В Казани на выставке «Гений века» представят около 60 произведений из Третьяковской галереи. Торжествующая муза картина
В Казани на выставке «Гений века» представят около 60 произведений из Третьяковской галереи
В Казанском Кремле открывается уникальная выставка. «Гений века». Это первый проект в рамках программы сотрудничества Третьяковской галереи и Государственного музея изобразительных искусств Татарстана. Из Москвы привезли более 60 произведений, представлены почти все основные направления искусства XX века. Некоторые из них раньше можно было увидеть только в стенах Третьяковки.
Поначалу идея о том, что «Царевна» приедет в Казанский Кремль, была такой же призрачной и нереальной, как и сама героиня Врубеля. Ведь в последний раз картина покидала стены Третьяковской галереи 30 лет назад, и то ради зарубежной выставки. Но на этот раз сделали исключение.
«Царевна-лебедь» - центральный, наверное, образ этой выставки, смотрится здесь совсем по-другому. То окружение, в котором она находится, позволяет, наверное, более точно считать те символические смыслы, которые заложены в этом очень известном, очень знакомом образе», - говорит директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Зритель замечает «Царевну» еще издалека. Вернее, ловит ее взгляд - нежный, печальный и одинокий. Ее расположили в центре зала - жемчужина выставки. Путешествие по Серебряному веку русского искусства начинается. Врубель, Ларионов, Коровин, Гончарова и Кончаловский.
«Мы идем по истории искусства рубежа веков, XIX-XX века. От символизма к первым постреволюционным работам. И в этом путешествии, составленном специально для посетителей, имеет значение абсолютно все: невзначай появившиеся цитаты, оформление текста», - рассказывает директор Фонда поддержки Государственной Третьяковской галереи Оксана Бондаренко.
Специально для этой экспозиции была разработана архитектура выставки. Оформление стен, цветовая гамма, каждая мелочь должна открывать историю отдельного полотна.
Все картины подсвечены точным лучом. Видны четкие границы, и свет не выходит за пределы рамы. И торжествующая муза Ларионова как будто подсвечена изнутри. Здесь четко виден протест художника, он показывает зрителю не идеальную Венеру, а иероглиф древней наскальной живописи.
Всего Третьяковская галерея привезла в Казань около 60 картин. Еще 20 отобрали из коллекции Музея изобразительных искусств Татарстана. И вот уже в одном месте случается то, чего ждали долгое время - встречаются работы, которые создавались как парные. Например, два полотна Ларионова хранятся в разных музеях. В последний раз они выставлялись вместе в 2005 году.
«Это возможность создать более цельное впечатление. Картины Ларионова «Франт» и «Франтиха», они относятся к одной серии «Провинциальный город», и когда они вместе - это получается практически диптих», - говорит куратор выставки Ольга Фурман.
Встретились и две работы из еврейской серии Натальи Гончаровой. Такое сотрудничество музеев позволит зрителю взглянуть на привычные коллекции по-новому, уверены организаторы.
«Зритель уже не удовлетворяется просто более или менее удачно развешанными картинами. То, что привлекает зрителя на нашей выставке, это идея, это концепция», - подчеркивает Зельфира Трегулова.
Выставка будет открыта до конца сентября. А затем картины вернутся в Москву. А в Третьяковской галерее для Казани уже готовят новые экспозиции.
www.1tv.ru
Третьяковская галерея привезла на выставку в Казань целый ряд знаковых работ Серебряного века
В Казанском Кремле открывается выставка «Гений века». Это первый проект в рамках программы сотрудничества Третьяковской галереи и Государственного музея изобразительных искусств Татарстана. В столицу республики привезли целый ряд знаковых работ Серебряного века. Большинство из них покидали стены Третьяковки лишь несколько раз.
Поначалу идея о том, что «Царевна» приедет в Казанский Кремль, была такой же призрачной и нереальной, как и сама героиня Врубеля. Ведь в последний раз картина покидала стены Третьяковской галереи 30 лет назад, и то ради зарубежной выставки. Но на этот раз сделали исключение.
«Царевна-лебедь» - центральный, наверное, образ этой выставки, смотрится здесь совсем по-другому. То окружение, в котором она находится, позволяет, наверное, более точно считать те символические смыслы, которые заложены в этом очень известном, очень знакомом образе», - говорит директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Зритель замечает «Царевну» еще издалека. Вернее, ловит ее взгляд - нежный, печальный и одинокий. Ее расположили в центре зала - жемчужина выставки. Путешествие по Серебряному веку русского искусства начинается. Врубель, Ларионов, Коровин, Гончарова и Кончаловский.
«Мы идем по истории искусства рубежа веков, XIX-XX века. От символизма к первым постреволюционным работам. И в этом путешествии, составленном специально для посетителей, имеет значение абсолютно все: невзначай появившиеся цитаты, оформление текста», - рассказывает директор Фонда поддержки Государственной Третьяковской галереи Оксана Бондаренко.
Специально для этой экспозиции была разработана архитектура выставки. Оформление стен, цветовая гамма, каждая мелочь должна открывать историю отдельного полотна.
Все картины подсвечены точным лучом. Видны четкие границы, и свет не выходит за пределы рамы. И торжествующая муза Ларионова как будто подсвечена изнутри. Здесь четко виден протест художника, он показывает зрителю не идеальную Венеру, а иероглиф древней наскальной живописи.
Всего Третьяковская галерея привезла в Казань около 60 картин. Еще 20 отобрали из коллекции Музея изобразительных искусств Татарстана. И вот уже в одном месте случается то, чего ждали долгое время - встречаются работы, которые создавались как парные. Например, два полотна Ларионова хранятся в разных музеях. В последний раз они выставлялись вместе в 2005 году.
«Это возможность создать более цельное впечатление. Картины Ларионова «Франт» и «Франтиха», они относятся к одной серии «Провинциальный город», и когда они вместе - это получается практически диптих», - говорит куратор выставки Ольга Фурман.
Встретились и две работы из еврейской серии Натальи Гончаровой. Такое сотрудничество музеев позволит зрителю взглянуть на привычные коллекции по-новому, уверены организаторы.
«Зритель уже не удовлетворяется просто более или менее удачно развешанными картинами. То, что привлекает зрителя на нашей выставке, это идея, это концепция», - подчеркивает Зельфира Трегулова.
Выставка будет открыта до конца сентября. А затем картины вернутся в Москву. А в Третьяковской галерее для Казани уже готовят новые экспозиции.
Русская Муза французского художника Анри Матисса
Любимой музой, другом и помощником французского художника Анри Матисса более двадцати лет жизни оставалась Лидия Делекторская.
Осенью 1932 года, Лидия Делекторская пришла в мастерскую знаменитого художника Матисса по объявлению: «Художнику требуется ассистент», в то время Анри Матисс работал в Ницце над большим полотном «Танец»….
22-летняя девушка уже успела испытать голодное и сиротское детство на родине в Томске в годы русской революции и Гражданской войны, пожить в семье тётушки в Харбине, в Маньчжурии и, переехав во Францию, неудачно выйти замуж за русского эмигранта, с которым его связывал только родной русский язык и тоска по России.
Оказавшись в мастерской и доме Матисса, Лидия Делекторская готова была выполнять любую работу по дому, быть ассистенткой и натурщицей французского художника.
Обладающая естественной красотой Лидия, уроженка Сибири, вскоре стала олицетворением идеала женской красоты Анри Матисса, тонкого ценителя женственности и красоты, воспетой на его чувственных полотнах.
Если первые модели Матисса были смуглые и темноволосые южанки, то появившаяся в его доме белокожая, тихая голубоглазая блондинка, ошеломило его необычайной грацией неторопливых движений. Художник вдруг неожиданно для себя прозрел, глядел и изумлялся, увидев в Лидии ту неизведанную и экзотическую, страстную красоту, что открылась ему, и которой он не переставал восторгаться до конца своей жизни.
Анри Матисс разглядел в этой юной молчунье, так естественно и непринуждённо умевшей класть голову на руки, скрещенные на спинке стула, умевшей с особой русской грацией рук подхватывать копну своих светлых, слегка вьющихся волос. Художника впечатлило её одухотворённое живое лицо, грустные глаза, в которых порой отражалась глубинная славянская грусть по родине, её ясный профиль и благородная грациозная осанка, увидев которую уже трудно забыть.
Лидия стала для Матисса не только терпеливой моделью, долгими часами безмолвно позирующей художнику, но и преданным другом, необходимым ему во всём. Лидия терпеливо ухаживала за его женой во время болезни, вела все домашние дела, создавая уют в семье и доме, была пунктуальным и аккуратным секретарём. Матисс не скрывал ни привязанности к Лидии, ни полной своей зависимости от неё.
Матиссу тогда было 63 года, а Лидии всего 22 года.
В молодости художнику Анри Матиссу тоже довелось испытать немало трудностей и лишений, он хорошо знал истинную цену деньгам, заработанным честным трудом.
Прекрасно понимая, что у Лидии нет больше никакого другого дохода, кроме работы в его доме и мастерской, Анри Матисс ежегодно преподносил Лидии ко дню её рождения и Новому году в качестве подарка один из своих рисунков. Этими рисунками великий художник хотел обеспечить её будущее, ведь, он был уже немолод , а она по-прежнему оставалась одинокой, да к тому же безо всякой материальной поддержки в чужой стране.
С начала 1935 года до лета 1939 года, Лидия почти ежедневно позировала для Анри Матисса, и художник написал множество рисунков, эскизов, набросков и около 90 картин. Во многих произведениях Анри Матисса мы легко узнаём воздушный образ прекрасной славянки с большими миндалевидными глазами, волевым подбородком, округлыми плечами, удивительной природной красотой лица и особой грацией движений.
Этот высоко духовный союз двух чутких, тонко чувствующих друг друга людей — юной Музы и модели, боготворившей своего Мастера, и стареющего Художника, боявшегося спугнуть свою вдохновительницу Музу, обогатил мировое искусство десятками картин, рисунков, скульптур. Этот творческий союз славянской Музы и великого французского художника, невольно, но бескомпромиссно разделил жизнь Лидии на «до» и «после».
До встречи с Матиссом у Лидии было почти стершееся из памяти детские годы в Томске, раннее сиротство, эмиграция в чужую страну, жизнь впроголодь. А «после» встречи с Мастером в жизни Лидии был только Он и его Искусство, постепенно захватившее всю её жизнь. Искусство переполняло Лидию настолько, что она просто не могла владеть им одна, и она щедро делилась тем, что имела со своей исторической родиной.
Всё, что выставлено сейчас в Двенадцати колонном зале Нового Эрмитажа, подарено Эрмитажу Лидией Николаевной Делекторской.
Многие задаются вопросом, была ли Лидия Делекторская женой художника Анри Матисса. На это она сама ответила в одном из своих писем.
«… Вас интересует, была ли я «женой» Матисса. И нет, и да. В материальном, физическом смысле слова — нет, но в душевном отношении — даже больше, чем да. Так как я была в продолжение 20 лет «светом его очей», а он для меня — единственным смыслом жизни».
Сказано это очень по-русски, известно, что на Руси муж называл жену «светом его очей», а жена называла мужа — «Душа моя», именно такую душевную связь с Мастером чувствовала Лидия всю жизнь.
Матисс дожил до 85-летнего возраста в гармонии с собой и миром, а когда он умер, смысл жизни для Лидии был потерян, но оставались его картины, рисунки, воспоминания, и духовная связь с Мастером.
Лидия Николаевна Делекторская умерла в 1998 году в Париже, урна с её прахом была привезена на родину, в Россию и покоится на сельском кладбище в Павловске под Петербургом. На памятнике Лидии Делекторской надпись: «Матисс сохранил её красоту для вечности».
Статьи по теме:
Both comments and pings are currently closed.
www.evpatori.ru
Муза поэзии и легенды о ней :: SYL.ru
Ранней весной на склонах легендарного Геликона, с вершины которого берет начало Гиппокрена, и на величественном Парнасе, вблизи Кастальского родника, златокудрый бог Аполлон начинает водить хороводы со своими сестрами, девятью музами. Прекрасные и могущественные дочери Зевса и Мнемосины поют дивные песни, а Аполлон играет на золотой кифаре. Торжественно звучит хор богов, и вся природа замирает, зачарованно слушая их пение.
Так в представлении древних греков выглядели будни олимпийцев. Власть и слава богов угасла с падением Древней Греции, но музы сохранили сферу своего влияния. По сей день муза поэзии посещает представителей творческих профессий и дарует им вдохновение.
Происхождение муз
Девять муз с именами и четко обозначенными функциями появились не сразу, их образы складывались в течение нескольких веков.
Первоначально музы были абстрактным понятием. Позднее греческие поэты стали обращаться к ним по именам и приписывать им божественную силу. Это были так называемые «доолимпийские музы». До нас дошли лишь некоторые имена (Мелета, Аэда, Мнема, Нета и другие), а уж о том, какими они обладали силами, можно только гадать.
Девять муз, представление о которых сохранилось до наших дней, впервые были упомянуты в «Одиссее» Гомера, а Гесиод в поэме «Теогония» ("Происхождение богов") впервые назвал их имена и рассказал их истории. Матерью муз поэт назвал богиню памяти – Мнемосину, а отцом – громовержца Зевса.
Вероятно, сначала музы отвечали за сферу размышлений, ведь с греческого языка слово "муза" переводится как "мыслящая". Тогда становится понятно, почему матерью названа Мнемосина, память – необходимый элемент мыслительной активности. Постепенно музы переключились со сферы размышлений на сферу искусств, и старшей из них стала муза поэзии.
Функции муз
Понятие о специализации муз появилось только в эллинистическую эпоху, когда возникли все виды искусств. Для наглядности сведения о музах представлены в таблице.
Имя | Значение имени | За что отвечает | Атрибуты |
Каллиопа | Прекрасноголосая | Эпическая поэзия | На голове – золотая корона, в руках дощечка или свиток и стилос |
Клио | Дарующая славу | История | Скрижаль или свиток пергамента |
Мельпомена | Мелодия, радующая слушателей | Трагедия | Трагическая маска, меч или палица |
Талия | Процветание | Комедия | Комическая маска |
Полигимния | Восхваление | Гимны, ораторское искусство | Свиток |
Терпсихора | Наслаждение | Танец и хоровое пение | Лира |
Урания | Устремленная к небу | Астрономия | Глобус и циркуль |
Эвтерпа | Увеселяющая | Лирическая поэзия | Лира или флейта |
Эрато | Желанная для любви | Любовная поэзия | Кифара |
Каллиопа – старшая из муз
Каллиопу принято считать старшей дочерью Мнемосины и Зевса. Но главенствующее положение среди своих сестер она занимает не только поэтому. Как муза эпической поэзии, она ближе всего соприкасается с деяниями богов.
Этот род поэзии повествует о подвигах героев, прославляет олимпийцев. Декламируя ее, греки стремились получить покровительство высших сил. Каллиопа была способна вызывать в человеке жертвенность, помогала преодолеть эгоизм и направляла на путь служения высоким целям. Эта муза поэзии поощряла отвагу, достоинство, рыцарство, благородство и чистоту души.
По одной из версий, Каллиопа - мать Орфея, легендарного певца, которому сам Аполлон вручил божественную лиру, от звука которой успокаивались дикие звери, расступались деревья и скалы.
Эвтерпа – муза лирической поэзии и музыки
Лирическая поэзия, в отличие от эпической, воспроизводит сугубо личные чувства и переживания автора. Ее истоки следует искать в народной песне. Во времена муз и богов лирические стихи всегда пелись, сопровождались танцами и выразительной мимикой. Поэтому не случайно, что Эвтерпа также покровительствует музыкантам. Ее, как правило, изображали с флейтой в руках, готовой в любую минуту пуститься в пляс.
Муза лирической поэзии всегда высоко почиталась поэтами и музыкантами. Ей продолжали посвящать гимны и стихи и спустя века после падения Древней Греции. Она даровала людям очищение и чувство гармонии с Природой.
Эрато – муза любовных песен
Свое имя муза любовной поэзии получила в честь бога Эрота. Ее представляли в образе невинной и прелестной девушки. Венок из роз обрамлял ее лицо, а струящиеся складки одежд подчеркивали грацию. Эрато могла вдохнуть любовь в сердце любого живого существа. Даже богов она вдохновляла на романтические поступки. Ее также называют музой свадебных гимнов и царицей поэзии.
Муза любовной поэзии помогает преображать все, что окружает человека, в красоту. Она показывает силу чувств, дарует крылья и помогает преодолеть любые преграды на пути к счастью. Она учит тому, что творчество – высшее проявление любви.
Гнев муз
Олимпийские музы – это дочери Зевса. Они воспевали и поддерживали всех греческих богов, прославляли их добрые нравы и справедливые законы. К обычным людям музы относились вполне дружелюбно. Особым покровительством, разумеется, пользовались поэты, певцы и музыканты. Муза поэзии могла передать поэту часть своего дара, утешить его в беде, поддержать мудрым словом. Но не стоит считать их безобидными. Они никогда не терпели соперничества и могли жестоко покарать тех, кто осмеливался выступить против них.
Существует, например, легенда о дочерях македонского царя Пиероса – Пиеридах. В то время как музы прославляли богов и героев, Пиериды обличали их трусость, смеялись над их страхом перед драконом Тифоном. Нимфы устроили соревнование между непримиримыми врагами и присудили победу музам. Пиреиды, отказавшиеся принять такие результаты, набросились на своих обидчиц с кулаками и в это мгновение были обращены в сорок. С тех пор им суждено летать по лесам и полям, нарушая покой людей и зверей своими криками.
Дошла до нас и легенда о Тамирисе. Это был фракийский певец, поражающий всех своей красотой и искусством игры на кифаре. Он был бессменным победителем соревнований между музыкантами и однажды дерзнул вызвать на состязание самих муз. Тамирис заявил, что в случае его победы музы должны стать его любовницами, а в случае поражения могут забрать у него то, что им вздумается. Богини выиграли соревнование и отняли у дерзкого певца зрение, голос и способности играть на музыкальных инструментах.
Муз-богинь, дарующих вдохновение, призывают поэты всех стран и континентов. Красивая легенда поддерживает веру в божественную природу художественного слова. Думается, что и сама тяга к творчеству будет существовать только до тех пор, пока в сердцах поэтов будет жить муза, покровительница поэзии.
www.syl.ru
Художники и их музы « THE WALL
За каждым великим художником стоит своя «особенная» муза. Их взаимоотношения вызывают интерес и приковывают внимание, а легенды, созданные вокруг них, становятся катализатором их популярности. Истории о женщинах, воплотивших в себе идеалы художников – образы, ставшие визитной карточкой их неповторимого стиля. 5 женщин, без которых мы бы не знали многих имен и шедевров. 5 примеров искренней и «сумасшедшей» любви.
Густав Климт и «Золотая Адель»
«Портрет Адели Блох-Бауэр I», 1907
Своей знаменитой «золотой» коллекцией портретов австрийский художник Густав Климт обязан одной из красивейших женщин эпохи – Адели Блох-Бауэр. Серия работ «Юдифь» (1901, 1909), живописные полотна «Портрет Адели Блох-Бауэр I, II» (1907, 1912) по сей день являются образцами венского модерна конца XIX – начало XX века.
Знакомство художника и его будущей музы состоялось на одном из вечеров, организованных мужем Адель – владельцем сахарного завода Фердинандом. В их салоне часто собирались известные деятели культуры – поэты, художники, в числе которых и Густав Климт, пользовавшийся у молодой четы особым расположением: помимо финансовой поддержки, во дворце Бауэр хранились многие работы живописца.
Любвеобильный художник, воспевавший в своих полотнах красоту женского тела, не мог обойти стороной Адель: «Одухотворенное лицо, самодовольная и элегантная», — напишет о ней племянница, а также будущая наследница полотна Мария Альтман. Одна из самых известных работ Климта «Портрет Адели Блох-Бауэр I» (1907) будет названа критикой «Австрийской Моной Лизой» за проникновенный взгляд и робкую, «струящуюся» фигуру модели. Его муза чиста и непреступна: лицо хранит в себе загадочную таинственность – расслабленный взгляд и чуть приоткрытый рот. Тело кажется легким и непринужденным: платье постепенно теряет свой силуэт, захватывает девушку и кружит в красочном танце из золотых, голубых, серебряных орнаментов. Художник стремится подчеркнуть происхождение Адель: фарфоровая, бледно-голубая кожа в духе аристократизма, пышные, убранные наверх черные волосы и тонкая, изысканная фигура.
История создания картины больше напоминает детектив: «Золотая Адель» (1907) – результат любовного треугольника Климта и Бауэр – месть Фердинандта за любовную связь художника и его жены. Чтобы избежать постыдного разрыва и сохранить репутацию, Бауэр придумывает более оригинальный способ мести: в 1904 году он заказывает Климту портрет Адель в надежде, что в процессе создания картины та ему быстро наскучит. Климт работал над портретом 4 года, за это время он создал около 100 эскизов. Любовный роман художника и его музы вскоре закончился, однако таинственная история их взаимоотношений до сих пор предаёт картине популярность.
Эдвард Мунк и его «Мадонна»
«Мадонна» (1894-95)
Ничто так не отражает жизнь художника как его творчество. Творчество норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка исполнено мотивами страха, одиночества, депрессии, смерти, беспрерывной борьбы с собой и с окружающими. Его музы – одновременно таинственные, притягательные, как на полотнах «Летняя ночь» (1889), «Девушка на берегу» (1896) и вместе с тем противоречивые, отталкивающие («Вампир», «Расставание»1893-96). Молодая писательница Дагни Юль занимала особое место в жизни художника: своей музе Мунк посвятил серию портретов «Мадонна» (1894-95), «Вампир», «Ревность» (1895), «Поцелуй»(1897), «Созревание» (1895) и др. Рыжеволосая, статная, с загадочной улыбкой на лице, она была непредсказуема в своих любовных связях. Несмотря на замужество, Дагни связывали романы с другими мужчинами, в том числе и с Э. Мунком.
Художник изображает Дагни в образе Мадонны, возвеличивает и «обожествляет» её:
«Лунный свет скользит по твоему лицу, полному земной красоты и боли»,-напишет Мунк.
Однако это непривычная картина, выполненная в духе ренессанса. Из канонических деталей Мунк сохраняет лишь нимб над головой модели. Мадонна представлена здесь в образе молодой обнажённой женщины с раскинутыми руками и полузакрытыми глазами – кажется, что она пребывает в иступленном, близком к экстазу состоянии. Мрачное настроение достигается за счет динамики цветовой палитры: ореол вокруг девушки резко контрастирует с тёмным, «угасающим» фоном. Картина словно зеркало призвана отразить их отношения – историю любви с печальным концом. Дагни лишь на время смогла привнести свет в жизнь Мунка: вскоре она бросает художника ради польского поэта и через несколько лет погибает в номере тбилисского отеля, застреленная своим любовником.
Модильяни и Жанна Эбютерн
«портрет Жанны Эбютерн »,1919
Итальянский художник Амедео Модильяни познакомился с Жанной Эбютерн, девятнадцатилетней студенткой Академии Коларосси в1917 году. Эбютерн была представлена натурщицей и часто позировала художнику. За время их отношений Модильяни нарисовал более 25 портретов своей музы, а её удлиненное лицо и тонкая изящная шея стали характерной чертой неповторимого стиля художника. Жанна была больше, чем просто модель. Она была музой, женой и главной женщиной в жизни Модильяни. «Поздней ночью его можно было увидеть на скамье перед «Ротондой». Рядом сидела Жанна Эбютерн, молчаливая, хрупкая, любящая, настоящая Мадонна рядом со своим божеством…», — вспоминал близкий друг Модильяни, скульптор Леон Инденбаум. Несмотря на богемный образ жизни, увлечение наркотиками и алкоголизм Модильяни, Жанна оставалась рядом с ним, а в 1918 году в Ницце у нее родилась девочка, которую художник признал своей дочерью. В 1920 году, когда Жанна снова ждала ребенка, Модильяни умер. Через несколько дней она свела счеты с жизнью, выбросившись из окна квартиры своих родителей.
Сальвадор Дали и его русская муза
Сальвадор Дали и Гала на фоне картины «Мадонна Порт-Льигата», 1949
Отношения Сальвадора Дали и Галы (Елены Дьяконовой) – это история про настоящий творческий союз: оба они страстно любили искусство и воплощали задуманные идеи вместе. «Дали и Гала – не муж и жена. И уж тем более не художник и его муза.
«Они – два полушария одного мозга»
— слова близкого друга, французского писателя Андре Бретона как не что иное описывают союз двух «сумасшедших».
На протяжении всей их совместной жизни Гала оставалась для Дали главной музой. Сальвадор изображал её в образе греческой богини («Атомная Леда», 1949), («Галатея», 1952), в образе Мадонны («Мадонна Порт-Льигата», 1949-50), в образе Христа («Тайная вечеря», 1955) и др. «Святая Елена», «Елена Троянская» — всего лишь малая часть имен, которыми художник наделил свою возлюбленную.
Все эти многочисленные образы Галы, выполненные Сальвадором, свидетельствует о живом интересе к её натуре: «женщина как начало всего», она дает жизнь и является воплощением чистого и непорочного. Сам Дали не раз подчеркивал, что Гала – именно та женщина, которую он ждал всю жизнь, чьё появление как глоток свежего воздуха наделило художника страстью к творчеству.
Он был моложе Галы на 10 лет, но это не мешало их бурному роману. В 1932 году спустя три года после их первого знакомства Гала ушла от мужа Поля Элюара и переехала к Дали, в тот же год они обручились. В 1958 году после смерти Элюара состоялась религиозная церемония. Их творческий «дуэт» длился 53 года-до самой смерти Галы в 1982 году – за это время пара совершила немало эксцентричных поступков, а также создала множество знаменитых полотен.
«Я люблю Галу больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег», — скажет Дали.
Когда два талантливых человека думают в одном и том же направлении, рождается что-то поистине гениальное и вечное.
Анри Матисс и Лидия Делекторская
Портрет Л. Н. Делекторской, 1947
«В продолжение 20 лет я была светом его очей, а он для меня – единственным смыслом жизни».
— так, напишет о себе главная муза французского художника Анри Матисса Лидия Делектроская. Когда они познакомились, ей было 22 года, а художнику 63. Матисс нанял её сиделкой для своей жены, а через некоторое время после развода Делектороская стала его личным секретарем и помощником. Художник посвятил девушке несколько портретов, найдя в её чертах образ идеальной модели («Портрет Л. Н. Делекторской», 1947), («Девушка в голубой блузке», 1939). «Следуя впечатлению, произведённому на меня каким-нибудь лицом, я всё же старался не удаляться от его анатомического строения», -напишет Матисс. Художник стремится подчеркнуть грацию женщины: её большие глаза, чёрные густые брови, улыбку, форму лица, изгибы её тела. Играя с палитрой, художник передаёт свои впечатления и чувства.
После смерти художника Лидия занялась его творческим наследием – собирала картины, а после подарила их коллекцию русским музея – Эрмитажу и Музею им. Пушкина.
Не один из этих сюжетов не похож на другой: счастливые истории о взаимной любви или трагические – об одиночестве и разлуке. Несмотря на это, каждая из них – еще одна иллюстрация о взаимоотношениях между людьми. О том, как чувство меняет сознание и делает способным на самые гениальные вещи. Художники и их музы. Истории о вдохновении и большой любви.
Автор: Дарья Зарубина
thewallmagazine.ru
Муза Урания - муза астрономии
В современном мире не принято говорить об искусстве науки так, как мы рассуждаем о хореографии, поэзии, театре или вокале. Дело в том, что древние греки, в отличие от нас, воспринимали Космос как самое совершенное произведение искусства и муза Урания воспринималась ими как вдохновительница его познания. Впервые ее имя в западной литературе встречается в работе Гесиода. Прежде чем узнать больше о самой Урании, познакомимся с ее божественными родственниками.
Кто такие музы?
Согласно представлениям эллинов, музы - это девять дочерей верховного бога Зевса и Мнемосины, богини памяти. Каждая сфера деятельности, считавшаяся важной, по мнению древних греков, должна была иметь свою покровительницу - музу, и благодаря ей развиваться и процветать. Кроме того, все музы, в том числе и муза Урания, сопровождали и вдохновляли Мусагета-Аполлона, бога искусств и гармонии, олицетворяли собой все самое мудрое, светлое и прекрасное, включая мораль, науку и все виды искусства.
Сферы покровительства
Самое первое упоминание о музах встречается в произведениях Гомера, в других источниках также содержатся сведения о девяти дочерях Зевса и курируемых ими областях науки и искусства:
- Каллиопа («чудный голос») - муза жертвенности и патриотизма, эпической поэзии. Именно ее эллины считали верховной музой и изображали с лавровым венком или короной на голове.
- Клио («славу дарующая») - муза истории, которая, по мнению древних греков, записывала в свои свитки любые, даже самые незначительные события, чтобы память о них не стерлась.
- Мельпомена («песня, пение») - муза трагедии, облачена в театральную мантию, в руке держит драматическую маску.
- Талия («добродушие») - муза комедии, с простым венком из плюща на голове и с комедийной маской в руках.
- Полигимния («много песен») - муза священных гимнов и покровительница ораторов.
- Терпсихора («веселый танец») - муза танцев, в том числе и свадебных. Одета в простую тунику, на голове - венок из плюща, в руках держит лиру.
- Эвтерпа («радость»)- муза лирики и поэзии, голова которой украшена венком из живых цветов. Ее инструмент - двойная флейта.
Эрато («милая»)- муза любовной и свадебной поэзии. Ее изображали в венке из роз и всегда с каким-либо задорным и веселым музыкальным инструментом в руках, например, тамбурином или лирой.
- Урания - муза науки и астрономии. Самая младшая из всех дочерей Зевса и мудрая наравне с Афиной Палладой. В руках Урании всегда циркуль и небесная сфера, одета в звездный плащ, на голове - корона из созвездий.
Самая серьезная муза
Как уже говорилось, муза Урания (фото ее скульптуры вы видите) - самая младшая среди девятерых сестер, но она же и самая знающая и умная из них. Она красива, как и все остальные музы, ведь греки исповедовали принцип калокагатии, заключавшийся в том, что внешне прекрасное так же прекрасно и внутри. Поэтому у покровительниц искусств и наук просто не могло быть неприглядного внешнего облика.
Несмотря на то, что Урания вместе с сестрами сопровождает, вдохновляя, Мусагета, с удовольствием танцует и веселится на праздниках в честь Диониса, она олицетворяет силу познания и созерцания. Муза Урания зовет всех отдалиться от хаоса обыденного существования для того, чтобы погрузиться в изучение и созерцание величественной жизни Космоса и движений звезд, отражающих земные судьбы. Как уже говорилось, все музы владеют определенными атрибутами, у Урании это небесная сфера и циркуль.
За что она отвечает?
Наши современные представления о такой точной науке как астрономия не допускают каких-либо точек пересечения с поэзией или другим искусством. Однако во времена формирования греческой мифологии и возникновения культа муз астрономия была больше искусством, нежели точной наукой. Урания - муза астрономии, начинавшей вместе с математикой и астрологией свое развитие в древней Греции.
Со временем эллины сумели достичь значительных высот в изучении небесного свода, звезд и Космоса. Именно в древней Греции в III веке до н. э. Аристарх Самосский первым сформулировал гипотезу о гелиоцентризме, а вычисления Эратосфена Киренского, произведенные примерно в то же время, легли в основу календаря, которым мы пользуемся сегодня. Гиппарх из Никеи во II веке до н. э. сумел составить первый каталог «неподвижных звезд» по их яркости и выполнил таблицы движения Луны и Солнца. Но сестра Урании, Клио, особа довольно ироничная: сегодня широко известна ошибочная геоцентрическая теория, выдвинутая во II веке н. э. Клавдием Птолемеем, и послужившая основой церковного христианского учения о строении Вселенной, а не более ранние открытия греческих ученых.
Как уже говорилось, астрономия - наука музы Урании, одна из самых древних дисциплин. Ее изучали вавилонские предсказатели и маги, греческие философы и сказители, монахи и знатные особы эпохи Возрождения, астрологи, мистики и великие мыслители более близких к нам времен. Содержание и концепции астрономии всегда служили основой мировоззрения того или иного времени и находились в эпицентре противостояния идей.
Афродита Урания
Действительно, в греческой мифологии использовался эпитет «Урания» п
рименительно к дочери бога неба - Афродите, олицетворявшей физическую силу природы. Афродита Урания - Небесная почиталась эллинами не только как покровительница чистой любви и семьи, но и как богиня плодородия и растительных сил, в ведении которой находились поля, сады, рощи и виноградники.
Образ Урании в искусстве
Со времен расцвета Древней Греции прошло уже не одно столетие, но муза Урания всегда вдохновляла не только астрономов и ученых, с ней связанных. Образ Урании можно встретить на полотнах Симона Вуэ «Музы Урания и Каллиопа», Луи Токке «Муза Астрономии», Ангелики Кауфман и Луи де Булонь, Иоганна Генриха и Евстафии Ле-сур, гравюрах Яна Гевелия и Хендрика Гольциуса. Конечно, муза на этих картинах изображена в одеяниях по моде времени, когда творил художник, но вот небесная сфера и циркуль в руках, либо стило и карта звездного неба присутствует обязательно.
Писатели и поэты также не обошли ее вниманием: Урания - муза астрономии, вдохновившая Ломоносова и Тютчева на «одические рассуждения». Наш знаменитый современник Иосиф Бродский выпустил в 1987 году книгу стихов «К Урании». В Санкт-Петербурге планируется установка памятника поэту в виде трех стел с выгравированными на них стихами «К Урании».
Московский планетарий даже создал музей Урании, где экспонируется созданный Яном Гевелием звездный глобус, на котором нарисованы известные в XVII веке созвездия. Кроме того, в музее представлено множество интересных предметов, связанных с изучением космического пространства и звезд.
Интересные материалы:
Богиня Юнона как олицетворение женского начала в римской мифологии Очистка молитвами и заговорами Преимущества обращения к Виталию Ведунуnlo-mir.ru
9 муз и одна загадка
Фрагмент из статьи автора, спрятавшегося под псевдонимом П.П. Медведьев. Мне показалось любопытным.
__________
Вспомните девять муз, девять античных устремлений, кои должны покрывать все возможные направления художественного творчества.
Муза точных наук – Урания. Три девы отвечающих за литературное творчество: Клио — история, Каллиопа – эпос, Эрато – эротическая поэзия.Три музыкально-ритмические: Эвтерпа – музыка, Полигимния – ритмическое гимнопение, Терпсихора – танец. Две музы сценического действия: Мельпомена – старшая по драме, а Талия – ответственная за комедию. И… никакой музы изобразительного искусства и скульптуры...
Вот тут то и встал ребром вопрос: «Если среди муз представлены все возможные направления человеческого творчества, то как быть изобразительным искусством? Кто вдохновляет художников и скульпторов? Кто эта таинственная чудесница и почему её нет в списке?»
Последовавшие ответы были следующими:
Список на самом деле не полный
У муз есть дополнительные, не оглашённые в источнике, функции
Да они там вообще ничего не понимали!
Эти предполагаемые ответы были многоратно и разносторонне перевариемы в моей голове, пока, наконец, не пришло понимание, что дело здесь совсем не в том, что список неполный или что функции муз очерчены нечётко. Нет, и список полон и функции перечилены достаточно отчётливо, просто за изобразительное искусство отвечает … не муза! И более того, возможно и не благая богиня, а вполне вероятно достаточно агрессивно настроенная хтонида – одна из хозяек подземного царства.
Натолнуло меня на эту мысль случайно вплывшее воспоминание об одном художнике 19-го века, который, с целью этнографического изучения, поселился в одном из африканских племён. Он был очень благожелательно принят, накормлен-напоен и получил замечательную возможность ходить куда хочется и смотреть что захочется. В качестве ответной благодарности художник-исследователь сказал, что желает нарисовать и подарить королю его портрет. Король долго не мог понять, чего хочет от него этот чудаковатый чужеземец, но когда до него «дошло» — в категорической форме отказался. Художник никак не мог понять причины отказа и, исполненный самых возвышенных чувств, решил всё же исполнить задуманное. Он уединился, взял холст и по памяти нарисовал портрет вождя. Портрет удался, он в точности воспроизводил царственную особу, замершую в торжественно-благолепной позе на своём роскошнном троне. После этого художник выбрал день и в торжественой обстановке, со словами глубокой благодарности вручил монарху нарисованный портрет. То, что произошло позже, повергло его в шок. Король побледнел (а точнее посерел) да так, что это стало заметным даже на его чернокожем лице. Подданые его смолкли и, со следами ужаса на лицах, уставились на портрет. Через секунду монарх вскочил, вырвал результат творчества из рук художника, прижал его к себе и что-то протяжно крикнул.
Тут же набежали телохранители, схватили неудачливого портретиста, вместе с вещами вывезли его за пределы племени и в очень грубой форме дали понять, что если хоть раз он ещё приблизится к границам их племени…… Художник никак не мог понять в чём он провинился, пытался объясниться, но его никто не слушал. Но ещё больше он был ошарашен пришедшим через неколько дней известием, что здоровенный, полный жизненных сил вождь неожиданно умер. Доставивший известие рассказал, что после отъезда художника король не находил себе места, всюду таскался со своим портретом, ни на секунду не желая оставить его и никому не показывал. Он жутко переживал, отказывался от еды, перестал спать и, будучи в самом расвете сил, неожиданно умер, не выпуская портрета из рук.
Чуть позже художнику рассказали, что причиной этому была уверенность короля и всего его племени, что, нарисовав портрет, обласканный им художник, поймал монаршую душу. Что теперь любой, кто что-либо сделает с портретом, сможет повредить и его здоровью и его душе. Испуг короля и переживания были столь велики, что сердце не выдержало и он умер.
Такая вот история. Но именно она подтолкнула меня к мысли, что вероятно, покровительницей рисования или создание любого зрительного образа является не благая богиня, а некая, ответственная за магию и колдовство хтонида.
Я пытался найти таковую в пределах древнегреческой религии, но так и не нашёл. Причина, думаю, в особой атмосфере таинственности, которая окружает магию. Древние очень скупо оглашали её, пребывая в однозначной уверенности, что тревожат тем самым злобные потусторонние силы. В таких условиях приходится только предполагать и мне привиделось, что на роль вдохновительницы художественного дара претендует, вероятно, Геката (богиня магии и колдовства), хотя ещё раз оговорюсь — прямых ссылок на это у меня нет.
Такой подход (признание богиней покровительницей изобразительного искусства хтониду) может пояснить нам ряд весьма занятных исторических условностей и, в частности, достаточно безразличное отношение не то что античного, а и средневекового общества к художникам. Причем даже не безразличного, а настороженно-опасливого, что приводило к низкой оценке их творчества.
К примеру, великий флорентийский художник эпохи Возрождения Доменико Гирландайо, основатель целого художественного направления, расписывая городские храмы и базилики, жаловался, что платят ему слишком мало, а питается он объедками с монастырской кухни.
Другой его современник Леонардо Да Винчи, рекомендуя себя миланскому герцогу Лодовико Сфорца и убеждая в своей нужности и полезности, пишет о себе следующее:
«У меня есть планы мостов, очень легких и прочных, весьма пригодных к переносу. Я нашел способы, как разрушить любую крепость или какое-либо другое укрепление, если, конечно, оно не построено на скале. У меня есть также чертежи для изготовления пушек, очень удобных и легких в транспортировке, с помощью которых можно разбрасывать маленькие камни наподобие града». Я знаю, как добраться в определенное место через пещеры по секретным путям безо всякого шума. Я могу делать закрытые колесницы, безопасные и неприступные, которые со своей артиллерией врываются во вражеский строй. Я могу создать катапульту, баллисту или другую машину удивительной силы». И в самом конце бегло: «Во дни мира я – зодчий и живописец».
Обратите внимание — это пишет человек, который в юности нарисовал на щите Медузу Горгону столь отчётливо и ярко, что увидевший её, неожиданно зашедший сосед в жутком испуге выскочил из дома.
Но в данном случае, в резюме отравленном герцогу Сфорца, большому покровителю науки и культуры, он совершенно не желает заявлять о себе как о художнике. Леонардо упоминает об этой возможности крайне коротко и в самом конце своего послужного списка. Это не случайно, ибо в то время толковыми людьми считались отнюдь не художники и скульпторы, а инженеры, гидротехники и строители; интеллектуальной элитой были философы и математики, а художники были где-то с краю, на обочине жиненного пространства. Они были кем-то вроде маляров, правда, более высокой квалификации.
Почему? А всё потому же – несмотря на все жизненные изменения, за ними продолжала держаться, устоявшаяся в веках, негласная слава колдунов и магов. Тех самых, чьей задачей было создание максимально похожих портретов или фигурок, дабы через поражение их иглами можно было нанести вред воображаемому изображаемому.
Положение принципиально стало меняться только тогда, когда дряхлеющая и разрушаемая изнутри, церковь начала утрачивать свою власть и силу над обществом. Когда под крылом атеизма, свободомыслия и человеколюбия магия, вкупе с колдовством (в разных своих проявлениях) занимают легитимное место в общественном укладе западного общества. Именно тогда художники входят в фавор и начинают числиться уже не по ведомству потусторонних сил, а по чину великих искусстников. Их картины начинают стоить всё дороже и дороже, уважение к их творчество становится всё больше и больше, а сами они переходят в разряд интеллектуальной элиты.
Правда от этого ситуация с ними (а также и с фотографами и деятелями киноиндустрии) не меняется: покровительствующая им хтонида по прежнему держит над ними свой чёрный плащ и неизменно карает безумием тех, кто забывает, кому они обязаны своим исключительным даром. Часто карает, ох, часто…
источник
rzgvrsksstv.mypage.ru