Художник как зеркало: "фальшивое" искусство Роя Лихтенштейна. Картины лихтенштейн


Рой Лихтенштейн: жизнь и творчество художника

Рой Лихтенштейн (Roy Fox Lichtenstein; 27 октября 1923, Манхеттен — 29 сентября 1997, Манхеттен) — американский художник, представитель поп-арта.

Содержание

Биография Роя Лихтенштейна

Творчество Лихтенштейна

Интересные факты из жизни художника

Картины Роя Лихтенштейна

Библиография

Биография Роя Лихтенштейна

Рой Лихтенштейн родился в Нью-Йорке в еврейской семье среднего класса. До 12 лет обучался в общеобразовательной школе, а после поступил в Манхеттенскую школу Франклина для мальчиков, в которой он и завершил свое среднее образование. Искусство не было включено в учебную программу школы; Лихтенштейн впервые стал интересоваться искусством и дизайном в качестве хобби.

После окончания школы Лихтенштейн уезжает из Нью-Йорка в Огайо, для обучения в местном университете, в котором преподавались курсы по искусству и давалась степень в области изобразительного искусства.

Его обучение было прервано на три года, пока он служил в армии во время Второй мировой войны и после неё в 1943-1946 годах.

Лихтенштейн стал выпускником университета Огайо и остался там на преподавательской должности в течение следующих десяти лет.

В 1949 г. Лихтенштейн получил степень магистра изящных искусств на факультете Университета штата Огайо, и в том же году женился на Изабель Уилсон, с которой впоследствии развелся в 1965 году.

В 1954 году родился его первый сын, Дэвид. Затем в 1956 году появился второй сын — Митчелл. В 1957 году он переехал обратно в Нью-Йорк и снова начал преподавательскую деятельность.

Творчество Лихтенштейна

В 1951 году у Лихтенштейна состоялась его первая персональная выставка в галерее «Carlebach» в Нью-Йорке.

В том же году он переехал в Кливленд, где жил в течение последующих шести лет, иногда возвращаясь в Нью-Йорк. Он менял места работы пока не писал картины, например в отдельные период был помощником декоратора. Стиль его работ в это время менялся от кубизма до экспрессионизма.

Начинал писать в духе абстрактного экспрессионизма, в 1960-х годах обратился к поп-арту.

Идя по пути отказа от традиционных методов в живописи и скульптуре, представители поп-арта создавали свои работы, базируясь на символических и знаковых объектах, американской рекламной продукции и массовой культуры.

Для Лихтенштейна характерно использование в картинах пивных пробок, этикеток консервных банок, обрывков фотографий и других легко узнаваемых предметов. В поисках самовыражения художник обращался к комиксам Строя на них свою образную систему, он монументализировал фрагменты и широко известных героев комиксов, увеличивая их масштаб, воспроизводя первоначальный цвет и качество дешевой печати («Текс», 1962; «Уом*. 1963).

Готовность Готовность Думая о нём Думая о нём М-может быть М-может быть

Позже Лихтенстайн обратился к произведениям признанных мастеров XX века, создавая своеобразные картины-цитаты их работ.

С 1970-х годов Лихтенстайн посвятил себя скульптуре и монументальной живописи.

Интересные факты из жизни художника

Интересный факт: картины американского художника Роя Лихтенштейна выросли из комиксов. Один из сыновей поспорил, что папе не нарисовать так хорошо, как нарисованы комиксы.

Картина Тонущая девушка или Мне все равно, или Я — раковина, написана в 1963 году Роем Лихтенштейном нефтью и синтетическими полимерными красками на холсте. Находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Используя тенденции комического искусства, пузырьки передают мысли на рисунке, а точки — эффект механизированного процесса печати. Это одна из представительных картин поп-арт движения.

Картина — шедевр мелодрамы, изображает женщину в трагической ситуации. На картине изображена плачущая женщина на фоне бурного моря (а, может быть, в океане своих слез?). Она предпочитает утонуть, но не позвать на помощь. Это одна из работ Лихтенштейна, где упоминается имя Брэд, но сам Брэд на картине не присутствует.

Голова девушки лежит на воде как на подушке и кажется, что это место последнего успокоения девушки. Она находится в подвешенном состоянии бедствия. Критики считают, что «картина заморожена во времени и пространстве». Тем не менее эта картина типична для американского индустриального искусства.

Между 1962 и 1963 Лихтенштейн пародировал картины плачущих женщин Пикассо, таких как Безнадежная и серия Плачущие девушки.

Плачущая девушка

Возможно, другой причиной был разрыв с женой в 1963 году. Перейдя на комическую основу работы, Лихтенштейн применял упрощенную цветовую схему и коммерческую печать. Заимствовал технику точек, используемую в газетной печати.

Женщины на картинах Лихтенштейна, имеют жесткие, четкие, но хрупкие контуры и выглядят, как будто они вышли из одного и того же корыта макияжа.

В начале 60-х Лихтенштейн выпустил несколько картин, где показаны несчастные девушки, связавшиеся с властными мужчинами. Беспомощные девушки, с одной стороны — жертвы несчастной любви, а с другой — жертвы своего неповиновения. Они хотят умереть, но не обратиться в тяжелой ситуации к своему любимому.

Лихтенштейн говорил, что из мультфильма или фотографии берет маленькую картинку, помещающуюся в непрозрачный проектор. Затем проецирует рисунок на холсте и начинает играть с карандашом, пока результаты не удовлетворят его.

