Творчество какого художника выросло из комиксов? Лихтенштейн картины


ПОП-АРТ. Рой Лихтенштейн. - veniamin1

Плачущая девушка.Лихтенштейн, Рой (1923 — 1997) Roy LichtensteinАмериканцы, не создали утешение--- типа:

"Не волнуйтесь тетя,Дядя на работе,А не с кем-нибудь в кино!"

Она знает, что у неё уже никогда не будет КИНА с ним!

"Но как матросил!""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""

Тот кто придумал этот термин, не предполагал, что появится такое изобразительное искусство.Этот британский публицист, использовал поп-арт ( pop art), как ещё один термин, чтобы сказать поп-культура. (масс-культура).Потом значение стало совсем другим.Что делает, или вернее, что делал поп-арт? Поп-арт, первые пару представителей которого появились в Англии, брал готовые образы из комиксов и просто из газетных карикатур или образы и изображения человеков в рекламе, на упаковках знаменитых продуктов, т.д.

Эти образы, художники немного переделывали, добавляли совсем немного ироничного или даже остроумно- саркастичного текста и создавали у людей особые ассоциации.Потому что это были всем известные образы индивидуев и прекрасных индивидуек из комиксов или с упаковки товара, который они видели с детства. Но теперь американцы видели эти образы, немного изменённые и совсем в другом контексте. Сегодня, мы знаем что поп-культура --ПОБЕДИЛА. И победила навсегда.

Но тогда, у творческих людей, непобедимое наступление поп-(масс)-культуры на мир по всему фронту, вызвало неприятие. И их неприятие многих сторон масс-культуры, выразилось в критике внешней стороны явления, которое сегодня по-русски называют масс-культура.

И художники создали новый стиль искусства----ПОП-АРТ. Это не была организованная борьба. Это была реакция творческих людей в изобразительном искусстве.

Смеющаяся девушка.Лихтенштейн, Рой (1923 — 1997) Roy Lichtenstein

Этот художник, Рой Лихтенштейн, один из самых известных в мире представителей поп-арта.

Как хорошо она смеётся.

В этих репродукциях, вы конечно сами заметите, что Лихтенштейн особенно с участием относится к девушкам. Или скажем к молодым женщинам. Он почти всегда стоит на их стороне.Но иногда он стоит на их стороне, странным и не всегда понятным образом. Возникают смутные, неясные ощущения.

После долгого правления абстрактного сюрреализма, которого грубо вытолкал взашей абстрактный экспрессионизм, который (абст. экспрессионизм) вообще отказался от физических образов,---- не удивительно что в следующем новом стиле есть смутные моменты.

Между прочим, это был Василий Васильевич Кандинский, который начал живопись без всяких образов. И к этим его работам и придумали, ещё в 1929 году!!!, термин Abstract expressionism --абстрактный экспрессионизм.Первенство за нами!О, Джефф, я тоже тебя люблю, но... 1964г.Лихтенштейн, Рой (1923 — 1997) Roy Lichtenstein

Это не просто всемирно оглушительно-знаменитая в то время и даже ещё сегодня, работа этого художника, но это вообще его самая известная работа.

Она ему сообщает, что вместо того, чтобы объясняться в любви или возможно даже делать предложение, лучше всего будет, если он будет её любить любовью брата, а она будет к нему относиться как любящая сестра.Вот так! Три с половиной слова! Но как сделан портрет, и какая получается вместе со словами ДИНАМИКА!!Аж ударяет!

"Верный сын народа"-- Брежнев был "Самый выдающийся политический деятель нашей эпохи"---, а Никита Сергеевич Хрущёв, ещё по-сталински, по-простому, был ---"Верный сын народа" из трудящихся шахтёров.

Так вот "Верный сын народа", в любой работе изобразительного искусства, которая была немного авангарднее чем СОЦРЕАЛИЗМ, видел --ЖОПУ.

Прямо при Фурцевой объявлял. Для молодых: У Никиты была министр культуры--женщина. И она по долгу службы пошла с ним на выставку авангарда. Там Никита и увидел--ЖОПУ на работах московских художников и при даме объявил об этом!

А Суслов, и его отдел пропаганды и агитации ЦК (кажется так?)--никогда не спал. И вот у нас везде и всюду в "Крокодиле" , в каждом журнале типа, "Перца" и даже в киножурнале "Новости дня", стали показывать Поллока, который из баллончиков, ХАОТИЧНО поливал краской бумагу или холст.--Видите до чего докатилась Америка?--Говорил нам отдел тов. Суслова.

Так как в СССР, почти никто ни культурой, ни живописью не интересовался, но была обязаловка, которая заставляла людей изображать КУЛЬТУРУ, то мы почти все, якобы с понятием в этом деле, дружно смеялись над америкосами.

Из песни слов не выкинешь.

Когда в Кремле ещё (недолго) сидел главный кукурозовод и кукурузовед страны, тогда уже развился и прогремел американский (более ни менее) стиль живописи, который назвали ПОП-АРТ.Но это было ПОЧТИ "НОРМАЛЬНОЕ" искусство с точки зрения главного идеолога страны, товарища Суслова, и поэтому нам показывали Поллока, а про поп-арт почти разговору не было. "У НИХ" всё должно было быть ХУЖЕ ЧЕМ у НАС.

Обнаженная с голубыми волосами.

 Тонущая девушка: Не имеет значения! Я лучше утону, чем позову Бреда на помощь.

Видите как этот образ бьёт в точку! Его не надо обдумывать. Это не Кукрыниксы. Всем ясно. Потому что всем знакома такая дама и её трагикомедия, не правда ли?

В машине.

Он просто, вместо того чтобы глядеть на дорогу, сечёт глазами подругу. А она деликатно, постреливает, поглядывает в его сторону. Главное для них доехать целыми до места. А там всё будет как надо. Такое впечатление. На дорогу СМОТРИ!!!

Не забудьте, что это было время уже развитой СЕКСУАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ. Студентки того времени рассказывают в док. фильмах, что секс случался по нескольку раз в день. И это был секс ради секса. Расходились и не спрашивали имён друг друга. Всё неслыханное, что происходило в конце пятидесятых и дальше через шестидесятые, (студенты и хиппи, и новая неслыханная музыка и марши чёрных и т.д.)---всё это восприняло поп-арт, как часть нового.

Девушка.

Плачущая девушка. (1963)Вот ещё одна плачет. Лихтенштейн вроде бы сочувствовал девушкам. Но иногда это выглядит странновато.Вы узнаёте кинозвезду, которая явный прототип этого портрета?Женщина в ванной.

Я знаю... I Know How ... Я знаю как ты себя должен чувствовать, Бред...

Вот ещё одна! Эта, похоже объявила своему Бреду стандартную американскую фразу. То есть сказала что она хочет, чтобы он первым узнал, что она выходит замуж.И всё! Приятного аппетита.Плачущая девушка. 1964.Горечь.

Девушка с мячом. (1961)

Лихтенштейн, если вы замечаете, во многих работах говорит о стандатизации жизни, и даже о стандартизации чувств. Это, частично и делала масс-культура.Спортсменка, тоже стандарт американки из поп-культуры. Если бы он понимал насколько стандартно жили и мыслили МЫ, он бы возможно, изменил некоторые его работы.

Обнажённая на фоне картины с нарисованной улицей. (1995 ) Вот и НЮ. Интересно, что улица сзади неё, это картина. Интересные выводы получаются.

Девушка с лентой в волосах.

Девушка с лентой в волосах. 1965.

М-может быть... Лихтенштейн, Рой (1923 — 1997) Roy Lichtenstein

Он не пришёл!! Трагедия. Она знает, что он не придёт, потому что с ним другая.Но она говорит себе утешительную чушь, чтобы обмануть саму себя:

" М-может быть он заболел и не мог уйти со студии!"

Одно с другим не сходится. Или он болен дома, или он был на студии и не сумел освободиться. Она просто не способна признать правду.

Работы поп-арта, были не только о стандартах , которые создавала масс-культура.Как вы видите, они, эти работы, бывали искренне-ТЁПЛЫМИ.

Вениамин.

veniamin1.livejournal.com

Рой Лихтенштейн: картины, биография мастера поп-арта

Рой Лихтенштейн (Roy Lichtenstein)

ТВОРЧЕСТВО РОЯ ЛИХТЕНШТЕЙНА (1923–1997)

Рой Лихтенштейн (Roy Lichtenstein) - американский художник, основоположник направления поп-арт, в котором использовались и перерабатывались образы массовой популярной культуры. Заимствуя темы и имитируя технику коммерческой иллюстративной продукции – комиксов, киноафиш, рекламы, – Лихтенштейн сформировал иконографию американской потребительской культуры.

Используя яркие, «кислотные» цвета и промышленные типографские методы, Рой Лихтенштейн иронически соединял объекты и стереотипы «массовой культуры» и близкие ему образцы «высокого» искусства живописи.

 В 1960 году Рой Лихтенштейн начал преподавать в Рутгерском университете, где попал под значительное влияние Аллана Капроу. Это способствовало увеличению его интереса к образам прото поп-арта. В 1961 год Лихтенштейн сделал свои первые работы в стиле поп-арт, используя картинки из комиксов или мультфильмов и технологию, пришедшую из промышленной печати.

 Первый успех Лихтенштейну принесли его работы на темы комиксов и журнальной графики. Художник выбирал понравившуюся ему картинку, вручную увеличивал её, перерисовывая растр, и выполнял в большом формате, используя трафаретную печать и шелкографию. Большинство работ художника выполнена в технике фиксированного рисунка, которая заключается в том, что изображение масштабируется, видоизменяется растр, а полученный вариант при помощи трафаретной печати превращается в оригинальный формат. В самом изображении при этом усиливались черты иронии и сарказма. Был дружен с Энди Уорхолом.

Галерея картин Роя Лихтенштейна

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Рой Лихтенштейн (Roy Lichtenstein) | Культурный обозреватель

Рой ЛихтенштейнРой Лихтенштейн (Roy Lichtenstein) (1923 – 1997) – популярный американский художник, представитель поп-арта. Известен работами в стиле фиксированного рисунка на основе комиксов, мультфильмов и журнальной графики. В своем творчестве Рой использовал технологии промышленной печати: шелкографию и трафаретную печать. Помимо поп-арта Лихтенштейн также работал в стилях экспрессионизм, кубизм и абстракционизм. Был дружен с Энди Уорхолом (Andy Warhol).

Звучное имя Роя Лихтенштейна весьма удачно сочетает в себе главные творческие достижения этого художника. Яркие и выразительные звуки сплетаются в красивую и изысканную конструкцию, аналогично тому, как под рукой мастера образы массовой поп-культуры соединялись с истинными принципами живописного искусства.

Детские годы Роя прошли в серой атмосфере стандартной общеобразовательной школы, а затем и школы Франклина в Манхеттене. Ни в одном из этих учебных заведений не преподавалось искусство, поэтому начальные шаги в живописи и дизайне Рою пришлось совершать в формате хобби. Кто знает, может именно поэтому основной причиной вдохновения художника стали образцы из области массовой культуры. Киноафиши, комиксы и реклама – все эти далекие от традиционного искусства объекты Рой впоследствии преобразовал в иконографические экспонаты потребительской культуры Америки.

Первые годы своей жизни Рой Лихтенштейн провел в родном Нью-Йорке. Но, получив стандартное образование, он направился в Кливленд. Со сменой места преобразился и уклад жизни: периоды активного творчества сменялись периодами поиска работы. И этот поиск, надо признать, бывал удачным, приводя порой к хорошим творческим должностям вроде помощника декоратора. Радостными событиями отмечена и личная сторона его жизни: с разницей в 2 года (1954 и 1956 гг.) у Роя рождаются сыновья Дэвид и Митчелл.

Набравшись определенного жизненного опыта, художник решает вернуться в родной Нью-Йорк и заняться преподавательской деятельностью. С 1960 года он приступает к работе в Рутгерском университете. Учебные заведения высшего звена являются местом заметной концентрации таланта. Именно здесь Лихтенштейн находит прекрасного идеолога для своего творчества в лице известного американского художника и теоретика искусства Аллана Капроу (Allan Kaprow). Вдохновленный его идеями, Лихтенштейн создает свои первые работы в стиле поп-арт.

Техника Роя Лихтенштейна заключалась в своеобразной обработке понравившихся изображений, взятых из журналов и мультфильмов. Картинки увеличивались путем ручной перерисовки растра, а затем печатались при помощи простого трафарета или шелкографии. Но художник не пытался сохранить точное соответствие оригиналу. В своих работах он стремился к заметному усилению ироничных и саркастичных черт своих персонажей.

Данная техника не была какой-то очень сложной, но в своих работах автор сумел уловить и путем особого выразительного языка жестов и ситуаций передать зрителю столь понятные и близкие для американской культуры состояния и настроения, что не мог остаться незамеченным. Ироничный взгляд художника на массовую культуру раскрывал саму суть навязываемых идеологических и ценностных стереотипов общества. В наше время похожий прием часто используется в искусстве современного демотиватора. Неслучайно Рой Лихтенштейн заслужил такое количество разнообразных премий. И неслучайно его работы продаются за миллионы долларов.

Награды:

  • Медаль Скоухеганской школы (Скоухеган, Мэн), 1977
  • Премия американской академии искусств и писем (Нью-Йорк), 1979
  • Премия американской академии в Риме (Рим, Италия), 1989
  • Премия «За творчество в живописи» Университета Брандейса (Уолтем, Массачусетс), 1991
  • Премия «Друзья Барселоны» (от мэра Барселоны Паскуаля Марагаля), 1993
  • Национальная медаль искусств (Вашингтон, округ Колумбия), 1995
  • Премия японского фонда Инамори (Киото, Япония), 1995

Рекорды продаж работ художника:

  • Работа «Торпеда… Огонь!» (Torpedo…Los!) продана за $ 5,5 млн. на аукционе Кристис, 1989.
  • Работа «В машине» (In the Car) продана за 10 млн. фунтов стерлингов ($ 16,2), 2005.
  • Работа «Оххх… Хорошо…» (Ohhh . . . Alright . . .) (1964) продана за 26,7 млн. фунтов стерлингов ($ 42,6 млн.) на аукционе Кристис, 2010.
  • Работа «Я вижу гостиную! … и в ней никого!» (I Can See the Whole Room! … and There’s Nobody in It!) (1961) продана за $ 43 млн. на аукционе Кристис, 2011
  • Работа «Спящая девушка» (Sleeping Girl) продана за $ 44,8 млн. на аукционе Сотбис. Самая дорогая из работ художника.
Торпеда… Огонь!

Торпеда… Огонь!

Оххх... Хорошо...

Оххх... Хорошо...

В машине

В машине

Я вижу гостиную! … и в ней никого!

Я вижу гостиную! … и в ней никого!

Спящая девушка

Спящая девушка

Бах!

Бах!

М-может быть

М-может быть

Девушка со слезой

Девушка со слезой

Бам!

Бам!

Ррррррррррр

Ррррррррррр

Поцелуй

Поцелуй

Смотри, Микки

Смотри, Микки

www.kultoboz.ru

Рой Лихтенштейн в Центре Жоржа Помпиду

В Париже в Центре Помпиду мы попали на выставку Роя Лихтенштейна. Выставка офигенская. Для начала советую вот тут посмотреть видео каталог выставки.Высший класс.А выставка эта была одной из тех, когда пришел и влюбился. Выставка полная, даже начинается первой его картиной в стиле поп-арт с Микки и Дональдом. Картина смешная, потому что фраза, которую произносит Дональд, двузначная, и может быть понята не только как "Я поймал крупную рыбу", но и как "Я подцепил клевую телочку".

Look Mickey, 1961

В каждом зале - много картин и скульптур, к какждой теме - пояснение на французском и английском языках. Кое-где стоят телевизоры, можно посмотреть и послушать интервью с Лихтенштейном. На рутрекере все еще можно скачать один такой фильм на русском. По сути, в этом фильме он и рассказывает про этапы своего творчества, но на выставке информации было гораздо больше.Roy Lichtenstein, 1923 - 1997Как и многие художники его времени, Лихтенштейн искал себя в абстрактном импрессионизме, а нашел - в поп-арте. Он говорил о том, что когда он принес свою картину Look Mickey галлеристу, тот показал ему уже имеющиеся у него работы Уорхолла и еще нескольких художников, выполненные в похожем стиле. Он говорил, что никто ничего не копировал, все просто рисовали похоже, потому что поп-арт родился как ответ на то, что окружало людей в то время.

Лихтенштейну показалось остроумным брать картинки из комиксов и, вырывая их из контекста, вкладывать в них новый смысл. Также его заинтересовал способ выполнения изображений комиксов - машинная печать. Розовый цвет лица, допустим, создавался при помощи красных точек на белом фоне. При увеличении изображения точки становились видны, и выглядело это забавно. Картина Whaam! составлена из двух кусочков комикса.

Whaam!, 1963

Лихтенштейну нравилось ставить перед собой задачи и выполнять их, наверное, это одно из самых интересных его качеств. В живописи важна манера письма, то, как художник кладет мазок. Лихтенштейн хотел, чтобы его мазков видно не было, он хотел избавиться от них, подражая машинной печати. Он выбрал три цвета - красный, желтый и синий (позже еще появится зеленый), а смешивания добивался при помощи точек, как принтер. Из всех картин, которые взяты из военных комиксов, мне больше всего нравится Takka Takka

Takka Takka, 1962

Потом он взял из комиксов образ женщины. Картина Oh, Jeff... в сувенирных магазинах Центра Помпиду продается отпечатанной на подушках, сумках, блокнотах и открытках.

Oh, Jeff... I Love You, Too... But..., 1964

Лихтенштейн не боялся ставить себе тудные задачи. Например, он захотел изобразить зеркало, но без отражения. Как нарисовать зеркало? Он сделал несколько попыток, очень интересно вышло, на мой взгляд.

Mirror, 1972

Mirror, 1969

Mirror #10, 1970

О мазках он развил отдельную тему и изобразил мазок как таковой. Мне очень нравятся такие эксперименты, игры, шутки. Остроумно, короче)

Little Big Painting, 1965

У него есть и пейзажи, и переосмысления Пикассо, Матисса, Моне, антаблементы и интерьеры студий. Но еще мне понравились такие странные работы, на которых не видно части изображения. Лихтенштейн объяснял что когда-то он сфотографировал какую-то картинку через стекло, и часть изображения была скрыта за бликами. Ему это очень понравилось, появились картины, подобные Reflections on Sure!?

Reflections on Sure!?, 1990

И еще одну картинку покажу. Она мне полюбилась сразу. Можете сказать, что у меня проблемы с чувством юмора, но, по-моему, она ужасно смешная.

Magnifying Glass, 1963

Картин на выставке огромное количество, но уникальна она скульптурами. Я даже не могу выбрать, что мне больше нравится. Наверное, они дополняют друг друга.Скульптура - объемное изображение, но Лихтенштейн не всегда с этим согласен и уводит скульптуру в плоскость. Wall Explosion II - фарфор, эмалированная сталь. На фотографии не видно, но оно все такое гладкое и блестящее, очень хочется пощупать.

Wall Explosion II, 1965

Или, например, лампа.

Lamp II, 1977, бронза, крашеная и покрытая патиной.

Но некоторые скульптуры более традиционны. Например Голова девушки. Правда, она не вылеплена, это просто покрашенный манекен, но и тут проглядывает идея поп-арта. На чем еще рисовать девушку из комиксов как не на промышленно произведенном манекене?

Blonde, 1965

Конечно, были истории с плагиатом, когда Лихтенштейн брал картинку из комикса и, перерисовывая, практически не изменял ее. Некоторым авторам льстило увидеть свою маленькую картинку в большом формате, а некоторые негодовали. Но Лихтенштейн этого никогда не стеснялся. Он не останавливался в своей работе, ища новые темы, идеи и бросая вызовы сам себе.Всем, кто побывает в Париже до начала ноября очень советую выставку, как и основную выставку Помпиду.

bellezza-storia.livejournal.com

Творчество какого художника выросло из комиксов?- 1000 фактов

downer-girl-kartina-lichtenzchteina

Интересные факты о картине Лихтенштейна — Тонущая девушка

Интересный факт: картины американского художника Роя Лихтенштейна выросли из комиксов. Один из сыновей поспорил, что папе не нарисовать так хорошо, как нарисованы комиксы. Картина Тонущая девушка или Мне все равно, или Я — раковина, написана в 1963 году Роем Лихтенштейном нефтью и синтетическими полимерными красками на холсте. Находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Используя тенденции комического искусства, пузырьки передают мысли на рисунке, а точки — эффект механизированного процесса печати. Это одна из представительных картин поп-арт движения. Картина — шедевр мелодрамы, изображает женщину в трагической ситуации. На картине изображена плачущая женщина на фоне бурного моря (а, может быть, в океане своих слез?). Она предпочитает утонуть, но не позвать на помощь. Это одна из работ Лихтенштейна, где упоминается имя Брэд, но сам Брэд на картине не присутствует.

 

Голова девушки лежит на воде как на подушке и кажется, что это место последнего успокоения девушки. Она находится в подвешенном состоянии бедствия. Критики считают, что «картина заморожена во времени и пространстве». Тем не менее эта картина типична для американского индустриального искусства.

plachuzchaja-zchenxchina-kartina-pikasso

Предтеча картин Лихтенштейна

Между 1962 и 1963 Лихтенштейн пародировал картины плачущих женщин Пикассо, таких как Безнадежная  и серия Плачущие девушки. Возможно, другой причиной был разрыв с женой в 1963 году. Перейдя на комическую основу работы, Лихтенштейн применял упрощенную цветовую схему и коммерческую печать. Заимствовал технику  точек, используемую в газетной печати. Женщины на картинах Лихтенштейна, имеют жесткие, четкие, но хрупкие контуры и выглядят, как будто они вышли из одного и того же корыта макияжа.

o-o-o-choroxcho-kartina-lichtenxchteina

Идеи картин Лихтенштейна

В начале 60-х Лихтенштейн выпустил несколько картин, где показаны несчастные девушки, связавшиеся с властными мужчинами. Беспомощные девушки, с одной стороны — жертвы несчастной любви, а с другой — жертвы своего неповиновения. Они хотят умереть, но не обратиться в тяжелой ситуации к своему любимому. Лихтенштейн говорил, что из мультфильма или фотографии берет маленькую картинку, помещающуюся в непрозрачный проектор. Затем проецирует рисунок на холсте и начинает играть с карандашом, пока результаты не удовлетворят его.

Еще несколько интересных фактов:

Related posts:

1000facts.ru

Шедевры коллекции князей Лихтенштейна - Коллекционеры и собиратели

08.07.2011 09:43

Автор: Александр Тихонов, Эвиан

Музей Palais Lumière в Эвиане (Фото автора) История княжеской династии Лихтенштейнов, первое упоминание о которых восходит к ХII веку (упоминание в летописях имени Лихтенштейн датируется 1136 годом), писалась на протяжении более чем восьми  столетий, последние три из которых связаны с княжеством Лихтенштейн. В 1719 году земли, известные как владение Шелленберг и графство Вадуц и  приобретенные ранее князем Лихтенштейном, были возведены в ранг  имперского княжества Лихтенштейн. Формально независимое государство Лихтенштейн существует с 1806 года. В 1862 году в соответствии с принятой Конституцией Лихтенштейн становится конституционной монархией. Окончательное же превращение имперского княжества в современное государство произошло в начале 20-го века, когда в 1924 году вступил в силу таможенный договор со Швейцарией, которая взяла на себя обеспечение Лихтенштейна почтовой, телефонной и телеграфной связью, получила контроль над его денежной системой.

До 1938 года, когда Германия аннексировала Австрию, князья Лихтенштейнские проживали преимущественно в Вене, а свой досуг проводили в своих многочисленных дворцах в Моравии и Богемии, где они владели обширными поместьями. Являясь одной из старейших аристократических династий Европы, Лихтенштейны на протяжении веков верой и правдой служили правителям Священной римской империи, интересы которой они ревностно защищали как на полях многочисленных сражений, так и на дипломатическом поприще, представляя интересы империи при наиболее могущественных императорских дворах Европы. В том числе, и в России – в 1894-1898 годах принц Франц Лихтенштейн являлся послом Австро-Венгрии в Санкт-Петербурге.

Рембрандт, Амур с мыльным пузырем, 1634 © Sammlungen des Fürsten von und zu Liechtenstein, Vaduz–Wien

Рембрандт, Амур с мыльным пузырем, 1634 © Sammlungen des Fürsten von und zu Liechtenstein, Vaduz–Wien

По накопленному на протяжении веков богатству династия Лихтенштейнов имела мало соперников на континенте. И сегодня правящий князь Ханс-Адам II – один из самых богатых людей в мире.  А собранная ими коллекция произведений искусства, подборка шедевров из которой (70 картин, 20 скульптур и 15 произведений декоративно-прикладного искусства) показывается в Эвиане, является одной из наиболее значимых частных коллекций в мире. Оцениваемая экспертами в несколько миллиардов долларов, по своей суммарной стоимости она уступает разве что коллекции британской королевы Елизаветы II.

Пять веков коллекционирования

У истоков формирования коллекций, включающих книги, картины, гобелены, скульптуры, флорентийскую мозаику, рисунки и гравюры, эмали, резную кость, оружие, мебель, серебро, фарфор, медали и монеты монеты, стоит Хартман фон Лихтенштейн (1544-1585), страстью которого были книги. Первым же настоящим коллекционером стал Карл I фон Лихтенштейн(1569-1627), соперничавший на этом поприще с самим императором Рудольфом II, равного которому по собирательской страсти не было в тогдашней Европе. Затем от поколения к поколению, вплоть до второй четверти ХХ века, княжеские коллекции только разрастались, отражая менявшиеся вкусы и пристрастия эпох и самих аристократов-коллекционеров. От европейского барокко, через французское рококо, к австрийскому бидермейеру (1814-1848). Диалог северного, прежде всего фламандского (живопись) барокко с его южным, итальянским вариантом (живопись и скульптура), а также живопись бидермейера и составляют ядро экспозиции в Эвиане, открывающейся портретами князей-меценатов Лихтенштейнских, внесших наибольший вклад в формирование коллекций. В первую очередь, самой престижной их них – коллекции живописи, насчитывающей сегодня около 1600(!) картин.

Рубенс, Mars et Rhéa Sylvia, 1616/17 © Sammlungen des Fürsten von und zu Liechtenstein, Vaduz–Wien

Рубенс, Mars et Rhéa Sylvia, 1616/17 © Sammlungen des Fürsten von und zu Liechtenstein, Vaduz–Wien

В первом случае в «диалоге» принимают участие «северяне»  Рубенс (1577-1640), Рембрандт (1606-1669),  Ван Дейк  (1599-1641) и Франц Хальс  (1582-1666) с одной стороны, и «южане» Гидо Рени (1575-1642), Маркантонио Франчешине (1648-1729), Каналетто (1697-1768) и скульптор Массимилиано Сольдани-Бенци (1656-1740), с другой стороны. Список, разумеется, не исчерпывающий. Австрийский бидермейер представлен такими мастерами ХIХ века как Фердинанд Георг Вальдмюллер (1793-1865), Фридрих фон Амерлинг (1803-1887), Фридрих Гоэрманн(1807-1862)…

История бытования коллекции в ХХ веке

Вплоть до начала Второй мировой войны коллекция, размещавшаяся в различных дворцах Лихтенштейнов в Вене, а также в Моравии и Богемии, жила, если можно сказать, нормальной жизнью частного собрания произведений искусства. Собрания, являвшегося предметом гордости ее владельцев, которые одними из первых в Европе открыли двери своих дворцов для широкой публики, превратив частное собрание в музей.  Аншлюс Австрии Германией имел драматические последствия для крупнейшей австрийской частной коллекции, объявленной властями национальным достоянием. Несмотря на это, в 1938 году владельцам коллекции удалось вывезти часть ее в свое фамильное гнездо – Лихтенштейн, ставший с этого момента постоянной резиденцией княжеской семьи. По окончании войны удалось перевезти также и то, что еще оставалось в Австрии. Таким образом, в подвалы княжеского замка в Вадуце «переехала» наиболее значительная и ценная часть княжеского собрания.

Амерлинг, Портрет принцессы Марии-Франциски Лихтенштейн в возрасте двух лет, 1836

Амерлинг, Портрет принцессы Марии-Франциски Лихтенштейн в возрасте двух лет, 1836

В результате экспроприации собственности Лихтенштейнов в Богемии и Моравии состояние княжеской семьи резко сократилось – было утрачено до 80% довоенных владений. Пришлось, чтобы поддерживать прежний уровень жизни, продавать картины. Так, например, в 1950-е годы в Америку была продана картина Да Винчи. За сумму, по мнению экспертов, небывалую для частных продаж.

Положение стало меняться с начала 1970-х годов, когда наследный принц Ханс-Адам (род. в 1945 г.) стал принимать активное участие в управлении делами княжеского дома, начав, по поручению отца правящего князя Франца-Йозефа II, с реорганизации управления имуществом Княжеского дома. Результатом стало создание Фонда Лихтенштейнского князя, включавшего в себя принадлежавший ему банк  ЛГТ, коллекцию произведений искусства, недвижимость и заграничные авуары. По смерти отца в 1989 году наследник вступил на престол под именем Ханса-Адама II.

Брейгель Младший, Перепись населения в Вефлееме © Sammlungen des Fürsten von und zu Liechtenstein, Vaduz–Wien

Брейгель Младший, Перепись населения в Вефлееме © Sammlungen des Fürsten von und zu Liechtenstein, Vaduz–Wien

К этому времени финансовое положение княжеской семьи настолько упрочилось, что стало возможным, в духе семейной традиции, заняться пополнением фамильной коллекции. С конца 1970-х годов пополнение коллекции, в первую очередь покупка тех произведений, которые семья была вынуждена продавать в тяжелые времена, осуществлялось в таких масштабах, что Лихтенштейны стали одним из ведущих игроков на мировом рынке старых мастеров. Так, на выставке в Эвиане можно видеть монументальное полотно Рубенса «Mars et Rhea Silvia» (1616/17, 208х272см.), а рядом с ним эскиз к нему (46х66см.), явившийся первой картиной, купленной Хансом-Адамом II в 1977 году.  Выставлен тут и замечательный мужской портрет кисти Франса Хальса, приобретенный Князем в 2003 году. История этого полотна, приобретенного в 1898 году в Вене Альбертом де Ротшильдом, настолько необычна, что заслуживает отдельного описания. Или картина Вальдмюллера «Retour a la vie», приобретенная в 2004 году, которую также можно видеть на выставке. Однако самым сенсационным приобретением стала покупка Хансом-Адамом II  в 2004 году на аукционе Christie’s в Лондоне так называемого «Le cabinet de Badminton», созданного флорентийскими мастерами в 1726 году, за 27 миллионов евро. Что стало самой высокой ценой, когда бы то ни было уплаченной на аукционах за произведение мебельных дел мастеров. Кабинет можно увидеть в Музее Лихтенштейнов в Вене, а в Эвиане представлен кабинет работы аугсбурского мастера Мельхиора Баумгартнера (середина 17 века), пополнившего княжескую коллекцию в 2006 году. Эти покупки объясняются особым пристрастием князей Лихтенштейнских, с самого начала собирательства, к флорентийской мозаике – инкрустации из цветных камней на столешнице, дверцах шкафов (кабинетов) и т.д., целый ряд произведений в этой технике экспонируется в подвальном этаже.

Князю Хансу-Адаму II удалось также решить ряд сложных юридических проблем, имевшихся с австрийским правительством, обрекавшим княжескую коллекцию на заточение в подвалах фамильного замка в Вадуце. Именно поэтому, впервые с 1938 года, шедевры коллекции были показаны публике не в Европе, а в Америке, в музее «Метрополитен» в Нью-Йорке с октября 1985 по май 1986 года. На выставке «Лихтенштейн: княжеская коллекция» было представлено около 400 экспонатов – картины, скульптуры, старинная мебель, оружие,  фарфор и ремесленные изделия.

Вальдмюллер, Возвращение к жизни

Вальдмюллер, Возвращение к жизни

Отдельные работы время от времени выставлялись в Государственном музее княжества Лихтенштейн, с момента его открытия в 1968 году. А также на выставках в Швейцарии – в Люцерне (1948) и Берне (1996).

В 2004 году коллекция вернулась в Вену и вновь стала доступной для публики в Музее Лихтенштейн. А пять лет спустя выставка «Бидермейер из коллекции Князя Лихтенштейн» была показана в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве. Афишу этой выставки украшал «Портрет принцессы Марии-Франциски Лихтенштейн в возрасте двух лет»  - иконы австрийского бидермейера, кисти Фридриха Амерлинга. Этот маленький шедевр (1836г., масло/картон, 33.3х26.7см.) также можно увидеть на выставке в Эвиане. Равно как и другие портреты этого замечательного художника. Заметим попутно, что собрание князя Лихтенштейн обладает одной из самых полных коллекций портрета эпохи бидермейера, представление о котором можно составить  – по избранным образцам – на выставке в Эвиане. Как, впрочем, и о коллекции князя Лихтенштейн в целом, ибо экспозиция повторяет в миниатюре схему выставки коллекции в Вене - от барокко до бидермейера.

← Банк Julius Bär показал свою коллекцию картин Жемчужины французской живописи конца XIX-начала XX века из музея Villa Flora в Винтертуре. →
 
Добавить комментарий

hallart.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта