Искусство: композиция, виды композиции. Композиция картин
Искусство: композиция, виды композиции
В публикации рассмотрим понятие композиции, видов композиции, которые широко распространены в различных областях искусства, а в некоторых являются основой.
Понятие композиции
В Большом Энциклопедическом словаре дается несколько определений данного понятия. Рассмотрим основные из них, исходя из сферы применения.
Слово происходит от латинского "compositio", что значит "связывание", "составление".
В первую очередь это создание определенного художественного образа или произведения, которое обусловлено его назначением, содержанием и характером. Композиция является самым важным элементом художественных форм, который придает цельность и единство созданному произведению, взаимоподчиняет его компоненты.
Следующие два определения связаны с музыкой и искусством. Одно из них трактуется следующим образом. Композиция - это живописное, музыкальное, графическое или скульптурное произведение. А также может быть процессом сочинения музыки или учебной дисциплиной в музыкальном учебном заведении.
Помимо этого, может включать несколько различных видов искусства.
Теперь приступим к рассмотрению основных видов композиции в различных сферах искусства.
Литература
С данным понятием каждый из нас встречался в школе на уроках изобразительного искусства, литературы и музыки. Подробнее остановимся на литературе, так как в этой области понятие играет ключевую роль для писателя. Рассмотрим также виды композиции в литературе.
К элементам композиции относят повествование, диалог и монолог, портрет и пейзаж, фабулу, описание, авторскую характеристику и отступления, вставные рассказы и систему образов.
Важная роль принадлежит и композиционным приёмам, среди которых выделяют следующие:
- Экспозиция (наличие ее в произведении необязательно, она позволяет писателю заранее уведомить читателя о событиях, а также настроить его на нужную волну).
- Ретроспекция, иначе называющаяся "взглядом назад". Автор погружает нас в прошлое героев для раскрытия причин ныне происходящего. Наиболее характерен этот прием для рассказа-воспоминания.
- Лучшим приёмом для придания произведению интриги является разрыв. Читаемая глава заканчивается интригующим моментом, а в следующей идет речь уже совсем о другом, при этом созданная интрига остается.
Среди видов композиции в литературе выделяют два основных - внешняя и внутренняя. Первая включает разделение текста на составные части: прологи, эпилоги, главы и так далее. Вторая делает акцент на содержании: сюжете, образах, речевых ситуациях и так далее.
Также композиция бывает обратной (произведение начинается с финальных сцен), кольцевой (конец произведения - это сцена, с которой оно начиналось), тематической (основывается на взаимоотношениях главных образов) и зеркальной (строится на симметрии некоторых образов или эпизодов).
Дизайн
Определенных видов композиций в дизайне, как правило, нет. Есть средства, качества и свойства композиции, которые мы и рассмотрим.
К средствам относятся линия, штриховка, пятно, цвет, светотень, а также линейная, цветовая и воздушная перспективы. Художники часто используют в своей работе сразу несколько средств. Например, линию, пятно и штрихи.
Линия считается основным средством изобразительного искусства. Светотень используется для передачи на рисунке объема предметов. Перспективы применяются для создания иллюзии пространства.
Теперь перечислим качества и свойства композиций в дизайне: композиционное равновесие, гармоничная целостность, симметрии и асимметрии, динамичность и статичность композиции, единство характера форм.
Архитектура
В архитектуре также широко используется композиция, а виды композиции многочисленны.
Она предполагает организацию элементов архитектуры для достижения гармоничности и единства. Выбор той или иной композиции осуществляется не только на основе эстетических принципов, но и определяется всеми требованиями к архитектурному строению.
Рассмотрим виды архитектурной композиции. Объемная композиция выполняется за счет построения объемных форм. Пространственная соответствует некоему определенному пространству (например, зал, комната или арена). В основе глубинно-пространственной композиции лежит объединение нескольких пространств или же разделение пространства на взаимосвязанные части. В объемно-пространственной композиции сочетаются объемные формы с элементами пространства. Примером такого построения может служить план здания с частью двора. Фронтальная композиция строится по горизонтальной и вертикальной координатам. В высотной преобладает высота над размерами формы на плане.
Фотография
Говоря о композиции и видах композиции, хочется уделить внимание популярному виду искусства - фотографии. Каждого человека, будь то профессиональный фотограф или любитель, волнует, как сделать свои фотографии интересными и выразительными. Для этого существует несколько правил построения композиции.
Правило третей гласит о том, что кадр делят на девять частей, то есть получается сетка. Таким образом, наиболее важные объекты располагают на пересечении линий или вдоль их.
Правило "золотого сечения". В композиции есть точки, которые наиболее привлекают внимание человека, они находятся на расстоянии 5/8 и 3/8 от краев кадра. Всего таких точек 4.
Также существуют правила диагоналей и диагонального золотого сечения.
Заключение
Композиция и виды композиции являются основной темой в изучении изобразительного искусства, а также архитектуры. Без знания правил построения объектов, предметов и пространств, а также умения применять те или иные приемы нельзя создать шедевр.
fb.ru
Чтобы рисовать пейзажи потребуется научиться, не просто рисовать, но и точно чувствовать передаваемую на рисунке тему, компоновать, а также развить колористические навыки, практиковаться в живописи. Пейзаж должен быть гармоничным, целостным, четко передавать то или другое состояние природы. Давайте подробнее разберемся в необходимых для художника-пейзажиста правилах и методах. Рисунок Рисунок – изображение, зафиксированное на плоскости, с помощью графики. Он является основой для всех видов изобразительного искусства. Без рисунка сложнее работать над художественным произведением. К рисункам пейзажей многие известные художники относились очень трепетно, ведь передавать на рисунке неповторимое разнообразие природы это так увлекательно и интересно. В создании своих шедевров им помогали: развитое объемно-пространственное видение, знание перспективы и характера строения деревьев и других растений, камней, гор и прочих природных объектов. Создание рисунков с натуры поможет Вам в изучении закономерностей форм окружающей нас природы. Начинающему пейзажисту нужно приучить себя систематически рисовать на природе, придумывать пейзажные композиции на основании своих наблюдений, делать наброски. Можно рисовать разными материалами: карандашом, тушью, сангиной, черной акварелью, сепией. Следует носить с собой альбом или хотя бы блокнот и зарисовывать в него все, что привлечет ваше внимание. Например: интересные изгибы ручейка или тропинки, необычная форма дерева, груда камней. Помните о пропорции и масштабе.
Дерево. Леонардо да Винчи. Перо Когда интересная композиция найдена – приступайте к рисованию, не торопитесь, сначала хорошенько обдумайте все детали рисунка, найдите соотношение высоты и ширины каждого элемента. Если на рисунке обнаружатся ошибки – лучше исправить их сразу, потом Вы можете увлечься рисованием и забыть о них. Прорабатывайте рисунок дальше, вводя тона и таким образом, придавая предметам объем. Не стоит сильно увлекаться просто темным тоном. Рисуйте тона постепенно, сравнивая все тени между собой. Какие-то из них, в любом случае, будут светлей или темней. Также внимательно отнеситесь к свету, определитесь, где на рисунке будет самое светлое место и где будет темней всего. Чем разнообразнее тона и полутона – тем живописнее получится рисунок. Напоследок еще раз проверьте все размеры предметов, правильно ли они вписаны в пространство. Первым таким рисункам уделяйте примерно 6-8 часов, разбивая это время на 3-4 сеанса. Постепенно переходите к более сложным рисункам, ставьте перед собой конкретные задачи. Например: изучить строение ивы, кленового листка или сосновой ветки. В таких случаях нужно будет сосредоточиться именно на строении, а тона рисовать не обязательно. Рисуйте иногда на ватмане, длительные, детальные, сложные рисунки, с большим количеством тонов. Например: корабль в штормовом море, закат в горах, рассвет в сельской местности. Такие рисунки станут для вас, как бы, контрольными работами. Чем больше Вы будете рисовать, тем лучше у вас будет получаться. Живопись Живопись – разновидность изобразительного искусства, когда передача зрительных образов на какую-нибудь поверхность, происходит при помощи нанесения на нее красок. Смотря на картины художников-мастеров живописи, можно очень вдохновиться и получить массу впечатлений и непередаваемых эмоций, можно долго восхищаться их полнотой и реалистичностью переданных состояний природы. В чем же их секрет? Их секрет в искусно подобранной, интересной, гармоничной композиции, в их выразительности, легкости, мастерстве рисунка, живости цвета. Чтобы начинающему художнику научиться рисовать живопись, нужно будет поупорствовать в практике и изучить особенности живой природы. Следует обязательно периодически выезжать на этюды. Также стоит приобрести нужные для этого вещи, такие как: грунтованный картон, холсты в подрамниках, складные мольберт, зонт и стульчик, этюдник, акриловые или масляные краски, кисти. Море. М’якшило В. К. Олія Когда едете на природу, если имеете достаточно свободного времени, не торопитесь сразу начинать рисовать, потратьте 1-2 дня на изучение местности, осмотритесь, выберите самый волнующий Вас мотив, обратите внимание, что утром, днем и вечером все выглядит по-разному. Погуляйте с альбомом, сделайте ряд коротких этюдов. Это поможет отыскать правильное отношение дальнего и ближнего плана, отношение земли и неба, разных оттенков зеленого. Сравнивайте этюды между собой. Они не должны быть одинаковыми или слишком похожими. Если Вам удастся отобразить разницу видимой природы в разную погоду и разное время дня – значит, Вы справились с задачей, смогли передать цветовые отношения. Важно также правильно выбрать общий тон этюда, он тоже будет зависеть от погоды и времени суток. После коротких этюдов, когда Вы распишетесь, переходите к более длительным. Рисуйте в разных форматах (в горизонтальном и вертикальном), берите разную высоту горизонта (для этого достаточно просто присесть). Посмотрите на выбранный мотив с разных точек зрения, походите вокруг, подходите ближе и отходите дальше, чтобы выбрать идеальное расстояние, ведь мотив может казаться интересней при ближайшем рассмотрении или наоборот издалека. Рисуйте в разную погоду, но помните, что состояние солнечного дня меняется очень быстро и рисовать больше чем 1,5 – 2 часа не стоит, а пасмурный день можно рисовать дольше - 2-3 часа. Когда пейзаж скомпонован, не лишним будет сделать краткосрочный этюд. Приступая к работе, в течение 1-го или 2-ух сеансов прорисуйте мотив, далее подмалевывайте, не стараясь взять точные цвета, внимательно отнеситесь к темным местам и теням. Потом не торопясь, сравнивая отношения цветов и тона, вводите цвета более точно. С большой осторожностью относитесь к внесению белого цвета в краски смешанные для рисования теней и темных мест, тут главное не переборщить. Пока не разберетесь со всеми цветами и тонами, не рисуйте много деталей. От сеанса к сеансу, все время сравнивая отношения цветов, вносите детали. В зависимости от сложности пейзажа, для его написания может понадобиться разное количество времени от 1 дня до нескольких месяцев, а может и больше. Вечір. М’якшило В. К. Олія Развивайте в себе колористическое видение – умение сочетать краски правдиво, жизненно, гармонично, а оттенки делать многообразными и слаженными. Разрабатывайте зрительную память, не рисуйте только с натуры, рисуйте также по памяти, ведь не всегда есть время выбраться на этюд. Наблюдайте за тем что Вас окружает более активно и творчески, вглядывайтесь в то, на что раньше вообще не обращали внимания. Композиция Композиция – составление целостного образа из отдельных его частей.В изобразительном искусстве умение компоновать означает расположить объекты таким об разом, чтобы они передавали определенное впечатление, обстановку события. Например, композиция может быть динамической, статической, подавляющей, гармоничной или любой другой, в зависимости от того, что она должна передавать. Выразив на полотне свою идею в композиционном строе, с предельной ясностью – Вы можете дать возможность людям, увидевшим вашу картину хотя бы один раз, сразу поверить в ее неподдельную правдивость. У известных художников есть такие картины, что, кажется, просто преступлением убрать или прибавить что-то, нарушив этим композицию этих картин. Для того чтобы задумать удачную композицию, нужно иметь много впечатлений от увиденного и ряд образов, которые если объединить в одно целое, должны ясно отобразить то, что Вы задумали нарисовать. Явление, передаваемое на холсте, должно быть вам хорошо знакомо и изучено вами заранее, в достаточной мере. Композиции на картинах бывают четкими и ярко выраженными, но бывают и такие, которые вообще не заметны на первый взгляд, но это еще не значит, что композиция отсутствует, она может быть настолько простой и убедительной, что просто не будет сразу ощущаться.
Стежинка в ліс. Олія. М’якшило В. К. Итак, как же правильно скомпоновать пейзаж? Каких-то особых схем, которые сработают наверняка – нет. Законов композиции существует огромное множество. Они становятся понятными только на собственном творческом опыте. Не лишним будет изучить композиционные решения лучших произведений мирового искусства, не для копирования готовых идей, а для рассмотрения примеров разнообразности композиций. В работе над композицией пейзажа большую роль играют: воображение, достаточно ли времени вы уделяете рисованию с натуры, делаете ли правильные выводы. В общем, если Вы любите природу и хотите научиться отображать ее правильно в своих композициях, нужно: отнестись к делу с упорством, посвящать как можно больше своего времени выездам на природу, писать этюды, делать наброски, напрягать зрительную память и воображение, компоновать пейзажные мотивы, которые больше всего Вам интересны. Нужно ставить перед собой определенные задачи и обязательно доводить дело до конца, чтобы неудачей не отбить у себя охоту к рисованию. Не расстраивайтесь если что-то не получается, пробуйте снова. Не уничтожайте даже самые неудачные свои работы, они потом могут пригодиться вам для сравнения, чтобы отследить причину своих ошибок и пути их исправления впоследствии приобретения большего опыта. Почитайте литературу о художниках, их советы, походите по музеям, внимательно рассматривайте понравившиеся Вам картины, дружите с другими художниками-любителями, а если есть возможность то и с художниками-профессионалами, с ними Вы сможете посоветоваться, поработать вместе на природе. Полезно также будет посетить занятия художественных студий, различные мастер-классы по рисованию. Удачи Вам и побольше вдохновения в вашем творческом поиске!!! Советуем прочитать другие наши статьи: Что такое искусство Как стать художником Еще на нашем сайте можно заказать художественную роспись в Киеве |
new-original-style.com.ua
Горизонтальная и вертикальная композиция в живописи. Мастер-класс / Мастерклассы Блоги
В жанре портрета, кроме техники исполнения, огромное значение имеет и художественный аспект, где композиции отводится главная роль. Чтобы глубже раскрыть внутреннюю основу образа, важно создать такую композицию, которая позволит выразить все богатство человеческих характеров, настроений и чувств и откроет зрителю простор для воображения.
Несомненно, портрет - одна из наиболее исследуемых тем в истории живописи. Можно сказать, что этот жанр имеет магические свойства и часто заключает в себе гораздо больше, чем банальное копирование внешности портретируемого. Портрет изображает физический облик конкретного, жившего в прошлом или живущего в настоящем, человека, а некоторые его характерные черты, особенности личности или индивидуальное своеобразие могут произвести неизгладимое впечатление и запомниться на всю жизнь. Часто портрет раскрывает гораздо больше, чем хочет показать сама модель. Внимательному зрителю он поведает свои собственные увлекательные истории.
На этой странице показано несколько примеров портретов с горизонтальной композицией, все они выполнены Сандрой Лланас в смешанной технике на доске. Сверху вниз: «Женщина сзади», «Женщина с зелеными волосами» и «Женщина с темными волосами». На странице справа триптих «Три расы» - пример вертикальной композиции того же автора, Сандры Лланас.
Любопытно отметить, что горизонтальная или вертикальная композиция в портрете настраивает на созерцание того или иного аспекта изображаемого. Например, горизонтальная композиция позволяет создать такой фон или заполнить задний план такими атрибутами и объектами, которые также характеризуют персонаж и произведение в целом. Портрет, выполненный в темных тонах, произведет одно впечатление, если же на картине преобладают светлые тона, тип восприятия будет совершенно иным, и т. д. Итак, в горизонтальной композиции фон составляет часть образа и так же важен, как и сам портрет. Вертикальная композиция более динамична, чем горизонтальная, придает образу некую торжественность и важность, однако здесь вступает в действие новый фактор, который влияет на характеристику персонажа, - его одежда. Она несет определенную информацию о личности, об эпохе и окружении, а кроме того, имеет немалое значение с композиционной и эстетической точки зрения.
Вертикальная композиция идеально подходит для портретов крупным планом или портрета в полный рост. Очень важно сказать о заполнении плоскости изображения. Типичная ошибка в портретах - лишнее пространство над головой модели. Горизонтальная композиция часто сложнее, так как в этом случае труднее заполнить пустое пространство. Тем не менее поэкспериментировать с этим типом композиции очень интересно; например, можно попробовать изобразить лишь часть лица или сместить центр композиции вправо или влево.
Подводя итог, следует отметить, что при выборе горизонтальной или вертикальной композиции нужно грамотно скомпоновать предметы на плоскости рисунка, учитывая их пропорции и размеры, найти равновесие между различными элементами в пределах заданного формата. Все это необходимо для достижения гармонии и спокойной уравновешенности деталей, которые и составляют хороший портрет.
Кроме этого, при создании портрета нужно принимать во внимание такие факторы, как угол зрения, освещение, техника выполнения рисунка, черты лица изображаемого человека и выразительность.
Густав Климт. Дама в черной шляпе с перьями. 1910. Холст, масло. Частная коллекция. Грац, Австрия
Габриэль Россетти. Морское заклинание. 1877. Холст, масло. Художественный музей Фогга в университете Гарварда. Кембридж, Массачусетс, США
На этом портрете, изображающем двух мужчин и выполненном в технике масло по дереву, можно отчетливо увидеть разницу между двумя видами композиции. Справа, на вертикальной, одежда формирует основную часть композиции, характеризующую модели и наделяющую их особой индивидуальностью. Слева же, на горизонтальной, одежды почти не видно, и фон практически сливается с моделями, что придает им большую теплоту и гармонию.
Вот еще один пример для сравнения горизонтальной и вертикальной композиции. На портрете, изображенном слева, фон, фиолетовые тона в теневых областях, плотно окружающих модель, и участок, выполненный синим кобальтом, отчетливой разницей цветовых характеристик подчеркивают горизонтальный характер членения элементов фона.
Рисование - это нечто большее, чем простое умение с помощью кисти, красок или карандаша отразить окружающую нас действительность. Оно также подразумевает возможность ярче чувствовать, видеть и понимать, развивать воображение, изображать что-то новое, сложное и интересное, находить индивидуальные способы выражения себя как творческой личности.
Если вы являетесь автором фотографии, использованной в статье, напишите нам, мы обязательно укажем авторство!
blogs.masterclassy.ru