Библиография

  • Жизненные вехи Роя Лихтенштейна.
  • Alloway Lawrence Roy Lichtenstein. — 1983. — P. 114.
  • Roy Lichtenstein painting fetches $42.6m at auction. BBC News (November 11, 2010). Проверено 11 ноября 2010. Архивировано из первоисточника 1 июня 2012.
  • Bloomberg Business Week, Lichtenstein’s $43 Million Pouting Redhead Helps Revive Market Retrieved November 11, 2010

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: 1000facts.ru, ru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Рой Лихтенштейн: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Рой Лихтенштейн: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru

Художник как зеркало: "фальшивое" искусство Роя Лихтенштейна

Со дня рождения художника Роя Лихтенштейна исполняется 90 лет. Он был одним из первых, чье творчество апеллировало не к индивидуальности, а к массовому сознанию, в чем его поначалу обвиняли критики, а позже более молодые коллеги сделали одним из самых влиятельных художников XX века.

Белла Адцеева

Рой Лихтенштейн стал известным благодаря картинам на основе комиксов, к которым он пришел в начале 1960-х, когда ему было уже около сорока. В том, почему творчество Роя Лихтенштейна и сегодня многими критиками оценивается неоднозначно, попытался разобраться проект Weekend.

Подобно другим художникам, ставшими первопроходцами в разных направлениях живописи XX века, Рой Лихтенштейн, перед тем как выработать собственный стиль, довольно долго экспериментировал то с сюрреализмом, то с кубизмом, то с абстрактным экспрессионизмом, представители которого в то время доминировали в американской живописи. В конце 1940-х и на протяжении 1950-х он пытался определить свою собственную манеру, а в начале 1960-х сделать первый шаг на пути к прославившему его стилю художнику помог американский экономический бум — и звучавшие отовсюду призывы к потреблению. Яркие картины, изображающие бытовую технику, продукты, обувь, мусорные корзины, не воспринимались как искусство, а в журнале Life даже вышла статья под названием "Как думаете, он и есть худший художник Америки?". В 1961 году Лихтенштейн получил еще одну подсказку извне — сын попросил его нарисовать что-то такое же красивое, как комикс.

Рой Лихтенштейн "Look Mickey"

"Смотри, Микки" (1961) стала первой картиной Лихтенштейна на основе комиксов — абсолютно непохожая на работы популярных тогда экспрессионистов Виллема де Кунинга и Джейсона Поллока, она стала прорывом для художника, который получил славу пионера американского поп-арта. В 1956 году английский художник Ричард Гамильтон создал свою самую знаменитую картину — коллаж "Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?", изображающий обнаженных женщину и мужчину в окружении символов изобилия 1950-х и положивший начало стилю поп-арт. Спустя несколько лет Рой Лихтенштейн и Энди Уорхол по другую сторону океана сделали его по-настоящему массовым, вызвав продолжающиеся до сих пор нешуточные баталии на тему того, что же можно называть искусством.

Так Лихтенштейн, получивший классическое образование в области изящных искусств, стал популярным благодаря тому, что называлось "низким искусством". Он собрал воедино все клише и изобрел индивидуальный стиль, который стал узнаваемым повсеместно. Главное, чего хотел добиться Лихтенштейн — чтобы его картины выглядели как напечатанные, а не созданные человеком. Отсюда их главная особенность — использование лишь нескольких типографских цветов, черная линия и точки, с помощью которых художник добивался тени и глубины изображения. Красные и синие точки он рисовал с помощью трафарета, и в результате его яркие картины действительно выглядели увеличенным изображением, перенесенным со страниц комикса на холст — однако все были выполнены самим Лихтенштейном. "Эти картины должны выглядеть, как фальшивка, и, думаю, мне это удается. Мне кажется, я не просто перерисовываю комиксы, а привношу что-то новое и в результате создаю произведение искусства", — говорил художник.

Рой Лихтенштейн "Drowning Girl" 1963

Плачущие или ждущие звонка блондинки и брюнетки, а также солдаты со страниц комиксов стали чрезвычайно популярны и выставлялись в галереях, одну из которых однажды посетил иллюстратор Энди Уорхол. Он был настолько поражен тем, что увидел, что встретился с Лихтенштейном и пригласил к себе в студию, чтобы доказать, что рисует практически то же самое. В некотором смысле можно сказать, что судьбы обоих художников определил влиятельный коллекционер Лео Кастелли, который предпочел приобрести работы Лихтенштейна, а Уорхола, который без его покровительства боялся прослыть последователем, заставил от супергероев перейти к знаменитой бутылке Кока-колы и оставить героев комиксов Лихтенштейну.

Рой Лихтенштейн M-Maybe 1965

В 1966 году лондонская галерея Tate приобрела картину Whaam!, чем вызвала непонимание посетителей — работа не ставила никакого серьезного вопроса и не заставляла задуматься, в чем, по мнению большинства, состоял смысл искусства. Однако такое громкое приобретение способствовало огромной популярности первой персональной выставки Роя Лихтенштейна в Tate, которая, кстати, стала также первой экспозицией современного американского художника в галерее.

Рой Лихтенштейн "Whaam!"

 

Буквально за несколько лет, к середине 1960-х Рой Лихтенштейн из одного из тысяч выпускников художественных факультетов без определенного стиля превратился в одного из самых узнаваемых художников своего поколения, и впервые начал задумываться о том, что еще он может сделать исключительно при помощи точек, пары-тройки цветов и черных линий. Так появились его оммажи другим художникам — Пикассо, Матиссу, Моне, Мондриану.

Рой Лихтенштейн "Танцоры"

Эти картины вновь были встречены недоброжелательно — Лихтенштейна обвиняли в том, что он, как и в случае с комиксами, просто перерисовывает знаменитые работы в своем собственном стиле. "Пикассо действительно всегда оказывал на меня огромное влияние, и когда я начал рисовать свои картины-комиксы, то решил, что наконец ухожу от него. И даже мои работы в стиле поп-арт, отсылающие к Пикассо — это попытка избавиться от его влияния", — говорил Лихтенштейн.

Рой Лихтенштейн "Still life after Picasso". 1964

Так было и с Ван Гогом — свою версию его "Спальни в Арле" Лихтенштейн создал в 1992 году. "Я тут прибрался у него. Думаю, он обрадуется, когда вернется из больницы и обнаружит, что я развесил его рубашки и даже купил новую мебель", — шутил в ответ на обвинения в плагиате Лихтенштейн.

Рой Лихтенштейн "Спальня Ван Гога"

В результате Рой Лихтенштейн, которого все кому не лень обвиняли в плагиате, стал одним из самых влиятельных художников второй половины века, и в сегодняшней рекламе и дизайне тут и там чувствуются его идеи — от ставшей повсеместной черной линии до использования лишь ярких промышленных цветов. Среди современных художников, которые очевидно находятся в диалоге с Лихтенштейном — Джефф Кунс, Майкл Крейг-Мартин, Джулиан Опи, а также Дэмиен Херст и его знаменитая струйная живопись (Spot Paintings). Кстати, сегодняшние журналисты и некоторые арт-критики обвиняют Херста и его коллегу по объединению "Молодые британские художники" Трейси Эмин в бездарности, утверждая, что Лихтенштейн, хоть и предпочел живопись, напоминающую печать, в отличие от звезд современной арт-сцены, уж точно умел рисовать.

Лучшей иллюстраций того, в чем обвиняли Лихтенштейна на протяжении всей карьеры, стал его "Автопортрет" 1978 года с изображением футболки (на бирке даже нет марки) и зеркалом на том месте, где должна быть голова. Это одновременно и прекрасное подтверждение мнения о том, что поп-арт — зеркало "одноразового" общества, как определяли свой стиль сами художники.

Рой Лихтенштейн. "Автопортрет". 1978

Несмотря на признание и рекордно высокие цены, по которым работы Лихтенштейна уходят с молотка, многие критики до сих пор считают его творчество поверхностным, а самого художника — заложником своего стиля, за пределами которого он рисковал не снискать успеха. Другие утверждают, что индивидуальная манера художника, напротив, помогла ему стать более свободным в творчестве. Как бы то ни было, с помощью своей техники — точек и линий — Рой Лихтенштейн отразил основную идею стиля, в котором все объекты считываются благодаря универсальным кодам. Наряду с Энди Уорхолом Лихтенштейн изменил скептическое отношение к поп-арту и своими аллюзиями на работы предшественников поставил знак равенства между высоким и коммерческим искусством. В его работах было гораздо больше понятного всем контекста и современной культуры, чем мироощущения самого художника, и ценители до сих пор считают это и главным недостатком, и основным достижением Лихтенштейна.

Рой Лихтенштейн Masterpiece 1962

ria.ru

Рой Лихтенштейн - Биография художника, известные произведения, выставки

Рой Лихтенштейн (англ. Roy Fox Lichtenstein;27 октября 1923, Нью-Йорк, США — 29 сентября 1997, Нью-Йорк, США) — американский художник, одна из самых влиятельных фигур стиля поп-арт. В 60-е годы ХХ века начал создавать картины, основанные на изображениях из журналов комиксов, благодаря чему добился огромной популярности как в Америке, так и за ее пределами. В это же время он начинает писать серию оммажей — отсылок к картинам знаменитых художников, например, Пабло Пикассо, Винсента Ван Гога и Анри Матисса. Кроме того, в разные периоды творчества Лихтенштейн создает скульптуры с узором, имитирующим растровую печать.

Особенности творчества художника Роя Лихтенштейна: он кропотливо работал над каждой картиной, созданной на основе комиксов. Художник не просто копировал изначальное изображение, он изменял композицию, добавлял детали и существенно упрощал цветовую гамму. За основу он брал те же цвета, которые использовал в своих работах Пит Мондриан: красный, желтый, синий, черный и белый. Главной же особенностью работ Лихтенштейна является имитация растровой печати — так называемых «точек Бен-Дэй».

Известные картины Роя Лихтенштейна: «Whaam!», «Blam», «Тонущая девушка», «Смотри, Микки», «В машине», «Желтый мазок».

Однажды сын показал Рою Лихтенштейну страницу из журнала комиксов о Микки-Маусе и спросил: «Спорим, ты не сможешь нарисовать так же хорошо?» Художник с легкостью принял вызов и написал свою первую знаменитую картину «Смотри, Микки». С тех пор комиксы стали неотъемлемой частью его жизни и центральным мотивом его творчества.

Худший художник Америки

Для своей первой работы, с которой начинается «комиксовый» период в его творчестве, Лихтенштейн не случайно выбрал именно Микки Мауса. По словам художника, диснеевский мышонок был тем образом, в котором никому не пришло бы в голову искать хоть что-то от высокого искусства, он, в определенном смысле, был полной его противоположностью. В этом, собственно, и заключалась ценность комиксов для Лихтенштейна. Они были настоящим олицетворением массовой культуры, причем культуры подростковой. Все эти гипертрофированные взрывы, звукоподражания в подписях и нереалистичные герои как нельзя лучше подходили миру тинейджеров с их вечным максимализмом. К культуре комиксов никто даже не пытался относиться всерьез и искать в ярких журналах какие-то художественные достоинства. Собственно, и «культура комиксов» своим появлением во многом должна быть благодарна именно Лихтенштейну. Совсем скоро в обиход войдет термин «графический роман» и начнут вестись разговоры о мрачной эстетике комиксов в стиле нуар.

Однако, в отличие от первоисточников, работы Лихтенштейна подвергались гораздо более жестокой критике. В начале 60-х, после долгих лет жизни в Огайо и Нью-Джерси, он возвращается в родной Нью-Йорк и взрывает американскую культурную столицу своими картинами кричащих цветов с плоскими изображениями печеного картофеля, хот-догов, фритюрниц и стиральных машин. Своей внезапно возросшей популярностью художник был обязан знаменитому арт-дилеру Лео Кастелли, который в 1962 году организовал персональную выставку Лихтенштейна. О том, что к этому моменту он уже был весьма популярной фигурой в художественных кругах Нью-Йорка, говорит тот факт, что большая часть представленных на выставке картин была выкуплена влиятельными коллекционерами еще до ее начала.

Сразу же после этой выставки на Лихтенштейна обрушился шквал обвинений в вульгарности и «пустоте». Журнал Life даже назвал его худшим художником Америки. В ответ на все нападки Лихтенштейн не отмалчивался, а давал ответные интервью, отстаивая свою точку зрения на собственные картины и искусство в целом. Кроме всего прочего, Лихтенштейна обвиняли в том, что он бездумно копирует страницы из журналов, не создавая ничего принципиально нового. Он же неоднократно утверждал, что подвергает каждое выбранное изображение «принципиальной трансформации, но это сложно доказать с помощью любой рациональной аргументации».

Работы Лихтенштейна подвергались нападкам не только со стороны художественных критиков. Как несложно догадаться, он впал в немилость и у авторов комиксов. Когда картина художника «Мне видно всю комнату… но в ней никого нет!» была выставлена в Музее Соломона Гуггенхайма, Уильям Овергард, автор комикса «Стив Ропер», из которого Лихтенштейн позаимствовал изначальное изображение, написал обиженное письмо в газету. Овергард писал, что бесконечно рад тому, что его работа выставлена в музее, вот только подписана она не его именем, и Лихтенштейн ее безнадежно испортил. Художник в очередной раз оказался в центре скандала. Ополчившиеся на Лихтенштейна и Уорхола (который тоже изображал Микки Мауса и Дональда Дака) авторы комиксов заявили, что, если те могут беззастенчиво красть их работы, они могут в ответ создать собственный поп-арт. Была организована выставка, которую оскорбленные графики собрали из банок с супом «Кэмпбелл» и коробок со стиральным порошком. Как и следовало ожидать, выставка оказалась провальной, причем не понравилась она даже самим авторам комиксов. По всей вероятности, в какой-то момент они все же поняли, в чем состоит принципиальное различие между их работами и картинами поп-художников: представители поп-арта не копировали бездумно окружающую действительность, а в свойственной им манере — часто холодной и отстраненной — выражали свое отношение к массовой культуре через ее самые яркие образы. Как бы там ни было, ни Овергард, ни другие авторы в итоге решили не затевать никаких разбирательств об авторских правах.

Многогранность и эксперименты

Рой Лихтенштейн родился в Нью-Йорке 27 октября 1923 года в семье с немецко-еврейскими корнями. Сын застройщика и домохозяйки с детства проявлял интерес к искусству, но одной лишь живописью не ограничивался. Он заслушивался научно-фантастическими передачами по радио, собирал модели самолетов и часами бродил по музею естественной истории. Подростком Рой посещал курсы по акварели, а в старшей школе собрал собственную джазовую группу.

К 1940 году Рой окончательно определился с тем, кем хочет стать в будущем, и начал учиться живописи у Реджинальда Марша в Художественной студенческой лиге. Тогда же Лихтенштейн пишет первые картины в стиле социального реализма. Позже в том же году он поступил в Университет штата Огайо, где кроме рисунка и дизайна изучал ботанику, историю и литературу. В это время стиль его работ меняется: он пишет портреты и натюрморты, в которых явственно просматривается влияние Пабло Пикассо и Жоржа Брака.

Совсем скоро на мир обрушилась война, и Лихтенштейн решил прервать обучение, чтобы послужить своей стране. В рамках подготовки к службе он изучал языки, посещал инженерные и летные курсы. Но в армии Лихтенштейн по большей части занимался работой секретаря и рисовальщика, копировавшего изображения из армейской газеты. Почетную отставку художник получил в 1946 году, успев побывать во Франции, Англии, Бельгии и Германии. После этого он вернулся в университет, получил степень бакалавра и остался в вузе еще на десять лет — уже в качестве преподавателя.

По всей вероятности, во время службы в армии, Лихтенштейн мечтал стать пилотом, и, по мнению некоторых искусствоведов, это нашло отражение в его более поздних работах, основанных на комиксах. Можно обратить внимание на то, что в своих картинах он никогда не использовал фантастические и «супергеройские» комиксы, которые были особенно популярны в то время. Многие из работ Лихтенштейна созданы на основе серии «All American Man of War», в частности, повторяющийся мотив авиакатастрофы (1, 2, 3, 4, 5, 6). Что же касается его послевоенных картин, то в них, несмотря на серийность сюжетов, художник не задерживался надолго в одном стиле. После анималистических скульптур, портретов и натюрмортов он экспериментирует с экспрессионизмом и биоморфным сюрреализмом. Позже Лихтенштейн, работы которого уже начали выставляться в галереях, пишет портреты музыкантов, дорожных рабочих и гонщиков в духе картин Пауля Клее.

В одной из кливлендских галерей художник знакомится со своей будущей женой Изабель Уилсон. В 1951 году в Нью-Йорке проходит его первая персональная выставка, а позже в этом же году он переезжает в Кливленд и начинает писать портреты ковбоев и коренных американцев, зарабатывая на жизнь инженерными и чертежными работами. В это же время Литенштейн создает уникальный вращающийся мольберт, позволявший ему поворачивать холст непосредственно во время работы, чтобы получить возможность писать с любого угла. О своем изобретении художник, вдохновленный новым методом работы, говорил так: «Я пишу свои картины вверх ногами или повернув их на бок. Часто я даже не помню, о чем они. Мое внимание цепляется не за сюжет».

Рой и Изабель развелись вскоре после рождения второго сына. Художник на время осел в Нью-Джерси, поступив на должность преподавателя в Рутгерский университет, а затем окончательно перебрался в Нью-Йорк, где прожил до конца своих дней. Однако в 1960 году в Нью-Джерси Лихтенштейн успел познакомиться с человеком, повлиявшим на все его дальнейшее творчество. Этим человеком был художник Аллан Капроу, которого называют одним из предшественников поп-арта. Вскоре после знакомства с ним Лихтенштейн напишет «Смотри, Микки».

Не комиксами едиными

Несмотря на то, что прославили Лихтенштейна работы, написанные на основе комиксов, период, в который он их писал, не продлился и десяти лет. Уже во второй половине 60-х художник начинает обращаться к новым сюжетам и образам, при этом неизменно используя в качестве «визитной карточки» имитацию печатного растра — точки «Бен-Дэй».

На точечном фоне он пишет свои знаменитые гигантские полотна с «напечатанными» густыми мазками краски (1, 2, 3, 4, 5). В своем уникальном стиле копирует работы Пикассо, Мондриана и Ван Гога, пишет картины с отсылками к Матиссу, Дали и де Кирико. С помощью точек, черных линий и все того же набора цветов Лихтенштейн создает пейзажи, портреты и интерьеры.

Отдельного внимания заслуживают работы художника, посвященные стеклам и зеркалам. Первой из них можно назвать «Увеличительное стекло», написанное в 1963 году, а уже в 70-х он пишет целую серию зеркал и стеклянных стаканов, удивительным образом умудряясь передать глубину и игру света с помощью одного набора выразительных средств (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7).

В 1978 году Лихтенштейн создает свой самый знаменитый автопортрет: пустая белая футболка неизвестной марки, над которой на месте головы висит в воздухе такое же пустое зеркало. В этом, наверное, и заключается вся суть поп-арта: художник не перерабатывает образы, выплескивая на холст внутренние переживания, как это было в эпоху абстрактного экспрессионизма, а лишь отражает то, что демонстрирует ему общество.

Автор: Евгения Сидельникова

artchive.ru

Рой Лихтенштейн - создатель стиля "поп-арт"

Выдающийся художник XX века, он компилировал комиксы, вдыхая в них новую жизнь, заставляя зрителей фокусироваться на главном, отбрасывая второстепенные детали. Достаточно в его картинах и юмора, и иронии над классическими образцами живописи, оформленными в современном стиле. Коллеги по творческому цеху, фотографы и критики были очарованы картинами, которые рисовал Рой Лихтенштейн.

Детство и юность

рой лихтенштейнРодился будущий художник в пригороде самого красивого и современного города мира – Нью-Йорка. Родители у него были обычные работяги из среднего класса и, как могли, обеспечили ребенку достойное образование. Сначала это была муниципальная школа, но, заметив талант мальчика (который, к слову, был весьма сомнителен), отправили его учиться в престижную школу искусств.

Новые необычные предметы нравились Рою, и вот уже у него начинает просыпаться тяга к прекрасному. Настолько, что после окончания школы он некоторое время по собственной инициативе посещает классы в Студенческой Лиге Искусств. К сожалению, в университеты Нью-Йорка требовалась слишком большая сумма денег, и Рой Лихтенштейн отправляется в высшее учебное заведение штата Огайо, ориентированное на изучение искусств.

Обучение. Первые шаги

Осваивая классические приемы живописи, изучая его историю, теоретические дисциплины и сравнительно новое дизайнерское направление, будущий творец пытается найти свое направление в искусстве, выработать стиль и узнаваемую манеру рисования. Но первые картины слишком похожи на работы знаменитых Пикассо и Брака. Молодой человек остается недоволен собой, однако не настолько, чтобы это переросло в настоящую депрессию. От мыслей о прекрасном его отвлекает Вторая мировая война, в которую вступила Америка в 1943 году. Всех, кто был годен к службе, отправили на фронт, и Рой не стал исключением.

Когда война закончилась победой союзников, художнику удалось завершить свое образование, получить степень магистра и начать преподавать в альма-матер.

Проба пера

рой Лихтенштейн картиныРой Лихтенштейн, картины которого не отличались особой оригинальностью в самом начале его карьеры, провел свою первую выставку в 1948 году. Тогда она не произвела ожидаемого ажиотажа. Можно сказать, что работы остались незамеченными, так как не несли индивидуальности человека, создавшего их. Это были отличные образцы кубизма, но и только.

Спустя некоторое время появляется еще одна выставка, на этот раз на Манхеттене, в Нью-Йорке. Получить признание в этом городе означало вытянуть счастливый билет. Критики замечают произведения. Творчество Роя Лихтенштейна уже содержит в себе элементы не только кубизма, но еще и экспрессионизма, появляется особый стиль, ориентированный на нестандартные сюжеты и подбор цветовой гаммы.

Неожиданные изменения

художник рой лихтенштейнСпустя короткий промежуток времени, в середине пятидесятых годов прошлого века, художник решает изменить манеру и стиль своих работ. Он уже не хочет заниматься классической живописью, его привлекает массовое искусство. Рой Лихтенштейн обращает внимание на рекламу, комиксы, мультфильмы, любые запоминающиеся образы. Он берет их за основу и дополняет своими рисунками, превращая во что-то новое.

Такой резкий поворот сначала вызвал недоумение и отторжение у публики, которая привыкла к определенному направлению в живописи и не желала проявить гибкость. Но со временем художник Рой Лихтенштейн получает первые восторженные отзывы, у нового стиля появляются поклонники и даже ценители.

На подъеме

творчество роя лихтенштейнаВ шестидесятые годы наступает время мировой известности. Каждый любитель искусства знает, кто такой Рой Лихтенштейн. Картины его желают иметь все престижные галереи, проходят выставки в Европе и Америке. Новому стилю дали название «поп-арт». И он не только прижился, но также получил своих фанатов и последователей.

Конец прошлого века стал для художника этапом окончательного формирования своего направления в искусстве, наполнения его деталями и идеями. Но как только его детище покидает уютную мастерскую и выходит в большой мир, оно перестает быть интересным для создателя. Рой Лихтенштейн возвращается к незаслуженно забытому экспрессионизму и абстракционизму, чем сильно удивляет своих поклонников.

За относительно небольшой промежуток времени этот выдающийся художник смог вписать себя в историю как автор аутентичного, нового стиля. Помимо этого, он прославился как творец, который несколько раз за свою жизнь менял манеру письма. Творчество Роя Лихтенштейна до сих пор служит примером для начинающих художников, а его картины продаются на самых престижных аукционах.

Умер Лихтенштейн на исходе двадцатого века, в 1997 году. Он не был забыт поклонниками и друзьями, но кардинальные перемены, произошедшие с его творческим видением собственных картин, несколько отдалили публику. Вторая волна популярности пришла позже, когда уже последователи, адепты нового стиля, стали превозносить имя своего учителя и наставника.

fb.ru

Американский художник Рой Лихтенштейн: vakin

Рой Лихтенште́йн (Roy Fox Lichtenstein; 27 октября 1923, Манхеттен — 29 сентября 1997, Манхеттен) — американский художник, представитель поп-арта.

Рой Лихтенштейн родился в Нью-Йорке в семье среднего класса. До 12 лет обучался в общеобразовательной школе, а после поступил в Манхеттенскую школу Франклина для мальчиков, в которой он и завершил свое среднее образование. Искусство не было включено в учебную программу школы; Лихтенштейн первый стал интересоваться искусством и дизайном, как хобби.

После окончания школы Лихтенштейн уезжает из Нью-Йорка в Огайо, для обучения в местном университете, в котором преподавались курсы по искусству и давалась степень в области изобразительного искусства. Его обучение было прервано на три года, пока он служил в армии во время Второй мировой войны и после неё в 1943-1946 годах. Лихтенштейн стал выпускником университета Огайо и остался там на преподавательской должности в течение следующих десяти лет. В 1949 г. Лихтенштейн получил степень магистра изящных искусств на факультете Университета штата Огайо, и в том же году женился на Изабель Уилсон, с которой впоследствии развелся в 1965 году. В 1951 году у Лихтенштейна состоялась его первая персональная выставка в галерее «Carlebach» в Нью-Йорке.

The hero's return 1950В том же году он переехал в Кливленд, где жил в течение последующих шести лет, иногда возвращаясь в Нью-Йорк. Он менял места работы пока не писал картины, например в отдельные период был помощником декоратора. Стиль его работ в это время менялся от кубизма до экспрессионизма

В 1954 году родился его первый сын, Дэвид. Затем в 1956 году появился второй сын — Митчелл. В 1957 году он переехал обратно в Нью-Йорк и снова начал преподавательскую деятельность.

В 1960 году он начал преподавать в Рутгерском университете, где попал под значительное влияние Аллана Капрова. Это способствовало увеличению его интереса к образам прото поп-арта. В 1961 год Лихтенштейн сделал свои первые работы в стиле поп-арт, используя картинки из комиксов или мультфильмов и технологию пришедшую из промышленной печати.

Первый успех Лихтенштейну принесли его работы на темы комиксов и журнальной графики. Художник выбирал понравившуюся ему картинку, вручную увеличивал её, перерисовывая растр, и выполнял в большом формате, используя трафаретную печать и шелкографию. В самом изображении при этом усиливались черты иронии и сарказма.

Источник - Википедия

© www.lichtensteinfoundation.org

Cowboy On Horseback 1951

Indians Pursued by American Dragoons After Wimar 1952

The Cattle Rustler 1953

Girl with ball 1961

The kiss 1962

Girl in Mirror 1964

Blonde 1965

New Seascape 1966

Modern Sculpture with Apertures 1967

Still Life with Goldfish (and Painting of Golf Ball) 1972

The Red Horseman 1974

Forest scene 1980

Landscape with Figures and Sun 1980

Landscape with Figures and Sun 2 1980

Mountain Village 1985

Woman with Hat 1986

Coast Village 1987

Reflections Handshake 1988

Reflections II 1988

Interior with Yellow Chair 1993

Knapp Brushstroke Sculpture 1994

Nude with Yellow Pillow 1994

Collage for Brushstroke Still Life with Coffee Pot 1996

Coup de Chapeau I 1996

Brushstroke Still Life with Lamp 1997

Collage for Nude 1997

Collage for Interior with Ajax 1997

Collage for Interior with Nude Leaving 1997

Полностью fotki.com

vakin.livejournal.com

Ретроспектива Роя Лихтенштейна в Tate Modern, Buro 24/7

На ретроспективу Роя Лихтенштейна в Tate Modern в первый же день работы выстроилась очередь — чтобы попасть на нее, необходимо ждать несколько часов после приобретения билета, а все билеты на первые выходные уже забронированы, как пишет сайт галереи. И это совсем неудивительно, ведь Tate сегодня проводит одну из первых ретроспектив Лихтенштейна, организованных после его смерти в возрасте 73 лет. До этого около 100 его работ выставляла Национальная галерея Вашингтона, а  в Великобританию привезли еще больше. Центральная фигура американского поп-арта, Рой представлен в 13 залах галереи 125 работами из частных коллекций и музеев США, Англии и других стран. Открывшаяся 21 февраля выставка продлится до 27 мая.

От ранних работ серии Brushstrokes, в которой Лихтенштейн на свой лад интерпретировал абстрактную живопись, и картины с Микки-Маусом 1961 года под названием Look Mickey, когда Рой увлекся поп-артом и массовой культурой, посетители проследуют через все его творчество, дойдя наконец до последней серии "китайских пейзажей", которую в прошлом году друг за другом выставляли филиалы Gagosian Gallery по всему миру.

Ретроспектива Роя Лихтенштейна в Tate Modern (фото 1)

Рой Лихтенштейн Brushstroke, 1965

Рой Лихтенштейн. "Cмотри, Микки!", 1961

Рой Лихтенштейн "Cмотри, Микки!", 1961

Рой Лихтенштейн. "Cмотри, Микки!", 1961  

Рой Лихтенштейн "О, Джефф... Я тоже люблю тебя... Но...", 1964

Благодаря Tate Modern всего Лихтенштейна можно увидеть в одном месте, и если раньше вы знали его в основном как автора комиксообразных портретов девушки с фразами наподобие "Oh, Jeff... I love you too... But..." — то здесь можно кардинально изменить представление о художнике. Он предстает и как талантливый пейзажист, и как скульптор, и как мастер полотен в жанре "ню", и как художник, интерпретировавший все, что он видит вокруг, в круговорот своих коронных benday dots. Так, Лихтенштейн написал триптих на основе "Руанского собора" Клода Моне и свой "Натюрморт с золотой рыбкой" по Матиссу, по-своему представил работы Пикассо и Пита Мондриана, а также других знаменитых художников. Матисс же своей "Красной студией" вдохновил его и на создание картин на этот сюжет — в мастерской Лихтенштейна появилась вышеупомянутая картина с Микки, висящая на стене.

Рой Лихтенштейн. Artist's Studio 'Look Mickey' , 1973

Рой Лихтенштейн Artist's Studio 'Look Mickey' , 1973

Рой Лихтенштейн. We Rose Up Slowly, 1964

Рой Лихтенштейн We Rose Up Slowly, 1964

Рой Лихтенштейн. Whaaam! , 1963

Рой Лихтенштейн Whaaam!, 1963

Сегодня в Tate рядом с крупномасштабными комиксами на тему войны и знаменитой работой Whaaam! 1963 года можно увидеть прекрасные "точечные" пейзажи на слоях плексигласа или холстах, а также его серию с "зеркалами" или черно-белые изображения предметов, окружавших Роя — от ежедневника и стакана с шипучей таблеткой до радиоприемника или колеса. Есть и работы, совершенно не похожие на известного всем Лихтенштейна. Например, в зале под названием Perfect/Imperfect можно увидеть его поздние абстрактные композиции одноименной серии. Рой выводит линии за грань классического прямоугольного холста, строит из них мозаику, заливает образовавшиеся поля яркой краской, штриховкой или benday dots. "Линия выходит за пределы картины — как символ того, что я забыл о границах чего-либо", — объясняет Лихтенштейн и совершает преднамеренные живописные ошибки, чтобы сделать шаг от произведения искусства в мир зрителя.

Рой Лихтенштейн. Imperfect Painting, 1995

Рой Лихтенштейн Imperfect Painting, 1995

Рой Лихтенштейн. Alka-Seltzer, 1966 

Рой Лихтенштейн Alka-Seltzer, 1966

Следующие залы представляют полотна последних лет — написанные  в 1990-х картины серии Late Nudes, а также работы, в которых Рой снова возвращается к своим ранним техникам, но работает с ними иначе. Рисуя обнаженное женское тело, Лихтенштейн, в отличие от большинства художников, не использует живых моделей — он снова обращается к комиксам и своим ранним скетчам, "раздевая" изображенных на них девушек. Устав от работы с классическими benday dots, Рой закрашивает их широкими и яркими мазками, вновь, как и в начале 60-х, возвращаясь к абстрактному экспрессионизму, но работая в этом стиле совершенно иначе. И завершает выставку зал с вышеупомянутыми "китайскими пейзажами" — четыре картины из этой серии, на которые Лихтенштейна вдохновила эпоха династии Сонг.

Рой Лихтенштейн. Blue Nudes, 1995

Рой Лихтенштейн Blue Nudes, 1995

Рой Лихтенштейн. Landscape With Philosopher, 1996 

Рой Лихтенштейн Landscape With Philosopher, 1996

Рой Лихтенштейн. Still Life with Goldfish, 1972 

Рой Лихтенштейн Still Life with Goldfish, 1972

Рой Лихтенштейн. Seascape, 1965

Рой Лихтенштейн Seascape, 1965

Ссылки по теме:

— Рой Лихтенштейн в Gagosian Gallery

— Главные выставки 2013 года в галереях Tate

 — Рой Лихтенштейн: ретроспектива

www.buro247.ru

биография, творчество и интересные факты :: SYL.ru

Рой Лихтенштейн, творчество которого оценивается в контексте создания нового современного стиля мирового искусства, знаменит тем, что несколько раз менял манеру написания и эстетическую направленность. Артист постоянно искал свою стезю, которая будет выделять его из всей когорты художников. Сейчас картины этого мастера продаются на аукционах по цене в несколько десятков миллионов долларов.

рой лихтенштейн

Детство и первые шаги по призванию

Рой Лихтенштейн, будущий маэстро одного из самых массовых искусств двадцатого столетия, появился на свет в промышленной части пригорода Нью-Йорка (27 октября 1923 года). Художник получал образование в обычном школьном учреждении. Вскоре родители мальчика решили, что он имеет прирожденную склонность к живописи и отправили его на курс престижной школы, профильным направлением которой было историческое развитие искусства в мире.

Новый предмет очень увлек парня. Даже после окончания начального заведения он не прекращает развиваться в этом направлении, посещая курсы в студенческом филиале искусств. Ограниченный семейный бюджет не давал возможности организовать Рою дальнейшее достойное обучение в Нью-Йорке. Родители отправляют его в провинцию, где начинающий художник проходит обучение на кафедре изобразительных искусств университета в штате Огайо.

Становление

Рой Лихтенштейн увлекся с головой изучением основ дизайна и изобразительного искусства. Он пытается выработать собственную манеру и стилистику творения. Первые работы мастера напоминают произведения Пикассо и Брака. Пока артист ищет свою индивидуальность, начинается война (1943 год), и его призывают в армию.

рой лихтенштейн произведения

По окончании военных действий Рой демобилизуется и успевает окончить высшее учебное заведение, получив степень магистра искусства. Он остается в университете на должности преподавателя. Первые работы мастера мир увидел в 1948 году. Это произошло на выставке в Кливленде. Однако начальный блин стал «комом». Работы художника не отличались оригинальностью и новизной, что не впечатлило критиков и ценителей жанра.

Развитие и признание

Вскоре Рой Лихтенштейн, стиль которого преобразовался в сочетание кубизма и экспрессионизма, организует персональную выставку на Манхэттене. Теоретики замечают работы мастера, акцентируя внимание на уникальных тонах и нестандартных сюжетах.

Преподавание скоро надоело Рою. Он переселяется в Кливленд, постоянно находится в поиске нового направления, меняет несколько работ. В итоге художник все больше разочаровывается, ему недостает оригинальности и особенности.

Пятидесятые годы двадцатого века для мастера становятся переломными в карьере. Он резко меняет стилистику, интересуясь больше рекламными плакатами, комиксами, образами, связанными с массовой культурой. Рой Лихтенштейн совмещает в своих работах рекламные плакаты, мультяшных персонажей и части комиксов, создавая особую направленность в изобразительном искусстве.

рой лихтенштейн стиль

Пик славы

Рой Лихтенштейн, произведения которого сначала вызывают у критиков разочарование и недовольство, не отчаивается. Он вскоре получает массу поклонников, а некоторые специалисты позиционируют его творчество как создание нового стиля.

В шестидесятых годах художник оказывается на вершине успеха. Его картины приобретают самые знаменитые и престижные галереи. Находится множество преемников, которые пишут работы в схожем направлении. Следующие два десятилетия стали периодом утверждения нового стиля, получившего название поп-арт. Рой Лихтенштейн по праву считается основателем этой идеи и не перестает экспериментировать с различными комбинациями. Последние его работы сочетают в себе веяние абстракционизма и неоэкспрессионизма.

Интересные факты

В 1949 году Рой получает степень магистра и женится на Изабелле Уилсон. У пары появилось два сына: Дэвид (1954 г.) и Митчелл (1956 г.). Супруги развелись в 1965 году.

Одной из причин, почему художник выбрал направление поп-арт, стал спор между сыновьями, что отец не сможет нарисовать красивее, чем это сделано в оформлении стандартных на то время комиксов.

Самые знаменитые картины, которые написал Рой Лихтенштейн:

  • Ohhhh…;
  • «Электрический шнур»;
  • Torpedo Los;
  • In the car;
  • I can see the whole room.

В 1962-63 г. художник делал интерпретации картин плачущих девушек Пикассо. Женщины изображены как беспомощные жертвы, а также в качестве страдалиц от своего же неповиновения. Они предпочитают погибнуть, но не обращаются к помощи любимого человека.

поп арт рой лихтенштейн

Лихтенштейн говорил, что из комикса или мультипликационного фильма берет небольшой кадр, помещающийся в непрозрачный проектор. Далее он переносит картину на холст и обрабатывает ее карандашом, пока не добивается требуемых результатов.

История одной картины

Работа мастера под названием «Тонущая девушка» написана в 1963 году при помощи нефти и синтетических красок на холсте. При ее создании использованы тенденции комических рисунков. Пузырьки транслируют мысли, а точки передают эффект механизированной печати. Эти два фактора стали основополагающими в движении поп-арт.

Сама по себе картина — это шедевр мелодрамы, отображающий женщину в трагической ситуации. На холсте представлена плачущая девушка на фоне бушующего океана. Она не желает звать на помощь, предпочитая смерть от утопления. Голова женщины лежит на воде, как на подушке, подразумевая тем самым, что это место последнего упокоения героини. Большинство критиков оценили картину как зависшую во времени и пространстве.

рой лихтенштейн творчество

Заключение

Выдающийся художник своей эпохи, Рой Лихтенштейн, создавший новое веяние в изобразительном искусстве, скончался 29 сентября 1997 года в Манхеттене. Он стал не только прародителем нового стиля, но и кумиром многих ценителей. Его картины продаются по цене в несколько миллионов долларов, что говорит о неординарном таланте и мышлении мастера. Работы Роя занимают почетные места не только в частных коллекциях, но также в самых престижных галереях и музеях мира. Мало кому удавалось добиться таких результатов благодаря множественным попыткам смешивания стилей и природной настойчивости.

www.syl.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта