Описание картины Владимира Боровиковского «Портрет Лопухиной». Картина лопухиной
Владимир Боровиковский, Портрет Лопухиной
В истории были примеры, когда ту или иную картину художника преследует дурная слава. В XIX веке считали, что некоторые работы могут негативно повлиять на владельцев, натурщиков или самого мастера. Объяснить столь странную точку зрения логически нельзя, но...
Такая сомнительная слава было у картины Владимира Боровиковского "Портрет Марии Лопухиной". Давайте приоткроем завесу тайны этого шедевра, изучим историю его создания и проанализируем манеру письма художника.
История создания портрета
Картина Боровиковского "Портрет Лопухиной" была написана с образа дочери отставного генерала Ивана Толстого - графиня Мария Лопухина позировала художнику. Только что вышедшей замуж девушке было 18 лет. Заказчик портрета - ее муж, служивший егермейстером при дворе Павла I. Юная графиня была красивой, здоровой, излучающей счастье, спокойствие и нежность. Но через пять лет после создания картины девушку одолела чахотка, и она скончалась...
В пушкинские времена бытовало мнение, что один взгляд любой красотки на этот портрет приведет ее к смерти. В столичных салонах говорили, что холст Владимира Боровиковского "Портрет Лопухиной" унес жизни около десятка девушек на выданье. Среди суеверных людей ходило мнение, что картина наполнена духом графини Лопухиной, забирающим души юных прелестниц.
Описание картины Боровиковского «Портрет Лопухиной»
В очень поэтичном произведении художника Боровиковского "Портрет Марии Лопухиной" явно прослеживаются нотки сентиментализма. Очаровательную молодую женщину мастер изобразил в уединенном уголке парка с элементами русской сельской природы. Поза Лопухиной томная и ленивая, девушка облокотилась на садовый парапет. Мечтательно настроенной молодой женщине прекрасно подходит пейзаж, подчеркивающий близость к природе.
Мы можем любоваться задумчивым взглядом графини, нежной улыбкой, свободной, чуть усталой позой Марии Ивановны. Рука художника изобразила плавные линии, мягкие округлые формы, нежные оттенки. В глаза бросается голубой пояс на платье, сиреневый шарфик, розы, пепельно-русые волосы, бледная зелень листвы, на дальнем плане - легкая дымка. Портрет получился очень чувственным.
Самое поэтичное создание из всех портретов В. Боровиковского
Художник очень тонко и деликатно изобразил не только фигуру девушки, но и ее душевный мир с задумчивостью и печалью. В облике Лопухиной воплощены чувства, но в целом картина и образ девушки излучают простоту и единение человека с природой. Художник не использовал для работы роскошные аксессуары, дорогие драгоценности и перья. Девушка одета в свободное белое платье, подпоясанное голубым шарфом. На голове красавицы нет шикарного парика, есть только красиво уложенные собственные локоны. Такая лаконичность и простота присущи искусству того времени - сентиментализму.
Средства выражения в картине
Мечтательную настроенность молодой женщины художник Боровиковский подчеркнул с помощью фона. Образ гармонично сочетается со средствами выражения. В портрете все согласовано: от тенистого уголка парка, васильков среди колосьев спелой ржи до слегка увядающей розы. Завораживает непринужденная поза графини, ее прелестное лицо. Проглядывается подлинная красота в томном взгляде, утренней свежей коже, мечтательной улыбке и даже в не совсем правильных чертах лица Лопухиной.
Боровиковскому был важен не статус юной графини, а ее личные качества. Ее молодое лицо далеко не идеал красоты, но в нем полно очарования, душевной прелести. Художник с любовью изобразил нежную, меланхоличную и мечтательную молодую женщину. В образе Марии отсутствует жеманство и кокетство, только спокойствие и естественность. Заметна ее горделивая поза, умение держать себя, что вырабатывалось у девочек с ранних лет.
В чем прелесть портрета Марии Лопухиной?
Портрет считается самым удачным произведением Боровиковского. В облике юной женщины чувствуется магнетический шарм и небольшой драматизм в лице и взгляде. Технике проработки взгляда художник обучался долго: глаза у девушки наполнены светом, легкой кокетливостью, сознанием собственного очарования. Взгляд у девушки не задумчивый, а слегка рассеянный: кажется, что она озабочена собственными мыслями, своим внутренним миром. Ее одухотворенное лицо говорит о том, что героиня не только красива внешне, но и обладает большим сердцем и умом. Чувствуется, что Боровиковкий вложил часть своей души в этот шедевр.
С точки зрения живописи этот портрет считается совершенным. В этом художнику помогла лессировочная техника, которая заключается в том, что сквозь верхние слои краски просвечиваются глубокие основные мазки. Это придает картине нарядность, красочность и колоритность. Цветовой строй картины очень гармоничен: блеклые и пастельные, нежно-зеленый тон фона и нежно-лиловый оттенок шали, голубой пояс и белое платье. С помощью этих важных деталей художник передает жизненные реалии, глубокие чувства и необычайную поэтичность своей героини.
Жемчужина Третьяковской галереи
Конец слухам о том, что шедевр Боровиковского "Портрет Лопухиной" забирает жизни молодых девушек, положил меценат Павел Третьяков. Он купил картину и поместил ее в свою галерею. Этим шедевром любовались многие современники художника, и до сих пор его продолжает рассматривать наше поколение.
Сначала картину Боровиковского хранила племянница Марии, дочь ее старшего брата. Портрет считали семейной реликвией. Именно в гостях у этого семейства П. М. Третьяков и заприметил знаменитый холст. Сегодня никто точно не знает, каким образом меценат уговорил хозяев продать ему картину. В собрание Третьяковской галереи эта жемчужина попала в конце 1880-х годов. В коллекции Павла Третьякова присутствуют и другие работы Боровиковского, но посетителям больше всего нравится этот холст.
Всего два раза портрет выставляли на экспозициях в Москве. За пределы России шедевр никогда не вывозили. Даже сегодня есть ценители творчества Боровиковского, которые приходят в Третьяковку, чтобы полюбоваться именно этим уникальным полотном. Возможно, некоторые из них хотят испытать на себе магию мастерства художника и доказать, что картина не проклята.
www.nastroy.net
Портрет М.И. Лопухиной. Описание картины Боровиковского
Среди множества картин знаменитой Третьяковской галереи есть одна, вокруг которой до сих пор ходит множество легенд и мистических слухов.Это картина Боровиковского портрет М.И. Лопухиной. На картине изображен портрет молодой жены гермейстера Лопухина. Нужно сказать, что по данным историков, личная жизнь этой молодой и красивой девушки сложилась печально.Она была несчастлива в браке, а спустя 16 лет умерла от чахотки. Но ее красотой вот уже не одно столетие восхищаются сотни и тысячи восторженных глаз. Есть в ее взгляде, что то, притягивающее и завораживающее одновременно.
Портрет М.И. Лопухиной
Будто молодая Лопухина, играет со своими созерцателями, заставляя их стоять, возле ее портрета долгое время не шелохнувшись. До того времени как попасть в стены знаменитой Третьяковки портрет Лопухиной находился в доме родственницы Лопахиных губернаторши Перфильевой где его в первые увидел поэт Яков Полонский он был восхищен работой Боровиквского. Вскоре потрет Лопухиной, предстал на все общее обозрение, что вызвало бурю неподдельных восторгов, как красотой девушки, так и неповторимой работой художника.
Говорили даже, что молодые барышни восхищенные красотой девушки изображенной на портрете за частую падали в обмороки. После нескольких подобных случаев появилось утверждение, что если молодая не замужняя девушка будет долго рассматривать, потрет Лопухиной, а уж тем более смотреть ей в глаза, то ее ждет не счастливый брак или чего хуже ранняя смерть.
Портрет М.И. Лопухиной
Некоторые искусствоведы смоги увидеть в работе Боровиковского еще один, скрытый мистический символ. Своего рода портал между жизнью и смертью. В первых при более внимательном рассмотрении картины можно заметить, что девушка находится одновременно в двух измерениях. Рядом с ней столик и ваза с уже увядшем цветком, а позади нее, бескрайнее пшеничное поле и голубое небо.
Но при этом Боровиковскому удалось совместить вроде бы не совместимое. Колоски пшеницы и васильки, изображенные за спиной девушки, тоже несут в себе тайный смысл. Если обратится к славянским символам, то рожь — это символ жизни и процветания. Василек же символ загробной жизни. Подчеркнем, что пояс, которым подпоясана девушка, имеет тот же васильковый цвет, что и цветы на картине.
Нельзя оставить без внимания и увядшую розу – символ смерти. Таким образом, Лопухина находится как бы между жизнью и смертью. И так, можно сделать вывод, что портрет Лопухиной является своего рода мистическим произведением искусства. Так как вскоре после его написания девушка заболеет и умрет.
Сейчас это произведение Боровиковского украшает один из залов Третьяковской галереи и быть может, уже несет в себе той мистики, которой оно было окутано сотню лет назад, но сотрудники галереи утверждают, что выражение лица Лопахиной иногда меняется и она по-прежнему, будто общается с лицезревшими на нее девушками.
Если смотреть на картину с профессиональной точки зрения художника, то цвета подобраны очень точно. Особое внимание, в какой технике написано лицо юной барышни. Художник очень удачно подобрал цвета, свежести юности и румяности. В заключении хотелось бы сказать, что картина поражает не только своей уникальной историей, но и своей невероятной красотой.
Автор сочинения: mixa
Похожие записи
design-kmv.ru
Описание картины Владимира Боровиковского «Портрет Лопухиной»
Безусловно, Владимир Лукич Боровиковский, очень талантливый и судя по его роботам, довольно таки усердный художник, ведь все его линий, контуры, и фактуры доведены до совершенства. Нет даже намека на незаконченную работу.
Многие искусствоведы считают, что именно с портрета Лопухиной, в России началась эпоха портретистов. Что можно сказать глядя на эту картину? Самое первое, что мы видим и что собственно приходит в голову, так это, то, что этот образ завораживает.
Многие говорят, что портрет Джоконды, который нарисовал великий Леонардо Да Винчи, имеет какие-то сходства между собой. Загадочная нераскрытая мистика, еле уловимая улыбка, глаза, будто не нарисованные, а впрямь, как живые и смотрят постоянно прямо на тебя. Юная красавица на портрете поражает своей непосредственностью и таинственным очарованием.
Художник максимально идеально раскрыл в этом портрете, все лучшие стороны девушки. Хочется отметить, что помимо некоторой интимности с какой-то стороны, в тот же самый момент художник сумел полностью раскрыть ее душу.
Душу той, с кого писался этот портрет, и непосредственно «душу» самого портрета. Глядя на эту картину, вас охватывает водоворот противоположных чувств и эмоций, вполне возможно, что сначала вам может показаться, будто взгляд этой девушки зациклен на вас, и даже слегка аристократически высокомерен. Но уже через минуту, вам может показаться, что на самом деле ее взгляд, даже по детски наивен, чист и прозрачен.
Не понятно, толи на самом деле это заслуга художника, в его непревзойденной работе с кистью, толи девушка обладала довольно выразительным и фактурным лицом. Но чуть позже становится ясным, что художник добился такого эффекта благодаря очень интересной технологии, он рисовал портрет в окружении предметов, которые могут охарактеризовать персонажа.
Загадка портрета Марии Лопухиной: картина, которая несла смерть?
В истории живописи немало примеров, когда за той или иной картиной тянется шлейф дурной славы.В. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной. Фрагмент
Негативное влияние на владельцев, самого художника или прототипов работ не поддается логическому объяснению. Одна из таких картин – «Портрет М. И. Лопухиной» Владимира Боровиковского. В ХІХ в. об этом портрете ходили нехорошие слухи.
В. Боровиковскому позировала дочь отставного генерала Ивана Толстого графиня Мария Лопухина. На тот момент ей было 18 лет, она недавно вышла замуж, и этот портрет заказал художнику ее муж, егермейстер при дворе Павла І. Она была красива, здорова и излучала спокойствие, нежность и счастье. Но через 5 лет после того, как работа над портретом была завершена, молодая девушка скончалась от чахотки. Во времена А. С. Пушкина ходили слухи, что стоит любой девушке только взглянуть на картину – ее ждет скорая смерть. Как шептались в салонах, жертвами портрета стали не меньше десятка девушек на выданье. Суеверные люди считали, что в портрете живет дух Лопухиной, который забирает к себе души молодых девиц.
В. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной, 1797 г.
Если отвлечься от мистической составляющей, нельзя не отметить высокую эстетическую ценность портрета. Эта работа по праву считается вершиной сентиментализма в русской живописи и самым поэтичным творением Боровиковского. Кроме несомненного сходства с прототипом, этот портрет является и воплощением идеала женственности в русском искусстве конца XVIII в. Естественная красота девушки гармонирует с окружающей природой. Это был золотой век русского портрета, а Боровиковский считался его признанным мастером. А. Бенуа писал: «Боровиковский настолько оригинален, что его можно отличить среди тысяч портретистов. Я бы сказал, что он очень русский».
В. Боровиковский. Портрет Е. А. Нарышкиной, 1799 г. Особенности портретного стиля автора узнаваемы
Портрет Марии Лопухиной восхищал и вдохновлял современников. Так, например, поэт Я. Полонский посвятил ему стихотворные строки:
Она давно прошла, и нет уже тех глазИ той улыбки нет, что молча выражалиСтраданье – тень любви, и мысли – тень печали.Но красоту ее Боровиковский спас.Так часть души ее от нас не улетела,И будет этот взгляд и эта прелесть телаК ней равнодушное потомство привлекать.Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
В. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной. Фрагмент
Своей недоброй славой картина была обязана не автору-художнику, а отцу девушки, позировавшей для портрета. Иван Толстой был известным мистиком и магистром масонской ложи. Говорили, что он обладает сакральным знанием и после смерти дочери «переселил» ее душу в этот портрет.
Зал Третьяковской галереи, в котором хранится портрет Марии Лопухиной
Конец слухам был положен в конце ХІХ в. В 1880 г. известный меценат Павел Третьяков приобрел эту картину для своей галереи. С тех пор она выставляется на всеобщее обозрение вот уже больше столетия. Ежедневно в Третьяковке бывают сотни людей, и случаев массовой смертности среди них не было зафиксировано. Разговоры о проклятии постепенно поутихли и сошли на нет.
via
astori-18.livejournal.com
Мария Лапухина (Толстая) - vasilisa-lj
Яков Полонский«К портрету М.И.Лопухиной» Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье - тень любви, и мысли - тень печали, Но красоту ее Боровиковский спас. Так часть души ее от нас не улетела, И будет этот взгляд и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить, страдать, прощать, молчать
Давно знаю этот портрет но даже предположить не могла на сколько несчастная девушка изображена на нем. И какого же было мое удивление, когда я узнала, что это прекраснейшее создание покоится прям рядом с моей работой в усыпальнице в Андроньевском моностыре. Хочу сходить туда, погрустить.
Биографическая справка:
Мария Ивановна Лопухина, урожденнаяграфиня Толстая, была старшей дочерью графа Ивана Андреевича Толстого иАнны Федоровны Майковой. Ее отец служил в Семеновском полку сержантом,бригадиром, генерал-майором. И, кроме того, был известен какпредводитель Кологривского дворянства.Мария Ивановна была неединственной дочерью в семье, у нее также было 4 сестры: Вера, котораябыла замужем за капитаном кавалерии Хлюстиным, Анна, фрейлинапридворная, Александра, которая была замужем за фон Моллером, иЕкатерина, которая была в замужестве за капитаном гвардии Чупинским. И,кроме того, Вера и Екатерина являлись выпускницами Смольного институтавыпуска 1806 года. Кроме того, Мария имела и двух братьев: Фёдора иПетра.
Самой, пожалуй, одиозной фигурой в этой семье был ФедорИванович Толстой, старший брат Марии, по прозвищу «Американец»,известный своими дуэлями и приключениями. Однажды он пытался стрелятьсядаже с Пушкиным. Однако тот, дабы не стреляться, неожиданно начал естьчерешню и выплевывать из неё косточки. Этот знаменитый эпизод был позжеположен Пушкиным в основу сюжета повести "Метель"...
А самаяизвестная история, которая связана с личностью и судьбой ФёдораАмериканца, это то, что в 1803-м году при отправлении Крузенштерна вкругосветное путешествие он отправился вместе с ним в качестве волонтёрапо своей доброй воле, по своей просьбе. Но во время плаванья онзарекомендовал себя очень недисциплинированным и за неоднократныепроступки и нарушения дисциплины был высажен на берег русской колонии,за что и получил прозвище "американец". Прожив здесь некоторое время,Федор Толстой посетил Алеутские острова, вынужден был и здесь прожитькакое-то время среди диких местных племен. А затем сухим путем вернулся вРоссию.
После многочисленных дуэлей он был лишен офицерскогочина и разжалован в солдаты. Но во время Отечественной войны 1812-гогода он храбро сражался в качестве ратника в ополчении и восстановилсвой офицерский чин.Помимо Пушкина он был знаком и с другимивидными и выдающимися писателями своего времени - с Батюшковым,Баратынским, с Вяземским, с Грибоедовым. И, кстати сказать, Грибоедовувековечил его образ в своей бессмертной комедии «Горе от ума»следующими словами:
Но голова у нас, какой в России нету,Не надо называть, узнаешь по портрету:Ночной разбойник, дуэлист,В Камчатку сослан был,Вернулся алеутом,И крепко на руку нечист.
Сама же Мария Ивановна в 1797 году вышла замуж за Степана АвраамовичаЛопухина, егермейстера и действительного камергера при дворе ПавлаПервого. И именно в этом году был написан знаменитый портрет - по заказуеё мужа, в связи со свадьбой.
На момент написания портретаМарии Ивановне было всего 18 лет. По немногим дошедшим до насвоспоминаниям современников можно предположить, что она скорее всего небыла счастлива в этом браке, который был заключен с человеком старше еёна 10 лет, человеком ничем не примечательным, причём не по любви, авероятнее всего по воле родителей... Через 3 года молодая женаскончалась от чахотки...
Их брак был бездетным. Супругпохоронил её в родовой усыпальнице Лопухиных в Спас-Андронниковскоммонастыре, в Москве. Это нынешний музей и Центр Древнерусского искусстваимени Андрея Рублева, в Таганке, в Москве. Через несколько лет умер ион сам, и был захоронен в этой усыпальнице вместе с ней.
Что жекасается портрета, то он долгое время хранился в доме племянницы МарииИвановны, дочери того самого Фёдора Толстого-"Американца", которая сталаженой московского губернатора Перфильева. Именно в её доме портрет иувидел Павел Михайлович Третьяков. Случилось это уже в конце 1880-хгодов, и именно оттуда картина попала в собрание Третьяковской галереи,где и находится по сей день...
patriamuerta.livejournal.com
Мария Лопухина и Владимир Боровиковский: очарование и талант
В.Боровиковский. Портрет М.И.Лопухиной. 1797 г.
Она давно прошла, и нет уже тех глазИ той улыбки нет, что молча выражалиСтраданье - тень любви, и мысли - тень печали,Но красоту её Боровиковский спас.Так часть души ее от нас не улетела,И будет этот взгляд и эта прелесть телаК ней равнодушное потомство привлекать,Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
Русский поэт Яков Полонский посвятил эти замечательные строки 100 лет спустя после написания портрета Марии Лопухиной художником В.Боровиковским.
Портрет М.И.Лопухиной нередко называют самым поэтичным созданием из всех портретов В.Боровиковского. В нем виден тонкий деликатный рисунок, правильность форм и проникновение в самые глубины душевного мира его героини, выражение не только глубокой задумчивости, но и печали… Однако, как бы ни были высоки живописные качества портрета, как бы ни был характерен для своей эпохи его замысел, работа Боровиковского не могла бы сохранить до наших дней силу своего художественного воздействия, если бы сам образ не был отмечен чертами глубокой и подлинной жизненности. Он сумел воплотить в облике Лопухиной такую напряженную жизнь чувства, какой не знали его предшественники в русской портретной живописи. В то же время от всей картины и образа девушки исходит ощущение простоты, как единение человека и природы, без придания модели тяжеловесных аксессуаров, каких-то дорогих перьев и драгоценностей – как это было принято тогда в изображении парадных портретов. Свободное белое платье, подвязанное под грудью голубым шарфом, нежно-лилового цвета шаль, у неё не парик, а естественные волосы. Всё лаконично и просто, как это было свойственно новому стилю и направлению в искусстве того времени – конца XVIII века, и этот стиль получил название “сентиментализм”.
Пейзажный фон, подчеркивая близость к природе, соответствует мечтательной настроенности молодой женщины. В портрете поражает удивительная гармоничность образа и средств выражения. В картине всё изображено в согласии, в гармонии всех деталей: тенистый уголок парка, васильки среди колосьев спелой ржи, слегка увядшие розы, непринужденная поза молодой женщины, и исполненное удивительного очарования прелестное лицо. В утренней свежести кожи, в томности взгляда, в мечтательной улыбке, даже в некоторой неправильности черт Лопухиной есть подлинная красота, красота душевная и лирическая.
Художник, рисуя портрет Лопухиной, использовал традиционный приём репрезентативного портрета – окружение персонажа предметами и атрибутами, помогающими раскрыть его образ. Однако Боровиковский попытался показать не общественный статус Лопухиной, а личные, интимные стороны её характера. Мария Лопухина стоит в саду, облокотившись на старую каменную консоль. Её лицо, может быть, и далеко от классического идеала красоты, но оно исполнено такого несказанного очарования, такой душевной прелести, что рядом с ним многие классические красавицы покажутся холодными и чопорными. Пленительный образ нежной, меланхоличной и мечтательной молодой женщины передан художником с большой душевностью и любовью. Практически никакого жеманства и кокетства в образе Марии, лишь естественность и спокойствие, в её позе прослеживается достоинство, умение держать себя, об этом говорит горделивая осанка, вырабатываемая у девочек с детства. Задумчивый, томный, грустно-мечтательный, но в то же время открытый смелый взгляд, нежная улыбка, свободная непринужденность чуть усталой позы, плавные линии, мягкие, округлые формы, простое белое платье, пепельный цвет волос, зеленый фон листвы и, наконец, мягкая воздушная дымка, заполняющая пространство – всё это играет на создание у зрителя прекрасного и незабываемого образа.
Портрет Марии Лопухиной явился одним из самых жизненных и удачных портретов Боровиковского, в том смысле, что действительно ему удалось передать непосредственный человеческий облик этой юной женщины, что-то живое и магнетически-притягательное, и вместе с тем драматическое в ее лице и взгляде. Особенно во взгляде. Боровиковский, в числе некоторых других живописцев (Федор Рокотов, Дмитрий Левицкий) овладел техникой “писать взгляд”, не просто пустые глаза, но со смыслом, с внутренним выражением. Лопухина смотрит на зрителя задумчиво, но и слегка рассеянно, как бы погруженная в свои мысли, в свою душевную жизнь. И чувствуется в ее живом одухотворенном лице, что эта девушка красива не только внешней красотой, но обладает и умом и сердцем. Всё это художник сумел отразить в портрете, он вложил часть своей души в своё произведение. Ко всему можно прибавить, что портрет технически совершенен с точки зрения навыков живописи – Боровиковский владел техникой “лессировочного” письма. То есть, через верхние красочные слои живописи просвечивают нижележащие слои. Это придает особую нарядность, особую красочность колориту. Портрет вообще красив по цветовому строю. Колорит и его цветовая гамма гармонично строятся на сочетании блеклых, нежных тонов. Это выражено и в цвете пейзажного фона задника, в его нежно-салатовых тонах, и в нежно-лиловом цвете шали, и в голубом цвете пояса, повязанного на талии, и в белом платье Лопухиной. Но это всё детали, хотя и очень важные. Главное, что художник сумел наполнить образ своей модели жизненной достоверностью, глубиной чувств и необычайной поэтичностью.
Однако во времена Пушкина портретом Марии Лопухиной пугали молодых девушек, так как она прожила жизнь короткую и несчастливую, а через три года после написания портрета умерла от чахотки. Что-то в этом многим виделось мистическое, как будто портрет забрал жизнь молодой женщины. Ее отец Иван Толстой был известным мистиком и магистром масонской ложи. Потому и поползли слухи, что де ему удалось заманить дух умершей дочери в этот портрет. И что если молодые девушки взглянут на картину, то вскорости умрут. По версии салонных сплетниц, портрет Марии погубил не меньше десяти дворянок на выданье. Конец слухам положил меценат Павел Третьяков, который приобрел портрет для своей галереи. С тех пор этим портретом восхищались не только современники, но и зрители следующих поколений.
Портрет Лопухиной долгое время находился в собрании родственников, он хранился у племянницы Марии – дочери её старшего брата Федора Толстого-”Американца”. Портрет высоко ценился как семейная реликвия. И именно в этом доме портрет и увидел Павел Михайлович Третьяков. Как ему удалось приобрести семейную реликвию, сейчас уже точно не узнать. Случилось это уже в конце 1880-х годов и именно тогда картина и попала в собрание Третьяковской галереи. Надо сказать, что Павел Третьяков купил сравнительно немного работ Боровиковского, но портрет Лопухиной среди них настоящая жемчужина. Когда посетители Третьяковки приходят в зал Боровиковского, то сразу обращают на него внимание. Портрет практически никогда не покидает стены галереи. Он побывал всего на двух выставках, да и то в пределах Москвы. Многие зрители приходят в Третьяковку полюбоваться именно портретом Марии Лопухиной. В облике молодой дамы столько обаяния, магнетизм её взгляда притягивает любителей и ценителей живописи. Присутствует в этом портрете и некая загадка, тайна, которую до конца невозможно постичь.
ХУДОЖНИК
Владимиру Боровиковскому на момент создания портрета Лопухиной было 40 лет. Он зрелый человек, признанный мастер, автор множества портретов и икон. Мало того, в 1795-м году он получил звание академика живописи, и буквально загружен столичными заказами. В 1797-м году художник также получил заказ на портреты императорской семьи, тот год был для него очень знаменательным. Он уже жил в Петербурге несколько лет, куда приехал в 1788-м году из Миргорода. В Миргороде Боровиковский не только постигал основы иконописи, но и успел послужить в армии, выйдя в отставку поручиком. Наличие офицерского чина впоследствии заметно облегчило ему общение с чопорными петербуржцами. Кроме прочего, происхождение художника было достаточного высокого уровня, он являлся дворянином – вместе со своим родом был внесен в дворянскую родословную книгу Екатеринославской губернии.
В Петербурге Боровиковскому покровительствовал один из образованнейших людей того времени – архитектор, поэт и музыкант Николай Александрович Львов. Сам хороший рисовальщик и гравер, Львов оказал заметное влияние на становление молодого живописца, ввел его в круг петербургских деятелей искусства.
Благодаря ему Владимир Лукич познакомился с Дмитрием Левицким, бывшим к тому времени признанным портретистом. Боровиковский несомненно пользовался советами Левицкого, а в своих ранних работах даже ему подражал. Но до начала 90-х годов основным направлением творчества Боровиковского была иконопись, благо Львов помогал ему получать выгодные заказы по участию в оформлении новых церквей, которых тогда строилось немало.
В начале девяностых годов Владимир Лукич написал тридцать семь икон для главного собора Борисоглебского монастыря в Торжке, но местонахождение их неизвестно. По свидетельству современников, при их исполнении мастер отошел от традиционного иконописного стиля и писал образа в манере, близкой к светской живописи.
Осенью 1795 года художнику было присвоено звание академика живописи за портрет великого князя Константина Павловича. С этого времени портретная живопись окончательно заняла главное место в его творчестве. Благодаря Боровиковскому, мы можем любоваться не только портретами членов императорской фамилии и высших сановников России, но и увидеть многих представителей литературы и искусства XVIII века. К 1797 году он уже зарекомендовал себя достаточно популярным художником и получил заказ на портреты дочерей императора Павла Первого, а потом и императрицы Марии Федоровны, позже писал и самого императора.
И вот, в этом знаменательном для него 1797 году художник получил заказ на создание портрета Марии Лопухиной от ее мужа – видимо, сразу после свадьбы Степан Авраамович Лопухин захотел сделать своей молодой жене хороший подарок.Портрет художника В.Л.Боровиковского Ивана Бугаевского-Благодатного
Марии 18 лет, она совершенно юная особа и хороша собой. Конечно, художника чрезвычайно пленил её облик, он не смог остаться равнодушным созерцателем. Эта молодая женщина таила в себе столько нежности, поэзии, чистоты и красоты человеческого чувства, и вместе с тем, печали и как бы предчувствие трагедии. И трагедия случилась – Мария через три года после написания портрета скоропостижно умерла от чахотки, в то время это была неизлечимая болезнь. Скорее всего, что, позируя художнику, она уже страдала какими-то начальными признаками заболевания, и он знал и видел это. Известно по свидетельствам современников, что Боровиковский очень переживал в связи с её болезнью. А как художник, он просто не мог не поддаться магии и очарованию её образа. В картине ощущается мотив цветов – как символ цветущего, молодого возраста героини. Ведь она сама словно распустившееся нежное растение и здесь ощущается художественное чутье автора. Боровиковский явно был ею пленен, когда писал этот портрет. Чувствуется, что художник вложил часть своей души в это произведение. Но и часть своей печали.
Создается впечатление, что художник писал портрет где-нибудь в парке. На самом деле это декоративный фон, как и все другие работы Боровиковского написанные на пейзажных фонах. Такова была традиция создания портрета эпохи Сентиментализма конца ХVIII века. Обычно фон и прочие детали дорисовывались к образу позже – как правило, позирующий давал художнику не более двух-трех сеансов, и это происходило либо в доме хозяина или хозяйки, либо в мастерской. Если в случае рисования портрета Лопухиной, сеанс происходил в мастерской художника, то конечно, невольно создавался некий интим, может быть, именно поэтому в портрете, в лице девушки и во всем ее облике отражено столько чувства и притягательности. Но доподлинно неизвестно, где именно происходили сеансы, сколько их было, и о чем в это время беседовали художник и его модель. Никаких свидетельств этому не осталось.
Личная жизнь самого художника не сложилась, он не создал семью. Вероятнее всего потому, что он был талантливым живописцем, всего себя вкладывал в работу, постоянно находился в напряженном духовном поиске. Писал не только светские картины, но выполнял и многочисленные заказы на иконы и иконостасы провинциальных и столичных церквей.
В последующие годы Боровиковский ушел в мистицизм, в 1802 году вступил в масонскую ложу “Умирающий сфинкс”, в которой уже состояли его друзья художники. Уже в поздние свои годы, в 1819-24 годах, он вступил в секту баронессы Екатерины Федоровны Татариновой – “Союз братства”. Эта было религиозное, мистическое сообщество. Такая жизнь требовала полной духовной, да и физической отдачи. Члены секты читали церковные книги, пели духовные псалмы. И затем их общение заканчивалось так называемым радением, или ликованием. То есть, когда люди, мужчины и женщины, одевшись в белые просторные одежды, начинали исполнять обрядовые танцы – они кружились, и произносил так называемые пророчества.
Сохранились записки художника, в частности, и относящиеся к тому времени. Он вел дневник, где ежедневно описывал свое нахождение в этой секте Татариновой. И упоминал, чьи портреты церковных деятелей писал, какие религиозные произведения создал…
Линии его творчества – религиозная и светская – две его ипостаси, они неразрывны. Из записок видно, что, на первых порах, находясь в секте, он почувствовал какое-то единение людей, которые также пытались в сомнениях и духовных исканиях найти для себя единство с Богом, с религией. И он пытался найти себя в этом по-своему – путем поисков новых религиозных образов. Но со временем художник, видимо, испытал разочарование, находясь в этой секте, даже в его записках это прозвучало. Боровиковский так писал об этом: “Всё мне кажется чуждо: одно высокомерие, гордость и презрение. Ни одного ныне ко мне искреннего. И я ни одного не усматриваю, которому бы хотел подражать”. Это явное свидетельство его горького разочарования и страдания – в том обществе, куда он попал, он не нашел ни истинной веры, ни искренности, ни настоящего дружеского участия. Выйти из этой секты было непросто, существовали какие-то свои законы, свои обстоятельства. Но вскоре секта Татариновой была запрещена и закрыта. И к 1824 году практически все члены выбыли из неё.
Последний год после ухода из секты и фактически последний год своей жизни Боровиковский занимался светской живописью, но также работал над двумя образами для Свято-Антониевской церкви Харьковского университета. Они остались незавершенными: видимо, он уже плохо себя чувствовал, был болен. В работе над этими двумя иконами помогал его ученик Алексей Гаврилович Венецианов, прославленный затем русский художник. Эти иконы не сохранились до настоящего времени, а возможно, и сохранились, но местонахождение их не обнаружено на сегодняшний день.
Боровиковским было написано несколько прекрасных портретов деятелей Русской православной церкви. Мастер много работал над оформлением интерьера Казанского собора в Петербурге, выполнив шесть образов для Царских врат и четыре образа для иконостасов.
Существует практически один известный портрет самого художника – портрет работы его ученика Бугаевского-Благодарного, небольшой по размерам. Видно, что Боровиковский был чисто внешне симпатичным человеком, с очень приятным, мягким, добрым взглядом. Человеком, который находится в духовных поисках.
Жизнь прекрасного художника Владимира Лукича Боровиковского оборвалась 4 апреля 1825 года. Похоронили его на Смоленском кладбище Петербурга.
Картины Боровиковского хранятся в Третьяковской галерее, в Русском музее, в Эрмитаже, в Киевском музее русского искусства, и во многих российских музеях. А также за рубежом – в Лувре, в Париже, в Гамбурге, в частных художественных коллекциях.
ЖИЗНЬ И СУДЬБА
Мария Лопухина (1779-1803) – представительница графского рода Толстых, сестра известного авантюриста и дуэлянта Федора Ивановича Толстого, жена егермейстера С.А.Лопухина. Она была старшей дочерью графа Ивана Андреевича Толстого и Анны Федоровны Майковой. Отец Марии служил в Семеновском полку, прошел путь от сержанта до бригадира и генерал-майора. И, кроме того, был известен как предводитель Кологривского дворянства. У Марии Ивановны были четыре сестры: Вера, Анна, Александра и Екатерина, а также два брата – Федор и Петр. Но самой, пожалуй, одиозной фигурой этой семьи был Федор Толстой, старший брат Марии, по прозвищу “Американец”, прославившийся своими дуэлями и приключениями. С кем только он не стрелялся! Даже пытался с Пушкиным. Но поэт тогда проделал знаменитый трюк, стал кушать черешню и выплевывать косточки – мол, занят, не до дуэли мне сейчас. Этот эпизод был положен в основу сюжета повести Пушкина “Выстрел”.
Мария Ивановна в 1797 году вышла замуж за Степана Авраамовича Лопухина, егермейстера и действительного камергера при дворе Павла Первого, по сути, ничем не примечательного офицера. Однако Лопухины были представители выдающихся русских дворянских фамилий, людьми очень известными. В том же году, вскоре после свадьбы, портрет Марии был заказан её супругом художнику В.Боровиковскому. Тот уже был очень популярным и модным живописцем, и, видимо, Лопухин обратился к нему не просто, не случайно.
Марии едва исполнилось 18 лет. Согласно традициям того времени, брак был сосватанным, и современники отзывались об этом браке, как о несчастливом для обеих сторон. Муж был старше жены на 10 лет, это не так уж много, но, видимо, этот брак был неравным и в эмоциональном плане, в плане чувств, как это часто случалось в сосватанных браках, и ожидать особенной любви от столь юной девушки мужу не приходилось. Прожить вместе им суждено было очень мало. Брак был бездетным. И недолгим – молодая жена через три года скончалась от чахотки. А, возможно, не только от чахотки, а от отсутствия любви, о которой мечтала, как и каждая девушка её возраста.
Так что судьба Марии Лопухиной была несчастливой. Супруг похоронил её в родовой усыпальнице Лопухиных в Спас-Андронниковском монастыре, в Москве. Это нынешний музей и Центр Древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Через несколько лет после ее смерти её супруг также умер и был захоронен в этой усыпальнице рядом с ней. В его скорой смерти таится некая загадка – может быть, он так сильно любил Марию, что не смог более жить без неё.
Такова вкратце жизнь и судьба Марии Лопухиной. Но если вдаваться глубже в историю не только этой прелестной девушки, но и её семьи, откроются удивительные и интереснейшие вещи. Открывается не только трагедия короткой жизни Марии, но и судьбы других, близких к ней людей.
Все четыре сестры Марии благополучно вышли замуж за достойных людей, образовали свои семьи. Так что, несмотря на бездетный брак Марии, род Лопухиных продолжился в потомках. Самая известная семейная история связана с личностью и с судьбой старшего брата Марии – Федора-”Американца”. В 1803-м году он отправился вместе с Крузенштерном в кругосветное путешествие, в качестве волонтера, по своей доброй воле, по своей просьбе. Но во время плаванья Федор зарекомендовал себя очень недисциплинированным гостем корабля, и за неоднократные проступки и слишком вольное поведение он был высажен на берег русской колонии. Прожив там некоторое время, Федор Толстой посетил Алеутские острова, где вынужден был жить среди диких местных племен. А затем сухим путем вернулся в Россию, после чего получил прозвище “Американец”. Это был харизматичный и очень авантюрный человек, смелый и отчаянный. Кроме того, после своих многочисленных дуэлей Федор Толстой был лишен офицерского чина и разжалован в солдаты. Но во время Отечественной войны 1812-го года он храбро сражался в качестве ратника в ополчении и восстановил свой офицерский чин.
Несмотря на авантюрность характера и любовь к “вольной жизни”, Федор Толстой был большим любителем словесности, литературы, искусства, и водил дружбу со многими русскими писателями и поэтами. В частности, с Батюшковым, с Пушкиным, с дядей Пушкина Василием Львовичем, с Баратынским, с Вяземским, с Грибоедовым. Грибоедов увековечил его образ в своей бессмертной комедии “Горе от ума” следующими словами: “Но голова у нас, какой в России нету, Не надо называть, узнаешь по портрету: Ночной разбойник, дуэлист, В Камчатку сослан был, Вернулся алеутом, И крепко на руку нечист”. Из чего исходил своей последней фразой Грибоедов, теперь неизвестно. Но поэту было виднее.
Сестра же Федора – Мария Ивановна Лопухина – представительница древнего рода Толстых, давшего России много государственных деятелей, осталась известна исключительно благодаря прекрасному портрету Боровиковского. Возможно, продлись её жизнь дольше, она оставила бы миру и потомкам другие интересные и значительные воспоминания.
Образу Марии Лопухиной очень созвучно стихотворение Лермонтова, обращенное не к ней, но такое близкое её облику и её несчастливой судьбе.
Окружи счастием душу достойную, Дай ей сопутников, полных внимания, Молодость светлую, старость покойную, Сердцу незлобному мир упования…
maxpark.com
Загадка портрета Марии Лопухиной: картина, которая несла смерть? - Adfave
В истории живописи немало примеров, когда за той или иной картиной тянется шлейф дурной славы. Негативное влияние на владельцев, самого художника или прототипов работ не поддается логическому объяснению. Одна из таких картин – «Портрет М. И. Лопухиной» Владимира Боровиковского. В ХІХ в. об этом портрете ходили нехорошие слухи.И. Бугаевский-Благодарный. Портрет художника В. Л. Боровиковского
В. Боровиковскому позировала дочь отставного генерала Ивана Толстого графиня Мария Лопухина. На тот момент ей было 18 лет, она недавно вышла замуж, и этот портрет заказал художнику ее муж, егермейстер при дворе Павла І. Она была красива, здорова и излучала спокойствие, нежность и счастье. Но через 5 лет после того, как работа над портретом была завершена, молодая девушка скончалась от чахотки. Во времена А. С. Пушкина ходили слухи, что стоит любой девушке только взглянуть на картину – ее ждет скорая смерть. Как шептались в салонах, жертвами портрета стали не меньше десятка девушек на выданье. Суеверные люди считали, что в портрете живет дух Лопухиной, который забирает к себе души молодых девиц.В. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной, 1797 г.
Если отвлечься от мистической составляющей, нельзя не отметить высокую эстетическую ценность портрета. Эта работа по праву считается вершиной сентиментализма в русской живописи и самым поэтичным творением Боровиковского. Кроме несомненного сходства с прототипом, этот портрет является и воплощением идеала женственности в русском искусстве конца XVIII в. Естественная красота девушки гармонирует с окружающей природой. Это был золотой век русского портрета, а Боровиковский считался его признанным мастером. А. Бенуа писал: «Боровиковский настолько оригинален, что его можно отличить среди тысяч портретистов. Я бы сказал, что он очень русский».В. Боровиковский. Портрет Е. А. Нарышкиной, 1799 г. Особенности портретного стиля автора узнаваемы
Портрет Марии Лопухиной восхищал и вдохновлял современников. Так, например, поэт Я. Полонский посвятил ему стихотворные строки:Она давно прошла, и нет уже тех глазИ той улыбки нет, что молча выражалиСтраданье – тень любви, и мысли – тень печали.Но красоту ее Боровиковский спас.Так часть души ее от нас не улетела,И будет этот взгляд и эта прелесть телаК ней равнодушное потомство привлекать.Уча его любить, страдать, прощать, молчать.В. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной. Фрагмент
Своей недоброй славой картина была обязана не автору-художнику, а отцу девушки, позировавшей для портрета. Иван Толстой был известным мистиком и магистром масонской ложи. Говорили, что он обладает сакральным знанием и после смерти дочери «переселил» ее душу в этот портрет.Зал Третьяковской галереи, в которой хранится портрет Марии Лопухиной
Конец слухам был положен в конце ХІХ в. В 1880 г. известный меценат Павел Третьяков приобрел эту картину для своей галереи. С тех пор она выставляется на всеобщее обозрение вот уже больше столетия. Ежедневно в Третьяковке бывают сотни людей, и случаев массовой смертности среди них не было зафиксировано. Разговоры о проклятии постепенно поутихли и сошли на нет. Но люди склонны верить в мистические совпадения: говорят, что самая дорогая картина Мунка приносит несчастья, и перечисляют другие 10 фактов о картинах известных художников
Похожие статьи
adfave.ru