Описание картины Константина Трутовского «На кладке». Картины трутовского


Художник Константин Трутовский: philologist

Фотолитогрфия, 1897 год

Трутовский Константин Александрович (28.1(9.2).1826, Курск, — 17(29).3.1893, с. Яковлевка, ныне Курской области) - живописец и график, представитель реалистичного направления в украинском и русском искусстве.

Родился Константин Трутовский в городе Курске. Раннее детство его прошло в Украине в имении отца в с. Поповке, на Харьковщине. Начальное образование Трутовский получил в одном из харьковских частных пансионов. Тринадцатилетним он переехал в Петербург, где учился в инженерном училище, а после окончания остался в нём репетитором в классе рисования и архитектуры, получая этим самым возможность стать вольно-приходящим учеником Академии художеств. Пять лет учёбы дали возможность ознакомиться с основами рисунка и композиции (над освоением техники живописи молодой художник работал самостоятельно).

После выхода в отставку, Трутовский в 1850 году переезжает в с. Яковлевку, вблизи Курска, где целиком отдаёт себя искусству. В 1852 году Трутовский начинает работать масляными красками. Успех живописца в большой степени объясняется тем, что сюжеты его картин были простые, не надуманные, рождённые непосредственной близостью к народной жизни.

Объединение реалистической основы с элементами романтизма открыло лирико-эпическую страницу творчества художника, посвящённую вечной теме любви. Картина Трутовского «У плетня», написана художником в 1863 году, – это волнующий и правдивый рассказ о свидании влюблённых, первом прикосновении любви, свежести первого чувства.

Художник использует излюбленный композиционный приём: простое расположение фигур, взятых крупным планом на фоне пейзажа. В погожий летний день, под синим небом, среди буйной зелени возле плетня встретились парень и девушка – молодые, красивые, сияющие любовью. Пейзаж, как всегда у Трутовского, – действенный компонент произведения, объединённый в единое целое с фигурами персонажей. Вдали под тёплым солнцем уснула речка, замечтались густые леса. Праздничная красочность одежды объединилась с синевой неба и зеленью трав. Цвет в картине несёт смысловую нагрузку, создаёт оптимистическое мажорное настроение. Живая и непридуманная настолько, что кажется выхваченной из самой действительности, характерной для Украины второй половины XIX века, картина Константина Александровича Трутовского «У плетня» имеет большое художественное, историческое и этнографическое значение. Она является одной из лучших живописных работ, созданных художником в 1860-х годах на тему жизни украинского крестьянства.

Трутовский К. А. У плетня

Трутовский отличался чрезвычайной работоспособностью. Казалось бы, он спешил уловить запечатлеть в своих картинах, акварелях и карандашных рисунках, которых исполнено им огромное количество, жизнь малороссийского народа. Кроме сцен украинской простонародной жизни, он изображал нравы мелких помещиков, выказывая в этих изображениях свою тонкую наблюдательность, остроумие и нередко поэтическое чувство. Перечислю только несколько его известных произведений: "Колядки в Малороссии" (находится в Музее имп. Александра III в С. Петербурге), "В рабочую пору" (в собрании К. Солдатенкова в Москве), "Свидание у колодца" и "Помещики-политики", акварели "После обеда, в летнюю пору" и "Благодетели" (в Третьяковской галерее в Москве).

File:Trutovsky 001.jpg

Хоровод в Курской губернии, 1860

File:Trutovsky 003.jpg

Сбор на церковь, 1863

File:Trutovsky Konstantin Na Senovale.jpg

На сеновале, 1872

File:Trutovsky 006.jpg

Городским путникам предлагают фрукты на обочине, 1873

Приезд учительницы

File:Trutovsky 005.jpg

Сельская учительница, 1883

File:Trutovsky 002.jpg

Базар в провинции, 1893

File:Trutovskyi Vinok.jpg

Надевают венок, ранее 1893 г.

File:Trutovskyi U kolodiazia.jpg

Сцена у колодца, ранее 1893

File:Костянтин Трутовський.jpg

Жанровая сцена, 1876

File:Трутовский У-плетня 1879.jpg

У плетня, 1879 г.

File:Trutovsky Kolyadki.jpg

Колядки в Малороссии, ранее 1864

Увеличить

Колядки в Малороссии, не позднее 1864 г.

Возвращение с ярмарки, 1868 г.

Сюжет картины «Возвращение с ярмарки» 1868 года является одним из излюбленных для русских художников. Сам Трутовский не раз обращался в других картинах к ярмарочной теме и мотиву шествия крестьян. Трутовский как хороший рассказчик разворачивает перед зрителем целую историю, метко подмечая разные и такие узнаваемые детали, по которым можно не только понять нынешнее состояние персонажа, но и составить представление о том, что предшествовало ему и угадать, что произойдёт позже.

По осенней грязи размякшей дороги идут украинские крестьяне с ярмарки. Они не просто возвращаются домой – они ещё несут настроение праздника. Самозабвенно наигрывает музыкант, нежно держа в больших руках инструмент. Старуха, вскинув руки, идёт за неровным ритмом мелодии скрипки в руках захмелевшего музыканта. За ними бредёт понуро мужик в чёрной шляпе в состоянии хмельного забытья, когда человек двигается по инерции за своими более трезвыми односельчанами. Внимательно всматривается тревожным взглядом мужик с рыжими усами из-под накинутой на голову овчины. Молодая женщина самозабвенно тянет песню, ни мало не обращая внимания на неудовольствие своего ребёнка. И завершает процессию пошатывающийся крестьянин с нетвёрдой поступью, не замечающий, что его одежда уже практически волочится по грязи.

Трутовский показывает крестьянское нестройное «шествие» с мягким юмором и явной симпатией к его участникам. То чарующее впечатление, которое произвела на него малороссийская глубинка, повлияло на его отношение к действительности и нашло соответствующее отражение её в творчестве художника. Он не искал недостатки, напротив, хотел показать простоту и, одновременно, мудрость народа, красоту народных обычаев и тонкий украинский юмор. Не даром он был одним из первых иллюстраторов произведений Гоголя.

Трутовский старался показать жизнь такой, какая она есть, в её лучших проявлениях. В его персонажах видны проникновенная тяга к песне и растворённость в музыке, сильные чувства и маленькие слабости, красочность их одежд и украшений. Кисть художника то мелко ложится в плетении светло-коричневой уже сильно потёртой плахты старухи, следуя направлению плетения её нитей, то кудрявится в завитках овчины, написанной в тёплых желтовато-коричневых тонах, то мелким красным бисером рассыпается в бусах на шее молодой женщины.

Из всех персонажей картины красотой одежды, её добротностью и даже богатством по крестьянским меркам выделяется молодая женщина. Белый, ложащийся мягкими складками войлочный халат, повязанный золотисто-жёлтым платком в сочетании с красной клетчатой плахтой, выглядывающей из-под неё рубахой с шитьём, красными бусами и тёмно-красным повойником составляют самое красочное пятно в картине. В одежде женщины доминирует красный цвет – цвет праздника и радости. Несмотря на не бедственное положение в ней чувствуется крестьянская бережливость – она идёт босиком, а черевики несёт в руках, чтобы не испортить их в осенней слякоти.

При кажущейся простоте мотива и стремлении показать жизнь с лучшей её стороны, Трутовский как внимательный и добросовестный бытописатель не обходит её негативных сторон. Не всё в этой картине однозначно: на фоне холодного осеннего пейзажа, - серо-сизого низкого неба с тяжёлыми тучами, низко накрывающими как пологом землю, туманных далей, смывающих очертания деревьев и холмов, и чёрно-коричневой, разъезжающейся под ногами мокрой земли, беззаботность и веселье крестьян теряют незамутнённость ощущения радости и праздника.

В одежде крестьян есть видимые признаки беспорядка, которые объясняются не столько их состоянием в данный момент, сколько усиливают впечатление бедности. Безудержное веселье присуще как раз самым бедным из них. Особенно неприглядно выглядит одежда скрипача с его залатанными портами и плешивой шапкой. Часть гардероба старухи явно с чужого плеча: большие не по ноге сапоги, синий мундир с позолоченными пуговицами. Это несоответствие вносит диссонанс в восприятие картины – в одно время радость и какая-то обречённость. Крестьяне как будто в забытьи: музыка и хмель позволили им уйти от проблем повседневной жизни. Они идут чередой, не замечая ничего вокруг, и только один взгляд обращён непосредственно к зрителю - рыжеусого мужика из-под накинутой на голову овчины, который смотрит тяжёлым взглядом, как бы делясь с ним своими чувствами, причиной которых может быть является молодая женщина. Или вернее её разгульное поведение, когда она полностью отдалась веселью, не замечая ни выбившихся из-под повойника волос (не приличествующего для замужней крестьянки), ни плаксивости своего ребёнка, ни недоброго взгляда.

Произведения Трутовского никогда не отличались ни блестящей живописной техникой, ни эпохальностью замысла. Но в них всегда есть такие важные для бытовой живописи качества, как осмысленность и жизненность содержания, типичность образов, правдивость изображения. В них видна искренняя любовь к делу, тонкая наблюдательность, нередко меткое остроумие и юмор. Всё это делало его произведения популярными и вполне понятными для современников.

181f3e31495f (498x700, 63Kb)File:Trutovsky Ukrainian girl.jpg

Украинская девушка

Цитата сообщения Королевна_Несмеяна

Константин Трутовский

philologist.livejournal.com

Трутовский, Константин Александрович (Россия, 1826-1893)...

Автор - Alexandra-Victoria. Это цитата этого сообщенияТрутовский, Константин Александрович (Россия, 1826-1893)... "Он был Шевченко в живописи" - Михаил Васильевич Нестеров

 

Наведите курсор, чтобы увидеть название и музей, в котором находится данная картина.

У плетня. 1863. Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина, Украина

"Сколько неразработанных материалов представляет Малороссия художнику, как изображающему сцены, так и видописцу" Константин Трутовский

"Это был талант не "репинский", но истинный, он был поэт, он был Шевченко в живописи". Михаил Васильевич Нестеров, русский художник

"Иллюстрации Трутовского - это фельетоны на злободневные темы. Они настолько верно отразили эпоху 50-70-х годов XIX века, что являются своего рода историческим документом..." К. С. Кузьминский

Разъезд гостей Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Trutovskiy_KA (267x352, 20Kb)

 

Константи́н Алекса́ндрович Труто́вский (28 января [9 февраля] 1826, Курск — 17 [29] марта 1893, село Яковлевка, Обоянский уезд, Курская губерния) — русский жанровый живописец, иллюстратор произведений Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, академик Императорской Академии художеств, член Королевского бельгийского общества акварелистов.Автор первого известного портрета Ф. М. Достоевского, на два года раньше Трутовского, окончившего в чине подпоручика офицерские классы Главного Инженерного училища.Трутовский Константин Александрович — живописец-жанрист. Получив начальное образование в одном из частных учебных заведений Харькова, в 1839 году был привезен в Санкт-Петербург, определен в Николаевское инженерное училище, и ещё в бытность свою там выказал большую любовь и способность к искусству.Переселенцы в Курской губернии. Государственный Литературный музей, Москваregnum_picture_148647264751706_big (274x420, 90Kb)(справа «Портрет Ф. М. Достоевского», (1847), бумага, итальянский карандаш — Государственный Литературный музей.)Окончив в 1845 году курс этого заведения и его офицерских классов, оставлен при нём в качестве репетитора и стал усердно посещать классы Императорской Академии художеств. Считался в ней учеником профессора Ф. А. Бруни и готовился быть историческим живописцем, хотя чувствовал в себе влечение предпочтительно к жанру.В 1849 году уехал в родительское имение, где малороссийские природа и народный быт произвели на него столь сильное впечатление, что сделались главным источником, из которого он с этого времени главным образом почерпал содержание для своих произведений. Вскоре он вышел в отставку и поселился в деревне, лишь иногда являясь в Москву и Санкт-Петербург с рисунками и картинами.В 1861 году за картину «Хоровод в Малороссии» (находится в Третьяковской галерее в Москве) Академия возвела его в звание академика. С 1871 года по 1881 год он служил инспектором Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а затем снова жил и трудился в своем имении.Хоровод в Курской губернии. Государственная Третьяковская галерея, МоскваТрутовский отличался чрезвычайной плодовитостью: картин, акварелей и карандашных рисунков исполнено им несчетное количество. Кроме сцен украинской простонародной жизни, он изображал типы и нравы мелких помещиков, выказывая в этих изображениях свою тонкую наблюдательность, остроумие и нередко поэтическое чувство. К сожалению, недостаточность полученной им художественной подготовки и привычка — особенно в последнее время — работать спешно, не справляясь с натурой, во многих случаях уменьшают достоинство его хорошо задуманных и ловко исполненных произведений, из которых достаточно будет указать на картины: «Колядки в Малороссии» (находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге), «В рабочую пору» (в собрании К. Т. Солдатенкова в Москве), «Сорочинская ярмарка», «Свидание» и «Помещики-политики», и на акварели «После обеда, в летнюю пору» и «Благодетели» (в Третьяковской галерее в Москве).

На сеновале. Тюменский музей изобразительных искусств

Семья художника

К. А. Трутовский был женат на племяннице жены известного критика и общественного деятеля С. Т. Аксакова Софии Алексеевне Самбурской. Сын художника — Владимир Константинович (1862-1930) — искусствовед, нумизмат, секретарь Московского археологического общества. Женат на Александре Владимировне Мошниной, племяннице святого Серафима Саровского. От этого брака у Владимира Константиновича были две дочери — Надин и Наташа.Скончавшегося в родовом имении Яковлевка художника, похоронили в Обоянском Богородицко-Знаменском мужском монастыре, полностью уничтоженном большевиками в 1924 году.

Трутовский. Кобзарь над Днепром. 1875. Национальный музей Тараса Шевченко, Киев, УкраинаВыздоравливающая. Северо-Осетинский республиканский художественный музей, ВладикавказКолядки в Малороссии. Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургПечальная история. Бурятский республиканский художественный музей имени Ц.С. Сампилова, Улан-УдэСельская учительница. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, КазаньПереселенцы из Курской губернии. Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургЯрмарка в Малороссии. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург_Konstantin Trutovskii (1826-1893). The snowstorm . Oil on canvas .55.5 x 91.1 cm.1887 В метель.JPGВозвращение с ярмарки. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. РадищеваВ половодье. Курская государственная картинная галереяСбор на церковь. Запорожский областной художественный музейМалороссийский пейзаж. Сочинский художественный музейСцена у колодца. Бурятский республиканский художественный музей имени Ц.С. Сампилова, Улан-УдэУ кабака. Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургИгра в карты. Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургБазар в провинции.jpgПомещики-политики. Иркутский областной художественный музей им. В.П. СукачеваСорочинская ярмарка. Государственный Литературный музей, МоскваСорочинская ярмарка Государственный Литературный музей, МоскваУкраина. Бердянский художественный музей имени И.И. БродскогоСтранница. Симферопольский художественный музейСвидание. Харьковский художественный музейСлепой бандурист. Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургУ реки. Херсонский областной художественный музей имени А.А. ШовкуненкоМагарыч. 1870-е. Национальный художественный музей Украины, КиевСвадебный выкуп. 1881. Национальный художественный музей Украины, Киев

Женщина с полотном. 1870-е. Национальный художественный музей Украины, КиевНадевают венок Харьковский художественный музей, УкраинаЧерез мостик. 1875. Национальный художественный музей Украины, КиевУкраинец с люлькой. 1876. Днепропетровский художественный музей, УкраинаУкраинская девушка у плетня. 1872. Бердянский художественный музей им. И.И.Бродского, УкраинаПортрет старухи в чепце. Иркутский областной художественный музей им. В.П. СукачеваДевушка со снопами. Национальный музей во Львове им. Андрея Шептицкого, Украина

Девочка с сапкой. Харьковский художественный музейУ плетня. Тамбовская областная картинная галереяПан и казачок. Национальный художественный музей Украины, КиевКрестьянская девочка. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. ВрубеляУрок музыки. Сцена в хате. Ульяновский областной художественный музейНадевают венок. Харьковский художественный музейТрутовский_Вечер накануне-Ивана-Купала.jpg

Здесь можно прочитать более полную информацию о художнике... http://vsdn.ru/authorcolumn/573.htm

Серия сообщений "МУЗЕИ, ГАЛЕРЕИ, ТЕАТРЫ":МУЗЕИ, ГАЛЕРЕИ, ТЕАТРЫ Часть 1 - Художник-акварелист Гау Эдуард Петрович | Эрмитаж. Виды залов Зимнего дворца.Часть 2 - Музей восковых фигур мадам Тюссо....Часть 27 - Художники Гау: Эдуард Петрович (Иванович) Гау (1807-1887)... Эрмитаж. Виды залов Зимнего дворца. (часть-1)Часть 28 - Художники Гау: Эдуард Петрович (Иванович) Гау (1807-1887)... Эрмитаж. Виды залов Зимнего дворца и Нового Эрмитажа. (часть-2)Часть 29 - Трутовский, Константин Александрович (Россия, 1826-1893)... "Он был Шевченко в живописи" - Михаил Васильевич Нестеров

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

kolybanov.livejournal.com

Трутовский Константин Александрович Картины биография Trutovskiy Konstantin

Трутовский Константин Александрович (Trutovskiy Konstantin Aleksandrovich) — русский живописец-жанрист. Родился в 1826 году в городе Курск. Первоначальное образование получил в одном из частных учебных заведений Харькова. В 1839 году в возрасте 13 лет был определен в Николаевское инженерное училище в Санкт-Петербурге и еще в бытность свою там выказал большую любовь и способность к искусству. Окончив в 1845 году курс этого заведения и его офицерских классов, был оставлен при нем в качестве репетитора и стал, как вольнослушатель, усердно посещать классы Императорской академии художеств. Считался в ней учеником профессора Ф. А. Бруни и готовился стать историческим живописцем, хотя чувствовал в себе предпочтительное влечение к жанровой живописи.

Трутовский Хоровод Хоровод в Курской губернии, 1860, Государственная Третьяковская галерея Сбор на церковь Сбор на церковь, 1863, Запорожский художественный музей Трутовский Колядки Колядки в Малороссии, около 1864, Государственный Русский музей

В 1849 году Трутовский уехал в родительское имение, где малороссийские природа и народный быт произвели на него столь сильное впечатление, что стали главным источником, из которого он с этого времени главным образом черпал содержание для своих произведений. Вскоре Константин Александрович Трутовский вышел в отставку и поселился в деревне, лишь иногда являясь в Москву и Санкт-Петербург с рисунками и картинами. В 1861 году за картину "Хоровод в Курской губернии" (находится в Третьяковской галерее в Москве) Академия возвела его в звание академика. С 1871 по 1881 год Константин Трутовский служил инспектором Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а затем снова жил и трудился в своем имении.

На кладке На кладке, 1872, Тюменский музей изобразительных искусств Фрукты на обочине Фрукты на обочине для городских путников, 1873, частная коллекция Жанровая сцена Жанровая сцена, около 1876, Национальный музей искусств Украины

Константин Александрович Трутовский отличался чрезвычайной плодовитостью: картин, акварелей и карандашных рисунков исполнено им несчетное количество. Кроме сцен украинской простонародной жизни, он изображал типы и нравы мелких помещиков, выказывая в этих изображениях свою тонкую наблюдательность, остроумие и нередко поэтическое чувство. К сожалению, недостаточность полученной им художественной подготовки и привычка — особенно в последнее время — работать спешно, не справляясь с натурой, во многих случаях уменьшают достоинство его хорошо задуманных и ловко исполненных произведений, из которых достаточно будет указать на картины: "Колядки в Малороссии" (находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге), "В рабочую пору", "Слепой музыкант", "Сорочинская ярмарка", "Свидание", "Помещики-политики", и на акварели — "После обеда, в летнюю пору", "Благодетели" (хранятся в Третьяковской галерее в Москве).

Сельская учительница Сельская учительница, 1883, музей изобразительных искусств Татарстана Метель Метель, 1887,частное собрание Базар в провинции Базар в провинции, 1890-е,Третьяковская галерея

Трутовский также известен как оригинальный иллюстратор произведений М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.А. Крылова. Трутовский Константин Александрович скончался в 1893 году в селе Яковлевка Обоянского уезда Курской губернии.

Украшение венком Украшение венком, 1890-е,Харьковский художественный музей Трутовский У колодца Сцена у колодца, 1890-е, художественный музей имени Ц.С. Сампилова, Бурятия, Улан-Уде Половодье Половодье, около 1893, Курскаякартинная галерея имени А.А. Дейнеки

smallbay.ru

Художник Константин Трутовский. - ru_art links

Фотолитогрфия, 1897 год

Трутовский Константин Александрович (28.1(9.2).1826, Курск, — 17(29).3.1893, с. Яковлевка, ныне Курской области) - живописец и график, представитель реалистичного направления в украинском и русском искусстве.

Родился Константин Трутовский в городе Курске. Раннее детство его прошло в Украине в имении отца в с. Поповке, на Харьковщине. Начальное образование Трутовский получил в одном из харьковских частных пансионов. Тринадцатилетним он переехал в Петербург, где учился в инженерном училище, а после окончания остался в нём репетитором в классе рисования и архитектуры, получая этим самым возможность стать вольно-приходящим учеником Академии художеств. Пять лет учёбы дали возможность ознакомиться с основами рисунка и композиции (над освоением техники живописи молодой художник работал самостоятельно).

После выхода в отставку, Трутовский в 1850 году переезжает в с. Яковлевку, вблизи Курска, где целиком отдаёт себя искусству. В 1852 году Трутовский начинает работать масляными красками. Успех живописца в большой степени объясняется тем, что сюжеты его картин были простые, не надуманные, рождённые непосредственной близостью к народной жизни.

Объединение реалистической основы с элементами романтизма открыло лирико-эпическую страницу творчества художника, посвящённую вечной теме любви. Картина Трутовского «У плетня», написана художником в 1863 году, – это волнующий и правдивый рассказ о свидании влюблённых, первом прикосновении любви, свежести первого чувства.

Художник использует излюбленный композиционный приём: простое расположение фигур, взятых крупным планом на фоне пейзажа. В погожий летний день, под синим небом, среди буйной зелени возле плетня встретились парень и девушка – молодые, красивые, сияющие любовью. Пейзаж, как всегда у Трутовского, – действенный компонент произведения, объединённый в единое целое с фигурами персонажей. Вдали под тёплым солнцем уснула речка, замечтались густые леса. Праздничная красочность одежды объединилась с синевой неба и зеленью трав. Цвет в картине несёт смысловую нагрузку, создаёт оптимистическое мажорное настроение. Живая и непридуманная настолько, что кажется выхваченной из самой действительности, характерной для Украины второй половины XIX века, картина Константина Александровича Трутовского «У плетня» имеет большое художественное, историческое и этнографическое значение. Она является одной из лучших живописных работ, созданных художником в 1860-х годах на тему жизни украинского крестьянства.

Трутовский К. А. У плетня

Трутовский отличался чрезвычайной работоспособностью. Казалось бы, он спешил уловить запечатлеть в своих картинах, акварелях и карандашных рисунках, которых исполнено им огромное количество, жизнь малороссийского народа. Кроме сцен украинской простонародной жизни, он изображал нравы мелких помещиков, выказывая в этих изображениях свою тонкую наблюдательность, остроумие и нередко поэтическое чувство. Перечислю только несколько его известных произведений: "Колядки в Малороссии" (находится в Музее имп. Александра III в С. Петербурге), "В рабочую пору" (в собрании К. Солдатенкова в Москве), "Свидание у колодца" и "Помещики-политики", акварели "После обеда, в летнюю пору" и "Благодетели" (в Третьяковской галерее в Москве).

File:Trutovsky 001.jpg

Хоровод в Курской губернии, 1860

File:Trutovsky 003.jpg

Сбор на церковь, 1863

File:Trutovsky Konstantin Na Senovale.jpg

На сеновале, 1872

File:Trutovsky 006.jpg

Городским путникам предлагают фрукты на обочине, 1873

Приезд учительницы

File:Trutovsky 005.jpg

Сельская учительница, 1883

File:Trutovsky 002.jpg

Базар в провинции, 1893

File:Trutovskyi Vinok.jpg

Надевают венок, ранее 1893 г.

File:Trutovskyi U kolodiazia.jpg

Сцена у колодца, ранее 1893

File:Костянтин Трутовський.jpg

Жанровая сцена, 1876

File:Трутовский У-плетня 1879.jpg

У плетня, 1879 г.

File:Trutovsky Kolyadki.jpg

Колядки в Малороссии, ранее 1864

Увеличить

Колядки в Малороссии, не позднее 1864 г.

Возвращение с ярмарки, 1868 г.

Сюжет картины «Возвращение с ярмарки» 1868 года является одним из излюбленных для русских художников. Сам Трутовский не раз обращался в других картинах к ярмарочной теме и мотиву шествия крестьян. Трутовский как хороший рассказчик разворачивает перед зрителем целую историю, метко подмечая разные и такие узнаваемые детали, по которым можно не только понять нынешнее состояние персонажа, но и составить представление о том, что предшествовало ему и угадать, что произойдёт позже.

По осенней грязи размякшей дороги идут украинские крестьяне с ярмарки. Они не просто возвращаются домой – они ещё несут настроение праздника. Самозабвенно наигрывает музыкант, нежно держа в больших руках инструмент. Старуха, вскинув руки, идёт за неровным ритмом мелодии скрипки в руках захмелевшего музыканта. За ними бредёт понуро мужик в чёрной шляпе в состоянии хмельного забытья, когда человек двигается по инерции за своими более трезвыми односельчанами. Внимательно всматривается тревожным взглядом мужик с рыжими усами из-под накинутой на голову овчины. Молодая женщина самозабвенно тянет песню, ни мало не обращая внимания на неудовольствие своего ребёнка. И завершает процессию пошатывающийся крестьянин с нетвёрдой поступью, не замечающий, что его одежда уже практически волочится по грязи.

Трутовский показывает крестьянское нестройное «шествие» с мягким юмором и явной симпатией к его участникам. То чарующее впечатление, которое произвела на него малороссийская глубинка, повлияло на его отношение к действительности и нашло соответствующее отражение её в творчестве художника. Он не искал недостатки, напротив, хотел показать простоту и, одновременно, мудрость народа, красоту народных обычаев и тонкий украинский юмор. Не даром он был одним из первых иллюстраторов произведений Гоголя.

Трутовский старался показать жизнь такой, какая она есть, в её лучших проявлениях. В его персонажах видны проникновенная тяга к песне и растворённость в музыке, сильные чувства и маленькие слабости, красочность их одежд и украшений. Кисть художника то мелко ложится в плетении светло-коричневой уже сильно потёртой плахты старухи, следуя направлению плетения её нитей, то кудрявится в завитках овчины, написанной в тёплых желтовато-коричневых тонах, то мелким красным бисером рассыпается в бусах на шее молодой женщины.

Из всех персонажей картины красотой одежды, её добротностью и даже богатством по крестьянским меркам выделяется молодая женщина. Белый, ложащийся мягкими складками войлочный халат, повязанный золотисто-жёлтым платком в сочетании с красной клетчатой плахтой, выглядывающей из-под неё рубахой с шитьём, красными бусами и тёмно-красным повойником составляют самое красочное пятно в картине. В одежде женщины доминирует красный цвет – цвет праздника и радости. Несмотря на не бедственное положение в ней чувствуется крестьянская бережливость – она идёт босиком, а черевики несёт в руках, чтобы не испортить их в осенней слякоти.

При кажущейся простоте мотива и стремлении показать жизнь с лучшей её стороны, Трутовский как внимательный и добросовестный бытописатель не обходит её негативных сторон. Не всё в этой картине однозначно: на фоне холодного осеннего пейзажа, - серо-сизого низкого неба с тяжёлыми тучами, низко накрывающими как пологом землю, туманных далей, смывающих очертания деревьев и холмов, и чёрно-коричневой, разъезжающейся под ногами мокрой земли, беззаботность и веселье крестьян теряют незамутнённость ощущения радости и праздника.

В одежде крестьян есть видимые признаки беспорядка, которые объясняются не столько их состоянием в данный момент, сколько усиливают впечатление бедности. Безудержное веселье присуще как раз самым бедным из них. Особенно неприглядно выглядит одежда скрипача с его залатанными портами и плешивой шапкой. Часть гардероба старухи явно с чужого плеча: большие не по ноге сапоги, синий мундир с позолоченными пуговицами. Это несоответствие вносит диссонанс в восприятие картины – в одно время радость и какая-то обречённость. Крестьяне как будто в забытьи: музыка и хмель позволили им уйти от проблем повседневной жизни. Они идут чередой, не замечая ничего вокруг, и только один взгляд обращён непосредственно к зрителю - рыжеусого мужика из-под накинутой на голову овчины, который смотрит тяжёлым взглядом, как бы делясь с ним своими чувствами, причиной которых может быть является молодая женщина. Или вернее её разгульное поведение, когда она полностью отдалась веселью, не замечая ни выбившихся из-под повойника волос (не приличествующего для замужней крестьянки), ни плаксивости своего ребёнка, ни недоброго взгляда.

Произведения Трутовского никогда не отличались ни блестящей живописной техникой, ни эпохальностью замысла. Но в них всегда есть такие важные для бытовой живописи качества, как осмысленность и жизненность содержания, типичность образов, правдивость изображения. В них видна искренняя любовь к делу, тонкая наблюдательность, нередко меткое остроумие и юмор. Всё это делало его произведения популярными и вполне понятными для современников.

181f3e31495f (498x700, 63Kb)File:Trutovsky Ukrainian girl.jpg

Украинская девушка

Цитата сообщения Королевна_Несмеяна

Константин Трутовский

art-links.livejournal.com

Художник Константин Трутовский. - Все будет хорошо!

Трутовский Константин Александрович (28.1(9.2).1826, Курск, — 17(29).3.1893, с. Яковлевка, ныне Курской области) - живописец и график, представитель реалистичного направления в украинском и русском искусстве.

Родился Константин Трутовский в городе Курске. Раннее детство его прошло в Украине в имении отца в с. Поповке, на Харьковщине. Начальное образование Трутовский получил в одном из харьковских частных пансионов. Тринадцатилетним он переехал в Петербург, где учился в инженерном училище, а после окончания остался в нём репетитором в классе рисования и архитектуры, получая этим самым возможность стать вольно-приходящим учеником Академии художеств. Пять лет учёбы дали возможность ознакомиться с основами рисунка и композиции (над освоением техники живописи молодой художник работал самостоятельно).

После выхода в отставку, Трутовский в 1850 году переезжает в с. Яковлевку, вблизи Курска, где целиком отдаёт себя искусству. В 1852 году Трутовский начинает работать масляными красками. Успех живописца в большой степени объясняется тем, что сюжеты его картин были простые, не надуманные, рождённые непосредственной близостью к народной жизни.

Объединение реалистической основы с элементами романтизма открыло лирико-эпическую страницу творчества художника, посвящённую вечной теме любви. Картина Трутовского «У плетня», написана художником в 1863 году, – это волнующий и правдивый рассказ о свидании влюблённых, первом прикосновении любви, свежести первого чувства.

Художник использует излюбленный композиционный приём: простое расположение фигур, взятых крупным планом на фоне пейзажа. В погожий летний день, под синим небом, среди буйной зелени возле плетня встретились парень и девушка – молодые, красивые, сияющие любовью. Пейзаж, как всегда у Трутовского, – действенный компонент произведения, объединённый в единое целое с фигурами персонажей. Вдали под тёплым солнцем уснула речка, замечтались густые леса. Праздничная красочность одежды объединилась с синевой неба и зеленью трав. Цвет в картине несёт смысловую нагрузку, создаёт оптимистическое мажорное настроение. Живая и непридуманная настолько, что кажется выхваченной из самой действительности, характерной для Украины второй половины XIX века, картина Константина Александровича Трутовского «У плетня» имеет большое художественное, историческое и этнографическое значение. Она является одной из лучших живописных работ, созданных художником в 1860-х годах на тему жизни украинского крестьянства.

Трутовский К. А. У плетня

Трутовский отличался чрезвычайной работоспособностью. Казалось бы, он спешил уловить запечатлеть в своих картинах, акварелях и карандашных рисунках, которых исполнено им огромное количество, жизнь малороссийского народа. Кроме сцен украинской простонародной жизни, он изображал нравы мелких помещиков, выказывая в этих изображениях свою тонкую наблюдательность, остроумие и нередко поэтическое чувство. Перечислю только несколько его известных произведений: "Колядки в Малороссии" (находится в Музее имп. Александра III в С. Петербурге), "В рабочую пору" (в собрании К. Солдатенкова в Москве), "Свидание у колодца" и "Помещики-политики", акварели "После обеда, в летнюю пору" и "Благодетели" (в Третьяковской галерее в Москве).

File:Trutovsky 001.jpg

Хоровод в Курской губернии, 1860

File:Trutovsky 003.jpg

Сбор на церковь, 1863

File:Trutovsky Konstantin Na Senovale.jpg

На сеновале, 1872

File:Trutovsky 006.jpg

Городским путникам предлагают фрукты на обочине, 1873

Приезд учительницы

File:Trutovsky 005.jpg

Сельская учительница, 1883

File:Trutovsky 002.jpg

Базар в провинции, 1893

File:Trutovskyi Vinok.jpg

Надевают венок, ранее 1893 г.

File:Trutovskyi U kolodiazia.jpg

Сцена у колодца, ранее 1893

File:Костянтин Трутовський.jpg

Жанровая сцена, 1876

File:Трутовский У-плетня 1879.jpg

У плетня, 1879 г.

File:Trutovsky Kolyadki.jpg

Колядки в Малороссии, ранее 1864

Увеличить

Колядки в Малороссии, не позднее 1864 г.

Возвращение с ярмарки, 1868 г.

Сюжет картины «Возвращение с ярмарки» 1868 года является одним из излюбленных для русских художников. Сам Трутовский не раз обращался в других картинах к ярмарочной теме и мотиву шествия крестьян. Трутовский как хороший рассказчик разворачивает перед зрителем целую историю, метко подмечая разные и такие узнаваемые детали, по которым можно не только понять нынешнее состояние персонажа, но и составить представление о том, что предшествовало ему и угадать, что произойдёт позже.

По осенней грязи размякшей дороги идут украинские крестьяне с ярмарки. Они не просто возвращаются домой – они ещё несут настроение праздника. Самозабвенно наигрывает музыкант, нежно держа в больших руках инструмент. Старуха, вскинув руки, идёт за неровным ритмом мелодии скрипки в руках захмелевшего музыканта. За ними бредёт понуро мужик в чёрной шляпе в состоянии хмельного забытья, когда человек двигается по инерции за своими более трезвыми односельчанами. Внимательно всматривается тревожным взглядом мужик с рыжими усами из-под накинутой на голову овчины. Молодая женщина самозабвенно тянет песню, ни мало не обращая внимания на неудовольствие своего ребёнка. И завершает процессию пошатывающийся крестьянин с нетвёрдой поступью, не замечающий, что его одежда уже практически волочится по грязи.

Трутовский показывает крестьянское нестройное «шествие» с мягким юмором и явной симпатией к его участникам. То чарующее впечатление, которое произвела на него малороссийская глубинка, повлияло на его отношение к действительности и нашло соответствующее отражение её в творчестве художника. Он не искал недостатки, напротив, хотел показать простоту и, одновременно, мудрость народа, красоту народных обычаев и тонкий украинский юмор. Не даром он был одним из первых иллюстраторов произведений Гоголя.

Трутовский старался показать жизнь такой, какая она есть, в её лучших проявлениях. В его персонажах видны проникновенная тяга к песне и растворённость в музыке, сильные чувства и маленькие слабости, красочность их одежд и украшений. Кисть художника то мелко ложится в плетении светло-коричневой уже сильно потёртой плахты старухи, следуя направлению плетения её нитей, то кудрявится в завитках овчины, написанной в тёплых желтовато-коричневых тонах, то мелким красным бисером рассыпается в бусах на шее молодой женщины.

Из всех персонажей картины красотой одежды, её добротностью и даже богатством по крестьянским меркам выделяется молодая женщина. Белый, ложащийся мягкими складками войлочный халат, повязанный золотисто-жёлтым платком в сочетании с красной клетчатой плахтой, выглядывающей из-под неё рубахой с шитьём, красными бусами и тёмно-красным повойником составляют самое красочное пятно в картине. В одежде женщины доминирует красный цвет – цвет праздника и радости. Несмотря на не бедственное положение в ней чувствуется крестьянская бережливость – она идёт босиком, а черевики несёт в руках, чтобы не испортить их в осенней слякоти.

При кажущейся простоте мотива и стремлении показать жизнь с лучшей её стороны, Трутовский как внимательный и добросовестный бытописатель не обходит её негативных сторон. Не всё в этой картине однозначно: на фоне холодного осеннего пейзажа, - серо-сизого низкого неба с тяжёлыми тучами, низко накрывающими как пологом землю, туманных далей, смывающих очертания деревьев и холмов, и чёрно-коричневой, разъезжающейся под ногами мокрой земли, беззаботность и веселье крестьян теряют незамутнённость ощущения радости и праздника.

В одежде крестьян есть видимые признаки беспорядка, которые объясняются не столько их состоянием в данный момент, сколько усиливают впечатление бедности. Безудержное веселье присуще как раз самым бедным из них. Особенно неприглядно выглядит одежда скрипача с его залатанными портами и плешивой шапкой. Часть гардероба старухи явно с чужого плеча: большие не по ноге сапоги, синий мундир с позолоченными пуговицами. Это несоответствие вносит диссонанс в восприятие картины – в одно время радость и какая-то обречённость. Крестьяне как будто в забытьи: музыка и хмель позволили им уйти от проблем повседневной жизни. Они идут чередой, не замечая ничего вокруг, и только один взгляд обращён непосредственно к зрителю - рыжеусого мужика из-под накинутой на голову овчины, который смотрит тяжёлым взглядом, как бы делясь с ним своими чувствами, причиной которых может быть является молодая женщина. Или вернее её разгульное поведение, когда она полностью отдалась веселью, не замечая ни выбившихся из-под повойника волос (не приличествующего для замужней крестьянки), ни плаксивости своего ребёнка, ни недоброго взгляда.

Произведения Трутовского никогда не отличались ни блестящей живописной техникой, ни эпохальностью замысла. Но в них всегда есть такие важные для бытовой живописи качества, как осмысленность и жизненность содержания, типичность образов, правдивость изображения. В них видна искренняя любовь к делу, тонкая наблюдательность, нередко меткое остроумие и юмор. Всё это делало его произведения популярными и вполне понятными для современников.

181f3e31495f (498x700, 63Kb)File:Trutovsky Ukrainian girl.jpg

Украинская девушка

Цитата сообщения Королевна_Несмеяна

Константин Трутовский

slavikap.livejournal.com

Описание картины Константина Трутовского «На кладке»

Описание картины Константина Трутовского «На кладке»

Трутовский Константин Александрович известный русский живописец и график. Данная работа выполнена в простом народном стиле, который художник очень часто любил использовать.

Автор использует простое расположение фигур крупным планом на фоне пейзажа. Художник изобразил на полотне простых рабочих крестьян. Образы людей выполнены достаточно естественно, а краски подобраны точно, как в живую. Сюжет картины красочный и интересный.

Автор картины умело изобразил летний солнечный день в деревне, чистое голубое небо затягивает нас и манит своей синевой. Солнышко светит ярко и тепло, и на душе становится так тихо и спокойно. Небольшая речка протекает вдоль рощи, зеленая трава красиво ложится над рекой, кругом стелется как ковровой дорожкой зелень. Кругом все зелено и прекрасно, тихо и спокойно, погода просто отличная выдалась в этот день. Помимо красивой природы мы еще видим на картине четырех людей.

Молодые крестьяне, девушка и парень, беззаботно и радуясь жизни спокойно отдыхали на природе. На полотне мы видим юношу, сидящего на перекладине и вдруг, на него неожиданно налетает с дубинкой в руке женщина, она серьезна и чем-то очень сильно обеспокоена. Женщина снимает с парня его шапку и замахивается на него со всей силой. Но парень как бы вопросительным взглядом спрашивает у нее за что???

Здесь мы можем только догадываться, что женщина-это мать девушки, а мужчина схвативший юную барышню на руки ее отец. И сразу нам становится понятно, что эти двое молодых любят друг друга. Они решили сбежать ото всех подальше, чтоб хоть чуть-чуть побыть вместе, молодые хотели провести этот прекрасный солнечный день только вдвоем, без лишних глаз.

Кругом тишина, все так спокойно и прелестно, их души кружат над небом радуясь, что они вместе, что они любят. И тут неожиданно для всех их покой нарушают ее родители, которые уже обыскались свою дочь. Они забирают ее домой, и идиллия молодых на этом заканчивается. Но все равно помимо всех запретов девушка и парень любят друг друга очень сильно. И эта картина нам показывает, как же хорошо любить кого-то и что тебя любят и что красота и любовь спасет мир.

opisanie-kartin.com

Художник Константин Александрович Трутовский - История и этнология. Факты. События. Вымысел.

Переселенцы в Курской губернии. Государственный Литературный музей, Москваregnum_picture_148647264751706_big (274x420, 90Kb)(справа «Портрет Ф. М. Достоевского», (1847), бумага, итальянский карандаш — Государственный Литературный музей.)Окончив в 1845 году курс этого заведения и его офицерских классов, оставлен при нём в качестве репетитора и стал усердно посещать классы Императорской Академии художеств. Считался в ней учеником профессора Ф. А. Бруни и готовился быть историческим живописцем, хотя чувствовал в себе влечение предпочтительно к жанру.В 1849 году уехал в родительское имение, где малороссийские природа и народный быт произвели на него столь сильное впечатление, что сделались главным источником, из которого он с этого времени главным образом почерпал содержание для своих произведений. Вскоре он вышел в отставку и поселился в деревне, лишь иногда являясь в Москву и Санкт-Петербург с рисунками и картинами.В 1861 году за картину «Хоровод в Малороссии» (находится в Третьяковской галерее в Москве) Академия возвела его в звание академика. С 1871 года по 1881 год он служил инспектором Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а затем снова жил и трудился в своем имении.Хоровод в Курской губернии. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Трутовский отличался чрезвычайной плодовитостью: картин, акварелей и карандашных рисунков исполнено им несчетное количество. Кроме сцен украинской простонародной жизни, он изображал типы и нравы мелких помещиков, выказывая в этих изображениях свою тонкую наблюдательность, остроумие и нередко поэтическое чувство. К сожалению, недостаточность полученной им художественной подготовки и привычка — особенно в последнее время — работать спешно, не справляясь с натурой, во многих случаях уменьшают достоинство его хорошо задуманных и ловко исполненных произведений, из которых достаточно будет указать на картины: «Колядки в Малороссии» (находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге), «В рабочую пору» (в собрании К. Т. Солдатенкова в Москве), «Сорочинская ярмарка», «Свидание» и «Помещики-политики», и на акварели «После обеда, в летнюю пору» и «Благодетели» (в Третьяковской галерее в Москве).

На сеновале. Тюменский музей изобразительных искусств

Семья художника

К. А. Трутовский был женат на племяннице жены известного критика и общественного деятеля С. Т. Аксакова Софии Алексеевне Самбурской. Сын художника — Владимир Константинович (1862-1930) — искусствовед, нумизмат, секретарь Московского археологического общества. Женат на Александре Владимировне Мошниной, племяннице святого Серафима Саровского. От этого брака у Владимира Константиновича были две дочери — Надин и Наташа.Скончавшегося в родовом имении Яковлевка художника, похоронили в Обоянском Богородицко-Знаменском мужском монастыре, полностью уничтоженном большевиками в 1924 году.

Трутовский. Кобзарь над Днепром. 1875. Национальный музей Тараса Шевченко, Киев, УкраинаВыздоравливающая. Северо-Осетинский республиканский художественный музей, ВладикавказКолядки в Малороссии. Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургПечальная история. Бурятский республиканский художественный музей имени Ц.С. Сампилова, Улан-УдэСельская учительница. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, КазаньПереселенцы из Курской губернии. Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургЯрмарка в Малороссии. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург_Konstantin Trutovskii (1826-1893). The snowstorm . Oil on canvas .55.5 x 91.1 cm.1887 В метель.JPGВозвращение с ярмарки. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. РадищеваВ половодье. Курская государственная картинная галереяСбор на церковь. Запорожский областной художественный музейМалороссийский пейзаж. Сочинский художественный музейСцена у колодца. Бурятский республиканский художественный музей имени Ц.С. Сампилова, Улан-УдэУ кабака. Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургИгра в карты. Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургБазар в провинции.jpgПомещики-политики. Иркутский областной художественный музей им. В.П. СукачеваСорочинская ярмарка. Государственный Литературный музей, МоскваСорочинская ярмарка Государственный Литературный музей, МоскваУкраина. Бердянский художественный музей имени И.И. БродскогоСтранница. Симферопольский художественный музейСвидание. Харьковский художественный музейСлепой бандурист. Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургУ реки. Херсонский областной художественный музей имени А.А. ШовкуненкоМагарыч. 1870-е. Национальный художественный музей Украины, КиевСвадебный выкуп. 1881. Национальный художественный музей Украины, Киев

Женщина с полотном. 1870-е. Национальный художественный музей Украины, КиевНадевают венок Харьковский художественный музей, УкраинаЧерез мостик. 1875. Национальный художественный музей Украины, КиевУкраинец с люлькой. 1876. Днепропетровский художественный музей, УкраинаУкраинская девушка у плетня. 1872. Бердянский художественный музей им. И.И.Бродского, УкраинаПортрет старухи в чепце. Иркутский областной художественный музей им. В.П. СукачеваДевушка со снопами. Национальный музей во Львове им. Андрея Шептицкого, Украина

Девочка с сапкой. Харьковский художественный музейУ плетня. Тамбовская областная картинная галереяПан и казачок. Национальный художественный музей Украины, КиевКрестьянская девочка. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. ВрубеляУрок музыки. Сцена в хате. Ульяновский областной художественный музейНадевают венок. Харьковский художественный музейТрутовский_Вечер накануне-Ивана-Купала.jpg

Здесь можно прочитать более полную информацию о художнике...http://vsdn.ru/authorcolumn/573.htm

hist-etnol.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта