Лубок (народная картинка). Лубок картина


Лубок — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

(!)Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (Россия), возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. (Ноябрь 2017)

«Мыши кота погребают», 1760

Лубо́к (лубочная картинка, лубочный лист, потешный лист, простовик[1]) — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки[2].

Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Часто в лубке содержится развернутое повествование c пояснительными надписями и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.

Страница Библии бедных (Biblia Pauperum). Европа. XV век

Самые древние лубки известны в Китае. До VIII века они рисовались от руки. Начиная с VIII века известны первые лубки, выполненные в гравюре на дереве. В Европе лубок появился в XV веке. Для раннего европейского лубка характерна техника

ru.bywiki.com

Лубок (народная картинка) Википедия

(!)
Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (Россия), возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. (Ноябрь 2017)

«Мыши кота погребают», 1760

Лубо́к (лубочная картинка, лубочный лист, потешный лист, простовик[1]) — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки[2].

Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Часто в лубке содержится развернутое повествование c пояснительными надписями и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.

История

Страница Библии бедных (Biblia Pauperum). Европа. XV век

Самые древние лубки известны в Китае. До VIII века они рисовались от руки. Начиная с VIII века известны первые лубки, выполненные в гравюре на дереве. В Европе лубок появился в XV веке. Для раннего европейского лубка характерна техника ксилографии. Позже добавляются гравюра на меди и литография.

Благодаря своей доходчивости и ориентированности на «широкие массы» лубок использовался как средство агитации (например, «летучие листки» во время Крестьянской войны и Реформации в Германии, лубочные изображения времён Великой французской революции).

В Германии фабрики по производству картинок находились в Кёльне, Мюнхене, Нойруппине; во Франции — в городе Труа. В Европе широко распространены книжки и картинки непристойного содержания, например, «Tableau de l’amur conjual» (Картина супружеской любви). В Россию «соблазнительные и безнравственные картинки» завозились из Франции и Голландии.

Русский лубок XVIII века отличается выдержанной композиционностью.

Восточный лубок (Китай, Индия) отличается яркой красочностью.

В конце XIX века лубок возродился в виде комиксов[3].

В России

История

В России XVI века — начала XVII века продавались эстампы, которые назывались «фряжские листы» или «немецкие потешные листы»[4]. В России рисунки печатались на досках особого пиления. Доски назывались луб (откуда палуба). Чертежи, рисунки, планы писали на лубу ещё с XV века. В XVII веке большое распространение получили раскрашиваемые лубяные коробы. Позднее бумажные картинки получили название лубок, лубочная картинка.

В конце XVII века в Верхней (Придворной) типографии был установлен фряжский стан для печати фряжских листов. В 1680 году мастер Афанасий Зверев резал для царя на медных досках «всякие фряжские рези»[5].

Немецкие потешные листы продавались в Овощном ряду, а позднее на Спасском мосту.

Цензура и запреты

Московский Патриарх Иоаким в 1674 году запретил «покупать листы, коеи печатали немецы еретики, лютеры и кальвины, по своему проклятому мнению». Лики почитаемых святых должны были писаться на доске, а печатные изображения предназначались для «пригожества».

Указ 20 марта 1721 года запрещал продажу «на Спасском мосту и в других местах Москвы сочиненныя разных чинов людьми … эстампы (листы), печатанные своевольно, кроме типографии». В Москве была создана Изуграфская палата. Палата выдавала разрешение печатать лубки «своевольно, кроме типографии». Со временем этот указ перестал исполняться. Появилось большое количество низкокачественных изображений Святых. Поэтому указом от 18 октября 1744 года было повелено «представлять рисунки предварительно на апробацию епархильным архиреям».

Указ 21 января 1723 года требовал «Императорские персоны искусно писать свидетельствованном в добром мастерстве живописцам со всякою опасностью и прилежным тщанием». Поэтому на лубочных картинах не встречается изображений царствующих персон.

В 1822 году для печатания лубков была введена цензура полиции. Некоторые лубки были запрещены, доски уничтожены. В 1826 году цензурным уставом все эстампы (а не только лубки) были подчинены рассмотрению цензуры.

Сюжеты картин

Изначально сюжетами для лубочных картин были рукописные сказания, житейники, «отеческие сочинения», устные сказания, статьи из переводных газет (например, «Куранты») и т. д.

Сюжеты и рисунки заимствовались из иностранных Альманахов и Календарей. В начале XIX века сюжеты заимствуются из романов и повестей Иоганна Вольфганга фон Гёте, Анны Радклиф, Софи Коттен, Франсуа Рене де Шатобриана и других писателей.

В конце XIX века преобладали картинки на темы из священного писания, портреты императорской семьи, затем шли жанровые картинки, всего чаще нравственно-поучительного характера (о гибельных последствиях обжорства, пьянства, жадности), лицевые издания «Еруслана Лазаревича» и других сказок, изображения в лицах народных песен («Ехали бояре из Нова-города», «Била жинка муженька»), женские головки со вздорными надписями, изображения городов (Иерусалим — пуп земли).[6]

Типы лубков

  • Духовно-религиозные — в византийском стиле. Изображения иконного типа. Жития святых, притчи, нравоучения, песни и т. д.
  • Философские.
  • Юридические — изображения судебных процессов и судебных действий. Часто встречались сюжеты: «Шемякин суд» и «Повесть о Ерше Ершовиче».
  • Исторические — «Умильные повести» из летописей. Изображение исторических событий, битв, городов. Топографические карты.
  • Сказочные — сказки волшебные, богатырские, «Повести об удалых людях», житейские сказки.
  • Праздники — изображения святых.
  • Конница — лубки с изображением всадников.
  • Балагурник — потешные лубки, сатиры, карикатуры, побаски.

Производство лубков

Гравёры назывались «фряжских[7] резных дел мастерами» (в отличие от русских «обычных» резчиков по дереву). В Москве в конце XVI века первым гравёром был предположительно Андроник Тимофеев Невежа.

Знаменованием называлось нанесение рисунка и раскрашивание. Примерно в XVI (или в XVII) веке знаменование разделилось на знаменование и гравировку. Знамёнщик наносил рисунок, гравёр вырезал его на доске, или металле.

Копирование досок называлось переводом. Доски изначально липовые, затем кленовые, грушевые и пальмовые.

Изготовлялся лубок следующим образом: художник наносил карандашный рисунок на липовой доске (лубе), затем по этому рисунку ножом делал углубление тех мест, которые должны остаться белыми. Смазанная краскою доска под прессом оставляла на бумаге черные контуры картины. Отпечатанные таким способом на серой дешевой бумаге назывались картины-простовики. Простовики отвозили в специальные артели. В XIX веке в подмосковных и владимирских деревнях существовали специальные артели, которые занимались раскраской лубка. Занимались раскраской лубков женщины и дети. Позднее появился более совершенный способ изделия лубочных картин, появились художники-граверы. Тонким резцом на медных пластинах они гравировали штриховкой рисунок, со всеми мелкими подробностями, чего невозможно было сделать на липовой доске. Способ расцветки картин оставался тот же. Артельщики принимали от издателей-лубочников заказы на раскраску сотен тысяч экземпляров. Один человек за неделю раскрашивал до одной тысячи лубков — за такую работу платили один рубль. Профессия называлась цветальщик. Профессия исчезла после появления литографских машин.

Одна из первых российских фигурных фабрик возникла в Москве в середине XVIII века. Фабрика принадлежала купцам Ахметьевым. На фабрике работало 20 станков.

XIX век

Генерал-майор Александр Сеславин. Исторический лубок XIX века

В середине XIX века в Москве работают крупные фигурные типографии: Ахметьева, Логинова, Щурова, Чижова, Кудрякова, Руднева, Флорова, девицы Лаврентьевой, Шарапова, Кирилова, Морозова, Стрельцова, Яковлева.

Во второй половине XIX веке одним из крупнейших производителей и распространителей печатного лубка был И. Д. Сытин. В 1882 году в Москве состоялась Всероссийская художественно-промышленная выставка, на которой продукция Сытина была отмечена серебряной медалью.

И. Д. Сытин около 20 лет коллекционировал доски, с которых печатались лубки. Коллекция стоимостью несколько десятков тысяч рублей была уничтожена во время пожара в типографии Сытина во время Революции 1905 года[8].

В конце XIX века Сытин выпускал ежегодно около 2 млн экземпляров календарей, около 1,5 млн картинок на библейские сюжеты и 900 тыс. картинок светского содержания, Морозов изготовлял ежегодно до 1, 4 млн картинок, литография Голышева — около 300 тыс. Простовиков, то есть самых дешевых картинок, стоимостью в 1/2 копейки штука, печаталось и раскрашивалось в Московском уезде около 4 млн ежегодно. Высшая цена лубочных картинок составляла 25 копеек.[6]

Лубок в русских игральных картах В.М.Свешникова

В 1981 году Комбинат цветной печати издает колоду игральных карт под названием "Карты игральные, по мотивам русских лубочных картинок, рисованные Виктором Свешниковым". Рисунки к данной колоде изготовил один из старейших художников Ленинграда, график Виктор Михайлович Свешников (род. 1907). Ученик И.Я. Билибина и В.М.Конашевича, он вносит значительный вклад в графическое искусство игральных карт. Лубочные рисунки Свешникова сделаны на высоком мастерском уровне, в них чувствуется большая и серьезная подготовительная работа художника по изучению исторического и бытового материала.[9]

Эволюция русского лубка

См. также

Примечания

  1. ↑ Лубок русский изобразительный // Энциклопедия Кругосвет
  2. ↑ Лубок // Большой Энциклопедический словарь. 2000.
  3. ↑ И. М. Волчкова. Комикс как факт массового искусства. // Антропология языка. Выпуск 1. Флинта, Наука, 2010.
  4. ↑ «Само название этих листов „немецкими“ или „фряжскими“ указывает на их происхождение: они вывозились к нам с Запада» — Забелин И. Е. Домашняя жизнь русских царей — М.: Эксмо, 2008, 448 с. ISBN 978-5-699-13829-6
  5. ↑ Иван Забелин. «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях». Издательство Транзиткнига. Москва. 2005 стр. 173—177. ISBN 5-9578-2773-8
  6. ↑ 1 2 Народная литература // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  7. ↑ Фрязин (иск. франк) — старорусское название выходцев из Южной Европы романского происхождения, обычно итальянцев (ср. с современным англичанин и датчанин). Многие известные итальянцы, в основном архитекторы, работавшие в России в XV и XVI веках, носили прозвище „Фрязин“. Подробнее можно прочитать в статье Итальянцы в Московской Руси
  8. ↑ К. И. Коничев «Русский самородок. Повесть о Сытине». Лениздат. 1966.
  9. ↑ Российское карточное общество. Л.Ф.Гарин. "Художник и карты". (Панорама искусств. Вып. 11: М.: Советский художник, 1988). Проверено 3 апреля 2016.

Литература

  • Юрков С. От лубка к «Бубновому валету»: гротеск и антиповедение в культуре «примитива» // Юрков С. Е. Под знаком гротеска: антиповедение в русской культуре(XI-начало XX вв.). СПб., 2003, с. 177—187.
  • Народная картинка XVII—XIX веков, сб. ст., изд. Дмитрий Буланин, 1996.
  • Михаил Никитин. К истории изучения русского лубка// Советское искусствознание. 1986. Вып.20. С.399-419.
  • Анатолий Рогов «Кладовая Радости», Москва, изд. Просвещение, 1982.
  • Лубок, М., 1968.
  • Иванов Е. П. Русский народный лубок. С 90 одноцветными и 13 красочными репродукциями. М.: ИЗОГИЗ, — 1937.
  • Лубочные картинки // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Ровинский Д. А., Русские народные картинки, СПБ, 1881.
  • Иван Снегирев Лубочные картинки русского народа в московском мире. Москва. В Университетской тип., 1861.
  • Лубок — статья из Большой советской энциклопедии. 

Ссылки

wikiredia.ru

Лубок — википедия фото

История

В России XVI века — начала XVII века продавались эстампы, которые назывались «фряжские листы» или «немецкие потешные листы»[4]. В России рисунки печатались на досках особого пиления. Доски назывались луб (откуда палуба). Чертежи, рисунки, планы писали на лубу ещё с XV века. В XVII веке большое распространение получили раскрашиваемые лубяные коробы. Позднее бумажные картинки получили название лубок, лубочная картинка.

В конце XVII века в Верхней (Придворной) типографии был установлен фряжский стан для печати фряжских листов. В 1680 году мастер Афанасий Зверев резал для царя на медных досках «всякие фряжские рези»[5].

Немецкие потешные листы продавались в Овощном ряду, а позднее на Спасском мосту.

Цензура и запреты

Московский Патриарх Иоаким в 1674 году запретил «покупать листы, коеи печатали немецы еретики, лютеры и кальвины, по своему проклятому мнению». Лики почитаемых святых должны были писаться на доске, а печатные изображения предназначались для «пригожества».

Указ 20 марта 1721 года запрещал продажу «на Спасском мосту и в других местах Москвы сочиненныя разных чинов людьми … эстампы (листы), печатанные своевольно, кроме типографии». В Москве была создана Изуграфская палата. Палата выдавала разрешение печатать лубки «своевольно, кроме типографии». Со временем этот указ перестал исполняться. Появилось большое количество низкокачественных изображений Святых. Поэтому указом от 18 октября 1744 года было повелено «представлять рисунки предварительно на апробацию епархильным архиреям».

Указ 21 января 1723 года требовал «Императорские персоны искусно писать свидетельствованном в добром мастерстве живописцам со всякою опасностью и прилежным тщанием». Поэтому на лубочных картинах не встречается изображений царствующих персон.

В 1822 году для печатания лубков была введена цензура полиции. Некоторые лубки были запрещены, доски уничтожены. В 1826 году цензурным уставом все эстампы (а не только лубки) были подчинены рассмотрению цензуры.

Сюжеты картин

Изначально сюжетами для лубочных картин были рукописные сказания, житейники, «отеческие сочинения», устные сказания, статьи из переводных газет (например, «Куранты») и т. д.

Сюжеты и рисунки заимствовались из иностранных Альманахов и Календарей. В начале XIX века сюжеты заимствуются из романов и повестей Иоганна Вольфганга фон Гёте, Анны Радклиф, Софи Коттен, Франсуа Рене де Шатобриана и других писателей.

В конце XIX века преобладали картинки на темы из священного писания, портреты императорской семьи, затем шли жанровые картинки, всего чаще нравственно-поучительного характера (о гибельных последствиях обжорства, пьянства, жадности), лицевые издания «Еруслана Лазаревича» и других сказок, изображения в лицах народных песен («Ехали бояре из Нова-города», «Била жинка муженька»), женские головки со вздорными надписями, изображения городов (Иерусалим — пуп земли).[6]

Типы лубков

  • Духовно-религиозные — в византийском стиле. Изображения иконного типа. Жития святых, притчи, нравоучения, песни и т. д.
  • Философские.
  • Юридические — изображения судебных процессов и судебных действий. Часто встречались сюжеты: «Шемякин суд» и «Повесть о Ерше Ершовиче».
  • Исторические — «Умильные повести» из летописей. Изображение исторических событий, битв, городов. Топографические карты.
  • Сказочные — сказки волшебные, богатырские, «Повести об удалых людях», житейские сказки.
  • Праздники — изображения святых.
  • Конница — лубки с изображением всадников.
  • Балагурник — потешные лубки, сатиры, карикатуры, побаски.

Производство лубков

Гравёры назывались «фряжских[7] резных дел мастерами» (в отличие от русских «обычных» резчиков по дереву). В Москве в конце XVI века первым гравёром был предположительно Андроник Тимофеев Невежа.

Знаменованием называлось нанесение рисунка и раскрашивание. Примерно в XVI (или в XVII) веке знаменование разделилось на знаменование и гравировку. Знамёнщик наносил рисунок, гравёр вырезал его на доске, или металле.

Копирование досок называлось переводом. Доски изначально липовые, затем кленовые, грушевые и пальмовые.

