Описание картины Ильи Репина «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре». Софья картина
Описание картины Ильи Репина «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре»
Картина «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре» стала первой работой И. Е. Репина исторической тематике. Написана она была в 1879 году. В основу сюжета легли реальные события 1698 года, когда против Петра І был поднят бунт. Оказалось, что во всем виновата старшая сестра правителя Софья Алексеевна, которая в наказание за содеянное была отправлена в Новодевичий монастырь.
Идея Репина заключалась в том, чтобы максимально передать драму сильной женщины, которую лишили свободы. Это видно не только по ее позе, но и по выражению лица.
Художник изобразил свергнутую царевну в полный рост. Настоящую мужественность и силу удалось выразить в несколько «мужиковатой» фигуре и скрещенных на груди руках. Характеристика, которую дал Крамской это картине, считается одной из самых точных: «Софья Алексеевна похожа на тигрицу, которую словили и заперли в железной клетке».
Больше всего времени художник потратил на лицо царевны. Плотно сжатие губы, выпученные глаза, сдвинутые гневно брови. Кроме того, если присмотреться к картине, то можно увидеть контраст между неухоженными волосами и красивой, дорогой одеждой. Все это указывает на некоторое внутреннее смятение Софьи. Он воплощает собой страх. И, чтобы наглядно это продемонстрировать, Репин также изобразил испуганную монашку, зажатую в угол.
Все остальные детали картины были созданы для того, чтобы подчеркнуть основной образ. Темное освещение, неброский интерьер, тени, решетки. Все это создает сильную психологическую напряженность, что и передает общее настроение работы художника.
«Царевна Софья» считается достоянием мировой культуры. Дебют Репина в историческом портрете до сих пор считают одним из самых ярких среди художников той эпохи.
Описание картины И. Репина «Царевна Софья»
На картине изображена во весь рост крупная женщина в богатом одеянии. Интерьер дает возможность представить устройство богатой кельи для знатной особы: на стенах иконы, на столе скатерть. Сидящая за спиной царевны девочка в монашеской одежде робко смотрит на нее исподлобья.
Сама Софья – воплощение независимости и ярости. Сложенные на груди руки, горделивая осанка, распущенные волосы позволяют сравнить ее образ с непоколебимой в своей вере подвижницей. Черты ее лица суровы, глаза устремлены на зрителя, в сдержанной мимике чувствуется страдание от нанесенного оскорбления и душевной смятение, в позе – непопранность царского достоинства.
Сквозь решетку на окне виден силуэт повешенного стрельца – немого укора царевне, из-за которой гибнут люди.
Русский композитор, современник Репина, М. Мусоргский дал уничтожающую оценку картине «Царевна Софья». Работая над своей оперой «Хованщина», он глубоко вник в атмосферу XVII века, так что мог составить о картине свое суждение.
Он писал: «Моя мечта звала меня к маленькой толстоватенькой женщине, не раз испытавшей жизнь…, а увидел я …бабу, злую, но не озлобленную, бабу огромную, но не маленькую, всю расплывшуюся до того, что при ее величине… зрителю было мало места».
И. Репин «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 г.» (1879)
Посмотреть еще картины Репина И.Е. с описаниями
www.hudojnik-peredvijnik.ru
Tanais Gallery Ilya Repin. Tsarevna Sophia Alexeevna (Alekseyevna) in the Novodevitchy Convent. 1879. Oil on canvas. 204,5 x 147,7. The Tretyakov Gallery, Moscow, Russia. Peter I the Great and tsarevna Sophia Alexeevna The historical information Peter was born in 1672 in Moscow, Russia to Alexis I of Russia and his second wife Nataliya Kyrillovna Naryshkina, within the walls of the Kremlin. On 29 January, 1676, Tsar Alexis I died, leaving the sovereignty to Peter's elder half-brother, the weak and sickly Feodor III. Throughout this period, the government was largely run by Artamon Matveev, an enlightened friend of Alexis, the political head of the Naryshkin family and one of Peter's greatest childhood benefactors. This position changed when Feodor died six years later in 1682. As Feodor did not leave any children, a dispute arose between the Naryshkin and Miloslavsky families over who should inherit the throne. Peter's other half-brother, Ivan V, was the next for the throne, but he was chronically ill and of infirm mind. Consequently, the Boyar Duma (a council of Russian nobles) chose the ten-year old Peter to become Tsar, his mother becoming regent. This arrangement was brought before the people of Moscow, as ancient tradition demanded, where the people ratified it. Sophia Alekseyevna (September 17 (27), 1657 – July 3 (14), 1704) - was the third daughter of Tsar Alexei I of Russia by his first wife, Maria Miloslavskaya. After the death of her full brother Fyodor Alekseyevich on April 27, 1682, Sophia unexpectedly entered Russian politics, trying to preclude her young half-brother, the 10-year old Peter Alekseyevich, and his Naryshkin relatives, from inheriting the throne. The activity of this "bogatyr-tsarevna" (as Sergey Solovyov called her) was all the more extraordinary, as Muscovite women usually kept themselves aloof from politics. Sophia Alekseyevna, led a rebellion of the Streltsy (Russia's elite military corps). In the subsequent conflict, some of Peter's relatives and friends were murdered, including Matveev, and Peter witnessed some of these acts of political violence. The Streltsy uprising of April-May 1682 made it possible for Sophia, the Miloslavskys (the clan of Ivan), and their allies, to insist that Peter and Ivan be proclaimed joint Tsars, with Ivan being acclaimed as the senior of the two. Sophia acted as regent during the minority of the two sovereigns and exercised all power. Peculiarly, a large hole was cut in the back of the dual-seated throne used by Ivan and Peter. Sophia would sit behind the throne and listen as Peter conversed with nobles, also feeding him information and giving him responses to questions and problems. This throne can be seen in the Kremlin museum in Moscow. For seven years, she ruled as an autocrat. Peter was not particularly concerned that others ruled in his own name. He engaged in such pastimes as shipbuilding and sailing, as well as mock battles with his toy army. Peter's mother sought to force him to adopt a more conventional approach and arranged his marriage to Eudoxia Lopukhina in 1689. The marriage was a failure, and ten years later Peter forced her to become a nun and thus freed himself from the union. By the summer of 1689, Peter planned to take power from his half-sister Sophia, whose position had been weakened by two unsuccessful Crimean campaigns. When she learned of his designs, Sophia began to conspire with the leaders of the Streltsy, who continually aroused disorder and dissent of the tsar's rule. Unfortunately for Sophia, Peter, warned by the Streltsy, escaped in the middle of the night to the impenetrable monastery of Troitsky; there he slowly gathered his adherents and others, who perceived he would win the power struggle. Feeling the power slipping from her hands, Sophia sent the boyars and the Patriarch to Peter, asking him to join her in the Kremlin. He flatly refused her overtures, demanding Shaklovityi's execution and Galitzine's exile. After Sophia agreed to surrender her senior boyars, she was put under house arrest and forced to withdraw into the Novodevichy Convent without formally taking the veil. Her fate was sealed ten years later, when the Streltsy attempted to reinstate her in the Kremlin during Peter's absence from the country. This uprising was suppressed with an iron hand, and soon the corpses of the rebels were suspended in front of Sophia's windows. Having taken the veil, she was kept in the strictest seclusion, with other nuns not allowed to see her except on the Easter day. She died in the Novodevichy Convent 6 years later. |
www.tanais.info
Софья, царевна – краткая биография
Софья Алексеевна, царевна-правительница в первые годы царствования Петра I была сестрой этого государя по отцу, третьей дочерью царя Алексея Михайловича от первой его жены, Марьи Ильиничны Милославской. Софья родилась в 1657 г. Одаренная природными способностями, любознательная, энергичная и властолюбивая, она после смерти отца (1676) сумела приобрести любовь и доверие больного брата-царя Федора и, благодаря этому, достигла некоторого влияния на государственные дела.
После смерти царя Федора (27 апреля 1682 г.) царевна Софья стала поддерживать права на трон не сына Натальи Нарышкиной, Петра, а слабоумного царевича Ивана. Иван, в отличие от Петра, являлся братом Софьи не только по отцу, но и по матери. Он был старше Петра, однако из-за слабости умственных способностей не мог лично вести государственных дел. Последнее обстоятельство было выгодно властолюбивой Софье, мечтавшей под внешней ширмой Ивана сосредоточить всю власть в собственных руках.
Стрелецкий бунт 1682. Картина Н. Дмитриева-Оренбургского, 1862.
(Царица Наталья Кирилловна показывает стрельцам, что царевич Иван невредим)
В борьбе против уже посаженного на московский трон боярами Петра царевна Софья воспользовалась недовольством, возникшим в стрелецком войске под конец жизни царя Федора и первые дни после его кончины. Под влиянием руководимой Софьей партии Милославских в Москве начался стрелецкий бунт. Созванный 23 мая 1682 г. собор из думных и всяких чинов людей (конечно, только москвичей) под угрозою расширения мятежа согласился на требования стрельцов, чтобы Иван и Петр царствовали вместе. Управление «ради юных лет обоих государей» было вручено их сестре. Имя «великой государыни, благоверной царевны и великой княжны Софьи Алексеевны» стало писаться во всех указах вместе с именами обоих царей.
Теперь предстояло унять стрельцов, которые продолжали волноваться. Во главе их стоял прежний единомышленник царевны Софьи, начальник стрелецкого приказа князь Иван Андреевич Хованский, начавший теперь собственную борьбу за власть. Вслед за стрельцами выступили «раскольники», добивавшиеся возвращения к церковной старине и отречения от всех новшеств и «ересей» патриарха Никона.
Никита Пустосвят. Спор царицы Софьи с раскольниками о вере. Кремль, 1682 г. Картина В. Перова, 1881
Софья начала действовать с большой энергией. Хованский за свои честолюбивые замыслы был казнен. Назначенный на его место думный дьяк Шакловитый восстановил дисциплину в стрелецких полках, и Софьи удалось, таким образом, поднять на прежнюю высоту авторитет власти.
Царевна Софья. Портрет 1680-х гг.
Последовавшее затем семилетнее управление Софьи от имени её братьев (1682 – 1689) было отмечено в чисто гражданских делах несколько большей, сравнительно с прежним временем, мягкостью (запрещение разлучать мужей с женами при отдаче неисправных должников для отработки долга; запрещение взыскивать долги с вдов и сирот, если после мужей и отцов не осталось имения; замена кнутом и ссылкою смертной казни за «возмутительные слова» и т. п.). Однако религиозные гонения даже усилились: раскольники преследовались с ещё большей строгостью, чем ранее. Период правления царевны Софьи был апогеем гонения на них. Ближайшим сотрудником Софьи в это время был её сердечный любимец, князь Василий Васильевич Голицын, один из образованнейших людей тогдашней Москвы, большой поклонник «западничества». В правление Софьи была открыта в Москве при Заиконоспасском монастыре Славяно-Греко-Латинская академия, которая вскоре начала играть роль не столько учебного заведения, сколько своеобразной церковной инквизиции.
Годы власти Софьи отмечены и важными внешнеполитическими событиями. По «Вечному миру» 21 апреля 1686 г. Польша окончательно уступила Москве Киев и все земли, потерянные её королями по Андрусовскому перемирию 1667 года. Польский монарх Ян Собеский сделал эти уступки, чтобы привлечь Москвы к союзу против турок. В рамках этого союза князем Василием Голицыным были предприняты два похода на Крым (в 1687 и в 1689 г.), но оба они кончились неудачей.
С 1688 г. повзрослевший Петр I уже начал принимать участие в делах и посещать боярскую думу. Столкновения между ним и царевной Софьей начали учащаться, и решительная борьба была неизбежна. Попытка Шакловитого и Софьи опереться и в этой борьбе против Петра на стрельцов (второй стрелецкий бунт) кончилась казнью Шакловитого и заточением Софьи в Новодевичий монастырь (в конце сентября 1689 г.). Так окончилось её правление – государственные дела теперь перешли в руки Петра и его родственников Нарышкиных.
Царевна Софья в Новодевичьем монастыре. Картина И. Репина, 1879
После третьего стрелецкого бунта (1698 г.), который Петр приводил в связь с тайными интригами Софьи, та была пострижена под именем Сусанны (1698 г.) и заключена в Новодевичьем монастыре, где под тяжелым надзором прожила 5 лет. Царевна Софья умерла 3 июля 1704 года.
rushist.com
Картина И.Е. Репина "Царевна Софья". История создания
Слайд 1
И.Е.Репин Название: ‘’ Царевна Софья ’’ Подготовила: ученица 7 А класса Макеева Яна.Слайд 2
Биография Ильи Репина Родился будущий художник 5 августа 1844 года в маленьком городке Чугуеве на Украине, в семье военного поселенца. Рано обнаружив склонность к рисованию, и получив с помощью местных живописцев первые, но довольно уверенные навыки владения кистью и карандашом. Что, несомненно, поможет ему в дальнейшем .
Слайд 3
Царевна Софья « Царевна Софья» считается достоянием мировой культуры. Дебют Репина в историческом портрете до сих пор считают одним из самых ярких среди художников той эпохи .
Слайд 4
История создания . Картина «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре» стала первой работой И. Е. Репина исторической тематике. Написана она была в 1879 году. В основу сюжета легли реальные события 1698 года, когда против Петра І был поднят бунт. Оказалось, что во всем виновата старшая сестра правителя Софья Алексеевна, которая в наказание за содеянное была отправлена в Новодевичий монастырь. Идея Репина заключалась в том, чтобы максимально передать драму сильной женщины, которую лишили свободы. Это видно не только по ее позе, но и по выражению лица. Художник изобразил свергнутую царевну в полный рост. Настоящую мужественность и силу удалось выразить в несколько «мужиковатой» фигуре и скрещенных на груди руках. Характеристика, которую дал Крамской это картине, считается одной из самых точных: «Софья Алексеевна похожа на тигрицу, которую словили и заперли в железной клетке». Больше всего времени художник потратил на лицо царевны. Плотно сжатие губы, выпученные глаза, сдвинутые гневно брови. Кроме того, если присмотреться к картине, то можно увидеть контраст между неухоженными волосами и красивой, дорогой одеждой. Все это указывает на некоторое внутреннее смятение Софьи. Он воплощает собой страх. И, чтобы наглядно это продемонстрировать, Репин также изобразил испуганную монашку, зажатую в угол.
nsportal.ru
Описание картины Ильи Репина «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре»
Картина «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре» стала первой работой И. Е. Репина исторической тематике. Написана она была в 1879 году. В основу сюжета легли реальные события 1698 года, когда против Петра І был поднят бунт. Оказалось, что во всем виновата старшая сестра правителя Софья Алексеевна, которая в наказание за содеянное была отправлена в Новодевичий монастырь.
Идея Репина заключалась в том, чтобы максимально передать драму сильной женщины, которую лишили свободы. Это видно не только по ее позе, но и по выражению лица.
Художник изобразил свергнутую царевну в полный рост. Настоящую мужественность и силу удалось выразить в несколько «мужиковатой» фигуре и скрещенных на груди руках. Характеристика, которую дал Крамской это картине, считается одной из самых точных: «Софья Алексеевна похожа на тигрицу, которую словили и заперли в железной клетке».
Больше всего времени художник потратил на лицо царевны. Плотно сжатие губы, выпученные глаза, сдвинутые гневно брови. Кроме того, если присмотреться к картине, то можно увидеть контраст между неухоженными волосами и красивой, дорогой одеждой. Все это указывает на некоторое внутреннее смятение Софьи. Он воплощает собой страх. И, чтобы наглядно это продемонстрировать, Репин также изобразил испуганную монашку, зажатую в угол.
Все остальные детали картины были созданы для того, чтобы подчеркнуть основной образ. Темное освещение, неброский интерьер, тени, решетки. Все это создает сильную психологическую напряженность, что и передает общее настроение работы художника.
«Царевна Софья» считается достоянием мировой культуры. Дебют Репина в историческом портрете до сих пор считают одним из самых ярких среди художников той эпохи.
Описание картины Ильи Репина «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре» | источник
sochinenie-o.ru
на портретах Репина, Серова, Врубеля, Крамского и других.
Ко дню «вселенских бабьих именин» — дню ангела Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, — которые празднуются 30 сентября, вспоминаем, насколько популярны были эти имена в Российской империи, и разглядываем самые красивые портреты их обладательниц. Вопрос изучала С. Багдасарова.
На самом деле дочерей святой Софии (чье имя означает «премудрость») звали по-гречески: Пистис, Элпис и Агапе. Но когда славянские земли были обращены в христианство, священные тексты для новообращенных переводили с греческого на церковнославянский язык. Почему-то эти три женских имени тоже оказались переведенными — такой же чести удостоилось только мужское имя «Лев» (в оригинале «Леон»).
Однако, хотя на страницах русских святцев эти три «говорящих» имени можно было встретить уже давно, в реальную жизнь они проникли достаточно поздно — в XVIII веке. Причем обратили на них внимание в первую очередь в аристократической среде.
Илья Репин. Осенний букет. Портрет Веры Репиной (дочери художника). 1892. ГТГ
Валентин Серов. Девочка с персиками (Портрет Веры Мамонтовой). 1887. ГТГ
Константин Маковский. Портрет Веры Бахрушиной. 1890-е
Самая знаменитая Вера в русском искусстве — это девочка с персиками кисти Серова, юная Верушка Мамонтова. Поэтические образы мы находим в творчестве Ильи Репина, в семье которого так звали жену и дочь: он писал их неоднократно. Хороши красавицы Веры конца XIX — начала XX века: Бахрушина (жены основателя Театрального музея), написанная модным портретистом Константином Маковским; супруга художника Судейкина (которая бросит его ради Игоря Стравинского), а также знаменитая балерина Фокина, чей портрет кисти Зинаиды Серебряковой был в 2005 году продан на «Сотбис».
Илья Репин. Отдых. Портрет Веры Репиной (жены художника). 1882. ГТГ
Зинаида Серебрякова. Портрет Веры Фокиной. 1919. Сотбис
Сергей Судейкин. Портрет Веры Судейкиной. 1910-1920-е
Интерес к трем понятным «русским» именам возник, когда закончилось «немецкое засилье». В 1742 году на престол взошла «дщерь Петрова» императрица Елизавета — патриотизм вошел в моду. Кроме того, «Вера, Надежда и Любовь» звучало очень наглядно. В допетровское время это, наоборот, отпугивало, но в эпоху, для которой аллегория была обычным придворным языком, оказалось очень уместным.
Петр Федотов. Портрет Надежды Жданович. 1849. ГРМ
Ксавье де Местр. Портрет Надежды Пушкиной. 1800-е
Борис Кустодиев. Портрет Надежды Комаровской. 1925. Музей-квартира И. Бродского
Портрет институтки Надежды Жданович кисти Федотова — пожалуй, наиболее узнаваемый образ обладательницы этого имени в русском искусстве. А вот самой красивой из них в русской истории считалась «прекрасная креолка», «арапка» — мать Пушкина. Сохранилась ее любительская миниатюра кисти Ксавье де Местра (дяди ее будущей невестки). Ее младшая современница фрейлина Надежда Соллогуб, запечатленная Петром Соколовым, станет предметом влюбленности Пушкина — в числе легиона прочих красавиц. Какая-то безымянная фрейлина той же поры стала возлюбленной великого князя Михаила Павловича — и матерью его внебрачного ребенка, меценатши и благотворительницы Половцевой. Выбрать лучшее среди изображений певицы Надежды Забелы кисти ее мужа Михаила Врубеля, пожалуй, затруднительно. Константин Коровин обожал писать свою жену — актрису Надежду Комаровскую, но передать ее графичную пластику лучше удалось Борису Кустодиеву.
Петр Соколов. Портрет Надежды Соллогуб. 1830-е
Михаил Врубель. Портрет Надежды Забелы-Врубель. 1904
Мишель Горджиани. Портрет Надежды Половцевой. 1869
Хотя среди купцов и крестьян можно было встретить крещеных так девочек, но очень редко. В XVIII–XIX веках этими именами, считавшимися достаточно аристократическими, в основном называли дочерей, рожденных в дворянских, благородных, а затем интеллигентных семьях. Неудивительно, что среди портретов, которые писали русские художники, часто можно встретить их обладательниц. Ведь у них были деньги заказывать их лучшим мастерам — Матрены или Глаши не могли себе позволить подобное.
Алексей Ягодников. Портрет Любови Лихачевой с сыном. 1852. ГТГ
Андрей Соколов. Портрет Любови Гауш. 1900-е. Симферопольский художественный музей
Владимир Боровиковский. Портрет Любови Кушелевой с сыновьями. 1804. Частная коллекция
Портретов Любовей, вопреки статистике, меньше всего, и хрестоматийных картин мы среди них не найдем. Жаль: например, изображение Лихачевой с младенцем, написанное забытым мастером Алексеем Ягодниковым, вполне заслуживает известности — такое оно трогательное. Из ранних портретов можно упомянуть образ Леонтьевой — внучки Суворова и племянницы Платона Зубова. Примечательна картина с изображением графини Кушелевой с сыновьями: работы Боровиковского так редко попадают в продажу, что, когда в 2014 году ее выставил «Кристис» за 100 тысяч долларов, картину в итоге купили за пять миллионов долларов. А в начале ХХ века как на подбор это имя носили жены художников Бродского, Бакста и Гауша.
Исаак Бродский. Портрет Любови Бродской. 1913. Государственный музей русского искусства, Киев
Неизвестный художник. Портрет Любови Леонтьевой. 1830-е. ГМЗ «Ростовский Кремль»
Леон Бакст. Портрет Любови Гриценко. 1903. ГТГ
Популярность имен все росла, и в 1902 году «Вера» была номер 14 в списке имен по популярности, «Надежда» — номер 20, а «Любовь» — номер 29. Любопытно, что мода на имя «Вера» стала такой широкой, что в 1854 году им впервые крестили девочку из императорской семьи, которая была весьма консервативной в выборе святых покровителей. «Пусть она будет моей верой!» — будто бы воскликнул император Николай I, узнав о рождении дочери у своего сына Константина. «Надежда» появилась среди Романовых только в 1898 году, а Любовей у них не было.
Джордж Хейтер. Портрет Софьи Потоцкой. 1831. ГЭ
Жан-Луи Вуаль. Портрет Софьи Паниной. 1791. ГТГ
Жан-Лоран Монье. Портрет Софьи Строгановой. 1808. ГРМ
Больше всего портретов Софий — трудно выбирать. Напудрена и нарумянена Панина — племянница екатерининского фаворита Алексея Орлова. Прекрасная полячка Потоцкая, рассказавшая Пушкину сюжет «Бахчисарайского фонтана», украшена виноградными листьями. Приятельницей великого поэта была Бобринская (на акварели Петра Соколова), а вот жениться на ней подумывал Жуковский. В ту же эпоху жила Строганова — ее портрет кисти Монье так изящен, что и не догадаешься, что матерью красавицы была «усатая княгиня» Голицына, прототип пушкинской «Пиковой дамы». Это имя носила жена Ивана Крамского, изображенная им за чтением (также они назовут и дочь, но красотой она пошла не в мать). В малороссийском наряде позировала Репину дочь генерала Драгомирова — любопытно, что есть похожий портрет с другого ракурса, который одновременно писал его ученик Серов.
Илья Репин. Портрет Софьи Драгомировой. 1889. ГРМ
Петр Соколов. Портрет Софьи Бобринской. 1827. ГЭ
Иван Крамской. За чтением. Портрет Софьи Крамской. 1863. ГТГ
Имя матери, София, в отличие от дочерей, использовалось на Руси издавна — недаром древнейшие сохранившиеся храмы страны, в Киеве и Новгороде, были посвящены Премудрости Божией — то есть Софии. Им называли дочерей и Рюриковичи, и цари из династии Романовых: помимо знаменитой царевны Софьи Алексеевны (сестры Петра Великого), так звали еще одну царевну, ее тетку, а также нескольких великих княгинь, включая легендарную Софью Палеолог. В Российской империи имя использовалось повсеместно, и среди аристократок-именинниц этого дня, пожалуй, лидировало.
www.culture.ru