Операция "Багратион". Бобруйская бойня. Операция картина


Операция картина.: alexandra_13

Недавно я провернула операцию "Картина".Еще год тому назад дочь увидела картину, которая ей очень понравилась. Я предложила ее  сразу купить. Я вообще такая. Если нравится, так берем. Что ждать-то? Дочь, как обычно, стала отказываться покупать. Мотивируя хотя бы отсутствием квартиры. Она любит поехать покупать тогда, когда вещь уже раскупили. Еще она очень любит с манекенов вещи снимать.  Просто купить? Мы не ищем легких путей!Все эти откладывания покупок в результате превращаются в вынос моего мозга. Так случилось и в этот раз. Квартиру дочери нашли, началась закупка мебели и тому подобного. Когда мы пришли в себя после переезда и поехали покупать картину, то ее уже не было.Дочь, вроде бы, и не особо растроилась. Время шло, квартира обустраивалась, закупались всякие украшательства. Но вот стена над диваном оставалась пустой. Дочь искала какую-нибудь картину, но ничего, чтобы ей нравилось не находила. Облазила весь инет в поиске той, которую мы упустили. Но не нашла.В результате начался вынос моего мозга картиной. Параллельно он выносился сковородкой от WMF и ножами этой же фирмы.  Мы - фанаты этой фирмы, у меня кастрюльки, сковородки, солонки, перечницы и ножи от нее. В общем, когда я стала опасаться за сохранность моего мозга, я встала на крыло и помчалась в центр искать сковородку и ножи. Время было хорошее - после нового года, скидки большие.В результате была куплена сковорода и ножи. IMG_0207

Поваренную книгу купила до кучи в надежде, что дочь начнет готовить. Книга осталась у меня, чтобы я готовила ей запеканки, когда она будет приходить ко мне в гости. Кто бы в этом сомневался???? А ножам очень радуется ее друг, который и готовит.Но зато теперь знаю все про ножи и сковородки. По цене могу сказать, плохие они или хорошие.Раз уж я была в центре, то решила зайти в магазин, где была картина. Продавцы сказали, что не я первая спрашиваю ее, но все картины раскуплены. Посоветовали поговорить с хозяином магазина. Пошла к нему, он тоже сказал, что картины нет и не будет. Но пошел спросить у сына. А сын сказал, что видел последнюю картину у их партнера в Кобленце и предложил ее привезти.  Гордая собой я поехала домой. Через три дня приехала в магазин и забрала шедевру. Дочь была очень изумлена приятно, потому что она тоже спрашивала в магазине картину еще полгода тому назад. Поскольку я не стала никому ничего заранее говорить, то перла картину сама. Это надо было видеть! Тяжелой она не ьбыла, но была крайне неудобной для переноски. Я засовыаала ее под мышку, а она выскальзывала. Но таки дотащила. Горда собой была безумно! Потому что прийти и просто без мук купить - это неинтересно.)) Потом дочь ее повесила. Вот она.IMG_0210

IMG_0211

И еще фото квартиры дочери.От входной двери

CIMG9480

ПрихожаяCIMG9474

Напротив в коридоре кухня

CIMG9470

Крупным планом

CIMG9472

Комната. Это настенное тату тоже искали с собаками. Москва должна была присутствовать обязательно.

CIMG9465

Еще без картины

CIMG9468

Как бы спальня

CIMG9463

Ну и санузел

CIMG9477

Для любителей цифр. Общая площадь квартиры 38 кв м, квартплата 400 евро в месяц и еще 100 - препоплата за комуналку.Искали квартиру три месяца, получили только благодаря тому, что тот которого выбрал хозяин сначала, отказался. В Кельне проблема в жильем.

alexandra-13.livejournal.com

Хирургия в 14-19 вв. - byzantine_way

Хирурги долго не признавались врачами, им запрещалось переступать границы своего ремесла, выполнять врачебные манипуляции и выписывать рецепты, они не допускались в университеты.Это привело к противопоставлению медицины, которой занимались "учёные" врачи, а хирургия перешла в руки цирюльников и банщиков, стала ремеслом.

Хирургию наряду с терапией и акушерством относят к древнейшим медицинским специальностям. Археологические находки и древние рукописи свидетельствуют, что попытки хирургического лечения были ещё в каменном веке: в Египте за 2-3 тыс. лет до н. э. применяли кровопускание, вправление вывихов, кесарево сечение, удаление камней из мочевого пузыря; в Древней Индии практиковали пластику дефектов носа с помощью кожного лоскута (использовалась кожа лба).

На изображении: Фреска Помпеи, I век до н.э.

Древнегреческая медицина эпохи Гиппократа оставила сочинения по хирургии, в которых описаны трепанация черепа, проколы полостей, лечение переломов и др. оперативные вмешательства и многие хирургические инструменты. В сочинении Цельса дано, в частности, описание ампутации с остановкой кровотечения, перевязкой крупных сосудов; во 2 в. врач Древнего Рима Антиллус произвёл операцию по поводу аневризмы сосудов, оставил труды по лечению свищей, камнедроблению.

На изображении: Хирург использует щенка для оборевания кишок вываливающихся из раны на животе. Chirurgia, Rome: Biblioteca, casanatense MS 1382, folio 23 verso.

В средние века в Западной Европе существовало разграничение между врачами, которые получали медицинское образование в университетах и занимались только лечением внутренних болезней, и хирургами, которые научного образования не имели, врачами не считались и в сословие врачей не допускались.

На изображении: Операция по выводу камней из мочевого пузыря. Rolandus Parmensis, Chirurgia, Rome: Biblioteca Casanatense MS 1382, fol. 23v

Согласно цеховой организации средневекового города, хирурги считались ремесленниками и объединялись в свои профессиональные корпорации. Так, например, в Париже, где антагонизм между врачами и хирургами выразился наиболее ярко, хирурги объединились в "Братство св. Косьмы", в то время как врачи входили в медицинскую корпорацию при Парижском университете и очень ревностно оберегали свои права и интересы.

На изображении: Удаление и прижигание фистулы на лице

Между врачами и хирургами шла неустанная борьба. Врачи представляли официальную медицину того времени, которая все еще продолжала следовать слепому заучиванию текстов и за словесными диспутами была еще далека от клинических наблюдений и понимания процессов, происходящих в здоровом или больном организме.

Ремесленники-хирурги, напротив, имели богатый практический опыт. Их профессия требовала конкретных знаний и энергичных действий при лечении переломов и вывихов, извлечении инородных тел или лечении раненых на полях сражений во время многочисленных войн и крестовых походов.

На изображении: Операция на ухе. Лукас ван Лейден, 1524 г.

Объединение компании брадобреев и гильдии хирургов было в Англии даже было закреплено парламентским актом 1540-го года. Среди прочих привилегий новой компании полагались для опытов тела четырех казненных преступников ежегодно. Функции парикмахеров и хирургов были разделены, им не разрешалось выполнять работу друг друга, за исключением несложной хирургии (удаление зубов и кровопускание).

На изображении: Генрих VIII и цирюльники-хирурги, 1543 г.

Среди хирургов существовала профессиональная градация. Более высокое положение занимали так называемые" "длиннополые" хирурги, которые отличались своей длинной одеждой- мантиями.

Они имели право выполнять наиболее сложные операции, например камнесечение или грыжесечение. Хирурги второй категории ("короткополые") были в основном цирюльниками и занимались "малой" хирургией: кровопусканием, удалением зубов и т. п.

Самое низкое положение занимали представители третьей категории хирургов — банщики, которые выполняли простейшие манипуляции, например снятие мозолей. Между различными категориями хирургов велась постоянная борьба.

На изображении: Хирург занимается ногой пациента, тут же парикмахер бреет клиента.

Кровопускание был один из основных методов лечения вплоть до 19 века включительно.

На изображении: Карикатура. Хирург выпускает кровь у Томаса Турлоу, епископа Дархема, но бросет своего клиента, чтобы осмотреть больную лошадь, 1971 год.

Статуты болонского университета искусств и медицины об анатомировании трупов (1405)

"Так как анатомирование привлекает внимание и увеличивает прилежание и полезность занятий учеников, а из-за разыскивания и добывания трупов обычно случаются ссоры и распри, было вынесено решение: пусть ни один доктор, студент или кто-либо другой не осмеливается и не отваживается приобретать для себя какое-либо мертвое тело для вскрытия, если только он не получил разрешения ректора и не делает этого по долгу службы. Ректор при выдаче разрешения докторам и студентам требует и настаивает, чтобы соблюдались порядок и достоинство после того, когда упомянутое разрешение будет получено."

На изображении: Представление в анатомическом театре, 1543 год.

Церковь никогда прямо не запрещала вскрытие человеческих тел (Даниель Жакар), и прочно ук­репившееся представление об обскурантизме «тем­ного Средневековья» в данном случае — вымысел, противоречащий истинному положению дел. Пре­следовалось лишь гробокопательство и похищение трупов. Церковные интердикты, прежде всего декреталия папы Бонифация VIII 1299 года, были направ­лены не столько против анатомов, сколько против обыкновения расчленять останки усопшего, чтобы захоронить их в нескольких местах (Жак ле Гофф).

На изображении: Урок анатомии, 1617 год.

В эпоху возрождения научным фундаментом развития хирургии были успехи анатомии, связанные с работами Везалия, Фаллопия, Евстахия. Известную роль сыграло и появление огнестрельного оружия, что обусловило массовость поражения в периоды войн и усилило потребность в лечении ран.

Хирурги долго не признавались врачами. Официальная медицина упорно сопротивлялась признанию равноправия хирургов- в университеты хирурги не допускались. Обучение хирургии происходило внутри цеха сначала на принципах ученичества. Затем стали открываться хирургические школы.Репутация их росла, и в 1731 г., уже в период новой истории, в Париже, несмотря на отчаянное сопротивление медицинского факультета Парижского университета, решением короля была открыта первая хирургическая академия.

В 1743 г. она была приравнена к медицинскому факультету. В конце XVIII в., когда в результате французской буржуазной революции был закрыт реакционный Парижский университет, именно хирургические школы стали той основой, на которой создавались высшие медицинские школы нового типа.

Так завершилась в Западной Европе многовековая борьба между схоластической медициной и новаторской хирургией, выросшей из практического опыта.

На изображении: Деревенский хирург, 1638 год

Хирургия Западной Европы не имела научных методов обезболивания до середины XIX в., все операции в средние века причиняли жесточайшие мучения пациентам. Не было еще и правильных представлений о раневой инфекции и методах обеззараживания ран. Поэтому большинство операций в средневековой Европе (до 90%) заканчивалось гибелью больного в результате сепсиса.

С появлением огнестрельного оружия в Европе в XIV в. характер ранений сильно изменился: увеличилась открытая раневая поверхность (особенно при артиллерийских ранениях), усилилось нагноение ран, участились общие осложнения.Все это стали связывать с проникновением в организм раненого "порохового яда". Об этом писал итальянский хирург Иоханнес де Виго (Vigo, Johannes de, 1450—1545) в своей книге "Искусство хирургии", которая выдержала более 50 изданий в различных языках мира.

Де Виго полагал, что наилучшим способом лечения огнестрельных ран является уничтожение остатков пороха путем прижигания раневой поверхности раскаленным железом или кипящим составом смолистых веществ (во избежание распространения "порохового яда" по всему организму). При отсутствии обезболивания такой жестокий способ обработки ран причинял гораздо больше мучений, чем само ранение.

На изображении: Цирюльник и хирург посещают солдат. Картина Иеронима Янссена.

На изображении: Доктор Лоррей в битве при Ханау, 1813 год.

Переворот многих устоявшихся представлений в хирургии связан с именем французского хирурга и акушера Амбруаза Паре (Pare, Ambroise, 1510—1590). Он часто упоминается в книгах Дюма. Врачебного образования он не имел. Хирургии обучался в парижской больнице Hoteluieu, где был подмастерьем-цирюльником. В 1536 г. А.Паре начал службу в армии в качестве цирюльника-хирурга.

Первый труд А. Паре по военной хирургии "Способ лечить огнестрельные раны, а также раны, нанесенные стрелами, копьями и др." вышел в свет в 1545 г. на разговорном французском языке (латинского языка он не знал) и уже в 1552 г. был переиздан. В 1549 г. Паре опубликовал "Руководство по извлечению младенцев, как живых, так и мертвых, из чрева матери". Являясь одним из известнейших хирургов своего времени, Амбруаз Паре был первым хирургом и акушером при дворе королей Генриха VI, Франциска II, Карла IX, Генриха III и главным хирургом "Отеля дьё", где он некогда учился хирургическому ремеслу.

В 1536 г. во время похода в Северную Италию молодому армейскому цирюльнику Амбруазу Паре не хватило горячих смолистых веществ, которыми надлежало заливать раны.Не имея ничего другого под рукой, он приложил к ранам дигестив из яичного желтка, розового и терпентивного масел и прикрыл их чистыми повязками."Всю ночь я не мог уснуть,—записал Паре в своем дневнике,— я опасался застать своих раненых, которых я не прижег, умершими от отравления. К своему изумлению, рано утром я застал этих раненых бодрыми, хорошо выспавшимися, с ранами невоспаленными и неприпухшими.В то же время других, раны которых были залиты кипящим маслом, я нашел лихорадящими, с сильными болями и с припухшими краями ран. Тогда я решил никогда больше так жестоко не прижигать несчастных раненых".Так было положено начало новому, гуманному методу лечения ран.

В то же время наряду с блестящими трудами по ортопедии, хирургии, акушерству Паре написал сочинение "Об уродах и чудовищах", в котором привел множество средневековых легенд о существовании людей-зверей, людей-рыб, морских дьяволов и т.п.

На изображении: Вставление катетера- применялось при задержке мочеиспускания в результате сифилиса и других венерических болезней., 1560 г.

На изображении: Пособие по ампутации конечностей, 1764 год.

На изображении: Пособие по перевязке, 1764 года

В России хирургическую помощь первоначально оказывали знахари и "костоправы". В 15-16 вв. при дворе московского великого князя появились иностранные хирурги. В 17 в. в войсках были полковые врачи, цирюльники и "рудомёты", которые производили кровопускание, накладывали повязки. В 1707 по указанию Петра I при московском генеральном госпитале открыта госпитальная школа, в которой хирургия преподавалась вместе с анатомией. В 1733 такие же школы организованы в Петербурге и Кронштадте. В 1806 в Петербурге открыта 1-я русская хирургическая клиника И. Ф. Буша, который написал руководство по хирургии на русском языке, создал хирургическую школу.

На изображении: Театр медицины и хирургии, 1800 г.

byzantine-way.livejournal.com

Операция глупости (картина Босха) - это... Что такое Операция глупости (картина Босха)?

 Операция глупости (картина Босха)

«Извлечение камня глупости» («Операция глупости») — картина, приписываемая нидерландскому художнику Иерониму Босху.

Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. На первый взгляд здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку. Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса — простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). Перевёрнутую воронку, надетую на голову хирурга, объясняли как намёк на рассеянность учёного мужа, но в контексте фарса она скорее всего служит признаком обмана. По другой версии закрытая книга на голове монахини и воронка хирурга соответственно символизируют, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью, и что врачевание подобного рода — шарлатанство.

Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте».

Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Меня зовут Лубберт Дас». Во времена Босха существовало поверье: сумасшедшего можно исцелить, если извлечь из его головы камни глупости. Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного. На картине вопреки ожиданиям извлекается не камень, а цветок, ещё один цветок лежит на столе. Установлено, что это тюльпаны, а в средневековой символике тюльпан подразумевал глупую доверчивость.

В авторстве Босха можно было бы усомниться, если бы не характерный пейзаж на заднем плане.

Другие картины на этот сюжет

Литература

  • Тревин Коплстоун. Хиеронимус Босх. Жизнь и творчество. — М: «Лабиринт-К», 1998.
  • Девитини А. Босх: Пер. с итал./А.Девитини — М: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.
  • Баттилотти Д. Босх: Пер. с итал./Д.Баттилотти — М: «Белый город», 2000.
  • Вальтер Бозинг. Босх: Пер. с нем./В.Бозинг — М: Арт-Родник, 2001.
  • История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под ред. Ц. Г. Нессельштраус. М., 1982
  • Фомин Г. И. Иероним Босх. М., 1974
  • Ш. де Тольнай. Босх. М., 1992
  • Г. Мартин. Босх. М., 1992
  • К. С. Егорова. Три картины Босха на тему «Мыслитель и природа». Сов. искусствознание, вып. 19. М., 1985
  • Р. Х. Марейниссен, П.Рейфеларе. Иероним Босх: художественное наследие. М., 1998

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Операция глупости
  • Операция валькирия (фильм)

Смотреть что такое "Операция глупости (картина Босха)" в других словарях:

  • Извлечение камня глупости (картина Босха) — …   Википедия

  • Операция глупости — Иероним Босх Извлечение камня глупости (Операция глупости), 1475 1480 Доска, масло. 48 × 35 см Прадо, Мадрид «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»)  картина …   Википедия

  • Извлечение камня глупости — Иероним Босх Извлечение камня глупости (Операция глупости), 1475 1480 Доска, масло. 48 × 35 см Прадо, Мадрид «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»)  картина …   Википедия

dic.academic.ru

Операция "Багратион". Бобруйская бойня.: narvasadataa

Любителям истории и техники хорошо известны залежи фотографий времен войны, продаваемых на аукционах типа e-Bay. В основном снимки по 1941 г.: битые и брошенные Т-35, БТ, Т-26, КВ, Т-34, самолеты, грузовики итп. В Красной армии фотографирование на фоне битой техники противника не было распространено. Просто в силу меньшего количества фотоаппаратов на руках у населения. Плюс сложности с проявкой и печатью. Немцы, насколько я знаю, просто отправляли пленки в тыл в коммерческие мастерские, где им печатали снимки. В основном у нас снимали военные корреспонденты. Что, понятное дело, несколько ограничивало ассортимент и количество фотографий. Опять же привязка к местности чаще всего мутная. Осели они в РГАКФД что в силу бесстыжих расценок архива на копирование и неважного каталога снижает их доступность и возможности публикации.

Однако была в Красной армии группа, имевшая доступ и к фотоаппаратам, и к проявке с печатью. Это летуны. В авиасоединениях регулярно занимались аэрофотосьемкой, да и панорамными фото не брезговали. Периодически летуны ездили на места боев и смотрели на результаты своей работы с попутным фотографированием. Часть этих фотографий осела в ЦАМО в фондах воздушных армий. Фотографии у них надо сказать, совершенно неполиткорректные. Мертвые оккупанты встречаются сплошь и рядом. Т.е. стоит на дороге Штуг, а рядом с ним труп с оторванной башкой. Предлагаю небольшую выборку фотографий из отчетов 1 ВА(3-й БФ) и 4 ВА(2-й БФ) за июнь-июль 1944 г.

Типичная картина разгрома 1944 г. Отходящие немецкие колонны в Белоруссии интенсивно долбили с воздуха, причем практически безнаказанно - потери воздушных армий(по крайней мере 1 ВА и 4 ВА) - смехотворные. Это привело к появлению обширных кладбищ из брошенных и сожженных автомашин, тягачей и даже бронетхники.

Photobucket

Очень похоже на 1941 г. у нас, не правда ли? Такие картины тянулись километрами:

PhotobucketБочки, кстати, довольно часто попадаются на снимках. Канистры - нет. Возможно специфика пехотных частей ГА "Центр", которые окучивались в Белоруссии.

Штуг на переправе. В сопроводительном тексте есть история этого снимка. Шла колонна, в которой был один Штуг(опознанный летчиками как "танк"), Штуг въехал на мост как раз в момент атаки Ил-2. Мост был разнесен в щепки, см. снимок. В общем случае, конечно, вряд ли самоходку смогли убить с воздуха, а так она осталась висеть на обломках как живая. Запертую у разбитого моста колонну разгромили. Дело было у речки Бася.

Photobucket

Пленные. Недавно [info]warhistory постили фотографии с "рамы" по Харькову-42. Люди удивлялись количеству советских пленных. Вот аналогичная картина по 1944 г. - колонна немецких пленных, уходящая за горизонт, у Витебска.

Photobucket

"Куда улетели геринговские орлы?"(С) Авиации у немцев в Белоруссии в 1944 г. было немного, но попадается. Этот "фоккер" с аэродрома под Минском, видимо какой-то из штурмовых частей 6-го воздушного флота.

Photobucket

Сейчас - второй подход к снаряду. На этот раз 16 ВА 1-го Белорусского фронта. При изучении материалов в голове вертелось "В Бобруйск, жывотное!". В общем немецкая 9 А под Бобруйском подверглась двум ударам по сходящимся направлениям. Сходились они как раз к Бобруйску. Когда ситало понятно, что фронт не удержать, окружаемые немецкие части бросились к Бобруйску по Жлобинскому и Рогачевскому шоссе и переправам через Березину на шоссейном мосту у этого города. Отходившие по шоссе колонны сразу стали целью "пешек", "бостонов" и "илов" 16-й воздушной армии. Лесисто-болотистая местность движению вне дорог не особо благоприятствовала и немцы сгрудились вдоль дорог. Ситуация резко поплохела, когда 27 июня 1944 г. к стыку двух шоссе вышел советский 9-й танковый корпус. В обшем ситуация практически идентична Белостокскому котлу июня 1941 г., когда 10-я армия вытянулась вдоль шоссе Волковыск-Зельва и под ударами авиации пыталась прорваться через Зельвянку.

В 1944 г. так же наказали немцев. На шоссе образовались огромные пробки, которые непрерывно атаковалсь с воздуха. Вот общая панорамка. В кадр попала САУ типа Хуммеля(слева), "ахт-ахт", Pz.IV(в центре) и автомашины разных типов.

Photobucket

Еще одно фото с Жлобинского шоссе:

PhotobucketУ Штуга вырвана крыша, я бы не исключил, что это результат попадания ПТАБов с Ил-2 с последующей детонацией боекомплекта. В один кадр все битое не попало, вот продолжение картины с этого фото, там еще и обочины завалены:Photobucket

Под раздачу попадала и боевая, и вспомогательная техника. На этом снимке видим полугусеничник, Мардер поздних серий и Флакфирлинг на полугусеничнике:

Photobucket

Вот про эту фото написано: "прямое попадание ФАБ-250 в скопление артиллерии и автотранспорта на шоссейной дороге, в результаче чего по дороге движение совершенно прекратилось". Это Жлобинское шоссе, район деревни Дубовка.

Photobucket

Вообще авиация работала практически безнаказано. Т.е. в некоторых полках небоевые потери самолетов были больше, чем боевые. Еще запомнился эпизод, характеризующий борьбу с "рамами". Два Ла-5 атакуют одинокую "раму". Боекомплект на каждую машину, напомню, 340 снарядов к 20-мм пушке. "Рама" отчаянно маневрирует и отстреливается. "Лавочкины" выпускают по ней 650 снарядов, но в итоге убивают стрелка и сбивают самолет. Однако в горячке боя один из пилотов не замечает, что пуля с "рамы" пробивает ему колесо основной стойки шасси. При посадке Ла-5 капотирует. Пилот отделывается ушибами, самолет - под списание. Вот такая "потеря".

Поскольку на шоссе творилось нечто, часть немецких подразделений поехали к мосту через Березину вдоль железной дороги. Однако здесь, на подходе к мосту их тоже ждало опыление советской авиацией. Вот два фото из этого района:

PhotobucketPhotobucketТ.е. гансам в "Багратион" реально устроили страшный погром с воздуха, сравнимый, а то и превосходящий происходившее в 1941 г.

Украл у dr_guillotin

narvasadataa.livejournal.com

Глава 6 Клиническая картина, методика операции вскрытия абсцессов и флегмон головы

6.1. Свод мозгового отдела головы

6.1.1. Абсцесс, флегмона среднего отдела свода (лобно-теменно-затылочной области — regio fronto-parieto-occipitalis)

Топографическая анатомия

Границы лобно-теменно-затылочной области. Передняя — верхний край глазницы, задняя — затылочный бугор и верхняя височная линия (linea nuchae superior), боковые — верхняя височная линия (linea temporalis superior).

Послойная структура. Кожа плотная, в теменной и затылочной областях покрыта волосами, содержит много сальных желез. Соединительно-тканными перемычками она прочно соединена с сухожильным растяжением лобных и затылочных мышц (galea aponeurotica). Подкожная клетчатка указанными перемычками разделена на отдельные ячейки, содержит значительное количество потовых желез. В ней проходят поверхностные сосуды и нервы, имеющие, в основном, радиальное направление от основания черепа к темени: аа., w. et nn. supraorbitalis, frontalis, auricularis posterior, a. et v. temporalis superficialis с n.auriculotemporalis, a. et v. occipitalis, nn. occipitales major et minor (рис. 15).

Рис. 15. Артерии лица и свода мозгового отдела головы: 1 — a. supraoibitalis, 2 — r. frontalis a. temporalis superfic, 3 — a. temporalis superficialis, 4 — a. transversa faciei, 5 — a. zygomaticooibitalis, 6 — a. angularis, 7 — a. labialis superior, 8 — a. labialis inferior, 9 — a. facialis, 10 — a. submentalis, 11 — a. occipitalis

Особенностями сосудов области является обилие анастомозов между соседними бассейнами, соединение вен посредством эмиссариев с синусами твердой мозговой оболочки, а также неспадаемость сосудов, благодаря тесной связи их адвентиции с соединительно-тканными перемычками подкожной клетчатки.

Апоневротический шлем (galea aponeurotica) представляет собой сухожильное растяжение лобных и затылочных мышц. Под ним находится слой рыхлой подапоневротической клетчатки, отделяющей шлем от надкостницы костей свода черепа. Под надкостницей расположен еще один слой рыхлой клетчатки, которая отсутствует только на линиях межкостных швов, где надкостница прочно фиксирована. Кости свода черепа состоят из наружной и внутренней компактных пластинок, между которыми находится губчатый слой (diploe).

Таким образом, в лобно-теменно-затылочной области имеется три слоя клетчатки, где могут развиваться гнойно-воспалительные процессы. Подапоневротическая клетчатка не имеет четких границ, в боковых отделах она продолжается в клетчатку височных областей. Лишь спереди (по верхнеглазничному краю) и сзади (по lin. nuchae superior) подапоневротическое клетчаточное пространство ограничивается линиями прикрепления лобных и затылочных мышц. Поднадкостничная клетчатка имеет четкие границы по линиям межкостных швов.

Основные источники и пути проникновения инфекции

Гнойно-воспалительные заболевания кожи (фолликулит, фурункул, карбункул), инфицированные раны, гематомы лобно-теменно-затылочной области, флегмона смежных областей (височной области, век).

Характерные местные признаки абсцесса, флегмоны лобно-теменно-затылочной области

Жалобы на боль пульсирующего характера в зоне локализации гнойно-воспалительного процесса. Интенсивность боли тем выше, чем глубже располагается гнойный очаг.

Объективно: припухлость в зоне локализации гнойного очага за счет воспалительной инфильтрации тканей, выраженность которой тем меньше, чем глубже располагается очаг воспаления. Из-за волосяного покрова гиперемия кожи над очагом гнойного воспаления в теменной и затылочной областях выражена слабо, вто время как при абсцессе, флегмоне лобной области этот симптом бывает выражен достаточно ярко. Пальпация зоны воспаления вызывает боль, может определяться флюктуация.

Пути дальнейшего распространения инфекции

Смежные анатомические области (височная область, область век), кости свода черепа, синусы твердой мозговой оболочки.

Методика операции вскрытия абсцесса, флегмоны лобно-теменно-затылочной области

1. Обезболивание — наркоз (внутривенный, ингаляционный) или местная инфильтрационная анестезия на фоне премедикации.

2. Разрез кожи в теменной и затылочной областях проводят параллельно ходу основных сосудисто-нервных пучков через центр воспалительного инфильтрата на всем протяжении последнего (рис. 16).

Рис. 16. Направление разреза кожи в затылочной (А) и теменной (Б) областях при вскрытии абсцессов и флегмон

3. В лобной области выбор направления разреза кожи должен осуществляться с учетом предполагаемого эстетического результата операции, т. е. разрез проводят по естественным кожным складкам (рис. 17).

4. Глубина разреза зависит от расположения гнойно-воспалительного очага в том или ином слое клетчатки: подкожном, подапоневротическом или поднадкостичном. Рассечение апоневроза (galea aponeurotica) и надкостницы (при гнойном воспалении поднадкостничной клетчатки) проводят на всю длину кожного разреза. Гемостаз осуществляется перевязкой или диатермокоагуляцией кровоточащих сосудов в ране.

5. После вскрытия гнойного очага и эвакуации гноя в рану вводят ленточные (из перчаточной резины или полиэтиленовой пленки) либо трубчатые дренажи.

6. Накладывают асептическую повязку с гипертоническим раствором, антисептиками.

studfiles.net

Лактионов А.И. ПОСЛЕ ОПЕРАЦИИ. 1965

Александр Иванович Лактионов1910-1972ПОСЛЕ ОПЕРАЦИИ. 1965Холст, масло. 154,5 х 220,5

Картину А.И. Лактионова «После операции» (1965) можно причислить к лучшим произведениям художника. Это самая яркая картина о врачах в русской живописи, последняя крупная работа А.И. Лактионова, последний и самый серьезный групповой портрет. А по сложности и глубине замысла, мастерстве исполнения, использованным техническим и технологическим приемам – пожалуй, самое серьезное произведение его творческого пути.На картине изображена реальная обстановка кабинета хирурга Сергея Сергеевича Юдина. Он располагался на втором этаже здания Института скорой помощи им. Н.В. Склифосовского в Москве. Сцена развернута по горизонтали и максимально приближена к зрителю. Параллельно стене кабинета располагается письменный стол с полкой, нечто вроде большого бюро – красное полированное дерево, золоченый декор, зеленое сукно на столешнице. Слева на подставке и правее на полке – бронзовые бюсты выдающихся хирургов, на стене – множество черно-белых фотографий в рамках с портретами: С.П.Фёдоров, Сезар Ру, И.И.Греков, В.Ф.Снегирёв.У стола в креслах расположились четыре фигуры. В центре - С.С.Юдин – на голове медицинская шапочка, поверх белой футболки с короткими рукавами – длинный бледно-желтый клеенчатый фартук, закрывающий почти всю фигуру. В руках – колба с консервированной кровью – бесценной тканью человеческого организма. Колба – центр всей картины, композиционный и смысловой. Вместе с учениками и товарищами по работе в институте С.С.Юдин вспоминает, вероятно, о событиях 23 марта 1930 года. Тогда ему впервые в мире удалось перелить фибринолизную кровь человеку с благоприятным исходом. Три другие фигуры – изображенные на картине - профессора А.А. Бочаров, Д.А. Арапов и Б.С. Розанов были свидетелями и активными помощниками этого события. Двое слева - в военной форме. Арапов что-то записывает в большой тетради, третья фигура развернута к центру композиции: – на профессоре черный костюм-тройка, серый галстук. По цвету картина довольно сдержана, свет выхватывает из темноты важные элементы происходящего, акцентируя внимания зрителя на лицах участников сцены, центральной фигуре. Тем не менее, в картине можно отыскать множество натуралистичных деталей. В руке Бочарова – зажженная сигарета, перед ним на столе – портсигар и коробок спичек. Медаль Арапова, ручка, тетрадь и газета в его руках предельно достоверны. Стакан с чаем в руке Розанова, очки в кармане, стопка старых книг на полке, букет ирисов в стеклянном сосуде – детали делятся на равновесные пары и располагаются на одинаковом расстоянии от центра.Безусловно, важна и их смысловая нагрузка. Колба с кровью – открытие Юдина, определившее тему изображенной сцены и место хирурга в истории медицины. Газета в руках Арапова, возможно со статьей об этом важном в истории медицины открытии, бюсты и фотографии реальных исторических лиц – отношение к ним хозяина кабинета, его предпочтения. А записи Арапова, чай, сигарета в руках Бочарова дают нам временные рамки показанного действия, указывают на продолжительность и характер разговора.Работа над картиной под предварительным названием «Подвиг ученого», началась в 1961 году. Подготовительные этюды, выполненные художником, были малого размера, фрагментарны и для прямого переноса в картину не предназначались. Основная работа выполнялась Лактионовым прямо на холсте, когда он начал непосредственно писать картину. Художник привык работать с натуры, поэтому на картине воспроизведен реальный интерьер кабинета. Для портрета позировали Бочаров, Арапов и Розанов. Куда сложнее было изобразить главного участника сцены – С.С.Юдина тогда уже ушедшего из жизни. Ему пришлось многое пережить. Самый популярный хирург в СССР, дважды лауреат Сталинской премии, академик, член хирургических ассоциаций почти всех европейских стран и США был арестован за шпионаж и приговорен к 10-летней ссылке в Сибирь. Правда, после смерти «вождя народов», в 1953 году С.С. Юдин был реабилитирован, возвращен в Москву, вновь работал и оперировал в Институте им. Склифосовского, но через 11 месяцев умер от инфаркта.Материалом для образа С.С. Юдина служили фотографии, посмертная маска рук и лица работы скульптора М.П. Оленина, два портрета М.В. Нестерова, бюст работы В.И. Мухиной. Лактионову позировал и брат хирурга, очень на него похожий. Таким образом, С.С.Юдин стал реальным участником сцены, а картина из группового портрета превратилась в нечто большее: здесь переплелись несколько линий портретности, где бронзовые бюсты и фотографии на стене подводят зрителя к идее преемственности, связи времен и поколений от великих и ушедших к ныне живущим.

izi.travel


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта