«Рождество Христово» Василия Шебуева. С.С. Степанова. Шебуев картины


Шебуев Василий Кузьмич Картины биография Shebuev Vasiliy

Шебуев Василий Кузьмич — русский живописец, педагог, один из ведущих мастеров позднего классицизма и академизма. Автор картин на исторические, библейские и аллегорические темы, портретов и монументальных композиций для Казанского собора в Петербурге. Родился в 1777 году в Кронштадте в небогатой дворянской семье. Обнаружив ранние художественные способности ребенка, в 1782 году родители определили его в воспитанники при петербургской Академии художеств. Василий Шебуев в Академии художеств учился у Ивана Акимовича Акимова и Григория Ивановича Угрюмова.

Шебуев Автопортрет Автопортрет с гадалкой,1805, Третьяковская галерея Смерть Камиллы Смерть Камиллы, сестры Горация,1821, Русский музей Видение пророка Иезекииля
Видение пророка Иезекииля,1836, Третьяковская галерея Александр Невский Александр Невский,1836, Русский музей

В 1797 году за картину по академической программе "Ной при выходе из ковчега приносит жертву" Шебуев получил малую золотую медаль и тогда же аттестат первой степени, удостоверяющий звание классного художника. После окончания обучения Василий Шебуев был оставлен при Академии пенсионером и помощником преподавателя в натурном классе, а год спустя ему было доверено преподавание рисования в классах академического училища.

В 1803 году Шебуев был отправлен в заграничное путешествие от Академии для совершенствования в живописи, проживал в Риме, где копировал подлинники великих мастеров. В 1806 году художник был отозван в Санкт-Петербург для работы по живописному и скульптурному украшению строящегося в столице Казанского собора, ставшего пантеоном славы, памятником русскому воинству и одновременно "храмом славы русских художников".

Шебуев исполнил для храма ряд композиций, в том числе, изображения трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. За картину огромного размера "Петр Великий в сражении при Полтаве" Совет Академии художеств произвел его в адъюнкт-профессоры исторической живописи и ему было предложено преподавание в академических классах. В 1823 году за исполнение грандиозного плафона в соборе Екатерининского дворца в Царском Селе Шебуев был удостоен титула придворного живописца.

Неизвестная в коричневом платье Портрет неизвестнойв коричневом платье, 1837 Симеон Богоприимец Симеон Богоприимец,1847, Русский музей Поклонение пастухов Поклонение пастухов,1847, Третьяковская галерея

Практически вся последующая жизнь Василия Кузьмича Шебуева связана с преподавательской деятельностью в Академии художеств: начинал он в 1807 году в звании академика по классу исторической живописи, продолжил в 1832 в должности ректора живописи и ваяния, в 1842 году стал заслуженным ректором, а закончил в 1846 году вице-президентом Академии. В 1830-х годах, уже будучи ректором, Шебуев создал эскиз росписи купола конференц-зала Академии художеств "Торжество на Олимпе" и эскиз плафона для церкви Святой Екатерины при Академии "Видение пророка Иезекииля". С 1821 по 1839 год работал директором Шпалерной мануфактуры. Шебуев исполнял, в основном, произведения на исторические и религиозные темы, отмеченые мастерством строгого академического рисунка, умелой компоновкой многофигурных сцен, интересом к национальной истории. Реалистическими устремлениями живописца отмечены его поздние портретные работы "Портрет отставного экспедитора И. В. Швыкина" (1833), "Портрет неизвестной в коричневом платье" (1837), "Портрет жены" (середина 1840-х). В Академии художеств Василий Кузьмич Шебуев имел огромное влияние на развитие и становление многих русских живописцев, в том числе П.В. Басина, Ф.А. Бруни, К.П. Брюллова, А.А. Иванова. Скончался Василий Кузьмич Шебуев в 1855 году в Санкт-Петербурге, похоронен на православном Смоленском кладбище.

smallbay.ru

ШЕБУЕВ Василий Кузьмич – Галерея произведений (38 изображений).

Открыть доступ

В.К.ШЕБУЕВ

(1777 – 1855)

Василий Кузьмич Шебуев – яркий представитель академического искусства 1-й половины 19 века. Ранние его работы («Смерть Ипполита») весьма динамичны, но очень скоро время бури и натиска сменилось холодностью и рассудочностью религиозных композиций, которые Василий Шебуев исполнял по многочисленным официальным заказам – для Воскресенской церкви Екатерининского дворца в Царском селе, Исаакиевского собора в Петербурге, для Академии Художеств.

Также Василием Шебуевым было выполнено несколько композиций на темы русской истории, из которых нужно особо отметить картину «Подвиг новгородского купца Иголкина». Художник стремился в деталях передать достоверность обстановки и колорит того времени, чем зачастую  пренебрегали мастера предыдущего периода. Так, например, шведы одеты в исторически верные мундиры.

Помимо художественной деятельности, Василий Шебуев был буквально обременен официальными должностями. Он был и ректором Академии, и учителем наследников русского престола, и директором Шпалерной мануфактуры, работал над учебными пособиями и воспитал целую плеяду замечательных художников.

В.К.Шебуев родился 2 (13) апреля в Кронштадте в семье смотрителя складах Адмиралтейской коллегии. Учился в Академии Художеств (1782 – 1797) в классе исторической живописи у Г.И.Угрюмова и И.А.Акимова. Был награжден малой и большой серебряными, а также большой золотой медалями.

По окончании Академии получил аттестат 1-й степени на звание классного художника и оставлен при ней пенсионером. В 1798 назначен адъюнктом по классу исторической живописи, в 1801 назначен в академики.

Пенсионер ИАХ в Италии с 1803 по 1806 годы. За эскиз «Взятие Богоматери на небо» (3) удостоен звания академика, в 1812 произведен в профессоры исторической живописи. В 1810 Василий Шебуев назначен преподавателем рисования великих князей Николая Павловича и Михаила Павловича, осуществлял надзор за преподаванием рисования в воспитательных заведениях императрицы Марии Федоровны.

В 1823 первым из русских художников получил звание придворного художника, директор Шпалерной мануфактуры (1821-1839). С 1830 в ИАХ исполнял должность ректора живописи и ваяния. Участвовал в создании анатомического класса Академии. Среди его учеников – Ф.А.Бруни, П.В.Басин, П.Ф.Соколов, А.В.Ступин.

 

 

1. Шебуев Василий "Портрет К.Е.Шебуева, отца художника" Конец 1790-х - начало 1800-х (1801?) Холст, масло 45,5х37,5 Государственный Русский музей 1. Шебуев Василий «Портрет К.Е.Шебуева, отца художника» Конец 1790-х — начало 1800-х (1801?) Холст, масло 45,5х37,5 Государственный Русский музей2.. Шебуев Василий "Гадание. Автопортрет" 1805-1807 Холст, масло 91,5х73,5 Государственная Третьяковская галерея 2.. Шебуев Василий «Гадание. Автопортрет» 1805-1807 Холст, масло 91,5х73,5 Государственная Третьяковская галерея 3. Шебуев Василий "Взятие Богоматери на небо. Законченный эскиз росписи для Казанского собора в Петербурге" 1807 Холст, масло 86х192 Государственная Третьяковская галерея
3. Шебуев Василий «Взятие Богоматери на небо. Законченный эскиз росписи для Казанского собора в Петербурге» 1807 Холст, масло 86х192 Государственная Третьяковская галерея4. Шебуев Василий "Старик нищий" 1808 Холст, масло 58х41,5 Государственный Русский музей 4. Шебуев Василий «Старик нищий» 1808 Холст, масло 58х41,5 Государственный Русский музей 5. Шебуев Василий "Иоанн Креститель в пустыне, пьющий из источника воду" Около 1808 Холст, масло 136х136 Государственный Русский музей 5. Шебуев Василий «Иоанн Креститель в пустыне, пьющий из источника воду» Около 1808 Холст, масло 136х136 Государственный Русский музей6. Шебуев Василий "Николай Чудотворец" 1809 Холст, масло 55х56 Государственный Русский музей
6. Шебуев Василий «Николай Чудотворец» 1809 Холст, масло 55х56 Государственный Русский музей 7. Шебуев Василий "Тайная вечеря" 1816 Дерево, масло 28х36 Государственный Русский музей 7. Шебуев Василий «Тайная вечеря» 1816 Дерево, масло 28х36 Государственный Русский музей8. Шебуев Василий "Василий Великий" 1811-1812 Холст, масло 94,5х60,8 Государственная Третьяковская галерея 8. Шебуев Василий «Василий Великий» 1811-1812 Холст, масло 94,5х60,8 Государственная Третьяковская галерея 9. Шебуев Василий "Портрет К.Е.Шебуева, отца художника. Уменьшенное повторение портрета из ГРМ" Конец 1810-х - начало 1820-х Холст, масло 22,6х17,5 Государственная Третьяковская галерея 9. Шебуев Василий «Портрет К.Е.Шебуева, отца художника. Уменьшенное повторение портрета из ГРМ» Конец 1810-х — начало 1820-х Холст, масло 22,6х17,5 Государственная Третьяковская галерея10. Шебуев Василий "Портрет А.Е.Шебуевой, матери художника" Конец 1810-х - начало 1820-х Холст, масло 22,6х17,7 Государственная Третьяковская галерея
10. Шебуев Василий «Портрет А.Е.Шебуевой, матери художника» Конец 1810-х — начало 1820-х Холст, масло 22,6х17,7 Государственная Третьяковская галерея 11. Шебуев Василий "Портрет Е.М.Шебуевой, первой жены художника" Первая половина 1830-х Холст, масло 31,5х27 Государственная Третьяковская галерея 11. Шебуев Василий «Портрет Е.М.Шебуевой, первой жены художника» Первая половина 1830-х Холст, масло 31,5х27 Государственная Третьяковская галерея12. Шебуев Василий "Портрет И.В.Швыкина" 1833 Холст, масло 50,7х45,5 Государственный Русский музей
12. Шебуев Василий «Портрет И.В.Швыкина» 1833 Холст, масло 50,7х45,5 Государственный Русский музей 13. Шебуев Василий "Святой благоверный князь Александр Невский" 1819 Холст, масло 165х67 Государственный Русский музей 13. Шебуев Василий «Святой благоверный князь Александр Невский» 1819 Холст, масло 165х67 Государственный Русский музей14. Шебуев Василий "Святой благоверный князь Александр Невский" 1835-1837 Холст, масло 186х97 Государственный Русский музей 14. Шебуев Василий «Святой благоверный князь Александр Невский» 1835-1837 Холст, масло 186х97 Государственный Русский музей 15. Шебуев Василий "Торжество на Олимпе. Эскиз росписи купола конференц-зала ИАХ" 1832 Бумага, акварель Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств
15. Шебуев Василий «Торжество на Олимпе. Эскиз росписи купола конференц-зала ИАХ» 1832 Бумага, акварель Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств16. Шебуев Василий "Видение пророка Иезекииля. Законченный эскиз плафона для церкви Св.Екатерины при ИАХ" 1836 Холст, масло 89х82 Государственная Третьяковская галерея 16. Шебуев Василий «Видение пророка Иезекииля. Законченный эскиз плафона для церкви Св.Екатерины при ИАХ» 1836 Холст, масло 89х82 Государственная Третьяковская галерея 17. Шебуев Василий "Святая Великомученица Екатерина" 1835-1837 Холст, масло 186х98 Государственный Русский музей 17. Шебуев Василий «Святая Великомученица Екатерина» 1835-1837 Холст, масло 186х98 Государственный Русский музей18. Шебуев Василий "Апостолы Петр и Иоанн исцеляют хромого. Эскиз" Около 1838 Железо, масло 36,9х28,8 Государственная Третьяковская галерея 18. Шебуев Василий «Апостолы Петр и Иоанн исцеляют хромого. Эскиз» Около 1838 Железо, масло 36,9х28,8 Государственная Третьяковская галерея 19. Шебуев Василий "Преображение. Эскиз" 1843 Холст, масло 22,1х13,7 Государственная Третьяковская галерея 19. Шебуев Василий «Преображение. Эскиз» 1843 Холст, масло 22,1х13,7 Государственная Третьяковская галерея20. Шебуев Василий "Вознесение. Эскиз" 1843 Холст, масло 21,8х13,4 Государственная Третьяковская галерея 20. Шебуев Василий «Вознесение. Эскиз» 1843 Холст, масло 21,8х13,4 Государственная Третьяковская галерея

cultobzor.ru

Василий Кузьмич Шебуев 1777–1855. Эпоха становления русской живописи

Василий Кузьмич Шебуев

1777–1855

Шебуев родился в дворянской семье в Кронштадте. Его отец был смотрителем при складах Адмиралтейской коллегии. В пятилетнем возрасте Шебуева зачислили воспитанником в Академию художеств, в которой он пробыл пятнадцать лет. Шебуев учился в классе исторической живописи под руководством Г. И. Угрюмова и И. А. Акимова. За картину «Ной по выходе из ковчега приносит жертву Богу» он получил, как и его соученик А. И. Иванов, золотую медаль, и в числе пяти лучших выпускников его оставили пенсионером при академии. Пенсионеры получали сто пятьдесят рублей в год, отдельную комнату и бесплатное питание.

Шебуев вместе со своим учителем Г. И. Угрюмовым и академиком С. С. Щукиным работал в Михайловском замке и принимал участие в создании портрета императора Павла I, за что получил в награду золотую табакерку. Самостоятельно он написал для Михайловского замка картину «Петр I в Полтавском сражении», которая очень понравилась Павлу I.

Как пенсионер академии Шебуев совершил поездку в Италию, несколько лет жил в Риме, где написал «Гадание. Автопортрет». В 1807 году, вернувшись в Петербург, Шебуев получил за эскиз образа «Взятие Богородицы на небо», позже написанной им на хорах Казанского собора, звание академика, а за ранее созданную картину «Петр I в Полтавском сражении» звание профессора живописи. С 1812 года он давал уроки рисования в Смольном институте благородных девиц и при дворе.

В 1815 году Шебуев женился на дочери гувернера академии Елизавете Михайловне Тверской. Один их сын умер в трехлетнем возрасте, второй впоследствии стал преподавателем в Московском училище живописи и ваяния.

В 1821 году художник начал расписывать плафон Воскресенской церкви Екатерининского дворца в Царском Селе. В награду за эту работу император Александр I заплатил пять тысяч рублей сверх сорока тысяч определенных ранее, назначил Шебуева «живописцем его императорского величества» и смотрителем музейных сокровищ Эрмитажа. В этом же году его назначили директором императорской шпалерной мануфактуры. А в 1832 году Шебуев стал ректором живописи Академии художеств.

Много времени Шебуев уделял преподавательской работе. У него учились знаменитые художники Ф. А. Бруни и К. П. Брюллов. Шебуев подготовил серию гравюр-таблиц по анатомии, выполненных под наблюдением профессоров Медико-хирургической академии, получивших название «Антропометрия, или размеры тела человеческого с образцовых произведений древних и с натуры для учащихся подражательным искусствам». Чтобы издать этот грандиозный труд художника, еще император Александр I обещал выделить 75 тысяч рублей. Но полностью дело до конца так и не довели.

Не прекращая педагогической деятельности, Шебуев расписал плафон в куполе круглого зала Академии художеств. Фреска, созданная Шебуевым, называлась «Торжество на Олимпе по случаю водворения изящных искусств в России»; этот зал впоследствии прозвали «шебуевским». Роспись плафона он завершил в то же время, когда Карл Брюллов создал свою прославленную картину «Последний день Помпеи». Шебуеву было поручено наблюдать за росписями Исаакиевского собора. Он В. К. Шебуев. Портрет отца писал иконы для многих церквей, его «Тайную вечерю» современники сравнивали со знаменитой фреской Леонардо да Винчи.

Император Николай I относился к художнику не так благосклонно, как его предшественник на троне. Он часто не одобрял росписи Шебуева и даже требовал возвращения в казну денег, выплаченных за работы, не понравившиеся царю. Когда-то Шебуев давал малолетнему Николаю I уроки рисования, и тот с детских лет называл его «мой серый кот Вася» и относился к нему почти пренебрежительно и даже отказал в просьбе принять сына-художника на учебу на казенный счет.

На все обиды Шебуев отвечал только новыми работами. Он создал две картины, которые снова заставили заговорить о нем как о первом историческом живописце России – «Подвиг новгородского купца Иголкина в Северной войне со шведами» и «Граф Бенкендорф, спасающий в наводнение 1824 года погибающих на Неве». Обе картины имели большой успех у публики. Шебуева стали называть «русским Пуссеном, Пуссена превзошедшим». Но пройдет некоторое время, и о Шебуеве станут говорить только как о подражателе Пуссена.

Шебуев работал и в жанре портрета. Он считал, что нельзя писать портреты по заказу всех желающих и отказывал многим вельможам. По его мнению, художник должен писать только портреты тех людей, изображение которых представляет для него интерес и позволяет создать настоящее художественное произведение. Портретов Шебуев написал мало. Но именно как портретист, а не как художник академического стиля, он достиг наивысших успехов.

Умер Шебуев после кратковременной болезни. Поняв, что его дни сочтены, он прошел по всем мастерским своих учеников и попрощался с ними. Похоронили его на Смоленском кладбище, памятник на могиле поставили за счет Академии художеств. Спустя несколько десятилетий имя и картины Шебуева были забыты.

В. К. Шебуев. Гадание. Автопортрет

Бюст В. К. Шебуева. Скульптор И. П. Витали

В. К. Шебуев. Портрет отца

В. К. Шебуев. Портрет отставного экспедитора при императорских воспитательных домах И. В. Швыкина

В. К. Шебуев. Портрет отставного экспедитора при императорских воспитательных домах И. В. Швыкина

Художнику понравилось выразительное лицо семидесятилетнего старичка, он уговорил его позировать. Швыкин не мог заплатить художнику, но Шебуев подарил ему портрет.

В. К. Шебуев. Поклонение пастухов

В. К. Шебуев. Положение во гроб

В. К. Шебуев. Автопортрет

В. К. Шебуев. Симеон Богоприимец

В. К. Шебуев. Видение пророка Иезекииля

В. К. Шабуев. Старик нищий

В. К. Шебуев. Старик нищий

Поясной портрет старика художник написал, отвлекшись от работы над росписью Казанского собора. Портрет этот очень понравился графу А. С. Строганову, который с 1800 года стал президентом Академии художеств и оказывал покровительство молодому художнику. Строганов купил «Портрет нищего» для своей коллекции и часто приглашал Шебуева к себе домой в свой знаменитый особняк на Невском проспекте.

В. К. Шебуев. Тайная вечеря

В. К. Шебуев. Апостолы Петр и Иоанн исцеляют хромого

В. К. Шебуев. Благословение Иакова Исааком

В. К. Шебуев. Актеон

В. К. Шебуев. Тайная вечеря

В. К. Шебуев. Возвращение победы раненому Дмитрию Донскому

В. К. Шебуев. Подвиг новгородского купца Иголкина в Северной войне со шведами

В. К. Шебуев. Подвиг новгородского купца Иголкина в Северной войне со шведами

Картина написана на сюжет пьесы Н. А. Полевого «Иголкин, купец новгородский», с успехом поставленной в столичных театрах. В пьесе воскрешается полулегендарный эпизод войны со шведами. Новгородский купец Иголкин оказался в стокгольмской тюрьме. Однажды стражники стали насмехаться над царем Петром I и обвинять его в трусости. Возмущенный Иголкин не сдержал гнева и убил оскорблявших царя. Шведский король Карл XII, узнав о случившемся, отменил смертный приговор Иголкину и приказал отпустить его, так как посчитал, что тот, кто защищает честь своего монарха, поступает благородно.

Задолго до того, как написать картину, Шебуев выполнил рисунок на эту тему и его приобрел известный патриотическими убеждениями граф Ф. В. Ростопчин, по приказанию которого в 1812 году была сожжена Москва.

В. К. Шебуев. Василий Великий

В. К. Шебуев. Александр Невский

В. К. Шебуев. Моисей со скрижалями

В. К. Шебуев. Автопортрет с рейсфедером

В. К. Шебуев. Граф Бенкендорф, спасающий в наводнение 1824 года погибающих на Неве (Наводнение 7 ноября 1824 года в Санкт-Петербурге)

В. К. Шебуев. Наводнение 7 ноября 1824 года в Санкт-Петербурге

Художник сам был свидетелем наводнения. Он знал и о том, что император Александр I во время бедствия отдал приказ своему генерал-адъютанту А. Х. Бенкендорфу и губернатору Петербурга М. А. Милорадовичу лично отправиться на помощь погибающим жителям города.

Этот же эпизод описан и в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник», которая была написана в 1833 году, но полностью напечатана В. А. Жуковским уже после смерти поэта в 1837 году, за два года до появления картины Шебуева.

Ужасный день!

Нева всю ночь

Рвалася к морю против бури,

Не одолев их буйной дури…

И спорить стало ей невмочь…

Поутру над ее брегами

Теснился кучами народ,

Любуясь брызгами, горами

И пеной разъяренных вод.

Но силой ветров от залива

Перегражденная Нева

Обратно шла, гневна, бурлива,

И затопляла острова,

Погода пуще свирепела,

Нева вздувалась и ревела,

Котлом клокоча и клубясь,

И вдруг, как зверь остервенясь,

На город кинулась. Пред нею

Все побежало, все вокруг

Вдруг опустело – воды вдруг

Втекли в подземные подвалы,

К решеткам хлынули каналы,

И всплыл Петрополь, как тритон,

По пояс в воду погружен.

Осада! приступ! злые волны,

Как воры, лезут в окна. Челны

С разбега стекла бьют кормой.

Лотки под мокрой пеленой,

Обломки хижин, бревны, кровли,

Товар запасливой торговли,

Пожитки бледной нищеты,

Грозой снесенные мосты,

Гроба с размытого кладбища

Плывут по улицам!

Народ

Зрит божий гнев и казни ждет.

Увы! все гибнет: кров и пища!

Где будет взять?

      В тот грозный год

Покойный царь еще Россией

Со славой правил. На балкон,

Печален, смутен, вышел он

И молвил: «С божией стихией

Царям не совладеть». Он сел

И в думе скорбными очами

На злое бедствие глядел.

Стояли стогны озерами,

И в них широкими реками

Вливались улицы. Дворец

Казался островом печальным.

Царь молвил – из конца в конец,

По ближним улицам и дальным,

В опасный путь средь бурных вод

Его пустились генералы

Спасать и страхом обуялый

И дома тонущий народ.

С. А. Галактионов. Наводнение 7 ноября 1824 года в Санкт-Петербурге. Гравюра с рисунка В. К. Шебуева

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru

Василий Кузьмич Шебуев - Биография художника, известные произведения, выставки

Шебуев, Василий Кузьмич, живописец; род. в 1777 году; воспитывался в Академии Художеств под руководством Акимова и Угрюмова, с 1803 по 1807 год прожил в Италии. В 1823 году. С 1832 года состоял в Академии ректором. Два года спустя Шебуев был назначен наблюдателем за живописными работами в Исаакиевском соборе, где написал несколько икон. Лучшие произведения Шебуева: «Св. Василий», «Св. Григорий Богослов», «Взятие Богоматери на небо» (в Казанском соборе в Спб.), «Подвиг купца Иголкина» (в Эрмитаже), Царскосельский плафон и несколько эскизов в Румянцевском музее. Умер Шебуев в 1855 году.

Шебуев (Василий Кузьмич) — исторический живописец (1777 — 1855), был принят в воспитанники Императорской Академии Художеств в 1792 г. Главными его наставниками в ней были И. Акимов и Г. Угрюмов. Окончил ее курс в 1797 г. с малой золотой медалью, присужденной ему за писанную по программе картину «Смерть Ипполита» и с чином XIV класса, но оставлен при академии пенсионером и помощником преподавателя в натурном классе. В 1800 г. признан назначенным в академики, а в 1803 г. отправлен на казенный счет в Рим для своего усовершенствования. Там нарисован им картон и написана картина «Усекновение главы святого Иоанна Предтечи» (с фигурами в рост). В Риме же он изготовил две композиции: «Крещение народа в Киеве» и «Христос, приведенный в судилище вместе с двумя разбойниками». Возвратился в Санкт-Петербург в 1807 г. и вскоре после того, за эскиз образа «Взятие Богородицы на небо», впоследствии написанного им на хорах Казанского собора, получил звание академика. За картину огромного размера «Петр Великий в сражении при Полтаве» академия произвела его в адъюнкт-профессоры исторической живописи и вверила ему преподавание в своих классах. В этой должности Ш. обратил внимание свое на серьезное изучение питомцами академии человеческого тела и составил для них руководство к антропометрии. В 1812 г. был назначен главным преподавателем рисования в воспитательных заведениях ведомства императрицы Марии и возведен академией в звание профессора. В 1821 г. сделан директором Императорской шпалерной мануфактуры, в 1823 г., за исполнение обширного плафона в церкви царскосельского дворца, получил титул придворного живописца. С 1832 г. занимал в академии пост ректора, а впоследствии, в 1842 г., заслуженного ректора живописи и ваяния; наконец, в 1844 г. был назначен наблюдателем за исполнением живописных работ для Исаакиевского собора. В истории русской живописи Ш. занимает весьма видное место, как один из главных представителей псевдоклассического направления живописи. Современники называли его «русским Пуссеном, превзошедшим этого художника»; прекрасный рисовальщик в академическом смысле, но не сильный и несколько грубый в колорите, он действительно походил своим стилем на Пуссена, однако отнюдь не превосходил его в своих работах, а являлся только его подражателем. В качестве сначала преподавателя и потом руководителя преподаванием живописи в академии он имел огромное влияние на развитие многих русских художников, в том числе К. Брюллова, А. А. Иванова, Ф. А. Бруни, П. В. Басина и других корифеев нашей школы. Главные произведения Ш., кроме вышеупомянутых — три большие картины на подкупольных столбах в Казанском соборе, изображающие эпизоды из жития святого Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; образа «Воскрешение Лазаря», «Воскрешение сына наинской вдовы», «Спаситель в доме Лазаря» и «Христос, благословляющий детей» в Исаакиевском соборе; образа «Святая Екатерина», «Святой князь Александр Невский» и «Тайная Вечеря» в иконостасе домовой церкви Академии Художеств; громадный плафон в куполе конференц-зала академии: «Торжество на Олимпе по случаю водворения изящных искусств в России» (1833) и картина «Подвиг купца Иголкина» (в музее императора Александра III в Санкт-Петербурге).

artchive.ru

«Рождество Христово» Василия Шебуева. С.С. Степанова

Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. (Лк 2:4–7)  

Рождество Иисуса Христа – один из самых распространённых и почитаемых сюжетов мирового искусства. Каждая христианская страна, каждая эпоха вносила свои черты, свои нюансы в иконографию, дополняла её различными деталями. Подробный рассказ о рождении Иисуса есть только у евангелиста Луки. Поэтому основными источниками сложившейся постепенно иконографии стали не только Евангелия и церковное предание, но и апокрифические тексты – «Протоевангелие Иакова» и «Евангелие Псевдо-Матфея». Так, в канонических Евангелиях пещера не упоминается, и в раннехристианском искусстве она изображалась далеко не всегда.  А в «Евангелие Псевдо-Матфея» (гл. XIV) говорится: «На третий день после рождения Господа блаженная Мария вышла из пещеры, вошла в хлев, положила Младенца в ясли, и бык и осёл поклонились Ему».   

Основные элементы композиции в каждом произведении присутствуют обязательно, однако художественное решение сюжета весьма разнообразно. На византийских иконах мы видим пещеру и лежащую на ложе Богородицу. В символическом смысле гора стала соотноситься с Самой Богородицей, а пещера – с Её чревом, вместилищем Невместимого Бога. Но есть и другая трактовка: пещера – это «тёмное место», означающее падший мир, в котором воссияло Солнце Правды – Иисус Христос. Западноевропейские мастера часто изображали не пещеру, а античные руины или ветхое жилище (или то и другое вместе) – как символ ветхого мира и язычества, на смену которым приходит новая эпоха, озаряемая Богомладенцем. Помимо главных персонажей, композиция может наполняться и другими действующими лицами. Различно бывает и количество пастухов и волхвов: от трёх фигур с дарами до изображения торжественной, многочисленной процессии – как в композиции Беноццо Гоццоли (Капелла дворца Медичи-Риккарди, Флоренция). Присутствие пастухов символично – ведь эти «малые сего мира» не только первыми пришли засвидетельствовать Богоявление, но и привели свои стада – символ народов, которые в будущем последуют за Христом – Добрым Пастырем.

Рождество Христово (Поклонение пастухов).Василий Шебуев. 1847 г.

Василий Кузьмич Шебуев, известный в своё время как художник, формировавший новые черты русской религиозной живописи, создал необычную композицию «Рождества». Действие происходит в каком-то необычном пространстве – то ли это хлев, то ли овин для хранения сена или зерна; за ветхими стенами, на фоне соседнего здания, виден инструмент, похожий на ворот для подъёма мешков, а слева – два работника, заглядывающие за перегородку. Деревянные ясли покрыты соломой – подобная конструкция яслей изображена на гравюре Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда. Рядом с Богоматерью – пожилая женщина, вероятно, повитуха Гелома, персонаж «Евангелия Псевдо-Матфея» (гл. XIII): «Гелома приблизилась к Марии и сказала Ей: «Позволь мне прикоснуться». И когда Мария позволила, женщина громко воскликнула: «Господи, Господи, умилосердись надо мной, я никогда не подозревала и не слышала ничего подобного; грудь Её полна молока, и у Ней Дитя мужского пола, хотя Она девственница. Ничего нечистого не было при зачатии, и никакой болезни при рождении. Девственницей Она зачала, девственницей Она родила, и девственницей Она остаётся!» В соответствии с традицией, основанной на апокрифах, в сцене Рождества иногда присутствуют две повитухи (вторую звали Саломея). Но чаще всего их изображают омывающими Младенца в купели. Чуть поодаль застыл, смиренно склонив голову и сомкнув руки, Иосиф Обручник. В его облике отразился излюбленный Шебуевым мужской типаж – с правильными чертами, прямым носом, густой бородой. Справа на полотне – группа детей, принесших Младенцу белых голубей. Обычно голуби изображаются в сцене Принесения во храм – как жертва за Младенца, приносимая родителями на сороковой день. Здесь присутствие детей напоминает о словах Иисуса Христа «не мешайте детям приходить ко Мне». В облике пастухов и детей подчёркнуты славянские черты. С XI века в иконах «Рождества» можно увидеть фигуру пастушка, играющего на рожке. В картинах западноевропейских художников также встречаются изображения пастушьих свирелей, рожков. В композиции Шебуева мы видим грубоватого, «мужицкого» вида пастуха, играющего на волынке – инструменте бродячих музыкантов и простонародья. За ветхой оградой на дальнем плане движется по склону холма кавалькада всадников и путников. Их облик трудно разобрать, но, судя по изображению животного, напоминающего верблюда, это всё же изображение волхвов, а не отряд римских воинов, посланных Иродом. А главное – над ними светит звезда, указавшая волхвам путь. Вдали видны силуэты тёмных гор и тонкие пальмы. Сцену венчают два ангела, разворачивающие свиток с текстом праздничного тропаря: «Слава в Вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение!»   

Полотно, созданное далеко уже не молодым художником, возможно, и не отличается яркими живописными достоинствами, но подкупает каким-то по-детски простодушным реализмом в изображении священного события, той простотой и искренностью чувств, которые испытывают верующие в эту Святую ночь. Иван Бунин, вспоминая путешествие в Палестину, писал: «В Вифлееме чувствуешь, прозреваешь то драгоценное, первое, что сохранилось  на его священном палимпсесте. В царские одеяния облекли рождённого здесь, царям, путеводимым звездою, повелели принести Ему, лежащему в яслях, венцы свои, злато, ладан и смирну, и легендами, прекраснее которых нет на Земле, расцветили сладчайшую из земных поэм – поэму Его рождения. Но когда благоговейно склоняешься над нею в Вифлееме, проступает простое, первое».

«Рождество Христово»  было написано Шебуевым для Благовещенской церкви Конногвардейского полка в Петербурге и находилось там до 1928 года. Активное строительство в царствование Николая I храмов и полковых церквей вовлекло многих русских живописцев в их оформление. И хотя монументальным произведениям Шебуева недоставало порой подлинного размаха и живописной экспрессии, его опыт в этой труднейшей области искусства нельзя не признать ценным, а художественные достижения – значительными. Он трактует евангельские сюжеты в духе «возвышенного историзма», достигая простоты и строгой величественности образов. Ясность композиционного мышления Шебуева, умение группировать и располагать фигуры в пространстве с учётом сюжетных задач и значимости каждого персонажа, искусство работать ракурсами и пользоваться языком жестов сохраняют свою значимость и по сей день. 

Василий Шебуев. Автопортрет.  Фрагмент картины «Гадание». 1805 г.

Сын небогатого дворянина, смотрителя (а попросту – вахтёра) при кронштадтских складах Адмиралтейской коллегии, Василий Кузьмич Шебуев (1777–1855) был принят в Императорскую Академию художеств пятилетним ребёнком. Проведя в её стенах пятнадцать лет, он прошёл все этапы классического академического обучения, сначала в Воспитательном училище, а затем в живописном историческом классе у известных живописцев Г.И.Угрюмова и И.А.Акимова. Конечно, академический метод в какой-то степени нивелировал индивидуальные особенности учеников. И тем не менее рядом со своими талантливыми соучениками – Алексеем Егоровым и Андреем Ивановым – Шебуев сложился как самобытный живописец и рисовальщик. Его отличала особая любовь к натуре и умение видеть художественную выразительность в самой простой и неказистой природной форме. Шебуеву присуща в хорошем смысле слова «мужиковатость» манеры, то есть отсутствие красивости, нарочитой изящности форм. 

Когда молодой художник работал в течение трёх лет в Италии, его творческая зрелость и талант обратили на себя внимание иностранных мастеров, пробуждая интерес и уважение к русскому искусству. 

Святой Василий Великий.  Василий Шебуев. 1811 г.

После затянувшегося возвращения на родину – из-за военных событий в Европе путь оказался кружным и небезопасным – молодых мастеров живописи ждали большие и ответственные дела. Шебуев вместе с Егоровым приступил к работам в Казанском соборе, где в то время трудились многие мастера Академии – живописцы и скульпторы. За эскиз композиции «Вознесение Богоматери на небо» для Казанского собора он в 1807 году получил звание академика. Часть росписей Шебуева не дошла до нас, но три композиции, принесшие художнику известность и почести, сохранились – это изображение трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Искусство Шебуева обрело торжественную монументальность, способность выразить глубокую тишину и сосредоточенность, необходимые для характеристики этих персонажей.

В строгой сдержанности и значительности образов, наполненных духовной силой и жизненно правдивых, современники видели зачатки нового религиозного стиля. Стиля, который бы соединял на классической основе религиозно-мистический смысл библейских событий и образов с разумным реализмом и достоверностью изобразительного языка. 

В 1820–1823 годах Шебуев работал над составлением эскизов и исполнением плафона «Вознесение Христа» для Воскресенской церкви Екатерининского Царскосельского дворца, который должен был заменить сгоревший при пожаре плафон работы Д.Валериани. За этот труд он получил звание придворного живописца при Эрмитаже. Конференц-зал Академии художеств украшает плафон, также исполненный Шебуевым, – «Торжество на Олимпе по случаю водворения изящных искусств в России».

Тайная вечеря.Василий Шебуев. 1839 г.

В конце 1830-х годов художник пишет композицию «Тайная Вечеря» для Сионского собора в Тифлисе и для церкви Святой Екатерины при Академии художеств. Эта работа получила столь высокую оценку, что коллекционер Ф.Прянишников заказал у художника для себя авторское повторение, которое ныне хранится в Третьяковской галерее. Следуя традиционной западноевропейской иконографии, Шебуев выстраивает фронтальную, строго центричную многофигурную композицию. 

Действие происходит в замкнутом пространстве, созданном условными архитектурными выгородками и натянутой по центру драпировкой, за которой видны строения и ночное небо. Ритм складок одежд и драпировок передан чеканным, лаконичным рисунком, без излишних подробностей и мелких деталей. Геометрически чёткие линии массивного стола и ступенчатое возвышение, на котором возлежат апостолы, усиливают эффект монументальности. «Подобно славной фреске Леонардо да Винчи, картина этого сюжета г. Шебуева есть, бесспорно, лучшее его сочинение», – писал биограф художника.

В Исаакиевском соборе, самом грандиозном сооружении и художественном памятнике николаевской эпохи, Шебуев исполнил четыре росписи: «Благословение детей», «Воскрешение сына вдовы Наинской», «Христос в дому у Марфы и Марии», «Воскрешение Лазаря». 

С 1798 года, когда ему был всего 21 год, началась и преподавательская деятельность Шебуева, которая продолжалась более пятидесяти лет и привела его к должности ректора, а потом – заслуженного ректора Академии художеств. 

В 1810 году его назначили преподавателем рисования наследника престола, и он учил рисованию великих князей Николая и Михаила Павловичей. Ему был доверен надзор и за преподаванием рисования в воспитательных заведениях ведомства императрицы Марии Фёдоровны. 

16 апреля 1848 года состоялось торжественное празднование 50-летней службы Шебуева в Академии художеств. Многие поздние работы мастера, прекрасные графические и живописные этюды последнего времени убедительно доказывали, что его творческие силы не угасли. Когда в 1849 году члены Совета Императорской Академии художеств во главе с её новым президентом – герцогом Максимилианом Лейхтенбергским – пришли в Исаакиевский собор осматривать только что законченную роспись Шебуева «Воскрешение сына вдовы Наинской», президент внезапно снял шляпу и глубоко поклонился старому художнику со словами: «Почтение наше профессору профессоров! Композиция, стиль, рисунок, всё здесь грандиозно, прекрасно!» 

Положение во гроб.Василий Шебуев

Одним из лучших произведений Шебуева последних лет стала небольшая картина «Положение во гроб» (в экспозиции Третьяковской галереи). С глубоким и проникновенным чувством он передал трагический пафос происходящего, заставляя зрителя ощутить себя свидетелем евангельского события. Это позднее полотно художника отличается редкостной красотой живописи, сложностью цветных рефлексов и теней. Традиционно для религиозной живописи первой половины XIX века художник соединяет «земное» и «небесное» в одном пространстве картины. Высоко вознесённый над лежащей в пеленах фигурой Христа Крест с терновым венцом – это не только орудие Страстей, но и символический «мост» от дольнего мира к горнему. Высокие римские своды над лестницей, ведущей в склеп, экспрессия цвета в одеждах подчёркивают величие и торжественность свершающегося события. Два скорбящих ангела предстоят слева и справа как живые участники трагической сцены. Написанное вскоре после смерти горячо любимых дочери и жены полотно хранилось в мастерской художника.

Проявленная в маленьких этюдах к религиозным картинам  смелость и свобода владения натурой свидетельствуют о том, что если бы художнику суждено было родиться и творить в следующую эпоху, его можно было бы по мощи реалистических художественных образов поставить в один ряд с Репиным, а может быть, – и Суриковым. 

По воспоминанию современника, незадолго до своей смерти Шебуев обошёл всех учеников старшего возраста в мастерских и со всеми попрощался, предчувствуя свою скорую кончину. «Кто полагал постоянный труд в изображении Бога, Его святых, сонма ангелов, тот и умер как твёрдый христианин, кистью своею раскрывший перед нами небо», – написал его биограф Николай Рамазанов.

www.ippo.ru

Шебуев Василий Козьмич

Русский живописец, один из значительных мастеров русского позднего классицизма

Профессор живописи, академик, ректор Императорской Академии художеств. Выдающийся педагог, учениками которого были К. Брюллов, А. Иванов, Ф. Бруни и др.

Действительный статский советник

 

Произведения В.К. Шебуева, написанные в основном на исторические и религиозные темы, отличает мастерство строгого академического рисунка, великолепное композиционное решение многофигурных сцен, интерес к национальной истории, в том числе, новгородской.

Самая известная его историческая картина – «Подвиг купца Иголкина» («Подвиг новгородского купца Иголкина во время Северной войны со шведами», 1839), написанная на хрестоматийный историко-патриотический сюжет из петровского времени, ставший популярным в первой половине XIX в.

История новгородского купца Иголкина, оказавшегося в начале Северной войны в плену у шведов, почему-то давно волновала Шебуева. Одной из любимых книг в его личной библиотеке была небольшая книжка с описанием замечательных подвигов русских людей, где после рассказа о купце Иголкине автор обращается к читателю со словами: «неужели не будет создан памятник этому седовласому герою?». Нет сомнения, что эти строки вдохновили художника на эскиз, по которому впоследствии создалась картина, кстати, никем не заказанная. Первый эскиз относится к 1811 году, окончательный вариант был завершен в 1839 г. В композиции картины В.К. Шебуев использовал типичный для себя вариант размещения персонажей как бы на сценической площадке с открытой боковой стороной, стремился в деталях передать достоверность обстановки и колорит того времени, чего не делали его предшественники (так, например, шведы одеты в исторически верные мундиры). Один из зрителей, видевший в 1838 г. в мастерской Шебуева неоконченное полотно, писал: «Картина только набросана, еще не подмалевана, хотя и тут нельзя не увлечься обдуманностью, силой и верностью сочинения». Окончательный вариант картины получился значительно экспрессивнее, чем это позволяли законы академической композиции. Некоторые посчитали, даже слишком. Так, знаменитый А.И. Иванов писал: «В композиции примечается нечто не довольно обдуманное. Иголкин, убив шведа, сидит очень покойно, у ног его валяется тело убитого, вбегают другие и с таким жаром, что, кажется, пробегут мимо того, кого им надобно, между тем Иголкин сознается, что он убил...». Тем не менее Совет Академии художеств постановил приобрести произведение, найдя его исполненным «весьма важных достоинств». Картина экспонировалась на выставке в Академии художеств 1839 года. В 1840-х гг. она была гравирована А. Моисеевым и П.Ф. Борелем, литографирована Е. Житневым. Ныне находится в собрании Государственного Русского музея.

 

Литература к справке:

1. Познанский В.В. Очерки истории русской культуры первой половины XIX в. – М.: Просвещение, 1970. – С. 159.2. Круглова В. Василий Кузьмич Шебуев. 1777 - 1855. – Л.: Искусство, 1982. – 152 с.: ил.3. Рамазанов Н.А. Шебуев Василий Козьмич // Рамазанов Н.А. Материалы по истории художеств в России: статьи и воспоминания / Библиотека Российской Академии наук. – СПб, 2014. – С. 277-293.

ant53.ru

Живопись Василия Шебуева

Рубрика: Арт Опубликовано 26.04.2018   ·   Комментарии: 0   ·   На чтение: 2 мин   ·   Просмотры:

ПРОСМОТРЫ: 121

Василий Козьмич Шебуев - Поклонение пастырей (1836, музей имени В.М. и А.М.Васнецовых)

Поклонение пастырей (1836, музей имени В.М. и А.М.Васнецовых)

Заметный вклад в историю русской живописи внес один из ведущих мастеров позднего классицизма и академизма — художник Василий Козьмич Шебуев (1777—1855 гг.). Наиболее полно его талант раскрылся в портретном жанре. Для полотен живописца характерна точность передачи облика изображаемого человека (один из постулатов классицизма). Это ясно можно увидеть, посмотрев на картины «Гадание. Автопортрет» и «Портрет неизвестной в коричневом платье».

Картины Василия Шебуева

Василий Козьмич Шебуев - Александр Невский (1836, Государственный Русский музей)

Александр Невский (1836, Государственный Русский музей)

Василий Козьмич Шебуев - Апостолы Петр и Иоанн исцеляют хромого (1838, Государственный Русский музей)

Апостолы Петр и Иоанн исцеляют хромого (1838, Государственный Русский музей)

Василий Козьмич Шебуев - Видение пророка Иезекииля (1836)

Видение пророка Иезекииля (1836)

Василий Козьмич Шебуев - Воскресение Христа (1841, Государственный Русский музей)

Воскресение Христа (1841, Государственный Русский музей)

Василий Козьмич Шебуев - Гадание. Автопортрет (1805-1807)

Гадание. Автопортрет (1805-1807)

Василий Козьмич Шебуев - Димитрий Ростовский

Димитрий Ростовский

Василий Козьмич Шебуев - Николай Чудотворец (1809, Государственный Русский музей)

Николай Чудотворец (1809, Государственный Русский музей)

Василий Козьмич Шебуев - Подвиг купца Иголкина (1839, Государственный Русский музей)

Подвиг купца Иголкина (1839, Государственный Русский музей)

Василий Козьмич Шебуев - Портрет неизвестной в коричневом платье (1837)

Портрет неизвестной в коричневом платье (1837)

Василий Козьмич Шебуев - Рождество Христово (Поклонение пастухов) (1847, Государственная Третьяковская галерея, Москва)

Рождество Христово (Поклонение пастухов) (1847, Государственная Третьяковская галерея, Москва)

Василий Козьмич Шебуев - Симеон Богоприимец (1847, Государственный Русский музей)

Симеон Богоприимец (1847, Государственный Русский музей)

Василий Козьмич Шебуев - Смерть Камиллы, сестры Горация (1821, Национальный художественный музей Республики Беларусь)

Смерть Камиллы, сестры Горация (1821, Национальный художественный музей Республики Беларусь)

Василий Козьмич Шебуев - Тайная вечеря (1838, Государственная Третьяковская галерея, Москва)

Тайная вечеря (1838, Государственная Третьяковская галерея, Москва)

ПРОСМОТРЫ: 121

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО:

evivid.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта