Перламутр и Жемчужины: картинки и интересные факты. Жемчужина картина


Описание картины Михаила Врубеля «Жемчужина»

Описание картины Михаила Врубеля «Жемчужина»

Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы.

Считается, что вдохновил на написание картины Врубеля подарок Волошина – очень красивая крупная морская раковина, изнутри покрытая сверкающим перламутром. Раковина напомнила художнику о море, нарисовала в его воображении морские пейзажи, запахи и звуки. Врубель загорелся желанием перенести красоту и сияние перламутра на полотно, но это оказалось не так просто. При каждом повороте руки раковина меняет свой цвет. А при перемене освещения играет совсем по-другому.

Живописец приходит к выводу, что планы раковины можно передать различными переходами оттенков белого и черного. Врубель делает множество набросков раковины углем и карандашом, прежде чем взяться за кисть. Раковину, написанную красками, он решает не оставлять в черно-белом варианте. Художник использует сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов. Раковина выглядит такой натуральной, что кажется, будто при повороте головы она будет изменять свой цвет. Спираль жемчужины устремляет взгляды к центру

Врубель изображает раковину намного больше натуральных размеров, и она напоминает ему морской терем с загадочными обитателями. Тогда художник вписывает в картину морских царевен. Царевны изображены внизу полотна и дают всей конструкции твердую опору. Фигуры не слишком удались Врубелю, их позы чересчур горделивы и величественны. Сам художник был очень недоволен недостойными своего дивного жилища царевнами.

Картину Врубель пишет уже на исходе жизни, это одно из последних его творений, поэтому он работает над ней долго, прорисовывая детали вновь и вновь. Он ищет в ней саму природу, легкость и теплоту, волшебство. Современники с восторгом принимают творение, выставленное в 1905 году на выставке Союза художников.

opisanie-kartin.com

Жемчужина Врубель Картина

Живопись русских художников Картина Михаила Врубеля «Жемчужина». Холст, масло.

Показанная на выставке Союза русских художников в 1905 году пастель «Жемчужная раковина» (или просто «Жемчужина», как ее называют) — маленькое чудо искусства, так же как и сама натуральная морская раковина — маленькое чудо природы. Кто когда-нибудь держал в руках и рассматривал такую ракушку, не мог не дивиться изменчивой игре цвета в ее напластованиях. Они отсвечивают и тонами моря, и закатного неба, и сиянием радуги, и мерцаниями тусклого серебра. Настоящая пещера сокровищ в миниатюре. Для Врубеля вся природа была пещерой сокровищ, и в переливах раковины он увидел как бы сконцентрированным разлитое в природе волшебство. («Это волшебство» — так сам он говорил о «Жемчужине»). Надо было его только «скопировать», однако это как раз такой случай, когда копирование равносильно творчеству: цветовые нюансы перламутра неуловимы, варьируются при каждом повороте раковины, каждой перемене освещения.

Вникая в строение раковины, художник понял, что ее отливы зависят от фактуры, образуемой наслоениями перламутра,— где-то поверхность совершенно гладкая, где-то шероховатая, перистая, слоистая: у нее есть планы. Но планы можно передать и градациями темного и светлого; если найти их очень точно, то впечатление будет аналогично цветовому. Врубель вновь встречался с задачей «черно-белой красочности», которая, как мы помним, решалась им в иллюстрациях к Лермонтову. Только на этот раз она была еще сложнее. Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде чем написать ее в цвете. Увлеченный, он говорил Яремичу, что все дело в сложности структуры раковины и в соотношениях светотени. То же говорил и Н. Прахову, показывая ему листы с рисунками: «Михаил Александрович стал уверять меня, что краски вовсе не нужны для передачи цвета предмета — все дело в точности передачи рисунка тех мельчайших планов, из которых создается в нашем воображении форма, объем предмета и цвет».

Еще раньше Врубель говорил, что напишет сирень одной зеленой краской — и все же это будет самая настоящая сирень. Он подразумевал, что гамма тонов может быть разыграна в любой октаве: в пределах ли от черно-синего к бледно-голубому (как в эскизах «Надгробного плача»), или от черного к белому, или в пределах зеленого, или в пределах всего спектра,— важны верные соотношения. Таким образом, Врубель до конца оставался верен своему принципу планов, только теперь доводил их до изощренной дифференцированное, почти неуловимой для глаза. Но эффект целого неотразим.

К счастью, он не ограничился черно-белыми изображениями раковины, а написал ее в цвете, со всеми переливами лилового, голубого, розового, зеленоватого. Они воссозданы с такой иллюзией подлинности, что чудится: если повертывать картину под разным уголом, то и краски будут изменяться, меркнуть и вспыхивать, как на настоящей раковине. Картина сравнительно невелика по размерам (35x43), но все же раковина написана намного больше натуральной величины, и это усиливает впечатление волшебства, словно перед нами какой-то терем подводного царства. И в нем кто-то должен обитать! Кто же, как не дочери морского царя? «Ведь я совсем не собирался писать «морских царевен» в своей «Жемчужине»,— говорил художник Н. Прахову. — Я хотел со всей реальностью передать рисунок, из которого слагается игра перламутровой раковины, и только после того, как сделал несколько рисунков углем и карандашом, увидел этих царевен, когда начал писать красками».

Царевны возникли с такой же неизбежностью, как фея в кустах сирени, как тридцать три богатыря в пене морского прибоя, как вообще все фантастические образы Врубеля рождались из созерцания природных форм, будто изначально в них таились, и нужно было только пристально смотреть, чтобы увидеть. В композиционном отношении фигуры царевен здесь также оказались необходимы — вписываясь в овал раковины, они акцентируют нижнюю горизонталь и дают композиции опору, устойчивость. Но сами фигуры не из лучших у Врубеля — они слишком в духе модерна, несколько жеманны, игривая изысканность поз мельчит замысел: пожалуй, эти наяды не вполне достойны своего дивного грота. Художник, должно быть, сам это чувствовал. Ощущение неудовлетворенности фигурами царевен преследовало его, когда он опять заболел, и принимало болезненные формы: ему мерещилось в их позах нечто непристойное, появившееся помимо его воли (об этом рассказано в воспоминаниях В. Брюсова). Ничего непристойного, конечно, не было, но так преломлялось в помрачившемся сознании художника интуитивное ощущение, что с царевнами что-то неладно.

При всем том «Жемчужина» — одно из последних произведений — остается неподдельной жемчужиной творчества Врубеля. Он словно раскрыл этой картиной природный родник своих вдохновений, «рассекретил» чары своего колорита, неотделимого от тончайшей передачи формы.Далее →

smallbay.ru

Жемчужина и волна (картина) Википедия

«Жемчужина и волна» (фр. La Vague et la Perle) — картина французского живописца Поля Бодри, написанная в 1862 году[1]. Одна из самых известных картин, изображающих обнажённую женщину, времён Второй французской империи[2].

История

Картина была написана в 1862 году и является одной из наиболее известных полотен Бодри этого периода. В 1863 году её приобрела императрица Франции Евгения де Монтихо за 20 тысяч франков[3]. Она стала второй по стоимости картиной того времени[4]. С 1904 года картина находится в мадридском музее Прадо.

Описание

На картине изображена обнажённая женщина, лежащая на краю скалистого морского берега, обернувшаяся через плечо в сторону зрителя на фоне бьющихся о берег волн. Может быть аллюзией мифа о рождении Венеры.

Тёмно-синяя пенистая волна вынесла могучим всплеском на берег обаятельную женщину, подобную драгоценной жемчужине. Кажется, что она только что проснулась ото сна, лукавые влажные глаза улыбаются. Она дерзко высовывает светлую головку из-под закинутых кверху рук и потягивает нежным движением юношески стройное, но полное тело. Красавицы Бугро и Кабанеля кажутся восковыми, их портят искусственные прикрасы. Венера Бодри совсем живая — в ней сохранилась индивидуальная красота модели.

— [5]

Оценка критиков

Картина вызвала большой интерес современников[6]. Она получила похвальные отзывы критиков за техничность и исключительное качество[7]. Американский художник и писатель Кеньон Кокс назвал картину «самой совершенной картиной обнажённой XIX века»[1]. Он описывал некоторые особенности полотна как «благодать осанки», «округлое, но стройное тело», «видимые ямки на плечах», «аромат тонких линий и прелесть цветов», твёрдая, но таинственная лепка, «безупречность чувственной поверхности». Всё это, по его мнению, делает картину настоящим шедевром[1][8].

Искусствовед Бейли Ван Хук рассматривал картину как один из примеров изображения обнажённой, на котором женщина показана вяло возлежащей для удовлетворения вуайеристического взгляда[1]. Французский критик Жюль-Антуан прокомментировал полотно так, что, по его мнению, женщина на картине может быть «персидской модисткой… в засаде на миллионера, сбившегося с пути в этом диком месте»[9].

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 Bailey Van Hook. Angels Of Art: Women And Art In American Society, 1876-1914. — Penn State Press, 1 January 1996. — P. 45. — ISBN 978-0-271-02479-0.
  2. ↑ Museo Nacional del Prado: On-line gallery
  3. ↑ Jane Turner. The Grove Dictionary of Art: From Monet to Cézanne : late 19th-century French artists. — Oxford University Press, 2000. — P. 18. — ISBN 978-0-312-22971-9.
  4. ↑ Alison McQueen. Empress Eugénie and the Arts: Politics and Visual Culture in the Nineteenth Century. — Ashgate Publishing, Ltd., 16 August 2011. — P. 176. — ISBN 978-1-4094-0585-6.
  5. ↑ Р. Мутер. История живописи в XIX веке, перевод З. Венгеровой. — СПб., 1899. — С. 246.
  6. ↑ Nathalia Brodskaya. Manet. — Parkstone International, 2011. — P. 62. — ISBN 978-1-78042-029-5.
  7. ↑ Hubert Damisch. Damisch/Goodman: Judgment of Paris. — University of Chicago Press, 15 June 1996. — P. 64. — ISBN 978-0-226-13510-6.
  8. ↑ Kenyon Cox. Old Masters and New: Essays in Art Criticism. — Digital Antiquaria, 1 July 2004. — P. 104. — ISBN 978-1-58057-280-4.
  9. ↑ Charles Bernheimer. Figures of Ill Repute: Representing Prostitution in Nineteenth-Century France. — Duke University Press, 22 May 1997. — P. 105. — ISBN 978-0-8223-1947-4.

Ссылки

wikiredia.ru

Описание картины Михаила Врубеля «Жемчужина» Картины художников

Описание картины Михаила Врубеля «Жемчужина»

Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы.

Считается, что вдохновил на написание картины Врубеля подарок Волошина – очень красивая крупная морская раковина, изнутри покрытая сверкающим перламутром. Раковина напомнила художнику о море, нарисовала в его воображении морские пейзажи, запахи и звуки. Врубель загорелся желанием перенести красоту и сияние перламутра на полотно, но это оказалось не так просто. При каждом повороте руки раковина меняет свой цвет. А при перемене освещения играет совсем по-другому.

Живописец приходит к выводу, что планы раковины можно передать различными переходами оттенков белого и черного. Врубель делает множество набросков раковины углем и карандашом, прежде чем взяться за кисть. Раковину, написанную красками, он решает не оставлять в черно-белом варианте. Художник использует

сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов. Раковина выглядит такой натуральной, что кажется, будто при повороте головы она будет изменять свой цвет. Спираль жемчужины устремляет взгляды к центру

Врубель изображает раковину намного больше натуральных размеров, и она напоминает ему морской терем с загадочными обитателями. Тогда художник вписывает в картину морских царевен. Царевны изображены внизу полотна и дают всей конструкции твердую опору. Фигуры не слишком удались Врубелю, их позы чересчур горделивы и величественны. Сам художник был очень недоволен недостойными своего дивного жилища царевнами.

Картину Врубель пишет уже на исходе жизни, это одно из последних его творений, поэтому он работает над ней долго, прорисовывая детали вновь и вновь. Он ищет в ней саму природу, легкость и теплоту, волшебство. Современники с восторгом принимают творение, выставленное в 1905 году на выставке Союза художников.

Прислал: Шестакова Мария . 2017-10-08 21:45:50

opisanie-kartin.iusite.ru

Жемчужина и волна (картина) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Жемчужина и волна» (фр. La Vague et la Perle) — картина французского живописца Поля Бодри, написанная в 1862 году[1]. Одна из самых известных картин, изображающих обнажённую женщину, времён Второй французской империи[2].

Картина была написана в 1862 году и является одной из наиболее известных полотен Бодри этого периода. В 1863 году её приобрела императрица Франции Евгения де Монтихо за 20 тысяч франков[3]. Она стала второй по стоимости картиной того времени[4]. С 1904 года картина находится в мадридском музее Прадо.

На картине изображена обнажённая женщина, лежащая на краю скалистого морского берега, обернувшаяся через плечо в сторону зрителя на фоне бьющихся о берег волн. Может быть аллюзией мифа о рождении Венеры.

Тёмно-синяя пенистая волна вынесла могучим всплеском на берег обаятельную женщину, подобную драгоценной жемчужине. Кажется, что она только что проснулась ото сна, лукавые влажные глаза улыбаются. Она дерзко высовывает светлую головку из-под закинутых кверху рук и потягивает нежным движением юношески стройное, но полное тело. Красавицы Бугро и Кабанеля кажутся восковыми, их портят искусственные прикрасы. Венера Бодри совсем живая — в ней сохранилась индивидуальная красота модели.

— [5]

Картина вызвала большой интерес современников[6]. Она получила похвальные отзывы критиков за техничность и исключительное качество[7]. Американский художник и писатель Кеньон Кокс назвал картину «самой совершенной картиной обнажённой XIX века»[1]. Он описывал некоторые особенности полотна как «благодать осанки», «округлое, но стройное тело», «видимые ямки на плечах», «аромат тонких линий и прелесть цветов», твёрдая, но таинственная лепка, «безупречность чувственной поверхности». Всё это, по его мнению, делает картину настоящим шедевром[1][8].

Искусствовед Бейли Ван Хук рассматривал картину как один из примеров изображения обнажённой, на котором женщина показана вяло возлежащей для удовлетворения вуайеристического взгляда[1]. Французский критик Жюль-Антуан прокомментировал полотно так, что, по его мнению, женщина на картине может быть «персидской модисткой… в засаде на миллионера, сбившегося с пути в этом диком месте»[9].

  1. ↑ 1 2 3 4 Bailey Van Hook. Angels Of Art: Women And Art In American Society, 1876-1914. — Penn State Press, 1 January 1996. — P. 45. — ISBN 978-0-271-02479-0.
  2. ↑ Museo Nacional del Prado: On-line gallery
  3. ↑ Jane Turner. The Grove Dictionary of Art: From Monet to Cézanne : late 19th-century French artists. — Oxford University Press, 2000. — P. 18. — ISBN 978-0-312-22971-9.
  4. ↑ Alison McQueen. Empress Eugénie and the Arts: Politics and Visual Culture in the Nineteenth Century. — Ashgate Publishing, Ltd., 16 August 2011. — P. 176. — ISBN 978-1-4094-0585-6.
  5. ↑ Р. Мутер. История живописи в XIX веке, перевод З. Венгеровой. — СПб., 1899. — С. 246.
  6. ↑ Nathalia Brodskaya. Manet. — Parkstone International, 2011. — P. 62. — ISBN 978-1-78042-029-5.
  7. ↑ Hubert Damisch. Damisch/Goodman: Judgment of Paris. — University of Chicago Press, 15 June 1996. — P. 64. — ISBN 978-0-226-13510-6.
  8. ↑ Kenyon Cox. Old Masters and New: Essays in Art Criticism. — Digital Antiquaria, 1 July 2004. — P. 104. — ISBN 978-1-58057-280-4.
  9. ↑ Charles Bernheimer. Figures of Ill Repute: Representing Prostitution in Nineteenth-Century France. — Duke University Press, 22 May 1997. — P. 105. — ISBN 978-0-8223-1947-4.

ru.wikiyy.com

Правда ли, что серьга на картине «Девушка с жемчужной серёжкой» на самом деле не жемчужная? : shakko_kitsune

Этот образ — один из самых узнаваемых в современной культуре. Он поражает красотой, техникой, драматическим стилем, освещением, тонкой передачей мимолётности момента. Но почему же украшение в ухе у девушки выглядит не жемчужным, а, скорее, серебряным? Если это жемчуг, то не слишком ли он велик? Давайте попробуем разобраться.

Происхождение названия

Начнём с названия картины. Казалось бы, в нём есть чёткое указание на жемчуг — ведь автор-то знал, что изображал? Не так всё просто. Дело в том, что Ян Вермеер — как и другие художники того времени — не давал названий своим произведениям. Чаще всего это делали стряпчие, составляя реестр имущества клиентов. Так, в описи от 1676 года, сделанной после смерти художника, значатся «Два трони в турецком стиле» (проще говоря, портреты-фантазии). Одним из них, скорее всего, была эта работа. Позже она была известна как «Девушка в тюрбане» и «Лицо девушки».

Название «Девушка с жемчужной серёжкой» стало официальным в 1995 году, когда владелец картины — Королевская галерея Маурицхёйс в Гааге — выбрала его из многих других для каталога выставки Вермеера в Вашингтоне. Это на английском, а на нидерландском картина именуется еще однозначные — «Девушка с жемчужиной» (Meisje met de parel). Четыре года спустя писательница Трейси Шевалье закрепила название «Девушка с жемчужной сережкой» в одноимённом романе, по которому в 2003 году был снят фильм с Колином Фёртом и Скарлетт Йоханссон в главных ролях.

Как видим, название полотна не может быть отправной точкой для нашего исследования. Но прежде, чем искать разгадку серьги, стоит рассмотреть некоторые существенные предпосылки.

Кадр из фильма «Девушка с жемчужной серёжкой» (2003). Режиссер — Питер Уэббер.

Совсем немного истории

Ян Вермеер не оставил после себя ни дневников, ни других записей. Мало упоминаний о нём и в письмах современников. Известно, что при жизни он был состоятельным человеком, но умер в крайней бедности. Его вдове пришлось продать несколько картин местному пекарю, чтобы оплатить счета.

Вермеер родился в нидерландском городе Дельфте в 1632 году. Его отец торговал произведениями искусства и владел постоялым двором. Сын унаследовал оба дела и плюс к этому сам писал картины. В наше время известно лишь о 33-х работах его авторства.

Такое скудное количество можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, художник прожил лишь до 43-х лет, во-вторых, писал по два произведения в год, много внимания уделяя каждой детали. Кроме того, стоит учесть высокую стоимость красок, большую семью (11 выживших детей!), необходимость управлять гостиницей и продавать предметы искусства.

Помимо прочего, более двухсот лет творчество Вермеера практически никто не ценил, так что многие его картины могли быть перекрашены, выброшены и пущены на растопку.

Фрагмент картины «У сводни» (1656) — предполагаемый автопортрет Вермеера

«Девушку с жемчужной серёжкой» Вермеер написал приблизительно в 1665 году. Как уже упоминалось, это «трони», то есть не заказной портрет конкретной личности, а студийная работа, изображающая анонимную модель с необычным выражением лица или в странном костюме. В 1881 году картина была приобретена на аукционе всего за 2,3 гульдена (примерно 27 долларов США на сегодняшний день). После смерти покупателя полотно попало в Маурицхёйс. Его очищали и реставрировали в 1915-м, 1960-и и, что особенно важно для нас, в 1994 годах.

Вернёмся к нашей загадке

Прежде всего, давайте рассмотрим наш объект настолько близко, насколько позволяют современные технологии. Обратите внимание: серьга выглядит серебристой и отражающей свет так, словно она из металла или окрашена металлической краской. Кроме того, если это жемчужина, то она просто огромна!

«Девушка с жемчужной серёжкой», фрагмент.

Но до реставрации 1994-го года ценители искусства видели нечто совершенно иное. Слои старого лака придавали цветам на картине желтоватый оттенок, а некоторые фрагменты и вовсе стали тёмными. Кроме того, в верхнем слое лака был обнаружен чёрный пигмент, добавленный, очевидно, чтобы изменить его тон. На нижнем блике серьги заметна небольшая яркая точка, которая, как оказалось, не была фрагментом оригинальной картины. Это капля краски, попавшая туда во время более ранних реставраций. Когда её удалили, украшение обрело своё первоначальное ровное свечение.

На скриншоте с сайта Girl-with-a-pearl-earring.info отчётливо видна капля краски (фото вверху), удалённая после реставрации (фото внизу).

В общем, неудивительно, что в прошлые столетия какой-нибудь клерк мог написать в инвентаризации «Девушка с жемчужной серёжкой» — и с чувством выполненного долга отправиться на обед.

«Девушка с жемчужной серёжкой» в процессе реставрации 1994 года. Фото via The Epoch Times.

Профессор Йорген Вадум реставрирует «Девушку с жемчужной серёжкой» в 1994 году. Фото via The Epoch Times.

Жемчуг? Фарфор?

Кажется, разгадка близко. Но что насчёт размеров украшения? Могут ли натуральные жемчужины быть столь крупными? Как ни странно, да. В настоящий момент в мире известно о двух гигантах. Одна из них называется «Жемчужина Лао-цзы» или «Жемчужина Аллаха». Она была найдена в 1934 году на филиппинском острове Палаван, её вес — 6,37 кг, а диаметр — 23,8 см. Но рекорд принадлежит образованию весом в 34 кг и размером 67 см в длину и 30 см в ширину. В 2016 году власти Филиппин сообщили, что некий рыбак обнаружил его ещё 10 лет назад.

Крупнейшая в мире жемчужина весом в 34 кг. Фото via BBC.

Теоретически такие огромные перлы можно расколоть на части и отполировать. Но они встречаются в природе крайне редко и стоят целые состояния (например, «Жемчужину Лао-цзы» оценивают в 40 млн долларов, а вторую, пока безымянную, — примерно в 100 миллионов). Ещё менее вероятно, что жемчужина на картине Вермеера — искусственная. Первый задокументированный успех в культивировании жемчуга датируется 1761 годом (примерно через 96 лет после создания портрета), а первый официальный патент на этот процесс был выдан только в 1916-м.

Ещё одним вариантом может быть фарфор. В нашем представлении фарфоровые украшения — это в основном камеи. Но записи свидетельствуют, что из этого керамического материала изготавливали глазурованные и расписные бусины для ожерелий, брошей и серёг.

Ян Вермеер. Девушка с жемчужным ожерельем. Фрагмент1664

Давайте посмотрим на фрагменты других картин Вермеера — «Девушка с жемчужным ожерельем» и «Дама, пишущая письмо». У вас не возникает ощущения, что в них изображено то же серебристое украшение, что и в «Девушке с жемчужной серёжкой»? Возможно, это была семейная драгоценность, и Вермеер использовал её как реквизит.

Ян Вермеер. Дама, пишущая письмо. Фрагмент

Украшение в правом ухе «Дамы, пишущей письмо» (то, что дальше от зрителя) явно слишком крупно для обычной жемчужины.

При этом на обеих картинах помимо серёг присутствуют нитки жемчуга. И свет от бусин отражается как от натуральных драгоценностей, то есть не очень гладко и ровно, а их цвет — это цвет жемчуга. Итак, Вермеер знал, как писать жемчуг. Но вот серьги отличаются от бус металлическим отливом.

Кстати, крупные «жемчужные» серьги есть и на героинях других картин Вермеера, например, «Женщина с лютней» и «Женщина в красной шляпе».

Ян Вермеер. Женщина с лютней1660-е , 51.4×45.7 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Ян Вермеер. Женщина в красной шляпе 1660-е , 23.2×18.1 см1660-е , 23.2×18.1 см. Национальная галерея искусств, Вашингтон

Аргументы профессора Ике

Три года назад голландский астрофизик и художник-любитель Винсент Ике (Vincent Icke) из Лейдена опубликовал в журнале New Scientist статью, в которой доказывает, что «Девушка с жемчужной серёжкой» не носит жемчуга. Вот отрывок из публикации в ноябре 2014 года:

«…Главные сомнения вызывает отражение белого воротника в нижней части бусины. Если это жемчужина, то она состоит из тонких слоёв кальцита, которые рассеивают и преломляют свет разной длины, — пишет Ике. — Это создаёт знаменитый мягкий белый — жемчужный — блеск. Вместо этого мы видим яркий блик в левой верхней части украшения и отражение фрагмента одежды внизу…». Профессор Ике полагает, что серьга изготовлена из «серебра или, возможно, полированного олова».

Отражения от близко расположенного источника света на сферах. Слева — полностью рассеивающие; справа — полностью отражающее; в середине — рассеивающие на 40%. Фото: Винсент Ике, Dutch Journal of Physics​.

Вот, как на статью астрофизика отозвалась галерея Маурицхёйс на своём официальном сайте:

«Статья Винсента Ике подтверждает то, что мы писали о „Девушке с жемчужной серёжкой“ Вермеера некоторое время назад… В музейном описании картины также упоминаются нереальные размеры жемчуга. Винсент Ике приходит к тому же выводу, но через иное понимание и изучение. Маурицхёйс с большим интересом воспринял его результаты. Это иллюстрирует то, почему голландские картины XVII века так интересны: на них всё не то, чем кажется.

Маурицхёйс ранее писал, что украшение в ухе девушки Вермеера — это не настоящая жемчужина. На самом деле, как и тюрбаны, „жемчужины“ не входили в повседневный наряд голландок в XVII веке. Квентин Бувело (Quentin Buvelot, главный куратор Маурицхёйс) и куратор Ариана ван Шухтелен (Ariane van Suchtelen) отмечали: „Жемчужина в ухе девушки удивительно велика. В наше время большинство драгоценностей выращиваются искусственно, но в XVII веке они естественным образом формировались в раковинах моллюсков. Крупные жемчужины были редкостью и оказывались у самых богатых людей планеты. В XVII веке были довольно широко распространены более дешёвые стеклянные перлы, обычно из Венеции. Их делали из стекла, которому придавали матовость. Вполне возможно, что у девушки такая жемчужина ручной работы“».

Казалось бы, на вопрос можно дать однозначный ответ? Вовсе нет.

Возражения

Отвечая на аргументы Винсента Ике о размере серьги, Ариана ван Шухтелен указывает: картина — скорее, игра воображения, нежели портрет. Крупное украшение могло быть просто художественным преувеличением. «Ике определённо прав, если считать, что здесь один в один изображена реальность», — говорит куратор. Но эта работа, по её словам, отчасти выдумка: «Я уверена, что Вермеер намеревался передать в красках иллюзию жемчужины».

Ян Вермеер. Маленькая улочка в Дельфте

Считается, что знаменитая «Маленькая улочка в Дельфте» — отчасти плод воображения Вермеера. Но профессор Франс Грийзенхаут (Frans Grijzenhout) из Университета Амстердама утверждает, что обнаружил её по записям «Реестра дноуглубительных работ в Дельфте» 1667 года.

Ариане ван Шухтелен вторит другой крупный специалист по Вермееру — куратор Национальной галереи искусств в Вашингтоне Артур Уилок (Arthur K. Wheelock Jr.). Он считает, что Вермеер больше интересовался впечатлением от работы, чем «точностью передачи», а потому жемчужина такая крупная и блестящая. В конце концов, это главный элемент картины, и если бы художник дотошно изобразил перламутровую поверхность, это выглядело бы «немного скучно». «Я не уверен, что вы захотели бы получить крупный нечёткий объект прямо в центре, — говорит Уилок. — Мы должны помнить, что он художник, а не фотограф или эксперт по жемчугу. Это не его занятие».

В свою очередь Винсент Ике не сдаётся: «Если человек заявляет, что это — жемчужина, но Вермеер написал её как серебро, я бы нашёл это весьма спорным». Тем не менее, астрофизик признаёт, что в этом вопросе никогда не будет поставлена точка. «Этот человек мёртв уже четыре столетия. Я полностью согласен признать, что эксперимент в этом случае ничего не доказывает», — заключает учёный.

Но из какого бы материала ни было изготовлено украшение нашей героини, в массовом сознании она останется «Девушкой с жемчужной серёжкой». И если вам не нравится это название, можете называть её по-другому. Например, «Голландской Моной Лизой».

По материалам dailykos.com, newstatesman.com, mauritshuis. nl и ряда других источников.Автор: Влад МасловИсточник - Артхив

shakko-kitsune.livejournal.com

Картинки, Фото и полезные сведения

Автор: Артём.

Издавна жемчужины считались драгоценными камнями и довольно часто использовались при производстве ювелирных украшений.

Люди заметили то, что некоторые моллюски путем выделения перламутра нейтрализуют посторонние предметы, которые пробираются к ним в раковину.

На фото можно увидеть жемчужину в раковинеПосторонними предметами могли оказаться и случайная песчинка, и какой-то морской жучок, желающий перекусить мясом мидии.

Картинка жемчужины в раковине:

Химический состав жемчужины включает и органические, и минеральные вещества, которые ухитряются вести раздельное существование и не прикасаться друг к другу.

Большинство людей в наше время почему-то уверенны в том, что наслоение перламутра может быть только белым – однако это всего лишь распространенная ошибка.

Какого цвета бывает?

Цветовая гамма включает в себя самые разнообразные цвета, вплоть до черного. Нередки белые, желтоватые, розовые, стальные, золотые оттенки.

Самым редким и самым дорогим считается голубой жемчуг. Его можно назвать и самым привлекательным из-за необычного оттенка.

Помимо естественной добычи жемчуга в природе вот уже на протяжении последней сотни лет он успешно культивируется в промышленном масштабе (в основном, в Японии).

Внутрь жемчужницы, обычно, укладывают бусинку, созданную из прессованных раковин. Затем моллюсков опускают в воду.

На фото изображена жемчужина в раковинеПроходит небольшое количество времени и бусину, покрытую слоями перламутра, достают из моллюсков.

Историй и притч, связанных со сказочными по размеру жемчужинами множество, но фактических подтверждений им нет, так как продолжительность жизни перламутрового чуда не превышает двухсот лет — после истечения этого срока сокровища разрушаются.

Природный жемчуг морского происхождения добывают в Персидском заливе, Красном море, на берегах Японии и Шри-Ланки.

Наличием пресноводных украшений в своих водоемах могут похвастаться Россия, Германия, Китай и некоторые страны Северной Америки.

Фальшивый жемчуг

Кроме искусственного жемчуга существуют и другие способы создавать жемчужные украшения по минимальной себестоимости. Например, имитировать его.

Так выгляди стеклянный жемчуг

Пять веков назад популярной была имитация из стекла, внутрь которой помещался парафин.

Нередко применяется для этого и гуанин, извлекаемый из рыбьей чешуи и придающий перламутровый блеск обычному стеклу.

Обнаружить имитацию можно было лишь путем тщательного и продолжительного анализа жемчужины с лупой в руках.

Кроме жемчуга в целях инкрустации украшений используется и внутренняя сторона раковины моллюска, которая практически имитирует состав жемчужины.

Обрабатывается перламутр обычными стальными инструментами и резцами.

Большие запасы перламутровых раковин хранятся в Канаде и Европе, Азии и Мексике, а также на востоке США.

Изделия из жемчуга

Очаровательное изделие из жемчуга: фото

Ювелиры научились создавать идеальные композиции из перламутра и серебра, а также сочетая его с камнями для поделок, таких, как малахит, бирюза или агат.

Пример такой реализации можно увидеть на этом фото изделия из жемчуга.

Более смелые решения предлагают оформление драгоценных камней в оправу из перламутра.

Инновационным направлением стало использование перламутровой мозаики для улучшения дизайна ювелирных изделий.

Кроме этого, из перламутра делают пуговицы, клавиши музыкальных инструментов — на Востоке им украшают шкатулки и веера, женские гребни для волос и панно.

Понравилась статья? Жми Лайк: Еще больше интересных статей в разделе: Интересно знать

Похожие публикации

libertempo.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта