Картины современных художников. Наив картины
Наивное искусство. Наив стиль в живописи
Наивное искусство, наив - (англ. naive art) — одна из областей искусства примитива XVIII— XX вв., включающая самодеятельное искусство (живопись, графику, скульптуру, декоративное искусство, архитектуру), а также изобразительное творчество художников-самоучек. К произведениям наивного искусства относят картины замечательного французского художника А. Руссо по прозвищу Таможенник, т.к. он был таможенником по профессии, и великолепные провинциальные портреты русских людей XVIII — XIX вв. неизвестных художников.
«Наивный» художник отличается от «не-наивного», как шаман отличается от профессора: оба — специалисты, каждый в своем роде.
Неповторимость бытового примитивного портрета обусловлена не только особенностями художественного языка, но и в равной мере характером самой натуры. В общих чертах композиционная схема купеческого портрета заимствована из современного ему профессионального искусства. В то же время строгость лиц, обостренное чувство силуэта, техника живописи заставляют вспомнить иконопись. Но еще больше чувствуется связь с лубком. Это проявляется прежде всего в самом подходе к натуре, которая воспринимается художником наивно и целостно, декоративно и красочно. В лице и одежде четко прослеживается национальный русский этнический тип. Добросовестное воспроизведение главного и второстепенного вело к созданию целостного образа, поражающего силой жизненной характерности.
Наивное искусство сочетает самобытную яркость образной фантазии, свежесть и искренность восприятия мира с отсутствием профессиональных навыков рисунка, живописи, композиции, моделировки и др.
Произведения наивного искусства крайне разнообразны по форме и индивидуальной стилистике, однако для многих из них характерны отсутствие линейной перспективы (глубину многие примитивисты стремятся передать с помощью разномасштабности фигур, особой организацией форм и цветовых масс), плоскостность, упрощенная ритмичность и симметричность, активное использование локальных цветов, обобщенность форм, подчеркивание функциональности предмета за счет тех или иных деформаций, повышенная значимость контура, простота технических приемов.
Наивное искусство, как правило, оптимистично по духу, жизнеутверждающе, многопланово и разнообразно, имеет чаще всего достаточно высокую эстетическую значимость. Наивное искусство является как бы противовесом «техничному». В наивном искусстве, нет техники, нет школы, ему невозможно научиться.Оно просто «прет» из тебя. Оно – самодостаточное. Ему все равно, как оценивают его мастера, к какому стилю его относят. Это такое исконное творчество души, и учеба скорее лишит его силы, чем отточит его.
Одна из сторон наивного искусства – наивность или простота форм, образов, техники; в нем нет гордыни, самолюбования, претензий. Но за наивностью формы отчетливо видна глубина смыслов (иначе, оставаясь наивным, оно перестает быть искусством). Оно – настоящее. Оно доступно любому – ребенку и старику, неграмотному, и доктору наук.
У художников-примитивистов XX века, которые знакомы с классическим и современным им профессиональным искусством, часто возникают интересные и оригинальные художественные решения при попытках подражать тем или иным приемам профессионального искусства при отсутствии соответствующих технических знаний и навыков.
Долгое время в России доминировало мнение о некоей «второстепенности» наивного искусства. В русском (как и в некоторых других) языке, термин «примитивный», имеет в качестве одного из главных — оценочный (и именно негативный) смысл. Поэтому уместнее остановиться на понятии наивного искусства. В самом широком смысле так обозначается изобразительное искусство, отличающееся простотой (или упрощенностью), ясностью и формальной непосредственностью изобразительно-выразительного языка, с помощью которого выражается особое, не обремененное цивилизационными условностями видение мира. При этом забывали, что ранние авангардисты, постмодернисты и художники-концептуалисты в поисках новых изобразительных форм обращались к непосредственности и простодушию наивов. Интерес к творчеству самоучек проявлял Шагал, к русскому лубку обращался Малевич, особое место занимал наив в творчестве Ларионова и Гончаровой. Во многом благодаря приемам и образам наивного искусства успех сопутствовал показам работ Кабакова, Брускина, Комара и Меламида. Те или иные приемы и элементы языка примитивистов использовали в своем творчестве многие крупные художники XX в. (экспрессионисты, П.Клее, М.Шагал, Х.Миро, П.Пикассо и др.). В Наивном искусстве многие представители культуры стремятся усмотреть пути выхода художественной культуры из цивилизационных тупиков.
Наивное искусство по видению мира и способам его художественной презентации в чем-то приближается к искусству детей, с одной стороны, и к творчеству душевнобольных — с другой. Однако в сущности своей наивное искусство отличается и от того, и от другого. Ближе всего по мировосприятию к детскому искусству стоит наивное искусство архаических народов и аборигенов Океании и Африки. Принципиальное отличие его от детского искусства заключается в глубокой сакральности, традиционализме и каноничности. Детская наивность и непосредственность мировосприятия как бы застыли навечно в этом искусстве, его выразительные формы и элементы художественного языка наполнились сакрально-магической значимостью и культовой символикой, имеющей достаточно стабильное поле иррациональных смыслов. В детском искусстве они очень подвижны и не несут культовой нагрузки. В отличие от него искусство душевнобольных, часто близкое к нему по форме, характеризуется болезненной навязчивостью одних и тех же мотивов, пессимистически-депрессивной настроенностью, невысоким уровнем художественности.
Разнообразие авторских стилей и индивидуальностей позволяет показать весь спектр, такого интереснейшего явления художественной жизни XVIII-XXIвв., как наивное искусство.
Источник: http://www.10kartin.ru/
Похожие записи
design-kmv.ru
Живопись / Наивное искусство / Жанровая картина
Рейтинг / Award / Последняя от автора / Новые / Просматриваемые
12345678910ткаченко викторв ванной
+113
Сыров ВалерийЗолотая, говоришь?
+102
Кутняя Еленана лавочке
+91
Сташкова ИринаЛюбимица
+87
дЖерих анЖелаМежду прошлым и будущим
+86
ткаченко викторAdagio
+84
дЖерих анЖелаТолько ТЫ
+81
Сташкова ИринаДень рождения
+80
дЖерих анЖелаШтирлиц нашего двора
+73
Чучупа ОлегНерiвнобедрений трикутник.
+72
дЖерих анЖелаЧистое искусство
+66
Серебряков ЮрийВечера на хуторе ...
+65
дЖерих анЖелаНовые сумочки
+64
дЖерих анЖелаОдин билет на колесо обозрения
+64
Сташкова ИринаПолуденный
+63
Сташкова ИринаГотовясь ко сну
+62
Вюсал Рейн Счастье
+62
дЖерих анЖелаЧемодан чаек
+62
Сюзева НатальяДевочка и снеговик
+61
дЖерих анЖелаЛя минор
+59
12345678910arts.in.ua
Наивное искусство - Стили и направления
27.09.2011 22:00
Автор: AdminВсе чаще и чаще встречаются анонсы о предстоящих выставках художника наивного искусства. Вот сегодня мы и попробуем разобраться, что же это такое наивное искусство.
Во-первых, посмею себе предположить, что все изобразительное искусство берет свое начало из наива. Ведь когда не было классической школы, не были выведены законы живописи. Были сюжеты и были люди, которые хотели запечатлеть эти моменты на холсте или любом другом материале. Если призадуматься, то первые наскальные рисунки первобытного человека – это тоже наивное искусство.
Во-вторых, любой художник, впервые взяв в руки карандаши и кисти, начинает просто изображать на листе то, что он видит вокруг себя. Не подчиняясь законам логики и живописи, рука сама ведет линию туда, куда ей нужно. И так рождается живопись. Это потом приходят опыт и знания, но так или иначе все через этот этап проходят. Но почему тогда некоторые на этом этапе остаются?
Попробуем обратиться к определению и истории наивного искусства. Наивное искусство (от английского naive art) - стиль творчества самодеятельных, не получивших профессионального образования художников. Часто это понятие используется как синоним примитивизма, но в последнем речь скорее идет о профессиональном подражании непрофессиональному. Исторические корни наивного искусства – берут начало в народном художественном творчестве.
Но в настоящее время в этом направлении работают множество художников, которые получили очень хорошее художественное образование. Но продолжают писать по-детски не сложные сюжеты. При этом "наивный" художник отличается от "не-наивного", как знахарь отличается от доктора медицинских наук: оба - специалисты, каждый в своем роде.
Впервые наивное искусство заявило о себе в 1885 году, когда в Салоне независимых художников в Париже были показаны картины Анри Руссо, прозванного Таможенником, так как он был таможенником по профессии. Впоследствии в начале XX века моршаны - сначала Альфред Жарри, затем Гийом Аполлинер, а вскоре и Бернхейм, Вильгельм Уде, Амбруаз Воллар и Поль Гийом стали привлекать внимание публики не только к работам Руссо Таможенника, но и к произведениям других примитивистов и самоучек. Первая выставка наивного искусства прошла в 1937 в Париже - она называлась «Народные мастера реальности». Наряду с работами Руссо Таможенника здесь были выставлены произведения рабочих и ремесленников Луи Вивена, Камиля Бомбуа, Андре Бошана, Доминика-Поля Пейроне, Серафина Луи, прозванного Серафином из Санлиса, Жана Эва, Рене Рамбера, Адольфа Дитриха, а также Мориса Утрилло, сына Сюзанны Валадон.
Руссо. Спящая циганка.
При всем этом следует отметить что, многие авангардные художники, такие, как Пабло Пикассо, Робер Делоне, Кандинский и Бранкуси, уделяли особое внимание искусству детей и умалишённых. Интерес к творчеству самоучек проявлял Шагал, к русскому лубку обращался Малевич, особое место занимал наив в творчестве Ларионова и Гончаровой. Во многом благодаря приемам и образам наивного искусства успех сопутствовал показам работ Кабакова, Брускина, Комара и Меламида.
Творчество наивных художников как один из пластов современного искусства требует серьезного и вдумчивого изучения, в котором не может быть места поверхностным и крайним суждениям, нередко встречающимся в обиходе. Оно либо идеализируется и превозносится, либо рассматривается с оттенком пренебрежения. И это обусловлено в первую очередь тем, что в русском (как и в некоторых других) языке термин «наивный, примитивный» имеет в качестве одного из главных оценочный (и именно негативный) смысл.
Бошан Андре. Провозглашение независимости Америки.
Принципиальное отличие этого направления изобразительного искусства от детского заключается в глубокой сакральности, традиционализме и каноничности. Детская наивность и непосредственность мировосприятия как бы застыли навечно в этом искусстве, его выразительные формы и элементы художественного языка наполнились сакрально-магической значимостью и культовой символикой, имеющей достаточно стабильное поле иррациональных смыслов. В детском искусстве они очень подвижны и не несут культовой нагрузки. Наивное искусство, как правило, оптимистично по духу, жизнеутверждающе, многопланово и разнообразно, имеет чаще всего достаточно высокую эстетическую значимость. В отличие от него, искусство душевнобольных, часто близкое к нему по форме, характеризуется болезненной навязчивостью одних и тех же мотивов, пессимистически-депрессивной настроенностью, невысоким уровнем художественности. Произведения наивного искусства крайне разнообразны по форме и индивидуальной стилистике, однако для многих из них характерны отсутствие линейной перспективы (глубину многие примитивисты стремятся передать с помощью разномасштабности фигур, особой организацией форм и цветовых масс), плоскостность, упрощенная ритмичность и симметричность, активное использование локальных цветов, обобщенность форм, подчеркивание функциональности предмета за счет тех или иных деформаций, повышенная значимость контура, простота технических приемов. У художников-примитивистов XX века, которые знакомы с классическим и современным им профессиональным искусством, часто возникают интересные и оригинальные художественные решения при попытках подражать тем или иным приемам профессионального искусства при отсутствии соответствующих технических знаний и навыков.
Надежда Подшивалова. Танцы под первой лампочкой в деревне. 2006 год. Холст. ДВП. Масло.
Представители наивного искусства чаще всего берут свои сюжеты из окружающей их жизни, фольклора, религиозной мифологии или собственной фантазии. Им легче, чем многим художникам-профессионалам, удается спонтанное, интуитивное, не затрудненное культурно-социальными правилами и запретами творчество. В результате чего возникают оригинальные, удивительно чистые, поэтичные и возвышенные художественные миры, в которых господствует некая идеальная наивная гармония между природой и человеком.
Жизнь они понимают как «золотой век», потому как мир для них – это гармония и совершенство. Для них нет истории как постоянно творимого процесса, а время в нем обращено в бесконечный круг, где наступающее завтра будет таким же лучезарным, как и прошедшее вчера. И не важно, что прожитая жизнь была беспросветно-тяжелой, драматичной, а подчас и трагичной. Это нетрудно понять, если ознакомиться с биографиями наивов. Они словно хранят в генетической памяти свойственную их предкам целостность восприятия и сознания. Постоянство, устойчивость и душевное равновесие – вот условия нормальной жизни.
И здесь все становится понятно, всмотревшись более пристально, что наивный ум – это ум особого склада. Он не хороший и не плохой, он просто такой. Он включает в себя целостное миропонимание, при котором человек немыслим вне природы и космоса, он душевно свободен и может наслаждаться творческим процессом, оставаясь равнодушным к его результату. Он, этот ум, позволяет представить, что человек может пребывать и пребывает в двух снах.
Картина Камиля Бонбуа.
Вместе с тем потенциал, которым располагает наив, может быть востребован в нашем бурном XXI веке, когда мы «фиксируем не историю эволюции, а историю катастроф». Он никого не потеснит и не отстранит, да и вряд ли может стать властителем дум, он лишь сможет предъявить самое ценное свое качество – целостное незамутненное сознание, «тот тип мироощущения, который только и можно назвать истинно нравственным, так как он не делит мир, а ощущает его организмом» (В.Пацюков). В этом – нравственно-этическая и культурологическая сила наивного искусства.
В настоящее время в мире создано огромное число музеев наивного искусства. Во Франции они есть в Лавале и Ницце. Такой музей был создан и в России. Московский музей наивного искусства был основан в 1998 года и является государственным учреждением культуры.
Символизм цвета → |
Добавить комментарий
hallart.ru
Картины современных художников: Наивное искусство или наив.
Наивное искусство, наив - (англ. naive art) — одна из областей искусства примитива XVIII— XX вв., включающая самодеятельное искусство (живопись, графику, скульптуру, декоративное искусство, архитектуру), а также изобразительное творчество художников-самоучек. К произведениям наивного искусства относят картины замечательного французского художника А. Руссо по прозвищу Таможенник, т.к. он был таможенником по профессии, и великолепные провинциальные портреты русских людей XVIII — XIX вв. неизвестных художников.«Наивный» художник отличается от «не-наивного», как шаман отличается от профессора: оба — специалисты, каждый в своем роде.
Неповторимость бытового примитивного портрета обусловлена не только особенностями художественного языка, но и в равной мере характером самой натуры. В общих чертах композиционная схема купеческого портрета заимствована из современного ему профессионального искусства. В то же время строгость лиц, обостренное чувство силуэта, техника живописи заставляют вспомнить иконопись. Но еще больше чувствуется связь с лубком. Это проявляется прежде всего в самом подходе к натуре, которая воспринимается художником наивно и целостно, декоративно и красочно. В лице и одежде четко прослеживается национальный русский этнический тип. Добросовестное воспроизведение главного и второстепенного вело к созданию целостного образа, поражающего силой жизненной характерности.
Наивное искусство сочетает самобытную яркость образной фантазии, свежесть и искренность восприятия мира с отсутствием профессиональных навыков рисунка, живописи, композиции, моделировки и др.
Произведения наивного искусства крайне разнообразны по форме и индивидуальной стилистике, однако для многих из них характерны отсутствие линейной перспективы (глубину многие примитивисты стремятся передать с помощью разномасштабности фигур, особой организацией форм и цветовых масс), плоскостность, упрощенная ритмичность и симметричность, активное использование локальных цветов, обобщенность форм, подчеркивание функциональности предмета за счет тех или иных деформаций, повышенная значимость контура, простота технических приемов.
Наивное искусство, как правило, оптимистично по духу, жизнеутверждающе, многопланово и разнообразно, имеет чаще всего достаточно высокую эстетическую значимость. Наивное искусство является как бы противовесом «техничному». В наивном искусстве, нет техники, нет школы, ему невозможно научиться.Оно просто «прет» из тебя. Оно — самодостаточное. Ему все равно, как оценивают его мастера, к какому стилю его относят. Это такое исконное творчество души, и учеба скорее лишит его силы, чем отточит его.Одна из сторон наивного искусства — наивность или простота форм, образов, техники; в нем нет гордыни, самолюбования, претензий. Но за наивностью формы отчетливо видна глубина смыслов (иначе, оставаясь наивным, оно перестает быть искусством). Оно — настоящее. Оно доступно любому — ребенку и старику, неграмотному, и доктору наук.
У художников-примитивистов XX века, которые знакомы с классическим и современным им профессиональным искусством, часто возникают интересные и оригинальные художественные решения при попытках подражать тем или иным приемам профессионального искусства при отсутствии соответствующих технических знаний и навыков.
Долгое время в России доминировало мнение о некоей «второстепенности» наивного искусства. В русском (как и в некоторых других) языке, термин «примитивный», имеет в качестве одного из главных — оценочный (и именно негативный) смысл. Поэтому уместнее остановиться на понятии наивного искусства. В самом широком смысле так обозначается изобразительное искусство, отличающееся простотой (или упрощенностью), ясностью и формальной непосредственностью изобразительно-выразительного языка, с помощью которого выражается особое, не обремененное цивилизационными условностями видение мира. При этом забывали, что ранние авангардисты, постмодернисты и художники-концептуалисты в поисках новых изобразительных форм обращались к непосредственности и простодушию наивов. Интерес к творчеству самоучек проявлял Шагал, к русскому лубку обращался Малевич, особое место занимал наив в творчестве Ларионова и Гончаровой. Во многом благодаря приемам и образам наивного искусства успех сопутствовал показам работ Кабакова, Брускина, Комара и Меламида. Те или иные приемы и элементы языка примитивистов использовали в своем творчестве многие крупные художники XX в. (экспрессионисты, П.Клее, М.Шагал, Х.Миро, П.Пикассо и др.). В Наивном искусстве многие представители культуры стремятся усмотреть пути выхода художественной культуры из цивилизационных тупиков.
Наивное искусство по видению мира и способам его художественной презентации в чем-то приближается к искусству детей, с одной стороны, и к творчеству душевнобольных — с другой. Однако в сущности своей наивное искусство отличается и от того, и от другого. Ближе всего по мировосприятию к детскому искусству стоит наивное искусство архаических народов и аборигенов Океании и Африки. Принципиальное отличие его от детского искусства заключается в глубокой сакральности, традиционализме и каноничности. Детская наивность и непосредственность мировосприятия как бы застыли навечно в этом искусстве, его выразительные формы и элементы художественного языка наполнились сакрально-магической значимостью и культовой символикой, имеющей достаточно стабильное поле иррациональных смыслов. В детском искусстве они очень подвижны и не несут культовой нагрузки. В отличие от него искусство душевнобольных, часто близкое к нему по форме, характеризуется болезненной навязчивостью одних и тех же мотивов, пессимистически-депрессивной настроенностью, невысоким уровнем художественности.
Разнообразие авторских стилей и индивидуальностей позволяет показать весь спектр, такого интереснейшего явления художественной жизни XVIII-XXIвв., как наивное искусство.
stiligivopis.blogspot.com