Пластов Аркадий Александрович [1893—1972]. Лето картина пластов


Пластов о лете

Аркадий Пластов о лете

По ушедшему лету скучаешь и в хмурые осенние сумерки, и в длинные зимние ночи. Кажется, а было ли лето? С кузнечиками в зелёной траве, с ветерком, прилетевшим с реки, с жарким солнцем, которое не желало уходить с небосклона... Сколько нужно пережить долгих дней, чтобы вновь ходить босиком, жить без шапок и шуб, наслаждаться ласковым теплом и вольницей?! А вот с картинами Аркадия Пластова скучать по лету не придётся!

Можно почувствовать и духоту летнего зноя, и дуновение прохладного ветерка, и запах сорванных с грядки огурцов, и аромат цветущей липы. Можно рассмотреть плывущие по небу причудливые облака, вглядеться в кружево пижмы и аниса, прикоснуться к «зонтикам» сныти обыкновенной.

Художник Аркадий Пластов (1893-1972) родился в Симбирской губернии. Его отец с дедом были крестьянами, которые хорошо владели кистью и сумели приобщить Аркадия к живописи. Одним из самых ярких детских впечатлений мальчика в детстве был приход к ним в деревню Прислониху «богомазов», их попросили подновить старую церковь. Вот тогда-то мальчик и решил стать живописцем.  

Учился он сельской школе, после в духовном училище в Симбирске и семинарии, а в Москву отправился, когда получил стипендию от городской земской управы. Сначала Строгановское училище, потом Училище живописи, ваяния и зодчества. Своими учителями художник называл А.    Васнецова, А. Архипова, Л. Пастернака, И. Машкова.

В 1917 году Пластов вернулся на родину, где уже бурлила новая жизнь, окунулся с головой в быт крестьянской жизни. Как самого грамотного его избрали членом сельского совета и наделили землёй. Художнику пришлось, отложив кисть, сделаться пахарем, жнецом, косцом, но он не переставал рисовать. Поначалу сельчане глядели на его занятия живописью как на чудачество: «От нечего делать побаловаться вздумал». Но однажды, увидев картины, стали просить: «Спиши-ка ты нас, покажи-ка в Москве-то, как мужики-то живут». В драгоценные для крестьянина часы и минуты сенокосной страды — не перестояли бы травы! — уже кто-нибудь обязательно спрашивал: «Ну, Лександрыч, писать-то нынче будешь?» И, получив утвердительный ответ, заставлял художника отложить косу: «Вали, пиши иди, пока руки не устали, рядок-другой и одни пройдём».

Очень жаль, что многое написанное Пластовым в те годы было уничтожено пожаром. Через несколько лет картины Аркадия Александровича были показаны в Москве и имели немалый успех. Среди них выделялось полотно «Колхозный праздник» (1937): в ясный, светлый день, какие бывают в начале осени — в пору урожая, собралось перед зданием сельсовета широкое застолье. Под открытым небом на столах стоят фигурные самовары, красуются только что собранные фрукты и овощи, медовые соты.

Пластов стремился создать собирательный образ народа: вот степенно беседуют бородатые мужики, ребята задорно играют на гармонях и балалайке, смеются и лихо танцуют молодые женщины в цветастых платьях. Неслучайно искусствоведы назвали «Колхозный праздник» картиной-«массовкой».  

В годы войны Пластов написал картину «Фашист пролетел»: в тихом перелеске лежит упавший ничком на землю пастушонок с простреленной головой, а на небе еле виден улетающий фашистский самолёт. Аркадий Александрович бывал на фронте, видел, окружение и разгром немцев под Сталинградом. Картины его отличал в ту пору суровый, почти стальной колорит.

Зато в победном 1945 году картина «Сенокос» радовала глаза ярким цветом высокой сочной травы, ощущением раскалённого воздуха жаркого дня: ровным рядом шли один за другим косари, и скошенная трава мягко стелилась за ними.

Радостью жизни дышат и другие картины художника о мирной «крестьянской» работе, деревенском быте. Однажды у родника увидел Аркадий Александрович дочку своих соседей Клаву. С девичьей мечтательностью стояла она у родника будто завороженная, следя за льющимися через край ведра хрустальными струями. Столько света, ликования жизни, летней благодати увиделось в этом художнику, что захотелось непременно поймать трепет листвы, блики солнца в воде и на просвечивающих прядях ивы, россыпи брызг. Попросил постоять вот эдак. И появилась картина «Родник» (1952): набирает воду девочка и с трудом удерживает на коромысле два уже почти полных ведра. Она стоит босиком на бревенчатом настиле, ноги от брызг мокрые, как и ситцевое платье, но ей привычна такая работа.

Летняя пора на картинах Пластова радует глаз, напоминая привычные сюжеты из детства. На залитой солнцем полянке с ромашками и колокольчиками, под тенью раскидистых берёз, отдыхают бабушка с внучкой, ходившие в лес за грибами и ягодами. Лёгкое дуновение ветерка приносит долгожданную свежесть, развеивая аромат ягод в кувшине и грибной запах в корзинах. А рядом дремлет пёс, увязавшийся за хозяевами («Летом», 1954).

Не решается отвлечь своего хозяина и верный пёс на картине «Юность». Он только что бежал с ним по дороге, а теперь сидит и смотрит на двух жуков, барахтающихся в медовом соцветии полевого цветка. Мальчик стащил с себя синюю, как василёк, рубаху и блаженно бросился на землю лицом вверх. Прикрыл глаза от слепящего солнца рукою и лежит, а у его головы, как торжественные золочёные канделябры, качаются тяжёлые соцветия коровяка.

Юноша лежит на зелёном ковре из полевых цветов среди набирающих силу хлебов. Нигде никого. Только ветер гудит, и качается рожь, и медленно плывут по небу тончайшие, как вуаль, облака. Все свежо, зелено, молодо. И кажется, будто длится вечно этот день и не наступит никогда его конец... Из века в век будет качаться такая же рожь, будут цвести русские нежные цветы и всё так же будет отдаваться мечтам полная сил и счастливого предчувствия будущих подвигов юность.

О чём думает мальчик? Он, наверное, и сам не может сказать. Может быть, ему чудятся корабли на море синем-синем, как это небо, и так же ветер гудит, и он, юнга, взобрался на вершину мачты, и его слепит не это, привычное русское, а яростное тропическое солнце... Да мало ли что чудится мальчику? Главное, он переживает сейчас острое ощущение радости жизни. Мальчик в начале пути. И не на распутье — дорога перед ним пряма и светла. И нет на ней тени — только солнце золотит её и зовёт отправиться вдаль...

Интересно рассматривать и картину «Лето». Здесь героям дана полная свобода. Каждый занят своим делом: работает, отдыхает, купается. Пенится густой шапкой молоко, и вытягивает морду навстречу протянутому ей куску хлеба лежащая корова, присела на край миски бабочка, пьёт, войдя в воду, собака, спит в тени дерева мальчишка...

На картине «Полдень», написанной Пластовым в 1961 году, мы видим яркие тёплые краски душного летнего дня: льются струи холодной колодезной воды, освежая от пекла и зноя, мужчина и женщина прикатили на мотоцикле и оставили его в сторонке. По этой примете ясно, что миновали грозные военные годы и мирная жизнь прочно установилась на земле.

В живописи Пластова с огромной силой переплетены земля и небо, жатвы и сенокосы, судьбы и биографии жителей села. На холстах художника заговорила, зашумела многоголосая жизнь людей всех возрастов и характеров — мужиков, женщин, детей.

«Уборка, какая это счастливая пора, какая кипит кругом весёлая, деловая кутерьма... Я ничего не знаю обольстительнее труда хлебороба»,— говорил Аркадий Александрович и написал об этом картину-праздник «Колхозный ток». Полыхает холст летним жаром, сияет золотом спелого зерна, опаляет упоением труда. И в зимние холода, и даже в осеннюю непогоду ощутишь прикосновение накалённого солнцем воздуха, тронет щёку колючее щекотание золотой пыли из-под молотилки, почувствуешь, как сладко утоляет жажду родниковая студёная вода...

Как-то раз набрёл художник на ту сценку, что вошла потом в картину «Жатва», сначала названную «Обед в поле»: у скирды устроились за трапезой старик, которому уже пора отдыхать от хлеборобских трудов, и трое ребятишек, кому ещё рано заниматься полем. Как увидел их художник — так и встала перед его глазами упрямая, несгибаемая Русь.

Пластов говорил, что любит сенокосную работу до самозабвения — с семнадцати лет он умелый косец. Старожилы помнили: «Ввек никто не скосит, как он!» Для него не диво, когда под размеренный посвист кос ложатся ряды буйно-цветистых, ароматных трав. Дойка коров и ссыпка зерна в амбары, вывоз сена и отдых коней в ночном, обмолот хлеба и выгон стада предстают в полотнах Пластова то в сдержанных, то в ярких красках, в осязаемых формах, в свободе линий.

Казалось бы, какая может быть поэзия в уборке картофеля? Но зрелище распаханной земли с перламутровыми плодами, собирающих картофель в вёдра женщин, поникших подсолнечников по краям огорода торжественно и трогательно. Сколько, оказывается, способен увидеть глаз художника!

Литература

1. Жукова А.С. Пластов из Прислонихи: документально-художественная повесть. - Москва: Детская литература, 1982.

2. Леняшин В. Великое ликование жизни / Юный художник. - 1985. - №10.

3. Попова Эл. Солнечная радость жизни / Юный художник. - 1980. - №10.

sesony.ru

Сочинение по картине Пластова «Летом»

Описание картины.

Пластов Аркадий Александрович – советский живописец. Ему принадлежит множество картин.

С одной из его картин на уроке нас познакомила учительница по литературе. Это картина «Летом». Эта картина мне сразу запомнилась, она показалась мне необычайно красивой. Особенно красивым мне кажется изображение природы. На момент начинает казаться, что природа там настоящая, очень реалистично. Возможно, картина кажется такой «живой» из-за того, что изображено лето. Ведь лето – удивительная пора! На переднем плане картины изображены девочка и женщина.

Судя по всему, они грибники. Пластов А.А. изобразил их отдыхающими в березовой роще. Возле девочки лежит собачка, которую мне почему-то стало жалко. Разумеется, нельзя не заметить и то, что девочка и женщина очень устали, ведь она собрали столько грибов и целый кувшин спелых и сочных ягод. Женщина даже прилегла в тени, ведь на улице самый разгар лета, а значит очень жарко. Возможно, именно передний план картины наводит на меня грустные мысли. На заднем плане все совсем наоборот – солнечная поляна, зеленые листья деревьев.

Таким образом, могу однозначно сказать, что картина Пластова меня очень впечатлила. Мне очень нравятся подобные картины. Мне очень понравилось в этой картине то, что она вызывает какие-то смешанные, неопределенные чувства: то ли радость, то ли грусть, то ли некую тоску.

Замечательно в этой картине и то, что она написала светлыми цветами. Также я могу с уверенностью сказать, что великому живописцу – Пластову Аркадию Александровичу удалось очень точно изобразить всю красоту природы и человека. Иногда нам стоит задумываться, над тем, какая красота находится вокруг нас, ведь порой мы её совсем не замечаем. Мы уже не помним, когда последний раз ходили с родителями за грибами или за ягодами. А вообще ходили ли? Возможно, кому-то это даже и близко не знакомо.

В настоящее время, к сожалению, все не так. Да и природа уже не та. Но благодаря картине «Летом» мне снова вспомнились прекрасные летние деньги и беззаботное счастливое детство.

school-essay.ru

Лето - Пластов А. А. :: Артпоиск

Лето.

  • Пластов А. А. Лето

Описание

 

Цельность картин достигается единством зрительного впечатления, единством эмоционального восприятия художника. Поскольку сюжет утрачивает фабульную основу, он перестает быть для художника чем-то замкнутым в самом себе и неделимым. Изображая повседневные дела людей, Пластов может сосредоточить свое внимание на каком-то отдельном действии, показав его крупным планом, фрагментарно. Такого рода фрагментарную композицию художник использует в целом ряде своих произведений — «» (1947), «» (1954), «Сбор картофеля» (1956). Они не производят впечатления изолированных и замкнутых в себе сцен — мы представляем, что жизнь развертывается и  за рамками картин.

Ощущение единой живописной природы всех вещей позволяет художнику допускать композиционные срезы фигур и предметов. Именно потому, что на первый план выдвигается живописная, а не чисто предметная характеристика вещей, у нас не создается впечатления, что живописец «разрубил» ту или иную фигуру пополам. Мы чувствуем, что, например, в картине «» и фигура мальчика, и трактор, и земля продолжаются и дальше — за пределами картины.

Наряду с использованием фрагментарности, нередко в одной картине объединяет несколько параллельных действий или же к основному сюжетному мотиву добавляет целый ряд самостоятельных «мизансцен». Такое построение композиции опять-таки заставляет вспомнить принципы кино. Во многих современных фильмах режиссеры «впускают» в кадр идущую своим чередом обыденную жизнь. Внешне ничем не связанная с поступками и переживаниями героев, она самой своей безучастностью подчеркивает достоверность и значительность происходящего.

Пластов очень дорожит жизненными случайностями, «попадающими» в его поле зрения. Так, в картине «» основной сюжетный мотив молотьбы отступает на второй план. На первый план выдвигается второстепенная сцена, косвенно передающая напряжение труда. А в глубине картины мы различаем дополнительные «эпизоды». Один из них особенно «застревает» в нашей памяти: девушка несет на плече ведро, а у нее под ногами, мешая идти, путается озорная собачонка. Такая сугубо случайная деталь играет свою смысловую роль. Она «снижает» общий приподнятый тон произведения, вносит в него ноту неофициальности, человеческой теплоты.

Введение в картину самостоятельных мизансцен вызвано желанием художника шире и многограннее охватить явления действительности. Некоторые полотна хочется назвать «широкоэкранными». Таковы и «Ярмарка», и «», и особенно «Лето» 1959 года.

«Лето» включает в себя множество взаимно не связанных действий. Оно изобилует случайностями. Случайна наполовину заслоненная фигура доярки — из-под коровьего живота мы видим лишь ее ноги. Случайно оглянулась девочка, изображенная на первом плане. В самой середине полотна, правда, на втором плане, мы замечаем традиционную пластов-скую собаку, забредшую в речушку или озерко, чтобы напиться, — тоже случайная деталь и т. д. Нет в картине и смыслового центра. Композиция ее с первого взгляда кажется вообще никак не организованной. Но это впечатление ошибочно. При внимательном разглядывании «Лета» мы обнаруживаем, что случайности его оправданы и осмыслены, они выражают отношение художника к миру. «Лето» — не есть образ какого-либо единичного явления, оно представляет собой картину жизни. Композиция полотна как бы развертывается от центра в две противоположные стороны. Она не «кончается» ни справа, где фигура спящего подпаска срезана рамой, ни слева, где в пределы холста входит лишь голова коровы, которую кормит девочка. Наше внимание устремляется и в глубину картины — там виднеются бидоны для молока, остальная часть стада, фигуры купающихся женщин и т. д. Но мало этого. Автор хочет подчеркнуть, что жизнь идет и «перед» картиной,, недаром к нам лицом обернулась девчурка, она кого-то ищет глазами. И взгляд ее связывает происходящее в картине со зрителем, который как бы становится участником всего того, что его окружает, чувствуя себя в центре «панорамы» жизни. Она — эта жизнь — простирается на все четыре стороны, не вмещаясь в рамки картины.

artpoisk.info

Сочинение по картине а пластов летом

Аркадий Александрович Пластов – известный русский художник, обладающий умением талантливо передавать красоту природы в различное время года. С особой любовью и вниманием относился Пластов к изображению лета на своих картинах. Художник не только умело и точно изображал пейзажи, но и вкладывал в свои картины смысл, заставляющий задуматься и поразмышлять…

Одной из знаменитых работ А. А. Пластова считается картина «Летом».

Сюжетное содержание картины А. Пластова «Летом»

На переднем плане картины А. Пластов изобразил девочку, одетую в лёгкое белое платье. Голова девочки повязана ярко-красным платком. Эта босоногая девчушка сидит на траве и очищает ягоды от листьев. На лице девочки мы видим усталость и сосредоточенность. Даже присев отдохнуть в тени деревьев, она занимается делом.

Возле девочки стоят корзина и ведро с грибами, кувшин с ягодами. С другой стороны прилегла отдохнуть собака.

За девочкой виднеется силуэт её матери или бабушки, которая прилегла отдохнуть. Женщина, очевидно, устала после длительного сбора грибов и ягод в этот жаркий летний день. Художник заостряет внимание на приподнятой руке женщины. Становится понятно, что эта рука не знающей покоя и отдыха труженицы.

На заднем плане картины изображены стройные русские берёзки с трепетными листьями, залитая солнцем полянка с цветами, виднеющийся вдалеке тёмный лес.

Идейное содержание картины «Летом»

В своей картине А. А. Пластов хотел показать красоту русской природы, передать любовь к ней. Зачастую люди озабочены повседневными делами и не замечают прелесть родной природы. А ведь достаточно выбраться в лес, подышать свежим воздухом, собрать грибы или вкусные ягоды, погладить стволы берёзок – и настроение улучшится. Единение с природой способно подарить человеку гармонию, умиротворение, радость бытия. Несмотря на физическое утомление, прогулки по лесу дарят душевный отдых, расслабление, отвлечение от обыденности.

Другой идеей картины «Летом» является трудолюбие русской женщины, которая сумела передать его своей дочке. Из этой маленькой девочки получилась хорошая помощница, сочувствующая и понимающая.

Таким образом, в своей работе Пластов воспел любовь к окружающей природе, трудолюбие людей, помощь близким. Невероятно глубокие смыслы заложены художником в этой, казалось бы, простой картине.

Описание темы: Лето дарит не только тепло и солнце, но и полные корзины грибов и спелых ягод. Все это плоды щедрости летней природы. Художественное описание картины Пластова "Летом9quot;.

Перед нами – картина замечательного русского художника Аркадия Александровича Пластова - «Летом». Лето – прекрасная пора, которая дарит нам не только хорошую солнечную погоду, а и целые корзины ягод, фруктов, грибов!

Мы в Фейсбуке

"Сезоны года" - это журнал о природе, культуре и окружающем мире.

Материалы можно использовать для ознакомления детей с природой, в помощь школьникам, в работе воспитателя и учителя.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

miyakirb.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта