Помощник для всех. Картины стожарова
Древности Пскова в картинах Владимира Федоровича Стожарова
Стожаров В.Ф. "Псков. Солодёжня (XVII век). 1971
И поскольку это не единственная его картина из псковского цикла, то как-то сам собой и родился этот пост.
Стожаров Владимир Федорович (1926 - 1973) - советский художник, живописец. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965). Член-корреспондент Академии художеств СССР (1973). Член МОССХ с 1954 года. Учился в Московском государственном институте им. В.И. Сурикова у Д.К. Мочальского, Г.К. Савицкого, В.В. Почиталова (1945-1951). Участвовал в выставках с 1954 года. В 1966 году участвовал в XXXIII международной выставке «Биеннале Венеция», в 1971-1972 годах - в групповой выставке произведений художников РСФСР «Русский Север» в Румынии. В 1972 – 1974 годах состоялась передвижная персональная выставка живописи Стожарова в городах Сыктывкар, Архангельск, Киров, Ижевск, Горький, Куйбышев, Ульяновск, Астрахань, Кострома, Рязань, Брянск, Калинин, Тула, Калуга, Смоленск. Работы художника хранятся во многих музеях России....
Несколько его работ посвящены древнему Пскову, где он бывал в творческих поездках в конце 60-х годов.
Стожаров В.Ф. "Псков. В Кремле". 1967(на картине изображена Довмонтова (Смердья) башня Псковского Кремля)
Стожаров В.Ф. "Псков. Кремль". 1968
Стожаров В.Ф. "Псков. Звонница". 1969Здесь изображена церковь Богоявления с Запсковья, XV век.
Стожаров В.Ф. "Псков. Кремль. Плоская башня". 1969
Стожаров В.Ф. "Псков. Покровская церковь и Покровская башня". 1969
Стожаров В.Ф. Псков. Кремль. 1970
Стожаров В.Ф. "Псков. Собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря". 1970Ивановский собор - один из древнейших храмов Пскова - XIII век
Стожаров В.Ф. "Псков. Церковь Козьмы и Дамиана с Примостья (XV-XVII век)". 1970
Стожаров В.Ф. "Псков. Солодёжня (XVII век)". 1971Солодежня - купеческие палаты XVII века.
Стожаров В.Ф. Село Малы. 1969Очень живописное место - погост Малы находится в Печорском районе Псковской области. Здесь когда-то располагался Мальской монастырь.
Не могу не сказать, конечно, что хоть здесь я сосредоточилась только лишь на псковских работах В.Ф.Стожарова, но творчество художника стоит того, что бы с ним познакомиться подробнее. Он автор многих замечательных пейзажей с изображением природы русского севера, русских городов - Ярославля, Костромы, Каргополя, Новгорода и др... Так же у него есть чудесные яркие натюрморты в духе крестьянского быта. Так что очень рекомендую сайт, посвященный жизни и творчеству замечательного художника Владимира Федоровича Стожарова - http://www.stozharov.com/, откуда я взяла две репродукции с соответствующим логотипом.
Остальные репродукции и текст, выделенный курсивом, взяты мной с портала АртПоиск - http://artpoisk.info.
architectstyle.livejournal.com
Описание картины Владимира Стожарова «Лён»
Художник как никто другой был влюблён в старину. Он с малых лет путешествовал по русским северным городам. И вообще Север России, особенно сибирские просторы, были самыми любимыми местами Стожарова. Он многому научился от русского простого народа и как в благодарность в основном писал картины про сельский быт, про жизнь провинциальную. Чаще всего это были жанровые пейзажи, но иногда художник баловал себя натюрмортами. И перед нами одна из его работ – натюрморт «Лён».
Причём эта работа стала едва ли не первой, которая пошла несколько в разрез с политикой некоторых художников псевдо сельского быта, которые показывали село помпезно с широким патриотизмом. Стожаров же сделал и продолжал потом делать всё это в разы скромнее и куда как теплее, куда как ближе… Как всё просто в этом полотне: грубый деревянный стол, на котором лежит вышитое полотенце, а на нём лён.
На деревянной стене с большими древними трещинами висят веретена, старинная братина на столе стоит, туесок, прялка. Всё это русское, всё это народное, родное. Но есть удивительная деталь в этом полотне – бабочки, без них он был бы безжизненный. А так не просто украшение, а именно жизнь, которая рядом с предметами повседневного быта. И получился не мёртвый натюрморт, а какой-то живой и тёплый, которым хочется любоваться.
Стожарову всегда удавалось передать быт, нынешний быт российской глубинки. И делал это он без всякого патетического подъёма, это не его стиль. Вот потому и поражались на его выставках естественности, просто уже давно не видели люди на полотнах настоящее село.
Конечно, не всем это нравилось, но понимали, что с истинным искусством не повоюешь.
Художник, увы, прожил мало, всего-то каких-то сорок семь лет, но зато оставил о себе хорошую добрую память, как истинный русский живописец современной России.
opisanie-kartin.com
Картины Стожарова
(Нажать для увеличения)Братина и чеснок
В Псковском Кремле
У самовара
Ярославский Кремль в лунную ночь
Овины. Последний луч
Первая зелень. Кострома
Каргопольские дома
(1926-1973) Владимир Фёдорович Стожаров родился 3 января 1926 года в Москве. Он рано приобщился к непреходящим ценностям отечественной культуры. Еще мальчиком он ездил в Архангельск, Ярославль, Рязань, Кострому, в старые деревни, где сохранились изделия народных ремесел. Он был влюблен в удивительную красоту природы северной России. В 1939 году он поступает в Московскую среднюю художественную школу при Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова, заканчивать которую ему пришлось в нелегкие военные годы. Позже в 1945 году он поступает в Московский государственный институт им. В.И. Сурикова на живописный факультет. После института он много путешествует по стране, спускается вниз по Енисею до самого Диксона, посещает города и села русского Севера. Написанными в те годы картинами «Туруханск», «Ростов Ярославский», «В Кострому» художник приносит в советское изобразительное искусство свою собственную тему, свои цвета и краски, свой взгляд на изображаемую действительность. С этого времени начинается стремительный взлет художника. Он постоянно находится в творческом подъеме, из-под его кисти одна за другой выходят картины, вставшие в один ряд с лучшими произведениями советской живописи— «Хлеб», «У самовара», «Село Андрейково. Покров.», «Приезд на слет колхозников-передовиков», портреты знатных тружеников Рязанщины В. Шуршилиной и В. Жукова, «Натюрморт с подковой», «Каргополь», «Встреча первого парохода», «Село Большая Пысса», «Деревня Сёрдла», натюрморт «Лён» и многие другие. С 1955 года В. Стожаров становится постоянным участником российских и всесоюзных художественных выставок. Около шестидесяти музеев хранят полотна живописца, а его лучшие произведения заняли достойное место в Третьяковской галерее и Русском музее. В 1959 году Стожаров посещает Италию. Здесь он написал картину «Рим. Площадь Венеции». Именно в Риме Стожаров воочию увидел, что знаменитый «венецианский колорит» Тинторетто и Тициана – не выдумка мастеров, а порождение природы. Палитра художника стала «жаркой». Работа «Рим. Площадь Венеции», была написана яркими красками: яркое синее небо, густая тень, контрастные по цвету дома, залитый солнцем асфальт. В 1967 году художник был награждён серебряной медалью Академии художеств СССР за ряд произведений созданных за период 1964-1967 гг. В 1968 году Владимир Фёдорович получил Государственную премию им. И.Е. Репина за серию пейзажей «На Севере России», в которую вошли работы, написанные на Удоре. В 1970 году, совместно с художниками Г.А.Дарьиным, Ю.И. Семенюком, В.Ульяновым, Стожаров предпринимает творческую поездку в Псковскую, Новгородскую, Ярославскую, Костромскую, Владимирскую области. В последние годы живописец, и ранее тяготевший к исторической теме, создал целый ряд картин, являющихся заметным вкладом в художественную летопись нашей Родины. Это — «Псков. Церковь у Пролома», «Новгород. Курицкая церковь», «Псковский кремль» и многие другие. Цветовая насыщенность, добротная крепость живописи, буквально передают настроение этих картин. Зритель буквально ощущает прелесть исконно русских земель, и неумирающую красоту сооружений, воздвигнутых трудом и талантом русских мастеров, атмосферу тех далеких лет. С 1971 по 1972 год художник проводит в Румынии с групповой выставкой произведений художников РСФСР «Русский Север». В 1972–1974 годах по стране прошла его персональная выставка состоящая из 67 полотен в таких городах как Сыктывкар, Архангельск, Киров, Ижевск, Горький, Куйбышев, Ульяновск, Астрахань, Кострома, Рязань, Брянск, Калинин, Тула, Калуга, Смоленск. Выставка открылась 8 сентября 1972 года в художественном музее и вызвала восторженные отзывы зрителей. Они отмечали простоту и жизненность произведений, узнавали на полотнах свои дома, бани. Стожаров обладал счастливым чувством исторической перспективы, чувством народных традиций. Его натюрморты — это ярмарка цвета, веселый праздник народного духа. Предметы старого крестьянского быта, изделия народных умельцев, такие как прялки, братины, туеса, вальки, расшитые льняные полотенца, поставленные и положенные на деревянные крестьянские столы под золотистыми бревнами русских изб - все создает неповторимый дух того времени. В 1973 году художник был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР. Умер Владимир Фёдорович 22 ноября 1973 года в Москве.k99-stozharov.odn.org.ua