал самые разные материалы, для декора своих работ: кусочки ткани, фарфор, стекло, бусины, пуговицы, ракушки, засушенные растения и многое другое.

Рассказывают, что в тюрьме Параджанов сделал коллаж из собственных носков и колючей проволоки и отправил это «произведение» Лиле Брик. Сегодня многие картины Сергея Параджанова хранятся в его Мемориальном музее в Ереване. Однако иногда их возят на выставки в другие страны. Наиболее известные коллажи – это «Раскаяние», «Жизнь и смерть генерала Радко», «Портрет Даниэля Ольбрыхского», «Юрий, Юрий», «Тени забытых предков», «Дева Мария с Младенцем» и множество других.

музей сергея параджанова в ереване

Стоит отметить, что работы Параджанова очень ценил Ив Сен-Лоран. Он не раз приглашал режиссера к себе в гости, но власти СССР не выпускали гения из страны. Тогда Сен-Лоран приехал в СССР сам. К этому событию Сергей Параджанов создал для него альбом коллажей, который вызвал восхищение у дизайнера.

Занимательные факты

  • Настоящее имя режиссера – Саркис Овсепович Параджанян.
  • Лента Параджанова «Цветок на камне» изначально должна была называться в честь стихотворения Владимира Сосюры «Так никто не любил…».
  • Несмотря на то что «Цвет граната» был «скрыт» от мировой общественности, после распада СССР это обстоятельство было исправлено. Лента понравилась многим деятелям культуры. Ходят слухи, что в архивах «Арменфильма» сохранилась ее режиссерская версия.
  • Картину «Ашик-Кериб» долго не хотели выпускать в прокат в СССР. Тогда Параджанов отвез ее в Европу. После заграничного триумфа власти СССР были вынуждены допустить ленту к прокату. Кстати, она посвящена памяти близкого друга и коллеги режиссера – Андрея Тарковского.
  • После смерти Параджанова на основе материалов «Исповеди» был снят кинофильм Михаила Вартанова «Параджанов: последняя весна».
  • Спустя год после кончины режиссера был открыт Мемориальный музей Сергея Параджанова в Ереване.
  • Памятники этому гению поставлены в Киеве на киностудии им. Александра Довженко, а также в Тбилиси. Также в этих городах установлены мемориальные таблички в память о режиссере.

www.syl.ru

Биография Сергея Параджанова - РИА Новости, 09.01.2014

10:0009.01.2014

(обновлено: 11:02 09.01.2014)

525582

9 января 2013 года исполняется 90 лет со дня рождения режиссера Сергея Параджанова.

Советский кинорежиссёр, сценарист и художник Сергей Иосифович Параджанов родился 9 января 1924 года в Тифлисе (ныне – Тбилиси).

В 1942 году поступил в Тбилисский институт инженеров железнодорожного транспорта, но через год бросил его и поступил одновременно на вокальный факультет Тбилисской консерватории и в хореографическое училище при оперном театре, а после войны перевелся в Московскую консерваторию. В 1946 году он сдал вступительные экзамены на режиссерский факультет ВГИКа, где сначала учился в мастерской Игоря Савченко ("Гармонь", "Тарас Шевченко"), а затем – у Александра Довженко ("Поэма о море", "Земля", "Щорс"), на одном курсе с Марленом Хуциевым и Юрием Озеровым.

Параджанов закончил ВГИК в 1951 году, его дипломной работой была короткометражная лента "Андриеш" (названная по имени пастушка из молдавской сказки). В 1955 году молодой режиссер снял на киевской кино­студии имени Довженко полнометражный вариант этой картины. Затем вышли документальные и научно-популярные фильмы Параджанова: "Наталия Ужвий", "Думка", "Золотые руки".

В 1959 году Параджанов поставил свой первый игровой фильм "Первый парень", в 1961 году вышла киноповесть "Украинская рапсодия", в 1962 году на киностудии имени Довженко был снят фильм "Цветок на камне".

Кадр из фильма "Тени забытых предков"

В 1964 году Параджанов завершил работу над лентой "Тени забытых предков", снятой по повести Михаила Коцюбинского. Близкий к украинскому фольклору сюжет обрел романтически-экспрессивное решение в области цвета, монтажа, построения кадра, музыки. Картина была восторженно встречена за рубежом (приз за лучшую режиссуру Международного кинофестиваля в Мар-дель-Плато, 1965; Кубок "Фестиваля фестивалей" в Риме, 1965; премия Британской киноакадемии за лучший иностранный фильм, 1965), была отмечена призом Всесоюзного кинофестиваля в Киеве, но в официальных кругах режиссер завоевал репутацию "формалиста".

В 1967 году Параджанова пригласили на Ереванскую киностудию, где он работал над фильмом об армянском поэте Саят-Нова "Цвет граната". Лишенный диалогов и сюжета в обычном значении этого слова, фильм представлял собой несколько миниатюр, каждая из которых, была сложена из причудливых, порой загадочных кадров-метафор.

В декабре 1973 года Параджанова арестовали, он обвинялся в изнасиловании мужчины, был осужден на пять лет в колонии строгого режима. 30 декабря 1977 года режиссер был освобожден после того, как с просьбой об его амнистии к генсеку СССР Леониду Брежневу обратился французский режиссер Луи Арагон.

После возвращения Параджанов работал на киностудии "Грузия-фильм", где совместно с Давидом Абашидзе поставил "Легенду о Сурамской крепости" (1984). В 1986 году режиссер снял документальный фильм "Арабески на тему Пиросмани", в 1988 году по сказке Михаила Лермонтова фильм "Ашик-Кериб".

В 1980-е годы Параджанов активно занимался художественным коллажем, рисунками, инсталляциями. Первые "спрессованные фильмы" (так режиссер называл свои коллажи) стали появляться в середине 1950-х и постепенно обрастали все большим количеством деталей, усложняясь до объемных композиций и кропотливо собранных "мозаик".

Параджанов также писал сценарии и был художником нескольких спектаклей.

В 1989 году он приступил к работе над очередным фильмом — "Исповедь", который должен был стать автобиографическим. Однако снять его режиссёр так и не успел.

В мае того же года в Тбилиси умерла его сестра Анна, и съемки картины пришлось отложить. А спустя несколько месяцев после смерти сестры у Параджанова обнаружили рак лёгкого. В Москве режиссеру сделали операцию, но его состояние не улучшилось. По приглашению правительства Франции он прибыл для лечения в Париж, однако болезнь была уже неизлечима.  21 июля 1990 года он скончался в Ереване. Параджанов был погребен в Пантеоне гениев армянского духа, рядом с Арамом Хачатуряном, Вильямом Сарояном и другими деятелями искусства, литературы и науки республики.

Сергей Параджанов — народный артист Украинской и Армянской ССР (1990). В 1986 году его фильм "Легенда о Сурамской крепости" удостоился специального приза жюри Международного кинофестиваля в Трое. В 1989 картина "Ашик-Кериб" была отмечена специальным призом жюри Международного кинофестиваля в Стамбуле. В 1990 году эта картина завоевала сразу три премии "Ника" – в номинациях "лучший фильм", "лучший режиссер", "лучшая работа художника-постановщика".

В 1991 году режиссер посмертно удостоился Государственной премии Украинской ССР имени Шевченко за фильм "Тени забытых предков".

Работа на выставке "Сергей Параджанов. Дом, в которм я живу"

В январе 1993 года в Москве состоялась первая персональная посмертная выставка художественных работ Параджанова. В сентябре 2012 года коллажи и ассамбляжи Сергея Параджанова из фотографий, рисунков и елочной мишуры были представлены на выставке "Сергей Параджанов. Дом, в котором я живу", прошедшей в московском выставочном зале "Новый Манеж".

В 1997 году в Киеве был создан Фонд Сергея Параджанова, а на территории Национальной киностудии имени Довженко Параджанову был открыт памятник. 1999 год ЮНЕСКО объявило "Годом Параджанова". С 1995 года в Москве работает Московский художественный театр имени Сергея Параджанова.

Режиссеру и художнику посвящён ряд документальных фильмов: "Сергей Параджанов" (режиссер Фотос Ламбринос, Греция), "Параджанов. Партитура Христа до-мажор" (режиссер Юрий Ильенко), "Бобо" (режиссеры Нарине Мкртчян, Арсен Азатян), "Сергей Параджанов" (режиссер Патрик Казальс, Франция), "Маэстро" (режиссер Александр Кайдановский), "Театр Параджанова" (режиссер Евгений Татарец), "Сергей Параджанов. Посещение", "Ночь в музее Параджанова" (режиссер Роман Балаян) и другие. В 2013 году состоялась премьера биографического фильма Елены Фетисовой и Сержа Аведикяна "Параджанов". Украинская картина вошла в лонг-лист претендентов на "Оскар" в номинации "лучший фильм на иностранном языке". 

Сергей Параджанов был дважды женат. Его второй женой была филолог Светлана Щербатюк. В 1958 году них родился сын Сурен.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ria.ru

Вся правда о судимостях Сергея Параджанова : vakin

Газета "Сегодня" оказалась первой и единственной среди СМИ, допущенной к архивному "делу Параджанова", которого судили в закрытом процессе 34 года назад. Документы красноречиво говорят о том, как разворачивалось "дело", кто дал показания против режиссера и что за это получил от власти.

Парадоксы Параджанова

9 января знаменитому кинорежиссеру Сергею Параджанову исполнилось бы 84 года. Создатель гениальной картины "Тени забытых предков" (да и многих других) не дожил до этой даты целых 17 лет — он ушел из жизни в 1991 году на родине своих предков, в Ереване. Но главный период его творчества связан с Украиной, в частности, с киевской киностудией художественных фильмов имени А. Довженко.

Увы, многим людям мастер запомнился не только своим искусством, но и скандальным судебным процессом 1974 года (хотя суд и был закрытым, но шила в мешке не утаишь). Дело в том, что судили режиссера по "позорной" 122-й статье УК УССР — за мужеложство. Сейчас подобной статьи вообще нет в нашем кодексе, сексуальная ориентация — дело каждого человека (если, конечно, это не связано с насилием или развращением малолетних). А раньше это было грозное орудие в руках власти, в том числе для борьбы с инакомыслящими...

Журналисту  удалось познакомиться с уголовным делом в отношении Параджанова, много лет пролежавшим в архиве Киевского областного суда. О содержании этих материалов мы расскажем (и процитируем их) ниже. Но уже сейчас, забегая вперед, можно резюмировать впечатление от изучения документов 35-летней давности. Во-первых, безусловно, Параджанова "подставили", явно была команда "сверху" его посадить за свободолюбивую гражданскую позицию (он подписывал диссидентские письма, отстаивал, причем публично, свободу слова в СССР и т.п.). Во-вторых, так же несомненно, что нетрадиционная сексуальная ориентация у Параджанова имела место. Его влекло к мужчинам больше, чем к женщинам, о чем он сам в процессе следствия довольно убедительно говорил. Власти просто использовали это влечение (и связанные с ним реальные события) как повод "приземлить" непокорного мастера. Закон такое позволял...

Поражает также скорость, с которой состряпали "дело Параджанова" — в этом читатель убедится сам, сопоставив даты. А началось все с незаметного клочка бумаги в пол-листочка, на котором был исполнен донос...

"Установить заявителя не представилось возможным..."

Этот материал мы решили построить в основном на цитировании либо кратком пересказе настоящих документов, имеющих в уголовном деле №21-258. Все было так просто и так страшно...

ДОНОС. Дело началось с доноса, скорее всего, сфабрикованного самими правоохранителями, ибо найти автора милиция не смогла (очевидно, его и не было в природе). Вот текст.

"Начальнику милиции уголовного розыска от Петриченко Семена Петровича, проживающего...

Товарищ начальник! Мой гражданский долг заставляет меня обратиться к вам по поводу развратника и педераста Параджанова Сергея. Он на протяжении многих лет занимается развратом несовершеннолетних и молодых юношей и мужчин. Свой дом он превратил в притон разврата. Прошу Вас положить конец этим развратным действиям.

С уважением (подпись).

8.12.1973 года".

Донос был зарегистрирован в милиции 9.12.73. Виза: "Тов. Артеменко, проверить, при подтверждении возбудить дело".

Инспектор столичного угрозыска младший лейтенант Артеменко дело откладывать не стал. Вот докладная:

"Замначальнику УУР УВД Киева...

Докладываю, что при проверке заявления гр. Петриченко Семена Петровича заявителя установить не представилось возможным. Однако факты, изложенные в заявлении, подтвердились. Установлено, что Параджанов С.И., проживающий... на протяжении длительного времени занимался гомосексуализмом. Используя славу кинорежиссера, Параджанов склонял к совершению актов мужеложства многих мужчин... На основании изложенного прошу Вашего разрешения возбудить уголовное дело в отношении Параджанова С.И.

Инспектор УУР Артеменко.

12.12.1973 г."

Уже на следующий день нашелся человек, заявивший, что режиссер его "трахнул". Вот что показал некий Александр Воробьев, механик одного из НИИ. Дескать, с Параджановым знаком давно, не раз бывал у него дома. 6 ноября 1973 года, пишет механик, Воробьев поехал с коллегами в ресторан. Напился пьяным и не помнит, как очутился дома у Параджанова, хотя давал себе слово к нему больше не ходить. "Очнулся от того, что лежу голый на животе, Параджанов на мне. Почувствовал небольшую боль в заднем проходе, напрягся, сбросил Параджанова с себя...".

Нашли и допросили также 21-летнего Феликса Десятника, еще одного знакомого Параджанова. "Сегодня (13 декабря 1973 г. — Авт.) после долгого перерыва опять я пришел к нему". И не устоял перед обещаниям сняться в картине Параджанова (а раньше, мол, тот не раз уговаривал предаться гомосексуальным забавам, но Десятник отказывался). "...И позволил ему совершить с собой акт мужеложства, о чем сожалею".

Тогда же, 13 декабря, написал заявление и научный сотрудник одного из НИИ Михаил Сенин (которому, как оказалось, уготована скорая трагическая судьба, очевидно, из-за этого дела).

"Я познакомился на квартире Параджанова с Владимиром Кондратьевым... Вскоре после знакомства мы встретились у меня дома и между нами имел место акт мужеложства... Мне известно со слов Кондратьева, что акты мужеложства он совершал с Параджановым" (Кондратьев позже и сам это подтвердил. — Авт.). Признался в совершении актов мужеложства с Параджановым и некий Иван Писковой, а также львовянин-студент Валентин Паращук. Когда он стал студентом, выяснилось, что ему негде в Киеве жить. Параджанов предложил свою квартиру, Паращук согласился и они стали там жить вдвоем, с сентября 1973 года. Но, дескать, Валентин отказывал режиссеру в интиме, пока тот не выставил его за дверь. Паращук запросился обратно и Параджанов якобы поставил условие — оказываешь интимные услуги, тогда живешь у меня. Иначе – вон! "И тогда я, вопреки своей совести, вынужден был согласиться".

"Из киева выеду, уеду на родину"

Петля на шею режиссеру была накинута, осталось лишь ее затянуть. И это было сделано 17 декабря, в день возвращения Параджанова из Москвы. На другой день он был допрошен в милиции. Цитируем:

"Граждан Воробьева и Десятника я знаю, они бывали у меня на квартире... Ни с кем из мужчин я половое сношение не совершал... Я прошу подойти к разбору настоящего дела внимательно и дать мне возможность, ощутив свою моральную вину, не выносить разбор моего дела судом. А из Киева я выеду, поеду к себе на родину и там буду честно трудиться... Я не раз говорил Валентину Паращуку, что у меня в городе репутация педераста и что это отразится на его судьбе в институте".

Пошли очные ставки, на которых "жертвы" режиссера говорили слово в слово, как и на допросах, то есть обвиняли его в мужеложстве. А Параджанов утверждал, что все было лишь "между ног", что законом не карается.

20 декабря Параджанова арестовали. Дескать, режиссер под видом подыскания актеров для своих фильмов знакомился с мужчинами, приводил их домой и вступал в половые отношения. В тот же день был обыск на квартире Параджанова — безрезультатный. Ничего предосудительного не нашли и не изъяли.

21 декабря Параджанов был допрошен, как обвиняемый. Там есть такой момент: "Я встал на путь такого неестественного удовлетворения своей половой страсти после развода со своей женой, когда стал жить один. В 1964 году я болел венерической болезнью и лечился в Октябрьской больнице в Киеве. Я тяжело переживал заболевание сифилисом..."

В конце декабря — новый допрос Валентина Паращука. Он вспомнил о знакомстве Параджанова и Владимира Высоцкого в Москве."При мне к Параджанову приходил в гости Высоцкий... Сам Высоцкий не выпил и капли спиртного, а Параджанов, как никогда, напился до скотского состояния... Утром, придя в себя, Параджанов сказал мне, что я не настоящий мужчина, так как имел возможность употребить его в задний проход и не воспользовался такой возможностью".

Была допрошена и экс-жена Параджанова Светлана Щербатюк. Они развелись в 1962 году (а поженились в 1955-м). Она охарактеризовала бывшего мужа, как деспотичного и неуравновешенного человека. Дескать, очень ревнив, хотя ее не бил. Был щедрым к друзьям до расточительства, что ей не нравилось. Светлана припомнила: Параджанов ей когда-то рассказывал, что ранее был уже судим в Тбилиси, но когда именно, она не помнит, а за что и какой получил срок — не знает. О его гомосексуальных наклонностях она не подозревала, их супружеская интимная жизнь протекала нормально.

Параджанов с женой, фото из личного архива

Первая судимость

26 декабря Параджанов был опять допрошен в СИЗО. Тема — судимость в Тбилиси. Оказалось, что он и впрямь был там судим Военным трибуналом в сентябре 1948-го. Привлекались Параджанов и другие в связи с уголовным делом за мужеложство в отношении майора КГБ Николая Микава.

Рассказывает сам Параджанов, в середине 40-х поступивший в тбилисскую консерваторию с помощью Микавы: "После того как я устроился в консерваторию, Микава в кабинете у себя поцеловал меня. Примерно через неделю после этого я случайно встретил Микава на улице и он попросил меня зайти к нему. В тот же день, часов в десять вечера, я зашел к нему в партком... Я имел с ним половой акт, причем совершил я его по просьбе Микава. Это был первый и последний раз... (в суде фигурировало больше. — Авт.). Это относится к декабрю 1944 года".

8 октября 1948 года в закрытом судебном заседании Военным трибуналом Войск МВД ГССР Микава был приговорен к 8 годам заключения, Параджанов и другие (всего 7 человек) — к 5 годам каждый. Но Параджанову, в соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 7 июля 1945 года об амнистии, срок сразу был сокращен вполовину. По касационной жалобе в ноябре Военная коллегия Верховного суда СССР пересмотрела этот приговор и в итоге от отбытия наказания будущий режиссер (он в это время был студентом ВГИКа) был освобожден. В начале декабря 1948-го Параджанов был освобожден из тбилисской тюрьмы.

О "драгоценностях" Параджанова

Следствие вскоре от милиции перешло к следователю по особо важным делам при прокуроре УССР Евгению Макашову. При нем следствие всячески пыталось обвинить Параджанова еще и в спекуляции ценностями и валютой, но ничего из этого не вышло.

Макашов интересовался, на какие средства жил режиссер (подразумевая — не от спекуляции ли?). Параджанов отвечал, мол, только на законные. Например, за постановку фильма "Тени забытых предков" он получил 6 тысяч рублей (в те времена "Жигули" стоили 5,5 тысяч). Через год-полтора такую же сумму киевская студия Довженко выплатила ему за сценарий фильма "Киевские фрески". За сценарий и постановку фильма "Саят-Нова" армянская киностудия выплатила ему соответственно 6 и 3 тысячи рублей. Там же заплатили 2250 рублей, как соавтору фильма "Чудо в Оденсе". Сценарий "Интермеццо" был принят киевской студией, которая выплатила 4 тысячи рублей. Регулярной зарплаты он не получал, жил на эти гонорары.

Рассказывает художник по костюмам Лидия Байкова: "Разговоры об "исключительных" ценностях в распоряжении Параджанова базировались только на безудержных фантазиях. К примеру, все знакомые Параджанова десятки раз слышали о перстне, который ему якобы подарил сам католикос Армении. На самом же деле перстень этот появился у Сергея много лет тому назад, а сердцевину (бледно-голубой камень, окруженный мелкими алмазиками) он купил за 45 рублей у нашей общей знакомой... ".

Его имя присвоено одной из планет...

Сергей Иосифович Параджанов родился в Тбилиси 9 января 1924 года в армянской семье Иосифа Параджанова и Сиран Бежановой (настоящие имя и фамилия режиссера — Саркис Ховсепи Праджанян). В 1942—1945 годах он учился на вокальном отделении Тбилисской консерватории и на строительном факультете Тбилисского института инженеров железнодорожного транспорта.

В 1952 году Сергей Параджанов окончил режиссерский факультет ВГИКа. Работал в основном в Киеве, на студии им. Довженко, хотя время от времени также трудился в Тбилиси и Ереване. Дебютом режиссера в кино стал фильм "Андриеш", затем, помимо нескольких художественных картин, он снял ряд документальных и научно-популярных картин: "Наталия Ужвий", "Думка", "Золотые руки".

В 1964 году по мотивам произведений М. Коцюбинского Сергей Параджанов поставил фильм "Тени забытых предков" о жизни гуцула Ивана. На многих международных кинофестивалях фильм за два года проката удостоился 28 премий, наград и дипломов (например, премия Британской киноакадемии в 1966 году). Имя Параджанова приобрело немалую известность.

Режиссер вел активную общественную деятельность, ратовал за свободу слова, что, конечно, не нравилось властям. Затем была зона... Освободился он лишь 30 декабря 1977 года, после вмешательства в его судьбу видных мастеров искусства Запада, в частности, Луи Арагона (они написали письмо советскому руководству в защиту Параджанова).

Вернуться в Киев режиссеру не позволили, и он уехал в Тбилиси (киевскую квартиру у него забрали). В 1984 году Сергей Параджанов поставил по грузинской народной легенде фильм "Легенда о Сурамской крепости", а в 1988 году вышла его последняя законченная картина — "Ашик-кериб", снятая по мотивам одноименной поэмы Михаила Лермонтова. Параджанов также писал сценарии и был художником нескольких спектаклей. В 1989 году Параджанов начал снимать автобиографический фильм "Исповедь" на "Арменфильме", но начатая работа была вскоре прервана из-за прогрессирующей болезни режиссера. По приглашению правительства Франции он прибыл для лечения в Париж. К несчастью, болезнь была уже неизлечима. 21 июля 1990 года Параджанов скончался в Ереване и был похоронен в Пантеоне столицы Армении, рядом с Арамом Хачатуряном, Вильямом Сарояном другими деятелями искусства.

Параджанов — народный артист УССР (с 1990 года), лауреат Госпремии Украины им. Т. Шевченко (посмертно, 1991 г.). Решением ЮНЕСКО 1999 год был назван его годом. Его имя также присвоено планете №3963.

Фильмография Сергея Параджанова

Режиссёрские работы

• 1954 — Андриеш• 1958 — Первый парень• 1961 — Украинская рапсодия• 1962 — Цветок на камне• 1964 — Тени забытых предков• 1969 — Цвет граната• 1984 — Легенда о Сурамской крепости• 1988 — Ашик-кериб• 1990 — Исповедь (фильм не окончен, оригинальный негатив включён в фильм "Параджанов: Последняя весна")

Сценарии

• 1964 — Тени забытых предков• 1965 — Исповедь• 1969 — Цвет граната• 1989 — Этюды о Врубеле• 1990 — Лебединое озеро. Зона (совместно с Ю. Ильенко)

Источник - www.segodnya.ua

И также мои посты о Сергее Параджанова - "Памятник Сергею Параджанову", "Создал свой мир вопреки существующему" и "Репортаж из зоны"

vakin.livejournal.com

Дом,который построил Параджанов. - Школа стильных образов и идей

В Новом манеже показывают коллажи Параджанова! Нужно обязательно сходить.Во-первых Новый Манеж очень красивое архитектурное сооружение.Это бывшаяпервая городская электростанция,построенная аж 1888 году.Архитектор Владимир Дмитриевич Шер.   Она получила название Георгиевская потому,что возведена на территориисада бывшего женского Георгиевского монастыря,разрушенного Наполеоном.Во-вторых личность Параджанова и его творчество как нельзя актуальны сейчас.Как пример,что настоящий художник будет творить несмотря на жизненные перипетии.И как пример,что можно пострадать не будь революционером,а только пересмешником.

Из Еревана было привезено около 70 экспонатов, среди которыхпреимущественно фотоколлажи и редкие снимки знаменитого режиссераи художника. Выставка получила название "Дом в котором я живу".Начинается выставка семейной фотогалереей, где каждый снимок доработан Параджановым.Ее создали в отдельной комнатке — постелили в ней деревянный пол. Все эти снимки так и висели в доме Параджанова в Ереване, где провел последние годы жизни режиссер.

 Коллажи Параджанова= это мозаика из фото, сухих растений, кусочков ткани и кружев, осколков фарфора и стекла. Все это смонтировано столь мастерски, что даже обычный хлам превращается в произведение искусства.Параджанов на разных барахолках покупал порою бессмысленные предметы и создавал из них свои коллажи.В тюрьме детали для будущих творений ему приносили заключенные. Однажды, когда его спросили, что ему дала та злополучная отсидка, режиссер горько пошутил: "Бессмертие!"Там он не мог быть кинорежиссером, поэтому рисовал и мастерил.

Серия "Несколько эпизодов из жизни Джоконды" включает 13 работ — чертова дюжина. В Москву привезли пять.Есть Джоконда в стиле Босха, окруженная мистическими персонажами. А вот она же в компании Плисецкой и Высоцкого. Еще в одной"Джоконде" Параджанов увидел уже свое лицо, прикрепив к репродукции фото. Следующий коллаж — удивительная трапеза нескольких персонажей,"собранных" из фрагментов лиц Моны Лизы.Тогда-то эти произведения вызывали резкую критику. Но мастер парировал: "Ничего я с ней не сделал, просто дал племяннику три рубля и он купил мне репродукции. Я разрезал их, что-то склеил, что-то привнес. А ваша Джоконда висит в Лувре! Целая и невредимая! Можете пойти проверить!".

Джаконда Параджанова:

Из фольги, которой тогда закупоривали стеклянные молочные бутылки, он создавал портреты. И вот одну такую крышечку, превращенную Параджановым в предмет искусства, увидит спустя годы Феллини, и она станет прообразом официальной медали — на кинофестивале в Римини.

Во время съемок "Теней забытых предков", Сергей Иосифович привез из Карпат целую папку выразительных, удивительно экспрессивных рисунков. Сделаны они были "красками", какие попадались под руку. В горах это — сок черники, зелень травы, обугленные веточки из костра. Когда его спросили его: "Где вы учились рисовать, не в Тбилиси ли?" — "Нет, в Москве, в институте, возле своих учителей-режиссеров".

Расцвет его художественного коллажа приходится на время освобождения из-под ареста. Проживание в Киеве запрещено. Местом поселения определили Тбилиси. Сергей возвращается в дом, где в комнатах, у фонтана во дворе и на балконах появляются тени тех, кому здесь хорошо жилось. В жилище пустота. Матери уже нет. С.Параджанов обречен на безработицу. С циничной последовательностью ему отвечают отказом на Тбилисской киностудии. Как дуло пистолета, Сергей затылком ощущает недремлющее державное око. Но рядом друзья. И желание творить. Его тбилисская комната оживает натюрмортами. В работу идет все: битое стекло, старое зеркало, лоскутки парчи, кружева, пружины от старых часов, что-то подобранное на свалке.Из этого хлама рождается чудо коллажей.Помните:"Когда б вы знали,из какого сораРастут стихи,не ведая стыда".(Анна Ахматова)

На трёх экранах нон-стоп демонстрируются фильмы : "Тени забытых предков", "Цвет граната", "Ашик-кериб" , "Ночь в музее Параджанова" Романа Балаяна.

Он умел то, что умеют делать только гении и дети. Днями он сидел в своей комнате, как в пещере Али-бабы, окруженный рожденной им самим красотой. Мастер спешит воплотить свои мысли, воспоминания и прозрения если не в фильмах, то хотя бы в коллажах. "Веджвуд", "Памяти Фаберже", "Молитва об Овнатаняне", "День рождения Андерсена", "Памяти брата, погибшего на войне" и еще десятки (жаль, что не сотни) композиций смотрели на гостей этого необыкновенного жилища. С особой любовью компоновал грандиозные шляпы-натюрморты, увенчанные гирляндами, перьями, кружевом. Каждая из них — целый мир, своеобразный экзотический сценарий неосуществленных фильмов С.Параджанова. Для мастера коллаж был своеобразной записной книжкой, для зрителя — воплощением легенд, притч.

Его притчи всегда были мудрые и добрые.

"Не существует чуда - существует только любовь"С. Параджанов

Коллаж — зеркало сознания гения, распятого между красотой и духовными пытками,физическим страданием."В художнике столько художника, сколько в нем ребенка", — справедливо заметилкогда-то П.Пикассо. Сергей никогда не расставался с детством, подпитывался им.

"Ромул и Рем с аксессуарами"

Пушкин с лицом Высоцкого (эта работа была создана вскоре после смерти актера)"На смерть Высоцкому".

"Я не профессионал и на это не претендую.Я режиссер: учился у великих мастеров Савченкои Довженко, они оба рисовали, рисовал и Эйзенштейн,и, поневоле, я начал рисовать, делать коллажи,стыковывать фактуры, искать какую-то пластику"Из Интервью Сергея Параджанова Армянскому TV

"Автопортрет" 1985-го года – кукла в  человеческий рост с голубой птицей-чучелом на голове, наряженная в удмуртский костюм.

Пожалуй, из ностальгии по мозаикам Софии Киевской в композицию "День рождения Андерсена" вошла смальта. В элегантную сказку в духе рококо органично вплелись образы школы Фонтенбло, брюссельские кружева, образы смолянок с полотен Левицкого, шитье, розы — все это романтический мир мастера.

"День рождения Андерсона"

В коллаже "Я продал дачу" всякий постсоветский человек найдет цветы, вырезанные из поздравительных открыток, вид которых въелся глубоко в подкорку. Среди общего припрятано частное, например локон волос сына или фотография жены в молодости.

"Я продал дачу."

"Моя Мэрилин"

Рама — не только портал, но и действующее лицо — такое же активное, каким был занавес в знаменитом "Гамлете" Театра на Таганке. Рамы уникальны, каждая сделана для определенной композиции, как оправа для драгоценного камня. В этом — продолжение жизни персидско-тифлисской традиции. Рамы, скомпонованные из нескольких видов разноцветного бархата, украшены сусальным золотом, декорированы смальтой.

"Восточная женщина".

В клетке не птица,туфли.

"Голгофа"

"...Сейчас пришло время искать, находить и реализовывать прекрасное,прекрасное вокруг нас - наши горы, небо.Надо уметь выражать страсти, видеть,любить и благоговеть. Мало любить!Надо благоговеть..."С Параджанов.

На выставке представлена кукла Лили Брик из мешковины. В письме из тюрьмы своей женеСветлане он написал об этой работе: "Я из мешковины сделал куклу Лили Брик —это шедевр, не знаю, как послать Суренчику на 10 ноября..."

С.Параджанов и Лиля Брик.

А.Тарковский и С.Параджанов.

Андрей Тарковский и Сергей Параджанов были друзьями.Из письма Параджанова племяннику Георгию: "Ты просишь рассказать меня о Тарковском.Тарковский мой друг. Он был у нас в гостях, ну ты помнишь. Когда мама испекла торт клубничный.Я считаю, что он гений". Георгий был свидетелем интересной сцены: "Это было в Тбилиси, когда Тарковский приехал на десять дней с ретроспективой своих фильмов. А у нас в доме было два одинаковых туалетных набора, флаконы разной формы, - один розового цвета, а второй изумрудного. Совершенно одинаковые, очень старинные наборы. Параджанов и Тарковский соревновались: кто выстроит из этих флаконов наиболее интересную композицию. Они называли это "проверкой генов". Творческих". И еще одно: именно Андрею Сергей Параджанов и посвятил свой последний фильм "Ашик-Кериб".

"Ода Гагарину".Мечта мальчишек о полёте в космос.

"Маргарита и ещё раз Маргарита"

Это та самая Маргарита,которой художник подарил миллион алых роз!Она  действительно существовала.

Параджановская шляпа -натюрморт.По-моему подушка)

"Конечно, он был уникальным кинорежиссером,но в душе он был художником-мистификатором.Он любил делать из своей жизни легенды.В этом он похож на Сальвадора Дали...Вообще, все, чего касались его руки, надо вставитьв раму, ибо все это произведения искусства".Алла Демидова.

Художественному оформлению подверглись даже стулья.

 Ковер, к которому прикреплен венок — в нем запуталась ласточка, цветы и маленькая фотография матери.

"Венок мамы"

Кукла в чалме-сам Параджанов.Автопортрет.Султан лежит на "сундуке детства".

"Он был, как все гении, был человек дерзкий, а наша Система советская дерзких людей не любила. Она не любила самостоятельно мыслящих, самостоятельно чувствующих, самостоятельно выступающих. Она не любила независимых людей, а он был независимым, он не мог быть зависеть ни от кого, только от Господа Бога мог быть зависим. Они этого ему не могли простить. "П.Загребельный.

Сергей Иосифович Параджанов, краткая биография:русский кинорежиссер. Родился в Тбилиси. Учился на вокальном отделении Тбилисской консерватории, в Тбилисском институте инженеров транспорта. В 1949 переехал в Киев и стал работать ассистентом режиссера, а затем режиссером Киевской киностудии имени А.П.Довженко. В 1952 Параджанов окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская И.Савченко). Снятые по повести М.Коцюбинского "Тени забытых предков" произвели подлинную сенсацию. Близкий к украинскому фольклору сюжет обрел романтически-экспрессивное решение в области цвета, монтажа, построения кадра, музыки. Картина была восторженно встречена за рубежом (приз за лучшую режиссуру Международного кинофестиваля в Мар-дель-Плато, 1965; Кубок "Фестиваля фестивалей" в Риме, 1965; премия Британской киноакадемии, 1965), была отмечена призом Всесоюзного кинофестиваля в Киеве. Еще более новаторской с точки зрения изобразительного ряда стала другая работа режиссера и сценариста, "Цвет граната"; в фильме, состоящем из нескольких миниатюр, он воссоздал биографию армянского народного поэта Саят-Нова на колоритном историческом фоне средневекового Кавказа. Однако режиссер, ставивший фильмы далекие от провозглашенного "социалистического реализма" и недолюбливавший советские власти, в конце концов поплатился за свою независимость и, обвиненный в "гомосексуализме и незаконной торговле иконами", три пятилетки провел в заключении. В 1984 году Сергей Параджанов поставил по грузинской народной легенде фильм "Легенда о Сурамской крепости", а в 1988 году вышла его последняя картина - "Ашик-Кериб", снятая по мотивам одноименной поэмы М.Ю.Лермонтова. Сергей Параджанов также писал сценарии и был художником нескольких спектаклей. Скончался Сергей Параджанов от рака 21 июля 1990 года в Ереване.

Более подробная биография Сергея Параджанова.О сфабрикованном последнем деле.О творчестве. 

Памятник Сергею Параджанову в Тбилиси.

Сайт Нового МанежаВыставка продлится до 11 ноября.Билет 80 руб,для льготников 20.

И ещё! У меня хорошие новости для тех,кто любит изобразительное искусство и плохие для любителей шуб и мёда.Манеж стал музеем!Он вошёл в МВО"Столица"

В МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ “СТОЛИЦА” вошли:ЦВЗ "Манеж",МВЗ "Новый Манеж",МВЦ "Рабочий и колхозница"ВЗ "Домик Чехова",Музей-мастерская народного художника СССР Д.А.Налбандяна,Музей Вадима Сидура.

В МВЦ "Рабочий и колхозница" будет музей культуры СССР.Так же там будут демонстрироваться фильмы "Мосфильма".

popova-artclass.livejournal.com

невероятные факты из биографии украинского гения кино (Фото)

В 2015 году исполнилось 50 лет со дня выхода на экраны легендарного фильма «Тени забытых предков» гения украинского поэтического кино Сергея Параджанова. Картина получила 39 наград и 24 Гран-при международных фестивалей, а по количеству призов вошла в Книгу рекордов Гиннесса.

#@#

Сергея Параджанова называли «гением» и «маэстро» его друзья – Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Жан-Люк Годар, Анджей Вайда, Ив Сен-Лоран, Андрей Тарковский… Он был режиссером и сценаристом, актером и художником, скульптором и композитором, костюмером и гримером, эпистоляром и хореографом. Он был великим мистификатором, и не только в искусстве. Параджанов создавал мифы о собственной жизни, мифы, исполненные буржуазного шика, и беспечно рассказывал их всем и каждому, не задумываясь о том, что есть всевидящее око КГБ. Он славился эксцентричными выходками, розыгрышами и скандалами. Но прежде всего, как сказал один украинский кинокритик, он был «опасно свободным человеком».

Сергей Параджанов родился в 1924 году в Тбилиси, в семье, где профессия антиквара переходила из поколения в поколение. А потому отход Сергея от традиций предков был воспринят отцом как оскорбление рода. Отец – Иосиф Сергеевич – был зажиточным мещанином в дореволюционном Тифлисе. Помимо антикварного магазина, владел несколькими заведениями, в том числе и публичным домом «Семейный уголок». В доходном бизнесе мужу помогала его жена Сиран Бежанова, которая лично отбирала девушек. После Октябрьской революции Иосиф Параджанов лишился почти всего состояния, но антикварный бизнес не оставил. В конце 1920-х предпринимателя впервые арестовали, после чего отсидки в тюрьме стали нормой его жизни. При этом везучий армянин никогда не отбывал срок полностью – его либо выпускали раньше за хорошое поведение, либо он попадал под амнистию. Позже знаменитый режиссер шутил, что отец, как примерный советский труженик, выполнял пятилетки за четыре года.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Гений или нет? 10 фактов о Стиве Джобсе

В 42-м, после окончания школы, 18-летний Сергей поступил в Институт железнодорожного транспорта, но бросил его через год, чтобы изучать музыку и хореографию на вокальном отделении Тбилисской консерватории. Затем он перевелся в Московскую консерваторию, а в 1946-м поступил на режиссерский факультет ВГИКа. Параджанов попал в класс украинского кинорежиссера Игоря Савченко, а позднее стал его ассистентом в картине «Тарас Шевченко».

Во время учебы во ВГИКе армянский студент без памяти влюбился в молодую татарку Нигяр. Через несколько месяцев их роман увенчался браком, который совсем скоро закончился очень трагично. В Москву приехали братья девушки, узнав, что Нигяр без разрешения родственников вышла замуж, потребовали у Параджанова большой выкуп за невесту. У студента таких денег не было, он обратился за помощью к отцу, но тот, не простив сыну другой выбор профессии, в помощи отказал. Суровые родственники, не дождавшись выкупа и не сумев уговорить девушку уйти от безденежного мужа, убили бедняжку, бросив ее под поезд…

Но жизнь продолжалась. Окончив институт, Параджанов получил распределение на Киевскую студию художественных фильмов как режиссер-постановщик. Здесь, в столице, он встретил ослепительную красавицу Светлану Щербатюк. Сам Сергей Иосифович рассказывал: когда увидел ее впервые, потерял сознание от такой красоты. В 1956-м они поженились, у пары родился сын Сурен. Но супружеская жизнь с эксцентричным режиссером оказалась нелегким испытанием для молодой жены. Продержавшись пять лет, Светлана забрала сына и ушла от гения.

В 1963 году Сергей приступает к созданию фильма «Тени забытых предков», который впоследствии войдет в золотой фонд мирового кинематографа. Работа над картиной длилась до 15 октября 1964-го. «Я оскорблял группу тем, что изучал храмы, – рассказывал Параджанов о съемках, – ходил на крестины, на похороны. Все, что видите на экране, было на самом деле. Это был год жизни, прожитый у костра, у источника вдохновения…»

Сергей Параджанов

Для съемок режиссер велел покрасить скалы в Карпатских горах в синий цвет. По его мнению, такой пейзаж смотрелся намного интереснее оригинала. Закончив работу, съемочная группа уехала, а скалы в Косово еще много лет оставались синими.

«Теням» было суждено стать эпохальным событием уже во время премьеры, в сентябре 1965-го. В киевском кинотеатре «Украина» диссиденты Иван Дзюба, Василий Стус и Вячеслав Чорновил, встав со своих зрительских мест, выступили с критикой советского режима, а все из-за арестов интеллигенции летом того года. Да и сам Параджанов совершил выпад в сторону системы: он отказался дублировать фильм на русский язык.

Но мир уже склонял голову перед гением, воспевшим магическое таинство гуцульского края и любовь, преодолевшую рубеж вечности. Параджанов получал поздравления от Феллини, Антониони, Куросавы, а Анджей Вайда на одном из кинофестивалей в знак благодарности встал перед создателем шедевра на колени и поцеловал ему руку. В 2010 году сербский режиссер Эмир Кустурица назвал «Тени забытых предков» лучшей картиной в мире. «Тени» по праву считаются одним из самых поэтичных и метафоричных фильмов Сергея Иосифовича.

Из выдумок, метафор, гипербол и легенд Параджанов творил и свою жизнь. Создавал личную реальность из всевозможных подручных средств. Так, будучи в гостях, он мог поменять хозяйскую сервировку стола по собс-твенному эстетическому вкусу. А как-то в свой день рождения режиссер ходил по киевским улицам и приглашал всех повстречавшихся ему знакомых к себе домой. В результате пришло больше ста человек. Поскольку квартира не смогла вместить такое количество людей, Параджанов устелил лестничную клетку – от первого до пятого этажа – коврами и рассадил на них гостей, раздав антикварные столовые приборы и старинные хрустальные бокалы. Сам же именинник перемещался между этажами на лифте, произнося тосты и принимая поздравления.

Сергей Параджанов

«В его доме постоянно собиралась пестрая и разнокалиберная компания, – вспоминал муж поэтессы Беллы Ахмадулиной, художник Борис Мессерер. – К нему шли люди, так или иначе прослышавшие о чуде личности Параджанова. Шли, как идут паломники к святому месту: в надежде если не на исцеление, то на какое-то ободряющее влияние этой могучей личности. Сережа всех привечал, интересовался, кто и откуда пришел, и пытался угощать, хотя накормить такое количество людей было невозможно. Наверное, это было первое, что меня поразило, – он всех привечал и угощал! Что бы ни делал Параджанов, было исполнено изумительного артистизма: он потчевал гостей, преподнося им фрукты, уложенные кругами на огромном голубом антикварном блюде, наливал красное вино из большого кувшина с тонким изогнутым носиком в бокалы изысканной формы. При этом он смотрел на пришедших особым взглядом, проницавшим человека насквозь. Он на глазах создавал свой особый мир. Предметы, составлявшие среду обитания Параджанова, всегда имели отношение к искусству и были сделаны руками мастеров прошлого времени или его собственными руками».

ЧИТАЙТЕ: Вуди Аллен отмечает 80-летие! 15 цитат величайшего кинорежиссера

Сергей Параджанов

Отбывая срок в тюрьме по статье «гомосексуализм» (в обвинении гласило, что Сергей Параджанов изнасиловал члена КПСС), этот творческий человек не перестал создавать свои знаменитые коллажи. Только теперь он делал их из мусора. В том числе  из того, что с пиететом приносили ему зеки. К Параджанову как-то явилась целая делегация авторитетов зоны, которая выразила ему свое почтение следующим образом: «Мы коммуняк всегда на словах имели, а ты – на деле!» Вдохновленный такой тирадой, режиссер вскоре превратил пункт своего приговора в настоящий фарс: он утверждал, что всю жизнь мстил большевикам и лично изнасиловал 300 членов КПСС.

В зону к Параджанову регулярно приходили письма из Италии от некоего Ф. Феллини, приводя тюремное начальство в замешательство. «Волнуюсь за твою судьбу, – было написано в посланиях, – ты ведь великий человек, держись!» Начальник тюрьмы поинтересовался у осужденного, кто это пишет ему с таким завидным постоянством? На что режиссер ответил: «Это Федор, мой родной брат, живет в Италии. Наша бабушка была итальянской революционеркой-народницей и даже стреляла в жандармов... Еще октябренком попал Федор к бабушке, да так и остался у нее на воспитание, старушка родню упросила, ведь умирала долго, в муках, от радикулита, полученного на каторгах. И фамилия у Феди в честь бабушки – Феллини, это по-итальянски значит несломленная».

Сергей Параджанов

«Вряд ли тюрьма его изменила, это он ее чертовски изменял, почему через каждый год его отправляли в другую тюрьму…», – вспоминал в одном из интервью близкий друг Сергея Параджанова Роман Балаян.

«Ему достаточно было дойти до булочной в конце переулка, чтобы вернуться полным всяких историй», – утверждали те, кто слышал эти истории. Вот лишь некоторые из них.

«В школе я учился плохо, – рассказывал Параджанов. – По ночам у нас все время были обыски. И пока милиция поднималась по лестнице, родители заставляли меня глотать золото, бриллианты, сапфиры, изумруды и кораллы... Милиция, конечно, ничего у нас не находила... А утром меня не отпускали в школу, пока из меня не выйдут все драгоценности – сажали на горшок, сквозь дуршлаг. И так мне приходилось пропускать уроки».

«Папа подарил маме богатую котиковую шубу, – вспоминал режиссер. – И потом они всю жизнь ее прятали от НКВД. Мама надевала шубу дважды. Первый раз – ночью, на крыше дома, когда в Тбилиси пошел снег. Второй раз – на похороны отца. В августе».

«Один режиссер говорит мне: «Хочу «Кармен» поставить. Начало гениальное. Открывается занавес. Кармен сидит с ногами на столе и курит...» Я говорю: «Чепуха! Пусть она лучше лежит в огромной кровати. Входит Хосе. Приближается к ней и вдруг начинает чихать. Кармен возмущена. А он остановиться не может. Она же на табачной фабрике работает. От нее за версту табаком несет!»

Сергей Параджанов

«Когда я еще был студентом ВГИКа, – рассказывал Параджанов, – пошел на парад. Я нес портрет Сталина. Думал, может быть, Сталин меня заметит и выпустит из тюрьмы моего папу. Но тут вдруг поднялся страшный ветер. Меня понесло, как под парусом. Портрет помялся и запачкался. Я отправил его маме и написал, чтобы она продала этот замечательный портрет соседу. Стал ждать денег от мамы. Два месяца ждал. Чуть с голоду не помер. Пишу ей письмо: «Где деньги за портрет, мама?» А она отвечает: «Какой портрет? Я постирала ту грязную тряпку, что ты прислал. И давно эту простыню тебе обратно послала. Ты же на ней спишь!»

«Любимов (советский режиссер. – Прим. ред.) сдавал новый спектакль. Кажется, ЦК принимал. Рожи мрачные. Гадости говорят. Встаю и говорю: «Гениальная вещь! Поздравляю! Если вас выгонят, не расстраивайтесь. Я столько лет не работаю, и ничего. Папа Римский мне посылает алмазы, я их продаю и на эти деньги живу!» «Папа Римский тебе ничего не присылает!» – закричал Катанян. «А мог бы!» – говорю я».

«Я так красиво жил 50 лет, – напишет в одном из писем Параджанов свой жене Светлане. – Любил – болтал – восхищался – что-то познал – мало сделал – но очень многое любил. Людей очень любил и очень им обязан. Был нетерпим к серому. Самый модный цвет. Необходимость времени…»

Сергей Параджанов умер в 1990 году в Ереване от рака. «Мною всю жизнь движет зависть, – признался как-то Мастер. – Я завидовал красивым – и стал обаятельным, я завидовал умным – и стал неожиданным». Он завидовал талантливым – и стал гениальным.

Елена Чередниченко

Следите за нашими новостями в соцсетях: Viva! в Facebook и ВКонтакте

viva.ua

"МИРЫ ПАРАДЖАНОВА ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННИКОВ". МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ ПРОЕКТ. МУЗЕЙ ТАПАН - Художник Иван Крутояров

     27.11.2016 в армянском музее «ТАПАН» открылся уникальный международный выставочный проект «Миры Параджанова глазами современников».       Знаменитый кинорежиссер-авангардист  до настоящего времени остаётся для  мировой интеллектуальной элиты одним из самых загадочных и непрочитанных культурных явлений. Он  относился к редкому типу – Человек Играющий. Его фильмы, коллажи, сценарии, письма - это бесконечная игра с образами, красками, куклами, масками, мифами, с собственной драматичной судьбой и со смертью.  Его творчество  – это уникальный мир изобразительного языка с культом тайны, праздника и красоты. Импровизатор, мистификатор и великий шут, он творил «чудеса», которые вырывали людей из повседневности и дарили им уникальный шанс изменить собственную судьбу.

     Сергей Параджанов, признанный последним гением кино ХХ века, ушел из жизни в 1990 году, но в сердцах тех, кто его знал, он остается живым и веселым. И смерти для него нет.

      Проект, приуроченный к 25-летию Московского художественного театра им.С.Параджанова, имеет актуальный творческий характер, носит необычный формат и  продолжает традиции популярных выставок изобразительного искусства, которые проходили в 1980-х гг. в легендарном московском выставочном зале на улице Малая Грузинская.

     На огромной выставочной площадке музея ТАПАН представлен аллегорический «параджановский коллаж» – смешение несмешиваемого, синтез театра, различных видов изобразительного искусства, многочисленных статистов в национальных костюмах, зрителей в зале, оборудованном внутри выставочного пространства,.

     На выставке экспонируются произведения  более 50 ярких, самобытных художников, скульпторов, фотографов, мастеров авторской куклы России, Армении, Беларуси, Украины, Испании, Греции а также коллажи, представленные Московским художественным театром им.С.Параджанова. В проекте принимают участие культовые фотографы советского, российского театра и кино  Виктор Баженов, Микола Гнисюк, Юрий Рост,  Игорь Гневашев, Валерий Плотников, художники Сергей Чесноков-Ладыженский, Михаил Кабан-Петров, Юрий Кравцов, Иван Крутояров, Ольга Налетова, Владимир Рябчиков, Александр Григорьев, Александр, Драговой, Юрий Яковенко, скульпторы Дмитрий Оганов, Сергей Бондаренко, Андрей Плиев и многие другие.

     Организаторы не ставили рамок ни в жанрах, ни в стилях, ни в направлениях изобразительного искусства, не старались повторить стилистику фильмов Параджанова. Основной задачей было показать современное прочтение творческого пространства Мастера, в котором умеют ВИДЕТЬ, ДУМАТЬ и ЧУВСТВОВАТЬ. Видеть в песчинке космос, думать не так, как все, чувствовать по-особенному.

     Это выставка о душе Параджанова и о душе человека в целом, о многообразии творческих миров, об индивидуальности в искусстве и в жизни, о борьбе и надежде, о чувствах и о любви, о мечтах, которые превращаются в осуществимые планы, о вере в чудо, которое можно ждать всю жизнь и которое обязательно произойдет.

     Экспозиция в музее ТАПАН открыта с благословения главы Российской и Ново-Нахичеванской епархии армянской апостольской церкви архиепископа Езраса Нерсисяна. На открытии проекта выступили актеры Московского художественного театра им.С.Параджанова под руководством Владимира Габбе, было объявлено об учреждении ежегодного фестиваля искусств "PARAJANOV ART FEST" и международной Параджановской премии "За творчество без границ". В мероприятии приняли участие официальные лица Министерства культуры России, Министерства культуры Армении, Посольства Армении в России, Союза театральных деятелей России, Киноконцерна «Мосфильм», Союза журналистов России, Союза художников России, Союза кинематографистов России.

      Проект, являющийся преддверием фестиваля  "PARAJANOV ART FEST", планируется представить на нескольких крупных выставочных площадках Москвы.  Очередная из них – Дом Кино Союза Кинематографистов России с 16.01.2017 до 07.02.2017.       В рамках выставки в музее «ТАПАН» пройдут мастер-классы, творческие встречи с художниками, фотографами, деятелями театра и кино.

     Инициатор проекта -  Творческое объединение "ART Бульвар"

     Организаторы проекта: армянский музей "ТАПАН", Московский Художественный театр им.С.Параджанова, Творческое объединение «ART Бульвар», Благотворительный Фонд фотографа Миколы Гнисюка.

     Кураторы проекта: Иван Крутояров (живопись, графика, скульптура, авторская кукла), Надежда Майданская  (фотография), Татевик Асатрян (экспозиция).  Координатор проекта - Анна Серобян.

     Пресс-релиз выставки в музее «ТАПАН»  Режим работы выставки: Москва, Олимпийский пр-т, 9, армянский музей «ТАПАН». Ежедневно 10.00 – 18.00, выходной – понедельник Вход свободный. Тел. +7-495-760-7411 Фотографии: Татьяна Мордвинова, Всеволод Осипов, Ефим Яковлев

www.ivankrutoyarov.com

Художник в кино: 5 сказочных фильмов Сергея Параджанова

10:5209.01.2014

(обновлено: 11:36 09.01.2014)

8048123

В четверг, 9 января, исполняется 90 лет со дня рождения Сергея Параджанова. О пяти главных работах режиссера — в материале проекта Weekend.

Наталия Григорьева

90 лет исполняется со дня рождения Сергея Параджанова. В жизни режиссера, родившегося в Грузи в армянской семье, окончившего Тбилисскую консерваторию и ВГИК, была и мировая слава, и тюремное заключение, а в его фильмографии всего 18 картин, лучшим из которых — психоделическим полотнам, похожим на ожившие картины или коллажи, нет аналогов ни в советском, ни в мировом кино. О пяти главных работах Сергея Параджанова — в материале проекта Weekend.

Цветок на камне (1962)

Загружено: 24.03.2010 в 23:18

Отрывок фильма "Цветок на камне"

Один из первых известных фильмов Параджанова, который при этом называют неудачным и "непараджановским". Отчасти из-за социальной нарочитости сюжета: действие картины разворачивается в разрастающемся шахтерском городке, который с энтузиазмом строят комсомольцы. Бригадир Григорий влюблен в Люду, но природная стеснительность не позволяет ему открыто выражать свои чувства, на людях он подшучивает над девушкой, а наедине — робеет. Вторая история связана с девушкой Христиной, попавшей под влияние религиозной секты — спастись ей помогают все те же Григорий и Люда, а также влюбленный в нее комсомолец Арсен. Изначально режиссером фильма под рабочим названием "Так никто не любил" был Анатолий Слесаренко, однако после того, как на съемках погибла исполнительница роли Христины, он был привлечен к уголовной ответственности и осужден — Параджанов завершил работу над лентой. В сравнении с более поздними картинами, и тема, и даже черно-белое изображение, столь чуждое такому мастеру цвета, как Параджанов, кажутся не вписывающимися в режиссерскую стилистику. В то же время, происходящее на экране выглядит "по-параджановски" неправдоподобным, нереальным, условным, а то и вовсе абсурдным и психоделическим — как сектантские обряды с песнопениями и воздетыми к небу руками, которые проводят религиозные фанатики в декорациях типичного советского шахтерского города.

Кадр из фильма "Цветок на камне"

Тени забытых предков (1964)

Загружено: 18.05.2013 в 18:43

VTS04_5 Тiнi забутих предкiв - 5 / Тени забытых предков - 5.

Снятая по одноименной повести украинского писателя Михаила Коцюбинского, картина была показана на многих международных кинофестивалях и завоевала не одну награду. Фильм называют историей гуцульских Ромео и Джульетты — Ивана и Марички, чьи семьи враждуют на протяжении многих лет. Несмотря на сильное и чистое чувство, зародившееся между героями, вопреки ненависти отцов, вместе им быть не суждено. Девушка тонет в реке, а юноша, хоть и женится на красавице Палагне, но так и не может забыть свою Маричку. Съемки картины проходили в Ивано-Франковской области — там, где было написано произведение и где и сейчас живут гуцулы, а костюмы, музыка и декорации максимально точно передают все особенности быта этого немногочисленного, но сохранившего древние традиции народа. Красочное убранство домов и элементы национальной одежды — все это, в том числе и стараниями оператора Юрия Ильенко, чья камера снимает героев в движении, словно не поспевая за ними, взмывает вверх или выхватывает крупные планы, превращает ленту в красочное, будто сказочное и не совсем реальное действие. Кульминацией фильма и своего рода "первым кадром" будущих работ Параджанова можно считать финал, в котором умирающий Иван в видениях воссоединяется, наконец, с любимой Маричкой — под звуки пастушьих песен он видит ее в отражении воды в реке, ищет ее в выжженном лесу и берет за руку.

Кадр из фильма "Тени забытых предков"

 

Цвет граната (1968)

Загружено: 22.09.2010 в 07:35

Цвет граната (Die Farbe des Granatapfels) (The Colour of Pomegranates) (Tsvet granata) (Trailer)

С одной стороны — биографическая лента, посвященная жизни и творчеству Саят-Новы, армянского поэта XVIII века, с другой — поэтическое, бессюжетное и в каком-то смысле даже немое кино, в кадрах которого оживают описанные в лирике Саят-Новы образы, а история его жизни показана в нескольких метафорических миниатюрах. В этой работе Параджанов — скорее художник, нежели кинорежиссер — создает почти гипнотическое действо, тягучее и лишь условно разделенное на главы цитатами из произведений самого Саят-Новы. Актеры замирают, изображая персонажей с древних фресок на стенах храмов и героев стихотворений, угол съемки и монтаж создают оптические иллюзии, почти в каждом кадре — красный цвет, то в одежде, то в музыкальных инструментах, то в элементах интерьера, как связующее звено этого непрерывного ассоциативного ряда. Софико Чиаурели в роли музы — одновременно и первой возлюбленной поэта, и жены, и той, которой были посвящены многочисленные любовные поэмы. Отыскать в фильме можно и историю непростых отношений писателя с властью и церковью, а звучащая за кадром музыка указывает на его музыкальные способности — сам поэт, как известно, сочинял песни и играл на нескольких музыкальных инструментах.

Кадр из фильма "Цвет граната"

Легенда о Сурамской крепости (1984)

Загружено: 22.10.2013 в 16:27

Legenda O Suramskoy Kreposti / Легенда о сурамской крепости on memocast.com

Софико Чиаурели снялась у Параджанова и в роли гадалки в экранизации грузинской легенды о юноше, добровольно принесшем себя в жертву ради спасения своей страны. Предсказание гласило, что стена строящейся крепости не обрушится, если в нее будет замурован самый прекрасный юноша — только после того, как герой вызвался исполнить предначертанное, жители города смогли достроить защитное сооружение и остановить нашествие иноземных захватчиков. Здесь, как и в "Цвете граната", многие сцены напоминают живописные произведения, фантастические и нереальные, другие — воспроизводят древние обряды, с музыкой, танцами и диковинными костюмами. Фильм был снят Параджановым в соавторстве с Давидом Абашидзе, который сам сыграл в картине одну из ролей.

Кадр из фильма "Легенда о Сурамской крепости"

Ашик-Кериб (1988)

С ним же Параджанов работал над еще одним фильмом — экранизацией сказки Лермонтова "Ашик-Кериб", которая в свою очередь была создана поэтом на основе азербайджанской народной сказки. Бедный музыкант полюбил дочь богача и поклялся странствовать семь лет, чтобы заработать денег и стать ей достойным женихом. Отправившись в путь, он попадает во дворец султана, которому поет о своей любви и своих злоключениях, а правитель за это одаривает его золотом — семь лет Ашик-Кериб живет во дворце в роскоши. Тем временем в родном селе его считают утонувшим: мать — в главной женской роли вновь Софико Чиаурели — от горя теряет зрение, а возлюбленная готовится к свадьбе с другим. Встретив незнакомца на белом коне, Ашик-Кериб получает от него волшебное средство, благодаря которому переносится в свою деревню, где исцеляет мать и возвращает свою любимую. Этот фильм Параджанова долго не выходил в широкий прокат — удостоверение картине было выдано лишь после того, как он был показан на нескольких международных кинофестивалях — в том числе на Венецианском, жюри которого даже обращалось в Американскую киноакадемию с просьбой выдвинуть "Ашик-Кериб" на "Оскар". Картина стала последней, которую  Параджанову удалось закончить при жизни — он посвятил ее памяти Андрея Тарковского.

Кадр из фильма "Ашик-Кериб"

ria.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта