Жемчужина и волна (картина). Картина жемчужина
"Жемчужная раковина" Врубель М.А. | Жемчуг — мифы, легенды, история...
Врубель Михаил Александрович (1856-1910)
Врубель М.А. — уникальный, универсальный русский художник. Он рисовал акварели, писал картины и панно, расписывал стены храма, создавал театральные декорации, занимался прикладным искусством, скульптурой, архитектурой. Михаил Александрович Врубель (родился в 1856 году в Омске — умер в 1910 году, в Санкт-Петербург)
Способности к рисованию проявились еще в детстве. Учился Врубель легко, был в классе первым, окончил гимназию с золотой медалью.(Кстате, Михаил Врубель поступил в гимназию в Санкт-Петербурге, а завершил гимназическое образование в Одессе, в Ришельевской гимназии. Не могу не упомянуть об этом. Врубель еще ни один раз посетит Одессу).
Здание Ришельевской гимназии 1910 г. Одесса
Здание бывшей Ришельевской гимназии. Одесса. Наши дни.
После окончания гимназии Михаил поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, видимо этого требовала семейная традиция, а вот поступление в Академию художеств — это было осознанное решение 24-летнего Врубеля. С 1880 года он становиться вольнослушателем. В Академии он учится четыре года и учиться у Чистякова Павла Петровича, учениками которого были Васнецов В.М., Поленов В.Д., Репин В.И., Серов В.А. Официально Академию Врубель не закончил. В 1883 году его пригласили в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви ХII века. Работа длилась пять лет. В 1890 году Врубель переезжает в Москву. В 1891 году вместе с другими художниками иллюстрирует юбилейный двухтомник сочинений М.Ю.Лермонтова. Иллюстрации Врубелем были выполненны черной акварелью ( блестящая графика ). В 1890 художник впервые приезжает в Абрамцево, в имение мецената Саввы Мамонтова, и увлеченно занимается майоликой и керамикой.В 1896 году участвует во Всероссийской нижегородской выставке. На выставке, приуроченной к коронации Николая II, Врубель написал два панно ( вернее, пытался написать) «Микула Селяниновича» и «Принцессу Грёзу». Работы были вынесены из павильона выставки, вывезены и дорабатывались уже в Москве и в Абрамцево. Высокое жюри выставки сочли обе работы Врубеля чудовищными и забраковали их, а сам Врубель приобрел шумную известность . В 1896 году он переезжает в Санкт-Петербург к С. Мамонтову, где и знакомиться со своей будущей женой — певицей Надеждой Ивановной Забелой. И хотя ему было 40 лет, а ей -28 уже через полгода после их знакомства состоялось венчание в Швейцарии, там они провели и медовый месяц. (В 1901 году у них родился сын Савва, но через два года супруги потеряли единственного ребенка).
Царевна-Лебедь Врубель М.А. 1900 г.
Надежда Ивановна Забела
Первые симптомы болезни обнаружили себя еще в 1898 году, это были просто сильные головные боли, потом появиться бессонница, возбуждение. В 1902 появились первые признаки душевного расстройства. Болел Врубель долго и мучительно. Знаменитый психиатр В.М.Бехтерев, к которому отвели Врубеля, поставит страшный диагноз — болезнь не излечима (третичный сифилис, видимо не до конца вылеченный в молодые годы ). В 1906 года Врубель ослеп, не узнавал друзей и родных, а в апреле 1910 года — умер. Надежда Ивановна умерла в 1913 году ( ей было всего 45 лет), она была похоронена рядом со своим супругом.
«За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи. Врубель М.А. был талантливым и неординарным человеком, прожил интересную, увлекательную и бурную жизнь. Работы художника исключительно оригинальны и самобытны ( необыкновенно красочны акварели Врубеля ). Работы Врубеля находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи в Москве и Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.
Жемчужная раковина
Михаил Врубель. «Жемчужная раковина». 1904 г. Картон, пастель, гуашь, уголь. (35х43)Третьяковская галерея г.Москва
На выставке Союза русских художников 1905 года была показана очередная работа Врубеля — «Жемчужная раковина». (или просто «Жемчужина», как ее называют, картина была написана в 1904 году). По преданию, поэт Максимилиан Волошин принес в подарок Врубелю створку большой морской раковины. Как художник, Врубель попытался передать красоту и переливчатость перламутра. К тому же, раковина будила воображение художника, так появились морские девы. Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде чем написал ее в цвете. »Жемчужная раковина» — маленький шедевр умирающего художника.
Блюдо «Садко»
Блюдо «Садко», 1899-1900 годы. Майолика, цветные глазури.
Еще одна прекрасная и необычная работа художник, его увлечение декоративным искусством ( керамикой и майоликой) — блюдо «Садко». В собрании Русского музея имеются еще два экземпляра, отличающиеся друг от друга размерами и цветовой гаммой.
Картина Врубеля «Жемчужина»
Для картин известного художника Врубеля не страшно время, в них так много таинственности и символизма, что зритель невольно углубляется в них, стараясь найти грань между реальностью и мистикой. Одним из таких работ является картина «Жемчужина», которая считается маленьким чудом искусства и природы, созданное неповторимым врубелевским почерком.
Благодаря собственной, совершенной до предела системе рисования, Врубель создавал удивительно живые рисунки. Одновременно он великолепно владел техникой использования всех графических материалов, с помощью штрихов он создавал такие изумительные рисунки, в которых постоянно чувствовалось движение.
Врубель воспринимал природу как мир сокровищ, наполненный волшебством. Он не раз рассматривал и восхищался раковиной, считал ее настоящим волшебством. Картина «Жемчужина» очаровывает своей виртуозностью и многогранностью, в ней воссоединены природа и человек, они представлены как единое целое прекрасного, созданного природой. В ней каждый штрих сливается в оттенках, создавая реальный образ, кажется, что если представить ухо, будут слышны звуки морской глубины. С другой стороны, если перевернуть картину, можно увидеть точную конфигурацию человеческого уха.
Картина «Жемчужина» в первый раз была представлена в 1905 году на выставке Союза русских художников. Сейчас она хранится в Третьяковской галерее. Но если вы желаете иметь ее у себя дома или в офисе, или подарить близкому человеку, который неравнодушен к произведениям Врубеля, обратитесь в Artwall.ru. Компания занимается профессиональной печатью и продажей репродукции картин и может предложить вам варианты на холсте, бумаге или самоклейке.
Благодаря современному печатному оборудованию, а также высококачественным материалам, в Artwall.ru создаются уникальные работы, способные украшать стены даже элитных зданий. Вы можете смело подарить картину «Жемчужина» своим близким. Ведь жемчуг приносит счастье и добро, по крайней мере, так гласит русское поверье. Вы можете оставить заявку в интернет-магазине Artwall.ru, указав размеры, вид материала и другие особенности, и ваш заказ будет готов через 2-3 дня после подтверждения.
Жемчужина и волна (картина) - это... Что такое Жемчужина и волна (картина)?
«Жемчужина и волна» (фр. La Vague et la Perle) — картина французского живописца Поля Бодри, написанная в 1862 году.[1] Одна из самых известных картин, изображающих обнажённую женщину, времён Второй французской империи. [2]
История
Картина была написана в 1862 году и является одной из наиболее известных полотен Бодри этого периода.
В 1863 году её приобрела императрица Франции Евгения де Монтихо за 20 тыс. франков.[3] Она стала второй по стоимости картиной того времени. [4] С 1904 года картина находится в Мадридском музее Прадо в Испании.Описание
На картине изображена обнажённая женщина, лежащая на краю скалистого морского берега, обернувшаяся через плечо в сторону зрителя на фоне бьющихся о берег волн. Может быть аллюзией мифа о рождении Венеры.
Тёмно-синяя пенистая волна вынесла могучим всплеском на берег обаятельную женщину, подобную драгоценной жемчужине. Кажется, что она только что проснулась ото сна, лукавые влажные глаза улыбаются. Она дерзко высовывает светлую головку из-под закинутых кверху рук и потягивает нежным движением юношески стройное, но полное тело. Красавицы Бугро и Кабанеля кажутся восковыми, их портят искусственные прикрасы. Венера Бодри совсем живая — в ней сохранилась индивидуальная красота модели.
— [5]
Оценка критиков
Картина вызвала большой интерес современников.[6] Она получила похвальные отзывы критиков за техничность и исключительное качество. [7] Американский художник и писатель Кеньон Кокс назвал картину «самой совершенной картиной обнажённой XIX века».[1] Он описывал некоторые особенности полотна как «благодать осанки», «округлое, но стройное тело», «видимые ямки на плечах», «аромат тонких линий и прелесть цветов», твёрдая, но таинственная лепка, «безупречность чувственной поверхности». Всё это, по его мнению, делает картину настоящим шедевром. [1][8]
Искусствовед Бейли Ван Хук рассматривал картину как один из примеров изображения обнажённой, на котором женщина показана вяло возлежащей для удовлетворения вуайеристического взгляда. [1] Французский критик Жюль-Антуан прокомментировал полотно так, что, по его мнению, женщина на картине может быть «персидской модисткой... в засаде на миллионера, сбившегося с пути в этом диком месте». [9]
Примечания
Ссылки
biograf.academic.ru
Жемчужина и волна (картина) — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
К:Картины 1862 года«Жемчужина и волна» (фр. La Vague et la Perle) — картина французского живописца Поля Бодри, написанная в 1862 году[1]. Одна из самых известных картин, изображающих обнажённую женщину, времён Второй французской империи[2].
История
Картина была написана в 1862 году и является одной из наиболее известных полотен Бодри этого периода. В 1863 году её приобрела императрица Франции Евгения де Монтихо за 20 тысяч франков[3]. Она стала второй по стоимости картиной того времени[4]. С 1904 года картина находится в мадридском музее Прадо.
Описание
На картине изображена обнажённая женщина, лежащая на краю скалистого морского берега, обернувшаяся через плечо в сторону зрителя на фоне бьющихся о берег волн. Может быть аллюзией мифа о рождении Венеры.
Тёмно-синяя пенистая волна вынесла могучим всплеском на берег обаятельную женщину, подобную драгоценной жемчужине. Кажется, что она только что проснулась ото сна, лукавые влажные глаза улыбаются. Она дерзко высовывает светлую головку из-под закинутых кверху рук и потягивает нежным движением юношески стройное, но полное тело. Красавицы Бугро и Кабанеля кажутся восковыми, их портят искусственные прикрасы. Венера Бодри совсем живая — в ней сохранилась индивидуальная красота модели.
— [5]
Оценка критиков
Картина вызвала большой интерес современников[6]. Она получила похвальные отзывы критиков за техничность и исключительное качество[7]. Американский художник и писатель Кеньон Кокс назвал картину «самой совершенной картиной обнажённой XIX века»[1]. Он описывал некоторые особенности полотна как «благодать осанки», «округлое, но стройное тело», «видимые ямки на плечах», «аромат тонких линий и прелесть цветов», твёрдая, но таинственная лепка, «безупречность чувственной поверхности». Всё это, по его мнению, делает картину настоящим шедевром[1][8].
Искусствовед Бейли Ван Хук рассматривал картину как один из примеров изображения обнажённой, на котором женщина показана вяло возлежащей для удовлетворения вуайеристического взгляда[1]. Французский критик Жюль-Антуан прокомментировал полотно так, что, по его мнению, женщина на картине может быть «персидской модисткой… в засаде на миллионера, сбившегося с пути в этом диком месте»[9].
Напишите отзыв о статье "Жемчужина и волна (картина)"
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 Bailey Van Hook. [books.google.com/books?id=tZGqpqKhX1YC&pg=PA45 Angels Of Art: Women And Art In American Society, 1876-1914]. — Penn State Press. — P. 45. — ISBN 978-0-271-02479-0.
- ↑ [www.museodelprado.es/en/the-collection/online-gallery/on-line-gallery/obra/the-pearl-and-the-wave/ Museo Nacional del Prado: On-line gallery]
- ↑ Jane Turner. [books.google.com/books?id=ExiJFPrNrKkC&pg=PA18 The Grove Dictionary of Art: From Monet to Cézanne : late 19th-century French artists]. — Oxford University Press, 2000. — P. 18. — ISBN 978-0-312-22971-9.
- ↑ Alison McQueen. [books.google.com/books?id=VTOPDBEAKrAC&pg=PA176 Empress Eugénie and the Arts: Politics and Visual Culture in the Nineteenth Century]. — Ashgate Publishing, Ltd.. — P. 176. — ISBN 978-1-4094-0585-6.
- ↑ Р. Мутер. [books.google.com/books?id=BLLUAAAAMAAJ&pg=PA246&lpg=PA246&dq=%D0%96%D0%B5%D0%BC%D1%87%D1%83%D0%B6%D0%B8%D0%BD%D0%B0+%D0%B8+%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%8B+%D0%91%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%B8&source=bl&ots=I3GpeqBxPJ&sig=L9xUuLUdsHuuL47odD-WSxcwfn0&hl=en&sa=X&ei=0Zq-T8SpDpKf6QGlsJBl&ved=0CFIQ6AEwAg#v=onepage&q=%D0%96%D0%B5%D0%BC%D1%87%D1%83%D0%B6%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%8B%20%D0%91%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%B8&f=false История живописи в XIX веке, перевод З. Венгеровой. — СПб., 1899. — С. 246.]
- ↑ Nathalia Brodskaya. [books.google.com/books?id=qO-4l5kYmMYC&pg=PA62 Manet]. — Parkstone International, 2011. — P. 62. — ISBN 978-1-78042-029-5.
- ↑ Hubert Damisch. [books.google.com/books?id=ioVKL-oapTYC&pg=PA64 Damisch/Goodman: Judgment of Paris]. — University of Chicago Press. — P. 64. — ISBN 978-0-226-13510-6.
- ↑ Kenyon Cox. [books.google.com/books?id=b44R00h4rC0C&pg=PA104 Old Masters and New: Essays in Art Criticism]. — Digital Antiquaria. — P. 104. — ISBN 978-1-58057-280-4.
- ↑ Charles Bernheimer. [books.google.com/books?id=jaSPKb2kJ5wC&pg=PA105 Figures of Ill Repute: Representing Prostitution in Nineteenth-Century France]. — Duke University Press. — P. 105. — ISBN 978-0-8223-1947-4.
Ссылки
- [www.museodelprado.es/en/the-collection/online-gallery/on-line-gallery/obra/the-pearl-and-the-wave/ Картина на сайте музея Прадо.]
Отрывок, характеризующий Жемчужина и волна (картина)
«Надо неизбежно перешагнуть, но не могу, я не могу», думал Пьер, и заговорил опять о постороннем, о Сергее Кузьмиче, спрашивая, в чем состоял этот анекдот, так как он его не расслышал. Элен с улыбкой отвечала, что она тоже не знает. Когда князь Василий вошел в гостиную, княгиня тихо говорила с пожилой дамой о Пьере. – Конечно, c'est un parti tres brillant, mais le bonheur, ma chere… – Les Marieiages se font dans les cieux, [Конечно, это очень блестящая партия, но счастье, моя милая… – Браки совершаются на небесах,] – отвечала пожилая дама. Князь Василий, как бы не слушая дам, прошел в дальний угол и сел на диван. Он закрыл глаза и как будто дремал. Голова его было упала, и он очнулся. – Aline, – сказал он жене, – allez voir ce qu'ils font. [Алина, посмотри, что они делают.] Княгиня подошла к двери, прошлась мимо нее с значительным, равнодушным видом и заглянула в гостиную. Пьер и Элен так же сидели и разговаривали. – Всё то же, – отвечала она мужу. Князь Василий нахмурился, сморщил рот на сторону, щеки его запрыгали с свойственным ему неприятным, грубым выражением; он, встряхнувшись, встал, закинул назад голову и решительными шагами, мимо дам, прошел в маленькую гостиную. Он скорыми шагами, радостно подошел к Пьеру. Лицо князя было так необыкновенно торжественно, что Пьер испуганно встал, увидав его. – Слава Богу! – сказал он. – Жена мне всё сказала! – Он обнял одной рукой Пьера, другой – дочь. – Друг мой Леля! Я очень, очень рад. – Голос его задрожал. – Я любил твоего отца… и она будет тебе хорошая жена… Бог да благословит вас!… Он обнял дочь, потом опять Пьера и поцеловал его дурно пахучим ртом. Слезы, действительно, омочили его щеки. – Княгиня, иди же сюда, – прокричал он. Княгиня вышла и заплакала тоже. Пожилая дама тоже утиралась платком. Пьера целовали, и он несколько раз целовал руку прекрасной Элен. Через несколько времени их опять оставили одних. «Всё это так должно было быть и не могло быть иначе, – думал Пьер, – поэтому нечего спрашивать, хорошо ли это или дурно? Хорошо, потому что определенно, и нет прежнего мучительного сомнения». Пьер молча держал руку своей невесты и смотрел на ее поднимающуюся и опускающуюся прекрасную грудь. – Элен! – сказал он вслух и остановился. «Что то такое особенное говорят в этих случаях», думал он, но никак не мог вспомнить, что такое именно говорят в этих случаях. Он взглянул в ее лицо. Она придвинулась к нему ближе. Лицо ее зарумянилось. – Ах, снимите эти… как эти… – она указывала на очки. Пьер снял очки, и глаза его сверх той общей странности глаз людей, снявших очки, глаза его смотрели испуганно вопросительно. Он хотел нагнуться над ее рукой и поцеловать ее; но она быстрым и грубым движеньем головы пeрехватила его губы и свела их с своими. Лицо ее поразило Пьера своим изменившимся, неприятно растерянным выражением. «Теперь уж поздно, всё кончено; да и я люблю ее», подумал Пьер. – Je vous aime! [Я вас люблю!] – сказал он, вспомнив то, что нужно было говорить в этих случаях; но слова эти прозвучали так бедно, что ему стало стыдно за себя. Через полтора месяца он был обвенчан и поселился, как говорили, счастливым обладателем красавицы жены и миллионов, в большом петербургском заново отделанном доме графов Безухих.Старый князь Николай Андреич Болконский в декабре 1805 года получил письмо от князя Василия, извещавшего его о своем приезде вместе с сыном. («Я еду на ревизию, и, разумеется, мне 100 верст не крюк, чтобы посетить вас, многоуважаемый благодетель, – писал он, – и Анатоль мой провожает меня и едет в армию; и я надеюсь, что вы позволите ему лично выразить вам то глубокое уважение, которое он, подражая отцу, питает к вам».) – Вот Мари и вывозить не нужно: женихи сами к нам едут, – неосторожно сказала маленькая княгиня, услыхав про это. Князь Николай Андреич поморщился и ничего не сказал. Через две недели после получения письма, вечером, приехали вперед люди князя Василья, а на другой день приехал и он сам с сыном. Старик Болконский всегда был невысокого мнения о характере князя Василья, и тем более в последнее время, когда князь Василий в новые царствования при Павле и Александре далеко пошел в чинах и почестях. Теперь же, по намекам письма и маленькой княгини, он понял, в чем дело, и невысокое мнение о князе Василье перешло в душе князя Николая Андреича в чувство недоброжелательного презрения. Он постоянно фыркал, говоря про него. В тот день, как приехать князю Василью, князь Николай Андреич был особенно недоволен и не в духе. Оттого ли он был не в духе, что приезжал князь Василий, или оттого он был особенно недоволен приездом князя Василья, что был не в духе; но он был не в духе, и Тихон еще утром отсоветывал архитектору входить с докладом к князю.
wiki-org.ru
Живопись. Жемчужина - как символ благочестия и суеты.
. Это цитата
Живопись. Жемчужина - как символ благочестия и суеты.
Маргаритарное совершенство
В Древнем Риме жемчуг, или- маргаритис, как его называли в Древней Греции, пользовался большой популярностью, существовала даже специализация среди торговцев. Маргаритарии имели почетное место в знаменитом Римском Форуме, поскольку их предмет торговли считался не только главной драгоценностью, но и символом знатного происхождения. Желание обладать этим магическим самоцветом охватило все слои империи, и Юлию Цезарю довелось ввести запрет на ношение жемчуга для женщин, не принадлежавшим к аристократии.
Богатые гречанки и римлянки любили украшать себя жемчужными нитями, а уши — серьгами, что подтверждают древние мозаики и портреты, обнаруженные в фаюмском оазисе. К тому же они верили, что этот предмет роскоши делает их не только более привлекательными, но и придает блеск глазам и охраняет от мук безответной любви.
Греческая Богиня любви Афродита (в римской мифологии — Венера) появилась из моря, встряхнула головой, и падающие капли из ее прекрасных золотых волос превратились в драгоценные жемчужины. Легенды всегда красивы, но, как иначе объяснить происхождение столь совершенного самоцвета? К тому же блеск драгоценных камней тогда еще не был столь ярок — шлифовать научились намного позже.
«Ты где была, Жемчужина, когда я ждал тебя?» — вопрошал К. Бальмонт.
И все (или почти все) женщины ждут свою жемчужину — кто-то, чтоб поразить своего Антония, а кто-то — чтобы украсить маленькое черное платье от Шанель. Неудивительно, ведь, согласно античной традиции, жемчуг носила рожденная из морской пены богиня любви Афродита. Этот самоцвет и в мире искусства с давних пор занял свое почетное место — пусть не ключевое, но весьма активное.
Все лучшее – Всевышнему
Неуемную роскошь Древнего Рима сменил аскетизм христианской доктрины. Но и тут нашлось место загадочному дару морей. И в христианской символике жемчуг, прежде всего, символизирует слово Божье и Царство небесное, духовное рождение и просвещение. Именно поэтому, исполняя религиозные сюжеты, художники нередко в углу картины размещали украшения с непременным присутствием перлов: в Средневековье и в период Ренессанса жемчуг был символом праведности, символом Христа и Девы Марии, ценных знаков любви к Богу. Жемчужины украшали одежду священника, алтари и другие церковные предметы.
Пьетро делла Франческа, «Мадонна с младенцем и святыми», 1472. Пинакотека Брера в Милане.
Пьеро ди Козимо. Святая Мария Магдалина. (Портрет женщины, одетой как Магдалина") 1490-е. Темпера. Национальная галерея античного искусства
Оклад Бориса Годунова с цатами Михаила Федоровича и ризами XVIII века. (Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг. Чеканка, гравировка, чернь, эмаль, золочение)
Честь фамилии
Но наибольшую популярность в изобразительном искусстве жемчуг обрел, как символ чистоты и непорочного зачатия. Целомудрие было очень важным для представительниц фамилий эпохи Ренессанса, поскольку сексуальное поведение рассматривалось в рамках христианских норм и подразумевалось как отражение чести не только своей семьи, но и всей социальной группы. Поэтому, заказывая портреты своих женщин, отцы, братья, мужья, считали немаловажным, чтобы достоинства представительниц семьи подчеркивались символами чистоты и тем самым поднимали социальный статус семьи в целом. Такие же требования предъявлялись и к так называемым «свадебным портретам» — жанр в живописи, где, как правило, подчеркивались достоинства избранницы, и жемчуг в этом закодированном лексиконе занимал ключевое место.
Бартоломеус Спрангер, Бьянка Капелло. Великая Герцогиня Тосканы (1548−1587).
После смерти своей третьей жены, Джейн Сеймур, Генрих VIII неоднократно посылал Ганса Гольбейна за рубеж — зарисовывать предполагаемых королевских «невест». Так, в 1539 г. Гольбейн был послан в Дюрен, чтобы нарисовать портрет Анны Клевской. Когда Анна прибыла на церемонию собственного бракосочетания, произошел конфуз: найдя невесту больше похожей не на свой портрет, а на «толстую фламандскую кобылу», Генрих VIII отказался жениться. Этот инцидент сильно пошатнул престиж Гольбейна.
Непорочная, но плодовитая
Особую многозначность жемчуг приобрел в качестве атрибута Мадонны: непорочной, преданной и целомудренной. Но тут следует учесть, что те драгоценности, которыми украшали Богоматерь на картинах, отличались от украшений, которые бытовали: они были крупнее, форма совершеннее, а белизна — безукоризненна. Совершенство жемчужин как зеркало отражало совершенство Девы Марии и невозможность достижения универсала простыми смертными. Ведь идеальной христианке следовало быть и непорочной, и матерью одновременно, плодовитой — и в то же время лишенной вожделения. Безукоризненные жемчуга Непорочной отражали нереальность самого библейского персонажа. Не зря морской самоцвет называли камнем невест Христовых, и особо он почитался в женских монастырях.
Карло Кривелли (Carlo Crivelli; Ок. 1430, Венеция — ок. 1495, Асколи-Пичено) — итальянский художник. Кривелли всегда подчёркивал своё происхождение — его работы подписаны «Карло Кривелли Венецианец» (Carolus Crivellus Venetus). Его работы полны символов, которые не всегда поддаются расшифровке.
Фра Филиппо Липпи (1406−1469)
Жан Фуке (около 1420 — между 1477 и 1481). Мадонна с младенцем. Королевский музей изящных искусств. АнтверпенВ течение некоторого времени считали, что Мадонна — это портрет Агнессы Сорель, возлюбленной французского короля Карла VII. Среди оснований для подобного утверждения, в частности, то, что именно Агнесса Сорель установила моду на платья с открытой грудью: в таком платье изображена Мадонна на полотне Фуке. Ее поклонником был также и некто Шевалье — первый покровитель Фуке. Картина была написана художником в год смерти Агнессы, поэтому вполне возможно, что она была заказана в память о ней.
От Божьего престола – к царскому
Драгоценности всегда были показателем статуса, и маргаритос свои царственные позиции никому уступать не собирались. Не бисер все-таки! Можно сколько угодно нырять и потрошить раковины, но не только собрать идеальное ожерелье, но даже подобрать пару серег — дорогого стоит. Природа ведь, не любит повторов. А камни шлифовать научились толком лишь в XV веке. Так что в эпоху Возрождения жемчуг пользовался стабильной популярностью. Что поражает на портретах того времени — костюмы дам буквально прошиты жемчугом, их шеи украшают длинные ожерелья в несколько рядов, буквально килограммы!
"Армада". Портрет Елизаветы I. Джордж Гоуер (1540-1596)
Учитывая смысловое значение жемчуга, немудрено, что Елизавета I — королева-девственница, — без жемчуга вообще не появлялась на люди. Считается, что жемчужная нить, которую и сегодня и можно увидеть на королеве-матери, — из наследства Марии Медичи.
Мария I Тюдор в 1554 году вышла первый раз замуж за наследника испанского престола Филиппа. Тогда она и получает самую большую жемчужину в мире — Перегрину. Мария начала традицию, согласно которой все испанские королевы в дальнейшем позировали для парадных портретов, надев украшение, включавшее чудесную жемчужину.
Франсуа Клуэ (1515-1572). Портрет Елизаветы Австрийской. Лувр
Французская королева Мария Медичи на праздник крещения своего сына Людовика XIII надела платье, украшенное тридцатью тысячами жемчужин, большая часть из которых досталась ей как свадебный подарок от дяди — Папы римского Климента VII. Что интересно: часть этого приданого в последствие осела в шкатулках европейских монархов.
Однако, в XVI-XVII редкий до этой поры самоцвет становится более доступным: конкистадоры грабят богатейшие храмы ацтеков и из Америки в Европу попадают около двух тысяч килограммов только жемчуга. Наступил «Век Жемчуга». Доселе ограничивающие роскошь королевские указы уже не в силах остановить моду на перлы. А тут еще в XVII веке в Париже был запатентован метод получения фальшивого жемчуга (в стеклянный шарик наливали измельченную и разведенную маслом рыбью чешую). И понеслось… Серьги с поддельным жемчугом девушки носили повсеместно. В те времена не одеть серьги для женщины являлось равносильно тому, что выйти в общество без одежды.
И мягкий отблеск домашнего очага
Художники тоже полюбили этот самоцвет, поскольку только он может подчеркнуть всю прелесть и добродетель настоящей женщины. Такой, от которой исходит неповторимое тепло — тепло хранительницы домашнего очага. Она не может быть порочна по определению, от неё струится чистый свет просветления и гармонии. Она так же идеальна, как округлость перламутровой сферы. Её окружают дети и заботливый муж, её дом — «полная чаша» — чаша взаимопонимания и спокойствия… Всё это отражается в тихом отблеске жемчужного ожерелья. Именно поэтому почти все героини голландского художника Яна Вермеера Делфтского (1632 — 1675) изображены с украшениями из перлов.
Все - суета
К XVIII веку эра жемчуга закончилась — его импорт из Индии, Китая и Нового Света существенно сократился, поскольку силы природы не безграничны. Аристократия изменила вкусы, отдав свои предпочтения бриллиантам, — так появился новый символ власти. Отныне дворовый этикет предписывал носить жемчуг уже на полуофициальные приемы и мероприятия.И хотя бриллианты блестели ярче, шло время, менялась мода в одежде, но она не слишком коснулась любимого всеми дара Афродиты. Это видно по картинам художников, на которых неизменно присутствуют тщательно выписанные украшения и аксессуары позирующих: бусы, браслеты, сережки, медальоны, сеточки для волос, роскошные жемчужные воротники.
XIX век внес свои поправки в моду на украшения. Европейские аристократия и буржуа, пережив вихри революций, бросались из одной крайности в другую. В моде начали входить полудрагоценные камни и, даже чугун (!!!) как ювелирный металл. Но никто не отменил ювелирные украшения как показатель статуса семьи. Более того, в свете считалось неприличным появляться с «голой шеей», и перлы в этом случае подходили как нельзя лучше. А вот искусство начало изменяться. На первый план стали выходить не столько социальные приметы портретируемых, сколько их внутренний мир, душевное состояние. И в портретах второй половины 19 века, особенно европейских, — украшения встречаются редко. Так закончилась живописная слава жемчуга.
Кому слезы, а кому – игры патриоток
В России этот самоцвет всегда пользовался успехом, и пристрастие к нему имело глубокие корни, поскольку добывался он в северных реках испокон веков. Интерес к жемчугу то затухал, то усиливался. Так, в период войны 1812 года патриотическое движение дало толчок к возрождению национальных традиций. При этом украшения из жемчуга стали неотъемлемым элементов игры в народное искусство, правда, в отличие от крестьянских, они дополнялись застежками из драгоценных металлов и нередко компоновались с бриллиантами. Любовь к маргаритос сопровождала русских монархов до конца.
kolybanov.livejournal.com