Путеводитель по наивному искусству. Картины наив
Анна Силивончик.Теплый и позитивный стиль "наив".
Анна Силивончик родилась в 1980 году в городе Гомеле. С 1992 по 1999 гг. училась в Республиканском лицее искусств (Минск, Беларусь). 1999-2007 гг. – обучение в Белорусской Государственной Академии Искусств, отделение станковой живописи в Минске. С 1999 – участие в областных и республиканских выставках. Диплом 4-ой Ташкентской Международной бьеннале современного искусства (2007).
В настоящее время живет и работает в Минске.
В среде молодых белорусских живописцев её по праву считают яркой индивидуальностью за необычайно самобытный авторский стиль, созданный особый мир образов. Источник эстетических ориентиров Анны следует искать в фантастическом реализме М.Шагала, наивном искусстве примитивистов начала ХХ века, и, конечно, в народном декоративно-прикладном искусстве и фольклоре.
Анна работает в традиционной технике масляной живописи, но постоянно экспериментирует с различными изобразительными средствами, используя фактуру и рисунок холста, который подбирает специально для каждого произведения. Очень тонкое чувство цвета и продуманность линии, доскональная работа над деталями помогают очень точно выразить определенное настроение
Надо отдать должное: работы художницы пронизаны хорошей долей тонкого юмора и дают зрителям сильный эмоциональный заряд, поражая своей метафоричностью, рождая множество неожиданных ассоциаций.
Работы находятся в Музее современного искусства Минска, Беларусь, и в частных коллекциях в России и за рубежом.
artnow.ru
tanjand.livejournal.com
Живопись в стиле наив
Примитивизм, наивное искусство, наив - стиль живописи, в котором картина намеренно упрощается, её формы делаются примитивными, как народное искусство, творчество ребенка или первобытного человека.
по датепо цене
все произведенияв наличиис эссе искусствоведа
холст / масло / 48х30см
купить
холст / масло / 50х40см
купить
оргалит / масло / 30х40см
на заказ
холст / масло / 40х46см
на заказ
холст / масло / 50х34см
купить
холст / масло / 45х65см
купить
холст / масло / 80х80см
купить
холст / масло / 50х40см
на заказ
холст / масло / 80х80см
купить
холст / масло / 52х40см
купить
холст / масло / 50х40см
на заказ
холст / масло / 45х30см
на заказ
холст / масло / 45х35см
на заказ
холст / масло / 80х80см
купить
холст / масло / 75х55см
купить
холст / масло / 60х75см
купить
www.art-katalog.com
Стиль Наив в живописи | Картины Наив
Особенности наивной живописи
Многие художники часто пишут картины для себя, для души. Это сравнимо с теми литераторами, что пишут «в стол». Наивные художники изначально пишут для себя, не стремясь кому-то понравиться, не делая из своего творчества коммерческий проект. Рассматривая картины наивных художников, бесполезно и не нужно оценивать, как смешаны краски или как нанесен мазок. Картины либо нравятся, либо нет. Третьего не дано.
Наивное искусство: откуда появилось название?
Наивный стиль живописи отличается невероятной искренностью, непосредственностью, добротой и беззаботностью. Художник совсем не стремится понравиться всем. Он изображает те вещи, тех людей, тех животных, которые ему нравятся, и так, как ему нравится. Простой незамысловатый сюжет и вещи – вот что характеризует такие картины. Более того, они и написаны очень просто, без соблюдения каких-либо канонов академической живописи. Возможно и такое, что техника изображения в чем-то противоречит этим самым канонам.
В картинах наивного художника все живое. Он сам как будто живет в придуманном пространстве, а через свое творчество пытается показать, насколько ему там хорошо и комфортно.
Практически все наивные художники (наиболее известные из которых Анри Руссо и Нико Пиросмани) – самоучки. В их работах, как правило, отсутствуют законы линейной перспективы, не соблюдены правила построения предметов. В картинах может наблюдаться плоскостность изображений, диспропорции фигур. Все это придает работам наивных художников особую выразительность и характерность.
Можно выделить несколько основных сюжетов, которые «красной нитью» проходят через все творчество наивных художников. Это, в первую очередь, тема рая. Художник стремится изобразить на полотне идеальный мир, где много доброты, любви. Он хочет показать, насколько прекрасна природа и насколько интересен простой человек. Также важна для них тема семьи. Часто пишутся животные или птицы, хотя их изображения обычно далеки от привычных. Например, желая изобразить на холсте вместе с самим собой любимую собаку, художник может сделать ее такого же размера, как и он сам, или даже больше. Таким образом он демонстрирует, как много значит для него это верное животное.
По всем интересующим Вас вопросам обращайтесь по телефону: +7 (812) 309-28-38
В каких интерьерах можно использовать наивные картины?
- Наивными картинами допустимо украсить и дополнить домашний интерьер. Их часто вешают в детских комнатах, поскольку мироощущение ребенка как раз сравнимо с восприятием мира наивным художником.
- Возможно увидеть наивные картины и в каких-либо общественных заведениях – чаще всего это тематические кафе или рестораны. Они обязательно привлекут внимание посетителей и оставят приятный след в их памяти.
- Также такие картины могут украсить стены помещений учебных заведений дополнительного образования – музыкальные, художественные, танцевальные школы.
В целом, особых ограничений для выбора наивных картин не существует. Главное, чтобы они нравились, а остальное неважно.
Большой выбор картин в стиле наив от «Мансарды Художников»
В нашем каталоге художественных работ представлено довольно много картин, выполненных в стиле наив. Добрые, светлые, веселые, они придутся по душе многим любителям живописного искусства. Неважно, в каком городе или стране мира вы живете. Если вам понравилась та или иная картина, заказывайте ее, и мы организуем доставку в любую точку планеты.
«Мансарда Художников» предлагает вам картины по доступным ценам, при этом стараясь отобрать для вас лучшие и достойнейшие произведения искусства. Если вам самостоятельно трудно определиться с выбором картины, звоните – мы обязательно дадим полезный совет.
7 ПРИЧИН купить у нас:
1. Акции до 35%
2. Более 7000 произведений
3. Регулярное пополнение картин
4. Удобное местоположение
5. Своя Багетная мастеская
6. Реставрация картин
7. Возможность взять картину на примерку
V Московский международный фестиваль наивного искусства «Фестнаив».
Наивное искусство или искусство непрофессиональных художников нечасто попадает во внимание галеристов и арт-критиков. Однако работы наивистов, простые и открытые, могут быть не менее драматичны и даже художественно значимы, чем полотна признанных мастеров. О том, что такое наивное искусство и почему интересно за ним следить, — в материале портала «Культура.РФ».
Наивный — значит простой
Александр Емельянов. Автопортрет. 2000-е. Московский музей современного искусства
Владимир Мелихов. Раздвоение. 1989. Московский музей современного искусства
Наивное искусство — это творчество художников без профессионального образования, которые при этом системно и постоянно занимаются живописью. В самом наиве можно выделить отдельные направления, например ар брют или аутсайдер-арт — искусство художников с психиатрическим диагнозом.
Очень важный вопрос для искусствоведов — как отличить наивиста от дилетанта. Критериями оценки творчества таких художников обычно служат самобытность и качество их работ. Большую роль играет и личность самого автора: посвятил ли он жизнь искусству, стремился ли что-то сказать в своих работах (живописных, графических, скульптурных).
Первый наивный
Наивное искусство существовало всегда. Наскальная живопись, палеолитическая скульптура и даже античные куросы и кариатиды — все это выполнено в примитивистской манере. Выделение наива как самостоятельного течения изобразительного искусства произошло не одномоментно: этот процесс занял более века и завершился в конце XIX столетия. Пионером этого новаторского течения стал Анри Руссо, французский художник-самоучка.
Руссо долгое время служил в таможне, уже в зрелом возрасте оставил профессию и серьезно занялся живописью. Впервые он пытался выставить некоторые работы в 1886 году на парижской «Выставке независимых», но был осмеян. А позже, в начале XX века, он познакомился с известными авангардистами, в том числе Робертом Делоне, который оценил смелый стиль Руссо. Авангардисты часто «вытаскивали» таких самобытных живописцев, как Руссо, помогали им развиваться и даже черпали в их работах, в их видении вдохновение для собственного художественного поиска. Вскоре работы Руссо начали пользоваться спросом, публика оценила оригинальность его сюжетов и особенно его работу с цветом.
В России наивное искусство предстало перед массовым зрителем на организованной художником Михаилом Ларионовым выставке «Мишень» 1913 года. Именно там впервые экспонировали работы Нико Пиросмани, которые привезли из Грузии братья Кирилл и Илья Зданевичи, художники и искусствоведы. До этой выставки публика не представляла, что любительское искусство могло быть больше, чем лубочные вывески и фольклорные росписи.
Наивные черты
Нико Пиросмани. Портрет Созашвили. 1910-е. Московский музей современного искусства
Нико Пиросмани. Женщина с пасхальными яйцами. 1910-ые гг. Московский музей современного искусства
Работы наивных мастеров часто объединяют атмосфера радости и восторженный взгляд на повседневную жизнь, яркий колорит и внимание к деталям, совмещение вымысла и реальности.
Многие классики отечественного наивного искусства кроме, пожалуй, Нико Пиросмани и Сосланбека Едзиева, прошло школу ЗНУИ — Заочного народного университета искусств. Он был основан в 1960 году на базе художественных курсов имени Надежды Крупской; в нем преподавали Роберт Фальк, Илья Машков, Кузьма Петров-Водкин и другие маститые авторы. Именно обучение в ЗНУИ давало наивистам возможность получить технические навыки, а также профессиональное мнение о своих работах.
Каждый наивист формируется как художник в некой изоляции, навсегда остается замкнут в рамках собственных идей и собственного стиля и может всю жизнь работать с кругом вечных тем. Так, работы Павла Леонова 1980-х и конца 1990-х годов мало чем отличаются: похожие композиции, похожие герои, все то же восприятие действительности, близкое к детскому. Разве что краски становятся более качественными, а холсты — масштабными. То же можно сказать об абсолютном большинстве наивистов. Даже на значимые общественные события они реагируют особенно: не меняют стилистику в зависимости от времени, а лишь добавляют в работы новые вещественные приметы эпохи. Как, например, классик наива Владимир Мелихов. Его работа «Раздвоение» — это прекрасная иллюстрация женской доли в Советском Союзе. На ней изображена женщина, которая буквально находится в двух местах одновременно: работает на заводе одной рукой, а второй — нянчит ребенка.
Наивные темы
Павел Леонов. Автопортрет. 1960. Московский музей современного искусства
Павел Леонов. Уборка урожая. 1991. Московский музей современного искусства
Наивисты обращаются к общечеловеческим темам, близким каждому: рождение и смерть, любовь и дом. Их работы всегда понятны, поскольку художники стараются наиболее просто выражать волнующие их идеи, не углубляясь в символизм и скрытые смыслы.
Одним из первых сильных впечатлений наивного художника становится его выход в город, в социальную среду. Наивистам, которые, как правило, живут в деревне, свойственно идеализировать город, они пишут улицы и скверы светлыми, воздушными и причудливыми. Особенно художников, например Эльфриду Мильтс, вдохновляют технологические новшества — в частности, московское метро.
Еще одной общей для наивного искусства темой можно считать изображение человека — портреты и в особенности автопортреты. Наивистам присущ способ исследования мира через призму своей личности, собственного облика и облика окружающих людей. А также их интересует способ отражения внутреннего мира человека в его внешности. Поэтому работ портретного жанра дают возможность зрителю познакомиться с наивистами почти лично, узнать их такими, какими художники воспринимают самих себя. Замкнутость наивистов в собственном внутреннем мире иллюстрирует, например, автопортрет современного художника Александра Емельянова. Он изображает себя как совокупность образов и тем, к которым обращается.
Почти все классики наивного искусства так или иначе интерпретируют тему детства. Наивисты всегда остаются детьми, поэтому связанные с этой идеей работы — трогательные и непосредственные — становятся некой точкой соприкосновения ребенка прошлого и ребенка нынешнего, до сих пор живущего в душе художника. Примечательно, что себя в образе ребенка наивисты почти никогда не пишут. Они концентрируются на окружающем мире, на портретах других детей, на изображении животных — на том, что можно увидеть в азбуке.
Светлана Никольская. Сталин умер. 1997. Московский музей современного искусства
Александр Лобанов. Автопортрет в овальной раме под гербом СССР. 1980. Московский музей современного искусства
Следующая важная тема в наивном искусстве — тема застолья. Художники очень любят писать натюрморты, пиры, свадьбы и гулянья — особенно часто их можно увидеть на картинах Нико Пиросмани, Павла Леонова и Василия Григорьева, для которых застолье приобретает сакральный, евхаристический смысл. Пир любви, пир веселья, пир семейного круга — каждый художник находит в этой теме что-то очень личное и ценное. Как и в теме дома, семейного очага, который символизирует покой, уют и безопасность. В работах Павла Леонова, советская действительность всегда связана с радостью, праздниками и парадами. Даже труд Леонов изображает радостным и светлым.
Однако наивное искусство не всегда идиллическое. Например, аутсайдер-арт или ар брют зачастую оставляют у зрителя неясное тревожное ощущение. В этих работах не существует стройного и законченного мира — художники чаще всего концентрируются на одном мотиве или предмете и воспроизводят его в каждой работе. Для классика аутсайдер-арта Александра Лобанова таким объектом стала винтовка Мосина. Сам Лобанов из винтовки никогда не стрелял, да и в работах его нет ни войны, ни жестокости, ни боли. Этот предмет — словно артефакт, воплощение силы, как и активная советская символика, которая присутствует в абсолютном большинстве его работ.
Ключевые философские темы для художников — рождение и смерть. Наивисты обожествляют рождение человека, как физическое, так и личностное, сравнивают его с божественным зарождением жизни в общем. А уход человека они воспринимают с точки зрения оставшейся о нем памяти и боли. Так, например, на картине Светланы Никольской люди, облаченные в серое, контрастируют с насыщенно-красным фоном, прочесть их мысли или чувства невозможно — они будто окаменели.
Эпоха классического наива постепенно уходит. Сегодня столь закрытое и обособленное существование наивистов, каким оно было раньше, невозможно. Художники должны активно включаться в арт-процесс, понимать, что происходит на арт-рынке. Это не хорошо и не плохо — просто показатель времени. И тем ценнее будет каждое зрительское обращение к наивному искусству, пока оно окончательно не исчезло.
Автор: Екатерина Тарасова
Портал «Культура.РФ» благодарит за помощь в подготовке материала старшего научного сотрудника ММОМА, участника кураторской группы выставки «НАИВ…НО» Нину Лаврищеву и сотрудника Музея русского лубка и наивного искусства Марию Артамонову.
www.culture.ru
Удивительный и трогательный мир наивного искусства – Ярмарка Мастеров
Разрешите предложить небольшой исторический экскурс в удивительный и трогательный мир наивного искусства.
Что же такое наивное искусство?
Может быть, ключ к определению «наивное искусство» находится в самом названии, может быть, само восприятие мира этими людьми наивно, или они хотят быть такими? Легко заметить, что в картинах наивных художников, есть нечто общее. Наивисты обладают внутренней свободой и смелостью. Во-первых, они не несут оков классического образования и ответственности перед ним, и во-вторых, определенная смелость им нужна, чтобы подняться над своей средой и бросить вызов обществу, ведь они становятся, по мнению соседей «доморощенными, чудаковатыми художниками». Другой характерной чертой их творчества является искренность в своем стремлении улучшить, даже приукрасить действительность. Они рисуют, как бы «для себя», а значит, главная задача их творчества — сделать видимым чудесный, добрый мир, который они хранят внутри и хотят видеть снаружи. В искренности, доброте и наивности — заключена их неотразимая притягательность. Неудивительно, что первая выставка наива, организованная во Франции, называлась «Художники святого сердца».
Появление самого понятия «наива», несомненно, связано с Анри Руссо, таможенником. Он остался в истории искусств не только гениальным живописцем, но и чудаком. Хотя он жил относительно недавно воспоминания о нем полны загадок и противоречий. Феномен появления Руссо открыл путь для приставок к именам наивных художников — таможенник, почтальон, монахиня.
Примерно в это же время в Грузии работает великий Нико Пиросманишвили. Гениальная лаконичность образов возвела его искусство на невероятную высоту. Вечная актуальность образов Нико совсем недавно была использована известным московским дизайнером Александром Арутюновым при создании его коллекции одежды и сумок.
Вильгельм Уде — коллекционер и открыватель «великих французских примитивов» открыл миру невероятную Серафину Луи из Санлиса. Позже о ней был снят замечательный художественный фильм "Серафина из Санлиса", сделавший ее супер-знаменитой. Про ее работы говорили: «Эти цветы растут не на Земле»...
В возрасте 78 лет начала свою стремительную, чрезвычайно успешную живописную карьеру Гранд Ма в Америке.
Она была слишком стара, чтобы работать на ферме, и поэтому вошла в историю искусства. Её дни рождения отмечались на обложках журналов "Тайм" и "Лайф", а столетие и вовсе стало праздником целого штата Нью-Йорк: губернатор Нельсон Рокфеллер объявил 7 сентября 1960 года "днём Бабушки Мозес". Президент Трумэн лично приглашал её в гости в Белый дом. Администрация Эйзенхауэра заказала ей картину в подарок президенту на третью годовщину инаугурации...
Даже такой гений самопиара, как Энди Уорхол, не смог в своё время похвастаться подобным вниманием публики. Она же без малейших на то усилий стала самым знаменитым американским художником ХХ века.
Совершенно новый, таинственный язык мы видим у Ивана Генералича из Хорватии. Один из признанных мастеров наива создал в родном селе «школу крестьянских живописцев». Можно сказать, что его заслуга в признании наивной традиции и таком широком распространении, какое мы видим в Восточной Европе.
Мария Примаченко из Украины. Гениальная. Совсем недавно, был скандал связанный с ее авторским правом на произведение, которое финский дизайнер использовал для изготовления макетов, к несчастью для дизайнера, его работы выиграли конкурс! Сейчас ситуация прояснилась и все предметы (в том числе и самолеты) несут на себе имя Марии Примаченко.
Елена Волкова. Главный специалист по раю. При жизни была удостоена выставки в Государственной Третьяковской Галерее. «Чем больше добра сделаешь,— объясняет Елена Андреевна,— тем дольше будешь жить на свете. Меня так папа учил. А я только хорошее людям показываю, чтобы и вам, и мне радость была»
Леонов Павел, его имя было открыто на эпохальной выставке примитива «Слава труду» (1975) в Манеже. Его картины производят ощущение вселенского зрелища. Они красочны, ритмичны, орнаментальны, торжественны, занимательны, происходящие в картинах действия объяснялись авторской подписью. Приходили мысли о другой планете, о возвращении прошлого или наоборот о жизни в будущем. Художник фантазировал на темы из жизни колхозников, о которых постоянно беспокоился, как бы сделать их жизнь легче. «Управление техникой по радио», «Спасение сайгаков в пустыне» - картины Павла Леонова, это картины романтика и изобретателя.
Романенков Василий, очень трогательный и глубокий человек, ставший художником случайно. Работал дворником, никуда не выезжал, практически ни с кем не общался. Рисовал простым карандашом на бумаге, создавая огромные циклы на самые торжественные темы, связанные с религией, рождением, смертью, свадьбой и т.п. Неоцененный при жизни соотечественниками, он за копейки отдавал свои произведения, которые сейчас находятся в частных и государственных коллекциях во Франции. Победитель международного триенале наивного искусства в Братиславе.
Татьяна Еленок, художница из Москвы, соединила фольклор и сказочную веру в коммунизм в своих работах.
Элеонора Боброва создала графические листы, в которых с документальной точностью описала быт простых граждан Советского Союза. Создала огромную серию женских образов и декоративных работ, мы уверены, ее творчество еще только предстоит осмыслить искусствоведам и понять по-настоящему, так как оно того заслуживает. Последнее ее произведение на сегодняшний день 150 м2 росписи для отеля Конаково Ривер Клаб.
На этом разрешите остановиться…
С уважением, Елена Гущина, управляющий партнер галереи наивного искусттва "АртНаив", Москва
www.livemaster.ru
АРТ-НАИВная ЕДА В ЖИВОПИСИ | ARTотека еды
Наивное искусство (naive art) — одно из направлений примитивизма, которое характеризуется наивной простотой техники, анти-академическим подходом к живописи, свежестью взгляда и оригинальностью манеры исполнения рисунков. Непризнаваемый и поначалу преследуемый за «варварское» отношение к каноноам живописи, арт-наив в итоге выжил и занял достойное место в истории мировой культуры. В творчестве художников, работающих в этом жанре, не редко присутствуют бытовые сцены, связанные с едой, что, естественно, не могло не заинтересовать наш тематический сайт.
Следует сказать, что корни жанра «naive art» уходят далеко в глубину веков. Первыми образцами наивного изобразительного искусства можно считать наскальные рисунки, найденные в пещерах Южной Африки. (Уверены, что рисунки древнего охотника скорее воспринимались окружающими в качестве меню, а не живописи 🙂 ).
Гораздо позже греки, обнаружив к северу от Черного моря скифские статуи «каменных баб», тоже сочли их примитивным «варварством» из-за нарушения пропорций тела, которые в древнегреческой культуре характеризовали гармонию и красоту. Вспомните хотя бы «золотое сечение» Поликлета.Тем не менее, «правильность» классического искусства постоянно продолжала подвергаться партизанским нападкам народного творчества. И вот, после свержения господства Рима в большинстве стран Европы, изобразительное искусство, сделав галс, сменило курс от совершенства в сторону поиска выразительности. В роли средства для достижения этой цели весьма подходила оригинальность и самобытность бывшего изгоя и аутсайдера, которым считалось наивное искусство.При этом нельзя игнорировать тот факт, что выдающиеся художники «арт-наива» никогда бы не получили мирового признания, если бы их идеями и стилем не заинтересовались европейские художники, вроде Пабло Пикассо, Анри Матисса, Жоана Миро, Макса Эрнста и других. Это они поддержали «восстание против романтики классицизма».В поисках «пятого элемента» изоискусства, они, вроде средневековых алхимиков, пробовали иррационально оперировать чудом и загадкой, смешивая на своих картинах авангардизм и дикую природную первозданность, которая произростала из недр затерянного «примитивного» мира Африки, а так же Центральной и Южной Америки.Общеизвестно, что Пабло Пикассо подробно исследовал африканский стиль «примитивного искусства», изучал подлинные маски и скульптуры, привезенные оттуда, чтобы постичь творческое подсознательное начало «черного континента» и воплотить его в своих работах. Что во многом и определило его фирменный асимметричный стиль. Даже на шутливых фотографиях с булочками вместо пальцев, он использует приемы диспропорции.Портрет этого испанского новатора-живописца был своеобразно выполнен колумбийским художником Фернандо Ботеро, которого в программе ВВС 2007 года самого окрестили “Пикассо Южной Америки”.
Бывший иллюстратор Фернандо Ботеро Ангуло (1932 г.р.) стал известен после того, как выиграл первый приз на «Выставке колумбийских художников» в 1959 году. Это отворило ему двери в Европу, где и началась крутая карьера этого самобытного художника и скульптора, творчество которого впоследствии повлияло на многих апологетов наивного искусства. Чтобы увидеть это, можно сравнить его картины с работами некоторых современных коллег по арт-наиву. Чтобы не отвлекаться от «продуктовой» тематики, возьмем одну из излюбленных тем Ботеро – пикники.
(если кто-то считает дам, изображенных Ботеро слишком пышными, значит вы просто не читали статью “Полнота жизни Берилл Кук” 🙂 )
Один из старейших художников-примитивистов, лидер хорватского наивного искусства — Иван Генералич (1914- 1992). Отсутствие профессиональной выучки, крестьянское происхождение и сельская тематика картин, не помешали ему с 1953 года получить признание во всей Европе. Крестьянская жизнь предстает в его работах как бы увиденной изнутри, что придает им удивительную экспрессию, свежесть и непосредственность.
Картину, где под Эйфелевой башней хорватский дедушка пасет коров, можно счесть скрытной усмешкой в адрес парижского бомонда, стоит только глянут на фото автора: скромная закуска из колбаски, хлеба и лука, разложенных на табуретке; кошелка на дощатом полу, одет в потертую дубленку… Генералич по жизни непритязателен и мудр. Французский романист Марсель Арлэн писал про него:” Он рожден землей. Он обладает мудростью и очарованием. Ему не нужны учителя.”
Многие художники современного «наивного искусства», кажется, не избежали очарования произведений предшественников. Но, при этом, в непосредственность художественного выражения, присущую арт-наиву, они привносят неведомые западным европейцам элементы «соцкульта». Как пример, приведем несколько декоративных жанровых сценок белорусской художницы Елены Наркевич, много лет назад эмигрировавшей в Испанию. Ее картины — ироническая реконструкция идеализированного мира, приснопамятного общего прошлого, хорошо знакомого всем жителям бывшего СНГ. Они переполнены ностальгическими флюидами исчезающей эпохи соцреализма с запахами кухни, где готовят оливье и суетятся хозяйки в ожидании гостей, где дачи заменяют загородные дома, а пикники называются вылазками на природу.
И хотя в работах Елены Наркевич присутствует большинство формальных признаков жанра «наивного artа», вроде искажений в геометрических аспектах, нерафинированность цвета на композиционных планах, утрированные пропорции фигур и прочие маркеры арт-наива, но эксперты относят подобные произведения к псевдо-наивному искусству или «искусственно наивному», — когда художник работает в подражательной манере. (Еще одну черту наивного искусства — нарочитую «детскость» изображения – довела до коммерческого совершенства художница Евгения Гапчинская).
В схожей с манерой Елены Наркевич пишет свои картины художница родом из Донецка — Анжела Джерих. О ее творчестве мы уже рассказывали в статье «Украинская с перцем или back in USSR».
Внутренний мир рисунков Анжелы Джерих иногда сравнивают с магией изображения персонажей в фильмах Феллини. Художнице удаются иронические и, в тоже время очень любовные, «иллюстрации ушедшей эпохи» соцреализма. В дополнение к этому, Анжела обладает элегантной фантазией и может по-пушкински фиксировать «прекрасные мгновенья» жизни.
О ее коллеге по «арт-наивному цеху», московском художнике Владимире Любарове, мы тоже рассказывали. Серия его работ под названием «Едоки», хоть и радует глаз съестными натюрмортами, но эту «гастрономическую реальность» он не выделяет саму по себе. Она является лишь поводом к тому, чтобы продемонстрировать жизнь своих персонажей, их характеры и чувства. Прочитайте статью «Фантазер из Пермилово». Там же можете ознакомиться с его забавными и душевными картинами. (Или на его персональном сайте www.lubarov.ru).
Если Любаров от цивилизации сбежал в поселок, чтобы там рисовать свои картины и заниматься натуральным хозяйством, то «наивный художник» Валентин Губарев из Нижнего Новгорода переехал в Минск. (Словно для того, чтобы восполнить потерю от эмиграции Елены Наркевич 🙂 ).
Картины Валентина Губарева, о которых можете прочитать в статье на нашем сайте, обладают невероятной притягательной силой и обаянием. На них эмоционально и позитивно реагируют даже далекие от искусства люди. В его произведениях кроется некое простодушие и ирония, озорство и грусть, глубокая философия и юмор. На его картинах — множество действующих лиц, деталей и предметов, как на балконе панельной пятиэтажки, заваленном вещами нескольких поколений жильцов. Но, как точно подмечают ценители его картин: “много всего, но ничего лишнего”. За страсть к мелкой деталировке картин его называют «белорусским Брейгелем». Сравните сами – слева Брейгель в оригинале, а справа одна из сотен схожих картин Губарева. (Кстати, ювелирно используя миниатюры, Брейгель на своей картине изобразил 118 пословиц из скандинавского фольклора).
В целом, возникновение примитивизма было вызвано, с одной стороны, неприятием современной урбанизированной жизни и подъемом массовой культуры, а с другой — вызовом изощренному элитарному искусству. Примитивисты стремились приблизиться к чистоте, эмоциональности и незамутненной ясности народного или детского сознания. Эти веяния коснулись многих художников Европы, Америки и России.
Нельзя не упомянуть о ярком представителе искусства наива и примитивизма на рубеже XIX—XX веков, французском художнике Анри Руссо. Его картины вообще сложно охарактеризовать словами из-за буйства фантазии и несравнимой ни с кем манеры рисунка. Живописью он стал заниматься уже в зрелом возрасте, не имея соответствующего образования. Часто рисовал экзотические джунгли, которых никогда в жизни не видел. Не обращая внимания на многочисленные упреки, что «так может рисовать и ребенок», Руссо шел по тропе своего призвания. В результате его настойчивость оказалась тем архимедовым рычагом, который перевернул мир изобразительного искусства: гений Анри Руссо признали, а новое поколение художников перехватило у него палочку эстафеты.
Черты примитивизма были присущи и творчеству великих французских живописцев, Полю Гогену и Анри Матиссу. Только посмотрите на гогеновских “Таитянок с манго” или на бурную «Радость жизни» Матисса: вылазка на природу в полном разгаре. (Недаром Матисс был фовистом).
В России были свои группы приверженцев стиля наивного искусства. Среди них участники творческих сообществ “Бубновый валет” (П. П. Кончаловский, И. И. Машков), “Ослиный хвост” (М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, М. З. Шагал) и другие.
Одним из гениев примитивизма по праву является Нико Пиросмани. Этот художник-самоучка из маленькой грузинской деревни перебивался нищенским доходом, торгуя молоком. Свои картины он часто дарил покупателям или отдавал перекупщикам в надежде выручить немного денег. Веселые застолья, сцены крестьянской жизни, природа — вот темы, которые вдохновляли Пиросмани. Все пикники и празники на его картинах обладают характерными национальными особенностями. Одиночество и растерянность художника-самородка в сутолоке городского мещанства оборачивается на его полотнах философскими раздумьями о месте человека (и вообще живого существа) в мире, а его пиры и застолья говорят о мгновениях радости земного бытия.
Можно и дальше продолжать приводить примеры, но даже из маленького экскурса становиться очевиден мультикультурный феномен наивного искусства. Подтверждением тому могут быть сотни музеев и галерей, где хранятся картины «наивных художников». Или суммы продаж произведений naive artа, исчисляемые в сотнях миллионов долларов.
Жанр примитивизма оказался живучим и адаптируемым, как все простейшие в природе. Развивалось наивное искусство не благодаря академическим «искусственным» наукам (художники арт-наива зачастую не имели образования), а скорее вопреки, ведь средой зарождения и обитания наивного искусства являются глубоко природные, малодоступные ученым и критикам явления, где царит всемогущий гений Человека.
В случае с произведениями жанра naive art, мы полностью солидарны с выражением Луи Арагона: “Наивно считать эти картины наивными.”
www.art-eda.info
Картины в стиле Наивное искусство!!!
«Картины Наивное искусство. Стиль Наивное искусство»
Наивное искусство (англ. naive art) - одно из направлений примитивизма XVIII-XXI вв., включающее как самодеятельное искусство (живопись, графику, декоративное искусство, скульптуру, архитектуру), так и изобразительное творчество художников-самоучек.
Картины в стиле Наивное искусство. Наивное искусство имеет своих поклонников и ценителей. Многие коллекционеры собирают коллекции картин, которые относятся к наивному искусству.Художники наивного искусства. К художникам наивного искусства относят художников-самоучек и профессиональных художников имитирующих стиль наивного искусства.
Наивное искусство является нашим общим культурным явлением и наследием. Для сохранения работ наивного искусства создаются специальные музеи наивного искусства.Наивное искусство. Наивное искусство в России. Музей наивного искусства в Москве. Московский музей наивного искусства создан 23 июня 1998 года и является государственным учреждением культуры. Московский музей наивного искусства находится в ведении Комитета по культуре города Москвы Правительства Москвы. В России есть и другие музеи наивного искусства.В российских музеях, в том числе в музеях наивного искусства, хранится очень много картин художников наивного искусства.
Российское наивное искусство. Творчество наивных художников как один из пластов современного отечественного искусства требует серьезного и вдумчивого изучения, в котором не может быть места поверхностным и крайним суждениям, нередко встречающимся в обиходе.Наивное искусство в России. В российской художественной практике всегда присутствовало наивное искусство, но только в последние десятилетия наивное искусство русских российских художников получило эстетическое признание.
Наивное искусство в России. Долгое время в России доминировало мнение о некоей его «второстепенности». При этом забывали, что ранние авангардисты, постмодернисты и художники-концептуалисты в поисках новых изобразительных форм обращались к непосредственности и простодушию наивов. Интерес к творчеству самоучек проявлял Шагал, к русскому лубку обращался Малевич, особое место занимал наив в творчестве Ларионова и Гончаровой. Во многом благодаря приемам и образам наивного искусства успех сопутствовал показам работ Кабакова, Брускина, Комара и Меламида.
Наивное искусство в России. Русский российский наивный художник, в отличие от своего зарубежного коллеги, массового признания пока не получил. Он живет своим отдельным миром, мало связанным с реальной художественной жизнью. Он не всегда находит понимание и крайне редко обременен заказами. Он не уверен в своей включенности в общий художественный поток, поскольку не имеет «школы» и технологической оснащенности. Он самостоятельно ищет и находит новые средства выразительности, новые формы и приемы, не претендуя на роль лидера или первопроходца.Потенциал российского наивного искусства. Российское наивное искуство постоянно пополняется новыми самодеятельными художниками. Вполне возможно, что в бурном XXI веке, в России появятся новые яркие талантливые самобытные художники и принесут российскому наивному искусству мировую славу.
Наивное искусство имеет своих поклонников и любителей. Наивное искусство обязательно найдет своих талантливых авторов. Наивное искусство имеет будущее.
Картины наивное искусство музей наивного искусства наивное искусство картины галерея наивного искусства наивное искусство в россии Зарубежное наивное искусство
www.picture-russia.ru