Художник Жан Клуэ. Картины художников. Картины жан клуэ


Художник Жан Клуэ. Картины художников — Журнал по дизайну и культуре

В тридцати километрах от Парижа, среди холмов и просторных зеленых лугов, озаренных солнцем Иль-де-Франса, в окружении веселых рощ, стоит, отражаясь в ясных водах, старинный замок Шантильи. Несколько столетий он служил жилищем именитому и славному роду герцогов Монморанси-Конде, а теперь в нем находится музей. Музей Конде, как принято его называть, невелик, однако известен, пожалуй, не меньше, чем Лувр. В его библиотеке, в высокой полутемной зале, заставленной шкафами с книгами, хранятся рисунки старых французских мастеров. Не все имеют доступ к этому сокровищу рисунки берегут от опасного и вредоносного воздействия света, их не выставляют в залах, где экспонируются лишь прекрасно выполненные факсимильные копии. И только редкие счастливцы, чаще всего исследователи, получают возможность посмотреть оригиналы.

Замок Шантильи

Замок Шантильи

…Строгая хранительница, предварительно затенив шторами окна, торжественно извлекает из больших плоских ящиков шкафа-хранилища тяжелые папки. Медленно открывается верхняя крышка, и на свет появляются один за другим листы плотного, чуть пожелтевшего от времени картона, а на них портреты мужчин и дам в костюмах французской знати XVI века. Их в Шантильи более 350, и, главное, среди них около 130 рисунков Жана Клуэ — почти все дошедшее до нас наследие одного из самых выдающихся художников Франции эпохи Возрождения, создателя школы французского карандашного портрета.

Портретные рисунки во времена Клуэ делали все художники. Ведь в эпоху Возрождения, когда в людях пробудился особый интерес к индивидуальности, возникла и потребность в портретах, обладающих сходством с моделью, правдивостью и точностью психологической характеристики. Этому помогал сделанный с натуры рисунок, который можно было использовать при создании и живописного, и скульптурного портрета в любой технике и в любом материале.

Но рисунки Жана Клуэ были не только подготовительными набросками. Сами по себе они обладали выразительностью и художественной завершенностью самостоятельного произведения. Французы, современники Клуэ, быстро заметили и оценили его карандаши. Их легко перевезти с места на место, что тоже было важно в те неспокойные времена. Подражатели и ученики мастера Жане, а среди них был и его сын Франсуа, ставший позднее знаменитым портретистом, усвоили и развили традиции учителя. Карандашный портрет завоевал Францию, к концу XVI века почти вытеснил все другие формы этого жанра и стал, по мнению знатоков, самым ярким явлением французского искусства эпохи Возрождения.

Маргарита Наваррская. Жан. Клуэ

Маргарита Наваррская. Жан Клуэ

Вряд ли сам мэтр Жан Клуэ подозревал о той важной роли, какую ему было суждено сыграть, но мог быть вполне доволен своей судьбой.

Более 25 лет художник занимал должность живописца короля Франциска I одного из самых могущественных государей той поры. Мы не знаем, как попал Клуэ ко двору. Немногие данные из архивных документов свидетельствуют, что Жан родился между 1485 и 1490 годами в семье нидерландского художника. Возможно, его отцом был живописец Жан Клуэ из Брюсселя, не раз приезжавший во Францию, а может быть фламандец Мишель Клове (Клоэ), живший в Валансьене, племянник известного мастера миниатюры Симона Мармиона. Во всяком случае, нидерландские корни Жана Клуэ со всей очевидностью проступают в его немногочисленных живописных работах (их сохранилось около десяти), особенно в ранних, таких, например, как портрет дочери Франциска I Шарлотты. Он написан в традициях старых мастеров XV века, первооткрывателей техники масляной живописи: на маленькую деревянную доску, покрытую гипсовым грунтом, нанесен черно-коричневой эмалью рисунок, а по нему прозрачными слоями положены краски. Принцесса заключена в тяжелое платье и шитый жемчугом чепец, из которого выступает нежное, чуть печальное детское личико. Шарлотте было восемь лет, когда она умерла, и незадолго до этого позировала художнику.

Шарлотта Французская. Жан Клуэ

Маргарита Наваррская. Жан Клуэ

Примерно в те же годы Клуэ выполнил большой заказ короля, принесший ему удачу и открывший его творческую биографию.

Это миниатюры, изображавшие героев-победителей в битве при Мариньяно в 1515 году. Победа в одной из бесконечных войн между Францией и Италией, длившихся более полусотни лет (с 1494 по 1559 год), положила начало царствованию Франциска I. Миниатюры Клуэ украсили созданную в память об этом событии рукопись, названную Комментарии к Галльской войне. В ней описывались воображаемые беседы между Юлием Цезарем и юным королем французов Франциском Цезарем, победителем швейцарцев, как льстиво прозвали его подданные. Портрет короля был помещен отдельно, в первом томе рукописи, а во втором томе Клуэ изобразил семерых храбрецов Мариньяно. Миниатюры сделаны согласно правилам этого старинного искусства цветной гуашью и золотой краской на пергаментных листах рукописи.

Пять предварительных рисунков, сделанных Клуэ с натуры, хранятся в музее Конде.

Эти самые ранние известные нам карандашные портреты выполнены мягким черным, так называемым итальянским, карандашом и красноватой сангиной на небольших листах плотной, желтовато-серой бумаги с шероховатой поверхностью. Фигуры на них даны крупным планом в трехчетвертном развороте и погрудном изображении. Такой тип композиции и техника рисунка типичны для портретов Жана Клуэ и его школы. Но достижения художника, новаторские черты его творчества заключались совсем в ином. Сравним лицо адмирала Бонниве на подготовительном рисунке и на странице рукописи. Как оно неподвижно, замкнуто, исполнено важности на миниатюре. И как естественна, сложна жизнь лица в рисунке, как ощутим в нем характер: наивен взгляд светлых глаз из-под приподнятых бровей, что-то простоватое угадывается в широком скуластом лице, в тонких губах притаилась неуверенная улыбка. В натурном наброске художник чувствует себя свободным от условности парадного портрета, и здесь обнаруживается его незаурядная зоркость, наблюдательность, умение найти главное и зафиксировать на рисунке. Торс, детали костюма намечены несколькими тонкими линиями, а вот голова, лицо проработаны подробно. Линии то четко ограничивают формы, то плавно их обрисовывают, то, круглясь и прерываясь, фиксируют легкое движение. Клуэ наносит тон иной раз жесткими параллельными штрихами и мы ощущаем твердость формы и материала адмиральского берета, или, напротив, частыми и мелкими, растушевывая их пальцем или мягкой кисточкой. Поразительное разнообразие индивидуальных приемов рисунка, меняющихся в соответствии с характером модели, было главным завоеванием Жана Клуэ. И чем больше он жил, чем больше видел лица людей, тем шире, утонченнее становился арсенал его графических средств, большую духовную сложность и богатство обретали образы его портретов.

В Шантильи хранится один из самых замечательных карандашных рисунков Жана Клуэ «Портрет неизвестного с томиком Петрарки», выполненный около 1530 года.

В эту пору талант мастера достиг наивысшей зрелости и силы. В нем он преодолел свойственную ранним работам пестроту рисунка, создав предельно точный и лаконичный образ. Твердая линия носа, сомкнутый рот, брошенный резко в сторону взгляд небольших, глубоко посаженных глаз все выдает ум, волю, силу духа, энергию и напряженность мысли. В сделанном по этому рисунку живописном портрете Клуэ вложил в руки модели книгу стихов великого итальянца эпохи Возрождения Петрарки. Так возник Портрет неизвестного с томиком Петрарки. Условность и скованность ранних образов Клуэ сменилась здесь спокойной сдержанностью, лицо осветилось едва заметной улыбкой, в нем отразилась сложная работа мысли. Клуэ, несомненно, хорошо знал подобный типаж, ведь двор Франциска I был средоточием ренессансной культуры Франции.

Король, увлеченный передовыми идеями времени, искусством, литературой и наукой, охотно привлекал к себе ученых-гуманистов, поэтов, художников.

Жан Клуэ был известен в этих кругах, поэт Клеман Маро даже посвятил ему стихи. В связи с этим интересен портрет известного филолога, гуманиста, знатока древних языков Гийома Бюде хранителя королевской библиотеки в замке Фонтенбло. В изображении Клуэ, Гийом Бюде истинный служитель науки, сухой, серьезный, даже суровый человек с сосредоточенным взглядом, не лишенный, однако, своеобразного изящества. Соединение в портретном образе сложной внутренней жизни модели с внешней грацией было отражением аристократических вкусов, наложивших отпечаток на искусство Клуэ и на всю французскую школу портрета. Оно и понятно: ведь заказчиками Клуэ были дворяне и дамы двора, и прежде всего сам король.

Портет Францизска I, короля Франции. Ж. Клуэ, 1525

Портет Францизска I, короля Франции. Жан Клуэ, 1525

Кисти Жана Клуэ принадлежит один из лучших портретов Франциска I.

Изображенный на узорчатом малиновом фоне, король легко, с чувством врожденной грации несет тяжесть парадного костюма. Он элегантен, уподоблен рыцарю, это — блестящий дворянин и государь. У него несколько неправильное, даже некрасивое лицо, но живописец облагораживает его красотой гибких линий, мягкостью светотени, сдержанностью выражения. Но почти неуловимое скольжение теней, тонкий рисунок губ, глаз, бровей рождают смутное, едва заметное движение в лице отражение затаенных мыслей и чувств. Этот человек скрытен, лукав, не очень надежен, может быть, даже жесток. «Двор без дам все равно, что весна без цветов» любил повторять король Франциск. И действительно, женщины были украшением французского двора. Их присутствие смягчало нравы дворян, вносило в формирующееся светское общество дух утонченности, галантности. Женщины особенно охотно оказывали покровительство поэтам, музыкантам, сами нередко сочиняли. Сестра Франциска королева Маргарита Наваррская писала новеллы и увлекалась философией и теологией, интересовалась науками и ее племянница, дочь короля Маргарита, славившаяся умом, образованностью, владевшая латынью, греческим и итальянским языками. А как прекрасно умели дамы музицировать, танцевать в балетах, писать стихи…

В героинях Клуэ всегда есть оттенок светскости, аристократической замкнутости. Художник тонко ощущал уникальность характера каждого портретируемого: тихая, скромная серьезность милой и нежной мадам Лотрек супруги одного из героев Мариньяно; смелость, почти дерзость уверенной в себе, раскованной Леоноры Сапаты испанки, придворной дамы королевы Элеоноры; спокойное достоинство, овеянное таинственными настроениями, неприступной красавицы мадам Летранж; тончайшая одухотворенность мадам Авогур…

…Бесконечен этот ряд, один за другим проходят перед глазами листы из тяжелых папок музея Конде. Оживают лица, воскресают судьбы, претворенные рукой художника в чудесную игру линий, штрихов, теней и красочных бликов.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи«Жан Клуэ» Л. Торшиной, М. 1991 г.

ИЛЛЮСТРАЦИИ К ПУБЛИКАЦИИ:

Портрет Бониве. Клуэ Ж. 1519 г. Портрет Бониве. Клуэ Ж. 1519 г. Мадам Астарак. Клуэ Ж. 1530 г.
Мадам Астарак. Клуэ Ж. 1530 г. Портрет неизвестного. Клуэ Ж. Портрет неизвестного. Клуэ Ж. Женский портрет. Клуэ Ж. 1531 г. Женский портрет. Клуэ Ж. 1531 г.

Читайте также:

www.5arts.info

Жан Клуэ (1485 - 1540): lilac2012

У Жана Клуэ работы не менее замечательные, чем у его сына. Для начала угадайка.

Кто, не гугля, опознает этого человека? Его живописный портрет мы видели у другого художника. На какой картине?

Жан де Дентевиль.jpg

Поскольку Жан Клуэ был придворным живописцем у Франциска I, портретов Франциска будет много999.jpg

в т. ч.в образе Иоанна КрестителяКороль Франции Франциск I в образе Иоанна Крестителя_1518_96 х 79_д.,м._Париж, Лувр.jpg

Конный портрет Франциска I_27 х 22_д.,м Лувр.jpg

888824в.jpg

Но его графические портреты интереснейБуфер обмена03.jpg

249260.jpg

1013.jpgJean Clouet the Younger; Portrait of Charlotte of France; c. 1522

1015.jpg

Буфер обмена10.jpg

51-jean-clouet-jean-de-la-barre-musc3a9e-condc3a9c2a9-rmn-rg-ojc3a9da.jpg

MN-104-RMN02-006698-1222.JPG

Маргарита НаваррскаяМАРГАРИТА НАВАРРСКАЯ.jpg

1025.jpg

Jean_Clouet_-_Portrait_of_a_Banker.jpg

106878.jpg

106863.jpg

106380.jpg

00-011751.jpg

79091.jpg

1007а.jpg

фр.jpg

Буфер обмена22.jpg

Буфер обмена12.jpg

1037.jpg

69279.jpg

Буфер обмена05.jpg

00-012765.jpg

77686.jpg

50073.jpg

франциск1.jpg

Claude_de_bourbon-busset.jpg

50083.jpg

279662.jpg

Буфер обмена15я.jpg

00-012410.jpg

427px-Jean_Clouet_Unknown_Woman.jpg

1022.jpg

106725.jpg

77705.jpg

На одного из френдов похож. Узнаёте?249299.jpg

00-011707.jpg

жан.jpg

0.jpg

79047.jpg

771ef5a17f65d43934b892813d99568a.jpg

79008.jpg

Francois de Saint-Necta.jpg

77611.jpg

MN-114-568ы.JPG

lilac2012.livejournal.com

Жан и Франсуа КЛУЭ - luv_vie

Жан и Франсуа КЛУЭ (отец и сын) застывшие диалоги

 

Жан и Франсуа КЛУЭ

Евдокия Краюшкина

Жан Клуэ (1480-1541) был миниатюристом, художником, который работал во Франции в эпоху Возрождения. Вероятно, он родился в Брюсселе. В исторических документах его имя упоминается впервые при дворе Франциска I в 1516 году. Известно, что какое-то время он жил в Туре, где познакомился со своей будущей женой, дочерью ювелира. Место и жалованье при дворе он получил в 1523 году, приблизительно в это время семья переселилась в Париж. Интересным в его творческой биографии является то, что работ, подписанных его рукой, не существует. Мы узнаём об авторстве из каких-либо исторических документов. Например, некоторые из его работ были подписаны королём. Так или иначе, авторство множества работ было установлено, и большая коллекция его рисунков хранится во Франции в Шантильи, в Национальной Библиотеке, в Лувре.

 

Франсуа Клуэ (1515-1572) был сыном художника Жана Клуэ, у которого и обучился живописи и должность которого он унаследовал. Он руководил большой мастерской, где его эскизы воплощались в миниатюрах, эмалях и больших декоративных композициях для оформления придворных празднеств. Снимал посмертные маски членов династии Валуа. Также принимал различные заказы от частных и государственных лиц. Наследие Франсуа Клуэ включает огромное количество рисунков (более 500), исполненных карандашом, иногда чуть подкрашенных сангиной, а также ряд живописных портретов. Всем этим работам, тщательным по лепке характеров, присущи классически-ренессансное спокойствие и прозрачная духовная ясность художественного строя. Напротив, в его мифологических женских образах, аллегориях и жанровых сюжетах, где портретность завуалирована, нарастают маньеристические черты – эротизм и гротеск. Работы Франсуа, как и работы его отца, хранятся в Шантийи и Лувре.

 

Работы Жана Клуэ:

Франциск I

 

Портрет неизвестной

 

Клод де Лоррен, герцог де Гиз

 

Шарлотта Французская

 

Купание Дианы

 

Мадам де Канапле

 

Маргарита Ангулемская

 

 

Работы Франсуа Клуэ:

Генрих II Валуа, король Франции

Екатерина Медичи (его супруга)

Екатерина с детьми

Екатерина Медичи, портрет в трауре

Франциск II, король Франции

Мария Стюарт, его супруга

Елизавета Французская, супруга короля Филиппа II Испанского

Диана де Пуатье, фаворитка короля Генриха II

Карл IX

Елизавета Австрийская, его супруга

Портрет Карла IX (фрагмент)

Марго

Маргарита Валуа, королева Наваррская

 

luv-vie.livejournal.com

Клуэ Жан (ок.1485/88-1541) и Клуэ Франсуа (ок.1516-1572)

Еще в период Столетней войны начался процесс собирания французского национального государства. Политическое объединение страны было завершено в основном при Людовике XI. К середине 15-го века относится и начало французского Возрождения. На ранних стадиях оно еще тесно было связано с готическими традициями. Однако,походы французских королей в Италию познакомили художников с итальянским искусством, и с конца XV века начинается решительный разрыв с готическими традициями , итальянское искусство переосмысливается в связи с собственными национальными задачами.

Французкий Ренессанс в изобразительном искусстве носил характер придворной культуры. 16-й век - время блестящего расцвета французского портрета, как карандашного (итальянский карандаш, сангина, акварель), так и живописного. В этом жанре особенно прославились отец и сын Клуэ.

Отец, Жан Клуэ, придворный художник Франциска I, окружение которого он увековечил в своей портретной галерее. Небольшие по размеру, тщательно выписанные, портреты Клуэ тем не менее призводят впечатление многогранных по характеристике, парадных по форме. 

Его сын, Франсуа Клуэ, еще глубже отца умел подметить в модели самое главное, не обедняя ее. Франсуа - самый крупный художник Франции. Исключительны его карандашные портреты и акварели.

Портрет ФранцискаI в образе Иоанна Крестителя (Жан Клуэ, 1538)

Франциск I (Жан Клуэ, 1525)

Один из лучших портретов Франциска I, короля Франции. Изображенный на узорчатом малиновом фоне, король легко, с чувством врожденной грации несет тяжесть парадного костюма. Он элегантный, рыцарственый, этот блестящий дворянин и государь. 

У него несколько неправильное, даже некрасивое лицо, но живописец облагораживает его красотой гибких линий, мягкостью светотени, сдержанностью выражения.  Но почти неуловимое скольжение теней, тонкий рисунок губ, глаз, бровей рождает смутное, едва заметное движение в лице - отражение затаенных мыслей и чувств.

Этот человек скрытен, лукав, не очень надежен, может быть, даже жесток. Этим он ничуть не отличается от большинства людей из "мира сильных и великих".

Сын Франциска I (Жан Клуэ)

Купание Дианы (Франсуа Клуэ, 1560)

Портрет Карла IX (Франсуа Клуэ)

Портрет графини де Молевр, дочери Дианы Пуатье (Франсуа Клуэ)

Портрет Франциска Колиньи (Ф.Клуэ, рисунок)

Диана Пуатье (Франсуа Клуэ, 1571)

Франциск II, король Франции (Франсуа Клуэ, рисунок)

Елизавета Австрийская (Ф.Клуэ, 1572)

Конный портрет Франциска I (Ф.Клуэ)

cvetamira.ru

Клуэ - это... Что такое Клуэ?

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

́ (Clouet), семья французских живописцев и рисовальщиков эпохи Возрождения. Жан Клуэ Старший (умер ок. 1500 г.) отождествляется с т. н. Муленским мастером. Жан Клуэ Младший (ок. 1475, Валансьен – 1540 или 1541, Париж) – выходец из Нидерландов, переехавший во Францию, где с 1516 г. работал при дворе короля Франциска I одновременно с Леонардо да Винчи и Х. Хольбейном Младшим. С 1523 г. стал первым живописцем короля. Создал серию портретных миниатюр и множество модных в то время во Франции карандашных портретов, выполненных в технике итальянского карандаша и сангины («Неизвестный с томиком Петрарки», нач. 16 в.). Самыми известными живописными работами художника являются «Портрет гуманиста Гийома Бюде» (ок. 1536 г.) и «Портрет короля Франциска I» (1530-е гг.). Тщательная манера письма и насыщенные, подобные драгоценным эмалям цвета роднят портрет короля с произведением миниатюры. Вместе с тем его отличает застылость, торжественная монументальность. Фигуре Франциска словно тесно в пространстве картины. Ренессансные черты проявляются в спокойном достоинстве, с которым король взирает на зрителя, в сознании человеком своей исключительности, независимости и силы. В лице Франциска читаются властность, ум и хитрость.

Ж. Клуэ Младший. «Портрет короля Франциска I». 1530-е гг. Лувр. Париж

 

Ф. Клуэ. «Портрет Маргариты Валуа». Ок. 1560 г.

  Франсуа Клуэ (между 1505–1510, Тур – 1572, Париж), сын и ученик Жана Клуэ Младшего; возможно, принимал участие в создании «Портрета Франциска I». После смерти отца стал придворным живописцем короля, работал также в жанре портрета, карандашного и живописного. Его картины отличает большая глубина психологических характеристик, утончённость и изысканность манеры исполнения («Портрет Маргариты Валуа», ок. 1560 г.; «Портрет Карла IX», 1566–69, и др.). Один из шедевров Клуэ – «Портрет Елизаветы Австрийской» (ок. 1571 г.). Очарование молодости и природную красоту девушки подчёркивает роскошный, виртуозно выписанный наряд. Образам, созданным Клуэ, свойственна тонкая одухотворённость, внешняя сдержанность часто сочетается с внутренней взволнованностью («Портрет ботаника Пьера Кюта», 1562).

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

dic.academic.ru

Биография — Клуэ - Музей Арт-Рисунок

Просмотров: 26330

Клуэ, семья французских живописцев

Клуэ (Clouet), или Жане (Janet), семья французских живописцев эпохи Возрождения. Жан Клуэ Старший (умер около 1500) иногда отождествляется с т. н. Муленским мастером.Жан Клуэ: Портрет короля Франции Франциска I - 1525 96 x 74 см Возрождение Франция Париж. ЛуврЖан Клуэ Младший (около 1475 - около 1540/1541), "первый художник" Франциска I (с 1523). Автор живописных портретов, отличающихся точностью характеристик, торжеств, статичностью поз, миниатюрной тщательностью исполнения и ярким, чистым колоритом. Известен также строгими по графической манере, объективно точными подготовит, рисунками (для живописных портретов), исполненными итальянским карандашом и сангиной (портрет госпожи де Лотрек, Музей Конде, Шантийи).Франсуа Клуэ: Купание Дианы - 1558-1559 136 x 196,5 см Дерево, масло Возрождение Франция Руан. Музей изящных искусствФрансуа Клуэ (р. между 1505-10 - ум. 1572). Сын и ученик Жана Клуэ Младшего; с 1540 придворный художник. Портретное творчество Франсуа Клуэ - одна из вершин французского Возрождения. Его насыщенным по цвету, сравнительно свободным по композиции живописным портретам ("Генрих II", 1559, Уффици; "Аптекарь Пьер Кют", 1562, "Елизавета Австрийская", около 1571, - оба в Лувре) присущи тщательное воспроизведение натуры, яркость характеристик, величавое спокойствие поз, роскошь виртуозно выписанных костюмов. Самостоятельное значение имеют его сдержанно-изящные, тонкие по моделировке карандашные портреты ("Карл IX", 1566, ГЭ).

Лит.: Н. Мальцева, Клуэ, М., 1963; Mellen P., J. Clouet, N. Y., 1971.

Биография: Муленский Мастер

Картины художника: Клуэ, Жан

Картины художника: Клуэ, Франсуа

Родительская категория: Биография Категория: Краткая биография

www.art-drawing.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта