Картина Стены студии Адольфа Менцеля. Картины менцеля
Адольф фон Менцель ( Adolph Friedrich Erdmann von Menzel)
Адольф фон Менцель (нем. Adolph Friedrich Erdmann von Menzel, 8 декабря 1815, Бреслау — 9 февраля 1905, Берлин) — немецкий художник, один из лидеров романтического историзма.Наряду с Каспаром Давидом Фридрихом, он считается одним из двух самых известных немецких художников 19 века и был самым успешным художником своего времени в Германии. Некоторые, самые значимые его работы, быстро приобретались музеями разных городов: Берлин, Гамбург и т.д. Неутомимый рисовальщик (свыше 5 тысяч рисунков в Национальной галерее, Берлин), Менцель был также мастером акварели, гуаши, офорта, литографии.
tanjand.livejournal.com
Менцель Адольф(Menzel Adolph) | Студия И
Адольф Фридрих Эрдман фон Менцель (1815–1905)- немецкий художник, один из лидеров романтического историзма.Родился в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша) 8 декабря 1815.
После того как семья переехала в Берлин (1830) и умер его отец, владевший литографской мастерской (1832), осваивал его предприятие. Был практически самоучкой, лишь в 1830 некоторое время занимался в берлинской Академии художеств. Жил в основном в Берлине. Много путешествовал по Германии, Австрии и Чехии, не раз бывал в Париже и Италии.Выдвинулся как мастер повествовательных графических циклов (серии гуашей, запечатлевших германо-русский придворный Праздник Белой Розы – 1834, Эрмитаж, Петербург, и литографий Достопримечательности бранденбургско-прусской истории, 1834–1836).Создал огромную графическую летопись правления Фридриха II, опубликованную (литографски или ксилографически) в виде иллюстраций к Истории Фридриха Великого Ф.Куглера (1840), собранию сочинений самого Фридриха (1846–1857), а также в серии Обмундирование армии Фридриха Великого (1845–1857).Параллельно Менцель создал целый ряд картин, воспроизводящих придворную атмосферу со столь же живой непринужденностью (Концерт в Сан-Суси, 1852, Картинная галерея Государственных музеев, Берлин; и др.).В 1840-е годы Менцель начал писать с натуры. Возник целый ряд пейзажей, портретов, которые были впервые показаны в 1906 году на выставке Менцеля в Национальной галерее в Берлине и резко изменили сложившееся мнение о его творчестве.В 1850-х годах Менцель написал, кроме того, несколько картин библейского содержания. Адольф фон Менцель охотно писал и более демократичные городские жанры (Театр Жимназ, 1856; Будничный день в Париже, 1869), стал пионером индустриальной темы в немецком искусстве (Железная дорога Берлин – Потсдам, 1847; Железопрокатный завод, 1875)— самой замечательной из всех картин художника, изображающей внутренность железопрокатного завода во время работы на нём.Тонкий мастер романтической светописи, предвосхитил искусство импрессионизма, в том числе в своих приватно-интерьерных образах, отмеченных особой лирической задушевностью (Комната с балконом, 1845; Спальня художника, 1847; все работы – там же; Сестра художника в гостиной, 1847, Новая пинакотека, Мюнхен).С 1856 года он состоял профессором и членом Берлинской академии художеств.В 1898 был удостоен дворянского звания. Менцель работал более двадцати лет (1863—1885) над серией гуашей и акварелей, объединённых в «Детский альбом».В нём собраны сценки повседневной жизни, изображения животных, птиц.В 1880—1890 гг. Менцель неоднократно обращался к образу старости, он изображал портреты стариков и старух, искал психологическое выражение этого состояния.9 февраля 1905 года на девяностом году жизни Адольф фон Менцель скончался. Императорским двором ему были устроены очень пышные похороны, каких удостаивались лишь генерал-фельдмаршалы.Искусство Менцеля получило признание далеко за пределами Германии. Крупнейший русский критик-демократ В. Стасов называл его «одним из самых великих художников».
По материалам: Wikipedia,Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г.,Биографический словарь А. А. Половцова и Энциклопедический словарь Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А.в 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907., «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986г. Долгополов И. В. Мастера и шедевры: В 3-х томах. — М: Изобразительное искусство 1987. — Т. 2.
В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние
Адольф Менцель | ГЕРМАНИЯ И МИР
Расцвет реализма в немецкой живописи ознаменован творчеством такого художника, как Адольф Фридрих Эрдман фон Менцель (Adolph Friedrich Erdmann von Menzel) (1815—1905), сочетавшего блестящий дар живописца и рисовальщика с добросовестностью ученого-историка. Живописец широких замыслов, Менцель стремился охватить жизнь во всем ее разнообразии. Лучшие качества Менцеля-живописца проявились в картинах и этюдах, написанных непосредственно с натуры, в широкой, свободной манере: «Комната с балконом» (1845), «Железная дорога Берлин — Потсдам» (1847, обе — Берлин, Национальная галерея), где пейзаж и интерьер пронизаны ярким солнечным светом.
Немецкий живописец Адольф Менцель первый ввел в исторический жанр научно-реалистический метод, не всегда, впрочем, последовательно проводимый художником. В 1840 году художник предпринял громадный труд по иллюстрированию «Истории Фридриха Великого» Ф. Куглера, создав четыреста рисунков пером (для гравюры на дереве), лаконичных и острых. Эта работа выдвинула его в число знаменитейших немецких графиков того времени. В иллюстрациях Менцеля особенно привлекают достоверность в обрисовке исторической обстановки, костюмов, умение схватить характерное. И все же Менцель, - и художник и историк, - не избежал черт идеализации эпохи и прежде всего в характеристике самого Фридриха, предстающего в виде справедливого просвещенного монарха.
В написанной в 1872 году картине "Железопрокатный завод" Адольф Менцель хотел показать "мир циклопов современной техники". Предварительные зарисовки он перед тем сделал прямо на металлургическом заводе в Верхней Силезии. Он писал: "Я находился в постоянной опасности быть прокатанным вместе с металлом. Неделями с утра до вечера стоял я между гудящими маховыми колесами и ремнями и пылающими блоками и делал зарисовки".
Изображая рабочих, он видел то страшное напряжение, с которым они покоряли стихию огня и расплавленного металла. Он видел их обтрепанные шапки и рваные фартуки. Но в то же время восхищался величием своих героев.
"Железопрокатный завод" это, по существу, первое в европейской живописи изображение индустриального труда.
В рамки жизни Менцеля можно уложить практически всю историю немецкого реализма XIX - начала XX века. Истоки немецкого реализма - в 30-х годах XIX века, а год его смерти - это год возникновения первого объединения немецких экспрессионистов "Мост", которые отказались от традиций реализма XIX столетия. В России горячим почитателем Менцеля был В. Стасов - страстный борец за демократическое, реалистическое искусство; высоко ценили и пропагандировали творчество Менцеля А. Бенуа и С. Дягилев.
Адольф фон Менцель родился 9 декабря 1815 года в Восточной Германии в небольшом городке Бреслау (ныне Вроцлав, Польша). Его отец - учитель, увлекался литографией. В 1830 году вся семья переехала в Берлин, где отец художника открыл литографическую мастерскую, которая и стала для Адольфа первой художественной школой. После смерти отца в 1833 году Адольф стал кормильцем семьи. Он брался за любую работу: делал виньетки для альбомов, пригласительные билеты, обеденные меню и т. д.
Адольф пытался продолжить свое образование в рисовальных классах Берлинской академии, но уже через шесть месяцев, не удовлетворенный преподаванием, покинул ее. Он пришел в искусство практически самоучкой. Школу ему заменили художники, с которыми он сблизился в доме своего друга К. Арнольда, ученика Давида, который увлекался французской культурой, очень любил музыку. Здесь Менцель подружился с портретистом Э. Магнусом, Э. Мейерхеймом, автором нашумевших в 30-е годы жанровых картин, встречался с крупными художниками того времени, блестящими мастерами Крюгером, Гертнером.
В Германии первой половины XIX века, раздробленной на мелкие княжества, скованной путами феодализма, назревали большие социальные преобразования, которые вылились в революцию 1848 года. Этот период общественного подъема, который Гейне назвал "весной", в изобразительном искусстве выразился в борьбе за становление национального реалистического искусства. Уже в 1820-е годы начали создаваться независимые союзы художников, они в противовес королевской академии поддерживали развитие "неидеального" искусства. В борьбе с мертвыми схемами классицистического искусства и с идеалистической риторикой романтизма складывались новые реалистические жанры. Художники начали черпать сюжеты из современной жизни деревни и города, из исторического прошлого народа.
Наибольшее значение в развитии реализма в Германии имела берлинская художественная школа. Здесь работали наиболее крупные мастера - Крюгер, Хоземанн, Гернер. В Берлине жил К. Блехем, чье творчество - свидетельство качественных изменений немецкого реализма в 40-е годы, перехода к зрелому реализму широких художественных обобщений.
В этой обстановке складывался Менцель-художник. Его самостоятельная творческая деятельность началась рано. В 18 лет он закончил серию литографий по мотивам стихотворений Гете "Истории Фридриха Великого" для Ф. Куглера. Этот заказ во многом определил дальнейшее развитие Менцеля. Здесь Менцель пытался воссоздать прошлое во всем его конкретном материальном облике.
Еще с большей силой проявилось это стремление в иллюстрациях к "Сочинениям Фридриха Великого", выполненных в 1843-1849 годах. Менцель освободил графику от мертвящей штриховки, от холодности непрерывного линейного контура, одинаково обрисовывающего предметы. Богатство светотени, свободный подвижный штрих, мягкие танцующие очертания предметов - все насыщено непосредственным острым наблюдением, обаянием конкретного. Иллюстрации к "Сочинениям" создавались в период страстного увлечения Менцеля живописью с натуры, когда он был захвачен открывшимся ему очарованием неисчерпаемого богатства природы и неповторимой красотой мира, полного непрерывного изменения, движения.
Первые живописные работы художника относятся к концу 30-х годов. "Партия в шахматы", "Суд" и другие - своего рода бытовой исторический жанр. Они еще не вполне самостоятельны, но в них уже угадывается будущий характер исторической живописи Менцеля.
В 40-е годы Менцель начал писать с натуры. "Мое время заполняется теперь живописью с натуры, чем я раньше совершенно не занимался, офортом, рисунком",- сообщал он своему другу в апреле 1844 года. В результате возник целый ряд пейзажей, интерьеров, портретов, которые впервые были показаны в 1906 году на последней выставке Менцеля, устроенной в Берлине в Национальной галерее, и практически перевернули сложившееся представление о его творчестве. Менцель изображал уголки города, связанные с его трудовой жизнью: "Вид задней стороны домов", "Строительная площадка с ветлами". Он просто писал этюды неба и тополей парка принца Альберта ("Вид на парк принца Альберта"), свою комнату, комнату брата ("Комната с балконом", "Спальня художника"). Писал портреты близких ему людей - брата, сестры, друзей.
В своих небольших полотнах, написанных легко, свободно, Менцель выразил поэтический восторг перед красотой повседневно окружающего человека мира. Для Менцеля цвет - это не постоянное свойство предмета. В его живописи свет, воздушная среда разрушают локальный цвет. Менцель не бесстрастно растушевывал краску, а использовал подвижный гибкий мазок. Главным для него было сохранить неуловимое богатство конкретного явления. В живописи Менцель стремился к тому же богатству валеров цвета, которого искал Делакруа или которое поражало современников в живописи англичанина Констебля, одного из величайших живописцев XVIII века, стоявшего у истоков реалистической живописи последующего столетия. Менцель был увлечен теми же поисками в передаче рального мира, что и французские барбизонцы, и русский Александр Иванов.
В концу 40-х годов Менцель зарекомендовал себя как жанрист и мастер исторической картины. Написанная в это время картина "Проповедь в старой монастырской церкви в Берлине" - это живая и неоднократно виденная художником сцена, где нет сложного действия, зато есть сопоставление различных характерных типов того времени. С живописной яркостью схвачены образы молоденькой девушки в нарядной тележке, чиновника в гороховой шинели, молодого мрачного человека на первом плане. Чистые звучные розовато-золотистые тона освещенных платьев женщин, глубокие зеленовато-коричневые тени, контрасты черных пятен мужских фигур - все это написано с артистичной точностью, подвижным широким мазком и вызывает в памяти образы повестей В. Раабе и Ч. Диккенса.
Революционные события на баррикадах Берлина в марте 1848 года застали Менцеля в Касселе за работой для заказной исторической росписи. Он бросает все и спешит в Берлин, где застает похороны мартовских жертв. "Целый день я был на ногах, почти как газетный репортер, чтобы зарисовывать. Событие наполнило душу мою ужасом, а сердце - надеждой",- вспоминал впоследствии художник. В 1848 году он начал работать над так и недописанным полотном "Похороны мартовских жертв", где выразил "могущественное впечатление от совершенно серьезного и молчаливого поведения народных масс". Поражение революции 1848 года наложило отпечаток на всю немецкую культуру, сковало развитие критического реализма. Революционная наступательность буржуазии в познании действительности сменилась пассивным позитивизмом, развитием вульгарного материализма. Менцель вернулся к работе над темой Фридриха Великого. В 1849 году он окончил первую картину "Прошение", за которой в 50-х годах последовали остальные одиннадцать, составившие знаменитую "Фридрихиану", принесшую художнику славу исторического живописца. Это - "Застольный круг в Сан-Суси", "Концерт в Сан-Суси", "Битва при Хохкирхе", "Добрый вечер, господа!" и др.
Замысел написать цикл больших исторических картин из времен Фридриха появился у Менцеля еще в начале работы над иллюстрациями для Куглера. Полотна, которые позже так превозносили официальные реакционные круги, не находя покупателя, подолгу стояли в мастерской.
Менцель не писал победных баталий и парадов. Он много лет работал над "Битвой при Хохкирхе", в которой Фридрих был разбит австрийцами. Его увлек драматизм ночной битвы, "трагическое величие Фридриха". Значение Менцеля в истории живописи не только в том, что он с научной точностью воссоздавал конкретный облик исторического прошлого, как бы уловил саму его атмосферу. Менцель низвел героя с исторических котурн, снял величавые плащи с исторических легенд. История выступила у него в рабочей одежде будней. Художник не создавал идиллической картины "народного короля", "друга народа", хотя, впрочем, и не возвысился до критического изображения этой "идиллии".
Когда в 1906 году на посмертной выставке Менделя были впервые показаны пейзажи, интерьеры, портреты, написанные им в 1840-е годы, возникла легенда о раздвоенности художника, о его так называемых интимных произведениях. Если же сопоставить их с историческими полотнами, то станет очевидным, что исторические картины впитали в себя и переработали те впечатления от окружающей действительности, которые Мендель так поэтично воплотил в произведениях, написанных непосредственно с натуры. Когда Мендель задумал "Битву при Хохкирхе", он написал целую серию с изображением пожаров, факельных шествий, ночных пейзажей в коричнево-синем колорите. В светлом весеннем интерьере "Застольного круга в Сан-Суси" есть что-то от взволнованности "Комнаты с балконом".
После поражения революции 1848 года в немецком искусстве все большее место начал занимать пышный, богато костюмированный исторический жанр; новым кумиром буржуазных вкусов стал мюнхенский живописец Карл Пилоти. Расцветал слащавый, красивенький бытовой жанр Л. Клауса и Б. Вотье - так называемый бидермайер, прославивший немецкую живопись XIX века как образец воспевания патриархальных добродетелей.
За долгие годы своей жизни Менцель объехал всю Германию, Австрию, ездил по Дунаю и Рейну, на Балтийское море, в Вену, Прагу, Париж, побывал в Голландии, Италии. Эти путешествия служили ему источником наблюдений и сюжетов для жанровых полотен, пастелей, гуашей, акварелей, рисунков, где художник изображает характерные типы людей. В этих работах уже не было той мягкой поэтичности, лирической взволнованности, которые ранее были присущи Менделю.
После поездки художника в Париж в его творчестве появилась французская тема. "Воспоминания о театре Жимназ" - первое из этих произведений. Как и Домье в изображении театров, Мане - концертов, Ренуар - веселых праздников, Менцель также искал выражения общего впечатления. Как бы парной к "Театру Жимназ" стала картина "Крестьянский театр в Гастейне", написанная в результате поездки в Тироль.
Менцель в отличие от многих своих современников не идеализировал крестьянство, часто изображал простых людей как массу - грубоватую, сильную, здоровую, самобытную. Эту линию продолжали в демократическом немецком искусстве последней трети столетия В. Лейбль и М. Либерман, а позже и Кете Кольвиц.
В 60-е годы Менделя начинает привлекать жизнь улиц большого города - базары, общественные сады, кафе.
Наиболее ярко все авторские особенности решения жанровой картины проявились в полотне Менцеля "После полудня в Тюильри", которое было написано по свежим впечатлениям поездки в Париж в 1867 году. Само членение композиции, мелькание пятен света и тени, беспокойная пестрота колорита - все это воплощало мысль о переплетении в жизни противоположных начал, которая пронизывает все жанровые полотна Менцеля. Объединяющей нитью всех его композиций было сопоставление и противопоставление контрастных явлений в пестром потоке жизни.
В 1861 году Менцель получил заказ написать картину, изображающую коронацию прусского короля в Кенигсберге. Четыре года работал Менцель над этим полотном, проделав большую работу с натуры. Оно не принесло ему творческого удовлетворения, но с этих пор ему был открыт доступ ко двору, он стал модным художником. Ему начали заказывать исполнение торжественных юбилейных адресов, триумфальные оформления.
70-е годы были годами большого творческого испытания и взлета Менцеля. Фактическое объединение Германии, произошедшее в конце 1860-х годов, завершилось после победы во франко-прусской войне провозглашением 1 января 1871 года Германской империи, и 18 января в Версале прусский король Вильгельм I был назван германским императором. Началась эпоха грюндерства - быстрого роста немецкого промышленного капитала. Вскормленная победой в войне немецкая буржуазия активно использовала открывшиеся возможности для наживы. В то же время жестко пресекались всяческие попытки борьбы эксплуатируемых рабочих за свои права. В 1878 году был принят закон Бисмарка, запрещавший все формы рабочего движения.
В эти годы резко проявился окончательный отказ немецкого общества от прежних демократических идеалов. В искусстве ханжеская религиозность переплетается с шовинизмом, мистицизм с откровенной чувственностью. Наиболее ярко это воплотилось в творчестве А. Беклина и Макса.
Демократическое направление в немецком искусстве продолжали развивать, пожалуй, только В. Лейбль, который писал в глуши баварских деревень крестьян, и М. Либерман, воплощавший в своих полотнах коллективный труд фабричных рабочих.
В 1875 году Менцель закончил свой знаменитый "Железопрокатный завод". Теме труда были посвящены многие его рисунки, пастели, гуаши - "На стройке", "Каменщики на стройке", "Лист для фирмы Хекманна". Позднее Менцель создает также такие живописные полотна, как "Деревенская кузница с водяным молотом", "Точка ножей в деревенской кузнице" и др.
"Никогда не переносил он в свои произведения какой-нибудь предмет прямо с натуры. Даже если он должен был передать яичную скорлупу или почтовый конверт, то сначала он рисовал их и лишь после этюда переносил в картину",- писал о Менцеле П. Мейерхейм. Вся сила творчества Менцеля - в неустанном изучении натуры. Он говорил, что "из воображения он не может ничего создать, ему необходима натура". Работа с натуры была его страстью, которой он оставался верен до самой смерти.
Не менее характерно для творчества Менцеля и то, что одновременно с изображением рабочего класса он писал картины, посвященные жизни придворных кругов,- "Перерыв между танцами", "Обед на балу" и др. Изображая разные полюсы общества, Менцель не делал никаких выводов - он в обоих случаях стремится к "абсолютному реализму".
В 1880 году Менцель пишет картину "Процессия в Гастейне", которая стала последней его крупной картиной. К этой теме часто обращались реалисты XIX века - Курбе, Перов, Репин. Она была традиционной в искусстве критического реализма, давая яркую возможность развернуть эпопею народной жизни, показать социальные контрасты.
Основная часть творческого наследия художника в последние годы его жизни - графика. Более двадцати лет (1863-1885) он работал над серией гуашей и акварелей (46 листов), объединенных в "Детский альбом". Это насыщенные непосредственными наблюдениями сценки повседневной жизни, изображения животных, птиц и т. д.
Графическое наследие Менцеля, в течение всей своей долгой жизни не расстававшегося с карандашом, огромно: только в Национальной галерее в Берлине хранится свыше пяти тысяч его рисунков. Менцель как график очень разнообразен. Он работал в различных техниках, излюбленными среди которых были черный карандаш, гуашь и пастель. Наряду с подготови
тельными рисунками у Менцеля много графических работ, которые имеют самостоятельное значение.
Стиль его рисунка претерпевает большие изменения. От точных светлых рисунков, сделанных четкими легкими штрихами твердого карандаша в 30- 40-е годы, когда он любил панорамные изображения, Менцель переходит к насыщенным светотенью, напряженным рисункам 50-х годов, где широкие, сочные, как мазки кисти, штрихи угля или плотничьего карандаша на цветной бумаге (голубоватой, серой) создают энергичные образы. С годами рисунки Менцеля приобретали все более самостоятельный живописный характер. Его внимание все чаще привлекали отдельные части предметов: дощатая дверь сарая, кусок погруженной во мрак стены дома, часть пня и т. д. Он растирает штрихи, создавая на листе расплывающиеся причудливые пятна света и тени, достигает большой драматичности.
Хотя Менцель занимался книжной иллюстрацией лишь от случая к случаю, он сыграл большую роль в развитии искусства немецкой книги XIX века. Больше всего он работал в этой области в 30-е годы, иллюстрировал детские книги, стихотворения А. Мицкевича, сочинения У. Шекспира, Клейста и других. Так же как и в станковой живописи, в книжной иллюстрации Менцель проложил пути к глубокому реалистическому освоению действительности, поставил высокое мастерство рисунка ha службу правдивому познанию жизни. Ему по праву принадлежит ведущая роль в превращении гравюры на дереве в самостоятельный вид искусства.
80-90-е годы в произведениях Менцеля неотступно стал присутствовать образ старости. Он рисовал крупные головы стариков и старух, искал психологическое выражение состояния.
Когда в 1887 году была выставлена первая графическая серия молодой, тогда еще незвестной художницы Кете Кольвиц "Восстание ткачей", навеянная знаменитой драмой Гауптмана, Менцель - член сената Академии - предложил отметить ее золотой медалью. Его предложение было отклонено императором.
9 февраля 1905 года на девяностом году жизни Менцель умер. Императорским двором ему были устроены такие пышные похороны, какие, по словам известного публициста Ф. Меринга, устраивались в прусском государстве лишь генерал-фельдмаршалам. В это же время в еженедельнике социал-демократической партии "Новое время" Меринг - один из крупнейших теоретиков искусства и литературных критиков - в статье "На смерть Менделя" защищал искусство реалиста, показывая, как далек был художник в своем творчестве от верноподданнического восхваления прусского милитаризма, и каким для своего времени передовым, оппозиционным духом были полны произведения Менделя.
Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.
maxpark.com
Репродукция картины "Стены студии" Адольфа Менцеля
Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Адольфа Менцеля. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Адольфа Менцеля на натуральном холсте.
Адольф Менцель - немецкий художник, один из лидеров романтического историзма.
Родился в Восточной Германии в городке Бреслау (ныне Вроцлав, Польша). В возрасте 15 лет переехал вместе с семьей в Берлин и в 1930 году некоторое время занимался в Берлинской Академии художеств. Но после смерти отца, который владел литографской мастерской, в 1932 году занялся освоением его предприятия, продолжая обучаться художественному мастерству самостоятельно. Стал известен как мастер повествовательных графических циклов, запечатлевших германо-русский придворный "Праздник Белой Розы" (1834) и литографий "Достопримечательности бранденбургско-прусской истории" (1834–1836). Также им создана графическая летопись правления Фридриха II в 1840. Параллельно Менцель создал целый ряд картин, воспроизводящих придворную атмосферу.
В 1840-е годы Менцель начинает писать с натуры. Возникает целый ряд пейзажей, портретов, которые были впервые показаны только в 1906 году на выставке Менцеля в Национальной галерее.
Позднее, он стал первым , кто отразил индустриальную тему в немецком искусстве.
Менцель работал более двадцати лет (1863—1885) над серией гуашей и акварелей, объединённых в «Детский альбом». В нём собраны сценки повседневной жизни, изображения животных, птиц и т. д. Последние годы жизни он посвятил графике, хотя на протяжении всего творческого пути не расставался с карандашом.
В 1880—1890 гг. Менцель обращается к образу старости, он изображает портреты стариков и старух, ищет психологическое выражение этого состояния.
В 1898 был удостоен дворянского звания.
На девяностом году жизни Менцель скончался. Императорским двором ему были устроены очень пышные похороны, каких удостаивались лишь генерал-фельдмаршалы.
Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Адольфа Менцеля не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.
bigartshop.ru
Адольф фон Менцель
Адольф Менцель, полное имя Адольф Фридрих Эрдманн фон Менцель ( нем. Adolph Friedrich Erdmann von Menzel ) (8 декабря 1815, город Бреслау - 9 февраля 1905, город Берлин) - немецкий маляр, живописец, иллюстратор. Считается одним из важнейших немецких реалистов XIX века.
Родился 8 декабря 1815 в городе Бреслау. Его отец Карл Эрдман Менцель был владельцем литографической мастерской. Художественный талант Адольфа Менцеля оказался довольно рано.
1830 семья переехала в Берлин. Через два года Адольф потерял отца и имел позаботиться об обеспечении семьи (матери и младших брата и сестры). Он продолжил дело своего отца.
1833 он в течение полугода посещал Берлинскую академию искусств. Дальнейшем Адольф Менцель изучал живопись самообучением.
1839 Адольф Менцель получил контракт на иллюстрации к многотомной "Истории Фридриха Великого" немецкого историка Франца Кюглер. К 1842 он создал около 400 рисунков. Эта работа сыграла значительную роль в карьере Менцеля. Она сделала его известным и способствовала новым контрактам художника, в том числе от прусского королевского двора.
1853 избран членом Королевской академии искусств. Менцель был награжден несколькими медалями, в том числе Орденом Черного орла, высоким прусским орденом, что связывало его с родовым дворянством.
Произведения
В 1840-е годы Менцель начинает писать с натуры. Возникает целый ряд пейзажей, портретов, которые были впервые показаны в 1906 году на выставке Менцеля в Национальной галерее в Берлине.
В 1850-х годах Менцель написал, кроме того, несколько картин библейского содержания, после чего снова проявил свой талант с полным блеском в великолепной "Коронации Фридриха Вильгельма I в Кенигсберге" (1861-65; в берлинском королевском дворце), в "От въезд короля на войну, 30 июля 1870 "(1871; в берлинской Национальной галерее), в" Бальном вечери "(1878), в" Разговоре короля с дамой на придворном балу "(1880), в" религиозной процессии в Гаштейн "( 1880), в "Майдане дьЕрбе, в Вероне" и в "Железопрокатный цех" (1875) - замечательной из всех картин художника, изображающая середину железопрокатного завода во время работы на нем. Это была одна из первых в западноевропейской живописи картин жизни рабочего класса, индустриального труда. С документальной точностью изображает художник большой цех завода, станки и освещенных пламенем печи рабочих, условия их тяжелого труда. Здесь же в цехе, примостившись за листом железа, заканчивают они свой завтрак. Более упомянутых произведений, Менцель выполнил много других, менее значительных жанровых картин, рисунков пером, композиций для политипажей, акварелей и гуашей. С 1856 года он работал профессором и членом Берлинской академии искусств.
За долгие годы жизни Менцель побывал в Австрии, ездил по Рейну, Дунаю, был на Балтийском море, в Голландии, Италии, объехал всю Германию. Путешествия служили ему источником сюжетов для рисунков, жанровых полотен, пастелей. В этих работах уже не было той поэтичности и взволнованности, присущих его ранним работам.
Многочисленные подготовительные рисунки к картинам, сделанные с натуры, характеризуют Менцеля как одного из крупнейших со времен Дюрера, рисовальщиков Германии. Среди них и тщательно рисунки деталей костюмов, обстановки, и живые наброски людей, пейзажей, интерьеров, выполненные углем и карандашом, пером и кистью.
Менцель работал более двадцати лет (1863-1885) над серией гуашей и акварелей, объединенных в "Детский альбом". В нем собраны сценки повседневной жизни, изображения животных, птиц и т. д. Последние годы жизни он посвятил графике, хотя на протяжении всего творческого пути не расставался с карандашом.
В 1880-1890 гг Менцель обращается к образу старости, он изображает портреты стариков и старух, ищет психологическое выражение этого состояния.
См.. также
www.nado.znate.ru
Менцель, Адольф фон - это... Что такое Менцель, Адольф фон?
А́дольф фон Ме́нцель (нем. Adolph Friedrich Erdmann von Menzel, 8 декабря 1815, Бреслау — 9 февраля 1905, Берлин) — немецкий художник, один из лидеров романтического историзма.
Биография
Адольф фон Менцель родился в Восточной Германии в городке Бреслау (ныне Вроцлав, Польша).
В 1830 году переехал с семьей в Берлин. Первой художественной школой стала для Адольфа литографическая мастерская отца. Став в 1833 году кормильцем семьи после смерти отца, он брался за любую работу: делал обеденные меню, пригласительные билеты и т. д. Адольф недолго (всего 6 месяцев) посещал классы академии художеств в Берлине и был почти самоучкой. Впервые сделался известен в 1833 году тетрадью рисунков, исполненных пером и изображавших «Жизнь художника». За этим юношеским трудом Менцеля следовали ряд им самим литографированных «Достопримечательностей Бранденбургской истории» (1834—39, 12 листов) и несколько первых его опытов в живописи масляными красками, каковы, например, «Игра в шахматы» (1836), «Юридическая консультация» (1837), «Судебное заседание» (1837) и прочие работы. «Концерт в Сан-Суси» 1850-52Но вскоре ему пришлось отложить в сторону палитру и кисти, дабы заняться сочинением иллюстраций к «Истории Фридриха Великого» Куглера (1839 —42) и вслед за тем иллюстрированием роскошного издания сочинений Куглера (1843—49). Обе эти работы заставили Менцеля углубиться в изучение эпохи Фридриха Великого.Воспроизводя её с полной исторической точностью, превосходной характеристикой положений и действующих лиц, реалистической правдой и высоким техническим мастерством, он составил себе громкое имя у своих соотечественников преимущественно картинами на темы, взятые из этой эпохи, каковы, например:
- «Круглый стол Фридриха Великого» (1850, находится в берлинской Национальной галерее),
- «Концерт в Сан-Суси» (1852, там же),
- «Фридрих Великий в дороге» (1854),
- «Присяга Фридриху Великому в Бреславле, в 1741 г.» (в Бреславльском музее),
- «Встреча Фридриха Великого с Иосифом II в Нейссе»,
- «Фридрих перед Лейтенской битвой»,
- «Фридрих в Гохкиркенской битве» (1856; в берлинском королевском дворце) и др.
В 1840-е годы Менцель начинает писать с натуры. Возникает целый ряд пейзажей, портретов, которые были впервые показаны в 1906 году на выставке Менцеля в Национальной галерее в Берлине и резко изменили сложившееся мнение о его творчестве.
В 1850-х годах Менцель написал, кроме того, несколько картин библейского содержания, достоинству которых в большинстве случаев вредила их излишняя реалистичность, после чего снова выказал свой талант с полным блеском в великолепной «Коронации Фридриха-Вильгельма I в Кёнигсберге» (1861—65; в берлинском королевском дворце), в «Отъезде короля на войну, 30 июля 1870 г.» (1871; в берлинской Национальной галерее), в «Бальном ужине» (1878), в «Разговоре короля с дамой на придворном балу» (1880), в «Религиозной процессии в Гаштейне»(1880), в «Площади д’Эрбе, в Вероне» и в «Железопрокатный завод» (1875) — самой замечательной из всех картин художника, изображающей внутренность железопрокатного завода во время работы на нём. Сверх упомянутых произведений, Менцель исполнил много других, менее значительных жанровых картин, рисунков пером, композиций для политипажей, акварелей и гуашей. С 1856 года он состоял профессором и членом Берлинской академии художеств.
За долгие годы жизни Менцель побывал в Австрии, ездил по Рейну, Дунаю, был на Балтийском море, в Голландии, Италии, объехал всю Германию. Путешествия служили ему источником сюжетов для рисунков, жанровых полотен, пастелей. В этих работах уже не было той поэтичности и взволнованности, которые были присущи его ранним работам.
Менцель работал более двадцати лет (1863—1885) над серией гуашей и акварелей, объединённых в «Детский альбом». В нём собраны сценки повседневной жизни, изображения животных, птиц и т. д. Последние годы жизни он посвятил графике, хотя на протяжении всего творческого пути не расставался с карандашом: только в Национальной галерее в Берлине есть свыше пяти тысяч его рисунков.
В 1880—1890 гг. Менцель обращается к образу старости, он изображает портреты стариков и старух, ищет психологическое выражение этого состояния.
9 февраля 1905 года на девяностом году жизни Менцель скончался. Императорским двором ему были устроены очень пышные похороны, каких удостаивались лишь генерал-фельдмаршалы.
Галерея
-
Канал Фридриха в лунном свете
Ссылки
dic.academic.ru
Менцель Адольф фон — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья
Ме́нцель (Menzel) Адольф фон (8 декабря 1815, Бреслау, ныне Вроцлав, Польша — 9 февраля 1905, Берлин) — немецкий живописец и график. Крупнейший мастер реализма 19 века. Автор реалистически точных и выразительных иллюстраций (к «Истории Фридриха Великого» Ф. Куглера, 1839-1842). Пристальное внимание к натуре, интерес к свету и воздуху выразились в его пейзажах, интерьерах и жанровых картинах («Комната с балконом», 1845; «Театр «Жимназ», 1856). Напряжение промышленного труда передано в картине «Железопрокатный завод» (1875).Адольф фон Менцель родился 8 декабря 1815 года в Бреслау (Восточная Германия, ныне Вроцлав (Польша). В 1830 году его семья переехала в Берлин. Живописью Адольф начал заниматься в литографической мастерской своего отца. Когда ему исполнилось 18 лет, у него умер отец и Адольфу пришлось стать кормильцем семьи. Он брался за любую работу чтобы заработать деньги: делал обеденные меню, рисовал пригласительные билеты и т.д.
Ранний период (1830-1855)
В юности художник не получил специального образования. С 1830 года работал в литографской мастерской отца и шесть месяцев посещал класс рисунка в берлинской Академии художеств, но, не удовлетворенный системой преподавания, покинул ее. Начинал как рисовальщик и литограф и лишь в конце 1830-х годов попробовал писать маслом. Написанные легким экспрессивным мазком полотна «Вид на парк принца Альберта» (1846), «Строительная площадка с ветлами» (1846), «Железная дорога Берлин-Потсдам» (1847), «Этюд облаков» (1851, все — Государственный музей, Берлин) по свежести восприятия натуры предвосхищает последующие импрессионистические поиски художника. Ощущение ритма постоянно изменяющегося нового времени рождает движущийся по железнодорожному полотну состав в окружении сопровождающей его световоздушной дымки. Отзвуки раннего немецкого реализма (бидермейера) со свойственным ему поэтическим видением простых вещей и частных событий присущи картине «Комната с балконом» (1845, частное собрание, Берлин). Интерес к воспроизведению интерьерного пространства характерен для полотна «Проповедь в старой монастырской церкви в Берлине» (1847, Картинная галерея, Дрезден). Но не свойственное бидермейеру острое внимание художника к передаче характерного в облике персонажей предвосхищает его поздние многофигурные композиции из народной жизни.Значительным событием в развитии европейской реалистической живописи явилось полотно «Похороны мартовских жертв» (1848, Кунстхалле, Гамбург), повествующее о современных художнику событиях. Изображение траурной манифестации на похоронах жертв баррикадных боев в дни революции 1848 года в Берлине впервые стало темой исторической картины в 19-м столетии.
Романтическое увлечение национальным прошлым и реалистическое понимание истории воплощено художником в серии живописных полотен, посвященных правлению Фридриха Великого (Государственный музей, Берлин; Кунстхалле, Гамбург). Увлеченный фигурой просвещенного монарха Менцель с глубоким чувством трактует исторический образ, передавая сцены в интерьере («Концерт в Сан Суси», «Добрый вечер, господа!») или в пейзаже («Ночной бой под Хох Кирхом»), стремясь к точному воспроизведению исторических деталей.
Поздний период (1850-1905)
Значительную роль в дальнейшем творческом развитии художника сыграли его ежегодные путешествия по Рейну и Дунаю (1850-е годы), поездки в Париж (1855, 1867, 1868) и Верону (1880, 1881, 1882). Из поездок он всегда привозил много акварелей, гуашей, пастелей, карандашных рисунков с изображением бытовых сцен, пейзажей, зарисовок характерных типов, которые затем использовал в своих живописных работах.
В 1855 году после первой поездки в Париж под впечатлением от посещения театра на Больших бульварах было написано полотно «Театр Жимназ» (Государственный музей, Берлин). Теме театра, позволившей художнику с реалистической образностью передавать разнообразие человеческих характеров, переживаний актеров и зрителей, посвящено полотно «Крестьянский театр в Гастейне» (1859, Кунстхалле, Гамбург), созданное после поездки и работы на натуре в Тироли.
После второго посещения Парижа в 1867 году им были написаны полотна «Парижские будни» (1869, Художественная галерея, Дюссельдорф), «После полудня в Тюильри» (1869, Картинная галерея, Дрезден), «Воспоминания о Люксембургском саде» (1872, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва). Как и французских импрессионистов, Менцеля привлекает возможность передать будничный, но полный особого обаяния и красочности ритм жизни Парижа и его обитателей, атмосферу его бульваров и парков с прогуливающейся нарядной публикой.
Этапными произведениями французского реализма стали картины Менцеля «Железопрокатный завод» (1875, Государственный музей, Берлин), «Точка ножей в Хофгастейне» (1881, частное собрание, Лондон). Его внимание как живописца привлек труд пролетариев металлургического завода в Верхней Силезии и берлинских каменщиков. Это был факт новой действительности, и в нем он увидел свою красоту и поэзию.
Подлинная панорама народной жизни развернута художником в картине «Процессия в Гастейне» (1880, частное собрание, Германия). С мастерством художника-реалиста переданы в многофигурном полотне социальное разнообразие типов, атмосфера маленького провинциального города. Демократические тенденции творчества Менцеля, его живописные поиски оказали значительное влияние на крупных мастеров немецкой живописи, таких, как В. Лейбль, М. Либерман и др.- Марченко Е. И. Адольф Менцель. М., 1976.
- Kaiser K. Adolf Menzel. 1815-1905. Berlin, 1956.
- Hutt W. Adolf Menzel. Dresden, 1972.
- Sensen I. Ch. Adolf Menzel. Koeln, 1982.
megabook.ru