Мастер усадебного пейзажа - Жуковский Станислав Юлианович. Картины жуковского


Художник Жуковский С.Ю. Биография. Описание картин. . Художники-передвижники

Станислав Юлианович Жуковский родился 13 мая 1875 года в селе Ендриховцы Гродненской губернии. Первые навыки мастерства живописца он получил еще во время обучения в Варшавской классической гимназии и реальном училище. Вопреки запрету отца Жуковский в 1892 году поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его преподавателями были И.И. Левитан и В.А. Поленов.

Влияние Левитана отчетливо прослеживается в ранних работах начинающего художника. Картины «Восход луны», «Ясная осень. Бабье лето», «Начало осени», «Весенняя вода» проникнуты присущим Левитану стремлением изобразить красоту каждого мига.

Жуковский начинает участвовать в выставках Товарищества Передвижных Художественных выставок с 1895 года. Позднее он войдет в ряды членов-учредителей Союза русских художников.

Еще во время обучения в Училище Жуковский создает картину «Лунная ночь», которую в 1899 году П.М. Третьяков приобретает для своей коллекции. Жуковский стремится изобразить природу во всей ее прелести, он пишет большие пейзажи, работая с натуры.

С середины 1990-х годов манера работы художника несколько меняется. Его работы становятся более красочными, декоративными, мазки делаются более выраженными. Характерными примерами подобных работ стали картины «Озеро», «Плотина», «Увядающие астры», «Под вечер», «Весна».

Художник много путешествует по Украине и России. Он пишет прекрасные уголки природы, усадебные интерьеры. В интерьерах Жуковский делает акцент на окнах, сквозь которые можно увидеть шикарный пейзаж.

В 1907 году Жуковскому присваивают звание академика, он начинает преподавать. Жуковский открывает художественную школу в Москве. В этом учебном заведении Жуковский проводил занятия до революции 1917 года. Его учениками были И.И. Нивинский, В.В. Маяковский.

После революции Жуковский продолжает активно работать, хотя с каждым годом ситуация становится все сложнее. В 1921 году художник проводит выставку, но представители авангардного искусства подвергли его жесткой критике. С каждым годом Жуковский все больше утверждается в необходимости оставить Россию. В 1923 году он отправляется в Польшу. Там художник продолжает работать, при этом сохраняя выбранную тематику. Появляются полотна «Осеннее утро», «Речка в Полесье», «Иней».

Несмотря на уговоры друзей, в Россию художник уже не вернулся. Он умер в 1944 году в концентрационном лагере в Прушкуве.

 

Лучшие картины Жуковского С.Ю.

Все размещенные на сайте произведения художников демонстрируется исключительно с информационно-образовательной целью, и находятся в свободном доступе в интернете. Изображения имеют низкое разрешение, что делает их непригодными для коммерческого использования.

 

www.hudojnik-peredvijnik.ru

30 интерьерных картин — PORUSSKI.me

Сохраненные жемчужины дворянского быта так или иначе связаны с громкими именами великих людей. Без важного «звания» сохранить наследие практически невозможно. И всё то, что пострадало от вандализма и исчезло, теперь можно лишь отыскать в воспоминаниях или картинах таких деятелей, как Станислав Юлианович Жуковский. Недаром Жуковского называли (и называют до сих пор) певцом русской усадьбы. Художник в какой-то степени сохранил  для нас эту атмосферу, рисуя на своих картинах интерьеры старинных усадеб, природу, пейзажи.

Семья Жуковского жила неподалеку от города Белостока. Его отец, будучи лишенным всех имущественных и сословных прав после подавления польского восстания 1863 года, был отправлен в Сибирь, что сделало его человеком замкнутым и нелюдимым, с трудным характером, сохранившимся до последних дней. Мать Жуковского, учившаяся в Париже и получившая блестящее воспитание и образование, разделила участь мужа, но не смогла справиться с переменившимся характером и была несчастлива в браке и всецело посвятила себя детям.

Терраса в поместье. Конец 1900-х

На террасе. 1904

Вечерний интерьер. 1900–1909

Увлечение рисованием раздражало отца. Мрачный и суровый, он настаивал на изучении точных наук, а успехи на художественном поприще приводили его в гнев, несмотря на благосклонность матери к таланту сына. После окончания училища Станислав стал учеником Сергея Никитича Южанина, который впоследствии стал известным пейзажистом, и окончательно определил судьбу юного художника.

Зная, что отец ни в коем случае не даст согласия на его профессиональные занятия живописью, Станислав стал тайно готовиться к поступлению в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 17 лет он сбегает из дома в Москву, и этот поступок отец не простил ему никогда. Даже спустя много лет, когда Жуковский стал известным художником, отец всё равно пренебрежительно называет его «маляр» (в польском языке это слово одновременно означает и «художник», и «маляр»).

Интерьер. 1910-е

Интерьер библиотеки помещичьего дома. 1910-е

Праздник весны. 1911

В процессе обучения педагогами Станислава Юлиановича Жуковского были такие известные личности, как Сергей Коровин, Леонид Пастернак, Абрам Архипов, Василий Поленов и Левитан, пусть и косвенно. И уже в студенческие годы юный художник практически не знал неудач и разочарований. Одна за другой открывались выставки. И к 1904 году Жуковский стал членом «Союза русских художников».

В 1906 году Жуковский решил испытать себя в педагогической деятельности и открыл частную школу живописи и рисования. Студия вначале помещалась в гостинице «Санкт-Петербург», а с 1910 года существовала в большой квартире Жуковского в Козицком переулке. В летнее время, уезжая на дачу в Тверскую губернию, Жуковский вывозил туда своих учеников и интенсивно работал с ними на природе. Студия просуществовала до 1917 года. Среди ее учеников были Владимир Маяковский и Игнатий Нивинский.

Брошенная терраса. 1911

В старом доме. 1912

Поэзия старого дворянского дома. 1912

Во времена Советской России искусство Жуковского было объявлено идейно вредным, «воспевающим помещичьи гнезда», тоскующим по прошлой жизни. И в 1923 году Жуковский уехал на свою родину в Польшу. Вернуться было очень непросто, да и Жуковский, судя по всему, не был уверен в том, что это нужно делать. Тем временем Германия напала на Польшу, и началась Вторая мировая война. Во время оккупации Жуковский оставался в Варшаве. После разгрома Варшавского восстания он с другими жителями был изгнан немцами из города, попал в лагерь в Прушкуве, где умер осенью 1944 года и был похоронен в общей могиле.

В творчестве Жуковского преобладают интерьеры. Сюжеты художник чаще всего находил в старых домах и особняках с их библиотеками, гостиными, старинной мебелью и портретами, которые воспринимаются как сохранившиеся следы русской культуры прошлого и не могут не вызвать какого-то уважительного чувства. Вместе с тем интерьеры Жуковского — это не музейные залы, а та привычная среда, в которой живет и действует человек. При этом художник не просто воспроизводил на холсте реальные предметы, в окружении которых течет жизнь их владельцев, а по аналогии с пейзажем воссоздавал атмосферу их эмоционального бытия. Жуковского привлекали комнаты, обставленные мебелью красного дерева в стиле ампир, украшенные портретами первой половины XIX столетия. Интерьеры предстают не просто как места обитания людей среди набора красивых вещей, но как памятники истории искусства.

Былое. Комната старого дома. 1912

Радостный май. 1912

Перед террасой.1912

За столом

Интерьер солнечным днем

Интерьер

Весенние лучи. Интерьер. 1913

В старом доме. 1913

В старом доме. 1914

Малая гостиная в имении Брасово. 1916

Комната в имении Брасово вел. кн. Михаила Александровича. 1916

Большая гостиная в Брасове. 1916

Гостиная с роялем. 1916-1917

Кусково. Малиновая гостиная. 1917

Интерьер. 1917

Интерьер. 1920

Интерьер комнаты. 1920

В комнате. 1920

Лунная ночь. Жасмин и пионы. 1929

Красная комната. 1939

porusski.me

Мастер усадебного пейзажа - Жуковский Станислав Юлианович

Живописную галерею пейзажей начала прошлого века нельзя представить без шедевров одного замечательного мастера. Жуковский Станислав Юлианович – выдающийся русский художник, создававший портреты, натюрморты, пейзажи богатых усадеб, интерьеры. Годы жизни: 1875-1944. Его полотна можно увидеть в самых крупных музеях России, Украины, Беларуси, Польши.Жуковский Станислав Юлианович

Происхождение художника

Где же родился Жуковский Станислав Юлианович? Биография художника очень насыщенная. Родиной его является небольшое польское местечко Ендриховцы. Жуковский родился в дворянской семье, но вскоре этот титул отобрали, так как отец Станислава Юлиановича участвовал в антирусском восстании 1863 года. За это он был на несколько лет сослан в Сибирь вместе со своими двумя братьями. После возвращения из ссылки Юлиан Жуковский стал замкнутым, мрачным. Воспитание детей легло на плечи его жены, Марии. Своё бывшее имение им приходилось арендовать.

художник Жуковский Станислав Юлианович

Обучение

С детства мать прививала детям любовь к музыке, рисованию. Самым способным был Станислав. Отцу же хотелось, чтобы сын больше времени уделял точным наукам. Получив достаточно знаний дома, юноша поехал в Варшаву, где обучался в классической прогимназии Лаговского. Особое значение в становлении художника сыграло Белостокское реальное училище, куда он вскоре перевёлся. Здесь ему посчастливилось обучаться у талантливого художника-пейзажиста С. Н.Южанина. Он заметил талант молодого Жуковского и посоветовал ему поступить в Московское училище живописи, где лучше всего можно было обучиться пейзажному мастерству. Отец был категорически против такого выбора Станислава, поэтому всю подготовку к вступительным экзаменам юноша проводил тайно.

Так и не получив разрешения отца, семнадцатилетний Жуковский самовольно уезжает в Москву. Отец долгие годы так и не смог понять и принять выбор сына, а увиделся с ним, когда к Станиславу пришла популярность. На становление художника в училище повлияли такие замечательные мастера, как Василий Поленов, Сергей Коровин, Абрам Архипов, Леонид Пастернак. В 1895 году Жуковскому выдан документ, который разрешал без всяких препятствий рисовать этюды с натуры. Также он был награждён двумя серебряными медалями за рисунок и этюд.Жуковский Станислав Юлианович выдающийся русский художник

Первые работы и женитьба художника

Ещё будучи студентом, на многих выставках размещал свои работы художник Жуковский Станислав Юлианович. Картины мастера имели большой успех. Его самые ранние картины: «Неман», «Усадьба», «Весенний вечер». Последнюю из них приобрёл для своей коллекции П.М. Третьяков.

В 1897 году Станислав Юлианович женится первый раз на однокурснице А.А. Игнатьевой. Это ещё больше подвигло художника на творчество. На одной из передвижных выставок Илья Репин отметил творение Жуковского «Весенняя вода». Его работами восхищались Владимир Маяковский и Павел Чистяков. Много советов по написанию картин давал Жуковскому сам Левитан (преподаватель училища).Жуковский Станислав Юлианович биография

От выставки к выставке

Станислав Юлианович Жуковский стал продолжателем левитанского русского пейзажа. Он рисовал природу во все времена года, всегда находя её прелестной. Вот работы, которые радовали многих почитателей искусства:

  • «Лунная ночь»;
  • «Ясная осень. Бабье лето»;
  • «У мельницы»;
  • «У пруда. Осень»;
  • «Осенний вечер».

Постепенно мастера всё больше стал привлекать усадебный пейзаж, он работал в нескольких студиях. У Жуковского была дача в Тверской губернии, куда он часто выезжал со своими учениками. Ведь в 1906 году им была открыта частная школа рисования и живописи. А в 1907 году мастер был провозглашён академиком при Императорской Академии художеств. Много лет он был членом «Союза русских художников». Первое десятилетие прошлого века – период расцвета художника. Картины Станислава Юлиановича были очень популярными и хорошо раскупались.Жуковский Станислав Юлианович картины

Усадебный пейзаж и интерьер

Постепенно Жуковский Станислав Юлианович стал увлекаться импрессионизмом. Тенистые аллеи, старые парки, распахнутые окна и двери вдохновенно изображались художником. Тема усадьбы стала постепенно переходить в написание интерьеров. Жуковский мастерски изображал аристократические гостиные, библиотеки, шикарную мебель, картины на стенах. Мастер писал усадьбы братьев Шереметьевых, имение князя Михаила Александровича – Брасово. В 1917 году Станислав Жуковский развёлся со своей первой супругой и женился на своей ученице Софье Кваснецкой.

Октябрьскую революцию 1917 года Жуковский не воспринял должным образом. Он вошёл в художественный совет Третьяковской галереи. Им было создано в этот период более 70 работ, которые он показывал на выставках. Но творчество художников в послереволюционный период было охарактеризовано как недостаточно идейное, изображающее старую жизнь. В России картины Станислава Жуковского становились всё менее востребованными, и он уезжает в Польшу.Жуковский Станислав Юлианович

Польский период в творчестве Жуковского

Родные места вдохновили Станислава Юлиановича на новые творения. Первой работой, выполненной на родине, была картина "Перед маскарадом", на которой он изобразил свою жену. В Кракове и Варшаве прошли выставки его работ. Художник часто бывал в Беловежской пуще, на берегах рек Буг и Неман. Здесь его творчество ориентировалось на французское искусство, также он пробует писать пейзажи по памяти. Во многих музеях польских городов хранятся картины позднего периода творчества художника. Его творения смог увидеть Париж в 1925 году. Последним его творением стала картина под названием "Красная комната".

Вторая мировая война застала Жуковского в Варшаве. Он попал в немецкий концлагерь, где не выдержал суровых условий и умер в 1944 году.

fb.ru

Жуковский Станислав Юлианович Картины биография Zhukovsky Stanislav

Жуковский Станислав Юлианович — живописец, мастер пейзажа, художник белорусско-польского происхождения, подданный Российской империи. Родился в 1873 году в селе Ендриховичи Гродненской губернии в семье аристократа, лишенного владений и дворянских прав за участие в Польском восстании 1863 года. Поражение восстания, высылка братьев отца, потеря родовой усадьбы, сложное материальное положение семьи и разбитые надежды — все это повлияло на мировоззрение и душевное состояние художника.

Река Неман Река Неман, 1895, музейРеспублики Татарстан Плотина Плотина, 1909,Русский музей Золотая осень Золотая осень, 1901, Серпуховской историко-художественный музей Печальные думы Печальные думы, 1907 год,Ярославский художественный музей

В 1892 году Жуковский, вопреки воле отца, отправился в Москву учиться живописи. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у И. И. Левитана, В. Д. Поленова, В. А. Серова.

С середины 1890-х годов Жуковский стал участвововать в выставках Товарищества передвижных художественных выставок. В 1899 году его картина "Лунная ночь" была приобретена в собрание Третьяковской галереи.

В 1907 года вступил в художественное объединение Союз русских художников, в том же году Жуковскому было присвоено звание академика пейзажной живописи. Художник в своих произведениях продолжал лучшие традиции лирического пейзажа Исаака Левитана. Многие пейзажи Жуковского отличаются сильной мажорной гаммой.

Тонкий мастер интерьера; изображал старинные усадьбы и парки ("Усадьба", 1899, Государственная Третьяковская галерея; "Терраса", 1906, Государственный Русский музей; "Радостный май", Государственная Третьяковская галерея, 1912). К началу XX века Жуковский стал одним из самых известных в России пейзажистов импрессионистического направления. Участвовал в выставках объединения художников "Мир искусства". Жил преимущественно в Москве. Организовал здесь частную школу, где преподавал в 1907-1917 годах. Много путешествовал по Средней России, посещая старинные дворянские усадьбы. В 1923 году художник уехал в Польшу. Во время Второй мировой войны Станислав Юлианович Жуковский был арестован нацистами. Умер художник в концентрационном лагере в Прушкове близ Варшавы в 1944 году.

Беседка в парке ранней весной Беседка в парке ранней весной, 1906, Курская картинная галерея Старая усадьба в мае Старая усадьба в мае, 1910, Национальный художественный музей Республики Беларусь Старая усадьба зимой Старая усадьба зимой, 1911, Архангельский художественный музей Отблески вечерней зари Отблески вечерней зари, 1912, Ярославский художественный музей В комнате В комнате, 1920, Ростовский музей изобразительных искусств Библиотека в помещичьем доме Библиотека в помещичьем доме, 1910, музей Республики Татарстан Лунная ночь Лунная ночь Весенний ручей Весенний ручей Терраса осенью Терраса осенью
Top Mail.ru

smallbay.ru

Лирический пейзажист Станислав Жуковский - История красоты

С.Ю. Жуковский. Интерьер комнаты, 1910-1920

Две картины на выставке в Музее русского импрессионизма напомнили о художнике, который после Левитана стал одним из самых известных пейзажистов, работавших в импрессионистской манере. Он гордился тем, что его называли русским импрессионистом, но не любил, когда его работы сравнивали с полотнами французских художников. Станислав Юлианович Жуковский считал, что русскую природу надо писать по-русски."Моне, Сезанн и другие – прекрасные и очень искренние художники, – говорил он. – Но я не выношу, когда пишут русскую природу, подгоняя ее под полотна Сезанна. Когда я вижу такие произведения, я делаюсь буквально больным".Свой "Осенний лес" он написал, скорее всего, в Тверской губернии, куда  каждый год выезжал на пленэры. Осень Жуковский изобразил пышной, роскошной, несмотря на грядущее увядание.

17-0266.jpgС.Ю. Жуковский. Осенний лес, 1911

Станислав Юлианович Жуковский (1875-1944) родился в селе Ендриховцы Гродненской губернии в семье польского аристократа, лишенного прав и владений за участие в польском восстании 1863 года. Отец будущего художника после подавления восстания стал замкнутым и нелюдимым. Успехи сына в живописи вызывали настоящий гнев у него. Мальчика поддерживала только заботливая мать. Блестяще образованная аристократка, в юности она училась в Париже. И своим детям прививала не только любовь к рисованию, но и к иностранным языкам, музыке.Вопреки воле отца в 17 лет Станислав уехал в Москву и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками были В.А. Поленов и И.И. Левитан, а учителями известные тогда педагоги: Сергей Коровин, Леонид Пастернак, Абрам Архипов. В студенческие годы Станислав Жуковский не знал неудач и разочарований. Выставки с его работами открывались одна за другой, картины покупались известными коллекционерами. С 1895 года участвовал в выставках передвижников. В 1897 году произошло еще одно очень важное событие в личной жизни художника - женитьба на ученице училища Александре Александровне Игнатьевой.

17-0265.jpgС.В. Малютин. Портрет художника С.Ю. Жуковского, 1915. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В живописи Жуковского доминировали лирические пейзажи, вначале сдержанные, строгие по тону ("Весенняя вода", "Лунная ночь"), затем все более яркие, красочные, импрессионистические ("Мартовский вечер", "Плотина"). Жуковский стремился воплотить в них всю красоту жизни, неповторимость каждого ее мгновения. Писал всегда с натуры, работал очень быстро, вдохновенно.

17-0264.jpgВесенняя вода, 1898. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1899 году его картина "Лунная ночь" была приобретена в собрание Третьяковской галереи. К началу XX века Жуковский стал одним из самых известных в России пейзажистов импрессионистического направления. Участвовал в выставках "Мира искусства". Жил преимущественно в Москве. В 1907 году Жуковский открыл в Москве художественную школу, в которой сам и преподавал более 10 лет. Школа была двухгодичной и давала начальное художественное образование. Cреди учеников Жуковского был и поэт-бунтарь Владимир Маяковский, и выдающийся театральный художник И.И. Нивинский.

17-0263.jpgЛунная ночь, 1899. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Художник много ездил по Средней полосе России, изучая старинные русские усадьбы.

17-0262.jpgПод вечер. В заброшенной усадьбе. 1897. Холст, масло. Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул

"Пора перестать ездить за модами в Париж, пора стряхнуть с себя вековую рабскую зависимость, пора иметь свое лицо… Пора бросить раскрашивать русскую поэтическую, скромную природу в синьку и медянку, а русского человека в мулата с острова Таити… Нам это не идет, как не идет цилиндр Маяковскому и золотой лорнет Бурлюку!" –  призывал своих друзей-художников Станислав Жуковский к поиску собственной, индивидуальной манеры.

17-0261.jpgЛунная ночь зимой, 1901. Кировский областной художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых

В середине 1900-х годов манера письма становится становится немного другой: краски - более яркими, мазок - более четким и энергичным. Особенно известны его усадебные мотивы - пейзажные и интерьерные ("Осень. Веранда", "Поэзия старого дворянского гнезда", "Радостный май").

17-0260.jpgМартовский вечер, 1904. Холст на фанере, масло. Частное собрание

Приёмы импрессионизма художник использовал, чтобы сделать свои полотна более лиричными.

17-0259.jpgХрам Рождества Богородицы. Звенигород, 1904. Холст, масло. Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств

Как живописец Жуковский достиг совершенства в усадебно-пейзажном жанре, в его картинах всегда сохранялись простота и реалистичность.

17-0258.jpgУтро (Осень в усадьбе), 1906. Холст, масло. Частное собрание

К 1910-м годам в творчестве Жуковского сложились любимые тематические циклы: "чистый" пейзаж, архитектурный, точнее, усадебный пейзаж и интерьер. Часто в одной картине переплетались элементы всех этих жанров. Для картины "Печальные думы" позировала первая жена - А. А. Жуковская.

17-0257.jpgПечальные думы. 1907. Холст, масло. Ярославский художественный музей

Тема усадьбы для Жуковского имела свою притягательную силу. Может быть, память об утраченном уютном доме заставляли художника обращаться к этому любимому мотиву. Недаром Жуковского называли певцом русской усадьбы."Я большой любитель старины, в особенности пушкинского времени...", - говорил о себе Жуковский.

17-0256.jpgИнтерьер. 1910-е. Холст, масло. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

17-0255.jpgИнтерьер библиотеки помещичьего дома. 1910-е. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

17-0254.jpgПраздник весны. 1911. Холст, масло. Частное собрание

17-0253.jpgОсенний лес, 1911

17-0252.jpgОсень. Веранда, 1911. Холст, масло. Государственный Русский музей

17-0251.jpgВ старом доме, 1912. Холст,масло. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

17-0250.jpgПоэзия старого дворянского дома, 1912. Холст, масло. Государственный Русский музей

17-0249.jpgРадостный май, 1912. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

17-0248.jpgВ старой аллее. 1913. Холст, масло. Частное собрание

Весной 1916 года Жуковский работал в имении Рождествено в Звенигородском уезде Московской губернии. Во второй половине 1916 года Жуковский писал интерьеры в имении Брасово, в то время принадлежавшем великому князю Михаилу Александровичу. Интерьеры имения Брасово по праву считаются блестящим образцом этого жанра.

17-0247.jpgБольшая гостиная в Брасове. 1916. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва

Вторая половина 1910-х годов - период расцвета в творчестве Жуковского. Художник много работал, много выставлялся, его имя не сходило со страниц журнальных и газетных статей, присутствие новых его работ в значительной мере определяло успех выставок, на которых они экспонировались. Определенную роль в эмоциональном подъеме Жуковского в этот период сыграл роман с ученицей его студии, молодой красавицей Софьей Павловной Кваснецкой, который завершился разводом с Александрой Жуковской и новым браком в 1917 году.

17-0246.jpgПортрет С.П. Жуковской, 1916. Холст, пастель. Частное собрание

Революцию Жуковский встретил без особого энтузиазма, однако пытался приспособиться к новому для себя образу жизни. Работал в московской Комиссии по охране памятников искусства и старины, был членом Коллегии художников при Государственной Третьяковской галерее. Участвовал в обследовании частных художественных собраний с целью отбора произведений живописи для музеев. Какое-то время работал художником-декоратором и режиссером-постановщиком в театре в Вятке. Организовал и провел две персональные выставки. Его пригласили к сотрудничеству в Отделе пластического искусства комиссии "Красоты Москвы". Вскоре он занялся разработкой планов и проектов улучшения внешнего вида Москвы, вопросами ее благоустройства, и даже стал членом жюри по оценке советских денежных знаков.

17-0245.jpgЛетнее утро. Усадьба Рождествено, 1918. Холст, масло. Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник

Но его искусство оказалось ненужным новой России. И в 1923 году он переехал в Польшу, где продолжал плодотворно работать как живописец.

17-0244.jpgПеред маскарадом (Портрет жены), 1923. Холст, масло. Национальный музей в Варшаве

В новую, по началу очень успешную, жизнь художника в середине 30-х внёс свои коррективы тяжелейший экономический кризис. Узнав о том, что его картины не находят сбыта в Польше, первая жена художника, Александра Жуковская, используя старые связи, продала в Советском Союзе через закупочную комиссию двенадцать его картин и пыталась убедить его в необходимости вернуться, тем более, что, живя в Варшаве, Жуковский долго сохранял советское гражданство.

17-0243.jpgКолея на снегу, 1928. Холст, масло. Частная коллекция

И.И. Бродский и другие друзья художника уговаривали Жуковского вернуться в СССР, но он оставался в Польше. Тем временем Германия напала на Польшу и началась Вторая мировая война. Во время оккупации Жуковский оставался в Варшаве. В августе 1944 он был арестован при подавлении Варшавского восстания против фашистских оккупантов и погиб в концлагере в Прушкуве близ Варшавы. Большинство его картин пропали во время этого восстания.

17-0242.jpgВид из окна, 1936. Холст, масло. Частная коллекция

Станислав Юлианович Жуковский всего несколько месяцев не дожил до 17 января 1945 года, когда советские войска совместно с Войском Польским освободили Варшаву и вернули независимость Польше.

17-0241.jpgЖуковский С.Ю. и Жуковская А.А. 1921

bellezza-storia.livejournal.com

Жуковский С.Ю. «Вечерний интерьер». Описание картины.. Художники-передвижники

1900–1909 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

 Описание картины Жуковского С.Ю. «Вечерний интерьер»

На картине С.Ю. Жуковского «Вечерний интерьер» мы видим большую просторную комнату, в центре которой сидит молодая девушка за роялем. Девушка одета в белое длинное платье, что выдаёт её аристократическое происхождение. Её тёмные волосы аккуратно уложены в модную причёску того времени. Одной рукой девушка опирается о стул, на котором сидит, поддерживая голову. Глаза девушки прикрыты. Её, с лёгким наклоном осанка говорит о том, что она очень устала, и готова вот-вот погрузиться в сладкую дремоту. Перед ней на рояле стоят ноты. Похоже, девушка старательно занималась целый день, заучивая музыкальные композиции. На стене над роялем висит большой портрет в толстой раме. На нём изображён мужчина во фраке. Возле рояля стоит резное мягкое кресло коричневого цвета. У него широкая спинка и небольшие ножки.

Позади девушки находится большое окошко с деревянной рамой. Возле окна стоит ещё одно кресло. Можно предположить, что оно предназначено для чтения, так как у окна хорошее дневное освещение. С левой стороны от девушки находится массивная деревянная дверь, которая открывает нам вид в другую комнату с такими большими окнами.

День постепенно подходит к своему завершению. На стене возле рояля отражается закат, лучи которого просочились через невидимые для зрителя окна на противоположной стене от рояля. Пол в комнате блестящий, и из-за отражающихся в нём лучей солнца, кажется глянцевым. От близлежащего окна на него так падает свет, что оставляет большую длинную яркую полосу на всю комнату. Посреди комнаты лежит большой ковёр из натурального полотна. Всему помещению присуща некоторая вычурность в интересном сочетании с простотой старинных предметов.

Лучшие картины Жуковского С.Ю.

 

www.hudojnik-peredvijnik.ru

Станислав Юлианович Жуковский - Вспомнить, подумать...

“Я большой любитель старины, в особенности, пушкинского времени..., но как мало истинно культурных и тонких людей, умеющих ценить эту святыню, не превращающих их (памятники того времени) в фабрики, а парки, где гулял Евгений Онегин - во дрова”. С.Ю. Жуковский

Певец русской усадьбы.

Станислав Юлианович Жуковский

Станислав Юлианович Жуковский (1873, Ендриховичи, Гродненская губ., Российская империя — 1944, Прушково, близ Варшавы, Польша) — русский художник польского происхождения.

Выдающийся представитель русской пейзажной живописи конца XIX -начала XX столетия. лирический пейзажист достигший совершенства в усадебно-пейзажном жанре.

Старую русскую жизнь трудно представить без дворянских гнезд, уютных парков с усадебными домами. Наше время постепенно уничтожает остатки былого великолепия: природные ландшафты уродуются безликими коттеджными поселками, старые барские дома стоят в запустении или же растаскиваются по бревнышку-кирпичику предприимчивыми гражданами.

Жуковский Станислав Юлианович. Белый дом. 1906

Оставшиеся жемчужины дворянского быта, так или иначе связанные с именами великих людей, еще каким-то образом удается спасать от вандализма, а вот все остальное архитектурно-ландшафтное наследие уже стало просто историей, историей России. Художник Станислав Юлианович Жуковский сохранил в какой-то степени для нас эту историю, рисуя на своих картинах интерьеры старинных усадеб, природу, пейзажи. Судьба этого художника во многом трагична, к сожалению как и у большинства тех, кто попал в смуту революции...

Жуковский Станислав Юлианович. Брошенная терраса. 1911

Станислав Юлианович Жуковский родился в местечке Ендриховцы неподалеку от города Белостока. Отец Жуковского был дворянином по рождению, но к моменту крещения Станислава был лишен этого звания. Семья Жуковских жестоко пострадала после подавления польского восстания 1863 года. Отец художника и два его дяди были лишены всех имущественных и сословных прав и сосланы в Сибирь (один из них погиб там, а другому удалось бежать за границу).

Юлиан Жуковский тяжело переживал лишения, выпавшие на его долю, и это сказалось на его характере. Вернувшись в родные места, он стал замкнутым, нелюдимым. Его жена Мария, урожденная Вержбицкая, была родом из Варшавы. Она получила блестящее воспитание и образование, училась в Париже, но судьба, благосклонная к ней в юности, переменилась. Разделив участь мужа, она оказалась не в силах справиться с его изменившимся характером, была несчастлива в браке и всецело посвятила себя детям.

Жуковский Станислав Юлианович Выпал снег

Жуковские жили безвыездно в своем бывшем имении Старая Воля в Гродненской губернии Пружанского уезда, но не на правах собственников, а в качестве арендаторов. Семья жила очень патриархально и замкнуто. Мать учила детей музыке и иностранным языкам, приветствовала и поощряла их занятия рисованием. Успехи Станислава особенно радовали ее. У отца же, всегда мрачного и сурового, увлечение Станислава рисованием при недостаточном прилежании в точных науках вызывало раздражение, а иногда и гнев.

Получив первоначальное домашнее образование, Станислав поступил в Варшавскую классическую прогимназию Лаговского, но затем родители перевели его в Белостокское реальное училище. И здесь произошла встреча, определившая дальнейшую судьбу Жуковского.

Учителем рисования в Училище был художник Сергей Никитич Южанин, выпускник Строгановского училища, впоследствии известный пейзажист и мастер интерьера, педагог.

Эта склонность к пейзажу, которая проявилась очень отчетливо уже в юном возрасте у Жуковского, определила и выбор школы, в которой, как он решил вместе со своим учителем, ему предстояло учиться живописи.

Жуковский Станислав Юлианович. В мае. 1899

Петербургской Академии художеств юноша предпочел Московское училище живописи, ваяния и зодчества, сохранившее и развивавшее лучшие традиции русской пейзажной школы. Впрочем, дома о мечте Станислава профессионально заниматься живописью никто не знал: отец не допускал даже мысли о том, что его сын может стать художником. Зная, что отец ни в коем случае не даст согласия на его профессиональные занятия живописью, Станислав стал тайно готовиться к поступлению в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Жуковский Станислав Юлианович. Весенний бурлящий ручей. 1913

Согласно уставу, в училище можно было поступать с двенадцати лет, но за несовершеннолетних детей должны были подать заявление родители, свидетельствуя, что берут на себя материальное обеспечение учащегося. Жуковский же не имел никакой надежды получить от отца даже согласия на учебу в училище, а тем более письменного прошения о его зачислении. Поэтому Станислав решил скрыть свой возраст, прибавив себе два года. Он рассчитывал, что такая "ложь во спасение" позволит ему поступить в училище не в качестве учащегося, плату за которого вносят родители, но вольнослушателя, способного самостоятельно платить за свое обучение.

Семнадцатилетним юношей без разрешения отца Жуковский уехал в Москву. Отец воспринял это как побег из дому, отрекся от сына и увиделся с ним вновь лишь много лет спустя, когда Станислав стал известным художником. До конца жизни отец не простил его, с насмешливой гримасой называя "маляр" (в польском языке это слово одновременно означает и "художник", и "маляр").

Жуковский Станислав Юлианович. Ранняя весна (Беседка в парке). 1910

О поре учебы в училище Жуковский всегда вспоминал с большой теплотой. Первым его московским педагогом был Сергей Коровин, преподававший в школе с 1888 года. Получив положенные по уставу первые номера за работы в оригинальном и головном классах, Жуковский перешел в фигурный класс, который вел Леонид Пастернак. Преподавателем в следующем, натурном классе был Абрам Архипов. Несомненно огромное влияние, которое оказал на Жуковского Василий Поленов.

В 1895 году Жуковский получил свидетельство Совета Московского художественного общества "для беспрепятственного рисования и снятия живописных этюдов с натуры". Он смог уехать на родину и там писал виды Гродненской губернии. Это были пейзажи, с документальной точностью воспроизводящие увиденное художником, однако нельзя утверждать, что в них ему удалось выразить свое настроение, вызванное конкретным мотивом. От этого периода дошли два варианта картины "Неман".

Жуковский Станислав Юлианович. Река Неман. 1895

Как награда за труд стал приходить к художнику успех. Даже в студенческие годы он практически не знал неудач и разочарований. Выставки открывались одна за другой: ученические Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Передвижные, Московского товарищества художников, Общества любителей художеств, и Жуковский начал показывать на них свои работы.

1896. УСАДЬБА ОСЕНЬЮ

Вскоре после удачного дебюта на выставке в Училище живописи, ваяния и зодчества в 1896 году его работа "Усадьба" была принята на XXIV Передвижную выставку и сразу же отмечена в печати. А всего год спустя, с XXV Передвижной, Павел Михайлович Третьяков приобрел пейзаж "Весенний вечер" (1896).

Жуковский Станислав Юлианович Весенний вечер. 1896.

На экзамене в 1897 году Жуковский получил две малые серебряные медали за этюд и за рисунок. Наступало время писать картину на большую серебряную медаль. Утверждение эскиза прошло удачно. Впереди были два свободных года для подготовки к выпускным экзаменам. Но в том же 1897 году произошло еще одно очень важное событие в личной жизни художника - женитьба на ученице училища Александре Александровне Игнатьевой. Молодые поселились в двухкомнатной меблированной квартире на Вокзальной площади.

Жуковский С. Ю. с первой женой Жуковской А. А.

Известные нам работы Жуковского ученической поры и первой половины 1900-х годов выражают не столько его собственные находки, сколько художнические увлечения, симпатии, пристрастия. Вместе с тем примерно в те же годы Жуковский создал картины, свидетельствующие о том, что он уже выходил на самостоятельную дорогу. Первая из них - "Весенняя вода" (1898).

Жуковский Станислав Юлианович Весенняя вода. 1898.

"Весенняя вода" была выбрана с XXVI Передвижной выставки Комитетом по приобретению картин для Академии художеств, в который входили Илья Репин, Павел Чистяков и Владимир Маковский. Это, несомненно, свидетельствовало о признании незаурядного дарования художника.

Левитан Исаак Ильич (1860 – 1900).

Осенью 1898 года в Московском училище живописи, ваяния и зодчества начал преподавать Левитан, и для Жуковского вновь наступила пора самого напряженного и в то же время самого счастливого ученичества. Жуковский формально не был учеником Левитана, но, по его собственному признанию, пользовался советами мастера, который оказал сильное воздействие на творчество молодого художника.

Жуковский Станислав Юлианович. Лунная ночь. 1899

Картина изображает подъезд к барскому дому в усадьбе Всесвятское Тверской губернии Вышневолоцкого уезда.Имя Жуковского от выставки к выставке приобретало все большую известность. Его работы каждый раз оказывались в числе наиболее заметных. Подтверждением тому может служить "Лунная ночь" (1899), картина, за которую Жуковский получил звание классного художника.

Жуковский Станислав Юлианович Ясная осень. Бабье лето. 1899

В конце 1899 - начале 1900 года на XIX выставке картин Московского общества любителей художеств экспонировалась картина "Ясная осень. Бабье лето" (1899). Пейзаж написан в усадьбе Поддубье Тверской губернии и изображает липовую аллею, которая вела от церкви к барскому дому.В этом произведении Жуковский выступил продолжателем левитановской линии в русском пейзаже с ее чувством просветления и отрады, "светлой печали", когда природа, даже в период своего увядания, предстает перед зрителем в своей пышной красоте, являясь нам одетой "в багрец и золото".

В 1901 году Жуковский закончил учебу в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, получив первую серебряную медаль и звание классного художника. Жуковский вступил в новый век мастером, продолжающим линию русского лирического пейзажа и использующим для этого достижения современной живописи. Жуковского начинают приглашать на выставки в качестве желанного экспонента.

Терраса в поместье. Весенний вечер 1896.

Ощутив себя самостоятельным, зрелым художником, Жуковский неизбежно должен был выбрать для себя круг единомышленников в искусстве, объединение, полноправным членом которого он мог бы стать. И такое объединение было образовано в Москве в декабре 1903 года - "Союз русских художников". В 1904 году стал членом "Союза русских художников" и Жуковский. Уже в своем первом выступлении на выставке "Союза русских художников" Жуковский продемонстрировал тонкое проникновение в смену состояний природы, умение найти в ней наиболее эмоционально выразительные "куски", а также раскрыть широкую гамму настроений. Таковы картины:

Жуковский Станислав Юлианович У мельницы. 1904

Этюд «Осень» написан в мажорных тонах. Пейзаж освещен лучами неяркого солнца. На нем бледно - голубое небо и ярко - синяя покрытая рябью поверхность воды, уютный дворик с нехитрым бытом, оживляющим пейзаж. Фрагментарная композиция вовлекает зрителя в непосредственное общение с небольшим уголком природы. Этюд становится конечной целью художника, так как в нем сохраняется непосредственность восприятия природы. Выразительность живописных приемов оказывается столь адекватной физическому состоянию природы, что один из критиков «увидел изображенным сам ветер».

Жуковский Станислав Юлианович Осень (У пруда). 1904

Одна из лучших картин этого плана - "Осенний вечер" (1905), изображающая угол дома усадьбы Сигово в имении Колокольцевых на берегу озера Удомля.

Тема усадебного пейзажа все больше привлекала Жуковского. Впрочем, интерес к этой теме был заметен не только у него. Общий ретроспективный характер искусства начала XX века, стремление многих художников, от Борисова-Мусатова до представителей "Мира искусства", найти положительные идеалы вне "трагической картины русской действительности" времени первой русской революции 1905-1907.

В 1906 году Жуковский решил испытать себя в педагогической деятельности и открыл частную школу живописи и рисования. Студия вначале помещалась в гостинице "Санкт-Петербург", а с 1910 года существовала в большой квартире Жуковского в Козицком переулке. В летнее время, уезжая на дачу в Тверскую губернию, Жуковский вывозил туда своих учеников и интенсивно работал с ними на природе. Студия просуществовала до 1917 года. Среди ее учеников были Владимир Маяковский и Игнатий Нивинский.

К середине 1900-х годов Жуковский достиг в своем творчестве столь несомненных успехов, что привлек к себе внимание Императорской Академии художеств. На собрании 29 октября 1907 года было объявлено, что Императорская Академия "...за известность на художественном поприще признает и почитает Станислава Юлиановича Жуковского своим академиком".

Жуковский Станислав Юлианович Печальные думы. 1907

Будучи членом "Союза русских художников", Жуковский продолжал участвовать в выставках Товарищества передвижников. Картина "Печальные думы" (1907), которая впервые экспонировалась на XXXVI Передвижной выставке в 1908 году, вызвала восхищение публики. К концу 1900-х годов творчество художника вступило в пору расцвета. "Плотина" (1909) - один из шедевров Жуковского.

Жуковский Станислав Юлианович Плотина. 1909

Оказалось, что пейзаж имеет свой реальный прообраз - это мельница на проточном озере Меглыч в селе Всехсвятское Тверской губернии. Сегодня от мельницы осталась только запруда. Избушка сгорела.Серебристый колорит картины рождает ощущение серого пасмурного дня, когда свет скользит по предметам, не давая резких теней. Это скольжение света Жуковский подчеркивает напряженностью мазка и видоизменением цвета на каждом участке, создавая впечатление вибрации воздуха.В ней он нашел ту счастливую меру соединения пейзажа с жанром, при котором картина не стала повествовательно-событийной, но, оставаясь пейзажем, приобрела новый глубокий смысл.

Та же самая плотина была написана Жуковским в пасмурный день поздней осени, но на сей раз художник увидел ее с противоположного берега. За эту картину - "Мельница" (1910) -Жуковскому в 1910 году была присуждена премия имени Куинджи. На выставках "Союза русских художников" он стал одним из фаворитов как публики, так и критиков, им восторгались, его картины раскупались подчас еще до вернисажа.

С начала 1910-х годов искусство Жуковского развивалось под влиянием импрессионизма. Однако воспринятые им импрессионистические приемы подчинены системе пленэрной живописи, которая является организующим и объединяющим началом его произведений. К 1910-м годам в творчестве Жуковского сложились любимые тематические циклы: "чистый" пейзаж, архитектурный, точнее, усадебный пейзаж и интерьер. Впрочем, подчас в одной картине переплетаются элементы всех этих жанров - архитектура включается в пейзаж, а через открытые окна и распахнутые двери интерьер соединяется с ландшафтом, окружающим дом.

Художник вдохновенно писал усадьбы в разные времена года, отдавая предпочтение весне и осени, открывая в них ту удивительную красоту, которую сохранили вековые парки с тенистыми аллеями, старинные особняки - каменные, с портиками, украшенными колонами, или простые, деревянные - комнаты с мебелью прошлого века из красного дерева и старинными картинами на стенах.

Тема усадьбы для Жуковского имела свою притягательную силу. Может быть, что-то касающееся его раннего детства или какая-то генетическая память об утраченном уютном доме заставляли художника обращаться к этому излюбленному и неисчерпаемому для него мотиву. Недаром Жуковского называли (и называют до сих пор) певцом русской усадьбы.

В 1910-е годы в творчестве Жуковского преобладают интерьеры. Сюжеты художник чаще всего находил в старых домах и особняках с их библиотеками, гостиными, старинной мебелью и портретами, которые воспринимаются как сохранившиеся следы русской культуры прошлого и не могут не вызвать какого-то уважительного чувства. Вместе с тем интерьеры Жуковского - это не музейные залы, а та привычная среда, в которой живет и действует человек.

При этом художник не просто воспроизводил на холсте реальные предметы, в окружении которых течет жизнь их владельцев, а по аналогии с пейзажем воссоздает атмосферу их эмоционального бытия. Жуковского привлекали комнаты, обставленные мебелью красного дерева в стиле ампир, украшенные портретами первой половины XIX столетия. Интерьеры предстают не просто как места обитания людей среди набора красивых вещей, но как памятники истории искусства.

Жуковский Станислав Юлианович «Радостный май» 1912 год

Идеальным примером типичного усадебного интерьера Жуковского периода расцвета может служить одно из самых мажорных и гармоничных его произведений - "Радостный май" (1912), где связь пейзажа и интерьера нерасторжима. Юбилейная, десятая выставка "Союза русских художников" проходила в помещении Училища живописи, ваяния и зодчества с 26 декабря 1912 по 27 января 1913 года. Чувствуя повышенную ответственность, художники постарались экспозицию юбилейной выставки сделать максимально насыщенной. Пятьдесят авторов экспонировали на ней около пятисот произведений. Фактически юбилейная выставка объединения состояла из нескольких персональных.

Жуковский выставил много вещей - все свои любимые мотивы, решенные им с обычным мастерством: опустевшие террасы ("Перед террасой", 1912), мягкие, снежные пейзажи ("Свежий снег", 1912; "Утро после снежной ночи", 1912), глубокие, полные воздуха изображения комнат в старом помещичьем доме - со старинной мебелью, портретами, цветами в кадках, с красными блестками солнца на обоях, завершающими общий аккорд ("Былое. Комната старого дома", 1912; "Поэзия старого дворянского дома", 1912; "Радостный май", 1912).

Жуковский Станислав Юлианович Перед Террасой 1912 год

глубокие, полные воздуха изображения комнат в старом помещичьем доме - со старинной мебелью, портретами, цветами в кадках, с красными блестками солнца на обоях, завершающими общий аккорд ("Былое. Комната старого дома", 1912; "Поэзия старого дворянского дома", 1912; "Радостный май", 1912).

Жуковский Станислав Юлианович Былое. Комната Старого Дома 1912 год

Жуковский Станислав Юлианович Поэзия Старого Дворянского Дома 1912 год

Весной 1916 года Жуковский работал в имении Рождествено в Звенигородском уезде Московской губернии. Во второй половине 1916 года Жуковский писал интерьеры в имении Брасово, в то время принадлежавшем великому князю Михаилу Александровичу. Интерьеры имения Брасово по праву считаются блестящим образцом этого жанра. По возвращении из Брасова Жуковский задумал написать интерьеры в подмосковных усадьбах графов Шереметевых.

Вторая половина 1910-х годов - период расцвета в творчестве Жуковского. Его работы, написанные в 1916-1917 годах, отличаются особой силой эмоциональной выразительности. Художник много работал, много выставлялся, его имя не сходило со страниц журнальных и газетных статей, присутствие новых его работ в значительной мере определяло успех выставок, на которых они экспонировались. Впрочем, не исключено, что определенную роль в эмоциональном подъеме Жуковского в этот период был связан с его романом с ученицей его студии, молодой красавицей Софьей Павловной Кваснецкой, который завершился разводом с Александрой Жуковской и новым браком в 1917 году.

Жуковский Станислав Юлианович. Большая гостиница в Брасове. 1916

Революционные события, происходившие в стране, были встречены Жуковским без энтузиазма. В феврале 1917 года он вступил в члены объединения "Изограф" - организации, объединившей членов Товарищества передвижников, Московского товарищества художников, "Бубнового валета", "Мира искусства", "Союза русских художников" и ряда других. С октября 1918 года Жуковский - член комиссии по охране памятников при ИЗО Наркомпроса, кроме этого, он становится членом художественного совета Третьяковской галереи. По заданию Отдела пластических искусств ИЗО Наркомпроса Жуковский обследовал частные художественные собрания Москвы и Подмосковья; сделал все от него зависящее, чтобы превратить в музей усадьбу Кусково.

Зима 1918 года прошла под знаком этой новой для художника деятельности, но нельзя утверждать, что она доставляла Жуковскому удовольствие. Весною же, как обычно, он уехал с семьей в свои любимые места на берегу озера Молдино, где пробыл на сей раз почти до конца 1919 года. В декабре 1919 года Жуковский уехал в Вятку, где прожил полтора года.

В начале 1920-х годов необходимость отображения "революционной современности в искусстве" была провозглашена главной задачей искусства. Жуковскому со своей давно уже определившейся тематикой трудно было найти себя в новых условиях. Искать новые темы, "перестраиваться", ломать себя, как сделали многие в то время, он не мог и не хотел. Художника угнетала мысль, что его искусство объявили чуждым народу и поэтому не нужным обществу, но он пытался остаться верным себе, продолжая неутомимо работать, готовясь показать свои работы в Москве.

Жуковский Станислав Юлианович. Старая усадьба зимой. 1911

Двадцать третьего октября 1921 года в Салоне на Большой Дмитровке открылась персональная выставка Жуковского. На ней были представлены 74 работы, выполненные в основном за последние четыре года. Выставка имела успех у зрителей, но в связи с тем, что художественная критика в Советской России стала политически ангажированной, искусство Жуковского было объявлено идейно вредным, "воспевающим помещичьи гнезда", тоскующим по прошлой жизни.

И хотя работы мастеров по-прежнему оказывались востребованными, когда речь шла о необходимости представить все грани современного русского искусства за границей, на внутренние выставки работы некоторых из них уже не допускались. Он все чаще начал задумываться о своей дальнейшей судьбе. В современной России его искусство стало ненужным. Сфера его выставочной и творческой деятельности все более сужалась. Жуковский принял решение уехать из Советской России на свою родину, в Польшу. Он уехал в сентябре 1923 года. Проститься с ним пришла его первая жена, а из коллег по "Союзу русских художников" - только Виноградов и Яковлев.

Жуковский Станислав Юлианович. Летний день. 1913

Приехав в Польшу, Жуковский погрузился в атмосферу, которая окружала его в детстве. Здесь, в Варшаве он начинал учиться в гимназии Лаговского, его манили знакомые места в Беловежской пуще, берега Буга и Немана. В 48 лет надо было начинать новую жизнь, казалось бы, у себя на родине, но в то же время в новой стране. Перед польской художественной общественностью Жуковский предстал как изгнанный из России популярнейший живописец предреволюционного десятилетия. Начиная с первых дней пребывания в Варшаве Жуковский был тесно связан с Обществом поощрения художеств, стал его действительным членом и участником большинства его ежегодных выставок.

Жуковский Станислав Юлианович. Старая усадьба. Май. 1910

Он писал пейзажи Полесья, интерьеры Лазенковского дворца; в Варшаве и Кракове прошли его персональные выставки (1929). Как и в прежние годы, Жуковский очень много работал - его наследие позднего периода обширно, многие произведения были приобретены Национальным музеем в Варшаве, Национальной галереей в Кракове, музеями Познани, Гданьска, Вроцлава, Лодзи и других городов, множество работ приобреталось в частные собрания. Выставки картин Жуковского прошли и в Париже - в 1925 году в галерее Шарпантье, в 1930 - в галереях Зак и д'Алиньян. И все же польский период Жуковского, представляет собой чуть измененное повторение всего того, что было написано раньше в России. Не случайно польская критика тех лет отмечала, что творчество Жуковского не имеет никаких связей с линией развития польского искусства и видела в нем "наследника по прямой линии знаменитого русского пейзажиста Левитана". В середине тридцатых годов тяжелейший экономический кризис, разразившийся в Польше, привел к тому, что произведения искусства перестали покупать, и Жуковский испытал все тяготы этого кризиса. Узнав о том, что его картины не находят сбыта в Польше, первая жена художника, Александра Жуковская, используя старые связи, продала в Советском Союзе через закупочную комиссию двенадцать его картин и пыталась убедить его в необходимости вернуться, тем более, что, живя в Варшаве, Жуковский долго сохранял советское гражданство.

Жуковский Станислав Юлианович. Комната в доме имения Брасово. 1916

Однако история рассудила иначе. Вернуться было очень не просто, да и, судя по всему, Жуковский не был уверен в том, что это нужно делать. Тем временем Германия напала на Польшу и началась Вторая мировая война. Во время оккупации Жуковский оставался в Варшаве. После разгрома Варшавского восстания он с другими жителями был изгнан немцами из города, попал в лагерь в Прушкуве, где умер осенью 1944 года и был похоронен в общей могиле.

Жуковский Станислав Юлианович Последние Астры

ngasanova.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта