2.1 Особенности построение композиции в декоративной живописи. Особенности композиции картины
Композиция и ее роль в структуре произведения. - РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ - ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ - ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РЕСТАВРАЦИЯ
Автор статьи: Ю.Е.Шелкова
Слово «композиция» имеет латинское происхождение и означает «связывание», «составление», «упорядочение», «примирение», «сопоставление» и др. В качестве термина изобразительного искусства оно стало применяться в эпоху Возрождения. Композиция как принцип органической целостности восприятия получает свое высшее развитие в искусстве. Язык живописи это своего рода ансамбль или систем отношений. Все компоненты живописного образа находятся в сложнейшей взаимосвязи. Композиция есть форма существования картины как таковой – как органического целого, как выразительно-смыслового единства. Каждая композиционная форма связана с определенной программой восприятия. Композиция это не только организация внутренних связей произведения, благодаря которой создается выразительно-смысловое единство или художественный текст, но и совокупность обширных внешних связей, которые образуют особую атмосферу произведения, так называемый художественный контекст, включающий в себя композицию как «ядро» художественной коммуникации. В композиционной форме сливаются два типа отношений с тем расчетом, чтобы слить деятельность творца с деятельностью того, кто приобщается к творчеству, постигая его смысл. Композиция изначально предполагает акт общения и не реализует себя иначе, как в воспроизведении этого первоначального акта.
Основные законы композиции имеют объективный характер и действуют во всех видах и жанрах искусства. К ним относятся:
-
-
1. Закон единства содержания и формы. Все изобразительные средства подчинены главному — раскрытию содержания.
2. Закон цельности. Он требует подчинения всех элементов и частей произведения единому идейному замыслу. Иначе композиция распадается на части.
3. Закон типизации. Это один из наиболее важных законов создания художественного образа. Основными чертами закона типизации являются типичность характеров и типичность обстоятельств, которых происходит действие, движение, то есть передача в одном кульминационном моменте признаков предыдущего и последующего состояний и новизна как эстетическое открытие мира.
4. Закон контрастов. Контрастные отношения являются основой выразительности изображения и всегда имеют отношение к построению произведения, его конструкции и композиции.
5. Закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции идейному замыслу. Он требует, чтобы организация произведения во всех деталях и частях подчинялась не формалистическим требованиям, не мертвым схемам построения композиции, а идейному содержанию.
-
Работа над композицией начинается после определения замысла и сюжета. В эскизах будущей картины творческий замысел подвергается ряду уточнений, происходят поиски композиции, благодаря которой изображенное на полотне приобретает структурную четкость. Сам процесс создания целостного живописного образа подчинен ряду общих закономерностей.
Во-первых, выбирается масштаб полотна, а также горизонтальное или вертикальное положение изображаемого на его плоскости в соответствии с характером замысла. Большое значение в композиционном построении играет линия горизонта. В зависимости от того, с какой высоты и с какой точки зрения взят горизонт, по-разному будут восприниматься содержание отображаемого явления, сюжетный центр, отдельные детали.
Во-вторых, определяется сюжетно-композиционный центр таким образом, чтобы он привлекал внимание зрителя и не нарушал цельности, пространства, колорита. Сюжетно-композиционным центром являются главные действующие лица или предметы. Остальные элементы и части произведения подчиняются ему. Их роль заключается в более выразительном выявлении идейного содержания произведения. Обычно сюжетно-композиционный центр располагается в центральной части плоскости картины недалеко от ее геометрического центра. В зависимости от поставленной художником задачи сюжетно-композиционный центр может находиться как на переднем плане, так и на втором и на третьем. Для выявления сюжетного центра используется наиболее целесообразный масштаб, а также прием изоляции. Во избежание нарочитости и неестественности картины сюжетно-композиционный центр обычно незначительно смещается от геометрического и уравновешивается какой-либо предметной деталью, связанной с общей постановкой. Устойчивое равновесие достигается при совмещении сюжетно-композиционного центра с геометрическим. В сюжетной картине устойчивое равновесие строится по геометрической форме конуса или пирамиды.
В-третьих, в процессе поиска композиции, решается задача включения трехмерного изображения в двухмерную плоскость, для чего художники-реалисты обычно используют прямую перспективу или строят пространственные отношения под несколькими углами зрения. В ряде случаев художник избирает геометрическую основу композиции, которая также имеет свои закономерности. В зависимости от поставленной задачи это могут быть либо горизонтальные планы, уходящие вглубь, либо подчеркнутые вертикали, либо круговое построение полотна.
В-четвертых, уже на стадии создания картины, для воплощения идейного замысла используются такие живописные средства как свет, цвет, тон, тоновые отношения и ритм.
Также, путем правильного выбора композиции можно решать и другие художественные задачи. Например, для выражения напряженности ожидания в разрешении какой-либо ситуации или описания последствий события композиция зачастую выбирается так, что ее продолжение невольно выходит за пределы картины. Для того, чтобы приблизить действие к зрителю или включить его в пространство картины, используется такой прием как срез фигур. Иногда для усиления акцента на главном в замысле произведения в композиции совмещается несколько центров, несколько точек зрения. Организация действия в картине может осуществляться и другими способами. Это может быть и направление движения, уходящее вглубь от переднего плана и создающее ритмический строй действия, и сопоставление различных моментов однообразного движения, и подчеркнутый контраст двух различных по характеру ритмов.
В зависимости от жанра композиция может иметь свои особенности.
В отличие от картин с развернутым сюжетом композиция портрета на нейтральном фоне лаконична и проста. Здесь, для создания незабываемого художественного образа, большую роль играет легкий поворот, направление взгляда, какая-нибудь мелкая деталь внешнего облика, положение рук, жест, поза, мимика. В композиции группового портрета портретируемые, как правило, объединяются каким-либо элементом действия. Особенно сложна композиция портрета, где ведущая роль принадлежит моменту активного действия, раскрывающего профессию изображаемого человека. Работая над эскизом портрета, художник определяет масштаб фигуры, полуфигуры или бюста к плоскости изображения, формат полотна, место композиционного центра, подбор и расположение аксессуаров в подчинении их главному. Большое значение имеет определение линии горизонта, точка зрения, направление света.
В композиции пейзажной картины для передачи определенного мотива, состояния природы, освещения, игры красочных сочетаний, характера пространственных планов испытанным приемом является обрамление первого плана крупными деталями, повышение или понижение уровня линии горизонта. Важное значение также имеет присутствие в композиции пейзажа человека, где художник активно использует различные масштабы, акценты и контрасты. Работая над пейзажем художник в первую очередь определяет композиционный центр, положение линии горизонта. При выявлении композиционного центра используется прием изоляции, свет, цвет и тон. Выразительными средствами являются масштабность, контраст, обособления, сюжетно-композиционный центр и др. Но они не должны нарушать цельности пространства произведения, его правдивости и соразмерности. Особое значение в эстетической выразительности пейзажа имеют цвет и колорит.
В жанре натюрморта композиция строится на бесконечных вариантах сочетания предметов и плодов природы. Здесь задача художника состоит в гармоничном включении изображаемого в плоскость полотна, передаче оригинальной формы вещей, их материала, цвета и фактуры. Среди элементов натюрморта необходимо выделить главное, скомпоновать форму с формой, сделать соответствующие акценты. Нередко жанр натюрморта насыщается богатством ассоциаций путем включения в композицию определенных составных элементов. В зависимости от поставленных задач используются разные композиционные средства, такие как симметрия или асимметрия, ритм, контраст и др. Для передачи пространства учитываются законы линейной и воздушно-цветовой перспективы. Главным средством выявления пространства в натюрморте являются свет, тон и цвет.
Список использованной литературы.
1. Даниэль С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Л.: Искусство, 1990. - 223 с.
2. Коровкевич С.В. Анализ картины. Л.: Знание, 1975. – 32 с.
3. Шорохов Е.В., Козлов Н.Г. Композиция. М.: Просвещение, 1978. - 160 с.
volrest.ucoz.ru
особенности творческого почерка автора и композиция картины.
Созданию величественного полотна ”Явление Христа народу” художник Александр Иванов посвятил 20 лет своей жизни. В истории искусства это единственный случай, когда автор до такой степени проникся одной темой. Работая над картиной, Иванов сделал 258 эскизов.
Во время работы над полотном А. Иванов жил в Риме, где познакомился с Н. Гоголем, который согласился позировать ему для создания одного из образов. На картине похожий на Гоголя человек стоит ближе всех к Христу.
В картине присутствуют только мужчины, но самое интересное, что выразительные черты мужских лиц были списаны Ивановым с женских. Интуиция подсказала художнику, что лица итальянок сохранили больше евангельского, чем лица мужчин.
Особенности композиционного восприятия многофигурной картины
Анализ композиционно-ритмического строя картины А. А. Иванова «Явление Христа народу» по золотому сечению (Источник
http://hudozhnikam.ru/zolotoe_sechenie/12.html ).
Глаз входит в картину слева. Первый и главный композиционный центр на картине — это фигура Иоанна-Крестителя. Апостолы слева от Иоанна не играют большой роли в композиции. Собственно, самые важные изобразительные события происходят в правой части картины. От Иоанна мы переходим к фигуре Христа.
Наиболее сильные Весы на картине — это выходящие из воды юноша и старик слева и две обнаженные фигуры справа. Весы выделяют центр. Это опять фигура Иоанна, указывающая на Христа.
Еще одни Весы — Иоанн и обнаженные мужчина с мальчиком справа («дрожащие»). Центр — юноша в синем плаще. Он больше других связан с Христом: цвет плаща, близость на плоскости холста, направление взгляда.
На картине множество цветовых связей. Все они работают таким образом, что на какой бы из крупных фигур переднего плана мы ни остановились, от нее глаз непременно переходит к фигуре Иоанна или Христа.
От фигуры Христа глаз обязательно перейдет к юноше в синем под ним. Отметим, что для этой композиционной связи важна не фигура юноши целиком, а только синий плащ.
Теперь перейдем к менее крупным фигурам и цветовым пятнам. Связи между ними направляют глаз к двум принципиально важным персонажам в правой части картины — мужчине с длинными волосами (Н. Гоголь) и левому всаднику. Оба смотрят на Христа. Оба отчасти заслонены и потому зрительно уменьшены.
Переходя от одной фигуры на картине к другой, глаз сравнивает их размеры, и таким образом, определяет расстояние между ними в картинном пространстве. При этом крупные фигуры на переднем плане остаются в картинной плоскости. Такое зрительное или композиционное сравнение происходит неосознанно. Поэтому, например, Христос в синем плаще сравнивается с плащом юноши под ним, но не с целой его фигурой. Это сравнение подобных по цвету геометрических фигур, но не реальных людей.
Итак, при восприятии картины Иванова существенны несколько принципиальных моментов.
По порядку восприятия, который задан композицией. 1. Иоанн-Креститель и Христос. Фигура Христа значительно меньше и гораздо дальше. 2. Юноша в синем плаще (часть юноши) и Христос. Разница видимых размеров и расстояние между ними в картинном пространстве гораздо меньше. 3. Гоголь (часть Гоголя) и Христос. Расстояние еще меньше. 4. И, наконец, всадник (часть всадника) и Христос. Они одинаковы по размеру и находятся на одном расстоянии от переднего плана. Композиционно, по ощущению «на одном». Конструктивно, конечно, Христос много дальше.
Иначе говоря, расстояние до Христа на наших глазах постепенно уменьшается. На картине как бы изображены разные фазы его движения вперед к людям. Пока мы переходим в порядке, заданным художником, от одной фигуры к следующей, время зрителя идет, и поэтому движение Мессии ощущается совершенно реально.
Отметим, что все четыре персонажа, которые последовательно сравниваются с фигурой Мессии, выделены художником треугольником пустыни, по которой он идет.
По формуле глубины картинного пространства, приведенной в книге, можно приблизительно, конечно, определить расстояние от каждого из персонажей до Мессии. Пусть зритель рассматривает картину с 10 метров. Получается следующее: от Иоанна-Крестителя до Христа — 24 метра; от юноши в плаще — 10 метров; от Гоголя — 2 метра; от всадника — 0 метров.
Вместе с тем, фарисей у правой рамки, замыкающий композицию, далек от Христа — 18 метров. При этом его тяжелая фигура, а также фигура его собеседника, указывающего рукой на Христа, значительно преувеличены художником.
Теперь понятно, почему в зеркальном варианте Мессия на картине Иванова вместо того, чтобы идти спасать людей, уходит от них
studfiles.net
2.1 Особенности построение композиции в декоративной живописи. Декоративная живопись
Похожие главы из других работ:
Графические приемы в стилизации портрета
1.2 Понятие стилизации и стиля в декоративной композиции
В данном параграфе необходимо рассмотреть понятие «стилизация» и «стиль», так как при создании графического портрета эти понятия играют немаловажную роль. Стилизация (Франц. stylisation...
Декоративная живопись
Глава 1. Основные понятия декоративной живописи
...
Декоративная живопись
1.3 Применение декоративной живописи
Говоря об использовании цвета и фактуры как средств композиции, нельзя не коснуться вопросов применения декоративной живописи...
Декоративная живопись
Глава 2. Особенности композиционной разработки в декоративной живописи (на примере тематической постановки «Мода»)
...
Декоративная живопись в интерьере
1.2 История декоративной живописи
Монументальная живопись имеет огромное значение в общем развитии живописного искусства потому что, первые произведения живописи, известные нам, появились на стенах жилищ («пещерная живопись») первых людей на земле...
Декоративная живопись в интерьере
1.3 История декоративной живописи в России
В период складывания и расцвета феодализма на Руси (конец Х-XVII вв.) искусство формировалось на основе культуры восточнославянских племен и обитавших до них на этих землях скифов и кочевых сарматов...
Разработка проекта декоративного панно для современного интерьера по сюжету фильма Квентина Тарантино "Death proof"
1.2 История декоративной живописи
Монументальная живопись имеет огромное значение в общем развитии живописного искусства потому что, первые произведения живописи, известные нам, появились на стенах жилищ ("пещерная живопись") первых людей на земле...
Разработка проекта декоративного панно для современного интерьера по сюжету фильма Квентина Тарантино "Death proof"
1.3 История декоративной живописи в России
В период складывания и расцвета феодализма на Руси (конец Х-XVII вв.) искусство формировалось на основе культуры восточнославянских племен и обитавших до них на этих землях скифов и кочевых сарматов...
Роль цвета в одежде
1. Цвет в декоративной композиции
Цвет с научной точки зрения определяется как ощущение, возникающее в результате взаимодействия явлений физических и психологических. Многообразие цвета мы видим благодаря свету (освещённости) и физиологическим особенностям наших глаз...
Создание декоративного панно для живописных постановок
вывить применение декоративной живописи и опыт художников прошлых времен в обучении декоративной живописи;
изучить стилизацию декоративной композиции; выявить основные этапы работы; разработать рекомендации для использования декоративной живописи в создании панно. Новизна и практическая значимость работы...
Создание декоративного панно для живописных постановок
1.2 Применение декоративной живописи и опыт художников прошлых времен в обучении декоративной живописи
Стремление к творческому развитию личности впервые обнаруживается в европейской духовной традиции эпохи эллинизма. В этот период творчество и профессиональное ремесло рассматривались как тождественные по своей природе виды деятельности...
Создание декоративного панно для живописных постановок
1.3 Стилизация декоративной композиции
Стиль произведения изобразительного искусства проявляет себя совокупностью особенностей общего вида произведения и его частей, деталей изображения, колорита, композиции и всех остальных особенностей произведения...
Создание декоративного панно для живописных постановок
2.1 Особенности построения композиции в декоративной живописи
Культ американских автомобилей занимает важное место в сюжете фильма и нашел отражение в декоративном панно. Dodge Challenger и Charger - это культовые автомобили, производимые отделом Dodge корпорации Chrysler...
Создание декоративного панно для живописных постановок
2.3 Рекомендации для использования декоративной живописи в создании панно
Сдвоенные сеансы и перерыв с рекламой фильмов - характерная особенность грайндхауса, поэтому выбран формат триптих, боковые полотна выполнены в одном стиле и композиции, а центральное полотно разделяет и разбавляет композициюТриптих (от греч...
Способы графической подачи эскизов
1 ОСНОНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ
Композиции подвластно многое. С помощью композиционных средств можно передать на картине события, имеющие протяжённость во времени, то есть происходящие не одновременно, а одно за другим...
cult.bobrodobro.ru
Композиция картины — Кафедра «Изобразительное искусство и культурология»
АННОТАЦИЯ
рабочей программы учебной дисциплины (модуля)
«Композиция картины»
по направлению подготовки ____050100 «Педагогическое образование»___
по профилю подготовки _____Изобразительное искусство______
1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины (модуля) «Композиция картины» являются:
1.1.Подготовка студентов к осуществлению профессиональной деятельности по изобразительному искусству в общеобразовательной школе.
1.2.Формирование у студентов достаточного объема знаний по композиции, необходимых им для будущей профессиональной деятельности.
1.3.Формирование у студентов общекультурных, профессиональных с специальных компетенций.
1.4.Обеспечение необходимой культурно-просветительской базы для осуществления дальнейшего самообразования и профессионального самосовершенствования.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Композиция картины» относится к вариативной части профессионального цикла (дисциплина по выбору).
Для освоения дисциплины «Композиция картины» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные на предыдущем уровне образования.
Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Теория и методика обучения изобразительному искусству», «Живопись», «Рисунок».
3. Краткое содержание дисциплины «Композиция картины»
Композиция сюжетной картины. Композиция картины как учебный предмет. Понятие «композиция картины» Особенности и композиционные приемы в разных жанрах изобразительного искусства Основные законы и правила композиции картины Схемы построения композиции картины. Методы ведения работы над композицией Композиция картины как иллюзорное пространство. Методы его изображения. Особенности символики в разных жанрах сюжетной картины. Сюжетный натюрморт, его символизм и виды. Характерные особенности изобразительного языка композиции сюжетного натюрморта Пейзаж-картина Ввод, центр, вывод в пейзажном жанре композиции картины Открытая и закрытая схемы композиции. Смешанный тип. Три точки — точка зрения, ракурс (фас, профиль, промежуточные повороты фигур), горизонт, отдаление. Уровень зрения и его сюжетное и смысловое использование в композиции. Виды пейзажа. Сельский пейзаж. Ландшафтный пейзаж. Особенности композиции пейзажа. Городской пейзаж. Индустриальный пейзаж. Пейзаж со стаффажем. Композиция интерьера. Построение визуального взаимодействия второстепенных смысловых центров.Символика в образном выражении композиционного смыслового центра во многофигурной композиции. Изображение действия в композиции. Изображение временного промежутка в картине Жанровые особенности, композиционные виды серий картин, виды триптихов. Воплощение композиционного замысла. Символика цвета в картине Принятые в языке изобразительного искусства символы и аллегории. Серия картин в изобразительном искусстве, их виды по смысловым нагрузкам, жанрам, схемам. Характерные построения схем триптихов. Панно. Интерьерная картина.
Дата создания: 05.04.2013 15:54Дата обновления: 20.05.2014 22:47
dep_iik.pnzgu.ru
Особенности композиции станковой живописи. Натюрморт
Особенности композиции станковой живописи. Натюрморт По сравнению с тематической картиной или пейзажем в творческом натюрморте художник свободнее распоряжается компоновкой предметов, которые может в случае необходимости поменять местами, передвинуть, изъять, наконец, изменить уровень зрения на постановку. Подобная перестановка не исключается и в процессе непосредственного изображения натюрморта. Работу над натюрмортом с натуры рекомендуется начинать не с выбора формата, как нередко делают начинающие художники, а с изображения целой группы соподчиненных предметов. И только после того, как в первых набросках будет прослежена их взаимосвязь, определяется формат. Иногда при выборе формата пользуются видоискателем, с помощью которого определяется соотношение горизонтальных и вертикальных сторон картинной плоскости. К тонкостям поиска формата относится выяснение величины свободных мест слева и справа, сверху и снизу от группы предметов. Удачной композицией будем считать ту, в которой основная масса располагается на втором пространственном плане. Композиционный центр в большинстве случаев не совпадает с геометрическим центром изобразительного поля, но и не смещается от него далеко к краям картинной плоскости. Размещение композиционного центра в некотором отдалении от геометрического дает изображению ход в глубину пространства. При смещении композиционного центра в ту или иную сторону равновесие достигается введением в натюрморт второстепенных предметов, деталей, наделенных соответствующей шкалой цветовых и тоновых контрастов. Уравновешенность картинной плоскости натюрморта связана с определением смыслового композиционного центра, размещением второстепенных частей, с поиском цветовых и тональных контрастов. Эффект решения натюрмортной композиции во многом зависит от избранной художником зрительной позиции (будет ли он изображать натюрморт сидя или стоя, ближе или дальше). Если провести наглядный анализ любой постановки с разных точек и уровней зрения, можно ясно увидеть, что натюрморт каждый раз будет восприниматься по-другому. Освеeducontest.net
Портрет основы. Композиция - PhotoStocks.info
Итак, мы с вами поняли, что такое портрет и узнали определяющие факторы, которые позволят нам снять не просто портрет, а настоящую художественную фотографию. Один из китов, на которых держится не только портрет, но и вся фотография в целом — это, конечно же, композиция. О ней и пойдет речь в этом уроке.
От рядового снимка к идеальной композиции
Если мы с вами возьмем среднестатистическую фотографию-портрет из интернета, то она будет выглядеть приблизительно следующим образом:
А теперь давайте попробуем проанализировать ее.
Наш взгляд «гуляет» по фотографии, не находя главного объекта съемки. С точки зрения логики должно быть понятно, что это человек, но взгляд за него не цепляется. Очень много деталей, которые перебивают логику взгляда, возникает хаотичность восприятия, и… вы просто пролистываете фотографию дальше, моментально забыв о ней.
Почему так происходит? Причины такого построения кадра идут от компактных камер: человек смотрит на экран и фокусирует изображение, как правило, на автомате по центру. При этом мы получаем много лишнего неинформативного пространства по бокам и сверху, которое, как правило, не несет никакой смысловой нагрузки.
В любой фотографии, в том числе, на портрете, должны быть смысловые центры, которые притягивают взгляд человека к себе. В композиции эти области наибольшего визуального интереса определяются классическим правилом третей и находятся на пересечении определенных линий (см. схему ниже):
Также можно располагать смысловой центр или объект съемки на самой линии, это также не будет ошибочным и будет смотреться органично и эффектно. Давайте рассмотрим самый простой пример. Сравним два снимка одного и того же человека, которые я сделал в студии:
Согласитесь, второй пример выглядит гораздо интереснее за счет того, что лицо (главный смысловой центр портрета) находится чуть выше центра, на линии согласно правилу третей. От этого изображение стало органичнее. Заметьте, мы убрали лишний «воздух» над головой и по бокам, но все же оставили на снимке некоторое его количество, чтобы взгляду не было тесно при изучении снимка. Кроме того, мы в большей степени включили во второй пример руки, которые уравновесили общую композицию снимка.
А вот еще один пример действия правила третей.
Романтическая пара молодоженов расположена справа на воображаемой линии сетки, а их лица находятся практически на пересечении линий, составляя идеальный визуальный акцент. Композиция уравновешена частью теплохода, стоящего на пристани — взгляд изучает его детали, столбики ограждения, но неизменно возвращается к главным героям снимка. Эта фотография является ступенью к следующему вопросу, который мы рассмотрим.
Направление взгляда
В любом портрете должно присутствовать ощущение направления. Его можно добиться, оставляя перед объектом съемки больше пространства, а сзади наоборот, меньше. Почему так? Такое расположение объекта съемки вызывает у нас ощущение движения и показывает его направление.
На фотографии ниже вы видите портрет девушки-мима, на котором работает вышеозначенное правило. Девушка смотрит в сторону, на кадре оставлено пространство, благодаря которому мы можем проследить ее взгляд и избежать статичности. Здесь же мы можем наблюдать, как работает L-образная композиция (см. раздел «Треугольная композиция») — шляпа, голова и туловище мима при переходе в руки действительно образовывают английскую букву L.
Сколько свободного пространства оставлять сзади — вопрос по большей части вкуса и опыта. Но даже если вы задумали композицию, где ваш объект находится практически в центре кадра, всегда оставляйте пространство для его взгляда.
Интересный факт!
Наш взгляд изучает фотографию всегда по одной траектории — из нижнего левого угла в верхний правый. Убедиться в этом можно, взяв любой глянцевый журнал и посмотрев фотографии, которые в нем представлены. Учитывайте это при создании композиции ваших снимков!
Треугольная композиция
Наиболее распространенная компоновка кадра в портрете основана на треугольнике. Заметить это несложно, особенно в индивидуальных портретах — голова служит вершиной треугольника, а плечи — его основанием. При правильном использовании руки также могут включаться в треугольник.
Кроме того, правило треугольника применимо и к групповым портретам: в центре располагается самый высокий человек, а рост остальных уменьшается к границам кадра.
Встречаются и другие фигуры в построении кадра: например, в виде букв C, V, T, L и S.
В каких случаях можно использовать наклонную ориентацию кадра?
Очень часто начинающие фотографы, видя как кто-то компонует кадр с использованием наклона камеры, проникаются уважением к приёму и начинают делать так же, не особо задумываясь о причинах такого построения кадра. Между тем, цель наклонной композиции — добавить больше динамики в снимок, усилить эффект движения. Статические позы в наклонном варианте порой смотрятся не очень выигрышно, создается впечатление, что герои падают, подпирают стенки.
Ниже пример удачного применения наклонной композиции — получившаяся диагональ позволяет взгляду эффектно скользить снизу мимо толпы фанатов к ярко освещенной певице и ее эмоционально поднятой вверх руке, отчего кадр смотрится живее.
Давайте теперь рассмотрим разные типы портрета и изучим, как использовать их главные визуальные центры.
Крупноплановый портрет (оплечный)
Глаза — зеркало души. Наверняка эта фраза знакома каждому. Когда мы рассматриваем крупноплановый портрет человека, то глаза — это первое, на что мы обращаем внимание. Именно они являются самой выразительной частью лица, главным смысловым центром композиции таких портретов. Поэтому согласно правилам мы должны кадрировать портрет таким образом, чтобы глаза оказались на одной из линий сетки по правилу третей. Например, так:
Однако здесь есть некоторый нюанс. Очень часто можно встретить много красивых портретов, где глаза находятся чуть ли не посередине, но при этом фотографии смотрятся красиво и не вызывают внутренних противоречий. Здесь уже стоит полагаться на себя, должна работать внутренняя интуиция (чуть ниже мы поговорим с вами об отступлениях от правил):
Чтобы глаза привлекали еще больше внимания, они должны быть резкими, поэтому фокусировка в портретах всегда осуществляется по глазам. Обязательно следите за этим!
В крупноплановых портретах композицию нередко можно эффектно дополнить, используя руки:
Как видно из примера, руки в этом портрета использованы в качестве нижнего основания композиционного треугольника, о котором мы с вами говорили ранее. В итоге — на снимке логичная и законченная композиция.
Не используйте руки бездумно, просто ради того, чтобы они присутствовали в кадре. Помните, что все основное внимание в любом случае должно быть сосредоточено на взгляде человека. Если вы сомневаетесь, включать ли руки в кадр, лучше не снимайте их.
Определение кадрирования оплечного портрета в его названии — в кадре находится лицо и область чуть ниже плеч. Не стоит резать плечи прямо у основания кадра, такое кадрирование смотрится не лучшим образом.
Интересный факт!
При съемке портрета на открытой диафрагме (до 4.0), вы получите более объемное изображение и сможете эффектно размыть задний план. Не забывайте, что на открытых диафрагмах работать сложнее — уделяйте повышенное внимание резкости глаз!
Погрудный, поясной и ростовой портреты
Главным визуальным центром в этих портретах является лицо человека — именно на нем должен строиться главный акцент, и вы должны выстраивать композицию кадра, исходя из этого факта.
Фотографируя портрет по грудь или по пояс, в композицию кадра мы включаем еще один важный элемент — руки. О них мы уже упомянули при обсуждении крупнопланового портрета, однако в поясных и ростовых руки играют гораздо большую роль в композиции, и от того, как вы их расположите, будет зависеть конечное восприятие вашей фотографии.
Более того, руки могут сыграть главную роль в портрете, оживляя позу человека и раскрывая какие-то черты его характера.
Что и как обрезаем?
Один из самых важных вопросов: как же нам скадрировать портрет, чтобы случайно не резануть чего лишнего? Давайте разбираться.
Погрудный портрет можно обрезать чуть выше уровня груди, оставляя пространство над головой человека и с обоих его боков.
Поясной портрет (или портрет в ¾) можно обрезать на уровне бедер, также оставляя небольшое пространство над головой модели и по бокам. Аналогичное применение свободного пространства касается и портретов в полный рост. Единственный нюанс — в ростовых портретах по правилам должно быть чуть больше пространства сверху, чем снизу.
Не следует обрезать фигуру по суставам: ровно на уровне пояса, по коленям, по икрам. То же самое с руками: не следует резать руки по локтям и кистям. Довольно частый вопрос — можно ли «резать» голову в кадре? Да, это можно сделать в целях создания оптимальной композиции, но будьте аккуратны — чтобы у края кадра не оставалось ненужных деталей.
Уравновешиваем композицию
Если при съемке крупноплановых портретов на открытом воздухе мы с вами можем использовать открытую диафрагму и эффектно размыть фон, то сделать это при съемке людей по пояс и в рост сложнее. Размещая людей на линиях согласно правилу третей, можно получить много пустого пространства, которое желательно уравновешивать. Это может быть все, что угодно — столбы, колонны, деревья, проходящие мимо люди, различные тени. Главное, чтобы ваша фотография приобрела интересный и законченный вид.
Ниже пример использования перспективы для уравновешивания композиции в ростовом портрете. Наш взгляд начинает со знакомства с героями фотографии и следует дальше, в конец тропинки, попутно изучая линии деревьев и полоски света. Таким образом, мы получили романтическое и объемное фото.
Групповой портрет
Как уже было сказано выше, классическая схема выстраивания групповых портретов основана на треугольнике, когда в центре располагается самый высокий человек, а остальные выстраиваются по обеим сторонам от него.
Однако, как говорят медики, случаи бывают разные, и мы с вами можем использовать другие интересные композиционные решения. Например, как видно на фотографии внизу, использован вариант V-образной композиции: герои располагаются по росту сверху вниз, а одного из участников я решил усадить на пол. Получилось несколько неожиданно, однако персонаж от этого не потерялся, а кадр в целом стал выглядеть любопытнее.
Точка съемки и нарушения правил
Мы с вами подходим к логическому завершению нашего урока и, конечно же, на десерт приготовлено все самое вкусное. Я не зря начал этот урок с правил, определений и тонкостей «как надо». Потому что для того, чтобы нарушать правила, нужно их знать. Ни один опытный фотограф или художник не отступает от правил без причины.
Искусство (а мы ведь с вами говорим о портрете именно как об искусстве) не подразумевает шаблонность, иначе изо дня в день, из года в год мы бы с вами видели в альбомах и на просторах сети одно и то же. Прочитав эти строки ваша интуиция и видение моментально не разовьются, однако чем больше вы будете фотографировать и набивать руку, тем больше будет возникать желания экспериментировать.
В заголовке к этому разделу стоит фраза «точка съемки». Мне сначала хотелось поговорить об определенных стандартах, но, подумав, я решил, что точка съемки — это наиболее частое поле экспериментов среди фотографов.
Судите сами. «Стандартная» точка съемки крупнопланового портрета — на уровне носа; погрудного — на уровне шеи; поясного и ростового — на уровне груди. Но! Мы с вами можем фотографировать портрет и с более высоких точек, и в нужных случаях это не будет неправильным, а как часто можно видеть фотографа, снимающего модель с пола? И этот способ, между прочим, используют многие «модные» фотографы — снимая модель таким образом с помощью широкого угла можно в кадре удлинить ей ноги, что даст впечатляющий эффект.
К слову сказать, высокие точки съемки и использование широкого угла очень эффективны при съемке групповых портретов — получающиеся искажения концентрируют внимание на лицах (что нам и нужно!) и отвлекают внимание от заднего плана.
Следующий пример иллюстрирует не только неидеальную композицию, но и удачно пойманный момент. Успокаивая проказничающую дочку, папа отвернулся от камеры, а я поймал хитрый взгляд девочки и нажал кнопку затвора. Взгляд получился по центру, но, тем не менее, мы все равно получили отличный снимок — живой и интересный.
Ну а теперь, с новыми знаниями ваша очередь браться за дело!
Дополнительная литературу по теме урока
- Марк Клейгорн – Портретная фотография
- И. Варшавский – Общие советы по композиции (статья)
photostocks.info
Особенности композиции станковой живописи. Пейзаж
Особенности композиции станковой живописи. Пейзаж Пейзажная живопись обладает огромной силой эмоционального воздействия и потому способна развивать у зрителя чувство красоты окружающей действительности, восприимчивость к миру прекрасного. Работа над композицией начинается с поисков самого интересного мотива среди множества других, также достойных внимания. Очень важно наметить задачи, которые предстоит решить в серии этюдов, а затем в картине-пейзаже на основе этого материала. После того, как найден интересный мотив в натуре, начинаются композиционные поиски: определяется размер этюда, уточняется формат, композиция найденного мотива, ее тональное и колористическое решение, натура сверяется с тем, что изображено в данный момент на этюде. Сверка с натурой позволит избежать многих ошибок в рисунке, в колорите, в силе тона и контрастов, что, в конечном счете, решает выразительность пейзажа. Задумав создать пейзаж-картину, живописец пишет натурные этюды, в которых отражаются наблюдение и впечатления. Так работают многие пейзажисты. Гораздо реже встречаются художники, которые почти целиком работают на основе зрительной памяти, имея под рукой лишь только им понятные «нашлепки» в цвете. Работа над пейзажем-картиной непосредственно с натуры представляет собой значительно более сложный творческий процесс, нежели выполнение этюдов как подсобного материала для картины. В процессе работы над картиной художник снова и снова обращается к натуре, извлекая из нее дополнительные характерные штрихи, обогащающие образ природы. Композиционная работа над пейзажем-картиной продолжается и в тот период, когда линейная композиция обретает свое цветовое и тональное состояние на основе этюдов и зарисовок с натуры. В это время окончательно решаются все те задачи, которые частично были решены в первоначальных композиционных эскизах. При этом активно, творчески используется весь накопленный матерeducontest.net