Универсальный талант Льва КропивницкогоARTinvestment.RU 16 августа 2008. Кропивницкий художник картины
Кропивницкий Евгений Леонидович
(1893-1979)
Родился 25 (13 по старому стилю) июля 1893 года в Москве, в семье железнодорожного служащего, интересовавшейся музыкой и литературой. Его отец писал прозу и печатался в тогдашней периодике, мать сочиняла детские стихи, также публиковавшиеся в периодических изданиях. В 1911 году окончил Императорское Строгановское художественное училище со званием «ученый-рисовальщик». В 1912 — 1920 годах жил в Москве, работал в театрах оформителем и гримером, учился в университете Шанявского на факультете истории. В 1920 — 1923 годах жил и работал в городах Севера, Урала, Сибири. С 1923 года жил под Москвой, с 1934 года — в бараке на станции Долгопрудная, последние годы жизни в Москве. Работал учителем рисования, преподавал в народных студиях, кружках.
В 1910-х годах занимался композиторским творчеством, написанные им оперные сцены «Кирибеевич» были положительно оценены Александром Глазуновым. Позже, из-за бытовых условий, не позволявших держать дома фортепиано, занятия музыкой прекратил. Как художник в 1920-х годах был близок к живописцам группы «Бубновый валет», писал крупноформатные полотна (не сохранились). Участвовал в групповых выставках. Член Союза художников СССР с 1939 года. В 1963 году был исключен из Московского отделения союза художников (МОСХ) по обвинению в формализме и организации «Лианозовской группы».
Стихи писал с 1909 года. Раннее поэтическое творчество отмечено влиянием символизма, но к середине 1930-х годов Кропивницкий выработал собственную поэтику, сочетавшую классическое стихосложение с гротеском и примитивом. Называя себя поэтом окраины, отразил в стихах жизнь городских низов, повседневный быт и сознание обитателей пригородных поселков. В официальной печати стихи Кропивницкого не публиковались (за исключением нескольких детских стихотворений), но с 1950-х годов распространялись в самиздате. Позже стихи печатались за рубежом, первая книга «Печально улыбнуться…» вышла в 1977 году в Париже.
К середине 1950-х годов вокруг Кропивницкого сложилась группа поэтов и художников, одни из которых были его прямыми учениками (поэты Игорь Холин, Эдуард Лимонов и Генрих Сапгир, художник Оскар Рабин, дети Евгения Кропивницкого, Лев и Валентина), другие испытали влияние его творческих и жизненных принципов.
Популярность группы привлекла внимание КГБ, установившего наблюдение за Кропивницким и инициировавшего его исключение из МОСХ. Именно сотрудники КГБ впервые назвали группу «Лианозовской» — в подмосковном тогда Лианозово, у жившего там Оскара Рабина, ученика и зятя Евгения Кропивницкого, по выходным проходили публичные показы картин и чтения стихов. Название устоялось и было позже признано самими участниками группы.
Влияние «лианозовцев», среди которых был и Всеволод Некрасов, сказалось на становлении московского концептуализма, на развитии минималистской поэзии и на всем дальнейшем существовании искусства и литературы.
kupitkartinu.ru
ОФОРТ. История. Люди. События: Кропивницкий Лев Евгеньевич
Лев Кропивницкий – это имя почти миф, оно полно тайны. Его творчество многие годы было под идеологическим запретом раз и навсегда. И это был приговор.
Запрет на художника Льва Кропивницкого был связан с запретом на его личностное мировоззрение, адекватно отразившееся в острых, драматически напряженных произведениях. Фантастичность, чудесность и фантасмогоричность его персонажей обнаруживается в самых разнообразных образах и сюжетах - от простого «портрета» цветка до полета булгаковской Маргариты на шабаш. Столь сложные явления и образы и не могли быть представлены на уровне элементарного жизнеподобия. Сознательное расширяется до масштабов и глубин подсознания.
…Не случайно Кропивницкий обращается к образам Чингиза Айтматова, в которых синкретизм мира не только кажется самодостаточным, но вместе с те, он глубоко гармоничен. Стилистика историко-философского романа Чингиза Айтматова, в изобразительном эквиваленте, убедительно передана неспешной широтой просторов, выразительностью каждой, тщательно отобранной детали и, наконец, противопоставлением масштабов – от бесконечно эпического до беспредельно малого кусочка бытия. В этом художнику помогает виртуозное владение техникой офорта, который у него часто сочетается с акватинтой.
Серии «Капризы подсознания», «Восточный гороскоп», иллюстрации к циклу бодлеровских стихов полны необузданных, безграничных фантазий, экспрессивности. Первая из них – «Капричос» конца 20 столетия. Художник создавал ее в разные годы, периодически пополняя новыми композициями. Их техника - акватинта, сухая игла, глубокое травление, завораживающие изысканными сочетаниями фактур. В экспозиции представлена вся серия из раритетного издания «Шарль Бодлер. Избранное» - увража, изданного в 1993 году, по принципу несброшюрованных изданий 18 и 19 веков. Тираж составляет всего 104 экземпляра, гравировальные доски были уничтожены после печати. Они по-настоящему неповторимы.
Артистизм использованных технических приемов не является простой демонстрацией мастерства. Образный язык каждого из графических листов только удачно аккомпанирует авторской трактовке темы, помогает ощутить ее многозначность.
О.Клименская, искусствовед
Кропивницкий Лев Евгеньевич
1922 — 1994
художник, поэт, скульптор, сценарист, критик
Россия
Родился 27 августа 1922 года в г.Тюмень.
В 1939 году поступил в Институт прикладного и декоративного искусства.
Участник Великой Отечественной войны, был ранен.
В 1945 году возобновил учебу в МИПиДИ, где его учителем был А.Дейнека, занимался живописью, скульптурой, но в 1946 году был арестован по обвинению в принадлежности к «антисоветской террористической организации» и был приговорен к 10 годам лагерей. Отбыв срок в Коми АССР и Казахстане в 1954 году без права выезда с Балхаша, работал режиссером и художником в местном доме культуры.
В 1956 году переехал жить в Москву, работал на Комбинате декоративно-прикладного искусства, оформлял музейные экспозиции ( музеи: Литературный , А.С.Пушкина в Москве, Л.Н.Толстого в Ясной Поляне, А.Н.Островского в Щелыково), проектировал экспозиции национальных выставок (США, Франции, ЧССР. и многие другие) и отечественных музеев. Художник выступал как книжный график и арт-критик в журнале «Декоративное искусство». Л.Кропивницкий создал классические иллюстрации к повести А.Солженицына «Один день из жизни Ивана Денисовича».
В 1973 году принят в Союз художников СССР.
1983-1987г. - создал цикл стихов и офортов. В 1989 году художник оформил книгу стихов Г.Сапгира, в 1990 году – книгу стихов Н.Марина «Янус». В 1992-1993 годах вышло издание авторского альманаха «Мансарда».
В 1960 –1970 - х участвует во многих зарубежных выставках, в Москве экспонируется на квартирах и в научных институтах.
Спустя 10 лет после смерти художника состоялась его персональная выставка в Третьяковской галерее.
Работы находятся в: Музей «Другое искусство», РГГУ(Москва), Государственная Третьяковская галерея, Коллекция Всеволода Некрасова(Москва), Новый музей, Санкт – Петербург и других государственных и частных собраниях
Источники:
http://artmaris.info-telecom.com/exhibition/details/47.php
http://sovcom.ru/index.php?category=auction&auctiontype=lot&lot=116&auction=105
http://www.kentavr-art.ru/author.php?id=0506&word=%EE%F4%EE%F0%F2
https://ru.bidspirit.com/portal/#!/lotPage/source/catalog/auction/548d4956e4b057edd0377473/lot/549034bde4b057edd037770f
http://www.art-story.com/auction/kropivnitskiy-bez-nazvaniya/
http://forum.artinvestment.ru/album.php?albumid=875&pictureid=11975
http://yubileinii.verro.ru/numizmatika-i-kollektsionirovanie/ofort-l-kropivnitskiy-207885.html
http://www.vnikitskom.ru/antique/auction/72/31016/
http://www.gallery-romanov.ru/basic-collection/kropivnickii%20l/biography.htm
http://www.novymuseum.ru/artists/author/kropivnizky_l_e/
rosgrafik.blogspot.com
Кропивницкий Лев Евгеньевич
(1922-1994)
Художник-нонконформист, поэт, искусствовед, арт-критик. Сын художника Евгения Кропивницкого. Входил в "Лианозовскую группу". В 1939 году поступил в Институт прикладного и декоративного искусства. После войны продолжил учебу, но в 1946 году был арестован по обвинению в принадлежности к "антисовесткой террористической организации" и приговорен к 10 годам лагерей. После реабилитации жил в Москве (с 1956 года). Первые абстрактные опыты предпринял еще в середине 1950-х. Убедился, что абстрактная живопись дает возможность максимально приблизиться к реальности, с ее ужасом, неуверенностью, контрастами, фрагментарностью, непредсказуемостью. Ряд работ назвал «Тотальная субстанция», понимая под этим, по его собственным словам, «всеобъемлющую сущность мира в его теистическом осмыслении». На жизнь зарабатывал оформлением музейных экспозиций, выставочным дизайном. С 1960-х отходит от спонтанных ташистских работ в сторону фигуративного мифологического экспрессионизма и сюрреализма. Занимается книжной графикой, создает иллюстрации к повести А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича», оформляет сборники стихов Г.Сапгира, Н.Марина, пишет стихи и искусствоведческие статьи.
В 1960-1970 годах участвует во многих зарубежных выставках, в то время как в Москве экспонируется на квартирах и в научных институтах. В 1977 году участвовал в Биеннале в Венеции. В 1980-е возвращается к активной работе с живописью (период романтического экспрессионизма), создает офорты (серии «Стенограммы снов», «Капризы подсознания»), оформляет и издает книгу стихов «Зимний уют» (1989) и «Капризы подсознания» (1990), авторский альманах «Мансарда» (1992 –1993). Спустя 10 лет после смерти художника состоялась его персональная выставка в Третьяковской галерее. Работы находятся в собраниях: Музей «Другое искусство» (Москва), Новый музей (Санкт-Петербург), Государственная Третьяковская галерея (Москва) и другие государственные и частные собрания.
kupitkartinu.ru
Евгений Кропивницкий. Избранное. 736 стихотворений + другие материалы.: nkbokov
Изд. «Культурный слой», Москва, 2004. 672 с. илл.Наследники и друзья почтили память Евгения Леонидовича Кропивницкого (1893-1979), выпустив великолепный во всех отношениях том его избранных произведений. Весомая красивая книга (дизайн Е. Корнеева), заботливо отобранные Иваном Ахметьевым стихи. Интереснейшие воспоминания его детей – художников Валентины и Льва Кропивницких; Холина и Сапгира, его учеников.
Миролюбивость Кропивницкого (сам он называл ее «снисходительностью») не спасла его от нападений власти. Как члену официального союза художников, ему полагалась персональная выставка; ее подготовили в 1962 г. К несчастью, Хрущева повели в те дни на выставку МОСХа в Манеж, и там глава супердержавы впервые увидел живопись Р. Фалька и других, не похожую на лучезарный соцреализм. После знаменитых высказываний генсека выставка Кропивницкого не только не состоялась, но его самого исключили из союза художников «за формализм»! С публикациями было не легче. При жизни Кропивницкого вышла тоненькая книжечка его стихов «Печально улыбнуться». Ее выпустил А. Глезер в Париже в 1977 г.
Е.Л. был представителем искусства спокойного сопротивления, молчаливого неприятия, благородной не принадлежности официальной культуре. Как выжить, не принимая советской власти и не вступая с ней в заведомо гибельный конфликт? Очень просто: описывать советский быт, как он есть. Его поэзия сохранила свежесть первозданности. Кропивницкий стал певцом «оголенной» действительности. Он отверг маньеризм и китч, этих китов партийного искусства, официально именовавшихся «правдивым отображением жизни». Люди жили в бараках, дрались, пьянствовали и гибли. Об этом надо было сказать средствами искусства. В сонете «Бандит»: Убили в проходном дворе:/Лежал на мусоре раздетый…/А рано утром на заре/Ее смутили вестью этой. Или: Опять я выпил водки./Опять я захмелел,/И закусив селедкой,/В мечтаньях разомлел. Впрочем, как на хрестоматийной картине, и в бараках «всюду жизнь»:
МОЛОДОСТЬ
Опять на огороде
Мы встретились с тобой.
Выходит, это вроде
Назначено судьбой.
Ты в кофточке лиловой,
Коса твоя туга.
А я такой здоровый,
Крепка как сталь рука.
Да и сама природа
За нас: цветы, трава.
И в блеске небосвода
Звенят любви слова.
1945
В стихах Кропивницкого отразились литературные эпохи, современником которых он был. Слышатся интонации обериутов, вещизм Заболоцкого, но вдруг звучат ритмы Сологуба и Тютчева:
У каждого свой смертный час уж есть.
Всяк обречен для гибели и баста.
Всяк в оных днях услышит смерти весть,
Бо смерть губить живущего горазда.
И содрогнется всяк – конец всему:
Реальность (он узнает) ускользает…
Всяк видел смерть – она пришла к нему
И в плоть его, как некий гад, вползает.
Заглохнет вдруг вся суета сует –
И станет всё ненужно и отвратно:
И звездна нощь, и солнца дивный свет –
Всё заменит гниение развратно.
…
( из стихотворения «Смертный час»)
Эта державинская «прапоэтика» осмыслена, казалось бы, в ироническом ключе. Как, например, и в «Секстинах»:
Молчи, чтоб не нажить беды,
Таись и бережно скрывайся;
Не рыпайся туды-сюды,
Не ерепенься и не лайся.
Верши по малости труды
И помаленьку майся, майся.
Уж раз родился – стало, майся:
Какой еще искать беды? –
Известно, жизнь – труды, труды –
Трудись, но бережно скрывайся,
Не поддавайся, но не лайся, –
Гляди туды, смотри сюды.
Хотя глядишь туды-сюды,
Да проку что? – сказали: майся.
Все ерунда, так вот, не лайся!
Прожить бы только без беды,
А чуть беда – скорей скрывайся.
Но памятуй: нужны труды.
Труды они и есть труды:
Пошел туды, пришел сюды,
Вот – от работы не скрывайся.
Кормиться хочешь – стало, майся,
Поменьше было бы беды,
Потише было бы, – не лайся.
Есть лают зло, а ты не лайся,
И знай себе свои труды:
Труды туды, труды сюды;
Прожить возможно ль без беды?
А посему трудись и майся,
И помаленечку скрывайся.
Все сгинет – ну и ты скрывайся,
И на судьбу свою не лайся:
Ты маялся? – так вот, не майся,
Заканчивай свои труды,
В могилу меть – туды, туды,
Туды, где больше нет беды.
1948
Е. Кропивницкого я встречал несколько раз в начале 70-х на квартире А.Глезера, тогда моего соседа на Преображенке, устроившего у себя настоящую галерею свободных художников. Вот было время! Новые и новые имена художников, писателей, музыкантов, встречи с иностранцами. Ощущение опасности от «людей в штатском» у подъезда, от неопознанных стукачей (или просто «назначенных» на эту роль молвою). Напряжение бывало с трудом выносимо. В сентябре 1974 года, после погрома бульдозерами первой выставки на пленэре, готовилась вторая. На квартире Оскара Рабина, признанного лидера движения (и зятя Е.Кропивницкого), шли разговоры. Посмеют ли власти, после негодования и удивления Запада, опять разгромить? Немыслимо! И, однако, кто знает? Вдруг они снова, если не хуже?.. Нужно максимальное журналистское прикрытие. Присутствие известных диссидентов. Я обмолвился, что меня представили А.Д. Сахарову, и взоры присутствующих остановились на мне. С трепетом набрал номер телефона… Ну вот, теперь и Сахаров знает! (И как удивительно это ничем материально не подтверждаемое тогда чувство защищенности!)
После всех колебаний и опасений на выставку в Измайловском парке пришли толпы и художников, и зрителей! День свободы искусства состоялся. Были там и картины Е.Л.
Его ироничность бывала обманчивой. К тютчевской теме краткости и бренности человека он относился очень серьезно. «Основной пунктик этой «философии» – «мы все помрем», – свидетельствует Игорь Холин в своем дневнике. – Глупо, но факт. Однажды я попытался сказать ему об этом. Но кончилось тем, что он порвал со мной всякие отношения. Теперь я просто помалкиваю, если мне что не нравится. И все равно это замечательный поэт. Свежий и новый даже теперь, в 1966 году. Однако поэзия для него второстепенное. Главное живопись. Тут он мастер непревзойденный». Кропивницкий повлиял на авторов, которые с тех пор далеко разбежались: Вс. Некрасов, Э.Лимонов, покойный Сатуновский.
В книгу вошла проза Е.Л., а также его бесценные воспоминания о поэте Филарете Чернове (†1940). Замечателен подбор фотографий и цветных репродукций рисунков Кропивницкого.
[«Русская Мысль» 24.11.2005]
"Вид из моего окна". Картон, масло. 1956
Девушка и кот. Рисунок.
nkbokov.livejournal.com
Универсальный талант Льва Кропивницкого
Перевод статьи о жизни и творчестве знаменитого нонконформиста Льва Евгеньевича Кропивницкого, опубликованной в журнале Passport, открывает рубрику «Рассказы о художниках»Когда 1 декабря 1962 года Никита Хрущёв пришел на знаменитую выставку авангардистов в Манеже и обозвал участвовавших в ней художников «абстракцистами», он не знал, что на самом деле среди них не было ни одного настоящего приверженца абстракции. Например, один из пионеров абстрактного искусства в Советском Союзе Лев Кропивницкий от участия в «манежной» выставке отказался, посчитав, что это было бы равноценно поддержке традиций социалистического реализма и поставило бы под вопрос его творческую независимость.
Во время Великой Отечественной войны художник был серьезно ранен и провел год в госпитале. Ему сделали девять операций. После войны Кропивницкий продолжил учебу в Институте прикладного и декоративного искусства. Но проучиться ему там удалось очень недолго: в 1946 году художник был арестован. Он и десять его однокурсников были обвинены в «подготовке убийства Сталина» и осуждены на десять лет лагерей.
Сохранился автопортрет, созданный Кропивницким в ГУЛАГе. Художник нарисовал его цветными карандашами на листке бумаги размером с почтовую открытку и послал родителям. Когда тюремный надзиратель увидел письмо, он приказал Кропивницкому сделать автопортрет более «оптимистичным» — и художник пририсовал галстук. Надзиратель одобрил такое необычное решение, посчитав, что галстук действительно придает рисунку оптимизма, и разрешил отправить письмо.
Когда Кропивницкий наконец вернулся домой в 1956 году, он увидел, что уже вовсю идет оттепель. Творческая жизнь бурлила не только в Москве, но и в городке Долгопрудный, где жили его родители, тоже известные художники. В Долгопрудном отец Льва Евгений Кропивницкий окружил себя свободомыслящими живописцами и поэтами. Московские нонконформисты начали собираться в бараке на станции Лианозово, где они могли свободно общаться и творить. Позже эту группу художников стали называть «лианозовской группой».
Очень скоро Кропивницкий стал одной из самых заметных фигур московского арт-мира. Благодаря своим новаторским нефигуративным композициям он заслужил славу отца советской абстрактной живописи. Позже Кропивницкий вспоминал, что абстрактные картины были способом «очиститься» от ужасов ГУЛАГа, которые преследовали его после освобождения. Кропивницкий создавал не только абстрактную живопись, но еще и графику, иллюстрации, картины в стиле мистического экспрессионизма.
Для того чтобы изобразить уродливый мир сталинских лагерей, требовалось придумать совершенно новый живописный язык. Ни один из существующих языков не был способен справиться с этой задачей. Вопрос о реализме даже не стоял. В середине 1960-х годов палитра Кропивницкого была строгой и лаконичной. Каждую из его картин можно было назвать экспрессивной симфонией живописного аскетизма. В его произведениях доминировал серый цвет, со своей тонкой гармонией, разнообразными оттенками и переходами от белого к черному. На картинах Кропивницкого кошмары и химеры соседствовали со скепсисом, иронией и остроумием. Художник постоянно вводил в свои работы символы. Огромные задумчивые кошки, бычьи головы, скарабеи, монахини и различные фантастические существа с клювами появлялись на его картинах вопреки законам пространства и времени. Каждое полотно было овеяно духовностью, на каждом изображалась человеческая душа, душа без вершины и дна, неподвластная земному притяжению.
На одном из холстов Кропивницкого («Два быка») изображены бычьи головы с фаллическими рогами и необычайно умными «выражениями лиц». Эту картину интерпретируют как изображение темной чувственности, всепобеждающей силы животного эротизма и триумфа телесной природы человека над угнетаемой душой.
Но согласно «законам» советского абсурда полотно Кропивницкого не воспринималось как изображение отношений между телом и духом. Один партийный функционер увидел в «Двух быках» нечто более «осязаемое», чем аллегорию слепой страсти. По его мнению, главной темой картины была не абстрактная сила, движущая всеми мировыми процессами, а обличение отдельных индивидуумов и их житейских нужд. Кропивницкий был обвинен в «карикатуризме» и клевете на коммунистическую партию.
Мастерская Кропивницкого, находившаяся в доме 18 по Старой Басманной улице, была местом сбора многочисленных представителей творческой интеллигенции. Кропивницкий был известен как отличный хозяин. Он увлекался астрологией и нередко составлял гороскопы для своих друзей. Художник развлекал гостей, играя на гитаре, исполняя романсы и декламируя стихи собственного сочинения. В его поэзии затрагивались те же темы, что и в живописи и графике. Когда он начинал говорить о вечности, его слушатели забывали о своих повседневных заботах. За столом, на котором всегда было много вкусной еды, гости Кропивницкого обсуждали все подряд — от средневековой архитектуры до африканских ритуалов, от технологии приготовления сигар до секретов рыцарей-тамплиеров. В гостях у Кропивницкого люди могли чувствовать свободу — гражданскую, творческую, духовную. Затхлые советские стереотипы оставались за порогом его мастерской.
Но война и долгое пребывание в лагерях не прошли бесследно для здоровья Кропивницкого. 26 мая 1994 года 71-летний художник скончался. При жизни Лев Кропивницкий был классиком, после смерти он стал легендой русского нонконформизма. Нонконформистом он был больше «эстетическим», чем «политическим», и, в отличие от многих, никогда не стремился во всех подробностях изобразить убожество советской жизни.
Большинство работ Кропивницкого находятся в зарубежных музеях и частных коллекциях. Кроме того, внушительное количество его работ хранится в собрании его жены Галины и дочери Натальи. В 2004 году в Третьяковской галерее на Крымском валу прошла памятная выставка Кропивницкого, на которой экспонировались работы из коллекции музея, а также картины из собрания семьи художника.
Перевод Юлии Максимовой
Источники: passportmagazine.ru, artinvestment.ru
artinvestment.ru