Изготовлялся лубок следующим образом: художник наносил карандашный рисунок на липовой доске (лубе), затем по этому рисунку ножом делал углубление тех мест, которые должны остаться белыми. Смазанная краскою доска под прессом оставляла на бумаге черные контуры картины. Отпечатанные таким способом на серой дешевой бумаге назывались картины-простовики. Простовики отвозили в специальные артели. В XIX веке в подмосковных и владимирских деревнях существовали специальные артели, которые занимались раскраской лубка. Занимались раскраской лубков женщины и дети. Позднее появился более совершенный способ изделия лубочных картин, появились художники-граверы. Тонким резцом на медных пластинах они гравировали штриховкой рисунок, со всеми мелкими подробностями, чего невозможно было сделать на липовой доске. Способ расцветки картин оставался тот же. Артельщики принимали от издателей-лубочников заказы на раскраску сотен тысяч экземпляров. Один человек за неделю раскрашивал до одной тысячи лубков — за такую работу платили один рубль. Профессия называлась цветальщик. Профессия исчезла после появления литографских машин.

Одна из первых российских фигурных фабрик возникла в Москве в середине XVIII века. Фабрика принадлежала купцам Ахметьевым. На фабрике работало 20 станков.

XIX век

  Генерал-майор Александр Сеславин. Исторический лубок XIX века

В середине XIX века в Москве работают крупные фигурные типографии: Ахметьева, Логинова, Щурова, Чижова, Кудрякова, Руднева, Флорова, девицы Лаврентьевой, Шарапова, Кирилова, Морозова, Стрельцова, Яковлева.

Во второй половине XIX веке одним из крупнейших производителей и распространителей печатного лубка был И. Д. Сытин. В 1882 году в Москве состоялась Всероссийская художественно-промышленная выставка, на которой продукция Сытина была отмечена серебряной медалью.

И. Д. Сытин около 20 лет коллекционировал доски, с которых печатались лубки. Коллекция стоимостью несколько десятков тысяч рублей была уничтожена во время пожара в типографии Сытина во время Революции 1905 года[8].

В конце XIX века Сытин выпускал ежегодно около 2 млн экземпляров календарей, около 1,5 млн картинок на библейские сюжеты и 900 тыс. картинок светского содержания, Морозов изготовлял ежегодно до 1, 4 млн картинок, литография Голышева — около 300 тыс. Простовиков, то есть самых дешевых картинок, стоимостью в 1/2 копейки штука, печаталось и раскрашивалось в Московском уезде около 4 млн ежегодно. Высшая цена лубочных картинок составляла 25 копеек.[6]

Лубок в русских игральных картах В.М.Свешникова

В 1981 году Комбинат цветной печати издает колоду игральных карт под названием "Карты игральные, по мотивам русских лубочных картинок, рисованные Виктором Свешниковым". Рисунки к данной колоде изготовил один из старейших художников Ленинграда, график Виктор Михайлович Свешников (род. 1907). Ученик И.Я. Билибина и В.М.Конашевича, он вносит значительный вклад в графическое искусство игральных карт. Лубочные рисунки Свешникова сделаны на высоком мастерском уровне, в них чувствуется большая и серьезная подготовительная работа художника по изучению исторического и бытового материала.[9]

org-wikipediya.ru

Лубочные картинки | aquarells.ru

 

 

Лубочные картинки, или лубок – это народные, чаще всего выполненные неизвестными художниками произведения печатной графики.

Лубочные картинки, или лубок – это народные, чаще всего выполненные неизвестными художниками произведения печатной графики.

Лубочная картинка на тему русской поговорки

 

Есть также и стилизация таких картинок, авторами которых являются профессиональные художники, сознательно подражающие лубку. Изначально лубочные картинки были рассчитаны на распространение среди широких слоев населения, а потому отличались доходчивостью образов, которые часто заимствовались из фольклора. Сцены и персонажи, которые изображались на лубочных картинках, были легко узнаваемы.

Лубочные картинки, или лубок – это народные, чаще всего выполненные неизвестными художниками произведения печатной графики.

Б.М. Кустодиев «Тула». Эскиз декорации к спектаклю «Блоха» 1925 г.

 

Отличительная особенность лубка – простота и грубоватость изобразительного языка (обобщенный, несколько примитивный рисунок с яркой локальной раскраской), а также развернутый (или краткий) пояснительный текст.

Лубочные картинки, или лубок – это народные, чаще всего выполненные неизвестными художниками произведения печатной графики.

Рекламный плакат, стилизованный под лубочную картинку. 2005 г.

 

По содержанию лубки были весьма разнообразны. Сообщения, содержащиеся в лубке, могли быть вполне официальны (например, посвящены религиозным праздникам) или же, наоборот, критиковали и высмеивали существующую власть. Последние печатались подпольно и подлежали изъятию. Очень популярны в народе были лубочные картинки на темы присказок, пословиц, былин, а позднее – и на темы известных литературных произведений (например, Пушкина и  Гоголя). В конце XIX в. популярными стали лубки на темы песенного фольклора, а также городского романса.

Лубочные картинки, или лубок – это народные, чаще всего выполненные неизвестными художниками произведения печатной графики.

Питер Брейгель. Лубочная картинка из серии «Детские забавы» 1560 г. Деталь

 

История лубка берет свое начало в Китае, где лубочные картинки выполнялись от руки. Выполнять лубки в технике ксилографии с дальнейшим раскрашиванием вручную начали в VIII веке. В Европе в течение XV-XIX вв. лубочные картинки выполнялись как в технике гравюры на дереве, так и в технике офорта и литографии.

Лубочные картинки, или лубок – это народные, чаще всего выполненные неизвестными художниками произведения печатной графики.

И.И. Теребенев «Карантин для Наполеона по возвращении его из России»

 

Часто лубочную форму брали на вооружение и профессиональные художники. Так, в России впервые это было сделано А.Г. Венециановым и И.И. Теребеневым в офортах на темы Отечественной войны 1812 г. Со своей стороны, мастера-самоучки начали подражать профессионалам, что привело к некоторому смешению стилей, получившему свое выражение в полупрофессиональном примитивном направлении в лубочной картинке.

Лубочные картинки, или лубок – это народные, чаще всего выполненные неизвестными художниками произведения печатной графики.

Н.С. Гончарова «Архистратиг Михаил» 1914 г. Раскрашенная литография

 

В XX веке лубок оказал свое влияние на таких художников-авангардистов, как Н. Горчарова и М. Ларионов, и способствовал формированию их индивидуального художественного стиля.

Похожее

aquarells.ru

Лубок (народная картинка) - это... Что такое Лубок (народная картинка)?

Лубо́к — вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Лубок называют также народной (фольклорной) картинкой и связывают с раскрашенным графическим изображением, растиражированным печатным способом. Нередко лубок имел декоративное назначение.

«Мыши кота погребают», 1760

Лубок являлся видом народного творчества, но сегодня к этому виду относятся также работы профессиональных художников, использующие лубочные приемы (см., например, Вячеслав Сысоев). Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Часто в лубке содержится развернутое повествование. Часто лубок содержит пояснительные надписи и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.

История

Самые древние лубки известны в Китае.

До VIII века они рисовались от руки. Начиная с VIII века известны первые лубки выполненные в гравюре на дереве. В Европе лубок появился в XV веке. Для раннего европейского лубка характерна техника ксилографии. Позже добавляются гравюра на меди и литография.

Благодаря своей доходчивости и ориентированности на «широкие массы» лубок использовался как информационное оружие (например, «летучие листки» во время Крестьянской войны и Реформации в Германии, лубочные изображения времен Великой французской революции).

Русский лубок XVIII века отличается выдержанной композиционностью.

Восточный лубок (Китай, Индия) отличается яркой красочностью.

В России

В России XVI века, начала XVII века продавались эстампы, которые назывались «фряжские листы», или «немецкие потешные листы». В России рисунки печатались на досках особого пиления. Доски назывались луб (откуда палуба). Чертежи, рисунки, планы писали на лубу ещё с XV века. В XVII веке большое распространение получили раскрашиваемые лубяные коробы. Позднее бумажные картинки получили название лубок, лубочная картинка.

В конце XVII века в Верхней (Придворной) типографии был установлен фряжский стан для печати фряжских листов. В 1680 году мастер Афанасий Зверев резал для царя на медных досках «всякие фряжские рези».

В XIX веке одним из крупнейших производителей и распространителей печатного лубка был И. Д. Сытин.

Изготовлялся лубок следующим образом: художник наносил карандашный рисунок на липовой доске (лубе), затем по этому рисунку ножом делал углубление тех мест, которые должны остаться белыми. Смазанная краскою доска под прессом оставляла на бумаге черные контуры картины. Отпечатанные таким способом на серой дешевой бумаге назывались картины-простовики. Простовики отвозили в специальные артели. В подмосковных и владимирских деревнях существовали специальные артели, которые занимались раскраской лубка. Занимались раскраской лубков женщины и дети. Позднее появился более совершенный способ изделия лубочных картин, появились художники-граверы. Тонким резцом на медных пластинах они гравировали штриховкой рисунок, со всеми мелкими подробностями, чего невозможно было сделать на липовой доске. Способ расцветки картин оставался тот же. Артельщики принимали от издателей-лубочников заказы на раскраску сотен тысяч экземпляров. Один человек за неделю раскрашивал до одной тысячи лубков — за такую работу платили один рубль. Профессия называлась цветальщик. Профессия исчезла после появления литографских машин.

Первые литографские лубки Сытина назывались: Петр Первый за учителей своих заздравный кубок поднимает; как Суворов играет в бабки с деревенскими ребятишками; как наши предки славяне крестились в Днепре и свергали идола Перуна. Сытин начал привлекать к изготовлению лубков профессиональных художников. Для подписей к лубкам использовались народные песни, стихи известных поэтов. В 1882 году в Москве состоялась художественная выставка. Лубки Сытина получили диплом и бронзовую медаль выставки.

И. Д. Сытин около 20 лет коллекционировал доски с которых печатались лубки. Коллекция стоимостью несколько десятков тысяч рублей была уничтожена во время пожара в типографии Сытина во время Революции 1905 года.

Литература

  • Алексеев В. А., Китайская народная картина, М., 1966
  • Лубок, М., 1968
  • Народная картинка XVII—XIX веков, сб. ст., изд. Дмитрий Буланин, 1996
  • Ровинский Д. А., Русские народные картинки, СПБ, 1881
  • Анатолий Рогов «Кладовая Радости», Москва, изд. Просвещение, 1982
  • Юрков С. От лубка к «Бубновому валету»: гротеск и антиповедение в культуре «примитива» // Юрков С. Е. Под знаком гротеска: антиповедение в русской культуре(XI-начало ХХ вв.). СПб., 2003, с. 177—187
  • Статья «Лубок» Большая советская энциклопедия
  • Иван Забелин. «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях». Издательство Транзиткнига. Москва. 2005 стр. 173—177. ISBN 5-9578-2773-8
  • К. И. Коничев. «Русский самородок. Повесть о Сытине». Лениздат. 1966.

Ссылки

См. также

Эволюция развития русского лубка

Wikimedia Foundation. 2010.

dik.academic.ru

Лубочные картинки (русский лубок): значение слова, история происхождения, примеры

2016-10-20_162302«Я Мода составляю для жителей род некоего божества, на которое все жалуются, но все между тем повинуются, все наружно ненавидят, но внутренне идолопоклонствуют. В моей власти состоит повелеть признавать глупое за разумное, странное за достойное уважения, смешное за нечто мудрое, мудрое за нечто смешное, неприличное за пристойное, постыдное за похвальное, разорительное за приятное и порочное за добродетельное, а сие за порочное. И потому, сообразно оному преудивительному и сильному влиянию, каковое имею я над жителями, здесь почитается наиважнейшею наукою переделываться из людей в обезьян»,

— так горестно сетовал в 1791 году сатирический журнал «Переписка моды». И прямо сказать, было из-за чего, в конце XVIII века целые состояния тратились на «иноземные прелести», «притирания и румяны, помощию коих можно иметь на ланитах живописную красоту и штукатурные прелести», на «устройство волос по модной архитектуре», или, как их еще называли, «волосяные здания», на пуговицы «с портретами, коньками, деревеньками»… Озорные надписи на лубочных картинках передразнивали длинные «реестры» платья, которое должно было иметь всякой «порядочной девице»:

«Ежова шуба Петербургского манеру, и та сделана не в меру! Бастрок печальный из материи мочальной, парусиновый лаброн, да танцелеровый балахон, и тот в торговой бане унесен! Праздничный убор, в котором лазят красть кур через забор, шлафор гулевой из рогожи соленой! Жениху — дюжина рубах моржовых, да для танцев две пары портков ежовых!..»

Но шутки шутками, а, если подсчитать серьезно, беготня за модой входила в копейку. Ведь приходилось тратить «по крайней мере, четыре куля муки, чтобы обратить их в посредственную Аглинскую шляпу…»

Начавшись в высших кругах, эпидемия щегольства быстро распространилась среди городского мещанства и купечества, проникла во все уголки России. Мода на мушки, например, настолько подчинила все общество, что к началу XIX столетия их налепляли даже раскольницы. Появился тайный «язык мушек», лубочные пособия по которому расхватывались с пылу, с жару не только в «прокудных» городах, но и из коробов деревенских разносчиков: «На правой стороне — гордость, в длину против глаза — воровство, на правой брови — смирение, под конец носа — одному отказ, среди носа — всем отказ…» Той же цели служили и различные цвета в одежде и лентах: черный означал печаль, темно-зеленый — верность, светло-зеленый — надежду, алый — любовь, «рудожелтый — свидание и целование».

И. А. Крылов иронизировал в «Мыслях философа по моде»:

«Быть дородною, иметь природный румянец на щеках — пристойно одной только крестьянке; но благородная женщина должна стремиться убегать такого недостатка; сухощавость, бледность, томность—вот ее достоинства. В нынешнем просвещенном веке вкус во всем доходит до совершенства, и женщина большого света сравнена с голландским сыром, который только тогда хорош, когда он попорчен».

С приходом XIX века «свет», вроде бы, несколько опомнился, но среди купечества и мещанства болезнь моды еще только-только начинала свирепствовать.

Сатирические журналы отважно сражались с модой — не было книжки, в которой бы обошли «петиметров» (т. е. щеголей). Но читать обличительные статьи, как бы они ни были хороши, могли только немногочисленные подписчики, основную тяжесть увещевательной кампании вынесли народные картинки — лубки или «простовики», как их называли сами мастера. И если литераторы самозабвенно пародировали наукообразные «штудии», то «простовик», ясное дело, выражался более прямо — в традиционном жанре анекдота и басни. В XVIII веке наиболее популярной картинкой такого рода был незатейливый анекдотец «Петиметр-Медведь» (стиснутого в узком платье мишку безнаказанно трепали на этой картинке козел и лиса), а в XIX столетии — басня «Урок мужьям-дуракам и женам-щеголихам».

2016-10-20_161816

Листок до того пришелся по вкусу на деревенских ярмарках, что подмосковные кустари стали вырезать деревянную игрушку — запряженную в оглобли модницу и ее праведного мужа с назидательным хлыстом. Стоило двинуть сани, и кнут приходил в ревностное движение.

Конечно, урок лубка относился не к этой крестьянской парочке — персонажи лишь намек, как во веяной басне, и разорительные последствия щегольства мужики ощущали на себе не в масштабах кумачового сарафана. Это прекрасно понимали читатели нехитрого текста:

«Баба мыслит ухитриться, чтоб получше нарядиться, вот и мужу приказала да строго наказала — продай лошадь и корову, да купи ты мне обнову. И бедный муж хоть не рад, да готов купить наряд, животину пробусарил («бусор» — мусор.), жену свою уважил. Баба сарафан надела, взяв свирелку, засвистела, стала козу забавлять, а коза пошла плясать — и так лето все играла, вот приходит уж зима, мужика без дров застала, сходит наш мужик с ума. Что же делать нам, милАя? — муж жене своей сказал. — Ты все лето проиграла, я без дров зимою стал. Скинь свой будничный кафтан, нарядись в сарафан и, с тобой без всякой брани, запрягу тебя в сани, и за лошадь ты служи, по дрова меня вези. Впряг мужик свою жену в кумашной (в кумачной рубашке — сарафане) и кнутом стегает страшным. На дворе у нас зима. Ну-ну-ну, вези скорей! Ты меня свела с ума, я теперь стал поумней. Муж жену погонять, а народ весь хохотать. Баба горько закричала: На, возьми назад, сказала, свой кумашней сарафан, да меня избавь, тиран. Продай мою обнову и купи опять корову и коня. Не впрягай лишь ты меня!»

Оттиск этого очень распространенного «простовика» относится к позднему для лубка времени — 1840 году. Гравюра на дереве появилась в России в 1564 году. Самый древний оттиск был сделан для первой печатной книги «Апостол». Отдельные листы известны лишь со второй четверти XVII столетия, а в следующем веке в Москве была уже большущая по тому времени «фигурная» фабрика Ахметьева, славившаяся своими картинками более пятидесяти лет. Предавали лубки в Овощном ряду, который частенько упоминается по поводу подобных покупок даже в царских расходных книгах, но больше всего на Красной площади у Спасских ворот, где с утра до ночи толкался всякий люд.

К концу XVIII столетия производство лубков перешло в руки владельцев маленьких типографий, а кроме московских заправил стали заниматься лубком и в некоторых селах. Так, бывший офеня Игнатий Сорокин завел металлографию в деревне Богдановке Ковровского уезда, а в Мстере открыл мастерскую Иван Голышев, прославившийся на базарах неперебиваемой дешевизной своих «простовиков», а в Обществе этнографии — книгой «Лубочные старинные народные картинки», изданной в губернском Владимире.

Народные лубочные картинки делались двумя способами: либо вырезались «обронно» на липовых и оловянных досках, в которых «выбирался» фон и рисунок становился выпуклым, либо гравировались вглубь на меди. Модную доску можно было нагреть, чтобы краска стала жиже и вмазывалась более равномерно — такой способ назвали «горячая печатка». С деревянных же досок оттискивали «в холодную»: льняными оческами втирали краску, потом полотняными тряпками, вымоченными в соленой воде, начисто протирали фон, накладывали лист сыроватой бумаги и пропускали через пресс.

Печатание шло медленно, так что печатник один мог выставлять самое большее стопу в сутки — 480 картин.

В двенадцати верстах от Москвы было даже целое село Никольское, все жители которого — около тысячи человек — занимались раскраской лубков. Употреблялись всего четыре оттенка: малиновый, зеленый, желтый и красный. Но и при такой скудости средств мастера умели добиваться удивительного разнообразия картинок.

В 1840-х годах, к которым относится «Урок мужьям», картинки в лист продавали по копейке штука, а «гуртом» за тысячу цены снижались чуть не до половины. Поэтому картинки висели в любой самой завалящей избе. В селах ими торговали офени, закупавшие товар скопом на фабриках, а потом разносившие в лубочных коробах по всей России. Обычно этим заработком занимались суздальцы, и «простовики» иногда назывались «суздальскими картинками». В Сибири прижилось другое название —«панки», а в Тверской губернии — «богатыри», по излюбленным сказочным темам народных гравюр. Москва, в чьих торговых рядах торговали самыми первыми оттисками, где даже одна из церквей (кстати, сохранившаяся до сих пор на Сретенке) звалась Троицей на Листах, осталась верной старому имени «простовика» — лубок. То ли от луба, на котором вырезали рисунок, пошло это слово, то ли от лубков, в которых их разносили, то ли от Лубянки, где когда-то жили печатники с казенного двора.

По материалам журнала «Семья и школа», 1971 год

Похожие статьи:

mamotvet.ru

Лубок — Википедия РУ

История

В России XVI века — начала XVII века продавались эстампы, которые назывались «фряжские листы» или «немецкие потешные листы»[4]. В России рисунки печатались на досках особого пиления. Доски назывались луб (откуда палуба). Чертежи, рисунки, планы писали на лубу ещё с XV века. В XVII веке большое распространение получили раскрашиваемые лубяные коробы. Позднее бумажные картинки получили название лубок, лубочная картинка.

В конце XVII века в Верхней (Придворной) типографии был установлен фряжский стан для печати фряжских листов. В 1680 году мастер Афанасий Зверев резал для царя на медных досках «всякие фряжские рези»[5].

Немецкие потешные листы продавались в Овощном ряду, а позднее на Спасском мосту.

Цензура и запреты

Московский Патриарх Иоаким в 1674 году запретил «покупать листы, коеи печатали немецы еретики, лютеры и кальвины, по своему проклятому мнению». Лики почитаемых святых должны были писаться на доске, а печатные изображения предназначались для «пригожества».

Указ 20 марта 1721 года запрещал продажу «на Спасском мосту и в других местах Москвы сочиненныя разных чинов людьми … эстампы (листы), печатанные своевольно, кроме типографии». В Москве была создана Изуграфская палата. Палата выдавала разрешение печатать лубки «своевольно, кроме типографии». Со временем этот указ перестал исполняться. Появилось большое количество низкокачественных изображений Святых. Поэтому указом от 18 октября 1744 года было повелено «представлять рисунки предварительно на апробацию епархильным архиреям».

Указ 21 января 1723 года требовал «Императорские персоны искусно писать свидетельствованном в добром мастерстве живописцам со всякою опасностью и прилежным тщанием». Поэтому на лубочных картинах не встречается изображений царствующих персон.

В 1822 году для печатания лубков была введена цензура полиции. Некоторые лубки были запрещены, доски уничтожены. В 1826 году цензурным уставом все эстампы (а не только лубки) были подчинены рассмотрению цензуры.

Сюжеты картин

Изначально сюжетами для лубочных картин были рукописные сказания, житейники, «отеческие сочинения», устные сказания, статьи из переводных газет (например, «Куранты») и т. д.

Сюжеты и рисунки заимствовались из иностранных Альманахов и Календарей. В начале XIX века сюжеты заимствуются из романов и повестей Иоганна Вольфганга фон Гёте, Анны Радклиф, Софи Коттен, Франсуа Рене де Шатобриана и других писателей.

В конце XIX века преобладали картинки на темы из священного писания, портреты императорской семьи, затем шли жанровые картинки, всего чаще нравственно-поучительного характера (о гибельных последствиях обжорства, пьянства, жадности), лицевые издания «Еруслана Лазаревича» и других сказок, изображения в лицах народных песен («Ехали бояре из Нова-города», «Била жинка муженька»), женские головки со вздорными надписями, изображения городов (Иерусалим — пуп земли).[6]

Типы лубков

  • Духовно-религиозные — в византийском стиле. Изображения иконного типа. Жития святых, притчи, нравоучения, песни и т. д.
  • Философские.
  • Юридические — изображения судебных процессов и судебных действий. Часто встречались сюжеты: «Шемякин суд» и «Повесть о Ерше Ершовиче».
  • Исторические — «Умильные повести» из летописей. Изображение исторических событий, битв, городов. Топографические карты.
  • Сказочные — сказки волшебные, богатырские, «Повести об удалых людях», житейские сказки.
  • Праздники — изображения святых.
  • Конница — лубки с изображением всадников.
  • Балагурник — потешные лубки, сатиры, карикатуры, побаски.

Производство лубков

Гравёры назывались «фряжских[7] резных дел мастерами» (в отличие от русских «обычных» резчиков по дереву). В Москве в конце XVI века первым гравёром был предположительно Андроник Тимофеев Невежа.

Знаменованием называлось нанесение рисунка и раскрашивание. Примерно в XVI (или в XVII) веке знаменование разделилось на знаменование и гравировку. Знамёнщик наносил рисунок, гравёр вырезал его на доске, или металле.

Копирование досок называлось переводом. Доски изначально липовые, затем кленовые, грушевые и пальмовые.

Изготовлялся лубок следующим образом: художник наносил карандашный рисунок на липовой доске (лубе), затем по этому рисунку ножом делал углубление тех мест, которые должны остаться белыми. Смазанная краскою доска под прессом оставляла на бумаге черные контуры картины. Отпечатанные таким способом на серой дешевой бумаге назывались картины-простовики. Простовики отвозили в специальные артели. В XIX веке в подмосковных и владимирских деревнях существовали специальные артели, которые занимались раскраской лубка. Занимались раскраской лубков женщины и дети. Позднее появился более совершенный способ изделия лубочных картин, появились художники-граверы. Тонким резцом на медных пластинах они гравировали штриховкой рисунок, со всеми мелкими подробностями, чего невозможно было сделать на липовой доске. Способ расцветки картин оставался тот же. Артельщики принимали от издателей-лубочников заказы на раскраску сотен тысяч экземпляров. Один человек за неделю раскрашивал до одной тысячи лубков — за такую работу платили один рубль. Профессия называлась цветальщик. Профессия исчезла после появления литографских машин.

Одна из первых российских фигурных фабрик возникла в Москве в середине XVIII века. Фабрика принадлежала купцам Ахметьевым. На фабрике работало 20 станков.

XIX век

  Генерал-майор Александр Сеславин. Исторический лубок XIX века

В середине XIX века в Москве работают крупные фигурные типографии: Ахметьева, Логинова, Щурова, Чижова, Кудрякова, Руднева, Флорова, девицы Лаврентьевой, Шарапова, Кирилова, Морозова, Стрельцова, Яковлева.

Во второй половине XIX веке одним из крупнейших производителей и распространителей печатного лубка был И. Д. Сытин. В 1882 году в Москве состоялась Всероссийская художественно-промышленная выставка, на которой продукция Сытина была отмечена серебряной медалью.

И. Д. Сытин около 20 лет коллекционировал доски, с которых печатались лубки. Коллекция стоимостью несколько десятков тысяч рублей была уничтожена во время пожара в типографии Сытина во время Революции 1905 года[8].

В конце XIX века Сытин выпускал ежегодно около 2 млн экземпляров календарей, около 1,5 млн картинок на библейские сюжеты и 900 тыс. картинок светского содержания, Морозов изготовлял ежегодно до 1, 4 млн картинок, литография Голышева — около 300 тыс. Простовиков, то есть самых дешевых картинок, стоимостью в 1/2 копейки штука, печаталось и раскрашивалось в Московском уезде около 4 млн ежегодно. Высшая цена лубочных картинок составляла 25 копеек.[6]

Лубок в русских игральных картах В.М.Свешникова

В 1981 году Комбинат цветной печати издает колоду игральных карт под названием "Карты игральные, по мотивам русских лубочных картинок, рисованные Виктором Свешниковым". Рисунки к данной колоде изготовил один из старейших художников Ленинграда, график Виктор Михайлович Свешников (род. 1907). Ученик И.Я. Билибина и В.М.Конашевича, он вносит значительный вклад в графическое искусство игральных карт. Лубочные рисунки Свешникова сделаны на высоком мастерском уровне, в них чувствуется большая и серьезная подготовительная работа художника по изучению исторического и бытового материала.[9]

http-wikipediya.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта