Описание скульптуры Микеланджело «Гробница Лоренцо Медичи». Лоренцо медичи картины


Дворец Медичи - Риккарди. Флоренция

Как я уже рассказывала ЗДЕСЬ, перед посещением гастрономической выставки мы с девочками побывали во Дворце Медичи-Риккарди.Он находится на улице Кавур (раньше эта улица называлась виа Ларга - "Широкая улица").

Текст, выделенный курсивом, я взяла из "Прогулок по Италии" Генри Мортона.

Массивные дворцы банкиров, особенно с наступлением темноты, выглядят очень внушительно. Ночью они словно бы придвигаются друг к другу, шепчутся, наверное, о коро­левском банкротстве. Как и у всех зданий, имеющих дело с деньгами, вид у них настороженный.

Дворец Медичи поро­дил итальянские палаццо. Это был первый дворец, построен­ный в ренессансном стиле. Мода на этот стиль распростра­нились по всем большим и малым городам Италии, после чего перешагнула через Альпы и ворвалась в города Европы. Грубо обработанные камни или так называемые рустики нижнего этажа, напоминающие крепостные стены этрусских городов, сделались непременным элементом архитектурного решения богатых особняков, правительственных учреждений и клубов во всем мире. Дворец Медичи до сих пор очень привлекате­лен, хотя площадь его выросла по сравнению с той, что была при жизни правителей. 

28 марта 1659 года маркиз Габриелло Риккарди подписал контракт на приобретение Дворца Медичи, став владельцем Палаццо и еще трех близлежащих строений, принадлежащих Медичи.Маркиз Риккарди сразу приступил к перестройке Дворца и его расширению.Он придерживался двух основных принципов: внешний вид здания должен быть сохранён в стиле ренессанса, а внутренне убранство пересматривалось в стиле барокко, вошедшего тогда в моду.В 1814 году Риккарди продают дворец семье Великого Герцога Тосканского Лорена.В 1874 году здание приобрела Провинция Флоренции и открыла здесь Префектуру города.

 

Козимо Старший построил это массивное здание в 1440 году, и несколько сотен лет там жили все старшие Медичи, пока во время правления Пьеро Неудачника их не выгнали оттуда, а все сокровища, которые можно было унести, разграбила толпа. Проект Брунеллески старый банкир отверг: он посчитал, что здание слишком нарядно, а потому будет вызывать зависть. Говорят, Брунеллески обиделся, а может быть, и рассердился и разбил свою модель на мелкие кусочки, а вот Микелоццо, любимец Козимо, представил проект, который банкиру понравился. Так на углу одной из самых оживленных улиц — виа Кавур — появился первый ренессансный особняк. На это здание равнялись другие архитекторы: если бы они построили для другого банкира дворец, превосходящий роскошью дом Козимо, тут же сказали бы, что этот банкир слишком зазнался.

Не существует точного объяснения значения герба Медичи. Одна из версий ссылается на рукопись Козимо Барончелли XV-XVI веков, хранящуюся именно в библиотеке дворца Медичи. Легенда рассказывает, что семейство Медичи связано с Карлом Великим. Некий Аверардо де Медичи, командующий армией Карла Великого, изгнал лангобардов из Тосканы и вместе с ними гиганта Муджелло. В рукопашном бою с чудовищным гигантом, Аверардо защищался щитом. Муджелло наносил по щиту удары своей палицей, с прикрепленными к ней железными шарами. Таким образом следы от этих шаров на щите и стали гербом знаменитой семьи. А область, где впоследствии Медичи имели свои первые земляные угодья, носит название Муджелло.

Сей­час дворец занимает префектура, но посетители могут осмот­реть двор. Затем их проводят наверх и показывают крошеч­ную семейную часовню с жизнерадостными фресками Беноц­цо Гоццоли.Двор очарователен. Тот, кто проходил под его арками во времена Лоренцо, мог увидеть над атриумом сразу двух «Да­видов»: один работы Донателло, а другой — Верроккьо.

После давящей мощи фасада, попадая во внутренний дворик, ощущаешь небывалую легкость, которую строению придают три ордера, как бы летящие ввысь.

Внутренний дворик, называется также "Дворик с колоннами" или "Дворик Микелоццо".Гармония архитектурного решения двора создает эффект симметрии, которой здесь нет.Первый ордер - крытая арочная галерея с колоннами, украшенными коринфскими капителями, фризом с медальонами, гербами Медичи и мифологическими сценами (Бертольдо ди Джованни), с фестонами, украшенными монохромными граффито (Мазо ди Бартоломео 1452).По второму ордеру расположены окна, разделенные колонной, повторяющие окна внешнего фасада здания.Третий ордер - арочная галерея с ионическими колоннами, в настоящий момент застекленная.

Тааак, еще не Эвридика, но скоро будет Орфей.

На южной стене внутреннего дворика, на монументальном каменном картуше, надпись 1715 года. Надпись прославляет историю Дворца, величие Медичи и не оставляет без внимания маркизов Риккарди с их грандиозным вкладом в обновление здания.На стенах расположены также экспонаты из археологической коллекции Риккарди: бюсты, головы, фрагменты рельефов и римских саркофагов.

Под сводами первого ордера находится скульптура "Орфей, усмиряющий пением Цербера" (Баччо Бандинелли, 1515г). Статуя возвышается на изысканном постаменте с эмблемами и гербами Медичи (Бенедетто да Ровенццано).

Сад здесь регулярный: клумбы геометрической формы, дорожки с мозаичным рисунком, а в старину здесь были подстрижен­ные кусты и деревья — в форме собак, оленей и слонов. В цент­ре стояла «Юдифь» Донателло. Сейчас она находится на сту­пенях палаццо Веккьо.

Теперь здесь кадки с цитрусовыми и ...мы.

Капеллу Волхвов мы оставили напоследок.

"Мы не торопились приступить к тому, что интересовало нас больше всего. Нет, мы совсем не торопились! Мы чувствовали себя гурманами. Мы не накидывались на яства. Мы вдыхали ароматы, мы закатывали глаза и чмокали, мы потирали руки, ходя вокруг, мы предвкушали…" *

Сначала мы осмотрели выставку ювелира Iznav Oruam. Она находилась в галерее, примыкающей к саду.

Потом перешли к выставке предметов искусства из частных коллекций. Она называлась "Le stanze dei tesori".Фотографии у меня не все получились, но там была и мебель, и доспехи, и изделия из глины, и картины Фаттори, Де Кирико.

Артуро Мартини "Жена моряка" 1930.

Аньоло ди Козимо (прозвище -  Брoнзино)  Портрет Лауры Баттиферри 1555-1560гг.Да, это тот самый Бронзино, о котором я писала ЗДЕСЬ, про его стих о панцанелле.

Только потом поднялись на второй этаж и полюбовались внутренним убранством.

Если вы пойдете во дворец, надеясь увидеть там личные вещи Медичи, то будете разочарованы: даже следы, остав­ленные на мраморных ступенях, не имеют отношения не только к старшим, но и к младшим Медичи, так как весь дворец был перестроен, когда в XVII веке здание купила маркиза Рик­карди. Все итальянские дворцы рассчитаны на большую се­мью, но здания не кажутся такими уж и огромными, когда вспомнишь, что селились в них шесть-семь сыновей с жена­ми, детьми и слугами. Зал Карла VIII. В 1494 году Италия была оккупирована войсками короля Карла VIII. Флоренция, ведомая Пьеро ди Джино Каппони, упорно сопротивлялась французам. Под угрозой французской атаки, на запросы о выкупе Каппони ответил: "Если вы будете трубить в трубы, мы будем звонить в колокола". Это произошло именно в этом зале, а фраза вошла в историю.

Молодец, Пьеро! Я бы тоже так ответила!

Помещения второго, парадного, этажа отличаются богатым убранством: стены облицованы мрамором, позолоченные потолки отделаны лепными украшениями, полы покрыты мраморной плиткой, окна и двери имеют рельефные обрамления, мебель и двери инкрустированы мозаикой из дерева разных тонов.

В старости Козимо горевал оттого, что семья у него маленькая. Сын и внук умерли; в доме остался больной наследник, Пьеро Подагрик, да двое внуков. Слы­шали, как он как-то вздохнул, пока несли его в кресле, разби­того подагрой, через дворец: «Слишком большой дом для такой маленькой семьи!»

Галерея Джордано или Галерея Зеркал, она также находится на первом этаже.Помещение украшено сводом с фресками, выполненными Лукой Джордано между 1682 и 1685 годами.Фрески неаполитанскому художнику заказал внук маркиза Габриелло Риккарди - Франческо. Фрески изображают аллегорические фигуры.

Лориана любуется фресками потолка.

 В центральной части свода - главная композиция "Триумф Медичи на облаках Олимпа".

Здесь лучше видно.Юпитер на вершине облачного Олимпа, а вокруг него располагаются персонажи, в которых можно узнать членов семьи Медичи.Центральный персонаж со львом у своих ног - это Великий Тосканский Герцог Козимо III де Медичи.По сторонам от него распологаются его сыновья: Джан Гастоне (слева) и Фердинандо де Медичи (справа), оба верхом на белых конях.Ниже, в красных одеждах - Франческо Мария де Медичи - брат Козимо III.Выше, по обеим сторонам от бога, можно видеть двух персонажей, над головами которых горят звезды.Эти звезды символизируют спутники Юпитера, открытые Галлелео Галлелеем, которые он посвятил семье Медичи. Он так и называл их Медичийскими звездами (Stellae Medicae лат.)

Зеркало (найдите Лену!)

Не дойдя до Капеллы волхвов, мы встретили еще одно приятное видение: "Мадонна с Младенцем" Филиппо Липпи.(1460-1469)

Сам фра Филиппо был неоднозначным персонажем.Он родился во Флоренции ок. 1406.В 1421 принял монашеский сан и жил в кармелитском монастыре во Флоренции до 1431.В 1442 Филиппо стал священником в Сан Кирико близ Флоренции.В 1455 Филиппо Липпи был осужден за подлог и оставил свое место в Сан Кирико.Назначенный в 1456 капелланом в женский монастырь в Прато, он бежал с одной из монахинь, Лукрецией Бути, которая родила ему двоих детей: Филиппино в 1457 и Александру в 1465. Позже, после получения особого разрешения папы, Филиппо и Лукреция обвенчались. Несмотря на скандальное поведение, Филиппо пользовался покровительством семейства Медичи и получал от них заказы на протяжении всей своей творческой жизни.Филиппо Липпи умер в Сполето в 1469.

На обратной стороне набросок мужской головы, предположительно это голова Джероломо (фото у меня не получилось).Невозможно остаться равнодушным перед этим воплощением материнской нежности и светлого тепла.

Наконец, затаив дыхание, мы зашли в капеллу Волхвов. Это маленькое помещение, состоящие из двух комнат. Было ощущение, что мы оказались в сказочной шкатулке. Процессия волхвов двигалась неспешно: некоторые юноши и старики смотрели на нас со стен, а другие занимались своими делами и не обращали на нас внимания. Только негромкое постукивание копыт впускалось в тишину этой камерной часовни. Чувствовался запах лавра и белого шиповника. Находясь там, выпадаешь на некоторое время из действительности. Лица - такие далекие и, в то же время, такие близкие; их и сегодня можно увидеть на флорентийских улицах. Только одежда другая. Хочется рассмотреть все, запечатлеть в памяти каждую деталь.  

Часовня осталась такой, какой знали ее Медичи. Я при­сел на сиденье на клиросе, любуясь фреской Гоццоли «Три короля на пути в Вифлеем». Репродукцию этой фрески вы увидите едва ли не в каждой книге, посвященной итальян­ской живописи. Такой же варвар, как тот, кто проделал дверь в леонардовской «Тайной вечере», прорезал и в этой фреске окно и дверь.

 

Каждый из трех королей имеет свой собственный кортеж. Эти отряды построены по схеме, применяемой во Флоренции во время игрищ и рыцарских состязаний.Вся процессия волхвов разделена на три отряда, каждая из которых имеет свой доминирующий цвет в одежде: белый  для Каспара, зеленый для Бальтазара и красный для Мельхиора.Согласно рыцарскому кодексу, каждый отряд насчитывает 12 человек.Мессер - синьор на лошади (в этом случае - король).Три конных пажа едут впереди, в их обязанность входит: объявить о прибытии синьора.Два рыцаря: один с мечом (символ власти lo spartharius), а второй несет дары мессера.Шесть пеших пажей с легким вооружением (луки, арбалеты, копья), они шагают парами и конвоируют мессера.

На алтаре с 1929 года, находится "Поклонение младенцу" работы одного из учеников Филиппо Липпи. Это копия с работы самого Липпи, которая сейчас находится в картинной галерее Берлин-Далем.

Думаю, что это самая красивая процессия на фоне италь­янского пейзажа. Три короля направляются в тосканский Вифлеем. Вот они вышли из ворот светлых городов и, спус­тившись с горной вершины по дороге-серпантину, вместе со свитами проходят через леса с деревьями конической формы, а дорога идет все дальше, взбегает на горбатый мост, неспешно проходит по лугу, идет мимо виноградников и кипарисов. Пейзаж словно бы взят из волшебной сказки. Трудно пове­рить, что здесь кто-либо может быть несчастен.Путешественники едут в благоговейном молчании. Не на­рушает его ни пение трубы, ни нежное звучание флейты. Седла покрыты красным бархатом, всадники держат расшитые уз­дечки, да и лошади украшены золотом. Один из всадников, спустившись с горы, пускает лошадь в галоп, завидев оленя; другой нагоняет леопарда. Сокол, что только что убил зайца, стоит чуть ли не под копытами лошадей, а утка плавает в ру­чье, не обращая внимания на охотников.

Один из троих королей, белобородый старик в темно-крас­ной одежде, едет на пятнистом муле.(Мельхиор)

 Другой король — чело­век среднего возраста с каштановой бородой. Поверх короны он надел шляпу со страусовыми перьями. Он оседлал белого жеребца.(Бальтазар)

 Третий — светловолосый молодой человек в рос­кошном золотом облачении, шпоры и те позолочены. Конь его гордится своим седоком.(Каспар)

На картине у людей не видно улыбок, а вот тосканский пейзаж, улыбаясь, смотрит на се­рьезных паломников, торящих дорогу в Вифлеем. Гид рассказывал легенду, которую недавно опровергли, о том, что фреска увековечила съезд во Флоренции, а молодой король — Лоренцо Великолепный. Я и раньше-то не очень этому верил. К чему бы семье Медичи увековечивать теоло­гический спор, который так ничем и не закончился? Козимо финансировал его из дружбы к нуждавшемуся папе, благора­зумно взяв в качестве залога город Сансеполькро! Думается, что банкиры, привыкшие списывать безнадежные долги, были бы рады позабыть о бесславном том съезде, а не видеть его каждый день в собственной часовне. А гид продолжал рас­сказывать о том, какое это было великолепное зрелище — встреча представителей греческой и латинской церквей. Гоц­цоли, вероятно, являлся свидетелем этого события и запечат­лел его на своей фреске. На самом деле, ничего великолепно­го там не было, и жители Феррары, города, где этот съезд начался, очень были разочарованы видом греческих еписко­пов в черных и фиолетовых сутанах и монахов в поношенных серых рясах. Их собственные латинские епископы и аббаты выглядели намного живописнее. Когда съезд переехал во Флоренцию, торжественную церемонию испортил дождь. Император Иоанн VIII ехал под зонтом по мокрым улицам. Гид, тем не менее, настаивал на великолепном зрелище. Он сказал, что старый король — это патриарх Иосиф; чело­век среднего возраста — император; а юноша — Лоренцо Великолепный. С портретом молодого короля на большом абажуре я прожил лет двадцать, и у меня хватило времени задать себе вопрос: неужели человек, видевший посмертную маску Лоренцо, мог вообразить, что грубое, с широкими ноз­дрями лицо Медичи могло хоть чем-то, даже в самом нежном детском возрасте, напоминать белокурого юношу с фрески?

В 1960 году я с удовольствием прочел, что, задумавшись над рассказом, связывавшим фреску Гоццоли со съездом во Фло­ренции, Е. Гомбрич обратил внимание на французский путе­водитель, изданный в 1888 году «Путеводитель по Флорен­ции». «Желая оживить события туманного прошлого и при­дать им достоверность, — пишет господин Гомбрич, — ту­ристы и даже историки схватились за эту интерпретацию, не обратив внимания на полную ее невероятность». Автор далее сообщает, что Гоццоли позаимствовал все эти группы, включая трех королей, из знаменитой картины Джентиле де Фабриано, написанной на тот же сюжет. Картину эту Можно увидеть в Уффици. На картине, датированной 1423 го­дом — за двадцать шесть лет до рождения Лоренцо, — вы увидите красивого молодого короля, короля с фрески Гоццо­ли. Гоццоли, очевидно, был очарован этой фигурой.

 Он на­писал его снова в Пизе на фреске, к сожалению, уничтожен­ной. Гоццоли, кстати, не един­ственный художник, который скопировал грациозного юно­шу. Мне кажется, я не ошибусь, если скажу, что узнал его, как и короля среднего возраста, на очаровательной фреске Фра Анжелико, написанной на стенах кельи святого Марка, той, где Козимо Старший предавался молитве.

 

Приходило ли кому-нибудь в голову, что «Поклонение волхвов» было, возможно, любимой религиозной темой Ко­зимо? Это можно понять: кто, как не он, даровал церкви столько золота и благовоний? На фреске, написанной Ботти­челли, запечатлен и сам Козимо. Он представлен в обличий одного из коленопреклоненных королей. Фреска была напи­сана через несколько лет после смерти Козимо для алтаря церкви Санта Мария Новелла.

1. Лоренцо Медичи2. Анджело Полициано3. Джованни Пико делла Мирандола4. Заказчик картины Гаспаре Лами5. Козимо Медичи6. Пьеро «Подагрик»7. Джованни Медичи8. Джулиано Медичи9. Филиппо  Строцци10. Джованни Агриропуло11. Сандро Боттичелли12. Лоренцо Торнабуони

Гид закончил рассказ, а я жалел, что нет во мне решитель­ности человека, который из любви к истине забывает о сму­щении и прилюдно кому-то возражает.

Теперь немного о персонажах, изображенных на фресках. (На основании исследований искусствоведов).

1 - Козимо Старшый де Медичи2 - Пьеро Подагрик де Медичи, сбруя его белого коня украшена фамильными эмблемами и девизом «Semper» (всегда).3 - Карло ди Козимо де Медичи4 - Галеаццо Мария Сфорца5 - Сигизмондо Пандольфо Малатеста6 - Козимино ди Джованни ди Козимо ди Медичи (?) отличался слабым здоровьем уже в шесть лет и вскорости умер, в ноябре 1459г.7 - Лоренцо ди Пьеро де Медичи, прозвище - Великолепный8 - Джулиано ди Пьеро де Медичи9 - Джентиле Бекки, наставник Лоренцо и Джулиано10 - Джулиано ди Пьеро де Медичи (?) 11 - Джованни ди Франческо Торнабуони (?), дядя Лоренцо и Джулиано, брат их матери Лукреции, представитель в Риме банка Медичи12 - Джованни ди Козимо де Медичи (?)13 - Беноццо Гоццоли14 - Папа Пио II Пикколомини

А центральный персонаж в синем головном уборе, не напоминает вам Путина?

Беноццо Гоццоли, на шапке его написано Opus Benotii (работа Беноццо).

15. Беноццо Гоццоли (?) второй автопортрет16. Нери ди Джино Каппони (?) дипломат, исторический писатель, сторонник Козимо де Медичи17. Бернардо Джуньи (?) личный друг Козимо, видная фигура флорентийской Республики.18. Франческо Сасетти (?) в 1447 году директор филиалов банка Медичи в Женеве и Леоне, поднимает руку с раскрытыми пальцами, что в то время означало 5000.19. Аньоло Тани (?) в 1450-1465 директор филиала банка Медичи в Брюгге.20. Диетисалви Нерони (?) в то время соратник Медичи, позже стал заклятым врагом и участвовал в заговоре против Пьеро.21. Роберто ди Никколо Мартелли (?) директор банка Медичи в Риме с 1439- 1464гг.22. Беноццо Гоццоли (?) третий автопортрет.23.Лука Питти (?) в 1458 гонфалоньер, поставленный на эту должность велением Козимо, позже перешел на сторону врагов Медичи и участвовал в заговоре против Пьеро Подагрика.

Дворец открыт для посетителей каждый день кроме среды. Билет стоит 7 евро.

Сайт Дворца: http://www.palazzo-medici.it/mediateca/it/index.php

* Братья Стругацкие "Понедельник начинается в субботу"

italia-nostra.livejournal.com

Лоренцо Медичи «Великолепный» (Флоренция, Италия)

Самым блистательным из всех Медичи считается Лоренцо Медичи, прозванный «il Magnifico» (Великолепный) за его заслуги как покровителя искусств и поэта, так и государственного деятеля. Многогранность его личности лучше всего отражена в книге «История Флоренции», написанной Макиавелли в 1525 году: «Лоренцо был в высшей степени возлюблен удачей и Богом: все его замыслы были успешны, а замыслы его врагов проваливались. Его образом жизни, его благоразумием и удачей восхищались государи всей Италии и отдаленных стран. Его добрая слава росла день ото дня благодаря его разуму: в спорах он бывал красноречив и внятен, в решениях мудр, в исполнении скор и отважен. Великие качества эти не омрачались никаким пороком, хотя он был на редкость склонен к делам любовным, ему нравилось бывать у остроумных и насмешливых людей и развлекаться пустяками более, чем то подобает столь важной персоне: например, часто видели, как он играет с маленькими мальчиками и девочками. Видевшим его в делах серьезных и в развлечениях казалось, будто в его лице невозможным образом соединились два разных человека». Именно такой портрет Лоренцо Медичи Великолепного работы Вазари можно увидеть в галерее Уффици.

Худое лицо Лоренцо Великолепного – это лицо человека уставшего, изможденного, с согбенными плечами и поникшей головой. Но это именно усталость, а не пресыщенность разврата. В прошлом – и обретения, и потери, тем более горькие, что не уходят из памяти. Кисти рук с длинными пальцами – свидетельство натуры художественной, утонченной. В общем колорите картины выделяется красное пятно – кошелек, знак принадлежности к банкирскому дому Медичи. Лицо обращено к предметам искусства, на вазе читается надпись «Сосуд всех добродетелей». Это не прижизненный портрет Лоренцо, художник Вазари представил образ, воспоминание. Мечту, обращенную в прошлое. Или плач – о Лоренцо Великолепном и о «золотом веке», какой при этом государе пережила Флоренция.

Стремительный взлет Медичи к вершинам власти стал возможен благодаря деньгам, точнее говоря, целенаправленному их применению, политическому манипулированию и изощренной пропаганде, прославлявшей это семейство. Медичи преуспели в искусстве властвования, гибко приспосабливая политический строй республиканской Флоренции к собственным нуждам, и не последнюю роль в этом сыграло то, что, начиная с Козимо Старшего, Медичи использовали меценатство как средство привлечения народа на свою сторону.

Внук Козимо Старшего, Лоренцо, родился во Флоренции 1 января 1449 года. В детстве воспитанием Лоренцо занималась его мать Лукреция Торнабуони, затем его наставниками были прославленные гуманисты Аргиропул, Ландино и Фичино, обучавшие его классическим языкам, философским наукам, поэзии. С ранней юности он выполнял ответственные дипломатические миссии, участвовал в государственных делах. Неудивительно, что Лоренцо стал главой республики в возрасте двадцати лет после смерти своего отца в 1469 году.

Однако Лоренцо было бы сложно сохранить позиции, которые занимали его дед и отец, если бы богатые горожане, поддерживавшие режим Медичи во времена Козимо и Пьеро, не поверили, что их интересы будут наилучшим образом защищены лишь при том условии, что Медичи останется в роли признанного лидера государства. Все ожидали, что Лоренцо станет всего лишь фасадом, под прикрытием которого определять и контролировать ход политической жизни Флоренции будут патриции из числа сторонников Медичи. Хотя Лоренцо с самого начала принимал активное участие в принятии решений правящей верхушки, должно было пройти несколько лет, прежде чем его номинальное лидерство стало реальностью, и произошло это только после событий, связанных с заговором Пацци в 1478 году. Несмотря на то, что Лоренцо одержал верх, он оказался втянутым в серьезные внешние осложнения.

Последовала война между Флоренцией и папой Сикстом IV, в ходе которой на помощь папе пришел король Неаполя Фердинанд I. Папа и Фердинанд убеждали флорентийцев, что воюют не с ними, а только с Лоренцо. Граждане Флоренции сохранили верность Медичи, но в военном отношении папа и Неаполь далеко их превосходили. За два года войны враги далеко продвинулись на флорентийскую территорию, город оказался истощенным экономически.

Именно тогда, в 1480 году, Лоренцо предпринял знаменитую поездку в Неаполь для заключения мира с Фердинандом, что современные хронисты, а впоследствии и историки описывали как полную неожиданность для короля. На самом деле поездка была тщательно подготовлена в ходе дипломатических переговоров, хотя известная доля риска все же оставалась; важную роль в достижении мира с Фердинандом сыграли обаяние и ум Лоренцо. Оставшись без неаполитанского союзника, папа Сикст IV 3 декабря 1480 года был вынужден заключить мир, по которому Флоренция обязалась снарядить 15 галер для войны с турками. В честь этого события Гоццоли на картине «Поклонение волхвов» изобразил Лоренцо Великолепного прекрасным принцем.

Лоренцо использовал популярность, которую приобрел после заговора Пацци, а также удачный исход последовавшей войны с папой, для упрочения позиций своей партии во Флоренции. Возросшая популярность позволила ему ослабить республиканскую систему правления и ввести желательные для Лоренцо перемены в государственное устройство. Был учрежден Совет Семидесяти, составленный из ближайших сторонников Медичи. Совет формировал правительство и образовывал два исполнительных комитета — по внешней политике и по финансам и, естественно, он исполнял все пожелания Лоренцо. В конце концов, государственная казна сделалась едва ли ни личной собственностью Лоренцо, а Флорентийская республика осталась таковой только по названию — фактически Лоренцо Великолепный обладал властью суверенного монарха.

Современники часто задавались вопросом: кто более велик — Лоренцо или его дед Козимо? Козимо был осмотрительнее и, вероятно, мудрее, но Лоренцо отличал более яркий ум и личная привлекательность. Традиции, заложенные дедом, сформировали положение, которое занимал Лоренцо, и определили направления его политики. Как и в случае Козимо, главным залогом незаменимости Лоренцо в жизни Флоренции была его непревзойденная искушенность во внешней политике. Супруга Лоренцо происходила из рода Орсини, своего старшего сына Пьеро он женил на представительнице того же княжеского семейства, а одну из дочерей выдал замуж за Франческо Чибо, племянника папы Иннокентия VIII. Эти связи возвысили Медичи над флорентийским патрициатом, сделав из них одну из властвующих в Италии фамилий.

Выдвижение Медичи на уровень европейских князей совершилось в 1489 году после посвящения в кардиналы второго сына Лоренцо 14-ти летнего Джованни, впоследствии избранного папой под именем Льва X.

Для укрепления своей власти Лоренцо в куда меньшей степени, чем его дед Козимо, мог опираться на казавшиеся неистощимыми финансовые ресурсы. У Лоренцо было очень мало способностей к предпринимательству. При нем банк Медичи потерпел огромные убытки, так что значение его намного уменьшилось. Это произошло как из-за ошибок управляющих, так и из-за подъема деловой активности во Франции, Англии и Германии, покончившей с монополией итальянских банкиров и торговцев. Но Лоренцо мог использовать государственные средства для поддержания собственного дела через подконтрольный ему Совет Семидесяти.

Лоренцо использовал общественные деньги для того, чтобы заручиться поддержкой среднего класса и способствовать возрождению интереса к философии, литературе, скульптуре и живописи. Находящаяся под его патронажем Академия Кареджи, членами которой были Фичино, Мирандола и Полициано, стала тем центром, из которого по всей Европе распространилось понятие неоплатонизма. При флорентийском дворе создавали в то время свои шедевры Боттичелли и Микеланджело. Лоренцо собирал геммы и рукописи; он сохранил для потомства некоторые наиболее ценные тексты греческих трагиков, Гомера, Фукидида и Полибия. Лоренцо собрал большую коллекцию книг, ставшей впоследствии Библиотекой Лауренциана, или Медичи.

Сегодня это — государственная библиотека Италии, находящаяся во Флоренции. Фонды Библиотеки Медичи составляют около 150 000 книг, среди которых находятся инкунабулы XV века и издания XVI века, а также около 11 000 рукописей и 2 500 папирусов.

Лоренцо сам был писателем и поэтом. Хотя в его произведениях видны следы влияния Данте и Петрарки, его поэтическим описаниям пейзажей Флоренции и ее классических мифов, его прославлению любви и удовольствий присуща индивидуальная окраска. Именно поэтому Лоренцо Великолепный навсегда сохранит место малого классика итальянской литературы.

И мое солнце над горами встало. Своим движеньем тени отгоняя. Я пью тепло, склоняюсь перед светом То жар, и свет, и красота Любви.

Лоренцо Медичи вел активный образ жизни: в его правление происходили бесконечные карнавалы, маскарады, рыцарские турниры, охоты, театральные и цирковые представления. Но Лоренцо Великолепный страдал подагрой, эта болезнь в конце концов усилилась до того, что он перестал лично заниматься государственными делами, жил в своих загородных дворцах или ездил лечиться на минеральные воды.

В начале 1492 года болезнь Лоренцо приняла опасный характер, появилась изнурительная лихорадка, силы больного таяли на глазах. В ночь с 8 на 9 апреля 1492 года он умер в своём загородном дворце в Кареджи. Флорентийцы очень сожалели о смерти Лоренцо, которому было всего 43 года. «С его уходом закончился мир во Флоренции», — сказал римский папа Иннокентий VIII, узнав о смерти правителя. На могиле Лоренцо Медичи Великолепного в Капелле Медичи при флорентийской церкви Сан-Лоренцо установлено надгробие, входящее в число наиболее грандиозных свершений Микеланджело Буонаротти и Позднего Возрождения в целом.

turbina.ru

биография и интересные факты из жизни :: SYL.ru

Лоренцо ди Пьеро де Медичи Великолепный - государственный деятель Флорентийской республики, ее глава. Он известен как покровитель науки и искусства и талантливый поэт.

Происхождение

Лоренцо Медичи появился на свет в начале января 1449 года. Знаменитая фамилия деда давала малышу все шансы на прекрасное будущее. Его отец Пьеро, которого народ прозвал Подагриком из-за его болезни, не рассматривался как потенциальный наследник, хотя и был старшим сыном Козимо Медичи, основателя династии. Дед Лоренцо предпочел Пьеро, младшего сына Джованни, который был хорош собой и умен. Однако он неожиданно скончался.

Пьеро, несмотря на свою инвалидность, рано женился. Его супругой стала дурнушка Лукреция из знатного рода Торнабуони. Она обладала недюжинным умом и мудростью. В их семье родилось четверо детей. Лоренцо деи Медичи был самым старшим.

Семья Медичи слыла самой богатой и могущественной во всей Флоренции. Козимо был известным ростовщиком, и сам король вынужден был брать ссуды у Медичи. Разумеется, это доставляло ему много беспокойства, и над знатным семейством будто навис меч. Медичи находились в постоянной борьбе с завистниками и конкурентами и неизменно выходили победителями, становясь все более могущественными.

Взросление

Когда умер Козимо, его внуку Лоренцо едва исполнилось 15 лет. Правителем стал Пьеро. Его слабое здоровье и заурядные способности позволили врагам семьи Медичи подобраться ближе к вожделенной власти. Против Пьеро был составлен заговор с целью убийства. Однако он был вовремя раскрыт благодаря верному секретарю правителя.

Все те четыре года, что Пьеро находился у власти, Флоренцию раздирали заговоры и раздоры простых граждан. Когда он умер, его старшему сыну Лоренцо Медичи было 20 лет, и именно ему пришлось бороться с беспорядком на родной земле.

Политическая обстановка на итальянском полуострове была неспокойной. Папская область, Неаполитанское королевство, Генуя, Венеция, Флорентийская республика - все они мечтали о большой власти. Кроме того, существовала угроза и от больших государств - Франции и Испании. Молодой Лоренцо должен был решать, какой путь выбрать его республике.

За время правления Пьеро семья Медичи растеряла практически всех своих союзников и друзей. Этим поспешил воспользоваться Бернардо Нарди, глава военной оппозиции. Он двинулся прямиком на Флоренцию, из которой был изгнан несколько лет назад, но его встретило ополчение города Прато. Зачинщики были взяты в плен, а после повешены.

Тем временем Лоренцо, благодаря мудрости, унаследованной от матери, знаниям, полученным от лучших учителей, и богатству деда, заключал новые союзы и налаживал отношения со старыми друзьями семьи. В итоге за несколько лет своего правления (вместе с матерью Лукрецией и братом Джулиано) Лоренцо обрел невиданную прежде популярность у всего населения республики.

Заговор

Лоренцо правил уже десять лет, и республика его процветала. Это не могло не злить врагов семьи Медичи - представителей знатных фамилий Пацци и делла Ровере. К последним относился и папа Сикст Четвертый. Он желал искоренить всех Медичи, а на их место посадить своего племянника.

Заговорщики решили убить двух братьев - Лоренцо и Джулиано - во время молебна. Они находились в соборе вдвоем без охраны, а службу вел кардинал Риарио, один из заговорщиков. Убийцы, среди которых были лишь знатные и известные на всю страну люди, выскочили из своих укрытий неожиданно. С кинжалами они набросились на братьев. Джулиано погиб сразу, а Лоренцо, благодаря своим решительным действиям, смог скрыться от преследователей.

Месть правителя была жестокой. Его соратники схватили больше половины заговорщиков. Много дней висели на окнах Палаццо Веккьо повешенные убийцы. Еще в течение полутора лет искал Лоренцо негодяев, убивших его брата. Расправа над ними была такой же беспощадной.

Борьба

Лоренцо Медичи, чудом избежавший смерти, стал главным врагом для папы римского. Он смог отлучить сначала всю семью Медичи, а потом и республику от церкви, конфисковал некоторую часть состояния влиятельной фамилии. Следом и вовсе развязал войну, убедив короля Неаполя напасть на Флоренцию.

Война длилась два года. Она не была слишком кровопролитной. Папским войскам удалось выиграть несколько сражений лишь потому, что флорентинцы оказались совсем без поддержки. И Венеция, и Милан отказались выступать на стороне Лоренцо Медичи.

Однако правитель был столь же умен и мудр, как его матушка. Он решил дипломатическим способом разрешить этот конфликт. Отправившись на переговоры с Фердинандом, королем Неаполя, он вышел оттуда победителем. Лоренцо сумел убедить того в бессмысленности военных действий и опасности возрастающего влияния папы. Неаполь вышел из войны.

Сикст Четвертый предпринял еще несколько походов на Флорентийскую республику, но после того, как узнал о готовящемся союзе с Францией (поговаривают, что Лоренцо специально пустил такие слухи), согласился на мир. Согласно договору, Лоренцо обязан был отправить 15 кораблей на войну с турками, которую вела Италия.

В 1482 году умирает Лукреция, мать Лоренцо. Правитель встретил этот удар судьбы стойко, однако не раз говорил, что страшное горе изменило его внутренний мир.

Покровитель искусств

Лоренцо Медичи Великолепный (такое прозвище дал ему народ) был известным благотворителем и патроном наук и искусств. Именно за это жители Флорентийской республики принимали и любили его, фактического короля.

Принц Лоренцо де Медичи был не просто меценатом, но поэтом и философом. Он приглашал в столицу многих известных скульпторов, художников и архитекторов, давая им крупные заказы. Спонсировал школы искусств, развивал таланты молодых людей.

Именно он на одном из уроков обратил внимание на пятнадцатилетнего парня, занимающегося скульптурой. Звали его Микеланджело. Лоренцо Медичи взял подающего надежды паренька под свое покровительство. Из него вырос гений эпохи Возрождения, скульптор, художник, мыслитель Микеланджело Буонарроти. До самой смерти правителя он работал при дворе наряду с Боттичелли, великим живописцем, кисти которого принадлежат несколько портретов Медичи.

Косвенно Лоренцо стал причиной открытия миру такого мастера, как Леонардо да Винчи, который занимался в мастерской у придворного художника Флоренции Верроккьо.

Эпоха правления Лоренцо считалась самой спокойной, умиротворенной и духовно богатой за всю историю Флоренции.

Творчество

Лоренцо Медичи Великолепный был очень просвещенным человеком. Всю свою жизнь он собирал книги из разных уголков земли. После смерти это наследие стало библиотекой Лауренциана.

Государственный деятель увлекался поэзией и был автором многим поэм и сонетов. Сам он говорил об этом своем занятии как о способе отвлечься от мирских забот и политики. Многие литературоведы сходятся во мнении, что Лоренцо был поэтом-дилетантом. Он не стремился оформить свой определенный стиль. Он с равным рвением писал священные песнопения и неприличные карнавальные песни.

Главной особенностью творчества Медичи можно назвать реализм в его произведениях. Поэзию его считают эклектичной и многоплановой. Некоторые сочинения написаны народным языком, другие же тяготеют к языку гуманистов.

Лоренцо написал поэмы "Соколиная охота", "Пиршество", "Амбра", "Леса любви" и многие другие.

Любовь

Еще при жизни своего отца Пьеро Лоренцо женился на Клариче Орсини. Это был союзнический брак. Невесту выбирала мать. Клариче не стала союзником и любовью всей жизни для Лоренцо. Она была тихой и набожной, равнодушной к искусствам. Зато обладала красивыми чертами лица. Много путешествовала. Умерла на четыре года раньше своего мужа от туберкулеза.

Любовью Лоренцо стала Лукреция Донати, которой он посвящал стихи. Она была старше него на два года и замужем. По свидетельствам современников, любовь этих двух людей была платонической. Он называл ее богиней, она плела для него венки из цветов. На каждом балу Лукреция и Лоренцо оказывались рядом, и он читал возлюбленной свои новые стихи.

Лукреция умерла в 1501 году, пережив своего любимого.

Смерть

Лоренцо Медичи, биография которого описана в этой статье, умер в 1492 году. Он унаследовал от своего отца тяжелое заболевание - подагру. Дворец Лоренцо Медичи стал его последним приютом. Под конец жизни он уже не выходил из дома. Только слуги выносили его на специальных носилках подышать свежим воздухом.

До последней минуты правитель сохранял твердый разум, хотя мучавшие его боли были нестерпимыми. Он отошел от государственных дел и много читал. Его не стало в ночь с 8 на 9 апреля. Гробница Лоренцо Медичи находится при церкви Сан-Лоренцо. Он похоронен в Капелле рядом со своим братом Джулиано.

Потомки

От брака с Клариче родились десять детей. До зрелых лет дожили только семеро. Первенцем Лоренцо стала дочь Лукреция. Она запечатлена в образе младенца Иисуса на картине Боттичелли "Мадонна дель Магнификат".

Вторым на свет появился сын Пьеро, который стал преемником отца. В народе его прозвали Невезучим.

Третьим ребенком стала дочь Маддалена. Она прожила долгую жизнь.

Джованни, четвертый ребенок в семье, стал впоследствии папой римским Львом Десятым.

Лоренцо был отцом дочерей Луизы, Контессины и сына Джулиано. Также он взял на воспитание сына своего брата Джулио, который стал папой римским Климентом Седьмым.

Интересные факты

  1. Лоренцо построил первую публичную библиотеку во Флоренции и Европе.
  2. Его просветительская деятельность повлияла на открытие первой Академии изящных искусств в Европе.
  3. Султан Египта подарил Лоренцо в знак дружбы жирафа. Многие люди приезжали во Флоренцию, чтобы полюбоваться на это чудо. А Ф. Убертини запечатлел его на своей картине.
  4. Микеланджело создал статую Лоренцо Медичи (фото не передает всей красоты) специально для композиции надгробья. Он работал над ней десять лет. Теперь это произведение называют величайшим достижением Ренессанса.

www.syl.ru

Лоренцо Медичи

Медичи

Биография Лоренцо Великолепного

Лоренцо Медичи (Великолепный) — (рожд. 1 января 1449 г. — смерть 8 апреля 1492 г.) — правитель Флоренции, государственный деятель, банкир, писатель, поэт.

Происхождение. Ранние годы

Лоренцо, самый прославленный правитель из семейства Медичи, представляя из себя образец просвещенного деспота, который заботился о благе народа. Он родился в 1449 году в семействе властителя Флоренции (Тосканы) Пьетро Медичи. Еще дед Лоренцо, Козимо Медичи, с ранних лет начал готовить внука к роли правителя Флоренции. Лоренцо получил прекрасное образование и стал одним из самых просвещенных властителей эпохи Возрождения. Представители рода Медичи, вышедшего на общественную сцену еще в XIII столетии, были крупнейшими банкирами своей эпохи, кредитовали не только итальянских правителей, но и всей Европы.

Лоренцо хорошо пел, играл на нескольких музыкальных инструментах, пробовал свои силы в поэзии. Он уже в 16-ти летнем возрасте стал выполнять дипломатические поручения отца, посетив миланского герцога Сфорцу и папу римского.

В 18-ти летнем возрасте Лоренцо женился на Клариче Орсини, которая была из знатного римского рода, близкого к папскому престолу. Кларича родила Лоренцо 3-х сыновей и 4-х дочерей. В 37-и летнем возрасте она умерла от туберкулеза.

Правитель Флоренции

С 1469 года Лоренцо стал править Флоренцией совместно со своим братом Джулиано. После смерти Пьетро флорентийцы просили Лоренцо взять на себя заботу о благе города. Сам он лицемерно утверждал в мемуарах: «Я согласился без энтузиазма. Бремя казалось довольно опасным и не соответствовало моему возрасту. Я согласился лишь для того, чтобы сохранить друзей и богатство нашей семьи. Ведь во Флоренции возможно быть богатым только в том случае, когда тебя защищает государство». Занимаясь государственными делами, Лоренцо не прекращал банкирской деятельности. У него были банковские конторы в Венеции, Милане, Лондоне, Брюгге, Женеве и других важных городах Западной Европы.

Медичи-1

Козимо Медичи (дед Лоренцо)

В качестве правителя он смог добиться быстрого признания со стороны союзников – Милана и Неаполя. Но неожиданно против него восстал город Прато в Тоскане. Лоренцо жестоко покарал мятежников, были повешены за ноги 19 главных бунтовщиков. После этого никто уже не стал рисковать оспаривать его власть.

В то время осложнилось финансовое положение дома Медичи. Его должниками были монархи крупнейших европейских государств, однако заставить их платить было делом весьма не простым. А когда пришел к власти новый папа Сикст IV осложнились и отношения с римским престолом. Папа римский попытался выкроить новое государство в центре Италии для своего любимого племянника, что вовсе не радовало Лоренцо. Сикст в ответ попытался свергнуть Лоренцо при помощи банкирской семьи Пацци, которым передал право распоряжаться своей казной. Тогда Лоренцо смог провести закон, который лишил Пацци наследства одного из его дальних родственников.

Медичи-2

Лукреция Торнабуони – мать Лоренцо и Пьеро Подагрик- отец

Лоренцо Великолепный и исскусство

Несмотря на существование флорентийской конституции и сохранение республиканских институтов, правление братьев больше было похоже на абсолютную монархию. Но диктатура Медичи была весьма мягкой. Правитель много способствовал тому, что Флоренция стала городом веселых праздников, блестящих балов, средоточием наук, искусств и литературы, и за свою склонность к изящным искусствам его прозвали Великолепный. Лоренцо написал лирическую поэму «Леса любви», мифологическую поэму «Аполлон и Пан», книгу стихов с прозаическим «Комментарием к некоторым своим сонетам», мистерию «Святые Иоанн и Павел» и ряд других произведений. Его родной город стал важнейшим культурным центром Италии.

Правитель окружил себя великими поэтами и художниками, среди которых были такие известнейшие имена, как Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Пика дела Мирандола, Веррокио. Вместе с тем при всей широте своего интеллекта он временами опускался до мелочной регламентации жизни граждан. Так, чтобы не допускать чрезмерного усиления финансового могущества отдельных родов, правитель запретил флорентийцам, обладавшим сколько-нибудь значительным состояниям, жениться без его личного разрешения.

Покушение. Расправа

Пацци захотели использовать для достижения своих целей недовольство части флорентийцев диктатурой Медичи, не удовлетворившись тем, что удалось отнять у Лоренцо и Джулиано контроль над папскими финансами. 1478 год — они поддерживаемые папой Сикстом IV составили заговор с намерением убить правителей Флоренции в соборе во время пасхальной службы 26 апреля. Заговорщики смогли заколоть Джулиано, однако Лоренцо удалось укрыться в ризнице собора. Народ Флоренции встал на защиту Медичи. Заговорщики буквально были растерзаны на части. Руководителя заговорщиков архиепископа Пизы Франческо Сальвиати Лоренцо велел повесить в полном церковном облачении. Всего же казнили 262 человека из числа сторонников Пацци.

Медичи-3

Укрепление власти

Популярность Лоренцо Медичи во Флоренции достигла невиданных высот. Имея желание он легко мог провозгласить себя королем или герцогом, добившись признания этого титула от папы и европейских монархов. Но Лоренцо предпочел укрепить свою власть по другому. Им был разогнан прежний парламент «Ченто» и в 1480 г. заменен на Совет Семидесяти, где влияние семейства Медичи было безгранично. Также у Лоренцо были полностью под контролем две коллегии – по политическим и военным делам (из 8 человек), и по финансам и праву (из 12 человек). В качестве военной силы он опирался на многочисленную личную гвардию, при помощи которой подавлял все мятежи.

Война с Папой римским

Сикст, чей племянник кардинал был в плену у правителя Флоренции, отлучил Лоренцо и его ближайших соратников от церкви. Папа и не думал осуждать убийство Джулиано, однако стал требовать от флорентийцев выдать ему Лоренцо за казнь архиепископа. Он пригрозил отлучением всем жителям Тосканы, если они в течение месяца не выдадут Медичи и их сторонников папскому суду. Но Синьория – правительство Тосканы – стало на сторону Лоренцо. Уступки папе со стороны правителя Флоренции ограничились освобождением папского племянника. Папа этим не удовлетворился и начал, поддерживаемый Неаполитанским королевством, войну против Флоренции.

Лоренцо поехал в Неаполь для встречи с королем Фердинандом I, что было очень рискованно: монарх славился своим вероломством. Однако с ним было достигнуто мирное соглашение. После чего и папа был вынужден отступить. Лоренцо смог привлечь неаполитанского монарха на свою сторону, объяснив, что политическая стабильность, обеспеченная во Флоренции домом Медичи, намного лучше, чем чехарда с избранием римских пап, которые меняются чуть не каждые десять лет, а с ними – и направление политики Рима.

Медичи-4

Лоренцо Медичи (Великолепный)

Внешняя и внутренняя политика

Хотя правитель не занимал никакой официальной должности, ни одного решения во Флоренции не принималось без его одобрения, а в Синьории и Совете Семидесяти преобладали его ставленники. Хотя Флоренция не имела крупной армии, ее правителю удавалось поддерживать ее влияние в Италии за счет финансовой мощи, дипломатического искусства и широкой сети осведомителей и «агентов влияния» во всех итальянских государствах.

Лоренцо Медичи почти смог создать в Тоскане государство всеобщего благоденствия. Во Флоренции не было нищих или бездомных. Обо всех немощных и убогих заботилось государство. Крестьяне, которых не давили повинности феодалам и налоги, процветали, создавая в государстве изобилие продуктов. Лоренцо ставил людей на высокие должности, учитывая лишь их способности и личную преданность Медичи, а отнюдь не знатность. Флоренция при Лоренцо переживала свой золотой век, в ней творили величайшие художники и ученые Италии и всей Европы.

После кончины Сикста IV наладились отношения Медичи с Римом. С новым папой Лоренцо даже породнился. 1488 год — внебрачный сын папы сорокалетний Франческо Чибо женился на 16-ти летней дочери флорентийского правителя Магдалине. А 13-ти летнего сына Лоренцо папа на радостях возвел в кардинальское достоинство. И юный кардинал оправдал высокое доверие, став в будущем папой Львом X.

Медичи-5

1) Папа Римский Сикст IV; 2) Римский папа — Лев Х (сын Лоренцо)

Последние годы. Смерть

Глава Тосканы мечтал об объединении Италии под главенством Флоренции. Но в этом случае правитель слишком опередил свое время. В последние годы своего правления Лоренцо не делал большой разницы между общественными и личными финансами. Он на казенные деньги организовывал праздники и представления, укреплявшие популярность Медичи. А общественные выплаты проводил через подконтрольные Медичи банки и получал свой коммерческий процент. К концу правления Лоренцо прямые налоги возросли со 100 тыс. до 360 тыс. флоринов, что не вызвало энтузиазма флорентийцев. Банкирские дома тоже были недовольны теми преференциями, которыми пользовался дом Медичи. Но до открытого выражения недовольства дело так и не дошло.

Как это ни странно, но правитель поддержал также доминиканского монаха Джироламо Савонаролу, который 1 августа 1490 г. впервые провозгласил с кафедры собора Св. Марка свою проповедь аскетизма и возвращения к идеалам первоначального христианства. Может быть, он надеялся, что, поддерживая Савонаролу, он сможет удерживать фанатика в определенных рамках и не даст ситуации дойти до точки социального взрыва. Тем более что Лоренцо разделял осуждение проповедником нравов, царивших при папском дворе.

Но от фанатика-монаха досталось и самим Медичи, погрязшим в роскоши, распутстве и занятиях магией и алхимией. Под конец жизни расточительность правителя начала раздражать флорентийцев. Но, когда 8 апреля 1492 г. он умер, едва ли не весь город пришел на его похороны. Можно говорить о том, что о его смерти горевала чуть ли не вся Италия. Согласно преданию, перед смертью Лоренцо призвал Савонаролу для последней исповеди, но неистовый монах потребовал, чтобы прежде Лоренцо вернул свободу Флоренции, но диктатор оставил эту демагогию без ответа и скончался без отпущения грехов.

Только Лоренцо Медичи с его непревзойденной способностью к политическому компромиссу удавалось поддерживать баланс интересов как в Тоскане, так и в Италии в целом. В скором времени Флоренция погрузилась в многолетнюю смуту, связанную с деятельностью Савонаролы, а сын Лоренцо Пьеро Несчастный был изгнан из города. Только в 1512 г. сын Пьеро Несчастного и внук Лоренцо Великолепного Лоренцо Младший смог утвердиться во Флоренции при помощи папских войск.

 

 

 

ред. shtorm777.ru

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ

shtorm777.ru

Лоренцо Медичи | История живописи вики

Дата рождения:

Место рождения:

Дата смерти: Место смерти:
Лоренцо ди Пьеро де Медичи

1 января 1449

Флоренция

9 апреля 1492 (43 года)

Флоренция

Лоренцо ди Пьеро де Медичи «Великолепный» (1января 1449, Флоренция - 9 апреля 1492, там же) — флорентийский государственный деятель, глава Флоренской республики в эпоху Возрождения, покровитель наук и искусств, поэт.

    Сын Пьеро Медичи и его жены Лукреции Торнабуони. Стал главой республики в возрасте двадцати лет после смерти своего отца в 1469 году. Однако уже весной 1470 г. он столкнулся с вооружённой оппозицией. Изгнанный его отцом из Флоренции Бернардо Нарди вторгся в республику во главе вооружённого отряда и занял Прато, собираясь вторгнуться в саму Флоренцию. К счастью для Лоренцо, местное ополчение Прато во главе с городским головой Чезаре Петруччи пленило Нарди и его сторонников. По приказу Петруччи главари мятежников были повешены на городской площади Прато.

    ПолитикаПравить

    В 1478 раскрыл стоивший жизни его брату Джулиано заговор, возглавлявшийся Франческо Пацци и поддерживаемый папой Сикстом IV и пизанским архиепископом. В гневе папа конфисковал всё имущество Медичи, на которое смог наложить руку, закрыл в Риме концессии банка Медичи, отлучил от церкви Лоренцо и всё правительство Флоренции и впоследствии наложил отлучение на весь город. В конце концов папа договорился с неаполитанским правителем Ферди́нандом I, сын которого— Альфонсо — напал на Флоренцию. Война длилась два года, но крупными сражениями она не отмечена. Войска Папы и неаполитанского короля одержали всего несколько побед, поскольку флорентийцам пришлось рассчитывать только на свои силы: ни венецианцы, ни миланцы не прислали войск в поддержку. Тогда Лоренцо вступил в переговоры с неаполитанским королём. Фердинанд принял его с почётом. Был заключен мир, и Флоренция сохранила все свои владения. Война с папой длилась ещё некоторое время, пока Сикст IV не счёл более важным, чтобы итальянцы общими усилиями изгнали турок, уже овладевшими к этому времени Отранто. Кроме того— до Папы дошли слухи, что Лоренцо намерен вступить в союз с королём французским, поэтому Сикст IV радушно принял послов Флоренции.

    Лоренцо Медичи

    Править

    3 декабря 1480 года был заключен мир, по которому Флоренция обязалась снарядить 15 галер для войны с турками. Таким образом, возросшая популярность Лоренцо позволила ему ослабить республиканскую систему правления и ввести желательные для него перемены в государственное устройство. Теперь решение всех дел поручалось совету из семидесяти граждан, приверженцев политики Лоренцо. Совет в частности назначал на все должности, заведовал финансами и естественно, он исполнял все пожелания Лоренцо, отдавая ему государственные деньги, в которых он при своей роскошной жизни постоянно имел надобность. Государственные долги росли, и часто приходилось производить финансовые операции дурного характера: насильственно понижались проценты государственного долга, отбирались деньги у благотворительных учреждений. В конце концов государственная казна сделалась едва ли ни личной собственностью Лоренцо, а Флоренская республика осталась таковой только по названию— фактически Лоренцо обладал властью суверенного монарха. Был введён закон, согласно которому каждое покушение на жизнь и благополучие Лоренцо рассматривались как «оскорбление величества» и каралось жесточайшим образом. Но, к чести Лоренцо, свою неограниченную власть он употреблял во многом к большей пользе и славе государства.

    Расцвет культуры и искусстваПравить

    Лоренцо использовал общественные деньги для того, чтобы заручиться поддержкой среднего класса и способствовать возрождению интереса к философии, литературе, скульптуре и живописи. Находящаяся под его патронажем Академия Кареджи, членами которой были Фичино, Пико делла Мирандола и Полициано, стала тем центром, из которого по всей Европе распространилось понятие неоплатонизма. При флорентийском дворе создавали в то время свои шедевры Сандро Ботичелли и Микеланджело Буонарроти. Желая сохранить политическое равновесие в итальянских городах-государствах, Лоренцо также делал всё возможное для того, чтобы положительный пример флорентийского Возрождения распространился на Рим, Венецию, Милан и Неаполь. Во многом эпоха правления Лоренцо напоминала времена Перикла и Августа, Флоренция достигла при нём культурного и экономического расцвета. Благодаря его уму и военному счастью, государство пользовалось безопасностью. Междоусобицы, от которых в то время страдали многие города Средней Италии, показывали флорентийцам, что они должны дорожить спокойствием, которым пользуются под управлением Лоренцо. Лоренцо собрал большую коллекцию книг, ставшей впоследствии Библиотекой Лауренциана, или Медичи. Так же писал стихи, используя народные мотивы: лирические поэмы, идиллии, зарисовки быта, фольклор и религиозные стихи; был главой банкирского дома Медичи, который постигли финансовые неудачи, но который заложил основы прославленной и могущественной династии.

    Последние годыПравить

    Вёл активный образ жизни: любил рыцарские турниры и игры, охоту, но страдал подагрой; эта болезнь в конце концов усилилась до того, что он перестал лично заниматься государственными делами, жил в своих загородных дворцах или ездил лечиться на минеральные воды. Теперь его любимым обществом стали ученые. Чувствуя приближение смерти, он пригласил к себе знаменитого проповедника Джироламо Савонаролу, бывшего тогда настоятелем доминиканского монастыря Св. Марка во Флоренции. Биографы Лоренцо говорят, что он исповедовался у Савонаролы, и что выслушав его, последний произнес речь, в которой убеждал его возвратить флорентийцам свободу и отдать законным владельцам всё несправедливо приобретенное имущество; Лоренцо с досадой отвернулся, и Савонарола ушёл, не дав умирающему отпущения грехов. В начале 1492 г. болезнь Лоренцо приняла опасный характер; появилась изнурительная лихорадка, силы больного таяли на глазах. В ночь с 8 на 9 апреля 1492 г. он умер в своём загородном дворце в Кареджи. Похоронен в Капелле Медичи рядом со своим братом Джулиано. Флорентийцы очень сожалели о смерти Лоренцо, которому было всего 43 года. Итальянские государи отправили послов во Флоренцию передать гражданам сочувствие их печали.

    ru.jivopis.wikia.com

    ~История и живопись Средневековой Европы~: Лоренцо Медичи (1449-1492)

    Лоренцо МЕДИЧИ (Medici) (Великолепный) родился 1 января 1449 года во Флоренции, умер 8 апреля 1492 года в Кареджи, округа Флоренции. Внук Козимо Старшего Медичи. С именем Лоренцо Великолепного связан период наивысшего расцвета ренессансной культуры Флоренции.

    В детстве воспитанием Лоренцо занималась его мать Лукреция Торнабуони, затем его наставниками были прославленные гуманисты Иоанн Аргиропул, Кристофоро Ландино, Марсилио Фичино, обучавшие его классическим языкам, философским наукам, поэзии. С ранней юности он выполнял ответственные дипломатические миссии, участвовал в государственных делах. В июле 1469 женился на Клариче Орсини, представительнице знатной римской фамилии.

    Как и его дед, Лоренцо оставался честным человеком, не занимал никаких ключевых официальных должностей. Республиканский фасад Флорентийской государственности при нем мало изменился. Само прозвище Лоренцо «Великолепный» свидетельствует, что власть его покоилась в значительной мере на популярности, которую он приобрел широкими тратами из собственного и общественного карманов на роскошные постройки, произведения искусства, блестящие празднества.

    В его правление происходили бесконечные карнавалы, маскарады, рыцарские турниры, театральные и прочие представления. Не чуждый занятиям словесностью, автор прославивших его поэтических произведений и ученых трактатов, Лоренцо проявил себя как щедрый меценат, подобно деду, поддерживал Фичино, главу Платоновской академии, участником которой являлся и сам, поэтов Анджело Полициано и Луиджи Пульчи, принимал у себя Ландино, Аргиропула, Франческо Филельфо, Бернардо Бембо, Эрмолао Барбаро, Джованни Пико делла Мирандола, Иоганна Рейхлина и других знаменитых гуманистов. Его покровительством пользовались люди искусства Сандро Боттичелли, Филиппино Липпи, Андреа Вероккьо, Поллайуоло, Гирландайо, Джулиано да Сан Галло, юный Микеланджело. По семейной традиции, Лоренцо пополнял библиотеку (позже названную его именем Laurentiana), приобретая для нее книги по всей Европе, собирал древние и новые скульптуры, камеи, монеты, картины.

    Сохранение своей власти он обеспечивал разными путями, в частности разветвленной системой личных связей во Флоренции и за ее пределами, отработанными приемами отсеивания политических противников при выборах в органы государственного управления. В 1478 противники Медичи из влиятельных флорентийских родов Пацци и Сальвиати напали на Лоренцо и его брата Джулиано в церкви во время обедни, но убить смогли только Джулиано: народ не поддержал заговорщиков и жестоко с ними расправился.

    Лоренцо обнаружил незаурядный дипломатический талант, стал одним из создателей итальянского равновесия, умело играя на противоречиях между Венецией, Миланом, Неаполитанским королевством и папой. В 1479, совершив смелый визит к своему заклятому врагу Фердинанду Неаполитанскому, он добился на выгодных условиях прекращения войны с ним и папой, что резко повысило его авторитет во Флоренции. Расширил флорентийские владения за счет присоединения крепостей Пьетросанта, Сарцана и Пьянкальдони.

    Коммерческая деятельность Лоренцо была неудачной. С целью покрыть растущие расходы коммуны, в том числе на народные празднества и увеселения, он учреждал новые налоги, проводил принудительные государственные займы, прибегал к порче монеты. Народное недовольство, вызванное усилением финансового гнета, отразилось на сыне и преемнике Лоренцо Пьеро, изгнанного флорентийцами в ноябре 1494.

    Еще статья о Лоренцо Медичи

    Википедия

    wienta-wienta.blogspot.com

    Описание скульптуры Микеланджело «Гробница Лоренцо Медичи»

    Описание скульптуры Микеланджело «Гробница Лоренцо Медичи»

    Микеланджело Буонарроти – тот редкий тип творца, чьи произведения удостоились величайшей славы еще при жизни автора. Сын обедневшего дворянина, он гордился своим происхождением. Произведения Буонарроти наложили глубокий отпечаток на всю культуру Возрождения, и также на мировое искусство в целом. Занимаясь одновременно и живописью, и архитектурой, создавая поэтические и философские произведения, в первую очередь Микеланджело все таки был гениальным скульптором. Он прожил долгую жизнь – почти девяносто лет, и пережил тринадцать Пап. Для большинства из них он выполнял различные заказы.

    Создание гробницы Медичи изначально было идеей Папы Льва Десятого (чье настоящее имя – Джованни Медичи). Она должна была стать мемориалом для брата Льва Десятого Джулиано Медичи, и его племянника Лоренцо. Оба они умерли в молодости и были знамениты тем, что первые из Медичи получили герцогские титулы. Но в конце концов заказчиком погребального строения стал следующий Папа, Климент Седьмой, также член рода Медичи. В момент создания скульптур для усыпальницы во Флоренции вспыхнула революция. Создавая образы, украшающие гробницу, творец думал скорее о гибели и разрушении родного города, чем о смерти, постигшей юных герцогов.

    Скульптура Лоренцо не имеет прямой схожести с его сохранившимися портретами; для создания этой работы Микеланджело пользовался таким художественным приемом, как идеализация. Юноша преисполнен величия и благородства, а его задумчивая, расслабленная поза подчеркивает красоту фигуры. Левая рука подпирает подбородок, а локтем опирается на копилку с монетами; правая – манерно упирается в бедро. Голова Лоренцо украшена шлемом, подобным тем, которые носили знатные древнеримские военачальники. Однако зоологическое происхождение украшений шлема и тень, отбрасываемая на лицо этим головным убором, весьма своеобразны. Как считают некоторые исследователи, морфология шлема указывает на то, что герцог Медичи умер, будучи не в здравом уме. Другие ученые утверждают, что статуи Лоренцо и Джулиано, находящиеся в ризнице, были перепутаны, и истинной статуей Лоренцо является более детально проработанная статуя Джулиано, расположенная прямо напротив. Эти работы устанавливались уже после отъезда Микеланджело из города, и потому такой поворот событий весьма вероятен. Внешне лицо второй статуи больше напоминает имеющиеся прижизненные портреты Лоренцо Медичи.

    Под статуей герцога расположены две аллегорические фигуры, символизирующие Утро и Вечер. Это мужчина и женщина идеальных пропорций, составляющие вместе со статуей Лоренцо равносторонний треугольник, но Утро и Вечер выдвинуты вперед относительно Лоренцо. Все три скульптуры имеют натуралистический размер, соответствующий размерам человеческого тела. Фигуры изображены в естественных, но весьма напряженных позах, будто бы с трудом удерживающие свои тела на крышке гробницы; на их лицах – глубокая скорбь. Утро, прекрасная женщина, с видимой неохотой пробуждается ото сна – настоящее пугает ее. Вечер, немолодой мускулистый мужчина, с уставшим видом готов отойти ко сну. Все скульптуры в гробнице Медичи изображены без зрачков.

    opisanie-kartin.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта