Книга: Колшанский Г.В. «Объективная картина мира в познании и языке». Объективная картина мира
объективная картина - это... Что такое объективная картина?
Русско-английский научно-технический словарь переводчика. 2013.
- объект изобретения не предусмотрен патентным законом
- объективная оценка
Смотреть что такое "объективная картина" в других словарях:
Объективная реальность — Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения … Википедия
Языковая картина мира — Языковая картина мира исторически сложившаяся в обыденном сознании данного языкового коллектива и отражённая в языке совокупность представлений о мире, определённый способ восприятия и устройства мира, концептуализации действительности.… … Википедия
ОТИТ — (от греч. ous, otos ухо), воспаление уха; т. к. анатомически ухо делится на наружное (ушная раковина, наружный слуховой проход), среднее (Евстахиева труба, барабанная полость) и внутреннее (лабиринт), то различают отиты наружные, средние и… … Большая медицинская энциклопедия
Референтность — – отношение значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц, ориентация своей личности на него (на них). Ср. значимый другой. * * * [от лат. referens сообщающий] один из видов отношений межличностной значимости, которые… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Лирика Лермонтова — составляет важнейшую часть его лит. наследия. По характеру дарования Л. по преимуществу лирик с необычайно рано сформировавшимся и обостренным чувством личности; в центре его лирики художественно обобщенный образ, близкий самому поэту, что… … Лермонтовская энциклопедия
ПАРАЦЕНТЕЗ — (от греческ. kenteo колю, франц. paraeentese прободение, прокол), искусственное прободение барабанной перепонки, был введен в практику впервые в начале 18 в. с целью улучшения слуха англ. хирургом Чезелденом (Cheselden, 1720), к рый основывался… … Большая медицинская энциклопедия
ПОДДИАФРАГМАЛЬНЫЙ АБСЦЕС — (син. суб диафрагмальный), всякое осумкованное скопление гноя в П. пространстве. Этим пространством в нормальных анат. условиях является промежуток, находящийся между нижней поверхностью диафрагмы и прилежащими, ниже ее расположенными органами… … Большая медицинская энциклопедия
МУЗЕИ ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ — (от греч. etnos народ и grapo пишу) научные учреждения, осуществляющие сбор, хранение, изучение и популяризацию коллекций, характеризующих культуру и быт, социальные отношения и общественный строй различных народов. М. э. в дореволюционной России … Советская историческая энциклопедия
Бёлль Генрих — (BÖll) (1917 1985), немецкий писатель. В романе «Где ты был, Адам?» (1951), «И не сказал ни единого слова» (1953), «Бильярд в половине десятого» (1959), «Глазами клоуна» (1963), «Групповой портрет с дамой» (1971), повесть «Хлеб ранних лет» (1955) … Энциклопедический словарь
Григорьев, Леонид Маркович — Леонид Маркович Григорьев Дата рождения: 22 марта 1947(1947 03 22) (65 лет) Место рождения: Москва Страна … Википедия
Бёлль Г. — Генрих Бёлль Heinrich Theodor Böll Имя при рождении: Генрих Теодор Бёлль Дата рождения: 21 декабря 1917 Место рождения: Кёльн, Германская империя Дата смерти: 16 июля 1985 … Википедия
science_en_ru.academic.ru
5. Философская картина мира
Философские картины мира очень многообразны, однако все они строятся вокруг отношения мир — человек. Впрочем, вполне приемлема и инверсия: человек — мир. Собственно на этом различении строятся две ведущие линии в философском знании, которые можно условно назвать объективистской и субъективистской.
Объективистские концепции, независимо от того, являются они материалистическими или идеалистическими, отдают приоритет миру, полагая, что он так или иначе объективен, т. е. не зависит в своем существовании и качествах от желаний субъектов и человеческого способа видения. Истина для всех едина: для людей, богов, демонов и любых разумных существ. Если к нам прилетит сороконожка с Юпитера, у которой уши па ногах, а видит она исключительно в инфракрасной части спектра, истины и законы логики будут для все те же, что и для нас, так как они отражают объективные характеристики действительности (или, напротив, эмпирическая' действительность есть выражение объективных логических законов). Объективистские философские концепции полагают, что мы все можем и должны находить общие позиции по вопросу о качествах действительности и своем месте в ней, а те, кто упрямствует в отстаивании особой позиции — просто заблуждается, впадает в иллюзию. Яркими примерами объективистских концепций были философия Гегеля и Маркса. Учения этого типа очень высоко ценят роль познания в жизни людей, так как считают, что рациональное знание непосредственно связывает нас с истиной и показывает мир таким, как он есть.
Противоположностью объективизма является субъективизм, когда мир, общий для всех живущих субъектов, заменяется на множество «мирков». Я —сам себе Вселенная, я вижу действительность исключительно со своей точки зрения, пребыванию в своих ситуациях, и безмерно одинок, потому что никто не может разделить со мной моего индивидуального мира,. становящегося тюрьмой. Вся иная действительность преломляется через мое уникальное «я», потому, вообще-то, трудно сказать, есть ли что-нибудь объективное. Все зависит от меня, и мир как бы сплавляется со мной, становится моей проекцией, результатом моей активности. Границы между «я» и миром размываются при доминировании личностного начала. Ярким примером субъективизма такого рода выступает философия Ж. П. Сартра, который считает, что человек, не но своей воле «заброшенный в бытие» — полностью свободен. Общих истин и общих правил нет. Каждый проходит через жизнь на свой страх и риск, делая, все что пожелает, и отвечая только перед самим собой. Поддаться общим истинам и взглядам — значит предать самого себя.
Огромное «пространство» между двумя крайними полюсами и составляет поле философского поиска. Собственно, важнейшей философской проблемой является вопрос: что в мире — от нас, и что — от самого мира? Что от субъективности и что от объективности? Что зависит от человека и что не зависит? Как в старой молитве: «Господи, дай мне понять, что я могу изменить, дай мне понять, чего я изменить не могу, и научи отличать первое от второго!» Философия уже две с половиной тысячи лет пытается отличать, хотя ее поиски не всегда успешны.
Философы, желая понять мир, одновременно стараются разобраться в том, возможно ли вообще его постижение и как именно оно возможно! Можем ли мы получать истинные объективные знания или всякая наша обращенность к миру есть взгляд через искажающие очки потребностей и пристрастий? Великий философ XVIII в. Иммануил Кант выдвинул идею о том, что пространство и время, через которые мы воспринимаем действительность, есть лишь способ нашего человеческого видения, и каков мир «сам по себе» -совершенно неизвестно. «Ну и не надо нам этого знать!» -сказали впоследствии философы-прагматисты, -главное - получать практические результаты, а что там на самом деле, совсем не важно!» Однако другие философы не согласились с таким отказом от познания, и решили, если уж не пробиваться к реальности «самой по себе», то по крайней мере, выработать единую точку зрения на то, каким мир для нас представляется.
В западной философии в наши дни доминируют и спорят между собой два основных подхода. Согласно первому, никаких общих точек зрения на мир и судьбы человека вообще быть не может. Каждый человек и каждый философ «варятся в собственном соку» и не имеют выхода к своим братьям по разуму.
В соответствии со вторым, возможно взаимопонимание между людьми, а, значит, и формирование единых, общезначимых представлений о том; что являют собой мир и человек. Как бы то ни было, философы всегда общаются между собой, с другими людьми и ищут общий язык, общие ракурсы видения, несмотря на то, что «субъективных миров» действительно много, и они порой довольно далеко отстоят друг от друга.
Чтобы не впадать в крайности, можно сказать, что мир, в котором протекает наша жизнь- это сплав субъективного и объективного, того, что зависит, и того, что вовсе не зависит от пас, и эта сложная диалектика каждый раз конкретно рассматривается философией на новом уровне и в новой исторической обстановке. При этом философы обсуждают проблему мира и человека на понятийном языке и никогда ничего не берут просто на веру. Их дело — во всем сомневаться, все подвергать строгому критическому анализу и никогда не останавливаться на достигнутом уровне знания. В этом философия противоположна религии, стремящейся точно воспроизводить древний канон. Философская картина мира — это картина, бесконечно рисуемая пытливым интеллектом, включающая сложное переплетение человеческого и внечеловеческого, материального и духовного, минутного и вечного.
Вопросы для самопроверки
1.Какие существуют картины мира и вокруг каких отношений они строятся?
2.Какие методологические проблемы связаны с понятием «мир»?
3.В чем выражается практический характер повседневного видения?
4.Как исторически изменяется научная картина мира?
5.В чем существенные различия христианской и буддистской картины мира?
6. Какова специфика философской картины .мира?
7. В чем различие исходных принципов религии и науки?
8. Каковы причины нередких в прошлом столкновений Церкви с выдающимися учеными? Приведите примеры таких конфликтов.
9. Чем вызваны поиски компромисса Церкви с наукой в XX в.? В чем это выражается?
10. Как вы считаете, возможны ли в будущем конфликты Церкви с учеными?
Основная литература
Граф С. За пределами мозга. М., 1993.
Крывелсв И. А. История религий. М., 1988. Т. 2.
Крымский С. В., Кузнецов В. П. Мировоззренческие категории в современном естествознании. Киев, 1983.
Культура, человек и картина мира. М. 1987.
Стенин В. С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.
Шюц А. Структура повседневного мышления//Социс. 1988,
№ 2. Элиаде М. Священное и мирское. М., 1984
Дополнительная литература
Библия и наука: Апологетический сборник./ Сост. П. Харчлая, 1981.
Библия опережает науку на тысячи лет: Сборник./ Под ред. В. Губанова. — М., 1996.
Габинский Г.А. Теология и чудо. — М., 1978.
Гласхауэр У. Дж. Как возник наш мир. — М., б. г.
Мартишина Н.И. Наука и паранаука в духовной жизни современного человека. — Омск, 1997.
Мтелл Дж., Рикард Р. Феномены книги чудес. — М., 1990.
Моррис Г. Библейские основания современной науки. -СПб., 1995.
Мороз О. От имени науки. — М., 1989.
Скибицкий М.М. Мировоззрение, естествознание, теология. — М., 1986.
Тесты
Определите вариант, который характерен для религиозной картины мира:
Живое- результат эволюции неживой материи
Жизнь принесли на Землю инопланетные цивилизации
Жизнь всегда была и будет
Живое сотворено Богом
Какой вариант неуместен, когда речь идет ол структуре и процессе получения научной картины мира?
Эмоции и чувства
Гипотезы
Теории
Факты и их систематизация
studfiles.net
Обратная связь ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | «Картиной мира» (КМ) называется сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством. Картина мира не является чем-то индивидуальным (в отличие от мировоззрения). КМ плод коллективных усилий профессионального сообщества. Различают религиозную (РКМ), научную (НКМ) и философскую (ФКМ) картины мира. Их принципиальные различия определяются двумя позициями: 1) основной проблемой, решаемой каждой из указанных картин мира; 2) основными идеями, которые предлагают КМ для решения своей проблемы. Виды КМ Проблемы КМ Идеи КМ РКМ Соотношение Бога и человека Божественное творение мира и человека ФКМ Соотношение мира и человека Различные идеи: - материализм - идеализм - дуализм, плюрализм - диалектика, синергетика - метафизика, эклектика, редукционизм, радикализм, механицизм и др. НКМ Синтез и обобщение разнородных, порой противоречивых частей знания в единое, логически непротиворечивое целое Мир, как совокупность естественных процессов, развивается по своим, объективным и специфическим для каждого из этих процессов законам.
Религиозная картина мира появляется вместе с рождением теологических систем христианства, иудаизма и ислама. Если философская картина мира не предлагает персонифицированного автора, то у религиозной «картины» предполагается творец в буквальном смысле. Мир сотворен по замыслу неземного существа. Бог в религиозной картине мира всегда понимается как личность (разум + воля). Он трансцендентен. Философское понимание Бога как чистый интеллект, тождественный миру здесь неуместно. Бог сотворил мир, дал ему законы. Бог же может их отменить на миг или навсегда. Прерывая естественный ход вещей Бог творит чудо. Будучи сверхъестественным существом, Он способен вызывать сверхъестественные явления. Иногда это делается для того, чтобы выразить свою волю - дать знамение человеку. Если в мифе отсутствует понятие сверхъестественного, то в религиозном отношении к миру оно чрезвычайно важно. В РКМ обобщен и синтезирован религиозный опыт человечества, в основе которого лежит представление о дуалистичности бытия: - абсолютное, сверхъестественное, «само по себе» бытие, тождественное бытию Бога-Творца; - сотворенное бытие, существование многообразия вещей и процессов, в том числе и человека. Творец создает мир «из ничего», до акта творения ничего кроме Бога не было (креационизм). Абсолютное бытие не может быть познано человеком рациональным способом, ибо творению не может быть доступен замысел Творца. В различных религиозных конфессиях РКМ различаются в деталях, но общим для них является принцип провиденциализма, божественной предопределенности сотворенного бытия и его несовершенства. Научная картина мира возникает как альтернатива религиозной. Мир и человек здесь рассматриваются как объекты исследования. Научная картина мира сформировалась в новое время под сильным влиянием идеи эволюционизма и математического естествознания. Методологически она основана на картезианском противопоставлении субъекта и объекта. Любое явление в мире должно объясняться прямым действием внешних причин, а не внутренней природой или целью (как в метафизике Аристотеля). Мир в науке рассматривается как совокупность простых (элементарных) объектов, взаимодействующих друг с другом и подчиняющихся при этом определенным закономерностям. Механическая, органическая аналогии позволяют все объяснить. НКМ интенсивно начинает складываться в XVI-XVII веках, когда на смену геоцентризму приходит гелиоцентризм и возникает классическая механика. Под НКМ понимают целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях мира, которая возникает в результате обобщения и синтеза основных научных понятий и принципов, отражающих эти объективные закономерности. В НКМ следует различать общенаучную (ОНКМ) и частнонаучные (ЧНКМ) картины мира. В ОНКМ обобщаются и синтезируются научные знания, накопленные всеми науками о природе, обществе, человеке и результатах его деятельности. Среди ЧНКМ называют физическую, химическую, космологическую и космогоническую, биологическую, экологическую, информационную, политическую, экономическую и т.д. и т.п. картины мира. Соответственно, наряду с понятием физической реальности в научной картине мира присутствуют понятия биологической, социальной, исторической и даже лингвистической реальности. Каждая из этих реальностей также представляет собой систему теоретических объектов, построенных биологическими, социологическими, историческими и лингвистическими теориями соответственно. Главная особенность НКМ состоит в том, что она выстраивается на базе фундаментальных принципов, лежащих в основе той научной теории и в той области науки, которая занимает в данную эпоху лидирующее положение.
Философская картина мира (ФКМ) возникла в середине первого тысячелетия до нашей эры вместе с возникновением философских учений классической поры. Мир и человек в философии изначально рассматривались в связи с идеей Разума. В философской картине мира человек принципиально отличен от всего сущего, в частности от других живых существ, ибо ему присуще особое деятельностное начало - ratio, ЛОГОС, разум. Благодаря разуму человек способен познать мир и самого себя. Такое постижение рассматривается как назначение человека и смысл его бытия. Пространство и время в философской картине мира выступают как категории порядка и, следовательно, условия умопостигаемости мира. Пространство - как способ упорядочения внешних восприятий, время - как способ упорядочения внутренних переживаний. Человек в философской картине мира есть, прежде всего, разумное существо, принципиально отличное от неодушевленных объектов и живых существ. Создаваемая в рамках онтологии ФКМ определяет основное содержание мировоззрения индивида, социальной группы, общества. Будучи рационально-теоретическим способом познания мира, философское мировоззрение носит абстрактный характер и отражает мир в предельно общих понятиях и категориях. Следовательно, ФКМ есть совокупность обобщенных, системноорганизованных и теоретически обоснованных представлений о мире в целостном его единстве и месте в нем человека.
В отличие от РКМ, которая в XX веке уже достаточно нейтрально относится к данным науки, а иногда использует их для обоснования бытия Бога, ФКМ всегда опирается на НКМ как надежный фундамент. Более того, ФКМ в своем развитии всегда была органически связана с НКМ конкретной эпохи так, что их изменения обусловливали друг друга. Космоцентристская ФКМ античности вполне соответствовала натурфилософскому уровню развития античной науки. На формирование натурфилософии и антропоцентризма Возрождения оказал мощное влияние гелиоцентризм Н.Коперника и Дж.Бруно. Механическая модель мира возникла на основе классической механики И.Ньютона и в ее основе лежали философские принципы единства мира, а также закономерности и понятия механики (масса, частица, сила, энергия, инерция). Сменившая ее диалектическая, релятивистская КМ строилась на научном фундаменте квантовой механики и теории относительности, а теперь в ее фундамент легли принципы глобального эволюционизма и синергетики.
От того, какой в конкретный момент времени представляется ОНКМ, во многом зависят мировоззренческие и методологические проблемы науки, а идеи и проблемы господствующей ФКМ определяют перспективные направления развития научного знания. Например, еще в начале XX века признавались очевидными бесконечность и вечность Вселенной по всем четырем измерениям пространственно-временного континуума. Все явления Вселенной - планеты, звезды, жизнь – возникают, проходят стадии своего развития и погибают, а затем возникают в другом месте и так бесконечно, мир вечен. Вопросы о «начале», о времени, «когда еще не было времени», о мирах, не принадлежащих нашей Вселенной, считались схоластическими. Но после создания Л.А. Фридманом теории «извергающейся из точки Вселенной» и подтверждения Э. Хабблом прямыми наблюдениями предсказанное разбегание галактик вопрос о смысле пространства-времени стал определяющим в методологических дискуссиях. Или еще пример. Двадцать лет назад одной из актуальнейших проблем была идея элементарности. Все попытки выделить «наиболее элементарные» частицы оканчивались неудачей и начало складываться представление об обнаружении своеобразного «дна» мира, а следовательно, о возможности создания «исчерпывающе полной» теории физических явлений. Но открытие «суперэлементарных частиц» – глюонов и кварков вновь отодвинуло возможный «конец физики» как фундаментальной науки. На смену идее «элементарности» пришли новые проблемы – неожиданно тесной связи микромира и мегамира, общих характеристик и тенденций во взаимодействиях элементарных ч астиц и глобальных свойств Вселенной. Каждая ступень развивающейся ФКМ выдвигает перед наукой и философией задачу осмысления тех или иных понятий, углубления, уточнения или принципиально нового определения содержания фундаментальных философских категорий, посредством которых и выстраивается ФКМ. 1. Философский смысл понятия "бытие" и истоки его проблемы
"Бытие" является одним из центральных основ философии с самых истоков до настоящего времени. В современном мире термины "быть" и "существовать" принято воспринимать как синонимы. Но в философии, ему придается особый категориальный статус, а именно переход от вопросов о существовании мира "здесь" и "сейчас" к вопросам о вечности и общих гарантиях этого существования. Такое решение предполагает умение мыслить, отдаляясь от конкретного предмета, его свойств и признаков. Введение какой-либо новой философской категории ни в коем случае не надо рассматривать как результат игры разума какого-либо мыслителя. Практически все знаменитые философы создавали новые категории для определения и решения возникшей проблемы. Мир сам по себе не задается мыслями по поводу каких-либо трудностей. К примеру, непредвиденные для нас стихии и катаклизмы становятся проблемой для людей, а не для природы. К тому же, на протяжении всей жизни человек создает и свои собственные проблемы, как личные, так и всеобщие, касающиеся каждого, живущего на нашей планете. Итак, вернемся к вопросу, какие же человеческие проблемы определяют и объясняют категорию "бытие"? Комфортное существование человека предполагает опору на определенные простые и естественные предпосылки, которые не требуют специального обоснования и понимания. Среди таких предпосылок самой главной является уверенность человека в том, что не смотря на все видимые изменения, происходящие в мире и природе в целом, существует гарантия сохранения его как единого целого. История человечества показывает нам постоянное стремление человека отыскать такие основы своего существования, блокирующие в его сознании мысли о возможности ежеминутной гибели мира. И с каждым разом, когда начинаются сомнения в данном направлении, привычные реальности становились предметом специальных размышлений, переходя из чего-то само собой разумеющегося в привычный поиск совершенно нового, подходящего для дальнейшего существования. Именно так, в мифологический и дофилософский период своей жизни греки воспринимали гарантии стабильности мира как единое целое в традиционной религии, которая связана с богами Олимпа. Но первые философы смогли разрушить связь личности с традицией и преданиями, они поставили под вопрос безусловность самих традиций и веры в Олимп. Философия подвергала древних греков в сомнения относительно возможностей видеть олимпийских богов гарантами стабильности мира, разрушая тем самым их традиционное существование. Мир и Вселенная в сознании людей уже не казались такими прочными и надежно существующими как раньше: все стало ненадежным и неопределенным. Современный испанский философ Ортега-и-Гассет выделял, что страх и тревога, присутствующая в сознании людей, потерявших опору в жизни, веру в богов, были ужасающими, так как в античности страх - это сильнейшее переживание. В данной ситуации были необходимы поиски новых надежных и прочных оснований для жизни человека. Им необходима была вера в новые силы. Философия, в поисках новых предпосылок основания мира и человека, создала проблему бытия, придав этому термину, позаимствованному из греческого разговорного языка, категориальный смысл
УЧЕНИЕ О МАТЕРИИ.
Понятие материи возникло еще в античной философии. Само слово "материя" заимствовано из ткаческого ремесла и в дословном переводе значит "основа". До сих пор в ткаческом производстве существует такая операция: сколачивается деревянная рама, на которую натягиваются вертикальные нити. Такая конструкция и называется основой. Затем с помощью челнока вертикальные нити переплетаются горизонтальными, и получается кусок ткани. Кстати, мы и сейчас говорим: в универмаге продаются сатин, саржа, шелк и другие материи. Понятно, что в философии слово "материя" используется в переносном смысле, как термин, и по мере развития философского знания понятие материи становится все более общим и абстрактным. В истории философии известно четыре последовательно сменявших одна другую модели материи: субстратная, субстанциональная, атрибутивная и реляционная. Субстратная модель материи сложилась в античной философии, где материя понималась как субстрат - нижний слой - всего существующего, как материал, из которого все состоит. Первые философы - ионийцы - традиционно выделяли в многообразии сущего четыре стихии, простейших вещества: землю, воду, воздух и огонь, и полагали, что одна из них есть первая стихия, а остальные производны. Так, Фалес Милетский учил: все из воды происходит и в воду обращается; вода есть первое, из чего все возникает, и она есть последнее, во что все превращается. Варианты были разные: Анаксимен считал первой стихией воздух, а Гераклит Эфесский - огонь.
Хотя эти идеи выглядят архаично, многое в них созвучно нашим современным представлениям. Так, водород - это простейший элемент таблицы Менделеева, это самое распространенное вещество во Вселенной и это материал для термоядерного синтеза всех остальных химических элементов. Кислород - элемент, обеспечивающий процессы окисления и горения, без него невозможны химические реакции и дыхание жизни. Наконец, согласно современным космологическим представлениям, наша Вселенная возникла около 20 млрд лет тому назад в результате Большого взрыва сингулярного состояния вещества и первоначально была распухающим комом плазмы огромной температуры. Прав Гераклит: все из огня!
Еще более современным выглядит учение мегарских философов - Демокрита и Эпикура - о том, что все состоит из мельчайших неделимых частиц: атомов. Атом - дословно "неразрезаемый". Атомы различаются по весу, по величине и по фигуре; они носятся в пустоте, сталкиваются, сцепляются друг с другом и, образуя различные сочетания, порождают в одном случае гору, в другом - дерево, в третьем - человека и т. д. Идея атомного строения всего сущего возродилась в классическом естествознании Ньютона, Лавуазье, Ломоносова, употреблявших термин "корпускула" - дословно "тельце". Она существует и в современной науке, хотя природу атома мы себе представляем совершенно иначе, а именно, с позиций электромагнитной теории. Тем не менее и сейчас мы оперируем понятиями "атомный вес", "размеры атома", "конфигурация орбит электронов" и т. п.
Понятие материи фигурировало и в учениях идеалистов - Платона об идеях и Аристотеля о формах. И здесь материя понималась как материал, но только пассивный, косный, которому придает тот или иной образ внешнее идеальное начало, подобно тому, как гончар из куска глины может вылепить кувшин или блюдо, воплощая в субстрате свой мысленный замысел.
Субстациональная модель утвердилась в средневековой философии. Здесь материю трактовали как субстанцию, дословно - "конечную остановку" множества воплощений и превращений. Субстанция в понимании средневековых мыслителей - это носительница всех свойств, сущность, не нуждающаяся ни в чем внешнем для своего существования, или автономная система, как говорим мы сейчас. Это понятие использовали алхимики и астрологи, такие, как Парацельс и Нострадамус, и многие другие.
Поставив перед собой задачу отыскать "философски камень", превращающий в золото любые металлы, "эликсир жизни", возвращающий молодость и продлевающий жизнь, "панацею", лекарство от всех болезней, они открыли множество химических веществ: металлы, газы, кислоты, щелочи, соли; разработали технику химических экспериментов - реакции окисления и восстановления, растворение и выпаривание; создали химическую посуду - колбы и реторты, которой мы пользуемся и по сей день.
Алхимики полагали, что все открытые ими вещества суть лишь модусы, разновидности некого правещества, которые они называли "квинтэссенция" - пятая, после четырех стихий древних греков, сущность, и считали, что квинтэссенция - это и есть субстанция всего сущего, и если удастся выделить ее в чистом виде, она то и будет философским камнем, эликсиром жизни и панацеей.
Многовековые попытки "получить в осадке" квинтэссенцию не привели к успеху, и тогда стали говорить, что субстанция всегда остается "в тени", она прячется под масками своих модусов, никогда не проявляясь отдельно от них, но в этом случае субстанция оказывается абстрактным понятием, выражающим общее, основу, материю в многообразии веществ. Следующий шаг в обобщении понятии материи сделала философия Нового времени. Здесь возникает атрибутивная модель материи - от слова "атрибут": неотъемлемое свойство. На смену алхимии и астрологии приходит опытное, экспериментальное естествознание, в авангарде которого находится физика - учение о телах - и особенно ее раздел механика, основы которой заложили Галилей и Ньютон. Согласно механистическим представлениям всему сущему принадлежит общее фундаментальное свойство - это свойство массы, которую определяли как количество вещества. Именно это свойство фигурирует в формулах законов механики и закона всемирного тяготения. Это-то свойство-атрибут и стало основанием определения: материя есть все то, что обладает массой. Еще проще: материя - это вещество. Отсюда вытекают и другие свойства материи: тяжесть, непроницаемость, инертность, объем и т. п.
Механика добилась огромных успехов и в теории, и в технических приложениях, тем не менее уже с середины XIX века механистическая модель материи начинает разрушаться. Первая брешь в ней была пробита созданием теории электромагнитного поля Фарадеем и Максвеллом. Однако ученые не сразу поняли фундаментальный характер новых идей и стали говорить о том, что существует два вида материи: вещество и поле. Но оказалось, что дело обстоит сложнее. Следующий шаг сделал немецкий физик Рентген, открывший проникающее излучение, затем француз Беккерель открыл явление радиоактивности, а англичане Томпсон и Розерфорд пришли к выводу о сложном строении атома и создали его первую - "планетарную" модель.
В начале XX века появилась теория относительности Эйнштейна, а затем и квантовая механика, после чего стало ясно, что атомы сложны, имеют электромагнитную природу, а свойство массы переменно, зависит от взаимодействия и движения тел и ни в коем случае не является атрибутом. С позиций квантовой механики вещество и поле - это две идеализации, одной и той же физической реальности, масса выражает лишь ее частный аспект, не более того; масса есть лишь физическое свойство и она нехарактерна для химических, биологических и уж тем более для социальных объектов.
Реляционная модель материи начала формироваться еще до переворота в естествознании. Первым эту модель предложил французский энциклопедист Гольбах, а затем она утвердилась в диалектическом материализме. Ее смысл: нет никакой необходимости связывать понятие материи с теми или иными конкретными свойствами явлений действительности; достаточно задать отношение - по латыни "реляцио" - нашего сознания, познающего субъекта к этим явлениям. Важнейшим понятием реляционной модели стало понятие "объективная реальность", то есть все то, что существует само по себе, вне и независимо от нашего сознания. Отсюда и определение, которое сформулировал Ленин в книге "Материализм и эмпириокритицизм", а именно: материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, "фотографируется", отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Еще проще: материя есть все то, что, действуя на наши органы чувств, производит ощущения, и далее: единственное "свойство" материи, с признанием которого связан философский материализм, это свойство "быть объективной реальностью, существовать вне и независимо от нашего сознания".
|
megapredmet.ru
Колшанский Г.В.. Объективная картина мира в познании и языке
Языковая картина мира — Языковая картина мира исторически сложившаяся в обыденном сознании данного языкового коллектива и отражённая в языке совокупность представлений о мире, определённый способ восприятия и устройства мира, концептуализации действительности.… … Википедия
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ — Гносеология (от греч. gno sis знание, logos слово, понятие), Эпистемолог и я (от греч. episteme знание) раздел философии, исследующий природу человеческого познания, его источники и предпосылки, отношение знания к предмету познания, условия… … Философская энциклопедия
Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия
МАТЕРИЯ — одно из наиболее многозначных филос. понятий, которому придается один (или некоторые) из следующих смыслов: 1) то, определяющими характеристиками чего являются протяженность, место в пространстве, масса, вес, движение, инерция, сопротивление,… … Философская энциклопедия
ИСТИНА — гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Мысль называется истинной (или просто И.), если она соответствует своему предмету, т.е. представляет его таким, каков он есть на самом деле. Соответственно, ложной… … Философская энциклопедия
КАССИРЕР — (Cassirer) Эрнст (1874 1945) немецкий философ и культуролог. Проделал сложную творческую эволюцию, тем не менее сохранил те теоретико методологические установки, которые усвоил и разработал в первый период своего становления как философа, в… … История Философии: Энциклопедия
КАССИРЕР Эрнст (1874-1945) — немецкий философ и культуролог. Проделал сложную творческую эволюцию, тем не менее сохранил те теоретико методологические установки, которые усвоил и разработал в первый период своего становления как философа, в который он, начав с ученичества у… … История Философии: Энциклопедия
ФИЛОСОФИЯ — (от греч. phileo люблю, sophia мудрость, philosophia любовь к мудрости) особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных… … Философская энциклопедия
КАТЕГОРИИ — (от греч. kategoria высказывание; признак) наиболее общие, фундаментальные понятия, являющиеся формами и устойчивыми организующими принципами мышления. Система К., или категориальная структура, представляет собой сеть основных К. мышления, их… … Философская энциклопедия
«АРЕОПАГИТИКИ» — [лат. Сorpus Areopagiticum Ареопагитский корпус], собрание богословских текстов на греч. языке, приписывавшееся св. Дионисию Ареопагиту. Проблема авторства Сборник, получивший название «А.», до нач. VI в. не был известен. Впервые вслед за Севиром … Православная энциклопедия
Ленин, Владимир Ильич — Ленин В. И. (Ульянов, 1870—1924) — род. в Симбирске 10 (23) апреля 1870 г. Отец его, Илья Николаевич, происходил из мещан гор. Астрахани, лишился отца в возрасте 7 лет и был воспитан старшим братом, Василием Николаевичем, которому и… … Большая биографическая энциклопедия
dic.academic.ru
Существует ли объективный субъективизм картины мира ?
Шастая по просторам интернета, наткнулась на интересное размышление (не буду его выдавать за свои мысли.)
Объективный субъективизм как картина мира:
Соглашаясь с тем, что пришельцы - посланники нечистой силы (сатаны), некоторые возражают, и вполне обоснованно, что «нечистая сила существует, пока существуют те, кто ее подпитывает и усиливает, т.е. сами люди. Люди сами привлекли нечистую силу своими делами, мыслями и чувствами.» Но тогда получается, что нечистая сила – это плод (больного) воображения?
Как на этот тезис будут реагировать контактеры с пришельцами? Конечно, резко отрицательно. Ведь для них это – реальность, и даже реальность в квадрате, самая реальная реальность. Ибо это происходит многократно, и от них, от их воли НЕ ЗАВИСИТ, и является для них огромным эмоциональным потрясением. Но все окружающие им в один голос твердят: это – вымысел. Как же быть?
А почему бы не пойти дальше и не признать, что Бог – это тоже плод воображения? Пусть не больного, а здорового.
Итак, раз сатана – плод больного воображения, то и Бог – плод здорового воображения.
Раз нечистую силу мы подпитываем энергией своих мыслей и мыслеобразов (=мыслечувств), то и Бога – тоже, поскольку это 2 стороны одной медали. Бог для людей тоже такой, какой придется, и это не только мои наблюдения. И в тоже время и сатана и Бог (но в первую очередь Бог!) – это не плод воображения! Поскольку мы, например, «можем привлекать» бесов, то они существуют сами по себе. Как же все это совместить?
А вот как: всё, абсолютно всё, что существует вокруг нас – это проявление индивидуального сознания ?
Интересно, а кто-нибудь понял, что я имею ввиду?
subscribe.ru
Картина мира — система интуитивных представлений о реальности. К.м. можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы — от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Каждому отрезку исторического времени соответствует своя К.м. К.м. древних индийцев не похожа на К.м. средневековых рыцарей, а К.м. рыцарей не похожа на К.м. их современников-монахов. Философская картина мира осмысливает мироздание в плане взаимоотношений человека и мира во всех ракурсах онтологическом, познавательном, ценностном и деятельностном. Вот почему философские картины мира не похожи одна на другую. Их объединяет и отличает от религиозной и мифологической картин мира, то, что философия относится к теоретическому способу освоения мира. Этот способ характеризуется тем, что человек познает мир в понятиях, умозрительно (в мысли, в слове). Философское знание, это знание или взгляд живого человека. Поэтому наряду со знанием о мире философия формирует и ценностное отношение к нему. Философия отдает отчет в том, что мир бесконечно сложен, необъятен и бесконечен. Для философии остается один путь - понять мир не «вширь», а»вглубь», не в многообразии его явлений, а в единстве его сущности. Тогда философская картина мира осмысливается как системно-рационализированную совокупность представлений о мире в целом, включая в него и самого человека. Системообразующим принципом философской картины мира вступает понятие бытия. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием. Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты – их существования, что задает миру исходную целостность и гарантирует миру устойчивое существование. Признанием бытия, как сущего, неизменного и единого делает мир серьезным и ответственным, предсказуемым. Воздерживаясь от темы бытия, или отрицая ее, философия порождает нигилистическое мировоззрение. Действительно, если нет бытийной опоры, то все теряет надежду, все «суета сует». Потеря веры в вечный и неизменный абсолют приводит к тому, что человек начинает действовать по собственному произволу. Религиозная картина мира обобщает религиозный опыт людей и делает главным предметом своего внимания соотношение повседневной эмпирии и потустороннего. Земное и небесное, человеческое и божественное – предмет религиозных размышлений. Причем тот мир, мир божественного определяет людей и в их физическом бытии, и в бытии духовном. Центральный пункт религиозной картины мира – образ Бога (богов) как высшей истинной реальности. Она выражает иерархическую упорядоченность сотворенного Богом мира и место человека в нем, в зависимости от его отношения к Богу. Научная картина мира складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки. В этом значении ее именуют общей научной картиной мира, которая включает представления как о природе, так и о жизни общества. Аспект общей научной картины мира, который соответствует представлениям о структуре и развитии природы, принято называть естественно-научной картиной мира. Научная картина мира (НКМ) — целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов, а также методология получения научного знания. В процессе развития науки происходит постоянное обновление идей и концепций, более ранние представления становятся частными случаями новых теорий. Таким образом, научная картина мира — не догма и не абсолютная истина. В то же время, научные представления приближены к истине, так как основаны на всей совокупности доказанных фактов и установленных причинно-следственных связей. В результате научные знания позволяют делать верные предсказания о свойствах нашего мира и способствуют развитию человеческой цивилизации. Противоречия между научными концепциями преодолеваются путём выявления новых фактов и сравнения их с предсказаниями различных теорий. В таком развитии — суть научного метода. Научная картина мира существенно отличается от религиозных представлений о мире, которые основаны не столько на доказанных фактах, сколько на авторитете пророков и религиозной традиции. Религиозные интерпретации концепции мироздания постоянно изменяются, чтобы приблизить их к современным научным трактовкам. Догмы разных религий, как правило, противоречат друг другу, и эти противоречия весьма трудно преодолеть (в отличие от научных противоречий, которые преодолеваются экспериментальным путём).
53.
54.
Происхождение и сущность сознания Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщении, оценивании и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле. Сознание есть высшая форма психических отражений. Источники сознания:внешний предметный и духовный мир; социо-культурная среда, общие понятия и ценности, идеалы, нормы права, способы познавательной деятельности; духовный мир индивида, уникальный опыт жизни и переживаний; макроструктурная природная система из множества нейронов, связей; космическое информационно-смысловое поле, квантово-механическая природа мозга, мозг берет для работы энергию прямо из вселенной, кожа - механизм захвата энергии.Идеалистическая философия истолковывает сознание как нечто, не зависящее от объективного мира и созидающее его. Объективный идеализм (Платон, Гегель и др.) превращает сознание в божественную, таинственную сущность, оторванную и от человека, и от природы, видя в нем первооснову всего сущего. Субъективный идеализм (Беркли, Мах и др.) рассматривает сознание индивида, вырванного из всех общественных связей, как единственную реальность, а все предметы - как совокупность представлений отдельного человека.Современная наука доказала, что сознание является результатом длительной эволюции материи. Материя, природа существовали всегда, а человек результат сравнительно позднего развития материального мира. Большинство современных философов выделяют следующие специфические особенности сознания: сознание общественно по своей природе. Оно возникает, функционирует и развивается как компонент практической деятельности общественного человека. Вовлекаясь в практическую деятельность, люди вырабатывают соответствующие представления, установки, нормы, которые вместе с их эмоциональной окраской составляют содержание сознания как специфической формы отражения. Это содержание и закрепляется в их индивидуальной психике. Развитие общественно-производственной практики, разделение труда приводит к обособлению сферы производства сознания и дифференциации его форм. человек мыслит с помощью мозга. Сознание – продукт природы, свойство материи, но не всей, а только высокоорганизованной – человеческого мозга. Мысль неотделима от материи, мозга, но ее нельзя и отождествлять с материей. Мысль не вещь, ее нельзя увидеть, сфотографировать. Мысль — это образ предметов и явлений мира, но образ не материальный, а идеальный. Это не простая фотография действительности, не без-жизненная ее копия, а действительность, соответствующим образом преобразованная в голове человека. Деятельность высокоорганизованной нервной системы мозга является условием возникновения и развития человеческого сознания.Сознание предметно, т.е. направлено на бытие. Познать, освоить предмет, раскрыть его сущность - в этом заключается смысл сознания.Сознание включает в себя не только отражение объективного мира, но и осознание человеком своей психической деятельности (Самосознание).Сознание ни сводимо, ни к мышлению, ни к актам самосознания, а охватывает как абстрагирующую деятельность мышления, так и продуктивное воображение. Кроме того, сознание включает в себя интуицию и человеческие эмоции, волю, совесть и т.д. Сознание есть совокупность, средоточие психических функций человека.Сознание тесно связано с языком. В нем оно находит свое материальное воплощение. Материализуясь в языке, продукты деятельности сознания могут быть переданы последующим поколениям. Язык есть лишь одна из форм материализации сознания, оно воплощается и в предметах культуры - продуктах труда, произведениях искусства и пр.Наряду с теоретическим отражением действительности сознание включает в себя ценностные установки личности, её социальные ориентации и пр.Существуют различия между обыденным сознанием (им люди руководствуются в повседневной жизни) и научным сознанием, между индивидуальным сознанием и общественным сознанием, выражающем интересы классов, групп, общества в целом. Формы общественного сознания - наука, искусство, мораль и т.д. - несводимы к индивидуальному сознанию.Функция сознания заключается не только в том, чтобы верно ориентировать человека в окружающей действительности, но и в том, чтобы через отображение способствовать преобразованию реального мира.Представляя собой, свойство высокоорганизованной материи - мозга, сознание выступает как осознанное бытие, субъективный образ объективного мира, субъективная реальность. При социологическом подходе сознание рассматривается, прежде всего, как отображение в духовной жизни людей интересов и представлений различных социальных групп, классов, наций, общества в целом. Будучи отображением материального бытия, сознание выступает в различных относительно самостоятельных формах. Сознание выступает как особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим способам общения, которые возникают и развиваются на основе практическо-преобразовательной деятельности. Оно не только отражает, но и творит мир. Важнейшим свойством сознания является его идеальность. В трудах философов от Платона до Ильенкова проблема идеального выступает ключевой в понимании природы и функционирования сознания. Идеальное, по мнению Ильенкова, не тождественно субъективной реальности, всему тому, что имеется в индивидуальном сознании. Это компонент общественного сознания, к которому приобщился индивид. Это такие элементы общей культуры, которые непосредственно связаны с деятельностью индивида. Идеальное широко представлено в практической деятельности, но не в её результатах. К идеальному относятся: моральные нормы, правовые установления, формы государственно-политической организации жизни. Идеальность предстаёт и как форма сознания и воли, как закон, управляющий индивидуальным сознанием и волей человека, как объективно-принудительная схема сознательно-волевой деятельности.
55.
Читайте также: ©2015 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. | Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |
megaobuchalka.ru
1 Объективный мир и его картина 2 Мир
1. Объективный мир и его картина. 2. Мир Аристотеля и мир Галилея. 3. Основные категории научной картины мира: вещь, пространство, время, движение, число, цвет, свет, ритм и их философская интерпретация в различные культурные и исторические эпохи. 4. Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе.
• Картина (образ) мира и окружающей природы формируется в философии в зависимости от различных мировоззренческих посылок религиозных, естественнонаучных, идеалистических, мифологических и иных.
• Научная картина мира – совокупность фундаментальных представлений того или иного времени о законах и структуре мироздания, целостную систему взглядов на общие принципы и законы устройства мира. Д. И. Блохинцев
Картина мира – это системное и сложное образование, которое нельзя свести к какому-то одному открытию. Речь идет о ряде взаимосвязанных открытий, которые меняют отношение человека к окружающему.
• В истории науки можно выделить три научных революции, которые привели к складыванию определенных картин мира. 1. Аристотелевская (VI – IV вв. до н. э. ) – произошла, когда появились определенные нормы и образцы научного знания: - Аристотель создал формальную логику, благодаря ему появился образец организации научного исследования. - Предложил первую классификацию наук.
Черты Аристотелевской картины мира 1. Представление о Земле как о центре мироздания. 2. Мир объяснялся умозрительно (у древних не было современных сложных приборов для измерений, современных методов исследования, поэтому они больше выдумывали, изобретали).
2. Ньютоновская научная революция (XVI-XVIII вв. ) Коперник Галилей Началась с переходом от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической Причина перехода: открытия Коперника, Галилея, Кеплера, Декарта. Ньютон подвел итог их исследованиям и сформулировал базовые принципы новой научной картины мира.
Черты Ньютоновской картины мира Естествознание заговорило языком математики. Были выделены объективные качественные характеристики тел (форма, величина, масса, движение), получившие свое выражение в строгих математических закономерностях. Наука ориентируется на эксперимент. Основа объяснения мира – классическая механика.
3. Эйнштейновская научная революция (рубеж XIX – XX вв. ) Предпосылкой была серия научных открытий: сложной структуры атома, явлений радиоактивности и т. д. Открытия подорвали предпосылку механистической картины мира.
• Для эйнштейновской картины мира характерен антимеханицизм: - Вселенная – нечто неизмеримо более сложное, чем механизм. - Механистические взаимодействия – это следствия или проявления других взаимодействий (гравитационных, электромагнитных и др. ). Основа новой картины мира – теория относительности и квантовая механика. Данная наука отказалась от всякого центризма, полагая, что особенно выделенных систем отсчета Вселенной нет, все они равноправны. Таким образом, любое утверждение имеет смысл, если «привязано» к конкретной системе. Вся научная картина мира – относительна (релятивна).
• В геоцентризме, и Другие в гелиоцентризме характерные предполагалось, черты: что у Вселенной • Глобальный есть центр и эволюционизм – границы. все, что есть – • Согласно результат современной эволюции. картине мира • Антропный Вселенная принцип – безгранична и человек включен никакого центра у в наблюдаемый нее нет процесс.
• Таким образом, научные картины мира были одинаково «законны» , их нельзя считать ненаучными. • Каждая из них соответствовала определенному уровню развития человечества.
• • • http: //www. liveinternet. ru http: //ru. redtram. com http: //arbogast. livejournal. com http: //weblog. rc-mir. com http: //www. ng. ru/science http: //natali 761. narod. ru/valentin 14. htm http: //www. na 5 splusom. ru http: //www. newton-iq. com/who-weare/newton/ http: //www. mihas. net/ http: //www. thinkquest. ru http: //www. internet-school. ru http: //lichnosti. net/photo_169. html
present5.com