Набросок, зарисовка, рисунок. Набросок картины


Наброски карандашом – первый шаг к освоению изобразительного искусства

Любая творческая работа начинается с освоения азов интересующего вида искусства. Так, для игры на музыкальном инструменте необходимо выучить ноты и проиграть немало этюдов. Прежде чем начать хорошо танцевать, желательно подготовить своё тело физическими упражнениями. Изобразительное искусство строится на приобретении умения переносить окружающий мир на плоскость. Это может быть бумага, холст, изделия из дерева, металла и т. д. Первым шагом в освоении рисования могут стать наброски карандашом на бумаге.

наброски карандашом

Подготовка к работе

Само понятие набросок подразумевает в себе изображение чего-либо без прорисовки всех деталей. При этом сам рисунок должен передавать суть, нести информацию. Допускается выделение некоторых деталей.

Прежде чем начать рисовать карандашом, необходимо подобрать его по уровню жёсткости. Существует три основных вида:

  • Твёрдые (ТВ, НВ) - используются для лёгких, едва заметных линий.
  • Средней мягкости (ТМ) - ими подчёркиваются более выделяемые и чёткие элементы.
  • Мягкие карандаши (М, В, 2В, 4В) - хорошо подходят для ретуширования (выделение наиболее тёмных мест и ярко выраженных деталей).

Второе, что необходимо учитывать при работе над набросками и зарисовками – это бумага. Очень гладкая, почти глянцевая структура затруднит нанесение частиц грифеля карандаша, а сильно шершавая, наоборот, сделает работу похожей на тиснение. Если «на глаз» ещё тяжело определить, то можно попробовать где-нибудь с краю сделать несколько штрихов, подобрав оптимальный для себя вариант бумаги.

Зарисовки карандашом не должны занимать много времени. В среднем это 5-7 минут. Начинать лучше с простых элементов. Это может быть ветка дерева, несложный цветок, предмет интерьера. Цель - передать узнаваемость и смысл рисуемого объекта в нескольких штрихах. Не стоит переживать, если сразу не получится. Прежде чем работа будет доведена до автоматизма, пройдёт достаточно времени, но оно того стоит. А если к усердию присоединится ещё и талант, то результат может превзойти все ожидания.

зарисовки карандашом

Основные требования к работе над набросками

Начинать наброски карандашом надо в такой последовательности:

  1. Выбрать ракурс, определить расположение на листе, отметить размер.
  2. Определившись со всеми параметрами, необходимо наметить несколькими штрихами изображаемый объект.
  3. С помощью штриховки подчеркнуть более тёмные места (это может быть тень или углубление).
  4. Если объект находится в движении, постараться указать направление.
  5. Для придания реалистичности можно прорисовать отдельную деталь, например, глаза, лепесток цветка, наиболее выделяющуюся часть предмета.
  6. Штрихи наносятся быстрым и чётким движением. Не допускается обводить, но при этом можно накладывать новые линии поверх уже нанесённых.

наброски рисунков карандашом

Делая наброски карандашом, первое время можно использовать ластик, в дальнейшем его нужно исключить (характерная особенность зарисовок и набросков – отсутствие возможности затирания).

Не нужно бояться неточностей в пропорциях, нанесения лишних линий - всё приходит с опытом. С каждой последующей работой погрешности будут уменьшаться, линии становиться чётче. Это называется «набить руку». Но даже первые работы, выполненные неуверенной рукой, могут пригодиться.

рисовать карандашом

Наброски как основа будущих картин

Сделанные в разное время и различных местах наброски карандашом, несмотря на примитивность и кажущуюся незаконченность, могут послужить для создания полноценной картины. Например, из сделанных зарисовок различных цветов может получиться хороший натюрморт. При рассматривании набросков летящих птиц, веток деревьев, память восстановит недостающие элементы окружающей природы, что позволит создать пейзаж.

Каждый набросок несёт в себе частичку жизни, маленький миг, перенесённый на лист бумаги. Выполненный за короткий промежуток времени, он может стать на будущем полотне памятью на долгие годы.

наброски карандашом

Положительные стороны в работе

Если часто выполнять наброски рисунков карандашом, вырабатывается своя техника, точность движений, уверенность в результате. С каждой последующей зарисовкой улучшается способность видеть главное, не обращая внимания на второстепенные детали. Расширяется кругозор, вырабатывается наблюдательность, развивается зрительная память.

Зарисовки карандашом могут делать люди разного возраста, независимо от рода деятельности и места проживания, уровня достатка и положения в обществе. Для этого необходимо только желание и стремление достичь результата, а карандаш и кусочек бумаги найдутся у каждого.

fb.ru

Набросок? Зарисовка? Эскиз? — АртГрад

Когда замыслит дивный ум создатьНевиданные облики – сначалаОн лепит из простого материала, Чтоб камню жизнь затем двойную дать. И на бумаге образ начертать, Как ловко бы рука не рисовала, Потребно проб и опытов немало, Чтоб мудрый вкус мог лучшее избрать. Микеланджело

Как часто возникает вопрос, что такое набросок, а что зарисовка? Пытаясь разобраться в этом вопросе, перелопатив кучу литературы и просторы интернета, собрав все в одно целое, и у себя в голове и на листе, получилось следующее. То что, главным источником получения знаний и практических навыков в изобразительном искусстве является систематическое рисование с натуры, по памяти и представлению, сомнений не вызывает, ясно и понятно. При этом при работе с натуры, по памяти и представлению можно выполнять как быстрые наброски, так и более основательные рисунки – продолжительные зарисовки и эскизы. Владение наброском и умение быстро выполнять зарисовки в профессионально–практической сфере предпочтительнее длительного рисования, поскольку кратковременный рисунок дает наглядное представление о творческом замысле, и в дальнейшем он может стать ценным справочным материалом при работе над композициями и в творческой работе с целью «овеществления» замысла в материале. Наряду с этим набросок служит эффективным средством познания окружающей действительности. Набросок порождает постоянную потребность и интерес ко всему новому.

Набросок – это обобщенное изображение, которое выполняется за короткий промежуток времени и с минимальным количеством графических средств. Наброски отличаются именно краткосрочностью. Характерная особенность наброска — простота, обобщенность, широта в передаче формы объекта. Художник с наиболее возможной быстротой рисует то, что заинтересовало, привлекло его внимание.

Зарисовка - рисунок с натуры, выполненный преимущественно вне мастерской с целью собирания материала для более значительной работы или как упражнение. В отличие от подобного по техническим средствам наброска исполнение зарисовки может быть очень детализированным.

Эскиз (фр. esquisse) - предварительный набросок; подготовительный набросок этюда или картины. В процессе работы с натуры эскиз используется в качестве вспомогательного материала.

Различие способов, которыми пользуются при исполнении набросков, позволяет наметить шесть типов набросков:1. Наброски, исполняемые от начала до конца непосредственно с натуры, одновременно с параллельным наблюдением ее (если при этом время исполнения не ограничивается, такой набросок с натуры может превратиться в зарисовку).2. Наброски, исполняемые комбинированным способом (сначала по наблюдению с натуры, а затем без натуры — по памяти).3. Наброски, исполняемые только по памяти, то есть через некоторый промежуток времени после наблюдения, на основе закрепившихся в сознании зрительных восприятий.4. Наброски по представлению («от себя»), связанные со способностью человека вызывать в своем уме представления о конкретных ранее воспринятых предметах, живых объектах и явлениях окружающего его мира.5. Наброски, выполненные комплексным способом, то есть с (применением всех вышеперечисленных способов работы, включая также и работу по представлению («от себя»).6. Наброски рисунка по воображению — изначальное воплощение в обобщенном изображении любого творческого замысла или художественного образа, темы, сюжета и тп (набросок-эскиз), которое исполняется на основе восстановления и соединения своих представлений о предметах и явлениях.

Как ни парадоксально на первый взгляд, но при выполнении свободных набросков и зарисовок зачастую бывает очень полезно не "думать", а просто быстро и много рисовать. В результате что-то получается не хуже, чем при длительной мыслительной работе. Одно совершенно точно - чем больше и чаще выполняются наброски, тем лучше они получаются.

art-grd.com

Наброски

Набросками называют быстрые, лаконичные, небольшого размера зарисовки. В них передается общее впечатление от натуры, наиболее главное и существенное без проработки деталей: характерные пропорции, движение, индивидуальные особенности. Наброски — это одна из самых ответственных областей профессионального обучения. Умение рисовать с натуры еще недостаточно для творческой деятельности. Чтобы творить, художник должен знать жизнь, научиться самостоятельному мышлению, анализу, уметь наблюдать, накопить пластические мотивы. Все это приобретается только в результате постоянного выполнения набросков.

Особенно необходима художнику наблюдательность. Это основное качество мастера изобразительного искусства, характерная черта каждого художника. Наблюдательность дает возможность заметить в жизни интересные моменты, важные явления, процессы, которые являются содержанием и основой художественного произведения. Без наблюдательности художник не в состоянии создать выразительный художественный образ, самостоятельно составить композицию или просто придумать тот или иной сюжет. Без наблюдательности невозможно самостоятельно находить изобразительный мотив в окружающей действительности.

Наблюдательность приобретается в результате выполнения ежедневных зарисовок и набросков. Где бы ни находился художник — он всегда должен рисовать: на улице, в трамвае, на заседании, на рынке, в гостях, в зоопарке — словом, всегда, везде и всюду.

Чтобы решать сложные и наиболее интересные задачи наброска, надо овладеть знаниями и навыками изображения простых заданий. Поэтому в начальной стадии обучения не следует браться за выполнение творческих элементов наброска: выразительности художественного решения, непринужденности исполнения и т. п. Это не под силу начинающему рисовальщику. Тематика набросков должна развиваться, в соответствии с важным дидактическим принципом обучения — от простого к сложному: поначалу зарисовки несложных по форме предметов домашнего обихода, интерьера, экстерьера, элементов пейзажа, я затем головы и фигуры человека в движении, сложных позах, ракурсах, сюжетных мотивах. Начальный период выполнения учебных набросков играет важную роль в процессе овладения изобразительной грамотой. Систематические и многочисленные зарисовки различных предметов развивают глазомер, воспитывают чувство пропорций и многие другие профессиональные качества.

Начинающие рисовальщики стремятся быстрее перейти к изображению обнаженной фигуры человека. Действительно, это интересная работа. Но успешно выполнять ее можно, лишь обладая определенными знаниями и навыками, полученными в результате выполнения более простых заданий. Поэтому на первоначальной стадии обучения нельзя пренебрегать выполнением набросков с различных бытовых предметов, элементов растительного мира, построек, интерьера и т. п. Этот важный период учебных набросков всегда признавался и высоко оценивался выдающимися художниками и педагогами. В педагогической деятельности К. П. Брюллова, П. П. Чистякова, И. Е. Репина, Д. Н. Кардовского такие наброски всегда находили достойное место. Так, ученику, плохо видевшему пропорции П. П. Чистяков советовал ежедневно делать наброски с бытовых предметов. В мастерской И. Е. Репина учебные наброски тоже были непременной частью учебного процесса. Учебно-методическое значение набросков высоко ценил Д. Н. Кардовский. Главной особенностью его системы обучения рисунку были многочисленные, ежедневно выполняемые наброски с самых разнообразных предметов.

Роль набросков этим не ограничивается. Главное значение выполнение наброска приобретает в воспитании творческого отношения к процессу изображения, способности находить методы и средства достижения выразительности и образности. Материал зарисовок служит отправным материалом для создания графических и живописных композиций.

Порядок выполнения любого наброска подчиняется общим обязательным принципам процесса любого изображения (длительного или кратковременного): от общего к частностям, от больших, главных масс к более мелким, второстепенным, сохраняя впечатление целостности. Вначале следует решить его композицию, расположение одного или нескольких рисунков на листе, с учетом «звучания» каждого наброска и листа в целом.

При рисовании различных предметов быта следует в общих очертаниях прежде всего правильно конструктивно и перспективно построить их, передать пропорции. Простые формы предметов, близких к геометрическим телам (стол, шкаф, ведра, кастрюли), необходимо изображать быстро и верно в любом их повороте и положении к линии горизонта. В некоторых случаях зарисовки этих предметов сопровождаются передачей светотени, без основательной ее проработки, без характеристики деталей.

В набросках и зарисовках различных объектов современной техники необходимо исходить из конструктивной сущности: в первую очередь необходимо определить и наметить в рисунке главную опорно-конструктивную основу, на которой конструируется весь объект. Например, при рисовании автомашины следует начать набросок с установления самых общих очертаний машины, определяя главные пропорции, длину, ширину, высоту, а затем перейти к рисованию основных деталей. Следовательно, принцип рисования любых таких объектов строится на общих правилах процесса изображения: в первую очередь намечается основополагающее в конструкции и пропорциях, а затем рисунок обогащается характерными деталями.

Набросок пейзажа

В набросках пейзажа следует позаботиться вначале о выборе наилучшей точки зрения, с которой пейзажный мотив смотрится наиболее выразительно. Набросок пейзажа должен быть интересно закомпонован. Очень важно с самого начала определить соотношение земли и неба, проведя линию горизонта. В соответствии с линией горизонта намечаются главные части пейзажного мотива, пропорции больших масс, сравниваются размеры рисуемых объектов, их пространственные положения.

Для успешного изображения животных надо хотя бы в общих чертах знать их анатомию. Рисующий должен приучиться угадывать под внешним покровом конструкцию тела животного, понимать взаимосвязь костей скелета, знать расположение основных костей, местонахождение и механизм суставов. Каждому виду животных свойственны свои характерные пропорции, которые изменяются с возрастом.

Большую привлекательность и вместе с тем немалую трудность представляет рисование животных и птиц в движении. Именно в движении наиболее полно раскрывается пластическая характеристика рисуемого животного. Механика этих движений имеет свою специфику, которую необходимо учитывать при рисовании. Процесс ходьбы или бега у многих животных состоит из ряда связанных между собой чередующихся элементов: очередность выноса ног, симметричность их движения при ходьбе и легком беге и т. д. Каждому движению соответствует определенное положение костей, поэтому еще раз следует подчеркнуть важность изучения скелета животного, анатомии мышц.

Выполняя наброски с различных животных, необходимо присматриваться к их поведению, характерным особенностям формы. Поэтому не следует делать большое количество набросков. За одно посещение зоопарка достаточно зарисовать пять-шесть животных, но зато более внимательно изучить их.

В наброске большое значение имеет характерное и типичное для той или иной модели. Очень важно поэтому сохранить, донести до зрителя эти особенности, выявить, подчеркнуть их. Эта образная сторона чрезвычайно важна именно в наброске. Привычная, характерная для того или иного животного или птицы манера держаться, двигаться, все неповторимое, присущее только данному объекту, должно подмечаться, выявляться рисующим, иногда в нужной степени «обостряться», обыгрываться таким образом, чтобы создавалось убедительное представление о натуре.

Необходимо наблюдать животных в самых различных положениях, рисовать их с разных точек зрения. Внимательный художник не только точно передаст очертания тела животного, его пропорции, но и схватит его «повадку», создаст образное представление о нем.

Искусство наброска существенно отличается от рисования с натуры.

Набросок отличается от рисунка большой суммарностью, лаконичностью восприятия. Художник не столько анализирует объект рисования, сколько создает графическое выражение предмета на основании уже имеющегося у него знания о нем, проверяя свои представления в непосредственном наблюдении. Это важно в образном рисовании.

Учащимся следует соблюдать правильную последовательность работы над наброском: быстро рассмотреть, осмыслить, оценить рисуемый объект, мысленно решить вопросы композиции, увидеть будущее изображение на листе, отметить легкими засечками границы (наиболее выступающие точки) наброска. Обычно достаточно отметить верх и низ изображения для вертикальной композиции или правый и левый края при горизонтальном размещении, затем легкими штрихами установить пропорции, движение изображаемой натуры, переходя в конце к уточнениям и обобщению рисунка.

Пока у рисующего мало опыта, не стоит стремиться к особой легкости, виртуозности, технической ловкости выполнения набросков. Эти качества со временем придут, а пока они не должны быть самоцелью. Гораздо важнее добиваться конструктивной, анатомической правильности изображения.

Набросок головы человекаГолова и фигура человека — это самые интересные и сложные объекты для изображения. Эти зарисовки занимают преимущественное место в работах учащихся старших курсов. С принципами изображения головы и фигуры человека студенты основательно знакомятся во время академических занятий по рисунку. Что касается изображения человека в набросках, то здесь можно дать некоторые дополнительные рекомендации.

Зная анатомическое строение головы и фигуры человека, имея навык в набросках бытовых предметов и животных, студенты легко могут справиться с задачами изображения человека в набросках. При работе над набросками головы и фигуры не делают детального построения изображения, не занимаются тщательной проработкой светотени. Основой наброска является передача пропорций, движения, характера. Эти качественные моменты достигаются с помощью небольшого количества изобразительных средств за короткое время .

Делая набросок головы человека, рисующий прежде всего заботится о том, чтобы быстро и убедительно передать свое впечатление об изображаемом человеке, выявить наиболее характерные особенности его облика, внутреннего мира, настроения и т. д. Процесс же построении изображения, последовательное рисование формы, сравнение частей в данном случае протекает более скрытно и быстро. Рисующий занимается построением как бы попутно. Его внимание сосредоточено на задаче выразить главное, типичное, суметь выразительно и лаконично рассказать об изображаемом человеке.

В набросках большую роль играет острота характеристики изображаемого объекта, образное решение. Причем быстрота выполнения набросков (даже самых коротких по времени) отнюдь не предполагает, не оправдывает наличия в них ошибок, неправды, безвкусицы, дробности и т. д. Набросок должен быть цельным и по возможности свободным по исполнению, но специально заботиться о «свободе» и «ловкости» исполнения не следует. Не техника, не прием, а содержание изображения, верность натуре должны прежде всего составлять заботу учащихся. Свобода в выполнении и техническое мастерство приходят с опытом, после большого количества сделанных набросков.

Одной из наиболее интересных, но вместе с тем и сложных задач, возникающих при работе над набросками, являются зарисовки групп людей, различных сценок, наблюдаемых на улице, дома, в институте и других местах. Чаще всего такие наброски выполняются очень быстро, поскольку рисующий изображает не специально позирующих людей, а фиксирует свои жизненные наблюдения, рисует людей в самых разнообразных ситуациях, различной обстановке.

В этом заключается большая ценность подобных зарисовок. Но это же составляет и немалую трудность для рисующих. Сложность выполнения таких набросков состоит также и в том, что наряду с выразительным изображением отдельных фигур надо найти то общее, что объединяет людей, увидеть их в определенном единстве.

Набросок группы людейНеобходимо заботиться о композиции, цельности набросков, сразу решая размещение всех фигур, намечая всю группу, переходя затем к характеристике каждого персонажа, сравнивая фигуру по пропорциям, характеру, жестам, движениям. Рисующий должен помнить о характеристике целого, о должном обобщении наброска. В более проработанных набросках наряду с решением этих задач должны, хотя бы в общих чертах, даваться индивидуальные характеристики фигур во взаимосвязи, как части единого целого.

Групповые наброски, равно как и наброски отдельных фигур, дают учащимся большую практику и богатый материал для работы над композицией.

Собранный в результате таких зарисовок материал становится золотым фондом художника, из которого он черпает темы своих будущих произведений, выбирает типаж действующих лиц картины, иллюстраций, опирается на этот натурный материал, добиваясь убедительности решения своих композиций.

Линия в наброскеНаброски могут быть выполнены с помощью линий, имеющих разную толщину и активность, в других случаях художник может использовать средства светотени, тонального пятна, лаконично передавая общую форму, силуэт, характер освещения, объем и материал.

Линия в наброске обладает большими изобразительными возможностями. Пользуясь только одними линиями, не вводя в рисунок светотени, можно не только изобразить пропорции объекта, но и передать его положение в пространстве, объем и характер освещения.

В линейном наброске, в зависимости от характера формы и освещения, линии должны быть разными по тону, от самого светлого до самого темного, разнообразными по толщине, резкими и расплывчатыми, сплошными и прерывающимися. Они то усиливаются, то слабеют, то приближаются, то удаляются, исчезая совсем и вновь появляясь во всю силу. Аккуратное вырисовывание формы непрерывными линиями одинаковой толщины придает рисунку сухой, резкий и вместе с тем вялый вид. Такой рисунок так же скучен, как монотонное пение или чтение без понижения и повышения голоса. Самый правильный по пропорциям и перспективе рисунок, обведенный жесткими и одинаковыми по толщине линиями, будет производить неприятное впечатление сухого чертежа. Когда же линии в рисунке разнообразные: то сильные и жирные, то легкие и еле заметные — тогда линейный набросок хорошо вписывается в плоскость бумаги, становится объемным, пространственным и живым.

Различные изменения в характере линий не должны быть случайными и произвольными, они должны быть связаны с натурой. При изменении положения и освещения формы предмета его контур, т. е. видимый край формы или границы поверхностей, тоже меняется, а там, где этот край по тону сближается с тоном фона, контур может быть незаметным. Поэтому в наброске контурные линии и границы поверхностей передаются штрихом разного качества как по тону, так и по ширине и мягкости. В теневых частях предмета линия рисунка проводится сильным нажимом карандаша, в освещенных и на выпуклых частях предмета — слабым нажимом. Те детали, которые в натуре находятся на первом плане и бросаются в глаза с первого взгляда, изображаются резче и отчетливее, а те из них, которые едва улавливаются взглядом или находятся на заднем плане, рисуются тонкими, светлыми и прерывистыми линиями. На форме человеческого тела нет ни одной прямой и геометрически правильной плоскости. Поэтому и граница объема — линейный контур должен быть таким же плавным, меняющимся в зависимости от характера формы, ее движения и положения по отношению к источнику света.

Для более быстрого и правильного выявления характера линий, подчеркивающих форму, следует, глядя на натуру, прищурить глаза, чтобы видеть ее более обобщенно. В этом случае лучше выявляется характер контурных линий предмета. На рисунках выше даны примеры учебных набросков, в которых можно видеть интересную, живую и разнообразную линию, передающую и конструктивные особенности формы, и ее фактурные качества, и пространственное расположение.

Светотень в наброскеПо мере накопления опыта в быстром линейном рисовании в набросок можно вводить и светотень, стараясь большими теневыми пятнами передать объем.

Кроме набросков с натуры, необходимо делать упражнения в набросках по памяти. Эти наброски рекомендуется выполнять после окончания работы над длительным учебным рисунком. На основе создавшегося от изученной натуры впечатления рисующий восстанавливает по памяти самые общие, характерные черты ее. Это хорошо тренирует зрительную память и развивает способность к острому восприятию главного, типичного, интересного. Наброски по памяти бывших натурных объектов могут считаться первыми упражнениями по композиции.

Не менее полезны наброски по представлению, которые выполняются без натуры на основе наблюдений. Эти упражнения развивают зрительную память и воображение, помогают накапливать опыт; фантазировать, мыслить образами доступно лишь тому, кто имеет большой запас представлений, приобретенных в результате многолетнего рисования с натуры.

Итак, пропорции, движение и характер — вот те свойства натуры, которые передаются в наброске. Если все эти условия соблюдены, то набросок может иметь и самостоятельную художественную ценность.

Одновременно с наброском надо заниматься длительным рисунком, так как чрезмерное увлечение наброском в ущерб длительным заданиям, вместо того чтобы воспитать глаз и наблюдательность может приучить к поверхностному легкомысленному отношению к форме.

Материалы и техника набросков

Для набросков можно использовать бумагу разных сортов, различную по размеру, цвету, тону, шероховатости. Для набросков пером хороша гладкая, плотная бумага, на которой не расплываются чернила или тушь. Для одноцветных и цветных набросков акварелью, тушью более подходит бумага, не слишком впитывающая воду, слегка шероховатая. Для выполнения набросков можно использовать карандаши, средние и мягкие по твердости, уголь, сангину, соус, чернила, тушь, акварель, акварельные и пастельные мелки, фломастеры. Можно применять и мягкие цветные карандаши, если только уметь со вкусом подбирать необходимое сочетание цветов. Например, нецелесообразно использовать зеленые и синие карандаши для зарисовок портрета и фигуры человека. Темные и теплые тона для этих целей более привлекательны.

Набросок мокрым соусомСоусом работают сухим и мокрым способом, если его предварительно развести водой до нужной плотности и палочкой рисовать по влажной бумаге. Наброски в этом случае хорошо передают тональные особенности натуры.

Интересны по своим изобразительным возможностям различные фломастеры. Особенно с такими фетровыми стрежнями, которые позволяют рисовать и тонкими, и широкими линиями, и быстро покрывать большие поверхности бумаги.

Для выполнения набросков часто пользуются одноцветной или цветной акварелью. Заливка акварелью (краской любой насыщенности) иногда сочетается с прорисовкой контура фломастером или пером. Наброски в несколько цветов более трудны, требуют времени, опыта.

Конечно же, они должны оставаться графическим изображением, но не живописным, где более внимательно передаются цветовые отношения между отдельными предметами и фоном.

Работа неразбавленной тушью (или разведенной водой) производится мягкой акварельной или другой кистью. По технике эта работа аналогична работе акварелью (заливка).

Интересны наброски акварельными мелками по бумаге, чуть увлажненной (предпочтительны одноцветные наброски). Выбор материала и техники работы зависит прежде всего от замысла задачи, поставленной рисующим, от характера изображаемого объекта, личных склонностей и вкуса, умения владеть тем или иным материалом.

Наброски животных

Перед зарисовками с живой натуры, следует практиковаться в набросках с чучел птиц и животных. Такие наброски знакомят рисующего с характерными формами животного мира, развивают способность целостного видения. В наброске животного нужно стараться быстро схватить общую форму, присущие ей характер­ные особенности. Ограниченное время, которое отводится для та­ких набросков (5-10 минут), требует собранности внимания ри­сующего. Было бы желательно перед началом работы ознакомиться с основными особенностями строения скелета изображаемого живот­ного или птицы, что сделает дальнейшую работу осознанной, по­зволит все время чувствовать кости скелета под внешним покровом.

Вначале лучше выбирать для наброска чучела птиц, с оперением не слишком пестрым, что часто затрудняет поиски общей формы и невольно ведет в сторону детализации.

Чтобы иметь полное представление о форме животною, нужно сделать с натуры наброски чучела, поставленного в различных по­воротах, а затем наброски по памяти и по представлению.

Приобретя некоторый опыт работы в изображении чучел жи­вотных, можно перейти к зарисовкам живой натуры.

Первое время лучше делать зарисовки животных, находящихся в относительно спокойных позах, что облегчает определение общей формы.

В дальнейших набросках наряду с определением наиболее характерных черт формы нужно ставить и задачу передачи дви­жений, говорящих об определенных повадках данного животного.

Так как животное постоянно меняет позу, то набросок будет наиболее доступной формой его изображения непосредственно с натуры и послужит отправным материалом для дальнейшей твор­ческой работы в этой области. При всей трудности работы над за­рисовкой животного, меняющего свое положение, нежелательно, однако, прервав зарисовку одного животного, переходить к на­броску другого в надежде, что повторный сеанс будет более продолжительным. У неопытного художника это часто вызывает чув­ство досады и вносит в работу излишнюю нервозность. Если зари­совка выполняется в зоопарке, нужно поставить задачу более пол­ного ознакомления с характером одного из животных, так как это оставит в зрительной памяти определенный образ, который всегда можно воссоздать по памяти.

Известный советский художник-анммалист В. А. Ватагин, имею­щий многолетний опыт в рисовании животных, в своей книге «Изображение животного» рекомендует использовать в набросках следующий способ: «Вы рисуете, например, сидящего зайца. Он меняет позу; вы не успели его зарисовать. Оставляйте рисунок не­законченным и начинайте рядом зарисовывать ту позу, которую заяц принял, потом третью и т. д. У вас получается целая группа рисунков одного и того же животного в различных позах и разной степени законченности (в смысле схваченной позы). Животное в условиях зоопарка имеет ограниченные движения и часто повто­ряет одни и те же позы, рисующий имеет возможность возвра­щаться к незавершенным позам и доводить их до желаемой законченности».

В наброске животного, находящегося в сравнительно спокойной позе, можно передать основные выявляющие форму светотеневые отношения.

Дошедшие до нас рисунки Рембрандта, например, такие, как набросок слона и льва, выполненные итальянским карандашом, бла­годаря выразительной и довольно широкой штриховке оставляют впечатление массивности формы и мощи изображенных жи­вотных.

Среди графического наследия В. А. Серова видное место занимают наброски животных, выполненные очень скупыми средствами и отличающиеся мастерством в передаче характерной формы того или иного животного. Его иллюстрации к басням И. А. Крылова, где в рисунке персонажей художник использует и зрительную память, и опыт работы с натуры, свидетельствуют о глубоком знании характерных черт изображаемых животных.

Серов Валентин Александрович. Лев и Волк. Набросок

Серов Валентин Александрович. Лев и Волк. 1911

Серов Валентин Александрович. Лев. Набросок

Серов Валентин Александрович. Лев. Набросок. 1898-1899 гг.

 

Виды краткосрочного рисунка

Зарисовки окружающих нас в быту предметов наиболее до­ступны, просты и относятся в основном к начальному периоду обучения. Объектом зарисовок в самостоятельной работе могут быть самые различные предметы, но для начала лучше выбирать более простые по форме. Чтобы иметь полное представление о форме и пропорциях предмета, полезно делать зарисовки его в разных поло­жениях, с разных точек зрения.

Подробнее

 

 

Воспользуйтесь кнопками. Поделитесь с друзьями.

 

oformitelblok.ru

Набросок, зарисовка, рисунок — Традиция

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»

Среди многих видов изобразительного искусства, способов изображения на плоскости, выделяют живопись и рисунок.

Рисунок, в свою очередь, поглощает собой графику, акварель, другие формы и способы создания изображений, использующих цветопередающие свойства материала.

Набросок и зарисовка[править]

Особое место в составе рисунка занимают набросок и зарисовка. Известные определения этих понятий в изображении следует чуть подправить тем, что ни набросок, ни зарисовка не выполняются «предварительно, бегло, в общих чертах», а исполняются твердой рукой, спокойно, точно, с намерением уловить и передать самую суть изображаемого. Это своего рода афоризм, но не в изречении, а в изображении. Зарисовка это тот же набросок, но уточняющий фрагменты изображения в более крупной детальной проработке.

И хотя набросок с натуры и набросок по представлению родственны по сути, но в наброске по представлению все же явно просматривается наработка, манерность, повторяемость, что упрощает выразительность, лишает её неожиданности.

Как правило, прием, использованный в удачном наброске с натуры, не повторяется автором, он эксклюзивен, оригинален. Каждый раз автор ищет новые формы передачи своих эмоций в моментальном изображении — наброске.

Следует предположить, что не каждый способный рисовальщик в состоянии исполнить выразительный набросок. Чаще бывает, что хороший живописец или график остается в поколениях известен не серьезными живописными или графическими работами, но парой-тройкой удачных набросков. К тому же, удача в наброске есть фактор случайный, ибо нельзя из наброска в набросок изображать девицу на парковой скамье, меняя только позы — скучно; и речку в красивых берегах изображать надоедает. Видимо, поэтому даже у прекрасных рисовальщиков удачных набросков немного.

А.Яковлев. Дама с зонтом. Бумага, графитный карандаш.!911 А.Яковлев. Два художника. Бумага, графитный карандаш. 1910

Следует особо отметить популярность наброска в сравнении с другими изображениями на плоскости. Это понятно: кажущаяся простота рисунка привлекает, настраивает зрителя на соблазн если уж не последовать примеру автора понравившегося рисунка, то хотя бы скопировать рисунок. И это легко удается, порой копия интереснее оригинала. Но дальше дело не идет по вышеупомянутой причине.

Несколько слов о проблеме изображения. Чаще всего, прежде чем прикоснуться карандашом к чистому листу бумаги, рисовальщик ищет сюжет, видимую красивость, полагая, что она возьмет на себя трудности техники. Но красивости в очередях за их увековечением не стоят и тогда остается либо изображать всё подряд, либо «поломать» карандаш и завернуть его в белую бумагу. Но если попытаться справиться с отчаянием и изобразить веточку какого-нибудь придорожного куста, то может оказаться, что, во-первых, это не так скучно, как казалось, и, во-вторых, не так уж и просто. В-третьих, изображая /рисуя/ такую простоту можно прийти к открытию секрета искусства. Может оказаться, что не так и важно то, ЧТО ты рисуешь, а важно КАК ты справляешься с работой, достаточно ли ты техничен, грамотен в своем деле. И так далее. Невольно раскрываешь учебник.

Евгений Рындин. Рука. Бумага, карандаш.2006

Чем меньшими средствами достигается результат: тем эффектнее набросок. Чаще всего это просто линия, меняющая свою плотность.

В сложных пейзажах не всегда возможна передача с достаточной ясностью желаемого эффекта лишь одной линией, приходится прибегать к помощи собственных теней.

Вот примеры:

  • В. Алфеевский. Москва. На ул.Ст.Разина. Бумага, графитный карандаш. 1975

  • Евгений Рындин. К реке. Бумага, уголь. 2011

  • Hochschule fur Architektur. Учебный рисунок

Особенный эффект наброска достигается непроизвольной оригинальностью подачи, мгновенностью реакции рисовальщика, когда он, кажется, не успевает схватить уходящее очарование и в спешке ищет и находит способ фиксации:

Наброском чаще всего и управляет дефицит времени. Модель не хочет или не может дать рисовальщику лишнюю секунду и в этом, как раз, принципиальное отличие наброска от рисунка. В литературе приводятся случай, когда, например, художник Сомов два дня держал мальчика у мольберта, чтобы сделать … набросок, судя по результату, Но, конечно, эффект от такого «наброска», каким бы он ни получился, заметно ниже. Именно потому, что заметно.

Н. Купреянов. Стадо. Бумага, кисть, тушь. 1927

Но когда временем не ограничивается возможность побродить с карандашом рисовальщик может позволить себе многоплановые наброски на грани с понятием рисунок и разница тогда остается за тем, что в наброске отсутствуют детали и собственные тени. Тогда возможно появление на полях наброска зарисовок деталей и только для того, чтобы затем в более спокойных условиях исполнить на основе наброска графический рисунок или акварель:

  • Н.Фешин. Натурщица (обнаженная). Серая бумага, уголь. 1917

  • Евгений Рындин. На рынке. Бумага, уголь. 2006

Эта статья не ставит целью научить рисовать или даже дать исторический обзор понятия, но приведенными изображениями позволяет на краткий момент остановить внимание посетителя страницы, передать ему авторское очарование одной из форм выразительности.

В.Алфеевский. Москва. Колокольня Петровского монастыря. Бумага, карандаш. 1977

И несколько слов о таком интересном явлении: невозможности обратного процесса от рисунка к наброску. Это не лишний раз подтверждает уверенность в том, что набросок является самостоятельным форматом изображения со своими приверженцами и адептами, его исполнение обусловлено рядом правил и понятий. Строгое следование этим правилам и делает набросок привлекательным.

Следует особо подчеркнуть имитацию реальности в наброске. Желание рисовальщика изобразить предмет или пейзаж возможно похожим на реальность не учитывает того, что человеческий глаз управляет глубиной резкости видимого и, если человек рисует, например, собственную руку, то уже ничего не видит за пределами этой руки: ни дальше, ни ближе. В этой связи нет необходимости имитировать реальность, находящуюся вне пределов акцента изображения /пример с изображением собственной руки/, то есть она, эта реальность, не только может, но и должна иметь условное изображение. Другое дело как найти способ изображения этой условности. В конечном счете ни сам по себе пейзаж, ни сам по себе натюрморт, ни сам по себе портрет не могут быть целью рисовальщика — цель рисовальщика создать художественное произведение, где признаком оценки могут быть только техника, только манера, только стиль, только выразительность и, конечно, только художественность изображения. Зритель, если иметь в виду объективность, то есть количество посещений галереи, именно это и оценивает.

Евгений Рындин. Хуторок. Набросок, Б.,карандаш,2008

Графический рисунок[править]

Графический рисунок чаще всего исполняется мягким грифельным карандашом, угольным стержнем или кусочком березового угля, графитным карандашом, сепией, сангиной и тому подобным материалом, оставляющим след на подоснове. Если не вдаваться в подробности разнообразия таких материалов, — а их бесчисленное множество и появляются всё новые и новые, — то сам принцип графического рисунка можно достаточно понятно иллюстрировать вышеопределенными материалами.

  • Учебный рисунок. Б., карандаш

  • Евгений Рындин. Зеркало. Б., карандаш

  • Учебный рисунок. Б., карандаш

  • Евгений Рындин. Лариса. Б., кусочек березового угля, 2005

  • Евгений Рындин. Портрет в мягкой шляпе, Б., сепия, 2006

Рисунок по представлению можно считать наброском, пока сам автор не сочтет его окончательным вариантом и не приведет в соответствие с собственным пониманием его как рисунка.

  • Евгений Рындин. Распятие. Б., кар., 2012

  • Евгений Рындин. Похищение Европы. Б., кар., 2012

  • Евгений Рындин. Поцелуй Иуды. Б., кар., 2012

Акварельный рисунок[править]

По сути своей произведение, выполненное акварельными красками, может называться и акварелью и акварельным рисунком, но достаточное количество рисовальщиков склонны к технологии рисунка акварельными красками, которую правильнее было бы называть акварельной живописью. Статья не ставит целью копаться в технологиях работы акварельными красками — их много и они достаточно известны, тем не менее, может оказаться интересным склониться к образцам именно акварельных рисунков или даже образцам смешения рисунка и живописи. В основе акварельного рисунка лежит технология «a la prima», то есть решительное использование мазка, когда цвет или форма изображаемого предмета только намечается, как бы только предполагается, давая зрителю возможность довершить изображение своими представлениями. Иногда это становится интересным, привлекающим внимание.

  • Евгений Рындин. Владимирская башня. Б., акварель, акв. карандаш, гелевые чернила, 2001

  • Евгений Рындин. Пион. Б., акварельный карандаш, 2000

  • Евгений Рындин. Боровичи, Купол. Б., акварель, 2002

На правом рисунке сам купол выполнен отмывкой, всё остальное той самой технологией «а ля прима», то есть смешение технологий рисунка. Левый рисунок есть пример решительного отвлечения от натуры, где, действительно, объем, падающие тени, глубина резкости только намечены, а в угоду акценту главы башни вовсе исключена проработка основания башни. Это и можно назвать акварельным рисунком и никак уж не акварельной живописью.

traditio.wiki


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта